Содержание
- 10 шагов к хорошей старости. Начинать надо в среднем возрасте!
- Старение начинается в 27
- Всегда внезапно
- Шаг первый. Долой стресс
- Шаг второй. Найдите способ гулять
- Шаг третий. Бросайте курить и не будьте трудоголиком
- Шаг четвертый. Если гаджеты — то полезные
- Шаг пятый. Продуктовая «тележка»
- Шаг шестой. Не бойтесь врачей
- Шаг седьмой. Подумайте о генетическом тесте на болезни
- Шаг восьмой: во всем разберитесь
- Шаг девятый: выстраивайте горизонтальные связи
- Шаг десятый: вертикальные связи
- Программа подготовки к старости
- Зачем готовиться к старости?
- Почему старость неизбежна?
- Когда начинать подготовку к старости?
- Итак, в чем же заключается наша программа подготовки к старости?
- ПОДГОТОВКА К ПОЖИЛОМУ ВОЗРАСТУ
- В чем заключается активная старость
- О старости. Можно ли подготовится к ней духовно?
10 шагов к хорошей старости. Начинать надо в среднем возрасте!
В 30 или 40 столько забот, что думать о старости не только не хочется, но и некогда. А стоило бы. Что можно сделать сегодня, чтобы качество нашей жизни в старости было повыше?
Старение начинается в 27
Точного ответа на вопрос о том, когда начинается старение, нет. Есть биологические варианты: примерно к 16 организм уже полностью сформирован, а когда человек достигает 25-27 лет, рост останавливается и начинается процесс старения. Происходит отмирание клеток, а также старение внутренних органов.
В «Размышлениях о здоровье» кардиохирурга Николая Амосова задумываться о старении и готовиться к переменам рекомендуется даже далеким от болезненности и ипохондрии людям, начиная с 30 лет.
«Старение начинается внутриутробно, так шутят геронтологи», — говорит врач-геронтолог Эдуард Карюхин.
А вот когда приходит уже сама старость?
Всегда внезапно
Один из биологических ответов: старость начинается с утратой биологической возможности продолжить род (весьма индивидуальный показатель).
«С высоты своих 64 лет могу сказать, что старость у всех наступает по-разному, но, самое интересное, она наступает внезапно. Пока мне не исполнилось 60 лет, я совершенно ее не ощущала: энергии и энтузиазма на работе у меня было в разы больше, чем у многих молодых девушек.
Через две недели после юбилея я заболела и стала стремительно превращаться в пожилую даму. Имеются интересные ощущения: например, все чувства стали более яркими, долговременная память исключительная, сны удивительные. Просыпаюсь ежедневно в 5 часов утра. Жажда жизни и познания всего и предвкушение, что скоро раскроются самые удивительные тайны жизни и смерти», — описывает свой опыт одна пожилая женщина.
«Мои первые признаки старости — это чрезмерная сентиментальность, ворчливость, желание всех поучать и наставлять на «путь истинный» и то, чего раньше за собой не наблюдала — повышенное любопытство», — отвечает ей другая.
Есть и здесь шутливые варианты: старость начинается, когда не можешь помыть ноги в раковине; или когда начинаешь замечать ступеньки; или когда знаешь ответы на все вопросы, но тебя никто не спрашивает.
Эдуард Карюхин, врач-геронтолог. Фото: twitter.com
«Когда наклонился завязать шнурки и смотришь, что бы поднять заодно — это не старость, а несоответствие человека своим новым (не)возможностям — чаще всего из-за недооценки потребностей своего организма, небрежного отношения к нему», — считает геронтолог Эдуард Карюхин. Такое несоответствие может настигнуть и задолго до тридцатилетия.
Есть варианты и вовсе условные: например, государство выделяет периоды в человеческой жизни, исходя из задач планирования: потребностей в трудоустройстве, в рабочих ресурсах, в социальной помощи.
«Государство оценивает не столько возраст, сколько трудоспособность, — отмечает Эдуард Карюхин, — в выделении нетрудоспособных по возрасту категорий людей кроется опасность дискриминации. Человек способен трудиться, пока жив, а его после 65 изолируют от трудовых рынков, от многих других ресурсов общества».
Состояние здоровья в старости обусловлено не только личными усилиями человека, но и генетикой, везением и экологией. Многие делают из этого вывод, что можно жить как живется: меня либо ничем не проймешь, либо ничем не поможешь. Тем не менее, организм скажет нам спасибо за несколько вовремя сделанных шагов и подстеленную в нескольких местах соломку. Проблема, конечно, в том, что соломку подкладывать нужно постоянно.
Шаг первый. Долой стресс
Нет смешнее медицинского совета, чем «не нервничайте». Не можете избежать стресса — научитесь его снимать, советует геронтолог Эдуард Карюхин. И классическая музыка в наушниках во время вечерней прогулки поможет в этом куда успешнее, чем алкоголь.
Шаг второй. Найдите способ гулять
Ходьба — идеальный вариант физической нагрузки. «Пробежки – палка о двух концах, а вот ходьба и стрессы снимает, и душевную усталость, и физически очень хорошо заряжает. Много работаете и ездите на машине? Ставьте ее подальше от дома или офиса и ходите к ней пешком», — советует геронтолог.
«Подальше» означает не 200 метров, а хотя бы пару километров. Такая ходьба, кстати, будет и достаточно энергичной: коллеги-то по-прежнему будут ставить машины поближе и порой начинать совещания, не дожидаясь вас.
Шаг третий. Бросайте курить и не будьте трудоголиком
«Все вредные привычки — пережиток прошлого», — считает Карюхин. Банально, но факт: если бросить (а лучше не начинать) курить, сердце и легкие в будущем скажут «спасибо». Зато медицинских противопоказаний к небольшим дозам алкоголя (это не «да я немножко!», а 9-36 мл спирта в день) у здорового в целом человека нет, а красное вино даже считается полезным.
Мера важна не только в напитках. «Злоупотреблять ли алкоголем или работой – оттуда и оттуда может последовать диабет, гипертоническая болезнь», — предупреждает Эдуард Карюхин. Дозировать напитки многим, пожалуй, даже полегче.
Шаг четвертый. Если гаджеты — то полезные
Полезно купить браслет, измеряющий артериальное давление и пульс, заодно со встроенным шагомером. «Если вы проходите 10 тысяч шагов в день – можете быть за себя относительно спокойны», — говорит Карюхин. Видимо, для спокойствия хозяев многие шагомеры сильно завышают показания, принимая жестикуляцию за ходьбу. Некоторые браслеты обещают измерить даже уровень холестерина в крови.
Существуют приложения — счетчики калорий, и даже если вы не увлекались этими подсчетами в юности, с возрастом интенсивный обмена веществ замедляется, меню разумно урезать. При проблемах с сахаром в крови понадобится купить глюкометр — современные стали достаточно компактными.
