Содержание
- Глава 13
- Если не покаетесь, то погибнете…
- Другие статьи в литературном дневнике:
- hist_etnol
- История находки
- Транслитерация и перевод
- Самолет (Силоамская башня) упал… в чем и как нам живым теперь каяться?
- ***
- Да будет воля Твоя!
- Смерть. «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23)
- Что делать, чтобы жить долго?
- Не благословляйте детей на беззаконие
- Смерть. Как Бог мог такое допустить?!
- Прекратились полеты в Египет? Почему это не было сделано давно?!
- Наглая смерть
- Нужно молиться… Нужно ли? И всем?
- Нужно дать Богу возможность вмешаться в нашу свободу
- Православные истории
Глава 13
1–9. Увещания в покаянию. – 10–17. Исцеление в субботу. – 18–21. Две притчи о Царстве Божием. – 22–30. Многие могут и не попасть в Царство Божие. – 31–35. Слово Христа по поводу замыслов против Него со стороны Ирода.
Лк.13:1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
Увещания к покаянию, следующие далее, имеются только у одного евангелиста Луки. Точно так же он один сообщает и о случае, подавшем повод Господу обратиться с такими увещаниями к окружавшим Его.
«В это время», т.е. когда Господь говорил предыдущую речь к народу, некоторые из вновь подошедших слушателей сообщили Христу о важной новости. Какие-то Галилеяне (судьба их представляется известной читателям, потому что перед словом Γαλιλαίων стоит артикль τῶν) были убиты по приказу Пилата в то время, как они приносили жертву, и кровь убиваемых даже обрызгала жертвенных животных. Неизвестно, почему Пилат допустил такое жестокое самоуправство в Иерусалиме над подданными царя Ирода, но в то довольно смутное время римский прокуратор действительно мог прибегать без серьезных расследований к самым крутым мерам, в особенности же по отношению к жителям Галилеи, которые, вообще, были известны своим строптивым характером и склонностью к возмущениям против римлян.
Лк.13:2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Вопрос Господа вызван, вероятно, тем обстоятельством, что те, кто принес Ему весть о погибели галилеян, склонны были видеть в этой страшной погибели наказание Божие за какие-либо особенные грехи, совершенные погибшими.
«Были» – правильнее: стали, сделались (ἐγένοντο) или наказали себя именно через свою погибель.
Лк.13:3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Христос пользуется этим случаем для того, чтобы обратиться с увещанием к слушателям Своим. Погибель галилеян, по Его предсказанию, предвещает гибель всего иудейского народа, в случае если народ останется нераскаянным, конечно, в своем противлении Богу, Который теперь требует от народа, чтобы он принял Христа.
Лк.13:4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Лк.13:5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Не один только случай с галилеянами может поразить ум и сердце. Господь указывает еще, очевидно, совсем недавнее событие, именно, падение Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами восемнадцать человек. Неужели эти погибшие были грешнее пред Богом, чем все остальные жители Иерусалима16?
Что это была за башня неизвестно. Видно только, что она стояла в непосредственной близости к Силоамскому источнику (ἐν τῷ Σιλωάμ), который протекал при подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима.
«Все» – опять намек на возможность погибели всего народа.
Лк.13:6. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
Лк.13:7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
Лк.13:8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, –
Лк.13:9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Чтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского народа, Господь говорит притчу о бесплодной смоковнице, от которой хозяин виноградника пока все еще ждет плода, но – такой вывод должно сделать из сказанного – скоро его терпение может истощиться, и он ее срубит.
«И сказал» – сказал, обращаясь к толпам народа, стоявшим около Него (Лк. 12:44).
«В винограднике… смоковницу». В Палестине на хлебных полях и виноградниках везде, где допускает почва, растут смоковницы и яблони (Тренч, с. 295).
«Третий год прихожу…» Точнее: «три года прошло уже с тех пор, как стал я приходить» (τρία ἔτη, ἀφ´ οὗ).
