«Сечин в рясе»._Часть вторая
«Сечин в рясе»._Часть первая: https://storm100.livejournal.com/4477434.html
Сергей Пугачев и Людмила Путина во время паломничества в Псково-Печерский монастырь, середина 2000-х гг. Фото: личный архив Сергея Пугачева
Духовный советник президента
«Я Тихона знаю с 90-х годов. Мы были очень дружны, —вспоминает экс-сенатор . — Он — настоящий авантюрист. В 90-е годы он был жутким монархистом, дружил с покойным сейчас уже скульптором Славой Клыковым, монархистом Зурабом Чавчавадзе, Крутовым, главным редактором «Русского дома». При этом он очень советский: любит советские песни, рыдает под марши «Славянки». Заставляет хор Сретенского монастыря исполнять советские песни. У него винегрет в голове: все там перепуталось. Есть у него, на мой взгляд, страшная черта для священника: чинопочитание. Например, Никита Михалков — его кумир. Когда он его видит, теряет дар речи».
В конце 1999 года в передаче «Канон» Шевкунов рассказал историю о том, как у Путина дотла сгорела дача под Санкт-Петербургом, и единственное, что уцелело — нательный крестик. Стали говорить и писать о том, что отец Тихон —духовник Путина. Это сегодня он говорит, что это не так, и он «имеет счастье знать президента совсем немного». А в начале 2000-х годов статус «духовника президента» Шевкунова вполне устраивал. В августе 2000 года Сергей Пугачев вместе с Шевкуновым возили Путина к старцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь. А в 2003 году именно он, а не патриарх Алексей, сопровождал президента в поездке в США. И там Путин передал первоиерарху Русской православной церкви за рубежом приглашение патриарха посетить Россию. Так было положено начало объединению двух разделенных после 1917 года православных Церквей, которые долгие годы считались враждебными друг другу.
«Он дал Путину очень мощный, в прямом смысле слова императорский опыт — благодаря Шевкунову Путин сыграл главную роль в объединении Зарубежной Церкви с Московской Патриархией, — говорит Сергей Чапнин.- Не сомневаюсь, что Путин благодарен Шевкунову за то, что получил шанс войти в историю как объединитель Церквей. Путин привлек на свою сторону антисоветчиков (Русскую православную Церковь заграницей-З.С.), возродил Церковь, стал президентом не только России, но и русских в рассеянии — это очень серьезный нематериальный капитал, который без Шевкунова Путин никак не мог получить. Думаю, что президент это ценит и благодарен Шевкунову. И Шевкунов этим аккуратно пользуется».
Сейчас Шевкунов возглавляет комиссию по расследованию убийства царской семьи и отвечает за то, чтобы Следственный комитет признал подлинными екатеринбургские останки, которые должны быть торжественно захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга летом 2018 года.
Сергей Пугачев рассказывает, что в Кремле рядом с бывшим кабинетом Сталина еще Борис Ельцин открыл домовой храм. По словам экс-сенатора, однажды в этой 15-метровой комнате отец Тихон Шевкунов причащал Владимира Путина. «Я был против, — вспоминает Пугачев. — Путин опоздал на службу, и исповедь длилась полсекунды».
Именно Шевкунов курировал строительство храма в резиденции Путина Ново-Огарево в поселке Усово. Это подтвердил дьякон Андрей Кураев, который однажды приехал туда вместе с Шевкуновым.
Среди духовных чад Шевкунова называют бывшего генпрокурора Владимира Устинова, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, главу Совбеза Николая Патрушева, главу Конституционного суда Владимира Зорькина, генерала КГБ Николая Леонова, телеведущего Андрея Малахова, депутата Госдумы и главного редактора газеты «Культура» Елену Ямпольскую, которая была и редактором книги Шевкунова «Несвятые святые». Ямпольская прославилась опрометчиво сказанной максимой: «Россию способны удержать над бездной две силы. Первая называется — Бог. Вторая — Сталин».
Тихон Шевкунов и Владимир Путин. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
«Его цель — православный Талибан»
Лина Старостина впервые пришла к отцу Тихону вместе с сыном больше 20 лет назад, еще в Донской монастырь. Потом последовала за ним в Сретенский. «У него была невероятная сила молитвы, — вспоминает Лина. — К нему в Донском монастыре на исповедь выстраивалась очередь. Он очень человечный, всегда входит в твои обстоятельства, общается всегда дружелюбно, без грубости. Он не стяжатель, спокойно относится к комфорту, но у него плохой вкус. Атрибуты для богослужений могут стоить огромных денег. Он охотно помогает тем, кто нуждается.
Помню, как на одной из проповедей отец Тихон сказал, что наконец-то Господь дал России верующего президента, и теперь можно построить православное государство. Я так понимаю теперь, что его цель — православный Талибан, православная империя. Он человек идеи. Главная его идея: если не сотрудничать с властью, то придет Антихрист, который погубит Церковь. Если отца Тихона спрашивали, за кого голосовать, он всегда отвечал: вы знаете, за кого. Его проповеди были проповедями любви к ближнему и к врагам — так, как и должно быть по Евангелию. При этом он называл врагами католиков и тех, кто поддерживает геев».
Лина Старостина ушла из прихода Сретенского монастыря в 2014 году, когда кто-то из прихожан сказал, что отец Тихон поддержал присоединение Крыма и ввод войск в Украину, а другой священник не благословил ее пойти на митинг против войны. Месяц назад, когда Шевкунов заявил о том, что СК должен проверить версию о ритуальном убийстве царской семьи, Лина написала ему открытое письмо, опубликованное на сайте «Ахилла»:
«Я та самая еврейка, которая больше 20 лет была рядом, в монастырском приходе. Сейчас—то Вы большое и влиятельное лицо, не только в МП, бери выше, а тогда, четверть века назад… Мне доверили первую Завесу (сшить — З.С.) и напрестольное облачение, не было еще мастерских, и я ползала дома на коленях, боясь наступить на священную ткань, когда шила ее. И вы служили литургию на этом престоле, не было приступов отвращения?
И Завеса Пасхальная, первая Пасха. Когда вы открывали нам Царские врата, как вход в Рай, Вы уже тогда брезговали тем, к чему прикасались мои руки? Я могла быть из этих, нет? Не чувствовали? Поручили мне реставрировать епитрахиль старца Иоанна Крестьянкина, вы каждый год надевали ее перед Великим постом, выходили на Чин прощения, она не душила вас? Вы так искренно просили прощения от себя и всей братии монастыря, а все—таки подозревали?
Зачем вы солгали мне, когда я спросила вас 20 лет назад:
— Батюшка, пишут и говорят, что евреи убивают христианских младенцев. Но я, мои близкие и знакомые, это немыслимо!
Вы сказали тогда — успокойся, нет, конечно.
Вы учили нас: «Наша борьба не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных».
Разве не вы повторяли нам, что «наше отечество — Царство Божие»?
«Проверяй свое сердце, главный критерий — любовь к врагам. Пока ты готов платить злом за зло, ты не знаешь Христа».
Как вы могли бросить тяжкое обвинение моим кровным братьям и сестрам, после того, как тысячи, десятки тысяч захоронены в Бабьем Яру, там и мои прадеды? После того, как многие из евреев крестились, стали священниками наперекор всем и всему. После убийства отца Александра Меня? Сколько раз вы молились за меня и мою семью, а вас одолевали сомнения? Вы знали о моих предках и молчали?
Если все эти годы подозрения отравляли ваш монашеский подвиг, простите.
Когда—то вы говорили: Церковь должна быть гонима, чтобы очиститься и быть Верной, а сами построили гробницы пророкам, вместе с их не раскаявшимися убийцами.
Времена меняются, и из любимцев «элиты» вы можете стать гонимым и презираемым.
Если что, приходите под мой кров, у нас вы будете в безопасности, мы поделим кусок, даже если он будет последним».
На дне рождения бывшей жены Сергея Пугачева Галины. Тихон Шевкунов (крайний слева) и Николай Патрушев (второй справа). Фото: личный архив Сергея Пугачева
Церковный бизнесмен
Сергей Пугачев многие годы финансировал проекты Шевкунова: давал деньги на издательство, на колхоз «Воскресение» в Рязанской области и на скит, в котором живут монахи Сретенского монастыря. После показа фильма «Духовник» телеканала «Дождь» на «Артдокфесте» дьякон Андрей Кураев поделился своим знанием об этом ските, в который простому человеку вход заказан: «Этот скит — закрытая организация, куда никого не пускают, кроме ВИП-гостей». Отец Андрей подтвердил, что в ските специально построили вертолетную площадку, чтобы ВИПы «могли приезжать и общаться с монахами».
Чек из магазина «Сретение»
При Сретенском монастыре есть большой книжный магазин и кафе «Несвятые святые». Согласно реестру индивидуальных предпринимателей, доходы от торговли в магазине поступают на счет индивидуальному предпринимателю монаху Никодиму (в миру Бекеневу Николаю Георгиевичу), который имеет право торговать розничными ювелирными изделиями, оптовыми изделиями из керамики и стекла, заниматься ресторанами и десятками других типов экономической деятельности). Большой вопрос: почему надо было открывать ИП монаху, который по определению дает обет бедности? Почему не доверить управление экономической деятельностью мирянину?
Впрочем, монах Никодим — уже давно доверенное лицо отца Тихона. Он член Патриаршего Совета по культуре, где Шевкунов — председатель. Именно по его поручению и благословению Никодим выступал свидетелем обвинения на процессе кураторов выставки «Запретное искусство-2006» Юрия Самодурова и Виктора Ерофеева в 2010 году.
Согласно базе «СПАРК», сам Георгий Шевкунов владеет 14,29% акций колхоза «Воскресение». В 2015 году прибыль предприятия составила около 7 миллионов рублей.
Шевкунову также принадлежит доля в Фонде русской культуры, которому в свою очередь принадлежит издательство «Русский дом». По данным «СПАРК», чистый убыток Фонда составляет 104 тысячи рублей. Принадлежит отцу Тихону и доля в Фонде «Возвращение», где раньше свои доли имели министр культуры Мединский и его заместитель — Аристархов.
Других данных об акциях или имуществе Шевкунова в открытых источниках не найдено.
Чек из магазина «Сретение», выписанный ИП Беневев Н.Г (Иеромонах Никодим Бекенев, насельник Сретенского монастыря)
Эффективный менеджер
В последние годы два больших проекта занимали отца Тихона Шевкунова — строительство храма новомучеников и исповедников российских в Сретенском монастыре и выставки «Моя история» в разных регионах России.
Храм был торжественно освящен 25 мая 2017 года. Его строили три года, и все это время вокруг строительства не утихали ожесточенные споры. Многие архитекторы удивлялись, что храм получился таким огромным, и для его строительства пришлось снести несколько исторических зданий, кроме того, конкурс проектов выиграл никому не известный дизайнер Дмитрий Смирнов, не имеющий архитектурного образования.
«Когда в наш методический отдел пришел проект гигантского храма на территории Сретенского монастыря, я выступил резко против, — говорит заместитель генерального директора музеев Московского Кремля, историк архитектуры Андрей Баталов. — Я считал, что храм во имя новомучеников должен быть крайне скромным и содержать в себе аллюзии на катакомбы, в которых служили священники и иерархи во имя гонений».
Мнение Баталова изменилось после того, как Шевкунов пригласил его в Сретенский монастырь. Баталов увидел, что прихожане не вмещаются в старый маленький храм и стоят на улице. Он согласился с отцом Тихоном, что храм должен «знаменовать подвиг новомучеников и стать знаком того, что невозможно уничтожить христианство в нашей стране». Архитектор Илья Уткин, который известен своими храмовыми постройками, тоже участвовал в этом конкурсе, но его проект отклонили. Он рассказывает, что когда Шевкунов представлял конкурсные проекты патриарху Кириллу, он «точечно» подвел его именно к макету Дмитрия Смирнова, который потом был признан победителем.
«С архитектурной точки зрения этот проект представлял совершенно невозможную картинку. Было ощущение, что в открытом поле стоит такой сказочный терем, где голубое небо и золотые купола. Непрофессиональная работа, сделанная абсолютными дилетантами», — оценивает победителя архитектор Уткин.
Оказалось, что автором этого проекта был не только никому не известный дизайнер Смирнов, но и художник и архитектор Юрий Купер. Он рассказал, почему вышел из этого проекта.
С Юрием Купером, который с 70-х годов жил между Парижем и Москвой, отец Тихон познакомился в Воронеже, куда приехал вместе с министром культуры Александром Авдеевым. Купер оформлял новое здание Воронежского драматического театра. «Авдеев порекомендовал меня Шевкунову, и тот пригласил меня на проект строительства храма, — рассказывает Купер. — Я сделал только внешнюю часть храма. Дмитрий Смирнов был моим помощником. Он не архитектор, а компьютерщик. Я отказался делать интерьер храма. То, что Тихон предложил сделать внутри храма, оказалось очень безвкусным, этакое пространство для нуворишей, там нет ничего религиозного. Все стены записаны ужасными фресками».
Юрий Купер говорит, что его дружеские отношения с Шевкуновым дали трещину, а Дмитрий Смирнов после постройки храма ни в одном из интервью ни разу не упомянул его фамилию и не сказал, что он участвовал в этом проекте: «У Дмитрия нет никакого образования, он компьютерщик, который работал со мной много лет. Тихон переманил его к себе, и теперь он делает с ним все проекты».
Я спросила Юрия Купера, не антисемит ли Шевкунов, ведь о нем порой говорят как о националисте и черносотенце. «Нет, ничего такого не было. Он предлагал стать моим крестным», — сказал художник.
Шевкунов придумал выставки «Россия — моя история» и целый 2017 год ездил с ними по всей России. На следующий год эти проекты продолжатся. Инициативная группа по выдвижению Владимира Путина в президенты, как известно, собиралась именно на этой выставке на ВДНХ в Москве.
Министерство образования и науки предложило ректорам вузов использовать эти экспозиции для организации внеучебной работы студентов и для переподготовки учителей истории. Эта инициатива возмутила членов Вольного исторического общества. Они обратились к министру образования Ольге Васильевой с открытым письмом, требуя провести публичную профессиональную экспертизу этих выставок.
А Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» заинтересовался финансированием выставок: «С 2013 года только через систему президентских грантов на создание контента выставки было выделено почти 150 млн рублей, через субсидии Минкульта — 50 млн рублей, техническое обеспечение выставок обошлось в 160 млн, а на строительство павильона на ВДНХ, где сейчас постоянно располагается выставка, потрачено 1,5 миллиарда (это без учета региональных затрат, но, например, строительство одного выставочного комплекса в Санкт—Петербурге обошлось в 1.3 млрд рублей — З. С.). Кроме того, выставки активно финансирует российский бизнес, — говорит эксперт Центра Анастасия Иволга. — Получаемое бюджетное финансирование абсолютно не конкурентно, то есть фактически в 2013 году под конкретную идею конкретного лица была создана конкретная сеть организаций, которым была гарантирована финансовая поддержка на несколько лет вперед. Достаточно сложно представить себе другую подобную структуру, которая настолько легко могла бы обеспечивать себе активную поддержку как в Москве, так и в регионах, и за четыре года беспрепятственно разрастись в проект федерального масштаба».
Тихон Шевкунов на презентации книги «Несвятые святые» в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ. Фото: Максим Шеметов / ТАСС
Человек в панцире
С 2000 года, когда с подачи самого Шевкунова кто-то из журналистов заявил, что отец Тихон — духовник Путина, как только его не называли — «лубянский архимандрит», «духовник его величества», «духовник с Лубянки». Правда, он сам не торопился опровергать свою близость к главе государства, получая определенные дивиденды от статуса «духовника». Его книга «Несвятые святые» выдержала уже 14 изданий и выходит миллионными тиражами, переведена на несколько языков. В интервью РБК Шевкунов сказал, что заработал около 370 млн рублей от продажи книг и вложил их в строительство храма. Снятый им в 2008 году фильм «Византийский урок» закрепил за ним имидж антизападника и мракобеса. Сергей Пугачев утверждает, что теперь Шевкунов боится собственной тени:
«Несколько лет назад он приехал ко мне в Лондон и умолял меня: «Давай пойдем в лес, а то тут меня везде прослушивают западные службы». К прослушиванию ФСБ он привык. А вот его антизападная идея вышла на новый виток. Он повторял: «Западники хотят уничтожить нашу страну». Какой-то поток сознания. А вообще он похож на Игоря Сечина. Только в рясе. У него в приемной часами сидят министры. Он в этом купается и очень боится это потерять. Если же ему что-то или кто-то не нравится, он может стать очень жестким».
Журналист и издатель Сергей Чапнин называет Тихона Шевкунова главным толкователем российской истории для власти. «Он рассказывает президенту, какой великой страной тот управляет. Начиная с фильма про Византию, он создает новую «авторскую» мифологию, используя современный политический язык, вполне понятный тем, кто сидит в Кремле, — рассуждает Чапнин. — В фильме «Византийский урок» он объяснил для чайников историю падения Византии и коварную роль Запада. И вскоре он решил, что тем самым нашел ключ к истории России. В отличие от многих епископов, ему все это интересно. Порой он говорит разумные вещи, но когда вслушиваешься, как расставлены акценты, становится страшно — стремление к поиску врагов епископа Тихона не оставляет».
Историк и исследователь Русской православной церкви Николай Митрохин объясняет, почему Шевкунова так долго не рукополагали в епископы: «Он епископ по отношениям с ФСБ, я думаю, он был как бы представителем ФСБ в Церкви. И именно по этой причине его не делали епископом, хотя он заслужил это по формальным показателям уже 15 лет назад. И с трудом сделали сейчас. Церковный народ эфэсбэшников не очень любит, особенно не продвигает таких амбициозных персонажей.
Вся его биография в новейшей период указывает на его явные связи с ФСБ. У него есть какие то довольно серьезные деньги, хорошие связи с эфэсбэшниками. Улица, где расположен Сретенский монастырь, эта улица по договоренности с ФСБ — его улица. Он уничтожил французскую школу, которая стояла на территории монастыря, возвел свой гигантский храм. Понятно, что он это сделал не на доходы от издательства. Он раздобыл где-то денег».
«Эфэсбэшникам нравится иметь своего попа, который тем более на одном и том же месте торчит 25 лет, — говорит Митрохин. — Они его подкармливают как могут, оказывают ему помощь и услуги. Он идеологически с ними сильно совпадает, с их идеологическим видением мира и со всем прочим. Я пересмотрел фильм «Византийский урок». Это идеальное изложение учебников, по которым учатся в Академии ФСБ, только в исторической аналогии: заговор, непримиримый враг, давление на власть и государство через внутренние группировки. Логика учебника института КГБ. Я читал, что они писали по советской истории».
Главный редактор портала «Кредо.ру» Александр Солдатов считает, что патриарх Кирилл не хотел рукополагать Шевкунова в епископы из-за ревности: его хиротонию продавила администрация президента», — уверен он.
«Согласно уставу Московской патриархии, кандидат в патриархи должен иметь опыт управления епархиями. У Шевкунова такого опыта нет, а ему пока не дают епископскую кафедру. Но, если будет нужно, устав перепишут», — продолжает Солдатов.
Друг юности Шевкунова писатель Андрей Дмитриев делит своих друзей и знакомых людей на «людей панциря» и «людей хребта».
«Не значит, что человек хребта — сильный, хребет может быть и слабым, — объясняет свою теорию Дмитриев. — Не значит, что панцирь защищает, панцирь может быть и хилым. Маяковский был человек панциря, потому что он не мог бы жить сам по себе. Это либо партия, либо семья Бриков, либо кто-то еще.
Шевкунов — один из ярчайших людей эпохи, он не может без панциря, он всегда искал этот панцирь. Но панцирь влиятельный и духовный».
«Шевкунов символизирует консервативное крыло в РПЦ, —говорит один из священников на условиях анонимности. — Он прагматик и романтик одновременно. Его главная идея — Россия — православная страна, а воцерковленные чекисты — правильные чекисты. Он действительно любит Церковь больше Христа, и это опасно, если идеология и вера в какой-то момент сомкнутся, и вера будет низведена до идеологии».
И все-таки как в одной голове укладывается дружба с чекистами и прославление новомучеников?
Отец Иосиф Киперман, который встречался с послушником Гошей Шевкуновым в Псково-Печерской лавре в конце 80-х годов, предлагает свое объяснение: «Чекисты с самого начала задумали строить советскую церковь, чтобы прихожане были просто советскими людьми. Они хотели оставить внешний вид церкви, а внутри все изменить. Тихон — один из таких советских людей. Самая последняя идея дьявола: смешать все, чтобы вместе были и Иван Грозный, и святой митрополит Филипп. Были и новомученики, и их мучители, которые вдруг оказались хорошими, ведь политическое православие видит и Грозного и Распутина — святыми, а Сталина — верным чадом Церкви. Это смешение — последнее ноу-хау дьявола».
Литературное кафе «Несвятые святые» на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Зоя Светова 08:55, 29 декабря 2017
Иеромонах Никодим (Бекенев) 10.04.2017 5551
Какую роль играет спорт в жизни христианина? Что это — исключительно забота о теле, или же в нем может быть и духовная польза? Об этом мы побеседовали с насельником Сретенского монастыря иеромонахом Никодимом (Бекеневым).
— Отец Никодим, когда речь идет о спорте, мы часто слышим, что он воспитывает силу духа. Насколько смысл, который вкладывается в это выражение, соответствует христианскому пониманию?
Сила духа в спорте заключается в преодолении себя, в воспитании силы воли. Достижение высоких спортивных результатов связано с тяжелым, изматывающим трудом.
Для меня, когда я занимался спортом, каждая тренировка была маленькой победой над собой, над своей ленью и немощью. Не раз приходилось просто заставлять себя идти в спортивный зал, зато, когда тренировка заканчивалась, я чувствовал огромную радость от того, что смог преодолеть себя и выложиться, и это чувство побуждало меня снова совершать этот путь.
Конечно, похожее преодоление есть и в духовной жизни.
— Многие святые подвижники говорили о необходимости смирять свою плоть. Не являются ли в таком случае занятия спортом отходом от святоотеческих предписаний?
Здоровье — это дар Божий, и относиться к нему надо бережно.
На протяжении многих столетий физический труд был неотъемлемой частью жизни человека, не исключением являлись и аскеты. Да и Господь создал человека так, что он должен совершать физические действия, для того чтобы нормально жить. Например, икроножные мышцы работают как дополнительные насосы для циркуляции крови: сердце неспособно прокачать весь ее объем, который содержится в организме, и мы должны регулярно ходить, иначе возникают проблемы с венами. В последние десятилетия технический прогресс избавил нас от необходимости долго и изнурительно трудиться, чтобы обеспечить себя одеждой и пропитанием, и теперь в нашей повседневной жизни спорт становится необходим для поддержания физического здоровья.
Здоровье — это дар Божий, и относиться к нему надо бережно. У нас есть правила святых отцов, которые запрещают человеку сознательно наносить вред своему здоровью. Конечно, это касается в первую очередь причинения себе увечий, но думаю, что здесь также уместно говорить и о небрежном отношении к своему физическому состоянию.
Человек, нерадиво относящийся к данному ему Богом здоровью, потакающий своим страстям и тем самым превращающий себя в обузу для близких и обременение для общества, совершает грех.
— Как Вы думаете, есть ли разница между видами спорта для духовной пользы человека?
Думаю, что принципиальной разницы нет. Выбор вида спорта зависит от индивидуальных способностей и желания человека. К примеру, девочкам подходит художественная гимнастика, а мальчикам — контактные виды спорта. Хотя это вовсе не обязательно. Просто приятно видеть женщин женственными, а мужчин мужественными.
Существует некий стереотип, что единоборства воспитывают агрессию, но мне кажется, что это неверно. Так, например, в футболе, баскетболе и многих других игровых видах спорта, где нельзя драться «в открытую», есть свои неприятные моменты, когда игроки могут сознательно наносить друг другу травмы исподтишка. С другой стороны, на ринге или на ковре борцы часто проявляют благородство и великодушие.
Я дружу со многими спортсменами, представляющими контактные виды спорта, которые за пределами ковра или ринга являются очень доброжелательными людьми. Тут все зависит не от вида спорта, а от человека.
Можно заниматься бадминтоном или бальными танцами и быть при этом предельно злобным и агрессивным. Но все равно, пусть такой человек лучше выплескивает свою негативную энергию на спортивных площадках, чем в семье, на работе или на улице.
Звездную болезнь можно заработать не только состоявшемуся спортсмену, но и обладателю любой другой профессии.
— Высокие спортивные достижения возводят человека на пьедестал в прямом и переносном смысле, делают его кумиром и образцом для подражания. Может ли это развить «звездную болезнь» — то, что мы называем гордыней?
Звездную болезнь можно заработать не только состоявшемуся спортсмену, но и обладателю любой другой профессии — политику, бизнесмену, актеру и т.д. Как успех может вскружить голову любому и надо правильно это пережить, так и неудача, порой, заставляет человека впасть в уныние. Однако не стоит бояться ни падений, ни взлетов, это все равно, что бояться жить. Многое зависит от тех нравственных ценностей и качеств, которые заложены в человеке родителями и учителями.
Кроме того, мы не всегда имеем возможность поставить точный диагноз этой духовной болезни. Жизнь чемпиона меняется, и он не может, даже если прилагает к этому особые усилия, продолжать жить так же, как и раньше. Некоторые знакомые очень болезненно это воспринимают и пытаются выдать такие перемены за «звездную болезнь».
Однако не стоит забывать, что возможности, которые открываются перед заслуженным спортсменом, значительно больше, чем у обычного парня, каким он был раньше. Использовать эти возможности правильно тоже надо уметь. Такой человек действительно становится примером для молодых ребят, его образ могут эксплуатировать разные общественные и политические силы, и недооценивать это неверно, прежде всего, самому спортсмену.
— У профессиональных спортсменов есть целые команды, которые обеспечивают их питание, отдых и т. д. Может ли это развить в таком человеке эгоизм?
Знаете, я впервые сталкиваюсь с таким мнением, что спорт может воспитать эгоизм. Наоборот, сейчас достижения даже в индивидуальных видах спорта достигаются за счет сплоченной команды, дружной и надежной, где проблема одного является проблемой всех. Любой спортсмен заинтересован в том, чтобы его товарищи по команде росли, чтобы они показывали максимальный результат, тогда растет и он.
Важно, чтобы человек, развиваясь физически, также развивался и нравственно.
— Как занятия спортом отражаются на борьбе с нашими страстями?
Сложный вопрос. Надо понимать, что спорт может помочь развить много положительных качеств, но, с другой стороны, он способен и спровоцировать развитие в человеке гордыни и сопутствующих ей духовных болезней. Но это не палка о двух концах, просто нужно здраво относиться к спорту, понимать, для чего ты им занимаешься, и тогда все будет нормально. Важно, чтобы человек, развиваясь физически, также развивался и нравственно.
— Есть ли какие-то проблемы, связанные со спортом, с которыми приходится сталкиваться Вам как священнику?
Да. К примеру, актуальным для многих является вопрос о том, как сочетать занятия спортом и жизнь по церковным правилам. Многие новоначальные «спортсмены» пытаются выпросить себе послабления на время поста, ссылаясь на то, что некоторые профессиональные спортсмены и вовсе не постятся. Выглядит это смешно: немощные бабушки соблюдают церковные правила со всей строгостью, а молодой здоровяк, который начал ходить в спортивный зал, пытается найти себе причину, чтобы иметь возможность удовлетворять свои страсти, получая при этом иллюзию того, что он живет церковной жизнью.
Отдельная и очень деликатная тема — это соблюдение поста профессиональными спортсменами. Надо понимать, что образ жизни у этих людей значительно отличается от привычного обычному человеку, даже регулярно занимающемуся в спортивном зале. Это две или три интенсивных тренировки в день, продолжительностью не менее двух часов каждая, которые требуют значительно больше сил, чем самая тяжелая физическая работа. И для восстановления профессиональному спортсмену требуется не только еда, по норме значительно превышающая потребности рядового человека, но и витамины, и специальные пищевые добавки. Для воцерковленных людей пост является неотъемлемой частью жизни Церкви. В силу своей профессиональной деятельности многие из спортсменов, не имея возможности соблюдать его по всей строгости устава, остро переживают это как отдаленность от полноты церковной жизни. Наивно думать, что они расценивают это как «привилегию».
— Мы пришли к выводу, что занятия спортом учат самоконтролю, дисциплине, психологической устойчивости, упорству. Удается ли эти приобретенные качества направить на борьбу с грехом или нет?
Конечно, удается, у тех, кто пытается. Если человек умеет проявлять силу характера в тренажерном зале, то он сумеет проявить ее и в духовной жизни.
— У известного английского писателя К. Льюиса в произведении «Письма Баламута», которое состоит из переписки двух бесов, где более опытный учит своего младшего товарища, как правильно соблазнять человека, есть такие слова: «напитай его той великой ложью, в которую мы заставили уверовать англичан, а именно, что физические упражнения и сменяющая их усталость особенно благоприятствуют добродетели воздержания. Как они могут верить в это при широко известной похотливости моряков и солдат, я ума не приложу!» Не могли бы вы прокомментировать это высказывание?
Глупо думать, что, изнуряя себя физическими тренировками, ты занимаешься аскетическим деланием. Земные поклоны нельзя выполнять как отжимания, это может принести вред.
Вера в себя — это хорошее качество, однако она не должна переходить в гордыню.
Надо понимать, что спорт и духовная практика, как мы уже говорили выше, — абсолютно разные понятия. Нельзя говорить, что они противоречат друг другу или их невозможно сочетать, — это так же, как в известной поговорке про мух и котлеты. Физические упражнения необходимы для гармоничного развития человека в юности, для поддержания здоровья в зрелые годы и для того, чтобы сохранять его в пожилом возрасте. Сейчас много пишут о пользе спортивных упражнений и здорового образа жизни, а это не противоречит образу жизни христианина, но не стоит пытаться одно заменить другим: надо правильно сочетать эти аспекты.
— Многие говорят, что занятия спортом помогают им обрести уверенность, поверить в себя, в свои силы. Как эта вера сочетается с верой в Бога?
Вера в себя — это хорошее качество, однако она не должна переходить в гордыню, но ей следует вдохновлять и побуждать человека к действиям, к реализации в своей жизни Божественного Замысла о себе, помогать преодолевать нерешительность и малодушие, учить быть верным Богу, Родине, семье. Господь ждет от нас некой жизнеутверждающей решительности. Спорт этому помогает, потому что учит целеустремленности, умению преодолеть свои слабости, воспитывает в человеке способность к этой решительности.
«беседовал семинарист II курса, Овчиников Егор»
Ключевые слова: Спорт, духовная жизнь, христианин, гордыня, вера в себя, пост, звездная болезнь.
Боли и надежды древней православной Осетии
– Я коренной москвич. Крестился в возрасте 10 лет. С этого момента считаю себя верующим человеком. Воцерковлением я обязан своим родителям, прежде всего отчиму. После школы поступил в Московское академическое художественное училище памяти 1905 года. Рос, наверное, как и все московские парни: занимался спортом – вольной борьбой, был студентом, гулял с друзьями. В юношестве, во время учебы, немного отдалился от храма. К концу обучения вера стала возгораться с новой силой, и через несколько месяцев после окончания училища я «убежал» из мира в монастырь.
– Живя в Москве, поддерживали ли вы связи с осетинской диаспорой, с Южной Осетией?
– В Южной Осетии живут мои родственники и друзья. В советские годы мой отчим несколько лет проработал главным режиссером Юго-Осетинского драматического театра. Естественно, у нас дома в Москве постоянно гостили и друзья его, и коллеги, так что я фактически вырос в осетинской среде. И, конечно, мне приходилось и приходится постоянно общаться со своими друзьями в Южной Осетии, которые все практически являются православными.
– Случалось ли вам брать благословение правящего архиерея Грузинского Церкви на пастырские поездки в Южную Осетию?
– Да. В начале лета 2008 года я собрался крестить родственника в Южной Осетии. Тогда ситуация уже была напряженная, но еще можно было проехать через границу с Грузией. Насельник нашего монастыря иеродиакон Нафанаил (Муралошвили) в тот момент находился в Тбилиси у своих родителей. У него был день рождения, и мы договорились встретиться на границе. Он приехал за мной вместе с игуменом Иоанном (Абасашвили), клириком Грузинской Церкви. Отец Нафанаил хотел пригласить меня в Тбилиси, познакомить с родителями. Он обратился к местному архиепископу Исаие, чтобы тот помог нам беспрепятственно перейти границу. Владыка хлопотал за нас, и, естественно, оказавшись в Грузии, мы приехали к архиерею, чтобы поблагодарить его за участие. Также я взял благословение на совершение таинства крещения в Осетии.
– Какие особенности церковной жизни, богослужения в этом регионе вам более всего памятны? Сохранилась ли там преемственность духовных православных традиций после атеистического советского периода гонений на Церковь?
– Осетины – древний православный народ, потомки алан, принявших Православие от Византии в Х веке. Известны имена аланских святых, пострадавших во II веке. В Аланском государстве Православие было государственной религией. В реестре Константинопольского патриархата Аланская митрополия занимала 61-е место, сразу за Киевской. Конец ХIV века стал катастрофическим для Алании: аланы практически все были уничтожены, сражаясь за свою веру и свободу с полчищами Тимура-Тамерлана. Осталась небольшая часть, которую не удалось уничтожить врагу. Именно они и являются современными осетинами (овсы, или ясы, – одно из древних названий алан). С самого рождения через традиции предков каждый осетин впитывает в себя такие понятия, как Бог, святые, молитва и тому подобные.
Любой осетинский праздник или какое-либо важное событие начинается с обращения к Богу и святым. Своим небесным покровителем осетины считают великомученика Георгия Победоносца (Уастырджы) и всегда желают друг другу его помощи, покровительства и поддержки. На территории Осетии – и на севере, и на юге – есть множество древних христианских памятников. Хотя многие из них не сохранились до наших дней, люди помнят эти места, празднуют дни памяти святых или событий Церкви, которым были посвящены эти храмы и часовни. А на юге много храмов и часовен рушится прямо на глазах: не хватает средств на реставрацию. В некоторых селах люди сами, своими руками, строят новые храмы взамен утраченных. Еще несколько десятилетий назад можно было бы сохранить множество памятников христианства, сами храмы и росписи. Но и сейчас на севере и на юге Осетии есть много исторических мест, свидетельствующих о христианских подвигах древних подвижников.
Некоторых людей приводит в недоумение, чему поклоняются осетины, когда молятся в рощах и на возвышенностях, некоторые считают, что они поклоняются камням и деревьям. Но на самом деле, как правило, это места древних церквей. Места, где были разрушенные алтари, особенно помечаются, и люди из благоговения не нарушают их, не ходят там, не тревожат покой святого места. Почти все осетинские праздники имеют древние христианские корни. До Октябрьской революции в царской России правительство и церковные власти понимали значение христианства для осетин. На осетинский язык было переведено Священное Писание, на севере Осетии даже совершались богослужения для народа на родном языке.
Что касается юга Осетии, то во время советской власти, в отличие от севера, там не совершалось богослужений, хотя сохранялись и никогда не разорялись несколько храмов в самом Цхинвале и в окрестных селах. Конец советской власти для Южной Осетии был, как это не печально констатировать, началом войны с Грузией. В 1989 году в Грузии на государственном уровне стали звучать слова о выходе из состава СССР и о России как о главном враге. Тогда Юго-Осетинская автономная республика заявила о желании остаться в составе Советского Союза и провозгласила независимую республику. Начались тревожные дни, этнические осетины стали подвергаться гонениям и издевательствам; из-за преследований по национальному признаку, грабежей и убийств десятки тысяч людей были вынуждены бежать из Грузии в Россию. Опустели древние осетинские поселения в Горийском и других районах Грузии. Практически вся территория Южной Осетии была охвачена войной, в результате которой погибли и были ранены тысячи мирных жителей.
Грузинская Церковь считала и считает Южную Осетию своей канонической территорией. Однако сколько-нибудь серьезных попыток окормлять южно-осетинскую паству Грузинская Церковь не предпринимала. На территории Южной Осетии возникла и действует неканоническая церковь.
– Как вы, будучи уже иеромонахом, восприняли в августе 2008 года известие о военном конфликте двух православных народов?
– Как личную трагедию.
– Как скоро после начала войны вы поехали в Южную Осетию? Какова была главная внутренняя мотивация такого решения?
– В ночь с 7 на 8 августа 2008 года узнал об обстреле города, пытался связаться с родственниками и друзьями, а вечером уже был в дороге. 9-го весь день ехали на автомобиле, а 10-го числа я уже был в Южной Осетии. Внутренняя мотивация в подобной ситуации, думаю, понятна каждому человеку.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях, об увиденном. Помогала ли православным осетинам вера, молитва преодолеть горе, чувство мести по отношению к Грузинскому государству, развязавшему братоубийственный конфликт?
– Ни война 1991–1992 годов, ни эскалация конфликта в 2004 году не имели таких масштабов разрушения, как августовская война 2008 года. Картина ужасная! Плохая связь. Еще по дороге получали известия о гибели многих знакомых, с которыми не могли связаться. К счастью, часть этих сведений впоследствии не подтвердилась, но только часть… Состояние паники и подавленности сменялось надеждой на скорое окончание боевых действий. Город был разрушен, горел. В самом городе погибших хоронили в огородах и дворах домов, а за пределами города было множество убитых, стоял сильный трупный запах.
Людям пришлось пережить очень многое, особенно тем, которые прятались в подвалах домов в то время, когда проводили «зачистку». Это было ужасно! В те подвалы, где захватчики ожидали найти людей, бросали гранаты. На глазах у многих людей были расстреляны, сожжены, раздавлены танками машины с женщинами и детьми, которые пытались бежать из горящего города по Зарской дороге. Мои друзья, служившие в осетинском батальоне миротворцев, своими руками доставали из горевших машин обгоревшие детские трупы.
– Способна ли, на ваш взгляд, в настоящий момент Грузинская Православная Церковь окормлять свою православную паству в Южной Осетии?
– На мой взгляд, и думаю, что это мнение разделяет подавляющее большинство жителей Южной Осетии, в данный момент не способна. Я слышал со стороны грузин такое мнение, что грузинского священника не пустили бы на территорию Южной Осетии. И это действительно так. Но мне кажется, что раньше такое мнение было необоснованно, в Цхинвале проживали и проживают этнические грузины, которые никогда не притеснялись, и прийти и начать служить в городе для этих людей было бы возможно еще в 1990-е годы, однако никто, к сожалению, не делал таких попыток. Если бы хоть один грузинский священник пережил бы с людьми тяготы и лишения, ужас обстрелов, молился бы в осажденном городе за свою паству, люди бы знали, что Церковь выше политики. Но их там не было, на их месте были другие, у кого хватало мужества и любви к своему народу. Но это – представители неканонической церковной структуры. Вот такая трагедия! А что касается Церкви канонической, то остается лишь констатировать прискорбный факт, что к ней подорвано доверие осетин на многие годы.
Конечно, я осознаю, что с обеих сторон накопилось много обид, боли и гнева. Думаю, и в моих ответах на предложенные вопросы это ощущается, хотя я говорил совершенно искренне и ненависти у меня к грузинам, поверьте, помощью Божией, нет. Есть боль невосполнимых потерь и тяжелое чувство попранной справедливости. Сможем ли и мы, и грузины подняться до тех высот духа, к которым нас всех зовет Христос? Мне кажется – это самый главный вопрос, на который каждому из нас и нашим народам надлежит ответить. И именно об этом нам надо просить помощи у Господа.
– Какова, по вашему мнению, могла бы быть роль Русской Православной Церкви, других Православных Церквей в уврачевании этого страшного политического и отчасти церковного конфликта?
– Мне, как священнику, хотелось бы, чтобы и Русская Православная Церковь, и Грузинская не остались безучастны к судьбе православного народа. Как это будет – не мне судить. Исторически осетины, как на севере своей родины, так и на юге, связывают свою судьбу с Россией. Выбор этот был сделан более 200 лет назад. Осетины были приняты как свободные люди, они не были подвассальны другим государствам, у них не было рабовладельческого строя. Принимая их, императрица Екатерина сравнивала их с русским казачеством. Поэтому так же, как и казаки, на тех же условиях они жили в Российской империи – свободно и обязаны были поставлять солдат в русскую армию, участвовать во всех войнах вместе с русскими. Все это время они свято соблюдали условия договора, ни разу не предав его и не изменив России. В годы революции большая часть осетин так же, как и казаки, сохраняла верность престолу и присяге, как и во время Великой Отечественной войны – верность стране. Осетины – православный народ, и надо сделать все, чтобы помочь ему иметь возможность получать законное церковное окормление . Деление Осетии на Южную и Северную может быть географическим, но не политическим и тем более не духовным. Осетины – единый народ.
– Как вы, очевидец, оцениваете масштабы нравственной, психологической катастрофы в Южной Осетии?
– Подобные потрясения не проходят даром. Выросло поколение людей, которые никогда не видели благополучной, мирной жизни. Нервные срывы, сердечные приступы… Люди погибают от войны через месяцы и годы после ее окончания. Необходима серьезная работа, чтобы преодолеть эти последствия, и роль Церкви здесь очень важна.
– Оказывает ли Сретенский монастырь, насельником которого вы являетесь, помощь пострадавшим в военном конфликте в Южной Осетии?
– Так же, как и во всех монастырях и храмах Русской Православной Церкви, в Сретенском монастыре собирались пожертвования для пострадавших во время последней войны.
– Что в плане вашего личного духовного опыта вы считаете наиболее важным в пастырской деятельности на территории Южной Осетии?
– На данный момент Южная Осетия – одна из самых благодатных почв для пастырской деятельности. Большинство (наверное, 90%) жителей считают себя православными, они ощущают свое единство с Россией не только политически, но, прежде всего, духовно. Тот пробел, который возник в церковной жизни у людей в годы советской власти, сейчас пропадает. Народ идет в храмы, люди жаждут слова Божия. Святые отцы говорят, что главным, необходимым условием для спасения являются память смертная и страх Божий – то, что есть у людей, живущих там. Мирские, суетные ценности отходят на второй план.
«РУССКИЙ ВЗГЛЯД» – МИССИОНЕРСТВО
Предлагаем вашему вниманию текст программы «Русский взгляд», посвященной проблеме миссионерства
Над программой работали:
Ведущая – Елена Писарева
Шеф-редактор – Ольга Любимова
Режиссер-постановщик – Александр Замыслов
Редактор – Анна Куклина
В программе принимали участие:
Владимир Хажомия и Дмитрий Корольков, студенты Сретенской духовной семинарии
Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи
Виктор Тростников, профессор Российского Православного университета
Наталья Пономарева, руководитель Центра духовного просвещения в местах лишения свободы
Иеромонах Никодим (Бекенёв), насельник Сретенского монастыря
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Миссионерство… Его принципы были установлены в день зарождения самой Церкви. Кто такие современные миссионеры, чем они занимаются? Как их воспринимают наши современники? И какова реальная польза от миссионерской деятельности Русской Православной Церкви? «Русский взгляд» на миссионерство – тема нашей программы.
Вы смотрите «Русский взгляд», я – Лена Писарева. Здравствуйте!
В студии программы «Русский взгляд» главные герои программы – Владимир Хажомия и Дмитрий Корольков, студенты Сретенской духовной семинарии.
Дмитрий, Владимир, здравствуйте!
ДМИТРИЙ КОРОЛЬКОВ, ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Здравствуйте!
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: С начала 90-х мы только и слышим упреки в сторону Русской Православной Церкви: сектантов много, а Русская Православная Церковь только восстанавливает храмы, в народ не идет. Вы пошли в народ. Какие впечатления?
ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Я могу сказать, что на данный момент я знаю очень много катехизических курсов в Русской Православной Церкви. Сретенский монастырь, где мы учимся, проводит такие курсы. Мы проводили их в Политехническом институте и там в первый раз столкнулись с людьми. Единственное отличие: если на курсы приходили люди, которые уже что-то знали о Боге и хотели узнать больше, то когда мы проповедовали в метро, там был поток людей, и ты не знал, что от них можно ждать. Можно сказать, мы могли прочувствовать, встать на место апостолов Христовых, которые тоже шли в народ и не знали, чего ожидать в ответ. Они знали, что с ними Бог, то же самое, такие же впечатления были и у нас.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, ваше впечатление?
ДМИТРИЙ КОРОЛЬКОВ: Мне кажется, после возрождения Русской Православной Церкви первым серьезным шагом на пути возрождения церковной миссии стала акция под названием «Подарок Святейшего Патриарха к Пасхе». Акция проводилась студентами Сретенской семинарии в первые три дня Страстной седмицы. Самое яркое из впечатлений: народ, в общем, жаждет слова Божьего, жаждет Евангелия, и принял этот подарок очень позитивно.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мы еще обязательно поговорим о вашем опыте, это очень интересно! У меня много вопросов по поводу того, что происходило на улицах Москвы, когда вы раздавали Евангелие. Очень коротко, ответьте, пожалуйста, на вопрос: как вам кажется, достаточно ли сегодня Русская Православная Церковь занимается миссионерством?
ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Я думаю, на данный момент мы все-таки отстаем от протестантских сект, которые ходят по домам и раздают книги. Но Русская Православная Церковь только начинает своё возрождение, и никогда не поздно начинать. Если люди не идут к нам, то мы будем стараться идти к ним. Это была первая акция, и мы будем стараться проводить акции такого же плана и дальше. Надеюсь, что они будут проводиться чаще. Такие акции нужны, они нужны для людей и для России.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Давайте, пригласим гостей в студию нашей программы.
В студии программы «Русский взгляд» – заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития Юрий Белановский.
Юрий, здравствуйте!
ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Добрый день!
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваша точка зрения, достаточно ли сегодня наша Церковь занимается миссионерством?
ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Я думаю, крайне недостаточно, и мы это видим по всем статистическим опросам. Если задается более-менее серьезный вопрос о церковной жизни, на него может ответить не больше двух процентов населения.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость.
В студии программы «Русский взгляд» – профессор Российского православного университета Виктор Тростников.
Виктор Николаевич, здравствуйте!
ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Здравствуйте!
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как вам кажется, достаточно ли наша Церковь занимается миссионерством?
ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Знаете, слово «недостаточно» – очень слабое слово. Работа практически не начата, и доказательство тому очень простое. Вы посмотрите на христианскую грамотность нашего народа! Если из ста человек пятеро знают, что такое Троица, это я думаю, хороший результат. Ну, о Христе слышали. Но в чем была его спасительная миссия, я думаю, очень мало кто ответит. А апостол Павел? Гораздо больше знают футболиста Аршавина, чем апостола Павла.
Работы – просто непочатый край! Причем это относится не только к церковному миссионерству, но и к миссионерству в более широком смысле, о котором тут говорили в преамбуле – к миссии нашей православной интеллигенции. Конечно, делается недостаточно. Не просто недостаточно – очень недостаточно!
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: О том, какие здесь есть проблемы мы еще поговорим сегодня.
Наш следующий гость. В студии программы «Русский взгляд» – руководитель Центра духовного просвещения в местах лишений свободы Наталья Пономарева.
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Здравствуйте!
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваше мнение?
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Конечно, в плане миссионерства делается недостаточно. Я занимаюсь тюрьмой, тюремным служением. А совсем недавно мы миссионерствовали в туберкулезной больнице. И даже по Москве в таких местах, как больницы и тюрьмы, люди жаждут слова о Христе, жаждут православной миссии. Но там ее нет!
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость.
В студии программы «Русский взгляд» – насельник Сретенского монастыря иеромонах Никодим Бекенев.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Никодим, добрый день!
ОТЕЦ НИКОДИМ: Добрый день!
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваша точка зрения?
ОТЕЦ НИКОДИМ: Ну, сказать: «Достаточно», – это значит смириться и удовлетвориться тем, что происходит. Конечно, происходит недостаточно, этой деятельности не хватает. И мало того, это деятельность, как уже было сказано, не только Церкви, а каждого христианина. Ведь каждый христианин является частью Церкви. И миссионерской деятельностью мы можем заниматься, не только выходя на улицы, а даже у себя дома -, воспитывая своих детей, обучая их основам православной веры.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо! Удивительно то,как мы начали разговор! Все-таки мы получили такое тяжелое наследие: несколько десятилетий не было вообще никакой миссионерской деятельности. Поэтому очень радует, что появилась и миссия в тюрьмах, и миссия среди молодежи, что проводятся такие акции, про которые рассказывали ребята.
Я помню начало 90-х, когда появились первые православные программы. Говорить, что ничего не сделано, наверное, неправильно. Тем не менее, мы говорим, что миссионерской деятельности недостаточно. Что нужно сделать, чтоб ее было достаточно? Может быть, это вообще невозможно в современных условиях? Как вы думаете?
ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Я думаю, что, к сожалению, нужно, чтобы прошло время. Чтобы люди с наследием советского прошлого, к которым отношусь и я, с вот этим советским мышлением, чтобы мы ушли в прошлое, как тот израильский народ в пустыне, потому что мы действительно не были взращены в этих категориях, чтобы нести слово Божие окружающим людям. И мы это видим. Тем, кто воспитан в это время, не только тяжело его нести, но еще и тяжело слушать. Мне кажется должна измениться ситуация.
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Я вижу широкий путь для того, чтобы миссионерствовать в любых средах. Мне кажется, что здесь нужна только инициатива, личное горение сердца. И для меня очень важно видеть потребность в людях и попробовать ответить на эту потребность, зажечь сердца других людей. Вот, собственно, в чем заключается миссия в тюрьме.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Почему у вас появилась такая необходимость?
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Появилась внутренняя потребность. Мне кажется, что это внутренняя потребность каждого христианина, который однажды прочитал эти строчки в Евангелии: «В темнице был, и пришли ко Мне». Там Господь рассуждает о том, кто станет одесную Его, а кто ошую. Оказывается, одесную будет не тот, кто хорошо знает Священное Писание и может ему научить, или богословски грамотен. А тот, кто посетил в страждущего темнице, в больнице, кто накормил голодного. И если эта евангельская фраза работает в твоем сердце, ты так или иначе выйдешь на миссионерское служение.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Никодим, как появилась идея раздавать людям Евангелие? Почему Евангелие, почему Евангелие от Марка? Почему на Страстной седмице?
ОТЕЦ НИКОДИМ: Евангелие от Марка – пожалуй, самое краткое и самое доступное. Это Евангелие, которое было написано для язычников, поэтому, оно и было выбрано. Издали книга выглядит очень красочно, ярко, чтобы людям было приятно держать ее в руках, интересно было читать. Там виды Палестины, тех мест, где проповедовал Спаситель, где Он рассказывал, нёс слово Своё. Самое большее, что мы можем дать людям – это слово Божие, ярко и красочно оформленное. Пускай они прочитают слова Спасителя сами и проснутся, потому что большинство людей в нашей стране считает себя христианами, православными, но надо разбудить этого христианина в каждом человеке.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Не было ли у вас страха, что Евангелие, где есть изображения святых, может оказаться в урне, на полу в метро и так далее?
ОТЕЦ НИКОДИМ: Конечно, всегда есть такая опасность, что ты, если будешь нести слово Божие людям, услышишь в ответ хулу и недовольство. Но это не повод для того, чтобы останавливаться.
ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Я думаю, всё равно польза от этого огромная! Если кто-то выбросил Евангелие в урну, то мы потом собрали. Мы ведь не просто раздали и разошлись. Нет, мы после всего этого прошедшего дня раздачи собирали Евангелие. Если даже один процент выкинул книгу, то остальные 99% людей прочитали ее. И я вам даже больше скажу: именно в эту Пасху я заметил в храме очень много незнакомых лиц. Я сам пять лет живу в Сретенском монастыре, я пятикурсник. Я учусь и живу в монастыре и знаю практически всех прихожан в лицо. На эту Пасху пришло очень много новых людей. И я думаю, одна из причин, почему они пришли, что повлияло на них, это вот эта наша раздача.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Вы представлялись, что вы из Сретенского монастыря?
ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Да, мы не просто человеку давали книгу и говорили: «Вот тебе Евангелие». Мы прежде всего говорили, что это Благовестие о Христе. Мы призывали людей прийти в храмы на Пасху вместе с нами, потому что мы все едины. И люди откликнулись и пришли в храм.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Вы преодолевали какой-то свой внутренний человеческий страх? Может быть, боялись разочарований? Было элементарное стеснение?
ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Как я уже говорил, это, конечно, непривычно, потому что ты выходишь в народ, ты можешь всякое в свой адрес услышать. Но Господь укрепляет, Он так же укреплял апостолов. И поэтому, когда мы шли, мы знали, за кого мы шли, и знали, что мы делаем. Польза уже в том, чтобы подкинуть человеку мысль о Боге. Понятное дело, что человек не сразу пойдет потом в храм. Но, может быть, через пару лет он вспомнит и скажет: «Да, я помню, ребята когда-то стояли».
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо!
Виктор Николаевич, а с вашей точки зрения, каким должно быть миссионерство? Оно должно быть социальным или просветительским?
ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Вернемся к вопросу «что делать». Во-первых, нужно осознать необходимость миссионерства, крайнюю необходимость. Причем, это должны осознать и священство, и миряне, которые хотят участвовать в таком христианском просвещении, в миссионерстве в широком смысле. Если говорить о священниках, то, мне кажется, нужно, чтобы абсолютно до каждого священника во всей нашей необъятной России дошло, что в нынешнее время всякий священник является миссионером.
Сейчас практически весь контингент нашего народа – это алеуты, которых надо просвещать, как в своё время Герман Аляскинский. Иоанн Кронштадский, когда окончил семинарию, мечтал быть миссионером и хотел поехать вроде бы даже на Алеуты или куда-нибудь в Америку, на Аляску. Но, когда он ознакомился с положением дел в Петербурге, он понял, что вот они – алеуты! Куда ехать-то? Вот они, здесь. И каким он был миссионером среди русского народа, который к тому времени значительно растерял веру под влиянием революционных настроений, материализма, науки и так далее!
Сейчас положение такое же, мне кажется, как в начале ХХ века, когда с этим столкнулся батюшка Иоанн Кронштадский. Каждый священник должен быть миссионером. А если говорить о мирянах, то они тоже должны осознать, что имеют дело с алеутами, и проповедовать. И делами своими, и поведением показывать пример христианской жизни – это самое лучшее миссионерство.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Очень тонкий момент – разговаривать с человеком нужно на его языке, как проповедовали апостолы, как это делали наши святые и тот же Николай Японский. Но как при этом не предать свою веру? Вот этот тонкий момент.
ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Если можно, я сошлюсь на очень высокий авторитет – на апостола Павла. Вот послушайте из его Первого послания коринфянам, глава девятая с 20-го по 22-й стих: «С иудеями я был как иудей, чтобы приобресть иудеев. С подзаконными я был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных, – а дальше, слушайте, замечательная фраза: – С чуждыми закона я был как чуждый закону. Хотя на самом деле пред Богом был верен закону Христа, чтобы приобрести чуждых закона. С немощными я был как немощный, чтобы приобрести немощных, – а дальше он завершает: – Со всеми я был всем, для того, чтобы спасти хотя бы некоторых».
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, пожалуйста, как же вы общаетесь? Наталья Владимировна, мне кажется, из всех присутствующих здесь вы общаетесь с самым тяжелым контингентом людей, к которым приходите с миссией.
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Это правда. Я хотела бы продолжить мысль и проиллюстрировать вот эту фразу апостола Павла: «Со всеми я был всем». Мне кажется, что миссия среди молодежи – это сейчас актуальнейшая проблема, потому что Церковь будущего – это Церковь тех, кто придет, Церковь сегодняшней молодежи. Мы все постепенно уходим, и если молодежь не придет и не будет нести Евангелие дальше – что будет с нашей Церковью? Когда я разговариваю с молодежью, моя миссионерская одежда – это джинсовый костюм. Большое количество женщин я привела в храм, потому что общалась с ними, будучи так вот «миссионерски» одетой.
Есть такой замечательный журнал «Нескучный сад», и в нем есть замечательная страничка для женщин, где пишется о том, можно ли православной женщине быть модной и что такое мода для современного православного человека. Я думаю, надо просто быть собой, такой, как естественно для тебя в этом мире. И со мной в храм ходит большое количество молодых женщин, которых привел туда мой миссионерский костюм.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А как вы идете в тюрьму?
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Тюрьма – это, конечно, сложное явление. И когда мы начинали туда ходить, мы, конечно, немножечко боялись и задавались вопросами, стоит ли женщине ходить в мужскую тюрьму, стоит ли мужчине ходить в женскую тюрьму, как одеваться, как убирать волосы… В конце концов, мы поняли, что миссионерствое – не мы, миссионерство – это Господь внутри нас. И если ты идешь с Богом, с Духом Святым, то, по сути дела, люди тоже начинают смотреть в твоё сердце. Это чудо происходит, это чудо творит Господь. Мы больше года ходим в Бутырскую тюрьму, мы стали там по-настоящему своими. Мы чувствуем себя как дома, и с ребятами общаемся соответственно возрасту – как сестра с братом, как мать с сыном, как бабушка с внуком. Здесь очень важно установить вот эти отношения. Мы идем семейственно, ведь Господь – наш Отец, и мы все – Его семья, братья и сестры во Христе Иисусе. Мы идем к людям, чтобы принять их в свою семью, и они с удовольствием отзываются.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но есть же наверняка те, кто негативно относится к тому, что вы к ним пришли? Те, кто ожесточен… Нет?
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Негативно – нет. Есть те, кто относится нейтрально: «Нам это пока не надо». Да, такие есть. Но в большинстве случаев это такая радость общения, радость встреч! Они говорят: «Скучаем, ждем»…
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Никодим, огромное количество современных людей считают, что Церковь достаточно далека от народа, не близка народу. Они встречают в метро замечательных ребят, они им доверяют, они видят их светлые глаза и с радостью получили это Евангелие. Они идут в храм и попадают к священнику, который им абсолютно не рад. У него сформировавшийся приход: «Мы – малое стадо, мы спасаемся». Такое тоже есть у священников Русской Православной Церкви. И пришедшие не получают то, чего ждали. Что бы вы могли сказать такому человеку?
ОТЕЦ НИКОДИМ: Вы знаете, возможно, бывают такие случаи. Конечно, не хватает людей, не хватает миссионеров, не хватает пастырей. Очень мало в данный момент в Церкви еще людей, которые могут этим заниматься. И мы надеемся, что не пропадет даром наш скромный труд, труд Сретенской духовной семинарии. Вот ребята, которых вы видите, и еще другие, которые учатся там, займут эти места, будут нести пастырское служение и проповедовать Евангелие людям. Но, мне кажется, это единичный, редкий случай.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Очень много зависит от священника, но кое-что зависит от мирянина. Юрий, каким должен быть миссионер?
ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Если можно, я прокомментирую. По долгу своей службы я, наверное, уже лет десять консультирую людей по телефону. Я знаю, что такое москвичи, которые звонят с вопросами. Могу сказать, что когда-то наступил такой момент, когда они в храмах перестали быть нужны. Это несмотря на то, что на крупные праздники большая часть храмов переполнена. И уже, наверное, формируется, к сожалению, такое мнение, что эти люди уже действительно не нужны. Это связано с тем, что сейчас у нас в Русской Церкви нет тылов. По большому счету, я могу за собственные деньги купить пачку Евангелий, они недорогие, и раздать. Но, например, мы работаем в социальных центрах с пожилыми людьми, и меня всегда беспокоит такой момент: вот мы сейчас их призовем, этих бабушек, и действительно – куда они придут? А они приходят и нам рассказывают, как какие-нибудь алтарники вымогали у них деньги или еще что-то такое. Они с нами довольно откровенны. И теперь главный вопрос нашей Церкви: нужны нам эти люди, которые не готовы учить славянский язык, не хотят носить юбки, отказаться от помады и так далее? Если нужны, мы вынуждены будем измениться. Если не нужны, значит, мы вот так и будем вылавливать хаотично тех, кто готов трудиться.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Еще один момент – проблема человека, который готов прийти в Церковь, услышать голос Церкви, который хочет узнать свои корни, свои традиции. Его главная проблема какова, как вам кажется?
ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Я считаю, что главная проблема современного человека – потребительство. И на это надо смотреть правдиво и, может быть, даже использовать этот момент в миссионерских целях – отталкивать от потребительства.
Какой самый популярный вопрос в Церкви? Это разводы венчаных браков. Все Епархиальные управления завалены прошениями о разводах венчаных браков. И, может быть, действительно оттолкнуться от потребительства, либо все-таки решить, что мы его как-то отстраняем и работаем только с теми, у кого какой-то серьезный вопрос. Конечно, если у человека действительно сердце откликнулось, то ему мало что помешает, это сто процентов.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Виктор Николаевич, нет ли в миссионерстве такого, когда человек на самом деле не хочет, чтобы его просвещали?
ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Затаскивания?
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, такого, чтобы его принуждали, когда он не хочет. Мы говорим о том, как важна добровольность. Почему?
ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Понимаете, православным несвойственно заманивание, затаскивание. Это почерк сектантов. Но если человек приходит по совету ближних или как-то уже сам чувствует себя готовым к этому и приходит в церковь, надо его принять как родного. Обязательно! Любят ругать каких-то сердитых старушек. Ну, благодаря старушкам Церковь и выжила, так что их особенно ругать не стоит, но они сами не просвещенные. Неплохо бы приходскому батюшке объяснить этим старушкам, как надо встречать неофитов. Ведь царит совершенно неправильное мнение, что нельзя ходить в церковь в брюках. Дескать, в Апостольском Правиле сказано, что негоже женщине надевать мужскую одежду. Но женщина приходит в женских брюках, а не в мужских. Это женская одежда, понимаете?
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Интересно!
ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Вот это надо объяснять. Или то, зачем косыночку надевать. Да, вот волосы надо покрывать, а почему? Потому что волосы – это украшение женщины, и они невольно притягивают взоры мужчин, которые стоят в церкви, и отвлекают их таким образом от службы.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, им нужно просто объяснять, что это не то, чтобы требования, а просто желательно.
ВИКТОР ТРОСНИКОВ: Мне кажется, что священнику на приходе нужно работать с теми, старушками или женщинами, которые свечи ставят. Действительно, надо, чтобы человек пришел в храм как в родной дом, почувствовал себя как в родном доме. Вот это один из важных моментов миссионерства, в широком смысле.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Отец Никодим, если продолжить говорить о священниках, от которых много зависит. Очень часто Церковь и священников упрекают в том, что на службах непонятный язык, непонятные проповеди с амвона. Люди говорят: «Мы пришли в церковь, но будьте нам немножко понятней, вы нам совершенно непонятны». Как вы относитесь к таким упрекам?
ОТЕЦ НИКОДИМ: Ну, что касается самой службы, то у нас есть свои традиции, и церковно-славянский язык является частью Священного Предания, частью нашей церковной традиции. Отказываться от него, конечно, Церковь не хочет, и этого не произойдет, я надеюсь. В конце концов, ведь можно пойти на поводу у любого человека. Сейчас многие не хотят трудиться, в том числе и умственно. Людям становится тяжелей читать книги просто на русском языке, не говоря уже о церковно-славянском. Но, я думаю, будет неправильно, если Церковь пойдет на поводу у таких людей. Другое дело, что людям надо помогать осваивать церковно-славянский язык, разбираться в богослужении.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, Владимир, скажите, какие выводы из вашего опыта общения с людьми вы сделали?
ВЛАДИМИР ХАЖОМИЯ: Во-первых, нужна искренность. Надо говорить с человеком от всего сердца. Второй момент: Господь в Евангелии называл каждого человека «друг», и мы должны быть людям друзьями. Когда ты говоришь с человеком искренне, по-простому, между вами происходит некое единение. И в этом, можно сказать, огромная польза и человеку, и нам, и Русской Православной Церкви, и всей России. Поэтому, в первую очередь, надо человеку стать другом. Это и есть сближение.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, а вы к каким выводам пришли?
ДМИТРИЙ КОРОТКОВ: По поводу церковно-славянского языка я могу сказать, что если человек хочет полететь в Америку или за границу, то он учит английский язык. А если он хочет попасть в Царствие Божие, то неужели он не может выучить церковно-славянский язык, который очень похож на наш? Нужно приложить минимум усилий, и тогда никаких вопросов не будет. Еще я хотел бы вернуться к рассуждениям Виктора Николаевича по поводу того, что нельзя насильно привлекать людей в Церковь. Как наш маленький опыт показал, ни в коем случае нельзя даже Евангелия насильно вручать людям, как мы делали в первый день.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А уУговаривать?
ДМИТРИЙ КОРОТКОВ: И уговаривать нельзя, потому что в любом случае, если человек берет не от души, то Евангелие окажется в мусорнице.
ВИКТОР ТРОСТНИКОВ: Ну, вот это замечательно! Я хотел бы проиллюстрировать это замечательное наблюдение. Я как-то был в Лондоне, в Соборе Святого Павла. Ну, интересно: это же потрясающий собор – гигантский, красоты неописуемой! Но католический. Где-то кончилась месса, и шли с этими облатками на подносе. Раздают сюда, сюда, сюда – и ко мне движутся, сейчас мне эту облатку дадут. Я в ужасе стою и думаю: вроде неудобно отказаться, а брать – тоже нельзя, куда мне потом ее девать, эту облатку? И вы знаете, этот человек взглянул на меня, как на мебель, и прошел мимо. Он по глазам моим понял, что мне давать не надо.
Вот это действительно хороший критерий, когда человек совершает движение навстречу тебе. Один его шаг – нам надо сделать сто шагов навстречу. А если он непроницаемый – зачем, не надо. Мы же не сектанты.
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Мне хотелось сказать, что хотя мы уже 20 лет можем свободно миссионерствовать, но 20 лет для Церкви –это очень маленький срок. И сейчас видно, что там, там, там пробиваются живые ростки настоящего миссионерства.
Вот вы спросили, что делать человеку, которого отвергли в каком-то храме. Я, например, знаю, что есть удивительный опыт питерских священников, который сейчас перенимает наш храм при Отделе катехизации. Они просто ставят на входе христианского консультанта, то есть человека, который готов принять, расцеловать, ответить на все вопросы. Он специально этому научен, он на это благословлен. И человек, который попадает в этот храм, он попадает не в руки бабушки, которая сама ничего не знает, ав руки к специалисту, и тот начинает с ним беседовать.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, пожалуйста, вам, как миссионеру, какая нужна помощь? Может быть, вы дадите какой-то контакт? Может быть, сейчас кто-то захочет помочь вам и тоже стать миссионером. Какие вам нужны люди, кого вы ждете?
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Я с удовольствием расскажу об одной из форм миссии. Мы занимаемся духовной катехиризаторской перепиской с заключенными. У нас скапливается большое количество писем из мест лишения свободы. Не просто произвольных, а когда люди приходят к Богу, и им очень хочется вести духовную переписку, то есть разговаривать о Евангелии, о прочитанной духовной литературе. И если есть такие люди, которые готовы откликнуться на этот призыв, то мы приглашаем в наш центр.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Контактная информация?
НАТАЛЬЯ ПОНОМАРЕВА: Телефон: 8-916-932-83-64, а сайт www.4prison.ru. У нас есть методические рекомендации, как начать переписку. Мы раз в неделю встречаемся, обсуждаем тему тюремного служения, читаем вместе Евангелие. То есть это еще и такой христианский клуб по интересам. Это узкая специализация – тюремное служение, но в нашей тюрьме сидит 850 тысяч человек. И очень многие из них хотели бы услышать слово о Христе. Мы им помогаем в этом, помогите и нам, присоединяйтесь к нашему служению! Я была бы очень рада.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам! Надеюсь, что люди присоединятся.
Юра, у вас, может быть, тоже есть потребность в миссионерах, и найдутся люди, готовые вам помочь?
ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: Действительно потребность огромная. В Москве, мы окормляем около двадцати социальных, медицинских и учебных заведений. Мы действуем от запроса. Кто-то хочет, например,в центр временной изоляции, там строится храм. Кто-то приходит и говорит, даже так, может быть, для нас несколько вульгарно: «Никаких попов с кадилом, нам нужны молодые, красивые, бойкие!» Пожалуйста, мы найдем и таких. Но запрос огромен, а желающих очень мало. Поэтому мы организовали так называемую школу молодежного служения, двухгодичную подготовка людей. И если кто-то интересуется, кто-то хотел бы что-то узнать о христианстве в среде сверстников, мы были бы очень рады. Наш телефон: 955-67-91, наш сайт www.cdrm.ru, аббревиатура «Центр духовного развития молодежи».
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо! В заключение нашей программы, отец Никодим, вам слово. Что мы, простые люди, должны сделать, чтобы хоть как-то приобщиться к миссионерству?
ОТЕЦ НИКОДИМ: Хочется сказать, что, если человек считает себя христианином и является таковым, это большая ответственность. Поэтому дело миссионерского служения – это не только дело священников, но и дело каждого христианина. Миссионером мы можем быть и дома, и на работе. И надо помнить, что в деле воспитания является решающим фактором. Как говорил Ушинский, это личность воспитателя. Значит, надо так же ответственно относиться к самому себе и своим личным примером показывать и проповедовать Евангелие.
ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам! Спасибо за то, что вы делаете, и за то, что пришли в студию нашей программы.
Это был «Русский взгляд на миссионерство» и я, Лена Писарева. Продолжим разговор на эту тему у наших друзей на сайте журнала «Фома», и у нас на сайте Третьего канала, а также на радиостанции «Говорит Москва». Что будет дальше – увидим.
«Русский взгляд» – это о России!