Содержание
LiveInternetLiveInternet
Bo4kaMeda
01
Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собо́р) — православный храм
перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве.
Собор в честь Казанской иконы Божией Матери стоит в углу Красной площади и часто «теряется» на фоне более масштабных сооружений: Кремль, ГУМ, Государственный Исторический музей. Но собор важен для истории страны и Церкви не меньше, чем его «соседи». Он — один из главных памятников воинской славы, свидетель старообрядческого раскола и гонений на Церковь в XX веке.
Деревянный Казанский собор был построен на средства военачальника Дмитрия Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. Его возвели на месте бывшего здания торговых рядов, однако у ограды храма ещё долго находился рынок.
В собор поместили Казанскую икону Божией Матери — главную войсковую святыню Второго народного ополчения. Она была доставлена Пожарским из Введенской церкви на Лубянке. Собор освятил патриарх Филарет в октябре 1625-го. С момента открытия и до 1765 года к собору устраивались крестные ходы: в день обретения иконы в Казани — 8 июля, и в день взятия Китай-города — 22 октября.
02. Икона Богородицы Казанская
После пожара в 1630 году собор перестраивали под руководством зодчего Абросима Максимова. По другой версии, руководили работами мастера Семён Глебов и Наум Петров. Главный престол был освящён в 1636-м в присутствии царя Михаила Фёдоровича и патриарха Иоасафа, а северный придел Аверкия Иерапольского — осенью 1637 года. Образцами для строительства служили Малый собор Донского монастыря и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.
Через десять лет справа от главной церкви был освящён придел святых казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, разобранный в конце XVIII века при расширении Никольской улицы.
03. Святые Гурий и Варсонофий
В середине XVII века в Казанском соборе служили не принявшие церковную реформу патриарха Никона протопоп Иоанн Неронов, а после него Аввакум Петров. В храме они были арестованы и отправлены в заточение.
04. Сожжение протопопа Аввакума Пётр Мясоедов, 1897 год
Казанский собор изначально был святыней воинской. Здесь триста лет благословлялись защитники Отечества. Осенью 1812 года, во время Отечественной войны, перед Казанской иконой служили молебен о спасении Российской империи, на котором присутствовал полководец Михаил Кутузов. И этой же соборной иконе служился молебен на Бородинском поле перед сражением.
Перед оккупацией Москвы французами Казанскую икону спрятали в доме протоиерея Мошкова. Алтарь собора был превращён в конюшню. По свидетельству Александра Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола».
05. Портрет М. И. Кутузова
Р. М. Волков, между 1812 и 1830
8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.
В 1925 году на средства обновленческого прихода началась реставрация собора под руководством Петра Барановского, в ходе которой зданию планировалось вернуть первоначальный облик.
06. Пётр Дмитриевич Барановский (1892 — 1984) — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества.
Петр Дмитриевич Барановский вёл свои работы на соборе тщательно. Даже лесов не ставил, чтобы не дать тогдашним богоборческим властям повода к неудовольствию и остановке дела – облик главной площади, мол, портят эти леса, и следует убрать их вместе с собором. Оттого, Барановский работал на верёвках с поясом. И шаг за шагом открывал глазам наблюдателей прекрасный исторический лик шедевра.
Но работы эти двигались медленно. У Петра Дмитриевича была особенность – он одновременно восстанавливал по нескольку объектов, часто отъезжал. Этот мастер невероятной работоспособности спешил спасти как можно больше.
Помимо Казанского собора, Барановский заканчивал восстанавливать ценнейшие храмы, палаты в Ярославле, разбитые артиллерией красных ещё при подавлении мятежа в начале гражданской войны. Попутно создавал первый в истории музей под открытым небом в Коломенском. А ещё – успел восстановить первоначальный вид палат князя Троекурова во дворе здания бывшего Госплана. И тут же, рядом с Красной площадью, в Охотном ряду, открыл под поздней штукатуркой невзрачного на вид фасада чудесный дворец князя Василия Голицына, вельможи и фаворита царевны Софьи.
07. П. Д. Барановский во время консервации шатра Введенской церкви.
Автор В. Рудченко. 20 в.
А далее наступил двадцать девятый год – чёрная дата в судьбе реставраторов, музейщиков, да и всей исторической Москвы и России. Известно, что идеологи большевизма объявили всю русскую дореволюционную историю мракобесной. В Кремле взорваны старейшие Чудов и Вознесенский монастыри. Разорены гробницы Великих Княгинь и Цариц.
На месте Чудова, основанного митрополитом Алексием, воспитателем князя Дмитрия Донского, Ворошилов уговорил Сталина строить для размещения кавалерийского полка казармы и конюшни. Над этим прожектом съязвил в своём письме, пытаясь заступиться за памятники, директор Ленинской библиотеки старый большевик Невский. В ответ Сталин затаил злость на того, но от конюшен отказался.
Далее, сносят часовни у Спасских и Никольских ворот Кремля. Эти часовни строились в память изгнания Наполеона и победы над ним.
Следом, Каганович и Моссовет принимают секретное до поры решение очистить Красную площадь от культовых сооружений. Это связано с завершением строительства мавзолея и разработкой ритуалов советских праздников. Уничтожены Воскресенские ворота со старинной Иверской часовней. Приговорён Казанский собор. Реставрационные работы Барановского остановлены.
Академики Грабарь, Щусев, профессор Сычёв и другие пытались спасти Казанский собор, часовни и ворота. Апеллировали к их высокой эстетике. На это Каганович ответил: «А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов одновременно вливались на Красную площадь».
Защита памятников оканчивается трагически. Большинство реставраторов арестовано. Профессоры Анисимов и Клейн расстреляны. Составлен список для дальнейшей чистки. Имя Барановского в нём значится под номером восемь.
И уже совсем скоро Центральные реставрационные мастерские, созданные Грабарём, будут закрыты.
Но перед этим, осенью тридцать третьего года, в список обречённых на уничтожение памятников попал Покровский собор, чаще именуемый собором Василия Блаженного. И Барановский, в прошлом подпоручик-сапёр Отечественной германской войны, даёт свой новый бой. Не добившись приёма в Кремле, он заявляет руководству Моссовета: «Это преступление и глупость одновременно. Можете делать со мной, что хотите. Будете ломать – покончу с собой». И следом посылает подобную телеграмму Сталину.
