Содержание
Неразгаданный художник
«Художник широко открытых глаз», «непортретный портретист», «русский гений» — этот список определений можно продолжить. Илья Глазунов в равной степени одновременно любим, критикуем и недооценен зрителями. Впрочем, какими бы полярными ни были мнения, залы картинной галереи Глазунова на Волхонке не бывают пустыми. И этот неутихающий вот уже пятьдесят лет интерес к его творчеству говорит о Глазунове как о феномене современного отечественного искусства.
Два князя. 1994 г.
Свое первое серьезное признание он получил в 1956 году, когда на IV Международном конкурсе молодых художников в Праге был удостоен Гран-при за картину «Поэт в тюрьме». Эта драматичная по своей теме и исполнению картина впечатлила международное жюри. Уже через год, в 1957 году в Москве состоялась его первая персональная выставка, где было представлено более восьмидесяти работ 26-летнего художника, а наплыв советской публики к Центральному дому работников искусств в Москве, к удивлению властей, пришлось сдерживать конной милицией. Для многих уже тогда стало очевидно, что в своем творчестве Глазунов вошел в противоречие с официальными идеологическими установками. Возможно, поэтому руководитель мастерской Ильи Глазунова официально отрекся от своего ученика, из-за чего последний был исключен из института. Однако молодому художнику дали доучиться. Его восстановили в статусе студента, потребовав сменить несоветскую и несоответствующую идеологическим взглядам тему дипломной работы «Дороги войны. 1941 год» на незамысловатую «Рождение теленка». И все-таки Глазунов не стал запрещенным. Напротив, заслужив (благодаря конкурсу и персональной выставке) внимание как портретист, он вложил свою лепту в укрепление международных отношений.
Князь Игорь. 1962 г.
В 50-е годы им было положено начало циклу портретов современников. Из-под кисти художника выходили образы королей и политиков, актеров и режиссеров, писателей и космонавтов: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Хосе Давид Альфаро Сикейрос, Сальвадор Дали, Джина Лоллобриджида, Индира Ганди, Фидель Кастро, Иннокентий Смоктуновский и многие, многие другие.
Грушенька. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 г.
Примерно тогда же Глазунов высказывает мысль, что нет ничего фантастичнее реальности. Он декларирует себя как художник современности, стремящийся воссоздать зримый образ Родины. В беседах с коллегами и оппонентами, в своей статье «Поиски» он говорит: «Каждое художественное произведение, несущее правду о человеке, о тьме и свете в душе его, — это подвиг, требующий от художника гражданского мужества. Искусство — не монолог с самим собой, оно всегда обращено к кому-то. Важно, во имя каких духовных ценностей ведет разговор художник с миром. Велика ответственность художника перед людьми, перед нацией, перед человечеством. Думая о смысле творчества и задачах искусства, я сделал для себя вывод, что главное в искусстве — это личное отношение художника к миру».
И добавляет: «Без прошлого нет будущего, без традиций нет свободы». В своих творческих поисках Глазунов идет через прошлое к настоящему, создавая циклы работ на историческую тему. Впрочем, художника-мыслителя Глазунова, с его историчностью и иконографичностью, с его особыми стилевыми приемами, не было бы без очень и очень многого: без блокады Ленинграда, во время которой он потерял родных; без новгородской деревни, куда он был эвакуирован; без Академии художеств, в которой он впитывал традиции академической живописи; без письма Крамского к Репину («Возьмите небольшой холст, запритесь в своей мастерской и выразите в нем себя и саму жизнь…»). Наконец, его не было бы без Блока, Островского, Лескова, Мельникова-Печерского и Достоевского, к которым он обращается, увлекшись книжной графикой. Искусствоведы признают, что в литературных источниках, и в первую очередь у Достоевского, Глазунов нашел материал, созвучный его представлениям и идеалам.
Алеша. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 г.
Именно в работе над иллюстрациями к произведениям Федора Михайловича (первым был роман «Идиот», иллюстрации к которому опубликовал журнал «Огонек») художник утвердился в своих представлениях о России, открыл для себя русскую тему, которая стала основной для его творчества. Создавая портреты Грушеньки, Алеши Карамазова, князя Мышкина, Настасьи Филипповны, он отработал стилистические приемы и манеру письма, по которым сегодня мы узнаём Глазунова. И то, что им было создано за несколько лет работы над текстами, зритель, пришедший в залы его галереи, оценит не столько как иллюстрации и дополнения к тексту, сколько как самостоятельные произведения. Иллюстрации Глазунова — новая изобразительная реальность, в которой художник стремится показать собственное прочтение истории, национальной ментальности.
