Содержание
- Как навсегда избавиться от своего греха за 10 шагов
- «Следующий!» – как избавиться от грехов по очереди
- Главное – стремление к чистоте
- Разбираем грехи по одному
- Решаем задачу
- Наблюдаем за динамикой
- Исповедь – не разговор с психологом
- Священнику подсказывает Господь
- Часть 1. Христос научил как победить грех
- Христос учит как избавиться от грехов
- Грех реально оставить благодаря Христу
- Отождествление со Христом
- Кратко: что же нужно сделать, чтобы победить грех!
- Частый вопрос – мы никогда больше не грешим?
- Слово Ободрения – Христос показывает, как победить грех!
- Ответ для тебя
- Как победить грех?
- Как побороть свои «любимые грехи» раз и навсегда
- Почему мы не можем перестать совершать один и тот же грех?
- Когда один и тот же грех ожесточает наши сердца, одна только сила воли недостаточна
- Бог может превратить наши недостатки в преимущества
- Господь помогает нам изменить свое сердце через смирение и веру
- Господь укрепит нашу веру, когда мы искренне этого хотим
Как навсегда избавиться от своего греха за 10 шагов
Все можно исправить!
1. Вы согрешили, вина перед Всевышним не дает вам покоя, вы не знаете, что делать, как жить дальше? Во-первых, не впадайте в эмоции, отнеситесь к ситуации разумно. Аллах Всевышний создал человеческую натуру несовершенной, мы не можем не совершать грехи, это наша неотъемлемая часть.
В хадисе сказано: «Клянусь Аллахом, благодаря могуществу и воле которого я живу! Если бы вы не совершали грехов, то Аллах Всевышний заменил бы вас на другой народ, который бы совершал грехи, а затем просил бы прощения у Аллаха. И Аллах простил бы их (таким образом, проявляется то, что Аллах является Прощающим)».
Самое первое, что нужно вам сделать после совершения греха – это принять и осознать свой грех. Многие люди совершают запретное, даже не подозревая, что они делают что-то не так. Осознание своего греха – это уже признак веры в вашей душе, непринятие сердцем того, что неприятно Всевышнему. Если закрывать глаза на свои грехи то, они последуют один за другим, что человек просто перестанет различать хорошее от плохого.
Вы совершили грех, но не отчаивайтесь! Милость Аллаха настолько безгранична, что все можно исправить! Аллах даровал ключи к своему прощению. Теперь вам нужно провести «работу над ошибками» и все исправить.
2. Никому не рассказывайте о своем грехе
Аллах скрывает по своей милости наши грехи, они остаются только между нами и Всевышним. И в этом благо. Ваш грех – это то, что вы должны решать между собой и Аллахом. Между Всевышним и человеком нет посредников, и смысла в раскрытии своих грехов людям нет.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха».
3. Осознайте пагубность своего греха
Только подумайте о всем том, чего лишила вам ваша минутная слабость, ваш порыв, ваш нафс, ваша ошибка. Пересчитайте все то, чего вы лишились из-за своего греха. Самое главное из этого то, что вы совершили то, чем Аллаха Всевышний недоволен. Грехи лишают нас удела, уменьшают пропитание, отдаляют от Аллаха, Его милости. К тому же, один грех влечет за собой другой. Учитывая все это, возненавидьте всей душой то деяние, которое лишило вас стольких благ и усложнило ваше положение.
4. Перестаньте совершать этот грех
Самая главная «практическая» работа над своей ошибкой заключается в том, чтобы перестать делать то, что отдаляет вас от довольства Аллаха. Ведь нет смысла ни в покаянии, ни в чем другом, пока человек не перестает совершать то, что не является благом.
В хадисах сказано: «Можно считать, что лжёт тот, кто говорит: «Прошу прощения у Аллаха», а потом возвращается (к тому, что он делал)».
«Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».
5. Не отчаиваться в милости Аллаха
Ваша ошибка – ваш грех – это не повод для уныния, и отчаянию, тем более в милости Аллаха, это повод стать еще ближе к Создателю. Ведь, если человек будет ходить постоянно осуждая и виня себя, он не будет видеть смысла в жизни и будет неблагодарен Аллаху. Это совершенно неверная позиция. Грехи должны нас огорчать и расстраивать, но не должны заставлять опускать руки, а наоборот – будить больший энтузиазм в стремлении обрести довольство Аллаха. Нас будучи верующими характеризует то, как мы относимся к своему греху, и то, как мы справляемся. Даже в самом плохом важно находить благое, а в этом случае – это возможность обрести прощение Аллаха, и извлекать урок на всю оставшуюся жизнь.
6. Дуа прощения
Совершите омовение и произнесите дуа прощения, форм которых очень много. Такими могут быть:
Субханака-Ллахумма уабихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагъфирука уа атубу иляйк («Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние»).
Аллахумма дж’альни мина-ттаууабин уадж’альни миналь-мутатаххирин («О Аллах! Сделай меня в числе кающихся и сделай меня в числе очищающихся»).
Просите Аллаха о прощении на любом языке, в любое время и месте, вслух или про себя. Аллах – Слышащий и Знающий.
«Аллах Всевышний говорит: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!”».
7. Совершите покаяние
Самый важный этап в контексте совершения грехов – это искреннее раскаяние и совершение покаяния. Праведники говорили: «Истинное покаяние — это произнесение слов покаяния языком, раскаяние сердцем и решимость никогда больше не возвращаться к греху. Если человек покается таким образом, Аллах простит его грех, даже если он был большим. Потому что Аллах прощающий».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый сын Адама совершает грехи, но лучший из них тот, кто совершает покаяние».
В хадисе Пророка Мухаммада (мир Ему) говорится: «Тот, кто совершает искреннее покаяние в своих грехах, как будто бы не совершал их».
Покаяние – большое благословение, и радость, дарованная верующим, которые даже после совершения запретного, при раскаянии могут стать абсолютно чистыми.
8. Попросите прощения у обиженного
Если ваш грех связан с тем, что в причинили боль, оскорбили или унизили другого человека, то очень важно попросить прощения у него. Наша религия удивительная, она призывает к миру и добру, она не терпит разногласий, она стороне согласия и спокойствия. Также в этом случае, обидчику нужно просить прощения у обиженного, а обиженный должен простить его. Так предписания ислама устанавливают порядок. Это становится ясно из хадисов:
«Пусть тот, кто поступил несправедливо по отношению к своему брату, в отношении его чести или чего-либо еще, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхамы! Ведь если будут у него благие дела, их заберут у него (в Судный день) в соответствии с нанесенной им обидой, а если добрых дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него».
«Прости человека, который сделал тебе зульм, то есть притеснение».
«Умейте прощать и идти на уступки. Ибо прощение и снисходительность лишь прибавляют величия и значимости человеку. И если желаете, чтобы Аллах возвеличил вас, простите же и вы другим их грехи».
9. Сделать хорошее после греха
«Поистине, обладатель левого свитка (ангел записывающий плохие дела) держит поднятым свое перо над свитком согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся и попросил прощения у Аллаха (за совершенный грех), то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние».
10. Совершите тауба-намаз – это намаз покаяния
«Если человек совершает грех, встает для очищения себя, далее совершает намаз и затем просит у Аллаха прощения, то не может быть так, чтобы Аллах не простил его».
Совершается в количестве двух ракаатов.
«Следующий!» – как избавиться от грехов по очереди
Протоиерей Игорь Гагарин
Главное – стремление к чистоте
Всё очень по-разному. Сколько людей, столько ситуаций. Есть такие люди, которые могут каждый день исповедаться и всегда по существу, глубоко и искренне. А есть, кто приходит раз в год и нечего сказать…
Вопрос, зачем человек исповедуется. Помните, как у Галича: «Просто потому, что так положено, я прошу прощенья у людей…» Вот и не у людей, а у Бога кто-то просит прощенья «просто потому, что так положено». Тогда действительно никакой духовной жизни и тоска. И помочь непросто. Но такие, как правило, еженедельно и не приходят.
Духовная жизнь предполагает стремление к чистоте, жажду быть лучше. Чем сильнее это стремление, тем острее совесть реагирует на любые отклонения от правды. И тогда проблемы нет.
Разбираем грехи по одному
Если человек приходит каждую неделю, то общение с ним не ограничивается исповедью. Я знаю о нем гораздо больше, чем о других людях, знаю его семью, обстоятельства его жизни, чем он занимается, где работает, и много других вещей. И я вижу, что нужно решить с этим человеком в данный момент, над чем мы будем работать особенно внимательно.
У каждого из нас есть своя слабость, порок, недостаток, от которого надо избавиться. Например, для человека особенно актуально раздражение на данном этапе его жизни. Может быть, я другие вопросы и не буду задавать, вместо этого разберем внимательно самую «больную» личную проблему.
