Содержание
- Крупные российские проекты (Иван I, 1328-1340)
- Символы Нации
- Mосковский кремль
- Собор Спаса Преображения на Бору (Преображенский собор Московского кремля)
- Никольский собор в Изборске
- Укрепления Московского кремля — коренная реконструкция
- Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца в Пскове
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Зверине-Покровском монастыре в Новгороде
- Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Московского кремля
- Фортификационные сооружения
- Примечания
- Расцвет Москвы при Иване Калите
- Строительство первого каменного Успенского собора
- Иван Калита и православная церковь
- Иван Калита: как московскому князю удалось объединить русские земли
- Ярлык
- Династические браки
- Москва Духовная
- Умелое лавирование
- Купли
- Боярские дворы
- Миграция
Крупные российские проекты (Иван I, 1328-1340)
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, введённые в строй с 26 марта 1328 года по 27 апреля 1340 года. Границы периода обусловлены фактической потерей верховной власти предыдущим Великим Князем вследствие восстания (что уже очень скоро привело к фактическому назначению Ивана Калиты Великим Князем) и смертью Ивана Калиты. Хотя формальное назначение состоялось несколько позднее — 26 марта 1328 года, фактически главным Иван стал ещё осенью 1327 года, когда ему было поручено подавить восстание в Твери, где 15 августа 1327 года перебили ордынских послов вместе с близким родственником хана. Как показала дальнейшая история, этот момент оказался для страны переломным, поскольку благодаря Ивану Калите с этого времени Великие Князья в основном самостоятельно улаживают свои внутренние проблемы. Как результат, из русской жизни исчезают ордынские сборщики податей — баскаки, государство фактически получает значительно более высокий уровень независимости, а положение самого Великого Князя начинает стремительно приближаться к царскому.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы Нации
Соборы Московского кремля в 1382 году на картине А. Васнецова, 1918
Mосковский кремль
К этому времени бывшая крепость Москва стала значительным по меркам того времени городом и её укрепления стали играть роль кремля. В связи с окончательным переездом в Москву с 1325 года Митрополитов Киевских и Всея Руси Москва стала явным центром страны и Иван Калита претворил в жизнь грандиозный проект по перестройке бывшей крепости в столичный кремль, в результате чего с 1331 года в одной из летописей Московский кремль впервые был назван кремлём.
Прежде всего Иван Калита развернул в Московском кремле грандиозное по тем временам строительство каменных храмов, которые хоть и не были столь огромны, как многие другие средневековые соборы строившиеся столетиями, но всё равно были очень дороги. В частности, в это время были построены:
- Успенский собор (1327).
- Церковь Св. Иоанна Лествичника (1329) — каменный храм «иже под колоколы» был построен в 1329 году на месте нынешней колокольни Ивана Великого, на первом ярусе которой расположена новая церковь Святого Иоанна Лествичника в Московском кремле. По другой версии, храм был построен рядом с ней посреди нынешней Соборной площади, где нашли сохранившийся многогранный фундамент звонницы. Храм был разобран по ветхости в 1505 году, после чего на его месте и началось строительство колокольни Ивана Великого.
- Собор Спаса Преображения на Бору (1330).
- Архангельский собор (1333).
Также были полностью перестроены из дуба укрепления Московского кремля.
Деревянные стены кремля простояли, обновляясь после пожаров, до времён Дмитрия Донского, когда были заменены каменными. Храмы же Ивана Калиты в массе своей были полностью перестроены во времена Ивана Великого, когда произошла следующая коренная реконструкция Московского кремля.
Собор Спаса Преображения на Бору в Московском кремле, 1882
Собор Спаса Преображения на Бору (Преображенский собор Московского кремля)
Второй каменный храм Московского кремля был построен в 1329—1330 годах в находившемся на Московском Бору монастыре взамен ранее существовавшего деревянного храма. Храм был построен «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал». Вокруг храма был создан Спасский монастырь, в котором тогда же начало вестись московское летописание.
Четырёхстолпный трёхапсидный собор размером примерно 11 на 11 метров был построен из натурального белого камня (известняка) с подмосковных каменоломен. При Симеоне Гордом храм был расписан и дополнен первыми приделом и притвором. Храм сильно пострадал в 1382 году, когда Тохтамыш обманом захватил и разорил Московский кремль, однако был восстановлен ещё при Дмитрии Донском. В настоящее время считается, что во время ремонтов при Василии III и Екатерине II храм практически полностью перестраивался с сохранением прежних пропорций, однако проверить их невозможно, так как сохранявшийся вплоть до начала XX века во внутреннем дворе Большого кремлёвского дворца собор был полностью разрушен в 1933 году.
