Содержание
Канон библейский
- О каноне прот. Сергий Булгаков
- Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение Брюс М. Мецгер
- Дошел ли до нас оригинал Библии? Андрей Десницкий
- Традиция. Догмат. Обряд диакон Андрей
- Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? диакон Андрей
- История канона священных ветхозаветных книг П.А. Юнгеров
- История новозаветного канона прот. Василий Рождественский
- Образование канона священных книг Нового Завета прот. Александр Горский
Библе́йский кано́н – состав Священных книг (66 книг Библии, 39 из которых содержатся в Ветхом Завете и 27 – в Новом), признанных Вселенской Церковью богодухновенными, в отличие от 11 неканонических (к последним относятся: Послание Иеремии, книги Варуха, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я книги Ездры и три книги Маккавейские).
В православной традиции 11 книг, не вошедших в канон, признаются назидательными и полезными для чтения, однако в их наименовании нет единообразия: они могут называться «второканоническими» (как у католиков), «неканоническими» или «анагиноскомена» (ἀναγινοσκόμενα, т. е. рекомендуемые для чтения, полезные). Распространенный термин «неканонические книги» не является удовлетворительным и может быть принят только как условный. В Православной Церкви важнейшим свидетельством каноничности книг является их богослужебное употребление, в которое входят Книга Премудрости Соломона или «неканонические» части Книги пророка Даниила, читаемые за богослужением.
Формирование Ветхозаветного канона
Ветхозаветный канон сложился не сразу. Весь народ (или его часть) безусловно признавали священными Законы Моисея (в каком бы объеме они тогда ни были даны). Когда при царе Иосии в 622 году нашли в тайнике Храма Книгу Закона (4Цар.22-23), она была объявлена гражданским и религиозным кодексом для всего Израиля.
В V веке до Р.Х. Неемия и Ездра возродили и реформировали Общину Второго Храма, пришедшую в состояние упадка. Ездра привез из Вавилона свитки Закона (нынешнее Пятикнижие), прочел их перед народом и как бы еще раз торжественно кодифицировал в качестве Слова Божия.
Около 190 года до Р.Х. Иисус сын Сирахов, перечисляя книги Св. Писания, упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков, кроме Кн. Даниила (Сир.44-49). Внук Иисуса, переведший его книгу на греческий около 130 года, говорит о всех трех разделах Библии: Законе, Пророках и «остальных книгах» (т.е. Учительных; см. его предисловие к Сир, сохранившееся только в славянском переводе).
В конце I века по Р.Х. в палестинском городе Ямнии раввины после долгих споров утвердили состав Учительных книг (Кетувим). Теперь весь канон включал в себя по условному счету 22 книги (в соответствии с числом букв евр. алфавита). Этот канон мы находим и у Иосифа Флавия, писавшего на исходе I века (Против Апиона, I,8). Условное число было достигнуто тем, что книги Руфь и Судей, Иеремии и Плач, Ездры и Неемии считались за одну.
Во II веке Мелитон Сардийский (Письмо к Онисиму), перечисляя принятые Церковью книги Ветхого Завета, называет только канонические.
В IV веке свт. Афанасий Великий (39 послание) пишет: «Всех книг Ветхого Завета число двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв у евреев». То же число называют и свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительное слово IV,35), свт. Епифаний Кипрский (Против ересей, VIII,6) и другие. Таким образом, в эпоху первых двух Вселенских Соборов Церковь окончательно приняла ветхозаветный (еврейский) канон.
Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.
Формирование Новозаветного канона
В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.
Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.
В 692 году на Шестом Вселенском соборе (вторым правилом) были подтверждены как общеобязательные для всей Церкви предыдущие правила (85-е Апостольское (IV век), 60-е Лаодикийского собора (364 год), 39-е послание Афанасия Великого (IV век), свт. Григория Богослова (IV век), св. Амфилохия Иконийского (IV век), 33-е Карфагенского собора).
Деление слов в Библии ввел в V веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. В 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.
Вопросы авторства
Десницкий А.С.: «Для фундаменталиста текст авторитетен именно потому, что он написан пророком или апостолом, и любые сомнения в авторстве подрывают его авторитет. Но в православной традиции есть совсем иное понимание: библейские книги написаны в Церкви, Церковью и для Церкви, и в какой степени тот или иной текст вышел из-под пера конкретного пророка или апостола, вопрос уже вторичный».
См. БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА, БОГОДУХНОВЕННОСТЬ, НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ
***
Протодиакон Андрей:
Одно из главных чудес в церковной истории состоит именно в этом: во времена, когда не было централизованных церковных структур, когда Церковь была гонима, когда не было возможности гласного сопоставления и обсуждения, не было богословской или иной гуманитарной науки – христианские общины, разбросанные по всему земному шару, от Эфиопии до Британии, от Германии до Индии – эти разрозненные христианские общины делают абсолютно одинаковый выбор книг.
Из множества текстов – мы сегодня знаем чуть ли не до сотни по крайней мере имен разных апокрифов, имевших хождение во II – III веках, – именно тогда Церковь совершенно четко отбирает себе только четыре Евангелия.
Брешет Дэн Браун, что якобы выбор произошел в IV веке при императоре Константине, на первом Вселенском соборе. Нет, выбор был сделан гораздо раньше. Мы это видим хотя бы по тому, что и как цитируют церковные авторы.
