Содержание
- Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)
- Вифлеем: всё о городе — от ветхозаветных времён до наших дней
- Давид и Руфь
- Город Рождества
- Святыни Вифлеема
- Вифлеемская икона Божией Матери
- Храм Рождества Христова в Вифлееме
- Дом Хлеба
- Фотопутешествие в Вифлеем
- История
- Ветви христианства и храм
- Святыни
- Звезда Рождества
- Ясли Христа
- Архитектура и интерьер
- Адрес храма Рождества Христова в Вифлееме
- Как добраться на машине
- Как доехать на общественном транспорте
- История храма
- Внешняя отделка храма
- Архитектурный ансамбль храма
- Внутреннее убранство
- Святыни и мощи храма
- Управление
- Расписание служб, режим работы
- Правила посещения храма
- Престольные праздники
- Интересные факты про храм
- Информация для паломников
- Видео о Храме Рождества Христова в Вифлееме
- Храм Рождества Христова
- История базилики
- Где находится Рождественский храм в Краснодаре?
- История и архитектура
- Святыни храма Рождества Христова и современность
- Как добраться (доехать)?
- Контакты церкви
Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)
Вифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика.
Вифлеем: всё о городе — от ветхозаветных времён до наших дней
По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.
Гробница Рахили
Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).
(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)
Давид и Руфь
Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.
Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».
Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.
Бейт-Сахур
Город Рождества
Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.
Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.
Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.
Вифлеем
Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).
Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
Святыни Вифлеема
Базилика Рождества Христова
Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками…
Базилика Рождества Христова
Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве. Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э. языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.
Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
Главная святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя.
Пещера Рождества Христова
Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Ясли Христовы
Вифлеемская икона Божией Матери
Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.
Вифлеемская икона Божией Матери
Пещера Рождества — не единственная в этой местности. Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» — по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа и разбрызгала капли Своего молока. Над пещерой стоит францисканская церковь (1871 год).
«Молочная пещера» в Вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме
В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.
Пещера Избиенных младенцев
В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.
Дом Хлеба
Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.
Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.
Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».
Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.
Фотопутешествие в Вифлеем
Церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус.
История
Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.
В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.
Ветви христианства и храм
Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.
Святыни
Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание паломников.
Звезда Рождества
В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.
Чудотворная икона Богородицы
Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.
Ясли Христа
Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.
Архитектура и интерьер
Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.
Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.
По материалам wikiway.com
В Палестине сосредоточено много христианских святынь, ведь именно там прошла жизнь Иисуса Христа. В числе самых почитаемых и важных объектов нужно назвать храм Рождества Христова, находящийся в Вифлееме. Он воздвигнут на месте появления на свет Иисуса Христа.
Адрес храма Рождества Христова в Вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме стоит на площади Яслей (Manger Square), еще называемой Ясельной площадью.
Адрес: Палестина, город Вифлеем, площадь Яслей, храм Рождества Христова.
Как добраться на машине
Обычно в Вифлеем для посещения храма Рождества Христова паломники следуют из Иерусалима.
При поездке на машине:
- Путешественнику следует вначале попасть в Иерусалиме на Хевронское шоссе (шоссе 60).
Карта, как добраться в Храм Рождества Христова в Вифлееме из Иерусалима.
- По данной дороге водителю нужно доехать до южного выезда из Иерусалима и преодолеть КПП-300.
- После контрольно-пропускного пункта автомобилю полагается ехать по шоссе в прямом направлении до развилки дорог.
- На разветвлении следует выбрать путь налево и следовать по нему до Вифлеема.
Как доехать на общественном транспорте
Чтобы добраться до сооружения на общественном транспорте, туристу нужно сесть в автобус №21, который останавливается в Иерусалиме у Шхемских ворот, еще называемых Дамасскими или Наблусскими. Автобус отходит от остановки каждые 20 мин и едет до нужной станции 40 мин. После высадки нужно следовать по направлению к площади Мангер (Яслей), где возвышается храм Рождества Христова.
История храма
Храм Рождества Христова имеет длинную историю. У христиан есть особенно чтимые исторические места, связанные с земной жизнью Господа, и одно из них ―место рождения Спасителя в Вифлееме.
Эту святыню не уничтожили время и враждебные народы, что произошло с другими христианскими сооружениями города.
Построен храм был по инициативе царицы Византии равноапостольной Елены ― значимой фигуры в истории христианства. Большую роль сыграл в возведении здания сын царицы ― первый христианский император Византии Константин Великий.
Приблизительно в 30-х гг. IX в. ими была устроена базилика (вид прямоугольной постройки, внутри которой ряды колонн создают особые помещения ― нефы) над вероятным местом рождения Иисуса Христа. Младенец был рожден Богородицей в вифлеемской пещере, потому что Марии и Ее мужу Иосифу не нашлось места в гостинице, переполненной народом из-за проводимой в то время переписи населения.
Царица Елена примерно определила место важнейшего события в истории для сооружения места поклонения. Она обильно украсила базилику, как подобает такому чудесному месту. Император Константин внес свою лепту в создание величественного облика святого храма, принеся туда драгоценные украшения, дорогие завесы.
Верхнее помещение храма явилось своего рода защитой для пещеры, устроенной внизу, под алтарем, бывшей непосредственно местом рождения Спасителя и заключающей в себе ясли, служившие Ему колыбелью. Базилика простояла в целости почти 200 лет, а в 529 г. произошел пожар, уничтоживший храм; целыми сохранились только мозаичные полы.
Через 2 года по прошению преподобного Саввы Освященного распоряжением правящего императора Юстиниана базилика была выстроена заново и доныне существует в слегка измененном виде, но главным образом сохранила черты постройки VI-VII вв. В VII в. начались воинственные набеги персидских воинов на Святую землю.
Захватчики уничтожали все христианские сооружения, но храм Рождества Христова чудом уцелел: персы увидели на западной стене храма красивую мозаику, выложенную по указанию царицы Елены. Мозаика изображала приношение волхвами драгоценных даров родившемуся Богомладенцу. Волхвы были родом из Персии и принадлежали к высокому сословию.
Об этом свидетельствовало их одеяние, искусно созданное на мозаике. Воины-персы не посмели уничтожить изображение своих величественных соотечественников, и храм уцелел. В 1009 г. Вифлеем был завоеван мусульманами, но и они не разрушили базилику Рождества Христова, а отделили для себя южную часть храма и использовали ее как мечеть.
Некоторое время базилика существовала как мартирий (здание, выстроенное на месте событий, связанных с жизнью Господа) и не имела над собой священноначалия. В 1100 г. сооружение перешло в подчинение епископу Вифлеема и Аскалона. Здесь проводилась коронация королей Иерусалима.
В XII в. вокруг храма были выстроены монастыри, возведена охранительная стена, венчающаяся башнями.
Другие даты:
- В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин захватил город и изгнал священнослужителей из храма. Лишь по прошествии 5 лет султан позволил возвратиться троим католическим клирикам, но храм Рождества Христова он передал православной церкви Сирии.
- В 1229 г. город перешел под власть германских племен. Шли постоянные военные действия, в их результате базилику осквернили, позже был разрушен один из монастырей около храма.
- В 1266 г. мамлюки разорили храм, похитив колонны и часть мрамора.
- С 1277 г. католикам было позволено проводить в храме Рождества Христова богослужения.
Когда оттоманская империя завоевала Палестину, христиан не изгнали из базилики. В храме несколько раз с согласия властей производился ремонт. В наши дни Греческая православная церковь владеет главным алтарем, ей же принадлежит мужской монастырь Георгия Победоносца.
Католики отправляют богослужение в приделе Яслей пещеры Рождества Христова, а рядом с храмом есть католический монастырь и церковь святой Екатерины. Армянская апостольская церковь тоже имеет свой алтарь, ей принадлежит придел Трех Царей у северного выхода. Еще в ее ведении находится монастырь Святой Троицы.
Все 3 церкви мирно сосуществуют в храме, убирают его, содержат каждая свой монастырь. Лампады возле звезды Рождества и светильники в храме также принадлежат разным общинам.
Внешняя отделка храма
Внешне храм выглядит довольно сурово, напоминает крепость, не похож на привычный облик православных церквей. Стены его сложены из простого серого невзрачного камня. О том, что это христианская церковь, напоминают только небольшая светлая колокольня над одним из монастырей и кресты на крыше. Длина храма ― 50 м, в ширину он примерно 25 м.
Архитектурный ансамбль храма
Храм имеет перед собой небольшую площадь, выложенную каменными гладкими плитками и окаймлённую забором с чугунными решетками. На площади паркуются автомашины. Возле стен храма растут одиночные южные деревья.
Сооружение окружено постройками христианских общин:
- с юго-запада от базилики расположен принадлежащий армянской общине монастырь Святой Троицы;
- православный монастырь, святого Георгия Победоносца, построен возле южной стены;
- в католический монастырь католиков-францисканцев и в их храм святой Екатерины легко попасть через боковой вход базилики.
Внутреннее убранство
Храм Рождества Христова в Вифлееме изнутри своеобразен.
Сложная история религиозного сооружения наложила свой отпечаток на убранство:
Колонны | Храм подразделяется при помощи колоннады на пять нефов (вытянутых помещений). 44 колонны достойны пристального рассмотрения как исторический памятник. Они:
|
Окна | Отсутствуют. Сначала было 22 окна, но со временем их заложили, теперь используют только искусственное освещение. Сумрак создает впечатление, что человек действительно входит в пещеру. |
Мозаика | Частично сохранилась искусная мозаика времен императора Константина. Увидеть ее можно фрагментарно на стенах и в углублениях в полу. Мозаика включает:
|
Дверь | Обращает на себя внимание слишком низкий вход в храм, высотой 120 см. Взрослый человек не может войти сюда, не склонив головы. Раньше вход был высокий, со стрельчатой аркой, но из-за набегов кочевников его заложили сверху, чтобы варвары не могли въезжать в святое место верхом на лошадях. В мирное время переделывать вход не стали. Из-за своей особенности его называют «Вратами смирения». |
Стены | Сделаны из натурального тесаного камня. |
Свод | Сколочен из досок в XV в. От старости доски подгнили и вода во время дождя попадает на пол и стены храма. |
Пол | Здесь реконструированный пол из церкви Константина Великого, облицован мрамором, имеет старые фрагменты с мозаикой |
Амвон | Создан в XII-XII вв., во времена крестоносцев. |
Иконостас | Изготовлен в XVIII в. в Греции. Сам довольно простой, позже в его убранстве появились роскошь и позолота. |
Колокола | Сделаны в царской России. |
Паникадила | Подарены храму русскими царями, благотворившими православным храмам по всему миру, ― Александром III и Николаем II |
Святыни и мощи храма
Храм Рождества Христова в Вифлееме содержит несколько святынь, к которым устремляются паломники со всех концов света. Поскольку именно здесь, как считается, родился Иисус Христос, главные реликвии храма Рождества Христова связаны с этим из ряда вон выходящим событием.
Они такие:
- Место рождения Богомладенца. Увидеть его можно в Пещере Рождества Христова под главным приделом храма. Вертеп имеет площадь около 32 кв. м. Там, где появился на свет Господь, в мраморе располагается серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Она сделана по подобию звезды, устроенной при Константине Великом и похищенной грабителями-иноверцами. На ней надпись: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Звезда символизирует Вифлеемскую, зажегшуюся в небе после рождения Спасителя. Над звездой устроен престол, на котором ежедневно совершается Божественная литургия. Люди благоговейно встают перед святыней на колени и прикладываются к ней губами. Пространство вокруг ниши со звездой освещено множеством лампад, среди которых постоянно горят 6 лампад православной общины, 5 ― армянской и 4 ― католической.
- Ясли, куда Богородица положила Сына после рождения. Они облицованы мрамором. Внутренняя их часть, несколько оливковых дощечек, была увезена в VII в. в Италию и находится в храме Санта-Мария Маджоре.
- Вифлеемская икона Богородицы с Младенцем. Она была подарена церкви российской царицей Елизаветой. Икона написана по приказанию Елизаветы в память о ее излечении от тяжелой болезни. Чудотворное изображение привлекает паломников тем, что Богоматерь на нем улыбается, что нехарактерно для изображений Богородицы.
- Пещера избиенных младенцев. В ней сложены мощи младенцев и их родителей, убитых по приказанию царя Ирода. Тот стремился среди мальчиков до двухлетнего возраста истребить и родившегося недавно Иисуса, в Котором Ирод чувствовал соперника. 14 тыс. малышей были заколоты, став первыми мучениками за Христа, а предупрежденная Ангелом семья родившегося Богомладенца тайком покинула страну и скрылась в Египте.
Во время празднования католиками Рождества в Вифлееме, 25 декабря, происходит торжественное богослужение. Священник бережно берет восковую фигуру Иисуса Христа-Младенца, которая обычно находится в алтаре храма вместе с фигурой Богородицы, и несет ее в Пещеру Рождества.
Там фигуру прикладывают сначала к звезде ― месту рождения Бога, а потом с молитвами несут к яслям и укладывают в них. Фигура Богомладенца находится в яслях до 6 января, после чего ее снова уносят в алтарь.
Управление
Церковь управляется представителями трех христианских церквей:
- Иерусалимской православной церковью (но клир в основном состоит из греков);
- Римо-католической;
- Армянской апостольской.
Настоятель традиционно для всех храмов иерусалимского патриархата избирается из греческого православного клира, сейчас им является епископ Василий. Хранителем ключей также является православная община.
Расписание служб, режим работы
Божественная литургия в храме Рождества Христова совершается ежедневно. Вначале в верхнем храме в 7 ч утра служат утреню. Потом в 7 ч 40 мин внизу, в Пещере Рождества, начинается Божественная литургия. Храм открыт для посещений с 6 ч 30 мин утра до 18 ч вечера.
Правила посещения храма
Для посещения такой великой христианской святыни необходимо одеться скромно. В храм нужно входить, максимально прикрыв оголенные части тела.
Женщинам:
- рекомендуется надеть не короткую юбку;
- не нужно обнажать руки, лучше выбрать одежду с рукавами;
- полагается надеть на голову платок;
- не следует красить губы: обычно люди прикладываются к святыням губами.
Мужчинам:
- рекомендуется надеть не шорты, а брюки;
- майку необходимо заменить рубашкой (или хотя бы футболкой);
- головной убор при входе в храм полагается снимать.
Вести в помещении нужно скромно, благоговейно.
Не следует:
- громко разговаривать, кричать, смеяться;
- жевать жвачку, есть;
- разговаривать во время богослужения;
- пререкаться, делать замечания другим паломникам, вступать в конфликты.
Престольные праздники
Престольным праздником является Рождество Христово.
Интересно, что представители трех разных ветвей христианства, сосуществующие в храме, празднуют Рождество в разные дни:
- православные ― 7 января;
- католики ― 25 декабря;
- армянские христиане ― 19 января.
Для празднования православного Рождества из Иерусалима 6 января, в Рождественский сочельник, прибывает иерусалимский православный патриарх (сейчас Феофил III). Он служит рождественскую праздничную службу вместе с сонмом духовенства, в том числе русского. Ночное богослужение обычно на некоторое время посещает глава Палестинской национальной администрации.
Интересные факты про храм
Храм Рождества Христова в Вифлееме заключает в своем прошлом и настоящем интересные факты:
- он построен на месте бывшего языческого капища. Возможно, именно благодаря этому факту священное для христиан место было сохранено. Ведь после евангельских событий христианские храмы стали строиться далеко не сразу, потому что последователей Иисуса Христа гнали и преследовали иудеи. К тому же Палестина находилась под властью Римской империи. И как раз в месте рождения Богомладенца римлянами было устроено место поклонения их богу Адонису ― божеству красоты, весеннего обновления, воскресающей природы;
- в XII в. храм был чудесным образом сохранен от осквернения арабами. Захватчики ворвались в помещение, собираясь сделать в нем конюшню. Находящиеся внутри прихожане стали усиленно молиться Богу, и вдруг из одной колонны начали вылетать осы, набрасываться на врагов и жалить их. Арабы срочно покинули храм. Нынче на той колонне, из которой вылетали осы, находятся неизвестно как появившиеся углубления, вместе образующие по форме крест;
- в западной части пещеры Рождества находится келья святого блаженного Иеронима Стридонского ― просветителя Вифлеема и автора «Вульгаты» ― исправленного перевода Библии с древнелатинского языка, признанного авторитетным католической церковью;
- на Божественной литургии в храме паломники могут услышать удивительное пение палестинских христиан: не многоголосное, как обычно поют в российских храмах, а унисонное;
- после православной Божественной литургии проходит богослужение католиков, а затем ― представителей армянской церкви;
- незадолго до престольного праздника Рождества Христова 28 декабря в храме проводится генеральная уборка совместно силами клириков и монашествующих Иерусалимского патриархата, после чего совершается совместная трапеза;
- взаимоотношения конфессий в храме хорошие, но существуют и свои тонкости. Например, православный священник в епитрахили не может два раза подряд пройти через армянский вход: почему-то у армян считается, что после этого их вход автоматически станет православным. А вот без епитрахили ― пожалуйста.
Информация для паломников
Где можно остановиться приезжим:
- проживать русским паломникам в Вифлееме удобно в гостинице, открытой Русской православной церковью в 2000 г. по благословению патриарха Алексия II. Она называется «Дом паломника». Находится в 200 м от храма Рождества Христова, имеет 71 номер.Чтобы поселиться в этой гостинице, следует обратиться в Паломническую службу Русской духовной миссии (телефон +972 (2) 625-00-94). Адрес дома паломника: Piligrim Residence. 73, Milky Grotto street, Bethlehem.
- в Вифлееме еще существует примерно 40 гостиниц, бронировать места в них нужно заранее на соответствующих сайтах;
- часто паломники останавливаются в одном из монастырей, принадлежащих общинам храма.
Полезно знать и об этом:
- преимущественно путешественники прибывают в Вифлеем из Израиля. Важно иметь с собой загранпаспорт, потому что к людям с израильским гражданством здесь зачастую относятся недоброжелательно;
- если есть возможность, рекомендуется питаться в Израиле, потому что там лучше, чем в Палестине, соблюдаются санитарные нормы в заведениях общественного питания;
- чтобы получить исчерпывающую информацию о храме, рекомендуется заранее с помощью интернета договориться об экскурсии с русскоязычным экскурсоводом-христианином, живущим в Палестине;
- паломников в храме всегда бывает много, поэтому в очереди к святыням можно провести долгое время. Чтобы не переутомиться, нужно прийти не голодными, взять с собой емкость с питьевой водой и запастись терпением.
Много существует христианских святынь, но есть и прямо связанные с евангельскими событиями. Чудесно, что можно посетить в Вифлееме место, где ступала нога Богородицы, где родился и сделал первый вдох Сам Спаситель мира. Храм Рождества Христова поэтому бесценен для христиан.
Лариса Кречетова
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Храме Рождества Христова в Вифлееме
По святым местам. От 6 июня. Вифлеем. Храм Рождества Христова:
Храм Рождества Христова
Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.
Храм Рождества Христова — христианская церковь, построенная над пещерой (вертепом, гротом) Рождества предполагаемым местом рождения Иисуса Христа в Вифлееме.
«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику. Обычному человеку можно войти только склонив голову Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.
Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.
Неф храма времен императора Юстиана Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.
Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.
История базилики
Византийский период
Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:
Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.
Серебряная звезда — место рождения Спасителя мира Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.
Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.
Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:
При завоевания города халифом аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).
Период крестовых походов
В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII в.
В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.
В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.
Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.
В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.
С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.
С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.
Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
Османский период
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).
Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.
От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).
Краснодарский край – место, завораживающее живописной природой. Из года в год сюда едет все больше туристов, он стал центром притяжения паломников со всей страны. Множество монастырей и церквей впечатляет красотой. Одним из таких является Храм Рождества Христова в Краснодаре. Чем же он прославился?
- Где расположен?
- История и архитектура
- Современность и святыни
- Как доехать?
- Посетителям
Где находится Рождественский храм в Краснодаре?
Территориально это юго-запад центральной части города, практически самый берег реки Кубань. Окружает местность замечательный Рождественский парк.
История и архитектура
Рождественская церковь не переживала трудные времена и мародерства, ведь она самая «молодая» в «Юбилейном» районе города Краснодара. Сначала там были одни высотные новостройки. Затем у жильцов возникла потребность в духовной «пище», следовательно, появилось желание построить храм.
История церкви началась с формирования небольшой православной общины района из нескольких семей. В скором времени они обратились к правящему архиерею с просьбой оказать содействие в постройке храма. В 1991 г. епископ Краснодарский и Кубанский Исидор дал благословение на начало сбора средств для его возведения, городская администрация выделила земельный участок на берегу реки Кубань. В это время был заложен первый камень в основание и объявлен конкурс на создание лучшего проекта. По его итогам выбрали победителя – заслуженного архитектора России и члена Союза Архитекторов России – Юрия Степановича Субботина.
Строительство этой православной достопримечательности Краснодара начали летом в 1992 г., а закончили осенью 1999 г. Сначала освятили нижние приделы и там проходили богослужения и требы, а в верхнем уже в 2000 г., совершили первую Божественную Литургию.
Архитектура и внутреннее убранство
В городе Краснодар храм Рождества Христова – кирпичный, в два этажа, с пятью главами и шатровой колокольней. Он имеет один престол в верхней части, в честь Рождества Христова, и два внизу – посвященный женам мироносицам и всем святым, в земле Российской просиявшим.
Придел нижнего этажа невысокий, его потолок и стены, выполнены в светлой цветовой гамме. В центре – белокаменный иконостас, который сделали волгодонские мастера. Иконописцы Краснодарщины написали для него 33 иконы. Здесь есть в виде креста купель-баптистерий для взрослых. В ней совершается таинство крещения с полным погружением в воду.
Новая гранитная паперть украшает верхний придел церкви. Для инвалидов сделали автоподъемник. В верхнем храме атмосфера Божьего величия и праздничного настроения. Необходимо сказать, что важную роль в этом играет трехрядный резной иконостас, разделяющий алтарь от общего помещения.
Продолжением его является роспись центрального купольного барабана, на котором изображены ветховетные праотцы и ангельский мир. В повторяющем стиле иконостаса сделаны деревянные киоты, сень над образом святых царственных страстотерпцев и над ковчегом-мощевиком.
Святыни храма Рождества Христова и современность
К списку важнейших в Рождественском храме относятся:
- лик Пресвятой Богородицы «Всецарица»;
- ковчег-мощевик с частицами более 20 угодников Божьих;
- икона свт. царственных страстотерпцев;
- шесть списков греческих образов, освященных на горе Афон: Троеручица, Геронтисса, Иверская, Достойно есть, Скоропослушница, Николая Чудотворца.
В храмовом алтаре находится еще одна святыня – ковчег с власами 3-х летнего Николая II, который выносят прихожанам в праздники. Перед чудотворным образом «Всецарицы» по воскресеньям в 18:00 совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Люди, страдающие различными болезнями, в том числе онкологическими, получают помощь.
«Жизнь» храма сегодня
Сегодня настоятель храма – отец Александр (Игнатов). Он является руководителем отдела религиозного образования Кубанской епархии. Под его руководством и развивается жизнь общины. Сейчас храмовая территория довольно большая. Разделена она на много зон. Перед папертью расположено место для отдыха, где стоят скамейки и в центре которой – фонтан. Вокруг растут декоративные ели, различные растения и цветы.
Сразу возле входа, во дворе, находится артезианская скважина с целебной водой. Над ней возведена часовня в честь иконы «Живоносный источник». У самых ворот – небольшой киоск, где всегда продается горячий хлеб из храмовой пекарни. Справа от ворот расположен комплекс церковных лавок, в которых можно приобрести платки, нательные крестики, иконки, свечи, масло, духовную литературу.
Пользуется популярностью и храмовая трапезная. Здесь стоит настоящая русская печь, продаются вкусные постные блюда и ароматный чай с местной выпечкой. За храмом расположена зона, которую жители называют «казачий хуторок». Все праздники и гуляния проходят на этом месте. В летнее время тут устанавливают длинные столы для совместной трапезы. Здесь можно услышать песни кубанских казаков, исполненные под веселую гармонь.
В Рождественском храме действует первая на Кубани 11-летняя общеобразовательная православная школа имени преподобного Серафима Саровского. Более 150 учеников познают тут не только основные школьные предметы, но и «Закон Божий». При этом образовательном учреждении открыта православная библиотека. Благодаря многим прихожанам она пополняется новыми книгами каждый день.
Важно, что на территории в 2005 г. построили детский дом для детей с ограниченными возможностями «Рождественский». Рядом с ним организовали детскую площадку. Здесь и летом много гостей, и зимой – в праздник Рождества Христова. Дети с родителями с радостью приходят сюда посмотреть «Вифлеем». На улице, в окружении елей, делают вертеп, а рядом в загородке гуляют живые овечки, ослик, теленок. Святой вечер здесь особо празднуется.
Как добраться (доехать)?
Из разных районов Краснодара можно без труда попасть сюда, ваша остановка городского транспорта – «Рождественский храм». Тут останавливаются троллейбус №8, маршрутки №№32, 38, 42, 75, 77, 95 и 99, автобусы №№11, 28, 90.
На машине добираться к церкви от центра Краснодара нужно таким образом:
Контакты церкви
Рождественский храм приглашает к себе всех гостей Краснодара. Здесь можно приложиться к святыням, помолиться у чудотворных икон, послушать колокольный звон и просто отдохнуть душой. В заключение смотрите видео-экскурсию по сакральному месту, приятного просмотра!