Никольский собор в Изборской крепости, 2014
Никольский собор в Изборске
Построенный в рамках грандиозного по тем временам проекта по строительству новой крепости Изборск каменный Никольский собор впервые упоминается в 1341 году в связи с боевыми действиями крепости, однако, по-видимому, был построен одновременно с нею около 1330 года. Собор изначально был построен каменным и с тех пор полностью не перестраивался, хотя уже в 1345 году к нему была сделана первая пристройка. Дополнительные пристройки делались и позднее, в том числе в начале XVII века, а в 1849 году он получил новую колокольню.
Собор, в том числе и относящаяся к этому периоду центральная его часть, полностью сохранился и является действующим.
Московский кремль при Иване Калите, картина А. Васнецова, 1921
Укрепления Московского кремля — коренная реконструкция
В это время в рамках грандиозного проекта реконструкции Московского кремля вместо ранее существовавших укреплений крепости Москва времён Даниила Московского, в ходе коренной реконструкции, проведённой с 25 ноября 1339 года до весны великого поста 1340 года, были построены новые стены и башни Московского кремля. Они были выполнены из дуба — дорогого, но самого надёжного для дерево-земляных стен материала.
Дубовый кремль простоял с обновлениями после пожаров до времён Дмитрия Донского, когда Москва получила новые белокаменные укрепления.
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, 2012
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца в Пскове
Сохранившийся с некоторыми переделками каменный храм в одной из древнейших частей Пскова был построен в 1339 году.
Церковь Покрова Зверина-Покровского монастыря, 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Зверине-Покровском монастыре в Новгороде
В 1335 году архиепископом Василием на месте старого деревянного был заложен новый каменный главный храм Зверина-Покровского монастыря в Новгороде. Позднее в 1399 году храм достраивался, но, с некоторыми изменениями, сохранился до наших дней.
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Московского кремля
Первый деревянный храм Архистратига Михаила в Московском кремле, возможно, существовал ранее, однако первый каменный Архангельский собор Московского кремля был построен только при Иване Калите. Храм был построен по обету, в благодарность за избавление страны от голода, вызванного неурожаем ржи. Строительство шло ударными темпами и было полностью выполнено за летний строительный сезон 1333 года, в результате чего собор был освящён митрополитом Феогностом уже 20 сентября 1333 года. О конструкции, внешнем виде и внутренней отделке собора в настоящее время неизвестно почти ничего.
Ныне существующий собор был построен на месте собора Ивана Калиты позднее в 1505—1508 гг.
Фортификационные сооружения
Стены Изборской крепости и Никольский собор до реставрации XXI века, 1972 Северная стена Изборской крепости, 2013
Крепость Изборск
Один из самых старых городов Руси — Изборск (ныне деревня Изборск Печорского района Псковской области) представлял собой в это время каменную приграничную крепость на границе полунезависимой Псковской республики с Ливонским орденом, построенную в конце XI века. Однако к описываемому моменту старая крепость обветшала и морально устарела, в результате чего было принято решение о её полном сносе и постройке заново.
В 1330 году была завершена полная перестройка крепости в камне на новом месте на Жеравьей горе в 400 метрах от старой крепости. Площадь новой мощной крепости составила 2,4 гектара при общей длине стен 623 метра. Стены крепости высотой 7,5-10 метров и толщиной около 4 метров были дополнительно укреплены семью башнями и двумя захабами. Высота башен составляла 12-19 метров при толщине их стен порядка 3 метров, диаметр башен у основания составлял 10-12 метров.
Также, по всей видимости, одновременно со строительством стен в крепости был построен Никольский собор, впервые упоминаемый в 1341 году.
Для противодействия появившейся в конце XV века полевой артиллерии при Иване III стены крепости были утолщены, а башни в тот же период вынесены чуть дальше за линию стен. Впоследствии крепостные сооружения практически не перестраивались. В отличие от многих других памятников они в силу своей очевидной древности подверглись реставрации ещё в 1842 году при Николае I и в результате в целом неплохо сохранились до наших дней, хоть и находятся в частично руинированном состоянии. В 2000 году была исследована и отреставрирована в качестве смотровой площадки башня Луковка. В дальнейшем масштабные реставрационные работы на всех стенах крепости проводились в крепости к 1150-летнему юбилею Изборска, который отмечался в 2012 году.
Реконструкция Новгородского детинца
Новгородский детинец зимой с высоты птичьего полета, 2016
В это время ранее уже частично перестроенный в камне Новгородский детинец (кремль) получил новый участок каменных стен вдоль берега Волхова между Владимирской, Пречистенской и Борисоглебской башнями. Летопись по тем временам достаточно точно описывает ход строительства, проводившегося на деньги новгородского архиепископа: стены начали строить в 1331 году, завершили каменные работы в 1333 году, а деревянную кровлю над боевыми площадками возвели уже в 1334 году.
Перестройка Новгородского детинца в камне продолжалась и позднее.
Реконструкция Коломны
Около 1330 года подверглась реконструкции недавно построенная важнейшая крепость на южных рубежах страны — Коломна. Деревянная, но крупная, крепость фактически каждый раз оказывалась на пути набегов ордынцев.
В следующий раз она была реконструирована в 1370-х.
Крепость Остров
Вероятнее всего, что именно в это время был построен впервые упомянутый в 1341 году уже как развитый город, город-крепость Остров под Псковом. Крепость имела редкое расположение на острове посередине относительно небольшой реки. Позднее, к концу века она была перестроена в камне.
Укрепления Московского кремля
См. раздел Символы Нации.
Примечания
- Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- В то время повсеместно использовался Юлианский календарь, широко используемый сейчас Григорианский календарь был изобретён позднее.
- Захаб — коридор, идущий между двух параллельных крепостных стен от внешних ворот к внутренним. Играл роль ловушки и дополнительного препятствия при попытках прорваться в крепость сквозь ворота.
Расцвет Москвы при Иване Калите
На Руси церковь являлась основой, стержнем, который объединял Русь.
Благодаря разумной политике в отношении церкви, 1 марта 1325 года князь Иван Калита перенес резиденцию митрополита из Владимира в Москву. За время своего правления князь расширил и укрепил Москву.
При Иване Калита был построен дубовый Кремль, вокруг которого «выросли» села. Бояре, которые были на службе у царя, получали земли.
По поручению князя была возведена каменная Успенская церковь в Кремле, а с 1326 по 1333 гг. появилось 5 белокаменных храмов.
Восседая на престоле в Москве на протяжении 1325-1340 гг, князь расширял земли Московского княжества: прикупил Углич, Галич, Белоозеро (1328г), присоединил часть Ростовского княжества (1331г).
Его политика, основанная на мире и порядке, помогла избежать военных конфликтов с Ордой.
Ордынцы получали подарки от князя и дань. Отсутствие сражений и войн помогло воспитать новое, сильное поколение.
При Иване Калите Москва становится духовным центром Руси, а объединенные земли становятся основой для дальнейшего роста Российского государства.
- Строительство первого каменного Успенского собора;
- Строительство «белокаменного» Кремля;
- Закладка второго Успенского собора;
- Строительство и разрушение второго собора;
- Решение о строительстве нового собора;
- Аристотель Фьораванти- строитель собора;
- Успенский собор построен;
- Современный план Успенского собора;
- Святыни и захоронения Успенского собора.
Успенский собор Московского Кремля- летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. В нём венчали на царство наших государей. Кроме того, Успенский собор являлся усыпальницей российских митрополитов и патриархов. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.
Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).
Строительство первого каменного Успенского собора
В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.
Московский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.
Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.
Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.
Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.
Предполагаемый вид первого Успенского собора
Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.
Строительство «белокаменного» Кремля
В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.
Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.
Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.
Закладка второго Успенского собора
А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.
Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.
Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.
Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.
На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.
И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище- 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.
Строительство и разрушение второго собора
Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.
20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.
Решение о строительстве нового собора
Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.
Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.
Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.
Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.
Аристотель Фьораванти — строитель собора
В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.
Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.
Успенский собор во Владимире
Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.
Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.
Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.
Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.
Успенский собор построен
Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.
Иконостас Успенского собора Кремля
К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.
Роспись Успенского собораВнутреннее убранство Успенского собора Кремля
Современный план Успенского собора
Современный план Успенского собора
- 1 — Фрески работы Дионисия и его учеников;
- 2-5 — иконы «Святой Георгий», «Спас Ярое Око», «Митрополит Петр с житием», «Успение Богоматери»;
- 6 — Моленное место царя Ивана Грозного;
- 7 — витрина с древнейшими иконами;
- 8-11 — раки святителей московских Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.
Святыни и захоронения Успенского собора
С самого начала своего существования первопрестольный Успенский собор являлся драгоценным ковчегом, в котором находились чудотворные и чтимые святыни, привозимые со всей Руси.
В соборе в числе множества икон и драгоценной утвари находилась привезённая из Византии чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», — главная православная святыня Земли Русской. В настоящее время эта святыня находится в храме святителя и чудотворца Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Икона «Богоматерь Владимирская»
В соборе же находится список (копия) Владимирской иконы 1514 года.
Список Владимирской иконы 1514 год
В Успенском соборе и сейчас пребывают чудотворные и чтимые образы:
- чудотворная икона Божией Матери «Петровская»;
- образ великомученика Георгия Победоносца;
- образ Архистратига Михаила;
- образ Спасителя «Спас Златые власы»;
- образ Спасителя «Спас Ярое Око».
Образ «Спас Ярое Око»
В северном приделе находятся святые мощи святителя Петра. Как уже говорилось в начале статьи, в 1325 году по просьбе великого московского князя Ивана Даниловича Калиты митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и будущее возвышение Москвы, как столицы государства Российского. Именно по его благословению в августе 1326 года и был заложен Успенский собор.
Образ «Митрополит Петр с житием»
21 декабря 1326 года святитель Пётр скончался, а его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил. По молитвам святителя Петра совершилось множество чудес.
Рака с мощами митрополита Петра
Рядом с мощами святителя Петра находятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра. Святителю Феогносту выпало управлять Русской Церковью в 1328-1353 годах и защищать её перед правителями Золотой Орды.
В северо-западном углу собора почивают святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Иона был избран в митрополиты всея Руси в 1433 году. За свои труды на благо Церкви удостоился от Бога дара чудотворения и прозорливости. В 1451 году великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войско против ногайских татар, доверил святителю Ионе с боярами охрану столицы. Когда же ногайцы зажгли предместье Москвы, святитель Иона. отстаивая Кремль, совершил среди пламени пожара крестный ход по стенам Кремля, отчего ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Скончался святитель Иона 31 марта 1461 года. При гробе святителя совершалось множество исцелений. Память святителя Ионы — 31 марта и 5 октября в соборе Московских Святителей.
У северной стены Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Время его правления пришлось на годы правления Ивана Грозного. Святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи — «все чтомые книги на Руси» до XVI века. Под его руководством составлен многотомный «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия», начато на Руси книгопечатание. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Почил 31 декабря 1563 года.
У южных дверей собора, возле иконостаса, почивают святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Святитель Филипп, умученный во времена Ивана Грозного.
Митрополит Филипп
У южной стены под спудом почивают святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Иов, первый русский Патриарх, был великий постник и молитвенник. Время его патриаршего служения совпало со Смутным временем. Когда в июне 1605 года толпа бунтовщиков, ожидавших самозванца, ворвалась в Успенский собор, святитель Иов молился перед Владимирской иконой Божией Матери. Он был схвачен, избит, а затем до самой кончины 19 июня 1607 года находился в ссылке в Старицком монастыре.
Патриарх Иов
У западной стены почивают святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В Смутное время Первосвятитель самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая Православную веру от латинства, а Отечество от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Руси святитель Ермоген увенчал мученической кончиной. В 2013 году по инициативе Российской Православной Церкви в Александровском саду Московского Кремля был установлен памятник Патриарху Всея Руси Ермогену.
В юго-западном углу Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителей Киприана (1380-1385, 1390-1406) и Фотия (1408-1431). Обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года.
Иван Калита и православная церковь
Иван Данилович (год рождения не известен — умер в 1340) — московский князь с 1325, московский великий князь 1328 — 1340; сын московского князя Даниила Александровича. Иван Калита долгое время оставался в тени брата Юрия который беспрестанно был в отлучках, но после того как Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана Даниловича, это был очень расчетливый хозяин, умный и дальновидный политик. Он владел обширными землями, скупая их у мелких князей. За большое состояние его прозвали Калитой, что значило «сума, торба, мешок». Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита. Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать.»Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами — Белоозерск, Галич, Углич…»Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения. С этого времени начинается бурный рост Московского княжества, укрепление его авторитета среди русских князей. Ко времени правления Ивана 1 Калиты относится расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы, которая стала основой объединения Разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством. Ведя осторожную политику в отношении Золотой Орды и используя ханов как орудие для выполнения своих замыслов, Иван 1 Калита ослабил Тверское княжество, соперничавшее с Московским. Современники отмечают, что при Калите установилась “тишина велика на 40 лет, прекратились татарские набеги. Он диктовал свои условия Новгороду, Пскову, посылал своих данников на Печору, его влияние распространялось на всю Северо-Восточную Русь. Иван Данилович считал себя великим князем “всея Руси”.
