Содержание
- Iconpainter’s Journal
- Христос Святого Иоанна Креста -Christ of Saint John of the Cross
- заглавие
- вдохновение
- история
- Критический прием
- Библия, изложенная для семейного чтения. Иоанн Предтеча
- Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции
- Рождество Иоанна Крестителя — дата
- 10 фактов об Иоанне Крестителе
- 10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя
- Рождество Иоанна Крестителя — Иван Купала
- Иван Купала — гадание
Iconpainter’s Journal
Наряду с Шагалом и Пикассо, Cальвадор Дали – один из самых известных художников XX века. В России даже сложился своеобразный «культ» Дали. Именно его образ с усиками-антеннами и полубезумным взглядом вспоминается при словосочетании «гениальный художник». На этот образ так много налеплено, что уже и не поймешь, кто же Дали самом деле: гений-мистификатор, о котором знают даже те, кто никогда не был в музее, или жадный шарлатан (мнение некоторых арт-критиков), католик ли он, либо фрейдист? Попробуем разобраться на примере истории одной из самых известных картин мастера.
Сальвадор Дали. «Христос святого Хуана де ла Крус». 1951г.
КОНСТРУКТИВИСТЫ ПРОТИВ СЮРРЕАЛИСТОВ
Художественно-идеологическая жизнь первой половины XX столетия проходила под знаком противостояния конструктивистов и сюрреалистов.
Конструктивизм был идеологией рационального и математически-холодного искусства. Конструктивисты видели свою цель в изменении всей жизни, структуры человеческих взаимоотношений, вида бытовых предметов, квартир, домов и даже городов. Сверхзадача конструктивизма была, разумеется, утопична — создать новое общество, существующее по началам продуманного функционализма.
Если идеалом конструктивистов был инженер-конструктор, то идеалом сюрреалистов – психоаналитик. Сюрреализм делал акцент на интуитивном, сновидческом, фантастическом. У сюрреалистов человек (художник или поэт) сам оказывался машиной сновидений, механизмом с карандашиком в руке. Следовало просто заниматься спонтанным творчеством, ни в коем случае не «включая голову», дабы не мешать процессу самовыражения. Теория Зигмунда Фрейда якобы гарантировала, что шедевр получится «сам собой»…
Мечта поэта: сюрреалисты на пикнике с обнаженными моделями.
В начале 1930-х годов Сальвадор Дали активно участвовал в триумфальном шествии сюрреализма по мировым столицам, но уже в 1934 году художника со скандалом изгоняют из группы сюрреалистов. А после того как он провозглашает себя сторонником католицизма и монархии, практически все прежние друзья рвут с ним всякие личные отношения (как известно, сюрреалисты сочувствовали коммунистам, а отнюдь не Ватикану).
КАТОЛИЧЕСКИЕ ДЕНДИ
Спрашивается, зачем фрейдисту Дали (известному своими кощунствами, манией величия и цинизмом) понадобился католицизм?
Люди, близко общавшиеся с художником, утверждают, что маску сумасшедшего гения Дали надевал ради прессы и журналистов, а дома ходил с нормальным лицом.
К тому времени существовала уже достаточно почтенная традиция взаимоотношений богемного нигилизма и католицизма. Первыми дорожку здесь протоптали французские денди, стремившиеся превратить всю свою жизнь в произведение искусства. Крайность такой эстетской позиции изображает писатель Гюисманс на примере дез Эссента из романа «Наоборот». Этот герой-денди ведет ночной образ жизни, так как свет дня ему «противится». Он проводит время в постоянном поиске все новых и новых ощущений и соблазнов. Со временем, соблазны приедаются, и хочется чего-нибудь еще более остренького, «запретного». Как писал Оскар Уайльд: «Устав бродить по вершинам, я добровольно опустился в бездну. Там я искал новых очарований. Я жаждал болезни или безумия, а скорее всего — того и другого». Оскар Уайльд убедительно показал, куда ведет этот путь на примере своего литературного героя Дориана Грэя.
Сей жутковатый идеал не оставался только на бумаге, но был на практике осуществлен вполне реальным человеком, аристократом Эриком Стенбоком. Граф Стенбок жил в XIX веке, умер в возрасте 36 лет. Он был крайне эксцентричной фигурой: гомосексуалист, декадент, наркоман, алкоголик и поэт. Стенбок был одержим сатанизмом, вампиризмом и католицизмом. В последние годы своей жизни появлялся в сопровождении своего духовника и огромной деревянной куклы ростом с человека, он называл куклу «маленьким графом» и вроде бы считал ее своим сыном… Бррр!