Набережная. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Идиот». 1982 г.
«Бунтарь», «талантливый правдоискатель»… — можно снова и снова возвращаться к множеству определений. Но бесспорно одно (и искусствоведы согласны с этим): своим творчеством Илья Глазунов постоянно доказывает: его позиция в искусстве жизнеспособна.
RARUS’S GALLERY
Пб., Алконост, 1918. 88 с. c ил. Тираж 300 нумерованных экземпляров. В издательской обложке. 32×25 см. Показывая распадающийся старый мир, стихию революции, Анненков использует принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения. Редкость!
Издание поэмы «Двенадцать» с иллюстрациями.
(Воспоминания С. Алянского)
Первые издательские успехи «Алконоста» вскружили мне голову; я решил, что настало время после небольших книжечек приняться за издание более сложных книг. Первой такой книгой мне хотелось выпустить поэму Блока «Двенадцать» с иллюстрациями. Чем больше я вчитывался в текст поэмы, тем сложнее казалась мне задача иллюстрирования ее. Только жанровые сцены в поэме могли бы быть благодарным материалом для иллюстрирования, но ведь сцены эти сами служат иллюстрациями в поэме, а вот как передать поэтический и музыкальный строй «Двенадцати»? Как быть с Христом – образом отвлеченным, туманным, непонятным? … В тот вечер в доме на Офицерской улице – как-то само собою вышло – я рассказал о своем намерении издать поэму «Двенадцать» с иллюстрациями, рассказал и о своих сомнениях .
– А какого художника, думаете, вы привлечь к этой работе?
Узнав о том, что я думал о художнике Анненкове, Блок спросил:
– Это тот Анненков, ваш гимназический товарищ, который сделал марку «Алконоста»? – И, помолчав немного, добавил:
– Вы думаете, он подходит для этой работы?
Я откровенно признался, что других художников не знаю. Однако, чтобы успокоить Блока, я предложил сделать на пробу несколько эскизов и в зависимости от качества этих эскизов будем решать, поручить ли иллюстрации Анненкову или искать другого художника. Блок улыбнулся. Мне показалось, что он подумал: «Странный человек это Алянский – знает одного-единственного художника, и этого знает только потому, что учился с ним в гимназии, и только на этом основании он готов поручить ему иллюстрации к «Двенадцати».
– Ну что ж, попробуем, – сказал Александр Александрович.
… Первые эскизы Анненкова меня озадачили. Передо мною лежали непонятные кубические значки. Художник по моему лицу понял, то его эскизы разочаровали меня, и, когда я прямо об этом ему сказал и добавил, что не могу их показать Блоку, он попросил дать ему еще время, чтобы подумать и еще поработать. Примерно к середине августа новые эскизы были доведены до такого состояния, что я решился показать их Блоку. Не скрою, я очень волновался, направляясь с эскизами к поэту: я почему-то думал, что он предубежден против Анненкова, не верит в него и обязательно забракует его работу. Вопреки моему предчувствию, Александр Александрович с интересом рассматривал рисунки. Сразу ему понравились два рисунка: «убитая Катька» и «пес» ( к словам поэмы: «только нищий пес голодный ковыляет позади…»).
– Это очень хорошо! – воскликнул Александр Александрович.
Алянский, Самуил Миронович (1891–1974) – российский издатель и редактор. Основатель и руководитель издательства «Алконост» (1918–1923), которое выпускало произведения символистов. Задумав выпустить иллюстрированное издание «Двенадцати», Алянский предложил поручить его подготовку художнику Юрию Анненкову: он был уверен, что такой мастер, как Анненков, сможет создать рисунки, соответствующие замыслу поэта. Однако Блок, который обычно сам тщательно готовил свои произведения к печати, продумывая и формат, и детали оформления, и шрифт, и расположение стихотворного текста на странице, с осторожностью отнёсся к этому предложению. Тем не менее, он, как всегда, включился в издательский процесс и настоял на большом формате издания. И уже 12 августа 1918 года Блок писал Анненкову:
«Рисунков к “Двенадцати” я страшно боялся, и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли — мне невыразимо близки и дороги, а общее — более чем приемлемо, — т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная, мне было бы страшно жалко уменьшать рисунки. Нельзя ли, по-Вашему, напротив, увеличить некоторые и издать всю книгу в размерах «убийства Катьки», которое может быть увеличено еще хоть до размеров плаката и все-таки не потеряет от того».
«Двенадцать» вышли в свет в конце ноября и сразу были названы критикой «исключительным… событием русской графики и поэзии», а иллюстрации Анненкова — конгениальными блоковской поэме. Отпечатанная в 15-й государственной типографии на плотной кремовой бумаге, книга была заключена в обложку такого же цвета, только изготовленную из ещё более плотной и шероховатой браги. Кроме рисунка на обложке, Анненкову принадлежат рисунки на титульном листе, в точности повторяющем обложку, но одноцветном, 13 цельнополосных иллюстраций и 9 небольших рисунков, использованных в качестве заставок (4) и концовок (5). Все они исполнены тушью и воспроизведены цинкографией. Рисованные шрифты для обложки и титула создал известный художник-карикатурист Николай Эрнестович Радлов (1889-1942). На авантитуле и на четвёртой сторонке обложки помещена издательская марка «Алконоста». На книгу была объявлена предварительная подписка. В объявлении издатели пообещали выпустить 300 нумерованных экземпляров, в том числе 50 раскрашенных художником от руки. На вышедших в свет экземплярах последняя цифра была заменена на 25. Но на самом деле Анненков раскрасил не более 12 экземпляров, о чём он сообщает в своей книге «Портреты», причем в некоторых экземплярах раскрашено только 2 иллюстрации. В том же году издательство выпустило ещё одно издание «Двенадцати»; напечатанное на бумаге худшего качества и гораздо большим тиражом, оно уже не было библиофильским.
«Иллюстрируя Блока, — писал А.А. Сидоров, — Анненков в значительной мере иллюстрировал себя. Это понятно каждому… сравнившему текст с рисунками, это, прежде всего, было понятно самому Блоку, который писал художнику: “Думаю, если бы мы, столь разные и разных поколений, говорили с Вами сейчас, — мы многое сумели бы друг другу сказать полусловами”».
Так мастерство художника и прекрасно понятая им поэма сотворили маленькое чудо: до сих пор для любого знатока книги поэма Александра Блока «Двенадцать», её образы ассоциируются прежде всего с рисунками Юрия Анненкова. «Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к «Двенадцати» А.А. Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы.» т.е. рисунок передает видение самого Блока.
Лестница одиночества: шедевры галереи Глазунова. Понять философию 20 века и познакомиться с работами ключевого художника этой эпохи
Эта экскурсия позволит вам узнать и пережить историю 20 века, сыгравшего огромную роль в судьбе России. Вы рассмотрите советские скульптуры в парке искусств «Музеон» и поймете их значение и символизм. А затем познакомитесь с работами ключевого художника советской эпохи И.С. Глазунова, который воплотил в своих работах идею бесконечного одиночества человека того времени.
Что вас ожидает
Ощутить атмосферу XX века
Наше погружение в историю и философию 20 века начнется с парка искусств «Музеон». Здесь вы увидите знаковые скульптуры, которые станут нашими путеводителями по прошлой эпохе: композиции «Торжество труда» и «Наследник века», знаменитые памятники Феликсу Дзержинскому, И. В. Сталину, В. И. Ленину, деятелям искусства и другим легендарным личностям. Мы пройдем по набережным к Патриаршему мосту и Храму Христа Спасителя, а по пути порассуждаем о том, каким был 20 век в истории России, как переживали его простые советские люди.
Ключевые работы в галерее И.С. Глазунова
Затем мы отправимся в галерею художника И.С. Глазунова, ставшего символом этого сложного и противоречивого века, вы увидите картины, в которых отражается весь 20 век и обозначена идея одиночества человека той эпохи. Одна из них, «Лестница одиночества», лейтмотивом пройдет через нашу экскурсию. Вы пройдете по залам галереи, познакомитесь с главными работами Глазунова и узнаете, какой замысел художник воплотил в картинах «Мистерия ХХ век», «Портрет Виноградовой-Бенуа», «Автопортрет» и «Легенда о славном граде Китеже».
Кому подойдет эта экскурсия
Экскурсия рассчитана на взрослых людей, но также может быть интересна и молодым людям студенческого возраста, которые хотят познакомиться с ушедшей от нас эпохой через произведения искусства.
Организационные детали
Отдельно оплачиваются входные билеты в галерею И. С. Глазунова: 150 руб./чел.,
для пенсионеров – 50 руб./чел.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Galyshenka Илья Глазунов. Прощание.
Вслед за недавно ушедшими Алексеем Баталловым и Даниилом Граниным, еще одна утрата русской культуры — художник Илья Глазунов.
Илья Глазунов — один из самых известных российских художников, сценограф, книжный иллюстратор. Глазунов имел звание Народного художника CССР, был членом академии художеств России и Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны.
Глазунов был автором более трех тысяч произведений, основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, свою галерею и Музей сословий.
Казалось бы, он был обласкан вниманием властей, а художник, являющийся еще и портретистом сильных мира всего, вызывает некоторое недоверие к своему творчеству. Но путь к признанию был не прост и труден, и в первую очередь он был пройден благодаря незаурядному таланту, великой трудоспособности и тому качеству, которое можно бы было характеризовать, как жажда жизни. Ведь Глазунов был ребенком блокады. Чудом выжил, пережив смерть от голода матери, отца, бабушки и других родных. Ему тогда было 11 лет.
«Покуда жив на этой грешной земле — буду воспевать красоту божьего мира, борьбу добра со злом, великую и драматичную историю России, которая не может быть забыта — хотя столько сил прилагается, чтобы ее переврать, — говорил Глазунов. — Реализм все равно самая демократичная форма. Он понятен всем слоям общества. Был, есть и будет всегда».
Картина «Моя жизнь» 1994
На картине «Моя жизнь» (1994), отражены основные этапы жизни живописца и его семьи на фоне бытия всей России.
Вверху слева портрет родителей, погибших в блокаду: отца — Глазунова Сергея Фёдоровича, историка, и матери — Ольги Константиновны.
В центре семья: единственная жена Глазунова — Нина Виноградова-Бенуа и их дети.
Воспоминания о страшном времени блокады Ленинграда перекликаются с «Детской книгой войны» Даниила Гранина.
Смерть матери
Голод
После эвакуации, Илья Глазунов вернулся обратно в Ленинград. Здесь учился, здесь делал первые шаги в профессии.
Илья Глазунов. «Мистерия XX века», 1977-1999 гг.
Успех пришел на волне больших трудностей. Тема России, была основной в творчетве художника всегда. Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве, но не прошла идеологическую цензуру, из-за чего выставка была сорвана. Но тем не менее, картина способствовала успеху художника на западе, да в СССР, где распространялась на фотографиях, в то время как сам он был отправлен в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства.
Теперь картина, правда восстановленная -оригинал был передан на запад тогда же, в 70-е, находится в Картинной галерее Глазунова
Илья Глазунов «На колхозном складе» 1986,
Илья Глазунов «Новодевичий монастырь. Первый снег», 1994
Канун. 1917 год
И снова весна…
Сумерки
Русский мужик.
Портрет А.Громыко
Мальчик с птицей
Одиночество
Возвращение блудного сына
Илья Глазунов. «Разгром Храма в Пасхальную ночь»
В картинной галерее Ильи Глазунова
12 июня этого года, в День России и к 87-летию Ильи Сергеевича была открыта новая экспозиция его Картинной галереи – Музей сословий России. Также как и свои произведения живописи и графики (более 700 работ, экспонирующихся на Волхонке, 13) И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свое личное собрание, которое собиралось в течение всей жизни художника, начиная со студенческих лет. Илья Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России.
Каждое сословие России от священства, аристократии до купечества и русского крестьянства имело свое понятие красоты быта. В древней Руси князья и простой народ носили схожие по крою костюмы, отличающиеся лишь богатством ткани и отделкой. Как известно, Петр I запретил ношение русского народного костюма, заменив его среднеевропейской модой XVIII века.
Красота русского народного костюма, равно как и красота предметов быта, отступила в нашу провинцию и сохранилась до начала XX века в крестьянском сословии. Каждая губерния России имела свой народный костюм от Архангельской, Вологодской до Курской и Воронежской. В экспозиции представлены народные костюмы более 20 губерний.
Илья Глазунов награжден золотой медалью «За вклад в мировую культуру и цивилизацию» (ЮНЕСКО), орденами Преподобного Сергея Радонежского и Преподобного Андрея Рублева, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
http://glazunov-gallery.ru/novosti/novaya-ekspozit…lazunova-muzei-soslovii-rossii
Серия сообщений «Историческая живопись»:
Серия сообщений «Музеи изобразительных искусств»: