Содержание
- «Гагарин в космос летал, Бога не видел».Но Он видел его..
- Гагарин летал, бога не видал!
- Юрий Гагарин и Православие
- Бог и космос: 5 высказываний космонавтов о вере
- Первый космонавт Юрий Гагарин
- Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов
- Астронавт NASA Джефф Уильямс
- Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко
- Миссия «Аполлон 8» и «Аполлон 15»
«Гагарин в космос летал, Бога не видел».Но Он видел его..
Лучшего друга моего отца зовут Герман. Он родился в 1962 году, и понятно, в честь кого был назван. Кстати, Герман Титов является Почетным гражданином Улан-Удэ.
Мы не знаем, кто был изобретателем колеса. Кто первым придумал поставить парус на лодку. Кто приручил собаку, и сел на лошадь. Но мы знаем точно – Америку для Европы открыл Колумб, Землю проплыл Магеллан, в космос полетел Юрий Гагарин. Советский человек. И здесь таится большая загадка. По поводу Всевышнего.
Пишет Константин Забелин:
После этого полета Ю.Гагарин получил всемирную известность и популярность. Его буквально боготворили… Тогда появился рассказ о том, что Гагарин то в космос летал, а Бога не видел. Эту историю пытались использовать для государственной пропаганды атеизма, даже батюшек подговаривали, чтобы они говорили об этом, отрицая существование Творца Вселенной.
Об этом очень хорошо рассказал Андрей Ефремов в повести «Гагарин и Малыш»:
«Вызвали, стало быть, батюшку и говорят: «Вы должны изречь перед своими прихожанами проповедь на тему – ‘Гагарин в космосе летал, никакого Бога там не видел’. Не произнесете – из церкви библиотеку сделаем и приход распустим. И вообще – в Магадан отправим!» Деваться некуда, священник ведь тоже живой человек: дом, семья, дети, — хорошо, — говорит. И вот в воскресный день, батюшка после основной проповеди и изрекает: «Возлюбленные во Иисусе Христе братья и сестры, уважаемые наши гости! Вот, говорят: Гагарин в космос летал, а Бога там не видел! А Бог Гагарина очень даже хорошо видел, и представляете, даже благословил его!»»
Первым эту историю рассказал архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернова) в апреле 1961 года. Подобный ответ выдал и архимандрит Алипий (Воронов), бывший настоятелем Псково-Печерского монастыря. Когда в обитель подъехали постояльцы из Финляндии, то финн заявил: «Космонавты-то на небо летали, а Бога не отыскали». Отец архимандрит ему дал ответ: «Такая беда имеет возможность и с вами статься: в Хельсинки были, президента не видали».
С основателем Алипием соединено также одно смышленое выражение на данный счет. На вопрос: «Почему астронавты, которые летали в космос, не видели Бога? Отец архимандрит традиционно отвечал: «В русском государстве Церковь по декрету изолирована от страны. Мы свято соблюдаем данный декрет и можем сказать, что в программку космического полета встреча с Богом не входила».
Мы не можем точно утверждать: был ли Гагарин верующим или нет? Даже несмотря на то что существуют рассказы о посещении им Троице-Сергиевой лавры, это нельзя подтвердить, крещенным он был, но верующим ли? — это вопрос.
Полковник Валентин Петров, ровесник Юрия Гагарина, один из работников Центра подготовки космонавтов в России из первого потока, в интервью агентству «Интерфакс-религия» сообщает, что они с первым космонавтом Земли посещали Троице-Сергиеву Лавру. Вот что он говорит: «Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. <…> Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.»
В его жизни была очень знаменательная встреча с одной смоленской святой схимонахиней Макарией Темкинской. Об этой встрече рассказывает Геннадий Дурасов, автор жизнеописания святой.
Поскольку Ю.Гагарин очень любил и уважал свою маму, то он не мог отказать ей в просьбе посетить старицу Макарию, тем более, что Темкино находилось в пятидесяти километрах от Гжатска. Часто бывая у Макарии, однажды она спросила у матушки: «Можно ли и моему сыну к тебе приехать?» — «Пусть приезжает, не стесняюсь его нисколько», — приветливо ответила ей матушка Макария.
Приезд Гагарина носил более деловой визит, нежели личный, поскольку он собирался помочь ей с оформлением пенсии, чтобы она могла прожить, так как получала очень маленькое пособие. И он помог ей… и не раз…
«Гагарин приезжал, да не раз, — рассказывала схимонахиня Макария, — он приезжал ко мне не лечиться, а как к больному человеку». Последний раз он был у нее в начале марта 1968 года.
«Приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин. Он обыкновенно пришел и сказал: «Я посижу, пускай доктора с Вами поговорят…» Со мной разговаривал долго. Сказал: «Я маленько справлюсь с делами, тогда и выправлю пенсию. Это не дело, что Вам столько платят»». «Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок. Я ему тогда сказала: «Больше не летай, тебе нельзя летать!» Он не послушал меня, а тут его постигла вскорости смерть. Все равно он ни в чем не виноват… а какой молоденький».
После гибели космонавта схимонахиня Макария молилась о упокоении его души и даже попросила одного священника в ее доме отпеть заочно погибшего Ю.Гагарина.
В последнее время мы являемся свидетелями того, как Православие входит в нашу жизнь, а также в жизнь космонавтов… Совершаются полеты с чудотворными иконами в космосе, строятся храмы в космических центрах, мы пытаемся приблизиться к Богу…
А началось это вероятно с Гагарина…
Пишет Рустем Адагамов:
В Хьюстоне представители NASA, Роскосмоса, местных общественных организаций традиционно собрались у памятника Юрию Гагарину, чтобы почтить его память. Исполнили гимны двух стран, сказали речь про дружбу и сотрудничество. Нормальная, человеческая церемония.
Памятники в Хьюстоне в честь Юрия Гагарина и Джона Гленна, первого американского астронавта.
Гагарин летал, бога не видал!
Эта расхожая фраза сегодня воспринимается как шутка, и даже как пародия на неудачные аргументы атеистов в спорах с верующими. Происходит она из легенды о приземлении Юрия Гагарина после его полета в космос. Известно, что первыми его обнаружили не специалисты из спасательного отряда, отправленного на его поиски, а местные жители. И вот, поняв, кого они встретили, те якобы спросили Гагарина: «Так ты на небо летал?» «Да», отвечал космонавт. «А бога там видел?» «Нет, не видел я там никакого бога».
Казалось бы, «аргумент» не выдерживает критики. Действительно, любой грамотный современный богослов без труда объяснит вам, что бог не обитает в материальном мире, да и само слово «обитает» к богу неприменимо, что сущность бога духовна и находится вне пространства и времени, ну и так далее.
Но не все так однозначно. Одно дело — плоды изощренных умозаключений поднаторевших в схоластике теологов. Другое — представления обычных верующих. Первых ничего не сможет переубедить, ведь богословие — их хлеб. А вот представления рядовых адептов религии часто более наивны, им не хочется помещать бога в какую-то абстракцию, они пытаются поместить его куда-то в наблюдаемый, реальный мир.
Практически все современные религии (по крайней мере, те, с которыми нам приходится сталкиваться) связывают свои представления о сверхъестественных силах с изначальными понятиями «верх» и «низ». Дьявольские, злые, агрессивные, иногда просто примитивные силы именуются «низшими», «инфернальными» и располагаются где-то внизу. Достаточно вспомнить, что другое название ада — «преисподняя». Напротив, божественные, благие, созидательные силы — высшие, и располагаются где-то в районе небес. Этот взгляд на вещи отражен и в священных книгах, и в ритуалах (куда возводят глаза молящиеся?), и в текстах молитв («Отче наш сущий на небесах»). Абсолютные понятия «верха» и «низа» прочно вошли в религиозную картину мира.
Именно поэтому осознание факта шарообразности Земли и относительности этих понятий и вступило в серьезное противоречие с религиозным сознанием. Средневековые схоласты, правда, не испытали от этого никаких затруднений, напротив, активно использовали взгляды Аристотеля, который считал Землю шаром. Но на то они и схоласты. А простые верующие, в том числе и священники, испытывали немалые затруднения, пытаясь примириться с шарообразностью нашей планеты. Отсюда и гравюры с «протыканием купола небес», и объявление «веры в антиподов» ересью.
Но шарообразность Земли оставляет одну лазейку для сохранения места для бога в мире. Это — небо, космос. От того же Аристотеля пошло представление о двух мирах. «Подлунном» — мире, где все переменчиво, конечно, смертно, несовершенно. И «надлунном» — мире неизменного безграничного совершенства. Именно в этот абсолютно идеальный космос и помещает верующий место обитания своего бога.
Полет человека в космос показал, что небеса — вовсе не обитель высших существ, а просто еще одна часть мира, которую человек может посетить, да к тому же еще и использовать себе во благо (а иногда, к сожалению, и во вред). Гагарин произвел своего рода десакрализацию небес. Конечно, религия не проиграла окончательно. Но ей пришлось отступить, переселяя своих богов куда-то в астральный мир, в обитель «тонких материй». В места, уже занятые всяческой магией и эзотерикой, с которыми она вынуждена конкурировать и смешиваться, неизбежно теряя изначальную фундаментальность.
Вот потому-то и не так уж смешна и бессмысленна фраза про то, что не видал Юрий Алексеевич в космосе бога. И не зря День Космонавтики многие атеисты считают своим праздником.
Статья была написана к Дню Космонавтики в 2010 году
Юрий Гагарин и Православие
День 12 апреля в этом году юбилейный. Весь мир отмечает 55-летие первого полёта человека в космос. Человеком этим стал русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. И в сознании людей 1961 год уже навсегда будет связан с Россией и с именем Гагарина, открывшего космическую эру в истории человечества. Однако в истории Русской Православной Церкви 1961 год остался как «черный год» начала широкомасштабных гонений на Церковь. Глава государства СССР Н.С. Хрущёв заявил, что к 1980 году покажет по телевизору последнего попа.
Следуя этой установке, храмы стали закрывать даже более рьяно, чем во время сталинских репрессий. Бешеные обороты набирала атеистическая пропаганда, в которую оказался втянутым и первый космонавт Юрий Гагарин.
1. ЕСТЬ ЛИ В ОКЕАНЕ КИТЫ?
Успехи в освоении космоса атеисты сразу стали использовать в своих целях. Поскольку они считали, что народ верит в существование Бога на небе, то первым делом было растиражировано ставшее поговоркой утверждение, что «Гагарин в космос летал, а Бога не видал». Причём эти слова приписывали самому Юрию Алексеевичу, хотя ни при какой погоде он этого не говорил. Как засвидетельствовал лично знавший первого космонавта доцент Военно-воздушной академии полковник В.В. Петров, эта фраза принадлежала Хрущеву и была произнесена им на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды. На этом самом пленуме он и сказал: «Ну, зачем за Бога цепляться? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел».
Эту ставшую ныне фольклорной фразу подхватили атеистические лекторы и при всяком случае козыряли ей. И были неизменно посрамляемы… Первым, кто достойно ответил на это утверждение, стал архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893-1975). После полёта Гагарина в космос он произнёс в церкви проповедь, в которой сказал: «Братья и сестры! Вы знаете, в какое время мы живем, какой прогресс совершается в мире! Много ученых изобрели много хорошего! А слышали вы — последнее событие произошло: наш молодой человек — Юра Гагарин — побывал в космосе! А когда он полетел, Хрущев Никита Сергеевич сказал ему: «Юрочка, посмотри, есть там Бог, или нет?» Юрий Гагарин слетал в космос и действительно Бога там не видел… а Бог его видел! И благословил!»
В те же годы преподаватель Московской духовной академии, ныне профессор, известный богослов Алексей Ильич Осипов на «аргумент» атеистов, ответил: «Представьте себе, что какой-то человек зачерпнул ложкой из океана немного воды. И по той причине, что не обнаружил в этой воде китов, стал кричать: «Вот видите, нет в океане никаких китов — я сам видел океанскую воду!»
В народе же горе-атеистов прямо-таки осмеивали. Так, после одной из антирелигиозных лекций рабочий спросил лектора: «Вот вы говорите, что Гагарин Бога на небе не видел. Скажите, а он там искал Его?» Некоторые так вообще сравнивали Гагарина с карасём. Популярной тогда была такая сказка. «Жил-был в пруду карась. Узнал он, что если выпрыгнуть из пруда, то можно увидеть зелёную траву и яркие цветы. И он выпрыгнул. Задохнулся от кислорода, ослепился солнцем, и обратно с убеждением, что ничего хорошего там наверху нет». Однако до сих пор некоторые замшелые коммунисты-атеисты пользуются утверждением, что «Гагарин в космос летал, а Бога не видал».
Однако время берёт своё. В конце ХХ века одна студентка Владимирского пединститута рассказывала одному из благочинных Владимирской епархии, как на экзамене по «научному атеизму» ей влепили «двойку» только за то, что она озвучила поговорку о том, что «летал — и не видал…». Но Гагарин просто не мог сказать такие слова. Он был верующим человеком, воспитанным в православии. Его мама Анна Тимофеевна духовно окормлялась у знаменитой ныне схимонахини Макарии. Она несколько раз возила Юрия к этой подвижнице веры и благочестия.
Родившись в 1934 году, по сути в «безбожную пятилетку» 1932-1937 годов, он возрастал в годы Великой Отечественной и послевоенного времени. Тогда советское государство примирилось с Церковью. Препятствия для исповедания веры снимались. Однако открыто исповедовать Православие Гагарин не мог, поскольку служил в Военно-воздушных силах и попал в первый отряд космонавтов, готовящихся к полёту. Если бы узнали о его вере, то он бы, конечно, никуда не полетел. А ведь мечта быть первым человеком на земле, покорившим космос, согласитесь — великая мечта. И Богу было угодно, что она у Юрия Гагарина осуществилась. Впрочем, Гагарин действительно Бога в космосе не видал, но и веру в Него не потерял.
2. КТО КОГО «В РЕЛИГИЮ ТАЩИЛ»
Вскоре после полёта в космос Гагарин посетил Троице-Сергиеву Лавру. Было это в 1964 году. Надеясь побывать в Лавре незамеченным, переоделся в «гражданку». Но не тут-то было. Народ сразу узнал своего любимца и толпами хлынул к нему за автографами. Как вспоминает бывший тогда с Юрием Алексеевичем В.В. Петров: «Гагарина спас отец наместник. Он завел нас к себе в келью, где, по русскому обычаю, налил нам… После третьей рюмки говорит: «Ну, а кто мне поверит, что у меня в келье был Гагарин?» А Гагарин ему с ответным юмором: «Ну, а кто не поверит?» Достал свою фотографию, надписал «отцу наместнику от Гагарина, с наилучшими пожеланиями» и подарил.
Отец наместник предложил нам посетить ЦАК. Мы удивленно отвечаем: «Что Вы, отче, да мы в ЦАГИ были!», имея в виду наш Центральный аэрогидродинамический институт. Потом выяснилось, что речь идет о Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии. Мы туда, конечно, пошли, и там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: «Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!» Очень долго он на него смотрел тогда… Когда мы возвращались в тот раз из Лавры, Юра мне неожиданно сказал: «Валентин, вдумайся в слова: «Иже еси на небеси». Я распахнул глаза: «Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?!». Он говорит: «А ты думаешь, один ты их знаешь?»
Поездка в Троице-Сергиеву Лавру оставила настолько глубокий след в душе Гагарина, что после неё он, по сути, публично исповедал свою веру, став первым инициатором возрождения Храма Христа Спасителя. Причем произошло это на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. То есть, по законам того времени — атеистического воспитания. Но, выступая с высокой трибуны, Юрий Алексеевич заявил, что в целях поднятия у молодёжи патриотического духа необходимо восстановить Храм Христа Спасителя, поскольку он является выдающимся памятником воинской славы. Никто из участников пленума от Гагарина не ожидал таких слов. И, по сути, собравшиеся коммунисты и комсомольцы должны были ответить ему гробовым молчанием. Однако вместо этого раздались бурные аплодисменты. Президиум был серьезно напуган, но против первого космонавта земли никто выступать не стал.
А самая первая поездка Гагарина в Лавру даром для (тогда капитана) В.В. Петрова не прошла. Его обвинили в том, что он полковника Гагарина «тащит в религию». Юрий Алексеевич же в ответ на эти обвинения заявил: «Не может капитан полковника тащить в религию! Не он меня возил — а мы ездили на моей машине».
3. ВСТРЕЧА СО СТАРИЦЕЙ
В своей лётной и повседневной жизни Юрию Гагарину не раз прямо или косвенно приходилось сталкиваться с глубоко верующими людьми. Так, например, одним из разработчиков и создателей скафандра для Гагарина была тайная монахиня Серафима — внучка прославленного Церковью святителя Серафима (Чичагова). Матушка Серафима, в миру — Варвара Васильевна Черная (1914-1999), была потомком древнего дворянского рода, и в то же время известным ученым-химиком, гордостью советской науки. Как монахиня, она работала над этим скафандром, постясь и молясь.
Другой подвижницей веры и благочестия, с которой соприкоснулся в своей судьбе Гагарин, была схимонахиня Макария, в миру — Артемьева Феодосия Михайловна (1926-1993), у которой не раз бывала мама Юрия Гагарина. Однажды Анна Тимофеевна спросила у матушки: «Можно ли моему сыну к тебе приехать?» А Гагарин был тогда депутатом Верховного Совета СССР. «Пусть приезжает, не стесняюсь его нисколько». Анна Тимофеевна рассказала сыну о горькой судьбе подвижницы, о том, что получает она пособие, на которое ей не прожить. «Гагарин приезжал, да не раз, — рассказывала схимонахиня, — он приезжал ко мне, как к больному человеку». Поведала она и о том, как он был у нее в последний раз осенью 1967 года: «Приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин. Он обыкновенно пришел и сказал: «Я посижу, пускай доктора с вами поговорят». Со мной разговаривал долго. Сказал: «Я маленько справлюсь с делами, тогда и поправлю вашу пенсию; это не дело, что вам столько платят». Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок. Я ему тогда сказала: «Больше не летай, тебе нельзя летать!» Он не послушал меня, а тут его постигла вскорости смерть…» Об этой истории писал журнал «Русский паломник».
Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года, во время тренировочного полета. Произошла авария двигателя, истребитель УТИ МиГ-15 разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Матушка Макария, узнав об этом, попросила знакомого священника заочно отпеть погибшего.
Рассуждая о вере Юрия Алексеевича в Бога, можно отметить, что воцерковлённым он так и не стал. Однако, как единогласно утверждают близко знавшие его люди, характер Гагарина вполне соответствовал православным духовно-нравственным ценностям. Он всегда был готов положить «душу свою за други своя», всех прощал, никогда ни на кого не держал зла, был скромным и добросовестным человеком. По завету оптинского старца Нектария Юрий Алексеевич «жил не тужил, никого не обижал, никому не досаждал и всем — почтение». «Простой, как ребёнок» — это определение Гагарина схимонахиней Макарией говорит о многом. Как сказано в Евангелии: «Если не будете, как дети, то не войдёте в Царствие Небесное».
В одной из публикаций на сайте Московской Патриархии Александром Рудаковым была высказана совершенно справедливая оценка первого космонавта планеты. Приведём её полностью. «В наше время многие герои советского прошлого воспринимаются обществом как «люди из другой эпохи», бесконечно далекие от нашего времени. Но не так с Гагариным: чем больше мы узнаем о нем, о его внутреннем мире, о его мировоззрении, тем ближе он становится к нам. Совершив подвиг в космосе, Гагарин повел себя как отважный, мужественный человек и на земле. Сегодня Юрий Алексеевич дорог для нас не только как человек, первым полетевший в космос, но и как патриот, отстаивавший духовные ценности тысячелетней России. И это особенно важно сейчас, когда таких людей становится всё меньше».
Православный писатель Игорь ЕВСИН, г. Рязань
Источник: ИМ ЗЁРНА
UPD:
«К нашему дому приходило много народу: школьники с учителями, колхозники, пришла даже группа дряхлых старушек. Их интересовало, видел ли я в небесах господа бога? Я вынужден был разочаровать их. Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и все связанное с его именем — выдумка и чепуха.» Ю.Гагарин «Дорога в космос»
———————————-
Кажется я нашел одну из версий произошедшего из жития первого космонавта, написанного его братом Валентином: «Мой брат Юрий»
Вообщем пришли старушки к Гагарину и говорят:
«— Юра, сынок, ты скажи нам: видел ли ты его?
— Кого?
— Кого… Ну, его… Господа бога нашего,— решилась наконец тетя Маня.— И
как он допустил тебя туда?
Юра громко рассмеялся:
— Нет, не видел, бабушки, и думаю, вы только не обижайтесь, но думаю я, что
его совсем в природе не существует.
Старушки смущенно зашептались.
— А что, Юрушка,— опять вступилась в разговор тетя Маня,— что это ты,
спросить мы тебя хотим, фуражечку совсем не снимаешь?
— Извините,— теперь уже смутился Юра, не понимая, к чему задан этот
вопрос: может, в невежестве укоряют его старые люди.— Извините, в форме я
— положено так. Но так и быть…
Он быстро сдернул фуражку, бросил ее на крыло машины. И тут случилось то,
над чем мы после долго хохотали. Мария Петровна быстро подошла к нему,
подняла руку и дернула прядку волос на его голове.
— Что ты делаешь, тетя Маня? — с притворным ужасом закричал Юра.— Ведь
больно же!
Мария Петровна растерялась до такой степени, что даже расплакалась.
— Юрушка, сынок, ты уж прости меня, старуху неразумную. Нам ведь, по
темноте нашей, чего только не наговорили. Что наказал тебя господь, без волос
оставил, что парик ты носишь, из шерсти собачьей сделанный. А ведь волос-то
у тебя свой, настоящий.
Мы уже давно вышли из комнаты, стояли на крыльце, и, когда тетка Маня
сказала это, грянул хохот.
— Наговорили тебе, а ты поверила,— весело рассмеялся и Юра.— Да кто,
кстати, наговорил-то, где он, выдумщик этот?
Тетка Маня уже оправилась от смущения.
— Кто ж его знает, от кого первого слыхано было. Может, и сами мы это
придумали. Газет-то — старенькие мы, видим плохо — не читаем вовсе, а вот
сойдемся так, посидим на завалинке, погреемся— до чего только не
додумаемся… Выходит, неправда все?
Валентин Алексеевич Гагарин — Мой брат Юрий
— Выходит так.
— А ты, Юрушка, не сумлевайся. Я теперь от кого байки про тебя услышу, так
тому и скажу: неправда все это. Сама с Гагариным толковала — сосед, мол, он
мне, и сама убедилась, что остался он таким, каким с детства его помню. Ни
один волос не упал с головы. А вот про бога с батюшкой посоветуюсь. Трудно
так сразу-то… Шестьдесят пять лет на белом свете живу, в церковь хожу и богу
молюсь. А ты говоришь, не увидал его…
Юре, видимо, по душе пришелся этот разговор со старушками.
— Знаете, бабушки,— весело пообещал он,— вот чуть-чуть подучимся летать
— и вашего батюшку в космос пригласим. Пусть сам убедится, что к чему. А
захотите — и вы полетите.
Тетя Маня разошлась вовсю:
— Я чего? Была бы я помоложе, нешто не полетела бы? Да с тобой, Юрушка,
хоть на край света…
— Истинную правду Петровна говорит,— дружно поддержали ее другие
старушки.
Много позже Юра говорил, что в той огромной почте, которую получил он по
возвращении из космоса, были сотни писем от недавних верующих, от тех, кто,
под впечатлением полета, отрекался от своих былых воззрений.
Народу спасибо!»
«А жили Орловские неподалеку от нас. Иван Иванович, отец Володин, был
священником. Добрый по натуре, но вспыльчивый и прямой человек… Когда
через полгода грянула война и гитлеровцы оккупировали Клушино, он
отказался сотрудничать с ними, за что его преследовали, арестовывали. В сорок
четвертом, после освобождения Клушина, Иван Иванович погиб на мине вместе с сыном.»
«Немцы — вся часть — ушли в сторону Москвы.
Неверующей была наша семья, но в этот день я горячо молился про себя —
богу ли, еще ли кому,— чтобы и генерал, и его толсторожий фельдфебель
нашли себе могилу под Москвой.»
«Юра долго стоял, положив руки на решетку ограждения: загляделся на стены и
башенки Рязанского кремля, на тонкую свечу вознесенной высоко в небо
колокольни Успенского собора. Лучи заходящего солнца ломались и дробились
на золотых покровах древних строений, отражаясь, кололи глаза. Ветер заметал
под ноги рыжую листву из сквера.
Валентин Алексеевич Гагарин — Мой брат Юрий
Он сказал:
— Знаешь, вот постоял, посмотрел на кремль — и как-то спокойней на душе
стало. Кремли… Сколько их в России… Москва, Новгород и Псков, Астрахань,
Ростов… Очень прочно стоят они на земле.»
«И Юра охотно фотографировался с ними, и говорил о
Евпатии Коловрате и Авдотье-рязаночке, читал по памяти стихи Сергея
Есенина:
Седины пасмурного дня
Плывут, всклокоченные, мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже…»
«А однажды, взволнованный, разговорился:
— Про мятежи вот Шолохов пишет, про судьбу Григория Мелехова… У нас-то,
в восемнадцатом, когда кулаки да попы долгогривые мятеж организовали и
Ивана Ивановича Сушкина убили, такая же история приключилась. Меня да
братца Савелия тоже в кулацкое войско мобилизовали, как и всех прочих
крестьян, от подростков до стариков. Силком, под ружьем погнали. Савелий-то
уже мужиком был, женатый, а я мальчонка, по шеснадцатому году. Собрали
нас, войско голоштанное, со всех деревень и загнали в дырявый сарай.
Подкулачников в сторожа к нам приставили, а они изгаляются над нами,
грозят: мол, утром в церкви на верность нашему делу присягнете — тогда
освободим, в строй поставим. Надеялись, значит, на церковную присягу.
Только зря надеялись: ночь пришла — всем дорогу указала. «Тут, братец,
паленым пахнет, можно и головы не сносить,— сказал мне Савелий.— Давай-
ка, Ленька, в бега налаживаться». Отодрали мы доску с глухой стороны сарая и
ушли. За нами и остальные разбежались, потому что не с руки нам, нищете,
голи перекатной,»
— Сайт про Гагарина, космос и Православие
Бог и космос: 5 высказываний космонавтов о вере
В эпоху современных технологий, когда человек в буквальном смысле расщепляет мир на материальные составляющие, очень важным является не утратить духовную составляющую. Обычных людей всегда интересует мнение авторитетных деятелей науки по поводу Бога и веры. Поэтому ко Дню космонавтики мы подготовили для Вас высказывания пяти знаменитых космонавтов о своей вере в Господа.
Первый космонавт Юрий Гагарин
«В космосе был, Бога не видел». Эту фразу растиражировали все атеистическим СМИ СССР. Но что примечательно – сам Юрий Алексеевич Гагарин такого вовсе не говорил!
Ему, как утверждает генерал-майор, летчик-космонавт, Герой России Валерий Корзун, принадлежит совсем другая фраза: «Если Бога не встретил на Земле, то Его не увидишь и в космосе». Тот же Валерий Корзун утверждает, что Юрий Гагарин не был атеистом. К слову, именно он первым предложил восстановить разрушенный ранее Храм Христа Спасителя в Москве.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов
«Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают… Когда мы, космонавты, астронавты, собираемся вместе, мы не делим друг друга на «белых» и «цветных», русских, американцев, европейцев. Мы все – дети Земли, дети Божии. Без полёта нам было бы сложнее понять эту простую истину».
Тот же Алексей Леонов утверждал: «Немало христиан среди американских астронавтов. Мне довелось побывать у многих из них дома, и почти везде я видел специальные уголки, комнаты для молитв. Там на стене обязательно висит распятие, постелен коврик, чтобы можно было стать на колени, помолиться».
Астронавт NASA Джефф Уильямс
На вопрос, не мешает ли Джеффу верить в Бога его приверженность науке, астронавт ответил: «Наоборот, наука помогает мне увидеть Бога другими глазами, моя вера только, укрепляется». Джефф Уильямс относит себя к протестантам. Он регулярно проповедует о Боге «с точки зрения астронавтики».
Недавно Уильямс заявил: «Я не нашел противоречий с настоящей наукой – подлинной наукой в целом – и Писанием. Я обнаружил, что во всех случаях, где присутствовал конфликт, это не был конфликт с наукой, но конфликт с предубеждением… если кто-то считает, что наука находится в конфликте с, например, первыми главами Книги Бытия, это не наука, это предубеждение».
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко
Космонавт признался, что пришел к вере в Бога после того, как начал анализировать свою жизнь. «Почему я верю? Потому что во время войны, даже не на фронте, а в тылу или в оккупации, как случилось со мной, другой надежды у человека нет, кроме как на Бога. И я могу Вам сказать, что тогда практически все были верующими. Потому что жить хочется. И я, мальчик, верил, я верю, что был рождён, чтобы стать космонавтом», – сказал он. «И когда я по наивности, по горячности, по глупости что-то делал, чтобы сойти с этого пути, меня, подозреваю, мой ангел-хранитель жестоко наказывал. Доводил до отчаяния. А потом самым невероятным образом возвращал на мой путь».
Миссия «Аполлон 8» и «Аполлон 15»
Когда космический корабль Аполлон «бороздил просторы вселенной», командир экипажа Фрэнк Борман вышел на связь с Землей. Он сказал, что у экипажа есть послание для всех землян. Каждый член экипажа прочёл отрывок из первой главы библейской Книги Бытия (ст. 1-10) , затем Борман, завершая сеанс, произнёс: «От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию пожеланиями спокойной ночи, удачи, счастливого Рождества и благослови Господь всех Вас там, на прекрасной Земле», после чего корабль в последний раз зашёл за Луну… Эпично, не так ли?
Не менее впечатляющей была высадка на Луну членов экипажа «Аполлона 15», среди которых был и астронавт Джеймс Ирвин. Впоследствии он скажет, что на Луне «постоянно чувствовал связь с Богом, ощущал его присутствие гораздо сильнее, чем это было на Земле»
На завершение, хотелось бы отметить, что космос, по своему существу, никак не может быть подтверждением отсутствия Бытия Бога. Скорее – наоборот. По крайней мере, так говорят те, кто в космосе бывал неоднократно.