Как пишет исследователь дендизма Отто Манн, «Падение во зло и союз со злом не являются лишь следствием неправильного шага. Перед денди возникает здесь религиозная проблема. И он может ее решить, только если вернется в религию. Такой перелом может произойти перед лицом краха «эстетствующего» бытия. В конце романа «Наоборот» денди падает, взывая к Иисусу Христу. Писатель Гюисманс же, который здесь изобразил самого себя, уходит из дендизма в аскетизм, став монахом».
Сальвадор Дали, естественно, монахом не стал (еще бы!), и я сомневаюсь в искренности его «обращения», но художник действительно был захвачен мистическими образами, часто он принимался работать над картинами сразу после пробуждения, так как очень трепетно относился к видениям и сновидениям (привет Фрейду!). Также Дали очень любил и внимательно изучал творчество старых испанских мастеров Сурбарана и Мурильо, искренне верующих католиков, черпавших свое вдохновение в религиозных сюжетах.
Наверху — фрагмент картины «Завтрак» (1617) кисти Диего Веласкеса. Внизу – фрагмент полотна Дали «Живой натюрморт» (1956).
В 1950 году монах-кармелит Бруно де Хесус, (любивший тусоваться с интеллектуалами и художниками) рассказал Дали об одном редком старинном изображении распятия. Оно принадлежало руке поэта и писателя-мистика по имени Хуан де ла Крус. Здесь стоит сделать краткий экскурс в историю католической духовности.
ИСПАНСКИЕ МИСТИКИ, «БОСЫЕ БРАТЬЯ»
XVI век, золотой век испанской мистики, был также и временем расцвета Инквизиции. В это темное время и были явлены миру те светочи, которые позже назвали «испанскими мистиками». Самые известные из них: католические святые Тереза Авильская и ее ученик Хуан де ла Крус.
Тереза Авильская начала претворять в жизнь свои реформы в семидесятые годы XVI века. Характер у нее был хоть куда: в детстве Тереза подговорила своего младшего брата бежать из дома, чтобы погибнуть за веру в стране мавров. Конечно же, беглецов вернули. В двадцатилетнем возрасте, наперекор воле отца, Тереза ушла в кармелитский монастырь.
Мысль о необходимости вернуть орден к изначальному уставу пришла к ней после выздоровления от тяжелой болезни. Монахини уже выкопали могилу, но кризис миновал. От созерцательной жизни Тереза устремилась к активной деятельности и прошла пешком сотни километров по всей Испании, лично основывая новые обители.
Любителям искусства Тереза Авильская знакома по шикарной скульптуре Бернини «Экстаз Св. Терезы»:
По признанию Терезы Авильской, херувим проколол ее сердце огненным копием. Она писала:
Что за смертная услада —
чуять в сердце рану эту!
Боль, которой равных нету;
смерть — и жизнь, что ей награда!
ХУАН ДЕ ЛА КРУС
Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, исп. Juan de la Cruz) — католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. В 1952 был провозглашён небесным покровителем испанских поэтов. Его история такая.
Хуан родился летом 1542 года. Родители были очень бедны и Хуана отдали в приют, где он обучался ремеслам башмачника, столяра и живописца. В юности он штудировал литературу, философию и богословие у иезуитов, а средства к существованию добывал, работая в мединской больнице для сифилитиков. Вскоре, Хуан принял постриг в ордене кармелитов. В ордене был выработан очень строгий устав: бедность, аскетические упражнения, посты, долгие молитвы, физический труд. В конце XIV- начале XV века орден стал утрачивать былое влияние, и к описываемому моменту начал раскалываться на две ветви — на так называемых «обутых» и «босоногих». (Это не означает, что босоногие кармелиты в прямом смысле слова круглый год ходили босиком. Они носили сандалии на ремешках и проповедывали бедность, в отличие от «обутых», зимой надевавших теплую обувь.)
Первая встреча будущих великих реформаторов произошла летом 1567 года. Брат Хуан был очень мал ростом — Тереза, когда он впервые предстал перед ней вместе с единомышленником, воскликнула: «Слава Иисусу, у меня есть уже полтора монаха!» (Ему было тогда 25 лет, Терезе — 52 года.)