Я уж не говорю про Мораториев кодекс – в Сирии найден текст конца II века, который содержит список новозаветных книг, авторитетных для Церкви.
Возьмем Оригена – очень вольномыслящий христианский мыслитель, но и он отличает канонические книги от апокрифов.
Интуиция, духовный опыт христиан в разных точках мира независимо друг от друга распознал, где доброкачественный хлеб, а где подделка с плесенью.
КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ
КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ — собрание и порядок расположения священных книг, признаваемых авторитетными той или иной христианской Церковью или общиной.
Формирование канона Ветхого Завета связано с возникновением иудаизма. Не позднее I века н. э. в иудаизме сформировалось представление о том, какие книги являются священными. Впоследствии этот список книг, который иногда называют масоретским, или палестинским (по происхождению), каноном (еврейской Библией), стал нормативным для всех еврейских общин. Он разделён на три отдела: Закон, Пророки и Писания. Закон, или Пятикнижие Моисеево, включает книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В отдел Пророки входят: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги 1-я и 2-я Самуила (в греческом, славянском и русском переводах это 1-я и 2-я Царств книги), 1-я и 2-я Книги Царей (соответственно 3-я и 4-я Книги Царств), Исайи, Иеремии, Иезекииля и 12 «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии). В число Писаний входят книги: Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых книга, Экклезиаста, Песни Песней книга, Плача Иеремии, Руфи, Есфири, Даниила, Ездры, Неемии и две Книги Хроник (1-я и 2-я Паралипоменон).
Помимо масоретского канона, в древнем иудаизме в разных его ответвлениях и в некоторых локальных общинах существовали др. варианты канона. Принято считать, что в основу Септуагинты (греческого перевода еврейских священных книг) лёг т. н. александрийский канон. Возможно, он мало отличался от масоретского. Тем не менее в самых ранних кодексах Септуагинты IV-V веков обнаруживаются несколько книг, которых нет в масоретском каноне: Иудифь; Товита книга; Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии; Книга Варуха; Маккавейские Книги и Книга Ездры, отличная от одноименной книги масоретского канона.
В перечнях канонических книг Ветхого Завета, приводимых в сочинениях христианских писателей II-IV веков, помимо книг масоретского канона, иногда присутствуют Послание Иеремии и Книга Варуха. Лаодикийским собором (2-я половина IV века) был утверждён список канонических книг Ветхого Завета, который оказался почти идентичен списку книг масоретского канона (включены также Послание Иеремии и Книга Варуха, которые вместе с Книгой Плач Иеремии вошли в состав Книги Иеремии).
В отличие от масоретского канона, в христианском каноне выделяются 4 раздела: Пятикнижие, исторические книги, учительные (или поэтические) книги, пророческие книги. Отсутствовавшие в масоретском каноне книги: Иудифь; Товит; Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Маккавейские Книги и Книга Ездры (в разных христианских традициях имеет наименования 1-я Ездра, 2-я Ездра или 3-я Ездра), не были отнесены к каноническим. Отношение к этим книгам у отцов восточной Церкви было неоднозначным: как правило, они причисляли их к Ветхому Завету, но одни цитировали их и считали приемлемыми для чтения, другие — нет. Из решения собора в Яссах в 1642 году можно было сделать вывод, что эти книги полезны для христианского чтения.
Постановлениями Римского (382 год) и Карфагенского (397 год) поместных соборов, состоявшихся после Лаодикийского, книги, отсутствовавшие в масоретском каноне, в западной Церкви получили канонический статус. Впоследствии в католической традиции их стали называть второканоническими (девтероканоническими). Протестанты не включили второканонические книги в свой канон. Однако эти книги входят в некоторые протестантские издания Библии.
Славянская Библия и русская Библия (Синодальный перевод) содержат как канонические книги, соответствующие книгам масоретского канона (по принятой в этих Библиях нумерации их 39), так и неканонические книги (их 11), вошедшие в Септуагинту: Иудифь; Товит; 2-я и 3-я Книги Ездры; 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские Книги; Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии и Книга Варуха.
В греческих православных церквах принят несколько иной список неканонических книг: в нём отсутствует 3-я Книга Ездры, но имеется 4-я Маккавейская Книга.
Канон Нового Завета
Отбор канонических писаний Нового Завета был, вероятно, закончен в основном в середине II века. Из наиболее полных списков новозаветных книг самым ранним считается канон Муратори (по имени открывателя текста), датируемый концом II века. Этот список очень близок по составу канону Нового Завета, определённому позднее Лаодикийским собором и подтверждённому IV Вселенским собором (451 год).
В Новом Завете 27 канонических книг, которые принимаются всеми христианскими вероисповеданиями. Структурно канон Нового Завета повторяет канон Ветхого Завета, в нём также можно выделить 4 раздела. Пятикнижию соответствуют 4 Евангелия. Раздел «исторические книги» включает книгу Деяния апостолов. В раздел «учительные книги» включены 14 посланий апостола Павла (Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1-е и 2-е Фессалоникийцам, 1-е и 2-е Тимофею, Титу, Филимону, Евреям) и 7 соборных посланий — 1-е и 2-е послания апостола Петра, 1-е, 2-е и 3-е послания апостола Иоанна и послание апостола Иакова. В раздел «пророческие книги» входит Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).
В канонах ряда древних восточных Церквей (Ассирийской церкви Востока, Эфиопской церкви и др.) есть свои особенности, касающиеся состава и порядка книг, как Ветхого Завета, так и Нового Завета.
