Содержание
- Как очистить совесть?
- LiveInternetLiveInternet
- 5 способов договориться с совестью после совершения греха (на примере сырников) — Om Activ
- Как договориться со своей совестью
- Проверить на адекватность
- Исправить и компенсировать
- Понять и простить
- Прекратить оправдываться
- Вести бухучет
- Нашли совесть: учёные выяснили, как мозг принимает решения за нас
Как очистить совесть?
В апостольском чтении пятой Недели Великого поста мы слышим такие слова: «…Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).
Апостол Павел говорит о совести… При всяком упоминании о таком предмете, как совесть, самому честному человеку станет немного не по себе. Кто из нас не чувствует вины перед самым неподкупным судьей – совестью? Кто мог бы сказать так, как Павел однажды ответил фарисеям: «Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян. 23:1). Да и сам апостол в этой фразе наверняка не хотел сообщить о своей безгрешности. В данном случае он скорее подразумевал исполнение Моисеева закона, чем внутреннюю чистоту души.
«Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13), – вопил Давид к Творцу, свидетельствуя этими словами глубочайшую зараженность человеческой души, а значит и некоторую нечистоту совести даже и у праведных людей. Кто может прожить жизнь, ни разу не согрешив? Чьи уста никогда не произнесли гнилого слова? Чьи глаза ни разу не посмотрели туда, куда нельзя было смотреть? Кто сохранил уши от сплетен и клеветы? В каком сердце не рождались помыслы злобы, мести, осуждения?
Все это «богатство» хранит наша совесть. Память забудет, а она запомнит. Ум скажет: ерунда, так все делают. А совесть ответит: дрянь ты, брат, перед Богом и перед людьми. Она как губка, которая после уборки грязной квартиры продолжает хранить смытую грязь в себе.
Как же можно очистить совесть? Например, по пытаться адекватно возмещать свои бывшие беззакония, заменяя прежние грехи соответствующими добродетелями. Блудил? Стань целомудренным. Пил? Полюби трезвость. Объедался? Облобызай пост. Воровал? Подай милостыню.
Однако далеко не всегда можно таким образом очистить свою совесть. Бывают необратимые поступки, и бывают неисправимые слова. Невозможно адекватно исправить, например, грех убийства – человека не вернешь. Не всегда получится вновь соединить разрушенную когда-то семью. Далеко не у всех людей, обиженных нами, мы сегодня можем попросить прощения. Река времени безвозвратно унесла не только бесчисленное множество наших преступлений, но и многих из тех, перед кем мы виноваты.
Поэтому такой способ очищения совести хорош, но действует не всегда. Изменчивость жизни и убийственность греха не дают ему быть универсальным.
Есть еще вариант «разобраться с совестью», очень популярный сегодня – визит к психологу. Представитель этой профессии в наше время все больше и больше занимается той функцией, которую раньше всегда выполнял священник – работой с человеческой душой. Да только современный психолог вряд ли скажет нам, что совесть – это Vox Dei, голос Божий в человеке. Скорее он объяснит, что она бывает авторитарная – навязанная воспитательными институтами, такими как Церковь, семья, традиция, и гуманитарная – независимая реакция личности, голос нашего «подлинного Я». И, конечно же, нас призовут слушаться гуманитарной совести, «быть собой», делать что нравится и «не заморачиваться».
Сегодня люди воспринимают совесть как проблему – она всем мешает, от нее буквально хотят избавиться. Психология иногда так и обозначает совесть: «сложная психологическая проблема». А проблема – это то, что нужно решать, устранять.
Но апостол Павел, очевидно, совсем по-другому смотрит на «проблему» совести. Он говорит о том, что ее невозможно обойти как досадное препятствие, но она действительно может быть очищена. И как совесть имеет не земное происхождение, а небесное, то и очищение это происходит не человеческими средствами, но божественными. «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит проповедник.
Не будем спрашивать, как это происходит, братья и сестры. Мы очень мало можем понимать таинственные процессы, происходящие в реальности духовной. Павел пишет, что именно там, в вышнем мире, Христос принес в жертву за нас Свою Кровь, войдя в небесную скинию. А здесь, на земле, что? А на земле мы принимаем Тело и Кровь Христовы во оставление грехов, а значит, и в очищение совести, потому что совесть нечиста именно из-за грехов.