Петр Дмитриевич был арестован в Коломенском на сборке деревянной башни, привезённой из Беломорья. Это случилось четвёртого октября тридцать третьего года. Начались изощрённейшие допросы, жестокие условия содержания в камере. Всё было нацелено на слом его психики.
08. Осужденный Барановский 1933
Но Барановский выдержал. Ровно через полгода, четвёртого апреля тридцать четвёртого он получил приговор: три года лагерей в Мариинске, этом когда-то центре каторжан-декабристов. Перед отправкой по этапу ему впервые дозволили встретиться с женой. Он встретил её вопросом: «Собор цел?». Жена успокоила его.
Удивительно, что обречённый шедевр уцелел. В этом есть несомненная заслуга и Барановского. Он был освобождён досрочно. Правда, жить в Москве запрещено. И он поселился в Александрове, где ежедневно обязан был отмечаться у оперуполномоченного.
Первым делом Пётр Дмитриевич отправился из Александрова в Москву на такую долгожданную встречу с Красной площадью. Уже из Исторического проезда увидел собор Василия Блаженного. Двинулся к нему, радуясь.
И в это же самое время заветной встречи разбирали его Казанский собор. И разбирали те самые каменщики, с которыми он работал на восстановлении, расчистке. И только сейчас, как вспоминал потом сам Барановский, он понял, какую ошибку допустил прежде – не сделал в своё время обмеров!
И вот целых два месяца Пётр Дмитриевич ежедневно ездит первым поездом в столицу. А это – два с лишним часа в один конец! И зарисовывает, обмеривает уничтожаемый памятник, с которым было связано так много радостных дней жизни!
Он проводил обмеры на свой страх и риск. Постоянно рисковал свободой. И каменщики не выдали своего мастера-реставратора.
В 1936 собр был снесен. Через год на месте храма по проекту архитектора Бориса Иофана построили павильон в честь III Интернационала. В 1937-м Моссовет принял решение о строительстве на месте снесённых храмов летних кафе. Одно из них построили на углу Красной площади с Никольской улицей — был сооружён высокий подиум, частично включивший в себя остатки подклета, который отделали мрамором. А на месте алтаря оборудовали общественный туалет.
В тысяча девятьсот восьмидесятом году Пётр Дмитриевич Барановский (когда ему исполнилось уже восемьдесят восемь лет) передал все рисунки, обмеры своему ученику, архитектору и реставратору, Олегу Игоревичу Журину. Именно по этим документам Журин в девяностые годы восстановил Казанский собор Красной площади на его исконном основании. И теперь эта святыня навсегда связана в истории не только с именем доблестного князя Дмитрия Пожарского, но и великого гражданина Петра Барановского.
В 1991 году был торжественно освящён крест на фундаментах главного престола и установлена закладная плита. Храм воссоздали за три года, освятив в ноябре 1993-го. Его восстановили в формах середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой папертью. Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку Сергею Алексеевичу Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е годы расписали храм в ретроспективной, канонической манере. Возобновлённый собор был освящён патриархом Алексием II 4 ноября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери и в память избавления Москвы и России от поляков в 1612-м. Он стал первым из утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.
09. Федор Яковлевич Алексеев – Cеверная сторона Красной Площади. 1802
(Казанский собор справа)
10. Казанский собор после перестроек начала XIX века (фото из альбома Николая Найдёнова), 1882 год
11. Казанский собор в конце XIX века
12. Во время крестного хода
13. Казанский собор и Никольская улица 1900-е
14. Казанский собор
15. 1910-е
16. 1910-е
17. Казанский собор и Никольская улица
18. Казанский собор 1910
19
20. Казанский собор и Никольская улица
21. Казанский собор и Никольская улица
22. 1920-е
23. Реставрация Казанского собора.1928—1929 год
24. Казанский собор на Красной площади в начале реставрации 1927-1928
25. Казанский собор на Красной площади в начале реставрации
26. 1929
27. Фото 1920-х годов
28. Фото 1920-х годов
29. Казанский собор, торговые лавки, здание Никольских рядов.
Фото 1930-х
30. Казанский собор. Вид с Никольской улицы 1930-е
31. Южный фасад. Фото после реставрации 20-х годов
32. Отреставрированный Казанский собор перед сносом 1936
33. Снос Казанского собора в 1936 году
34. Кафе на месте Казанского собора
1937-1941
35. Раскопки фундамента Казанского собора. 1989
36. Фундамент будущего Казанского собора 1991
37. Временная часовня на Красной площади у восстанавливаемого Казанского собора 1991
38. Статья в «Известиях» о воссоздании собора
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57. Иконостас, 2015 год
58. Богослужение
59. Иконная лавка
60. Арка ГУМа. Церковь КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
61
Казанский собор в Москве
Казанский собор, Москва. Фото: Евгений Измайлов / Соборы.Ru
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.
Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.
В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.
Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.
Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.
Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора.
Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.
В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.
В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.
Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.
В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.
В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.
В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.
Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.
В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.
Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.
Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.
По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.
4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.
В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.
В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.
Ну что ж, назвался груздем — полезай в кузов. Церковь рядом с ГУМом — это Храм Казанской иконы Божией Матери или Казанский собор на Красной площади.
Вот этот собор во всей своей красе.
Фото: David Castor.
А теперь немного истории. Мы все учили историю в школе. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то забыл… У большинства в голове остались лишь разрозненные факты.
В 1552 году Иван Грозный берет Казань. Казань вошла в состав России.
В 1579 году после пожара в Казани на пепелище была обретена Казанская икона Божией Матери. По преданию 9-летней девочке Матроне во сне явилась Богородица, которая велела ей пойти на пепелище и найти там икону. Девочка с мамой пошла в то место, начали разгребать остатки от пожара и нашли неизвестную ранее икону. Образ назвали Казанской иконой Божией Матери. На месте ее обретения был основан Казанский Богородицкий монастырь. Практически сразу после обретения иконы было отмечено множество чудес, происходящих от нее. Сейчас Казанская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых в Русской Православной Церкви.
Дни празднования Казанской иконы: 21 июля (8 июля по старому стилю) — день обретения иконы и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — день освобождения Москвы. Об этом событии мы расскажем по-подробнее.
После смерти Ивана Грозного в истории нашей страны началось так называемое Смутное время. Прекратилась династия Рюриковичей. К власти приходит Борис Годунов. Большой любовью в народе он не пользовался, на сцену выходит череда самозванцев: Лжедмитрий I, который женился на Марине Мнишек, Лжедмитрий II (Тушинский вор) и даже Лжедмитрий III. Затем страной правит Семибоярщина.
Тогдашняя «элита» нашей власти считала, что своего ничего хорошего в России не может быть по определению, нам обязательно надо взять все, в том числе и правительство, с запада. Поэтому решили пригласить на русский трон польского королевича Владислава. Польша в те времена была одним из самых сильных европейских государств.
Вам ничего эта ситуация не напоминает? 400 лет прошло с тех пор, а мысли у некоторых наших сегодняшних власть предержащих все те же самые: все надо брать с Запада.
Трудные времена наступили на Руси. Поляки бесчинствовали, грабили, насиловали. Все бояре присягнули польскому королевичу. Казалось, нет и не будет просвета, закончилась Россия.
Патриарх Гермоген начал рассылать грамоты по городам и селам России, призывая народ на борьбу с поляками. Такие же грамоты рассылались и из Троице-Сергиевой Лавры.
Одна из этих грамот дошла до нижегородского купца Кузьмы Минина. Он организовал народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский.
Народное ополчение Минина и Пожарского отправилось на Москву. И шли они с Казанской иконой Божией Матери. 4 ноября (22 октября по старому стилю) Москва была освобождена. Минин и Пожарский изгнали поляков из столицы. В память об этом событии 4 ноября (22 октября по старому стилю) в России стали отмечать празднование Казанской иконы Божией Матери. А в современной истории с 2005 года 4 ноября отмечается День народного единства.
Памятник Минину и Пожарскому возле Храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Фото: Ctac.
Закончилось смутное время на Руси. Возродилась Россия. В феврале 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романова.
В честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов на Красной площади в 1625 году был воздвигнут деревянный храм Казанской иконы Божией Матери, на средства князя Дмитрия Пожарского. После пожара в 1634 году царь Михаил Романов начал строительство нового каменного Казанского собора. В дальнейшем храм несколько раз достраивался и реконструировался.
Советская власть не пощадила этот храм. В 1936 году он был снесен. На его месте построили общественный туалет. Можно сказать, что это был главный туалет Москвы, центральный туалет на Красной площади. Это был один из самых известных туалетов города — напротив ГУМа, его знали все москвичи и туристы. Я сама его хорошо помню.
В 1989 году власти Москвы приняли решение о восстановлении Казанского собора на Красной площади. Туалет снесли, место огородили забором, поставили временную деревянную часовенку с Казанской иконой Божией Матери, подле которой стоял ящик для сбора пожертвований на восстановление храма. Я сама несколько раз, бывая в ГУМе, на Красной площади, оставляла там немного денег на строительство этой церкви. Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади был восстановлен в 1990-1993 гг. на народные пожертвования и средства Правительства Москвы. Освятил храм Патриарх Алексий II 4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией матери.
Не так давно, в момент очередной информационной пропаганды в СМИ против Русской Православной Церкви, я встретила в интернете один идиотский комментарий, наглядно характеризующий отношение некоторой части нашей молодежи к своей истории. В социальной сети под старыми фотографиями бассейна «Москва» одна девица написала с возмущением: «Нынешние власти лишили нас такого шикарного бассейна!».
Я была в бассейне «Москва » пару раз в студенческие годы. Москвичи называли его «грязной лужей». Это название полностью себя оправдывало. Для плавания он был фактически не пригоден. И тот факт, что во времена всеобщего дефицита в этот бассейн в любое время очень дешево можно было купить билет, говорит сам за себя. Вот просто: приходишь в кассу, покупаешь билет и тут же идешь в бассейн. В остальные бассейны билеты надо было доставать!!! Записываться заранее, отстаивать очередь и т.п. Один раз, просто интересу ради, в бассейн «Москва» можно было сходить. Но не более того, во второй раз туда уже не тянуло.
Так вот, я с уверенностью могу заявить, что наши власти лишили современную молодежь не только грязной лужи в центре столицы под названием бассейн «Москва», но и самого крупного общественного туалета на Красной площади. И лично я об этом нисколько не жалею.
Фото: Marijan.
Интересное по теме:
ГУМ сегодня
Рядом с храмом
Я тут живу за углом, совсем рядом. Но как называется храм, к сожалению, не в курсе. А вы знаете, что здесь рядом есть еще синагога? Нет, я сам не из синагоги, просто подумал, вам интересно. У меня папа буддист, он культуролог, а я так, крещусь иногда, но неправославный
Многим горожанам церковь рядом с их домом кажется похожей на задраенную подводную лодку. А ведь она открыта для всех.
Мы провели небольшой опрос. Около храмов расспрашивали жителей соседних домов, работников близлежащих офисов и магазинов: замечают ли они, что рядом с ними храм? Что о нем знают? А внутри храмов мы пытались выяснить у прихожан: заходят ли сюда люди с улицы и как здесь встречают впервые пришедших? (Имена и названия приводим так, как услышали от наших собеседников.)
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади
Никита, сержант милиции. Стоит в оцеплении, никого не пускает на Красную площадь:
— Храм какой? Так, сейчас подумаю. Вон там за воротами Иверская часовня, значит, это храм Воскресенский, да, точно Воскресенский. Я по всему городу работаю и здесь часто бываю, вот как сейчас, в оцеплении. В церкви я бываю очень редко. Собственно, в 2001 году я покрестился, меня мать уговорила, когда я в Чечню уходил. С тех пор только один раз и был у друга на свадьбе. И сегодня, кстати, тоже заходил. Дверь в храме нужно было перекрыть, потому что площадь сегодня не работает. Но в храм все равно попасть можно с бокового входа, я специально проход оставил. Сам храм-то красивый, но вера эта мне не нравится, незачем мне туда ходить. Так — традиция только.
Юлия, продавец в ГУМе, в отделе Chanel:
— Как этот храм напротив называется, я не знаю. Не хожу в него. Разве что изредка свечку поставить. Но знаете, на работе времени у нас свободного нет, а забегать в храм на пять минут мне кажется неправильным. В храме надо слушать службу, а не наспех, на ходу с работы или на работу. Поэтому я лучше в выходные неспешно схожу в наш, около дома. Так, чтобы не бежать, чтобы можно было спокойно постоять, подумать.
Елена, экскурсовод, сидит между ГУМом и храмом на Никольской, предлагает провести обзорные экскурсии по Москве:
— Конечно, я знаю, как называется этот храм — Казанский. В нем хранится почитаемая икона — тоже Казанская. Я вообще-то прихожанка храма в Ботаническом саду, я там живу. Но в спальных районах очень много людей в храмах в наше время. Просто толпа — не пробиться на службу! Здесь гораздо меньше толкотни, как-то свободнее. Можно молиться, а не осуждать окружающих. А туристы мне не мешают. Я их и не замечаю, я же в храм прихожу молиться, поэтому на них внимания не обращаю. Я здесь уже пять лет на этой точке работаю. Знаю многих, кто работает рядом, заходила как-то вечером по дороге домой в этот храм, раз или два, поставила свечку, послушала немного службу, а потом начинала и постоянно сюда ходить. Здесь батюшки очень хорошие. Как их зовут? Не знаю. Раньше был отец Аркадий настоятелем.
Ирина, продавщица в церковном книжном киоске рядом с храмом на улице:
— В окрестностях действительно мало жителей, хотя в нашем доме на втором этаже живут две семьи. Но прихожан у нас много, едут со всей Москвы. У нас священники замечательные. Хотя Красную площадь часто перекрывают, как сегодня, в храме все равно служат. У всех сотрудников храма, у батюшек и у певчих есть пропуска. Мы проходим за оцепление и все равно служим. В обычное время туристов в храме много, конечно, это да… Бывает, набегут, как цыгане, настоящий табор! Я им: «Потише, потише». Но мешают все равно. А парады, митинги, куранты — это все нам за толстыми стенами не слышно. Храм и есть храм. Служба идет своим чередом.
Иерей Иоанн СИРОТА, клирик храма:
— Вы видите только внешнее, а на самом деле и по соседству с Красной площадью есть внутренние дворики, где живут люди. У Исторического музея, например, есть здесь свои жилые фонды. Многие местные жители — наши прихожане, некоторые даже работают в храме. Наш храм имеет некоторую миссионерскую направленность. Вот, скажем, приехал человек на экскурсию, зашел в храм, здесь все тихо спокойно, служба идет своим чередом, ему понравилось и потом сам приезжает и остается прихожанином. Не все же ходят по месту жительства, кому-то нравится храм, кому-то священники. Среди местных как мы проповедуем? Например, в нашей лавке почти все время можно услышать православные песнопения, динамики стоят и на улице, многие обращают внимание и заходят, а так, возможно, прошли бы мимо. Службы мы никогда не отменяем, даже если проходят митинги какие-то или парады, все равно всегда служим и двери храма никогда не закрываем. Иногда в целях безопасности перекрывают площадь, но на охрану первых лиц государства мы влиять не можем, стараемся оставить открытым по возможности боковой вход. Храм остается храмом, на Красной площади он, или в Рязани, или в селе каком-нибудь. Люди приходят сюда спасать свою душу, и на них же никак не написано, продавец он соседнего магазина, депутат или местный житель. Мы рады всем одинаково.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, метро «Автозаводская»
Максим, постовой, охраняет въезд на территорию завода «Динамо», откуда видны купола Симонова монастыря:
— Где находится храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове? Не знаю где. Улица, да, Восточная, если дом шесть у вас записано, так вам, наверно, в ту сторону идти. Что это за купола? Не могу сказать, наверно это и есть дом шесть, других-то не видно.
Иван, гуляет по парку возле стен Симонова монастыря с ребенком-инвалидом. Показал, как пройти на территорию завода:
— Я живу рядом, мы здесь с сыном часто гуляем в парке. Храм этот на заводе называется Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В Старом Симонове — потому что раньше здесь был Симонов монастырь, потом его перенесли, а храм остался на старом месте, на месте Симонова монастыря. Весь район в этот храм ходит! И я тоже. Замечательный храм! Вы зайдите обязательно! Вот почитайте, что здесь на табличке у входа написано: «…в храме покоятся мощи святых героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби». Видите, какой храм, исторический! Но как зовут батюшку я, к сожалению, не помню.
Елена, с малышом на детской площадке возле завода, перед входом в храм:
— Вон по той дорожке можно в церковь пройти. Идите по тропинке и налево через тоннель на территорию завода, а там и храм увидите. Я живу вот в этом высоком доме, поэтому хожу на службы в этот храм. Как называется церковь, сказать точно не могу, а завод этот называется «Динамо», на нем делают двигатели для трамваев. Вы зайдите внутрь — там монашки, они вам все подскажут. Как батюшку зовут, тоже не помню, я вон никак не могу вспомнить, кто из них моего сына крестил!
Галина, продавщица в церковной лавке при храме:
— Я здесь давно работаю. Но отца Василия нет. Это не мы находимся на территории завода, а завод на нашей! Раньше наш храм был скитом Симонова монастыря. Здесь ведь лес был, когда преподобный Сергий Радонежский благословил основать в этих краях монастырь. В советское время монастырь закрыли, и храм тоже, построили на этом месте завод. А в 89-м году вернули обратно, но как прихожанам попасть в церковь? Пришлось построить мост-галерею над заводом. Шестьдесят ступенек вверх и только потом спускаешься на территорию храма. Теперь удалось выгородить проход, коридор, через него можно попасть в храм по земле. Наши прихожане в большинстве местные жители, заводчане реже ходят, они ведь по всему городу живут, в разных районах Москвы.
Валерий, начальник охраны храма:
— Батюшки сейчас нет, приходите к пяти на службу, если хотите с ним поговорить, и прихожан наших увидите. Когда строили завод, здание храма не разрушили, так как его прочные стены решили использовать на благо пролетарского государства. В полу храма установили компрессор. Его потом перенесли в соседнее здание, слышите шум? Вот это работает компрессор. Но нам во время службы заводской шум не мешает, я думаю, и наш колокольный звон не мешает им, а только радует. Не весь же день гул моторов и компрессоров слушать! Я не слышал, чтобы наши батюшки ходили с проповедью на завод.
Ольга и Нина, работают на заводе «Динамо» :
— В храм-то этот пройти вам никак не получится. Он же на территории нашего завода, а у вас пропуска нет. Но мы сами тоже туда не ходим. Что там делать-то? Я даже не знаю, как он называется, этот храм, хотя работаю давно. У нас никто не ходит.
Иерей Владимир СТРОИЛОВ, клирик храма Рождества Богородицы в Старом Симонове:
— Я иду по улице в рясе — это миссионерская деятельность. Если мирянин, проходя мимо храма, перекрестился — это тоже миссионерская деятельность. А вот приставать на улице, врываться в квартиры, проводить воспитательную работу — это не нужно. Человек должен сам созреть.
Наш храм находится на территории завода, и мы во многом от него зависим. Но прихожан с завода у нас мало, больше жители окрестных районов. В храм рабочие приходят в форме, их сразу видно. Хотя на большие праздники или на заупокойные службы рабочие даже просят открыть ворота, чтобы им можно было не обходить территорию, а сразу заходить в храм (ведь у наших обычных прихожан нет пропусков на завод, и они проходят по специальному коридору). Но такое бывает редко. На закрытой заводской территории у нас есть еще часовня преподобного Сергия. На праздник мы служим там молебен с крестным ходом и за святой водой приходит много людей.
Храм Живоначальной Троицы в Братееве, метро «Марьино»
Лена и Люда, гуляли с детьми на детской площадке за храмом:
— Храм, кажется, Троицы… Мы здесь живем рядом, приходим гулять с детьми на детскую площадку за храмом. Там хорошо, травка зеленая, и машины далеко. Территория храма огорожена, поэтому за детей спокойней, пока они здесь играют. Шесть лет назад здесь был вагончик, потом деревянный храм, теперь его украсили, облицевали, и он выглядит, как будто каменный. У нас двое батюшек — отец Олег, настоятель, и отец Матвей — или Максим?
Неля, сотрудница тренажерного зала напротив входа в храм:
— Не знаю я, как храм называется. И никто вам не скажет: кроме меня, нету тут никого. Ну и что, что рядом. Сходите да спросите у них самих. Закрыто уже? Ну, может, табличка какая-то висит. Мне неинтересно, я и не спрашиваю.
Алиян, прохожая, живет в доме через улочку, из окна квартиры видно храм:
— Не могу вам подсказать, как он называется. Я в него не хожу, я мусульманка. В мечеть, к сожалению, тоже не хожу, мы только год назад переехали из Казани. Там я ходила, а здесь и не знаю, где она. Мне показывали дорогу, но я пока не съездила еще.
Лидия, сидит за свечным ящиком в храме:
— Наш храм называется Живоначальной Троицы. Недавно заложили крест, будем строить большой храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. У нас спальный район, людей очень много живет, а храм совсем маленький. Во время больших праздников многим даже приходится стоять у входа. Иногда местные жители уезжают в другие храмы неподалеку, в Марьино например, все-таки там собор, он больше. Настоятель, отец Олег, служит не только здесь. Поэтому службы у нас не каждый день. Но храм всегда открыт.
Валентина, пенсионерка, живет в Братееве с 86-го года, одна из первых, кто переехал в новый район:
— Это храм Живоначальной Троицы. Я переехала сюда с сыном и с мамой. Мы помогали отцу Олегу строить храм в Сабурове, а когда он шесть лет назад начал строить этот храм, с радостью помогали и здесь. Носили кирпичи, делали все, что нужно. Я работаю в гостинице «Спорт» уборщицей и стараюсь поскорее закончить смену и прийти сюда. Помогаю в храме, все делаю, что просят. А денег за свою работу не беру. Мы же тут живем! Надо храму помогать. Он пока что один у нас. Хорошо бы все-таки нашлись благотворители, чтобы построить большой храм. Мало места в нем — жителей-то много.
Нина, пенсионерка, живет рядом с храмом, сидит во дворике на лавочке у фонтанчика:
— Этот храм называется — храм Предтечи. Мы живем здесь уже больше десяти лет. Я сама ходила по квартирам, собирала на него деньги, когда отец Олег только собирался строить. У батюшки трое детей. Здесь все знают батюшку. Храм-то только один в округе. И тот маленький очень, к сожалению. Не помню такого времени, чтобы в нем было мало людей. Всегда страшная давка. В центре храмов много, можно выбрать, а у нас только один, хорошо, что такой замечательный достался! Вы были уже внутри? Как уютно, правда?!
Иерей Олег ВОРОБЬЕВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Братееве:
— Миссионерство в городе? Я не очень понимаю, зачем оно нужно в стране, где уже отпраздновали 1000-летие Крещения? Тем более в первопрестольной ее столице. Мы занимаемся с детьми почти во всех в школах района Братеево, преподаем основы Православия — это необходимо, на мой взгляд, но больше ни на какое миссионерство нас не хватает.
Храм Тихвинской Божией Матери в Алексееве, метро «ВДНХ»
Петр, водитель экскурсионного автобуса, на стоянке возле гостиницы «Космос» :
— Я уже много лет вожу по России туристические группы, про многие церкви знаю, в Дивееве бывал, в Оптиной пустыни. Я сам москвич, но о храме, про который вы спрашиваете, я ничего не знаю. Если он тут совсем близко — пойдите туда и спросите у них у самих, как он называется. Я в церковь-то особенно не хожу. Очень у нас много работы. Вчера вечером закончил смену, сегодня в пять утра уже снова выехал. Но сам я крещеный. Зачем? Ну, традиция, толку-то от этого мало, наверно. Хотя недавно у меня родился внук и я настоял, чтобы его тоже покрестили, в храме, где Пушкин венчался. Знаете такой?
Жанна, отвечает на вопросы туристов в столе информации гостиницы «Космос» :
— Честно говоря, как храм называется, не представляю, как батюшку зовут, тоже. Я иногда захожу туда, свечи ставлю.
Алла, продавец в сувенирной лавке гостиницы «Космос» :
— Это храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Только если вы хотите туда попасть – он, наверно, закрыт еще, служба в четыре или в пять начинается. Но я точно не знаю, потому что редко в нем бываю.
Валентина, продавец продуктового ларька в 200 метрах от храма:
— Конечно же, я знаю этот храм! Я стараюсь туда регулярно ходить. В нем служат три священника, но имена их сейчас не вспомню. Храм этот называется Алексеевский, очень древний. Исторический храм, он был построен в честь рождения Петра I.
Дмитрий, пенсионер, красит оградку на могиле жены на территории храма:
— На этом кладбище у меня похоронены жена и племянница. Дело в том, что раньше я жил в доме напротив. Но когда умерла моя жена, перебрался в Орехово. Теперь вот очень далеко стало ездить, к сожалению, редко здесь бываю. В церковь эту я не захожу, приезжаю только на кладбище. Я сам неверующий. Так исторически сложилось, что моя жена здесь, поэтому, раз уж хоронили при храме, отслужили панихиду, отпели. Кладбище это Алексеевское. Наверно, и храм так называется.
Татьяна, живет рядом на проспекте Мира. На кладбище рядом с храмом искала могилу какого-то «известного иеромонаха», просто гуляла и решила зайти:
— Вы не подскажите мне, где здесь могила иеромонаха? И что значит иеромонах — это такой священник, да? На этом кладбище похоронена дочка моей приятельницы, когда я бываю здесь, захожу в церковь, ставлю свечи за упокой, за здравие. Почему свечки ставлю? Ну, традиция такая есть. Вы думаете, надо верить, да? Я никогда не общалась с местными священниками. Мне ближе католичество: у них можно в храме сидеть и священники современные, подтянутые, не то что наши… Возможно, это потому, что я восемь лет провела в Польше, ко всему присматривалась. Посмотрите, вот у меня и крестик католический. Я родилась 15 августа, это день возвышения Девы Марии (имеется в виду Успение. — Ред.). Здорово, да? У католиков большой праздник в этот день.
Настя, дежурная по храму:
— Раньше на этом месте находилось село Алексеевское, отсюда название кладбища, а храм был построен в XVII веке итальянскими архитекторами в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее чудотворный образ хранится у нас в главном приделе. Раньше было небольшое кладбище при храме, но за три века оно так разрослось, что теперь у нас как будто храм при кладбище. И местные жители приходят, и те, кто на кладбище зашел. Не могу сказать, кого больше. Часто иностранцы приводят из гостиницы «Космос». Храм никогда не закрывался. Это царский храм, у нас, вон посмотрите на верху, даже ложа есть царская. Храм наш очень интересный. Туристы прикладываются к чудотворной иконе. Не знаю, все ли они православные. Наверно, экскурсовод им объясняет, что это великая святыня.
Лилия, туристка из Аргентины:
— Если храм, о котором вы говорите, действительно древний, было бы очень интересно его посетить, но в план экскурсионных поездок он не входит. Нас возили в Кремль, на Красную площадь, очень жалко, что мы не знали, что совсем рядом с гостиницей находится интересный архитектурный памятник, ведь сегодня мы уезжаем. В Аргентине сейчас зима, холодно. Нам в России очень понравилось!
Иерей Иоанн ЧИГИНОВ, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском:
— Мы не занимаемся миссионерством в близлежащих районах. Вы предлагаете ходить с листовками, как сектанты? Мы находимся в городе, который уже просвещен верой Христовой. Здесь множество храмов, на Соловки сейчас за веру не ссылают, полно всевозможной литературы.
Наш храм находится на кладбище, и хотя здесь похоронено много людей неправославных и некрещеных, почти все, кто приходит на могилу к родственникам, заходят в храм купить свечку. Вот тут и нужно уделить им внимание — если они сами что-то спросят. Иначе, как вы себе представляете, у кого-то годовщина смерти близкого человека, а мы будем подходить к нему на кладбище и спрашивать: «Вы читали Библию? И что вам открылось при этом?» Такой подход только будет отталкивать их. Особенно если миссионер молод и пытается учить пожилых людей, к добру это не приведет. Но если у человека есть какой-то интерес, если у него есть вопросы и он зашел в храм, нужно утешить его. В наш век не хватает христианской любви, утешения и участия, а вовсе не просвещения. Это и будет лучшим миссионерством.
Храм свт. Николая в Кленниках, метро «Китай-город»
Мария, нищая бабушка. Сидит с табличкой «подайте, Христа ради!» напротив храма у входа в метро «Китай-город» :
— Это храм великомученика Алексия, то есть преподобного Алексия. Я-то обычно молюсь у нас в храме в Красносельском — Всех Святых, а в этот я внутрь не захожу, только вот рядом сижу. Прошу денежку, как видите. Кто здесь батюшки, тоже не знаю. Их разве угадаешь в толпе. Хотя погодите, я знакома здесь с одной прихожанкой. Ее зовут Ксения, она реставрирует у них рисунки на стенах. Хотя, честно говоря, я все-таки заходила внутрь несколько раз, перекрестилась.
Костя, учится на звукорежиссера, флейтист. Стоит на остановке троллейбуса возле храма, в сумке лежит армянский барабан:
— Я тут живу за углом, совсем рядом. Но как называется храм, к сожалению, не в курсе. А вы знаете, что здесь рядом есть еще синагога? Нет, я сам не из синагоги, просто подумал, вам интересно. У меня папа буддист, он культуролог, а я так, крещусь иногда, но неправославный. Здесь много людей живет, вы зря думаете, что на Китай-городе только офисы. У меня прадедушка был генерал авиации, нам тогда и дали квартиру. Между прочим, если подойти вон к той башенке и посмотреть на крест памятника героям Плевны, то он сливается со звездой на соседнем здании — очень красивый кадр можно сделать. Кстати, у вас рублей пятнадцать не найдется? Мне на маршрутку не хватает… Спасибо. Может быть, вам еще что-то рассказать про местные достопримечательности?
Елена, постоянная прихожанка храма. Стоит у входа, ждет подругу, собираются идти на молебен для беременных:
— Это храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках. Очень старинный и красивый храм. У нас есть мощи в храме — святого Алексия. Здесь служат замечательные батюшки! Я езжу из Одинцова, хотя среди прихожан у нас много и местных жителей. Это только кажется, что здесь кругом офисы. Хотя храм стоит на улице, машин внутри совсем не слышно. А вы заходите к нам! Я уверена, что вам понравится. Вот как раз сейчас начинается молебен для беременных женщин и для молодых девушек, кто хотел бы выйти замуж. У нас в храме хранится очень почитаемая икона Федоровской Богородицы. Служить такие молебны в нашем храме очень старая традиция — еще святой Алексий Мечев служил, потом его сын.
Евгения, молодая беременная женщина. Отдыхает на лавочке в храме, ждет начала молебна:
— Я пришла сюда первый раз. Хотя я уже на восьмом месяце, но об этих молебнах у Федоровской иконы не слышала. Мне посоветовала подруга, и я пришла сегодня помолиться.
Аня и Даша, школьницы, 9-й класс. Стоят около дверей храма, шумят, раздают рекламки соседнего магазина косметики. Отвечают наперебой:
— Храм называется святителя Николая… тут мощи Алексия. Мы здесь уже второй день стоим. Подрабатываем на каникулах… Мне бабушка сказала, как называется храм. Она узнала, что мы теперь тут рядом работаем, и все мне про этот храм рассказала. Бабушка все храмы знает! Мы даже внутрь заходили пару раз. Красивый храм! А вы, если хотите газировки холодной задаром, вон там, на той стороне улицы акция проходит — бесплатно дают, идите лучше скорее туда! Мы уже по три банки выпили — нам больше не дают.
Иерей Владимир КОЛОВАНОВ, клирик храма свт. Николая в Кленниках:
— С соседями мы дружим. И эти контакты никогда не остаются только бытовыми: так или иначе, мы разговариваем, приглашаем в храм. Например, недалеко от церкви есть поликлиника, мы не только в ней лечимся, но и приходим служить молебны раз в месяц, кропим палаты святой водой, устраиваем совместные трапезы, отвечаем на вопросы. Еще у нас рядом с храмом есть ресторан «Дрова». У них иногда играет громкая музыка и для рекламы динамики стоят прямо на улице. Мы попросили их выключать ее во время литургии, и соседи всегда выполняют наше пожелание! Хотя вчера забыли, но потом сами спохватились и пришли в храм, попросили прощения, пирог принесли.
В нашем храме в девять утра бывают молебны у мощей святого праведника Алексия Московского, и я заметил, что вечером я записки, поданные на молебен, пересчитываю, а утром их становится заметно больше, хотя на молебне стоят всего несколько человек. Это значит, что многие перед работой утром заходят и заказывают молебны. Улица у нас очень оживленная, храм находится рядом с метро, так что он сам собой призывает людей зайти. В храме всегда дежурит батюшка. Это тоже, на мой взгляд, важный миссионерский ход.
Храм Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.
Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.
moscow_walks
1. Покровский собор построили всё-таки фрязи! Фрязины-итальянцы, мастера эпохи Возрождения, а не Барма и Постник! Я так порадовалась этой информации, поскольку она означает, что никто глаза нашим мастерам не выкалывал!
2. Собор является обетным. Он был построен по обету Ивана Грозного в случае победы над Казанским ханством, построить храм в Москве. Казань была покорена в 1552 году, Иван IV даёт распоряжение построить церковь на Взлобье Троицкой площади (так называлась раньше Красная площадь). Сначала был возведён деревянный восьмипрестольный храм, потом в 1555 году – девятипрестольный каменный. Собор строился около 7 лет в сер.16 века (1555-1561).
3. Собор центрический и состоит из 11 церквей — !
9 церквей размещены на одном основании-подклёте, вокруг одной центральной.
(1) Центральный или основной храм — Покрова Божьей Матери (Покровский) – шатровый с маленькой главкой.
Вокруг него расположено 8 церквей (больших ~20-30м и маленьких ~15м), которые сориентированы по сторонам света и 2 придела.
Север (2): церковь Андриана и Наталии (бывшая Киприана и Иустины, выходит на Красную площадь)
Юг (3): церковь Николы Великорецкого (выходит на Москва-реку)
Запад (4): церковь Входа Господня в Иерусалим (выходит на Кремль)
Восток (5): церковь Святой Троицы (выходит на Средние Торговые ряды)
ЮЗ (6) — церковь Варлаама Хутынского
ЮВ (7) – церковь Александра Свирского
СВ (9) – церковь Иоанна Милостивого (бывшая Церковь Трёх Патриархов Константинопольских, Иоанна, Павла и Александра)
СЗ (9) — церковь Григория Армянского
Над месте захоронения Василия Блаженного (угол между церковью Святой Троицы и церковью Трёх Патриархов Константинопольских) в 1588 году был пристроен придел Василия Блаженного (10-я церковь).
Над могилой Иоанна Блаженного в 1672 году возведён придел Рождества Богородицы.
Церковь св. Иоанна Блаженного – 11-я. О ней мало говорят и мало знают, т.к. она находится на реставрации.
Все церкви соединены друг с другом системой переходов.
* пояняющие картинки-иллюстрации взяты из разных источников в интернете
4. У собора церквей 11 и куполов – 11, но!
Кроме глав на храмах есть ещё купол над колокольней.
Купол над двумя церквями-приделами (св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного) – один общий.
5. В плане храм образует восьмиконечную звезду.