Библейский канон — Biblical canon
Часть серии на
План Библии, связанных с тем,
Библейский канон или канон Писания представляет собой набор текстов (или «книги») , которые конкретная религиозная община рассматривает как авторитетное писание . В английском языке слово «канон» происходит от греческого κανών, что означает » правило » или » мерилом «. Христиане стали первым использовать этот термин в отношении Писания, но Евгений Ulrich рассматривает эту идею как еврей.
Большинство канонов , перечисленных ниже, считаются сторонниками «закрытый» (т.е. книга не может быть добавлена или удалена), что отражает убеждение , что общественное откровение закончилось и , таким образом , некоторые лицами или лицо , могут собрать утвержденные вдохновленные тексты в полный и авторитетный канон, который ученый Брюс Мецгер определяет как «авторитетный сборник книг». В противоположность этому , «открытый канон», который позволяет добавление книг через процесс непрерывного откровения , Мецгер определяет как «совокупность авторитетных книг».
Эти каноны разработаны на основе дискуссий и согласования со стороны религиозных властей , их религий и конфессий. Верующие считают канонические книги, вдохновленные Богом , выражающие авторитетной истории взаимоотношений между Богом и его народом . Некоторые книги, такие как иудео-христианские евангелий , были исключены из различных канонов в целом, но многие спорные книги -considered неканонических или даже апокрифическая некоторых-считается Апокриф или второканоническими или полностью каноническим другими. Различия существуют между еврейским Танахом и христианскими библейскими канонами , хотя еврейский Танах сделал основу для христианского Ветхого Завета, а также между канонами различных христианских конфессий . В некоторых случаях , когда те или иные страта библейского вдохновения накопилась, становится разумным , чтобы обсудить тексты , которые только имеют повышенный статус в определенной традиции. Это становится еще более сложным при рассмотрении открытых канонов различных Святых последних дней сект -Каких обычно рассматриваются как расходящиеся от библейского христианства (и , кроме того, иудаизма) й библейских откровений якобы данные несколько лидеров на протяжении многих лет в рамках этого движения .
Что означает слово «канонический»?
Позвольте нам сначала выявить, что является каноническим, а потом уже назвать признаки канонических книг. Слово «канон» было внесено в наш язык из греческого латинской Вульгатой, однако первоначально оно происходит из древнееврейского «канех», что означает «трость». Трость использовалась в качестве мерила длины (ср. Иез. 40, 3), и вследствие этого слово «канех» получило также значение масштаба, стандарта, правила. В этом значении оно используется и в Новом Завете (напр., Гал. 6, 16), первоначально его употребляли и отцы Церкви. Ориген (184-254) называл Писание каноном, понимая под этим «принципы веры и жизни». Лишь во времена Анастасия (296-373) это слово стало использоваться в нашем сегодняшнем значении, а именно — как список книг, обладающих божественным авторитетом. Следует проводить различие между этими двумя определениями, несмотря на их внешнее сходство. В активном смысле книга считается канонической потому, что обладает божественным авторитетом (т.е. наделена авторитетом, благодаря чему она задает стандарты, принципы христианской жизни), а в пассивном смысле книга считается канонической потому, что ее содержание удовлетворяет требованиям, предъявляемым к богодухновенным книгам. Легко увидеть, что эти два значения тесно связаны между собой, потому что только богодухновенные книги могут иметь божественный авторитет в вопросах веры и жизни. Каковы же эти стандарты, по которым когда-то проверялись все известные религиозные книги, претендовавшие быть включенными в Библию? Уж наверно недостаточным было (как утверждал в 1780 году Айхгорн) существование древних еврейских манускриптов этих книг! С одной стороны, в канон не были включены очень древние книги, как, например, книга Праведного (см. Ис. Нав. 10, 13) и «Книга браней Господних» (см. Исх. 21, 14). С другой стороны, мы уже показали, что книги, как правило, становились каноническими сразу после написания («в раннем возрасте»). Также нельзя допустить (как утверждал в 1850 году Хинциг), что принадлежность книги к канону определялась ее написанием на «освященном» еврейском языке. Это мы видим из того, что, с одной стороны, некоторые древние писания, созданные на «освященном» еврейском языке, далеко не всеми и не сразу считались каноническими, а с другой — написанные на арамейском языке части Ветхого Завета, например, Езд. 4, 8-6; 7, 12-26; Иер. 10, 11 и Дан. 2, 4-7, 28, беспрепятственно были включены в Библию. И точка зрения, согласно которой решающим было отсутствие противоречий между текстом и Торой (утверждал Вильдебеер в 1895 году), не объясняет сути дела. Конечно, все книги Ветхого Завета согласуются с Торой, но существует много книг, также не противоречащих ей, которые, однако, не являются каноническими. Кроме того, это утверждение не объясняет, почему сама Тора является канонической.
Все эти теории, к сожалению, не предлагают никаких устойчивых критериев выбора. Единственным мерилом может служить утверждение, что каноническими являются лишь богодухноеенные книги, обладающие, таким образом, божественным авторитетом. Ни люди, ни великие мужи еврейского народа и христианства не провозглашали авторитет книг Библии с высоких трибун — они лишь могли констатировать, какие книги Библии уже имели авторитет, а какие — нет. Никогда еще великие религиозные авторитеты не «определяли» и не «устанавливали» на консилиумах, какие книги должны войти в канон, а какие нет. Все, что было в их силах, — это официально зафиксировать, какие книги — на основании их божественного авторитета — относились к каноническим. Еще раз: ни одна из книг Библии не считается «определяющей» (канонической) потому, что она когда-либо была включена в канон людьми, — это было бы смешением обоих аспектов понятия «канон» (см. выше). Книга лишь тогда считается канонической, когда она наделена авторитетом от Бога, т.е. богодухновенна. Единственное, что Бог предоставил в этом вопросе людям, это признать такие наделенные Его авторитетом книги бого-духновенными. Этот продолжавшийся несколько столетий процесс выделения данных Богом книг из общей массы мы теперь хотим коротко проследить. Но до этого мы должны скрупулезно перечислить и объяснить все критерии, на основании которых книга могла была быть признана канонической.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Канон Библии. История канонизации книг Священного Писания
Канон Библии, то есть список книг, которые считаются Богодухновенными, к сожалению, не во всех христианских церквях одинаков. И более того, канон на протяжении столетий не раз в церквях изменялся, включая православную церковь.
Поэтому странно, что некоторые православные верующие говорят о том, что их церковь приняла канон, а значит их церковь истинная и толковать Библию могут лишь их святые отцы.
Во-первых, стоит отметить, что канон Библии принимался еще в единой церкви, то есть до разделения церкви на восточную-православную и западную-католическую. Подробнее об истории церкви и, в частности, о принятии канона Библии, вы можете прочитать в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”.
Во-вторых, книги пророков, Евангелия и послания апостолов, первые христиане считали Богодухновенными задолго до их официального принятия в канон на Соборах. То есть, книги, которые мы сегодня считаем Богодухновенными по той причине, что они вошли в канон Библии, первые христиане считали Бгодухновенными по другой причине: что их написали пророки и апостолы. Дело в том, что в церквях первого столетия сохранились списки ветхозаветных книг, ведь члены первых церквей зачастую переходили в христианство из иудейских синагог. А новозаветные послания апостолов и Евангелия, хранились в церквях и передавались церквями друг другу, что видно из послания апостола Павла.
Кол.4:16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
Большинство апостольских письмен сохранились по церквям, путем передачи их друг другу. Это видно из переписки христиан первых трех столетий и трудов богословов этого времени. Поэтому Соборам, формирующим список священных книг, оставалось лишь произвести историко-богословскую экспертизу и определить какие книги не принадлежат перу пророков и апостолов. Эта экспертиза в основном была основана на анализе переписок и теологических трудов первых христиан. Те, письмена, которые не упоминались первыми христианами и/или имели учение, явно сформированные позднее первоапостольской церкви, историки-богословы старались исключить из священного канона. То есть Соборы не создавали Библию и не давали Богодухновенности каким-то книгам. Нужно понимать, что откровения от Бога, записанные Его вестниками, являются Богодухновенными по своей сути, а не потому, что их таковыми признали Соборы. Соборы лишь отсеивали книги, которые были созданы деятелями церкви гораздо позднее жизни апостолов. Ведь писались и подделывались под апостолов такие послания чаще всего с определенной целью, а именно, чтобы придать высокий статус какой-то богословской вероучительной позиции.
В-третьих, от некоторых представителей православия можно услышать тезис о том, что если христиане-протестанты признают Библию, которую создали на Соборах, то тогда христиане-протестанты должны признавать и решения остальных соборов, ведь если Богодухновенны одни соборы, то Богодудухновенны и другие соборы. Однако, такой тезис не выдерживает и минимальной критики. Ведь даже начинающим богословам известно, что в православии и католицизме не было и нет учения о том, что все решения поместных Соборов являются Богодухновенными. А канон Библии изначально определялся именно на нескольких поместных Соборах. Кроме того, сам факт, что канон принимался не на одном, а на нескольких Соборах, да еще с разными списками книг, уже ставит под сомнение Богодухновенность этих соборов. Подумайте, если бы Соборы были Богодухновенны, то был бы всего один Собор, принимавший канон Библии, и на нем бы один раз и навсегда был бы принят канон книг Священного Писания. Однако, канон принимался на нескольких Соборах, и состав книг, признаваемых каноническими, отличался на этих Соборах. То есть Соборы друг другу противоречили. Разве может Дух Святой противоречить Сам Себе? Конечно нет. Данный факт, как раз показывает, что решение Собора, это не всегда решение Духа Святого, а может быть мнением людей, которые конечно могут заблуждаться и противоречить друг другу.
Итак, давайте посмотрим на историю канонизации книг Библии.
Мураториев канон, II век н.э.
Первым документом, в котором были перечислены книги Нового Завета, считается Мураториев канон. Он датируется 150-170 годами нашей эры. За канонические в Мураториевом каноне признаются 4-е Евангелия, Деяния апостолов, 13 посланий Павла (помимо Послания к Евреям), 3 послания апостолов, которые не названы по имени, и Апокалипсисы Иоанна и Петра (на счет последнего, отмечено, что его не позволительно читать в церкви).
Здесь нет нескольких посланий апостолов, зато есть Откровение, которое пропадет из следующего Лаодикийского канона.