Шаг пятый. Продуктовая «тележка»
«В супермаркетах тележки людей активного возраста — трагическая картина для меня, — сокрушается Эдуард Карюхин. — Они достигли определенного материального статуса — и, на мой взгляд, потребляют чрезмерно много неадекватной их возрасту и сидячему образу жизни пищи. Много жирного, много соленого, много сладкого…»
Как можно меньше сахара и соли, красного мяса и жареного; побольше клетчатки и маложирных молочных продуктов, овощей и фруктов, морской рыбы с Омега-3 жирными кислотами — советов по правильной организации питания море, осталось только применять и не запивать их «Тархуном» или «Кока-колой».
Шаг шестой. Не бойтесь врачей
Для обозначения боязни перед врачами есть отдельное слово — ятрофобия. Причин у нее может быть множество, от личного неприятного опыта до гипотетического «а вдруг найдут что-то страшное». А следствия довольно общие: визит к врачу мы откладываем до последнего, и у нас «находят» болезни на стадии, когда те уже и не прячутся. Этак до старости можно и вовсе не дожить, не говоря уж о старости здоровой.
Ежегодная диспансеризация (и не условность в виде переписывания прошлогодних показаний на новую страницу карты в перегруженной поликлинике, а настоящее обследование!) — это шанс спустить в аптеках только часть зарплаты на витаминки, а не всю пенсию на лекарства.
Например, имеет смысл проверять плотность костной ткани (особенно для женщин в период менопаузы): не только для того, чтобы, узнав о ее рыхлости и хрупкости, ходить осторожнее, но и для того, чтобы подобрать препараты кальция и витаминов группы D. Они при длительном приеме, как показывает практика геронтолога Эдуарда Карюхина, позволяют потери в костной ткани восполнить.
Если начинаются изменения в суставах, врачам тоже важно как можно раньше увидеть их на УЗИ. Если нет системных заболеваний – например, полиартрита, — то боли в суставах все равно настигают многих женщин от 45 лет и далее, и многих мужчин чуть позже, примерно к 60 годам. «С юности пристраститься к разнообразным препаратам для лечения суставов я бы не советовал, а вот здоровый образ жизни, ходьба – прекрасный способ профилактики болей в суставах, — говорит Карюхин. — Суставы снабжаются капиллярами, которые активизируются при активной ходьбе, и способность ходить сохранится дольше. Сейчас также есть хорошие препараты, которые улучшают состояние тканей, предупреждают развитие артрозов и артритов. Это, например, препараты с гиалуроновой кислотой для улучшения трофики хрящевой ткани – даже среди наших подопечных, в весьма преклонном возрасте, я вижу разительный положительный эффект».
Шаг седьмой. Подумайте о генетическом тесте на болезни
Хорошее физическое здоровье — слабое утешение, если уже не соображаешь (хотя и доставляешь с крепким организмом меньше хлопот, чем если бы слег).
Если в роду не раз встречались наследственные заболевания (болезнь Альцгеймера, ишемическая болезнь, диабет с высокой вероятностью повторяются из поколения в поколение), то врач-геронтолог советует сделать тесты, показывающие вероятность их развития.
Генетические тесты не очень-то дешевы, а плохой прогноз — еще не приговор, и тем не менее кто предупрежден — тот вооружен. «Если соблюдать довольно простые правила профилактики, то можно значительно отдалить или вовсе предотвратить и ишемическую, и гипертоническую болезнь, и диабет. С болезнью Альцгеймера сложнее, но разработки идут и в этом направлении» — рассказывает Эдуард Карюхин.
Если предрасположенность к той или иной болезни есть – нужно сразу вступать в контакт с соответствующими специалистами. Если не сразу, то к старости и дебюту болезни есть надежда найти тех врачей, кому вы действительно будете доверять. Что касается Альцгеймера и других видов деменции, в Москве, например, можно консультироваться в Научном центре психического здоровья РАМН на Каширке, советует Карюхин.
Можно, конечно, вместо диагностики начать учить новый иностранный язык или зубрить стихи, чтобы подольше сохранить подвижность ума. Но это требует изрядного количества времени, а если изменения в мозге уже есть, стихов будет маловато — нужны препараты, замедляющие старение тканей и образование токсичного белка, который препятствует передаче импульсов между клетками в мозгу.
Шаг восьмой: во всем разберитесь
Материалов о том, какая диета самая правильная, какие продукты самые полезные, какие пищевые добавки самые вредные, сейчас более чем достаточно. Беда лишь в том, что они зачастую друг другу противоречат. Принимать витамины, или это напрасная нагрузка на печень, а пользы от таблеток никакой? Исключить специи, или многие из них полезны? Пробежки или велотренажер?
«Если какая-то проблема со здоровьем в вашей семье особенно актуальна, придется либо найти специалиста, которому вы будете доверять, либо самому изучить, например, причины развития остеопороза и способы его замедлить, и скорректировать меню и образ жизни в соответствии с этими знаниями, — говорит Эдуард Карюхин. — В области ранней профилактики можно и самому решать, что выбрать, как защищать себя от агрессивной внешней и внутренней среды, но в области лечения уже проявившихся болезней — нужно мнение проверенного специалиста».
Шаг девятый: выстраивайте горизонтальные связи
Чтобы качественно встретить старость, мало даже весомого счета в банке — кроме ста рублей, нужны сто друзей. Если участвовать в событиях в жизни своих близких, своего города и своего двора — сгладится эффект изоляции после выхода с работы на пенсию, будет ради чего вставать по утрам и переодеваться из домашней одежды в уличную, мыть голову… Немало вариантов волонтерства для людей предпенсионного и даже очень преклонного возраста.
Шаг десятый: вертикальные связи
Питер Пауль Рубенс и Ян ван Бокхорст, «Царь Давид, играющий на арфе» (1616 — 1640), фрагмент. Фото с сайта qobuz.com
На самом деле этот шаг — пожалуй, главный для христианина, но в суете именно молитве нередко отводится чуть ли не последнее место.
«Я дожила до 86 лет в здравом уме, потому что со мной всегда были спорт и молитва», — говорит Екатерина Федоровна из Товарковского дома престарелых.
«Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене», — просит Господа царь Давид. Как и какие средства профилактики и медицинские препараты сработают — в руках Божиих; наконец, Он же волен избавить нас от необходимости их применять.
Программа подготовки к старости
Главное, чтобы старость не кончалась.
М. Жванецкий
Зачем готовиться к старости?
Старость наступает не для всех. Старость – это завершающая часть жизни, фаза перехода к смерти. Иногда смерть может прийти и без всякой старости. Старость – это атрибут долгой жизни. Не обязательно хорошей жизни, но долгой. То есть люди, которые хотят прожить долгую жизнь — должны мечтать о благополучной старости. А к благополучной старости надо обязательно готовиться. Если вы не подготовились к старости, то она и так к вам придет, но она придет не одна, а принесет с собой:
- Болезни
- Душевные страдания
- Чувство потерянности, разрыва социальных связей
- Ощущение беспомощности
- Одиночество
- Депрессию
- Страх смерти
И тогда долгая жизнь покажется вам не раем, а мукой, избавиться от которой – благо.
— Неужели можно избежать этих ужасов старости? Неужели они не являются ее неотъемлемыми атрибутами?
— Нет, не являются. К старости можно и нужно готовиться. Да, это непростая работа, это регулярные практики, но, прежде всего, необходимо понять необходимость изменения своего отношения к старости, потребность начать работу с этой нелегкой темой. Потому что это ваш шанс прожить долгую и счастливую жизнь. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» — никто не сможет вас подготовить к старости лучше, чем вы сами.
Почему старость неизбежна?
Стареет не только человек, стареют животные, стареют эпохи, стареет наша планета, стареет и умирает все, что когда-то появилось из небытия. Старость – это результат действия Энтропии – той сущностной части нашей Вселенной, которая приводит к разложению любой материи и к распаду любых связей и отношений. То есть старость – естественна, она является частью базовых природных процессов. И тем более старость – характерна для живых существ, которые являются венцом творения. То есть – если вы думаете о старости – то, скорее всего, вы уже прожили больше половины своей жизни, а значит, уже по факту избежали массы неблагоприятных ситуаций, которые не дали увидеть старость бесчисленному множеству других существ. Это, безусловно, позитивная для вас новость.
Осознание старости как естественного природного процесса – это первый шаг в программе подготовки к ней. Рефлексия здесь необходима, попытки избежать думать об этой теме приведут к тому, что вы лишите себя источников силы, которые понадобятся вам, чтобы смириться и сжиться с такой важной частью вашей жизни, внешней и внутренней реальности.
Готовиться к старости надо еще и потому, что такая подготовка увеличивает ваши шансы на долгожительство. Причем, чем дольше вы проживете – тем выше ваши шансы, что будут придуманы новые медицинские препараты, которые еще продлят вашу жизнь.
Всего лишь 150 лет назад ожидаемая продолжительность жизни в России составляла 30 (!) лет, в основном из-за высокой детской смертности и недоступности медицины. Это примерный биологический ресурс человеческого организма и, чтобы продлить его – надо, конечно, обладать определенными навыками не только выживания, но и усиливать факторы, продляющие вашу жизнь. Психологически можно сказать, что современный человек, доживший до 80-летнего возраста – прожил целых три биологических жизни средневекового человека. Я уж не говорю про «контент», — т.е. то, чем вы наполняете свою жизнь, как именно вы структурируете свое время, которого становится все больше и больше потому, что мы все меньше и меньше тратим времени на добывание «хлеба насущного», а все больше развлекаемся и саморазвиваемся.
О том как «утешиться в старости» нам рассказывает даосская притча:
Однажды на прогулке Конфуцию и его ученикам повстречался древний старик в очень ветхих одеждах. Старик весело распевал песни. – Что так радует тебя, уважаемый? – спросил старика Конфуций. – Одна из моих радостей то, что родился я Человеком. Ведь много на земле всяких живых существ, и высшее из них – Человек. Еще одна моя радость то, что я уже прожил почти сто лет, не многим дано было прожить такую долгую жизнь. Жил я бедно, но в этом ничего нет необычного, многие так живут. И конец у всех один. Поэтому я с радостью принимаю то, что есть, и спокойно жду своего конца. Конфуций обернулся к своим ученикам и сказал: – Смотрите, вот человек, который знает, как себя утешить.
Когда начинать подготовку к старости?
Человек рождается мягким и слабым.
В момент смерти он твердый и жесткий.
Зеленые растения нежны и наполнены соком.
В момент смерти они сухие и ломкие.
Поэтому жесткий и негнущийся ‒ ученик смерти,
А нежный и податливый ‒ ученик жизни.
Дао Де Дзин
Подготовка к старости – это практические навыки, которыми надо овладевать заранее — пока еще у вас есть силы и гибкость. Это сложные когнитивные, телесные, моторные навыки, которые надо регулярно тренировать. Собственно говоря – основная техника подготовки к старости заключается в том, чтобы регулярно, постоянно заниматься специальными активностями. Потому что пока вы движетесь (не важно — с какой скоростью) – вы не устареваете. Этот принцип открыл еще Альберт Эйнштейн в своей теории относительности. Он выяснил, что для человека, который находится в движении — время течет медленнее, чем для человека, который стоит на месте, т.е. первый остается моложе второго.
Помните, как об этом поется в песне: «Старость меня дома не застанет – я в дороге, я в пути…». Быть в движении – это главный секрет избегания старости. К тому же в движении и суставы лучше работают, потому что разогреваются. Примерно о том же думала Алиса из Страны Чудес, когда выяснила, что есть такие ситуации в жизни, когда для того, чтобы просто оставаться на месте – нужно бежать все быстрее.
Китайцы говорят, что «для того, кто гроб готовит заранее – смерть не приходит». Это как раз и есть основа техники подготовки к старости – она не наступает для того, кто заранее к ней готовится. Или приходит с запозданием, когда ее уж и ждать перестали.
— Так, когда же начинать подготовку к старости?
— С учетом того, что ожидаемая продолжительность жизни для людей среднего возраста в России на сегодня составляет около 72 лет – мы можем обозначить возраст начала старости в 60 лет. Готовиться к старости надо заранее, а именно, начиная с 48 лет – с учетом того, что в 48 лет начинается 12-летний цикл, который как раз заканчивается в 60 лет. Раньше не стоит начинать такую подготовку, потому что сначала нужно пережить кризис среднего возраста, он же кризис безотлагательности, который обычно происходит в возрасте 38-42 года. Если вы успешно пережили и преодолели этот кризис – то тогда у вас будет время начинать готовиться к старости после 48 лет.
Если же кризис среднего возраста у вас прошел вяло или вы его вообще не заметили – тогда вам вообще будет непонятно – зачем нужна подготовка к старости, ведь вы еще не почувствовали конечность своего бытия, вам кажется, что вся жизнь впереди: «надейся и жди». Т.е. вы находитесь еще на фазе отрицания такой значительной (не только по смыслам, но и по времени) части вашей жизни как старость. Имеет смысл работать с теми, кто личностно дозрел до фазы принятия такой важной, нужной и благоприятной стадии своей жизни как старость. То есть – подготовка к старости это подготовка к тому, чтобы научиться ее принимать и понимать, что это за фаза нашей жизни и зачем она нужна.
