Содержание
- Работать нельзя творить
- «Я работаю двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, и отдыхаю я столько же»
- Персональный космос
- «Я дорабатываю иллюстрацию до тех пор, пока она у меня не вызывает дикий восторг!»
- «Ты никогда не узнаешь, что «твое», пока не попробуешь все возможные варианты»
- «Очень люблю рисовать глаза! Как в портрете карандашом, так и акварелью, когда рисую животных»
- «Вдохновить человека своей работой дорогого стоит, для меня это очень важно!»
- «Отдача для меня безумно важна! У меня даже есть тетрадочка, куда я уже на протяжении года выписываю сообщения от людей, которые следят за моим творчеством!»
- «Мне часто говорят, что я все вижу в «розовых очках» — порой у меня детский, наивный взгляд на мир, и я бываю слишком открытой»
- Куда стремится сердце
- «Ни дня не могу прожить без улыбки! Серьезно! А вообще, без красивого неба, заката, рассвета мне тяжко, если пару дней подряд не вижу природной красоты, мне становится грустно…»
- Вместо постскриптума…
- Комментарии 13
- Интервью с художником
- ПОГОВОРИТЬ С ХУДОЖНИКОМ, ИЛИ СТО ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ
- Рекомендация «Как анализировать картину»
- Викторина для школьников с ответами по теме Живопись
- Викторина о живописи для школьников
- Как описать картину: план и пример описания
- Зачем вам это?
- С чего начать описание картины
- План
- Пример описания
Работать нельзя творить
Таня, что особенно вы любили рисовать в детстве? Зверей, птиц, природу или, может быть, портреты?
Зверей!!! В детстве я тоже любила их рисовать. И природу…
Помните свой первый заказ?
Помню, конечно! Парень заказал свой портрет в черно-белом исполнении. Думаю, только для того, чтобы со мной познакомиться, и у него это получилось, мы до сих пор общаемся (улыбается).
«Я работаю двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, и отдыхаю я столько же»
Насколько известно, раньше вы работали в офисе. Почему ушли в «свободное плаванье», и тяжело ли далось это решение? Что могло бы подвигнуть вас вновь вернуться в режим «с девяти до шести»?
Да, полгода работала архитектором. Работа начинающего специалиста после вуза, знаете, совсем не творческая — сидеть в офисе с восьми до пяти за компьютером и чертить целыми днями. Это не для меня! Хотя мне частенько давали творческие задания, но после того, как я поняла, что могу себя обеспечить, не работая как киборг, я ни секунды не сомневалась! Это буквально было так: сегодня я решила уволиться — завтра я уже это сделала! А чего тянуть-то? (улыбается) Друзья и коллеги были в шоке, но искренне радовались моему решению! Родители долго не понимали, но теперь меня всячески поддерживают. Вернуться? Как ни странно, спустя полтора года «свободного плавания», я частенько подумывала об этом… Дело в том, что как бы это ни звучало на деле, тебе нужно контролировать свою жизнь всегда и везде! Нельзя расслабляться, иначе можешь лежа на боку прожить всю жизнь. Нужно самой себя мотивировать постоянно, что-то делать, развиваться! Это огромная работа над собой! Мне сложно планировать отпуск, потому что нет «окна», когда я могу позволить себе вообще ничего не делать. Как я люблю повторять, я работаю двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, и отдыхаю я столько же…
Персональный космос
Как бы вы сами определили свой стиль?
Стиль… Ооооох, не знаю! Мне постоянно говорят, что у меня классная, узнаваемая манера, что мою работу сразу видно, но (!) я понятия не имею, какой у меня стиль! Честное слово! Я так много и так часто пробую что-то новое, экспериментирую с материалами, что не могу загнать свои работы в рамки какого-то одного стиля.
Есть ли у вас профессиональные «любимчики»: приемы, инструменты или методы работы?
Обожаю мастихин! (от итал. mestichino, инструмент используется в масляной живописи вместо кисти для нанесения густой краски на холст ровным слоем или рельефными мазками, для смешивания красок и очистки палитры — прим. Soul sisters) Узнала о его существовании меньше года назад, даже первое время, работая им, не знала название этого инструмента, но сейчас ни одна работа маслом без него не обходится.
Очень нравится, как вы владеете акварелью, как сочетаете цвета… Но ваши работы привлекают не только виртуозным техническим исполнением, но и своими идеями. Что для вас самой первостепенно – уникальный творческий замысел или уровень реализации?
Спасибо, мне всегда приятно слышать и знать, что мои работы «цепляют». Это сложный вопрос, но у меня есть такие идеи, которые я до сих пор не смогла реализовать. То есть работа с крутым смыслом, но я начала рисовать и получилось не так, как представляла — я просто убрала ее «в стол», значит ее время еще не пришло. У меня так: я дорабатываю иллюстрацию до тех пор, пока она у меня не вызывает дикий восторг! Вот, например, мой логотип — банка, оригинал этой банки я нарисовала за десять минут, причем сначала это был черновик, я вообще не старалась и позволяла себе рисовать, как чувствую, не боясь, что испорчу. А потом я взялась за чистовик, и это, конечно, было уже не то, в итоге я работала с черновиком… К чему я это? Над этой банкой я потом еще сидела в графическом редакторе, пока не поняла, что она — идеальна, и я готова лицезреть ее каждый день, сделав своим лого (улыбается). По-моему, спрашивали вы немного о другом…
«Я дорабатываю иллюстрацию до тех пор, пока она у меня не вызывает дикий восторг!»
Как часто решаетесь на эксперименты? Можете вспомнить наиболее яркий из них? И вообще, что на ваш взгляд, лучше: быть специалистом узкого профиля, лучшим в своей нише, не распыляясь на разные жанры; или же, наоборот, постоянно находиться в поиске, искать новые источники вдохновения, пробовать новые техники?
Я определенно за развитие! Очень люблю фразу: «единственное, что ты можешь улучшать БЕСКОНЕЧНО, это ты САМ!». И данное утверждение, конечно, не только к творчеству относится. Когда изучаешь что-то новое, не свойственное тебе, мозг омолаживается, открывается новый потенциал. Так, когда я только начинала рисовать — создавала портреты и, достигнув определенного уровня, думала: «Вот оно — мое призвание!». Но в итоге, мне это быстро надоело, и я попробовала пастель, акварель, акрил, а потом и масло! И на каждом этапе, говорила «вот оно!», поэтому развитие для меня — все. Ты никогда не узнаешь, что «твое», пока не попробуешь все возможные варианты!
«Ты никогда не узнаешь, что «твое», пока не попробуешь все возможные варианты»
Расскажите о своей работе поподробнее, так интересно заглянуть в мастерскую художника! Над каким этапом работать сложнее всего? Какой самый любимый?
Зависит от материала и самой работы. Если это картина маслом, самое «нелюбимое» — начало, когда работа похожа на детские каляки. И вроде бы в голове есть четкое представление, как картина будет выглядеть в итоге, но в этот переломный момент меня часто «выбивает» — и после первой пары часов я часто перестаю чувствовать вдохновение, кладу кисть и могу не притрагиваться к работе несколько недель, а то и месяцев (если это не заказ). А любимый… Очень люблю рисовать глаза! Как в портрете карандашом, так и акварелью, когда рисую животных.
«Очень люблю рисовать глаза! Как в портрете карандашом, так и акварелью, когда рисую животных»
Следите ли вы за тенденциями и модными веяниями в живописи, иллюстрации и т.д.? В последнее время, к примеру, все начали делать sketchbook-art, рисовать маркерами… Как относитесь к подобным массовым увлечениям?
Честно? Вообще не слежу, мало того за тенденциями, ни за кем из иллюстраторов или художников, если только за очень-очень редким исключением. Маркерами никогда не рисовала, даже не пробовала, все хочу-хочу, видимо, не время еще для меня.
Что, как вам кажется, транслируют ваши рисунки? И какое впечатление они должны производить на зрителя?
Мне часто пишут о том, что мои работы очень вдохновляют, они атмосферные и в них чувствуется душа! Когда я получаю такие письма, приходит осознание — значит, я все делаю правильно. Вообще, вдохновить человека своей работой это дорогого стоит, для меня это очень важно!
«Вдохновить человека своей работой дорогого стоит, для меня это очень важно!»
Если меня попросят перечислить ассоциации, которые возникают в моей голове при слове «космос», то сначала это будет «темнота со звездочками», а потом – непременно! – Таня Шашкина и та самая, знаменитая баночка «I need more space». Потому что многие ваши работы так или иначе связаны с космосом. Расскажите про ваши с ним взаимоотношения. Откуда такая любовь? У вас, если не ошибаюсь, даже «космическая» татуировка есть?
В самое сердце!!! А когда совершенно незнакомые люди присылают мне фотографии космоса со словами «напомнило о тебе», это прооооосто восторг! Я у людей ассоциируюсь с космосом!!! Ну разве это не волшебно?! (улыбается). Татуировка, да, на плече, там мой персональный космос, он всегда со мной и ведет меня в нужном направлении. С космосом у меня связь появилась, когда я круто поменяла жизнь, решила заниматься тем, чем хочу! Сейчас я вообще перестала делать то, что не приносит мне удовольствие, начиная от заказов, заканчивая простыми жизненными вещами. Связь еще налаживается, но по сути все, что я хочу, приходит ко мне… Иногда доходит до смешного. Я думаю: «Ой, что-то я давно не рисовала портреты, взяла бы парочку таких заказов», и на следующий день мне пишут или звонят с просьбой нарисовать портрет, бывало, что и в тот же вечер. Но, чтобы это работало, нужно прокачивать свое духовное «Я» (улыбается).
Творческий кризис уже приходилось переживать? Как справляетесь с этими периодами? Случается ли рисовать через силу?
Конечно, у каждого бывают такие моменты. У меня обычно зимой — я становлюсь похожа на тюленя, который ничего не хочет делать. В таком состоянии не особо рвусь рисовать, ничего хорошего из этого все равно не выйдет. Стараюсь творить только в те моменты, когда действительно чувствую сильное вдохновение. Особенно, если речь идет о картине маслом! Как выйти из кризиса? Ой, тут панацеи нет, нужно поднимать дух всячески, но не шоколадками, а новыми местами. Отправиться в путешествие, если нет возможности уехать, погулять по родному городу… Мне помогает.
«Отдача для меня безумно важна!
У меня даже есть тетрадочка, куда я уже на протяжении года выписываю сообщения от людей, которые следят за моим творчеством!»
Насколько важна для вас обратная связь: реакция людей, рассматривающих ваши работы? Вас трогают их эмоции: восхищение, возможно, критика или равнодушие?
Я гиперэмоциональная! Однажды мне сказали: «Ты умрешь либо от переизбытка эмоций, либо от сахарного диабета» (смеется). Я не умею скрывать чувства, как бы ни старалась! Каждый раз, каааааждый раз, когда я вижу очередной закат (а в моей жизни было много невероятных закатов), я охаю и ахаю, даже наедине с собой… Отдача для меня безумно важна! У меня даже есть тетрадочка, куда я уже на протяжении года выписываю сообщения от людей, которые следят за моим творчеством! Мне часто пишут: «Тебе, наверное, все так говорят, и надоело уже слышать, но ты потрясающе рисуешь…». Так вот, я не понимаю, как к этому можно привыкнуть, и как это может вообще надоесть!? Я творю, искренне делюсь этим с миром и получаю обратную связь, которая помогает мне творить дальше. Это естественный круговорот, без которого творчество теряет всякий смысл!
Поделитесь своими главными принципами в работе с заказчиками. Как удается находить общий язык с капризными, непоследовательными, «трудными» клиентами?
За время моего «свободного плавания» у меня выработались правила, которым я следую. Я никогда не берусь за заказ, если он мне не нравится, сколько бы за него не предлагали. Никогда не грублю, даже если и стоило бы. Люди разные… Бывает, пишут свои мысли по поводу: как лучше было бы нарисовать то или иное, меня это внутренне «дергает» (потому что как можно состоявшемуся художнику вообще такое говорить?).
Случалось ли отказываться от хорошего, гармоничного решения просто потому, что «вот здесь что-то не то, не знаю, может быть поэкспериментировать с цветом или вообще все переделать»? Как поступаете в подобных ситуациях?
Знаменитая фраза — «я художник, я так вижу» тут как нельзя кстати! Я могу воспринять совет только от тех, чье мнение для меня действительно важно, и таких людей меньше, чем пальцев на одной руке, но при этом, я никогда не выплескиваю это наружу, не вижу смысла… Если человек обратился ко мне, значит ему нравится то, что я делаю, должно быть доверие. Не люблю, когда заказчики контролируют весь процесс, но, слава богу, таких очень мало. Обычно мне говорят: «Таня, я тебе полностью доверяю», обожаю эту фразу! Это развязывает руки, и ты творишь… (улыбается). На самом деле, у меня замечательные заказчики! Правда!
«Мне часто говорят, что я все вижу в «розовых очках» — порой у меня детский, наивный взгляд на мир, и я бываю слишком открытой»
Художнику необходима не только эмоциональная подпитка, но профессиональный рост. Скажите, что помогает лично вам оттачивать свое мастерство?
Безусловно, практика. С каждой новой работой я совершенствую свои навыки. И еще один важный момент: я не рисую «по шаблону». Всегда позволяю себе «ляпы», кляксы; редко продумываю заранее, в какой технике буду рисовать, очень много фишек своих я приобрела как раз импровизацией.
Говорят, что художникам и поэтам открыто больше, чем простым смертным; согласны ли вы с этим утверждением?
Да, согласна… Но скорее с тем, что творческие люди любят, видят и чувствуют окружающий мир совсем иначе! Мне всегда было интересно посмотреть глазами «обычного» человека, замечает ли он всю эту красоту? Мне вообще часто говорят, что я все вижу в «розовых очках» — порой у меня детский, наивный взгляд на мир, и я бываю слишком открытой. Раньше мне это мешало, но лишь потому, что люди, окружавшие меня, были совершенно другими (я говорю про школу и университет), эти мои качества скорее считались слабостью, и многие этим пользовались. Но сейчас я очень рада, что я такая, какая есть!
Куда стремится сердце
Как выстраиваете свой обычный день? Много ли времени удается «сэкономить» для себя и своих близких?
Всегда по-разному. Иногда я могу себе позволить несколько дней вообще не рисовать, а только гулять по городу и проводить время с друзьями. Бывает и так, что времени нет даже ответить на смс, но я люблю такую загруженность, это держит меня в тонусе! Долго отдыхать не люблю, потому что это чревато: можно уйти в загул (смеется).
В микроблоге вы иногда рассказываете читателям о своих необычных снах. Какую роль играют сновидения в вашей жизни? Случалось ли, что приснившееся оберегало, или, наоборот, подталкивало на что-то?
Сны — крутая штука. Они у меня всегда яркие и позитивные! Но я не припомню вещих снов или что-то в этом духе… Просто они настолько реалистичные, что, проснувшись, невольно задаешь себе вопрос «а это было на самом деле или мне приснилось?».
«Ни дня не могу прожить без улыбки! Серьезно! А вообще, без красивого неба, заката, рассвета мне тяжко, если пару дней подряд не вижу природной красоты, мне становится грустно…»
Таня, что помогает «отдохнуть душой»? Какие занятия являются для вас источником вдохновения?
Созерцание! Я визуал по натуре, для меня важно видеть природу, архитектуру, красивых людей… И музыка. Музыка определенно играет не последнюю роль в моей жизни. Еще безумно вдохновляют люди, с которыми ты на одной волне. Я могу целый день потратить просто на переписку с интересным мне человеком.
Есть ли у вас какое-то любимое изречение или цитата, которая помогает по жизни?
Таких цитат очень много… Самую любимую я писала выше, вот еще одна: «Найди себе работу по душе, тогда тебе не придется работать ни одного дня в жизни».
Чем бы вы хотели заниматься, скажем, через двадцать лет?
Если честно, у меня нет настолько далеких планов. Моя жизнь так стремительно меняется, что просто нет смысла это делать. Буквально два года назад я думала, что быть мне архитектором и жить в Самаре, но и то, и другое уже в прошлом…
Вместо постскриптума…
Если бы вас попросили нарисовать Вдохновение, какой образ вы бы придумали?
У меня есть одна работа, в нежных пастельных тонах, там красивые подтеки и сочетания цветов. Когда я ее нарисовала, мне нужно было дать ей название, и назвала я ее — «Вдохновение». Вот так оно и выглядит. Это самая любимая моя абстрактная работа, у меня и чехол на телефоне с этим рисунком, я никогда его не снимаю.
-Татьяна Шашкина
Больше интересных бесед…
Благодарим Евгению Долбилову за помощь в подготовке и организации интервью.
Фото героини Аня Латария
Комментарии 13
Интервью с художницей. Татьяна Гладкова.
Страница художницы
Сегодня с удовольствием представляю вашему вниманию мое интервью с талантливым художником и красивой женщиной Татьяной Гладковой. Гладкова Татьяна – член Союза Дизайнеров Москвы, Международного Художественного Фонда и Профессионального Союза художников
1. Добрый день, Татьяна! Расскажите немного о себе)
Я — художник, веду творческий образ жизни, люблю путешествовать, участвую в выставках, общаюсь с друзьями, творческими людьми и, конечно же, пишу картины.
2. Татьяна, Вы родились в очень красивом месте. Могло это повлиять на Ваш выбор творческого пути ? Как и когда к Вам пришло решение стать художником?
Я родилась в Алтайском крае. Край красивый. Леса и луга. Простор! Сочные цвета и пышущее буйство красок, солнце заливает просторы весной. Возможно, поэтому я и старюсь вложить в свои работы это настроение.
3. Что Вы в детстве любили рисовать?
В детстве рисовала также и столько же, сколько рисуют все дети и скорее всего принцесс, не помню. Это была шалость и никто не собирал мои рисунки. Родители, да и я сама не подозревали, что стану художником. Но точно помню, что в 7 или 8 лет хотели отдать меня в художественную школу, но поблизости такой не оказалось. И только будучи в 8 классе, я впервые пошла учиться рисованию. И рада тому, что рядом оказался педагог, который что-то тогда разглядел во мне и посоветовал пойти учиться дальше. От учебы в училище испытывала удовольствие, но потом долгие 10 лет не брала кисти в руки, не было ни желания, ни цели.
4.Вы родились в творческой семье?
Мои родители инженеры, а вот мой дедушка (по папиной линии) был самоучкой и писал картины так, как чувствовал и видел. Наверно, какие то способности передались и мне. Я видела его работы. Они мне нравились. Ещё он сочинял красивые рассказы. Но все это потерялось во времени.
5. Вы больше любите писать маслом?
Наверное, да. Люблю масло, люблю его запах, еще со времен учебы в училище. Мне нравится возможности работы маслом. Ещё люблю акварель, за её прозрачность и легкость.
6. Вы любите натюрморты? Что Вас привлекает в них? Как Вы создаете композицию? Это порыв или Вы вынашиваете свои картины? В процессе работы композиция видоизменяется?
Люблю! Иногда – это порыв, а иногда сюжет работы вынашивается месяцами, годами. Нравится придумывать сюжеты, например, работа «Мелодия мартовского утра» — история раннего утра 8 марта, как я его вижу.
Бывает сначала рождается идея натюрморта, собирается материал, продумывается композиция, а потом уже пишется. Иногда бывает так – появились в доме живые цветы, и срочно ставится постановка! Видоизменяется ли постановка? Как правило, да. Любая композиция в процессе работы видоизменяется и совершенствуется. Что-то убирается, что-то дополняется. Много работаю с цветом. Бывает, что некоторые куски переписываю по несколько раз. Казалось бы завершила, но нет внутреннего удовлетворения, что-то не нравится.
Беру мастихин и соскребаю слой краски до холста. Потом день, два прихожу в себя, не могу приступить к работе. В общем, — это и есть процесс творчества для меня! Для меня работы это как рассказы. В которые я вкладываю свои мысли, чувства и повествую о счастье жизни.
7. У Вас много портретных работ. На них и детишки, и взрослые, и люди преклонного возраста. Вы рисуете их с натуры? Есть ли какие-то критерии, по которым Вы выбираете героев своих картин?
Да, портреты меня интересуют… Но я не пишу портреты на заказ. Это хороший заработок, но портреты на заказ ограничивают свободу художника. Конечно, интересно бывает вписать личность в другую эпоху, в венецианский интерьер, парчовые платья. Но это уже не творчество, а более ремесло. Да и времени отнимает много. При том, что мысли идут не на философию духовности, а философию интерьера. Поэтому я стараюсь, что бы у меня были, если можно так выразиться, не просто портреты в интерьере. Что бы при их просмотре зритель мог задуматься. Портреты должны вызывать живой интерес зрителя. Фактически это не портреты, а живые символы жизни каждого человека. Ну, кому интересен чужой человек, чужая бабушка или ребенок. Посмотрев на картину, зритель должен ассоциировать изображаемое с собой, своими чувствами. Только тогда работа чего-то стоит. Раньше я писала портреты целиком с натуры. Теперь же я предпочитаю по эскизам, фотографиям и по памяти. На портретах люди не такие как они есть в жизни. Это несколько идеализированные портреты, с воплощением моих задумок и вложенными в их образы сюжетами. Это более творческий процесс. Я пытаюсь не просто раскрыть личности, это скорее сюжетные линии. Мне интересно показать или рассказать своими портретами истории, мной задуманные для этих людей. Вложить немного философии. Так создавался портрет «Письмо от внука», «Галарина», «Ангелы рядом…».
Интересно то, что эти работы вызывали не только неоднозначное отношение, но большое обсуждение на просторах интернета, на художественных сайтах.
8. Кстати, а как Вы относитесь к представлению своих работ в интернете? И критикуют ли Ваше творчество?
К представлению своих работ в интернете, так же как и к выставкам, отношусь очень положительно. Во-первых — это неограниченный круг новых зрителей, а следовательно, больше людей знакомится с моим творчеством. Во-вторых – это высказывание независимых новых для меня мнений, которые я обязательно учитываю и ориентируюсь на них в своём дальнейшем творчестве. Конечно, не со всеми я согласна. Иногда завязывается целый диспут. Но обсуждения всегда интересно читать и участвовать в них. Критикуют? О ещё как порою критикуют. Особенно обвиняют в том, что выставляю в Интернете фотографии, обработанные в Photoshop. Наиболее рьяные приезжают специально на выставки, что бы убедиться, что их обманывают. Но… когда видят воочию, то снимают обвинения. Как раз именно на Artnow, в своё время, развернулся нешуточный диспут вокруг работы «Письмо от внука».
Сначала обвиняли в том, что это не живопись, а фотография.Потом обвиняли в заимствовании сюжета у Локтионова «Письмо с фронта». Но, в конце концов, признали и самобытность, и независимость линии повествования, признали как работу, продолжающую тему патриотизма в современных условиях. Часто обсуждения эти носят развернутый характер, не ограничиваясь банальным «нравится» – «не нравится». Особенно я благодарна таким замечательным сайтам, как Artnow и Artlib, где, в свое время, прошли бурные обсуждения моих работ. Кстати, от Artnow я представлялась на выставке, посвященной 65 летию Победы «Наша победа – наш мир» и моя работа выиграла в конкурсе. Единственное, в чем не было обвинений — это в плагиате. Я же периодически нахожу свои работы, выдаваемые другими художниками за свои. Встречала копии и на вернисаже в Измайлово, у ЦДХ и на Старом Арбате. Одна такая копия, конечно же подписанная другим художником, хранится у меня. Сначала это меня очень огорчало. Но теперь отношусь к этому философски: раз мои работы стоят в копиях рядом с такими художниками, мастерство которых оценил весь мир, значит и у меня есть надежда…
9. Татьяна, у Вас много картин с игрушками. Это воспоминание о своем детстве? Каким Вы его помните?
Детство? Вы знаете, мало помню что из детства. В основном о времени, проведенном в деревне у бабушки. Босоногое детство с бутербродом в руке. Бутербродом с маслом, посыпанным сахарным песком. В детстве так было много дел: вишни и яблоки у соседей попробовать, всех кошек с собаками погладить, бездомных домой притащить. А то, что у меня появилось новое направление в моих работах — портреты мишек, то это вовсе не из детства. Я никогда не любила плюшевых мишек, у меня их и не было. Помню, была только одна обезьянка и большая кукла с меня ростом. Где-то лет шесть, семь назад я случайно попала на выставку игрушек. Там были куклы, мишки, маски. Что-то понравилось, что-то нет. Особого впечатления выставка на меня не произвела. Но что обратило на себя внимание – это лица людей, делающих этих кукол и мишек. Их одухотворенность, любовь к своим «питомцам» и, если можно так сказать, положительная энергетика. Четыре года назад, как то на просторах Интернета увидела декоративные работы одной американской художницы с мишками (чем-то они меня зацепили) и подумала – а почему бы мне не попробовать? Но поняла, что я не хочу как у неё. Когда мишка — просто красивая картинка на открытке. Мишки должны быть как люди, как живые. Они должны жить своей красивой жизнью. И здесь я вспомнила про ту выставку мишек и кукол, где были такие замечательные положительные эмоции. В картинах должен быть свой красивый сюжет и мишки должны быть авторские, ручной работы, чтобы создавать именно живые портреты «живых» Мишек.
Стала искать мастеров-теддистов, которые согласились бы со мной поработать. И нашла – это теперь моя подруга Светлана Михайлова. Ее мишки меня заворожили и очаровали! Но оказалось, что Светлана очень далеко живет от Москвы, в Екатеринбурге. Но мы нашли выход, она меня познакомила с подругой Анжеликой Рублевой, тоже мастером-теддистом. Она предоставила мне своих мишек для фотосессий и дальнейшей работы. Увидев мишек вживую, потрогав их руками, я ощутила идущую от них энергетику тепла и добра. Они оказались каждый со своим характером.
Вот так и родились первые работы » Семейный портрет», «Девичьи посиделки». Работы понравились зрителям и меня это вдохновило! Потом было знакомство с Наташей Турыгиной, тоже через Светлану Михайлову. Наташа (Мама троих детей, когда она успевает шить мишек? Одному Богу известно.) которая так же приняла меня очень радушно, готовая помочь, чем сможет! Меня это поразило вначале. Но пообщавшись с этими девочками, понимаешь, что иначе не было б их творений! Потому что такое можно создавать только с большим и добрым, открытым сердцем! Появились работы – «Куда уходит детство», «Пэдди. Жду…»
И тут девочки меня приглашают на Выставку мишек и кукол, где я уже (лично) знакомлюсь со Светланой Михайловой! Светлана оказалась светлым, добрым и красивым человеком, как и ее мишки! У меня дома поселилось несколько, они сидят на полочках и глазеют, толкают на поиски идей для них, в общем,- просятся на холст. Так и появились замечательные работы: «Жемчужная сказка», «Ася+ Егорка= Л…», «Мелодия мартовского утра».
В этих работах использованы мишки Светланы, любезно предоставленные коллекционерами. Останавливаться не собираюсь, планов много. На выставке познакомилась с девочками – теддистами, чьи работы меня заинтересовали, будем работать! Вот такая история со мной случилась.
10. Мне очень нравится Ваша работа – «Ордынка весной». Можете рассказать, как она создавалась?
Вы уже спрашивали как рождаются работы. Могу добавить, что сюжет может зародиться и подспудно. При стечении каких-то обстоятельств понимаешь, что здесь может родиться работа. Как озарение! Так было с «Ордынка весной». «Ордынка весной» — один из моих первых пейзажей после десятилетнего «отдыха». Частенько бываю в Третьяковке, а это место как раз по дороге к ней. По Ордынке ходила много раз. Да красивое место, но проходила быстро, в суете не замечала. Однажды обернувшись, увидела и появилось желание написать! Весна — она всегда тянет, манит. Захотелось просто остановить мгновение, состояние природы, людей! И огромную лужу, в которой всё это отразилось!
11. Судя по Вашим натюрмортам, Вы не равнодушны к фруктам. Они у вас получаются очень сочными! Наверняка любимое время года для вас лето. Или я ошибаюсь?)
Вы правы! Лето – это не просто любимое время года – это моя жизнь, моя страсть! Жду с нетерпением всегда! Я обожаю запах лета, летние вечера, когда после жаркого дня, опускается прохлада.
Несколько лет подряд я проводила по несколько недель в гостях у своей тети в деревне, в Белгородской области. Спасибо им за это! А там — море цветов, фруктов и много солнца. Большинство натюрмортов с фруктами родилось именно там. Одна из таких первых работ, удачных и мной любимых — «Подсолнухи». Она, как раз и впитала все солнце и радость жизни этого края.
Но я так же люблю: «Летний натюрморт», «Полуденный свет», «Вечерний свет», «Мальвы». А фрукты! Кто не любит сочные, сладкие, фрукты. Натюрморты должны быть такими, что бы зритель при их созерцании почувствовал вкус изображенного. Вкус винограда или зеленого яблока. А от изображенного лимона должна появиться легкая кислинка.
12. Используете ли Вы в своей работе какие-либо современные технологии или Вам привычней классический стиль живописи?
Да, современные технологии интересны, я ими интересуюсь. Мне нравятся работы Скуповой Л.Л. и Шуршакова И.Н., особенно их серия «Сирины», в которых они используютсочетание иконописи и современных техник. Засматривалась на работы Зиновкиных. Но, за годы работы у меня выработался определенный стиль. И скорее всего, он ближе к классическим стилям.
13. Как Вы относитесь к современному искусству?
К сожалению, зритель привык к обману. И часто на выставках происходит одна и та же история. Это касается не только моих работ. Работы такого уровня воспринимаются как принты, фотографии на холсте. Часто приходится слышать, что это фото! И какое удивление можно видеть на лицах зрителя, когда они слышат, что это живописная работа! Это недоверие выражается в том, что после выставок периодически приходится реставрировать левый нижний угол «Бабушки» ( это рабочее название работы: «Письмо от внука»). Подходят к работе и царапают, что бы посмотреть есть ли там красочный слой художественного масла. Последнее время можно проследить тенденцию, когда зритель воспринимает как художественную работу, произведения абстрактного характера. Реализм же воспринимается как баловство художника, соперничающего с фотоаппаратом. Фактически зритель не наслаждается произведением, мастерством художника, рассказом и повествованием, философией произведения, а сравнивает насколько произведение отличается от фотографической передачи.
И чем сильнее оно отличается от действительности, тем выше считается мастерство автора. Правда, до определенного уровня. После которого произведение так же не воспринимается. Но для большинства работ такого уровня вообще не требуется художественное образование и профессионализм. Только настойчивость. А это качество характера, а не профессионализма! Произошла подмена требований, предъявляемых к искусству. Во многом виноваты искусствоведы. Если в советское время не существовало других направлений кроме соцреализма, то теперь пик творчества – это абстракционизм. Это видно в печатных публикациях.
14. Кто из художников для Вас наиболее важный в плане творческого развития?
У меня были хорошие учителя. Мне кажется, что я впитала то многое, что они вкладывали в нас, когда я училась. Но сейчас иду своим путем, не заимствуя и не подражая ни чьему творчеству. Достаточно много думаю и обсуждаю с другими творческими людьми пути реализации творчества.
15. Топ 5 любимых художников?
Очень нравятся пейзажи Шишкина и Поленова, портреты Серова, натюрморты Ван Гога, и живопись Клода Моне. Не все конечно, но большая часть их работ.
16. Из современных художников кого-нибудь можете выделить?
Вы знаете, я очень много смотрю работ разных художников, вдохновляюсь иногда от них, но выделить кого то особо — нет. Нравятся работы таких художников как: Войневич, Зиновкины, Петровы – Елена и Михаил, Вепхвадзе — представитель академизма, графические работы Чернова Дениса. Люблю творчество Андрияка Сергея. И многие другие.
17. Есть ли в живописи какие-то темы, которые вас совсем не привлекают?
Последнее время я не стала столь категорична. Как зритель, считаю, что все направления имеют право на жизнь. Как художник – избегаю примитивизма и частично абстракционистов, не имеющих художественного образования и пытающихся других учить. Таких сразу видно. От высокого профессионализма при рассматривании работ различного направления получаю большое удовольствие.
18. Где находится Ваш источник вдохновения?
Трудно сказать, где находится мой источник вдохновения. Мне кажется, он может быть везде, только надо заметить. Например, в созерцании окружающего мира. А вообще, когда мой источник вдохновения приходит с работы, я зову его посмотреть очередной кусочек, написанный за день работы, он встает за моей спиной, долго смотрит, глубоко вздыхает, а потом говорит: «Ну, кто ж так рисует!?» А попугай из клетки вторит ему и говорит: «Таню палочкой, палочкой!» И такое в душе появляется вдохновение! Шучу, конечно!))
19. Скажите, чье мнение для Вас является важным?
Самым важным – мнение моего мужа!!!
2о. Есть точные планы на будущее или живёте спонтанно?
Стараюсь планировать как жизнь, так и работу. Но в работе – мысли обгоняют руки. А жизнь иногда преподносит разные сюрпризы!
21. Существует ли для Вас проблема «творческого кризиса», а если да, то, как с этим справляетесь?
Скорее «нет, чем – «да». Кризис – это когда не знаешь, что делать и как… У меня последнее время такого не бывает. Мысли, идеи, сюжеты работ постоянно вертятся в голове, иногда даже не дают спать! Иногда бывают дни, когда не хочется брать кисти в руки… Чаще всего поздней осенью, зимой, когда солнце надолго покидает наш город… Но борюсь с собой!
22. Какие черты характера помогают Вам в творчестве?
Точность, аккуратность…выработала в себе с годами.
23. Чем Вы любите заниматься в свободное время, может быть, у Вас есть какое-нибудь хобби?
У меня было хобби, которому я посвятила почти 2 года – Нижнетагильская роспись в современной интерпретации. Занималась в мастерской Татьяны Кудрявцевой. Отдавала полностью все свободное время этому занятию. Днем писала картины, вечером занималась росписью.
Но последнее время появились проблемы со зрением и с «хобби» пока приостановила. Люблю вязать крючком, но не вещи, а салфетки с каким-нибудь трудным узорчиком. Получаю удовольствие, когда удается! Могу похвастаться. На моих работах, написанные салфетки, все мной связаны. И, конечно же, читаю книги…
24. Что бы Вы хотели сказать своему зрителю?
В своих работах стараюсь запечатлеть красоту, окружающую нас, пропустив ее через свою душу и сердце. И думаю, что мне это удается, слыша отзывы моих зрителей! Благодарю их за это и Люблю!!!
Интервью с художником
Интервью корреспондента Игоря Сорокина с художником Виктором Авдониным (Санкт-Петербург).
— Виктор, мы давно знаем друг друга, поэтому будем на «ты», хорошо? Расскажи, пожалуйста, как рождаются образы твоих картин?
— Игорь, ну и вопросец… Попробую ответить. Я воспринимаю свои работы, как своеобразный образный ряд, извини за тавтологию. В каждой картине образная информация, как бы перетекающая в следующую работу. Я говорю о картинах в серии динамические образы. Причём процесс, как говорится, зарождается по-разному. Бывает, сразу увидишь — в тенях на сухой траве, в узорах на зимнем стекле, даже в сгустках грязи на дороге после дождя… да где угодно. Даже во сне, если запомнил, и, проснувшись ночью, успел сделать наброски чего-то необъяснимого, что просится как-то выразить его — рисуешь и потом видишь, что же это за такое, что просилось проявиться в нашем мире. То есть, они приходят, либо из мира чувств, мыслей и снов, либо материальный мир даёт намёки на что-то интересное вокруг нас.
— Получается, что главное в искусстве — это поймать импульс, идею?
— Конечно. И не только в искусстве… да в любом виде деятельности. Пойманный и сфокусированный в образе импульс и позволяет воплощать то, что просится в нашу окружающую действительность. И, конечно, возникают такие чувства, которые просто требуют от руки иных, линий и форм, цветов и ритмов. О технике в этот момент не думаешь, просто доверяешь себе, а потом удивляешься, чего это я наваял.
— Я знаю, что ты занимаешься преподавательской деятельностью. Как по-твоему, возможно ли научить человека творчеству?
— Научить творчеству? Думаю, можно, но не по существующей системе образования.
— Какая позиция тебе ближе: картина, к которой относишься как к чему-то возвышенному и недосягаемому или красивой картинке в интерьере?
— Ни то, ни другое… Скорее, картина как носитель особой энергетики. И ещё — для кого-то картина может стать источником настроения и силы.
— Поясни немного, про картину как источник силы. Что ты имеешь в виду?
— Да просто всё… Человеку понравилась картина. Он её оформляет и вешает у себя в гостиной, смотрит и чувствует что-то своё, что-то, что ему нравится, что заряжает и вдохновляет его.
— Ты долгое время жил на Севере. Повлияла ли северная природа, её краски на твоё мировосприятие?
— Ещё как… Северную природу любил рисовать ещё с первого класса школы, а класса с 7-го стал особенно много рисовать цветными карандашами на бумаге, как редактор школьной газеты. Позже стал в рисунках применять гуашь и акварель. Хотелось выразить свой мир и впечатления на бумаге.
— Сейчас немногие люди покупают картины: любую они могут найти в интернете и распечатать на принтере…
— Можно и распечатать, многое можно чего сделать… Но только оригинал обладает воздействием. Фото, интернет, распечатка на принтере — это посредники, которые не могут донести в себе энергетику картины, если, конечно, она в ней заключена.
— Как, по-твоему, в Питере подходящая атмосфера для творчества: и в общем и в плане востребованности искусства?
— Подходящая атмосфера находится внутри каждого из нас. Поэтому как бы автор не перемещался по пространству и времени — его внутренний мир всегда с ним. Если говорить о востребованности, то понимающие ценители есть всегда. И в наше время открываются новые картинные галереи — значит и востребованность есть… ещё жива.
— Кого из русских художников ты можешь назвать своими учителями? Кого ценишь из нынешних художников и писателей?
— Н. Рерих, братья Васнецовы. (Корин, Рассохин и многие другие.), художники неоакадемического направления 2-й половины XIX века.
— Кто тебе близок в русской и зарубежной литературе?
— Такой философский вопрос: А кто такие творцы? Почему люди творят? Вот ты зачем рисуешь? Только для собственного удовольствия? Или хочешь, чтобы твои работы видели люди, восхищались, переживали?
— Хороший вопрос… Художники всегда хотят как-то воплотить в материале то, что тревожит, беспокоит… Как и люди многих профессий. Один автор стремится сделать что-то новое в живописи, ищет себя, другого вполне удовлетворяет дублирование и копирование уже кем-то достигнутых вершин. Каждый работает на своего зрителя. Один зритель — просто обыватель, а другой — новатор. Один автор без особого воодушевления будет на холсте создавать авторское повторение своего оригинала, а в третий раз писать одну и ту же композицию будет мучительно и неинтересно. Иной автор будет многократно копировать произведения других живописцев. Как правило, у него главная цель от такой работы — побольше денег заработать. И тот и другой называют себя художниками. И тут не трудно понять, что настоящий творец всегда первичен. Он творит, потому что хочет, чтобы его мысли и грёзы не оставались только в его сознании. Хорошо при этом, чтобы автор получал денежное вознаграждение за труд, пусть минимальное, но делающее независимым. Если этого нет, то нищета загубит творчество. Конечно хочется, чтобы люди видели картины. Даже те художники, которые работают «в стол», не теряют надежды. Думаю, любому автору хочется, чтобы зрители понимали, восхищались, переживали вместе с ним…
— В творчестве многих художников явно отражается дух времени, в котором он живёт. Повлиял ли и влияет на тебя наш стремительный век?
— Да… ещё как… Да ты и сам видишь, что каждые 20 лет мир меняется разительно. В советскую эпоху в моей жизни хватало и успехов и неудач. Как-то приспособился, нашёл в ней своё скромное место. Была работа художником на Севере, которую я любил и проработал на ней 15 лет. Но ветер горбачевского и ельцинского времени коснулся всех. Минусы и плюсы советской эпохи сменились на плюсы и минусы нынешней. А сейчас снова идёт эксперимент, когда из советских людей хотят создать россиян, но с капиталистической закваской. Разница между шалашом бомжа и дворцом олигарха такая, которую не помнит мировая история. На эту тему можно много говорить, но что имеем, то и имеем. В «новороссиянские» времена возникла такая социальная система, которую иначе, как жёстко кастовой и не назовёшь. А какое междоусобие царит между русскими. «Нашисты» обязательно хотят бороться с фашистами, коммунисты не любят «жириновцев» и наоборот…
— Согласен ли ты с мнением, что национальное самоощущение, как интеллектуальный фактор, присутствует в творческом процессе?
— Искусство сегодняшнего дня не просто повернулось лицом к потребителю. Оно стало его лакеем. Это о массовом искусстве. Таких деятелей искусства под девизом «чего изволите?» предостаточно. Или в Питере банкиры прихватизировали очередное здание в стиле ампир и решили сделать надстройку с мезонином и приказали разломать архитектурные излишества. И так по всей России. Деятели культуры ушедших столетий никогда не были холуями. Потому и развивалось искусство. Города были красивыми. Эпохи были красивыми. Каждая страна была ярко индивидуальной. А сейчас низкий ширпотреб в искусстве захлестнул страну.
— Как ты оцениваешь произведения искусства? Нравится — не нравится? Или все-таки существует общепринятые цензурные нормы?
— Когда видишь картину с прикрученными проволокой к холсту оловянными солдатиками и электрическими лампочками, купленное за бешеные деньги, так и хочется сказать: «Какое сказочно богатое у нас государство для немногих». Когда видишь, как люди роются в помойках, так и подмывает выразиться нецензурно о подобных деятелях культуры в двух словах.
— Ты перешёл на политику?
— Нет, на жизнь…
— А ответь, нужны ли современному человеку сказки?
— Да, конечно… В каждом взрослом живёт ребёнок. Если же он глух к сказкам, то, как говорится, сам себя обворовал.
— Спасибо.
— Тебе, Игорь, спасибо…
ПОГОВОРИТЬ С ХУДОЖНИКОМ, ИЛИ СТО ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ
Стоя перед картиной, зритель задается как минимум тремя вопросами: как, чем и зачем? Ведь по большому счету нам важнее всего понять: что вдохновило, как удалось добиться эффекта (реальности или нереальности) и что было в руках у художника (карандаш, перо, кисть), когда он работал. Как правило, лишенные возможности задать свои вопросы и услышать ответы, мы вынуждены фантазировать, строить домыслы и утешаться догадками. Рембрандта не спросишь, почему у него так много портретов жены. Хотя ответ напрашивается сам: очень любил, а она его вдохновляла. Совсем другое дело, когда художник жив-здоров и с завидной регулярностью проводит персональные выставки: ему можно задать вопросы, которые волновали и тревожили давно.
Возлияние мира, уход Иуды
В конце декабря художница Елена Черкасова традиционно открыла небольшую персональную выставку в «Культурном центре «Покровские Ворота» в Москве, удивив публику серией графических работ.
Состаренная бумага для набросков, красно-коричневая гамма, темные паспарту и рамы. Казалось бы, все это неспособно создать праздничное рождественское настроение. Однако именно настроение торжества, торжества жизни над смертью, и райской радости как никогда пронзительно прозвучало в работах художницы.
Рисунок всегда считался у художников жанром вспомогательным и учебным. С рисунка обучение, собственно, и начинается: шар, конус, куб. Да и бумага недолговечна. Потому художники используют ее, как правило, в качестве материала для набросков и этюдов. Однако рисунки Елены Черкасовой самоценны. Каждый из них — отдельная реплика, цитата из Библии, а еще точнее, попытка высказаться здесь и сейчас о том, что потрясло и отложилось где-то на дне подсознания. Все вместе рисунки складываются в мозаику, в единый длинный текст, который продолжаешь и продолжаешь читать, следуя за поворотами мысли художника.
Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!
— Почему графика? — обращаюсь к Елене.
— У меня не получается одновременно писать красками и рисовать карандашом. Появился заказ на графику, я погрузилась в нее. Летом начала думать над будущей выставкой, но так и не смогла переключиться из «графического режима» и решила, что моя новая серия будет в рисунках.
— Рисунки… Само это слово какое-то несерьезное.
— А они и есть несерьезные,— улыбаясь, отвечает художница.
— Но как же! тема такая…
— Тема-то да, а художник не очень, — говорит Елена, слегка смущаясь.
— Кто-то из почитателей определил ваше творчество как «концентрированную живопись на пределе цветовой насыщенности». Я так понимаю, что для многих зрителей декоративность Ваших работ важна. Графика — это же не смена амплуа?
— Нет, конечно, хотя в Москве сейчас такая погода, что хочется чего-нибудь яркого. Но если я перейду в живопись, то в ней же и останусь.
— Кто-то называет Вашу живопись иконографией вне канона, кто-то возражает, говоря «реализма маловато». Как Вы к таким словам относитесь?
— «Реализм» — не умею и не люблю. Меня он не увлекает. Можно было бы приложить усилия, сосредоточиться и научиться, но мне самой неинтересен реализм. Конечно, великому художнику и реализм простишь, но мне он совсем ни к чему.
— А иконы писать у Вас не возникало желания? — продолжаю допытываться я.
Рождество
— Когда-то я училась и даже пыталась писать иконы, но поняла, что тоже не хочу. Потому что именно канон меня не привлекает. Икона требует от художника особого внимания и чрезвычайной тщательности. Причем во всем: в рисунке, в работе с живописным слоем. В моем случае это было насилием над собой. В какой-то момент я поняла, что просто не могу этим заниматься. Те, кто меня учили, «тщательность» ставили во главу угла. А мне хочется «мазать» и всегда хотелось «мазать». И совместить одно с другим невозможно. Я сразу это поняла, как и поняла, что написание икон будет меня ломать. Когда я попыталась научиться писать иконы, а это было тогда же, когда я обратилась в Православие, то вообще надолго бросила рисовать. Тогда мне казалось, что лучше вообще без всякого художества жить. Со временем пришло другое понимание, что можно писать вот так: размашисто, не аккуратно, как-нибудь, лишь бы только идея нашла воплощение. Так появился собственный стиль.
— Где вы черпаете идеи?
— В христианском искусстве.
— Ходите на выставки?
— В основном книжки смотрю и читаю. У меня в детстве была книга с фаюмскими портретами. Мне она безумно нравилась. Оттуда моя любовь к коптской и эфиопской книжной графике. В книжных иллюстрациях гораздо больше свободы.
— Москва — город, в котором художественная жизнь, кажется, находится в верхней точке кипения. Кто-то оказывает на вас влияние?
— Год назад я была на выставке «Сотканный мир египетских христиан» в ГМИИ. Это была выставка коптских тканей, обнаруженных при раскопках могильников и выполненных в традиционной гобеленовой технике с богатыми орнаментами и вставками. Когда своими глазами видишь покрывала, ковры, завесы, всю эту живую древность — понимаешь, как невероятно все это красиво и строго; как воедино слились в орнаментах представления коптов о времени, жизни, красоте. На выставке я купила альбом. Его приобретение отчасти и повлияло на создание представленных на выставке работ. Вообще, когда смотришь что-то подобное, кажется, ничего больше не надо — просто возьми и повтори. Но перенести напрямую не получается. В голове все должно усвоиться, прижиться, стать твоим — и только тогда оно сможет обернуться какими-то новыми собственными мелодиями. Мои впечатления, переработанные, переосмысленные стали основой нынешней выставки.
— А современные художники влияют на ваше творчество?
— Примерно тогда же в Пушкинском музее была дивная выставка Пикассо. И он если и повлиял, то в том смысле, что с ним мне передалось чувство свободы. Посмотришь выставку, тем более такую прекрасную, и это чувство свободы тебя окрыляет. Возвращаешься домой, раскрываешь крылья и некоторое время паришь.
Конечно же, среди моих друзей есть замечательные художники: Катя Корнилова, Алексей Чаругин, но я не перекликаюсь с ними в творчестве. Они восхищают меня как художники, но творчески я даже не пытаюсь к ним приблизиться, хотя вдохновение черпаю. Передернуть — это совсем не интересно. Другой вопрос, что сильное впечатление обязательно отразится на твоем творчестве. Это неизбежно.
— Вы в своем творчестве обращаетесь к библейским сюжетам. Иванов — в своем «Явлении» — стремился к совершенству. Ге в «Распятии» — хотел заставить рыдать. А Вы?
— Я не ставлю перед собой задачи воздействовать на зрителя. А вот нарисовать картинку, увидеть ее — да. Я не хочу работой что-то сказать, но пожить в ней самой, увидеть воплощенной идею очень хочу. Ведь замыслить картину это одно, и совсем другое — увидеть свой замысел воплощенным. Работа ведет, это и есть творческий процесс. Это как книгу написать или стихотворение. Ты можешь задать размер, материал, но внутри работа будет требовать от тебя: ты мне сюда добавь черненького, а здесь полегче, здесь сотри, а вот это используй как эскиз, и вообще рисуй заново. Работа всегда ведет за собой и рождается неожиданно.
Пророчество Исайи гл.11 стихи 6-9
— А почему в Ваших работах на нынешней выставке так много животных?
— Потому что я их люблю рисовать. Три кота у меня дома, в деревню ездим вместе…
— А как же олени, львы и рыси?
— Нет, львов дома нет, и в деревне тоже нет, только в Яндексе.
— А почему на лицах ваших людей нет ртов?
— Потому что мне нравится рисовать большие глаза. Если нарисуешь большие глаза, то нужно рисовать длинный нос, и тогда рот уже не помещается. А если рисовать правильные черты лица, то глаза уже не могут быть такими большими. Мне кажется, что глаза на картинах выразительнее, чем рты. Впрочем, я боролась с собой, пыталась рисовать рты, но они становились с каждым разом все меньше и меньше. У мужчин борода — с ними совсем просто.
— То есть лица без ртов — это не символ?
— Теорию, конечно, можно подвести, но на самом деле — все это из-за глаз. По сути, все это гипертрофированный фаюмский портрет. Мне бы пришлось более тщательно рисовать все. Но зачем? Это же лишь знак. Глаза, брови, нос.
— На выставке две картины Рождества и совершенно замечательные Вера, Надежда, Любовь и София. Почему Вы вновь обращаетесь к этим образам?
— Как-то я написала картину по притче о праведных девах. Неразумных чего рисовать, они остались там, а разумные — уже в раю. Я изобразила их купающимися в благодати, они плещутся в воде с птицами, с цветами, с ангелами разговаривают. Среди них я изобразила Веру, Надежду, Любовь. И Софию, которая сидит на берегу и глаза закрывает рукой, сама себе не веря, что пережила и где оказалась. Ее вера немыслимая. Дочери ее, принимая страдания, восклицали, что муки им в радость. Но ей-то каково было все это наблюдать? Их житие прочтешь один раз — и перечитывать уже не нужно, оно впечатывается в память навсегда. А мне вновь и вновь хочется говорить о райской радости, поэтому и пишу. Когда тема увлекает, хочется рисовать и рисовать, все сложнее и со многими подробностями. Но начать — не значит кончить. Все сопротивляется тебе.
Райское веселие
— Наивный художник — не обидное определение?
— Ну я же наивный художник. У меня нет специального художественного образования, и я не рисовала часами обнаженную натуру. Когда-то я жалела, что не поступила в художественный вуз, но потом поняла, что это хорошо, потому что при моей мягкости меня бы просто поломали. И я не стала бы художником вообще. Была бы кем угодно: дизайнером, оформителем. Когда я обратилась в Православие, оно меня пленило, сама эта жизнь православная меня захватила, и я оставила рисование на 15 лет, хотя до этого рисовала портреты, пейзажи, чего-то искала, и это было не наивное искусство. Со временем пришло понимание, что если рисовать, то именно наивно. Не нужно никакого «искусства», но и иконописи не нужно. Нужно просто не бояться, не бояться рисовать «плохо». И сейчас я рисую только потому, что не боюсь рисовать. По большому счету мою живопись нельзя называть и наивной, все-таки я занималась академическим рисунком и значит утратила наивность, обратно ее не вернешь. Взгляд у меня стал вычурным. Но мне кажется, что я нашла свою нишу, мне в ней комфортно, во всяком случае, вылезать отсюда я пока не хочу.
Рождество
Притча о заблудшей овце
Рекомендация «Как анализировать картину»
Как анализировать картину
Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображённых героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.
В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учётом того, что хотел выразить в ней автор.
Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.
На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).
Другой вариант анализа может идти по следующему плану:
-
Жанр картины.
-
Кто и что изображены.
-
Настроение, вызываемое этим произведением.
-
Основные микротемы картины.
-
Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит — см. «Учебный словарь»).
-
Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:
-
Рассмотрите внимательно картину, определите её тему. Составьте предложения на тему этой картины.
-
Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, объём, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
-
Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
-
Опишите ситуацию, изображённую на картине.
-
Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т. п.
-
Выразите своё отношение к герою, к картине.
-
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
-
Составьте план описания картины.
-
Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.
При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины:
-
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
-
Какое слово в названии картины несёт наибольшую смысловую нагрузку?
-
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?
-
Как интерьер характеризует героев?
-
Какое значение имеет фон картины?
-
Как художник относится к своим героям? Почему?
-
Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?
-
К какому жанру вы отнесёте эту картину? Почему?
-
Что рассказал нам художник о мире и о себе?
-
Как художнику удалось изобразить праздник природы?
-
Какова основная мысль картины?
Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины.
Художник, живописец, автор
обратился
к какому-либо изображению… к какой-либо сказке… к какому-либо эпизоду…
выделил
какую-либо фигуру… какой-либо предмет…
каким-либо цветом… композиционно…
какого-либо настроения…
противопоставлением
добивается
точности изображения…
каких-либо цветов…
ясности композиционного
благодаря какому-либо
построения…
контрасту…
Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до или после изображённого временного отрезка. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло…; только что совершилось…; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; скоро появится…; ещё не случилось, но уже… .
Памятка-подсказка
-
Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.
-
Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.
-
Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
-
Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
-
Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарём».
-
Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.
-
Помните, главное — передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
-
Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.
Викторина для школьников с ответами по теме Живопись
Интересная познавательная викторина на знание живописи, на знание искусства.
Материалы данной викторины можно использовать на уроках ИЗО, при составлении сценариев внеклассных мероприятий для школьников.
Викторина о живописи для школьников
1. Как называется художник, который пишет:
➣ Животных. (Анималист)
➣ Море. (Маринист)
➣ Сцены боев. (Баталист)
➣ Природу. (Пейзажист)
➣ Людей. (Портретист)
2. Около 540 года до нашей эры искусные руки древнегреческих гончаров изготовляли сосуды самой разнообразной формы. А художники расписывали их. Как называлось искусство росписи глиняных сосудов? (Вазопись )
3. Какой художник создал монументальное полотно «Герника»? (Пабло Пикассо)
4. Назовите основоположника импрессионизма. (Эдуард Мане)
5. Какой российский художник изобразил Федора Шаляпина в роскошной шубе? (Борис Михайлович Кустодиев )
6. В творчестве какого живописца были «голубой» и «розовый» периоды? (Пабло Пикассо)
7. Кто автор картины «Девочка с персиками»? (Валентин Серов)
8. Назовите имя и фамилию русского художника — автора картины «Богатыри». (Виктор Васнецов)
9. Назовите имя и фамилию русского живописца — автора картины «Последний день Помпеи». (Карл Брюллов)
10. Кому пишут письмо запорожцы на картине Ильи Ефимовича Репина? (Турецкому султану)
11. Какой русский живописец является автором батальных панорам «Обороны Севастополя» и «Бородинской битвы»? (Франц Алексеевич Рубо)
12. Какой живописец создал картину «Неравный брак»? (Василий Владимирович Пукирев)
13. Кто автор знаменитой картины «Автопортрет с Саскией на коленях»? (Харменс Ван Рейн Рембрандт)
14. Кто написал замечательную картину «Московский дворик»? (Василий Дмитриевич Поленов)
15. Назовите самую большую картину в Третьяковской галерее. («Явление Христа народу». Художник — Александр Андреевич Иванов)
16. Назовите фамилию художника — автора хрестоматийной картины «Грачи прилетели». (Алексей Кон- дратъевич Саврасов)
17. У какого художника есть картина «Обнаженная Маха»? (Франсиско Гойя)
18. Какой художник создал самые знаменитые иллюстрации к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова? (Михаил Александрович Врубель)
19. Кто автор картины «Неизвестная»? (Иван Николаевич Крамской)
20. Какой великий художник создал картину «Дама с горностаем»? (Леонардо да Винчи)
21. Назовите имя и фамилию художника — автора картины «Утро стрелецкой казни». (Василий Иванович Суриков)
22. Как называется произведение искусства из трех картин, объединенных общей идеей или темой? (Триптих)
23. Назовите фамилии трех графиков и живописцев, имевших общий псевдоним «Кукрыниксы». (Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович)
24. Кто автор картин «Ниагарский водопад», «Ледяные горы в Антарктиде» и «Девятый вал»? (Иван Константинович Айвазовский. Его настоящее имя — Ованес Георгиевич Айвазян)
25. Назовите автора картин «Дубы», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору». (Иван Иванович Шишкин)
26. Кто автор картин «Март» и «Золотая осень»? (Исаак Ильич Левитан)
27. Назовите фамилию художника — автора картины из школьной хрестоматии «Опять двойка». (Федор Павлович Решетников)
28. Какой импрессионист был автором картины «Голубые танцовщицы»? (Эдгар Дега)
29. Назовите художника, которого жители острова Таити называли «человек, который делает людей». (Поль Гоген)
Рекомендуем посмотреть:
День космонавтики классный час
Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники
Викторины для школьников. Тема: ягоды
Викторины для школьников. В мире растений
Викторина для школьников. Тема: цветы
Как описать картину: план и пример описания
В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.
Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли… Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.
Зачем вам это?
В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:
- во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
- во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
- в-третьих, развиваете свою фантазию — в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
- в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.
Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.
С чего начать описание картины
Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.
Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос «А как начать?», то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.
План
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
- Основные детали картины — какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения — теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
- Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы — тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить «цвета солнечных лучей»).
- Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.
Пример описания
Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».
«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком…», написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.
На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.
Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко…», которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию…»
Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.
Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.