У кого-то это лживость, у кого-то – хвастливость. Причем я спрашиваю подробно: «Расскажи, в чем ты похвастался, как это было». Так, постепенно, человек начинает преодолевать этот свой недостаток. Потом появится что-то другое.
Решаем задачу
Итак, ставим конкретную задачу и начинаем ее решать. Во-первых, человек должен увидеть в себе конкретный грех и возненавидеть его. Когда люди в чем-то конкретном начинают регулярно исповедоваться, у них совесть обычно обостряется. То есть, если я, осознав в себе реально какой-то порок, в нем исповедуюсь, то каждый раз, когда я снова в него впадаю, совесть реагирует очень болезненно. И это хорошо, потому что такая болезненность и является залогом того, что потихонечку это плохое уходит.
Например, ложь. Человек принял решение ни при каких обстоятельствах не говорить неправду. И каждая исповедь будет разговором о том, как это получается. И надо конкретно и честно рассказать о каждом случае, когда обманул. У кого-то другая проблема. Тщеславие, сварливость, жадность, похотливые мечтания…
Да мало ли! Исповедь – не отчет в проделанных грехах, а кропотливая работа над преодолением недостатков. Есть же древняя мудрость: «Не важно, чтобы я был лучше других. Важно, чтобы сегодня я был лучше того, кем был вчера». Если мы так ставим задачу, то исповедь будет средством ее решения. И тогда она не будет формальной. Если я верю (а в это надо верить!), что с Божией помощью можно достигнуть необыкновенной чистоты и душевной красоты, если я хочу этого (а надо хотеть!), то каждая исповедь станет еще одной ступенькой на этом пути, какой бы частой она ни была.
Наблюдаем за динамикой
Очень важно наблюдать за динамикой. Допустим, человек всех осуждает. И он понимает, что это плохо. Говорит об этом в очередной раз на очередной исповеди. И я, если человек действительно хочет бороться с этим, иногда прошу его, чтобы он в течение недели записывал имена всех, кого он осудил.
А на службе в воскресенье пусть, допустим, за каждого свечку поставит или поклоны сделает. В следующий раз человек уже видит – неделю назад он десять свечек поставил или десять поклонов сделал, а сегодня уже – семь, то есть – видно движение.
Или, наоборот, сегодня – в два раза больше, значит, нужно усилить молитву, улучшить работу. Это частные рекомендации определенным людям в конкретных случаях, я не призываю всех поступать подобным образом.
Важно, чтобы человек всё контролировал, не просто называл грех, а у него была бы некая система работы над этим грехом, чтобы были видны усилия.
Я где-то прочитал однажды, что если человек в течение целого года будет избавляться хотя бы от одного своего недостатка, то уже через несколько лет он будет гораздо прекраснее, чем был до этого!
Понятно, что с остальными грехами тоже нужно бороться, но если хвататься за все сразу, то в итоге ничего не получается.
Исповедь – не разговор с психологом
Есть люди, которые горели и пламенели, а потом остыли и всё забыли, хотя до этого, казалось, они никогда не потухнут. А есть люди, которые вроде бы ни то, ни се в смысле веры, а потом вдруг что-то в них произошло. Тут каждого человека Господь ведет своими путями. Поэтому очень важно, чтобы мы воспринимали исповедь не как разговор между священником и исповедующимся, по типу беседы с психологом, а всё-таки – как разговор с Богом. Исповедь должна проходить в контексте молитвы.
Нужно, чтобы и священник молился за того, кто исповедуется, и человек не просто учитывал свои грехи, отвечал на вопросы, а чтобы он действительно молился о них. Потому что всё равно все те проблемы, которые мы с вами ставим, окончательно решает Дух Святой. Когда приходит Дух, тогда всё и начинается, тогда пропадает формализм, которого мы так боимся. А нет Духа – тогда любые мои правильные вопросы, любые действия ни к чему не приведут, я просто в какой-то степени уподоблюсь психологу.
Священнику подсказывает Господь
Моя задача как священника – сделать так, чтобы на исповеди человек встретился со Христом и чтобы он исповедовался не мне, а исповедовался Христу, чтобы услышал то, что скажет ему Христос. А скажет Он ему, может быть, через меня, то есть мне положит на сердце, как священнику, что ему сказать. Или, может быть, я даже ничего не скажу, а ему это в молитве как-то откроется. Это уже один Господь знает. Если будет молитва (именно молитва, живой разговор человека с Богом, а не «вычитывание» правил), то и с исповедью будет всё нормально.
В каждой конкретной ситуации Сам Господь подскажет священнику, что кому нужно сказать. У меня бывали такие случаи, когда человек подходит и хочется что-то сказать ему, и, в конце концов, говоришь какие-то правильные слова. И даже тебе самому кажется, что вот вроде что-то правильное сказал. Но видишь, что человек это никак не воспринял, всё оказалось мимо.
А бывают случаи, когда совершенно ничего не собирался человеку говорить, толком не подумав, произнес что-то, что сию секунду пришло в голову, на твой взгляд незначительное. А человек к тебе подходит через несколько дней и говорит: «Батюшка, как вы мне тогда сказали, у меня вот всё в жизни перевернулось, изменилось! Сейчас я на всё по-другому смотрю». Хотя я и забыл, что говорил. И ты понимаешь, что здесь действует Господь, и на Него нужно уповать, просить, чтобы произошло, как в стихе псалма: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10).
Записала Оксана Головко
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.
О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.
Естественная святость
— Святые отцы говорили, что блаженны не те, кто воскрешают мертвых, а те, кто видят свои грехи. Почему?
— Всякое чудо совершается Богом. Чудо совсем необязательно свидетельствует о высоте жизни того, кто об этом чуде молился. Бывает, что чудо происходит по вере того, кто о нем просит, или потому, что оно очень нужно кому-то неведомому нам. А вот если человек видит свои грехи, это точно означает, что его душа достигла высокого состояния. Это обретение духовного зрения, может быть, какое-то внезапное озарение, прозрение, дарованное Богом вдруг по каким-то причинам, а может быть, результат долгой духовной работы, духовного роста, очищения сердца. Последнее — особенно редкое и драгоценное достижение. Именно об этом сказано: «Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов».
— Есть такое мнение, что пороки — это продолжение естественных потребностей человека. Как увидеть момент, когда они переходят из одного в другое?
— У святых отцов-подвижников, которые на собственном опыте изучили науку духовного возрастания и оставили нам свои наблюдения, есть учение о страстях. В этом учении говорится о том, что страсти не присущи созданной Богом природе человека, а есть порождение первородного греха, т. е. греха непослушания и отхода от Бога, который совершен первыми людьми, Адамом и Евой — первым родом человеческим. В их грехопадении первозданная природа человека исказилась. И вот этой искаженной природе — как ее назвать, естественной или противоестественной? — стали свойственны страсти. Если обозначить точку отсчета там, где начинается история падшего человечества, то можно сказать, что для падшего человека грех является естественным состоянием в том же смысле, как для всякого рожденного человека состояние болезни является естественным. С этой позиции легко оправдать любой грех, можно сказать, что все естественно. Такая тенденция теперь распространяется на Западе, да и нам ее навязывают. То, что раньше называли блудом, теперь называют нормой. Раньше считали содомский грех противоестественным извращением, а теперь называют просто нетрадиционной, но вполне допустимой, тоже естественной ориентацией. Примеров такой «легализации» греха теперь можно привести сколько угодно. Логики здесь, однако, нет. Ведь, если болезнь считать естественным, т. е. нормальным состоянием, то каким тогда придется считать состояние здоровья — сверхъестественным, выходящим за пределы нормы? Тогда спрашивается, зачем лечить больных, кто это будет делать? Кто тогда может требовать здорового образа жизни, развития медицины и т. п.?
Христианское учение логично, оно утверждает жизнь, а «узаконивание» греха проистекает из неверия — безбожия и несет с собой смерть.
Богооткровенное библейское и христианское учение говорит, что человек по своему естеству создан безгрешным. В момент потери первозданной чистоты падшей человеческой природе становятся присущи греховные страсти, подобные болезненным генам, искажающим нормальный генотип и порождающим склонность к болезням. Другой образ греховных страстей: семена сорняков, живущие в земле, из которых вырастают терния и губят урожай, всевозможные микробы и насекомые-паразиты, с которыми мы боремся, т. к. нормой считаем здоровье, а не болезнь, здоровые и полезные растения, а не испорченный паразитами посев. Страсти порождают грех, не естественное, а искаженное, извращенное состояние природы человека. Ввиду единства человеческого рода это искажение становится присущим каждому человеку, т. е. его прежде свободная воля поражена врожденной болезнью, оказывается греховно зависимой, неспособной самостоятельно противостоять греховным страстям.
— Получив от рождения искаженную грехом природу, человек уже не может освободиться от своей «падшести». В чем же тогда его вина?
— Это было бы справедливо, если бы Богочеловек Иисус Христос не пришел на землю в человеческом естестве, чтобы исцелить, освободить от греховного плена и дать возможность каждому падшему человеку свободно избрать спасительный путь приобщения к победе Христовой над грехом и вечной смертью. Это приобщение совершается в Церкви, и каждый человек может сделать этот свободный выбор. Представьте себе пленника, прикованного к дереву и не могущего порвать свои узы. Но он может закричать изо всей силы и призвать на помощь идущего вдалеке свободного человека — и тогда будет спасен. Если он не поверит («все равно он меня не услышит») или испугается («а вдруг мои враги услышат, как я кричу, и вовсе меня убьют»), то останется в плену. Будучи пленником, он остается свободен настолько, чтобы быть способным избрать спасение. Отказавшись от спасительной возможности, он сам уже повторяет грех Адама и Евы и становится лично виновным.
— В чем разница между страстью и грехом?
— Страсть — это состояние плена, когда человек одержим. Это — зависимость. Очевидным примером такой одержимости являются наркомания, алкоголизм. Подобным образом действует любая страсть. А грех — это то, что под влиянием этой зависимости человек совершает. Например, наркоман торгует наркотиками, употребляет их, пьяница напивается пьяным.
— Как практически можно отследить, когда ты еще просто вкусно ешь, а когда это уже страсть чревоугодия?
— Это как раз относится к умению видеть свои грехи. Мне рассказали одну историю про недавно почившего коптского патриарха Шенуду. Когда он был в Америке, его пригласили на трапезу. Патриарх Шенуда сел за стол, а его сопровождающий достал красивую деревянную коробочку, в ней оказались сушеные финики. Коробочку эту он поставил перед патриархом. На столе было вино, всем наполнили бокалы. Патриарх Шенуда попросил налить ему воды и в эту воду капнул несколько капель вина. В то время как все угощались, он съел два-три сушеных финика и запил этой водой с вином. В ответ на удивленные вопросы окружающих его спутник сказал, что он всегда так ест. Мы знаем о святых, которые ели один ломоть хлеба в неделю. Преподобный Серафим два года питался только травой снытью и водой, больше ничем. Потребности человека в еде очень невелики, но обычно нами движет страсть чревоугодия.
Неуместный формализм
— Как на исповеди избежать юридизма в понимании того, что есть грех?
— Сам юридический подход является следствием греха. Когда в сердце человека нет любви к Богу и к людям и он не боится быть злым, приходится законом ограждать его жизнь от гибели, а общество — от него. Есть грехи, которые хотя и вредят жизни человека с Богом, но все же не выводят его за ограду Церкви. Если мы к этим грешкам начнем применять каноны: не помолился сегодня — вот тебе епитимия, съел лишнего за ужином — вот тебе по канонам такого-то Собора такая-то епитимия, — это будет, конечно, совершенно неуместный юридизм. Типичным проявлением формализма является довольно распространенное явление, когда на исповеди человек произносит какую-то заученную формулу, потому что не умеет увидеть свой грех, а необходимость исповеди перед причастием понимает как какую-то магию. Избежать этого можно, поняв, что Богу никакие формулы не нужны. «Сыне, дай Мне сердце твое», — говорит Бог человеку. Это значит, что Богу от согрешившего человека нужно только сердечное раскаяние и решимость больше не грешить.
— Необходимо ли чувство сокрушения каждый раз, когда исповедуешься?
— Исповедь — всего лишь некоторая составляющая покаяния, но еще не само покаяние. Можно прийти на исповедь, рассказать все о своих грехах и не покаяться. На исповедь часто приходят люди, охотно открывающие свою душу, обнажающие свои греховные дела и навыки. Например, человек говорит: «Я опять напился, я опять дебоширил, я опять бил и оскорблял близких». Отвечаешь: «Но ты ведь уже говорил об этом две недели назад, и ничего не изменилось. Обещай, что ты больше не выпьешь ни одной рюмки». А он начинает торговаться: «Ну немножко-то можно?» — «Нет, совсем нельзя. Увидел бутылку и беги бегом!» — «Ну, мне надо подумать». И все продолжается по-прежнему, т. к. решимости покончить с грехом у человека нет. Таинство покаяния предполагает несколько этапов. Прежде всего — осознание своей греховности. Но это только начало. Далее необходимо сожаление о том, что согрешил. Если человек сожалеет, он должен захотеть выйти из этого состояния. Когда он приходит и говорит о своем грехе вслух на исповеди с сердечным сокрушением, священник читает над ним разрешительную молитву. Бог прощает грехи, а священник ему об этом говорит. Дальше есть замечательный обычай — целовать Крест и Евангелие. Большинство делает это автоматически, не думая о том, что это значит, а ведь раньше, когда свидетеля приводили в суд, он должен был целовать Крест и Евангелие в знак того, что будет говорить правду. Такую же присягу верности перед Крестом и Евангелием давали воины при вступлении в армию. Какое обещание дает тот, кто исповедуется? Обещание быть правдивым и верным, и больше так не грешить. Таким образом, покаяние включает в себя осознание греха, сокрушение, желание преодолеть это свое греховное состояние и получить прощение, а главное — твердую решимость больше не возвращаться к этому греху.
Главная страсть
— Насколько человек должен входить в исследование своих грехов?
— Если покаянная работа в душе заменяется бездейственным самоанализом, то есть копанием в своем гное, но при этом человек ничего не делает, чтобы исцелиться, то это прелесть. Это вредно и даже смертельно опасно. Такое самокопание не есть духовная жизнь. Святые отцы говорили, что человек, желающий духовного возрастания, должен понять, какая страсть в данный момент сильнее всего разделяет его с Богом, и именно с этой страстью начать бороться. Например, чревоугодие. Значит, нужно сосредоточиться прежде всего на борьбе с этой страстью. А когда ее победишь, тогда смотри, какая следующая страсть вылезла на первое место. Это похоже на то, как сражаются на войне.
— Как же найти в себе эту главную страсть?
— У каждого человека есть совесть, она и подскажет. Совесть — это голос Божий в душе человека. Если человек слушает голос своей совести и поступает в соответствии с тем, что он слышит, то этот голос будет звучать все более ясно и будет направлять его.
— Что делать, если человек давно в Церкви, часто и подробно исповедуется, но не видит за собой грехов? В чем ему каяться?
— Этому человеку нужно от всего сердца читать молитву святого Ефрема Сирина: «Боже, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего». Если человек не видит своих грехов, это очень дурной знак, это значит, что его душа в тяжелом состоянии. Великие святые чем ближе подходили к смерти, чем совершеннее становились, тем больше ужасались своим грехам. Известно, как преподобный Сисой Великий, когда умирал, плакал, и ученики его спрашивали: «Авва, что же ты плачешь? Ты же всю свою жизнь каялся, ты очистился, ты готов!» А он отвечал им: «Не знаю, положил ли я начало покаянию?» — хотя прожил всю жизнь в пустыне. Это подобно тому, как если на телегу, облепленную грязью, кинуть еще одну лопату такой же грязи, никто не заметит. А вот если на белоснежную скатерть поставить маленькую чернильную точку, то она режет глаз. Так и в душе. Когда она очищается, человек лучше видит свои грехи. Если человек действительно живет духовной жизнью, то чем больше он ходит в церковь, чем больше он молится и трудится над собой, тем сильнее он переживает каждое свое неправильное слово, каждый свой взгляд и осознает это как грех.
— Что делать, если грехи все время одинаковые? Вроде бы стараешься исправляться, а ничего не меняется?
— Это значит, что плохо стараешься. Господу ведь угодно, чтобы мы исправлялись, поэтому Он всегда нам помогает в этом, если мы по-настоящему хотим исправиться. А если человек не исправляется и все у него одно и то же, значит, он просто говорит о покаянии, а на самом деле у него такой цели нет. Он пребывает в состоянии самообмана, что на языке аскетики называется прелестью.
— Дайте, пожалуйста, практический совет, как все-таки научиться видеть свои грехи?
— Нужно прежде всего об этом молиться. Но есть еще очень хороший способ. Можно спросить: «Ты гордый?», человек скажет: «Нет, я не гордый. Не замечал в себе такого греха». Или спросить: «У тебя есть блудная страсть?», а он отвечает: «Я не блудник, ничего такого плохого не делаю». Его ответы говорят о том, что он свои грехи не видит. Но каждой страсти, каждому греху соответствуют противоположные добродетели. При этом чем больше человек грешит, тем меньше у него добродетели. Поэтому если спросить: «Ты смиренный?», то на это каждый скажет: «Нет, все-таки у меня смирения нет». А раз нет смирения, значит, есть гордость. Или на вопрос «Ты целомудренный?», он скажет: «Ну какой же я целомудренный?..» Значит, блудная страсть в нем действует. Проверять себя можно не по грехам, а по добродетелям.
— Но ведь если так себя проверять, все грехи в себе найдешь!
— Вот и хорошо. Увидишь таким способом и какой грех сильнее, какой больше мучает. И легче будет исправляться!
Беседовала Екатерина СТЕПАНОВА
Привет, друзья
Недавно столкнулся с интересным разговором.
Мы сидели в офисе церкви. И я стал невольные слушателем диалога между Антониной Петровной (назовём её так, имя я специально изменил) и Еленой (тоже изменил)
– Я узнала Бога в очень консервативной церкви. И просто знала, что есть Евангелие, что Христос умер за мои грехи, воскрес на третий день по Писанию. Но что оно мне даёт? – сказала Антонина Петровна, добрая и улыбающаяся женщина
– А что даёт? – удивленно спросила Елена.
– Сейчас я узнала, что Христос умер, чтобы я жила в победе, чтобы сделать меня счастливой, чтобы я не болела. Но тогда я этого не знала.
Диалог продолжался, но меня он натолкнул на глубокие размышления.
Многие знают, что есть Евангелие Иисуса Христа. Иисус пришёл на Землю умер за людей. Евангелие – это радостная весть.
Но ради чего реально Иисус пришел на землю? Что такое Евангелие? И что оно в себя включает? Чем больше я задавался этим вопросом – тем больше понимал, что в каждой церкви я слышал разные интерпретации.
Я решил разобраться в этом вопросе исключительно на основании Библии. Перед началом изучения, хочу обратить внимание на 2 аспекта изучения:
1. Влияние окружения. То, в какой церкви вы находитесь – оказывает огромное значение. И в каждом собрании есть свой аспект Евангелия, который наиболее сильно изучают.
Но красота Евангелия – в его полноте, в том, чтобы иметь полную картину того, что сделал Господь Иисус Христос.
2. Евангелие – это бриллиант. И как у бриллианта много граней, так и у Евангелия. Потому частей Евангелия, которые мы будем изучать – немало.
Часть 1. Христос научил как победить грех
Как говорит мой пастор – чтобы познать значение того, что сделал Христос, нужно изучать послания к церкви. Это вторая часть Нового Завета, после 4-х Евангелий.
Для меня эта грань бриллианта, грань Евангелия – победа над грехом – сейчас особенно сильна. И потому я решил писать об этом.
Грех – то, что отравляет жизнь. То, что мучает и мешает нам.
Грех нужно оставить
Апостол Павел прожил долгую жизнь как религиозный фарисей, а потом познал Иисуса Христа и посвятил всю свою жизнь Ему.
На своей шкуре он испытал все сложности, трения и недопонимание окружения, людей. Он принял полное Евангелие. Он научился жить в победе над грехом.
И в своих 14 книгах Нового Завета он пишет церкви о том, чему научил Его Господь. И теперь мы можем глубоко познать каждую сторону Евангелия.
А теперь давайте посмотрим, что говорит Слово Божье, в послание к Римлянам 6 глава:
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Мы умерли. Это очень сильное утверждение. Что значит это странное утверждение?
Давайте посмотрим дальше.
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
Слово Божье говорит про обновлённую жизнь. Жизнь во Христе – обновленная.
Это греческое слово kaino/thv означает: новизна, свежесть, обновление.
То есть наша жизнь реально должна быть обновлённой, если мы все верно сделали, как Христос.
Во Христе – новая жизнь. И это не какое-то село небольшое, это реальный образ жизни.
Исходя из этого места Писания нужно погребтись/быть похороненным со Христом.
Продолжим.
Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть и воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
Из продолжения понятно, что нужно соединиться подобием смерти. То есть, умирать физически не нужно.
Тут же идёт объяснение:
Распят наш старый, ветхий человек.
Когда Библия говорит про ветхого человека – это всегда человек греха, человек, который достался нам после грехопадения Адама. И вот этого человека, который живёт грехом, во грехе – мы должны распять, умертвить со Христом.
Это уже произошло, когда мы уверовали во Христа. Нужно только принять это как данность и жить с этим.
Христос учит как избавиться от грехов
И вот главное:
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
Что означает смерть Иисуса Христа? Давайте представим Его себе: Он умер, вися на кресте, как человек и Бог. На Нём был весь грех мира. И Он умер для греха.
Когда Он воскрес грех не мог никак повлиять на Него. Потому что Иисус уже дух, потому что Иисус уже рядом с Отцом, рядом с Богом.
Видите это?
И гвоздь этого места Писания в 11 стихе.
«Так и вы почитайте себя!!!!»
Как Христос – так и вы!
«Почитайте» – в греческом, означает…
logi/zomai – размышлять, заключать, делать умозаключения.
Не просто предположить. А нужно сделать умозаключение, вывод о себе. И жить в соответствии с этим выводом.
Иисус проявил к нам большую любовь, взойдя на крест, только для того, чтобы мы имели жизнь лучшую.
Когда мы понимаем то, что сделал Иисус, когда познаём это – тогда мы считаем и себя мёртвыми для греха, живыми для Бога. Точно как Иисус.
Это отождествление.
Грех реально оставить благодаря Христу
Давайте посмотрим на пример. Пример отождествления.
Пример 1первый – футбольный болельщик. Когда команда выигрывает – он ощущает себя победителем. Словно это он отдал главный пас, или обыграл вратаря и забил победный гол.
Болельщики отождествляют себя с любимой командой
Но когда команда проигрывает – он осознаёт себя полным неудачником. Чувствует стыд, печаль, боль, словно последний именно он не попал в ворота, а не нападающий любимой команды.
Так вот то, что сделал Иисус – это победа навсегда. Представьте, что ваш футбольный клуб любимый/сборная выиграл чемпионат Европы. А потом кубок мира. Только не на 4 года, как это бывает. А навсегда.
И вы – часть этой команды.
Другой пример.
Мы с вами – как жена боксера. Боксёр завоёвывает победы, получает награды, и престижные премиальные в размере нескольких миллионов долларов. А его жена – тратит эти деньги, и получает участие в его победах.
Боксёр Майк Тайсон с женой.
Вот мы и есть, как его жена.
Отождествление со Христом
Отождествление со Христом – это то же самое, как и отождествление себя с любимой командой. Или с мужем-боксером.
Мы отождествляем себя со Христом
Только результаты в жизни будут лучше. Потому что всё, что сделал Христос принадлежит нам с вами.
И одно из этого – это победа над грехом!
Павел резюмирует.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Кратко: что же нужно сделать, чтобы победить грех!
- Понять, что сделал Иисус в отношении греха.
- Умереть с Ним.
- Отождествить себя с тем, что сделал Иисус. Соединиться с Ним в одно
Частый вопрос – мы никогда больше не грешим?
Есть несколько мест Писания, которые меня смущали на заре моей жизни с Богом
“Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.” 1 Иоанна 1:9
“Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.” 1 Иоан 3:6
Что это значит? Ведь периодически мы падаем, грешим.
Здесь нужно посмотреть в корень, в оригинал
“a;marta/nw” – слово стоит в настоящем длительном времени.
Другими словами этот стих можно перевести: “Всякий пребывающий в Нем, не согрешает постоянно (не живет в постоянном грехе); всякий согрешающий постоянно (живущий в постоянном грехе) не видел Его и не познал Его”
Если еще перефразировать – грех перестает быть образом жизни для нас.
Если раньше вы были постоянно гневливым человеком или не могли обуздать свой язык () – теперь Христос освободил вас.
Если раньше вы не могли бросить курить или пить алкоголь – Христос освободил вас.
Если в прошлом вы не могли не врать, или жили в блуде – Христос освободил вас!
Христос даёт новую жизнь
Грех глобально побежден. Но есть грех во плоти. И нужно научиться жить по духу. (это следующая часть серии).
Поэтому – постоянно мы больше не живём в грехе. Нет ни одного греха, который может быть большим препятствием на пути нашем. И нет ни одного греха, который мог бы стать образом жизни для нас.
Да – чем больше мы с Богом, и чем больше мы ходим в любви и живём по Духу – тем сильнее наш духовный иммунитет.
Грех во плоти (Римл 6:17) есть, но мы уже принадлежим Другому, Богу!
Грех во плоти можно сравнить с Римской Империей захватила племя гуннов вместе с их территорией. Гунны уже побеждены. Но они всё равно живут на своей земле и периодически устраивают партизанские набеги на Римскую империю. Это легкие укусы, они неприятные, но от этого Римская империя не перестаёт быть победителем на этой территории.