— Почему надо готовиться заранее? Почему нельзя встретить старость неожиданно, спонтанно?
— Потому что неожиданная встреча со старостью, в «одно прекрасное утро» будет для вас травматична, т.е. вы не только внезапно окажетесь в опасной для вас ситуации, но и будете совершенно беспомощны перед ней. Гуманистический подход заключается в том, что человеку можно и нужно помочь. Но этот подход существовал не всегда: были целые страны и даже эпохи, когда стариков просто обрекали на смерть – посмотрите, например, фильм «Легенда о Нараяме».
Если эту помощь оказывать заранее – то она будет наиболее эффективна. В том числе и потому, что у вас еще есть силы на подготовку. На подготовку к той ситуации – когда у вас уже не будет физических сил.
Еще одна причина, по которой нужно заранее готовиться к старости – это то, что любые практические навыки требуют времени для их освоения и для их регулярной проработки. Тем более если речь идет о навыках, которые предназначены для работы в условиях низкого уровня энергетического потенциала, столь характерного именно для старости.
Также ранняя подготовка к старости позволяет занять наиболее выгодную позицию на шкале «Если бы молодость знала, если бы старость могла». В возрасте после 48-50 лет у нас уже огромный жизненный опыт и у многих из нас еще достаточно сил не только для того, чтобы дожить достойно эту свою жизнь, но и даже начать совершенно новую и оттого не менее прекрасную жизнь, чем прошедшая.
Ну, и наконец, вспоминаем народную мудрость, которая говорит: «готовь сани летом, а телегу зимой». Это опять же вековая мудрость сообщающая про правильное время входа в большие жизненные циклы.
Итак, в чем же заключается наша программа подготовки к старости?
Вот ее основные пункты:
- Ищем мотивацию для долгой жизни (перманентные смыслы)
- Укрепляем свое здоровье, усиливаем физическую активность
- Активизируем источники подпитки энергией
- Избавляемся от балласта старых, отживших, фальшивых социальных связей и отношений
- Ищем новые источники заработка
- Делаем переоценку своих ценностей
- Развиваем свой творческий потенциал
- Учимся жить без целей (живем по интенциям и интуиции)
- Останавливаем свои внутренние часы
- Мементо мори (избавляемся от страха смерти)
- Учимся жить соприродно
Старость – это то, что происходит с людьми объективно, независимо от того, хотим мы этого или нет. Можно ли подготовиться к этому заранее?
Психолог-оператор службы социального сопровождения людей старшего возраста и инвалидов «Система Забота», действительный член Европейской профессиональной психотерапевтической лиги Ольга Скрыбыкина рассказала, как себя вести, если «серебряный возраст» всё ближе, и к чему быть готовым детям новоиспеченных бабушек и дедушек.
Психолог Ольга Скрыбыкина выслушивает пожилых людей, может записать к врачу, вызвать скорую или соцработника.Фото: Из личного архива героя публикации
Первый «звоночек» старости
Говорят, невозможно адаптироваться к тому, где ты еще не был. Невозможно адаптироваться к школе, не начав учиться. Или к плаванию в холодной воде, пока не окунулся в нее с головой.
Главное, чтобы не получилось, как в том анекдоте:
— Доктор, меня 8 лет мучает геморрой. Что только не делал, у кого только не был, ничего не помогает!
Доктор:
— Скажите, а у вас в жизни, кроме геморроя, еще что-нибудь интересное происходит?
Первый «звоночек» старости – это не боли в суставах, скачки давления или остеопороз, а потеря познавательного интереса. К сожалению, как правило именно с этого всё и начинается. Жизнь должна оставаться интересной, несмотря на болячки, спад активности и физические ограничения. Нужно по мере возможности продолжать учиться, осваивать что-то новое, продлевая тем самым активность мозга.
Поддерживать познавательный интерес по силам любому пожилому человеку.Фото: Андрей КОПАЛОВ
— Родным стоит обратить внимание именно на это – если познавательный интерес угасает, попробовать его стимулировать. Не заставлять осваивать, к примеру, интернет, но, если у человека есть хоть малейшее желание, показать, какие возможности он дает, и помочь на первых порах. Даже если придется повторять простейшие, на ваш взгляд, действия снова и снова, — советует психолог.
С возрастом главный вопрос – это ухудшение качества жизни. В старости теряется многое, у кого-то быстрее у кого-то медленнее, но теряется. Активность становится ниже, физические возможности падают, а боли и болезни врачи уже почти не лечат. И многие люди оказываются к этому не готовы.
Шефство над мамой
Если пожилого человека уже ничего не интересует, он деградирует (причем этот процесс иногда происходит буквально на глазах), теряет адекватность. В последнем случае есть два варианта. Человек может начать воспринимать мир параноидально – во всех видеть врагов, которые хотят причинить ему вред или сделать что-то плохое. Или наоборот, становится слишком доверчивым, легко попадается на удочку мошенников и лишается всего.
Иногда при потере близких человек с горя закрывается и почти перестает контактировать с внешним миром.Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН
— В этот момент родные как бы берут над пожилыми людьми шефство, — говорит Ольга Скрыбыкина. — При этом новоиспеченные бабушки используют свалившееся на них свободное время, активно «улучшая» жизнь детей, вмешиваясь во все её аспекты. Требуют, чтобы те были рядом и бежали выполнять их капризы. Зачастую на детей обрушиваются нападки и несправедливые обвинения, иногда довольно серьёзные. Случай из практики – женщина позвонила к нам на прямую линию и сплошным потоком, не стесняясь в выражениях, жаловалась на дочь: «Я ее ненавижу, она воровка». А потом без перехода: «Вот ее телефон, скажите ей, чтобы к маме приезжала. И отругайте, что за мной не ухаживает».
В такой ситуации детям бывает очень сложно перестроиться на новый лад. Им кажется, что ничего не изменилось, мама или папа остались прежними, а на самом деле они уже погружены в болезнь. А придирки и обвинения доводят до слез и окончательно выбивают из колеи, особенно если отношения в семье всегда были хорошими.
Если пожилой человек остается одинок, нужно, чтобы люди просто были чуть добрее к нему.Фото: Алексей БУЛАТОВ
Из опыта программы «Тревожная кнопка». Звонит пожилая женщина, криком кричит – чем лечить ожоги. Рядом послушный сын, который живет вместе с ней. Оказалось, что бабушка готовила и на ней вспыхнула одежда. Сын тушил ее на матери руками, кисти тоже обожжены. Вызывать скорую они отказывались – женщина была убеждена, что врачи отберут у них квартиру.
— Пришлось отправлять скорую обманом, убедив в том, что к ним мы отправим «своих людей». Приехали врачи, обработали ожоги, настаивали на госпитализации бабушки. Из-за паранойи в больницу она не поехала и заставила заниматься ее лечением сына. Но так как обработка ожогов была очень болезненной, она включила в свой бред и его – теперь и он оказался на стороне врагов и хочет ее убить. Только тогда послушный парень, который поддерживал все мамины идеи и незаметно проваливался в болезнь вместе с ней, осознал, что не все мамины идеи здравые. Итог – боль, разочарование и ужас от того, что рядом с ним уже не та мама, которая его вырастила, — отмечает Ольга Валерьевна.
…и ничего не помогает
Иногда при потере близких (супруга, детей, подруг) человек с горя закрывается и почти перестает контактировать с внешним миром… Это тоже один из неблагоприятных факторов. Если пожилой человек остается одинок, нужно, чтобы окружающие просто стали чуть добрее к нему.
А еще есть старость, заполненная судами и разборками. С теми же родственниками, от которых пожилые люди ждут помощи, понимания, внимания. Или другой вариант, когда голова работает хорошо, но безумно болит тело, разваливается на куски, трещит по швам. И ничего не помогает. А врачи, зная это, не спешат к тебе на вызов, а иногда откровенно отказываются приезжать. Вот такое качество жизни…
Пожилым людям нужны движение, чтение и общение.Фото: Алексей БУЛАТОВ
В некоторых случаях недуг требует медикаментозного лечения и даже изоляции – например, если человек проявляет физическую агрессию. В таких ситуациях главное – не бояться и не стесняться обращаться к специалистам: неврологам, психиатрам. Это нельзя вылечить, но можно существенно замедлить процесс.
Но есть и другие примеры. Когда в 83 года приходит любовь. Когда, несмотря на все болячки, бабушка с нетерпением ждет внуков-двойняшек и вяжет для них пинетки. Когда боль отступает, и сразу идешь погулять вокруг дома, потому что еще можешь ходить. Когда не можешь ходить, но звонишь, беседуешь и поддерживаешь друзей, интересуешься их жизнью. Оставшихся друзей. Или, если их не осталось, берешь телефон и звонишь на случайный номер. Говоришь, что у человека все будет хорошо. И кладешь трубку…
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«Сгорел» за два года
Деменция — это невероятно сложная болезнь, не только для самого пациента, но и для его близких. Важно вовремя заметить изменения в поведении, чтобы хоть немного продлить жизнь человека с помощью лекарств.
Иван Васильевич всю жизнь проработал в органах правопорядка, дослужившись до звания полковника. Даже когда ушёл на пенсию, без дела не сидел.
Первые признаки болезни (не закрыл кран, не выключил чайник) проявились, когда ему было 70 лет, но тогда никто не обратил на это внимания, списав на обыкновенную старческую забывчивость. Явные ухудшения начались через пару лет, когда дедушка начал забывать какие-то моменты своей жизни и путать родственников.
Деменция развивалась стремительно, и совсем скоро Иван Васильевич уже не узнавал своих близких. Иногда считал, что ему снова 35 лет, и активно звал свою жену на курорт, в отпуск. Иногда был относительно спокоен, но бывали дни, когда мог внезапно стать агрессивным и опасным для самого себя. Постепенно ему запретили выходить из дома и вскоре он совсем слёг, не мог самостоятельно есть и ходить в туалет.
Когда-то крепкий, сильный мужчина «сгорел» за два года, превратившись в исхудавшего и растерянного старика. Из-за лежачего положения он вскоре заболел пневмонией и попал в больницу. Благодаря усилиям врачей были небольшие улучшения, но продлилось это недолго. Вскоре он умер, так и не узнав, что у него должна была родиться долгожданная правнучка.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Советы психолога родственникам пожилых людей
Мы попросили психолога Ольгу Скрыбыкину дать рекомендации людям, заметившим изменения в поведении родственников преклонного возраста:
— Какие-то конкретные советы дать сложно, так как ситуации все очень разные, всё индивидуально. В целом если пожилой человек сохраняет социальную активность, справляется с повседневными задачами сам, вмешиваться не стоит. Оказывать помощь по необходимости, в каких-то сложных делах.
Поддерживать познавательный интерес вполне по силам любому пожилому человеку. Новый круг общения можно найти при социальных службах – там проводятся групповые занятия по интересам, которые объединяют людей. Если социальная активность падает, возможно, стоит обратиться к врачам: психологам, неврологам, психиатрам.
Важно постараться увидеть момент, когда вы становитесь «родителем», а точнее, опекуном для уже зависимого от вас человека. Когда появляется необходимость решать за него в его интересах, даже если ваш подопечный не очень согласен. Взять на себя такую роль очень сложно. Поэтому необходима профилактика собственного психологического состояния – не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, чтобы не «сгореть», просто необходим взгляд со стороны. Когда берешь на себя нагрузку, но не умеешь справляться со стрессами, выставить границы или, что еще хуже, делаешь это из чувства вины, долго это продолжаться не может.
В таком случае для помощи пожилому человеку можно оформить соцработника. При необходимости и невозможности ухаживать самостоятельно — нанять сиделку.
ПОДГОТОВКА К ПОЖИЛОМУ ВОЗРАСТУ
В чем заключается активная старость
Ответственной задачей социальных служб является подготовка кадров, соответствующих работе со старыми людьми. Имеются в виду также специалисты, для которых воспитательное влияние на пожилых людей является как бы сопутствующим их профессиональной деятельности (журналисты, режиссеры, врачи и медсестры, архитекторы, администраторы, экономисты и др.).
Законы и положения, призванные способствовать благу пожилых, а также учреждения и центры, предназначенные для удовлетворения их потребностей, будут только тогда соответствовать этому, когда их будут реализовывать люди, обладающие необходимыми способностями и компетенцией.
Начнем с задачи по приспособлению к старости молодых и зрелых людей, которых сегодня это не заботит. Чтобы люди старшего поколения получали от жизни удовлетворение, следует заранее, уже в молодости, приобретать и закреплять навыки, которые, укоренившись в сознании и поведении человека, окажутся особенно ценными в позднем возрасте. После выхода на пенсию и появления свободного времени маловероятно, чтобы человек вдруг погрузился в чтение, устремился к контакту с природой или начал активную деятельность, заменяющую профессиональную работу. Если его не увлекало все это в молодости, в зрелые годы, не будет он этим “вдруг” заниматься и в старости.
Общество должно способствовать своеобразным “инвестициям” молодых и зрелых людей, чтобы гарантировать счастливый пожилой возраст. Как это сделать? Если профессиональная специализация данного человека не позволяет продолжать ее даже в ограниченном объеме в пенсионные годы, следует перейти к другой специализации в рамках своей профессии или к другой профессиональной работе, которую можно выполнять в ограниченном объеме после выхода на пенсию, либо к замене профессиональной активности (по прежней или вновь выбранной специальности) любительской работой — полезной, приятной, выгодной с экономической точки зрения (например, выращивание домашних животных, освоение какого-либо ремесла в сфере услуг и т. п.).
