Почему-то не нашел в интернете удовлетворительного рейтинга или списка современных художников православной направленности. Пришлось вспомнить самому. Решил составить свой рейтинг понравившихся православных художников. Возможно, кому-то будет интересен мой небольшой обзор. Чтобы не перегружать пост картинами, выбрал по 2 произведения от каждого художника.
1. Татьяна Юшманова (http://www.yushmanova.com/). Довольно известный художник, который пишет очень красивые северные пейзажи. Ее проникновенные картины Русского Севера всегда меня трогали. Между прочим она жена отца Алексея Яковлева, который организовал общественную организацию Общее Дело, занимающуюся восстановлением деревянных храмов Русского Севера (http://obsheedelo.ru/), он служит в Раеве г. Москва (Серафимовский храм, проезд Шокальского, 48), где организована школа плотников (http://www.raevo.ru/).
2. Павел Рыженко (http://xn—-7sbgmbf3aevlbr7l.xn--p1ai/). Этот художник известен своими историческими полотнами, его любимая тематика – средневековая Русь и гражданская война. К сожалению этот художник уже умер, ему было всего 44 года. Часто его критикуют за подражание Нестерову, но я считаю, что у него есть свой индивидуальный ярко выраженный стиль. Это несомненно один из самых талантливых художников нашего времени.
3. Алия (в крещении Александра) Нуракишева (http://www.pravoslavie.ru/58823.html , http://www.pravoslavie.ru/108584.html). Также московская художница известная своими акварелями, сделанными для подарочного издания стихов иеромонаха Романа (Матюшина). Акварель – это ее любимая техника. Ненавязчивые нежные пейзажи Алии трогают за живое.
4. Александр Простев (http://www.pravoslavie.ru/112719.html). Очень многоплановый художник, имеющий однако свой узнаваемый стиль. Известен как и иллюстратор, и иконописец. Мне кажется, что из него вышел бы не плохой мультипликатор.
5. Михаил Шаньков (https://valsur.livejournal.com/106665.html). Самарский художник, профессионал, академик и преподаватель. Наверное, ошибочно называть его исключительно православным художником, т.к. большинство его полотен совершенно безрелигиозны, но некоторые картины заставили меня включить его в данный список и не на последнее место. В конце концов, Левитан вообще был иудеем, однако его картины можно считать глубоко христианскими.
6. Дмитрий Белюкин (http://www.belukin.ru/). Ученик Глазунова и братьев Ткачевых, активный участник студии им. М. Грекова (военные художники). Этот художник, как и все последующие также пишет довольно нейтральные пейзажи и портреты. И все же мне понравилось.
7. Олег Молчанов (https://fishki.net/2675217-hudozhnik-molchanov-oleg-ivanovich.html). Его пейзажи напоминают Левитана, но, как мне кажется, он не дотягивает до известного гения, хотя определенно талантливый художник.
8. Виктор Маторин (http://victor-matorin.ru/). Схож с Рыженко несколькими работами, хотя большая часть картин нейтральна.
9. Андрей Шишкин (https://a-shishkin.ru/). Замечательный портретист. Его тематика – славянская языческая Русь и средневековая Европа. Вообще очень разноплановый художник. Есть у него и «православные» портреты.
10. Василий Нестеренко (http://www.vnesterenko.ru/). Схож по сюжету и с Молчановым и с Рыженко. Имеет много патриотических работ.
11. Игорь Машков (https://valsur.livejournal.com/94402.html). Также ученик Ткачевых, любит писать портреты казаков, но мне больше понравились вот эти работы:
Истории написания картин
Многие произведения искусств со временем обрастают целым шлейфом историй. Добрые или не очень, совершенно разные, необычные, зачастую жуткие они добавляют самой непритязательной картине некую ауру. Кстати такие ауры прекрасно видят специалисты по биоэнергетике, экстрасенсы. А еще с картинами связывают события. Происходят они вследствие или просто совпадают по времени – спорить не будем. А вот небольшой обзор подобных произведений мы сделаем, истории написания картин расскажем.
Одной из самых заметных в числе «проклятых» является репродукция картины испанца Джованни Браголина “Плачущий мальчик”.известно, что рисовал ее художник с собственного сына. Но натурщик в силу своего возраста не мог плакать на заказ. Тогда за дело брался отец и приводил ребенка в нужное состояние. Он знал, что малыш панически боится огня. Потому отец зажигал спички и держал их около лица мальчика, ребенок начинал рыдать, художник брался за работу.
Браголин жертвовал нервами своего ребенка ради своей тяги к рисованию. Далее легенда гласит, что однажды ребенок не выдержал и пожелал отцу: “Гори ты сам!”, а через пару недель малыш умер от пневмонии. Отец тоже ненадолго его пережил, сгорел в своем доме.
Дальнейшая история продолжилась в Англии в 1985 г. В это время начинается просто эпидемия пожаров в северной части страны. Горят жилые дома, причем совершенно произвольно, гибнут при этом люди.
Единственной интересной деталью становится то, что после пожара остается нетронутой только одна вещь – некая репродукция. Количество сообщений растет и доходит до критической массы.
Один из инспекторов заявляет, что именно “Плачущий мальчик” оказывается общей чертой всех пожаров.
После этого в газеты и полицию рвется поток сообщений с описаниями всех случаев с этой репродукцией. Доходит до того, что официально предлагается избавиться от этой зловещей картины в доме. Что интересно сам оригинал считается утерянным, есть лишь копия.
Следующее «пожароопасное полотно» – это творение импрессиониста Моне “Водяные лилии”.
Один за другим горели по неизвестной причине мастерская творца, далее дома владельцев – кабаре на Монмартре в Париже, дом французского мецената, Нью-Йоркский музей современных искусств. На данный момент картина ведет себя тихо, спокойно висит в музее Мормотон (Франция).
Еще один «сжигатель» находится в Эдинбурге в Королевском музее. Особо не впечатляющая картина, портрет старика с вытянутой рукой. По легенде пальцы на этой руке шевелятся, но видеть это – дано не всем. А вот те, кто увидели, вскоре умрут в огне.
Известны две жертвы этой картины — Бэлфаст (капитан дальнего плавания) и лорд Сеймур. Оба утверждали, что видели шевеление пальцев и оба же погибли. Директор музея тоже между пару огней оказался. С одной стороны публика требует избавится от «проклятой» картины, а с другой – это основное средство привлечение посетителей. Так что старик спокойно себе весит в музее.
Не меньше загадок связано со знаменитейшей «Джокондой» да Винчи. И тут впечатления саамы разнообразные от картины: кого-то она восхищает, а кто-то пугается, теряет сознание. Есть мнение, что этот знаменитый портрет очень плохо воздействует на зрителя. Зафиксировано официально (!) более ста таких событий, кода посетители музея в время созерцания картины теряли сознание. Одной из таких жертв стал французский писатель Стендаль.
Так же есть информация, что модель Мона Лиза, умерла сравнительно молодой, в 28 лет, а великий Леонардо шесть долгих лет переделывал картину, правил ее, причем до самой смерти.
Еще одна недобрая картина “Венера с зеркалом” принадлежит кисти Веласкеса. Считается, что все кто ее приобретал либо погибали насильственной смертью, либо разорялись…
Даже музеи очень неохотно включали ее в свою экспозицию и картинка постоянно мигрировала. Пока однажды на нее не набросилась посетительница, изрезавшая полотно ножом.
Следующая жуть под названием “Hands Resist Him” написана калифорнийским художником-сюрреалистом Биллом Стоунхемом. Писал он ее со своей с сестрой фотографии в 1972 году. На картине же получился мальчик с не прорисованным лицом и девочка-кукла, почти в рост ребенка у стеклянной двери. В дверь изнутри упираются детские ручки.
История неприятностей с этим полотном началась с оценившего ее искусствоведа.
Он скончался, неожиданно и быстро. Следующим стал киноактер. Далее в истории есть пробел, картина считалась исчезнувшей. И вот некая семья обнаруживает ее на помойке и конечно же тащит ее в дом. Более того – ее вешают в детской. В результате дочь не спит по ночам, кричит, говорит , что дети на картине движутся и дерутся. В комнате ставят камеру с датчиком движения, и она срабатывает по ночам.
Семья решает от картины избавиться и для этого выставляет ее на интернет-аукцион. Тут же организаторы начинают получать море жалоб о том, что при долгом просмотре картинные людям становилось плохо, вплоть до сердечных приступов.
В конце концов “Hands Resist Him” покупает хозяин частной картинной галереи. Который теперь также становится владельцем вороха жалоб на нее. Кстати, к нему приходят и предложения от экзорцистов. Экстрасенсы вообще в один голос говорят о исходящем от картины зле.
В русской живописи тоже есть свои странности. Еще со школы все знают “Тройку” Перова. Коренным в этой тройке маленький светленький мальчик. Модель для этого образа Перов нашел Москве. По улице брела женщина с 12 летним сыном на богомолье.
