Содержание
- Масленица в картинах известных художников
- Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube
- В.И Суриков «Взятие снежного города»
- Питер Брейгель «Битва Масленицы и Поста» (1559)
- Борис Кустодиев «Масленица» (1919)
- Борис Кустодиев «Зима» 1916 г.
- Борис Кустодиев «Масленица» 1916 г.
- Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.
- Борис Кустодиев «Деревенская масленица (Гармонист)» 1916 г.
- Борис Кустодиев «Масленица» 1919 г.
- Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» 1817 г.
- Знак А.М. «Проводы зимы в старом Красноярске» 1996 г.
- Петр Николаевич Грузинский «Масленица» 1889 г.
- Семен Кожин «Масленица. Проводы.» Россия 17 век
- Рудольф Федорович Френц «Масленица», 1903
- Анна Виноградова «Масленица» 2005 г.
- Валентин Белых «Собор Александра Невского. Масленица» 1908 г.
- Валерий Сыров «Масленица» 1998-1999 гг.
- К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869 г.
- Шелякин Анатолий Николаевич «Масленица» 2001 г.
- Анна Черкашина «Масленица» 2002 г.
- Н. Фетисов «Широкая Масленица» 1990 г.
- Что еще можно почитать по теме Масленица:
- LiveInternetLiveInternet
- Картина Кустодиева “Масленица”
- yarodom
- Масленица в живописи
Масленица в картинах известных художников
Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний. Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу.
Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube
Razumniki.ru приглашает всех посетить наш канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube. «ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СЕЙЧАС на наш канал!»
Посмотреть Масленицу в картинах русских художников:
В.И Суриков «Взятие снежного города»
Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.
Питер Брейгель «Битва Масленицы и Поста» (1559)
В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.
Борис Кустодиев «Масленица» (1919)
В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.
Борис Кустодиев «Зима» 1916 г.
Вариант картины «Масленица»
Борис Кустодиев «Масленица» 1916 г.
Вариант картины
Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.
Борис Кустодиев «Деревенская масленица (Гармонист)» 1916 г.
Борис Кустодиев «Масленица» 1919 г.
Показанная здесь «Масленица» очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России — неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.
Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» 1817 г.
Раскрашенная гравюра
Знак А.М. «Проводы зимы в старом Красноярске» 1996 г.
Петр Николаевич Грузинский «Масленица» 1889 г.
Семен Кожин «Масленица. Проводы.» Россия 17 век
Рудольф Федорович Френц «Масленица», 1903
Анна Виноградова «Масленица» 2005 г.
Валентин Белых «Собор Александра Невского. Масленица» 1908 г.
Валерий Сыров «Масленица» 1998-1999 гг.
К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869 г.
Шелякин Анатолий Николаевич «Масленица» 2001 г.
Анна Черкашина «Масленица» 2002 г.
Н. Фетисов «Широкая Масленица» 1990 г.
Что еще можно почитать по теме Масленица:
Заклички про весну
Загадки про весну
История и значение Масленицы
Как празднуется Масленица?
Что подавать к столу на масленицу?
Песни на масленицу
Игры на Масленицу
Забавы на Масленицу
Конкурсы на Масленицу
Поговорки про Масленицу
Загадки про Масленицу
Шутки-прибаутки, припевки про Масленицу
Смотрите также: 8 марта. Праздничный интерьер
LiveInternetLiveInternet
МАСЛЕНИЦА, Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.
Зима. Масленичное гулянье. 1919
Холст, масло. 88 x 105 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.
Сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное – блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце.
Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.
В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
С понедельника начинали печь блины. Кажется — чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.
Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь «простую радость человеческого общения» ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.
Все знают пословицу «Первый блин комом». А, собственно, почему — разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!»
Хорошее правило — поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: «комом» — значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки…
Главное в заигрышах — любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные «позыватки», родители пекли горы блинков — чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Третий день Масленицы, среда — лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного — в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха — денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»
Тещины блины — это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет — и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет — только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка — родная кровь, ей потом выслушивать.
Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день — широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!» Гостевания продолжаются — с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятый день Масленицы называется выразительно — тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, «у тещи зятек — любимый сынок». Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.
Шестой день этой разгульной недели — золовкины посиделки (золовка — сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день — прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры — лед растопить, холод уничтожить.
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: — Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костер блины — «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ — «Теща, люли, поджаривай блины!».
Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват».- «И ты меня прости».- «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.
Прощеное воскресенье — это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.
По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья — начнется Великий пост.
В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины — чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр..
В масленичных обрядах и обычаях главное место отводилось молодоженам. И катания с гор, и катания на тройках были обязательными для новобрачных. Одним из масленичных ритуалов были визиты молодых супругов к родителям. О визитах зятьев «к теще на блины» сложено много шутливых песен, поговорок: «Зять на порог — стены в масле». Можно считать, что масленица-праздник новобрачных.
