Содержание
Описание иконостаса Свято-Успенского храма с.Успенского
Верхний ярус — святые апостолы и святители:
1 — Святитель Московский Петр
2 — Святитель Василий Великий
3 — Апостол Иоанн Богослов
4 — Апостол Андрей Первозванный
5 — Апостол Петр
6 — Архангел Гавриил
7 — Деисис (одной, а не тремя иконами: Спаситель на Престоле, с предстоящими Божией Матерью Крестителем, Пророком и Предтечей Господним Иоанном)
8 — Архангел Михаил
9 — Апостол Павел
10 — Апостол Иаков Зеведеев
11 — Апостол Филипп
12 — Святитель Иоанн Златоуст
13 — Святитель Московский Алексий
Сразу под верхним ярусом на всю ширину иконостаса – тропарь Успению Пресвятой Богородицы на церковно-славянском языке, глас 1:
В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Средний ярус — Пасха Христова и двунадесятые праздники:
14 — Рождество Пресвятой Богородицы
15 — Введение во храм Пресвятой Богородицы
16 — Благовещение
17 — Рождество Христово
18 — Сретение Господне
19 — Крещение Господне
20 — Тайная вечеря
21 — Пресвятая Троица
22 — Преображение Господне
23 — Вход Господень в Иерусалим
24 — Пасха. Воскресение Господне
25 — Вознесение Господне
26 — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Нижний ярус — иконы Спасителя, Божией Матери и чтимых святых:
27 — Преподобный Сергий Радонежский
28 — Великомученик Пантелеимон
29 — Великомученик Георгий Победоносец
30 — Дверь в алтарь: икона архангела Михаила
31 — Образ Божией Матери «Спорительница хлебов»
32 — Богородица
33 — Апостол и евангелист Иоанн Богослов
34 — Архангел Гавриил
35 — Апостол и евангелист Лука
36 — Апостол и евангелист Матфей
37 — Пресвятая Дева Мария
38 — Апостол и евангелист Марк
39 — Иисус Христос
40 — Спаситель
41 — Дверь в алтарь: икона архангела Гавриила
42 — Успение Пресвятой Богородицы
43 — Святитель Николай Мирликийский
44 — Преподобный Серафим Саровский
Описание икон Свято-Успенского храма с.Успенского
- Божия Матерь «Владимирская»
- Успение Божией Матери
- Преподобная Мария Египетская
- Преподобномученица великая княгиня Елисавета
- Великомученик Дмитрий Солунский
- Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мати иъ София
- (киот) благоверный великий князь Александр Невский
- Равноапостольная великая княгиня Ольга
- Мученица Татиана
- Мученица Людмила
- Равноапостольный великий князь Владимир
- (киот) Божия Матерь «Неугасимая Лампада»
- Божия Матерь «Почаевская»
- Божия Матерь «Казанская»
- Божия Матерь «Владимирская»
- Божия Матерь «Скоропослушница»
- (киот) блаженная Ксения Петербургская
- Блаженная праведная Матрона Московская
- Преподобный Александр Свирский
- Великомученик и целитель Пантелеимон
- Великомученик Георгий Победоносец
- (киот) Божия Матерь «Феодоровская»
- Божия Матерь «Смоленская»
- Божия Матерь «Неопалимая Купина»
- Божия Матерь «Спорительница хлебов»
- Божия Матерь «Благодатная»
- Божия Матерь «Иерусалимская»
- Божия Матерь «Печерская», с предостоящими: преподобными Антонием и Феодосием
- Божия Матерь «Достойно есть»
- Божия Матерь «Умиление» Дивеевская
- РАСПЯТИЕ ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА
- Царственные страстотерпцы (Романовы)
- Божия Матерь «Прибавление ума»
- Покров Пресвятой Богородицы
- Преподобный Варлаам Хутынский
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник
- Преподобные Сергий и Герман Валаамский
- Страстотерпцы князья Роман и Глеб
- Апостол и евангелист Иоанн Богослов
- Божия Матерь «Валаамская»
- Преподобный Иоанн, затворник Святогорский
- Праведный Иоанн Кронштадтский
- Святитель Тихон Задонский
- 40 мучеников Севастийских
- Собор Архистратига Михаила
- Центральный аналой с главной иконой
- Аналой с иконой Богородицы перед амвоном; с.диаконские врата
- Божия Матерь «Семистрельная»
- Божия Матерь «Неупиваемая Чаша»
- Божия Матерь «Достойно есть»
- Мученица Параскева
- Божия Матерь » Всецарица»
- Мученицы Киприан и Иустина
- Преподобные Петр и Феврония
- (киот) Преподобный Серафим Саровский
- Великомученица Варвара
- Святитель Спиридон Тримифунтский
- Преподобномученица Параскева Римская («с глазами», память 8 авг. н/ст.)