Лаодикийский собор, 360 год. Правило 60
«Читати подобает книги сии, ветхаго завета: 1 Бытие мира. 2 Исход из Египта. 3 Левит. 4 Числа. 5 Второзаконие. 6 Исус Навин. 7 Судии, Руфь. 8 Есфирь. 9 Царств первая и вторая. 10 Царств третья и четвертая. 11 Паралипоменон первая и вторая. 12 Ездры первая и вторая. 13 Книга псалмов ста пятидесяти. 14 Притчи Соломона. 15 Екклисиаст. 16 Песнь песней. 17 Иов. 18 Дванадесять пророков. 19 Исайя. 20 Иеремия, Варух, плач и послание. 21 Иезекииль. 22 Даниил. Новаго же Завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния апостольския; посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино; Посланий Павловых четыренадесять: к Римлянам едино, к Коринфянам два, к Галатам едино, к Ефесеем едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два (Фессалоникийцам), к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.»
Как мы видим, в перечне нет новозаветного Откровения. Что касается ветхозаветных книг, то христиане на этом соборе за Богодухновенные признали книги, которые Богодухновенными считали сами евреи и перечислили в Ямнийском каноне, принятом в I в.н.э. Однако в Лаодикии к ветхозаветным книгам прибавили книгу Варуха, послание Иеремии и Вторую Ездры, которые сегодня в русском православии считаются неканоническими.
Апостольские правила, датируемые примерно 380 г. Правило 85
«Для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхаго Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два.»
Как мы видим, в этом перечне тоже нет Откровения, нет также признанного в Лаодикии Варуха, но есть три книги Маккавейские, Вторая Ездры, книга Сираха и два послания Климента, которые сегодня в русском православии считаются неканоническими.
Карфагенский Собор, датируется 393-419 г. Правило 33
«Постановлено такожде, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Исус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг дванадесять, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия (Товита), Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина. Для твердости же предлежащаго правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ибо мы прияли от отцев, что сии книги читати подобает в церкви.»
В этом перечне появился апокалипсис Иоанна (Откровение), которое сегодня считается частью Библейского канона. Из списка пропали послания Климента, книги Маккавейские, Варуха, прибавились Товита, Иудифь, четвертая Соломона, видимо, книга премудростей, осталась вторая Ездры, которые в русском православии не считаются каноническими.
Трулльский Собор, 6-й Вселенский, датируется 691-692 г. Правило 2
«Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а так же и нам преданныя именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. … оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение… Согласием нашим запечатлеваем и вся прочия священныя правила, изложенныя … в Лаодикии…; … Карфагене… Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти, или кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною.»
Этим собором, как мы видим, был признан за канонический список книг, перечисленный в Апостольских правилах 380 года, за исключением посланий Климента, а также на Лаодикийском и Карфагенских соборах. Значит за канон в 692 году признали книги Маккавейские, Сираха, Товита, Иудифь, четвертую Соломона, вторую Ездры, Варуха, послание Иеремии, которые сегодня в русском православии каноническими не считаются. В этом же 2-м правиле Собора 692 года отмечено, что никому не позволено далее принятое решение отменять и изменять.
Изменение канона после «общих» Вселенских соборов
Не смотря на строгий запрет изменения канона Собором 692 года, в церквях и далее неоднократно делались попытки изменить список Богодухновенных книг.
Например, католиками на Тридентском Соборе 1545 года, в состав канонических книг были окончательно приняты ветхозаветные книги, которые не признаются евреями Богодухновенными и не вошли в иудейский Ямнийский канон, принятый в I веке нашей эры.
«…пять книг Моисеевых, а именно Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре Книги Царств, две Паралипоменон, первая Книга Ездры и вторая, так называемая Неемии, Книги Товита, Иудифь, Есфирь, Иова, Псалтирь Давида и его сто пятьдесят псалмов, Книги Притчей, Екклесиаста, Песни Песней, премудростей Соломона, Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, Исаии, Иеремии с Варухом, Иезекииля, Даниила; двенадцати малых пророков, а именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, две книги Маккавейских — первая и вторая… Если кто-либо не принимает эти Книги полностью, во всех их частях, как священные и канонические, так, как по обычаю они читаются во вселенской Церкви, и такими, какими они вошли в старое латинское издание Вульгаты; если он распущенными речами высказывает к ним презрение, да будет отлучен от сообщества верных».
Из этого списка пропала Третья Маккавейская книга, которая считалась Богодухновенной в Апостольских посланиях и соответственно Шестым Вселенским собором 692 г. На данном Соборе также запретили в последствии изменять принятый список.
В православии до сего дня по-разному на канон смотрят греческое богословие и славянское. Так на православном Иерусалимском соборе 1672 года тоже были приняты попытки по-другому взглянуть на список канона.
«Следуя канону кафолической Церкви, называем Священным Писанием все те книги, которые признаны Лаодикийским Собором, а равно и те, которые Кирилл (имеется в виду «Исповедании веры» Константинопольского патриарха Кирилла I Лукариса, 1629) неразумно и злостно назвал апокрифами: Премудрость Соломона, книгу Иудифь, Товию, историю дракона и Сусанны, Маккавейские и Премудрость Сираха. Их признаем наравне со всеми другими книгами неизменной и действительной частью Священного Писания»
Между тем славянское богословие имеет сверх греческого в каноне Молитву Манассии, 151 Псалом, Третью книгу Ездры.
Что касается Русского Синодального перевода, то за канонические книги в нем считается практически тот же список книг, который был признан за Богодухновенный евреями на Ямнийском синедрионе в конце I века нашей эры. То есть в Синодальной Библии неканоническими считаются все три Маккавейские книги, Вторя Ездры, Тавита, Иудифи, Премудрости Соломона, Сираха, Варуха, Послание Иеремии.
Итак, мы сегодня имеем тот факт, что окончательно принятый на 6 Вселенском Соборе канон Священного Писания, немного сегодня изменен. Изменения в канон вносились и до Шестого Вселенского Собора и после него. То есть, в церквях нет одинакового отношения к Соборам, но есть разномыслия даже в отношении к канону Священного Писания.
Отрадно то, что всеми Церквями признаются за Богодухновенные одинаковый перечень книг Нового завета и те ветхозаветные книги, которые сами евреи считают Богодухновенными. Ведь именно евреи сберегли ветхозаветное Писание. И делали они это не по своей инициативе, а были призваны на это Богом.
Рим.3:2 им (евреям) вверено слово Божие.
Иоан.17:6 они (евреи) сохранили слово Твое
Стоит отметить, что христиане протестанты за Богодухновенный канон ветхозаветных текстов признают те же книги, что и евреи.
Валерий Татаркин
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете посмотреть список других вопросов и ответов по Библии | |
Кто автор Библии. Канонизация >> | Постановления Вселенских Соборов >> |
Теги: О каноне Библии и истории канонизации книг Священного Писания |
Библия как канон
Сегодня нам легко открыть Библию и посмотреть, что напечатано под ее обложкой, но так было далеко не всегда. До изобретения книгопечатания полная Библия вообще была большой редкостью: книги были исключительно дороги, да и при тогдашней технологии том получался очень большим и тяжелым. Поэтому переписывали в основном отдельные книги или сборники, необходимые для богослужения.
Сегодня принято говорить о библейском каноне – это слово греческого происхождения и означает «правило, мерило, образец». Когда мы говорим о библейском каноне, то имеем в виду список книг, составляющих Священное Писание. Естественно, первым должен был возникнуть список книг Ветхого Завета.
Иудейское предание, разделяемое и многими христианами, говорит, что это произошло сразу после возвращения израильтян из плена в V в. до н.э., во время деятельности книжника Ездры, но поверить в это довольно трудно: слишком много времени отделяет Ездру от первых перечней канонических книг. Кроме того, мы располагаем так называемой Септуагинтой, то есть греческим переводом Ветхого Завета, который начал создаваться в Александрии Египетской в III в. до н.э.
В Септуагинту вошли книги, отсутствующие в современном еврейском каноне книги: Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Маккавейские и др. Сегодня они присутствуют в православных и католических изданиях Библии, но отсутствуют в протестантских.
Главные священные книги у евреев новозаветных времен были везде одинаковыми, но «дополнительный список» мог несколько различаться в разных общинах. Скажем, в Александрии читали книгу Товит, а в Палестине – нет. По-видимому, это всех устраивало, пока в конце I века н.э. не был разрушен Иерусалимский храм. После того как он перестал существовать книги стали, по сути, самой главной святыней иудеев. Судя по всему, именно по этим причинам на рубеже I-II веков окончательно сформировался иудейский канон.
В этоже время произошел и окончательный разрыв иудеев с христианами. Пусть у тех и других был общий Закон и пророки, но христиане добавили к ним свои собственные священные книги, которые иудеи категорически отказывались признавать.
Однако о христианском каноне Писания в I веке говорить еще рано. Желание составить свой список библейских книг появилось у христиан позже. Это было связано с тем, что в христианстве стали возникать разнообразные секты и ереси, которые предлагали свои собственные священные книги, и от этих книг нужно было оградить верующих. Пришлось составлять списки книг, отвечающих учению Церкви. О том, что именно эти тексты христиане почитали священными в самые первые века своей истории, говорит то, что они встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV веках – Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других.
Списки текстов того времени заметно расходятся. Например, на Западе часто пропускали Послание к Евреям, не похожее на все остальные новозаветные Послания, а восточные списки часто не содержат Откровение Иоанна Богослова, которое весьма непросто понять рядовому верующему. Но во всех них в новозаветной части мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла.
В то же время, в ранние списки могли включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. В отношении Ветхого Завета тоже не было полного единства: одни предлагали краткий список, совпадающий с иудейским каноном, а другие – полный, включающий все или, по крайней мере, некоторые книги Септуагинты.
Однако все расхождения никак не меняют общей картины: во что верили христиане, что рассказывали они о Боге и об Иисусе Христе. Поэтому, формируя канон, отцы Церкви, по-видимому, стремились не столько дать недвусмысленное правило на все времена, сколько указать своей пастве, какие книги стоит принимать как священные, а какие – нет. Например, в IV веке святитель Афанасий Александрийский перечислил книги «канонизованные» (это первое в христианской литературе упоминание о каноне как о перечне священных книг) и «не канонизованные, но предназначенные отцами для чтения». В первую категорию входят все книги еврейского канона, кроме Есфири, и 27 привычных нам книг Нового Завета; во вторую – Есфирь, Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Товит, Иудифь, а также примыкающие к новозаветному корпусу книги Дидахе и Пастырь Ерма. Все остальные книги, говорит святитель Афанасий, читать не следует, но списка этих ненужных книг не приводит.