Хуан де ла Крус писал, что все видения и откровения, сколько бы их ни было, не стоят и одного смиренного поступка. Но сохранилось достоверное свидетельство об одном видении святого. Христос с келейной иконы обратился к нему и спросил: «Чего ты хочешь, брат Хуан, за твои труды?» Хуан де ла Крус ответил: «Дай мне пострадать за Тебя!». Просьба была исполнена — в тюрьме с ним обращались так, что Тереза писала испанскому королю Филиппу II: «Лучше бы он попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней».
Св. Хуан с житием. Фрагмент современой католической иконы «византийского» письма.
В крохотной каморке, куда поместили брата Хуана, источником воздуха и света служила щель под потолком шириной в два пальца. Света в зимний день было так мало, что узнику приходилось вставать на табурет, чтобы читать свой молитвослов. Одежда его истлела. Летом его мучила жара, зимой терзал холод. Ждать помощи от Папы было бесполезно. Папский наместник Сега дал клятву покончить с босоногими, подчинив их обутым и освободив от «вредоносного» влияния Терезы, которую назвал «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат», и основанию монастырей без папской лицензии».
ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ
Наступила весна, и узнику сменили тюремщика. Новый тюремщик был подобрее. Он спросил заключенного, не нужно ли ему чего-нибудь, и тот попросил карандаш и бумагу. В тюрьме он написал одно из своих самых известных произведений: «Темная ночь души».
В Авиле, в музее монастыря Воплощения, хранится рисунок, сделанный братом Хуаном незадолго до его заточения в тюрьму. Это распятие, изображенное в очень странном ракурсе — так, сверху, увидела бы его парящая птица. Впоследствии этот ракурс и использовал Сальвадор Дали в своей знаменитой картине «Христос святого Хуана де ла Крус».
Св. Хуан де ла Крус. Распятие. Ок. 1577 г.
Рисунок святого Хуана подсказал Дали идею: взглянуть на Распятие сверху. Естественно, этот рисунок явился не единственным прототипом для картины.
* * * Художник у своего полотна.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ
Возвращение Дали в любимую Каталонию связало его вновь с испанской художественной традицией, связанной с такими славными фамилиями как Веласкес и Сурбаран. В 1951 году Дали опубликовал свой «Мистический манифест». В нем он обвиняет современное искусство в атеизме, материализме и прочих грехах. Автор манифеста, Сальвадор (имя его означает «Спаситель»), обязан «спасти современную живопись от лености и хаоса». Возвратившись в Испанию, Дали вообразил себя последним в длинном ряду католических мистиков. «Я хочу, чтобы мое изображение Христа несло больше красоты и радости, чем все остальные, созданные до этого дня. Я хочу написать Христа, который будет во всех отношениях противоположностью работам материалистов и варварскому изображению Христа у Грюневальда».
Матиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. 1500—1508. Фрагмент. Тело выглядит истерзанным, кровь и шипы.
По традиции, в католицизме делается большой акцент на страдающем образе Спасителя, кульминацией которого является Распятие. Дали, по-видимому, хотелось переломить эту тенденцию, и дать «позитивный» взгляд на событие. Интересно, что и русские иконописцы также старались не нагнетать эмоции страха и ужаса, а подчеркнуть созерцательный, вневременный аспект евангельской истории.
Дионисий. Распятие. 1500 год. Третьяковская галерея, Москва
Годы, проведенные в Америке, были связаны у Дали с Голливудом, и он попросил студийного босса Джека Уорнера (тот самый, который «Уо́рнэр Бра́зэрс») помочь ему найти подходящего натурщика для картины. Уорнер устроил кастинг и подыскал для художника годную модель. На следующий день, натурщика подвесили в студии, подсветили софитами и сфотографировали в нужном ракурсе. Сделанные в голливудской студии снимки отослали в Испанию, где Дали использовал их в работе. Художник выполнил графический эскиз, а потом с некоторыми изменениями перенес его на холст.
Если кого-то смущает, что Дали «срисовывал» с фотографии (а не с натуры), то могу утешить, сказав, что и задолго до изобретения фотографии художники вовсю пользовались разнообразными оптическими приспособлениями для того, чтобы облегчить себе работу; да и вообще, здесь важен не процесс, а результат.
Работа над картиной продолжалась 5 месяцев. Размер холста — 2 метра 13 см на метр двадцать. В декабре 1951 года картина была выставлена в лондонской галерее, при большом скоплении народа и журналистов. Дали работал на публику: корчил рожи, нес новомодную чушь про протоны, электроны и ядерный мистицизм, называя себя «атомарным художником».
Сейчас полотно находится в музее Глазго, Великобритания. В нижней части картины, у подножья креста, художник изобразил вид из окна своего дома в порте Льигат.
Темнота и чернота фона в верхней части картины отсылает к строкам поэмы святого Хуана «Темная ночь души»:
Это ночь, о которой написано:
и ночь будет светла как день;
и ночь — свет мой в радость мне. (…)
О воистину блаженная ночь,
в которой соединяется земное с небесным,
человеческое с Божественным!(перевод Л. Винаровой)
Как проницательно заметил директор Британского музея Нил МакГрегор, мы имеем дело не с изображением самого́ Распятия, а с видением распятия святым Хуаном де ла Крус. Такой ход позволил Дали сосредоточиться не на исторических деталях голгофской казни, а представить Распятие как событие мирового, космического значения. Во многом это достигается совмещением на одной плоскости полотна различных точек зрения. Так, зрителю кажется, что он смотрит на Распятие сверху, одновременно, при этом, находясь на земле, на которую, в свою очередь, смотрит сверху Христос. Созерцание замыкается в некий «золотой треугольник»…
ДАЛИ И ВАТИКАН
«Христос святого Хуана де ла Крус» и другие религиозные картины принесли Дали славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католицизме его пленило «редкое совершенство замысла». Свои собственные картины художник также долго продумывал и выстраивал, во многом опираясь на достижения мастеров Возрождения и старой испанской школы.
В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII, где его Святейшеству была показана картина «Мадонна порта Льигат». Современным «работникам культуры», конечно же, не стоит обольщаться вниманием Папы к современному искусству; искусство интересно Ватикану не само по себе, а как инструмент эффективной проповеди. Скандальный мистик Дали как нельзя лучше отвечал этим ожиданиям.
Я думаю, они нашли друг друга – послевоенный католицизм, устремленный к реформам и новизне, и Дали, с его эстетской тягой к традиции и иерархии.
С. Дали. Вознесение Христа. 1958 год. Еще одна работа «католического периода». На мой взгляд, по качеству замысла она сильно уступает обсуждаемой нами картине. Как будто, упреки некоторых арт-критиков Дали в китче и безвкусице были не лишены оснований…
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: СОВЕТСКИЙ СЮР
В СССР существовал определенный «культ» Сальвадора Дали, если можно так выразиться. Дали импонировал своей таинственностью, раскованностью, а также (что немаловажно) умением рисовать в академической стилистике. Как вспоминает один из художников, «нас в Академии Художеств учили как рисовать, но ЗАЧЕМ рисовать не учили». Разрыв между мечтами и реальностью переживался болезненно. Советским художникам тоже хотелось, как Дали, бывать на аудиенции, пусть не у Папы Римского, то, хотя бы, у Патриарха Всея Руси; и расписывать прекрасные капеллы и храмы, а не опостылевшие рожи вождей КПСС.
Как саркастически высказался искусствовед Борис Гройс по поводу таких живописцев, «они хотят быть серьезными художниками — не хуже, чем авторы Ренессанса и барокко. Ими владело фантазматическое представление о том, что они, сидя в СССР, как бы одновременно находятся во Флоренции XVI века. Это эдакая восточноевропейская мечтательность. Люди сидят там у себя в каком-нибудь подвале или на чердаке и говорят: ну, вокруг грязь и слякоть, советские волки воют, а я здесь сижу и размышляю о чем-нибудь возвышенном — о дзэн-буддизме или византийской теологии. Подобную психологию 60-х годов я помню очень хорошо: это было такое возвышенно-мечтательное состояние души, которое игнорировало все исторические и прочие разрывы между собственной ситуацией и ситуацией тех людей, с которыми велся «высокий диалог». Короче: я сижу в Ижевске, но беседую с Платоном!»
Сарказм Гройса понятен, но не всем таким художникам нравилась ролевая игра в башню из слоновой кости. В некоторых людях жила тяга к Смыслу, а отсутствие его в жизни приводило к саморазрушению, внутренним двигателем здесь становилась бешеная жажда освобождения от пут всего советского космоса. Обычно это оборачивалось десоциализацией, болезнью и погружением в «темную ночь души», живыми из которой выходили далеко не все…
Одна из картин, свидетельствующая о влиянии Дали на отечественных художников. 1978 год, автор неизвестен.
Закончить этот материал мне бы хотелось обширной цитатой из воспоминаний московского художника Алексея Смирнова, которые сконденсировали в себе всю суть феномена советского сюрреализма, где фантастическими становились не картины, а вся ткань жизни в безумном хороводе концентрационной вселенной, где были свои римские Папы, капеллы и, конечно же, «темная ночь души»:
«…В те годы я понял, что ни в официальном советском искусстве, ни в нонконформистском искусстве пути для меня нет. Но у меня была отдушина – предложили отреставрировать Храм на птичке, то есть около птичьего рынка на Калитниковском кладбище. Храм никогда не закрывался, это было позднеклассическое сооружение с куполом школы Матвея Казакова и с колокольней середины девятнадцатого века. … Вокруг церкви было огромное кладбище с очень частым лабиринтом могил с железными решетками. Осенью и весной на кладбище с птичьего рынка забредали пьяницы, бродяги и спившиеся проститутки. Они пьянствовали на могилах и там засыпали. Ночью, проснувшись от холода, они пытались выбраться из лабиринта могил и иногда застревали между решетками. И тогда страшно орали и выли. Им подвывали бродячие собаки. Возникала жуткая какофония. Для непривычного человека ночью на кладбище было довольно жутковато, с разных сторон раздавался человечий и собачий вой, перемежающийся матом. В храме были ночные сторожихи, пожилые женщины. Они в ужасе крестились и боялись выходить.
От птичьего рынка к кладбищу вела старая аллея. По воскресеньям вдоль нее стояли трясущиеся алкоголики и продавали краденых со всей Москвы породистых собак, которые надрывались от многособачества и незнакомого места. Каких тут только не было пород: доги, пойнтеры, сеттеры, полукровки и просто дворняжки. Непроданных собак алкоголики бросали, и они жили на кладбище, объединяясь в большие довольно опасные стаи, бросавшиеся на прохожих. Меня животные всегда любили, и я, проходя по кладбищу ночью, подкармливал собак баранками и конфетами с кануна (канун – поминальный столик с свечами и поминальной пищей), которые запасал заранее. Одна из сторожих, живших неподалеку от кладбища, рассказывала мне ужасающие истории из времен ее довоенного детства. Она и все жители соседних с кладбищем домов видели из окон, как во рвы вокруг кладбища чекисты свозили огромное количество мертвых голых мужских и женских тел. Подъезжала хлебная, обитая изнутри оцинкованным железом машина, выходило двое чекистов в кожаных черных фартуках и перчатках и специальными крючьями, чтобы не замараться, зацепляли трупы и стаскивали их в ямы. Местные могильщики присыпали трупы землей. Иногда в день приезжало пять-шесть хлебных машин-труповозок. «И всё молодые и такие гожие тела были, особенно женщины – одни красотки, – рассказывала старушка. – Лет пятнадцать возили их, почти до сорокового года, тышши тут лежат, целый город закопан».
От этих рассказов делалось как-то не по себе. По-видимому, на Калитниковское кладбище свозили перебитую московскую элиту. Здесь ОГПУ и НКВД устроили один из своих массовых могильников. Я хорошо знал эту старушку, много с ней говорил, она не была способна врать.
В Калитниковскую церковь меня пригласил реставратор высшей квалификации Борис Семенович Виноградов. Это был очень способный пролетарий из подмосковных бараков. Он воевал на фронте, потом учился в Московском художественном училище имени 1905 года, потом писал пейзажи в стиле Коровина. Цвет он хорошо чувствовал. Сдавал пейзажи в салон, неплохо зарабатывал, но потом в московской областной художественной организации появился партийный фюрер – посредственный пейзажист Полюшенко, захвативший все заказы, и очень много подмосковных живописцев осталось без куска хлеба. Тогда Борис Семенович стал жестоко пить и сделался реставратором икон. Пил он чудовищно, у Бориса Семеновича уже очень давно была белая горячка. Сидя на лесах, я со скуки внушал ему, что он последний индейский вождь из племени сиу, а кругом по лесам ползают анаконды и ягуары. Он ревел на всю церковь: «Я сиу! Анаконда, анаконда!», а церковные работники и священники говорили ему: «Она у вас, Борис Семенович, зеленого цвета». Его бы выгнали из церкви, но я всегда был трезв, моя работа их устраивала, и мы успешно сотрудничали.
В Калитниках мне разрешили работать, так как я не шумлю на лесах во время служб, и с тех пор я привык постоянно слушать церковное пение и под него писать в храмах. Вошло в привычку мешать краски, писать лики, слушая церковное пение. От этого делалось легче на душе. Уже тогда я пристрастился спать на лесах на вонючих пролетарских ватниках, где мне было вполне уютно, и понял, что кроме одичалых русских храмов для меня нет другой земли. Помогать мне приезжали мои тогдашние приятели, ныне покойный Юра Титов, заезжал и Саша Харитонов, и поэт Евгений Головин, и его друзья-мистики, и писатель Мамлеев с его маразматическими последователями. И все очень хорошо добротно закусывали и выпивали разбавленное кипятком армянское вино. Мне интересно было наблюдать и своих друзей-нонконформистов в условиях действующего храма. Сам я никогда не кощунствовал, не прикасался к престолам, реликвиям, грубо не выражался, выходя и входя в храм, всегда крестился, прикладывался к иконе Богородицы, а большинство друзей относилось к храму по-другому. Им многое было странно, они были чужды русской церковной традиции. Только некоторые чувствовали себя в храме по-другому, чем в квартире. Я бы сказал, благоговейно.
В любом храме любой конфессии имеется особая мистическая атмосфера, постоянное повторение текстов, молитв, общение верующих с Богом создает особый сгусток высшей энергии. Даже разрушенные и оскверненные большевиками храмы сохранили в себе эту особую атмосферу намоленности и благодати. В сатанинских храмах я не бывал, людей, одержимых бесом, я всегда избегал и внутренне остерегался, и поэтому все связанное с их черными культами мне неизвестно и страшно. С моей точки зрения, человек столь изначально слабое, беззащитное создание, что любой вид сатанинской гордыни противопоказан людям, чье временное пребывание на земле окружено страшными мистическими, изначально вневременными, тайнами.
Но в жизни каждого человека бывают светлые полосы, не отягощенные болезнями и предательством. У меня такой светлый период был связан с Калитниковским кладбищем и еще с двумя храмами, где я работал и где было душевно легко. А я работал в десятках храмов и в кафедральных соборах и всюду видел борьбу света и тьмы, и, как правило, побеждала тьма… Как восточному славянину, мне всегда радостно от карнавального и публичного праздника и жизни, и религии. А в Калитниках была роскошь неразрушенного храма, пышность служб, разнообразие собачьего и человеческого окружения кладбища, и эта декорация сопрягалась с ужасами расстрельных ям, душами там погибших, витавшими над этими местами. Налицо был полный комплекс всех духовных компонентов России, и мне всегда туда хотелось ехать, и работалось там легко и радостно, и кисть сама бежала по стенам храма».Tags: искусство, культур-мультур
Христос Святого Иоанна Креста -Christ of Saint John of the Cross
Сальвадор Дали
Масло на холсте
205 см х 116 см (80,7 × в 45.67 в)
Kelvingrove Художественная галерея и музей , Глазго
Христос Святого Иоанна Креста является картина Сальвадора Дали сделал в 1951 году изображает Иисуса Христа на кресте в затемненном небе плавающим над телом водыкомплекте с лодки и рыбаков. Хотя это изображение на распятии , она лишена ногтей, крови и тернового венца, потому что, по словам Дали, он был убежден в сончто эти функции будут омрачать его изображением Христа. Также во сне, важностьизображением Христа в крайнем углу очевидной в картине было открыто ему.
заглавие
Распятие эскиз Святого Иоанна Креста , с. 1550, который вдохновил Дали
Картина известна как Христос Святого Иоанна Креста , потому что его дизайн на основе рисунка испанского монаха 16-го века Джоном Креста . Состав Христа также основано на треугольнике и окружности (треугольник , образованный руками Христа; круг формируется головы Христа). Треугольник, так как она имеет три стороны, можно рассматривать в качестве ссылки на Троицу , а круг может быть намеком на платоновскую мысль . Круг представляет собой единство: все вещи существуют в «три» , а в четыре, весело ли они.
вдохновение
На дне его исследований для живописи, Dalí объяснил свое вдохновение: «В первую очередь, в 1950 году у меня был„космический сон“, в котором я видел это изображение в цвете, и который во сне представлял»ядро атом.’ Это ядро позже взял на метафизическом смысле, я считал это «само единство вселенной,» Христом «!
Для того , чтобы создать фигуру Христа, Dalí был голливудский каскадер Рассел Сондерс отстранен от накладных козловых, чтобы он мог видеть , как тело будет появляться от желаемого угла , а также предусмотреть силы тяжести на теле человека. Изображен водоем залив Порт Lligat , резиденции Дали в то время картины.
история
Живописные и права на интеллектуальную собственность были приобретены Глазго Corporation в 1952 году Том Honeyman , затем директор Глазго музеев. Honeyman купил картину за £ 8200, а цена считается высокой в то время , хотя он был меньше каталожной цены £ 12000, а также включены авторские права, который заработал в Глазго Museums обратно первоначальную стоимость во много раз.
Покупка была противоречивой и петиция против него, утверждая , что деньги должны быть потрачены на выставочной площади для местных художников, была представлена в горсовет студентов в Глазго школе искусств . Спор вызвал Honeyman и Dalí стать друзьями, соответствующим друг с другом в течение многих лет после первоначального приобретения.
Картина первая пошла на выставке города Келвингров Художественная галерея и музей 23 июня 1952. В 1961 посетитель напал на картину с камнем и порвал полотно руками. Он был успешно восстановлен в течение нескольких месяцев консерваторов в Kelvingrove и вернулся на всеобщее обозрение. В 1993 году картина была перенесена в города Санкт — Мунго Музей религиозной жизни и искусства , но вернулся в Kelvingrove для его повторного открытия в июле 2006 года выиграл опрос , чтобы решить Шотландии любимая картина «s в 2006 году с 29% голосов ,
Критический прием
Эта картина продолжает порождать споры. На момент его покупки Honeyman, вердикт современной художественной критики в том , что производство такой традиционной живописи был трюком художником уже известным своим сюрреализм. В 2009 году The Guardian искусствовед Джонатан Джонс , описал его как » китч и аляповатый», но отметил , что картина была «лучше или хуже, наверное, самый выносливый видение распятия окрашенного в 20 — м веке.»
В мае 2013 года , в BBC Radio 4 «s Great Lives , британский поэт Джон Купер Кларк описал этот образ как совершенно отличаются от любого другого образа распятия, так как угол зрения передает подвесную боль этого метода казни, в то время скрывается как обычно clichéd выражения лица обычно встречаются в таких изображениях.
Библия, изложенная для семейного чтения. Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча в пустыни
Иоанн Предтеча. Мозаика собора св. Софии в Константинополе В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню, и пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское. Как возрастал он пред лицем единого Бога, как вел внутреннюю борьбу, удел всякого человека, это миру неизвестно. Мир узнал его лишь тогда, когда он явился во всей красоте и высоте своего непорочного, вдохновенного духа проповедовать людям путь спасения, покаяние и пришествие Спасителя мира. Пред людьми предстал он «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35). «Был человек, посланный от Бога, — повествует о нем святой евангелист Иоанн Богослов. — Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 6–8).
И вот, «исполнились времена», и выступил из пустыни на служение людям великий пустынник и, послушный своему призванию, стал приготовлять людям путь к принятию возвещенного Спасителя, к восприятию Божественного учения Его сердцами просветленными и очищенными, омытыми, как водою, слезами спасительного покаяния.
Проповедь покаяния
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (см. Ис. 40, 3). Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата (которою веют хлеб) Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». (Мф. 3, 1–12)
«И спрашивал его народ: что же нам делать?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Многое и другое благовествовал он народу, поучая его». (Лк. 3, 10–14, 18)
Свидетельство Иоанна об Иисусе Христе
«Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он (Лк. 3, 15), вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
А посланные были из фарисеев. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Ин. 1, 19–28)
Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции
7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника.
Рождество Иоанна Крестителя — дата
Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю).
10 фактов об Иоанне Крестителе
Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).
Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.
Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.
Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.
Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.
Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.
Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне и носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Акриды — это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии. Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ). Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.
Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.
Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя
Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.
До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1:25)). Супруги недоумевали:т они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 — 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.
Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын. Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца. Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.
Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей — Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).
Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.
Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.
Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.
Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима — Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.
По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.
Рождество Иоанна Крестителя — Иван Купала
Иван Купала — языческий славянский праздник — в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, хотя многие традиции и обряды оказались очень живучими.
Иван Купала — гадание
На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:
«Если вы хотите свести счеты с жизнью, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина».