Православные христиане, ежедневно читающие Евангелие, находят для себя все новые и новые смыслы в этой Книге. Как известно, всего канонических Евангелий, вошедших в Новый Завет, четыре — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждая из этих Книг имеет свои особенности.
Для того, чтобы правильно понимать смысл написанного, можно пользоваться специальными толкованиями или пояснениями (только из проверенных авторитетных источников), поскольку неподкованному в теме человеку может быть неясно, о чем идет речь. Сегодня познакомимся с Евангелием от Марка, разберем его особенности и отличия.
Содержание
- О чем говорит Евангелие от Марка
- Общая характеристика всего Евангелия от Марка
- Толкование Евангелия от Марка
- Евангелие от Марка.
- Время написания.
- Кому адресовано.
- Некоторые особенности.
- Богословская тематика Евангелия.
- Цель написания.
- План книги:
- Читать Евангелие от Марка.
- Толкование Евангелия от Марка.
- Евангелие от Марка: краткое содержание.
О чем говорит Евангелие от Марка
В переводе на русский язык само слово «евангелие» означает «благая весть». Поэтому смело можно утверждать, что весь Новый Завет — это Благая Весть о Христе. Все четыре евангелиста имели перед собой одну цель — поведать миру о своем Учителе.
Согласно церковному преданию, Марк записал Благую Весть со слов апостола Петра
Некоторые повествования у них повторяются, некоторые являются уникальными только у одного автора — это вполне понятно, ведь события, происходившие 2000 лет назад, были очень необычными. Этим событиям давались самые разные трактовки и в те времена, и сегодня. И для того, чтобы христиане понимали суть произошедшего, у нас и есть Новый Завет.
Помимо многочисленных наставлений, пояснений и напутствий, как наследовать вечную жизнь, в Евангелии мы видим еще одну важнейшую часть — это образ самого Христа. Именно из этих Книг мы черпаем знания о том, каким был Сын Божий на Земле, как проходила Его жизнь. Проникшись этой книгой, мы можем выстроить свой путь для встречи с Христом.
По содержанию Благая Весть от Марка является самым коротким и емким текстом со всех четырех. Святой Марк ведет повествование, в чем-то схожее на Матфея, но некоторые события изложены в другом порядке, а сами описания более краткие.
Адресует свой текст евангелист Марк тем христианам, которые пришли к Истине из язычества. Об этом свидетельствуют ссылки на различные иудейские обряды, незначительные ссылки на Ветхий Завет.
Интересно! У митрополита Антония Сурожского есть записанные воспоминания, где он делится своими впечатлениями от прочтения Евангелия от Марка. По словам Владыки, именно этот текст сделал его верующим человеком, привел к Богу и христианской жизни.
Согласно церковному преданию считается, что свою Благую Весть Марк записал со слов апостола Петра. Достоверно установить данный факт не представляется возможным, но передача информации и глубина написанного позволили включить творение Марка в Новый Завет.
Апостол и Евангелист Марк
Также именно предание говорит о еще одном интересном факте: в тексте от Марка есть место, где повествуется о некоем юноше, который был вынужден убежать нагим от воинов, которые пришли за Христом перед арестом. Считается, что этим юношей и был сам евангелист Марк.
Общая характеристика всего Евангелия от Марка
По структуре текста и самого повествования можно сказать, что данное Евангелие в смысловом плане делится на две части. Первая половина начинается с проповеди Иоанна Крестителя, который был послан Господом для предуготовления народа Израиля к приходу Христа.
Далее повествуется о крещении Самого Спасителя, Его первых проповедях и чудесах. И в Евангелии от Марка первое чудо, совершенное Господом — это изгнание злого духа. Одно из самых жестокий проявлений зла в жизни человека — явная одержимость. Она страшна не только тем, что человек теряет власть над собой, но и внешним выражением.
Глядя на бесноватого, нельзя не понимать очевидную реальность зла, существования бесов. Именно поэтому чудо изгнания повергает людей в шок, они изначально не знают, как на такое реагировать — вот они видят явное беснование, явную победу зла над природой человека. И вот, через мгновение, они уже видят силу, значительно превосходящую силу этого зла. И людям страшно, они не понимают еще, что это за сила. Поэтому отношение к изгнанию бесов такое неоднозначное.
Милосердие Иисуса Христа проявлялось в Его делах
Далее следуют описания большого количества чудес, совершенных Христом. Часть из них пересекаются с другими Евангелиями, но некоторые описаны только лишь у Марка. Такие расхождения возникли из-за того, что чудес было такое великое множество, что их нельзя было все упомнить, записать, рассказать о них.
