Содержание
Деисусный чин
Из повести Владимира Солоухина «Черные доски»
Теперь – деисусный чин. Можно услышать из уст коллекционера: «есть чиновая икона», «купил икону из чина», «видел архангела из деисусного чина», «он достал себе деисусный чин». Что же это такое?
Прежде всего, это целый ряд икон, из которых каждая может быть самостоятельной, но все же они объединены в одно целое, в ряд икон, который и называется в иконографии чином. Вероятно, если вдуматься в происхождение слова «чин», мы придем в конце концов к тому, что оно и означает именно ряд, порядок. Каков же этот ряд в деисусном чине?
В середине – «Спас в силах», или «Спас на престоле». По правую руку его, а для нас это будет слева, Богородица. По левую руку – Иоанн Креститель. Дальше располагаются два архангела: Михаил и Гавриил. Все, кто располагаются по обе стороны Христа, обращены к нему лицом и даже корпусом, вообще обращены к нему. Поэтому чиновой архангел Михаил всегда смотрит, как бы идет слева направо. Архангел же Гавриил справа налево. За архангелами следуют апостолы Петр и Павел: Петр на богородничной стороне, Павел на стороне Иоанна Крестителя.
Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Само греческое слово «деисус» означает в переводе на русский язык «моление» или «прошение».
Самый простой, так сказать, исходный деисусный чин состоит из трех икон, образуя триптих: Богородица, Спас, Иоанн. Расширяться же в обе стороны ему ничто не мешает: архангелы, апостолы, святители, митрополиты, пророки, великомученики – все могут быть изображены справа и слева от Спаса.
Деисусный чин может быть ростовой, огрудный, оглавный. Он может быть исполнен на многих досках и на одной доске, но порядок расположения святых остается единым: Спас в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола…
В Третьяковской галерее выставлены некоторые иконы из деисусного чина, написанного Андреем Рублевым и Даниилом Черным для Успенского собора во Владимире. Эти иконы огромны. Можно представить, как «звучал» этот чин, собранный в одно целое и вставленный в грандиозный иконостас грандиозного Успенского собора.
Как же включается деисусный чин в церковный иконостас и есть ли вообще у иконостаса какая-нибудь композиция? Есть, и довольно строгая. В центре, как известно, располагаются Царские врата, которые в старину бывали писаными. Это были те же самые иконы, но несколько измененной формы. Царские врата – это отдельное произведение искусства, в котором кроме живописи присутствуют резьба по дереву и скульптура. Вот как описаны В. И. Антоновой Царские врата начала XVI века вологодской школы, находящиеся в собрании покойного Павла Дмитриевича Корина:
«Удлиненные клейма обеих створок завершены шестилопастной коруной со спиральными завитками. Вверху помещено Благовещение, где ангел устремился к обернувшейся к нему прядущей Марии. Обе фигуры с их выразительными движениями, одетые в неяркие зеленые и коричневые одежды, выступают на фоне розовых, алых, серебристо-зеленых и золотисто-желтых зданий, изысканной по формам и рисунку причудливой архитектуры. Справа от Марии изображены две темно-зеленые капители в виде львиных масок. Возносящиеся за Гавриилом легкие башнеобразные строения будто запрокинуты назад, а более массивные сооружения за Марией, увенчанные круглой и шатровой вышками, как бы теснят ее; они ориентированы вперед и вправо. У сидящих на низких скамейках евангелистов длинные торсы. Движения их величественны и неторопливы. Грузный Иоанн, оборотясь назад, диктует сидящему перед ним Прохору, кудрявый Лука открывает книгу, длиннобородый Матфей развертывает свиток, согнувшийся Марк пишет. Лука отмечен лежащим на столе золотым клювом. Архитектура более спокойных очертаний, чем вверху, своими, обращенными к середине, черными проемами сосредоточивает внимание на неспешных жестах евангелистов.
Дробные белые лещадки светлой, желтовато-оливковой горы придают значительность всей сцене на Патмосе: за Иоанном двурогая гора будто залита светом, к которому обернулся охваченный вдохновением евангелист. Краски чистые и плотные, сочетающие алые, розовые, желтые, бирюзово-голубые, травянисто-зеленые, зеленовато-синие цвета и кораллово-красные оттенки».
Итак, в середине иконостаса, вернее сказать, в середине его нижнего ряда располагаются Царские врата, Остальной нижний ряд занимают большие, разные по сюжетам иконы, среди которых обязательно должна помещаться так называемая храмовая икона. Известно, что каждая из церквей освящена в честь какого-нибудь святого или праздника: собор Парижской Богоматери, собор, Павла в Лондоне, церковь Покрова на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь Николы в Хамовниках, Исаакиевский собор. Казанский собор, Илья в Обыденском переулке… Значит, в нижнем ряду иконостаса преимущественно рядом с Царскими вратами находится большая храмовая икона, то есть икона, изображающая того святого или тот праздник, которому посвящена церковь.
Над нижним рядом икон располагается небольшой невысокий рядок праздничного чина. Эти иконы всегда нарядны и мажорны. Мы теперь знаем, что в этом ряду могут быть сюжеты: «Успенье», «Рождество», «Сретенье», «Сошествие во ад»…
Над узким поясом праздничного чина возвышается деисусный чин, так, чтобы Спас находился точно над Царскими вратами, а предстоящие справа и слева занимали весь ярус иконостаса. Конечно, практически в церквах встречаются отступления от столь строгого построения иконостаса, но его точная форма именно такова…
Деисусный чин
Дéисус, что в переводе с греческого языка означает «моление», представляет особую композицию, которая включает в себя изображение Христа Вседержителя, окруженного предстоящими фигурами святых и олицетворяет их молитвенное заступничество пред Христом за род человеческий во время Страшного Суда. «Деисусный чин» – это второй ряд высокого иконостаса, где, помимо центральной иконы Христа (Вседержителя или «Спаса в Силах»), Богородицы и Иоанна Предтечи, по обе руки Спасителя занимают свои места образы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, и святителей, мучеников преподобных.
Центральная икона деисусного чина не сохранилась, но можно полагать, это была композиция «Спас на престоле», характерная для искусства северо-восточных земель. В XIX веке иконы были опилены, и первоначально представленные в полный рост фигуры чина превращены в поясные. Судя по сохранившимся шести иконам и по составу предстоящих – Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Михаила, апостолов Петра и Павла, мученика Димитрия, – в древности это был достаточно значительный по размерам комплекс, состоящий не менее чем из одиннадцати икон, украшавший крупный городской или монастырский собор.
Иконография чина относится к среднерусской, скорее всего – ростовской традиции. О ростовском происхождении дéисуса нагляднее всего свидетельствуют мягкие силуэты фигур, тонкий и прозрачный колорит, построенный на сочетаниях коричневых, приглушенно желтых и красных цветов. Мягкое сплавленное личнóе письмо характерно для живописной культуры Ростова рубежа XV–XVI столетий.
Богоматерь Из Деисусного Чина
Де’исус , образ, в к-ром разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Это наименование в Византии давалось вотивным иконам, имеющим особое личное значение для вкладчика, просящего о заступничестве. Как об определенном типе иконы о Д. упоминает Михаил Атталиат († ок. 1085) в Диатаксисе: «Темплон имеет также в центре Деисус и житие святого и преподобного Предтечи» (цит. по: Walter. 1982. Р. 183). Д. обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой — стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). На сложение данной иконографии большое влияние оказала литургия, определив прежде всего ее идейное содержание. Как лит. основу композиции можно рассматривать неск. литургических текстов: благодарственную молитву Евхаристии или молитвословия литии. Моление литии, в котором Церковь прибегает к заступничеству Богородицы, св. Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, вселенских учителей и святителей, мучеников и преподобных, наиболее точно, а зачастую буквально соответствует составу святых в деисусных композициях. Содержание образа в зависимости от контекста имеет более выраженный евхаристический или чаще всего преобладающий эсхатологический характер. И в молитвах Евхаристии, и в молитвах литии звучит тема Страшного Суда, о «добром ответе» на к-ром молится вся Церковь во главе с Богородицей и св. Иоанном Предтечей.
Иконография Д. разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Д.- фреска ц. Санта-Мария Антиква в Риме (VII в.): Христос изображен в рост, св. Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.
Что такое «деисус»?
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Греческим словом «деисис» (в русском варианте произношения — «деисус») чаще всего называют центральный ряд иконостаса. Главное место в нем занимает икона Христа на троне. По сторонам от него находятся ростовые изображения святых. Все святые развернуты ко Христу, их руки сложены в молитвенных жестах. Они обращаются к Творцу с молитвой о спасении мира в день Страшного суда. Часто тексты их молитв написаны на свитках, которые они держат в руках.
Тем же термином обозначаются и другие изображения. Их можно встретить в настенных росписях, в разных частях храма снаружи и внутри: в алтаре, в нише главной апсиды, на предалтарной арке, на внутренней стене церкви, над входом в храм.
Например, в росписи алтаря Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в деисусе представлены Спас на престоле и предстоящие Богородица с Иоанном Крестителем. А на фреске Мартириевской паперти в Новгородской Софии композицию деисуса составляли семь поясных изображений. Помимо Христа, Девы Марии и Предтечи в нее входили еще два архангела — Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел.
Почему же тогда все эти изображения в иконах и в монументальных росписях называются деисусом? Ответ заключен в самом греческом слове «деисис» (δεησις), которое означает «моление» или «прошение». Все это образы молитвы, которую святые и небесные силы возносят Господу и Небесному Судье за человеческий род. И первые среди молитвенных заступников — Божья Матерь и пророк Иоанн Креститель.
ДЕИСУС
ДЕИСУС
(греч. Deesis — моление) — композиция из трех икон, изображающих Христа посередине и обра-щенных к нему в молитвенных позах Богоматерь (слева) и Иоанн Креститель (справа) или двух ангелов по сторо-нам. Она размещалась во втором ярусе иконостаса, слу-жила ядром деисусного чина, в котором помимо выше-указанных трех икон располагались архангелы Михаил и Гавриил, а также апостолы из числа двенадцати, из которых ближайшими к Христу были Петр и Павел. Такой состав деисуса утвердился к XIV в. для всех стран визан-тийского круга, кроме Руси, где в деисусный чин вклю-чали Василия Великого, Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия и Дмитрия. Именно таков был деисусный чин, созданный в 1399–1405 гг. Феофаном Греком. Дальнейшее развитие русского иконостаса связано с уве-личением числа икон деисусного чина, который в XV в. пополнился иконами апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святых Григория Богослова и Николая Чудотворца. В
XVI в. число икон еще возрос-ло — включались преподобные столпники Симеон и Даниил, московские митрополиты Петр и Алексий, русские святые Сергий Радонежский, великомученики Борис и Глеб и др. Такой усложненный состав деисусного чина сохранился до середины XVII в. (до никоновской реформы), после чего он был приведен к общему для всех православных церквей канону — икон двенадцати апостолов, стоящих по сторонам икон архангелов. Лишь в провинции сохранялись усложненные деисусные чины, к которым русская церковь стала возвращаться повсеместно с XIX в. с развитием ретроспективных тенденций в церковном искусстве.
Не оставались неизменными и изображения трех главных икон, определяющих композиционный строй всего деисусного чина. Деисусы могли быть с изобра-жением в рост, поясные и только голов. Обычно Христос изображается сидящим на троне, благословляющим, с Евангелием в руках. Богоматерь (слева) и Иоанн Предтеча (справа) — в позе молитвы, иногда со свит-ками в руках. С течением времени образ Христасудии сменился образом его как главы небесной и земной церкви, что подчеркивало идею единства Земной и Небесной церкви, покровительства Небесного царства Земному. Помимо Феофана Грека знаменитые деисусы созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным для Успенского монастыря, Дионисием, Феодосием для Ферапонтова монастыря.
Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓
Источник: Мировая художественная культура. Словарь