Широко понимаемая общественная активность (опекунская, социальная, культурная, политическая, профсоюзная, соседская) становится, как показывают исследования, хорошим заделом для усвоения навыков общественной активности, продолжаемой в третьем возрасте, активности, полезной для общества и способствующей хорошему самочувствию.
Работа для собственной семьи либо на благо требующей помощи семьи соседей является следствием развитой в человеке готовности помогать тем, кто в ней нуждается. Человек не становится отзывчивым в один день. Отзывчивость и участие к людям он усваивает по мере их проявления, а когда они переходят в привычку, становятся фактором, обогащающим собственную жизнь.
Необходимы и очень полезны в третьем возрасте привычки, способствующие полезному проведению свободного времени, особенно те из них, которые касаются способности к индивидуальному выбору и оценке в какой-либо области культуры, например чтение беллетристики и научно-популярной литературы, газет и журналов, умение выбрать интересную радио- и телепередачу, привычка индивидуально преодолевать трудности, связанные с приобретением билетов на любимое театральное представление, концерт, кинофильм и т. д.
Знаменательным является распространение в последние годы среди людей старшего поколения интереса к гимнастическим упражнениям, неутомительным подвижным играм (крокет, волейбол и др.), краеведению и туризму (пешеходному, велосипедному и др.). Привычка к физическим упражнениям в ранние годы способствует сохранению ее и в старости.
Особенно плодотворной бывает любительская активность, такая разнообразная и предоставляющая столько возможностей для ее реализации: огородничество и садоводство, разведение птиц, рыбок, декоративных растений, выпечка кондитерских изделий, шитье, столярные, токарные и другие работы, занятия живописью, музыкой и т. д. Однако к выполнению тех или иных любимых занятий следовало бы привлекать людей еще в молодости, чтобы у них заранее формировался вкус к такого рода отдыху, разумеется, не говоря им при этом, что это может принести свои плоды в старости.
Много интересного и полезного приносит старым людям участие в жизни клубов, домов культуры, объединений, профессиональных союзов. Это ценно не только потому, что является своеобразным “окном в мир”, но и потому, что облегчает установление и поддержание дружеских контактов, является местом неутомительного развлечения и приятного отдыха. Однако замечено, что старые люди, которые и в прежние периоды жизни не бывали в клубах и домах культуры, смущаются и чувствуют себя лишними в их залах; в то же время те, кто в период молодости и профессиональной активности участвовал в жизни клубов, становятся нередко самыми верными их членами и партнерами руководства клубов.
Сегодняшним пенсионерам предстоит прожить в среднем 10—15 лет жизни, а через четверть века это будет 20 или более лет. Чтобы эти годы не превратились в жалкую старость, к ним следует соответственным образом подготовиться.
Рассмотрим поэтапную подготовку к пожилому возрасту.
О старости. Можно ли подготовится к ней духовно?
О старости — особом и очень важном периоде человеческой жизни рассуждает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
— Обычно старость — олицетворение всего самого тяжелого, печального, страшного. Это немощь, болезни, очень часто — одиночество. В нашей стране в большинстве случаев — еще и крайняя бедность. И самое главное — близость смерти, которую пожилой человек осознает яснее, чем молодой…
— Да, это действительно так. И если последний экзамен в жизни человека — смерть, то старость — подготовка к этому экзамену. Одна из книг архимандрита Рафаила (Карелина) имеет очень верное название: «Умение умирать, или Искусство жить». Дело в том, что эти две стороны человеческого бытия очень тесно связаны между собою.
Осознание смертности — того, что умрут не только другие люди, но и лично я, — может прийти к человеку в любом возрасте, иногда довольно внезапно. И от того, как человек к этому отнесется, зависит очень многое в его жизни. Правильное, нормальное отношение к смерти выражено в словах Писания: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39) — с этим наставлением были согласны все мудрецы древности и все святые отцы. Память о смерти делает жизнь человека осмысленной и помогает ему в расстановке приоритетов: что является главным, а что — второстепенным.
И если человек живет, помня о смерти, то, подходя к старости, он становится все более и более собранным и глубоким. Собственно говоря, подлинная старость — это глубина, это осмысление того, что прожито. И при наличии правильных критериев — а правильные критерии могут быть только у человека верующего, церковного, — то, что человек переживает в это время, имеет особую значимость не только для него самого, но и для тех, кто находится с ним рядом.
Вот почему необыкновенно важно, чтобы пожилые люди участвовали в воспитании детей и подростков. Не просто потому, что они могут помочь родителям на какое-то время избавиться от хлопот, дать им возможность съездить в отпуск или сходить куда-нибудь развлечься, — нет. Дело в том опыте, которым обладают старики. Причем он не всегда артикулируется, высказывается в форме каких-то поучений. Но люди прожили долгую, порой очень трудную жизнь, и у них сложились некие, зачастую правильные, реакции на то, что происходит с ними и с их близкими. Участие старшего поколения в воспитании молодежи — это незаменимые уроки житейской мудрости, без которых молодежь, к сожалению, вырастает очень обедненной. Наверное, к своей старости она тоже поумнеет, о чем-то задумается, но все равно она теряет очень многое. Сегодня из нашей жизни практически ушла характерная для традиционного общества большая семья, в которой живут вместе представители как минимум трех поколений, и это настоящая трагедия. Неслучайно ведь так было всегда: это естественная и самая лучшая форма передачи жизненного опыта.
Старость — это время, когда человек действительно достигает вечера своей жизни. И очень важно, чтобы к этому времени он научился отделять важное от второстепенного. Поэтому к старости, как и к смерти, нужно очень тщательно готовиться всей предыдущей жизнью.
— Во время молитвы в храме мы просим у Господа «долгоденственного, мирного жития». Получается, долгоденствие (старость) — это благо. Но сегодня люди боятся старости, как огня, и очень часто стараются любыми способами если не отодвинуть ее, то хоть забыть о ней.
— Сегодня, к сожалению, старость прячут. Старости стесняются, боятся. В какой-то мере это естественно, ведь старость бывает очень трудной. И если я скажу, что не боюсь старости, то я солгу.
Чтобы этого не было, очень важно, чтобы примеры правильной, доброй старости были у человека перед глазами, начиная с молодых лет. Страшно, когда от старости бегают, когда пытаются ее обмануть (а на самом деле обманывают только самих себя), когда и внешне, и внутренне человек пытается молодиться и хорохориться. Когда вместо красивой, спокойной, достойной старости он пытается изобразить какую-то бесконечно длящуюся молодость — здесь уместно вспомнить рассказ Т. Манна «Смерть в Венеции».
В моей жизни был случай, который очень помог мне это понять. Когда я жил в Болгарии, в Софии служил один архимандрит. Ему было уже около 80 лет, однако он очень хотел стать архиереем. Это была его идея фикс, о которой окружающие знали и над которой посмеивались. По этой причине он очень старался выглядеть молодым, красил волосы, держался прямо, всячески демонстрировал свою живость и, так сказать, нестарость. Однажды я видел его во время патриаршей службы: при соборе архиереев он просто летал по алтарю как юноша. Но в какой-то момент он остался один в полутемном закутке алтаря, привалился к стене — и я увидел, что он еле живой от усталости и задыхается (меня он при этом не заметил). Через пару минут, отдышавшись, он встрепенулся, с видимым усилием собрался с силами — и снова вылетел в центр играть свою роль. Это было ужасное зрелище, и я на всю жизнь его запомнил. Вскоре этот архимандрит окончил свою жизнь трагически: он умер в своей квартире в одиночестве, летом, в жару, и его тело обнаружили только через несколько дней…
У меня на всю жизнь это осталось в памяти — каким не должно быть в старости. Мне до сих пор тяжело вспоминать об этом. Но вокруг нас действительно очень большое количество стариков, которые не признают своей старости и всячески пытаются доказать всем окружающим, что они все еще молоды, тратя на это последние силы.
— Уточню: мы сейчас говорим не о тех случаях, когда человек в зрелом возрасте активен и молод душой, старается поддерживать свое здоровье…
— Нет, конечно. Я имею в виду те случаи, когда человек молодится внешне и внутренне, пытается воспроизвести некие поведенческие реакции, которые не характерны для его возраста. И получается не просто карикатура — на самом деле это трагедия для человека.
— А бывает ли красивая старость? Были ли в Вашей жизни пожилые люди, которые оставили особый след в Вашей памяти?
— Конечно, и для меня этот идеал старости — архимандрит Кирилл (Павлов). Это человек, которому не нужно проповедовать словами. Просто находясь рядом с ним, ты понимаешь, как нужно жить и относиться к окружающему миру и людям.
И второй важный для меня пример — игумения Серафима (Ливен), которую я тоже встретил в Болгарии. Это была самая настоящая старица, такое впечатление у меня осталось от нашего общения. А мы с ней общались регулярно: она поручила одной своей послушнице приглядывать за нами, русскими студентами, и каждое воскресенье и на каждый праздник после Литургии та везла нас в монастырь к матушке: она очень заботилась, чтобы бедные студенты не умерли с голоду. Там мы обедали, а матушка просто сидела рядом и общалась с нами. Мы жадно расспрашивали ее, а она отвечала или рассказывала нам о жизни в эмиграции. И было удивительное ощущение: о чем бы мы ни говорили, о чем бы ни спросили — каждый ответ на наш вопрос превращался в очень интересное, очень глубокое поучение. Не поучение в прямом смысле — матушка Серафима вовсе не пыталась нам проповедовать. Наоборот, она говорила очень естественно, очень просто, но каждое ее слово было весомо благодаря ее опыту. Это была такая прекрасная, мудрая старость, которая, помимо всего прочего, была облагодатствована действием Святого Духа. Плюс к этому опыт, образование, воспитание, происхождение — все вместе.
— В церковной жизни есть понятия «старец», «старица». Что они означают?
— «Старец» и «старица» в монастыре — это духовно опытные люди, которые могут духовно руководить другими людьми. В разных традициях Поместных Православных Церквей старцем могут называть как духовника монастыря, так и игумена. Например, в Румынии в монастырях можно увидеть надпись: «Стариция» — это дом, где живет игумен или игумения, то есть старец или старица. Но старцы они не по возрасту, а по своей ответственности, опытности.
В принципе, если церковный, верующий мирянин прожил достойную, праведную жизнь, я думаю, что для своей семьи, для младших родственников он играет примерно такую же роль. Если бабушка или дедушка — по настоящему глубокие люди, о чем я говорил вначале, то их роль в семье приближена к роли старца в обители.
— Вы сказали, что человеку необходимо готовиться к старости. Как? Мне кажется, очень отличается старость верующего, церковного человека и неверующего…
— Я не знаю никакого другого способа достойно встретить и провести старость, как целожизненный навык молитвы и общения с Богом. Не знаю. Скорее всего, его просто не существует. Конечно, большое утешение для пожилого человека, если у него есть семья, близкие люди. Но все это очень относительно. По-разному бывает в жизни, и близкие иногда становятся дальше, чем чужие.
Одиночество — это, наверное, самое страшное в старости, особенно одиночество людей, всю свою жизнь посвятивших заботе о детях. Бывает так: есть и дети, и внуки, но у них, особенно в наше время, столько своих проблем, забот, хлопот. Бабушка живет отдельно, позвонили ей раз в полгода: «Ты как себя чувствуешь? У тебя все нормально?» — «Нормально». — «Ну ладно, и у нас все нормально». И до свидания…
Чувство одиночества знакомо каждому человеку в той или иной мере. Даже семейным людям: ведь когда вырастают дети, у них возникает ощущение, что они им больше не нужны. А к старости это горькое чувство, еще усугубленное немощами и болезнями, может стать совершенно невыносимым. И если человек к старости не научился быть с Богом — это очень страшно.
— Сегодняшние старики — это люди, выросшие во времена безбожия. Мне рассказывали, что священникам очень трудно окормлять дома престарелых.
— В своей священнической «юности» мне неоднократно приходилось бывать в домах престарелых. Впечатление было такое, как будто ты пришел в церковь на большой праздник. Насельники, а точнее, насельницы, потому что мужчин было крайне мало (не живут они у нас долго), этих учреждений практически все были людьми верующими, воцерковленными и радовались приходу священника и возможности исповедаться и причаститься как самой большой радости в жизни. Посещать такие дома для священника было необыкновенным духовным утешением. Сейчас все по-другому. Старики в большинстве своем безбожники. Приход священника они в лучшем случае не замечают. Чаще всего боятся его как вестника смерти, пытаются спрятаться. Старость неверующего человека — это тяжелая, мучительная старость, и помочь здесь очень трудно. Вообще, безбожнику можно более или менее беспечально жить, пока есть силы. А в старости безбожие — это страшные гири на ногах. Такие люди отличаются отсутствием каких-то глубоких нематериальных интересов. Их заменяют чаще всего водка, если говорить о мужчинах, а если о женщинах — бесконечные сериалы. Ссоры, ругань с родными, соседями, постоянная требовательность — эти люди живут с тягостной пустотой в душе и ощущением, что им чего-то недодали, они не получили того, что им полагается по праву.
— Наверное, одна из самых твердых гарантий благополучной старости — крепкая семья, правильно воспитанные дети. Но сегодня очень много одиноких людей. Что бы Вы им посоветовали?
— Не впадать в уныние — единственное, что можно посоветовать этим людям. Уныние, скажем так, непродуктивно, оно никакой пользы не приносит, один только вред. И надо удерживать себя от уныния, пусть даже силой воли.
— А как?
— Тут опять же нужно всю жизнь вырабатывать в себе определенный навык. Уныние может постигнуть любого человека, причем в любом возрасте. Например, в юности, в отрочестве сколько бывает приступов уныния! Ведь молодежные суициды — что это, как не уныние, которое не нашло иного выхода? И для христианина очень важно бороться с унынием, приобретать навык такой борьбы. Уныние обязательно будет приходить, но надо учиться его побеждать.
А как — у кого как получается. Кто-то молится, кто-то находит себе какую-то работу, труд по силам. Есть такая святоотеческая мудрость: самое лучшее средство от уныния — найти человека, которому хуже, чем тебе, и помогать ему. Это, мне кажется, самый правильный путь. Если человек одинок, но у него есть силы, можно позаботиться о другом одиноком человеке, посидеть с ребенком соседей и так далее.
— То есть не замыкаться в себе?
— Не замыкаться в себе ни в коем случае — когда человек остается наедине со своей уже прожитой и, как порой становится понятно, зачастую бесцельно прожитой жизнью… Хотя, конечно, жизнь никогда не бесцельна, но в старости эта тяжелая мысль очень часто мучает человека.
Мы часто говорим, что главное утешение в старости — это дети и внуки. Но ведь сегодня, в наше время, встречается и такое: «Вот еще, буду я с внуками возиться! Я и так всю жизнь горбатилась, родили — воспитывайте сами!». Я до сих пор не могу привыкнуть к таким вещам, хотя мне о них часто рассказывают. Для меня, как, думаю, и для большинства людей моего поколения, это совершенно немыслимо. Причем так поступают не какие-то маргиналы — нет, нормальные, успешные, внешне вполне состоявшиеся люди. Я не хотел бы здесь кого-то обличать, но хочу еще раз напомнить: единственная возможность как-то утешиться в старости — это отдавать себя близким. Но этому тоже нужно учиться в течение всей предыдущей жизни — самопожертвованию, готовности жить ради других.
— Один священник говорил мне полушутя, а на самом деле очень серьезно: «Если в молодости не будете бороться со своими страстями, будете противной старухой». Правда ли, что в зрелом возрасте очень трудно уже что-то в себе изменить?
— Да, конечно, если человек не борется со страстями, из него получается вредный старик или старуха. Ведь со временем он приобретает не только добрые навыки, но и злые, и укрепляется в них.
В зрелом возрасте менять себя трудно, но можно, и тому есть множество примеров. Покаяние ведь никогда не закрыто для человека. Но для этого нужно иметь сердце, способное чувствовать, понимать. Надо иметь способность менять свои убеждения в хорошем смысле, открывать себя для новой информации, новой реальности. Если это есть, то человек может и на смертном одре совершенно измениться, настолько, что это невозможно было себе представить.
— Владыка, а были ли Вы свидетелем, когда человек обращался к Богу в самом конце жизни?
— Был, и неоднократно.
— Как помочь нашим пожилым родственникам, которые скорбят в своей старости, но не верят в Бога или просто не идут в храм: «Я всю жизнь жил без церкви, мне там все чужое… Ничего не понимаю, правила читать и службы стоять не могу…»?
— Да, многие люди не могут прийти в храм, особенно в старости, именно потому, что им трудно меняться. У них есть, может быть, искренние, но абсолютно неправильные представления о том, что главная добродетель — это оставаться стойким как кремень до конца, пусть даже и в заблуждении, в котором ты был всю жизнь. Таким людям помочь крайне трудно. Но если мы люди верующие, то, конечно, о наших родственниках надо обязательно молиться, просить, чтобы Господь Сам коснулся их сердца. И надо помогать им, ни в коем случае не бросать их. Просто помогать по-человечески. Не только уговаривать причаститься, приносить просфорки и крещенскую воду, а просто находиться с ними, общаться, может быть, давать какие-то книги о вере и Церкви, если это люди, привыкшие читать. Иногда это помогает, и очень даже хорошо.
Что касается правила и службы… Да, длительные молитвословия — не старческая добродетель. Но, в конце концов, вместо правила человек может читать наизусть краткие молитвы — молитву Иисусову, «Богородице, Дево, радуйся» и другие. А на службе можно сидеть, если человек немощен и стар, ничего предосудительного в этом нет.
— Почему на Востоке пожилые люди окружены беспрекословным почитанием, а в нашем обществе не прививается уважительное отношение к старикам? Что, по Вашему, необходимо сделать для этого?
— Дело в том, что на Востоке просто сохранилась традиционная семья. Когда и у нас она была еще жива, было такое же почтительное отношение к старшим. Но все это уходит, причем повсеместно. Традиционное общество в современной гедонистической цивилизации приговорено. Оно сопротивляется, особенно на Востоке, но при этом показывает такие малоприятные формы этого сопротивления, что они еще больше настраивают западное общество против общества традиционного. Это порочный круг, в котором мы сейчас находимся: идет борьба плохого с очень плохим.
Поэтому у меня нет оптимизма в отношении главной темы нашего разговора. Я не верю, что какими-то внешними усилиями можно исправить эту ситуацию, переломить ее к лучшему. Только одно важно — вера в Бога. Недаром мы часто говорим о том, что вера является фундаментом всей человеческой жизни, основой нашего отношения ко всему происходящему. Поэтому одна из самых значимых функций, которые Церковь выполняет в обществе, — она дает этому обществу развиваться естественно, помогая людям правильно воспринимать и выстраивать в своей жизни самые важные вещи, в том числе — относиться с уважением к чужой старости и достойно принимать собственную.
«Смерть в Венеции» — новелла Т. Манна, в художественной ткани которой имеет важное значение отталкивающий карикатурный образ молодящейся старости.
Игумения Серафима (Ливен; 1913–2004). Родилась в Москве в семье князя Андрея Александровича Ливена (1884–1949). В 1920 году вместе с семьей эмигрировала первоначально в Константинополь, а позднее через Галлиполи оказалась в Болгарии, где духовником всей семьи стал архиепископ Серафим (Соболев). Окончила русское училище в Кенси (под Парижем), богословский факультет Софийского университета. Под влиянием владыки приняла монашество с именем Серафима и возглавляла небольшую женскую православную обитель близ Софии при церкви святого Луки в местечке Кникеве. В 1949 году основала монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Княжеве, игуменией которого оставалась до кончины.