В результате всех этих рассуждений к IV–V векам все христианские общины согласились признавать в Новом Завете 27 книг, которые мы и сегодня найдем в любой Библии, кроме эфиопской. Эфиопы добавили к своему Новому Завету творения, связанные с именем Климента Римского (Послания и «Синод»), а также книги под названиями «Обетования» и «Дидаскалия». В части Ветхого Завета эфиопы тоже вполне оригинальны: они включают в него книги Юбилеев и Еноха, которые в остальном мире признаются апокрифическими. Эта особенность их церковной традиции свидетельствует о тех давних временах, когда библейский канон еще окончательно не сложился.
Итак, Новый Завет практически у всех христиан содержит одни и те же 27 книг, но что касается Ветхого Завета, тут нет полного единства. Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики. Но протестанты признают библейскими только те 39 книг, которые вошли в иудейский канон; можно сказать, что они его просто заимствовали.
Говоря об истории христианского канона, обычно вспоминают Лаодикийский Собор на Востоке (ок. 360 г.) и Третий Карфагенский на Западе (397 г.). Но на самом деле деяния этих Соборов далеки от окончательного разрешения всех вопросов. Так, постановления Лаодикийского Собора дошли до нас в нескольких списках. В некоторых из них просто не содержится пункта (60-го правила), перечисляющего «книги, которые должно читать». Это заставляет сомневаться в том, что оно действительно было включено в окончательное решение собора.
Долгое время подобные разногласия никому не мешали. Когда в 691-692 гг. на Трулльском Соборе епископы занялись сведением воедино и кодификацией постановлений предшествующих Соборов, они подтвердили авторитетность и Лаодикийского, и Карфагенского Поместных Соборов, но, опять же, не указали, какому списку книг нужно следовать. При этом помимо этих двух Соборов, они ссылаются и на текст под названием «Апостольские постановления», в котором приводится список канонических книг, причем Новый Завет там представлен без Откровения Иоанна Богослова, зато с двумя посланиями Климента Римского.
Возникает ощущение, что точный состав Библии Отцы рассматривали далеко не в первую очередь и даже не особенно старались устранить явные расхождения: в подобном каноне просто не было особенной практической надобности. Правила Лаодикийского и Карфагенского Соборов не проводят никакой границы между истинными и еретическими книгами, а всего лишь определяют, какие книги могут читаться в церкви в качестве Писания. Если в одной церкви будут читать Откровение Иоанна Богослова, а в другой нет, в этом расхождении не будет ничего страшного, лишь бы место этой книги не заняло какое-нибудь еретическое сочинение.
Канон проводит границы Писания. Но там, где оно заканчивается, для православного читателя начинается Предание – продолжение того же Откровения, действующего в той же Церкви. Граница между тем и другим существует, она важна, но не настолько, как граница между церковным вероучением и ересью – потому и списки библейского канона возникли достаточно поздно.
Канон Новозаветный
КАНОН НОВОЗАВЕТНЫЙ. Новозаветный корпус сформировался к 140 г., но его канонизация произошла позднее. На основе гностических текстов Маркиона (II в.), который принимал Евангелие от Луки и десять посланий ап. Павла, сочинений Иустина Мученика (ум. в 166 г.), Татиана (II в.), Иринея Лионского (ум. ок. 202 г.), Климента Александрийского (ум. до 216 г.), Тертуллиана (ум. после 220 г.), Феофила Александрийского (ум. в 412 г.), миланского фрагмента Л.А. Муратори можно утверждать, что к концу II в. в К.н. повсеместно входят: Четвероевангелие, Деяния, 13 посланий ап. Павла, 1-е послание ап. Петра, 1-е послание ап. Иоанна и Апокалипсис Иоанна. Подлинность посланий Иуды, 2-го и 3-го Иоанна, 2-го Петра, Иакова и по-слания к Евреям вызывала споры. К канону тесно примыкали и даже иногда сливались с ним Апокалипсис Петра, «Пастырь» Ермы, «Учение двенадцати апостолов», 1-е послание Климента и послание Варнавы. Так, например, во фрагменте Муратори пропущены послания к Евреям, 1-е и 2-е Петра, 3-е Иоанна и Иакова, но указан Апокалипсис Петра. Не четки представления о каноне у Климента Александрийского. Он цитирует все книги как священные: Четвероевангелие, Евангелие Евреев, 14 посланий ап. Павла, Деяния, три послания ап. Иоанна, два послания ап. Петра, два Апокалипсиса — Петра и Иоанна, «Учение двенадцати апостолов», «Пастырь» Ермы и 1-е послание Климента.
Ориген в вопросе каноничности текстов Нового Завета занимал более четкую позицию. Он различал общепризнанные книги (Четвероевангелие, Деяния, 13 посланий ап. Павла, 1-е Петра, 1-е Иоанна и Апокалипсис Иоанна) и спорные, но многими принимаемые (послания к Евреям, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, Иуды, Иакова, Варнавы и «Учение двенадцати апостолов»). Евсевий Кеса- рийский (ум. ок. 340 г.) делит книги на те же два разряда, но среди общепризнанных, в отличие от Оригена, называет послание к Евреям, а послание Варнавы, «Учение двенадцати апостолов», «Пастырь» Ермы, Деяния Павла и Апокалипсис Петра вообще относит к «подложным».