В этом Таинстве мы получаем настолько сильное удостоверение очищения нашей совести, что нам уже не нужны другие доказательства. Думаю, что каждый из нас хоть один раз в жизни пережил чувство действительного, несомненного очищения совести после причащения Святых Христовых Тайн. Конечно, Причастие всегда имеет одну и ту же силу, как и Христос всегда имеет одну и ту же божественную силу. Но иногда Господь особым образом открывает нам величие этого Таинства, и мы всем сердцем чувствуем, как становимся другими: как исчезает бремя, лежащее на душе, просветляется ум, ослабляется или совсем пропадает та или иная страсть, совесть очищается. В такие минуты на каждое наше «Господи, помилуй» мы слышим ответ: «Прощаются тебе грехи твои. Иди с миром». В такие минуты хочется умереть, не в смысле «не жить», но разрешиться от тела и быть с Господом.
Такое очищение совести есть полное и совершенное, так как Христос совершенен. Но «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Верующий очищается настолько, насколько он сам этого хочет и насколько верует в это. Господь спасает человека не без человека.
Обратим внимание на окончание апостольской мысли. «Очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит он, – «для служения Богу живому и истинному». Христос очищает нашу совесть не для того, чтобы мы лежали на диване и говорили: я спасен; но для служения Богу! Очищенный сосуд должен наполниться благодатью, иначе может произойти беда. Евангелие предупреждает нас: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43–45).
Христос очищает нас, прощает, спасает, милует. Но все это для того, чтобы мы служили Ему «каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10). Конечно же, всякий христианин так или иначе служит Богу постом, молитвой и трудом по исполнению заповедей. Но, кроме того, должно быть еще свое, индивидуальное служение. Или проповедь, или волонтерство, или какая-то особая милостыня, или благотворительность, или еще что-нибудь. Нужно найти свое призвание и служить в Церкви!
Нам трудно это сделать, потому что наше сознание, как и сознание всякого современного человека, потребительское. Мы так воспитаны. Мы приучены ежедневно приобретать и потреблять, приобретать и потреблять. Мы все время имеем дело с какими-то товарами: от еды и до карточек метро. Это сознание потребителя мы приносим и в Церковь. Приходим в храм, ставим свечи, пишем записки, и пребываем покойны – дескать, я свое отдал. И, конечно же, ждем чего-то взамен. А взамен мы получаем Тело и Кровь Бога, получаем очищение совести. В храме мы окунаемся в целый океан благодати, мы впитываем живую воду православных проповедей, мы оставляем землю и прикасаемся к вечности. Мы перерождаемся, исцеляемся.
И после всего этого мы вполне искренне можем сказать: ну, спасибо, я пошел. А ведь мы получаем все это богатство не для минутного наслаждения, а «для служения Богу живому и истинному»! Луч благодати, искра слова Божьего должны зажечь в нас пламя ревности о Господе и желание служить Ему «каждый тем даром, какой получил».
Но как определить, какой у меня дар? Как найти себя во всем многообразии человеческих служений? Важно по крайней мере оживить в себе саму эту мысль. Если мысль о служении Богу будет понята и принята, ум и сердце начнут творческий процесс, который непременно приведет человека к чему-либо. Только необходимо спрашивать себя каждый день: как я могу послужить Богу? И у Него спрашивать: Господи, как я могу послужить Тебе? И тогда ищущий найдет и стучащему обязательно отворят.
Все дары, вложенные в нас Творцом, должны раскрыться в Церкви, как раскрываются цветы весной, раскрыться для служения Богу и ближним. Именно для этого нам подаются очищение совести и духовное исцеление. Или наоборот – не подаются, из-за нашего упорного эгоизма и нежелания служить кому-либо, кроме себя.
Давайте сегодня постараемся соединить в уме две мысли из нынешнего Апостола. Христос дарует нашей совести очищение для того, чтобы мы нашли свое место в Церкви и служили Богу через ближнего или ближнему во Имя Божие. Это и есть Церковь – Царство Божие, которое начинается уже на земле; духовный союз обновленных людей, служащих Всевышнему и друг другу. Господь служит людям, а люди служат Господу – это ли не рай? И в этот рай, дорогие христиане, мы можем войти. Войти с очищенной совестью и твердой решимостью служить «Богу, живому и истинному», как и Он приходил на землю, чтобы «послужить и отдать душу Свою» (Мф. 20:28). В этом опыте очищения и самоотдачи да откроется для нас новая жизнь, которая и составляет христианство – Царство Божие на земле – Царство чистоты, любви и служения.
LiveInternetLiveInternet
ЖИЗНЬ ПО СОВЕСТИ
Слово «совесть» переводится с греческого как «осознание самого себя», или знание о себе.
Совесть в неверующем человеке – заложенный Богом нравственный закон в каждого человека.
Совесть верующего – это голос Божий, определяющий нравственный выбор, основанный на Божьем Слове.
Совесть – это законодатель, судья и свидетель. Великий русский поэт Жуковский писал в своем стихотворении «Совесть»:
Сколь неизбежна власть твоя, гроза преступников, невинных утешитель.
О совесть! Наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!
Совесть напоминает зеркало. Но это зеркало надо отмывать от налета грехов, иначе оно перестанет выполнять свою функцию – показывать нам самих себя. Человек, дорожащий истиной, не может пользоваться грязным зеркалом – запачканной совестью. Чистота – это единственно нормальное состояние совести.
Совесть всегда говорит в человеке. Но человек не всегда ее слышит! Бывает, что человек теряет духовный слух, теряет навык общения с Богом, Который говорит через совесть. В таком случае Бог принимает меры по восстановлению духовного слуха и наказывает. Когда дети не слушаются, их приходится наказывать! Бог увещевает через служителей церкви, через братьев и сестер, в этом великое назначение церкви.
Часто приходится слышать бездумную фразу: «У меня Бог в душе». Пусть ответит такой «богодушевный верующий»: как вы намерены сохранять вашу совесть в чистоте, находясь вне церкви, в мире, утопающем в грехах? Слово Божие говорит: «…наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13).
Человек, уходящий от Бога, не кающийся в совершаемых грехах, перестает быть чувствительным к голосу совести. И сама совесть становится подобна грязному зеркалу. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть»
(Тит 1:15).
Дьявол делает все возможное, чтобы заглушить голос совести, исказить его. Слово Божие – вот единственно верное средство для ее очищения. Чем охотнее мы обращаемся к Богу и Его слову, тем отчетливей будет слышен Его голос.
Как известно, все начинается с малого. «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» — известная пословица хорошо иллюстрирует жизненный процесс. Что же Бог делает с совестью, если она осквернилась? То же, что делают с железом, когда оно, застыв, приобрело неправильную форму: его переплавляют.
Слово Божие говорит: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро» (Псалом 65:10).
И в другом месте: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Даниил 12:10).
Бог огнем Духа Святого переплавляет и очищает нас от любой духовной грязи.
Распятый, окровавленный Христос, принявший на Себя проклятие за наши грехи… Это самое трагическое событие во всей Вселенной. «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел,для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:14).
Пресвятая, пречистая кровь Иисуса Христа очищает нашу совесть от мертвых, греховных дел и дает нам право и возможность жить по совести и служить Творцу. Может ли быть более дорогой дар для нас, Божьего творения?! Будем же хранить совесть чистой, омытой в крови Спасителя.
5 способов договориться с совестью после совершения греха (на примере сырников) — Om Activ
Спортом заниматься вроде бы начали. Питание наконец наладили: обнаружили много разных заменителей белого сахара и потеряли навык держать бургеры так, чтобы из них ничего не вываливалось. И тут БАЦ! Вместо того, чтобы запечь сырники, вы их жарите, потому что забыли купить пергамент.
И вот вы уже обнаруживаете себя на страшном суде, на коленях перед собственной совестью или, что еще хуже, перед чувством вины или даже стыда. И тут начинаются торги с правосудием, т.е. с самим собой. Дело непростое — себя не так легко подкупить. Тоненький голосок перфекциониста всё равно будет нашёптывать, что тут вот, голубчик, вы изволили смалодушничать. Как с этим быть?
Проверьте грех на адекватность
Первое, что нужно сделать – проанализировать, а действительно ли вы так сильно себе навредили. И, откинув в сторону чувства и эмоции, сухо и прагматично распишите (можно в прямом смысле – ручкой по бумаге) в чём заключается вред. Например, вы и правда пожарили один раз за последние полгода сырники вместе того, чтобы испечь их. Сколько граммов вредных веществ, потенциальных канцерогенов и пережаренного масла попало в ваш организм? 5? 15? Хорошо. А сколько энергии, мыслей, времени вы потратили, чтобы договориться с совестью в последующие полдня? Если переводить эти нематериальные ресурсы в граммы пережаренного масла, то их будет намного больше, чем 5-10. Вы могли продуктивно выполнить сложную работу (за полдня-то), поехать куда-то, закрыть или открыть дело, да и просто радостно и счастливо прожить эти полдня! А они уже прожиты нерадостно и несчастливо. И у вас никогда больше не будет шанса их прожить заново. Откройте дверь для этой мысли и позвольте ей там у себя внутри уютно расположиться. Посмакуйте эту мысль.
Исправьте и компенсируйте
Если вред и правда нанесён немалый, то есть несколько логичных дальнейших действий. Просто выберите подходящее для конкретной ситуации:
● исправить ситуацию, компенсировав чем-то другим
● признать ошибку
● возместить причинённый ущерб
Задайте себе вопрос: «что ещё я могу сделать, чтобы чувствовать себя комфортнее?». 2 круга вокруг озера за пироженку помогает заглушить чувство вины, не так ли?
Поймите и простите
Как ни странно, но самый, пожалуй, действенный способ не терзаться муками совести – позволить себе не быть идеальным. Просто простить себя за какие-то вещи, за которые обычно ругаем. Уделите себе немного внимания, любви, терпения и понимания. Если вы в целом за полгода не пропустили ни единой тренировки, а потом по каким-то причинам случился один холостой выстрел, вместо того, чтобы сожрать себя заживо – похвалите себя! За то, что это лишь первый раз за АЖ! Целых! Полгода! Находите во всём повод себя не ругать, а хвалить. Давайте себе ресурс и мотивацию, а не уничижение и неодобрение. Угрызения совести – это внутренний конфликт между реальностью и моральными ценностями. Страдания вызваны тем, что человек просто не может сам себе простить что-то. Следовательно, простите себя, и будет вам счастье!
Прекратите оправдываться
Если вы начали за что-то оправдываться, вам не избежать чувства вины и угрызений совести. Поэтому избегайте ситуаций, когда вас кто-то вынуждает объяснять свои поступки, мысли и предпочтения. И себе не позволяйте этого делать даже перед самим собой!
Ведите бухучёт
По статистике, человек минимум 1-3 раза в день возвращается к какому-то неприятному событию из недавнего или давнего прошлого, за которое он себя ругает и испытывает чувство вины. А теперь посчитайте. Минимум 5 минут в день на «поругать себя». В месяц – это 2,5 часа! А в год – больше суток! А теперь задайтесь вопросом – как это чувство реально помогает исправить ситуацию? И адекватное ли это наказание за то, что вы человек, который имеет все права на ошибки?
Друзья, осознайте простую вещь: чувство вины, стыда и неспокойной совести только в разы усугубляет вред от неверного действия. Т.к. вы ещё и своё эмоциональное состояние гасите — сутулите плечи, сводите брови к переносице, становитесь недовольными собой, поступками, жизнью в целом… А когда вы сами себя не любите, то что может быть хуже? Поэтому подходите к ошибкам конструктивно. Не мусольте, не жуйте по полдня эти бесполезные мысленные жвачки, которые высасывают все. Совершили ошибку – осознали – сделали вывод на будущее – пошли дальше жить счастливо. Стремитесь к этой формуле, честно старайтесь и однажды у вас это и правда получится!
Как договориться со своей совестью
…и вот уже спортом заниматься, вроде бы начали. Питание наконец наладили: обнаружили для себя много разных заменителей обычного белого сахара, потеряли навык держать бургеры так, чтобы все из них не вываливалось. Даже свежий воздух удивительно прочно вошел в рацион. И тут БАЦ! Вместо того, чтобы запечь сырники, вы их жарите, потому что забыли вовремя купить пергамент. А очередная тренировочка внеочередным образом пропустилась…
И вот вы уже обнаруживаете себя на страшном суде, на коленях перед собственной совестью или, что еще хуже, перед чувством вины или даже стыда. И тут начинается малоприятная судебная тяжба. Торги с правосудием, т.е. с самим собой. А торги с самим собой – дело непростое, себя не так легко подкупить. Тоненький голосок перфекциониста все равно будет нашептывать, что тут вот, голубчик, вы изволили смалодушничать. Как с этим быть?
Проверить на адекватность
Первое, что я рекомендую сделать в любой непонятной ситуации со своими смутными, но не очень приятными чувствами – это проанализировать, а действительно ли вы так сильно себе навредили? Задайтесь этим вопросом. И, откинув в сторону чувства и эмоции, сухо и прагматично распишите (можно в прямом смысле – ручкой по бумаге) в чем заключается вред. И взвесьте в граммах, что называется. Ну, к примеру, вы и правда пожарили один раз за последние полгода сырники вместе того, чтобы испечь их. Сколько граммов вредных веществ, канцерогенов и пережаренного масла попало в ваш организм? 5 гр? 15 гр? Хорошо. А сколько энергии, мыслей, времени и ресурсов зря вы потратили на то, чтобы договориться со своей совестью в последующие полдня? По мне, так это что-то более ёмкое, чем 5-15 гр. Это что-то, с помощью чего можно было продуктивно выполнить какую-то сложную работу (за полдня-то), поехать куда-то, закрыть или открыть какое-то дело, да и просто радостно и счастливо прожить эти полдня! А они уже прожиты нерадостно и несчастливо. И у вас никогда больше не будет шанса их перепрожить заново. Откройте дверь для этой мысли и позвольте ей там у себя внутри уютно расположиться. Посмакуйте эту мысль.
Исправить и компенсировать
Если вред и правда нанесен, то есть несколько дальнейших действий. Просто выберите подходящий для себя в конкретной ситуации:
- исправить ситуацию, компенсировав чем-то другим
- признать ошибку
- возместить причиненный ущерб
Задайте себе вопрос: «что еще я могу сделать, чтобы чувствовать себя комфортнее?». Как бы, 2 лишних круга пробежки за лишнюю пироженку помогает заглушить чувство вины, не так ли?..
Понять и простить
Как ни странно, но самый, пожалуй, действенный способ не терзаться муками совести – это позволить себе не быть идеальным. Просто принять и простить себя за какие-то вещи, за которые обычно ругаем. Уделите себе немного внимания, любви, терпения и понимания. Если вы в целом полгода не пропустили ни единой тренировки, а потом по каким-то причинам был один холостой выстрел, вместо того, чтобы сожрать себя заживо – похвалите себя! За то, что это лишь первый раз за АЖ! Целых! Полгода! Находите во всем повод себя не ругать, а хвалить. Давайте себе ресурс и мотивацию, а не уничижение и неодобрение. Угрызения совести – это внутренний конфликт между реальностью и моральными ценностями. Страдания вызваны тем, что человек просто не может сам себе простить что-то. Следовательно: простите себя, и будет вам счастье!
Прекратить оправдываться
Если вы начали за что-то оправдываться…вам не избежать чувства вины и угрызений совести. Поэтому избегайте ситуаций, когда вас кто-то вынуждает объяснять свои поступки, мысли и предпочтения. И себе внутри не позволяйте это делать даже перед самим собой!
Вести бухучет
По статистике, человек минимум 1-3 раза в день возвращается к какому-то неприятному событию из недавнего или давнего прошлого, за которое он себя ругает и испытывает чувство вины. А теперь посчитайте. Минимум 5 минут в день на «поругать себя». В месяц – это 2,5 часа! А в год – больше суток! А теперь задайтесь вопросом – как это чувство реально помогает исправить ситуацию? И, раз уж на то пошло, это и правда адекватное наказание за то, что вы просто человек, который имеет все права на ошибки, и, естественно – совершает их?
Друзья, просто осознайте простую вещь: чувство вины, стыда и неспокойной совести только в разы усугубляет вред от нашего неверного действия. Т.к. вы еще и свое эмоциональное состояние гасите, ссутуливая плечи, сводя брови к переносице, становясь недовольными собой, своими поступками, своей жизнью в целом… А когда вы сами себя не любите, то что может быть хуже? Поэтому подходите к своим ошибкам конструктивно: анализируйте, делайте выводы, берите для себя в опыт какие-то наработки, и переворачивайте эту страницу. Не мусольте, не жуйте по полдня эти бесполезные мысленные жвачки, которые высасывают все соки (и не только желудочные…). Совершили ошибку – осознали – сделали вывод на будущее – пошли дальше жить счастливо. Стремитесь к этой формуле, честно старайтесь, и однажды у вас это и правда получится!
Нашли совесть: учёные выяснили, как мозг принимает решения за нас
Что подумают другие
Исследователи из Университетского колледжа Лондона решили выяснить, почему большинство людей, несмотря на соблазн получить выгоду нечестным способом, стараются вести себя достойно. Эксперименты показали, что некоторые отделы мозга активнее реагируют на решения, которые соответствуют моральным ценностям. По словам учёных, мозг оценивает решение не вредить другому, как более ценное с психологической точки зрения по сравнению с выгодой.
Также по темеНаучная мифология: что сказки рассказали психологам о поведении человека Учёные из нескольких зарубежных университетов решили выяснить, имеют ли популярные стереотипы и сценарии народных сказок под собой…
Для участия в эксперименте учёные привлекли 56 добровольцев, которых разбили на пары. На первом этапе опыта они могли выбрать, за какое вознаграждение ударить слабым, но ощутимым разрядом тока себя или своего напарника. При этом испытуемые не знали, кого именно им поставили в пару. Во время этого эксперимента исследователи заметили, что у испытуемых активизировался участок мозга, который определяет ценность награды, — так называемое полосатое тело. Кроме того, более интенсивно он работал, когда добровольцы решали получить награду, причинив боль себе. Это значит, что такое решение казалось им более ценным, говорят учёные.
«Эти данные говорят о том, что мозг учитывает моральные суждения других. Мы представляем себе, что другие обвинят нас в потенциально неправильном поступке, даже если знаем, что никто не сможет определить, что то или иное действие совершаем именно мы», — поясняет руководитель исследования Молли Крокетт.
- globallookpress.com
- © Anna Altukhova/Russian Look
Пострадать за правду
Также учёные отметили, что участок мозга, который задействован в вынесении моральных суждений, префронтальная кора, активизируется в разной степени в зависимости от того, насколько большое вознаграждение предлагается за тот или иной поступок. Связать эти две области мозга — определяющую ценность и выносящую моральное суждение — помог следующий опыт. Эти области взаимодействовали в тех случаях, когда испытуемые решали, что вознаграждение не стоит того, чтобы наносить вред другому человеку.
Также по темеСоциальный капитал: учёные выяснили, как доверие к соседям помогает стать богаче Люди, которые уверены, что получат помощь в сложной ситуации, принимают более выгодные в долгосрочной перспективе финансовые решения….
Таким образом, моральные устои общества напрямую отражаются в активности мозга, и выгода, полученная за счёт другого человека недостойным образом, кажется менее ценной. По словам учёных, подобная реакция мозга может в том числе заставлять людей поступать правильно.
Учёные также отмечают, что большинство испытуемых предпочли нанести удар током сами себе, а не причинить боль своему напарнику. По сути, это стало подтверждением того, что человек не только более высоко оценивает морально верное решение, но и следует ему в своих действиях.
Ещё один результат, на который обращают внимание исследователи, — это соотношение субъективной и общественной ценности. Согласно выводам учёных, по крайней мере в вопросе о том, причинить ли вред другому человеку ради личной выгоды, субъективная ценность награды для большинства участников эксперимента совпадала с общественными нормами морали. Оказалось, что личные ценности и оценка вероятного суждения, которое вынесло бы тому или иному поступку общество, отражались на активности одних и тех же областей мозга. В целом же, как отмечается в работе, опыты подтвердили предположение о том, что совесть может управлять решениями людей в повседневной жизни.