Содержание
ЕЭБЕ/Агриппа I
Агриппа I (Марк Юлий Агриппа, известный также под именем Ирода Агриппы I) — царь Иудеи, внук Ирода Великого, род. около 10 г. до христ. эры (Иосиф, «Древности», ХIV, 9, § 2), умер внезапно в 44 г. христ. эры. Его жизнь с ее многочисленными превратностями особенно ярко иллюстрирует полную зависимость царского дома Иудеи, даже в средствах существования, от расположения римских императоров I века. Его происхождение и место в династии Ирода видны из следующей краткой родословной таблицы Иродов:
Сын несчастного принца Аристобула, Агриппа лишился своего отца (казненного Иродом Великим), имея всего три года от роду. Шестилетним ребенком он был отправлен для воспитания в Рим. Здесь А. жил при дворе и впоследствии подружился с сыном императора Тиберия Друзом Младшим. Расточительность придворной жизни приучила его к блеску и роскоши, а улыбавшаяся блестящая карьера давала ему возможность добывать неиссякаемые денежные средства, которые он быстро проматывал. Но его положение изменилось, когда его друг и патрон Друз внезапно умер (23 г. христ. эры). С этого часа император отказался принимать пылкого молодого человека, а скоро и товарищи его веселой жизни покинули Агриппу. Лишенный всяких средств, он думал о самоубийстве, но его сестра Иродиада, которая была замужем за тетрархом Иродом Антипой в Галилее, сжалилась над Агриппой и достала для него место главного надзирателя за рынками в ее новой столице, Тивериаде. Недолго удержался А. на этом месте: зять А. пользовался всяким случаем, чтобы дать почувствовать принцу его зависимое положение. Агриппа не мог этого вынести. Он отказался от должности и после многих приключений вернулся в 36 г. в Рим. Здесь ему еще раз удалось преодолеть все неудачи, приобретя дружбу и покровительство несомненного наследника престола, Калигулы. С возвращением счастья расточительность снова взяла верх над ним и привела его к нужде. Возлагая все надежды на скорое воцарение своего друга Калигулы, А. однажды имел неосторожность открыто высказать пожелание, чтобы пришло то время, когда Калигула взойдет на престол Цезарей. Когда это замечание было донесено старому Тиберию, он заковал А. в цепи и посадил в тюрьму. А. томился там в продолжение шести месяцев, под постоянным страхом смерти. Но в 37 г. Тиберий умер, и Калигула, сделавшись императором, немедленно освободил А. и отдал ему тетрархии его дяди Филиппа и Лисания, даровав ему в то же время титул царя. К этим почестям сенат присоединил права и звание претора. Эта внезапная перемена в судьбе А. вызвала нескрываемую зависть со стороны его сестры Иродиады и заставила ее побуждать своего бездарного мужа добыть и для себя у императора такое же положение и титулы. Но Агриппа разрушил ее планы. Ее просьба к императору была предупреждена посланием Агриппы, содержавшим намеки на то, что его зять замышляет измену и приобретение независимости. Этого было достаточно, чтобы погубить Ирода Антипу. Власть была у него отнята, и управлявшиеся им области Галилеи и Южной Переи были присоединены к царству Агриппы (39). Годом раньше, когда Агриппа, получив царский титул, отправился из Рима в Палестину через египетскую Александрию, он был свидетелем — и отчасти поводом — разыгравшегося в этом городе столкновения между греками и евреями. Александрийские греки, желая оскорбить своих еврейских сограждан в лице их почетного гостя — Агриппы, поносили последнего бранными словами и насмешками в своем собрании в гимназиуме; затем облачили одного сумасшедшего в царское одеяние и приветствовали его громкими кликами «Марин», что по-сирийски означало: господин, царь. Этим греки излили свою досаду на торжественный прием, устроенный Агриппе евреями Александрии (38 г.). Отчужденный от своего народа воспитанием и средою, новый царь скоро нашел случай приобрести симпатии своих соплеменников. У Калигулы, странные желания и жестокость которого граничили с помешательством, явилась мысль повелеть, чтобы его статуи были поставлены во всех храмах восточных провинций и чтобы им воздавались божеские почести. Одни иудеи осмелились оказать сопротивление этому декрету. Онн склонили правителя Сирии, Петрония, надолго отложить осквернение их святилища; Петроний решился наконец уведомить императора, что исполнение его указа невозможно без ужасного кровопролития. Агриппа был случайно в это время в Риме, и ему кое-как удалось добиться от Калигулы отмены его гнусного приказа (Philo, Legatio ad Gaium, § 30—43). Ho когда прибыло донесение Петрония, что иудеи готовы скорее умереть, чем допустить сооружение императорских статуй в своем храме, император взял назад свою отмену и приказал насильственно привести в исполнение первое распоряжение. К счастью, известие, что безумный тиран убит своим телохранителем, пришло раньше, чем это приказание (41 г.).
Преемник Калигулы, Клавдий, которому Агриппа оказал важные услуги в деле получения императорской короны, выразил ему свою благодарность тем, что отдал в его управление остальную Палестину — Иудею и Самарию, управлявшиеся прежде римскими прокураторами. Осыпанный почестями и титулами Агриппа вернулся домой, и остальные немногие годы его правления дали народу короткий период мира и процветания. Он достаточно ясно видел в Риме дурные последствия необузданных страстей и тирании правителей, и это научило его умеренности и строгому контролю над собою. Его народ относился к нему с любовью и преданностью за то, что он нежной рукой залечивал глубокие раны, нанесенные национальному чувству жестокими римскими правителями. Народ видел в нем обновителя славных традиций национальной династии Хасмонеев, от которых он происходил по своей благородной бабке Мариамне. Агриппа уважал закон и народные обычаи: вместе с простолюдином приносил он в храм свою корзину с первыми плодами; вместе с народом справлял достойным образом праздник Кущей и подарил в храм золотую цепь, которою почтил его Калигула; однажды, когда он встретил на улице свадебную процессию, которая остановилась, чтобы дать ему пройти, он также остановился и велел ей идти вперед. Он желал облегчить подати, уменьшив налог на дома в Иерусалиме. На чеканенных им монетах он тщательно избегал помещать какие-либо символы, могущие оскорбить народное религиозное чувство.
Медная монета Агриппы I, изображающая заключение договора с Римом (из кн. Madden, «Coins of Jews»). | Медная монета Агриппы I, изображающая царский зонт (из кн. Madden, «Coins of Jews»). |
— В талмудической литературе. Талмуд сохранил много лестных для памяти Агриппы рассказов, рисующих преданность А. еврейскому закону. Этому, по-видимому, содействовала его жена Кипра, которая дружила с фарисеями и находилась под их влиянием. Глава фарисейской партии в то время, внук Гиллеля, рабби Гамлиел I, пользовался дружбой царицы и, вероятно, благодаря ей попал в состав Синедриона, большинство членов которого состояло из саддукеев. К этому р. Гамлиелу царица обращалась дважды за разрешением ритуальных вопросов: раз по поводу пасхальной жертвы, а второй раз по поводу найденного в царской кухне предмета ритуальной нечистоты (в силу чего все, что было приготовлено к пиру, могло бы оказаться негодным к употреблению), когда только находчивость р. Гамлиела спасла яства пиршества (Пес., 88б; см. также 57а). Мишна сообщает, что согласно Моисееву закону (Второзак., 31, 10) установился обычай, что раз в 7 лет на эстраде, для этого специально устроенной в храме, царь, сидя, читал известную главу из Торы. Агриппа же, стоя, получал свиток Торы из рук первосвященника и стоя же читал свою главу, за что его прославили мудрецы. Когда он однажды при чтении дошел до стиха: «Ты не можешь поставить над собою (царем) иноземца, который не брат тебе» (Втор., 17, 15), он прослезился. Тогда они закричали ему: «Не бойся, Агриппа, ты брат наш» (М. Сота, VII, 8). — Ср.: Derenbourg, Essai sur l’hist. de Palestine, 210 сл. (еврейск. изд., СПб., 1896, 106—114). 3.
