Содержание
- Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад
- В Писании сказано, что единственный грех, который Господь не прощает — хула на Духа Святого
- Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их
- Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись
- Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию
- Христианская евангельская церковь «Новое поколение», Воронеж, Россия
- Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник
- Роберт Спраул, Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида, США
- Сергей Поднюк, богослов, Беларусь
- «Радио Ватикана»
- Давид Вилкерсон, всемирно известный проповедник и бывший пастор церкви в Нью-Йорке «Times Square Church», США
- Геннадий Гололоб, проповедник церкви евангельских христиан-баптистов и автор многих книг, Черкассы, Украина
- Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома»
- Владимир Головин, протоиерей, священнослужитель Русской Православной Церкви в городе Болгар, Россия
- Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)
- INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
- Грех непрощаемый
- LiveInternetLiveInternet
- Какой грех самый тяжелый никогда не простится Богом
Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад
Господь всемогущ и всепрощающ. Однако пороки человеческие, насылаемые дьяволом, порой превосходят самые смелые людские фантазии. Невольно задаешься вопросами: как все это может терпеть Господь? Есть ли та грань, за которую переступать нельзя? Бог прощает все грехи, или же есть черта, зайдя за которую, человек теряет всякую надежду на спасение? Существуют ли непростительные грехи?
Фра Анжелико, Страшный суд, ок. 1431 (Фрагмент)
В Писании сказано, что единственный грех, который Господь не прощает — хула на Духа Святого
Библия четко указывает, что Господь не прощает только один грех — хулу на Духа Святого.
Евангелие от Марка гласит:
Мк. 3:28-30
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Ему вторит Евангелие от Матфея:
Мф. 12:30-32
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Подводит черту апостол Павел в Послании к евреям:
Евр. 6:4-6
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Отцы Церкви, размышляя над словами Христа, дали им истинное толкование
Кажется, что все очевидно, и человек, который возвел хулу на Духа Святого, не спасется и попадет в ад. Но святые отцы, осмыслив слова Христа, пришли к другому выводу.
Смысл слов о хуле на Святого Духа растолковали святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.
Афанасий Великий писал:
Афанасий Великий один из Отцов Церкви
«Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».
Иоанн Златоуст писал о богохульстве так:
Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский
«Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе…»
Феофилакт Болгарский писал:
архиепископ Охрида
«Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».
Отцы церкви говорят, что богохульство – тяжкий грех, однако и от него можно избавиться покаянием.
Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их
Тема семи смертных грехов популярна в искусстве
Христианство пропитывает всю современную европейскую культуру. Поэтому даже если человек неверующий, от христианской терминологии ему никуда не деться. В нашу жизнь плотно вошли многие христианские понятия.
Все знают семь смертных грехов, но сначала их было восемь.
Даже далекий от христианства человек знает, что в христианстве существует десять заповедей и семь смертных грехов. Смертными называют грехи, которые лежат в основе всех остальных грехов и после которых наступает духовная смерть человека. Он становится бесчувственным к своим порокам.
Понятие семи смертных грехов закрепил в христианстве папа Григорий Великий (Двоеслов)
Вот эти грехи:
- Гордыня (лат. SUPERBIA). Кассиан Римлянин писал о гордыне: «Это самый свирепый и самый неукротимый зверь». Гордыню называют грехом Люцифера: когда-то сатана возгордился и посчитал себя равным Богу, за что и был низвергнут. Греху гордыни противостоит добродетель смирения.
- Зависть (лат. INVIDIA). 10-я заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Еще в Писании сказано: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей»(Притч. 14, 30). Зависть порождает другой грех – гнев. Греху зависти противостоит добродетель благожелательности.
«Семь смертных грехов.Чревоугодие» Иероним Босх
- Чревоугодие (лат. GULA). Может показаться, что в чревоугодии ничего плохого нет. Ведь если человек не будет есть, он умрет. Однако между приемом пищей для насыщения и грехом чревоугодия есть граница. Она проходит в нашей душе между нашей внутренней свободой и несвободой. Апостол Павел писал: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:12-13). Греху чревоугодия противостоит добродетель воздержания.
- Блуд (лат. LUXURIA). Христианская церковь одобряет и приветствует союз мужчины и женщины, и союз этот называется браком. Супружество соединяет мужчину и женщину, как писал апостол Павел, в одну плоть. Союз вне брака оскверняет тело и душу. Греху блуда противостоит добродетель целомудрия.
- Гнев (лат. IRA). О гневе Феофан Затворник писал так: «Гнев и обидчивость – от самоцена, по которому мы признаем и чувствуем себя стОящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Гнев тесно связан с другими грехами – завистью и гордыней. Он один из самых тяжкий грехов, так как именно в гневе совершается множество глупых, необдуманных поступков, вплоть до преступлений. Греху гнева противостоит добродетель кротости.
- Корыстолюбие (лат.AVARITIA). Корыстолюбие сильно отличается от богатства. В богатстве нет греха, если человек добыл его честным трудом и не забывал о духовном. Богатство становится грехом корыстолюбия в том случае, когда материальные ценности и их приумножение занимают все мысли человека. Про таких людей сказано в Писании: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Греху корыстолюбия противостоит добродетель нелюбостяжания.
- Уныние (лат. ACEDIA).Про уныние Феофан Завторник писал так: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». Первопричина уныния – безделье и лень. Лень порождает скуку, скука – уныние. Греху уныния противостоит добродетель упования.
Для православных толкование семи смертных грехов дал Феофан Затворник.
Феофан Затворник пишет о смертных грехах так:
Феофан Затворник епископ Православной российской церкви
«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись
Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.
Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.
Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:
Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!
Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.
Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.
Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию
Грех и хула простятся, если раскаяться искренне. Господь открыт для каждого человека, надо только пустить Его в свое сердце. Исаак Сирин писал так:
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Чтобы Господь простил грехи, даже самые тяжкие, нужно читать молитвы.
Во-первых, Иисусову молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. «Господь Вседержитель» Мозаика храма св. Софии Константинопольской
Для общего вразумления можно читать молитву Иоанна Златоуста:
Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам.
Также в православном молитвослове есть молитвы от каждого смертного греха.
Многим интересно, как понять, что Бог простил тебя. Напрямую, конечно никак, но если человек просил с верой, то пусть он не сомневается в прощении.
- Shares
В христианстве существует такой термин — «непростительный грех». Что же это за грех такой, который Бог никогда не простит? Как понять, не совершили ли мы его? Мы собрали мнение служителей по этой теме.
Христианская евангельская церковь «Новое поколение», Воронеж, Россия
Понятие непростительного греха было камнем преткновения для многих, потому что оно кажется противоречащим библейскому учению о благодати.
Мы знаем, что Божьей милостью прощается всякий грех, но Господь указывает на один грех, который не может быть прощен.
Обратимся к библейскому тексту. Религиозные вожди народа приходили послушать Иисуса, но противились всему, что Он проповедовал. Когда Он творил чудеса и изгонял бесов, они говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12.24).
Эти люди были настолько слепы духовно, что действие Святого Духа они приписывали сатане. И не только говорили это, но и отвергали действие Духа в своей жизни. Святой Дух говорил: «Это Сын Божий. Это — Бог», а они восклицали: «Это не Бог! Это посланец сатаны». Тогда Иисус сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам… Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12.31-32).
Разумеется, непростительный грех — это не просто значит произнесение плохих слов о Духе Святом. Религиозные вожди отворачивались от самого Божественного Откровения. Они так далеко зашли в своей испорченности и злобе, что отвергали не только Иисуса Христа, но и Святого Духа. Они принимали добро за зло, а зло — за добро. Духа Божия они называли сатаной!
Они отказались от духовного зрения и никогда не могли бы прийти к Иисусу, источнику прощения грехов. Если человек не принимает Христа, он не может получить прощения. Если он отвергает Святого Духа и отворачивается от Иисуса Христа, то такой человек не может быть прощен. Именно так поступили «религиозные вожди».
Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник
Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник и исполнительный директор Сети христианских вещателей CBN, назвал непростительным грехом заявление будто в Иисусе – нечистый. дух.
Роберт Спраул, Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида, США
Роберт Спраул, основатель и председатель просветительской миссионерской организации «Лигонье» . Ведущий ежедневной радиопрограммы «Обновление ума». Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида.
Предпринималось множество попыток дать определение греху, который не может быть прощен. Непростительными грехами назывались убийство и супружеская измена. Но хотя оба этих греха действительно отвратительны и направлены непосредственно против Бога, Писание ясно показывает, что в случае искреннего раскаяния они тоже прощаются. Давид, например, был повинен в обоих грехах, но после покаяния ему была возвращена благодать.
Часто непростительным грехом называют упорное неверие во Христа. Поскольку после смерти человек лишается возможности покаяться в грехах и принять Христа, то никакой надежды на прощение после смерти быть не может.
Упорное неверие в Бога действительно приводит к таким последствиям, однако этот грех нельзя назвать хулой на Святого Духа, о которой говорил Иисус. Хула — это то, что человек произносит или пишет. Хула означает произнесенные или написанные слова.
Любая форма богохульства — серьезное оскорбление Бога, но, как правило, даже оно считается простительным грехом. Слова Иисуса о непростительном грехе были обращены к фарисеям, которые обвинили Его в связях с сатаной. Предупреждение Иисуса было грозным. И все же на кресте Он молился о прощении тех, кто хулил Его по неведению: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34).