Западные соборы прежде восточных утвер-ждают полный канон Нового Завета, включая Апокалипсис. Перечень 27 книг содержат соборы, состоявшиеся в Гиппоне (393), в Карфагене (397), в Риме (493). И только в эпоху Реформации вновь возникли разногласия по поводу «спорных» книг, в результате которых шесть посланий (2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, Иакова, Иуды, к Евреям) и Апокалипсис не были исключены из канона, но получили статус второстепенных — «второканоничных». Второканоничными — девтероканонами — иногда именовались также те книги Септуагинты, которых нет в еврейском протоканоне (Танахе). В узком же смысле слова девтероканоном является только 1-я книга Ездры Септуагинты.
Все современные переводы Библии — и православные, и католические, и протестантские — содержат 27 книг Нового Завета: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна); Деяния Апостолов; 7 соборных посланий (Иакова, 1-е и 2-е Петра, 1, 2 и 3-е Иоанна, Иуды); 14 посланий ап. Павла (к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям) и Откровение Иоанна Богослова. Vulgata в качестве новозаветного псевдоэпиграфа содержит также послание ап. Павла к Лаоди- кийцам.
В католической традиции иногда также именуют «каноном» кодификацию параллельных мест Библии, в особенности синоптических евангелий.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 242.
Новозаветный канон
Мы уже видели, что окончательное установление канона Нового Завета затянулось из-за огромного региона распространения христианства и слабой связи между отдельными церквями (вследствие низкого уровня развития средств транспорта и связи) намного дольше, чем это произошло с Ветхим Заветом. Но уже первые отцы Церкви («апостольские отцы», как Игнатий и Поликарп; начало второго века н.э.) знали, что существует различие между их посланиями и посланиями апостолов. Игнатий в одном из своих посланий пишет: «Я не хочу давать никаких повелений подобно Петру и Павлу. Они были апостолами». В посланиях Псевдо-Варнавы и 2-м Клементия Евангелие от Матфея цитируется как Священное Писание. Юс-тиний Мартирос (Мученик; ок 150 г.) сообщает, что на собраниях верующих читаются «памятние писания, называемые евангелиями» и «писания пророков». Но мы еще не знаем, о каких евангелиях и апостольских книгах тут идет речь.
Большую ясность вносит Прений (ок. 180 г.). Он был одним из учеников Поликарпа, ученика Иоанна, и стал впоследствии епископом Лионским. Из его писем явствует, что в качестве канонических принимались четыре Евангелия, книга Деяний Апостолов, письма ал. Павла (включая Поел. Филимону?), 1 Пет, 1 и 2 Иоан. и Откровение; Послания же Иакова и Евреям в канон в то время еще не входили. Примечательно, что идея о единстве четырех Евангелий, очевидно, была к тому времени принята и канонизирована уже во всем христианском мире (ср. гл. 4 — о диатессароне Тациана). Тер-туллиан (ок. 200 г.) был знаком с четырьмя Евангелиями, Деяниями Апостолов, 13 посланиями ал. Павла, 1-м Петра и 1-м Иоанна, а также с Посланием Иуды и Откровением. Интересен также канон Муратория, римский список новозаветных книг (конец 2-го века, назван по имени торговца антиквариатом, нашедшего его в 1740 году). Он, очевидно, является ортодоксальным протестом против вышеназванного «канона» Маркония и содержит четвероевангелие, Деяния Апостолов, 13 посланий ал. Павла, два — Иоанна и Откровение. В этом списке «Откровение Петра» признается не полностью, а «пастырь» Гермес отвергается как неканонический. Примечательно, что в этом списке, кроме прочего, отсутствуют Послания к Евреям и 1 Петра. Однако, считают, что манускрипт не полон (отсюда и название «Фрагмент Муратория»), и, таким образом, эти книги вполне могли быть указаны в нем. Слабые контакты между Востоком и Западом отчетливо видны в ранних античных переводах. Западный (старо-латинский) перевод не содержит некоторые книги, получившие широкое распространение на Востоке (Поел, к Евреям, Иакова и 1 Петра), в то время как в восточном (старо сирийском) переводе отсутствуют некоторые книги, известные прежде всего на Западе (2-3 поел. Иоанна, поел. Иуды, Откровение). Потребовалось определенное время, пока эти недостающие книги стали известны повсюду, но, взятые вместе, эти две старейшие Библии содержат все канонические книги (за исключением 2 Пет, см. ниже).
Как и можно было предположить, первый полный список всего канона мы находим между Римом и Сирией. Ориген (ок. 230 г.) издал в Египте полный список канона, принятый всеми христианами, причем, по его словам, Послания к Евреям, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иакова и Иуды некоторыми ставились под вопрос. Но он отметает эти сомнения и убедительно заявляет, что Послание к Евреям написано Павлом. Еесееий из Кесарии (ок. 340 г.) называет тот же канон (кроме Поел, к Евреям) и те же оспариваемые некоторыми людьми книги. Кириллий Иерусалимский (ок. 370 г.) считает все известные нам книги, кроме Откровения, каноническими. Старейший известный нам полный список 27 новозаветных книг принадлежит Афанасию, епископу Александрийскому; он приводит этот список в своем пасхальном послании 367 года. Мы видели, что вскоре после этого подобные списки канона были изданы на западе Иеронимом и Августином (ок. 400 г.), и этот канон был официально принят на соборах в Гиппо (393) и Карфагене (397 и 419). При этом мы еще раз настоятельно указываем на то, что эти соборы не решали вопроса об изменении канона, а лишь официально подтвердили, какие книги уже в течение длительного промежутка времени признавались всем христианским миром как канонические.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >