Содержание
- Как мусульманин может помочь своим умершим родственникам?
- Похороны и поминки у мусульман
- Что делать, когда мусульманин при смерти
- Как похоронить правоверного мусульманина
- На какой день после смерти поминают
- Правила поминания по Шариату
- Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
- Поминальный стол
- Специальные дни
- Сколько длится мусульманский траур
- Как должны вести себя верующие
- Дни поминок мусульман
- Может ли мусульманин участвовать в похоронах не мусульманина, и можно ли предоставлять похоронные услуги, представителям иных религий?
Как мусульманин может помочь своим умершим родственникам?
Как помочь умершим родственникам?
Вопрос.
Что мы можем сделать хорошего для наших умерших родственников, кроме как возносить за них дуа?
Ответ.
Существует немало хадисов Пророка (мир ему) о том, как мы можем помочь душам умерших родных и близких нам людей. (Абу Давуд, «Весайа», 3; Тирмизи, «Весайа», 7)
1) Человек получает награду за деяния, совершенные при жизни
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:
«Когда человек умирает, (все) его добрые дела прекращаются, за исключением трёх:
— Садака-джарийа, т.е. доброе дело, которое человек сделал при жизни, и которое продолжает приносить пользу другим людям даже после его смерти. Например, строительство мечетей, мостов, дорог, пожертвования нуждающимся и т.д.
— Полезные знания, переданные другим людям. Например, путем обучения или написания книг.
— Благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.
(Муслим, «Васийет», 14; Абу Давуд, «Весайа», 14; Тирмизи, «Акхам», 36).
В хадисе от Абу Хурайры (мир ему) передаются следующие слова Пророка Мухаммада (мир ему):
«Верующему мусульманину после его смерти будет непрерывно воздаваться за его благодеяния и садака: за полученные и распространенные им знания, за оставленное праведное потомство, за построенную мечеть, за приют для путника, за расходование из своего имущества» (Ибн Маджа, Мукаддиме, 20).
2) Дуа и истигфар за умершего
Одним из самых значимых дел, которые мы можем совершать за умерших — это обращаться ко Всевышнему с мольбами об их прощении. В Коране сказано: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (Сура «Сбор», 59/10).
В аяте говорится о важности истигфара за умерших. Если бы в этом не было пользы для них, то Всевышний не превозносил бы важность истигфара. Рассмотрим истории из жизни сподвижников:
«Однажды Абу Убейд Малик (р.а.) спросил Пророка (мир ему): «О, Посланник Аллаха! Есть ли у меня возможность совершать благое для своих умерших родителей, и чем я могу помочь им?».
На что Мухаммад (мир ему) ответил:
Даже сам Пророк (мир ему) совершал намаз за усопших и возносил за них дуа:
«Когда вы совершаете намаз за усопшего, то делайте это искренне и искренне возносите за него дуа». (Абу Давуд, «Сунна», «Дженаиз», 59).
К тому же, Пророк (мир ему), совершая намаз за одного человека, просил:
«О, Аллах! Этот человек у Тебя, он находится под Твоей защитой. Защити его от скорби и мучений в геенне. Лишь Тебе принадлежит вся хвала. Аллах, прости его, смилуйся над ним! Воистину, Ты — прощающий, милосердный». (Абу Давуд, «Дженаиз», 56)
Еще одним из важнейший пунктов является погашение долгов усопшего, поскольку в хадисе сказано: «Долг привязан в душе мусульманина до тех пор, пока он не будет выплачен» (Тирмизи, «Сунан», «Джанаиз», 76; Ибн Маджа, «Сунан», «Садака», 12).
Поэтому, если человек умер и у него остались долги, то, в первую очередь, наследникам необходимо расплатиться с долгами.
3) Садака
Исламские ученые единогласны во мнении, что за умерших нужно раздавать садака. Об этом свидетельствуют и хадисы Пророка (мир ему).
1. В риваяте от Ибн Аббаса сказано: «Один человек подошёл к Пророку (мир ему) и спросил:
— О, Посланник Аллаха (мир ему)! Моя мать погибла. Если я буду раздавать от её имени садака, будет ли ей от этого польза?
Пророк (мир ему) ответил:
— Да.
Мужчина тогда сказал:
— У меня есть участок на котором растут фрукты. Я свидетельствую перед Вами, что этот сад я отдаю в качестве садака за свою мать» (Бухари, Сахих, 15,20, 26).
2. «Однажды другой человек поинтересовался у Пророка (мир ему):
— О, Посланник Аллаха! У меня умерла мать, какое из всевозможных видов благих дел (садака) предпочтительнее для совершения ради неё?
— Вода, — сказал Пророк (мир ему).
В связи с чем Сa’д ибн Убада соорудил колодец и сказал:
— Этот колодец для матери Сa’д ибн Убада». (Абу Давуд, Сунан, Закят, 42)
Самым благородным и добродетельным действием является намерение на раздачу нафиль-садака. Поскольку награда за это достигнет души умершего, а у совершившего это благое дело ничего не убудет.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, человек может посвятить кому-то награду за свои благие деяния. Отдельно можно произвести жертвоприношение за умершего, совершить Хадж, продержать за него пост. При этом тот, кто совершает это, не теряет собственной награды, даже если делает благое с целью пожертвования саваба за покинувшего этот мир.
А Аллах знает лучше!
Похороны и поминки у мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина — это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») — это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.
Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.
Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).
Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.
Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.
Как похоронить правоверного мусульманина
Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.
После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:
- омыть его тело (гусль);
- обернуть его в саван (такфин);
- совершить за него заупокойную молитву;
- похоронить.
Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.
Дни и сроки
По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.
Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.
Приведение тела в порядок
Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).
Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал — надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.
В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.
Следующий этап — гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.
Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.
Омовение выкидыша
Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.
Обертывание в саван
Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).
Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.
Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.
Место захоронения и могила
Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.
Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.
Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).
Похоронная молитва и погребение
Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.
После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.
Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.
Почему сидя
Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.
Посещение могил мусульманскими женщинами
Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.
На какой день после смерти поминают
Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.
В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.
Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.
Правила поминания по Шариату
По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).
Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.
Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.
Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.
В Татарстане
У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.
В Азербайджане
У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.
В Казахстане
По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.
В Киргизии
Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.
Поминальный стол
У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.
Специальные дни
Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.
Сколько длится мусульманский траур
Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.
Как должны вести себя верующие
Смерть — это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.
Дни поминок мусульман
Существует стойкое мнение, что якобы в Исламе существуют определенные дни поминок мусульман. Шариат не приветствует проведение поминок, но и нет строго запрета. Необходимо учесть то, что мусульмане различных регионов России частично перенимали субкультуру того региона, в котором находятся.
Происходила ассимиляция с другими национальностями. Культуры народов объединялись и менялись со временем. Естественно так же это не могло не сказаться на религии в целом и отношению разных народов к поминкам, в частности.
С начала 80х годов и до нашего времени происходит постепенное реформирование в религиозном мире. На смену традициям предков приходят истинные каноны Ислама. По Шариату для траура дается три дня. На 3й день поминальный обед вполне можно заменить садака.
В отличии от православной религии «садака» не только милостыня для нищих. Это может быть любое богоугодное дело. Общественное деяние, которое принесет пользу многим людям тоже считается садака.
Если все деньги мусульмане будут вкладывать в помощь нуждающимся, строительство дорог, школ, больниц и т.д., а не в проведение роскошных поминальных обедов, то это будет истинным садака.
Дни поминок мусульман в 7, 40 и 1 год скоро потеряют свою актуальность. Они не являются сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Поэтому по значению не должны отличаться от дней других.
Неужели об умерших нужно вспоминать только в эти дни? Поминальный обед разве сможет заменить искренние молитвы и облегчит участь душе в Судный день? Ценить людей нужно при жизни. После смерти за них можно только молиться.
В день похорон для близких усопшего нужна помощь если не материальная, то хотя бы моральная. Многие народности в Исламе в этот день приходят помочь с погребением. Не грешно их накормить, если не считать это именно поминками в прямом понимании.
Но и сами люди должны осознавать, что в этот день не стоит своим присутствием создавать дополнительные проблемы с поминками. Если искренне решили помочь, то участие в погребение и молитвы за покойного будет достаточно. После похорон у многих народов в Исламе сразу расходятся по своим домам.
Соседям или родственникам желательно на 3 дня пригласить близких покойного к себе. В дни траура нужно, чтобы с ними кто-то был рядом. Бытовые проблемы в любом случае для скорбящих отойдут на второй план. А вот нахождение в доме, в котором совсем недавно умер близкий человек, способно увеличить скорбь и ухудшить без того нелегкие душевные муки.
У мусульман не принято выражать скорбь больше положенного. Слезы не запрещены, но вот громкие рыдания и стенания уже под запретом. Человеку проще сдержать свои эмоции вне стен своего дома. Тем самым не совершить греха. Смерть только этап для того, чтобы обрести жизнь вечную. Можете узнать более подробно об отношении к смерти в Исламе.
До сих пор традиции, которые достались от предков еще с советских времен, главенствуют в проведении похоронных обрядов и поминок. Дни поминок мусульман в 3,7,40 и год, а также в 52 дня еще принято отмечать у народностей на территории бывшего советского союза.
Этот атавизм прежнего периода порицается религиозными деятелями Ислама. Можно рассматривать поминальные обряды разных народов мусульманского мира только, как культурное наследие. Истоки этих обрядов следует искать в далеком прошлом.
Похоронные и поминальные традиции могут различаться у одного народа, проживающих в разных регионах. Поэтому не стоит удивляться, если от приезжей родни услышите про обязательную традицию при поминовении, про которую не приходилось слышать до этого. Также это касается и проведения похорон.
Небольшое отступление. К примеру, у астраханских татар в начале IX века существовало несколько похоронных обычаев, которые могли несколько удивить поволжских татар. Единый народ, единая вера, но разное отношение к похоронам. После того, как могила покойного засыпана, все участники похорон расходятся по домам. Поминки в этот день не проводятся.
На могиле остается только один из близких умершего и могильщики, с которыми он должен рассчитаться за копку могилы. С ними он рассчитывается отрезом куска ситца. Учитывая то, что данная традиция имело место быть в начале прошлого века, кусок ткани может и имел какую-то ценность. Могильщики же ссорились при дележе ткани вплоть до драки.
Согласно поверью астраханских татар после того, как могила засыпана, к покойному приходит сатана. Если он видит ссору, то стремиться разжечь еще большую вражду между спорящими и сразу летит к ним. В этот момент душа покойного сможет ответить правильно на вопрос двух ангелов о том, кто его Бог. Сатана же не успевает его запутать в тот момент. С этой целью могильщики и заводят ссору.
Поверья и обычаи играют в поминках немаловажную роль. Родня и близкие покойного, естественно, опираются на те традиции, которые велись испокон веков. Нередко такие обычаи превалируют над основами религии.
Одно из правил Шариата- поминки делаются не для того, чтобы объедать близких покойного, а помочь им в трудную минуту. В свою очередь близкие выражают свою скорбь и почтение к умершему, давая садака нуждающимся и неимущим. Казалось можно этим и ограничиться. Опять же необходимо учитывать обычаи того народа, где проводятся поминки.
В Азербайджане будет считаться позором для семьи, если покойного не проводить достойно. Поэтому только скудное угощение и садака нищим – не для азербайджанцев. Исстари повелось так, что их поминальные обеды подразумевало наличие обильных угощений. Количество народа не ограничивалось приглашенными. Там не принято приглашать. Каждый имеет право прийти на поминки, если считает своим долгом проститься с умершим.
Поэтому на поминки в отдаленных населенных пунктах приходили со всех соседних поселков, а в городе целые кварталы. Количество народа набирается великое множество. Гостеприимство азербайджанцев не позволяет уйти гостям голодными. Затраты на поминальные обеды нередко превышает свадебные.
Обычно частные поминки у мусульман проводят на 3-й, 7-ой и 40-ой день и годовщину. Так же на 52 день принято считать, что тело полностью разлагается. Поминальным днем принято считать каждый четверг до 40-го дня. Сложно подсчитать, сколько за это время приходится родне умершего встречать различных гостей и каких все это стоит финансовых затрат.
Киргизы тоже не сторонники аскетических поминальных обедов. Обычаи их предков настоятельно рекомендуют разнообразить меню с угощениями и накормить большое количество народа. Это должно умилостивить дух умершего. Обязательно режут скот для угощения. Является своего рода жертвоприношением.
Не каждый содержит свою скотину, приходится покупать. Гостей много. Меню в соответствии с поминальными обрядами предков требует так же не малых затрат. Совсем неудивительно, что родственникам умершего приходятся занимать немалые деньги, чтобы соответствовать традициям.
Чечня и Ингушетия. Не придерживаются столь расточительных обычаев, как в Азербайджане. Но также поминки проводятся с массой народа, которые явились помочь в похоронах. Все вопросы, связанные с похоронами; омовением тела, подготовкой к погребению, копкой могилы — они берут на себя.
Следовательно, необходимо их всех накормить, разместить приезжих, найти дополнительные столы и стулья. Все эти житейские хлопоты могут на некоторое время отвлечь близких умершего. Уважить гостя-это основное правило для этих народов. Свои горести уходят на второй план. Может в этом то и заключен скрытый смысл поминок у чеченцев и ингушей?
Поволжские татары и башкиры. Традиции не отличаются столь разительно от всех других мусульман России. Дни поминовения те же: 3, 7, 40 и год. 52 дня не является обязательным днем для поминок, но рекомендуется в этот день читать молитвы. Считается, что мясо отделяется от кости и покойный мучается от этого.
Поминки у татар проходят скромно, с молитвами и обязательной раздачей подарков и садака «хаер». На поминальном столе поволжских татар не увидите экзотических блюд. Обычно это повседневная еда: суп из баранины, лапша с картошкой и мясом, много фруктов выпечки и сладостей. Женщины и мужчины обычно едят раздельно, за отдельными столами или в разное время.
Поминки у татар и башкир-это в первую очередь возможность собравшимся почитать молитву за упокой. При этом можно почитать не только за одного, а за всех умерших родственников. Раздавая хаер собравшимся-это скорее не садака, а традиция от предков. Каждому обычно дают небольшую сумму, в 2017 году это не более 50-100 руб.
В обязательном порядке деньги дают деньги и маленьким детям. Хаер раздаю не только деньгами, но и носовыми платками и т.д. Уходящим гостям собирают с собой угощение, нередко собирая в пакет дополнительно пакеты с чаем и другими гостинцами. Чуть побогаче собирают пакет для того, кто читал молитву или рассчитываются с ним деньгами.
Как видно из вышесказанного, что поминки у татар не отличаются излишними затратами. Если каждый из собравшихся мусульман прочитает молитву за душу покойного, то тем самым увеличит шансы его душе попасть в Рай. Так же, придя домой и кушая подарки с поминок он будет поминать покойного добрым словом и молитвами. В этом цель у поминок среди мусульман татар и башкир.
Традиции пришедшие из глубины веков со временем теряют свой первоначальный статус. Похоронные обряды и поминальные обеды обретают новые формы. Ранее упоминали, что детали в проведении обрядов поминовения могут сильно отличаться даже в соседних городах.
Чтобы соблюсти все каноны Ислама в этом деле лучшим вариантом будет позвонить в местную мечеть. Там помогут советом и делом. Если же запланировать проведение поминок заранее, то вполне можете воспользоваться услугами нашего сайта. Необходимо только разместить запрос и специалисты кейтеринговых компаний, ресторанов сами сделают Вам предложения и Вы сможете выбрать наиболее подходящее для Вас.
Может ли мусульманин участвовать в похоронах не мусульманина, и можно ли предоставлять похоронные услуги, представителям иных религий?
Ответ: Когда умер отец Али (радыйаллаху анху), он сказал посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «Твой старый и заблудший дядя умер». В ответ на это посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Ступай и предай земле своего отца, и не говори ничего, до возвращения ко мне». В продолжение, Али (радыйаллаху анху) сказал: «Я отправился и похоронил своего отца, а затем вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха приказал мне обмыться, и я помылся. А потом посланник Аллаха сделал для меня дуа» (Ахмад ибн Ханбал, Абу Давуд, Насаи, Байхаки).
Мусульманин может участвовать в похоронах немусульманина. Отец Али (радыйаллаху анху) Абу Талиб, несмотря на всю помощь, которую он оказал посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), так и не стал мусульманином. А когда он умер, то посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приказал ему похоронить Абу Талиба.
Что касается предоставления профессиональных похоронных услуг немусульманам, то можно сказать следующее:
Вне зависимости от того был ли умерший мусульманином или нет, похоронные услуги следует разделить на две части:
1) Похоронные обряды являющиеся поклонением или содержащие элементы поклонения, такие, как обмывание покойного, завертывание в саван, совершение джаназа-намаза, перенос тела до могилы, совершение дуа и других церемониальных действий на могиле.
2) Похоронные услуги, не содержащие элементов поклонения, такие, как выкапывание могилы, подготовка ящика, подготовка (покупка, изготовление) необходимых для похорон средств.
Что касается первой категории похоронных услуг, то они должны предоставлять совершенно бесплатно последователями той религии, которой придерживался покойный. Если нет никого, кто мог бы бесплатно предоставить эти услуги, то в этом случае разрешается нанимать за плату тех, кто может оказать эти услуги.
Что же касается второй категории похоронных услуг, то поскольку они не содержат элементов поклонения, то могут предоставляться за плату, представителями различных религий.
Мусульмане, работающие в не мусульманских странах, могут предоставлять похоронные услуги не мусульманам, при условии неучастия в тех обрядах, которые содержат элементы поклонения иных религий. Точно так же как за плату предоставляются иные услуги, для немусульман.