Женщина потеряла всех других детей и мужа, и Вася стал последним ее утешением. Она очень не хотела, что бы мальчик позировал, но позже все равно согласилась. Но после завершения картины, очень быстро, Вася умер… Женщина просит отдать ей картинку, но художник уже не может, картина на тот момент уже а Третьяковке. И Перов тогда пишет портрет мальчика и передает его матери.
Есть такие тяжелые работы и у Врубеля. Портрет его сына Саввы написан незадолго до неожиданной смерти мальчика.
А вот “Демон поверженный”…. Врубель постоянно переписывал его, менял колорит, работа очень серьезно сказалась на психике художника.
Он никак не отрывался от работы, даже уже после того как работа была помещена на выставку….Врубель приходил даже на выставку, работал над полотном. Его осматривал сам Бехтерев. В результате, родственники вызывают психиатра Бехтерева и он ставит жуткий диагноз. Врубеля помещают в больницу, где он и умирает вскоре.
Особую известность картины получили в 2006, когда в интернете появилась запись, якобы от имени одного студента. Который и заявил , что копия принадлежит перу сумасшедшего, но в картине есть особенность, которая сразу указывает на психическое расстройство автора. Множество людей начинает искать это отличие, но конечно же не находит… точнее вариантов предлагается много, но вот проверить на правильность… пока не удается)
Еще одним пугалом стал портрет Марии Лопухиной, написанный еще во времена Пушкина.
Ее жизнь была очень недолго и почти стразу после создания картины она умерла от туберкулеза.
Ее отец, по слухам магистр-массон , сумел заключить дух дочери в картину. И теперь каждая взглянувшая на портрет девушка рискует умереть. На ее счету уже больше десятка тогдашних молоденьких девушек. В 1880 г картину покупает меценат Третьяков. После этого слухи утихают.
Следующая «темная» картина – это «Крик» Мунка. Его жизнь была одной большой черной полосой трагедий – смерть матери в раннем возрасте, смерть сестры и брата, потом «шизофрения» другой сестры. В 90х после нервного срыва он лечится электрошоком. Он боится секса и потому не жениться. Умирает Мунк на 81 м году, передав свои картины (1200), эскизы (4500) и 18000 фотографий.
Главной картиной Мунка стал его «Крик».
Многие, кому пришлось контактировать с картиной, получают удар судьбы — заболевают, ссорятся с близкими, впадают в тяжелую депрессию или умирали.
Есть и несколько совсем уже страшных историй. Один служащий, совершенно здоровый человек, ее нечаянно уронил и в результат получил припадки головной боли с нарастающей силой, это тянулось до тех пор пока служитель не покончил с собой. Другой уронивший картину попал в автомобильную аварию и получил тяжелейшие переломы рук, ног, ребер, таза и сотрясение мозга. И сюда же можно отнести любопытного посетителя, ткнувшего картину пальцем. Через несколько дней он сгорает в своем же доме заживо.
Моделью для Девы Марии стала его кузина, бесплодная женщина, которую за это избивал муж. Именно она стала причиной плохой ауры картины. Полотно четырежды покупали коллекционеры и после этого по 10-12 лет в семьях не рождались дети. В 1637 картину покупает Якоб ван Кампен. К тому моменту он уже имел троих потомков, потому и не испугался проклятия.
Потом в один день Светлана подошла к холсту и увидела там эту женщину, весь ее образ, цвета, фактуры. Она нарисовала картину очень быстро, было ощущение , что кто то водил рукой художницы.
После этого Светлана попыталась продать полотно. Но первая же покупательница быстро вернула картину, потому что ей казалось что в квартире кто-то есть, ей снилась эта женщина.
Возникало ощущение тишины, чувство страха и тревоги. Дождя. То же самое повторялось еще несколько раз. Теперь картина висит в одном из магазинов, но больше покупателей на нее не находится. Хотя художница думает, что картина просто ждет своего зрителя, того кому она предназначена.
Интересные факты о шедеврах мировой живописи
Рафаэль «Сикстинская мадонна» 1512
Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.
Рембрандт «Ночной дозор» 1642
Хранится в Государственном музее в Амстердаме.
Истинное название картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Обнаружившим в XIX веке картину искусствоведам показалось, что фигуры выступают на темном фоне, и ее назвали «Ночной дозор». Позднее обнаружилось, что темной картину делает слой копоти, а действие на самом деле происходит днем. Однако в сокровищницу мирового искусства картина уже вошла под названием «Ночной дозор».
