Земная жизнь Иисуса Христа
Свое служение на земном пути, Господь наш Иисус Христос, начал после Крещения и сорокадневного поста. Удалившись после Крещения в пустыню, Иисус, претерпевает не только голод и холод, но и искушения от искусителя славою и властью которое Он преодолел.
«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4: 11). С этого момента Иисус начинает Свое общественное служение.
Представим себе хотя бы на минуту жизнь Иисуса Христа. Его жизнь напоминает нам странствующего Учителя, который вместе со Своими учениками переходит из города в город, из селения в селение. В одном месте Его ждут, и принимают как дорогого гостя В другом городе, Он недоброжелательный гость и Его изгоняют. Он никому не отказывает в помощи, каждому дает по его вере. Но времени общественного служения, остается все меньше и меньше и оно приближается к завершению. Завершающими путешествием для Иисуса Христа стал торжественный вход в Иерусалим, Его встречал весь город, и не как Учителя, а как Царя.
Накануне входа Иисуса в город Иерусалим произошло очень важное Евангельское событие, которое изменило отношение многих людей к Иисусу и Его учению. Когда Иисус проповедовал, то пришли к Нему посланники от сестер Лазаря, Марии и Марфы и сказали, что их брат Лазарь болен. Эта весть для Иисуса не была новость, он знал, что так должно случиться и это было началом его крестного пути.
Неоднократно, посещая Иерусалим, Иисус заходил к Лазарю и его сестрам, чтобы отдохнуть от шума и толпы народа который везде следовал за Ним. Иисус с особой Любовью относился к этой семье. И когда узнал, что Лазарь болен, то сказал своим апостолам: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей, да прославится через нее Сын Божий»(Ин. 11:4). Иисус знал, что Лазарь умрет и будет воскрешен, потому не спешит идти в дом Лазаря. Но чтобы успокоить Своих учеников, сказал, что Лазарь уснул, » И Я иду разбудить его», на что они ответили, раз уснул, значит, скоро выздоровеет. Иисус говорил, что Лазарь умер, а ученики думали о том, что он уснул. Тогда Господь говорит Своим ученикам прямо: «Лазарь умер», и пребывая еще два дня на том месте где он проповедовал, поспешил в селение Вифанию, где жил Лазарь и его сестры. Когда Иисус шел воскрешать Лазаря, то знал, что и этим воскрешением Он прославится как Сын Божий. Слава о воскрешении Лазаря, пролежавшего четыре дня в гробу, разлетелась по всей стране и даже за ее пределами.
Приближался праздник иудейской Пасхи. Иисус по воскрешении Лазаря продолжает Свой путь в Иерусалим. Он знает, что Ему предстоит претерпеть суд, распятие, смерть на кресте и воскресение. Вместе с Иисусом в город Иерусалим идет воскрешенный Лазарь. Это было для народа еще одним подтверждением того, что это не слух о воскрешении Лазаря, а Господь истинно сотворил это чудо.
К празднику Пасхи в Иерусалиме собралось много народа. Когда узнали, что Иисус приближается к Иерусалиму, то поспешил встретить Его. А увидев рядом с Иисусом воскресшего Лазаря, многие сомневавшиеся уверовали в Иисуса и прославляли Его словами » Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»!(Ин 12;13). Первосвященники и фарисеи, увидев эту встречу и услышав слова прославления, еще более озлобились и искали причину убить Его. Но это не помешало Господу совершить иудейскую Пасху, по завершении которой человеческая злоба достигла своего предела.
Иисус был продан Своим учеником Иудой за 30 серебреников первосвященникам и фарисеям и осужден к распятию на кресте. И если при встрече Иисуса в Иерусалиме народ прославлял Его и называл Царем, то на суде, этот же народ кричал: «Распни Его», желая Спасителю смерти. В тот момент никто даже не вспомнил чудо воскрешения Лазаря и многие другие чудеса и исцеления, которые сотворил Господь.
Поздравляю всех с наступающим Светлым Христовым Воскресением, праздником Пасхи.
В этом году Пасха Христова празднуется 1 мая. А событие воскрешения Лазаря, церковь Христова вспоминает накануне праздника Входа Господня во Иерусалим, 24 апреля за неделю до Пасхи.
Пусть День Светлого Христова Воскресения будет для Вас радостным не только богато накрытым праздничным столом, чтобы этот праздник вы прочувствовали душой и на душе стало светлее а сердце наполнилось любовью.
89. Падение Иерусалима
В течение семи или восьми лет иудейский царь Цидкия соблюдал клятву верности, данную Невухаднецару; но, наконец, он решил стряхнуть с себя вавилонское иго, как того требовало большинство иерусалимцев.
Цидкия перестал платить дань вавилонскому царю — и таким образом объявил свою страну независимой. В Иерусалиме делались приготовления к войне с вавилонянами. Узнав о восстании иудеев, Невухаднецар пришел в ярость. Он выступил в поход с огромным войском, с целью наказать восставших. Вавилонские войска вступили в Иудею, взяли много укрепленных городов, грабили и уводили в плен поселян. Многие поселяне бежали при приближении неприятеля в Иерусалим, увеличивая и без того густое население столицы. Иерусалим был сильно укреплен, и жители его решили защищаться до последнего.
Зимою, в начале 587 года, армия Невухаднецара обложила Иерусалим и возвела кругом осадный вал. Иерусалимцы взялись за оружие. Чтобы увеличить число воинов, Цидкия велел отпустить на волю всех рабов еврейского происхождения. Иудеи храбро защищались. Целый год вавилоняне безуспешно осаждали столицу. Вдруг дошла до Невухаднецара весть, что египетский царь Хифра идет против него с большим войском. Вавилоняне поспешно отступили от Иерусалима и пошли против египтян. Иерусалимцы ликовали, видя в этом начало поражения врага; но радость была преждевременна. Невухаднецар скоро успел разбить египтян, и войско его снова осадило Иерусалим. Приступы неприятеля становились все страшнее. Пророк Псремия не переставал твердить, что город погибнет, если добровольно не покорится Невухаднецару. Тогда раздраженные сановники сказали царю Цидкии: «Иеремия заслуживает смерти, ибо он ослабляет мужество воинов своими предсказаниями». Царь отвечал: «Он в ваших руках; я же против вас ничего не могу делать». По приказанию вельмож Иеремию бросили в яму, наполненную глиной. Пророк умер бы там, если бы над ним не сжалился один из придворных рабов, эфноп. Этот раб доложил царю о грозящей Иеремии опасности; с разрешения царя, пророка вытащили из ямы на веревках и перевели в дом дворцовой стражи.
В Иерусалиме тревога усиливалась. Запасы хлеба истощились, начался голод.
Воины на стенах гибли от стрел неприятельских, а в домах и на улицах Иерусалима люди умирали от голода и чумы. Мужчины и женщины бродили, как тени, по улицам и часто падали от изнурения; дети с плачем кричали: дайте хлеба!
Бывали случаи, когда матери варили мясо своих умерших детей и утоляли им свой голод. Изнуренные иудейские воины не были уже в силах защищать укрепления.
Наконец в месяц Тамуз (июнь) 586 года вавилонские воины пробили в одном месте городскую стену и ворвались в город. Началась резня. Ожесточенные вавилоняне убивали всех встречавшихся им на пути иудеев, не щадя ни женщин, ни детей.
Вместе с вавилонянами ворвались в Иерусалим примкнувшие к ним хищные орды эдомитов, которые грабили и расхищали имущество жителей. Царь Цидкия с некоторыми сановниками и воинами бежал ночью из Иерусалима. Но близ Иерихона их настигли вавилонские всадники. Цидкию и его сыновей отвезли в сирийский город, Риалу, где тогда находился Невухаднецар. Вавилонский царь жестоко расправился с ними: он приказал казнить сыновей Цидкии в присутствии их отца, а затем велел выколоть глаза самому Цидкии, заковать его в цепи и отвести в Вавилон.
Но этим гнев победителя еще не утолился. Вавилонский царь отправил начальника своих телохранителей, Невузарадана, с приказом окончательно разрушить Иерусалим. Свирепый полководец прибыл в столицу Иудеи, ограбил все сокровища иерусалимского храма, все драгоценные сосуды и украшения святыни и отослал в Вавилон. В 9 день месяца Ава (июль) он сжег великолепный храм, существовавший со времен Соломона, царский дворец и другие большие здания, разрушил стены Иерусалима, а многих жителей увел в плен. Первосвященника Сераю, его помощников и высших сановников, в числе 60 человек, он отправил в Ривлу, где Невухаднецар казнил их. Остальные иудейские пленники, принадлежавшие к лучшей части иерусалимского общества, были отосланы в Вавилон. В Иерусалиме и других местах Иудеи остались бедные горожане и поселяне. Пророк Иеремия сначала тоже попал в плен, но потом его, по приказу Невухаднецара, освободили, так как он всегда стоял за покорность вавилонскому царю. Пророк был поражен страшным горем, постигшим отечество. Он горячо оплакивал падение Иерусалима, которое он давно предвидел.
В Библии сохранились песни скорби, написанные, по преданию, пророком Иеремией по случаю падения Иерусалима (Мегиллат «Эйха»). Вот несколько отрывков из этих песен, поныне читаемых в синагогах в пост 9-го Ава (Тише-беав). «Как одиноко сидит столица многолюдная! Она стала как вдова.
Великая между народами, властительница областей, она сделалась данницею. Она рыдает по ночам, и слезы текут по щекам ее, и нет ей утешителя среди всех ее друзей: все изменили ей и стали ее врагами. Пути Циона плачут, никто не идет туда на праздник, ворота его опустели, священники его вздыхают, и девы его печальны. О, как омрачил Бог блеск дочери Ционской (еврейской нации)! Царь ее и вельможи — среди чужих, не стало у нее закона, и пророки ее уже не имеют видений от Бога. Сидят на земле и молчат старцы Циона, покрыли голову пеплом, оделись в рубище; склонили к земле головы девицы Иерусалима. Мои глаза истощились от слез, все горит во мне, когда думаю о великом горе народа моего.
С кем сравню я тебя, дочь Иерусалима? Кому уподоблю тебя, чтобы утешить тебя?
Ведь, как море, глубоко несчастие твое: кто может исцелить тебя? Все мимоидущие всплескивают руками и качают головою, говоря: это ли столица, слывшая совершенством красоты, радостью всей земли?».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Падение Иерусалима, стр. 1
Падение Иерусалима
Предисловие
Английский писатель Генри Райдер Хаггард (1856—1925) прежде всего известен своими историко-приключенческими романами «Копи царя Соломона» и «Дочь Монтесумы». Его всегда интересовали экзотические страны и динамичные сюжеты. В некоторых своих книгах («Дитя бури») он поэтизировал «сильную личность», образ покорителя и завоевателя, что было актуально для общественной атмосферы Британской империи того времени. Но был и другой Хаггард.
В романе «Падение Иерусалима» мы тоже найдём и экзотические страны, и увлечёмся динамичным сюжетом, но не это здесь главное. Действие книги происходит на древнем Ближнем Востоке, в период так называемой Иудейской войны (66—73 гг.). Иудея в этот период являлась одной из многочисленных провинций огромной Римской империи, не самой богатой, но самой неспокойной. Война носила остро-религиозный характер. Евреи ждали прихода Мессии, который по их представлениям должен был победить всех врагов еврейского народа и отдать ему в подчинение все народы мира, а Иерусалим сделать всемирной столицей. Они не признали Мессией Иисуса Христа, в частности, и потому, что он сказал, что царство его не от мира сего.
У римлян был несколько другой взгляд на природу устройства современного им политического мира. Столицей его они почитали Рим, на что у них были известные основания, евреев считали особо вредными мятежниками. Идейным и духовным центром сопротивления евреев стал Иерусалимский Храм, громадное, единственное в своём роде святилище единобожной иудейской веры. Император Флавий Веспасиан быстро это понял, и решил, что победить евреев он сможет, только разрушив их Храм. Он не успел сделать это. Дело отца продолжил его сын Тит…
История Иудейской войны — это целая цепь неслыханных по ожесточению столкновений, часто это были сражения в полном смысле слова до последнего человека. Восставшие проявляли чудеса храбрости, но против них действовала огромная и, главное, превосходно устроенная военная машина. Когда же армия императора Тита взяла Иерусалим и осадила непосредственно Храм, отличавшийся громадными размерами, внутри которого уместилась целая обороняющаяся армия, то полились без преувеличения реки крови. Оборонявшимся много раз предлагали сдаться, обещая жизнь, они отказывались.
Генри Хаггард рисует впечатляющие, яркие картины боев и храмовой обороны, но в центре конкретно его романа судьба, так сказать, «третьей силы», не иудеев, и не римлян. Судьба одной ещё не слишком большой, но неуклонно растущей секты последователей распятого Иисуса занимает писателя. Главное действующее лицо — девушка по имени Мириам, происходящая из очень знатной иудейской семьи. Достаточно сказать, что её дед Бенони — член Синедриона, высшего религиозного совета, управляющего еврейским народом. Между тем Мириам истинная христианка, любовь к Богу для неё важнее и выше семейных заповедей. Само собой разумеется, что человек с такими убеждениями, обречён на самые удивительные приключения в стране, охваченной жесточайшей религиозной войной. К тому же надо учесть, что Мириам молода и красива. Влюбляется она, влюбляются в неё. Здесь и сотник иудейского ополчения Халев, и римский офицер, аристократ Марк. Но не будем дальше приоткрывать канву сюжета, чтобы не лишать читателя удовольствия сделать это собственноручно. Иудейская война закончилась в 73 году взятием последней крепости восставших, называлась она — Масада. Чем закончилась история еврейки-христианки, полюбившей римлянина, вы узнаете, дочитав до конца лежащий перед вами роман.
В отличие от Генри Хаггарда другой, менее известный, но не менее талантливый писатель Леонард Грен в своём романе делает упор на внутренние переживания героев — простых жителей Иерусалима, ощутивших на себе весь ужас поражения в войне за независимость. Автору удалось создать яркую и невероятную по силе воздействия на читателя панораму гибели великого города и великой культуры.
Михаил Попов
Генри Р. Хаггард
ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА
Часть первая
Глава I
ТЮРЬМА В КЕСАРИИ
Два часа пополуночи, но в городе Кесарии, раскинувшемся на сирийском побережье, почти никто не сомкнул глаз. Ирод Агриппа , милостью римлян возведённый на трон всей Палестины, в ту пору в самом зените своего могущества, давал пышное празднество в честь императора Клавдия . Народу сошлось и съехалось великое множество: тут и самая родовитая знать, и богачи, и десятки тысяч бедных простолюдинов. Город забит людьми; и в его окрестностях, и на морском побережье на многие мили разбиты бесчисленные шатры; мест нет не только в караван-сараях, но и в частных домах; и пришлые люди ночуют на плоских крышах, на диванах и на полу в комнатах и даже в садах. Большой город гудит, как растревоженный в вечерних сумерках улей, и, хотя уже отзвучали громкие приветственные клики, толпы горожан и пришлых людей, псе ещё украшенных поблекшими розами, с криками и песнями расходятся по домам. Те, кто достаточно трезв, обсуждают состоявшиеся в цирке игры и спорят о том, кто будет победителем ещё более захватывающих игр, которые должны происходить днём; делаются денежные ставки.
На небольшом холме стоит мрачное бурое здание с многочисленными, примыкающими к нему дворами, обнесённое высокой стеной и рвом. Томящиеся в нём пленники слышат, как внизу, в амфитеатре, переговариваются рабочие, занятые приготовлениями к предстоящим играм. Они внимательно ловят доносящиеся к ним обрывки разговоров, ибо многие из них обречены играть главные роли в дневном действе. Во внешнем дворе находится около сотни людей, по большей части евреев, объявленных государственными преступниками. Им предстоит сразиться со вдвое большим числом диких обитателей пустыни — арабов, захваченных в приграничных стычках (теперь мы называем их бедуинами); эти будут восседать на конях, вооружённые мечами и копьями, но без доспехов. Зато евреи будут сражаться в тяжёлых доспехах и с большими щитами. На бой отводится двадцать минут по песочным часам, после чего оставшиеся в живых, за исключением проявивших трусость, обретут свободу. По милостивому соизволению царя Агриппы во избежание излишнего кровопролития будут пощажены даже раненые, если кто-нибудь изъявит желание взять их под свою заботу. Поэтому всякий, кто дорожит жизнью, готовится явить всю свою отвагу.
В другом дворе собраны пленники, которым предъявлено иное обвинение. Их не больше пятидесяти — шестидесяти; воздвигнутые там аркады не только служат для них прибежищем, но и позволяют чувствовать себя в уединении. Помимо восьми — десяти мужчин, пожилых и дряхлых стариков, ибо всех крепких молодых людей отобрали для участия в гладиаторских боях, эта небольшая группа состоит из женщин и нескольких детей.
Все они принадлежат к новой тогда секте христиан и считают себя последователями некоего Иисуса, распятого по обвинению в подстрекательстве к бунту римским прокуратором Понтием Пилатом, впоследствии сосланным в Галлию, где он, по слухам, покончил с собой. Этого Пилата ненавидели в Иудее за то, что он наложил руки на сокровища Иерусалимского храма, чтобы на вырученные за них деньги соорудить водопровод. Это вызвало восстание, сурово подавленное. Память о прокураторе почти изгладилась из сердец, но по странной прихоти судьбы слава распятого демагога Иисуса растёт и растёт, многие обожествляют его, проповедуют его учение, отвергаемое всеми сектами евреев.
В его обличении объединились все: фарисеи, саддукеи, зелоты, левиты . Они умоляют Агриппу очистить страну от этих, как они считают, отщепенцев, оскверняющих самое для них святое: весь народ с нетерпением ожидает прихода Мессии, Царя Небесного: он сокрушит римское иго и сделает Иерусалим столицей всего мира, но христиане утверждают, будто Мессия уже посетил мир в облике странствующего проповедника и погиб позорной смертью вместе с самыми заурядными преступниками.