Слово Ободрения – Христос показывает, как победить грех!
Одна из граней Евангелия – Христос победил грех на кресте
Грех побежден! На кресте! Вам нужно научиться не бороться с грехом, а принять победу Господа Иисуса Христа!
За это Бог вознес Христа, но это уже другая тема
Помните это!
И бороться не нужно. Тот, с кем мы боремся становится еще больше.
Нужно принять победу! И жить в победе.
Текст подготовил Владимир Багненко
Ответ для тебя
Как победить грех?
Ты задаешься вопросом: Как победить грех?
Ну, во-первых, нужно покаяться перед Богом в этом грехе, и если это касается окружающих, то и перед ними (Иак.5:16).
Есть единственная личность во Вселенной, Которая способна предложить реальный ответ на этот вопрос: «Как победить грех?», и избавить человека от грехов – это Иисус Христос. Более двух тысяч лет назад Бог послал на землю Сына Своего для того, чтобы дать людям возможность освободится от власти греха. Библия говорит: «Возмездие за грех – смерть», – таковы Божьи законы. Неважно, один или много грехов, маленький грех или большой. Библия говорит, что за любой грех положена смерть. Так же Библия говорит, что на земле нет ни одного праведного человека, который прожил бы жизнь, и ни разу не согрешил бы. Если это так, то абсолютно все люди должны погибнуть. Бог послал Иисуса, чтобы Он умер вместо грешных людей. Написано в Библии, что «Бог возложил на Него грехи всех нас». Т.е. грешили мы, а платил – Иисус. Теперь всякий человек, который поверит, что Божий Сын Иисус заплатил на кресте лично за него, обратится к Богу в молитве с просьбой простить все его грехи, а так же примет Божье прощение,– получает прощение и жизнь вечную. Это первый и самый важный шаг.
В дальнейшем человек продолжает сталкиваться с грехом, но разница в том, что после того, как человек принимает Божье прощение через жертву Иисуса Христа, он освобождается от власти греха. Такой человек может просто сказать: «Нет, я не буду это делать!» – и свободен это выполнить, т.к. Бог дает ему силу побеждать грех.
Сила греха — в его тайне и неисповеданности. Если же Вы будете свой грех «вскрывать» и искренне раскаиваться в нем, то в следующий раз Вам уже труднее будет его делать, зная, что потом нужно будет извиняться.
Во-вторых, нужно понять, что Иисус Христос на кресте распял все наши грехи, и отнял у них власть над человеком. Вы уже не должны «как раб» подчиняться желанию делать грех. Вы должны реагировать на него, «как мертвый» (Рим.6гл).
В-третьих, нужно просить у Бога силы Духа Святого для того, чтобы хранить себя в чистоте (1Ин.5:18; Гал.5:22). Человек сам по себе имеет греховную натуру от Адама, и она не позволяет ему приносить добрые плоды. Обязательно наша жизнь будет подпорчена грехом. Но если мы просим Господа действовать в нашей жизни, то Он начинает действовать в нас Своей сверхъестественной силой (Рим.8гл).
И последний совет. Есть такая поговорка: Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу! Если Вы хотите, чтобы у Вас был хороший характер и хорошая судьба, то нужно начинать со своих мыслей. Мысли приходят в нашу голову самые разнообразные. Хорошо проиллюстрировал их один верующий человек: «Они как птицы летают над нашей головой, но в наших силах позволить им свить гнездо в нашей голове или нет». Всякий раз, когда в Вашу голову приходит плохая мысль: обидеться, отомстить, превозноситься над кем-то, высоко думать о себе, плохо поступить с кем-то, и т.п. – гоните эти мысли прочь; отказывайтесь от них, и просите у Бога силы и мудрости поступать правильно и хорошо. Учитесь уничтожать эти мысли на корню. И делайте добро наперекор злу ! И увидите, как всё изменится. В Библии написано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет…. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». (Гал.6:7,9). Сейте всегда и везде доброе, и будете пожинать доброе, и всем будет нравиться общаться с Вами.
Вам так же может быть интересно:
- ыцук цук Пишет:
Август 29th, 2018 в 05:04За Грехи не смерть, а муки адовы. А это ещё более невыносимо. Т.е. вечные страдания. И Никто не умирал ни за Кого. Данная Историческая Личность есть всего лишь первоначальная стихия того, как может развиться непоколебимость Всего Народа. Это всего лишь пример первоосновы. А дальше всё усугубляется с катастрофической скоростью. И терпеть это не выносимо. Это так называемая всего лишь Иллюзия Добра. Это всё равно, что Слону Дробинку. Он был помещён в рай. Он есть Олицетворение Высшего Добра. А простой Человек вряд ли может рассчитывать на такую Халяву. Это просто невыносимо. Он не показательный пример абсолютно вовсе. Его Уничижение просто напросто кажется жутко нелепым и расмешило до Бесконечности Всё Святое Общество. Это самая Большая Афёра для того, чтобы скрыть истинные Сокровенно-Греховные Максимальные Умыслы, без которых Они Все жить категорически не согласны. Это не есть Финал, которого Они ожидают. Их пытливые Умы стервозно работают над непрекращающемся совершенством, которое непревзойдённо по всем Страшным Показателям. И зря Вы думаете, что Они Постоянные Лентяи и Им в тягость решать невыполнимое и безошибочное.
- наталья Пишет:
Июль 3rd, 2016 в 19:10Для чего нужна смерть Иисуса? Ответ: без пролития крови не бывает прощения (таков закон).
Кто должен пролить кровь, чтобы человек получил прощение. Нужна жертва для пролития крови. В Исходе, чтобы спастись от смерти, нужен был агнец без порока, мужского пола, чтобы кровью жертвы помазать косяки и перекладины. Кровь агнца было знамением на домах. Где кровь — не было смерти. Пролитая кровь Иисуса Христа дает людям прощение — де юре. Де факто нужно понять и принять то, что сделал Иисус Христос для спасения людей. Из-за того, что люди вошли в грех и стали грешить, Иисус, чтобы спасти людей от смерти, вынужден был пойти на мучения и смерть, другого пути не было. Отсюда истина: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут — де юре. Де факто, кто примет Иисуса Христа своим спасителем, войдет под Его руководство в Его Церковь, чтобы жить праведно, а не жить, чтобы грешить. А чтобы бороться с грехом Бог даст христианину дар Святого Духа (силу), чтобы побеждать грех, если человек попросит об этом. - наталья Пишет:
Июль 3rd, 2016 в 18:44Нужно помнить, что в силу Божьего Закона: за грех — смерть. Закон отменить нельзя, не исполнить тоже, т. к. Бог, есть Бог справедливости.
Что делать? Смерть — во власти дьявола. Он законник и следит, чтобы Божий закон в этой части был исполнен. Единственное, что можно сделать — победить смерть. Как победить? Если за грех — смерть, то не за грех — нет смерти. Иисуса убили, но грех Он не совершал. Отсюда следует, что смерть он получил НЕ по закону. Поэтому Бог по справедливости воскресил Иисуса для жизни. Иисус Своей смертью победил смерть. Теперь смерть — во власти у Иисуса Христа. Люди также, как Иисус умирают, но если они покаяться в своих грехах и признают Иисуса своим Спасителем от смерти, то Иисус спасет их от смерти. Что нужно делать? Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа и получите дар Святого Духа. Нужно покаяться в грехах, отказаться от греховной жизни и тогда войти в Церковь Иисуса Христа, чтобы жить по учению Иисуса Христа, исполняя законы Божьи. А в конце жизни, если ты не будешь грешником через покаяние, получить дар вечной жизни. Судить тебя будет твоя совесть и Господь Иисус Христос, которому Бог передал всю власть. Прощает Бог, судит Иисус Христос. - Сергей Пишет:
Май 18th, 2016 в 14:47ГЛЯДЯ НА ЛЮДЕЙ РАЗОЧАРУЕШЬСЯ!!!
ГЛЯДЯ НА СЕБЯ УСОМНИШЬСЯ!!!
ГЛЯДЯ НА ИИСУСА ХРИСТА
ТЫ БУДЕШЬ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!!! - ЛИЛИЯ Пишет:
Январь 29th, 2014 в 14:59Очень хорошая статья! Согласна на все 100%.
- admin Пишет:
Март 9th, 2011 в 22:15Победа над грехом — это не достижение спасения. Библия ясно говорит, что спасение человек получает ДАРОМ! Об том говорит текст из Библии: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9). Истинный христианин побеждает грех не для того, чтобы попасть в рай, а для того, чтобы угодить Богу. Кроме того, человек, в котором произошла перемена, называемая «Рождение свыше», не может находится в грехе, потому что грех становится ему противен, он не хочет в нем жить, и ищет всяческие способы его победить и избавится от него. - nikkon Пишет:
Март 7th, 2011 в 22:54здравствуйте! у меня вопрос: не будет ли такое поведение, человеческими усилиями для достижения спасения?
- Андрей Пишет:
Декабрь 28th, 2009 в 20:19Какие? Например?
- Alex Пишет:
Декабрь 28th, 2009 в 12:18Ага, но есть, мне кажется и другие варианты.
Настойчиво борясь со своими грехами, при содействии Божией благодати, человек изменяет свой злой нрав на добрый. Этому духовному деланию способствует время Великого поста. Практические рекомендации как победить греховные склонности души дает Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
– Ваше Блаженство, время Великого поста – время покаяния, духовного очищения. Что наиболее важно для христианина в этом духовном делании?
– Господь наш Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы призвать нас к покаянию (Мф. 4:17), изменению нашей жизни и приведению ее в согласие с Заповедями Божиими. Покаяние в соделанных грехах христианин приносит в Таинстве Исповеди, в присутствии священнослужителя, который имеет от Бога власть «вязать и разрешать» грехи человека (см. Мф. 18:18).
Но, прежде чем подойти к Исповеди, христианин должен подготовить свою душу постом, посещением храма и внимательным самокритичным анализом своей жизни и своих поступков. И, конечно, пред Исповедью христианин должен попросить прощения у тех, кого он чем-то опечалил или обидел.
– В каком случае покаяние можно считать свершившимся?
– Когда человек после Исповеди ощущает умиротворение и желание не возвращаться к прежним грехам. Это есть признак того, что наше покаяние Господь принял. Очень важно, чтобы мы далее продолжали удерживать себя от прежних грехов.
– А что делать, если человек сожалеет о содеянном грехе, кается в нем на Исповеди, но не имеет достаточных сил перебороть его и после вновь совершает исповеданный грех?
– Не отчаиваться. Сколько бы раз человек не падал, он должен тут же посредством Таинства Исповеди встать и вновь решительно изо всех сил бороться с грехом. В результате такой духовной борьбы обязательно придeт время, когда человек с помощью Божией победит грех. Многократно повторяемый грех – это «кровоточащая рана» души человека. Благодать Таинства Исповеди – это духовный пластырь, помогающий заживить и исцелить душу от греха.
– Но ведь часто бывает, что человек не видит своих грехов и не знает в чем каяться…
– Такое состояние души происходит вследствие удаления человека от Бога, погружения в суетные занятия, чрезмерного увлечения мирскими заботами. Чем ближе к Богу – Источнику Света, тем более видны греховные пятна в душе человека.
Поэтому, когда сердце духовно черствеет, необходимо пересмотреть свою жизнь, отказаться от того, что мешает нам идти к Богу. Нужно усилить молитву. Также следует обращать внимание на критику наших недругов: иногда их обвинения помогают нам увидеть свои греховные язвы, которые мы раньше не замечали.
– Грех – это зло. Почему тогда он имеет такую привлекательность и власть над человеком?
– Грех «паразитирует» на добрых и необходимых потребностях человеческой природы: чревоугодие – на естественной потребности в пище, гнев – на необходимости неприятия, отвержения зла, и т. д.
Таким образом, грех по своей сути – это искажение естественных сил человеческой природы, это болезнь души человека, которая помрачает человеческий разум, отравляет его чувства и поражает волю.
В результате этой болезни нарушается Богом данная гармония душевных и телесных сил в человеке. Грех удаляет человека от Бога и омрачает в человеке понимание того, что для него является добром, а что – злом.
Отравленные грехом, силы души увлекаются злом и попадают под власть диавола. Человек, совершающий грех – есть раб греха. Вот эта рабская зависимость от греха и диавола воспринимается болезненными силами души как некая привлекательность и сладость от греха.
Услаждаясь грехом, человек в глубине своей души ощущает, что грехом он разрушает и уничтожает себя, и блажен тот человек, который сможет заставить себя мужественно встать, покаяться и положить начало терпеливой борьбе против власти греха.
– Как надо бороться с грехами? С чего необходимо начать?
– Для борьбы со страстями христианин должен иметь решимость: решимость встать и уйти от греха. Это делается с помощью поста и молитвы. Решимость дает человеку необходимый толчок, а пост и молитва помогают ему продолжать свое шествие от страны греха к Отчему дому. Но сначала должна быть решимость. Можно изучить Священное Писание, труды святых Отцов, но если нет решимости жить строго по Заповедям Божиим, то пользы от таких духовных знаний будет мало.
Христианин, решившийся бороться со своими грехами, должен воспитывать в себе покаянное чувство и смирение. Господь Иисус Христос говорит: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6: 37). Мы можем приблизиться к Богу только в покаянном и смиренном расположении духа. И тогда Он примет нас и поможет одержать победу над грехом.
Важно также помнить, что грех зарождается в мыслях человека. Поэтому христианину нужно учить себя отличать добрые мысли от злых. Научившись отличать греховные помыслы, мы должны их отвергать и отвращаться от них через смиренную, покаянную молитву. Надо также учиться хранить свой язык от слов неподобных, а также зрение, чувство осязания и слух, через которые в душу человека очень часто входят греховные образы и желания.
Настойчиво борясь со своими грехами, при содействии Божией благодати, человек изменяет свой злой нрав и приобретает доброе внутреннее духовное устроение. Этому духовному деланию способствует время Великого поста.
– Что можно сказать человеку, который медлит подойти к Таинству Покаяния, хотя на словах понимает необходимость этого?
– Человек медлит с покаянием из-за нежелания или нерешительности сейчас же изменить свою жизнь и отказаться от греха. Нужно постараться донести до сознания такого человека, что грех – это путь к саморазрушению, к вечной смерти. Если сегодня еще есть время и возможность покаяться и все изменить и исправить, то завтра такой возможности уже может и не быть. Ведь грех – это болезнь души. Чем дольше оттягивать время обращения к духовному врачу и начала лечения, тем сложнее будет потом справиться со своими духовными болезнями.
Есть люди, которые не решаются приступить к Покаянию из-за мнимого страха, что Бог их не простит за совершенные грехи. Нужно постараться донести таким людям истину о том, что Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13), и что нет греха непрощенного, только нераскаянный грех препятствует человеку вернуться к Богу.
– Что происходит с грехом в Таинстве Покаяния?
– Если христианин искренне раскаивается и принимает решимость мужественно бороться с грехом, тогда грех прощается Богом. Вынимая на исповеди «занозу» греха, мы избавляемся от жала смерти. А дальнейший труд поста и молитвы нужен для того, чтобы излечиться от последствий воздействия греха на душу грешника.
– В чем заключается этот духовный труд?
– Духовный труд должен быть направлен на искоренение навыков греха и приучениe себя к добродетелям, которые противоположны прежним грехам. Например: чревоугоднику надо особо следить за воздержанием в пище, жадному полезно раздавать милостыню, маловеру – больше молиться и т. д. С целью помочь грешнику избавиться от власти греха духовник может наложить епитимию на некоторое время.
– Есть люди, воспринимающие епитимию как наказание за грех…
– Для того чтобы епитимия принесла пользу грешнику, он должен осознавать, что епитимия назначается духовником не как наказание за грех, а как напоминание о содеянном грехе, которое помогает человеку в его борьбе с грехом. Назначая епитимию, духовник сообразуется с индивидуальными особенностями человека, его возможностью и готовностью исполнить епитимию. Поэтому христианину следует воспринимать епитимию не как наказание, а как благо и постараться как можно лучше ее исполнить.
– Как правильно готовиться к Исповеди? Ежедневно записывать свои грехи и потом по бумажке прочитывать? Или каяться лишь в том, что камнем лежит на сердце?
– На такие вопросы нельзя отвечать однозначно. Как целесообразнее исповедоваться, должен решать духовник: он хорошо знает особенности характера человека, его образа жизни. Конечно же, нельзя относиться к Исповеди как к формальному отчету в своих грехах за прошедший период. Исповедь – это, прежде всего, сокрушенное раскаяние в содеянных грехах. Пример правильного раскаяния показывает Господь Иисус Христос в притче о блудном сыне, который решил с покаянием вернуться в родной дом. Сердечное покаяние является первым шагом возвращения грешника – блудного сына – в Отчий дом.
– А что делать, если сердце черствое, «окамененное»? Бывает, что умом осознаешь, в чем каяться, но в душе покаяния нет. Стоит ли идти на Исповедь? Может, лучше подождать, когда придет покаянное чувство?
– Духовную борьбу нельзя откладывать. Если умом осознаешь свои грехи, не надо затягивать с исповедью. Ведь Царствие Божие, как сказал Господь, «нудится», то есть, силою берется. Необходимо понуждать себя и молиться Богу о даровании искреннего, сокрушенного покаяния. Христос может коснуться нашего сердца и во время самой Исповеди. Стяжанию сердечного покаяния способствуют духовные беседы, чтение Священного Писания и творений святых Отцов.
– Говорят, что аскетический труд – удел монахов. Стоит ли обычному человеку, мирянину, стремиться к достижению бесстрастия? Или такие духовные высоты доступны лишь тем, кто отрекся от мира сего?
– Страсть в аскетическом понимании означает страдание, грех. Стремление к бесстрастию означает борьбу христианина со своими страстями. К этому Святая Церковь призывает каждого человека, а не только тех, кто принял монашеский подвиг. Конечно, одна мера духовного делания у тех, кто живет в миру, другая – у тех, кто отрекся от мира. Однако каждый христианин должен стремиться к очищению ума, чувств и воли от греховного влияния и с чистой душой служению Богу и людям. В этом смысл достижения христианского бесстрастия.
– Чтобы получить победу над грехом, нужно иметь опытного наставника. Многие спрашивают: как найти такого духовника?
– Исповедоваться в Церкви можно у любого священника. С этого и нужно начинать. Тот священник, который ближе по духу, который более располагает своим смиренным духовным руководством к духовному труду и духовной пользе, скорее всего, и станет духовным наставником. Исповедоваться можно у разных священников, а вот по важнейшим вопросам лучше обращаться к своему духовнику.
Записал протоиерей Владислав Софийчук
«Церковная православная газета»
Информационно-просветительский отдел УПЦ
Как побороть свои «любимые грехи» раз и навсегда
У всех нас есть «любимые грехи», которые по какой-то причине мы не можем побороть. И когда мы теряем последнюю надежду и перестаем верить в то, что мы когда-нибудь сможем с ними справиться, где нам найти силы преодолеть нашу слабость?
Когда я служил на миссии полного дня в Южной Калифорнии, член Церкви, в течение четырнадцати лет отслуживший в призвании епископа, поделился со мной одним секретом: «У всех нас грехи сводятся к нескольким самым „любимым“». Это меня очень обеспокоило. Неужели Святые последних дней действительно «любят» какие-то грехи и сознательно повторяют их, несмотря на их пагубные последствия? Я подумал: «Нечестие никогда не было счастьем» (Алма 41:10).
Однако, я вскоре осознал, что большую часть жизни я совершаю один и тот же грех. Давайте начистоту – не все ли мы это делаем? И Библия, и Книга Мормона утверждают, что «все согрешили» (Римлянам 3:23), и «Все мы, как овцы, заблудились» (Мосия 14:6). И хотя грехи, которые мы совершаем, разные, у каждого из нас есть «любимые» грехи, которые нам особенно трудно побороть.
Почему так происходит? Ведь такое поведение непонятно и опасно. Оно также может привести к тому, что мы перестанем верить, что с ними возможно справиться. Так как же мы это можем сделать?
Почему мы не можем перестать совершать один и тот же грех?
Давайте начнем с того, чтобы понять, почему мы вообще грешим. Во-первых, нам необходимо понять, что мы не только «делаем ошибки» (общепринятый мормонский эвфемизм), а так же и то, что грехи не случайны. Время от времени, все мы действуем против воли Бога. Мы грешим, потому что хотим этого сами. Возможно, что изначально мы просто хотели проверить вкус чего-то нового. И, может быть, какое-то время это манило нас, давление со стороны сверстников побуждало нас к этому, и казалось, что может быть даже и не будет никаких последствий. Мы знали, что само действие неправильно, но мы все равно шли на него.
Как ни странно, такой выбор может привести к тому, что в будущем нам будет труднее принять другое решение. Нефий заметил, что когда мы совершаем один и тот же грех, едва видимые хрупкие нити становятся «крепкими веревками навеки» (2 Нефий 26:22). Старейшина Джеймс Талмейдж объясняет этот особый принцип так: «Покаяние возможно не всегда. Если покаяние откладывается, способность покаяться слабеет. Пренебрегая возможностью воспользоваться чем-то священным, мы постепенно теряем такую возможность». Так, хотя поначалу мы грешим, потому что хотим этого, позднее мы начинаем совершать один и тот же грех, так как не можем справиться с ним сами.
Эта неспособность измениться – результат ожесточенного сердца. Мы не хотим, чтобы Дух заставлял нас чувствовать свою вину, и перестаем прислушиваться к Нему. И, в конце концов, себе же в ущерб, мы позволяем Ему оставить нас.
Когда один и тот же грех ожесточает наши сердца, одна только сила воли недостаточна
Когда армия Гедеона числом в 32.000 воинов была превышена в числе армией Мадианитян, состоявшей из 135.000 человек, Господь сказал Гедеону, что его армия слишком большая (см. Судьи 7:1-3). Он сказал: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: `моя рука спасла меня’» (7:2). Так Господь повелел Гедеону уменьшить его армию, пока в ней не осталось всего 300 воинов. В итоге, армия Гедеона составляла всего 1% от изначального числа, и на каждого воина Израилева приходилось 400 Мадианитян.
Уменьшив таким образом армию Гедеона, Бог хотел убедиться, что воины Гедеона доверятся Ему, а не «руке плоти». Гедеон и его воины знали, что это не они спасли себя, а их Бог.
Почему Бог хотел, чтобы воины Гедеона понимали, что Он их единственный источник сил? По той же причине, по которой Он хочет, чтобы это понимали и мы – Ему не нужна наша похвала: Он хочет, чтобы мы понимали, ради нашей же пользы, что мы не можем выжить духовно без Его помощи. Как сказал Президент Генри Б. Айринг, мы «нуждаемся в силе, большей, чем наша собственная, чтобы соблюдать данные нам заповеди при любых обстоятельствах, какие бы ни преподносила нам жизнь», потому что неважно как сильно мы стараемся, одной только личной дисциплины не будет достаточно.
К сожалению, мы много говорим о силе воли и повиновении, как будто «более усердное старание» является ключом к личной добродетели. Но это не так. Как и Аммон, нам нужно понимать, что мы «ничто», и что «касается силы , – слаб» (Алма 26:12). И в этом нет ничего плохого! Даже Христос не мог справиться в одиночку. Иногда Он уходил от людей, чтобы помолиться Отцу. А когда Он молился в Гефсиманском саду, к Нему явился ангел, который помогал Ему (см. от Луки 22:43). Даже совершенный Спаситель нуждался в силе, которая превосходила Его, а также в помощи Небесного Отца.
Возможно, что силы воли достаточно, когда дело касается следования заповедей. Но когда мы сталкиваемся с грехами, которые нам «нравятся», одной дисциплины недостаточно. Если бы вы могли преодолеть такие грехи самостоятельно, то вы бы уже давно это сделали. Но вы этого не сделали, вы не могли, потому что не можете. В одиночку у вас просто-напросто недостает сил.
Бог может превратить наши недостатки в преимущества
Когда-то я думал, что большая перемена сердца случалась только у древних пророков. Однако, старейшина Беднар объясняет: «Дать возможность Святому Духу так изменить наши сердца, чтобы у нас не было больше „намерения творить зло, но постоянно совершать добро“ (Мосия 5:2), как это произошло с народом царя Вениамина, – вот ответственность, которую мы приняли через завет». Все мы приняли завет изменить наши сердца хотя бы раз. И когда, в результате этой перемены, мы больше не хотим грешить, наши слабости не просто уйдут, а сделают нас сильнее.
С милостью Божией, недостатки могут стать достоинствами. Более того, многие – если не все – самые большие духовные достоинства когда-то были недостатками.
В Ветхом Завете основа христианства раскрыта в словах двух пророков: Исаии и Моисея. Спаситель говорит: «Велики слова Исаии» (3 Нефий 23:1). И чаще всего Спаситель цитировал именно этого пророка. Из уст Моисея вышел Закон Моисеев, который включал 10 заповедей. По иронии судьбы, оба эти пророка были пристыжены за их недостатки произносить речи (Исход 6:30, Исход 4:10, Исаия 6:5). Это также было камнем преткновения и для Еноха. Однако, если судить по тому эффекту, который произвели его пророческие и вдохновенные изречения, ему нельзя найти равных среди других пророков (см. Моисей 7:69).
Тогда как Исаия, Моисей и Енох не обладали даром произносить речи, пророк Мороний отличался «неловкостью рук» и «слабостью» в письме (Ефер 12:24-25). Однако несмотря на этот недостаток, Господь выбрал именно его для редакции большой части Книги Мормона, а также титульного листа этой «самой верной книги на земле». Введение Книги Мормона содержит всего один стих – Мороний 10:3-5 – самый часто цитируемый миссионерами стих, дающий обещание, согласно которому мы можем знать об истинности Книги Мормона и восстановленного Евангелия.
И список таких примеров можно продолжить: апостол Павел, Алма-младший, сыновья Мосии – все они были миссионерами, которые начинали свое служение, имея слабую веру. Даже брат Иареда обрел силу веры, изначально будучи присмиренным своим недостатком. Независимо от того, насколько простыми или сложными нам кажутся грехи, которые мы совершаем снова и снова, все мы можем превратить наши слабости в достоинства.
Господь помогает нам изменить свое сердце через смирение и веру
Мороний пишет: «И если люди придут ко Мне, Я покажу им их слабость. Я даю людям слабость, чтобы они были смиренными; и Моей благодати довольно для всех людей, которые смиряют себя предо Мной; ибо если они смирятся предо Мной и уверуют в Меня, тогда Я сделаю так, что слабое станет для них сильным» (Ефер 12:27). Так Священные Писания указывают нам основные требования, необходимые для перемены сердца: полное смирение и твердая вера во Христа.
Полное смирение
Хотя мы не можем самостоятельно исцелить наши поврежденные сердца, Господь может «взять из плоти нашей сердце каменное» и заменить его «сердцем плотяным» (Иезекииль 36:26). И, так же как и в случае с гарантией от производителя, каменные сердца должны сначала сломаться, и только потом можно их заменить. Божественный «отзыв продукции производителем» возможен только при полном, искреннем смирении. Как Гедеоновы воины, мы должны понимать, что мы недостаточно сильны в одиночку, и чтобы перестать совершать один и тот же грех снова и снова, мы должны положиться на милость Спасителя, дающую нам нужные для этого силы.
Такой глубины смирения и покорности можно достичь быстрее, если мы поймем, что Господь знает лучше нас, как нам стать счастливыми и умиротворенными. Природа человека такова, что он помешан на знании о его будущем. Чтобы принять правильное решение, каждый из нас хотел бы знать, куда приведет нас тот или иной выбор, но к сожалению, мы этого не знаем. Однако эти знания доступны Богу, ведь только Он знает прошлое, настоящее и будущее. Поэтому следование указаниям безвозмездно любящего и всеведущего Отца целесообразно.
Полного смирения также проще добиться, если мы поймем, что Христос разделяет нашу ношу. Мы не должны страдать в одиночестве. Когда мы отдаем себя в руки Господа, Он может облегчить, а иногда и совсем освободить нас от нашей ноши, если мы попросим Его об этом в смирении (Мосия 24:15).
Твердая вера во Христа
Второе условие – твердая вера во Христа – похоже на смирение. Но, тогда как смирение означает осознание того, что мы зависим от Господа, вера берет это осознание еще дальше. Вера означает, что мы действуем, отталкиваясь от этого знания. Возможно потому, что «именно верой совершаются чудеса» (Мороний 7:37, Ефер 12:12), многие из нас думают, что мы должны «заслужить» веру. Из-за этого мы фокусируемся только на том, что поддается счету и контролю – и это может означать, что когда мы взбираемся по лестнице к небесам, мы полагаемся на нашу собственную самодисциплину и послушание, основанное на силе воли.
Поймите меня правильно, послушание очень важно. Оно является подтверждением вашей покорности – условия, необходимого для полной перемены сердца и показывающего нашу любовь к Богу (от Иоанна 14:15, Учение и Заветы 42:29). Но нам нужно быть осторожными, так как повиновение, основанное на нашей собственной силе воли, может быть духовно опасным. Даже самые благие намерения могут привести к тому, что мы можем начать полагаться на «руку плоти», гордиться и снова начать совершать один и тот же грех (2 Нефий 4:34). Когда мы полагаемся на наши собственные силы, мы либо начинаем думать, что можем со всем справиться сами, либо впадаем в депрессию, так как думаем, что совершенно бессильны.
Дело в том, что мы не можем преодолеть повторяемый нами грех, полагаясь только на свои собственные силы, нашу логику или даже наше сердце. Вместо этого, нам следует полагаться на Бога.
Как писал пророк Мормон, чтобы вера была достаточной для перемены сердца, она должна быть «крепкой» (Геламан 3:35). Мы должны принять твердое и окончательное решение. Как-никак, если мы на самом деле не хотим, чтобы Господь изменил наше сердце и отношение к искушению, Он не сможет нам помочь. Он не будет нарушать границы Своего же дара нам – нашей свободы выбора.
Когда я служил миссионером полного дня, мне выдалась возможность обучать программе «Брось курить». Со временем, я стал замечать одну особенность – я увидел что отличало тех, кто окончательно бросил курить, от тех, кто снова вернулся к этой пагубной привычке.
Поначалу, все, кто начал эту программу, были серьезно настроены бросить курить. Я видел, как рыдали матери, обещая своим детям, что они больше никогда не будут загрязнять воздух их жилого автоприцепа пассивным курением. Я видел отцов, которые просили всех в семье не давать им сигарету, если они попросят. Некоторые приносили пакеты, полные конфет, литры апельсинового сока и обклеивали стены в доме и офисе напоминаниями. С точки зрения постороннего человека, все эти люди начали следовать программе, так как хотели измениться.
В основном, все условия программы выполнялись строго, кроме одного. Когда кто-то снова принимался курить, мы с напарником спрашивали у них, где они взяли первую сигарету. И как ни странно, каждый раз ответ был один и тот же: «Я на всякий случай припрятал пару сигарет в одном из ящиков».
Иными словами, если какая-то часть нас все еще держится за возможность повторить тот же самый грех, это значит, что вы не определились до конца. Господь сделает все возможное, чтобы помочь нам, но если мы не прибегаем к свободе выбора, чтобы хотя бы решить, чего мы хотим, Он не сможет помочь нам.
Господь укрепит нашу веру, когда мы искренне этого хотим
Непоколебимая вера – серьезное намерение следовать Спасителю, а не своим пристрастиям, – скажем мягко, пугает. Однако, помните историю об отце, который хотел, чтобы Христос спас его сына от немого духа, «многократно броса его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (От Марка 9:17-27). Вместо того чтобы притвориться, что он верит, этот маловерный отец сквозь слезы сказал: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (От Марка 9:24). Несмотря на то, что ему не хватало веры, его желание было честным и искренним. И на этом основании, Иисус прогнал духа (От Марка 9:25-27).
Как часто это бывает, милостивый Господь смотрит на наше желание, а не на наши способности. Помните также слова царя Вениамина, который сказал, что мы должны быть «готовыми», а не «способными» покориться божественной воле Господа (Мосия 3:19). Те, кто был крещен в водах Мормона, заключили завет быть «готовы нести бремена друг друга», а также «готовы горевать с горюющими» (Мосия 18:8-9). В благословении хлеба во время причастия в нашей Церкви (в единственном, в котором упоминаются заповеди), спрашивается, «готовы ли мы… исполнять заповеди Его».
После того как Спаситель раздал причастие Нефийцам, Он снова подчеркнул важность именно желания (или готовности) быть послушным, а не стремления к совершенному послушанию. «Благословенны вы за то, что сделали так, ибо это – исполнение Моих заповедей» – говорит Спаситель, – «И это свидетельствует Отцу, что вы готовы делать то, что Я заповедал вам» (3 Нефий 18:10). Так, именно наше желание играет основную роль.
Когда мы смиряем себя и истинно имеем «искренние намерения», Господь поддержит и укрепит нас. Конечно, мы должны сразу же покаяться и делать это непрестанно, но это также доказывает смиренность нашего сердца и наше искреннее желание и стремление следовать Ему.
Так, ключом к тому, чтобы побороть наши «любимые» грехи, является всего лишь наше желание это сделать. Вы должны достаточно этого хотеть, чтобы раз и навсегда решить не полагаться на свою несовершенную логику и физические побуждения, а именно «руку плоти». Чтобы перестать совершать один и тот же грех, вам необходимо перестать надеяться на свою слабую силу воли.
Вам нужно раз и навсегда сделать так, чтобы эти грехи больше не были для вас привлекательными. Для этого, вместо того чтобы полагаться на ваши противоречивые желания и недостаток сил, вам необходимо покаяться и научиться смиренно просить Господа о том, чтобы Он помог вам изменить ваше окаменелое сердце, и позволить Господу дать вам Его наделяющую способностями силу.
Господь может изменить и изменит наши желания и сердца. И мы должны дать Ему эту возможность изменить нас. В конце концов, секрет того, чтобы остаться на истинном пути и перестать совершать один и тот же грех, заключается в нашем желании с этим справиться.
Давайте начистоту – есть ли у вас это желание?
Автор Роберт Рейнолдс