Но золотым гвоздем масленицы были блины. Ни одно застолье не обходилось без них. Блины с маслом, со сметаной, со шкварками, салом, с маком и медом, вареньем, брусникой, семгой, икрой — не исчерпать всех возможностей праздничного стола.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины,
У них на масленице жирной
Водились русские блины
А.С. Пушкин
Описание картины великого русского художника Бориса Кустодиева «Масленица».
Одной из самых известных картин художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) является «Масленица». Это праздничное полотно, которое наполнено весельем и пронизано русским духом и традициями, сегодня признано настоящим шедевром русской живописи.
Картина была написана в 1916 году. Холст, масло. Размеры: 89 × 190,5 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург. Считается одним из самых значимых произведений музея, которое привлекает посетителей только уже тем, что многие из них знакомы с данным шедевром ещё со школьных лет.
С глубокой старины Масленица была одним из самых весёлых праздников года. И сегодня Масленица является праздником, который многие ждут, чтобы ощутить его сказочную атмосферу. В старину, во времена Бориса Кустодиева, отношение к данному празднику было ещё более значительным. Это время, когда и стар и млад пускались в народные гуляния, предавались различным развлечениям, некоторые из которых вполне живы и в наше время. Сжигание чучела, ярмарки, катания на ледяных горках, различные аттракционы и многое другое. На Масленицу никому скучать не приходится. Именно то русское веселье, которое в этот праздник проникает в сердце каждому человеку, и описал на своей картине Борис Кустодиев.
На картине мы видим панорамный вид. Кругом ещё лежит снег, город вдали покрыт белоснежными шапками, однако Масленица — это встреча весны, поэтому веселящиеся люди провожают зиму весёлыми гуляниями. На переднем плане мы можем увидеть такое масленичное развлечение, как катание на санях. В левой части картины ребятня катается с горы и играет в снежки. Справа несколько человек играют на гармошке, поют песни. У подножия склона, на краю города, мы можем увидеть шатёр и столпившийся народ — здесь находится самый центр веселья, ярмарка и представления.
Безудержное масленичное веселье будто воплотилось в этой картине. Живописное полотно настолько радостное, что невольно заряжаешься её атмосферой. Гениальному художнику удалось передать сам дух праздника. Всё это веселье происходит в предзакатных лучах солнца. Небо и всё вокруг окрасилось в розоватые оттенки, превратив панораму в нечто совершенно невероятное, сказочное, почти из снов и фантазий.
Здесь мы рассмотрели только один вариант картины художника. В творчестве Кустодиева есть ещё три картины с одноимённым названием:
Картина «Масленица», написана в 1919 году. В настоящее время находится в Музее-квартире И. И. Бродского, Санкт-Петербург.
«Масленица», написана в 1919 году. Находится Национальном художественном музее Республики Беларусь, Минск.
«Масленица», написана в 1920 году. Находится в Санатории «Узкое» Академии наук в Московской области.
Картина Кустодиева “Масленица”
«Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам…»
Александр Блок
Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.
Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.
В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.
Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».
Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей – прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.
И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» – были всегда единственным «сюжетом» моих картин», – так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.
Борис Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он – художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»
Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.
По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт – так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».
Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее – атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.
Масленица, говорят, неделю гуляет? Но не все коту Масленица, будет и Великий пост, поэтому отложим блины до иного дня. Кому чин, кому блин, а я хочу замечательные картины показать. Про Масленицу. 🙂
Борис Кустодиев — Масленица, 1916
Борис Кустодиев — Масленица, 1919
Константин Маковский — Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской-площади в Петербурге, 1869
Борис Кустодиев — Масленица, 1920
Константин Маковский — Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869
Александр Бенуа — Масленица в Петербурге. Фрагмент. Эскиз декорации. 1911
Борис Кустодиев — Зима. Масленичное гулянье, 1919
Борис Кустодиев — Масленица, 1920
Владислав Нагорнов — Ярмарка на масляной неделе, 1999
Семён Кожин — Масленица. Проводы зимы. Россия XVII век. 2001
Борис Кустодиев — Масленица, 1919
Брусилов Александр Владимирович — Масленица, 1999
Петр Грузинский — Масленица, 1889
Знак А.М. — Проводы зимы в старом Красноярске, 1996
Борис Кустодиев — Деревенская масленица (Гармонист), 1916
Воскресенская Лидия — Масленница в Нижнем Новгороде, 2002
Борис Кустодиев — Масленица, 1916
Владимир Рябчиков — Масленица
Рудольф Френц — Масленица, 1903
Алексей Степанов — Катание на Масленицу, 1910
Константин Маковский — Этюд к картине «Масленица»
Сергей Судейкин — Масленичный Петрушка, ок. 1915
Адеев Сергей — Зима, масленица
Петр Фролов — Масленица
Володин Юрий Владимирович — Масленица
Анна Виноградова — Сожжение чучела Масленицы
Анастасия Хохрякова — Масленица, 2006
Валерий Сыров — Масленица, 1998-1999 гг.
Е.Штыров — Масленица
Валентин Белых — Собор Александра Невского. Масленица, 1908
Анна Черкашина — Масленица, 2002
Вилкова Елена
Чуприна Ирина — Масленица
Крылов Сергей — Масленица
Максим Фаюстов — Масленица, 2006
А ЕЩЁ:
— Рождество в русской живописи
— С первого по тринадцатое
— Новый год в русской и советской живописи
— Снежные котики
yarodom
Ещё о народных и религиозных праздниках
Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу
В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. © Ещё о Масленицах
Б. Кустодиев. Масленица, 1916
Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.
2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005
3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891″Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.
4. А. Брусилов. Масленица, 1999
1. Встретить масленицу
Первый день масленицы получил название — встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.
5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916
Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».
6. Ф. Сычков. Катание с гор, 1937
2. Скатиться с горки на санях
Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.
7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919
8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920
Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.
9. П. Балод. Масленица
3. Покачаться на качелях
Это тоже связано с повышением эффективности растениеводства. Для того чтобы лучше росли растения, нужно покачаться на качелях. Причем, чем выше, тем лучше.
10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916
Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.
11. И. Шурихина. Масленица
4. Сходить к теще на блины
В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное — помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.
12. П. Грузинский. Масленица, 1889
13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908
Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.
14. А. Черкашина. Масленица, 2002
5. Подобрать костюм
В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько «образов» ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:
Предки — «старцы», «покойник», «высокие старухи».
Чужаки — «нищие», «охотник», «черт» (весь черный с рогами).
Молодые — «жених с невестой», «беременная баба».
Животные — «Бык», «Корова», «Конь», «Козел», «Лось», «Медведь», «Собаки», «Волки».
Птицы — «Гусь», «Гусак», «Журавль», «Утка», «Курица».
15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910
16. Л. Соломаткин. Масленица
Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.
17. А. Мырочкина. Масленица, 1998
6. Взять «снежную крепость»
Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны «пешие», а атаковать «конные». Взять «городок» — значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция «мыть» победителя в снегу.
18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897
19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869
Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.
20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001
21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы
7. Сжечь чучело Масленицы
В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника — сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.
22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973
© «Культурология» и «Русская семёрка», 6-7 марта 2016 Tags: биографии и личности, даты и праздники, живопись, известные люди, народы, наследие, нравы и мораль, православие, религии, русские и славяне, символы, слова и термины, современность, традиции, фольклор, фото и картинки, христианство, художники
Масленица в живописи
22.02.2015
Еще со школьной скамьи всем известна картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица», К. Маковский «Праздничные гуляния…», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву, которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица» и множество зарисовок и этюдов этого праздника. Полотна были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время, как для страны, так и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Превозмогая боль, Кустодиев по памяти воссоздает картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.
Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Картина напоминает нам, что жизнь – это праздник. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала.
Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов – так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу». Но в этот раз — это быт русского народа его история. Кустодиев, как Питер Брейгель Старший, здесь показывает нам увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице — разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. На работах, посвященных народному гулянью, Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку – как символ бесшабашного вихря эмоций. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны. К сожалению, этот патриархально-провинциальный уклад российской жизни безвозвратно ушел в прошлое.
В.И Суриков «Взятие снежного города»
Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.
Питер Брейгель «Битва Масленицы и Поста» (1559)
В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.
Борис Кустодиев «Масленица» (1919)
В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.
Борис Кустодиев «Зима» 1916 г.
Вариант картины «Масленица»
Борис Кустодиев «Масленица» 1916 г.
Борис Кустодиев «Масленица» 1916 г.
Вариант картины
Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.
Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.
Борис Кустодиев «Деревенская масленица (Гармонист)» 1916 г.
Борис Кустодиев «Масленица» 1919 г.
Показанная здесь «Масленица» очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России — неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.
Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» 1817 г.
Раскрашенная гравюра
Знак А.М. «Проводы зимы в старом Красноярске» 1996 г.
Петр Николаевич Грузинский «Масленица» 1889 г.
Семен Кожин «Масленица. Проводы.» Россия 17 век
Рудольф Федорович Френц «Масленица», 1903
Анна Виноградова «Масленица» 2005 г.
Валентин Белых «Собор Александра Невского. Масленица» 1908 г.
Валерий Сыров «Масленица» 1998-1999 гг.
К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869 г.
Шелякин Анатолий Николаевич «Масленица» 2001 г.
Анна Черкашина «Масленица» 2002 г.
Н. Фетисов «Широкая Масленица» 1990 г.
Известный и невероятно популярный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.
Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици (Флоренция)
Картины автора создавались в тяжелое для России время: Первая мировая война, революции. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.
Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.
“Масленица” Кустодиев. 1916. Русский музей (Санкт-Петербург)
Картина Кустодиева “Масленица” 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятие красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне Великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводилось в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.
Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.
“Масленица” (Масленичное катание). Б.В. Кустодиев. 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург)
Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Картина экспонируется в Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.
“Масленица”. Кустодиев. 1920. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией. В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами. На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Картина экспонируется в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.
В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.
Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.
Масленица (Масленичное катание). 1919
Холст, масло. 71 x 98 см
Музей-квартира И.И.Бродского,
Санкт-Петербург
Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви — символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И. Бродского
http://www.art-portrets.ru/art20veka/