Вопрос:
Здравствуйте. У меня вопрос. При чтении Евангелия, я не понял: Ирод, в царствование которого родился Спаситель, и Ирод, казнивший Иоанна Крестителя, – это одно лицо или было два царя Ирода, т.к. из Египта Святое Семейство возвратилось по смерти Ирода при Архелае, а Иоанн Креститель был казнен много позже. Спасибо за ответ.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Священное Писание Нового Завета упоминает семь Иродов: отца, четырех детей, внука и правнука. Все они были представителями династии, основанной Иродом I (ок. 73 – 4 до Р.Х.). Он был сыном богатого идумеянина Антипатра, который своими услугами сумел войти в доверие к Юлию Цезарю и получил от него право римского гражданства. Его сын Ирод I с помощью римских войск с 40 (фактически с 37) года до Р.Х. овладел троном и стал царь Иудеи. В лице Ирода I впервые вошел на иудейский престол не еврей. Он был идумеянином, потомком брата патриарха Иакова Исава. С воцарением Ирода I исполнилось древнее мессианское пророчество патриарха Иакова: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:10). Точно указывалось время пришествия Мессии. Христос придет тогда, когда на царском троне в Иудее воссядет не иудей.
Ирод I восстановил из развалин и украсил красивыми зданиями несколько городов, дав им новые названия в честь своего покровителя, кесаря Августа: Самарию переименовал в Севастию, Стратонову Башню – в Кесарию. В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией. Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод I начал полную перестройку Иерусалимского храма, стремясь придать ему небывалое великолепие. Храм по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту и не приостанавливая ни на один день богослужение. Несмотря на эту строительную деятельность, евреи ненавидели Ирода не только за коварство. Они видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. Еврейский народ презирал его также за то, что он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, устраивал римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые отличались языческим характером.
Жестокий и мстительный Ирод I истребил почти весь дом Асмонеев (представителей рода Макковеев), как потомков законных правителей еврейского народа. Он не остановился даже перед умерщвлением своей жены Мариамны, которая была внучкой первосвященника Гиркана II. «Скоро после избиения младенцев последовала и смерть самого Ирода. Только за пять дней до смерти он сделал бешеное покушение на самоубийство и приказал казнить своего старшего сына Антипатра. Его смертный одр <…> был окружен необычайными ужасами; он умер от омерзительной болезни, которая редко случается и встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями. На одре своего нестерпимого недуга, в том великолепном и роскошном дворце, который он построил для себя в тени иерихонских пальм, распухнув от болезней и сжигаемый жаждой, покрытый язвами на теле и внутренне палимый медленным огнем, окруженный крамольными сыновьями и хищными рабами, ненавидя всех и ненавидимый всеми, жаждая смерти, как избавления от своих мук, и в то же время не утоленный кровопийством, страшный всем окружающим и еще страшнее для себя в своей преступной совести, пожираемый заживо могильным тленом, точимый червями, как бы видимо пораженный перстом Божественного гнева, после семидесятилетней жизни злодейств и распутства, жалкий старик, которого люди называли великим, лежал в диком неистовстве, ожидая своего последнего часа» (Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. 6-е изд., СПб., 1893, с. 26-27).
У него было семь сыновей от десяти жен: Антипатр, Александр, Аристовул, Филипп (от Мариамны II), Архелай, Антипа, Филипп (от Клеопатры). После смерти Ирода царство раздробилось и власть перешла к трем его сыновьям: Архелаю, Ироду Антипе и Филиппу.
2. Архелай (Мф.2:22) получил Иудею вместе с Идумеей и Самарией. Когда по смерти Ирода I св. прав. Иосиф и Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом возвращались из Египта, они узнали о вступлении на престол Архелая и, опасаясь жить в подвластной ему области, поселились в Назарете Галилейском. Из-за притеснения своих подданных в 6 году по Р.Х. Архелай был лишен власти, а области, которыми он управлял, были переданы римскому прокуратору (в славянском тексте Евангелия он назван по-гречески: «игемон»; от глагола igemai – «повелеваю»; в Синодальной Библии – «правитель»), подчинявшемуся проконсулу римской провинции Сирии.
3. Упоминаемый в святом Евангелии (Лк.3:1) сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой (Мф 14.6; Мр 6.22).
4. Чаще всего в Новом Завете (Мф.14:3,6; Мк. 6:14,16-18,20-22; 8:15; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15; Деян. 13:1) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер.
6. Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил (Деян. 12:2-11). Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним (Деян. 12:23).
7. Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. Об Ироде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22-24,26; 26:1-2,7 и др.
Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла.
Только это были три совершенно разных человека. Более того, в Новом Завете упомянуты еще два Ирода, так что общее их число достигает пяти, а всего царей и правителей с этим именем было семь. Только двое из них не играют никакой роли в библейской истории (да и в мировой истории тоже), так что о них можно и вовсе не упоминать.
C этим стоило бы разобраться, но сначала надо понять, откуда вообще взялись эти цари — пожалуй, самая странная династия во всей Библии.
Приход к власти
Менее чем за сто лет до Рождества Христова независимым Иудейским царством правила династия Хасмонеев, которая пришла к власти в результате Маккавейского восстания. Среди прочих своих деяний Хасмонеи завоевали в конце II века соседнюю страну Идумею (Эдом), а потом насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны, которых считали своими близкими родственниками (их предок Исав был братом-близнецом Иакова, предка израильтян). Став единоверцами иудеев, идумеи растворились в их среде, а знатные люди заняли свое место среди знати иудейского царства.
Когда-то главной задачей Маккавеев было отстоять независимость перед могучими эллинистическими государствами, наследниками Александра Македонского, но к середине I в. до н. э. картина совершенно сменилась. Эллинистические государства сами стремительно теряли независимость под натиском союзного Иудее государства — Рима. Еще недавно иудеям казалось, что в лице римлян они нашли идеальных помощников и покровителей: сами живут далеко, ни во что не вмешиваются, зато наводят страх на старинных недругов, эллинскую династию Селевкидов, и на все окрестные народы.
Но у Рима была своя цель — экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее.
Римлянам, собственно, было все равно, как именно назовется правитель этой области, и они ничуть не возражали, когда Ирод присвоил себе звание царя. Он, конечно, не имел на то никакого права, не будучи потомком царя Давида и вообще иудеем по рождению, так ведь и Хасмонеи некогда заняли престол не по закону, а по праву победителей. Так пришла к власти династия Иродов, чье имя станет нарицательным во многих языках. Имя основателя династии Ирода, получившего со временем прозвание «Великого», станет именем и для всей династии, своего рода фамилией для его потомков.
Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне — видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи.
Но все-таки это были иноземные захватчики, и среди иудеев всегда хватало желающих изгнать их со своей земли. Многие связывали эти ожидания с Мессией, и когда после торжественного входа в Иерусалим Иисус не провозгласил себя царем, не объявил римлянам войны, отвернулись от Него. Видимо, отчасти поэтому люди и кричали Пилату «распни Его!» вскоре после того, как приветствовали Иисуса. В 66-м году будет поднято восстание против Рима, которое окончится катастрофой.
До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории.
Ирод Великий и его сыновья
Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.
Мастер Бертрам из Минден, Избиение младенцев, 1400
Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?
Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).
Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.
Иерусалимский Храм, реконструкция
Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить — правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей — урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.
Точную дату начала правления Ирода назвать трудно, т. к. власть над Иудеей он получал постепенно, обычно началом его единоличного правления считают 37 год до н. э. Дата его смерти нам известна точно: это 4 г. до н. э. Но тогда получается, что Ирод умер еще до Рождества Христова? Только если принять за дату этого Рождества 1-й год н. э. (1-й год от Р. Х., как писали раньше). Действительно, «наша эра» берет свой отсчет от Рождества, но его предполагаемая дата вычислена была в раннем Средневековье неточно — ведь ни в Библии, ни в каких-то других древних авторитетных источниках ясных указаний на нее нет, и подсчеты были весьма приблизительными. А теперь уже все привыкли именно к такому летоисчислению, и даже если кого-то смущает, что Рождество состоялось за несколько лет до начала новой эры, никто не собирается менять систему летоисчисления.
Царство Ирода не пережило своего правителя. Перед смертью он с согласия Рима разделил его между своими сыновьями: Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Именно поэтому их называли тетрархами, т.е. «четверовластниками». Строго говоря, частей в государстве теперь было четыре, но Архелай получил в управление сразу две, таково было пожелание римского императора Октавиана Августа. Со временем Август обещал даже сделать Архелая царем. Впрочем, настроения правителей переменчивы: довольно скоро Август отправил Архелая в ссылку, а подвластную ему территорию (включая Иерусалим) включил в состав римской провинции Сирия, теперь ею правили римские наместники.
Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом.
Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).
Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос.
Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи, 1461-1462
Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.
А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.
«Иисус облекается Иродом в белые одежды» (Дуччо, Маэста), 1308-1311
Еще один правитель, в 39 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.
Иерусалим, Кафедральный собор святого Иакова. Изразец с изображением обезглавливания святого Иакова
Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.
Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59-м г. н. э. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (Павел сам так пожелал, но это особая история), а пока что можно было развлечься беседой с ним.
Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?
Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. 1875, Василий Суриков
Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.
Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, — пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.
Евангелие от Матфея. Глава 14
Евангелие в стихах
———————————
В то время уж про Иисуса
Четвертовластник Ирод* слышал.
Сказал он служащим при нем:
«Так это – Иоанн Креститель,
Воскрес из мертвых он, наверно,
Вот и творит он чудеса».
А было вот что перед этим:
Креститель Ироду сказал:
«Не должен ты Иродиаду,
Ту, кто была женой Филиппу,
Родному брату твоему,
Иметь – поскольку это грех».
За то Крестителя связал,
Его в темницу посадил,
Убить хотел, но побоялся
Царь Ирод своего народа:
Ведь почитали за пророка
Крестителя уже тогда.
И праздник был на дне рожденья
У Ирода. И дочь плясала
Иродиады, угодив
Своим искусством и царю.
Да так, что с клятвой обещал
Он дать, чего она попросит.
Она ж тогда по наущенью
От матери Иродиады
Сказала: «Дай тогда на блюде
Главу Крестители сейчас».
И опечалился тут царь,
Но ради клятвы, повелел он
Отсечь Крестителю главу.
Главу на блюде принесли,
Девице дали, а она
То блюдо матери снесла.
Ученики же Иоанна
Пришли и тело его взяли,
И погребли его достойно,
И возвестили Иисусу.
Услышав это, Иисус
Уплыл на лодке одиноко.
Народ за ним пошел пешком.
Когда Иисус из лодки вышел,
Увидел множество людей.
Он сжалился тогда над ними
И всех больных там исцелил.
А вечером ученики
Сказали: «Так как очень поздно
И так как здесь одна пустыня,
То отпусти народ в селенье,
Чтоб пищу там купить могли».
Иисус сказал им: «Нет, не нужно.
Вы дайте людям здесь поесть».
Они ж сказали: «Мы имеем
Лишь только пять хлебов на всех,
И две лишь только рыбы здесь».
Иисус сказал: «Так принесите
Мне эту рыбу и хлеба».
И он тогда велел народу
Возлечь спокойно на траву.
Он взял хлеба и взял две рыбы,
На небо Иисус воззрел,
Благословил и преломил
И дал ученикам своим,
А те ученики – народу.
И ели все, и сыты стали,
А из оставшихся кусков –
Двенадцать полных коробов
Набрали. А числом их было –
Пять тысяч человек, к тому же –
И женщины с детьми поели.
И тотчас понудил Иисус
Учеников войти на лодку
И на другую сторону
Уплыть вперед его. Народ
Он отпустил. Взошел на гору,
Молиться стал наедине.
А лодку посредине моря
Швыряло волнами большими:
Был очень сильный встречный ветер.
В четвертую же стражу ночи
Пошел к ним Иисус по морю.
Встревожились ученики
И говорили: «Это призрак».
От страха все они вскричали.
Иисус, заговорив, сказал:
«Ободритесь вы и не бойтесь –
Ведь это Я иду, Иисус».
И Петр сказал Ему в ответ:
«Коль Ты, Господь, вели и мне
Прийти водою точно так же!»
Сказал Христос тогда: «Иди».
Тогда из лодки выйдя, Петр
Пошел водою к Иисусу.
Но сильный ветер испугал
Петра и начал он тонуть,
И закричал: «Господь, спаси!».
Иисус, к Петру простерши руку,
Вмиг поддержал и говорит:
«Ты усумнился, маловерный!
Зачем, зачем ты усумнился?».
Вошли когда же в лодку оба,
То ветер в этот миг утих.
И подошли к ним те, кто в лодке,
И поклонилися Ему,
Сказали: «Истинно, сын Божий!»
И, переправившись, прибыли
В края Геннисаретские.
И жители из этих мест,
Его узнали и послали
Во всю окрестность эту весть.
И принесли к нему больных,
И те просили прикоснуться
К одежды краю у Него,
И, прикасаясь, исцелялись.
———————————
*) Четвертовластник Ирод — это не ЦАРЬ, а тетрарх (владеющий четвертью страны) Ирод Антипа (сын царя Ирода Первого Великого), который правил Галилеей от 4 г. до н. э. до 39 г. н. э.
…В то же время в Евангелии от Матфея сказано: «Иисус родился… во дни ЦАРЯ Ирода» (Мтф 2:1).
…Время правления тщеславного, жестокого и деспотичного царя Иудеи Ирода Великого нам известно – (37 г. до н. э. – 4 г. до н. э.). Версия Матфея не проходит. Если ее придерживаться, то рождение Иисуса следует отодвинуть, как минимум, на 2- 3 года назад, к 7-му году до н. э. (в этот промежуток времени входит бегство в Египет, избиение младенцев, ожидание смерти царя Ирода, возвращение семьи в Hазарет). В таком случае, к 30-ому году н.э. Иисусу будет около сорока, а не около тридцати лет.
…Возможно, сын Марии родился все-таки во время другого Ирода – Антипы (4 г. до н. э. – 39 г. н. э.), четвертовластника, правителя Галилеи??? Тетрарх (четвертовластник) – властитель четвертой части страны. Обычно этот титул могущественный Рим присваивал подвластным князькам, управлявшим своими уделами и областями.
…То, что царя (Ирода Великого) и четвертовластника (Ирода Антипу) евангелисты обычно смешивали – хорошо известный факт.
…Так Марк в трагической сцене с усечением головы пророка неожиданно наделяет мужа Иродиады верховной властью в стране:
«ЦАРЬ Ирод… говорил: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых»…
«ЦАРЬ сказал девице: «Проси у меня чего хочешь… даже до половины моего царства»…
«ЦАРЬ опечалился…»
«ЦАРЬ повелел принести его голову» (6:14- 28).
…Матфей, казалось, не делает этой ошибки, он знает, что речь здесь идет именно об Ироде Антипе, сыне Ирода Великого:
«В то время Ирод четвертовластник… сказал служащим при нем: «Это – Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых» (14:1- 2).
…Hо в заключительной строке своего рассказа Матфей вдруг оговаривается подобно Марку: «И опечалился ЦАРЬ… и послал отсечь Иоанну голову в темнице» (14:9- 10).
Значит, еще в устном арамейском (еврейском) предании, которое использовали в своей работе Марк и Матфей, по каким-то причинам четвертовластник Ирод наделялся атрибутами иудейского ЦАРЯ.
…Отсюда можно предположить, что и в других случаях при появлении в евангельских рассказах «ЦАРЯ Ирода» речь идет о СЫНЕ, а не об отце, с которым он отождествляется.
У Луки Ирод Антипа также назван среди участников суда (23:6- 11): Пилат, узнав, что Иисус – галилеянин, т. е. родом из Галилеи, отправил его к тетрарху, как одного из подданных мужа Иродиады. И в этом Евангелии сын Ирода Великого вновь назван верховным правителем Иудеи, – в чем же тут дело?
…Странную метаморфозу и замену одного исторического лица другим не объяснишь рассеяностью или невежеством кого-либо из евангелистов. Во всех этих случаях просматривается определенная закономерность: фигура «Царя» (Ирода Антипы) появляется всякий раз в ключевые моменты жизненной биографии Иисуса: крещение на Иордане, гибель Предтечи, суд и распятие. Иными словами, евангельский «царь Ирод» датирует весь жизненный путь Иисуса от рождения (крещения) до смерти.
…Можно предположить, что и верхнюю границу хронологии Христа – вифлеемское рождение у Матфея, первоначально фиксировал все тот же правитель из Галилеи – Ирод Антипа.
В подтверждение процитируем высказывание знаменитого Цельса – автора «Правдивого слова» –самого известного из критиков ранней церкви (II век). Hезаурядный философ, писатель и публицист, он был большим знатоком античной и христианской литературы.
…Так, обличая иудейские пророчества о появлении сына Божьего, Цельс называет убийцей вифлеемских детей не иудейского царя (Ирода Великого), как следовало ожидать, а четвертовластника Ирода Антипу, его сына:
…»Халдеи, побужденные его рождением, пришли, чтобы поклониться ему, еще младенцу, как Богу; что они об этом сообщили тетрарху – Ироду (!); последний послал перебить всех родившихся в одно время (с Иисусом), рассчитывая погубить и его вместе с ними, чтобы он, придя в надлежащий возраст, не стал царем».
…Заподозрить Цельса в плохом знании первой главы Евангелия Матфея и широко известной истории о вифлеемской звезде и царе Ироде – вещь безосновательная.
…Все это говорит о том, что у истоков евангельской традиции Иисусу из Hазарета противостоял не сильный и могущественный владыка страны – Ирод Великий, а маленький и незначительный управитель области – тетрарх (четвертовластник) Ирод Антипа, сын Ирода Великого.
…Появление в Евангелиях фольклорных сюжетов во многом обуславливается их сравнительно поздним созданием (по сравнению с другими книгами новозаветной литературы). Время их оформления относят к концу I века н. э., но не ранее окончания первого иудейского восстания (73 г. н.э.).
…Если авторов «благой вести» (т. е. Евангелий) отделяет от правления галилейского тетрарха одно поколение, то от царствования Ирода Великого – уже два. Отсюда различное изложение материала.
…Обстановка Иудеи 30-х годов н. э. рисуется евангелистами близко к подлинной. Упоминают они и круг лиц, действующих в тот период и исторически засвидетельствованных – Понтий Пилат, Иоанн Креститель, Иродиада, Каиафа, Ирод Антипа.
…А вот события столетней давности для них уже глубокая старина – время мифическое. Поэтому опираться в расчетах при составлении хронологии основателя христианства на фольклорного «убийцу младенцев» явно неоправданно.
…Это доказывает и сама история. Вскоре после смерти Ирода Великого в Рим прибыло посольство иудеев в составе 50-ти человек – представители всех слоев населения (4 г. до н. э.).
…Императору Августу были перечислены все беззакония и преступления, совершенные царем за время его правления в Иудее.
…Hо, что удивительно, никто даже не вспомнил о кровавом злодеянии в Вифлееме и его окрестностях над беззащитными младенцами, исполненном по приказу Ирода Великого???. Оно и понятно: драматический сюжет об избиении в одночасье всех новорожденных детей города – не исторический факт.
…»Феномен Ирода» в прошлом и настоящем (главный свидетель рождения Христа) определяется его ролью отрицательного героя – «злого царя». Ко времени письменной фиксации евангельских рассказов выражение «Царь Ирод» становится именем нарицательным, как обобщенно-собирательный и художественно-фольклорный образ жестокого и коварного правителя.
…Hесомненно одно: в евангельских сказаниях незначительный местный правитель – тетрарх (четвертовластник) Ирод Антипа, сын Ирода Великого (в правление которого, в подвластной ему Галилее родился Иисус) – наделяется званием великого царя и воплощает собой позднейших Антихриста, Сатану и «Князя мира сего», которых в смертельной борьбе должен низвергнуть Христос.
Данные сведения взяты из работы:
/»Когда родился Иисус Христос?» http://tzone.kulichki.com/anomal/civil/ad.html /