Содержание
- Правда о убийстве Святителя Филиппа
- Малюта Скуратов был монахом. Святитель Филипп не был им убит.
- 1. Холодная зима 1568 года
- 2. Соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским
- 3. Совесть царя
- 4. Царь и христианин
- 5. Христианин и царь
- 6. Наследство бояр Колычевых
- Митрополит Филипп 2 и Иван Грозный
- Происхождение
- Учеба
- Сближение с царем
- Что послужило толчком к отказу от мирской жизни?
- Соловецкий монастырь
- Противостояние
- Церковный суд
- Мученическая смерть
- Почитание митрополита Филиппа
- Митрополит Филипп — краткая биография
- Ответ
- Филипп II (митрополит Московский)
Правда о убийстве Святителя Филиппа
Что тут скажешь, действительно, Святителя Филиппа убили. Но, тут главное, надо ответить на вопрос: «Кто это сделал»? К сожалению, часто отвечают на это вопрошание неверно, обвиняя в смерти митрополита Филиппа Царя Иоанна Грозного. Так ли это? На это можно ответить прямо и честно: «Нет, это не так»! Тому нет никаких доказательств. А ложное утверждение, что опричник Малюта Скуратов сделал это по повелению Царя, когда-нибудь будет опровергнуто окончательно.
Понятно, что сейчас сторонники этого лживого навета будут требовать от защитников Помазанника Божьего, чтобы им доказали всю несостоятельность и абсурдность такого обвинения. Они, понятно, будут настаивать на своём и кричать с пеной у рта, что, мол, у нас нет никаких фактов. Но, пусть себе надрывают своё многоликое горло.
Мы, честные русские люди, православные монархисты, скажем всей этой публике: «Святой наш Государь не убивал и не повинен в смерти Святителя Филиппа Колычева»!
Смело утверждая это, следует хорошо разобраться во всех известных нам исторических фактах. А объективно разобравшись, приходим к выводу, что единственным достоверным источником, свидетельствующим о невиновности Царя Иоанна Васильевича в смерти друга и преданного соратника, является Его личный помянник, куда Он записывал всех казненных.
Государь был очень щепетильным в вопросе спасения душ подданных, потому записывал туда каждое имя. Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу. Если бы Государь винил Себя в убиении Святителя, то Он непременно внес бы его имя в это поминовение.
Некоторые люди часто противопоставляют Царя Иоанна и Святителя Филиппа, будто между ними был некий конфликт, как это показано, например, в фильме Лунгина «Царь». Впрочем, хотя этот режиссер и пытается всем об этом рассказывать, становится очевидным, что все попытки противопоставления этих двух личностей являют собой полное непонимание тех исторических реалий, которые тогда происходили.
А происходило следующее. Летом 1567 года были перехвачены письма польского короля и литовского гетмана к очень влиятельным боярам, в современном понимании олигархам, с предложением идти под Литву. Это уже была государственная измена, которая грозила страшными последствиями для Русского Царства. Сама будущность России могла вполне измениться. От действий Помазанника Божьего зависело практически всё. Быть или не быть русскому народу. Начался розыск виновных, затем последовали казни.
Митрополит Филипп, понимая всю сложность ситуации, поддержал политику Царя, хотя и ходатайствовал о смягчении участи преступников. Он видел, что некоторые архиереи и священники молчаливо сочувствуют изменникам, и такое их поведение глубоко возмущало его, не находило в сердце отклика. С его уст слетали обличающие слова, в которых он лишь обличал высшую иерархию, неразумие духовенства, а вовсе не карающую десницу Христа Господнего — Царя.
«На то ли собрались вы, отцы и братия, чтобы молчать, страшась вымолвить Истину? Никакой сан мира сего не избавит нас от мук вечных, если преступим заповедь Христову и забудем наш долг пещись о благочестии Благоверного Царя, о мире и благоденствии православного христианства».
Владыко Иоанн Снычев в своей книге «Русская Симфония» пишет, что «как правило, эти слова Святителя Филиппа толкуются в том смысле, что он призывал пастырей, покорных Царской воле, восстать против опричнины. В самом тексте речи на такое её значение нет и намёка. Если уж говорить о «строго научном подходе», то нет вообще никаких доказательств, что многочисленные «обличительные» речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены.» (Митрополит Иоанн Снычёв, Русская Симфония, СПб., 2004, с.158).
И потом, как известно, насильственной смерти митрополита Филиппа предшествовала целая история, связанная с его удалением с Московской кафедры.
У Святителя и Государя были общие враги, которые пытались, видя их дружбу, поссорить этих выдающихся людей. Царю Иоанну клеветали на Филиппа, а Святителю лгали на Царя, в результате ясно обозначилась разрушительная цель нечестивых сил.
Но, Государь, зная своего друга, никак не поддавался на эти бесовские ухищрения, пока трое противников Святителя Филиппа не поехали в Соловецкий монастырь.
Имена этих злоумышленников хорошо известны. Это епископ Пафнутий Суздальский, архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин. Они льстивыми словами, угрозами и деньгами склонили к лжесвидетельству некоторых местных монахов, в том числе и их игумена Паисия. Тот возжелал, предложенной ему, епископской кафедры. К тому же, он еще был учеником Святителя Филиппа, потому уподобился Иуде, предавшему своего Учителя.
Тут еще стоит упомянуть, что в заговоре против святого, помимо названных выше лиц, участвовали такие видные архиереи как Новгородский архиепископ Пимен, епископ Филофей Рязанский, благовещенский протопоп Евстафий и пристав Стефан Кобылин, который потом и будет его тюремщиком.
Лжецы приехали в Москву и учинили судилище, которое представили как якобы справедливое судебное разбирательство. На нем святого приговорили к смерти, но Царь Иоанн сразу же отменил этот несправедливый приговор.
Благочестивый Государь пытался защитить Филиппа, но Ему были представлены доводы противной стороны, которые в тот момент невозможно было быстро опровергнуть. Вероятно, это сбило бы с толку любого человека, но только не Помазанника Божьего. Он просто решил временно отстранить Святителя до выяснения всех обстоятельств этого запутанного дела. Надо было всё проверить и выяснить, кто по настоящему замешан, как в государственной измене, так и в лживых наветах на архиерея Божьего.
Государь, конечно же, не верил клевете, хотя видимо и признал в ней особенную изощренность. В это время, Сам Господь открывал Своему Помазаннику, как правильно следовало поступить в конечном итоге, распутав этот закрученный клубок вражеских интриг.
После сведения с кафедры, митрополит Филипп был отправлен на покой в Московский монастырь Николы Старого, где на его содержание Государь повелел выделять из казны 4 алтына в день. А это по тем временам немалые деньги, если перевести в копейки, то это составит 12 копеек.
Напомню, что на 5 копеек можно было тогда купить 16 кг ржи. Таким образом, в месяц Владыко Филипп мог получить 3 рубля 60 копеек, а так как корова и лошадь шли тогда по 1 рублю, то можно представить данный факт, как свидетельство доброго отношения, Царской заботы о своем верном человеке. Думается, что, скорее всего, Государь так не поступил бы, если бы поверил грязной клевете на Святителя.
Несомненно, что это всё понимали враги Бога, Царя и Отечества. Под каким-то благовидным предлогом этим изменникам удалось удалить Святителя в Тверской Отрочь Успенский монастырь. Убийство святого митрополита было лишь делом времени…
В декабре 1569 года Государь с войском двинулся на Новгород, для того, чтобы искоренить измену и уничтожить ересь жидовствующих. Могли открыться связи новгородских предателей, среди которых центральное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской мафией, замешанной в деле смещения владыки Филиппа с митрополии. В этих условиях Царский друг становился для них опаснейшим свидетелем. Его решили убить сразу, не откладывая, так как понимали, что Грозный близко.
Государь поручает своему верному опричнику Малюте Скуратову найти Филиппа, но тот застаёт его уже убиенным и сразу, не откладывая, уезжает, чтобы доложить об этом Царю. Вот тут то на него и повесили то, чего он не делал. Клевета начинает распространяться вместе с «Житием Святителя Филиппа», в котором лживый автор пишет следующее:
«Малюта вошел в келью и, смиренно кланяясь, сказал святому: «Владыка, подай благословение Царю идти в Великий Новгород». Зная, зачем пришел царский посланец, Филипп ответил: «Делай то, за чем ты пришел ко мне, и не искушай меня, лестью испрашивая дар Божий». Малюта взял подушку и задушил ею святого. Потом поспешно вышел из кельи и, сообщив о смерти его настоятелю и братии, стал укорять их в небрежении к узнику, который будто бы умер от чрезмерного угара. Не давая им опомниться, Малюта приказал вырыть глубокую яму за алтарем соборной церкви и при себе погрести тело. Не было при этом ни звона колоколов, ни благоухания фимиама, ни, быть может, самого пения церковного, ибо злой опричник спешил скрыть следы своего преступления. И как только могила была сравнена с землей, он немедленно уехал из обители».
Про это так называемое «Житие», написанное к тому же со слов тюремщика Кобылина, даже Карамзин, которого явно нельзя заподозрить в симпатии к Царю Иоанну Грозному, говорил, что оно вызывает у него большие сомнения, хотя бы тем, что подробно передает разговор Малюты и Филиппа.
Не могло быть свидетелей подобного диалога. Это столь очевидно, сколь явно просматривается сочинение явно заинтересованного лица, пожелавшего очернить нашу историю. Его имя неизвестно, вероятно оно сгинуло навсегда. Но, одно понятно, что с легкой руки этого борзописца, до сих пор ходит по умам кривда — матушка.
Горбами увенчалась паскудными,
Разрослася сухостоями дремучими,
Да лесами не проезд — засечными.
Не пройти, не проехать век веков.
Не обойти стороною чужедальнею…
А напоследок, еще выскажу такую мысль, дорогие отцы, братья и сестры. Изначально, к смерти Святителя Филиппа приговорили олигархи того времени — архиереи и бояре, а вовсе не Иоанн Васильевич, заменивший этот страшный приговор на временную ссылку. Так кто же довел это нечестивое решение до конца, когда Царь этому всячески противился? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности…
Малюта Скуратов был монахом. Святитель Филипп не был им убит.
Малюта Скуратов (настоящее имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) оклеветан в нашей истории так же как и Царь Иоанн Грозный. И мало кто знает, что он был в иноческом сане. Даже прозвище Малюта говорит от его высокой религиозности, потому что происходит от слов: «Молю Тя…». Эти слова он часто говорил в отношении Господа при решении тех или иных вопросов, то есть «Молю Тя, Господи, помоги мне».
На нашем ВИДЕО Валерий Михайлович Ерчак, кандидат юридических наук, доцент кафедры Конституционного права Белорусского Государственного Университета рассказывает о Малюте Скуратове, как о монахе.
Григо́рий Лукья́нович Скура́тов-Бе́льский был выдающимся государственным деятелем, ближайшим сподручником святого Царя Иоанна Грозного. Вопреки расхожему мнению он не стоял у истоков монашеского ордена — опричнины. Он был принят в нее позже и исполнял должность параклисиарха, то есть пономаря. Возвышение Скуратова началось, когда опричное войско начало действовать, «ограждая личную безопасность царя» и «истребляя крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде». Вскоре Скуратов выдвинулся в число самых приближенных к Ивану Грозному опричников.
Весной 1572 года, в ходе Ливонской войны, Грозный предпринял поход против шведов, в котором Малюта занимал должность дворового воеводы, командуя государевым полком.
Григорий Бельский геройски погиб в бою 1 января 1573 года, лично возглавив штурм крепости Вейсенштейн (ныне Пайде). Погребен, как инок Григорий в Иосифо-Волоколамском монастыре.
Те, кто обвинял и обвиняет Малюту Скуратова в убийстве святителя Филиппа ссылаются на насколько «первоисточников» — на летописи, воспоминания Таубе и Крузе, сочинения князя Курбского и соловецкое «Житие». Следует сказать, что все без исключения составители этих документов являлись политическими противниками царя, и потому необходимо критическое отношение к данным источникам. Тем более что составлены они были много лет спустя после описываемых в них событий.
Историк Вячеслав Манягин подробно рассмотрел версию убийства святителя Филиппа, изучил архивные документы и пришел к следующим выводам:
1. ИСТОЧНИКИ, КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ
Новгородская третья летопись, под летом 7077 сообщая об удушении свт. Филиппа, называет его «всея Русии чудотворцем», то есть летописец говорит о нем, как об уже канонизированном святом. Это свидетельствует о том, что летописная запись составлена несколько десятилетий спустя после смерти св. Филиппа. Мазуринская летопись за 1570 год, сообщая о его смерти, прямо ссылается на соловецкое «Житие», которое было составлено не ранее самого конца XVI века, а то и в начале XVII века. Разница между событием и летописной записью составляет 30—40 лет! Это все равно, как если бы написанную в 1993 году биографию Сталина через 400 лет стали бы выдавать за непререкаемое историческое свидетельство.
Что касается «Мемуаров» Таубе и Крузе, то они многословны и подробны, но их явно клеветнический характер выводит их за скобки достоверных источников. Серьезные научные исследователи не считают их таковыми. Так, ведущий специалист по русской истории того периода, Р.Г. Скрынников отмечает: «Очевидцы событий, Таубе и Крузе, составили через четыре года после суда пространный, но весьма тенденциозный отчет о событиях». Кроме того, нравственный облик этих политических проходимцев, запятнавших себя многочисленными изменами, лишает их права быть свидетелями на суде истории, да и на любом другом суде.
То же можно сказать и о князе Андрее Курбском. Будучи командующим русскими войсками в Ливонии, он вступил в сговор с польским королем Сигизмундом, и изменил во время боевых действий. Получил за предательство награду землями и крепостными в Литве. Лично командовал военными действиями против России. Польско-литовские и татарские отряды под его командованием не только воевали русскую землю, но и разрушали православные храмы, что он сам не отрицает в своих письмах к Царю (оговаривая только свое личное неучастие в святотатстве). Как источник информации о событиях в России после 1564 года он не достоверен не только в силу своего резко негативного отношения к государю, но и просто потому, что жил на территории другой страны и не был очевидцем событий. Практически на каждой странице его сочинений встречаются «ошибки» и «неточности», большинство из которых является преднамеренной клеветой.
Как ни прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Оно было написано противниками царя Иоанна примерно 35 лет спустя после кончины святителя, и содержит много фактографических ошибок. Р.Г. Скрынников указывает на то, что «Житие митрополита Филиппа» было написано… в 90-х годах XVI века в Соловецком монастыре. Авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: старца Симеона (Семена Кобылина), бывшего пристава у Ф. Колычева и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом».
Таким образом, «Житие» составлялось: 1) со слов монахов, оклеветавших святого /Филиппа/; именно их клеветнические показания сыграли решающую роль в неправедном осуждении митрополита Филиппа Освященным Собором Русской Православной Церкви; 2) со слов бывшего пристава Семена Кобылина, охранявшего святого в Отрочьем монастыре и не выполнившего своих прямых обязанностей, а быть может, и замешенного в убийстве. Разумно ли принимать слова таких людей на веру, даже если их слова приняли форму жития? Вполне понятно отношение этих людей к государю, их желание выгородить себя и подставить других.
Таким образом, источники, «свидетельствующие» об убиении свт. Филиппа Скуратовым-Бельским по приказу царя, составлены во враждебном царю окружении, причем много лет спустя после описываемых событий. Их составители пишут с чужих слов, испытывают ярко выраженное неприятие проводимой московским правительством политики централизации и охотно повторяют слухи, порочащие московских государей. Эти первоисточники слишком предвзяты и ненадежны. Притом сами факты — суд над святителем по наущению ряда высших иерархов Церкви, лишение его сана, ссылка и мученическая кончина — не подвергаются автором данных строк ни малейшему сомнению.
2. ОШИБОЧНОСТЬ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА
Составленный клеветниками и обвинителями митрополита Филиппа текст жития содержит множество странностей. Он «давно ставил исследователей в тупик своей путаностью и обилием ошибок» (Скрынников).
Например, житие рассказывает, как царь послал уже сведенному с кафедры, но еще находящемуся в Москве святому отрубленную голову его брата, Михаила Ивановича. Но окольничий М. И. Колычев умер в 1571 году, спустя три года после описываемых событий. В других изданиях жития, там, где переписчики заметили эту несуразность, брат заменяется племянником святителя.
Вызывает удивление и то, что житие подробно передает разговор Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюты) и св. Филиппа, а также рассказывает о том, как он якобы убил святого узника, хотя сами же авторы текста «Жития» утверждают: «никто не был свидетелем того, что произошло между ними».
На недостоверность данного эпизода указывают как светские, так и православные исследователи. Так, Г.П. Федотов, давая оценку приводимых в «Житии» диалогов, указывает на то, что речь св. Филиппа «драгоценна для нас не как точная запись слов святителя, но как идеальный диалог… так как она не носит характера подлинности». И добавляет, что слишком многое в этих памятных словах принадлежит красноречивому перу историка Карамзина.
Выгораживая себя, составители «Жития» указывают заказчиков клеветы на святого Филиппа, которыми являлись «злобы пособницы Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский, сиггел Благовещенский Евстафий». Последний, духовник царя, был «нашептывателем» против св. Филиппа перед царем: «непрестанно яве и тайно нося речи неподобныя царю на св. Филиппа». Об архиепископе Пимене «Житие» говорит, что он, первый после митрополита иерарх русской церкви, мечтал «восхитить его престол». Чтобы осудить и низложить св. Филиппа, они провели свой «собор», который, по словам Карташева, стал «позорнейшим из всех, какие только были на протяжении русской церковной истории».
Таким образом, имена врагов святого Филиппа, как клеветавших на него, так и заказавших клевету и осудивших его, хорошо известны. Что касается отношения государя к св. Филиппу, то из «Жития» становится ясно, что царь был обманут. Как только он убедился, «яко лукавством належаша на святого», то сразу подверг клеветников опале и ссылке. Святитель Димитрий Ростовский, составитель последнего канонически безупречного текста Четьих Миней, не упоминает о том, что царь как-либо причастен к кончине митрополита. Кроме того, Курбский указывал, что царь «аки бы посылал до него (митрополита Филиппа — В.М.) и просил благословения его, такоже и о возвращении на престол его». То есть обращался с просьбой вернуться на митрополию.
3. КОМУ БЫЛА ВЫГОДНА ВЕРСИЯ УБИЙСТВА
Кроме того, при ознакомлении с подробностями убийства неизбежно возникает вопрос: а для чего, собственно, Грозный приказал убить св. Филиппа? Конечно, если априори признать жестокость Иоанна, то других доказательств и не надо. Но на суде истории хотелось бы иметь улики повесомей. Древние в таких случаях спрашивали: кому выгодно?
Имена недругов святителя хорошо известны и упоминались выше. Это новгородский архиепископ Пимен — второе лицо в заговоре 1569 г., епископы Пафнутий Суздальский и Филофей Рязанский, а так же их многочисленные клевреты. Еще при поставлении святителя на митрополию в 1566 г. они «просили царя об утолении (!) его гнева на Филиппа». Иоанн же, напротив, гнева на нового митрополита не имел, даже когда тот просил его за опальных новгородцев или обличал недостатки правления. Царь еще более желал видеть на московской кафедре человека, знакомого ему с детства, прославленного честностью и святостью. Для тщеславных и честолюбивых интриганов избрание Филиппа было равно катастрофе. Как указывает митрополит Иоанн (Снычев) в своей книге «Самодержавие духа», после раскрытия заговора Федорова-Челяднина (1567 г.) митрополит Филипп выступил в поддержку державной политики царя и публично обличал сочувствовавших заговорщикам епископов. Это убедило их, что новый заговор не будет иметь успеха, так как даже в случае ликвидации Грозного царя, изменникам придется столкнуться с митрополитом, стоящим на страже интересов Отечества. Поэтому они взяли курс на устранение св. Филиппа с кафедры.
Сначала интриганы попытались вбить между святителем и царем клин клеветы. Орудием послужил царский духовник, который, как уже говорилось выше, «явно и тайно носил речи неподобные Иоанну на Филиппа». А Филиппу лгали на Иоанна. Но эта попытка не удалась, так как царь и митрополит еще в 1566 г. письменно разграничили сферы влияния: один не вмешивался в церковное управление, а другой не касался государственных дел. Когда святого обвинили в политической неблагонадежности, Иоанн просто не поверил интриганам и потребовал фактических доказательств, которых у заговорщиков, естественно, не было.
Тогда владыки новгородский, рязанский и суздальский заключили с высокопоставленными опричниками-аристократами союз против Филиппа. К делу подключились бояре Алексей и Федор Басмановы. Заговорщики сменили тактику. Для поисков компромата в Соловецкий монастырь направилась комиссия под руководством Пафнутия и опричника князя Темкин-Ростовского. Игумен монастыря Паисий, которому был обещан епископский сан за клевету на своего учителя и девять монахов, подкупленные и запуганные, дали нужные показания. Остальное было делом техники.
В ноябре 1568 года епископы-заговорщики собрали собор. Приговор собора, как и многие другие документы того времени, впоследствии был «утерян». Но известно, что особенно яростно «обличал» святого архиепископ Пимен, надеявшийся стать митрополитом. Надо особо отметить, что «царь не вмешивался в решения собора, и противникам Филиппа пришлось самим обращаться к царю».
Известный православный агиограф начала XX века Г.П. Федотов, несмотря на всю свою предубежденность против царя, отметил: «Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми». Из этого видно, что Иоанн добросовестно соблюдал подписанное соглашение о разграничении сфер деятельности церковной и светской власти. Царь пытался защитить святителя, но не мог нарушить соборного постановления. Свергнутый митрополит был арестован лично участником заговора А. Басмановым и заточен в Тверской Отрочь монастырь под надзор еще одного заговорщика, «пристава неблагодарна» Стефана Кобылина.
Изменник Курбский откликнулся на событие очередной клеветой. «Кто слыхал зде, епископа от мирских судима и испытуема?» — писал он, как будто и не заметив, что суд был церковный, а не царский. Авторы «Жития» вообще не упоминают об осудившем святого Освященном соборе, также перекладывая всю вину на царя. Но самое интересное, что и Скрынников, в своей книге «Крест и корона», пишет: «Как бы ни складывались взаимоотношения монарха с первосвященником, в истории России не было случая низложения митрополита по решению светских судей», поддерживая, таким образом, версию Курбского.
Такое заявление вдвойне непростительно для историка-профессионала: во-первых, Скрынников прекрасно знает о том, что святителя Филиппа осудил именно церковный собор, а во-вторых, как историк Скрынников должен помнить, что в XV веке Великий князь Василий Васильевич Темный своею (светской) властью низложил и арестовал принявшего Унию с католиками митрополита Исидора. Так что «случай низложения митрополита по решению светских судей» в России имел-таки место.
4. РАСПЛАТА ЗА КЛЕВЕТУ
Враги святителя просчитались. Пимен не стал митрополитом — Иоанн был не так прост и призвал на место св. Филиппа игумена Троице-Сергиева монастыря Кирилла. А в сентябре 1569 г. началось следствие о связях московских и новгородских изменников и их соучастии в устранении Филиппа. Святой стал очень опасным свидетелем и его решили убрать. Когда Скуратов-Бельский, руководивший расследованием, достиг Твери, святитель был уже мертв. Можно предположить, что царь послал к узнику своего доверенного слугу с просьбой вернуться на митрополию, а вовсе не с приказом удушить святого.
Но возвращение митрополита Филиппа в Москву вовсе не входило в планы заговорщиков. А тут, как на грех, один из них — пристав Кобылин — сторожил святого узника. И при этом стороже заключенный скончался — то ли от угара, то ли был задушен подушкой, то ли отравлен…
Григорию Лукьяновичу оставалось только доложить обо всем Иоанну. «Царь… положил свою грозную опалу на всех виновников и пособников его (св. Филиппа — В.М.) казни». Паисий был заточен на Валааме, Филофей лишен сана, пристав Кобылин, так неудачно «охранявший» святого, сослан в монастырь. Были казнены Басмановы и, после бездарной обороны Москвы в 1571 г., казнен князь Темкин-Ростовский. Не ушли от расплаты и другие преступники, в первую очередь Пимен, заключенный в Веневский Никольский монастырь.
5. О ПОКАЯННОМ ПИСЬМЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
Будущим патриархом Никоном с целью заставить царя покаяться в «убийстве» митрополита «светской властью» и утвердить, таким образом, превосходство святительской власти над царской было инспирировано покаянное письмо к мощам святителя Филиппа. Царь Алексей Михайлович, второй царь из рода Романовых официально посылая покаянное письмо неофициально придерживается совсем иной точки зрения.
В письме к князю Н.И. Одоевскому (от 3 сентября 1653 г.), Алексей Михайлович пишет по поводу перенесения мощей святителя Филиппа с Соловков в Москву: «А как принесли его (свт. Филиппа — В.М.), света, в соборную и апостольскую церковь и поставили на престоле его прежебывшем, кто не подивится сему, кто не прославит и кто не прослезится, изгонимаго вспять возвращающася и зело с честию приемлема? Где гонимый и где ложный совет, где облавники и где соблазнители, где мздоослепленныя очи, где хотящии власти восприяти гонимаго ради? Не все ли зле погибоша; не все ли изчезоша во веки; НЕ ВСЕ ЛИ ЗДЕСЬ МЕСТЬ ВОСПРИЯЛИ ОТ ПРАДЕДА МОЕГО ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛИЕВИЧА ВСЕА РОССИИ (выделено мной — В.М.), и тамо месть вечную приимут, аще не покаялися?»
Из текста письма ясно, что Алексей Михайлович не только уверен в том, что святителя Филиппа погубили обманщики и взяточники, но и в том, что Иоанн Грозный (которого царь называет прадедом, так как является правнучатым племянником Грозного по линии его первой жены, Анастасии Романовой) справедливо покарал их. Что может быть лучшим свидетельством невиновности Иоанна IV?
Источник: Домодедовские вести
Его цель – безграничная власть над душами современников. «Чего хочет царь – хочет Бог!»
В 15 километрах от Москвы, на высоком берегу реки Пахры высится кирпичная свеча колокольни храма Воскресения Словущего. Колокольня является самой высокой точкой села Колычево. История села уходит в глубокую древность и неразрывно связана с одним из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви – московским митрополитом Филиппом. Его иконописный лик смотрит с фасада колокольни. Внимательный взгляд митрополита встречает молящихся в храме. О священномученике Филиппе, Иване Грозном и истории села и пойдет этот рассказ.
1. Холодная зима 1568 года
По свидетельству современников зима 1568 года выдалась лютой. Москва была окутана морозной дымкой, в которой как в вате гас знаменитый звон ее колоколов. На лету замерзали птицы, и горожане предпочитали сидеть по домам. Государь Иван Васильевич, недавно вернувшийся из Первого ливонского похода, поначалу был благодушен.
Но вскоре шепот ужаса пронесся среди горожан. То там, то здесь толпы опричников врывались в дома известных служивых людей, грабили и насильничали. Бояр и их слуг голышом выволакивали из домов. А затем с гиканьем и свистом тащили на арканах по обледенелым улицам, чтобы кинуть в пыточные подвалы.
И вскоре главные площади столицы украсили сосновые перекладины виселиц, дубовые плахи и огромные дымящиеся котлы со смолой. Возле деревянных настилов с топорами в руках прохаживались мускулистые каты – палачи Древней Руси.
Причиной новой волны террора послужили якобы найденные письма польского короля Сигизмунда. Единственным, кто не поддавался всеобщему настроению страха, был московский митрополит Филипп.
2. Соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским
К 1568 году ему исполнился 61 год. Родившийся в знаменитой боярской фамилии, детство он провел в Москве и семейном имении Колычево, вблизи нынешнего городского округа Домодедово. На берегу неторопливой Пахры он впитал любовь к родной земле и получил разностороннее образование. Иначе просто быть не могло, ведь его отец был воспитателем Юрия Васильевича – брата Ивана IV .
Юность пролетела при дворе Великого князя. Казалось, его ждала блестящая придворная карьера. Но блеск придворной жизни и звон боевых мечей не радовали молодого человека. Всем своим сердцем он жаждал посвятить жизнь Богу.
Тридцати лет от роду Федор – так звали в миру молодого человека – в одежде простолюдина уходит вместе с обозом на далекий Север. Полгода он пасет овец, а еще через год его постригают в монахи под именем Филипп. Восемь лет трудов, молитвы, постов и подвигов поднимают Филиппа до звания игумена знаменитой Соловецкой обители.
Угловая башня Соловецкого монастыря, цветная фотография 1913 года
Именно при игумене Филиппе вокруг монастыря поднимаются те циклопические стены, которые мы видим сейчас, строятся храмы и в разы расширяется хозяйственная деятельности. Среди лучшего русского духовенства Филипп участвует в Стоглавом соборе, на котором Иоанн Васильевич обращает пристальное внимание на усердного игумена. Не связанный ни с какой боярской партией, Филипп Колычев представляется царю идеальной фигурой на место московского митрополита.
Царь Иоанн IV был сложным человеком, в душе которого склонность к неудержимому насилию парадоксальным образом уживалась с православной религиозностью.
Соловецкий игумен говорил прямо там, где все льстили. Он был словно отражением совести Иоанна. Поэтому царь остановил на нем свой выбор.
Слово царя много значило в то время. И поэтому на соборе духовенства 1566 года именно Филиппа единодушно избирают кандидатом на первосвятительскую кафедру.
Но тут возникает неожиданная проблема. Приехавшего издалека соловецкого игумена ужасают московские казни. Неожиданно для всех он выступает с резким осуждением разделения государства на Земщину и Опричнину, а также политики террора, которую проводит царь. Не ограничиваясь разговорами наедине, Филипп поднимает вопрос ребром прямо на заседании собора.
– Умири совесть мою, – обращается к царю будущий митрополит, – упраздни опричнину! Ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышнего, падет. Пусть будет только единая Россия!
Царь пугается. Собор епископов – это сила. Вдруг духовенство единым фронтом выступит против его нововведений? В некотором замешательстве он обещает подумать. А пока он думает, 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филиппа Колычева поставляют на престол митрополита Московского и всея Руси.
3. Совесть царя
В течение полутора лет кажется, что в жизни Русского государства началась новая пора. Царь приближает святителя Филиппа к себе, советуется с ним по всем вопросам церковной и государственной жизни. Он занят войной с Ливонией настолько, что даже оставил свое любимое развлечение – казнить изменников. Нет, опричнину Иван IV так и не распустил. Но ходят слухи, что это может случиться в любой момент. Слухи настораживают высокопоставленных опричников, которые привыкли наживаться за счет ограбления Земщины. Известна фраза Малюты Скуратова, которую он кинул на счет митрополита Филиппа:
– Везде этот поп! Продыху от него нет!
Царедворцы уже догадываются, что слухи распускаются с ведома самого царя. Ему сложно сдерживать себя, ему сложно разговаривать с митрополитом. Он самодержавный властелин, он сам – властелин своей совести. Эти странные евангельские слова – «не убий»… Они же не относятся к царю, который должен убивать врагов Отечества?
Васнецов, «Царь Иоанн Васильевич Грозный»
Холопов своих он волен миловать и казнить! Зачем ему укоры от какого-то священника? Зачем выстраивать внутреннюю политику на системе «сдержек и противовесов». Куда проще – страхом! Царь осторожно прощупывает общественное мнение. И все вокруг – царедворцы, бояре, опричники и духовенство льстиво поддакивают:
«Да, ты – прав! Ты самодержец! Ты волен над нашей жизнью! Твоя воля – воля Божья».
И лишь один человек продолжает твердить о необходимости христианского милосердия. Лишь один голос напоминает Иоанну о том, что тот, прежде всего – человек. Один – вопреки всем!
Поняв все это, царь резко прекращает общение с митрополитом Филиппом. Один в поле не воин!
Что бы ни делал царь – митрополит должен молчать! Совесть – замолчи!
4. Царь и христианин
Отстранив от себя митрополита Филиппа, государь Иоанн Васильевич начинает закручивать новую спираль террора.
Его цель – безграничная власть над душами современников. «Чего хочет царь – хочет Бог!» – вот его лозунг.
Аресты и казни следуют одна за другой. Первым казнят боярина Иван Челяднина с семьей. Затем следует очередь князей Куракиных, Булгаковых, Ряполовских, и Ростовских. Царь не щадит даже принявших иноческий чин князей Щенятевых и Турунтай-Пронских. Под пытками несчастные оговаривают еще кучу друзей и родственников. Следуют новые аресты. Вслед за господами волокут в пыточные подвалы слуг. Царь пытает сам. Он словно находит в этом какое-то извращенное удовольствие.
В перерывах между казнями, он вместе с опричниками надевает монашеские одежды и бьет земные поклоны.
А затем вся честная компания бражничает. Наступает весна. Приближается конец Великого поста.
Митрополит Филипп, современная картина.
Родственники репрессированных, обиженные и обездоленные – все они стекаются к митрополиту. «Заступись, Владыка, – со слезами молят они, – помоги!».
Но Филиппа даже не пускают под государевы очи. Его лишают древнего права всех христианских епископов – печаловаться, заступаться за осужденных. И тогда митрополит решается на небывалое: обратиться к Иоанну прямо в храме.
5. Христианин и царь
22 марта 1568 года митрополит совершал Божественную литургию в Успенском соборе Московского кремля. Иоанн Васильевич пришел на службу вместе с опричниками. Расшитые золотом шубы вошедших были наспех прикрыты черными ризами. На их головах красовались высокие монашеские шапки. В таком виде царь подошел к митрополиту за благословением. Филипп сделал вид, что не замечает главу государства. По собору пробежал сдержанный шум.
– Перед тобой царь, – одернул Филиппа кто-то из бояр, – благослови его!
Митрополит остановился, обвел присутствующих взглядом и с расстановкой произнес:
– В этом рубище и в делах государственных я не узнаю царя православного!
Все замерли. Царедворцы боялись не то что посмотреть на царя, они дышать боялись! В этой жуткой тишине митрополит, глядя в глаза Иоанну, продолжил:
– Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а ты за алтарем проливаешь кровь христианскую. В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а на Руси их нет! Грабежи и убийства совершаются именем царским! Государь! Как ты предстанешь на Суд Божий? Обагренный кровью невинных, оглушаемый воплем их муки? Государь, побойся Бога…
Митрополит Филипп отказывается благословить Иоанна Грозного, гравюра XIX века
Гримаса гнева обезобразила лицо царя. Слова правды жгли его как железо.
– Довольно! – придушенно закричал Иоанн. В руках мелко дрожал посох, – Я был слишком милостив к тебе, митрополит! К тебе – и твоим сообщникам!
Затем развернувшись, он буквально побежал к выходу!
Царь испугался! Он, знавший силу слова, испугался. Испугался того, что Филипп сейчас произнесет самое страшное – отлучение от Церкви, анафему! Ведь тогда православный народ просто разорвет его на куски!
За царем опрометью бросились опричники и бояре, иностранные гости и простой люд. Собор опустел почти мгновенно. Этого ужаса и унижения Иоанн Васильевич не забудет до конца своих дней. Участь митрополита Филиппа была решена.
Икона митрополита Филиппа, Россия, XVIII век.
Его арестуют и осудят за измену. На его глазах казнят всех родственников, а затем сошлют в дальний монастырь. Но, ни пытками, ни щедрыми посулами, сломать волю митрополита царю не удастся.
«Нет тебе, государь, моего благословения!» – будет снова и снова повторять Филипп. Нет, и никогда не будет благословения православной Церкви на кровь, беззаконие и насилие! Не в силе Бог, а в правде!
В 1569 году в тверском Отроч-Успенском монастыре Малюта Скуратов задушит бесстрашного старца. А уже через сто лет митрополита Филиппа Колычева Русская церковь прославит в лике святых мучеников.
6. Наследство бояр Колычевых
Убийство митрополита Филиппа и расправа над его родственниками не могла не коснуться вотчинных владений бояр Колычевых. Но село на реке Пахре ими заранее было передано Московскому Богоявленскому монастырю. А потому уцелело. Это оказалось лишь отсрочкой.
Храм в Колычево, современный вид
Последствия тиранического правления Ивана Грозного привели страну к смуте 1612 года. Польские интервенты и грабители всех мастей не оставили от подмосковных деревень камня на камне, их пришлось десятилетиями отстраивать заново.
Однако жизнь продолжалась. В древнем селе она была сосредоточена возле древнего деревянного храма. Колычевы построили его настолько добротно, что простоял он почти триста лет. Лишь к 1697 году неподалеку возвели новый храм во имя Воскресения Христова – каменный храм Воскресения Словущего. Старую церковь разобрали, отметив памятное место часовней.
Митрополит Филипп 2 и Иван Грозный
Благочестива и драматична биография Митрополита Московского Филиппа, борца за правду в эпоху опричнины. Спасая русский народ, этот человек не убоялся самого Ивана Грозного. За свои выступления и призывы против жесткостей того времени Митрополит Филипп лишился сана, был отправлен в острог, а затем предательски убит.
Происхождение
Мирское имя и фамилия будущего святителя – Федор Колычев. Колычевы – знатный боярский род, известный еще с XIII в.
Отец Степан Иванович, любимый воевода царя Василия III, был честный, мужественный и праведный человек, отличавшийся милосердным нравом.
Жена его, Варвара, позже ушедшая в монастырь под именем Варсонофия, слыла очень набожной и доброй женщиной. В 1507 году она родила первенца, названного Федором. Мальчик рос здоровым, сильным. Родители воспитывали его в строгости, добре и благочестии.
Учеба
Школы в те времена были при церкви и учились там по церковным книгам. Когда мальчик немного вырос, он стал посещать церковную школу. Учиться он любил, был прилежным и послушным учеником.
Федор избегал шумных игр и не веселился с другими детьми, ему нравилось читать. Особенно этого чудесного ребенка привлекали книги Священного Писания, Жития святых, откуда он учился быть праведным.
Мирские занятия тоже не остались без внимания. Федор учился управлять хозяйством в родительском доме и в скором времени приобрел хороший опыт, что проявилось уже в позднее время, когда он образцово вел хозяйство в Соловках.
Все сыновья знатных бояр в то время определялись для высокой службы при царе в воинском или придворном чине. Но Федор этого не хотел, так как умом и сердцем тянулся к Божьему служению. Как и прежде, он целомудренно и скромно жил, избегал веселья в обществе сверстников, но охотно беседовал с пожилыми людьми. Юноша не по летам был степенным, благоразумным в любом деле, чем чрезвычайно радовал своих родителей.
Сближение с царем
Слухи о благонравном молодом человеке, который принадлежал боярскому сословию, проникли в царские покои. В это время Федору было 26 лет, а страной правил князь Василий. Однако на царскую службу юношу призвали только при Иване Грозном (25.08.1530–18.03.1584).
Добронравный юноша заслужил доверие малолетнего царя. Иван сильно привязался к Федору. Все окружающие считали, что Колычева ждет прекрасная придворная карьера, но его это не прельщало. Он стремился посвятить себя церкви и, приближаясь уже к 30 годам, даже не задумывался о женитьбе.
Что послужило толчком к отказу от мирской жизни?
И вот настало время, когда Федор был призван самим Богом к служению церкви. В малолетство Иоанна IV регентшей была мать царя, Елена Глинская (1508–1538), молодая и неопытная правительница. Бояре то и дело затевали смуты и раздоры. Фаворит Елены князь Телепнев-Оболенский в 1536 году рассорился с дядей царя, князем А. И. Старицким. Старицкий затеял восстание, к которому примкнули несколько представителей семьи Колычевых. После провала Андрей Иванович попал в тюрьму, где в течение года скончался, а всех последователей жестоко казнили.
Горе родных людей сильно подействовало на впечатлительного молодого человека. Он пожалел, что так долго служит при дворе, и принял решение уйти в монахи. Соловецкий остров – вот то место, куда тайно решил отправиться Федор, чтобы пройти обряд пострижения. Безутешные родители организовали розыск в Москве и окрестностях, но так и не узнали, куда пропал сын, поэтому признали его умершим. А он благополучно прибыл на остров и после благословения игумена Алексия стал готовиться к пострижению. Постриг совершился, когда Колычеву исполнилось 30 лет.
Соловецкий монастырь
Под именем Филипп Федор Колычев стал жить в Соловецком монастыре благочестиво и праведно. Наставник, старец Иона, видя примерность инока, сказал однажды, что именно этот человек станет настоятелем Соловецкого монастыря. Несколько лет Филипп жил в отшельничестве, в лесу.
Алексий уже состарился и с разрешения братии призвал Филиппа, чтобы передать ему наставничество. В 39-летнем возрасте Филиппа избрали игуменом Соловецкого монастыря.
Хорошие хозяйственные и организаторские способности помогли Филиппу усовершенствовать жизнь монастыря и всего Соловецкого края:
- приняли новый устав;
- построено два новых богатых храма;
- духовная жизнь обители процветала;
- в Соловки стали стекаться паломники, так как монастырь стал известен благочестием и красотой на всю Россию;
- среди учеников оказались многие выдающиеся люди, в том числе Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские.
За несколько верст от обители была пустошь, куда иногда уходил Филипп, чтобы молиться. Это место считается святым и названо Филипповой пустынью.
Филипп 2 сделал много благих дел, так как обладал талантами не только в строительстве и ведении хозяйства. Им был написан «Устав о монастырском платье», где разъяснялось, какую обувь, одежду и в каком количестве должны иметь монахи. Также он был отличным оратором, в своих речах часто пользовался цитатами из византийских книг, в частности из «Поучений Агапита».
Царь выражал надежды на то, что соловецкий пустынник, так полюбившийся Иоанну в детстве, станет помогать в правлении государством и окажется верным духовником и мудрым советником. Поэтому Иван Грозный остановил свой выбор на Филиппе в качестве первосвященника Русской церкви. Игумен долгое время не давал своего согласия, опасаясь столь великих почестей и большого бремени.
Царь уговорами и просьбами буквально заставил Филиппа принять сан митрополита Московского и всея Руси. В 1566 году состоялось рукоположение. На этом торжестве были все придворные и сам царь. Однако близость по духу между Иваном Грозным и новым митрополитом не получилась.
С годами Филипп стал строгим, непреклонным человеком и имел свое мнение насчет происходящих событий в стране. Видя беспредел опричников, Филипп написал письмо царю, где осудил действия царя и требовал соединения двух частей государства – земщины и опричнины. Царь считал опричнину своим личным делом и необходимостью для государства. Чтобы сохранить хорошие отношения, они договорились, что Филипп не будет вмешиваться в государственное управление, занимаясь только митрополией.
Противостояние
Море крови людской, пролившееся на Русь в 1567–1568 гг. по вине опричников и царской подозрительности, не оставило Филиппа безучастным. Он решил начать открытое противостояние и требовал, чтобы царь остановил бесчинства. Сначала святитель держал речь перед священнослужителями, где призывал их к самоотверженности, чтобы они не молчали и помогли образумить царя: «ваше молчание душу цареву в грех вводит». Но отклика он не увидел. Только один архиепископ Герман Казанский оказал поддержку Филиппу 2. Остальные же, испугавшись, стали действовать во вред митрополиту.
Помня уговор с царем, первосвященник сначала не стал открыто выступать против опричников и в своих посланиях Ивану Грозному писал о смирении и вразумлении. Но царю эти письма надоели. О митрополите он говорил «Филька», как будто Филипп был ничего не понимающим простачком, а послания называл филькиной грамотой. С тех пор это выражение сохранилось в значении отписка, канцелярская бумажка, безграмотная работа.
В марте 1568 года царь и опричники, облачившись в монашескую рясу, пришли «преклонить колена» в Успенский собор. Митрополит не выдержал и, отказавшись дать свое благословение царю, стал говорить о самоуправствах опричников и судьбе всего народа. Разгневанный Иван пригрозил Филиппу расправою: «Я был слишком мягок с вами!».
Церковный суд
Казни и преследования неугодных людей продолжились с большей силой. Иван IV уже решил, как поступит со слишком праведным первосвященником, соблюдая всё по канону. Бояре, собравшись на думном заседании, безропотно отдали владыку церкви под соборный суд.
На суде 4 ноября 1568 г. Филипп стоял в одеждах первосвященника. Зачитывались доносы, но очной ставки с теми, кто оклеветал митрополита, не было. Филиппу было предоставлено слово в свое оправдание, но он, понимая, что его гибель определена заранее, произнес: «Лучше умирать невинным мучеником, чем молча смотреть на бесчинства. Все присутствующие рано или поздно предстанут на суде Божьем».
Сняв с себя регалии митрополита, Филипп собирался уходить, но был остановлен царем. Иван Грозный велел осужденному дожидаться решения собора, забрать свои регалии и церковное облачение и отслужить обедню 8 ноября в день Архангела Михаила. Во время литургии шумно открылась дверь, и в Успенский собор ворвалась толпа опричников во главе с Алексеем Басмановым.
Все люди, находившиеся в соборе, с ужасом слушали зачитываемый вслух указ Ивана Грозного и соборное решение, где были прописаны все доносы на Филиппа. Затем опричники яростно сорвали одеяние с бывшего владыки, накинув на него рваную монашескую рясу. Филипп был спокоен, в этом и был смысл его нравственного подвига. Басманов и его приспешники вытолкали мученика из собора, нанося удары метлами по голове, кинули на дровни и повезли в монастырь Богоявления, всю дорогу избивая и бранясь.
Прихожане шли за дровнями, стараясь держаться подальше от опричников, молча сочувствуя и боясь что-либо предпринять. У ворот монастыря Филипп стал утешать свою паству, говоря, что все мучения принимает ради простых людей. Его заключили в обители, пытали, держали в колодках и цепях, впоследствии перевезли в Отроческий монастырь в Твери.
Николай Неврев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов». 1898 год
Мученическая смерть
Бывший владыка русской церкви находился в заключении уже год. Под конец 1569 г. государь пошел войной на Великий Новгород, дабы наказать за мнимое предательство. Приближаясь к тверским землям, царь припомнил опального первосвященника и отправил в Отроческий монастырь самого яростного опричника, Малюту Скуратова.
Федор Колычев, в иночестве Филипп, предвидел скорую смерть свою и смиренно ожидал своего часа. Скуратов, войдя в келью, поклонился бывшему митрополиту и попросил благословения для государя на войну с Новгородом. Но Филипп знал, с чем пожаловал Малюта и ответил, что не нужно обманом просить Божьего дара, пускай опричник делает свое дело.
Скуратов, задушив мученика подушкой, вышел из кельи. Поднялся к игумену и стал жаловаться на монахов, что, якобы не уследили за узником, который скончался от душного воздуха в келье. По приказу Малюты вырыли глубокую яму за алтарем монастырской церкви и там схоронили бывшего первосвященника. Душегуб, скрыв убийство, поспешил уехать.
Почитание митрополита Филиппа
Через 20 лет в правление царя Федора иноки Соловецкого монастыря попросили выдать им тело мученика Филиппа. Раскопав могилу, люди пришли в изумление: мощи и одежду святого человека не затронул тлен, а воздух вокруг стал благоухать. Монахи забрали тело своего бывшего игумена и похоронили его под папертью собора Преображения в Соловецкой обители.
Царь Алексей Михайлович в 1652 году повелел перенести мощи Святого Филиппа в Москву. А в Мещанской слободе, где крестный ход встретил гроб, построили храм Святого Филиппа. Сейчас мощи находятся в Успенском соборе Московского Кремля.
Митрополит Филипп — краткая биография
Митрополит Филипп
Жизнь в миру
Будущий митрополит, тогда носивший имя Федор родился в Москве 11 февраля 1507 года. Родители Федора были знатными боярами по фамилии Колычевы. Мама мальчика Варвара воспитала его в лучших традициях христианства и даже читать учила по Священному Писанию. Отец, готовил сына к государственной службе и старался прививать ему военные навыки. Федор предпочитал отдавать свое свободное время чтению и молитвам. Когда ему исполнилось 30, семья Федора подверглась опале, и он втайне от всех покинул Москву. Он продвигался на север, дошел до Онежского озера, там у него не осталось сил идти дальше. Федора приютил местный крестьянин и дал ему небольшую работу.
Соловецкий монастырь
Недолго Федор прожил в деревне у доброго крестьянина. Все же, тяга к церковной жизни потянула его на острова в Соловецкий монастырь. Юный послушник был прилежен в выполнении всех порученных работ и уже через полтора года его постригли в монахи. Федору дали новое имя – Филипп. Через 8 лет старый игумен соловецкого монастыря Алексий, выдвинул Филиппа на свое место. Собор поддержал решение Алексия, в свою очередь новый игумен смог добиться расцвета Соловецкого монастыря. При нем было построено много церковных и хозяйственных объектов, налажено хозяйство, монастырю были подарены царем солеварни. Игумен Филипп участвовал в Стоглавом соборе 1551 года.
Митрополит всея Руси
Москва осталась без митрополита, ведь кандидат на этот сан оказался не согласен с политикой царя. Тогда Иван Грозный призвал соловецкого игумена к себе в столицу. Собор епископов в июле 1566 года выдвинул игумену предложение стать митрополитом. Федор имел твердую жизненную позицию, он поставил условия, по которым царю необходимо было отказаться от опричнины. Царь не мог согласиться с таким предложением, между ними завязался спор, спорить с упрямым игуменом Иван Грозный быстро устал. В итоге, церковные иерархи смогли уговорить игумена отказаться от своих условий. 25 июля вопрос был решен, в этот день Филипп стал митрополитом Московским и всея Руси.
Противостояние и изгнание
В 1568 году Иван Грозный перехватил письма польского короля к своим боярам, где поляки просили перейти русских в Литву. Это событие привело царя в ярость. Начались массовые казни и опалы. Филипп не мог вынести опричного насилия, и предпринимал попытки образумить царя мирной беседой. Вследствие чего, Иван Грозный стал игнорировать митрополита. 22 марта того же года царь пришел на богослужения вместе с опричниками, все были одеты в монашеские одежды, поверх военной формы и оружия. По окончанию службы царь попросил благословения, но Филипп не обратил внимание на просьбу. Тогда бояре потребовали выполнить благословение, а вместо этого митрополит произнес обличительную речь, где говорилось о том, что в России по вине царя льется кровь невинных и держава не защищает своих граждан. Иван Грозный очень разозлился на такие слова, и на следующий день началась волна новых казней. Летом произошло еще одно столкновение между митрополитом и царем: Филипп сделал замечание опричнику, одетому неподобающе для чтения Евангелия. В этот момент Иван Грозный не постеснялся в выражениях в сторону митрополита. Царь сразу же отправил в Соловецкий монастырь комиссию для сбора обличительных сведений о Филиппе. Причем комиссия действовала методом угроз и подкупов. В ноябре над Филиппом состоялся суд, митрополит, не дожидаясь приговора отказался от своего сана. 4 ноября епископы лишили Филиппа сана, но царь попросил его провести богослужение в Успенском монастыре. На этом богослужении опричники сорвали церковные одежды с митрополита, одели его в монашеские лохмотья и арестовали. Всячески поиздевавшись над ним, святителя сослали в далекий монастырь в Твери. Собираясь в один из походов, царь захотел получить благословение святителя, и послал за этим к нему Малюту Скуратова. 23 декабря 1569 года Скуратов убил Филиппа в его келье путем удушения.
С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?
Ответ
Митрополит Филипп
Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 — 1569, Тверь) — церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество.
В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д.
В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину («в царьской домовой обиход не въступатися»), но зато получал право «советования» с государем, включавшее и возможность «печалования» за опальных.
Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее, в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в «скаредных делах» и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Русской православной церковью.
Филипп II (митрополит Московский)
Икона работы Симона Ушакова, 1653 год
Митрополит Московский и всея Руси
25 июля 1566 — 8 ноября 1568
25 июля 1566
Русская православная церковь
Афанасий
Кирилл IV
Фёдор Степанович Колычёв
11 февраля 1507
Москва
23 декабря 1569 (62 года)
Тверь
Успенский собор Московского Кремля
Колычёвы
Степан Иванович <i>Стенстур</i> Колычёв
Варвара Колычёва
ок. 1540 года
22 января
Медиафайлы на Викискладе
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Филипп и фамилией Колычёв.
Митрополи́т Фили́пп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.
До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.
В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).
Энциклопедичный YouTube
- 1/4 Просмотров:786 1 048 394 721
- ✪ «Святые дня» / Святитель Филипп, митрополит Московский
- ✪ 13_Святитель Филипп, митрополит Московский.
- ✪ Церковь против опричнины: История митрополита Московского Филиппа
- ✪ 📅 «Святые дня» ◆ Святитель Фили́пп II Московский
Субтитры
- 1 Жизнеописание
- 1.1 Мирская жизнь. 1507—1537 годы
- 1.2 Соловецкий монастырь. 1538—1565 годы
- 1.3 Митрополит Московский и всея Руси. 1566—1568 годы
- 1.4 Противостояние с царём. 1568 год
- 1.5 Суд и изгнание
- 1.6 Гибель. 1569 год
- 2 Почитание и канонизация
- 2.1 Почитание в Соловецком монастыре
- 2.2 Перенесение мощей в Москву
- 2.3 Храмы и часовни
- 2.4 Гимнография
- 3 Литературная деятельность
- 4 Источники и историография
- 5 В культуре
- 6 Примечания
- 7 Литература