- Великомученица Екатерина
- (киот) Божия Матерь «Утоли моя печали»
- Божия Матерь «Неупиваемая Чаша»
- Божия Матерь «Иверская»
- Божия Матерь «Умягчение злых сердец «, или «Симеоново проречение»
- Божия Матерь «Державная»
- (киот) Преподобный Сергий Радонежский
- Божия Матерь «Неувядаемый Цвет»
- Божия Матерь «Неустанной Помощи» (или «СтрастнАя»)
- Божия Матерь «Взыскание погибших»
- Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» («с грошиками»)
- (киот) Святитель Николай Мирликийский
- Пророк Божий Илия
- Апостол Андрей Первозванный
- Божия Матерь «Нечаянная Радость»
- Древо икон Богородицы
- Божия Матерь «Знамение»
- Пояс Пресвятой Богородицы
- Божия Матерь «София – Премудрость Божия» (Киевская)
- Собор преподобных старцев Оптинских
- Божия Матерь «Живоносный Источник»
- Пресвятая Троица Ветхозаветная
- Божия Матерь «Экономисса» («Домохранительница»), с преподобным Афанасием и святителем Михаилом, исповедником
- Великомученица Анастасия Узорешительница
- Мученица Дария
- Мученица Вера
- Спаситель
- Собор преподобных отцев Печерских
- Мученики Гурий, Самон и Авив
- Равноапостольные Кирилл и Мефодий
- Первоверховные апостолы Петр и Павел
- «Усекновение главы Иоанна Крестителя»
- Аналой с иконой Иисуса Христа перед амвоном, юж.диаконские врата
- Аналой для совершения таинства исповеди
LiveInternetLiveInternet
Иконостас в церкви.
Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.
Иконостас — алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.
В середине нижнего яруса находятся Царские врата. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый «праздничный» ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.
Третий ярус – иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери», находится икона «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.
Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта» («Знамение»), или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.
Верхний, пятый ярус называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица».
Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.
Домашний иконостас.
Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.
Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни — в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.
Обязательное условие — иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.
Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Если сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.
Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера — фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него.
Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах.
Как появился и развивался русский иконостас? Часть 1
Условно обобщая, алтарь — место, где присутствует божество. Или где человек и божество вступают в контакт. То есть это сакральная часть храма, непосредственно связанная с высшим миром.
В христианстве между этой частью храма, символизирующей мир горний, божественный, и «миром земным» принято располагать иконостас. На первый взгляд, иконостас — граница, разделяющая эти миры. Это самая очевидная аналогия. Ведь доступ в алтарь, как известно всякому бывавшему в храме, строго ограничен.
Иконостас в православной церкви
Фото:
Но здесь есть нюансы. Во-первых, иконостас был таким далеко не всегда. И особое развитие он получил как раз на Руси. Во-вторых, иконостас, конечно, разделяет две части храма. Но еще и связывает! То есть это не только граница, преграда — но и «мост». С иконостаса в «мир земной» смотрят лики святых — зримое воплощение стремления (и приближения!) человека к Богу. А главное — Бога к человеку!
Появились иконостасы не сразу. И уж точно — не в нынешнем виде! Большие иконостасы типа современных появились уже на Руси весьма поздно — примерно в первой половине XVI века.
В раннехристианских храмах не просто не было иконостасов; сакральная и «земная» части могли быть вообще не разделены. Во всяком случае, об алтарной преграде (еще не иконостасе!) впервые (согласно Википедии!) упоминается в IV веке. По археологическим данным, сохранившиеся преграды IV в. — тот самый ряд колонн, соединенных невысокими каменными плитами с барельефом. То есть это та самая, скорее символическая, преграда, не закрывающая обзора. Иконостас церкви св. Николая Чудотворца, Ростов Великий, фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Зачем? Наверное, можно скорее предполагать. С другой стороны, можно понять… попытаться понять логику. Возможно, по мере развития христианства, представлений о мироустройстве, возникла идея: отделить «проявленную» часть мира от божественной, не имеющей зримой формы. И поначалу алтарная преграда была скорее символической: деревянная решетка, завеса, ряд колонн…
Собственно иконостасы появляются много позже, в Византии. Но и там это не сплошная преграда, а все та же деревянная решетка или колоннада. Преграда могла быть сплошной, но невысокой, примерно по грудь.
Кстати, иконостас и даже просто развитая алтарная преграда — элемент именно православного храма. Развитый иконостас в современной Греции — «обратное» русское влияние. В Европе же иконостас не развился. Больше того, там и алтарную преграду не стали считать обязательным элементом храма. Исаакиевский собор, главный иконостас
Фото: ru.wikipedia.org
Образы Иисуса и святых появляются в Византии довольно рано; с IX в., по окончании борьбы иконоборцев с иконопочитателями, эта христанская традиция распространяется. Обычно это образы Иисуса, Богоматери и храма.
Естественно, из Византии идея алтарной преграды пришла и на Русь. Помним, когда Русь приняла официальное крещение? Именно в конце IX века. Вместе со священниками, обрядностью и архитектурой. Не скажу точно, но кажется (насколько помню визуально), в храме Покрова на Нерли (середина XII в.) — как раз колоннада. К счастью, там не установили иконостаса и пространство храма открыто. Во всяком случае, с год назад высокого иконостаса «русского типа» там не было.
Сама перегородка, темплон, на Руси могла быть двух видов: перекрывающая только центр, сам алтарный проем; или — весь храм.
Со временем пространство алтарной преграды стало заполняться иконами. Не знаю причины. Не знаю даже, были ли инициаторами этого ромеи или русские, хотя предположу, что все же русские. Наши предки учились, появлялись свои мастера. К тому же первые упоминания о собственно иконостасе на Руси — довольно поздние, относящиеся к середине XIV века.
Монастырь Осиос Лукас, внутренний вид кафоликона, Греция, XI в.
Фото: ru.wikipedia.org
В храмах Византийской империи развитие иконостаса идет примерно до XII в. Иконостасы здесь, как правило, трехрядные. И еще важное отличие: в Византии образы писали прямо на темплоне, на самой преграде. По крайней мере, так было долгое время. Насколько я лично понял: если нужно было увеличить число икон, увеличивалась сама алтарная перегородка.
Византийские алтарные преграды имели от одного до трех рядов икон. На Руси же они приобрели нынешний пятирядный облик.
Продолжение следует…
Теги: икона, христианские традиции, православие, иконостас, алтарь, православный храм, христианство, Византия, Византийская империя, Русь
Благочиние
Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.
Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.
История происхождения иконостаса
Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.
Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.
Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.
Строение иконостаса
Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.
Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.
Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.
Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.
Строение иконостаса: нижний ряд
Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).
Строение иконостаса: второй ряд
Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.
Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.
Строение иконостаса: третий ряд
Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).
Строение иконостаса: четвертый ряд
Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.
Строение иконостаса: пятый ряд
Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.
Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.
В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.
Подготовил Александр А. Соколовский
Иконография и канон
Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».
Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.
Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».
К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.
Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.
Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.
Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.
Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.
Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).
Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3). Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).
Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).
Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).
Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).
Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).
Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.
На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).
Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.
Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.
Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).
В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).
Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.
На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.
Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).
Воины пишутся в доспехах, с копьем, мечом, щитом и другим оружием (рис. 14).
При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).
Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.
Храм во имя Святой Живоначальной Троицы, г. Озёры
Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение — священнослужителей (епископов и священников).
При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся, 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство Святого Причащения.
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит во Святых Дарах (во Святом Причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением.
Самое важное богослужение – литургия, или обедня (она совершается до полудня). Во время нее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери.
Таинство Причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются — делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.
Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем боле смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.
Из каких частей состоит храм
Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.
Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.
В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. Во святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большею частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Алтарь и богослужебные принадлежности
Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.
Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).