Часто евангелистов упрекают в том, что их повествования разнятся в деталях, и сомневающиеся люди видят в этом какую-то ложь или подлог фактов. Но в том и дело, что евангелисты не ставили перед собой задачу описать Христа одинаково. Каждый из них повествовал по своему, через призму своих переживаний. Поэтому детали и разнятся.
Интересной особенностью повествования Марка является использование слова «тотчас». Это слово передает живость текста, как будто бы мы сами переносимся в библейские времена и тотчас предстоим перед Христом.
Следующей особенностью, которую раскрывает нам Евангелие от Марка, является тот факт, что Христос не просто совершает огромное количество чудес, но Он запрещает о них говорит, запрещает Себя прославлять. Почему так? Все дело в том, что не пришел еще час славы Сына Человеческого, а земная слава Ему совершенно не нужна и не интересна.
Большое внимание в повествовании уделяется теме смерти и несению своего креста. Евангелист Марк рассказывает, как апостол Петр стал спорить со Христом, не веря в Его пророчество о Своей скорой смерти и крестных страданиях. Тогда Господь отгоняет от себя апостола со словами: «Отойди от меня, сатана» (Мк. 8, 34–35).
Эти слова говорят о том, что Христос не только Бог, но Он еще и человек. И как любой человек, он испытывает искушения, страх и боль. И зная о своей участи, Он невыразимо скорбит. Но, несмотря на это, Господь укрепляет в вере своих учеников, преображаясь перед ними. Видя Христа во всей Небесной славе, ученикам будет проще перенести все грядущие страшные события.
И вот подходят те самые дни, ради которых Христос и пришел в этот мир. В Иерусалиме Он продолжает наставлять своих учеников, говоря, что тот, кто хочет быть первым в Царствии Божием, да будет последним (Мк: 10, 43-45).
Распятие Иисуса Христа
После того, как Христос умирает на Кресте, евангелист Марк рассказывает нам о сотнике, который, уверовав, воскликнул — «Поистине этот Человек был Сын Божий» (Мк: 15, 39). Так и каждый из нас должен открыть для себя Христа — возможно, через отрицание, через тернии греха, через неверие.
Но если сотник, принимавший участие в казни Спасителя, смог уверовать, то как можем не верить мы? Господь пришел в этот мир ради спасения каждого из нас, и большая глупость с нашей стороны отвергать этот бесценный дар.
С чего начинается Евангелия от Марка
Для того, чтобы более глубоко понять суть Благой вести, разберем некоторые места из написанного. Так, начинается первая глава с пророчества о Иоанне Крестителе, который нес важную предуготовительную миссию. Он назван «гласом вопиющего в пустыне», который говорит о самом важном для каждого человека.
Задача Иоанна Крестителя — пробудить голос совести в человеке. Именно она является той почвой, на которую может ложится вера. Предтеча Господен Иоанн — большой аскет, живший в пустыне. С началом его проповедей и первых водных крещений в Иордане многие люди видели Мессию именно в нем. Но Иоанн Креститель промыслительно говорил, что настоящий Мессия придет следом, и что сам Иоанн будет недостоин расстегнуть ремень его обуви (Мк., 1, 7-8).
И вот к Иоанну Крестителю к реке Иордан приходит Сам Господь. Узнает Его Иоанн, и тут же происходит событие, которое с тех пор мы вспоминаем в праздник Богоявления — на Христа, стоящего в водах Иордана, сходит Дух Святый в виде голубя, а с Небес раздается глас: «Се Сын мой возлюбленный» (Мк., 1, 11).
Крещение Иисуса Христа
Значимость этого события в том, что именно тут мы впервые видим Бога, как Святую Троицу. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой дух были явлены целостно и едино, что и является основой нашей веры.
Примечательным является то, как Христос призывал к себе первых учеников. Евангелист Марк повествует об этом так:
«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
И люди настолько доверяли Спасителю, чувствуя в Нем свое призвание, что бросали все, всю свою прежнюю жизнь и действительно следовали за Ним! В первой же главе мы видим и первое чудо, совершенное Христом — изгнание бесноватого.
Евангелист Марк очень быстро начинает повествовать о чудесах, чтобы укрепить в вере тех, кто сомневается еще в Истине. Изгнание бесноватого можно рассматривать еще и в символическом ключе — Господь пришел, чтобы изгнать из людей грехи и страсти. И как бесы повиновались Христу и покинули тело одержимого, так же и наши греховные наклонности могут быть искоренены на пути христианской жизни.
Об исцелениях и чудесах
Большое внимание евангелист Марк уделяет теме чудес и исцелений, совершаемых Христом. Закономерно, что после того, как Спаситель начинает являть свои первые чудеса, к Нему большим потоком устремляется народ. Тут важно разделить две вещи, за которыми идут люди — это исцеление и выздоровление.
Христос исцеляет беснующегося человека
На первый взгляд может показаться, что это одно и тоже, но это не так. Под выздоровлением следует понимать только лишь исцеление тела от физических болезней. Конечно, многие люди шли ко Христу только лишь за этим, совершенно не вникая и не видя в нем Истинного Спасителя.
Говоря же об исцелении, подразумевается целостный подход к человеку. Именно этого состояния мы можем достичь, идя за Христом — исцеления души и тела, которые неразрывно связаны в каждом человеке. И Господь делал именно это — он исцелял, очищал людей от скверны, наполнял светом их души.
И одним из наиболее удивительных исцелений, описанных евангелистом Марком, является исцеление расслабленного, которого на носилках принесли друзья. Христос в этот момент находился в доме одного человека, который пригласил Его для уединенной беседы.
Вокруг дома тут же собралась толпа людей, и создала плотное кольцо, через которое никто не мог пройти. И вот Евангелие повествует, что некоторые люди принесли с собой так называемого «расслабленного» — человека, который не мог самостоятельно ходить, а только лежал. В физическом смысле слова это состояние было сродни паралича, но толкователи говорят еще и о духовном расслаблении — унынии, печали.
Исцеление расслабленного в Капернауме
И вот друзья больного, увидя плотную толпу людей, не развернулись, не отступили от своего плана по спасению друга. Они забрались на крышу, разобрали ее и спустили болящего через потолок.
«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).
Удивительно в этом примере то, что исцеление случилось даже не по вере самого болящего (об этом Евангелие умалчивает), а по большой любви и вере тех, кто его принес на носилках. Христос исцеляет расслабленного именно по вере его друзей.
Но не все восприняли явное исцеление праведно. Некоторые из книжников и фарисеев увидели в словах Христа богохульство, поскольку Он простил грехи недужнему человеку. Сердца этих мнимых праведников были настолько ожесточены, что они просто не способны были разглядеть в Иисусе Того Самого Мессию, Которого все ждали.
В Евангелии сказано, что фарисеи возмущались не вслух, а «в седрцах своих» (Мк. 2:7). Но Господь слышал движение их сердец, и открыто ответил всем сомневающимся:
«чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:10–11).
Очевидно, что такое явное чудо было совершено при большом количестве людей для того, чтобы явить Силу Божию. Тут Христос действует как Сын Божий, оставаясь при этом в соединении со своей земной человеческой природой.
Иисус Христос и фарисеи
Поскольку фарисеи никак не могли разглядеть в Христе Мессию, они пытались постоянно обличить Его в нарушении ветхзаветного Закона. Так, третья глава Евангелия от Марка повествует нам об исцелении человека, имеющего сухую руку. На этот раз книжники и фарисеи обвинили Христа в нарушении заповеди о субботе. Спаситель, видя страдающего человека, исцеляет его несмотря на запрет что-либо делать в субботний день.
Христос же поясняет, что добрые дела необходимо делать в любые дни, даже и в субботние. При этом Он глубоко скорбит о жестокости сердец этих людей, которые внешне выглядят как самые большие праведники. (Мк., 3: 6).
О крестных страданиях и Воскресении
Конечно, каждое из Евангелий особое внимание уделяет смерти Иисуса Христа и последующему Его воскрешению. Это самые важные события во всей христианской истории, без которых бы не существовало нашей веры.
Так, евангелист Марк в 14 главе говорит о том, что с приближением дня празднования иудейской Пасхи старейшины искали способы и пути, чтобы обманным путем взять Христа под стражу. Его проповеди и обличения ставили под сомнение весь комфортный уклад жизни фарисеев, от которого они так не хотели отказываться.
Омовение ног Иисуса Христа грешницей
В это время Христос находился в Вифании, а именно гостил в доме некоего Симона прокаженного. В этот дом пришла падшая женщина, блудница. Она принесла с собой большой сосуд драгоценного мира, и со слезами возливала его на Христа, отирая своими волосами.
Этот эпизод может показаться незначительным, но именно с него начинается путь Христа на Голгофу. Миром помазывали тела именитых и знатных покойников перед похоронами. Господь так и ответил этой женщине, то она готовит Его тело к погребению. (Мк., 14:8).
Далее повествование приводит нас к событиям Тайной Вечери. Промыслительным образом Господь знал о грядущем предательстве Иуды, и даже сказал ученикам, что один из сидящих сейчас со всеми за столом предаст его (Мк. 14:18).
Тогда же, на Тайной Вечере, было положено начало великому Таинству, которое будет в нашей Церкви до конца дней и которое мы можем по великой милости Господней принимать. Речь идет о Евахаристии. Совершенно прямо и однозначно Христос оставляет завет есть Его Плоть и пить Его Кровь, что необходимо для наследования жизни вечной.
Иисус с учениками на Тайной вечере
Это один из важнейших моментов всего Нового Завета, который описывают все четыре евангелиста. Можно сказать, что Евхаристия — краеугольный камень всего христианства.
После Тайной Вечери начинается череда трагических событий, которые необратимо должны были случится. Предательство Иуды, арест Иисуса Христа, допрос Его у Понтия Пилата — все эти звенья, ведущие к казни, евангелист Марк описывает емко, стремительно, трагически.
Сама казнь и смерть Христа описаны в 15 главе. Большое внимание евангелист Марк уделяет женщинам, которые стоят подле Креста. После субботы, которая следовала за погребением Христа, Мария Магдалина и еще несколько женщин ранним утром пошли проведать пещеру, где было положено тело Иисуса.
Интересно! Сегодня память именно этих женщин мы вспоминаем вскоре после Пасхи, в день святых Жен-Мироносиц. Этот праздник считается православным женским днем, христианской альтернативой советскому дню 8 марта.
Именно эти несколько женщин и сподобились самыми первыми узнать о том, что Господь воскрес. Именно они принесли эту весть ученикам и апостолам, после чего начался новый этап в христианстве — проповедование учения Христового.
Заканчивается Евангелие от Марка описанием Вознесения Господнего, которое по сей день чтится в церковном богослужебном круге как большой праздник. А последователи и ученики Христа были призваны проповедовать Слово Божие по всей Земле.
Евангелие от Марка
Толкование Евангелия от Марка
Евангелие от Марка.
В том, что им был Марк, сотрудник Петра, единодушны отцы ранней Церкви. Самое раннее свидетельство исходит от Папия (приблизительно 110 г.), который в свою очередь ссылался на «старца Иоанна» (скорее всего имея в виду Иоанна Богослова). Папий называет Марка автором этого Евангелия и дает о нем следующую информацию: 1) Он не был непосредственным свидетелем служения Иисуса Христа. 2) Он сопровождал апостола Петра и слышал его проповеди. 3) Он тщательно записал слова Иисуса, как помнил их Петр, и те дела Господа, которые запомнились этому апостолу, — однако, не по порядку, замечает Папий, т. е. не всегда в хронологической последовательности. 4) Марк был «толкователем» Петра, т. е., повидимому, записывал то, чему Петр учил, и объяснял его учение более широкому кругу слушателей. 5) Его повествование — совершенно достоверно.
Более ранние свидетельства в пользу авторства Марка были впоследствии подтверждены Иустином Мучеником («Диалог», примерно 160 г. по Р. Х. и др.), Иринеем («Против ересей», примерно 180 г. по Р. Х.), Климентом Александрийским (около 195 г.) и Оригеном (около 230 г.), причем на двух последних ссылается Евсевий в своей «Истории Церкви». Таким образом «доказательства извне» являются достаточно ранними и исходят из разных центров первоначального распространения христианства, как-то: из Александрии, Малой Азии и Рима.
В свете как внешних, так и внутренних доказательств правомочно утверждать, что «Иоанн Марк», о котором говорится в Деян. Апостолов и в посланиях, является автором этого Евангелия. Он был евреем-христианином, жившим в юности со своею матерью Марией в Иерусалиме — в те дни, когда там возникла церковь. О его отце ничего неизвестно. В их доме собирались первые христиане (Деян. 12:12).
Может быть, именно там состоялась последняя Пасхальная вечеря Иисуса и Его учеников (толкование на Мар. 14:12-16). Не исключено, что Марк был тем юношей, который убежал нагим от римских воинов после того, как те схватили Иисуса (толкование на 14:51-52). Апостол Петр называет Марка «сын мой» (1-Пет. 5:13), и это может означать, что христианином тот стал под воздействием Петра.
Марк несомненно слушал проповеди этого апостола в Иерусалимской церкви сразу после ее возникновения (примерно в 33-47 гг. по Р. Х.). Позже он отправился в Антиохию вместе с Павлом и Варнавою (дядей Марка — Кол. 4:10), но в этом первом их миссионерском путешествии дошел с ними только до Пергии (это происходило примерно в 48-49 гг; Деян. 12:25; 13:5,13). По неизвестной причине Марк возвратился оттуда в Иерусалим. Из-за этого «дезертирства» Павел отказался взять его с собою во второе миссионерское путешествие. И Марк отправился с Варнавою на остров Кипр (около 50 г. -?; Деян. 15:36-39).
Позже, пожалуй, где-то в 57 году, он пошел в Рим. Павлу Марк был помощником во время первого заточения того в Риме (Кол. 4:10; Филим. 1:23-24; это происходило около 60-62 гг.). После освобождения апостола Павла Марк, по-видимому, остался в Риме и помогал там апостолу Петру, когда тот прибыл в «Вавилон», как называл Петр Рим (1-Пет. 5:13), примерно в 63-64 гг. (Некоторые, однако, считают, что под «Вавилоном» Петр действительно подразумевал этот город на р. Евфрате — толкование на 1-Пет. 5:13.) Вероятно, из-за сильных гонений на христиан при императоре Нероне и после мученической смерти Петра Марк на время покинул имперскую столицу.
Нам известно, что во время своего второго тюремного заключения в Риме (67-68 гг.) апостол Павел просил Тимофея, находившегося тогда в Ефесе, но собиравшегося в Рим, привести с собою Марка (тот, по всей видимости, находился тогда где-то в Малой Азии и нужен был Павлу как помощник в его служении; 2-Тим. 4:11).
То, что Марк является автором этого Евангелия, не означает (как следует и из вышесказанного), что он — «самостоятельный» составитель вошедшего в него материала. «Евангелие» — это особый вид литературы, возникший в первом веке по Р. Х. Это не просто биография Иисуса Христа или описание Его «великих дел», либо записи всего связанного с Ним, как запомнилось оно Его последователям, хотя, конечно, элементы и того, и другого, и третьего в Евангелиях имеются.
Но в целом Евангелие — это обращенное к определенной аудитории провозглашение — в свете известных этой аудитории богословских истин — Благой вести, которая «красной нитью» проходит через исторические события, связанные с жизнью, смертью и воскресением Христа. Именно в этом смысл и цель каждого из Евангелий. И в соответствии с этой целью Марк отобрал и расположил имевшийся у него исторический материал.
Время написания.
Нигде в Новом Завете не содержится ясного указания на время написания Евангелия от Марка. На основании беседы Иисуса с учениками, сосредоточенной вокруг Его предсказания о разрушении Иерусалимского храма (толкование на 13:2,14-23), делается предположение, что это Евангелие было написано до 70 года, когда храм был разрушен.
Кому адресовано.
8) Тон и содержание Евангелия от Марка особо соответствовали настроениям римских верующих, уже столкнувшихся с гонениями и ожидавшими впереди еще худших преследований (толкование на 9:49; 13:9-13). 9) Считая, что его читатели уже знакомы с персонажами и событиями его повествования, Марк больший акцент делает в нем не на фактологической, а на богословской части. 10) Марк более явно, чем другие евангелисты, обращается к своим читателям как к христианам, объясняя им значение ряда конкретных действий и заявлений Иисуса Христа (2:10,28; 7:19).
Некоторые особенности.
Греческий язык этого евангелиста — не литературный, а разговорный, каким пользовались в то время для повседневного общения, причем в нем чувствуются влияние и «аромат» семитской речи. Для Марка характерны: только ему присущее использование греческих временных форм, особенно так называемого «исторического настоящего» (употреблено им более 150 раз); простые предложения, соединенные союзом «и»; частое использование слова «тотчас» (еутис; толкование на 1:10); а также употребление «сильных» слов и выражений (например, в 1:12, где правильнее было бы перевести не «ведет», а «гонит»).
Начиная с 8:31 и далее описывается, как Он и ученики идут дорогами Галилеи (9:33 и 10:32) из Кесарии Филипповой на севере в Иерусалим, расположенный на юге. Заключительная часть этого Евангелия (36% текста его) посвящена событиям, происходившим в страстную неделю, — в те восемь дней, которые отделяли торжественный вход Господа в Иерусалим (11:1-11) от Его воскресения (16:1-8).
Богословская тематика Евангелия.
Кажутся парадоксальными подчеркнутое Марком требование Иисуса к демонам, чтобы хранили о Нем молчание (1:25,34; 3:12), и Его нежелание, чтобы разглашали весть о совершаемых Им чудесах (1:44; 5:43; 7:36; 8:26). Подчеркивает он и то, что Иисус учил народ притчами (4:33-34) — по той причине, чтобы Царственное Его достоинство оставалось сокрытым от людской массы, и постижение тайны Его доступно было лишь людям веры (4:11-12).
Но также и на то указывает Марк, что и ученики с трудом понимали все значение присутствия меж ними Иисуса Христа, — несмотря на то, что Он наставлял их наедине и особо (4:13,40; 6:52; 7:17-19; 8:17-21). Евангелист пишет, что после того, как Петр недвусмысленно признал Его Христом, Иисус даже ученикам запретил говорить об этом (8:30).
Причина этого крылась в превратных представлениях о Мессии иудеев, которые в своем заблуждении препятствовали осуществлению цели Его земного Служения. Он не желал, чтобы о Его Божестве провозглашалось всенародно, — до тех пор, пока Его последователям не станут ясны сущность Его мессианства и характер Его служения.
Марк записал слова Петра: «Ты — Христос» (8:29) в самой простой и прямой форме. Ни принятием ни отвержением его слов не реагировал Иисус на этот титул, но переключил внимание учеников с вопроса о Себе на вопрос о том, что Ему предстоит (8:31,38). Сам Он оказал предпочтение другому титулу — «Сын Человеческий» и стал говорить ученикам, что должно Ему много пострадать, умереть и затем воскреснуть.
В Евангелии от Марка Иисус 12 раз называет Себя Сыном Человеческим и только один раз — Христом (т. е. Мессиею — 9:41), потому что титул Сына Человеческого особенно соответствовал всей Его мессианской задаче как в те дни, так и в будущем (толкование на 8:31,38; 14:62). Ведь Он был страждущим слугою Иеговы (Ис. 52:13 — 53:12), отдававшим Свою жизнь за других людей — согласно воле Отца (Мар. 8:31).
И в то же время Он был Сыном Человеческим, Который однажды возвратится на землю во славе, чтобы совершить суд и установить на ней Свое Царство (8:38 — 9:8; 13:26; 14:62). Но торжеству и славе Его мессианского правления будут предшествовать страдания Его и смерть — под Божиим проклятием, которым Отец заклеймил грех всего человечества (14:36; 15:34); Иисус таким образом должен был уплатить выкуп за многих (10:45). Для тех, кто последуют за Ним, это имело особое значение (8:34-38).
Двенадцати ученикам Христа было очень трудно понять все это. Они ведь ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто должен пострадать и умереть. В особом разделе своего Евангелия, темой которого является ученичество как духовный феномен (8:31 — 10:52), Марк изображает Иисуса «на пути» в Иерусалим — наставляющим учеников тому, что это значит — следовать за Ним. Перспектива открывалась перед ними нерадостная. Однако троим из них Он дал ободряющее видение будущего Своего явления, когда преобразился перед ними (9:1-8).
И в тот же самый момент Отец Небесный засвидетельствовал о сыновстве Иисуса и повелел ученикам слушаться Его. На протяжении всего этого раздела ученики «видят», но не так, как должны были бы (8:22-26). И вновь подчеркивает Марк, что последователи Христа удивляются, неверно понимают и даже боятся и ужасаются того, что ожидает их впереди (9:32; 10:32). Когда Иисуса схватили, они все разбежались (14:50). Сдержанно и кратко описывает Марк распятие Иисуса и сопутствовавшие этому явления, которые проливали свет на значение происходившего (15:33-39).
Но с особым чувством пишет евангелист о пустом гробе и об ангельской вести о том, что Иисус жив и встретится со Своими учениками в Галилее (14:28; 16:7), т. е. там, где главным образом протекало Его служение (6:6б-13). Как бы внезапная концовка придает драматическое звучание этой вести — о том, что Учитель жив и будет, как и прежде, руководить Своими учениками и заботиться об их нуждах; вести о том, что весь путь их «ученичества» будет освещен смертью и воскресением Иисуса Христа, и ими определен (9:9-10).
Цель написания.
В самом Евангелии от Марка прямо о них не говорится, а потому судить об этом остается на основании содержания книги и предполагаемой исторической обстановки. Вот некоторые из предполагаемых целей: а) описать жизнь Иисуса Христа как Божиего слуги; б) привлечь новых людей к Иисусу Христу; в) наставить новообращенных христиан и укрепить их в вере перед лицом ожидавших их гонений; г) дать необходимый материал евангелистам и учителям, и д) опровергнуть неверные представления об Иисусе и Его мессианском служении. Но выдвигающие все эти предположения (не лишенные смысла) либо вовсе не учитывают целые тексты Евангелия от Марка, либо обходят вниманием то, на чем евангелист делает особое ударение.
Между тем, главной для Марка была пастырская его задача. Христиане в Риме уже слышали благую весть о Божией спасающей силе и поверили ей (Рим. 1:8), однако они нуждались в том, чтобы услышать эту весть снова — в свете особого и подчеркнутого значения ее для их повседневной жизни, протекавшей в порочном и зачастую враждебном окружении. Им необходимо было глубже осмыслить значение их ученичества (смысл и последствия их следования за Христом) — в свете того, Кем Иисус был, что Он сделал, и что будет продолжать делать для них.
Как добрый пастырь, Марк написал «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божиего» (1:1) так, чтобы ответить на упомянутые нужды своих читателей — да формируется самая жизнь их под воздействием этого Евангелия! И он достиг поставленной цели через воссозданные им образы Иисуса и Его двенадцати учеников, с которыми, как он надеялся, его читатели захотят отождествить себя (толкование на «Богословскую тематику»).
Он показал, что Иисус Христос является Мессией, потому что Он есть Сын Божий, но одновременно — и страдающий Сын Человеческий, и мученическая смерть Его в качестве такового соответствовала Божиему плану искупления человеческого рода. Именно в свете всего этого показал евангелист как заботился Иисус о своих учениках и старался донести до них сущность их ученичества в контексте Его смерти и воскресения; проходят века, но все, кто следуют за Иисусом, неизменно нуждаются в такого рода заботе и наставлениях.
План книги:
I. Заглавие (1:1)
II. Вступление: подготовка к служению Иисуса людям (1:2-13)
А. Предтеча Христа — Иоанн Креститель (1:2-8)
Б. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем (1:9-11)
В. Искушение Иисуса сатаною (1:12-13)
III. Начало служения Иисуса в Галилее (1:14 — 3:6)
А. Проповедь Иисуса — краткое, вступительное, обобщение ее (1:14-15)
Б. Иисус призывает на служение четырех рыбаков (1:16-20)
В. Власть Иисуса над демонскими силами и болезнями (1:21-45)
Г. Разногласия Иисуса с религиозными вождями в Галилее (2:1 — 3:5)
Д. Заключение: фарисеи отвергают Иисуса (3:6)
IV. Продолжение служения Иисуса в Галилее (3:7 — 6:6а)
А. Служение Христа в районе Галилейского моря — вступительный обзор (3:7-12)
Б. Назначение Иисусом Двенадцати (3:13-19)
В. Обвинение Иисуса в том, что Он действует силою Веельзевула; Он говорит о том, кто, истинно, составляют Его семью (3:20-35)
Г. Характер Царствия Божиего в притчах Иисуса (4:1-34)
Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35 — 5:43)
Е. Заключение: отвержение Иисуса в Назарете (6:1-6а)
V. Служение Иисуса в Галилее и за ее пределами (6:6б-8:30)
А. Иисус учит, ходя по Галилее — вступительное обобщение (6:6б)
Б. Иисус посылает двенадцать учеников проповедовать; смерть Иоанна Крестителя (6:7-31)
В. Словом и делом Иисус открывает Себя двенадцати Своим ученикам (6:32 — 8:26)
Г. Заключение: исповедание Петром Иисуса как Христа (8:27-30)
VI. Путь Иисуса в Иерусалим (8:31 — 10:52)
А. Первый раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (8:31 — 9:29)
Б. Второй раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (9:30 — 10:31)
В. Третий раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (10:32-45)
Г. Заключение: вера слепого Вартимея (10:46-52)
VII. Служение Иисуса и Иерусалиме и его окрестностях (11:1 — 13:37)
А. Торжественный вход в Иерусалим (11:1-11)
Б. Пророческие знамения Иисуса относительно Божиего суда над Израилем (11:12-26)
В. Столкновения Иисуса с религиозными вождями во дворах храма (11:27 — 12:44)
Г. Пророческая беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе (13 гл.)
VIII. Страдания и смерть Иисуса в Иерусалиме (главы 14-15)
А. Предательство, Пасхальная вечеря и бегство учеников (14:1-52)
Б. Суд над Иисусом, распятие Его и погребение (14:53 — 15:47)
IX. Воскресение Иисуса из мертвых (16:1-8)
А. Женщины приходят ко гробу (16:1-5)
Б. Ангельская весть (16:6-7)
В. Реакция женщин на весть о воскресении Иисуса (16:8)
X. Эпилог и богословские споры вокруг него (16:4-20)
А. Три явления Иисуса Христа после Его воскресения (16:9-14)
Б. Поручение Иисуса Его последователям (16:15-18)
В. Вознесение Иисуса и продолжение служения Его учеников (16:19-20)
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Евангелие от Марка — вторая после Евангелия от Матфея книга Нового Завета и второе (и самое краткое) из четырёх канонических Евангелий.
Евангелие повествует о жизни и делах Иисуса Христа и во многом совпадает с изложением Евангелия от Матфея. Отличительной чертой Евангелия от Марка является то, что оно обращено к христианам, вышедшим из языческой среды. Здесь даются объяснения многих иудейских обрядов и обычаев.
Читать Евангелие от Марка.
Евангелие от Марка состоит из 16 глав:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Поэтический слог Марка – выразительный и непосредственный. Евангелие написано по-гречески. Язык Евангелия — не литературный, а ближе к разговорному.
Авторство. В тексте данного Евангелия, как и в текстах других Евангелий, нет указания на авторство. Согласно церковной традиции, авторство приписывают ученику апостола Петра – Марку. Считается, что Евангелие было написано Марком на основе воспоминаний Петра.
В Евангелии описан эпизод о неизвестном юноше, который выбежал на улицу в ночь взятия Христа в одном одеяле. Считается, что этим юношей был евангелист Иоанн Марк.
Многие современные библеисты считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и, вместе с неизвестным источником Q, послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки.
Время создания. Наиболее вероятное время создания Евангелия от Марка — 60—70-е гг. Есть две версии места написания – Рим и Александрия.
Толкование Евангелия от Марка.
Большинство дошедших до наших времен свидетельств отцов Церкви утверждают, что Евангелие от Марка было создано Риме и предназначалось, в первую очередь, христианам из язычников. Об этом свидетельствует ряд фактов:
- Объяснения иудейских обычаев,
- Перевод арамейских выражений на понятный греческий.
- Использование большого количества латинизмов.
- Использование принятого в Риме времяисчисления.
- Малое количество цитат из Ветхого Завета.
- Подчеркивается озабоченность Господа «всеми народами»
Евангелиста Марка более привлекают поступки, нежели речи Христа (описывается 18 чудес и только 4 притчи).
Для Марка было важным подчеркнуть то, что Иисус не желал раскрывать себя в качестве Мессии до тех пор, пока Его последователям не станут понятны сущность Его мессианства и истинный характер Его служения.
В Евангелии Иисус называет Себя Сыном Человеческим 12 раз и Христом (Мессией) всего один раз. Объясняется это тем, что сама мессианская задача – быть слугой Иеговы и отдать жизнь за людей по воле Его – лучше соответствовала ипостаси Сына Человеческого
Ученикам Христа было трудно понять замысел Его — они ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто будет страдать и умрет за грехи человечества. Апостолы бояться и не понимают того, что ожидает их. Именно поэтому, они разбежались, когда воины схватили Иисуса.
С особым чувством Марк пишет об ангельской вести о том, что Христос воскрес и встретится с учениками в Галилее. Смысл концовки в том, что Иисус жив и будет вести и заботиться о последователях своих.
Цели Евангелия от Марка:
- описать жизнь Христа как слуги Божьего;
- привлечь новых последователей к христианской вере;
- наставить и укрепить в вере новообращенных христиан перед лицом ожидавших их гонений
Главная задача Евангелия – глубокое понимание значения ученичества и следования за Христом в контексте Его смерти и воскресения.
Евангелие от Марка: краткое содержание.
Глава 1. Проповедь ближайшего предшественника Иисуса Христа – Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Искушение Христа сатаною. Служение Христа в Галилее. Власть Сына Божьего над болезнями и демонскими силами. Проповеди и первые ученики.
Глава 2. Разногласия Иисуса Христа с религиозной верхушкой в Галилее.
Глава 3. Фарисеи отвергают Иисуса. Проповеди Спасителя в районе Галилейского моря. Призвание 12 апостолов. Чудеса и притчи Христа. Обвинение Христа в сотрудничестве с Веельзевулом. Ответ Иисуса о том, кто, истинно, составляет Его семью.
Глава 4. Описание и характеристика Царства Божьего в притчах Иисуса.
Глава 5. Чудеса Иисуса, свидетельствующие о Его Божественной силе.
Глава 6. Служение Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Отвержение Иисуса.
Главы 7 – 8. Словом и делом Христос открывает Себя 12 Своим ученикам.
Глава 9. Иисус идёт в Иудею. Дальнейшие чудеса и притчи. Предсказание Иисусом Своего мученичества.
Глава 10. Исцеление иерихонского слепца. Вера слепого Вартимея.
Глава 11. Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там. Знамения Спасителя относительно Божьего суда.
Глава 12. Столкновения Спасителя с религиозными вождями во дворах храма.
Глава 13. Предсказания о разрушении Иерусалима и приходе конца света
Глава 14. Помазание миром. Тайная вечеря. Гефсиманское борение, арест и суд
Глава 15. Иисус перед Пилатом. Распятие Христа и погребение.
Глава 16. Явления воскресшего Христа. Поручение Иисуса Его последователям.