Содержание
- Икона Александра Невского — значение, история, в чем помогает
- Собиратель и защитник земель русских
- Малоизвестные факты
- Чем помогает икона св. Александра
- Как изображают Александра Невского
- Чудеса святого образа
- Духовная живопись
- Святыни и храмы Александра
- Молитва святому благоверному князю Александру Невскому
- Благоверный князь Александр Невский в памятниках иконографии
Икона Александра Невского — значение, история, в чем помогает
Олицетворением мужества, мудрости, силы для россиян является князь Александр Невский. В лике святых он назван «правоверным» — это означает, что при жизни человек являл искреннюю веру, неся свое политическое служение сумел соблюсти Христовы заповеди. На иконах Александр Невский чаще всего изображается в доспехах.
Собиратель и защитник земель русских
Родился будущий правитель в непростые времена — в 1220 г., земной путь его был окончен в 42 года. Являясь наследником переяславского князя, Александр с малых лет узнал, что такое политика, война, ответственность за судьбы подданных. Его дедом был князь Всеволод, который сумел объединить земли от Владимира до Рязани. Будучи шестилетним мальчиком, Александр вместе с братом принял посвящение в воины, сам епископ благословил его на подвиги во имя русской земли и Церкви.
Через год отец принимает под свое правление Новгород, но местные жители просят себе другого князя. Семья возвращается в родной Переславль. Лишь через несколько лет новгородцы зовут Ярослава обратно, и он делает правителями сыновей. Вскоре умирает старший из братьев — Федор.
Недаром святой Александр Невский на иконах часто облачен как воин — в руках его меч, под плащом металлическая кольчуга, на голове — шлем с изображением креста. Первую свою битву князь принял рано, в 14 лет, под руководством отца. Тогда был взят г. Дерпт. Спустя пару лет, князь остается самостоятельно управлять Новгородом, поскольку Ярослав уезжает в Киев. Молодой князь женится на дочери Полоцкого князя — видимо, брак имел под собой политические основания.
В тяжелые годы выпало княжить юноше — крестоносцы угрожали с запада, наступали шведы. Долгие годы монголо-татары держали в страхе большую часть русских земель. Но маленькая дружина во главе с Александром не унывала — люди верили, что Господь постоит рядом с ними за правое дело. Ведь она не нападали, а защищали собственные дома, семьи.
Малоизвестные факты
- В советское время было принято упоминать лишь военные подвиги князя. Монах и святой не годился для советской пропаганды. Отсюда возникло впечатление, что Церковь сделала князя святым потому, что он много совершил для страны.
- Проповедь Евангелия была одним из основных дел жизни князя. Он даже в Орде сумел открыть православную общину.
- Главные военные победы Александр Невский совершил, будучи очень молодым. Он не проиграл ни одной битвы.
- Народное почитание князя возникло сразу после смерти — как в случае со многими праведниками. Официально же канонизация состоялась лишь спустя три столетия.
Чем помогает икона св. Александра
Князь отошел ко Господу в 1263 г., после очередного визита в Орду. Тело его покоилось в Рождественском монастыре г. Владимира. Но царь Петр, основав новый город, решил переместить туда мощи прославленного воина, защитника российской государственности. Буквально за несколько лет был отстроен новый монастырь, после чего мощи торжественно перенесли.
На всем пути процессию окружали толпы народа — все помнили и любили святого. Он был не только защитником границ Родины, но и поборником православной веры. Поэтому икона Александра Невского помогает в духовных вопросах также, как и в военной службе. Перед любым важным военным походом духовенство и власти молились святому, а однажды во время такого молебна царь Иоанн был избавлен от боли в руке, которую случайно опустил в гробницу с мощами.
Как изображают Александра Невского
Иконография святого делится на две основные части. Первый демонстрирует его в то время жизни, в которое князь занимался больше воинскими делами. Святой изображен в княжеском облачении, с мечом, острие которого направлено либо вверх, либо св. Александр опирается на рукоять. Может присутствовать также щит, но не всегда.
- В правой руке князь может держать знамя с изображением «Спаса Нерукотворного», левой опираться на меч. То есть свою веру он готов отстаивать ценой собственной жизни.
- За спиной святого виднеется городская стена, за ней — дома и купола храма. Сам же князь стоит в поле, где проходит сражение — крестоносцы против русских, враги отступают, уже развернули коней для побега. Фигура князя намного крупней остальных — такова уж композиция иконы, ведь язык ее иносказательный, а не буквальный.
- Существует и поясная икона, св. Александр изображен в задумчивости, одной рукой опирается на меч, другую приложил к груди. Богатые одежды расшиты камнями, оторочены мехом. Волосы густые, вьются на концах, лицо молодое, чуть удлиненное, голова немного наклонена влево. Святой словно размышляет о том, что будет с Россией, сможет ли она достойно хранить веру, которую он так защищал?
Другие виды икон Александра Невского рассказывают о духовной стороне его личности: там он изображается в зрелом возрасте, в монашеском облачении — это монашеская ряса с капюшоном, на ней восьмиконечные кресты. В левой руке святой держит свиток, правая указывает на сердце в знак того, что оно посвящено Господу Иисусу Христу.
- Существует очень интересная житийная икона конца 19 в. На первом плане князь в облачении схимника (оно отличается от одежд обычного монаха — является более закрытым, расшито крестами). Фигура святого развернута ко Христу, который восседает на облаках в левом верхнем углу композиции. Там как бы приоткрывается райская завеса, видны ангельские чины, окружающие Престол Божий. Христос держит в левой руке открытую Книгу. Правой шлет князю Свое благословение.
Вдалеке виднеется речной берег, на водах — корабли. На берегу разразилась битва — русские воины на белых конях идут в атаку. Над сражением парит Ангел, несущий в руках корону.
Чудеса святого образа
В те времена Римская церковь вела активную экспансию на чужие земли. Неважно, что страдали братья-христиане: Папа стремился получить как можно больше подданных, а следовательно — денег и власти. В те годы правил Иннокентий 4-й, дважды он требовал от князя подчинения.
Но Александр Невский всегда знал, что православие — это судьба России. Он стойко отражает нападения немцев. Улажены были конфликты с Финляндией, Норвегией. Оставался лишь один враг — татарское иго. Видя, что силы пока не равны, решает князь потерпеть дань. Главное, что орда не вмешивается во внутренние дела страны. Это позволяет русским сохранить свою веру. Князь знает, что однажды народ будет свободен, он думает о том, как сохранить неповрежденной его душу.
Духовная живопись
Художники изображали Александра Невского на своих картинах, их тоже можно иметь в доме, но не путать с иконами. Картина имеет совсем другую цель — она повествует, развлекает, может даже обучать, но икона призвана собрать мысли человека, сосредоточить их на молитве.
Прекрасный образ князя создал Александр Нестеров — он показал его, как полководца, в облачении и с оружием. Но оружие лежит на полу храма, а сам воин склонил голову в молитве. Это человек мужественный, в то же время имеющий твердую веру. Он понимает, что исход любого сражения зависит не от его усилий, а от воли Бога.
Современный художник П. Рыженко изобразил беседу князя с ханом Сартаком. Они сидят в поле перед открытой Библией. Хан в глубокой задумчивости, а князь как будто ждет ответа на важный вопрос. Известно, что потомок Чингисхана под влиянием Александра Невского принял православие, за что впоследствии был убит.
Святыни и храмы Александра
Мощи святого покоятся в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург). В годы гонений они сохранились, хотя рака была передана в музей. В 2007 г. святыню провозили по местам, связанным с земной жизнью князя. Частицы мощей имеются во Владимире, Софии (Болгария), на Урале.
Большой известностью пользуется храм во имя святого, расположенный в Москве. В 2009 г. сюда была передан чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия», имеющая древнее происхождение. Теперь икона постоянно находится в храме Александра Невского. Церковь имеет уникальный иконостас, состоящий из пяти ярусов. Полы сделаны из мрамора, специальная обработка позволяет ему сиять, отражая свет. Особая конструкция свода обеспечивает прекрасную акустику. Храм стоит посетить.
Икона святого Александра Невского будет прекрасным подарком военному, руководителю, занимающему ответственную должность. Перед ней можно попросить о том, чтобы Господь помог достойно выполнять обязанности. Обращаться к нему с молитвой можно и по любому другому поводу, ограничений на это церковь не налагает.
Молитва святому благоверному князю Александру Невскому
О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойныя рабы Божии (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.
Что нужно обязательно знать о святой иконе
Отличная статья 0
Читайте далее:
Благоверный князь Александр Невский в памятниках иконографии
Дата публикации или обновления 24.11.2017
В 2013 г. Церковь торжественно отметила 750-летие преставления святого благоверного великого князя Александра Невского. Нет сомнения, что великий князь Александр Невский — самый известный святой из немалого числа прославленных воинов Святой Руси. Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было сохранено русским народом на протяжении всей истории — вплоть до времен новейших. Имя святого Александра Невского стало синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении исполнить правду Божию. Не удивительно, что в западной историографии военные подвиги князя низводятся до уровня мелких пограничных конфликтов, а политика его рассматривается как «недальновидная». Тенденциозность таких оценок очевидна.
Александр Невский родился приблизительно в 1220 г. в Переяславле.
Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. Дворец князя — деревянный, как большинство построек на Руси в те времена — стоял неподалеку от Спасо-Преображенского собора — единственного из дошедших до нашего времени белокаменных храмов Северо-Восточной Руси домонгольского периода (его заложил князь Юрий Долгорукий, а построил в 1157 г. св. Андрей Боголюбский). В этом соборе и крестили князя Александра.
В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава.
Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока — татаро-монголы, с запада — латиняне. Богатый Новгород от татар откупился, а от Литовского государства и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против Новгорода в 1240 г.; они собирались основать новую крепость и отсечь город от Карелии, т. е. лишить Новгород почти пятой части принадлежащей ему территории (позднее — Вотская пятина).
Вот как говорит об этом Повесть о житии Александра Ярославича Невского, написанная во Владимире через несколько лет после смерти князя, в 1280-е гг.: «Король страны Римской из северной земли… собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил».
Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед битвой. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва, XVI в.
Перед решающей битвой было явлено некое чудесное предзнаменование, о котором Повесть рассказывает так: «Был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день.
Св. Александр ранит в лицо Биргера в Невской битве. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва, XVI в.
Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
Невская битва. Гаврила Олексич въезжает на вражеский корабль. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва, XVI в.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». И была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего…»
Описание битвы на Неве содержит ряд ярких эпизодов, которые позднее будут запечатлены в миниатюрах, иллюстрирующих Лицевой летописный свод — Остермановский I (БАН) и Лаптевский (РНБ) тома, созданные во второй половине XVI в.
Битва на Чудском озере. Помощь Небесного воинства князю Александру Невскому. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва, XVI в.
«Храбрый муж из полка Александра по имени Таврило Олексич… напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска».
На миниатюрах Лицевого свода представлены следующие эпизоды Невской битвы:
— Молитва Александра Невского в храме Свя той Софии и благословение его архиепископом перед сражением;
— Гаврила Олексич въезжает на вражеский корабль;
— Александр ранит в лицо Биргера в Невской битве.
Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 г. стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени его стали называть Невским. По свидетельству жития, именно перед этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость Копорье, освободил Псков, а в 1242 г. разбил на льду Чудского озера войска Ливонского ордена:
«Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона».
Миниатюра Лицевого Летописного свода, иллюстрирующая битву на Чудском озере, показывает помощь Небесного воинства князю Александру Невскому.
Битва на Чудском озере. Помощь Небесного воинства князю Александру Невскому. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва, XVI в.
После смерти отца в 1247 г. князь Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую Орду к хану Батыю, а затем — в Монголию, в ставку великих ханов Каракорум. Домой он вернулся в 1249 г. Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык на киевское княжение, остался в Новгороде.
Князь Александр видел, что справиться своими силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту помощь было принятие унии. В 1251 г. к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».
Преподобные Иоанн (?), Авраамий Ростовский, Александр Невский. Новгород, середина XVI в. НГОМЗ.
При поддержке татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. В 1262 г. Александр заключил с литовским князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился в Золотую Орду: во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берне потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя.
Шитый покров на мощи св. Александра Невского. Середина XVII в.
Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там целый год, на обратном пути князь скончался. Перед смертью он был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли в 1263 г. в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
Шитый покров на мощи св. Александра Невского. Конец XVII в.
О всенародной скорби об умершем князе свидетельствует «Повесть о житии Александра Ярославича Невского».
А вот слова нашего знаменитого историка С.М.Соловьева: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории…»
Житие рассказывает об этих скорбных событиях так:
«Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы… месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Святой Благоверный князь Александр Невский, Чудотворец. Икона конца XVI в. из Троицкого собора Ипатьевского монастыря. КГОИАМЗ «Ипатьевский монастырь». Кострома.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника Своего».
Святой Благоверный князь Александр Невский. Икона из Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Фото 1910 г.
В 1380 г. произошло обретение нетленных мощей св. Александра Невского. В 1491 г. во Владимире полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.
Общецерковное прославление в лике святых благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 г. К этому событию была написана служба и «Слово похвальное Александру». Автор «Слова» записал происходившие от мощей чудеса, которые были засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.
Св. Александр Невский с житием. Икона начала XVII в. Храм Покрова на рву (Василия Блаженного). Москва.
О почитании святого Александра Невского как защитника и покровителя русской земли свидетельствует письмо митрополита Московского и всея Руси Макария к царю Иоанну Грозному, написанное до взятия Казани. Первосвятитель, благословляя царя на битву, призывает его вспомнить «храбрость прародителей своих Богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго князя Александра Невского и прочих сродник твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» (Никоновская летопись).
Изображения св.князя Александра Невского появляются в XVI в. после его канонизации. Согласно традиции, его, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах (мантия, куколь).
Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении — новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский музей-заповедник). Святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».
В монашеском облачении князь представлен также в росписях Благовещенского собора Московского Кремля. Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII в. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением св. Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и происходящий, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, был выполнен в 1670-1680 гг. в Строгановских мастерских. На покрове св. Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках — развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотого шитья одежд, нимба и фона.
Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI в.
Образы святых и несвятых князей Древней Руси включались в состав особых иконографических программ дворцовых храмов, например, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, а также Новоспасского монастыря — усыпальницы Романовых. Если в Благовещенском соборе князь Александр изображен в монашеском облачении, то на фресках Архангельского собора в слое живописи XVII в. — согласно традиционной княжеской иконографии — в плаще и шапке.
Как уже указывалось выше, целый ряд миниатюр с воинскими победами Александра Невского содержится в Лицевом Летописном своде.
Св. Александр Невский. Икона XVII в. из Успенской церкви на Апухтинке. Москва, ГТГ.
В XVII в. продолжали развиваться обе линии иконографии. К началу столетия относится житийная икона св. Александра Невского, хранящаяся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного, ГИМ). Этот храмовой образ происходил из некогда существовавшей на территории Кремля церкви в честь святого Александра Невского. В среднике изображен князь-схимник, окруженный 35 клеймами, повествующими о его жизни и чудесах.
На протяжении XVII в. в Кремлевскую церковь св. Александра Невского совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана).
В небольшом среднике — фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий».
Вокруг средника два ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные — посмертным чудесам: первое — о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце — «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г.). В некоторых клеймах над гробницей Александра Невского на высокой подставке помещена аналойная икона с поясным изображением князя (в схиме), что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора, где пребывали мощи святого.
Александр Невский. Икона XVIII в. из дворца Монплезир в Петергофе. ГРМ.
В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской»), написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ). Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства — власть светскую и духовную, произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской.
В живописи XVII в. известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ).
Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимировичем», XVII в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Местное почитание способствовало созданию особого извода изображений собора святых владимирских князей.
Св. Александр Невский со сценами Невской битвы. Первая половина XIX в. ГМИР.
Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей по указу Петра I в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В этом же году был издан указ Святейшего Синода (от 15 июня 1724 г.) писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Монашеская иконография святого использовалась с тех пор лишь в старообрядческой среде.
Для мощей князя в Александро-Невской лавре была установлена гробница из серебра, выполненная по эскизу Г.Х.Грота в 1750-1753 гг. (ныне в Государственном Эрмитаже). Раку святого украшала икона, написанная Иваном Адольским-младшим. В соборе у святых мощей в дни его памяти собирались кавалеры ордена св. Александра Невского. Этот орден был задуман Петром I для награждения военных, но учредила его Екатерина I уже после смерти Петра, и награждали им как военных, так и гражданских лиц.
В XVIII в. появляются новые вариации иконографии св. Александра Невского. Князя нередко изображали с видом Александро-Невской лавры — как на иконе XVIII в. из дворца Монплезир в Петергофе. Фигуру святого помещали, как правило, справа, а основное пространство доски отводилось для изображения зданий лавры.
В XVIII в. появится также серия изображений Александра Невского с малым житийным циклом, состоящим из четырех клейм. Например, на иконе «Святой Александр Невский со сценами жития» второй половины XVIII в., написанной в селе Павлово-на-Оке (НГХМ), представлены сюжеты, иллюстрирующие битву на Неве.
Встречаются отдельные иконы с изображением князя на фоне Невской битвы (ГМИР).
В XIX в. есть интересный пример сочетания Богоматери Боголюбской с изображением коленопреклоненного Александра, хотя традиционно Богоматерь Боголюбская изображалась с князем Андреем. В XIX в. создавались житийные иконы св. Александра Невского с небольшим количеством сюжетов. В иконах-минеях Нового времени св. Александр изображается в княжеских одеждах.
Св. Александр Невский в житии. Икона XIX в. Частное собрание.
Большинство икон XVIII—XIX вв. изображает св. Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом — в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.
В XX столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника — в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII в.: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (Строгановский иконописный подлинник, БАН).
Св. Александр Невский в схиме. Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова). Икона-таблетка. Сергиев Посад. 1960-1980. Пособие для иконописного кружка МДА.
Монахиней Иулианией (М.Н.Соколовой) в середине 1970-х гг. была написана в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии икона-таблетка святого Александра Невского, представляющая как великокняжеский, так и схимнический изводы.
Широкое распространение икон святого Александра Невского связано с той значительной ролью, которую играла Россия в мировой политике XIX в. В частности, одержанные в ходе русско-турецких конфликтов победы, освобождение порабощенных турками народов способствовали почитанию св. Александра Невского в Европе. Соборы в честь Александра Невского были возведены в Париже (1859-1861), Софии (1883-1912), Варшаве (1894-1900), Белграде (1894-1912) и Таллине (1895-1900).
Св. Александр Невский в княжеских одеждах. Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова). Икона-таблетка. Сергиев Посад. 1960-1980. Пособие для иконописного кружка МДА.
Особое почитание святого Александра Невского связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. По призыву Блаженнейшего митрополита Московского Сергия верующим народом были собраны средства для создания авиационной эскадрильи имени Александра Невского. На одном из истребителей с надписью на борту «Александр Невский» сражался Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин; за годы войны он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолет противника.
Святому благоверному князю Александру Невскому на Руси посвящено множество храмов. Так, в пределах Московской епархии из числа русских святых больше всего храмов посвящено именно ему. Многочисленные иконы святого находятся в воинских частях и на боевых кораблях вооруженных сил России. Нет сомнения в том, что на основе известных иконографических сюжетов появятся и новые, свидетельствующие о молитвенном почитании и благодатной помощи святого, произнесшего некогда знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде».
Епископ Балашихинский Николай
Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 11-12, 2013 г.
В начало