Находится монастырь в селе Гремячево Перемышльского района, Калужской области, на окраине села, прозванной в народе «Святой конец».
Гремячево — это живописное место, на возвышенности, на правом берегу Оки. Со смотровой площадки с высоты птичьего полета до самого горизонта открывается широкая панорама поймы реки — красота такая, что дух захватывает, можно часами созерцать это великолепие.
«От монастырского двора внизу в глубокой луговой долине извивается красавица Ока, влево видна высокая насыпная гора, имеющая вид полуострова, окруженного глубокими и лесистыми оврагами, на этой горе было городище…”
«Название свое Гремячев монастырь получил от Гремячева ключа, который, выходя из горы, гремя и шумя, стремился в Оку, через что и обитель, и селение получили название Гремячий. Но шум этот, по рассказу старожилов, прежде слышанный на большой дороге, смолк с той поры, как в опустевших храмах обители смолкли хвалебные гласы ликов иноческих. Таково местное предание». Вода же в роднике обладает целебными свойствами, способствуя быстрому заживлению ранок на коже.
О начале Гремячева монастыря нет положительных сведений. Известно лишь, что он существовал в эпоху Литовского разорения, ибо под челобитной Лихвинских градских и уездных людей Царю Михайлу Федоровичу в 1634 г. первым подписался Настоятель: «Гремячаго монастыря Игумен Еуфимей и в братии места руку приложил». В двух верстах от монастыря пролегала большая дорога из Лихвина в Калугу. Однажды царь Алексей Михайлович ехал по ней на богомолье в Киев, и местность ему так понравилась, что он решил остановиться в обители. Впоследствии государь пожертвовал деньги на строительство Успенского собора, который был возведен в 1673 году и стоит поныне. Пятиглавый, он имеет нетипичное для построек своего времени устроение: опирается на два круглых столпа, как, например, Успенский собор Московского Кремля. К сожалению, настенные росписи стерты полностью, а внутреннее убранство требует полного восстановления.
Храм Георгия Победоносца, стоящий напротив собора, однокупольный, однопрестольный, был отстроен братией обители в 1701 году. Оба храма выложены из большемерного кирпича, оба сохранили свой декор: наличники над нерастесанными оконными проемами и входами, фигурные карнизы и арки кокошников.
Колокольня появилась в более позднее время в эпоху классицизма. Она завершена шпилем над куполом полукруглой формы, ярусы украшены колоннами, полуарочными окнами, портиками и карнизами. В 1764г. бедный монастырь был признан заштатным, затем вовсе упразднен, а храмы превращены в приходские.
Второй удар по бывшей обители пришелся на 1935 год: храмы были закрыты, разграблены и осквернены. Успенский собор стал хранилищем для удобрений, а в Георгиевской церкви разместились тракторные мастерские. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей некрополь вокруг храмов.
В мае 2008 года по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в Свято-Успенский Гремячев монастырь приехали четыре насельницы из Свято-Никольского женского Черноостровского монастыря г.Малоярославец, чтобы начать восстановление древней святыни. В настоящее время Гремячевская обитель является подворьем Свято-Никольской.
Настоятельница монастыря игуменья Николая с сестрами подворья просит помочь всех, кому не безразлична судьба России, чтобы в этих древних стенах спустя 350 лет вновь звучала молитва за нашу страну и весь мир.
Содержание
- «Отвези икону в Гремячево!»
- Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь
- История
- Современное состояние
- Храмы
- Святыни
- Престольные праздники
- Фото
- Видео
- Как добраться
- Паломнику
- Лихвинский Успенский Гремячев мон. Калуга
- Гремячево (Перемышльский район)
- Этимология
- География
- История
- Население
- Примечания
- Открытие Свято-Успенского Гремячева женского монастыря.
- От Рождества до Святого Крещения 2017/2018 года
- Храм Твой Господи в небесах
- Родной образ
- В ночь перед Рождеством!
- Рождественские песнопения
- Христос родился
- Гремячев женский монастырь в передаче Калужского телевидения «Родной образ»
- Свято-Успенский Гремячев женский монастырь
- В поисках легенды
- Как все начиналось
«Отвези икону в Гремячево!»
Как-то у нас в монастыре служили всенощное бдение. Сестры обители тихо молились. Вдруг в храм буквально ворвался высокий пожилой мужчина с выправкой бывшего военного. Он уверенно подошел к клиросу и грозно спросил: «Где тут у вас икона святой Надежды?!..»
Старшая сестра Гремячева монастыря монахиня Михаила
Мы публикуем продолжение рассказов монахини Михаилы (Осиповой), старшей сестры Гремячева Свято-Успенского монастыря.
Наш Гремячев Свято-Успенский монастырь является подворьем Свято-Никольского Черноостровского монастыря и находится в селе Гремячево Перемышльского района Калужской области. Сестры монастыря собирают интересные и назидательные истории, некоторые из них я и хочу вам рассказать.
Древний Патерик и наши дни
В Древнем Патерике есть такая история. Однажды игумену пустынного монастыря принесли в дар прекрасную гроздь винограда. Игумену жалко было самому есть лакомство, а на всю братию этой грозди бы не хватило, поэтому он решил угостить виноградом одного немощного брата. Тот в свою очередь подарил ее больному, больной отнес старцу, и так виноград, обойдя всю братию, снова вернулся к игумену.
Подобное произошло и у нас, как бы демонстрируя нам, что истории Патерика актуальны и поныне, ведь Господь и вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8).
«Когда человек принимает что-то, он испытывает человеческую радость, а когда отдает – Божественную!»
Сестры монастыря очень любят рукоделие. И вот взялись мы в Гремячево зимними вечерами вышивать большую икону Пресвятой Троицы. Это очень радостное и благодатное, но трудное и кропотливое дело. Вышивали целый год. Наконец на праздник Святой Троицы торжественно преподнесли икону нашей матушке игумении Николае. Мы вложили в подарок всю свою душу, и матушке он очень понравился.
Вскоре к нам на подворье приехал всеми нами любимый старец – схиархимандрит Илий. Сестры из Малоярославца приехали в Гремячево на праздник, и матушка после службы и трапезы преподнесла старцу в подарок вышитую икону.
Старец со слезами приложился к образу Пресвятой Троицы, но, в свою очередь, осенив всех сестер святой иконой, сказал, что хочет оставить ее на благословение возрождающейся из руин обители.
Теперь икона стоит на Горнем месте в Иоанно-Богословском приделе нашего храма, и сестры через открытые царские врата могут видеть плоды своих трудов и чувствовать любовь и заботу старца и матушки игумении.
Преподобный Паисий Афонский говорил: «Когда человек принимает что-то, он испытывает человеческую радость, а когда отдает – Божественную!»
Ora et labora
«Ora et labora» – «Молись и трудись» – эти слова преподобного Венедикта Нурсийского (480–547) являются основой монашеской жизни. Молитва и труд – два весла, с помощью которых направляет монах свою лодочку к берегу спасения.
В нашем Гремячем монастыре есть небольшое подсобное хозяйство: маленький огород, маленький яблоневый сад, маленькое картофельное поле, несколько ульев, несколько коз и кур. Конечно, на нужды всех сестер и паломников нашей продукции не хватает.
Но мы заметили удивительную вещь. Стоит нам начать что-то делать, хоть немного потрудиться – и Господь, когда-то умноживший пять хлебов, тут же посылает нам Свое благословение.
Например, ранней весной мы начинаем выращивать рассаду помидоров. Не успевает эта рассада подрасти и окрепнуть – нам уже везут из теплиц в подарок помидоры.
Или вот картошка. Потрудишься, вскопаешь пусть и небольшое поле, посадишь, сколько есть картошечки, – и обязательно соседний совхоз «Маяк» на всю зиму обеспечит наш монастырь необходимыми овощами.
А если поленишься да понадеешься на чужой урожай – останешься совсем без картошки. Так Господь нам показывает: Ему угодно, чтобы мы трудились.
Наше хозяйство
Акафист на картофельном поле
Однажды осенью мы с сестрами все вместе вышли в поле копать картошку. Только принялись за работу – звонит наша прихожанка, которая ждала ребенка: «Сестры, помолитесь, пожалуйста, о благополучных родах: меня в роддом привезли».
Мы все лопаты побросали, нашелся у сестер с собой небольшой акафистник, тут же открыли акафист «Помощница в родах», выстроились лицом на восток и вдохновенно начали петь и молиться Пресвятой Богородице.
Вокруг яркие осенние краски, солнце светит, небо синее, птицы подсвистывают:
– Храм Твой, Господи, в Небесах, но Земля – тоже Твой приют!
Только успели не спеша пропеть до конца «Царица моя Преблагая», получаем сообщение: «Дочка, 3,5 кг. Спасибо за молитвы!»
И мы снова взялись за лопаты и стали копать картошку, только с еще большей радостью и благодарностью Богу.
Как у нас выросли туи
В нашем монастыре пока нет ограды. Есть древняя полуразрушенная стена, но мы пока понятия не имеем, можно ли ее восстановить и на какие средства это сделать.
И вот стали мы мечтать насадить вокруг обители живую изгородь из хвойных деревьев. Пробовали приносить из леса саженцы елочек и сосен, но они у нас плохо приживались.
18 апреля поехали в Оптину на день памяти убиенных на Пасху братьев – отца Василия, отца Трофима и отца Ферапонта. Помолились, на обратной дороге по делам заехали в Калугу, а потом в питомник «Галантус». Попросили у нашего хорошего знакомого, директора питомника Олега Геннадьевича, продать нам три туи, решив, что посадим их в память о трех Оптинских отцах. Олег Геннадьевич повел нас на свои плантации, выбрал три самые красивые туи, а потом подарил их нам.
Вернувшись в монастырь, мы посадили деревца у стены монастыря, близ места, где, по преданию, благочестивому царю Алексею Михайловичу Тишайшему являлась Пресвятая Богородица. Царь ехал на богомолье в Киев, остановился на отдых в нашем древнем, основанном в XV веке, монастыре и сподобился чудесного видения, после чего пожертвовал золото на строительство Успенского собора, а место явления стали называть «Беседой».
Уже в наши дни Божия Матерь являлась в монастыре местным жителям и нашим помощникам
Только посадили мы туи, как в этот же вечер нам позвонила из Москвы другая наша хорошая знакомая, Елена:
– Сестры, у меня скоро день рождения, юбилейная дата. Я хочу сама себе сделать достойный подарок, и не какую-нибудь ненужную безделушку, а что-то настоящее, духовное. Что можно купить для монастыря?
Мы рассказали, что мечтаем о живой изгороди и даже купили уже три туи. Но для такой ограды нужно еще много деревьев, поэтому мы на такое количество и не рассчитываем. На что Елена ответила:
– Вот и прекрасно! Я подарю вам туи!
Через несколько дней, к нашему великому изумлению и радости, в монастырь приехала машина из питомника с любовно завернутыми в мешковину саженцами. Их было так много, штук сто, что хватило на всю нашу живую изгородь. Мы всем миром целую неделю сажали в каменистую монастырскую землю туи и щедро их поливали. И чудо: все до одного деревца прижились, ни одно не погибло!
Очень трогательно, что помогают нам Господь и Пресвятая Богородица с помощью добрых людей. Уже в наши дни Божия Матерь являлась в монастыре местным жителям и нашим помощникам.
Труды сестер
Помощь Пресвятой Богородицы
Был такой случай: приехала к нам пара уже немолодых людей, которые долгое время не имели детей и уже почти потеряли надежду. Войдя в монастырь, они (по их собственным словам) как вкопанные остановились перед разрушенной еще колокольней, и сами не могли понять, что с ними происходит. Вспоминали позднее:
– Что-то сошло на нас, как облако, и мы долго не могли прийти в себя, не могли даже пошевелиться.
Это случилось на том самом месте, где являлась Пресвятая Богородица благочестивому царю. А через год они снова приехали к нам, радостные и счастливые: у них родился первенец, а потом и еще пошли детишки.
Мы мечтаем построить здесь небольшую часовню в память о присутствии Божией Матери, чтобы каждый мог ощутить себя в Ее Материнских объятиях. Будем очень благодарны, если кто-нибудь нам поможет.
Гремячев монастырь
Крестный ход
Крестные ходы – это замечательный древний обычай, особенно полюбившийся на Святой Руси. Мы тоже на большие праздники вместе с нашими прихожанами под колокольный звон выходим с крестами, хоругвями, иконами на источник, окропляя святой водой окрестности. Это всегда большая радость для взрослых и детей.
Но есть в монастыре и ежедневный крестный ход. Это уже для защиты обители от врагов видимых и невидимых. Силу этого крестного хода мы ощутили еще в Малоярославце. В начале нашей монашеской жизни через монастырскую ограду перелезали какие-то хулиганы, грабители, пугали всех сестер. Но после поездки в Дивеево мы стали обходить монастырь с молитвой, и нас совсем перестали посещать незваные гости.
Так и в Гремячево мы каждый день обходим крестным ходом монастырь. Но случилось как-то нам засуетиться (были большие праздники), и мы не обошли обитель с молитвой. В эту же ночь у нас исчезли несколько кур и петушок. Когда мы позвонили матушке игумении сообщить о пропаже, первое, что она спросила, было:
– А крестным ходом вы ходили?
С тех пор мы стараемся никогда не пропускать крестный ход и не оставлять молитву Пресвятой Богородице и святому великомученику Георгию Победоносцу, которые хранят Свой маленький удел. В 2009 году нам подарили частицу мощей святого Георгия Победоносца, привезенную со Святой Горы Афон.
Чудесные иконы
Интересно, как Господь и Пресвятая Богородица Сами присылают нам иконы. Одна женщина из Калуги долгое время вышивала иконы бисером. Это очень благодатное занятие, живая молитва, и сам процесс работы – радость общения с Богом и святыми угодниками. Много рукодельница вышила, а потом задумалась:
– Зачем мне столько икон, что мне с ними делать?
Во сне слышит она голос:
– Отвези иконы в Гремячево!
А она и не слыхала о таком месте. Стала расспрашивать людей, узнала о монастыре и с радостью привезла нам иконы. Батюшка освятил их, и теперь каждый крестный ход мы с ними ходим вокруг монастыря.
Последняя надежда
Подобным образом обрели мы и икону святой мученицы Надежды. Как-то у нас в монастыре служили всенощное бдение, и сестры обители тихо молились. Вдруг в храм буквально врывается высокий пожилой мужчина с выправкой бывшего военного, уверенно шагает к клиросу и грозно спрашивает:
– Где тут у вас икона святой Надежды?
Я шепотом отвечаю:
– В этом храме такой нет.
– Как это нет?! – гремит он. – Я сам ее вам привозил!
Выяснилось, что это была маленькая, потемневшая от старости иконочка, и мы нашли ее в Георгиевском храме вместе с другими образами, ожидавшими реставрации. Надо было видеть, как он обрадовался! Стал взахлеб рассказывать, что он бывший военный, зовут Сергеем, живет в Москве, три года назад у него тяжело заболела жена: онкология прогрессировала, и врачи ничем не могли помочь.
Изображение едва проступало, но удалось прочесть надпись: «Святая Надежда»
Верующие люди посоветовали им поехать по монастырям и заказать сорокоусты о здравии болящей. Они отправились по монастырям, заехали и в наш. Когда вернулись в Москву, в ту же ночь бывший военный услышал во сне грозный приказ:
– Отвези икону в Гремячево!
Проснувшись, Сергей долго не мог понять: какую икону?! Семья была далека от Церкви, в доме никаких святынь не имелось. И тут он вспомнил, что когда-то его подопечные солдаты расчищали один подвал и нашли там небольшую потемневшую икону. Изображение едва проступало, но удалось прочесть надпись: «Святая Надежда».
Сергей извлек из книжного шкафа забытую там среди книг иконочку – свою последнюю надежду – и повез в Гремячево. Ничего не сказав, отдал сестрам. И чудо! Болезнь отступила от его жены. И вот они оба, радостные и счастливые, приехали в Гремячево поблагодарить милостивого Бога и святую Надежду.
Наши святыни
Как к нам явились два святителя
Если уж речь зашла об онкологии, не могу не рассказать и такой истории. Как-то летом у нас гостил протоиерей Сергий Лукьянов из Америки. Конечно, условия жизни у нас далеки от американских стандартов, но батюшка – потомок русских эмигрантов, потому неудобств не замечал. Зато мы объехали с ним все окрестные святые места, а в Оптиной пустыни отец наместник подарил ему икону с частицей мощей преподобных старцев Оптинских.
И вот привозят нам две иконы с мощами: святителя Иоанна Шанхайского и святителя Нектария Эгинского!
Уезжая от нас, отец Сергий пообещал, что постарается передать нам частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, которого мы любим и почитаем. Честно говоря, мы особенно и не надеялись на исполнение этого обещания, ведь это очень сложно – получить частицу мощей великого святого для нашего маленького и пустынного монастыря.
Святитель Нектарий имеет особую благодать исцелять от онкологических заболеваний
И вдруг через год знакомый батюшки привозит нам не одну, а две иконы с мощами: святителя Иоанна Шанхайского и святителя Нектария Эгинского, который, видимо, сам решил прибыть к нам на помощь. Этот святой имеет особую благодать исцелять от онкологических заболеваний, а еще он особенно покровительствует женскому монашеству, так как в свое время основал женский монастырь и потерпел из-за этого множество скорбей, искушений и клеветы.
И люди потянулись к нам в Гремячев, к живоносному источнику исцелений, а мы сами стали ежедневно читать Акафист святителю Нектарию с прошениями об исцелении всех с верою к нему прибегающих.
Как к нам явился архангел Михаил
Вот еще одна чудесная история про икону. Как-то служил в нашем Гремячем монастыре наш владыка – митрополит Калужский и Боровский Климент. Нам очень хотелось порадовать владыку, и мы решили подарить ему написанную сестрами икону святого архистратига Михаила. У нас была тогда всего одна икона архангела Михаила, но мы подумали: пусть он помогает нашему владыке, а за его святые молитвы и мы не пропадем.
Не успели мы попрощаться и проводить колокольным звоном дорогого гостя – звонит нам неизвестный благодетель и говорит:
– Хочу пожертвовать вашему монастырю икону с всадником на коне.
Сперва мы подумали, что это икона великомученика Георгия Победоносца, но когда торжественно встретили святой образ, оказалось, что это архистратиг Михаил на крылатом коне как предводитель Небесного воинства. Так святой архангел Михаил утешил нас и показал, что он всегда с теми, кто любит Бога и служит Ему.
Наши красоты
Наш любимый Гремячев монастырь
Когда владыка Климент благословил нашей матушке игумении Николае восстанавливать Гремячев монастырь и мы приехали сюда впервые – были поражены красотой здешних мест. Дух захватывает, когда смотришь с монастырской горы на раскинувшиеся внизу домики и красавицу Оку, которая переливается на солнышке. А название «Гремячево» – по шуму бурного источника, водопадом сбегающего с горы. Источник известен с незапамятных времен своей кристально чистой и целебной водой.
Первые сестры, приехавшие сюда, зимовали в полуразрушенной избушке с земляным полом. Но наших сестер этим не испугаешь, мы храним завет нашего старца, схиархимандрита Михаила (Балаева; † 2009), насельника Троице-Сергиевой Лавры: «Ничего не бойтесь!»
В Гремячем монастыре даже в добрые старые времена подвизались не более двенадцати монахов. И нас сейчас двенадцать сестер. Интересно складывалась судьба старших сестер обители: они здесь постоянно менялись. И вовсе не потому, что убегали или не выдерживали трудностей. Наоборот, Гремячев стал своеобразной кузницей по выковке будущих игумений, настоятельниц и старших сестер для других женских монастырей: игумения Нектария, игумения Михаила (Кемерово), игумения Макария (Вольск), игумения Иоанна (Оренбург), монахиня Георгия (Саратов), монахиня Елисавета (Шаровкин монастырь).
За работой
Успенский собор пострадал в годы безбожья, его стены «плачут» от пропитавшей их аммиачной селитры
Наш Гремячев монастырь всегда, даже в самые лучшие свои времена, был очень бедным, как бы исполняя монашеский обет нестяжания и вольной нищеты. Но монастырь всегда помогал и помогает нуждающимся, которые обращаются к нам в трудную минуту. Пусть нет денег, зато можно накормить, обогреть и утешить, и все, кто к нам приезжает, окружены вниманием и заботой сестер, а прежде всего – Пресвятой Богородицы.
У нашей обители не было каких-то очень известных благодетелей, но когда нужно, Царица Небесная Сама призывала людей на помощь Своему монастырю.
Мы надеемся, что найдутся добрые люди, которые помогут нам реставрировать наш Успенский собор, пострадавший в годы безбожного лихолетья. Его стены не перестают «плакать» от пропитавшей их аммиачной селитры. За тех, кто поможет нам, будем неустанно возносить Господу наши монашеские молитвы, как за «благоустроителей, благоукрасителей, благочестивых жертвователей святыя обители сея».
Будем очень рады, если вы приедете в наш монастырь помолиться и искупаться в нашем чудесном источнике.
Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь
Россия Калужская область село Гремячево
Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь — православная женская обитель в Калужской области, основанная в XVI веке. Закрыт советской властью в 1935 году, возвращен Церкви в 1989 г. При монастыре действует гостиница.
История
Свято-Успенский Лихвинский Гремячев мужской монастырь был основан не позднее XVI века. Об этом свидетельствуют «Списки иерархов и настоятелей упраздненных монастырей Калужской Епархии», где первым упоминается игумен Макарий под 1584 годом.
В 1764 году монастырь был упразднен.
Однажды направляясь на Богомолье в Киев, Царь Алексей Михайлович остановился в Гремячем монастыре. Он был очарован красотой этого места, а на монастырской горке (это место стало с тех пор именоваться «Беседой») Царю, по преданию, явилась сама Пресвятая Богородица и долго с ним беседовала. Вскоре благочестивый Царь выделил из своей казны золота на строительство в монастыре большого каменного Собора в честь Успения Божией Матери.
Величественный пятиглавый Успенский Собор был построен и освящен в 80-е гг. XVII века. Другой храм монастыря во имя святого Георгия Победоносца, был построен на 20 лет позже. Об этом свидетельствует плита с надписью, вделанная в западной стене, «в 1701 году тщанием иеромонаха келаря с братией». Вскоре была устроена ограда монастыря, она сложена из массивных блоков местного известняка — ракушечника и также является памятником архитектуры XVIII века.
Первоначально к Успенскому собору примыкала невысокая открытая галерея в виде паперти, а с южной стороны находилась небольшая деревянная колокольня. На колокольне имелся 15-пудовый колокол с подписью вязью, что он вылит в 1674 году усердием настоятеля обители Корнилия с братией. К началу XIX века деревянная колокольня обветшала и была построена новая, в стиле классицизма. Прежде к западной части трапезной примыкала кирпичная кухня, но после она была разобрана, а кирпич употреблен на строительство колокольни.
Монастырь жил довольно бедно, в 1700 году имел 36 дворов крестьянских с 303 душами мужского пола и 80 десятин земли. В 1724 году он был приписан к Доброму монастырю, но 1727 году снова сделан самостоятельным. В царствование Императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Это произошло в 1764 году, во время учреждения духовных штатов. Монастырские храмы стали приходскими, а вся земля внутри ограды была превращена в Некрополь.
Революционные события мало отразились на облике монастырских храмов, богослужения продолжались до 1935 года, когда обе церкви в селе Гремячево были закрыты. Храмовые иконы местный жители разобрали по домам. В 90-е годы, когда возобновились богослужения одна икона вернулась в монастырь (образ св. Илии Пророка), а храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была передана в Московский храм Илии на Обыденке.
С 1962 по 1988 год храмы использовались колхозом «Красный октябрь» для хранения запчастей и сельскохозяйственных удобрений.Тракторами, которые заезжали на территорию монастыря, старинный Некрополь был полностью уничтожен. Но память народную о явлении в этих местах Божией Матери, о чудесах, которые совершались на этом святом месте уничтожить невозможно. По рассказам местных жителей, здесь неоднократно являлась Сама Пресвятая Богородица, слышалось дивное пение. Поэтому в год Тысячелетия Крещения Руси местные жители обратились с ходатайством о возобновлении богослужений в Георгиевской церкви. В 1989 году в село Гремячево прислали священника протоиерея Георгия (Зиновьева). Он прослужил около 20 лет и похоронен у алтаря храма св. Георгия Победоносца.
В 2008 году по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента для восстановления древней святыни и возобновления монашеской жизни в монастыре сюда переезжают четыре сестры из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославца, и Гремячев монастырь становится подворьем Малоярославской обители.
Современное состояние
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Сестры окормляют детей из ГОУ ТО «Северо-Агеевской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Храмы
- Собор Успения Пресвятой Богородицы
- Церковь Георгия Победоносца
Святыни
- Ковчег-мощевик
- Храмовые иконы
- Источник святого Георгия
Престольные праздники
Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
Георгий Победоносец, великомученик — 6 мая
Фото
Видео
Как добраться
Адрес: Калужская обл., Перемышльский р-н, с. Гремячево
На общественном транспорте: С Киевского вокзала г. Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции «Теплый Стан». Далее с автовокзала «Калуга» на автобусе Калуга — Суворов до остановки «поворот на Гремячево». От остановки до монастыря — 3 км. Время в пути из Калуги — 40 минут. Автобусы ходят с интервалом 1 — 1,5 ч.
На автомобиле из Москвы по Киевскому шоссе до Калуги, далее в сторону Козельска (примерно 25 км), повернуть на Свято-Успенский Гремячев монастырь и г. Суворов. Через 10 км будет еще один указатель на Свято-Успенский Гремячев монастырь.
Паломнику
Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.
Лихвинский Успенский Гремячев мон. Калуга
В этом благословенном месте мы оказались на майские праздники. Удивительная и многострадальная история этого богдухновенного места, невыразимая никакими словами красота окружиющей местности запали нам в душу.
Об истории обители: «Лихвинский Успенский Гремячев мужской монастырь был основан в промежутке между XV и XVI веками, точных сведений о его основании пока не обнаружено. Название получил по бывшему названию города Лихвин ныне г. Чекалин. Ныне монастырь женский и называется Свято-Успенский Гремячев монастырь. Рядом со стенами обители из недр земных выбивал очень шумный ключ, из-за чего село, источник и монастырь были названы Гремячевыми.
Царь Алексей Михайлович, проездом на богомолие в г. Киев, останавливался в этих местах привлеченный шумом источника. По всей видимости название села и было закреплено именно им. Ему очень понравилась местность и по преданию здесь ему явилась Божия Матерь и впоследствии он пожертвовал деньги на строительство церкви. В 1673 году, на эти средства был построен Успенский собор. А в 1701 году возведен храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы превращены в приходские. В 1935 году храмы закрыли, Успенский собор власть отдала под хранилище для удобрений, а Георгиевскую церковь под тракторные мастерские. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей многочисленные могилы вокруг храмов».
Гремячевская обитель является подворьем Свято-Никольского женского Черноостровского монастыря г. Малоярославец. В настоящее время в монастыре 4 насельницы — сестры Свято-Николаевского Черноостровского Малоярославецкого монастыря.
Строения монастыря имеют интересную архитектуру. Собор Успения Божией Матери требует капитального ремонта, стоит пока с одним куполом, от фресок почти ничего не осталось, стоит запах от хранившихся здесь удобрений. Колокольня дала крен, шпиль ее утрачен.
Ныне полностью восстановлен только Георгиевский храм, где постоянно проходят богослужения. Необходимо построить жилой сестринский корпус, трапезную и все остальные помещения нужные для существования обители.
По преданию во время Великой Отечественной войны здесь было явление Пресвятой Богородицы, неоднократно Божия Матерь являлась здесь и в другие времена.
Монастырь и его территория ныне реставрируются, но службы уже совершаются, разбиты цветники и клумбы, которые мы по причине ранней весны еще не увидели во всей красе.
Адрес: 249121, Калужская область, Перемышльский район, село Гремячево, Свято-Успенский Гремячев монастырь
Как добраться: на личном транспорте из Калуги необходимо двигаться в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком). Добраться до монастыря не просто, поэтому лучше ехать на машине до Калуги, далее направление на Оптину пустынь и поворот по автодороге Р-95 до поворота на село Гремячево. Там 2 км ив нижней части села расположен монастырь.
Координаты:
N 54° 14′ 23.82″
E 36° 15′ 54.60″
Телефоны: +7 906 506 77 72, +7 903 811 13 85, +7 910 545 08 50, факс +7 (48441) 3-16-25
Е-mail: gremyachevo(собака)yаndeх.ru
Настоятельница Свято-Николаевского Черноостровского монастыря игумения Николая с сестрами подворья обращается за помощью ко всем.
Банковские реквизиты: Свято-Успенский Гремячев монастырь
ИНН 4001055592/400101001, БИК 042908612 в Калужском ОСБ № 8608, г. Калуга
Гремячево (Перемышльский район)
У этого термина существуют и другие значения, см. Гремячево.
Село
54°14′32″ с. ш. 36°15′18″ в. д.HGЯO
Россия Россия
Калужская область
Перемышльский
«Село Гремячево»
UTC+3
255 человек (2010)
русские
православные, атеисты
гремячевцы
29 232 000 101
29 632 424 101
Гремячево Москва Калуга Перемышль Гремячево
Аудио, фото и видео на Викискладе
Гремячево — село в Перемышльском районе Калужской области Российской Федерации. Административный центр сельского поселения «Село Гремячево».
Этимология
«Гремячий» — от гремящий, шумный, употребляемое в смысле тех звуков, что издают водные потоки (реки, ручьи или ключи) на каменных перекатах. Так называется ключ на территории села.
География
Находится на юге Калужской области, на границе с Тульской областью. Недалеко проходит автомобильная дорога регионального значения «29К-024 Голодское—Суворов—Одоев». Стоит на правом берегу реки Ока. Рядом деревни Зимницы (6,2 км) и Мехово (8,8 км).
История
Судя по находкам археологов, люди селились на территории села со времён палеолита. Остатки нескольких земляных валов вблизи села показывают, что здесь когда-то было укреплённое место для защиты от нападений врагов.
Название села по легенде происходит от располагавшегося рядом ключа.
В 1782 году место упоминается как «село Гремячево и деревня Мелехово с пустошами Экономического ведомства, что прежде были Гремячего монастыря», в которых насчитывалось 67 дворов и 518 жителей. Описываются также две каменные церкви на месте монастыря, Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, с выделенной церковной землей в трех местах. В 1859 году — как казённое село при реке Оке, с 89 дворами и православной церковью.
До революции село Гремячево входило в Полянскую волость Перемышльского уезда.
Гремячий монастырь
В селе находится древний Свято-Успенский Лихвинский (Гремячий) мужской монастырь, прозванный «Святой конец». Он был основан между XV и XVI веками. Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1634 году, в челобитной лихвинских градских и уездных людей царю Михаилу Фёдоровичу, подписанной настоятелем, игуменом Ефимеем. Монастырь был довольно бедным, даже в годы его расцвета в его владении были только два селения.
В двух верстах от монастыря пролегала дорога от города Лихвина к Калуге. Царь Алексей Михайлович ехал по ней на богомолье в Киев и решил остановиться в обители монастыря. Место ему приглянулось и в 1673 году, по настоянию и на средства царя, при монастыре был возведён Успенский собор. В 1701 году был построен храм Георгия Победоносца, позднее — колокольня. В 1701 году неподалёку также был построен храм Николая Чудотворца.
Успенский храм выстроен в традиционном стиле, с пятью глухими главами, трехчастным алтарём и декоративными кокошниками. При этом западный кокошник шире других, портал не на одной оси с окном, лопатки под кокошниками не везде. Нижних окон нет, а верхние размещены довольно высоко, чтобы обеспечить естественное освещение сверху. Габариты Успенского собора: длина — 20 м, ширина — 11 м; габариты Георгиевского храма: длина — 26 м, ширина — 11 м. Колокольня по стилю отличается от храмов.
В 1764 году монастырь был признан заштатным, затем упразднён, а его храмы превращены в приходские.
В советское время, в 1935 году храмы были закрыты и разграблены. В Успенском соборе хранили удобрения, а в Георгиевской церкви находились тракторные мастерские. Был уничтожен некрополь храмов. В мае 2008 года по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в Свято-Успенский (Гремячев) монастырь приехали насельницы из Свято-Никольского женского Черноостровского монастыря города Малоярославец, для восстановления святыни. В настоящее время Гремячевская обитель является подворьем Свято-Никольской.
Население
Примечания
- 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Калужской области (том 1). Проверено 30 января 2014. Архивировано 30 января 2014 года.
- Толковый словарь Даля онлайн. slovardalja.net. Проверено 24 сентября 2016.
- Голодское — Суворов — Одоев — ru: regional — 29К-024
- Путеводитель по залам И-VIИ, А, Б, В: эпоха первобытной общины, разложения родового строя и возникновения древнейших государств на территории СССР. — Изд-во «Советская Россия», 1960. — С. 27. — 160 с.
- Четыркин И. К рисунку // Известия Калужской ученой архивной комиссии. — 1898. — № 9−10. — С. 16.
- 1 2 3 Николаев Е. В. По Калужской земле. (От Боровска до Козельска). — М.: Искусство, 1968. — С. 100−102. — 136 с.
- Перемышльский уезд // Описания и алфавиты к Калужскому атласу. — 1782. — С. 7.
- Вып. 15 : Калужская губерния … по сведениям 1859 года / Обраб. Н. Штиглицом. — СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1863. — С. 157. — (Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел ; 1861—1885).
- 1 2 3 Филимонов В. Я. Гремячево // Калужская энциклопедия. — Изд-во Н. Бочкаревой, 2005. — С. 111. — 504 с.
- Свято-Успенский женский Гремячев монастырь село Гремячево. Проверено 24 сентября 2016.
- Рошефор Н. Опись церковных памятников Калужской губернии. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1882. — С. 35. — 51 с.
- Древний монастырь Калужской области в селе Гремячево. gremyachev.ru. Проверено 24 сентября 2016.
Открытие Свято-Успенского Гремячева женского монастыря.
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
В среду, 5 июня состоялось торжественное открытие Свято-Успенского Гремячева женского монастыря.Митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии совершил в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы Божественную литургию.Высокопреосвященнейшему архиерею сослужили: архимандрит Мелхиседек (Артюхин), игумен Мефодий (Пронькин) — секретарь Калужской епархии, иеромонах Василий (Скоренко) — благочинный округа, иерей Илия Комягин — руководитель Отдела по информационной и издательской деятельности Калужской епархии, иерей Павел Жаров, протодиакон Алексий Хамтевв, протодиакон Сергий Комаров.За богослужением молились: игумения Николая (Ильина) — настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, игумения Анастасия (Мордмилович) – настоятельница Казанского женского монастыря, игумения Параскева (Ляхова) – настоятельница женского монастыря в честь Калужской иконы Божьей Матери, игумения Виталия (Кочетова) — настоятельница Успенского Феклиного монастыря, многочисленные паломники и сестры обителей Калужской и Козельской епархий.
На малом входе митрополит Климент возвел монахиню Михаилу (Осипову) в сан игумении. После Пасхального крестного хода владыка Климент вручил матушке-игумении жезл.
Владыка Климент поздравил всех молящихся с торжественным событием и произнес проповедь. Особое внимание архипастырь обратил на духовное значение монастыря. Матушка-игуменья Михаила (Осипова) посвятила свою жизнь восстановлению порушенной обители. Вместе с сестрами, которые подвизаются в новообразованном монастыре, матушка Михаила несет непрерывное послушание. Она стала примером не только для сестер, но и для жителей села, в котором и располагается монастырь. Новый статус обители, является свидетельством больших трудов, которые в будущем должны только возрастать. Так же Глава митрополии отметил сплоченность игумений Калужской митрополии, которые приехали поддержать и поздравить игумению Михаилу (Осипову). Митрополит Климент поблагодарил игумений за сплоченность и пожелал в будущем поддерживать общение.
На память о значимом событии, митрополит Калужский и Боровский Климент подарил новообразованной обители икону Успения Божией Матери и собрание творений святых отцов Церкви.
Воспитанники монастырской воскресной школы поздравили Высокопреосвященнейшего архиерея чтением стихов и пением песен. Владыка поблагодарил юных прихожан обители и вручил им сладкие подарки.
Находится монастырь в селе Гремячево Перемышльского района, Калужской области, на окраине села.
Гремячево — это живописное место, на возвышенности, на правом берегу Оки. Со смотровой площадки с высоты птичьего полета до самого горизонта открывается широкая панорама поймы реки — красота такая, что дух захватывает, можно часами созерцать это великолепие.
От Рождества до Святого Крещения 2017/2018 года
Храм Твой Господи в небесах
Родной образ
В ночь перед Рождеством!
Рождественские песнопения
Христос родился
Гремячев женский монастырь в передаче Калужского телевидения «Родной образ»
В исторически важный момент возрождения монастыря – поднятия креста на купол колокольни съемочная группа Калужского телевидения посетила Гремячев монастырь. В этой передаче всего понемногу: история обители, рассказ о современной жизни монастыря и, самое главное, что посещая монастыри, мы помогаем не только монахам в их труде, а помогаем самим себе, возрождая свои души, которые нуждаются в духовном спасении…
Свято-Успенский Гремячев женский монастырь
В селе Гремячево восстанавливается старинный монастырь. Фильм повествует об истории целебного источника, окунуться в который люди едут и в наши дни, а также об истории монастыря прошлых веков, о годах его разорения в советское время и начало возрождения в наши дни.
В поисках легенды
Фильм о чуде воскрешения древней обители, которая еще за три года до этого лежала еще в руинах.
Как все начиналось
Как все начиналось, в этом фильме можно увидеть подборку фото и видео сюжетов о начальном периоде восстановительных работ. Радость в труде и молитве, упорство и помощь на упование Божие всегда творит чудеса.