Содержание
- Как вера в любящего Бога влияет на радость жизни
- О внимательной молитве
- Счастье в цифрах
- Быт и успех тут ни при чем
- Религии радостные и не очень
- Пластика мозга делает нас добрее
- Депрессия и прочие ужасы
- В Техасе продолжают изыскания
- Значение веры в жизни человека /Вера это инструмент / Вера помогает достигать
- Вера и неверие
- Вера в жизни человека
- Вера в свете Библии, которая есть Слово Божие
- Какая бывает вера
- Значение веры в жизни человека
- Подведу итог написанному
- ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЕРА?
- Что есть вера
- Почему вера в бога помогает выжить
- Помогает ли человеку вера?
- Сочинение «Как вера в Бога помогает в становлении личности»
Как вера в любящего Бога влияет на радость жизни
«Блажен, кто верует, — писал поэт. – Тепло ему на свете». И наука за 20 лет исследований это подтверждает. Правда, Россия по этому счастью лишь на 122 месте
О внимательной молитве
В XXI веке проведено уже не одно масштабное исследование о связи религиозной веры и счастья. Самое последнее было закончено летом 2017 года в Техасском университете. Ученых интересовали исключительно люди пожилого возраста – старше 65 лет. Среди тысячи испытуемых были христиане, убежденные атеисты и те, кто отошел от веры.
Исследователи с помощью специально составленного опросника оценивали их оптимизм, уверенность в себе и удовлетворенность жизнью.
Самыми счастливыми оказались те, кто молится – регулярно и внимательно.
И чем более частой и cосредоточенной была их молитва, тем более оптимистичными, уверенными и довольными жизнью оказывались старички.
В общем-то ничего нового техасские ученые не открыли. Только подтвердили то, что человечество знает уже две тысячи лет, а ученые за последние 20 доказали не один десяток раз – с цифрами и фактами.
В 2009 году Журнал старения и здоровья (Journal of Aging and Health) опубликовал результаты опросов 791 человек. На протяжении восьми (!) лет эти люди скрупулезно отвечали на вопросы ученых о своем настроении. Удалось доказать, что посещение храма обладает защитным для психики действием и с возрастом верующие участники эксперимента испытывали значительно меньше эмоциональных проблем, чем их неверующие или не ходящие на службы ровесники.
И это лишь одно из десятков и сотен аналогичных исследований.
Сотрудники факультета психиатрии и поведенческих наук Даремского университета (США) проанализировали 115 статей о связи религии и склонности к депрессии, тревожности, зависимостям и суициду. В 92% этих научных трудов, написанных не позднее 2008 года, доказывается положительное влияние религиозности на психическое здоровье человека.
Счастье в цифрах
Институт Гэллопа (Gallup) на протяжении трех лет измеряет качество жизни американцев – в субъективном ощущении. Для этого используется специальный «индекс счастья» (Well-Being Index, WBI), созданный на основе работ лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана (Принстонский университет) и Эда Денера (Университет штата Иллинойс).
Исследование, в котором принимает участие более полумиллиона человек, опять же демонстрирует, что верующие меньше склонны к тревоге, депрессии и больше довольны жизнью, чем неверующие. Причем, чем глубже вера, тем выше WBI. Как измеряли ученые эту глубину? Очень просто, на основании двух вопросов: «Как часто вы посещаете храм?» и «Насколько важное место занимает вера в вашей жизни?».
Россия по индексу счастья находится лишь на 122 месте.
Быт и успех тут ни при чем
Отечественных исследований, посвященных зависимости ощущения счастья от веры и религиозности, к сожалению, очень немного. Одним из самых масштабных можно считать работу православного психолога Наталии Ининой (МГУ). В статье, опубликованной в журнале «Консультативная психология и психотерапия» в 2011 году (№ 3. С. 114–132), она рассматривала субъективные представления людей о вере, используя качественные методы исследования (опросы, направленную беседу и т.д.)
Одной из целей работы было как раз изучить связь «между формами веры и субъективным представлением о счастье». Участники беседы размышляли на следующие темы (помимо прочего): «Что значит для вас счастье?», «Считаете ли вы себя счастливым человеком?», «Связаны ли для вас переживание веры и переживание счастья?».
Типичными ответами здесь были: «вера — это искреннее стремление к высокому осознанию счастья и полноты», «вера — это возможность быть по-настоящему счастливым» и т.д.
Темой другой беседы стало непосредственно наличие или отсутствие связи между понятиями «вера» и «счастье». Испытуемых поделили на две группы: студенты православного университета и люди разных возрастов с высшим образованием. В первой группе все ответили на вопрос о наличии связи между «верой» и «счастьем» утвердительно. Типичными ответам были: «счастье вытекает из веры», «вера – условие переживания счастья», «вера выводит к счастью».
«Верующие испытуемые рассматривают свою веру как некоторый идеальный духовный план жизни, общий для всех людей, — пишет Инина. — Это переживание позволяет им соотносить собственную жизнь с чем-то существенно большим, чем сам человек, дает силы чувствовать себя счастливыми, несмотря на трудности и проблемы. При этом представление о счастье у религиозных людей не связано с чем-то относящимся к собственной жизни (благополучие, здоровье, удача). Для них это состояние напрямую связанно с их верой, порождаемо ею».
Религии радостные и не очень
В 2013-м году кандидат социологических наук из Иваново Инна Кодина решила изучить связь между счастьем и религиозностью исключительно у студентов – российских, украинских и киргизских. 189 молодым людям было предложено написать эссе, которые и легли в основу выводов социолога. Главный из них звучит так: «Факторы счастья гораздо глубже и деликатней, чем лежащие на поверхности материальные и социальные причины. Одним из них выступает религия».
Российские студенты чаще остальных отмечали, что полностью счастливым человек может быть только «в своей религиозной среде».
Киргизские в этом отношении были абсолютно единодушными. Наиболее счастливой религией они считают, разумеется, ислам.
Российские студенты назвали самой счастливой верой Православие (а также вообще христианство) и буддизм.
А вот индуизм, по их мнению, никакой радости не приносит. Украинские студенты затруднились назвать самую «счастливую» религию.
Студентка университета штата Пенсильвания Шина Йенгар для своей дипломной работы выбрала похожую тему. Она пришла к выводу, что чем ортодоксальнее религия, тем большим оптимизмом обладают люди, ее практикующие. Таким образом, православные и католики оказались более счастливыми людьми, чем разного рода протестанты.