Внутренняя политика Ивана 1 Калиты, способствовавшая расширению московских посадов и слобод, привела к тому, что Москва во времена его княжества стала крупным ремесленным центром. Кремль при Иване 1 Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой стеной (1339), в нем были построены первые каменные церкви, в том числе Успенский собор, сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский собор, где хоронили московских князей. Каменные постройки, возведенные при Иване 1 Калите до нас не сохранились, так как были заменены новыми при Иване 3. При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства — принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить. Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения. Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.
При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли. Еще в 1299 году митрополит Максим оставил опустошенный Киев, где не мог найти безопасности и переехал жить во Владимир на — Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Калита сумел приобрести расположение приемника Максимова, Петра который поэтому поводу проживал в Москве больше, чем в других городах, умер и погребен в ней. «Если послушаешь меня, — говорил старец Петр князю, убеждая его в особой роли Москвы для будущего Руси, — то и сам прославишься родом своим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи врагов его, и прославит себя Бог в нем! » Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собора. Выбор святого мужа казался внушением Божьим, и новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца. Переход русских митрополитов из Владимира в Москву и усилил тем самым церковно-идеологическое влияние московских митрополитов, поддерживавших московских князей, оно давало ей вид главного города всей Русской земли, ибо князей было много, и один не успеет еще подчинить себе всех других, а митрополит был один. Кроме того, престол митрополичий способствовал возрастанию и обогащению Москвы, ибо в нее со всех сторон приезжали лица, имевшие нужду до верховного святителя Русской церкви; наконец митрополит должен был действовать постоянно в пользу того князя, в городе которого жил. Другие князья предвидели следствия утверждения митрополичьего престола в Москве и сердились, но помочь было уже нельзя. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция связывала для русских людей представления о «царствующем городе » с тем местом, где жили и государь и митрополит. Пышные богослужения по случаю поставления в епископы, когда в столице собирались высшие иерархи из других городов, постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на Руси, встречи и проводы митрополитов и епископов, одним словом, блестящие церковные церемонии, до которых были падки средневековые люди, сделались достоянием Москвы. Можно было не признавать притязаний московского князя, но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита. Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими городами, и московская иерархия поднялась неизмеримо выше всех остальных. Митрополит держал в своих руках право поставления епископов и суда над ними и нередко им пользовался, силу духовной власти испытали даже иерархи таких крупных городов, как Новгород и Тверь. Уже в 1325 г. новгородский кандидат Моисей ездил в Москву к митрополиту Петру ставиться на архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича вместе с тремя другими епископами. Легко представить себе, какие большие средства стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц, ибо устройство церковных дел обходилось недешево. Многочисленные политические нити сходились ко двору митрополитов, которые имели своими хозяевами в конечном итоге московских князей. Москва связывалась с Константинополем, а через его посредство южнославянскими землями. Спор между Москвой и Тверью за преобладание был решен в пользу Москвы уже тогда, когда преемник Петра, митрополит Феогност, родом грек, окончательно утвердил в ней свое местопребывание. По каким же причинам митрополиты выбрали своей резиденцией Москву? Любопытные соображения по этому поводу высказал Пл. Соколов, по мнению которого московские князья предоставили митрополитам особо важные льготы по сравнению с тем, что получали епископы в других княжествах. Льготное положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ.
Но дело было не только в одних льготах, а в том, что московские князья обладали реальной достаточной силой, чтобы поддержать угодных для них кандидатов на митрополичий престол. Немалое значение имело центральное положение Москвы и относительное удобство сношений с Константинополем. Наконец, одним из мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов. Митрополит «всея Руси» не задевал в Москве ничьих церковных интересов. Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы допетровского времени. Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве; светская власть нашла себе духовную опору, поддерживая, в свою очередь, всей своей гражданской мощью главу русской церкви — митрополита. Так, маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого, более позднего «царствующего града Москвы».
Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по тверским князьям, претендовавшим на первенствующую роль среди русских князей. Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичье место за Москвой, которая с этого времени сделалась гражданской и церковной столицей Руси.Поддержка церкви обеспечила московскому князю преобладание над другими русскими князьями.
Иван Калита: как московскому князю удалось объединить русские земли
Его правление, далеко не однозначное в своих методах, отмечено усилением Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство.