Однако если люди просвещены Духом Святым так, что уже знают, что Иисус есть истинно Христос, но тем не менее обвиняют Его в принадлежности к сатанинскому сообществу, они совершают грех, которому не может быть прощения. Христиане, полагающиеся только на себя, вполне могут совершить непростительный грех, но мы верим, что Бог по Своей милости сохранит Своих избранных от совершения подобных грехов. Когда истинные христиане начинают беспокоиться о том, не совершили ли они такой грех, то это беспокойство является признаком того, что они его не совершали. Люди, способные совершить непростительный грех, настолько ожесточили свое сердце и настолько преданы греху, что уже не в состоянии почувствовать ни малейшего раскаяния.
Даже в таком безбожном обществе, как наше, люди в своем кощунственном отрицании Бога и Христа чувствуют грань, за которую заходить опасно. И хотя имя Бога сегодня постоянно оскверняется тем, что поминается всуе, над Евангелием насмехаются в непочтительных шутках и анекдотах, люди тем не менее воздерживаются от того, чтобы связывать Иисуса с сатаной.
И еще. Несмотря на то что сатанисты, а также маги, алхимики и прочие последователи мистических учений могут в силу своей деятельности совершить непростительный грех, он все же может быть прощен им, потому что эти люди поступали так по неведению, будучи непросвещенными Духом Святым.
Сергей Поднюк, богослов, Беларусь
Сергей Поднюк, богослов из Беларуси, рассказал, как узнать была ли произнесена хула на Духа и что дальше делать.
«Радио Ватикана»
«Радио Ватикана» предоставило свой ответ на вопрос «Есть ли грехи, которые Бог не прощает».
Отрывок из Евангелия от Матфея, глава 12: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
При прочтении этого отрывка на самом деле возникает не один вопрос, а несколько: что такое хула на Святого Духа, что означает грех против Святого Духа и что означает «грех, который не простится».
Вот что писал по этому поводу Блаженный Августин: «Велика неясность этого вопроса. Попросим же у Бога света, чтобы его прояснить. Признаюсь, вашей милости, что во всем Священном Писании, наверное, нет более серьезной и более трудной проблемы». То есть это утверждение казалось св. Августину противоречащим вечному и бесконечному милосердию Бога.
Святой Фома Аквинский предлагает три толкования этих слов. Первое принадлежит Святым Отцам Церкви — Афанасию, Иларию, Амвросию, Иерониму и Иоанну Златоусту: грехи против Духа Святого – это те грехи, которые совершены непосредственно против Святого Духа как Бога, как Третьего Лица Пресвятой Троицы. Таким образом, делается различие между хулой на Духа и хулой на Сына Человеческого – жившего среди людей. Те, кто хулил Его, смешивая Его дела с делами Сатаны, совершал непростительный грех: не потому, что Божественное милосердие не может его покрыть, но из-за упорства во зле тех, кто совершает этот грех. Авторитетный комментарий к «Иерусалимской Библии» гласит: «Человеку прощается то, что он обманывается насчет Божественного достоинства Иисуса, сокрытого за смиренным обликом сына человеческого. Но ему не прощается, если он закрывает глаза и сердце очевидным делам Духа. Отрицая их, он отвергает наивысшее средство, даруемое ему Богом, и исключает себя из спасения». Иными словами, хула на Духа Святого – это когда человек не просто закрывает глаза на дела Бога, но упорно их отвергает, приписывая их дьяволу, желая тем самым отождествить Духа Святого с духом зла, как это делали фарисеи.
Вторая интерпретация греха против Святого Духа принадлежит Блаженному Августину. Таким грехом, по его убеждению, является окончательное нераскаяние. Грешит против Святого Духа тот, кто всегда пребывает в смертном грехе и не желает встать и покаяться. Тот, кому нравится это состояние греха. Речь идет о грехе против Святого Духа потому, что благодать отпущения грехов дается Святым Духом.
Есть и третья интерпретация: французского мистика 12 века Ришара Сен-Витторского. Против Святого Духа грешит тот, кто грешит против блага – которое соответствует Святому Духу. Согласно Ришару Сен-Витторскому, Богу Отцу соответствует могущество, сила, а Сыну – мудрость. Поэтому против Отца грешит тот, кто грешит по слабости; против Сына – тот, кто грешит по неведению; а против Святого Духа – тот, кто грешит коварно, желая зла как такового и презирая средства, дарованные нам христианской надеждой, которыми можно было бы воспрепятствовать этому греху.