Пластика мозга делает нас добрее
«Нервные клетки не восстанавливаются!» — помните усвоенную с детства «аксиому»? Между тем, уже довольно давно ученые доказали, что никакая это не аксиома, а самый что ни на есть миф. Углубляться в механизмы явления, известного под названием «нейропластичность» мы не станем (не место столь сложным материям в коротком тексте о психологии и статистике). Говоря предельно упрощенно, представляет оно собой способность одних нейронов заменять собой другие, восстановление утраченных связей между ними.
Более того, разные участки мозга могут изменять свою структуру под влиянием мысли — или молитвы. У тех, кто молится, «тренируются» и укрепляются части мозга, отвечающие за снижение тревожности, депрессии, улучшение душевного здоровья в целом, а также чувства радости, получаемой от жизни.
Два нейробиолога – Эндрю Ньюберг и Марк Уолдман — на основе своих исследований данного явления написали книгу «Как Бог изменяет ваш мозг» (How God Changes your Brain). Немаловажный факт: оба доктора являются людьми неверующими, что в свою очередь, делает результаты их работы особенно заслуживающими доверия. В книге они основываются на данных МРТ, КТ и прочих современных методов сканирования мозга.
Основной вывод:
вера в любящего Бога стимулирует переднюю поясную кору головного мозга (ППК). Именно здесь мы принимаем решения, этот участок отвечает за наши эмоции, за способность к эмпатии.
Как пишут Ньюберг и Уолдман, молитва, «стимулируя активность ППК, делает человека более чутким и внимательным к чувствам других людей».
Однако религии, в которых Бог предстает грозным и карающим, напротив, способны пагубно влиять на развитие ППК.
«Религиозные практики, основанные на страхе, — продолжают исследователи, — вносят нарушения в этот участок мозга, что приводит к равнодушию или даже агрессии по отношению к окружающим».
Доктор Ньюберг и доктор Уолдман склонны считать, что такие религии могут вызывать симптомы, полностью идентичные проявлению посттравматического синдрома.
Депрессия и прочие ужасы
В 2012 году в Американском журнале психиатрии (American Journal of Psychiatry published) были опубликованы результаты еще одного долгосрочного исследования, призванного выяснить, влияет ли религиозность на возникновение и протекание глубокой депрессии.
В его ходе опрашивались не сами страдающие депрессией или находящиеся в группе риска люди, а их взрослые дети. Многие вещи со стороны понятнее, особенно когда речь идет о психическом заболевании.
Вывод, к которому пришли социологи за 10 лет опросов: у людей, принадлежащих к традиционным христианским конфессиям, риск впасть в тяжелую депрессию ниже на 76%, чем у всех остальных.
Несколько ранее ученые проанализировали 147 независимых исследований, посвященных этой теме. Вывод: чем более религиозен человек, тем меньше симптомов депрессии он испытывает в течение своей жизни. И эта связь становится более отчетливой в критические периоды жизни. (Подобный феномен называют «эффектом буфера»).
Верующие люди спокойнее переносят неожиданные несчастья, сваливающиеся на них и вообще непредсказуемость бытия. Согласно опросам, люди религиозные лучше справляются с самыми трагическими и сложными ситуациями жизни: смерть близкого человека, развод, рождение «особого» ребенка, инвалидность, тяжелая болезнь, потеря работы.
Поскольку «все болезни от нервов», физическое здоровье у верующих тоже лучше, чем у неверующих. А болея, они легче переносят страдания.
В Техасе продолжают изыскания
Два года продолжалось исследование, инициированное Университетом Дьюка и фондом Темплтона. Цель его заключалась в определении связи между удовлетворением от жизни и религией. Здесь, правда, дело ограничилось приверженцами методистской церкви США. Возглавлявший работу доктор Роберт Мак-Кеон определенно заявляет, что религия оказывает на здоровье – в том числе, и психическое — положительное воздействие. Но вот вопрос, отчего так происходит, ставит их в тупик.
Ответ пытаются найти те самые техасские ученые, с которых мы начали рассказ.
Ученые решили, что все дело в общении и социальной поддержке, которую чувствуют люди, ходящие на церковные службы.
Как минимум раз в неделю они встречаются с близкими друзьями, разделяющими их взгляды на мир – в этом все дело, уверены остинцы.
И чем чаще люди посещают службу, тем выше их уровень удовлетворенности жизнью. Этот факт исследователи считают доказательством того, что именно церковное общество оказывает столь благотворное воздействие на психику респондентов.
Впрочем, здесь они натолкнулись на небольшое препятствие, которое надеются ликвидировать в ходе дальнейшего изучения вопросов. Отчего-то среди ровесников этих прихожан, активно вовлеченных в жизнь местного «комьюнити», но не посещающих храма, счастливых людей оказалось несколько меньше. «Не исключено, что здесь действует еще какой-то механизм, который нам еще предстоит обнаружить», — итожат исследователи.
Какой, интересно?…
Использованы источники:
Значение веры в жизни человека /Вера это инструмент / Вера помогает достигать
Мое личное убеждение, что все люди в мире верующие. Человека без веры не существует в этом мире, потому что она, вера, заложена в душе человека Создателем и являет собой трудно познаваемую тайну. Попробуйте охарактеризовать веру и объяснить своими словами, что она значит.
Вот про любовь мы говорим, что это чувство, хотя на самом деле, любовь, это не чувства, ну пускай, мы говорим так. Смех, радость, грусть, тоску называем эмоциями, или чувствами. Есть еще у нас для определения невидимой стороны человеческого существа такое определение, как характер, настроение. Легко сможем объяснить понятие “воля”.
А что же означает вера? Остановитесь на этом месте и попробуйте сформулировать самостоятельно определяющее значение слову “вера”. Все, что вы найдете в интернете, будет скорее всего о вере религиозной, потому что именно здесь все строится на вере: “Ибо приходящий к Богу должен веровать, что Он есть, и ищущим Его Он воздает”.
Но на самом-то деле вера нам нужна не только в отношениях с Создателем. Ведь мы фактически каждый день пользуемся верой, чтобы совершить какие-то действия. Ну например: Мы ложимся спать с верой, что проснемся, что наступит новый день. Или вот такой пример: Мы даем в долг деньги друзьям, родственникам, или просто знакомым, потому что верим, нам отдадут долг.