Восьмиконечная звезда образована совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены большие церкви, по углам квадрата – малые.
Восьмиконечная звезда или «русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеемская звезда» – это символ Богородицы, заступницы за весь род человеческий и покровительницы Московского царства (и России). Восьмиконечная звезда – это путеводная звезда, ведущая человека к Небесному Иерусалиму, священному граду, мировому центру, несущему спасение православному миру. Восьмиконечная звезда — символ соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.
Также, есть мнение, что храм похож на цветок с 8-ю лепестками.
6. Собор связан с именами не одного, а двух московских блаженных.
Василий Блаженный (Нагой), который исполнял свой подвиг юродства, ходя в любое время года без одежды.
Иоанн Блаженный (Большой колпак), напротив, носил тяжелые вериги и железную шапку-колпак.
Василий Блаженный был захоронен у стены церкви Святой Троицы в 1557. Через 30 лет в 1588 году он был канонизирован и над его могилой возвели маленькую церковь, в которой сейчас находится рака Василия Блаженного. Мощей в раке нет, она пустая, но рака располагается прямо над тем местом, где когда-то был погребен московский святой. Первая подлинная рака была утеряна в Смутное время, вторая – поздняя, серебряная, кованая, выполнена в 19 веке. Сень (кованый балдахин) над ракой символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати. В церкви каждое воскресенье и по праздникам проходят службы.
Иоанн Блаженный скончался через два года после Василия Блаженного, завещав упокоить его в Покровском соборе в 1589 году. Над его захоронением в 1672 году была также воздвигнута маленькая церковь-придел в его честь. Сейчас этот храм находится на реставрации, доступ в него закрыт. После окончания реставрации здесь будут находиться мощи св. Иоанна Блаженного.
Два храма – св. Василия Блаженного и Иоанна Блаженного – относятся к «комплексу нижних церквей собора», а вместе с подклётом из белых «дышащих» известковых кирпичей и окнами-«продухами», которые поддерживают здесь уникальный микроклимат – нижний первый ярус (тёплый).
7. В храме уникальная акустика. Древние мастера вмонтировали в стены акустические резонаторы, которыми являлись самые обыкновенные глиняные кувшины. Эта простая «хитрость» позволяла усиливать любые звуки. И сейчас можно почувствовать, как музыка, которая звучит, например, в Покровском храме, буквально поднимается вверх, под купол,
8. Собор Василия Блаженного построен по формуле «божественной гармонии», в его идеальных пропорциях скрыта гармония «золотого сечения». Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения (ряд Фибоначчи, когда меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. 62% и 38%, или величина – 1,6180339887).
9. Рисунки куполов – уникальны. Ни один купол не повторяет другой. Форма глав – луковичная.
Формы декоративных элементов куполов 4-х малых церквей и 1-й большой (церкви Входа в Иерусалим) содержат знаменитые пять Платоновых тел (правильных многогранников: тетраэдр, куб, октоэдр, икосаэдр, додекаэдр).
Иностранцы сравнивали их с «чешуей кедровой шишки, ананасом и артишоком».
10. 15 июля 2018 года Собору Василия блаженного исполнилось 457 лет согласно надписи, обнаруженной на стене храма.
И ещё одна очень интересная гипотеза.
При взгляде на собор сверху расположение куполов напоминает гелиоцентрический макет солнечной системы!
Купол церкви Покрова Пресвятой богородицы – Солнце.
Купол храма Василия Блаженного — Земля
Купол церкви Трёх Патриархов — Луна
Купол церкви Николы Великорецкого — Юпитер
Купол церкви Входа господня в Иерусалим — Нептун
Купол церкви Варлаама Хутынского — Меркурий
Купол церкви Александра Свирского — Венера
Купол церкви григоря Армянского — Марс
Купол церкви Святой Троицы — Сатурн
Купол церкви Киприана и Иустины — Уран
ФОТО С ЭКСКУРСИИ ПО ПОКРОВСКОМУ СОБОРУ (Храму Василия Блаженного)
Татьяна Григорьевна Сарачева встретила группу блогеров moskva_lublu у памятника Минину и Пожарскому, героям освободительного ополчения 1611-12гг. (архитектор Иван Мартос, 1818 год). Деньги на его создание были собраны по народной подписке. Сейчас вновь собираются пожертования на его реставрацию (Общеросийская акция по по сбору средств, Государственый Исторический музей при поддержке Российского исторического общества).
Начало экскурсии
Нижний уровень.
Макет Покровского собора, выполненный мастерами игрушечной фабрики (20в.)
Над макетом — парсуна Ивана Грозного (копия).
Церковь св.Василия Блаженного (придел)
Иконостас — архитектор Андрей Павлинов (русский архитектор, археолог, реставратор, историк архитектуры, хранитель Оружейной палаты)
Иконописец — Осип Чириков (русский художник-иконописец и реставратор из села Мстёры)
В подклете находятся некоторые иконы.
Древняя икона святого Василия Блаженного (кон.16в.) «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение» (кон.17в).
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Это самая высокая из всех девяти церквей собора. Её высота — 47,5 метров
Церковь на Красной площади, которую мало кто замечает, а зря
Собор — памятник воинской славы.
Фото Alex Florstein Fedorov/Wikipedia
Его построили в первой половине XVII века в честь освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков, которое произошло в 1612 году. В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, похищенная осенью 1918 года.
Казанский собор — очаг раскола.
Собор в конце XIX века
В середине XVII века там служили протопопы Иван Неронов и Аввакум — они не приняли церковную реформу патриарха Никона и повели людей за собой. В Казанский собор Никон прислал первую грамоту с требованием креститься не двумя, а тремя пальцами и заменить земные поклоны на поясные. С этого начался раскол Русской Церкви на «никониан» и «старообрядцев».
В советские годы на месте собора был общественный туалет.
Раскопки фундамента Казанского собора. 1989
А еще столовая, фонтан и склад. Казанский собор разобрали в 1935 году — власти планировали проводить на Красной площади парады и демонстрации, поэтому убрали «не подходивший» под атеистическую идеологию храм.