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495–1498
Находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут.
Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
По признанию самого автора, картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет.
Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1563
Хранится в Музее истории искусств в Вене.
По мнению Брейгеля в неудаче, постигшей строительство Вавилонской башни, повинны не внезапно возникшие согласно библейскому сюжету языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.
Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня» 1912
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Написанная в 1912 году, картина оказалась провидческой. Красный конь выступает в роли Судьбы России или самой России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. таким образом, художник символически предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX века.
Питер Пауль Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» 1617-1618
Хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.
Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» 1898
Хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов».
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» 1830
Хранится в Лувре в Париже
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года во Франции. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать». Обнаженная грудь женщины, ведущей народ, символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872
Хранится в Музее Мармоттан в Париже.
Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции.
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой» 1665
Хранится в галерее Маурицхейс в Гааге.
Одну из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О картине очень мало известно: она не датирована, имя изображенной девушки не известно. В 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье был снят художественный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», в котором гипотетически восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.
Иван Айвазовский «Девятый вал» 1850
Хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
Иван Айвазовский — всемирно известный российский художник-маринист, посвятивший свою жизнь изображению моря. Им создано около шести тысяч произведений, каждое из которых получило признание при жизни художника. Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».
Андрей Рублев «Троица» 1425-1427
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, является одной из самых прославленных русских икон. Икона представляет собой доску вертикального формата. Цари (Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович) «обкладывали» икону золотом, серебром и драгоценными камнями. Сегодня оклад хранится в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.
Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890
Хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.
Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794
Хранится в Британском музее в Лондоне.
Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога. Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения.
Эдуар Мане «Бар в „Фоли-Бержер“» 1882
Хранится в Институте искусства Курто в Лондоне.
«Фоли-Бержер» — это варьете и кабаре в Париже. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю перед своей смертью в 1883 году. За стойкой бара, посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, стоит поглощенная собственными мыслями барменша, наблюдающая за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.
Тициан «Любовь земная и Любовь небесная» 1515–1516
Хранится в Галерея Боргезе в Риме.
Примечательно, что современное название картины не было дано самим художником, а начало употребляться лишь два века спустя. До этого времени у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и, в конце концов, «Любовь земная и Любовь небесная» (1792 и 1833).
Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» 1889–1890
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет „Отрок Варфоломей“. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»
Питер Брейгель Старший «Притча о слепых» 1568
Хранится в Музее Каподимонте в Неаполе.
Другие названия картины — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Виктор Васнецов «Аленушка» 1881
Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот. «Аленушка», — рассказывал впоследствии сам художник, — «как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Винсент ван Гог «Звёздная ночь» 1889
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В отличие от большинства картин художника, «Звездная ночь» была написана по памяти. Ван Гог находился в то время в лечебнице Сен-Реми, терзаемый приступами безумия.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1830-1833
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905
Хранится в Пушкинском музее, Москва
Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову, который в 1913 г. приобрел ее за 16 000 франков. В 1918 г. личная коллекция И. А. Морозова была национализирована. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491
Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. Существует предположение, что фигура младенца была написана не Леонардо да Винчи, а принадлежит кисти одного из его учеников. Об этом свидетельствует необычная для авторской манеры поза младенца
Жан Энгр «Турецкие бани» 1862
Хранится в Лувре в Париже.
Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Изначально полотно было в форме квадрата, однако через год после его завершения художник превратил его в круглую картину — тондо.
Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» 1889
Хранится в Третьяковской галерее в Москве
Михаил Врубель «Царевна-Лебедь» 1900
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.
Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» 1590
Находится в Замке Скоклостер в Стокгольме.
Одна из немногочисленных сохранившихся работ художника, который составлял портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и так далее. «Вертумн» — это портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования. На картине Рудольф полностью состоит из плодов, цветов и овощей.
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897
Находится в Музее искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Дега был большим поклонником балета. Его называют художником балерин. Произведение «Голубые танцовщицы» относится к позднему периоду творчества Дега, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» 1503–1505
Хранится в Лувре, Париж.
«Мона Лиза» возможно не получила бы всемирную известность, если бы ее не похитил в 1911 году работник Лувра. Картину нашли спустя два года в Италии: вор отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486
Хранится во Флоренции в галерее Уффици
Картина иллюстрирует миф рождения Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. «Рождение Венеры» хорошо сохранилось благодаря тому, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка.
Микеланджело «Сотворение Адама» 1511
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане.
Фреска «Сотворение Адама» является четвертой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.1:27).