Давайте еще вспомним из истории многих путешественников, мореплавателей, первооткрывателей. Как вы думаете, Колумбу требовалась ли вера, чтобы отправиться к землям, в существование которых многие из его окружения не верили? А Крузенштерн? А Суворов, когда шел через Альпы, или Ганнибал? А первые подводники, космонавты, летчики?
В ученом мире, в конструкторских бюро и т.д., везде необходима вера, для осуществления деятельности. Скажите, кто станет сажать картошку, не имея веры, что она вырастет? Когда обращаемся к врачу, сантехнику, автослесарю и любому другому специалисту, мы верим, что он решит нашу проблему.
Да, вы можете мне возразить, что все мной перечисленное, основывается на рассказах, на исследованиях, на имеющихся знаниях и т.п. Но вера ведь всегда на чем-то основывается, вера без основания, это фантазия, иллюзия, воображение, следуя которым достичь результата очень ничтожная вероятность.
Садясь в любое транспортное средство, у меня также должна быть вера, что я благополучно доеду из пункта “А” в пункт “Б”, а иначе я просто не сяду. Или когда закапываю картошку в землю, то верю, что она вырастет и я соберу гораздо больше, чем посадил.
Вы не согласны со мной? Хорошо, пишите в комментариях и мы обсудим этот вопрос. А дальше, в данной заметке я поделюсь своими рассуждениями, которые вытекают из моего понимания веры на основании Библии и личного жизненного опыта.
Вера и неверие
Если исходить из привычного нам понимания, кто такой верующий, то можно разделить на две части все человечество, одна из которых называет себя верующими, а другая неверующими и соотносятся эти понятия с отношением человека к Богу. То есть те, кто утверждает, что Бог есть — верующие, а те, кто утверждает, что Бога нет — неверующие.
Все казалось бы логично и понятно, но есть здесь это самое “но”. Ведь человек утверждающий, что не верит в Бога, на самом деле исповедует свою веру в то, что Его нет. Ну да, мы так привыкли, мы во многом не отдаем отчет произносимым словам и употребляем их не так и не там, в полном несоответствии их истинному смыслу. Привыкли, а может приучили? Меня этот вопрос волнует.
Но сейчас не об этом, из рассмотренного выше примера я делаю заключение, что неверия не существует, но так называется вера в противоположное тому, что кто-то рассказывает о непонятном объекте называется неверием. Да, человек говорит: “Я не верю”, но ведь это значит не что иное, как вера в отсутствие этого самого объекта и смыл этих слов таков: “Я верю, что этого нет”.
Здесь нет полутонов, раз не веришь в существование, значит веришь в несуществование. Это знаете, подобно темноте. Вы когда нибудь задумывались, откуда берется темнота? Вот-вот, темнота сама по себе ни откуда взяться не может, по той простой причине, что темнота, это отсутствие света и появляется она только там, где исчезает свет.
Вот свет есть, и мы можем это утверждать, потому что нам известны его источники, мы знаем откуда является свет и как с ним можно обращаться. А попробуйте найти источник темноты и направить его в нужное нам место. Да, это факт, темноту не включишь без обращения к свету.
Кто-то мне возразит, что темнота ведь реальна, потому что она есть и мы в темноте ничего не видим, потому, что темнота реальна. На что я возражу следующее, когда мы в комнате выключаем свет и отсутствуют другие источники света, то способность видеть исчезает, но никак не появляется темнота.
Все опять связано с нашим ограниченным восприятием, мы не можем воспринимать ультрафиолетовый свет, или инфракрасный, но он есть, а тьмы нет там где есть свет. Свет есть везде, но не всегда мы способны его воспринимать.
Как самостоятельная субстанция, темнота не существует, но существует понятие, определяющее отсутствие света.
Чтобы увидеть и осознать какой либо физический объект, необходимо его осветить, направить на него свет, тогда мы поймем, что он из себя представляет, какие имеет формы, из какого материала состоит.
Вот так на мой взгляд обстоит и дело с верой в явление, в результат, в какой-то факт. Чтобы появилось неверие, надо перенаправить свою веру с одного утверждения на другое. И этот факт заставляет меня считать и утверждать, что все люди верующие, а значит у каждого из нас есть эта самая вера, которой мы не можем дать определение, что это такое
.
Вера в жизни человека
Еще раз повторю последнюю мысль, чтобы быть правильно понятым. Я считаю, что все люди верующие, но не в смысле, что все верят в Бога, а в том смысле, что у каждого человека есть такой инструмент жизни — вера, и каждый человек в своем существовании этим инструментом пользуется, кто осознанно, а кто даже и не понимая, что совершает многие действия двигаясь абсолютно только верой.
Я убежден, что вы человек думающий, иначе бы не читали эту заметку. Обратитесь мысленным взором к своей жизни и припомните моменты, когда вы принимали решения, основываясь только своей интуицией, веря, что она вас не подводит.
Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что вера, это важный и необходимый инструмент жизни, данный нам нашим мудрым Создателем. Он, предвидя отступление человека от Него и с какими трудностями в результате грехопадения столкнется человек, снабдил его инструментом веры, пользуясь которым, человек способен познавать окружающий его мир и успешно действовать в нем.
У меня очень большие сомнения, что Бог мог снабдить нас неверием. 🙂
Для лучшего понимания данного вопроса, надо учитывать ограниченность человеческого восприятия. Все наши органы, с помощью которых мы познаем окружающий нас мир и контактируем с ним, ограничены и все мы воспринимаем окружающее от и до, то есть в рамках границ диапазонов, частот, спектров.
Таким образом мы не способны слышать все существующие вокруг нас звуки, видеть и ощущать все существующие объекты, но наблюдая существующие и доступные нашему восприятию явления, мы приходим к определенным умозаключениям, на основании которых начинаем верить в существование этих самых объектов, которые называем “невидимый мир”.
Вряд ли сегодня найдется человек не понимающий, что в этом мире существует нечто такое, что мы не видим, но сталкиваемся с его проявлениями, которые невозможно объяснить ничем известным и понятным. Называем мы все эти явления каждый по своему, это мы тоже любим, чтобы по своему. Но не все, многие люди начинают разбираться, пытаются понять, познать и даже попользоваться.
В результате многочисленных попыток познать невидимое наука открыла много законов, по которым существует наш видимый физический мир. Наблюдая за разными физическими явлениями ученые приходили к умозаключениям, которые потом доказывали своими опытами. Так открываются и познаются невидимые законы видимого мира
.
Очень хорошо этот процесс иллюстрирует известный случай, произошедший с Исааком Ньютоном отдыхавшим после обеда под раскидистой яблоней и пробудившимся от удара упавшим с дерева яблоком. Представляю, как он потирая ушибленное место стал размышлять, почему это вдруг яблоку понадобилось упасть именно на него.
Что, не могло оно отскочить в сторону, или вообще вверх взмыть, и тут ему пришло удивительное озарение, что все вещи в этом мире падают почему-то вниз. Представляете, сколько тысяч лет человечество существовало пользуясь этим явлением и никому в голову не приходило сформулировать его, как закон притяжения и только удар по голове мыслящего человека привел к тому, что он смог этот закон увидеть.
Наблюдательный человек задумывается над всем происходящим в мире и его жизни, и приходит к неожиданным для себя выводам, а потом учится сделанное открытие применять в своей жизни и таким образом человек прогрессирует и развивается. Правда, этого не скажешь про все человечество в целом. Настоящая реальность говорит о том, что несмотря на все современные технологии, человечество находится в процессе страшного регресса, готовое уничтожить само себя.
В результате наблюдений за жизнью человек открывает для себя существующие и действующие законы жизни, осознает их и систематизирует для того, чтобы пользоваться полученным знанием и гармонично существовать. На сегодня науке известно около 5 000 религий, пытающихся объяснить существование невидимого мира и создать возможность комфортного сосуществования с этим миром.
Кроме религий существует очень много учений, таких, как магия, колдовство, ведовство, спиритизм, эзотеризм и прочий оккультизм. Все они возникли в результате самостоятельного изучения невидимого мира, понимания его законов и попыток применять все это в жизни.
Все это множество попыток человека упорядочить и подчинить себе мир невидимый, вдохновлялось верой в существование этого самого мира и его законов. Сегодня мы не говорим о правомерности таких человеческих действий, а только констатируем факт их существования, что помогает нам осознать существование веры, как инструмента в нашей жизни, его воздействие на жизнь человека и человеческого общества в целом.
Уверен, что мы должны быть благодарны Создателю за нашу способность верить. Ведь именно верою были созданы многие лекарства, спасающие и спасшие жизнь великому множеству людей. Верой были сделаны всевозможные открытия, облегчившие жизнь человека. Вера плюс надежда, плюс упорство помогают человеку достигать фантастических результатов в познании и развитии космоса.
Полагаю, данных рассуждений уже достаточно для того, чтобы согласиться о наличии веры у каждого человека, или хотя бы задуматься об этом вопросе и продолжить размышлять по теме. А я далее расскажу, что про веру говорит Библия, в моем понимании Сам Бог, “Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса.”
Вера в свете Библии, которая есть Слово Божие
Во второй части Библии, в Новом Завете, в послании Святого Апостола Павла, в 11-й главе, 1-ом стихе записано, что означает вера:
“Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.”
Захотел человек построить дом, что в первую очередь ему необходимо, чтобы приступить к осуществлению своего желания? Будущий дом, это есть невидимое, а значит нужна уверенность, что дом построить можно. Имея такую уверенность человек приступает к осуществлению ожидаемого, то есть своего желания.
Это мое объяснение формулы веры для физического мира, но и для познания мира невидимого действует эта же формула. Библия говорит: “Приходящий к Богу, должен веровать, что Он есть, и ищущим Его, Он воздает”, то есть дает Себя познать. Отсюда вытекает, что для познания Бога необходима вера в Его существование.
Но невозможно верить в Того, о ком не слышали, поэтому, прежде, чем поверить, человек должен услышать и Библия объясняет этот момент: “Вера от слышания, а слышание, от Слова Божия”. Для этого Бог и побуждает Свой народ благовествовать всем людям, рассказывать о спасении Божием.
Так-же написано, “…а без веры угодить Богу невозможно”. Существует много людей делающих, как они думают, что-либо для Бога не по вере своей, а потому что так модно, такая традиция, так хотят какие-то люди, все так делают и т.п. Лучше не делайте. Никакое дело сделанное без веры Богу не угодно, чтобы там не говорили адепты всяких религий.
Более того, в Библии в 14-й главе 23-м тексте написано: “Все, что не по вере — грех”. Данный текст однозначно определяет, что любое действие человека должно совершаться с верой. Кстати сказать, в переводе с греческого слово грех имеет значение: “промах”, “ошибка”, это наводит на мысль о том, что дело совершаемое без веры, не состоится, разрушится, результат не будет достигнут.
Это, что касается взаимоотношений с Богом, которые возможны любому человеку при соблюдении данного условия веры. Именно поэтому крещение младенцев теряет всякий смысл, потому что младенец не может верить. Человек к Богу должен приходить сам, со своей верой, что Он есть.
Какая бывает вера
Библия ясно разделяет веру на несколько видов, или вернее сказать, что вера может развиваться в разных направлениях. Это интересный факт, заслуживающий нашего внимания и размышления.
Мертвая вера.
Мертвая вера, это вера номинальная, когда человек утверждает, что он верит во что-то, но ничего в своей жизни не совершает в соответствии со своей верой. Приведу такой пример: “У вас есть родственник, который решил вам оставить завещание на большой капитал, но вступить во владение этим наследством вы можете только при соблюдении условия.
Вы верите, что вам действительно оставлен большой капитал и вы теперь богатый человек, но вам по каким-то причинам не хочется выполнять условие, поставленное вашим родственником и вы не выполняете его, но вы верите, что у вас есть много денег.”
Именно такую веру Бог называет мертвой, то есть бесполезной, не приносящей верующему никакой пользы. Апостол Иаков так выразился по данному факту: “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.”
“ Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?” “Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?” — Все эти тексты Библии раскрывают нам суть и назначение веры, вера побуждает человека к делам. Так всегда, сначала вера, а потом уже действия человека. Пока нет веры, не берись за дело.
Бесовская вера
По Библии бесы, это невидимые человеком существа, которые всячески побуждают человека к злым, греховным делам, чтобы погубить его душу и тем самым навредить Богу, Который хочет, чтобы все люди познали истину и спаслись. В общем это вредители, злоумышленники против Божьего дела спасения людей.
Написано так: “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.” Здесь особенно интересно то, что бесы веруют в Бога, что Он есть, и даже более того, они знают, что Он есть, а значит знают и о том, что Он наказывает за беззакония, но дела свои бесовские все-равно продолжают делать.
К сожалению у людей тоже так часто бывает, когда они имея веру, всячески противодействуют ее осуществлению, прилагая все старание и усилие, чтобы дело, которое начинают другие, не состоялось. Это бесовская вера, часто вызываемая элементарной завистью.
Вера Божия
Это вера основанная на том, что сказал Сам Бог через Свое послание человечеству — Библию, которую, знающие Бога люди, так и называют — Слово Божие. Поэтому когда мы читаем Библию, то понимаем, что так говорит Господь и имеем дерзновение говорить людям: “Так говорит Бог”.
Божия вера обязательно сопровождается исполнением всего, что говорит Бог, этого требует не только Бог, но и простая человеческая логика. Думаю, что когда вы прочитали мой пример о невостребованном богатстве, в главе о мертвой вере, то самое малое — удивились, что такое возможно.
Логика нам ясно говорит, что верующий человек, это тот, кто поступает так, как верит и сообразует все свои поступки, мысли и желания в соответствии со своей верой. Это адекватный, здравомысленный человек. Только не будем путать безумство с верой. Потому что много есть людей пытающихся опорочить веру, приписывая ей все ужасное.
В религиозном мире противников истинной веры больше, чем среди людей живущих без веры в Бога. А люди, по своему невежеству и нежеланию вникать, верующим приписывают дела людей имеющих бесовскую веру.
Вера евангельская
Вера в Евангелие, подразумевает жизнь по Евангелию, что собственно и есть вера Божия. Именно в Евангелии люди Божии находят для себя все ответы на насущные вопросы жизни и руководствуются им при принятии своих решений.
Больше в Библии ни о каких верах ничего не говорится. Все остальное, что вы слышите, придумано людьми и выражает не Библейскую позицию, а взгляды и убеждения придумавших себя так называть. Хотя по сути название и не выражает всей полноты сущности последователей, оно определяет вектор направления и развития веры человека.
К таким можно отнести вера в природу, в науку, в судьбу, слепая вера и даже есть вера в дырку, на которую молятся последователи этого учения. Например христианская вера делится в свою очередь на множество других — православная, католическая, субботники, евангелисты, пятидесятники, харизматы и т. д. Все они верят в учение Христа, но называются по разному. Ну это другая тема.
Значение веры в жизни человека
Интересный факт из жизни Иисуса Христа, когда перед Своим распятием, Он совершал земное служение, к нему обращались за помощью многие больные люди прося исцеления и каждый раз Иисус обращал внимание на веру людей говоря:
В одном месте написано, что Иисус не смог совершить многих чудес по неверию их. Удивительно, но если человек не хочет верить, то в его жизни Бог не будет действовать и наоборот, если у человека есть вера, то в его жизни вполне могут совершаться многочисленные чудеса.
Сам Иисус по этому поводу говорил: “ Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; Мтф. 17:20”.
Приведу еще один Библейский пример: Когда Бог привел Свой народ к границам Ханаанской земли, то решено было послать 12 разведчиков, чтобы они все хорошо рассмотрели, какова земля, какие плоды, что за народы живут, какие у них армии.
И вот когда разведчики вернулись, то 10 из них высказались против того, чтобы завоевывать землю, потому что там живут люди очень великорослые, сильные и на вооружении имеют железные колесницы и что мы все там погибнем.
Но были два человека, которые понимали Бога и верили Ему, они убеждали, что Бог поможет и они победят этот народ и захватят земли. И Бог на эту ситуацию отреагировал однозначно, все кто роптали и не верили, погибли в пустыне и не вошли в обещанную землю, а два человека выразивших доверие Богу, вошли.
Эта история наглядно показывает, что вера помогает человеку преодолеть любые трудности, даже если они кажутся непреодолимыми. Вера включает удивительные механизмы, способствующие человеку в достижении поставленной цели, или же приведет к нежелательным результатам по простой причине веры в неудачу, что мы называем неверием.
Надо отметить, что вера подвластна нашему разуму и направляется в соответствии с принимаемыми решениями, которые мы констатируем, или объявляем простыми фразами типа: “Да не может такого быть” — включилась установка для веры, что такого не бывает, или: “Ты смотри, надо же как бывает” и вера получила направление своего действия, что так бывает.
Или мысли, слова, такого порядка: “Да ну, у меня это не получится” включают механизм торможения развития в данном направлении. В то же время убеждение, что не боги горшки обжигают, значит и я смогу, активирует внутренние резервы для достижения поставленной цели. Как мышление влияет на жизнь человека и его здоровье, можно прочитать в этой заметке
В общем-то закон веры людям давно известен, многие пользуются им для решения земных задач, направляя веру в нужное русло. Но почему-то мало людей понимают, что вера определяет наше будущее в вечности. Этот принцип: “По вере вашей, да будет вам”, или “Как ты веровал, так тебе и будет”, распространяется не только на земные дела.
Кто из нас не задумывался над вопросом, а что там, после смерти? У каждого есть свой ответ, ведь мы любим все свое, нам не нужна истина, свое мы считаем всегда правильным. Но истина не считается с нашими личными, надуманными фантазиями, она есть такая, какая она есть. Никому не подвластная, ни от кого независимая, не угождающая, не заискивающая. Она есмь.
И подозреваю я, что ответ на свой вопрос, что там после смерти, мы получим такой: “Как ты веровал, так и будет тебе”. А значит за все, что будет после нашей смерти ответственны будем мы сами. А это в свою очередь говорит о необходимости сделать правильный, благоразумный выбор, во что верить.
При любом выборе каждый человек думает о своих вопросах и руководится собственными желаниями, убеждениями, предпочтениями, нравственностью и многими другими личными факторами, и как правило его или удовлетворяет сделанный выбор, или он долго переживает о сделанной ошибке.
Но в рассматриваемой нами ситуации мы не имеем права на ошибку, потому что последствия необратимы. И я думаю, что выбор веры необходимо делать ориентируясь на свою высшую ценность, хотя и ценности у нас тоже разные. а значит и последствия выбора буду неодинаковые, а так хотелось бы всем только доброго.
Расскажу, как свой выбор сделал я. Не буду вдаваться в подробности, сделаю это как нибудь в другой раз. Мой выбор верить, или не верить в Иисуса Христа определили два текста Библии.1-й записан в Евангелии от Иоанна гл.3 текст 16: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.”
И второе место записано в 1-ом послании Апостола Иоанна 4 гл. 8 текст: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.” Два факта, что есть вечная жизнь и ее можно получить веруя в Сына Божия, а также, что Бог есть любовь, определили мое решение верить в Сына Божия.
Подведу итог написанному
- Вера есть у каждого человека и может рассматриваться, как инструмент в нашей жизнедеятельности, потому что помогает решать поставленные задачи и достигать взятые цели. Любой инструмент требует определенных навыков для результативного пользования им, чтобы он приносил пользу, а не вред.
- Неверие, это фактически принятое людьми определение для обозначения альтернативной веры.
- Вера может быть разная и направление ее определяет часто не только вектор принимаемых человеком решений но и судьбу самого человека, как в настоящей жизни, так и в будущей.
- Вера может быть неосознанная и тогда она не берется человеком во внимание, что отрицательно сказывается на его жизненном пути, ибо человек не понимает, почему его постигают неудачи. И вера может быть осознанной, когда человек знает о ее существовании и учитывает в своей деятельности принимая решения и осуществляя поставленные цели.
- Вера способна простираться в недосягаемое для человеческого ума, его чувств, осязания, слуха и зрения. Этот инструмент позволяет человеку лучше и глубже познавать окружающий его мир.
- Человеку дано право выбора во что ему верить, но это очень ответственное право, влекущее очень серьезные и необратимые последствия.
- Вера простирающаяся за пределы человеческой жизни должна ориентироваться на самые высокие и истинные ценности.
На этом я закончу свои размышления о вере. Данная заметка не претендует на научность или истину в последней инстанции, наоборот, буду очень рад увидеть в комментариях другие мысли, возражения, вопросы.
Цель этой заметки не доказать, что-то, а побудить задуматься, начать размышлять и искать. Потому что жизнь наша, это не только материальная сторона, но больше сторона нравственная, а еще больше духовная, которая находится в спящем состоянии и только поиском истины ее можно пробудить.
Перефразируя известного героя из произведения Шекспира скажу так: “Друг, есть много в этой жизни, что непонятно даже мудрецам”, а дальше добавлю сам — будет глупо не стараться это познавать.
Всего вам доброго, с уважением, Автор дневника..
Приглашаю поучаствовать в розыгрыше дорогого подарка за репост. С условиями проведения конкурса и результатами прошедших розыгрышей можно познакомиться здесь:
ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЕРА?
(Отрывок из книги Александра КАЗАКЕВИЧА «Самоучитель духовного развития»)
Все религии мира призывают человека верить в Бога. И не важно, какое имя они Ему дают, какие примеры, ритуалы, книги и авторитеты используют для этого. Верующий в Бога человек — это, прежде всего, человек нравственный, соблюдающий определенные правила, Божьи заповеди. Но давайте спросим себя: много ли радости, счастья, любви и мудрости даст человеку вера в Бога, если он не верит в себя? Если надеется только на милость Божью, а в себе не видит того, кто действительно способен изменить его жизнь и весь мир?
Некоторые рабы верят своему господину и даже любят его, но какая польза их душе от этой любви и веры? Раб остается рабом, даже если его хозяин добр и милостив с ним. Как вы думаете, хочет ли Бог, чтобы мы были Его рабами? Чтобы слепо исполняли Его волю? Я уверен, что нет. Иначе зачем бы Он подарил нам свободу выбора? У рабов выбора нет, свобода же — достояние Богов. Даже если они, эти Боги, зовутся людьми.
Мы, дети Бога, разумеется, должны доверять и верить своему Отцу. Это врожденное и естественное качество любого живого существа. Этому же нас учат религия, родители, учителя и сама жизнь. Но чему хочет научить нас Бог? Доверию к себе. Вере в себя. Любви к себе. Потому что невозможно верить во что-то или кого-то, не веря себе самому. Потому что нельзя любить что-то или кого-то, не имея любви к себе. Потому что мы проецируем и несем в мир только то, что сами собой представляем и что уже присутствует в нас.
Любовь к Богу — это высшая степень любви. Чтобы придти к высшему, нужно сначала «обучиться» простому — любви к себе. Затем — к родным и близким. Затем — к знакомым и незнакомым людям. Затем — ко всем людям, всему живому на Земле, всему живому во Вселенной, и наконец — к Тому, Кто все это создал. Точно так же и с верой. Вера в Бога — высшая степень веры, а самая первая и простая ее степень — вера человека в себя.
Почему так важна вера в себя? Потому, что мы есть то, во что верим. Все люди и весь мир вокруг есть отражение, живая «голограмма» нашей веры. Вера — это универсальная творческая энергия, которая, концентрируясь, создает то, что мы выбираем — выбираем своими мыслями.
Любая вера возникает не из ума, а из сердца, которое подсказывает человеку: в тебе присутствуют силы несравнимо более значимые нежели твои умственные и физические способности. Влияние энергии веры на ум и тело человека настолько велико, что способно творить настоящие чудеса. Вы, возможно, не раз и не два слышали, читали или видели то, что называется «очевидное — невероятное». Сила веры способна излечить неизлечимое, преодолеть непреодолимое, победить непобедимое, сделать возможным невозможное… Вот почему правы те, кто, подобно Даниилу Гранину, утверждает: «Человек может много, может все, и еще столько же».
Вера делает все возможным. Именно в вере заключена истинная сила человека, а вовсе не в его уме или, тем более, физической мощи. Да, «знание» тоже «сила», но эта сила скорее инструмент, нежели сама энергия. Знания можно сравнить с оружием, при помощи которого одерживаются победы, но автором победы является не оружие, а человеческая вера и воля. Когда же веры и воли нет, то никакое оружие не поможет.
Известный английский евангелист Фредерик Мейер сказал замечательные слова: «Неверие ставит между нами и Богом обстоятельства. Вера же ставит Бога между нами и нашими обстоятельствами». Джон Максвелл в книге «Важно только сегодня» приводит пример того, к чему может привести отсутствие веры.
«Много лет тому назад в Мейне была запланирована постройка плотины для гидроэлектростанции. Предполагалось, что эта плотина вызовет образование озера, воды которого затопят находившийся там маленький городок. Вскоре жителям этого городка было объявлено, что им придется перебраться в другое место. По мере того как приближалась дата затопления, жители городка перестали что-либо делать для поддержания своего существования. Они перестали красить и ремонтировать дома, чистить тротуары. Ухудшилось состояние дорог. Город приобрел такой запущенный вид, что выглядел так, как будто жители давно покинули его».
«Там, где нет веры в будущее, — делает вывод автор, — там нет силы в настоящем».
Вера — это доверие Богу. «Если Бог с нами, то кто против нас?» Причем доверие это может до конца и не осознаваться человеком. Он будет просто на уровне интуиции, чувств понимать, что правильно, а что не правильно, что законно, а что незаконно. Проще говоря, еще не «зная» Бога, уметь различать добро и зло. Рано или поздно, если человек продолжит свое духовное развитие, его интуиция разовьется и окрепнет настолько, что перерастет в уверенность и убежденность — убежденность в том, что Бог есть, и что Он всегда находится рядом. В нашем сердце.
В чем главное отличие между человеком, наделенным верой, и человеком без веры? Оно в отношении. В отношении ко всему — к себе, к своим близким, к людям, к работе, к жизни… Вера влияет на выбор человека. Каково отношение, таков и выбор. А каков выбор — такова и жизнь.
Александр КАЗАКЕВИЧ
Категория: Книга «Самоучитель духовного развития».
Из статьи вы узнаете о том, как вера помогает в жизни каждого человека.
Вера — слово очень ёмкое, включающее в себя: вера человека в свои силы, в добро и зло, хорошее будущее, любовь и дружбу, науку и медицину, народ и т. д. Есть еще вера в Бога и промысел Божий. Все верующие в Бога — православные христиане — воины добра. Война между добром и злом длится всю жизнь. Нужно постоянно охранять дела и мысли от всего дурного. У Бога есть особый дар для поддержания в войне между добром и злом — это церковные таинства крещения, покаяние, исповеди, соборование. Всем этим Господь укрепляет, лечит и вдохновляет человека. Часто Бог делает это незримо для нас. Но если глаз ничего не замечает, в Таинстве верующая душа получает помощь и силу. По силе веры человек получает помощь.
Что есть вера
Каждому верующему Господь посылает Ангела в помощь для совершения добрых дел, с любовью к ближнему. Плохие дела огорчают Ангела, и он отходит в сторону. Вера в Бога и промысел Божий позволяет людям победить в себе грехи: зависть, гнев, нетерпение, обман, осуждение и много негативных привычек как курение, пьянство, тунеядство. С верой человек может справиться с любой проблемой. Бог есть любовь, но и судья. Видя стремление людей исправиться, Господь дарует прощение. Вера в Бога — это исправление себя и всей своей жизни. Промыслом Божьим Господу виднее как человек должен прожить свою жизнь, но всегда есть право выбора каким путем идти.
Исполнитель Андреева Дарья Геннадьевна (darina1980)
Почему вера в бога помогает выжить
Будь человек хоть тысячу раз атеист, но, в критических ситуациях он начинает верить в бога и просить у него о помощи. При этом он начинает лихорадочно перебирать свое прошлое и искать, где что он сделал «не так». Когда находит ответ, кается, клянется, что никогда не будет делать ничего подобного, лишь бы господь его спас. Когда опасность минует, он, чаще всего, забывает о своих обещаниях, и продолжает совершать те же прегрешения. Некоторые люди, наоборот, после пережитого страха, приходят к вере, посчитав случившееся, предупреждением. И они оказываются правы, потому что духовная составляющая определят ход событий. Раз жизнь подвела вас к опасной черте, значит, что-то вы в ней сделали неправильно, и именно эта «неправильность» способствовала возникновению опасной для вас ситуации. Что происходит, когда вы обращаетесь за помощью к богу? Вы восстанавливаете правильность, справедливость, равновесие, и события, запрограммированные на трагедию, перепрограммируются совершенно иным образом. И спасение приходит как бы ни откуда. Только что у вас не было никаких шансов спастись, но, раскаявшись, попросив у бога и у самого себя прощения, приведя свои чувства в соответствии с совестью, вы меняете ход событий совершенно непостижимым образом. Каждый человек хоть раз в жизни переживал нечто подобное. Кто-то воспринимает это как случайность или простое везение, а кто-то задумывается и начинает жить по совести, что наполняет его жизнь смыслом и уберегает от многих неприятностей. Почему космонавты все стали верующими, и помогает ли им это справляться с трудностями на орбите? Представьте себе тот страх, который им приходится подавлять. В случае чего, им никто не сможет помочь, особенно, когда они выходят в открытый космос. Если страх все время подавлять, то возникнет момент, когда накопится «критическая масса страха», и мозг начнет выдавать команды, совершенно противоположные с точки зрения здравого смысла, а это чревато гибелью. Даже если этого не произойдет, все равно страх может в какой-то момент парализовать волю, отключить мысль, и действия космонавта станут неадекватными. Длительное подавление страха может привести к серьезным заболеваниям, напряженности среди членов экипажа. Должна быть уравновешивающая сила, которая ослабила бы воздействие страха, свела его на «нет». Выстраивание одних только логических цепочек при решении всевозможных задач неэффективно. Спасти от постоянного нервного напряжения может только вера в высшие силы. Любовь к богу, людям, всему живому является эффективным противовесом страху. Она позволяет не потерять человеческие качества, как бы трудно не было, и сохранить равновесие, необходимое для правильной оценки ситуации. Это не означает, что по поводу и без повода надо обращаться за помощью к богу, а означает, что духовность надо в себе сохранять всегда, и именно она позволит принимать правильные решения в любых ситуациях. Могут возразить, что и верующие люди попадают в беду. Это так, но происходит это значительно реже, чем с людьми неверующими. И это объективная оценка, потому что человек духовный внутренне более уравновешенный, а потому чувствующий мир, а не высчитывающий. А чувствование (интуитивное восприятие), позволят всегда держать в голове целостную картину мира, чутко реагировать на малейшие изменения, и вовремя на них реагировать. Человек высчитывающий мир всегда видит лишь часть его, а потому не может правильно оценить обстановку в целом. Вера в высшие силы насыщает человека огромной энергией, позволяющей в трудных ситуациях не падать духом и искать пути для спасения. Когда же ситуация загоняет в тупик, на помощь приходят высшие силы. 11.11.2010 г.
Помогает ли человеку вера?
Ответ, казалось бы — очевиден. Да несовсем, если учесть, что вера (как впрочем надежда и — любовь) — являются не односторонней прерогативой одного человека, а двоих (как минимум) участников доверительных отношений. Одно дело — самому поверить и продолжать верить, независимо от того — будет или нет адекватная реакция на это чувство. И совсем другое — если проявление этого чувства с одной стороны вызывает положительный отзыв с другой.
В первой ситуации вера конечно же чисто психологически помогает человеку — давая терпение преодолевать повседневные трудности и не сдаваться в надежде на лучший исход. Но во второй — к односторонней вере добавляется ещё и чувство непреложности доверительных отношений. А именно такое сочетание чувств не только психологически успокаивает — оно окрыляет, углубляет и укрепляет веру, позволяет не просто терпеть, а активно преодолевать трудности, прибавляет силы и жизненный тонус и даже закоренелого пессимиста способно превратить в жизнерадостного оптимиста.
А, например — в религиозную веру в чуда вкладывается содержание, согласно которому это чудо проявится (или нет) в прямой зависимости от того, насколько сам верующий способен самостоятельно углублять и укреплять чувство веры в существовании этого чуда. То есть — сам объект, на которого направлено чувство веры — вроде как может вообще не приниать никакого участия в этом обоюдном процессе.
То же самое и с социальными идеями о лучшем будущем. Они конечно же требуют немалых жертв во времени настоящем. Но если только такое будущее не определено сроками и планами с проявлением конкретных подвижек, то настоящее ничем не отличается от будущего — кроме того, что жертвенность превращается в непрерывное и банальное бытовое ремесло, не имеющее ни конца, ни края.
Сочинение «Как вера в Бога помогает в становлении личности»
Историческое сочинение призера открытого детского творческого конкурса «Учитель Благочестия», посвященного 200- летию со дня рождения святителя Феофана Вышенского
«Как вера в Бога помогает в становлении человека» (на примере детства и отрочества святителя Феофана).
Святители России… Много раз я задавала себе вопросы: Кто они? Какова их роль в истории? Как они влияли на укрепление основ российской государственности? Как сами пришли к вере?
Мне понравилась тема конкурсного задания: «Как вера в Бога помогает в становлении личности», и я решила написать сочинение. Перед работой я попыталась как можно больше узнать о жизни и духовном наследии церковно — государственного деятеля, великого подвижника и богослова, святителя Феофана, Затворника Вышинского. Мне было интересно, как этот человек пришёл к вере, что повлияло на выбор его жизненного пути.
Я знаю, вера помогает человеку жить и преодолевать сложности жизни. Когда вера живет внутри человека, живёт и сам человек. Вера помогает человеку не только жить, но и развиваться. Вера всегда оказывает влияние на человека, но всегда это происходит по-разному.
Верить или не верить в Бога, я думаю, каждый решает сам. Но решить это может взрослый человек, а что делать ребёнку? Кто научит его выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия, жертвовать интересами ради пользы и блага ближнего, кто научит любить Родину, её святыни, культуру. Это могут сделать родители, ближайшее окружение, учителя и конечно желание самого человека.
В своём становлении человек проходит несколько этапов развития. Первый этап это формирование. Он предопределяет для большинства людей их развитие и судьбу. Будет человек успешным или будет слаб духом зависит от его ближайшего окружения, от того какой пример покажут родители, авторитет или негатив.
Родился святитель Феофан (Георгий Васильевич Говоров) в семье священника. Отец Василий был человеком добросердечным и гостеприимным, внимательным к ближним, мать Татьяна спокойная и сострадательная женщина. Христианское воспитание он получил в семье, от родителей. Мать научила молиться, учила кротости, вниманию и любви к ближнему. Домашняя молитва, духовное пение и иконы окружали детей в родительском доме. Отец в семье был авторитетом. Пример родительских взаимоотношений оставил след в детском сердце. В детстве мальчик не был молчаливым и тихим, он был шаловливым и резвым, с радостью познавал мир. Все его шалости были не от сознательного непослушания, а от желания самому всё узнать и попробовать. В селе, где жил мальчик было три церкви, это также не маловажно в укреплении веры человека. Образование мальчика также началось в семье. С Божьей помощью, дети Говоровых учили молитвы, правила арифметики и грамматики, читали вслух. Егорушка (так звали мальчика в семье) учился блестяще. В семье всё было проникнуто христианским мировоззрением. Отец был опытным и почитаемым пастырем в приходе. Все дети были приучены к домашним молитвословиям. Когда мальчик подрос, стал прислуживать отцу в алтаре.
На формирование человека также влияет окружающая среда. Она может втягивать в пороки, формировать много комплексов, вредных привычек, отбивать всякое желание что-то значимое достичь в жизни, а может поддерживать стремления и мечты человека, укрепляя уверенности в себе. Егорушку с детства окружали сильные духом, интересные люди, такие как его тётушка Марфа Никифоровна, которая любила и умела рассказывать добрые сказки, была глубоко верующим человеком.
Со временем человек начинает задавать себе один из самых важных вопросов в жизни: Кто я? Для чего живу? Каковы мои цели? Когда человек найдёт знания, на которые отзывается его душа — продолжается развитие человека. Этот этап не заканчивается никогда. Все успешные люди работают над собой всю жизнь.
Егорушку определили в духовное училище г. Ливны, а затем в Орловскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был принят в Киевскую духовную академию, где показал хорошие способности, усердие, смирение, благонравие, любовь к богослужению. Все эти качества свидетельствовали о его склонности к иноческой жизни. Когда человек определился с тем, чего он хочет в жизни достичь, и у него есть все необходимые знания, тогда он может поставить цель в жизни и начать её достигать. И здесь каждый определяет для себя сам, какой высоты вершину он хочет покорить в своей жизни. В последний год учёбы Георгий Васильевич Говоров решил всецело посвятить себя служению Церкви в иноческом чине. Он был пострижен в монашество с именем Феофан. Получив прекрасное образование и посвятив более двадцати пяти лет служению Церкви на разных поприщах, он поселился навсегда в Вышинскую пустынь, где прожил двадцать восемь лет, из них двадцать два года в строгом затворе. Он оставил большое духовно-литературное наследие. В последние годы жизни святитель готовился принять схиму. Собором Русской православной Церкви Святитель Феофан Затворник Вышинский был прославлен как духовный просветитель, мудрый наставник.
Вера в Бога помогла святителю Феофану достичь духовной зрелости. С верой, пройдя все этапы развития, он сам стал мудрым наставником и учителем в духовной жизни каждому, кто обращается к его творениям.