Содержание
РАЗМЕРЫ ИКОН Вы часто спрашиваете нас, какие размеры ликов можно за…казать в нашем магазине. Хотим подробно рассказать сегодня про размеры икон на льняных холстах и на липовых досках. 🙏🏻Иконы на холсте изготавливаются следующим образом: Натуральные льняные холсты обрабатывают и подготавливают как холсты для художественных полотен: наносят грунтовый слой, затем на специальном оборудовании светостойкими иконными красками наносят образ. Образ вставляют в багетную раму или дубовый фигурный киот. Холст плотно зажимают между рамой и подрамником. На первой фотографии представлены все стандартные размеры ликов в раме и в киоте: — лик 10х12 см в раме (внешние размеры 13х15 см) — 1790 руб. — лик 10х12 см в киоте (внешние размеры 18х20х4 см) — 2790 руб. — лик 15х18 см в раме (внешние размеры 17х20 см) — 1990 руб. — лик 15х18 см в киоте (внешние размеры 24х27х4 см) — 3790 руб. — лик 17х21 см в раме (внешние размеры 23х26 см) — 2490 руб. 🙏🏻 Иконы на дереве созданы методом прямого нанесения пигментных красок на специально подготовленную поверхность липовой доски. Уникальный способ печати передает все оттенки подлинной иконы. Эти иконы имеют следующие размеры: — 14х18 см — 1890 руб. — 19х26 см — 2790 руб. — 30х40 см — 5490 руб. Кроме того, что у нас всегда в наличии много готовых образов, мы можем изготовить иконы на заказ с любым каноничным образом, который Вы пожелаете. Изготавливаются иконы для дома и для храма, именные иконы, мерные иконы, венчальные иконы. Примерный срок изготовления — 10-14 дней. Детали обговариваются индивидуально с каждым заказчиком. Вы можете написать нам в личные сообщения или на почту ikony@shop-pobedinedug.ru, и мы вместе с вами подберем наиболее подходящий образ! See More
ИКОНА « ИИСУС МОРГАЮЩИЙ »
Рассказывает Михаил СИЗОВ
В 2005 году в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры». В ней автор упомянул изображение на колонне в вифлеемском храме Рождества и привёл фотографии двух картин, на которых также проявляется эффект двоевзора. Одна картина, изображающая Иисуса в терновом венце, была написана немецким художником Габриелем фон Максом в конце XIX века.
Другая, также Иисуса в терновом венце, написана неизвестным художником и сфотографирована в 1970 году (фото принадлежит священнику из Подмосковья о. Валентину Дронову). Других изображений, на которых бы Иисус «открывал и закрывал глаза», автор научного журнала не нашёл. И статью завершил так: «Икона в Вифлееме, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала».
Узнать, получил ли журнал отклики, мне не удалось. Так что пришлось самому разбираться…
Вифлием. Храм Рождества Христова. Колонна с изображением Иисуса Христа
Что тут сразу бросается в глаза? В храме Рождества на колонне явно изображён Спас Нерукотворный. А на снимках картин, что опубликованы в научном журнале, – Иисус в терновом венце. Это католический образ «Плат святой Вероники». Так что перед нами две разные иконы. Но с одним и тем же эффектом двоевзора. Или, может быть, «эффекты» разные – где-то они получены искусственным путём, с помощью художнических приёмов, а где-то проявляются естественно, из-за чудотворности образа? Как отделить одно от другого, подделку от чуда? Взглянем на историю происхождения этих двух образов.
Как известно, Спас Нерукотворный появился благодаря просьбе эдесского царя Авгаря V, который приглашал Иисуса Христа посетить Месопотамию. Спаситель не принял приглашения, но согласился, чтобы посланный царём художник нарисовал Его портрет. Портрет никак не удавался. И тогда Иисус совершил чудо: умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.
Затем образ был привезён в Эдессу, оттуда спустя века попал в Константинополь. Это история весьма реальна – в ней задействовано множество людей с указанием имён, там описываются конкретные исторические обстоятельства, имеются письменные свидетельства. Римский историк Евсевий (род. ок. 263 г.) в своих трудах приводил текст двух писем из переписки царя Авгаря с Иисусом Христом, что хранились в архивах Эдессы.
Спас Нерукотворный.
Это изображение примерно 12 века, то есть времен крестоносцев. А известна икона тем, что в зависимости от освещения (или внутреннего настроя смотрящего?) лик этот предстает то с закрытыми, то с открытыми очами. Неизвестно, было ли так задумано мастером при написании, или просто «так получилось», но свидетелей, наблюдавших такой эффект, хватает за все эти века.
Историчность же «Плата святой Вероники» не столь очевидна. В средние века в Европе стало известно такое предание. Когда Христа вели на Голгофу, некая женщина подала Ему платок, чтобы утереть лицо, – и на платке отпечатался лик. Возможно, это предание услышали в Палестине рыцари-крестоносцы и всё так было на самом деле. Но сомнения в подлинности всё же остаются.
Тут надо заметить, что реализм «Спаса Нерукотворного» запечатлелся и в самом образе: борода Иисуса раздвоена, оттого что волосы слиплись от воды, – ведь плат к лику был поднесён после умывания водой. Иногда образ так и называют: «Спас Мокрая Брада». А в образе «Плата святой Вероники» ничего подобного нет. И возникает предположение: а может, западные иконописцы решили внести «большую историчность» в поздние списки «Плата святой Вероники», использовав художественный приём двоевзора? Что делает человек, когда вытирается полотенцем? Зажмуривает, а потом открывает глаза. Вот и на «Плате», мол, этот момент отразился.