Ярлык
Получение ярлыков на княжение было одним из основных инструментов приобретения и удержания власти на Руси в XIV веке. В 1328 году ярлык на великое княжение удалось получить Ивану Калите. Показательно, что хорошие отношения с ханом Узбеком позволили князю до конца жизни оставить ярлык у себя. Для процесса централизации земель вокруг Москвы ярлык в руках Ивана Калиты имел принципиальное значение. По словам летописца, «во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы». Хан Узбек перестал присылать баскаков в русские земли, дань было позволено собирать самому Ивану Калите, что значительно стабилизировало жизнь в русских княжествах.
Династические браки
Как отмечает историк Николай Борисов «проводя последовательную политику возвышения Москвы на Руси, Иван Калита прибег к древнему, испытанному способу – династическим бракам по расчету» . От двух жен (Елены и Ульяны) Калита имел семеро детей, в том числе дочерей – Евдокию, Марию, Фетинью и Феодосию. Больше всего московский князь стремился укрепить власть в Ростовском и Белозерском княжествах. Лаврентьевская и Суздальская летопись сообщают, что в 1328 году Калита выдал свою дочь Марию за ростовского князя Константина Васильевича. Свою дочь Евдокию Иван отдал за ярославского князя Василия Давыдовича, Феодосию — за белозерского князя Фёдора Романовича. Сын Ивана Калиты Андрей женился на представительнице Галицкой династии, отчего Галич оказался крепко привязан к московской земле. Характерно, что при заключении браков своих дочерей Иван Калита поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев.
Москва Духовная
Централизация власти на Руси была невозможна без поддержки Церкви. Ивану Калите удалось наладить хорошие отношения с митрополитом Петром. В 1325 году из Владимира в Москву была переведена митрополичья кафедра. После в Москву переехал и митрополит. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси и повысило ее влияние среди других русских удельных княжеств. Митрополит Петр сподвиг Ивана Калиту на возведение в Москве каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это был очень сильный шаг. Постройка храма делала Москву преемницей Киева и Владимира и, что не менее важно, преемницей Констанинополя, который был под покровительством Пречистой. Возведение Успенского собора и почитание Богородицы в Москве закрепляло за Московским княжеством особое покровительство Богоматери. После упокоения митрополита Петра в 1326 году, он был похоронен в строящемся Успенском соборе и причислен к лику Святых. При поддержке нового митрополита Феогноста в 1339 году святость митрополита Петра была признана и в Константинополе. Таким образом, Москва обрела своего Святого, что говорило об особом духовном значении Московского князя.
Умелое лавирование
В историографии у Ивана Калиты далеко не однозначная репутация. При беглом ознакомлении с этой исторической фигурой может возникнуть ощущение, что Иван Калита был зависимым от Орды политиком, «подмявшим» Русь под монголо-татарскую пяту, но это не соответствует действительности . В годы правления Калиты монгольское владычество над Русью значительно ослабло, почти на полвека прекратились татарские набеги. При Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с Ордой. Дань теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, что значительно облегчило жизнь народа. Русь хоть и оставалась под верховной властью Орды, но приобрела более высокий статус и постепенно укреплялась и централизовалась, что, в конечном итоге, позволило обрести ей самостоятельность.
Купли
Часть земель, вошедших в Московское княжество, Иван Калита не завоевывал, а приобретал на условиях «купли». Посредством «купли» присоединен был Углич, Галич и Белозерск. Московский князь покупал и выменивал целые села в разных местах: около Ростова, Костромы, Владимира, на реке Мете, Киржаче.
Боярские дворы
Деятельность Ивана Калиты по «собиранию земель» включала в себя тонкую работу по привлечению к этому процессу боярских дворов. Бояре охотно шли к Калите, он давал им земли и наделял полномочиями. Делал он это не только для укрепления авторитета, но и в целях осуществления своих амбициозных планов. Так, Иван Калита активно содействовал своим боярам в приобретении владений в сопредельных княжествах . Сам он не мог покупать земли в той же новгородской земле, но боярам никто этого запретить не мог. Таким образом, в землях, которые по планам Калиты должны были отойти Москве, основывались слободы, которые заселялись верными Калите людьми.
Миграция
Иван Калита, жестко расправлявшийся с городами, посмевшими восставать против власти Москвы, для пресечения рецидива использовал и миграционные рычаги. В 1328 году в мятежный Ростов, который не хотел платить дань, Калита отправил воевод. Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан из города в московские области. Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл с женой Марией, родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство, покровителя всех московских государей Сергия Радонежского.