Когда святой Фома Аквинский пишет о грехах против Святого Духа, он использует третью интерпретацию и утверждает, что грехов против Святого Духа – столько, сколько существует способов презирать помощь Бога, удерживающего человека от греха. Человек может удерживаться от зла посредством различных факторов. Во-первых, он отдаляется от зла, размышляя о Божьем Суде: его удерживают с одной стороны надежда, с другой – страх. В этом смысле грехом против Святого Духа является неверие в возможность спасения с одной стороны или уверенность в спасении безо всяких усилий – с другой. Не верить в возможность спасения означает не верить в милосердие Бога или думать, что наши грехи – больше Его милосердия. Или же это означает не обращаться к милосердию Бога из гордыни, как это случилось с Иудой: он раскаялся, но не попросил прощения у Господа. Кстати, в одном из видений Святой Екатерины Сиенской Бог сказал об Иуде: «Этот грех не может быть прощен ни при жизни, ни после смерти: человек отверг, пренебрег Моим милосердием. Поэтому в Моих глазах этот грех тяжелее, чем все другие грехи, какие он мог совершить. Вот почему об отчаянии Иуды я сожалею более всего, и для Сына Моего это было тяжелее, чем само его предательство. Вот на что осуждены своим обманчивым суждением люди, которые считают, что их грех больше Моего милосердия, вот почему они наказаны вместе с демонами и с ними осуждены на вечное страдание».
Давид Вилкерсон, всемирно известный проповедник и бывший пастор церкви в Нью-Йорке «Times Square Church», США
Давид Вилкерсон обратил внимание на ключевой факт, который поможет определить, совершил ли человек непростительный грех.
Нет никого, кто мог бы зайти настолько далеко, чтобы Бог не смог его спасти, кроме одного исключения: если человек не совершает непростительный грех. Этот грех происходит, когда бывший верующий насмехается над работой Духа Святого и приравнивает их к делам дьявола. Такой человек, полностью вырывает Христа из своего сердца. Или в действительности, он совершает свою картину распятия, намеренно уничтожая всю любовь и желание по Иисусу. Такой человек никогда не сможет быть восстановлен.
Конечно же, те, кто боится, что совершили непростительный грех, на самом деле его не совершали. Откуда я это знаю? Доказательство в том, что их это беспокоит. Видите ли, совершить непростительный грех человек может лишь в том случае, если его совесть абсолютно высохшая. В этом случае, человеческая любовь к Иисусу заменяется абсолютной ненавистью к Богу. Этот человек трясет кулаком в сторону Бога, говоря, «Я никогда не хочу больше слышать тебя». Он даже провоцирует Бога, в том, чтобы его послали в ад. Такой человек ненавидит все что свято и чисто. И он просто ищет очередного шанса для того, чтобы снова распять Иисуса.
Геннадий Гололоб, проповедник церкви евангельских христиан-баптистов и автор многих книг, Черкассы, Украина
Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома»
Нет таких грехов человеческих, которые Бог не может простить. Если грех раскаян человеком, он может быть прощен.
Единственный грех, который «на особом положении» — это хула на Духа Святого. Хулу на Духа Святого святые отцы толкуют в следующем контексте. Святой Дух был послан от Бога-Отца через Господа нашего Иисуса Христа как утешитель в «День рождения Церкви» — в Пятидесятницу (праздник Троицы). Дух Святой созидает Церковь Христову. Поэтому грех хулы на Духа Святого – это, например, хула на соборность Церкви, на церковные каноны.
Владимир Головин, протоиерей, священнослужитель Русской Православной Церкви в городе Болгар, Россия
Владимир Головин утверждает, что нет такого греха, который Бог не простит.
Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)
Что касается хулы на Духа, Христос назвал его «вечным грехом», что делает его непростительным. Это был не единственный грех, который мог погубить фарисеев, но именно он это сделал. Особую тяжесть их неправедности придавало то, что они поносили Христа, хотя знали, что Он праведен. Противореча тому, что они знали, они говорили, что в Нем нечистый дух. Они истину подменяли ложью, свет тьмою, праведность неправедностью, и они закрывали свои глаза и сердца перед Господом. Их хула была такая, что лишала их надежды на небеса, и нет сомнения, что та же слепота, бессмысленное противостояние Господу и сегодня может иметь те же последствия.
- Shares
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Грех непрощаемый
Иеромонах Арсений (Писарев). Грех непрощаемый. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 160 с. – (Кафедра).
Эта брошюра посвящена особому греху, который, как известно, навсегда может исключить саму возможность спасения. В трех разделах книги последовательно рассмотрены святоотеческое учение о грехе хулы на Духа Святаго, его раскрытие в православной литературе и толкование в трудах отечественных богословов, подвижников и религиозных мыслителей.
Все приведенные в работе суждения представляют большой интерес, так как дают исключительно важную характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.
Приводим отрывок из книги.
ВВЕДЕНИЕ
Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа — Его Святое Евангелие — уже почти две тысячи лет преображает нашу вселенную. Оно раскрывает нам все величие, любовь и благость Бога, желающего помиловать и простить каждого человека. Но Святое Евангелие указывает нам и грех, который навсегда может исключить саму возможность помилования. Это грех хулы на Духа Святаго, который не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 32). Хула есть уничижительный отзыв, злоречие, обвинение, осуждение. В отношении к Богу хуление — это богохульство.
Господь наш Иисус Христос отвел греху хулы на Духа Святаго часть Своей большой речи, посвященной грехам языка: самому тяжкому из них — богохульству (см.: Мф 12, 31–32), злым словам как проявлению состояния сердца человека (см.: Мф 12, 33–35), бесполезным словам, за которые нам все равно давать отчет перед Богом (см.: Мф 12, 36–37). Грехом, который без покаяния не будет прощаться никому и никогда, был назван Господом грех хулы на Духа Святаго. Произошло это после того, как фарисеи, желая отвергнуть чудо, совершенное Спасителем над бесноватым, стали приписывать действие Святаго Божественного Духа веельзевулу и тем хулить Бога, то есть богохульствовать.
Апостол Петр в своем послании указал еще один грех, попадающий под евангельское понятие хулы на Духа Святаго. Апостолы Иоанн и Павел в своих писаниях также затронули тему богохульства. Вслед за апостолами святые отцы Церкви значительно расширили перечень таких грехов. Вопрос ответственности человека за определенные грехи как за хулу на Духа Святаго на основании новозаветного учения и толкований святых отцов также был рассмотрен многими богословами, подвижниками и религиозными мыслителями Русской Православной Церкви. Давая новые определения греха богохульства, отечественные экзегеты всегда стояли на каменном фундаменте Священного Писания и Священного Предания, канонов Православной Церкви, постановлений Вселенских Соборов и других, приравненных к ним, на трудах святых отцов Вселенской Церкви.
В нашей работе объединены толкования разного уровня — как те, что сделались частью святоотеческого наследия, так и те, что остались лишь частным богословским мнением. Все они представляют интерес для современного читателя, так как дают исключительно важную для нас характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.
Если непростительный грех это не богохульство, не прелюбодеяние, не убийство и не самоубийство, то, что же? Объясняя суть непростительного греха, Иисус Христос говорит об этом так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:31,32).
Итак: «…всякий грех и хула простится человекам…». Что значит в этом высказывании Иисуса Христа слово «всякий»? А вот что – все виды греха. Разве это не добрая весть из уст самого Спасителя? Человек может совершить самый, что ни на есть, ужасающий грех. Которую из десяти заповедей Закона Божьего он бы не нарушил, если бы даже нарушил все их десять – Бог может просить и такого человека! При каком условии Бог просит Его? Это условие на удивление является очень простым: грешный человек должен сожалеть о содеянных грехах, обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, стремясь получить Божье прощение. И если это будет именно так, то Бог простит грешника. Всякий грех будет прощен человеку. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна,1:9). Для людей, стремящихся к прощению, Бог всегда открыт, и Кровь распятого Иисуса Христа очищает нашу совесть от всех грехов: «…Кровь Христа… очистит совесть нашу…» (Евреям 9:10).
Когда речь идет о непростительном грехе, то имеется в виду не вид или тип греха, а его степень. Это не какой-то единовременный акт, а скорее непрестанный и упорный бунт человека против Святого Духа. И это не простится такому человеку.
Непростительным грехом является постоянное пребывание человека в состоянии мятежа против побуждений Святого Духа и любящих обращений к нему Иисуса Христа. Это постоянное нарушение наставлений Святого Духа, что, в конечном итоге, и приводит человека к такому состоянию, когда он оказывается наглухо закрыт для влияния Святого Духа.
Разберем простой, но наглядный для понимания этого явления пример. Допустим, что вы решили сделать в своей квартире из одной комнаты две, построив посередине комнаты стенку из кирпича. Сначала вы делаете основание, на которое будете укладывать кирпичи. Пока вы работаете, стоя на своей половине комнаты, другой человек, находясь на другой половине комнаты, за будущей стеной, разговаривает с вами, поддерживая беседу. Вы общаетесь, ведете разговор о том, о сем, о погоде, о работе, о каких-то ваших общих интересах. Разговаривая с этим человеком, вы продолжаете работать, укладывая кирпич за кирпичом, и стена поднимается все выше и выше. Работа спорится, и, наконец, остается положить всего несколько кирпичей – один, два и стена будет готова. Связь между вами и вашим собеседником почти прервалась. Вы можете общаться только через это небольшое отверстие и едва можете видеть своего собеседника сквозь него. И вот уложен последний кирпич. Связь между вами полностью прекратилась.
Так вот, непростительный грех – это не первый, положенный вами кирпич в стене, а последний. Если человек постоянно и настойчиво бунтует против призывов Святого Духа, то он воздвигает глухую стену между собой и Им. Иисус Христос через Святого Духа с любовью призывает людей повернуться в Его сторону, прийти к Нему с покаянием. И тогда Господь сможет простить грехи и спасти человека для вечной жизни. Если человек не хочет этого, сопротивляется, то он сам закрывает к себе доступ Святого Духа. В этом случае говорят, что человек заглушил свою совесть. Такой человек будет все меньше и меньше ощущать голос Божий и, спустя какое-то время, голос Божий уже не сможет достичь его сердца совсем. С этого момента человек начинает творить неправые дела, не слыша голоса совести, но не потому, что Бог больше не обращается к нему, а потому, что сердце этого человека совсем огрубело. Человек сам воздвиг между собой и Богом неприступный барьер, прерывающий взаимное общение.
Из всего сказанного следует, что мы должны как можно дальше держаться от мысли построить вышеупомянутую стену – стену отчуждения между собой и Святым Духом. Если мы не положим первый кирпич в фундамент этой стены то, безусловно, не положим и последний. Наши отношения с Богом будут открытыми и ясными. Святой Дух будет иметь свободный доступ к нашему разуму.
Будем же благоразумны! И если Святой Дух обратится к нашим сердцам, то расположим свой разум на то, чтобы сказать ему «да», т. е. признаем свой грех и покаемся в нем.
Подготовил В. Ильин
Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.
LiveInternetLiveInternet
Схимонахиня Антония (в миру Анастасия Яковлевна Кавешникова) — православная подвижница, исповедница и старица. Она родилась в 1904 году на Дону в селе Долгое, в благочестивой православной семье, хранивших традиции своих предков — донских казаков. Ещё в детстве и юности дарованы были ей встречи с прозорливыми старцами, которые советовали будущей подвижнице избрать монашеский путь. Но она выбрала замужество и пронесла свой поистине тягчайший семейный крест до конца. Прошла матушка и через все муки ГУЛАГа и психушек, где её пытались «вылечить» от веры во Христа. И всё же Господь удостоил её монашества с именем Аполлинария и схимы с именем Антонии, отметил великими Своими дарами: прозорливостью, благодатной молитвой, даром исцеления и утешения..
Не так уж много лет прошло со дня кончины матушки в 1998 году, но имя её известно уже многим православным христианам в России и за рубежом. Изо дня в день увеличивается число паломников к её могилке на маленьком монастырском кладбище. Люди подолгу стоят здесь, зажигают свечи, молятся и по вере своей получают просимое…
Явление Божией Матери схимонахине Антонии
В молодости Анастасия (так звали будущую схимонахиню) сделала аборт, (по некоторым сведениям,- у нее был выкидыш), — и каялась слезно в этом грехе. Однажды она молилась в храме Воскресения Словущаго на улице Неждановой (ныне Успенский вражек) перед иконою «Взыскание погибших». И видит: отвернула о нея свой лик Богородица. На следующий день рано утром приходит она в тот же храм. Попросила сторожа никого больше не пускать, и на коленях, в уединенном предстоянии пред чудотворным образом Богородицы, горячо, долго и сильно плакала, обильно орошая пол слезами.
Вдруг кто-то сзади трижды коснулся ее плеча. Оглянулась, видит Жену в игуменском одеянии и двух монашек, стоящих вдали у свечного ящика. Игумения говорит ей: «Что ты так плачешь? Послушай, я помогу тебе. Только три греха есть, которые не прощаются человекам: хула на Святого Духа, самоубийство, гордость. Убиенного младенца надо окрестить». И рассказала, как надо молиться за него. Анастасия почувствовала глубокий покой и преисполнилась горячей благодарности к Наставнице.
Положив земной поклон перед образом Божией Матери, оглянулась и видит: в церкви она одна. Идет к сторожу: «Кто это был в церкви?», — Никто сюда войти не мог, все было заперто» — был ответ…
Анастасия выполнила полученное правило — молитвы за младенцев, дарованное ей Богородицей. С тех пор Анастасия пошла по пути спасения души и к концу жизни стала схимонахиней с именем Антония. Многих обратила она на путь покаяния и спасения. За ея труды сподобил ея Господь дара прозорливости.
Множество случаев чудесной помощи по ея молитвам при жизни и по преставлении свидетельствуют и об исправлении детей, устроении семейных дел, в обращении к вере неверов, маловеров и даже гонителей, венчании супружеских пар, о даровании бесплодным детей, взыскании похищенных людей и вещей, материальных нуждах.
По ея молитвам ко Господу строились и восстанавливались храмы и монастыри, а те священники и миряне, которые приезжали на ее могилку послужить панихиду или же просто помолиться, никогда не оставались без помощи и утешения. Причем прошения о помощи обращенные к старице, исполнялись настолько точно, что никаких сомнений в ея дерзновении пред Господом просто не остается. Но за то, что великая старица безстрашно исповедовала о данной ей Царицей Небесной молитвенной епитимии за грехи детоубийства, и сама отмаливала за немощных сии несчастные души, ей было дано на ея просьбу к Богородице вразумление, — что диавол будет за это с нея кожу сдирать, — то есть, — скорби жестокие будут. Но матушка не убоялась взять сей велий Крест за всех и за вся. И благодаря сему подвигу получила от Господа за свои великие труды, — дары молитвы и прозорливости. Многие тысячи семей ея молитвами были спасены от развала, и многое множество младенцев родилось на свет. Но всем с первой встречи она давала правило данное ей Богородицей, — тем самым душегубство в утробе есть и личный, и родовой и общественный грех, то есть оный тяжким бременем ложится и на самого убийцу и на всех сродников и на все общество, которое сие злодейство узаконило и молчаливо «терпит».
Наставления старицы Антонии:
Матушка Антония говорила, что убить одного младенца, — страшнее чем взрослого человека, — семь поколений по матери и отцу будут отвечать, т.е. страдать от разрушения семей и скорби иметь из-за пьянства, блуда, наркомании, смертельных болезней и других, как всем кажется «внешних» причин. Ибо младенческая душа, равно как ангельская.
За аборт кто-то в роду, обязательно прольет кровь, — предупреждала старица. Искупив грех детоубийства покаянием, епитимией данной Богородицей, и делами милосердия, прекращаются либо смягчаются наказания по Божией милости.
Именно за сей страшный грех в первую очередь кругом нестроения, беды, и надвигается всемирный пожар, — т.е. мировая война, — а за нею и кончина мира недалече.
Но если согрешившие сим тяжким грехом будут отмаливать души убиенных младенцев, — то мир продлится, а если не будут, то дни мира сократятся -говорила матушка.
Оттого несмотря на скорби и гонения сама она непрестанно молилась в покаяние за свой грех и ради спасения погибающего мира, отмаливала души убиенных младенцев за других.
И многие каются ныне, и молятся сим правилом, хотя данная Царицей Небесной епитимия одними хулится, а другими из «страха» перед хульниками, скрывается от людей страха ради фарисейска, причем молчать об этом просто преступление, ибо покаянием не только смываются грехи с самих кающихся, но и избавляются от наказания их дети и сродники.
Младенческие убиенные души освобождаются от мучительных страданий и тому множество свидетельств. Те кто, как положено выполнял сие правило сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Причем люди искренне свидетельствуют об этом, на Кресте и Евангелии, как и о том, как у них происходили чудесные изменения после сих молитв, и в личной жизни, и в семейных делах, причем эти люди становятся проповедниками покаяния и активными сторонниками по запрещению абортов и прочих способов детоубийств.
Часто гонения за особые дары Божии, труды и подвиги подвижников становятся постоянными спутниками при их жизни, так и по преставлении, которому нечисть пытается всячески препятствовать, возбуждая своих горячих «послушников», из числа незрелых духовно людей. Зрелые же наоборот промолчат, — и обратятся к советам мудрейших, т.е. к истинным старцам, а таковые подвижники начиная с прп. Кукши Одесскаго, Амфилохия Почаевского, схиигумена Иеронима (Санаксарского старца), прот. Николая (Гурьянова), ахиеп. Иннокентия (Вениаминова), и другие, в том числе и ныне живущие уже высказывали свое положительное мнение по поводу данного правила.
ПРАВИЛО ДАННОЕ БОГОРОДИЦЕЮ СХИМОНАХИНЕ АНТОНИИ О МОЛИТВЕ ЗА ДЕТЕЙ, УБИЕННЫХ ВО ЧРЕВЕ
Утренние молитвы (по молитвослову), по Символ Веры;
Далее: Во имя Отца! Аминь! И Сына! Аминь! И Святаго Духа! Аминь!
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, (3 раза)
Аллилуиа! (3 раза)
Младенцу, убиенному во чреве, надо дать мужское имя из имен святых угодников Божиих, и обращаясь ко святым просити тако:
Св. Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Св. Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, п
риими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Св. Анна Пророчица, приими моего младенца (имя), как мати крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
И далее читать молитвы:
Св. Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Св. Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, приими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Св. Анна Пророчица, приими моего младенца (имя), как мати крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
И далее читать молитвы:
48 раз — Царю Небесный… и 40 поклонов земных,
48 раз — Отче наш… и 40 поклонов земных,
48 раз — 50-й псалом и 40 поклонов земных (вместо 50-го псалма немощным можно читать 48 раз Иисусову молитву.
48 раз — Милосердия двери отверзи нам… и 40 поклонов земных
Затем обычное окончание молитв: Достойно есть…
Нужно купить на каждого крестик, распашонку(рубашку), чепчик и свечи, отнести в крестильню, как пожертвование для крещения бедных детей (или детей из Дома малютки). (Сколько было сделано абортов, выкидышей, столько раз нужно повторить эти молитвы за душу каждого младенца).
Тем, кто пользовался любыми другими средствами для изгнания из чрева зачатий при помощи отрав, спиралей и т.д. выполнить эту епитимию пять раз за один год употребления сих средств. Ибо жизнь человеческая начинается от зачатия и любое насильственное ее прекращение есть убийство.
Каждый день до смерти читать молитву: «Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего милосердия, за веру и слезы мои окрести их в море щедрот Твоих, и не лиши их света Твоего Божественного. Аминь». ( 3 раза в день).
Сие правило можно вычитывать вдвоем, втроем, и вчетвером, большим числом молящихся, одновременно за одну убиенную душу. В таком случае, число молитв делится на число молящихся, т.е. если вдвоем исполняем сие правило, то надо читать каждому не по 48 раз, а по 24 раза, если втроем, то по 16 раз, вчетвером по 12 раз, и так далее.
Сим правилом можно молиться за других людей, которые либо не могут или даже не хотят сами молится, за матерей, отцов, сродников и друзей, то есть отмаливать их грехи; молится можно как женщинам, так и мужчинам. Причем те, кто добросовестно исполнял сие молитвы за других, также, как и сами со грешившие, сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Поклоны земные может положить, за других тот, кто способен их класть; причем немощным можно их делать постепенно и после вычитанных молитв.
А ночью, — один поклон идет за 40, — с полуночи до трех часов, — и во время Божественной Литургии, когда произносится священником в Алтаре «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и вовеки веков», — клирос добавляет: Аминь.- Один земной поклон равен 2500 поясных, или сотне земных поклонов. Об этом свидетельствовала блаж. Пелагия Рязанская, которую вразумлял о сем сам прп. Серафим Саровский.
Кстати земные поклоны можно класть и с колен, и делать их по несколько подряд не вставая, — хоть сотни, — так молился и прп. Серафим Саровский. Причем прп. Старец молился на коленях и в воскресные и в праздничные дни, — и когда ему блаж. Пелагия задала молитвенный вопрос, — «А можно ли молиться в праздники на коленях? — и ответ был такой: «пропала Россия без земных поклонов!»
Владыка Иннокентий (Вениаминов), праправнук святого Святителя Иннокентия Вениаминова Митрополита Московского и Коломенского) благословил читать это правило в течение дня: по дороге на работу, в перерывах, среди дня, как внутренне молитвенное правило, считая молитвы по четкам. То есть, если нет возможности помолиться непрерывно, можно читать правило сие по частям. Владыка с радостью одобрил такое прошение к нему, говоря: «Вот- вот, правильно, а то нам все некогда, да некогда молиться, а так будет очень хорошо, молитесь, молитесь. Бог благословит!»
Молитвы напечатаны в том виде, в котором Пресвятая Богородица их дала будущей старице. Вопросы, почему именно так было Ею сказано то или иное слово, нам грешным обсуждать не потребно.
Не мешаете детям приходить ко мне!
Конечно же, надо правильно понимать все сказанное старицей, ибо все ныне зависит от нашего покаяния, к которому и призывала всех матушка. Про правило данное ей Богородицей она говорила: «Раздавайте, как можно больше раздавайте! Ведь мне сам Кукша благословил!»
Какой грех самый тяжелый никогда не простится Богом
Какого греха следует избегать человеку в течении своей жизни? Ведь Сам Господь Иисус Христос ясно сказал, что он непростителен в отличии от других человеческих грехов. Считаем своим долгом предупредить каждого, чтобы никто не совершал данного греха — ведь все мы хотим в последствии наследовать Рай и вечное блаженство. Какой грех помешает этому и как его избежать в своей повседневной жизни?!…
Конечно, не все так безапелляционно как может показаться на первый взгляд. Все мы совершаем те или иные грехи, но благодаря исповеди Бог прощает и разрешает нас от них. Простит ли Бог самый тяжелый грех?! Сказать доподлинно сложно. Возможно это действительно грех самый тяжелый, который никогда не простится Богом…
Это страшный грех в осуждении всего святого, в осуждении и хулении Господа Бога. Что же такое это за грех, собственно говоря? Не только возведение непосредственной словесной хулы на Высшую Силу — Господа Бога, но и сознательное отступление от Него, от Его Благодати и защитной силы. Избежать этого греха может каждый из нас. Не только не стоит не совершать этот грех непосредственно, возводя хулу на Духа, но и избегать сознательного отречения и отступления от всего праведного и Божьего…
Самое главное — это не погружаться в греховную жизнь свою до такой степени, чтобы уже не уметь распознавать грехи свои и не различать их. Да часто помогает покаяние. Но всегда ли?! Вот в чем вопрос. Все зависит, конечно, от нашей искренности в этом вопросе с одной стороны… но и от меры грехов с другой! Просто покаяние еще недостаточно для доброй жизни и вхождение в Царство Божие. Немаловажно еще осознание грехов, соединение с Господом во время жизни через добрые дела, поступки, а также и мысли! Ведь одно из основных наших предназначений — жить праведно и делать добро!
Ну так что же это за грех и чем оперируем мы в наших рассуждениях? Словами Господа Иисуса Христа, который ясно сказал их:
Р.S.: МИР ДОМУ ВАШЕМУ, дорогие читатели и читательницы! Храни вас Господь! Расскажите всем об этом и подпишитесь на наш канал!