Грузинский образ
Подтверждение этой догадке можно найти в самом Риме, где хранится «Плат святой Вероники». Там, в базилике Святого Петра, на колонне святой Вероники, есть два барельефа плата: на одном Иисус с открытыми глазами, на другом – с закрытыми. Колонна была построена и украшена скульптурой в 1646 году. Ещё раньше в Риме нечто подобное произошло с книгой «Маленький опус о священном платке Вероники».
Скульптура Св. Вероники. Базилика Святого Петра. Рим
Барельеф плата Св. Вероники. Базилика Святого Петра. Рим
В издании 1620 года на титульном листе было обычное изображение – Иисус с открытыми глазами. А в издании 1635 года – с закрытыми. То есть уже тогда у католиков появилось представление об «Иисусе моргающем». Интересно, что как раз с этого времени, с 1628 года, «Плат святой Вероники» перестали показывать народу – и так продолжается уже 400 лет. Образ из ризницы выносят лишь раз в год, на высокий балкон колонны, и снизу издалека ничего не разглядеть. Журналисты пытаются получить доступ к «Плату святой Вероники», но в Ватикане им отказывают: «В этом нет смысла, поскольку с течением лет изображение слишком поблекло».
«Плат святой Вероники» один раз в год показывают с балкона.
Между тем по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора. В Интернете, например, растиражирована история про чудесную икону «Иисус Моргающий» («Плат святой Вероники»), которая в 80-е годы прошлого века находилась в древнем грузинском монастыре Джвари. Удивившись, обратился я к православному журналисту Каха Кенкишвили. Он прислал из Тбилиси фотографию этого образа с пояснением: «Да, такая икона есть. Но сейчас она висит в Светицховели. Также имеются её копии – в монастыре Самтавро и в Кашуетском храме Святого Георгия, что в самом центре Тбилиси». Светицховели – это патриарший собор в Мцхете, который на протяжении тысячелетия является главным храмом всей Грузии. Так что икона и вправду почитаема, раз хранится там.
Икона «Иисус Моргающий». мужской монастырь Святого Креста – Джвари. Грузия (Теперь находится в монастыре Светицховели)
По народным представлениям, на одних людей, входящих в храм и подходящих к этой иконе, Иисус смотрит, а на других – нет. При этом считается, что если человек грешен или готовится совершить грех, то Христос не поднимает на него глаз. Как я понял, грузинские священники ко всему этому относятся осторожно, ведь молитвенному настрою перед образом может помешать экзальтированное ожидание чуда. Как тут не вспомнить 1879 год, когда упомянутый выше немецкий художник Габриель фон Макс привёз в Петербург свою картину «Платок святой Вероники». Петербургские газеты тогда писали, что устроителям выставки пришлось поставить рядом с картиной стулья – для дам, которые из-за эффекта двоевзора падали в обморок с восклицанием: «Смотрит! Смотрит!»
Оптический эффект действует на людей и поныне. В Интернете можно найти снимки «Иисуса Моргающего» с такими комментариями. Одна женщина, увидев закрытые очи, переживает: «Неужели я такая грешница?» Другая радуется: «Слава Богу, я вижу Его глаза открытыми, а я боялась посмотреть!»
Икона «Моргающий Иисус» в армянском монастыре Сурб-Хач. Крым
…
С другой стороны, сам по себе оптический эффект не является чем-то предосудительным. Краски, которыми написаны иконы, ведь тоже создают свой оптический эффект, позволяющий нам видеть определённый образ. И мы никакого значения этим краскам не придаём – они лишь помогают нам мысленно представить образы Спасителя и святых Его, чтобы сконцентрироваться на молитве. То же самое с эффектом «закрытых» и «не закрытых» глаз. Если человек стоит перед такой иконой с верою, с молитвою, то, возможно, обретёт ответ. А если просто любопытствует, то станет игрушкой оптического обмана.
ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНЫ: ДВОЕВЗОРЫ И ТРОЕВЗОРЫ
В статье о необычных картинах со спрятанными изображениями речь шла о произведениях, в которых кроме основного сюжета присутствует еще один — скрытый. Он проявляется, когда приближаешься к картине, удаляешься от нее или смотришь под определенным углом. Теперь вы узнаете о самых правдивых картинах, которые тем не менее называются «обманками», о призрачных силуэтах, «двоевзорах», «троевзорах», а также о редком виде икон.
ПРАВДИВЫЕ ОБМАНКИ
Поспорили два художника — Зевксис и Паррасий: кто из них лучше. Зевксис нарисовал виноградную гроздь и поставил картину возле открытого окна. Пролетавшие мимо птицы увидели виноград, сели и попытались клевать нарисованные ягоды. Пришла очередь Паррасия. «Ну и где твоя работа?» — «Там, за занавеской». Зевксис подошел к занавеске и попытался ее отдернуть. А она оказалась нарисованной. Легенда родилась в Древней Греции, примерно за 500 лет до нашей эры.
Г. Теплов. Натюрморт-обманка. 1737 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
П. Дрождин. «Портрет художника А. П. Антропова с сыном перед портретом жены». 1776 год. Русский музей, Санкт-Петербург.
Она более правдива, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что многие птицы не обладают стереоскопическим зрением, поскольку глаза у них расположены по обе стороны головы. То, что видит один глаз, не видит другой. Из-за отсутствия общего поля обзора мозг не может сформировать объемное изображение. И опытные охотники знают, что примитивная, не раскрашенная модель уточки привлекает летящего селезня не хуже живой подсадной птицы.
Для нас в греческой легенде важно то, что картина обманула не птиц, а глаз мастера-живописца. У русского художника XIX века Федора Толстого есть картины, перекликающиеся с сюжетом древнегреческой легенды. На одной из них — натюрморт, «прикрытый» листом кальки. Один ее угол загнут. И эта часть натюрморта выглядит столь достоверной, что невольно испытываешь желание сдвинуть кальку ниже, чтобы увидеть изображение полностью. Картины этого типа получили название «обманки», хотя речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.
Появление такого рода картин стало возможным только после изобретения перспективы, светотеней и… масляных красок. Рецепты их приготовления встречаются еще в книгах XIII века. Но лишь в начале XV века голландский художник Ян ван Эйк (1390-1441) настолько улучшил технологию приготовления красок, что его нередко называют изобретателем техники живописи маслом. Он первым по-новому применил ее, накладывая тонкие прозрачные слои красок один поверх другого, достигая исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов. После Яна вана Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с оригиналом.
Родоначальник жанра обманок в России — Григорий Теплов, художник, поэт, музыкант, философ, государственный деятель XVIII века. Одна из его работ — на предыдущей странице. Жаль, что репродукции обманок в журналах и книгах неспособны передать ощущение, которое появляется при взгляде на оригинал. Кстати, поэтому обманки редко увидишь в книгах по искусству. В значительной степени это объясняется разницей в размерах картины и ее печатной репродукции, а также тем, что нужный эффект обычно возникает в зависимости от расстояния между изображением и зрителем.
Существует еще один вид обманок. В Русском музее в Петербурге, например, есть картина Петра Дрождина, художника XVIII века. На ней автор изобразил семью своего учителя художника Антропова. Присмотревшись, замечаешь, что отец и сын стоят рядом не с женой и матерью, а с ее портретом. Край мольберта, сначала казавшийся светлым проемом в стене, отделяет стоящих от изображения.
Бельгийский художник XX века Рене Магритт тоже использовал прием с «мольбертами». Края их почти не видны, и рисунки незаметно переходят в основной сюжет картины, сливаясь с ним. На одном пейзаже — лес, начинаясь за окном, продолжается на нарисованном мольберте, на другом — море с мольберта перетекает в «реальное» море.
Р. Магритт. «Удел человеческий». 1933 год. Национальная художественная галерея, Вашингтон.
Магритт — мастер картин-парадоксов. На одном холсте он соединял предметы и явления, несовместимые в жизни; например, дневное небо и дом, погруженный в ночную тьму, или человек, смотрящий в зеркало перед собой, видит в нем лишь собственный затылок. Принцип парадоксальности он использовал и в названиях полотен. Когда, по собственному признанию художника, ему не хватало фантазии, он собирал друзей и просил помочь в поиске названия. Пейзаж с мольбертом, например, носит название «Удел человеческий».
ПРИЗРАЧНЫЕ СИЛУЭТЫ
Существует особый прием для создания скрытого изображения: когда художники используют контуры нарисованных предметов. Впервые картины со «спрятанными силуэтами» появились, видимо, в средневековой Франции. Главными их героями стали, разумеется, короли. О том, что лилия — символ династии Бурбонов, нам хорошо известно уже хотя бы по костюмам главных героев из кинофильмов, снятых по роману Александра Дюма «Три мушкетера». Двести лет назад, рисуя букеты королевских лилий, художники превращали изгибы стеблей, контуры листьев и лепестки в человеческие лица. Когда угадываешь секрет, букет превращается в портрет королевской семьи. После того как династию Бурбонов свергли, художники стали рисовать императора Наполеона с женой и сыном. Но Джозефина любила фиалки, поэтому они пришли на смену лилиям.
1815 год.
О. Каню. «Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына)». 1815 год.
В названии картины содержится напоминание о том, что Наполеон начинал воинскую службу в чине капрала.
За прошедшие столетия художники, конечно, расширили тематику подобных работ. Один из примеров — картина, на которой вы сначала видите несколько сухих листьев, летящих в воздухе. А еще на холсте нарисован клочок бумаги с надписью на французском: «Сновидение, уносимое ветром и временем». Обычно художники не пишут на лицевой стороне картины ее названия. Здесь в левом нижнем углу холста написано по-немецки: «Тайна между осенними листьями». Это не только название картины, но и ключ, раскрывающий замысел художника — Сандро Дель-Прете. Его имя сегодня известно во всем мире. А начинал он как любитель (сообщаю это специально для участников конкурса загадочных картин). В молодости Дель-Прете учился рисованию всего шесть месяцев, до 44 лет не считал себя профессиональным художником и работал в страховой компании в родном швейцарском городе Берн, где живет до сих пор.
С. Дель-Прете. «Тайна между осенними листьями». 1991 год. Галерея в Берне, Швейцария.
На картине художника из Таганрога Виктора Брегеды, которого тоже привлек этот прием, коленопреклоненные фигуры склонились в молитве на фоне пустынного горного пейзажа. Это лишь часть сюжета, которую видишь сразу, но название — «Пророчество» — подсказывает, что главное содержание не столь очевидно и еще не раскрыто. Невидимые в первый момент, на картине присутствуют те, перед кем склонились паломники: Бог-отец, Бог-сын и крылатый всадник — ангел, спустившийся с небес.
Картина москвички Натальи Замятиной «Сны о Греции» выглядит как обычный натюрморт с фарфоровой вазой и фруктами. Кажется, что название не вполне соответствует изображению. Но присмотритесь внимательно к драпировке. Что прячут (или выявляют) складки ткани и контуры вазы?
ДВОЕВЗОРЫ
Термин, давший название разделу статьи, придумал писатель и автор многих публикаций в журнале «Наука и жизнь» Сергей Федин. Двоевзорами он назвал тексты, которые можно читать двумя способами. Возьмем для примера слово «акулы». Первые две буквы «ак» можно написать и как одну букву «ж». А «ы» легко изобразить похожей на «ье». Оставим без изменений буквы в середине и получим слово, которое легко прочитать двумя способами: «акулы» и «жулье». Несколько примеров подобных надписей здесь приводятся.
В. Брегеда. «Розовый сон».
Н. Замятина. «Сны о Греции». 2004 год.
Слово «двоевзоры» соответствует английскому «ambigram» — двойственный. О словесных двоевзорах здесь рассказано потому, что на их примере легче уяснить восприятие двойственных изображений и в живописи.
Что мы ищем, двигаясь взглядом по линиям двоевзора? Какую-нибудь знакомую букву. В картинах происходит то же самое. Мозг ищет знакомые образы, уже имеющиеся в памяти, которая совершенно непохожа на хранилище фотографических снимков. Память — своего рода «шифратор», улавливающий свойства изображения, например наличие прямых и изогнутых участков линий, границ смены яркости, цвета и тому подобное.
Слова-«двоевзоры»: акулы — жулье, журчи — не урчи, мир — МГУ, прочен — точен. Авторы — Ольга и Сергей Федины.
Разглядывая двоевзоры более пристально, мы находим буквы, которые не заметили первоначально, и складываем из них второе слово. То же самое происходит и со скрытым изображением.
Пока еще никто не придумал слово «трое-взоры», то есть изображение трех слов разных значений в одной записи. Если вам это удастся, обязательно пришлите свое произведение на конкурс загадочных картин. А вот живописные троевзоры уже созданы, и о них мы сейчас расскажем.
ДВУЛИКАЯ И ТРЕХЛИКАЯ ЖИВОПИСЬ
В предыдущем номере журнала в статье «Невидимое-видимое» вы встречали изображение женской головки, которая выглядит то молодой, то старой в зависимости от положения картины. Теперь познакомимся с портретом, который не нужно переворачивать. На вопрос: «Молодая или старая женщина на нем изображена?» — разные люди дают противоположные ответы. Одни говорят — девушка, другие — старуха. Картинка давно стала классической. Но тем, кто видит ее впервые, каждый раз приходится объяснять, как разглядеть второе изображение: «Глаз дамы — это ушко девушки, а нос — овал молодого лица». Как утверждают физиологи, зритель, рассматривая портрет, наибольшее внимание уделяет глазам и носу. Поэтому первое впечатление обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение. После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Почтовая открытка. «Моя жена и моя теща». Начало ХХ века. Россия.
Я. Ботвиник. «Мой муж и мой тесть». Первая половина ХХ века. США.
По числу публикаций в книгах и журналах сюжет с молодой и старой женщиной далеко опережает все остальные иллюзионные картинки. Автором ее иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, опубликовавшего работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский «Puck» — эльф, сказочный дух). Иногда изображение приписывают психиатру Е. Борингу, который использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. В ученой среде «Двух дам» и сегодня называют «Boring figure». На самом деле еще в первые годы XX века в России выпустили в обращение открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя теща». Прототипом для нее послужила немецкая почтовая карточка 1880 года (автор неизвестен).
С. Орлов. «Роза для двоих». 2004 год. Москва.
Картинка с двумя дамами регулярно воспроизводится в книгах по психологии. Но до сих пор во многом остается неизвестным, как ум человека воспринимает двойственные изображения. Художники всего лишь продолжают развивать уже известный прием. В первой половине XX века появился аналогичный портрет пожилого и молодого мужчины. Затем, в 1968 году, художник Г. Фишер сделал новую прическу обеим дамам и получил третье действующее лицо. Практически он добавил всего один элемент, и картина стала называться «Мама, папа и дочь». Женские волосы превратились в профиль мужчины, благодаря чему на портрете оказались три человека.
На современной картине московского художника Сергея Орлова присутствуют не только два разных лица, но и две женские фигуры, принадлежащие одновременно и девушке и старухе. Пожилая леди смотрит на цветок, который она держит в руке. Молодая — сидит к нам спиной, поправляя прическу и повернув голову влево.
С. Дали. «Исчезающий бюст Вольтера». 1940 год. Музей Дали, С.-Петербург, США.
Работы Сергея Орлова, Виктора Брегеды и других художников, работающих в этой манере, можно увидеть в Интернете. Существует специальный проект «Двойственности» http://hiero.ru/project/Dubl сайта «Иероглиф», где авторы выставляют работы для обсуждения.
Ни одна книга об иллюзорных картинах не обходится без рассказа о творчестве испанца Сальвадора Дали. Через 300 лет после Арчимбольдо он возродил направление иллюзорных картин.
С.Дали. «Голова женщины в виде битвы». 1936
С.Дали. «Испания». 1938
На первой картине зритель видит двух богато одетых женщин. Человек в чалме вводит их в галерею. Эту сцену художник преобразует во второй сюжет. Из арки галереи формируется контур человеческой головы — изображение скульп-турного портрета французско го философа Вольтера работы Гудона.
Сюжет с Вольтером встречается в работах Дали неоднократно. Дважды он использовал и сюжет картины «Голова женщины в виде битвы» (вверху слева), где фигуры скачущих всадников и мечущихся по желтому полю людей складываются в лицо женщины. Но затем «Голова женщины в виде битвы» вошла как деталь другого полотна: «Испания». Факт этот свидетельствует о том, как трудно найти новое, оригинальное решение для двуликой картины.
Если бы я стал устроителем выставки лучших двойственных картин, то по соседству с работами Дали разместил бы картины современного волгоградского художника Владислава Коваля. И непременно — «Сталинградскую мадонну», в которой образ женщины с младенцем на руках сплетен из ветвей березы. В полотне «Списание на берег» виднеющиеся на горизонте далекие прибрежные утесы превращаются в одинокую, поникшую фигуру моряка. В картине «Икар» ее герой виден то летящим, то павшим. На следующем полотне замерзающий, закутанный в плащ-палатку солдат превращается в мадонну с ребенком. В работе «Пирамида» В. Коваль впервые в истории искусства соединил несколько двойственных изображений в целостное художественное произведение. Причем использовал почти все живописные приемы, о которых я рассказал. Тут и построение новых образов из деталей пейзажа, и картины, содержание которых зависит от угла зрения или расстояния. Сегодня Коваль — один из самых известных художников России. У его известности любопытное начало. Во время учебы в Москве он посылал письма родным в Волгоград и на конвертах марки не наклеивал, а рисовал. Все отправленные письма дошли до адресатов без доплаты. Когда министерство печати объявило конкурс среди художников, студент Владислав Коваль принес организаторам пачку конвертов. И стал победителем, самым молодым среди участников.
В. Коваль. «Kovalland (автопортрет художника)». 1994
НЕОБЫЧНЫЕ ИКОНЫ
Примеры загадочных картин встречаются даже в таком строгом и каноническом виде искусства, как иконы. В Музей древнерусского искусства в Москве однажды принесли икону «Иисус в темнице». На лицевой ее части изображен Иисус с оковами на ногах, а вокруг — орудия Страстей, то есть пыток. Возле каждого указано название.
Исходя из особенностей написания слов, искусствоведы определили, что автор старообрядец. Необычность иконы состояла в том, что изображение пересекали узкие вертикальные полоски. Было высказано предположение, что это следы от решетки, закрывавшей когда-то образ Христа. Однако разгадка темных полос оказалась гораздо интереснее, и принадлежит она руководителю иконописной мастерской «Канон», искусствоведу и художнику Александру Ренжину.
Тройственная икона «Деисусный чин». XIX век. Россия.
Оказывается, икона когда-то содержала не одно, а три изображения. Полосы — не что иное, как следы от вертикальных пластинок, которые крепились к раме (окладу) иконы. Они вплотную прилегали к ее поверхности и поэтому оставили следы. На обеих сторонах каждой пластинки были нарисованы (принято говорить — написаны) части еще двух икон. Стоя напротив иконы, вы могли видеть один образ, передвинувшись влево — другой, вправо — третий. Пластины иконы были утрачены, но Ренжину удалось найти точно такую же целую икону. Выяснилось, что на 12 пластинках с двух сторон написаны части образов Богоматери и Иоанна Предтечи. Когда смотришь на икону сбоку, части изображения складываются в единое целое.
Икона с ликами Иисуса и Марии Магдалены.
В запасниках Музея истории религий в Санкт-Петербурге хранятся иконы подобного типа, но с другим сюжетом. На одной из них на переднем плане — голубь, символ Святого Духа. Но стоит отойти вправо, как появится образ Бога-отца, влево — лик Бога-сына. Современному зрителю, избалованному световыми эффектами, трудно представить силу впечатления тройственных икон на верующих прошлых веков, да еще в сумерках церкви, освещенной лишь свечами. Кроме того, в XX веке подобный прием использовали в рекламе, и поэтому он утратил свою необычность.
Существуют иконы, поверхность которых не плоская, а профильная, с вертикальными канавками треугольного сечения. На одной стороне каждой канавки написан образ, видный слева, а на другой — видный справа. Когда смотришь спереди, то видишь «смесь» двух изображений. Поэтому в церкви перед такой иконой ставили большой подсвечник, чтобы ее было видно только с двух боковых сторон.
Портрет Александра III с женой и сыном. Конец XIX века. Церковный музей при храме Святителя Митрофана Воронежского, Москва.
При храме святителя Митрофана Воронежского в Москве на 2-й Хуторской улице есть церковный музей. Там среди других интересных экспонатов можно увидеть тройственное изображение. Это не икона, а портрет царской семьи. Стоя напротив портрета, вы видите императора Александра III. Отойдете вправо — возникает образ императрицы Марии Федоровны. Зрители, стоящие слева, видят юного наследника, будущего императора Николая II. Любопытная особенность изображения помогла установить время его создания. На правом виске Николая видно кровавое пятно. Это след японского меча. В 1890-1891 годах наследник совершил кругосветное путешествие, и в Японии на него было совершено покушение. Японский полицейский ударил Николая мечом, но юный наследник отклонился и получил лишь незначительное ранение. Второй раз нападавший ударить не успел, его сбили с ног, но не хозяева, принимавшие высокого гостя, а сопровождавший Николая греческий королевич Георг.
ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ ВЕРОНИКЕ
В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину «Платок Святой Вероники» с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: «Смотрит! Смотрит!»
Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала «Новое время», где раскрыл прием, с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта.
Габриель фон Макс. «Платок святой Вероники» . 1870-е годы. Германия.
Легенда о святой Веронике распространилась по Европе в Средние века. Позже она стала официальным церковным Преданием, то есть была признана такой же истинной, как записанные в Евангелии. Когда Иисуса Христа вели на гору Голгофу, чтобы там распять, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отерла с его лица пот, застилавший глаза. При этом на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Предание легло в основу православной иконы «Спас Нерукотворный». Нам, неспециалистам, проще всего узнать эту икону по изображению платка, на котором написан лик Иисуса, хотя сам платок (чаще говорят «плат») рисуют по-разному и достаточно условно. У западных христиан подобное изображение называется «Платок святой Вероники».
От знатока русского искусства священника Валентина Дронова услышал я историю, которую привожу здесь дословно: «Два или три раза в жизни приходилось мне видеть икону «Спас Нерукотворный», являвшую чудесное свойство. Глаза Иисуса на ней казались то открытыми, то закрытыми. Это зависело от душевного состояния молящегося. Если он был спокоен — Спаситель как будто спал. Если же находился в волнении — глаза открывались». Дома у отца Валентина хранилась фотография этого изображения, которая здесь приводится.
«Спас Нерукотворный «. Фотография 1970-х годов с картины неизвестного художника, Россия.
Мне пока не удалось найти что-либо подобное в наших музеях. В путеводителе по Вифлеему — городу, где, по преданию, родился Христос, сказано, что одна из фресок на колонне в храме Рождества обладает таким же свойством: «лик на иконе открывает и закрывает очи».
Икона, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала.
Иисус моргающий: уникальная икона
В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкое изображение Спасителя, которое называют «Иисус моргающий» или «Плат Святой Вероники».
Особенность таких изображений в том, что «лик Господа открывает и закрывает очи»: на одних людей, входящих в храм и подходящих к лику, Иисус смотрит, а на других — нет.
Согласно преданию, это зависит от чистоты души человека: если он грешен или готовится совершить грех, Христос не поднимает на него глаз.
Легенда о Святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце.
Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса.
Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.
Символ Веры
Иерусалимский Патриархат, верный хранитель Святынь Православия, информирует пользователей своего официального сайта, а также всех интересующихся истиной, оная освобождает «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8, 32): икона Пресвятой Богородицы, находящаяся позади часовни Уз Христовых в Пресвятом Храме Воскресения «не открывает и закрывает очи», как утверждают некоторые верующие. Возможно, игра света и тени создает такое ощущение.
Верная Православная традиция утверждает, что Образ Прескромной Приснодевы Пресвятой Богородицы охраняет нас и помогает нам.
Справка:
Храм Гроба Господня- в приделе святых Жен-Мироносиц до реставрации находилась Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая». На иконе была сохранена только верхняя часть лика Богородицы. Лик Богородицы был едва различим. Глаза ее опущены и скрыты под веками. В течении долгого времени икону посещали редко, лишь иногда арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи. Много утешений и чудес происходило от этой иконы, но однажды лик Богородицы пострадал от одного злобного человека, который в порыве своего гнева исполосовал икону ножом. После чего образ Богородицы был помещен за решетку. Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986 году за неделю до Пасхи. Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. Священники пришли туда и увидели, что, действительно, Лик Божией Матери на иконе обновился. С тех пор многие видели Её открывающей глаза, а некоторые и плачущей.И действительно, лик у иконы обновился. На следующий же день Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор отслужил возле образа молебен. Многие православные приходили к иконе и спрашивали благословения на свои вопросы, и считается, что, если Божия Матерь откроет глаза, то этим вы получаете ее благословение… Причем Чудотворный образ находился за решеткой. Паломники же чтобы получше рассмотреть икону и просовывали за решетку свечи. И вот, в 2006 году в Великую Пятницу в 11 часов утра здесь случился пожар. Он был настолько сильный, что вызывали специальную пожарную машину, но икона Божией Матери Скорбящая уцелела. Вскоре ее убрали на реставрацию.
Икона Скорбящей Божией Матери после реставрации
После реставрации образ Божией Матери поместили в Реликварий, это комната со многими мощами святых угодников Божьих . При входе слева на стене отреставрированный чудотворный образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилась только верхняя часть изображения — лик Пресвятой Богородицы. Глаза Ее опущены и скрыты под веками. Теперь паломники заходя на поклонение в Реликварий , могут лицезреть отреставрированный лик Богородицы , приостановиться не надолго и произнести краткую молитву:- «Богородица Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Паломники:
Знакомясь с Храмом Воскресения Христова, я побывал у чудотворной иконы Божией Матери по имени Скорбящая. Икона пребывает в часовне Каменных уз в специально отведённом для неё месте за частой сеткой рабица. Образ поврежден: от него осталась только верхняя часть. Говорили, что для некоторых Божия Матерь приоткрывает опущенные глаза. Сколько я не всматривался в плотно закрытые веки, чуда не произошло — тонкие серповидные линии ресниц даже не дрогнули.
«Скорбящая» икона Пресвятой Богородицы в приделе святых Жен-мироносиц
«Скорбящая» икона Пресвятой Богородицы в приделе святых Жен-мироносиц. Храм Воскресения. Иерусалим
В храме Гроба Господня в приделе святых Жен-мироносиц до недавнего времени пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая» (ныне в Греческой Патриархии). Сохранилась только верхняя часть изображения — лик Богородицы. Глаза ее опущены и скрыты под веками. В течение долгого времени эту икону — потемневшую, с едва различимым рисунком — посещали редко, лишь иногда арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи. Благодатное событие произошло в 1986 году, за неделю до Пасхи. Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычай — обход огромного молитвенного комплекса. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. И, действительно, лик иконы обновился. С тех пор многие видели ее открывающей глаза, а некоторые и плачущей. На следующий же день Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор отслужил возле образа молебен. И теперь здесь всегда горит множество свечей, и множество верующих со страхом и благоговением всматриваются в светлый лик Пречистой, надеясь, что и они удостоятся взгляда Ее печальных глаз…
«Еще интересное и благодатное событие, — свидетельствует инокиня Наталья, — произошло накануне праздника Пасхи (1986 года) в храме Воскресения в Иерусалиме. Есть такой предел Жен — мироносиц в одном из уголков Воскресенского храма. Там три иконы. Около центральной возжжена лампада и под ней находится место стояния Божией Матери. Икона слева совсем темная, а справа икона Божией Матери. Причем глаза Ее опущены и скрыты под веками. Изображение очень невнятное и темное. Кто-то говорил, что она чудотворная, да местные арабки там ставили свечи, и всего-то. Накануне же Пасхи (за неделю) один полицейский (араб-мусульманин), делая, как обычно, обход всего огромного храма Воскресения, заглянул и в этот придел и, перепуганный, взволнованный, побежал к алтарю греческого храма, где как раз шла служба. Он стал объяснять священникам и монахам и спрашивать у них: «Что у вас там?! Все сияет, и икона живая, она глаза открывает!..» Действительно, лик у иконы обновился, и некоторые и после видели, как она поднимала на них свои печальные глаза, и многие видели, что икона плакала. На следующий день около этой иконы блаженнейший патриарх Диодор служил молебен, и с тех пор около нее стоят толпою люди, тянут зажженные свечи сквозь решетку, за которой находится икона, и ждут, что она посмотрит на них, молятся, плачут. Одни подходят, другие уходят. Я тоже простояла некоторое время около этой иконы, терпеливо взирая на ее кроткий и печальный лик. Матерь Божия очень благодатная, и стоишь перед Нею как живою и не знаешь, что просить, что говорить, как каяться, и тяжело от своего недостоинства, и сладко на Нее, живую, взирать и уйти не хочется. Никаких знаков я не видела, но пошла утешенная. Вот такое чудо произошло накануне Пасхи».
Из календаря на 2016 год
«Аще забуду тебе, Иерусалиме…». Горненский женский монастырь
Просмотры (1605)
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «СКОРБЯЩАЯ»
Храм Гроба Господня. В приделе святых Жен-Мироносиц до реставрации находилась Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая». На иконе была сохранена только верхняя часть лика Богородицы. Письмо — очень темное, Лик Богородицы был едва различим.Глаза ее опущены и скрыты под веками. В течении долгого времени икону посещали редко, лишь иногда арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи. Много утешений и чудес происходило от этой иконы, но однажды лик Богородицы пострадал от одного злобного человека, который в порыве своего гнева исполосовал икону ножом. После чего образ Богородицы был помещен за решетку.
«Скорбящая» икона Пресвятой Богородицы в приделе святых Жен-мироносиц. Храм Воскресения Господня. Иерусалим
Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986 году за неделю до Пасхи. Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение.
Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. Священники пришли туда и увидели, что, действительно, Лик Божией Матери на иконе обновился. С тех пор многие видели Её открывающей глаза, а некоторые и плачущей.
И действительно, лик у иконы обновился. На следующий же день Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор отслужил возле образа молебен. Многие православные приходили к иконе и спрашивали благословения на свои вопросы, и считается, что, если Божия Матерь откроет глаза, то этим вы получаете ее благословение… Причем Чудотворный образ находился за решеткой. Паломники же чтобы получше рассмотреть икону и просовывали за решетку свечи. И вот, в 2006 году в Великую Пятницу в 11 часов утра здесь случился пожар. Он был настолько сильный, что вызывали специальную пожарную машину, но икона Божией Матери Скорбящая уцелела. Вскоре ее убрали на реставрацию.
Темница Христова. В северной части храмового комплекса, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя. У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту.
После реставрации образ Божией Матери поместили в Реликварий, это комната со многими мощами святых угодников Божьих . При входе слева на стене отреставрированный чудотворный образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилась только верхняя часть изображения — лик Пресвятой Богородицы. Глаза Ее опущены и скрыты под веками. Теперь паломники заходя на поклонение в Реликварий , могут лицезреть отреставрированный лик Богородицы , приостановиться не надолго и произнести краткую молитву:- «Богородица Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ИНОКИНЯ НАТАЛЬЯ
«Еще интересное и благодатное событие произошло накануне праздника Пасхи (1986 года) в храме Воскресения в Иерусалиме. Есть такой предел Жен — мироносиц в одном из уголков Воскресенского храма. Там три иконы. Около центральной возжжена лампада и под ней находится место стояния Божией Матери. Икона слева совсем темная, а справа икона Божией Матери. Причем глаза Ее опущены и скрыты под веками. Изображение очень невнятное и темное. Кто-то говорил, что она чудотворная, да местные арабки там ставили свечи, и всего-то.
Накануне же Пасхи (за неделю) один полицейский (араб-мусульманин), делая, как обычно, обход всего огромного храма Воскресения, заглянул и в этот придел и, перепуганный, взволнованный, побежал к алтарю греческого храма, где как раз шла служба. Он стал объяснять священникам и монахам и спрашивать у них: «Что у вас там?! Все сияет, и икона живая, она глаза открывает!..» Действительно, лик у иконы обновился, и некоторые и после видели, как она поднимала на них свои печальные глаза, и многие видели, что икона плакала.
На следующий день около этой иконы блаженнейший патриарх Диодор служил молебен, и с тех пор около нее стоят толпою люди, тянут зажженные свечи сквозь решетку, за которой находится икона, и ждут, что она посмотрит на них, молятся, плачут. Одни подходят, другие уходят. Я тоже простояла некоторое время около этой иконы, терпеливо взирая на ее кроткий и печальный лик. Матерь Божия очень благодатная, и стоишь перед Нею как живою и не знаешь, что просить, что говорить, как каяться, и тяжело от своего недостоинства, и сладко на Нее, живую, взирать и уйти не хочется. Никаких знаков я не видела, но пошла утешенная. Вот такое чудо произошло накануне Пасхи».
РАССКАЗЫВАЕТ ПАЛОМНИК ИВАН
Вот эту икону и этот крохотный придел, который легко не заметить и пройти мимо, если не знать о нем, я пришел навестить и в этот раз. Несмотря на общее снижение числа паломников из-за войны в Ливане, в приделе перед иконой стояли несколько женщин уже немолодого возраста, русские, очень просто одетые, и молились. В тот момент, когда я вошел в помещение, они начали петь «Царице моя преблагая…», часть из них встала на колени; пели они нестройно, не соблюдая ни ритма, ни нот, просто, как могли. И мне захотелось помочь им выдержать мелодию этой молитвы и в, общем, поучаствовать.
Я начал петь вместе с ними, стараясь, чтобы это было мелодично и правильно, но буквально через две-три фразы я вдруг почувствовал какой-то диссонанс, не внешний, не музыкальный, а внутренний, я вдруг увидел и услышал не песню и мелодию, и даже не молитву словесную, которую пытался изобразить, я осознал, что женщины эти не поют молитву, они выплакивают ее, слова молитвы для них и некая мелодия была только подходящей формой для их плача пред Божией Матерью.
Я замолчал, понимая, что пение мое здесь лишнее и только изумлялся, глядя на этих русских женщин, явно с непростой судьбой, и страшился, внутренне чувствуя, что рядом с такой искренностью, с такой горечью и с такой отчаянной открытостью и доверием, недалеко Господь и Его Пресвятая Матерь. А после слов «яко не имамы иные помощи разве Тебе…», эта молитва-плач практически перешла в еле сдерживаемые рыдания так, что даже мое каменное сердце не выдержало, не выдержало и заплакало, от этой правды, от такого чистого, искреннего и раскаянного исповедания этих женщин, родных русских баб принесших свой плач, свое раскаяние и исповедь, как драгоценное миро ко Гробу Господню.
На следующее утро меня попросил показать, где находится этот придел один молодой грек из нашей группы, — Николас. Я рассказал, как мог об этой иконе, и он загоревшись, пошел со мной. Снова в приделе, как и вчера, мы встречаем небольшую группу женщин, читающих акафист. Это гречанки. Николас тихонечко расспрашивает их откуда они и что им известно об иконе, потом подходит ко мне и говорит, что эти женщины с Кипра и они сказали ему, что у иконы открываются и закрываются глаза, как у живой и спрашивают, видел ли я это, пытаюсь ему объяснить, что мне даже и подходить близко страшно, а уж разглядывать…
Тем временем, акафист заканчивается, женщины кланяются, а потом одна из них достает портативный и очень мощный галогеновый фонарь, и начинает в упор светить на икону, все собираются рядом и рассматривают. Николас также подходит и смотрит, потом возвращается с круглыми глазами и начинает мне шептать, что может это галлюцинации, но точно ведь, икона открывает и закрывает глаза и неужели мне не интересно на это посмотреть?!
Нет, радость моя, что и было если мне интересно и полезно увидеть, так это я увидел, в том числе и то, кто с чем приходит и что приносит с собой…
РАССКАЗ СЕСТРЫ ФАТИМЫ
Я живу в святом месте, в Дивееве. Цветное фото этой иконы мироточило у меня в моем доме два раза. Матерь Божия открывала глаза, и из них текли слезы. У двух дивеевских батюшек было то же самое.
Подарила я фото этой иконы одной церковнице. И тут же при мне Царица Небесная открыла глаза и из них полились слезы.
Я многим дивеевским жителям подарила такие фотокарточки, и у многих они мироточили. Причем Царица Небесная плачет горькими слезами.