Содержание
- Старые иконы из дерева. Как их изготавливают
- Из какого дерева делают иконы?
- Как узнать старая икона или нет. 5 главных факторов
- Фактор №1
- Фактор №2
- Фактор №3
- Фактор №4
- Фактор №5
- Икона — это что такое? Старинные иконы и их значение Что такое именные иконы?
- Общие сведения об иконах, их духовная ценность
- Икона с точки зрения истории
- Как создаются иконы
- Важность и значение икон в храме
- Самые древние и старинные иконы
- Именные иконы
- Самые известные иконы Божьей матери
- Икона Николая Чудотворца
- Иконы Сына Божьего Иисуса Христа
- Иконы Сергия Радонежского
- Мироточение и чудеса икон
- Цены на иконы
- Как создаётся икона.
- Икона. Как создается чудо. Часть 1
- ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Старые иконы из дерева. Как их изготавливают
Иконы – это изображения святых и апостолов. Издревле их писали специально обученные люди, которые могли строго следовать каноническим предписаниям. Поэтому древние иконы похожи друг на друга по образам.
Но при этом иконописец все же мог внести свою лепту в общий образ. Для этого он пытался воссоздать образ разными техниками. Делались старые иконы на дереве. Материал брали тот, который был распространен в регионе, где писалась икона. Обычно это была липа, но могли использовать сосну или ель. Сами иконописцы редко делали доску для иконы. Они доверяли это дело деревщикам, которые могли выбрать самый крепкий слой древесины, и правильно соединить доски для большой иконы. Впоследствии именно по местам скрепления сегодня можно определить, из какого региона прибыла та или иная икона. Иконы из дерева покрывали грунтом, затем несколько раз мазали горячим клеем. С течением веков технология производства досок совершенствовалась – выполняли чеканку на гербах, чтобы сделать образ более рельефным, золотили изображения. Но самой главной все же оставалась работа иконописца. Рисунок на иконе делали несколько раз, с использованием разных материалов.
Вначале рисовали общий вид иконы, а потом все детали прорисовывались более подробно. После этого золотили необходимые элементы – это могли быть поля, свет, складки одежды. Затем писались одежды, пейзажи, строения. И только в конце писали лик святого. Такая кропотливая работа по созданию икон требовала качественных материалов. Но даже самые натуральные материалы имеют свойство терять свой первоначальный вид со временем. Для того, чтобы обновить икону, наносили новую живопись, а иногда и полностью переписывали икону. Сегодня в такой кропотливой работе нет необходимости – современные материалы позволяют создать не менее качественные варианты икон, и некоторые из них даже могут быть сделаны «под старину». Такие иконы выглядят красиво и качественно.
Из какого дерева делают иконы?
Чтобы создать икону сегодня, уже не нужно долго выбирать породу дерева, шлифовать доски и искать профессионального мастера по росписи икон. Гораздо быстрее их можно сделать на заказ, если иконы на дереве цены будут устраивать покупателя. Предметы старины пользуются большим спросом у ценителей искусства, но не каждый может позволить себе купить настоящую реликвию. Тогда на помощь приходят мастерские, в которых можно заказать любую икону, которая будет стилизована под старину. Для производства таких икон все также нужно дерево – например, липа. Хотя можно выбрать и другие варианты, которые предложат в мастерских. От качества дерева будет зависеть общий вид иконы, и то, насколько долго она будет храниться. Иконы могут украшаться дополнительными элементами – например, драгоценными камнями, резьбой. Еще можно, чтобы лики и одежда святого были расписаны вручную – это придаст иконе более древний вид.
Как изготавливают старинные иконы на дереве?
Несмотря на то, что сегодня технологии создания икон стали проще, время на подготовку изображений уход довольно много. Но покупатель этого не замечает. Для начала доску, на которой будет икона, готовят вручную, и выдерживают четыре года. Мастера, которые пишут икону, работают по авторской технологии. Это позволяет получить более детальную прорисовку образа. Для рисования используют масляные краски, как и в древности. Чтобы работа отталкивала влагу, базовые слои красок наносят на икону с помощью техники. Большое значение имеет то, в каких условиях в дальнейшем будет храниться икона. Чтобы рисунок не выгорал, также используются специальные технологии.
Для чего нужны деревянные иконы?
Иконы из дерева современного производства – это хороший подарок для тех, кто исповедует христианство. Существует много видов икон, и для каждого человека можно подобрать именно ту, которая подойдет ему, и поможет ему в сложных жизненных ситуациях. Старые иконы из дерева – тот предмет, который не оставит равнодушным никого. Старые вещи притягательны, в них есть свой особый шарм, и к тому же такие иконы смотрятся дорого и красиво. Сегодня не составит проблем сделать икону с любым изображением, так что человеку можно подарить уникальный предмет, которого не будет ни у кого. Иконы, созданные сегодня, ни в чем не уступают по качеству древним росписям, и будут служить долго.
Как узнать старая икона или нет. 5 главных факторов
На скупки антиквариата часто приносят иконы, якобы 16–17 веков, которые на поверку оказываются совсем “юными”. А ведь возраст иконы — это один из важных факторов при ее оценке. При других равных исходных данных, чем старше икона, тем она считается дороже.
Рассказывают эксперты по антиквариату.
Фактор №1
Обратите внимание на то, нарисована икона или напечатана. На рубеже 19–20 веков начали печатать иконы на бумаге и металле, конечно же, не из любви к искусству, а для того, чтобы удешевить процесс. А чем дешевле процесс изготовления, тем дешевле и конечный продукт – икона. Иконописцу требовались недели, чтобы написать шедевр, а фабричный станок справлялся с этой задачей всего за несколько минут. Если у вас такая печатная икона, то она увидела мир не ранее, чем в конце 19 века.
Если икона печатная, нет смысла нести ее на скупку антиквариата. Такие иконы, как тогда, так и сейчас, стоят недорого. Они имеют духовную ценность, но не историческую или культурную, так что коллекционеры их не покупают.
Фактор №2
Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.
Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.
Фактор №3
Обратите внимание на доску. По обратной стороне опытный эксперт по антиквариату сразу все определит. К примеру, есть такое понятие как рубленые доски — до 17 века доски для икон рубили топорами, которые оставляли характерный, рубленый, след. Потом была внедрена продольная распиловка бревен и доски стали более гладкими, так что все, что гладкое — уже не 16 и не 17 век.
Но и из этого правила есть исключения, к примеру, на рубленых досках могли писать позднее; даже в 18–19 веках в некоторых глухих деревнях использовали топоры, вместо пил; при поновлениях обратную сторону иконы могли стесать.
Фактор №4
На обратной стороне доски есть шпонки. Это так называемые планки, которые использовали для укрепления старинной иконы. В 11–12 веках для этой цели использовали кованые и деревянные гвозди, но на смену им пришли деревянные шпонки, которые в 14–15 веках шли от края до края, в 16 веке стали тонкими и плоскими, с 17 века – широкими и плоскими. А уже с конца 17 века иконописцы начали использовать шпонки, которые вставлялись в торцы.
Со шпонками может быть такая же история, что и с досками. Советуем обратиться к эксперту по антиквариату, который по ним точно определит век, когда была написана икона.
Фактор №5
Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.
Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.
Икона — это что такое? Старинные иконы и их значение Что такое именные иконы?
Икона — это очень важная часть христианства. В переводе с греческого это слово обозначает «образ». Обычно на иконах изображены разные святые, Божья Матерь, Иисус Христос или действия, которые происходили в древние времена и описаны в Священном Писании.
Общие сведения об иконах, их духовная ценность
Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и руки, жесты которых несут определенный смысл.
В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.
В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы — картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.
Икона с точки зрения истории
Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.
Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.
История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.
Как создаются иконы
Икона — это важный символ для верующего человека, поэтому процесс ее создания отображают давно описанные каноны, которые сохранены до сих пор. Создание образа — дело небыстрое, необходимо как минимум месяца три для этого.
Создание иконы имеет некоторые этапы, которые четко соблюдаются:
- Выбор дерева и изготовления доски, которая будет основой.
- Затем подготавливается поверхность. Это необходимо для того, чтобы изображение сохранилось длительный срок без изменений. Для этого совершают несколько действий. Сначала делают зазубривание, затем наносят жидкий клей, после — грунтовку (левкас). Последний следует нанести несколько раз и дать ему хорошо просохнуть, после — отшлифовать. Зачастую перед слоем левкаса приклеивают паволоку или серпянку (специальную ткань).
- Следующий этап — это нанесение рисунка. Это не окончательное изображение — всего лишь контур. Его следует после выдавить чем-то острым, чтобы он не потерялся среди других слоев.
- Если икона будет иметь позолоту, то ее следует нанести именно сейчас, на этом этапе.
- Теперь нужно подготовить краски. Для росписи иконы необходимо брать натуральные.
- Первые краски наносятся однотонные, на фон и доличные элементы.
- Затем идет роспись. Первыми обрабатывают доличные элементы (пейзаж, одежда), после чего расписывают личные детали (руки, ноги, лик). Также подписывают икону (кто на ней изображен).
- Последним штрихом является обработка олифой или лаком.
Затем икону необходимо освятить.
Важность и значение икон в храме
Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней — изображения жизни Христовой, описание его страданий.
Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре — икона Христа Вседержителя. Сверху — праздничные изображения, среди которых — сюжеты из Нового Завета.
В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми — алтарь. По бокам — образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.
Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания. К ним обращаются также с благодарностью за помощь.
Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.
Самые древние и старинные иконы
В христианстве есть особо почитаемые образы, которые пришли к нам с древних времен. Они являются связующим звеном между временем, когда происходили события, описанные в Библии, и нашим. Эти старинные иконы в оригинале в основном хранятся в музеях, однако зачастую их переписывали для других храмов.
К примеру, в Киевском музее западного и восточного искусства хранится самая древняя икона Иоанна Крестителя, которая датируется VI веком. Она выполнена с помощью техники тех времен — энкаустики. Именно ее использовали для росписи древних икон в Византии.
Также одним из древнейших сохранившихся образов является роспись Апостолов Петра и Павла. Дата ее создания — XI век. Сейчас она хранится в Новгородском музее. Она сохранена не полностью: руки, лица и стопы не сохранили первоначальную краску. Однако при реставрации были обновлены контуры.
Существующая икона Святого Георгия, которая хранится в Успенском соборе в Москве, по предположениям, относится к концу XI — началу XII века. Сохранность данной реликвии хорошая.
Старинные иконы — это важное наследие христианства. Каждая из них имеет свою особенную историю, технику написания. Исследование икон показывает, какие тогда использовались материалы для их создания. К сожалению, очень мало сохранилось тех первых образов, так как были периоды их массового уничтожения.
Следует также заметить, что редко в то время указывался автор. Это говорило о том, что важным в иконописи все же было изображение.
Именные иконы
Это отдельная категория образов в христианстве. Обычно именные иконы приобретаются при крещении, затем они должны храниться на протяжении всей жизни. Будет даже лучше, если повесить такой образ над кроваткой ребенка, для того чтобы он охранял его от бед.
Следует знать, что именные иконы — это те, на которых изображен святой, в честь которого крещен человек. Обычно такой образ выбирается по имени ребенка. Если же такового нет среди святых, то следует взять то, которое больше всего подходит. Таким образом, у ребенка появляется небесный покровитель.
В древности такие иконы заказывали специально к рождению или крещению ребенка. Они назывались мерными и мастерились в рост младенца.
Именные иконы не единственные, которые используются для особых случаев. Существуют также:
- венчальные иконы — используются во время обряда в церкви;
- семейные — на них могут быть изображены святые, имена которых соответствуют членам семьи, обычно они передаются из поколения в поколение;
- те, которые должны быть на домашнем иконостасе;
- иконы почитаемых семьей святых.
Самые известные иконы Божьей матери
Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы (фото есть в статье) очень оригинальны.
- Казанская икона Божьей Матери. Ее нашли 8 июля 1579 года на пепелище сгоревшего дома в Казани. Эта икона считается исцеляющей.
- Иверская икона Божией Матери. Впервые о ней стало известно приблизительно в IX веке, когда произошло чудо, и из нее полилась кровь. После этого она была найдена на Афоне через 200 лет. Молитва перед этой иконой помогает во время тяжелых обстоятельств, для исцеления или увеличения плодородия почвы.
- Тихвинская икона Божьей Матери. Считается, что ее написал евангелист Лука. Сейчас хранится в России.Эта икона очень почитаема среди матерей. Она помогает в молитве о детях, об их исцелении. Также молятся ей женщины, которые хотят стать матерями.
- Владимирская икона Божьей Матери. Одна из самых древних, датируется приблизительно XI веком. На сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Обращаются с молитвой к этой иконе во время войн, для укрепления веры. Также она помогает во время болезней (как душевных, так и телесных). Считается, что эта икона является хранительницей дома и защитницей в житейских делах.
Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона — это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.
Икона Николая Чудотворца
Николай Чудотворец — не менее почитаемый святой в христианском мире. Обращаются к нему по разным вопросам — от телесных заболеваний до прекращения ссор и военных действий. Он жил в III-IV веках и уже при жизни прославился великими делами. Существуют многочисленные его иконы, фото которых иллюстрируют его духовность.
Самый древний образ святого датируется XI веком и находится на горе Синай, в монастыре святой Екатерины.
На сегодняшний день во многих монастырях и храмах находятся его образы, которые обладают чудесными свойствами.
Иконы Сына Божьего Иисуса Христа
Одним из первых образов Иисуса Христа был его отпечаток на полотенце, который появился там чудесным образом. В современном мире он получил название Нерукотворный Спас.
Если говорить про иконы Иисуса Христа, то их очень много. Также существует несколько форм написания его образов.
- Спаситель — это строгий лик, его написание не отходит от канона.
- Спас Вседержитель — считается, что это главный его образ, который также соответствует его проповедническому возрасту.
- Спас Нерукотворный. Представлен двумя видами — «Спас на убрусе» и «Спас на черепии».
Изображение Сына Божьего сейчас имеет некоторые обязательные элементы. Это нимб, книга, верхняя одежда, клав, хитон. Также обязательна надпись.
Его иконы и их значение имеют особый статус в христианстве.
Иконы Сергия Радонежского
Сергий Радонежский — это один из наиболее почитаемых святых. При жизни совершил много подвигов во имя Христа. Его слова примиряли и усмиряли.
На иконе Сергий Радонежский изображен строгим, с поднятой правой благословляющей рукой. В левой же он держит свиток как символ познания. Его иконы и их значение очень важны для христиан. Молятся этому святому о защите от врагов для страны. Также он помогает в учебе, перед экзаменом или просто во время сложностей в понимании чего-либо.
Мироточение и чудеса икон
Мироточивая икона — это чудо, которое происходит не очень часто. Считается, что это является предупреждением о чем-либо. Также это явление может быть результатом искренней и долгой молитвы.
Считается, что жидкость, которую выделяет икона в этот момент, является целительной. Если совершить помазание болящего, то его недуг может уйти.
Мироточение — это также явление Господа к людям, которые верят. Это его послание к ним.
Цены на иконы
В каждой церковной лавке можно купить иконы. Цены на них могут быть разными. Самыми дорогими, конечно, являются старинные образы, которые сохранились на сегодняшний день. Многие из них хранятся в музеях или храмах. Такие иконы обычно не продают, только оценивают. К примеру, образы Апостолов Петра, Павла, Иоанна, Марка датируются XVI веком. Они оценены в 150 тысяч евро.
Также стоимость иконы будет зависеть и от ее оформления. Ведь даже образы, написанные в наше время, но оформленные дорогими материалами (золото, серебро, драгоценные камни), будут продаваться недешево. Ценовой диапазон их может начинаться с 2500 рублей. Стоимость будет зависеть от материалов.
Если же нужны недорогие иконы, то есть совершенно простые в оформлении. Их можно приобрести в магазинчиках близ церкви. Подобные образы можно купить по цене от 100 рублей и выше.
Редкие же иконы можно приобрести в антикварной лавке или при распродаже частной коллекции. Трудно переоценить подобные иконы и их значение, так как для верующего человека они по-настоящему бесценны.
Как создаётся икона.
Приведу обширную цитату, может чем и поможет/прояснит: «Разные иконописные школы по своему трактовали отдельные положения “Стоглава”. Например. “Невьянские иконы отличает также добротность материалов, из которых они изготовлены: прямоволокнистая древесина, выдержанная после распиловки, доски хорошо просушены, скреплены глубоко врезанными торцовыми шпонками, а иконы большого формата — и тыльными. Все сделано на совесть и с доскональным знанием ремесла: положена паволока, на нее крепкий многослойный левкас. Невьянские мастера-живописцы охотно употребляли краски, растертые из местных минералов, например, из малахита, что придавало иконам особый колорит. Некоторые из икон, написанных в конце ХVIII века ( в основном — храмовые) и в последующие десятилетия, закрашены с тыльной стороны, что предохранило их от насекомых-древоедов и коробления”.
Но одно оставалось неизменным — состояние богомаза в момент работы над созданием иконы. Причем не важно, в чем заключалась его работа и кто он: знаменщик, лицевщик, доличник, мастер травного дела, левкащик, терщик или златописец. Икона, даже первообразная, никогда не мыслилась произведением уединенного творчества, она принадлежала соборному делу церкви. (СНОСКА: Иконой или образом называется изображение Самого Бога, или Божьей Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водой: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами как святая.). И даже будучи написанной одним мастером, предполагала идеальное соучастие в этом других мастеров. Также, как литургия служится соборно. Вся работа делается “… со многими тайнами, а тайные те наказы старых людей свято хранятся в роде и только сыну расскажет старик, как по своему сделать левкас или творить золото, не то даст и грамоту о том деле, но грамота писана какой-нибудь мудреной тарабарщиной”. От себя и “Стоглава” добавлю, что считалось, не смотря на преемственность поколений, смертным грехом считалось таить от ученика знания, скрывать талант в ученике, проявлять к нему зависть, унижать.
За соблюдение этих принципов иконописец, допущенный к экзамену, мог рассчитывать на облегчение своих грехов в Жизни Вечной, а в мирской — мог даже верстаться в дворяне (изограф Богдан Салтанов). Труд был тяжелый — не только физически, но и духовно. Для изображения графического знака Идеи, для напоминания миру о божественной мудрости и совершенстве, о других, точнее, иных законах, требовался и иной Дух, “умиленное и трепетное” состояние: “Все земные помыслы изгнове, и злопомыслие, и гнев, и ярость же, и ненависть, плотские вжеления, и очи к слезам понуди, и всего себя к небесам приложи” ( Послание иконописцу, ХVв.)
“Кто творит молча, насупясь, кто тянет стихиры подходящие под смысл изображения, иной же… перекидывается ласковым или спорным словом с товарищем, но письмо от таких разговоров порухи не терпит, ибо знает свое дело рука… Не божественные только разговоры, но и мирские речи ведут иконники и шутки шутят, но шутки хорошие, без скверного слова, без хулы на имя Господне и честное художество” (Н.К.Рерих, Иконный терем).
Кто не сдал экзамена, тот может уходить — “Не всем человекам иконописцами быти, многие и различные рукодельства дарованы… или же человеку пропитатися и живым быти, и кроме иконного письма… Которые не перестанут от такового дела, таковые царской грозой накажутся и да судятся…”. То есть, идеология — основа светской власти, была под зорким государственным оком царева “слова и дела” и не зря. Чистое можно сделать только чистыми руками, — нельзя безнаказанно смотреть на совершенное: сам будешь совершенствоваться, даже если не хочешь. Это образный язык истины, способ выражения, принадлежащий мудрости и понятный мыслящему духу и сердечному чувству. Он необходим для возбуждения работы духа человеческого и при помощи его фиксировались конкретными представлениями спасительные для человечества истины, изображаемые по мере следования канону, наглядно».
«Искусство пользоваться искусством»
Икона. Как создается чудо. Часть 1
Читайте также: Икона есть богословие в образе
Текст: Валерия Посашко, фотографии: Юлия Маковейчук
Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англикан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».
«В иконе есть нечто, что позволяет понять реальность Божества», — говорят сами иконописцы, люди, которые соприкасаются с этой тайной плотнее кого бы то ни было. Знакомство с мастерством иконописи изнутри – не поможет ли оно прикоснуться к этому чуду и понять слова священника и ученого Павла Флоренского: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог»?
365 дней одной иконы
Открывается дверь одной из мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского университета – и нас «встречает» святой Георгий Победоносец. Почему-то этого святого невозможно не узнать, хотя на большом рисунке, сделанном с его иконы, он изображен в совсем непривычных декорациях: святой Георгий на своем коне перевозит через море маленького человека (по размеру он в несколько раз меньше святого), держащего в руках сосуд с вином.
Это рисунок дипломница Надежда Степанова сделала с фотографии киприотской иконы конца 13-го века, которая изображает сказание о местном чуде. Один юноша был захвачен в плен агарянами прямо в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Ровно через год, точно в тот день, когда молодой человек был пленен иноверцами, по молитвам его матери он был чудесным образом возвращен домой. Юноша прислуживал агарянскому князю за столом, а перед пораженными родителями явился прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».
Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…
Малярно-столярные работы
На одну икону уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, иногда и больше. Скажем, если это образ с элементами резьбы по дереву – такое чудо тоже есть в мастерской – то, конечно, он потребует к себе «повышенного внимания». Все зависит от размера, сложности, а еще от опыта мастера.
Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.
Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.
«Еще в 90-е годы была настоящая проблема: где доску взять? — вспоминает Екатерина Дмитриевна Шеко, зав. кафедры иконописи факультета церковных художеств СТПГУ. — Доходило до того, что мы отыскивали какие-то обрезки и на них писали».
Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал — липа: она плотная и легкая в обработке — что называется, дешево и сердито. Иногда — например, для более дорогих икон — используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.
Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…
Для начала вырезается «ковчег» — углубление на лицевой стороне доски, место для будущего изображения. Это элемент необязательный, образ «с чистой совестью» можно создавать и на одноуровневой доске.
Теперь можно писать икону? Увы, нет — рано.
Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию — стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).
Манипуляции, еще более напоминающие малярные и столярные работы, продолжаются… В мастерской постоянно звучат «инородные», режущие непросвещенный слух слова «левкас», «левкасить». «Я, например, люблю это дело, – признается Екатерина Дмитриевна. — Когда вечером после работы напряженно думать уже тяжело, можно и полевкасить». Оказывается, левкас – это что-то вроде шпаклевки, он варится из животного клея и мела. Когда паволока высохнет, доска покрывается этим самым левкасом – теплым и густым, обычно в несколько слоев, с обязательной просушкой каждого. Дело серьезное: чем тоньше и равномернее наносимые слои, тем лучше сохранится левкас, а значит и вся икона.
В древности подготовкой доски под иконопись часто занимался особый мастер – левкащик, а сегодня его функции делят между собой специализированные мастерские и сами иконописцы . Самая «новая» технология, которая тут появляется — это зашкуривание доски наждачной бумагой: средневековый иконописец шлифовал бы высохший левкас стеблями хвоща.
Воображению: быть
Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы?.. Нет, рано.
Сначала делается точный и аккуратный карандашный рисунок на бумаге, размер в размер с будущей иконой – он перепроверяется, прорисовывается и совершенствуется, в общем, добросовестно доводится до идеала. Как раз такой эскиз для образа святого Георгия бросился мне в глаза в одной из мастерских. На мой взгляд, так его хоть сейчас можно на выставку, а это, оказывается, только лишь «черновик» для будущего маленького шедевра — иконы.
Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.
В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали.
Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?
«Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, — объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. — Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться».
И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи.
НЕиспорченный телефон
Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (1899 — 1981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.
Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры иконописи научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.
«Мы пытаемся изучать наиболее сохранные и классические с точки зрения рисунка, цвета образцы», — продолжает посвящать нас в мастерство иконописи Екатерина Дмитриевна. Помимо книг есть целая база данных, время от времени она пополняется новыми фотографиями, специально привезенными из Греции, Кипра, Сербии, Македонии и т.д.
Верность традициям – из упрямства?..
Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.
Далее подходит почти что «кулинарная» стадия: иконописцы принимаются за изготовление красок. Чего, казалось бы, проще в век прогресса и потребления – пошел в магазин, да купил! Но древняя традиция самостоятельного изготовления натуральных красок сохраняется и сегодня – и отнюдь не из упрямства ее хранителей. Самодельные краски хоть и хранятся не более недели, зато, как минимум, дают такое единство колорита, которого акриловыми добиться невероятно трудно.
В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.
Сегодня процесс изготовления темперы почти не отличается от древнего: основные ингредиенты – яичный желток и пиво или вино. А я-то подумала, что холодильник в мастерской – только для «подкрепления братии»!
Итак, яичный желток смешивается с приготовленным на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см ) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.
Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами — все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!
Самовыражение иконописца
Цвета красок — красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.
Что ж получается — сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать самовыражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.
Так что если разобраться — ничего удивительного в том, что мастера свои иконы не подписывают и не подписывали никогда, испокон веков. «Автор — Церковь», — в один голос говорят студенты, и совсем эта фраза не декоративна. Напротив, это, может быть, как раз ключик к тайне иконописи.
Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.
«Икона все-таки создается для того, чтобы перед ней молиться, – объясняет Екатерина Шеко. — Я не знаю, как это происходит, но хорошая икона — по духу хорошая — приближает человека к тому первообразу, который на ней изображен».
Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.
Взять, к примеру, ракурс: как правило, поясное изображение должно быть обращено к зрителю, а на деисусных иконах (где в центре изображается Христос) святые, изображаемые со Спасителем, обязательно обращены к Нему. Таков канон. А вот ставшие популярными в 18-19 веках под влиянием западной живописи запрокинутые головы, профильные положения и т.п. не прижились в русской иконописи: слишком бросалась в глаза их нарочитость и некоторая искусственность, а точнее, неуместность.
«Не было соблазна заняться академической живописью? Может быть, вы дома что-то рисуете?» — безуспешно спрашиваю я и студенток с разных курсов, и их преподавателей, предвкушая интересный разговор. Есть ведь и религиозная живопись, в конце концов. Оказалось, даже дома девушки пишут…иконы. Несмотря на то, что в иконопись все они пришли самыми разными путями, создается непреодолимое чувство, что это стало каким-то мощным переворотом, ясно и бескомпромиссно расставившим все точки над i .
«Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, — и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать?
А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…
Окончание следует…
Павел Флоренский (1882—1937) — русский религиозный философ и учёный, православный священник. Расстрелян в годы репрессий.
ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Изобразительное искусство Древней Руси XI-XIII веков, создававшееся в рамках православной церкви.
Общие положения
Русская икона органически связана нитями преемственности с византийским искусством. С принятием христианства в конце X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Веками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.
В Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев. К сожалению, сохранился лишь один памятник константинопольского письма, происходящий из Киева. Это знаменитая икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Согласно свидетельству летописи она была привезена в Киев из Константинополя и увезена в 1155 году Андреем Боголюбским во Владимир, где хранилась в Успенском соборе. В 1395 году ее отправили в Москву, и здесь она вскоре превратилась в своеобразный палладиум Русского государства. Эта икона, исключительная по своему художественному качеству, наглядно свидетельствует, что Древняя Русь была знакома с самыми выдающимися образцами византийской иконописи.
Иконы XI–XIII веков очень трудно группировать по школам, столько в них общего. Здесь помогают только тщательный стилистический анализ и установленное место происхождения икон, поскольку даты основания церквей либо монастырей нередко служат солидной точкой опоры не только для уточнения датировок, но и для определения той школы, из которой эти иконы вышли.
По своей иконографии иконы XI–XIII веков мало чем отличаются от византийских икон этого же времени. Очень близки они к ним и по стилю. Их довольно темный, скорее сумрачный колорит восходит к византийской палитре. К традициям византийской иконописи восходит и относительно объемная, особенно по сравнению с иконами XV века, трактовка формы. В частности, в лицах переходы от затененных частей к освещенным носят постепенный характер; нередко нос, губы и глаза очерчиваются красными линиями, подчеркивающими рельеф лица. В разработке одеяний широко применяются золотые линии, золотыми линиями членятся и пряди волос. Все это сближает ранние русские иконы с византийскими. Но им присуща и одна оригинальная черта. Они гораздо монументальнее византийских икон, что выражается не только в том, что они намного превосходят их своими размерами, но и в особом художественном строе — более обобщенном и лаконичном. Русский мастер уже на этом раннем этапе подвергает византийские образцы переработке, правда не радикальной, как это было позднее, а едва приметной, сказывающейся в упрощении силуэта и в известном оплощении формы.
Созданию икон большого размера содействовало обилие на Руси огромных лесных массивов, позволявших изготовлять монументальные образа, заменявшие дорогую мозаику. Почти все ранние русские иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настолпными образами.
Иконы XI–XIII веков выделяются и своей особой торжественностью. Фигуры даются в спокойных, неподвижных позах, лица строгие, фоны гладкие, золотые либо серебряные, иератическая «иконность» образа всячески подчеркнута. Эти иконы писались по заказу князей либо высшего духовенства и украшали большие храмы, где они прославляли того или иного святого либо тот праздник, которым данный храм был посвящен. Чаще всего это были образы Христа и Богоматери. Но широко распространены были также иконы, соименные заказчику, иначе говоря, изображавшие его патрона. В княжеской среде такого рода иконы были особенно чтимы.
Основные памятники
Из-за неоднократного разграбления Киева и Чернигова до нас не дошли ранние южнорусские иконы. В гораздо лучшем положении был расположенный на севере Новгород, оставшийся в стороне от татарского нашествия. Поэтому не случайно именно из Новгорода происходят древнейшие русские иконы. Культурные связи с Киевом были весьма оживленными, и, вероятно, немало икон привозилось с юга в Новгород, где они служили предметом изучения и подражания для местных мастеров. Так были заложены основы для новгородской школы иконописи, из которой вышел ряд первоклассных работ.
По мере рассредоточения культуры, в связи с ростом феодальной раздробленности, отдельные города Владимиро-Суздальской земли начали играть в XII-XIII веках все
большую роль. В этих городах стали складываться свои местные мастерские, расцвет которых был пресечен татарским нашествием. Они меньше считались с унаследованными от Византии канонами, шире использовали народные традиции, благодаря чему их искусство обнаруживает порою большую свежесть и непосредственность выражения.
Новгород
-Икона «Апостолы Петр и Павел» (середина XI века. 2,36×1,47. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)
-Икона «Георгий» (30–40-е годы XII века. 230×142. Третьяковская галерея, Москва)
-Двусторонняя икона «Георгий» (около 1170 года. 174×122. Успенский собор в Московском Кремле)
-Икона «Устюжское Благовещение» (вторая половина XII века. 229×144. Третьяковская галерея, Москва)
-Двусторонняя выносная икона «Спас Нерукотворный» (вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва)
-Икона «Ангел Златые власы» (вторая половина XII века. 48,8×39. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
-Икона «Богоматерь Умиление» (начало XIII века. 56×42. Успенский собор в Московском Кремле)
-Икона «Николай Чудотворец» (начало XIII века. 145×94. Третьяковская галерея, Москва)
-Двусторонняя икона «Богоматерь Знамение» (до 1169 года. 59×52,7. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)
-Икона «Николай Чудотворец» (середина XIII века. 67,6×52,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Владимир
-Икона «Богоматерь Боголюбская» (ок. 1158–1174 гг. 185 × 105 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)
-Икона «Дмитрий Солунский» (конец XII в. 156 × 108 см. Третьяковская галерея, Москва)
-Икона «Богоматерь Максимовская» (ок. 1299–1305 гг. 165 × 66.3 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)
Ярославль
-Икона «Богоматерь Великая Панагия» (первая треть XIII в. 193.2 × 120.5 см. Третьяковская галерея, Москва)
-Икона «Спас» (середина XIII в. 44.5 × 37 см. Ярославский художественный музей, Ярославль)
-Икона «Архангел Михаил» (конец XIII в. 154 × 90 см. Третьяковская галерея, Москва)