«На что она и землю занимает?» Земля в Палестине очень дорога, раз она предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев. «Занимает» – точнее: вынимает силу из земли – влагу (καταργεῖ).
«Окопаю ее и обложу навозом» – это уже крайние меры для того, чтобы сделать смоковницу плодородной (так и теперь поступают с апельсиновыми деревьями на юге Италии, – Тренч, с. 300).
«Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Перевод этот не совсем ясен. Почему оказавшуюся неплодной смоковницу нужно срубить только «в следующий год»? Ведь хозяин заявил виноградарю, что она напрасно истощает почву значит, от нее нужно избавиться именно тотчас же после последней и окончательной попытки сделать ее плодородной. Дожидаться еще год – нет никакого основания. Поэтому лучше принять здесь чтение, установленное Тишендорфом: «Может быть, она принесет плод в следующий год? (κἂν μὲν ποιήσῃ καρπόν εἰς τὸ μέλλον) Если же нет, срубишь ее». До следующего же года нужно дожидаться потому, что смоковницу в текущем году только еще будут удобрять.
Притчей о бесплодной смоковнице Господь хотел показать иудеям, что Его выступление как Мессии – это последняя попытка, которую делает Бог с целью призвать иудейский народ к покаянию, а после неудачи этой попытки для народа ничего более не остается, как ожидать себе скорого конца. Но кроме этого, прямого смысла притчи, она имеет и таинственный. Именно бесплодная смоковница означает «всякий» народ и «всякое» государство и церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога назначения и которые поэтому должны быть удалены со своего места (ср. Откр. 2:5 обращение к Ангелу Ефесской церкви: «сдвину светильник твой с места его, если не покаешься»). Затем в ходатайстве виноградаря за смоковницу отцы Церкви видели ходатайство Христа за грешников или ходатайство Церкви за мир, или праведных членов Церкви – за неправедных. Что касается упоминаемых в притче «трех лет», то одни толкователи видели здесь обозначение трех периодов домостроительства Божественного – закона, пророков и Христа, другие – указание на трехлетнее служение Христа. Но все эти толкования не имеют основания в самой притче, детали которой, как и всякой притчи вообще, не нуждаются в изъяснении: важно только оттенить главную мысль притчи, а эта мысль вполне ясна всякому.
Лк.13:10. В одной из синагог учил Он в субботу.
Лк.13:11. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
Лк.13:12. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
Лк.13:13. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
Лк.13:14. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
Лк.13:15. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
Лк.13:16. сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
Лк.13:17. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Об исцелении Христом скорченной женщины в субботу говорит только евангелист Лука. В синагоге в субботу Господь исцелил скорченную женщину, – хотя косвенно, в своем обращении к народу, – и начальник синагоги поставил Ему это действие в вину, так как Христос нарушил субботний покой. Тогда Христос обличил лицемерного ревнителя закона и подобных ему, указав на то, что и по субботам иудеи водят поить свой скот, нарушая таким действием предписанный им покой. Это обличение заставило устыдиться противников Христа, а народ стал выражать радость по поводу совершаемых Христом чудес.
«Духа немощи» (стих 11), т.е. беса, который ослаблял ее мускулы (см. стих 16).
«Ты освобождаешься» (стих 12) – точнее: «ты освобождена» (ἀπολέλυσαι), наступающее событие представлено в этом выражении как уже совершившееся.
«Начальник синагоги» (стих 14; см. Мф. 4:23).
«Негодуя, что Иисус исцелил в субботу» (стих 14; см. Мк. 3:2).
«Сказал народу» (стих 14). Прямо обратиться ко Христу он боялся ввиду того, что народ очевидно стоял на стороне Христа (ср. стих 17).
«Лицемер» (стих 15) – по более точному чтению: «лицемеры». Так называет Господь начальника синагоги и других представителей духовной власти, стоявших на стороне этого начальника (Евфимий Зигавин) за то, что они под видом соблюдения в точности закона о субботе хотели посрамить Христа.
«Не ведет ли…» (стих 15). Согласно Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу.
«Сию же дочь Авраамову…» (стих 16). Господь делает заключение высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу – освободить эту страдалицу от болезни, которую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих служителей – бесов).
«О всех славных делах» (стих 17) – пропущено: бывающих или совершающихся (τοῖς γενομένοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся.
Лк.13:18. Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
Лк.13:19. Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
Лк.13:20. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
Лк.13:21. Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
Объяснение притчей о зерне горчичном и о закваске (см. Мф. 13:31–32; ср. Мк. 4:30–32; Мф. 13:33). Таким образом, согласно Евангелию Луки, эти две притчи были сказаны в синагоге, и здесь они вполне на месте, так как в 10-м стихе сказано, что Господь в синагоге «учил», но в чем состояло Его учение – этого евангелист там не сказал, теперь он и восполняет это опущение.
«В саду своем», т.е. держал под своим ближайшим наблюдением и постоянно заботился о нем (Мф. 13:31: «на поле своем»).
Лк.13:22. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
Евангелист опять (ср. Лк. 9:51–53) напоминает своим читателям, что Господь, проходя по городам и селениям (по всей вероятности, евангелист подразумевает здесь города и селения Переи, заиорданской области, которой обыкновенно ходили из Галилеи в Иерусалим), направлялся к Иерусалиму. Он счел нужным здесь напомнить об этой цели путешествия Господа ввиду того, что далее у него изложены предсказания Господа о близости Его смерти и о суде над Израилем, что, конечно, имело ближайшее отношение к цели путешествия Христа.
Лк.13:23. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
«Некто» – по всей вероятности, не принадлежавший к числу учеников Христа. Это видно из того, что в ответе на поставленный этим человеком вопрос Господь обращается к толпе народа вообще, из средины которой, очевидно, и вышел этот человек.
«Неужели мало спасающихся?» Вопрос этот вызван был не строгостью нравственных требований Христа и не был простым вопросом любопытства, но, как видно из ответа Христа, основан был на горделивом сознании, что вопрошавший принадлежит к тем, которые непременно спасутся. Спасение здесь понимается как спасение от вечной погибели через принятие в славное Царство Божие (ср. 1Кор. 1:18).
Лк.13:24. подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
(См. Мф. 7:13).
Евангелист Лука усиливает мысль Матфея, так как у него поставлено вместо «входите» – «подвизайтесь войти» (ἀγωνίζεσθε εἰσελθεῖν), что предполагает сильное напряжение, которое потребуется для вхождения в славное царство Божие.
«Многие поищут войти» – когда уже минует время домостроительства спасения.
«И не возмогут», потому что в свое время не покаялись.
Лк.13:25. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
Лк.13:26. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
Лк.13:27. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Возвещая суд над всем иудейским народом, Христос изображает Бога хозяином дома, Который ожидает друзей Своих на вечерю. Наступает такой час, когда нужно уже запирать двери дома, и это делает Сам Хозяин. Но лишь только Он запрет двери, как народ иудейский («вы»), подошедший слишком поздно, начнет просить о допущении и его на вечерю и стучать в двери. Только Домохозяин, т.е. Бог, скажет этим опоздавшим, что Он не знает, откуда они, т.е. из какого семейства (ср. Ин. 7:27); они, во всяком случае, принадлежат не к Его дому, а к какому-то другому, Ему неизвестному (ср. Мф. 25:11–12). Тогда иудеи будут указывать на то, что они ели и пили пред Ним, т.е. что они Ему близкие друзья, что Он учил на улицах их городов (речь ясно уже переходит в изображение отношений Христа к иудейскому народу). Но Домохозяин опять скажет им, что они Ему неизвестны и потому должны уйти как неправедные делатели, т.е. злые, упорные в своей нераскаянности люди (см. Мф. 7:22–23). У Матфея эти слова подразумевают ложных пророков.
Лк.13:28. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
Лк.13:29. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Заключение к предыдущей речи изображает горестное состояние отвергаемых иудеев, которые, к большей своей досаде, будут видеть, как откроется доступ в Царствие Божие другим народам (ср. Мф. 8:11–12).
«Там», т.е. куда вы будете изгнаны.
Лк.13:30. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
(См. Мф. 20:16).
«Последние» – это язычники, которых евреи не считали достойными допущения в Царство Божие, а «первые» – народ иудейский, которому было обещано Царство Мессии (ср. Деян. 10:45).
Лк.13:31. В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
Фарисеи приходят ко Христу с предостережением относительно замыслов Ирода Антипы, тетрарха галилейского (ср. Лк. 3:1). Из того, что далее (стих 32) Господь называет Ирода «лисицей», т.е. существом хитрым, можно с уверенностью сказать, что фарисеи пришли по поручению самого же Ирода, которому было очень неприятно, что Христос так долго находится в его владениях (Перея, где находился в то время Христос, также принадлежала к владениям Ирода). Прибегать к каким-нибудь открытым мерам против Христа Ирод опасался ввиду уважения, с которым народ встречал Христа. Ирод поэтому поручил фарисеям внушить Христу мысль о том, что Ему в Перее угрожает опасность со стороны тетрарха. Фарисеям же казалось лучшим уговорить Христа поскорее пойти в Иерусалим, где – как им было, конечно, известно – Христа уже не помилуют.
Лк.13:32. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;
Господь отвечает фарисеям: «пойдите, скажите этой лисице», которая послала вас, т.е. Ироду: «се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу».
«Сегодня». Это выражение означает определенное, известное Христу время, в течение которого Он пробудет в Перее, вопреки всем замыслам и угрозам Ирода.
«Кончу» – покончу (τελειοῦμαι, которое везде в Новом Завете употребляется как страдательная форма), или – дойду до конца. Но какой «конец» здесь подразумевает Христос? Не смерть ли Свою? Некоторые учители Церкви и церковные писатели (блж. Феофилакт, Евфимий Зигавин) и многие западные ученые понимали это выражение именно в таком смысле. Но контекст речи явно идет против такого понимания: Господь говорит, несомненно, о том, что окончится Его настоящая деятельность, которая состоит в изгнании бесов и в исцелении болезней и проходит здесь, в Перее. Затем уже начнется другая деятельность – в Иерусалиме.
Лк.13:33. а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
Стих этот очень труден для понимания, потому что неясно, во-первых, какое «хождение» имеет в виду Господь, и, во-вторых, непонятно, какая связь этого «хождения» с тем фактом, что пророки погибали обыкновенно в Иерусалиме. Поэтому некоторые из новейших толкователей считают этот стих неисправным по структуре и предлагают такое чтение: «Мне нужно ходить (т.е. совершать здесь исцеления) сегодня и завтра, но на следующий день Я должен уйти в путешествие дальше, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Иог. Вейс). Но нет никакого основания в этом тексте находить мысль о решении Христа уйти из Переи: здесь нет ни выражения «отсюда», ни намека на изменение деятельности Христа. Лучше поэтому толкует это место Б. Вейс: «Конечно, впрочем, Христу нужно продолжать Свой путь дальше, как того хочет Ирод. Но это не зависит нисколько от коварных замыслов Ирода: Христу нужно, как и доселе, переходить с одного места на другое (стих 22) в течение твердо установленного времени. При этом Он не имеет целью избежать опасности, напротив, целью Его путешествия является Иерусалим, потому что Он знает, что, как пророк, Он может и должен умереть только там».
Что касается замечания о погибели всех пророков в Иерусалиме, то это, конечно, гипербола, потому что не все же пророки нашли себе смерть в Иерусалиме (например, Иоанн Креститель был казнен в Махерусе). Слова эти Господь высказал со скорбью по поводу такого отношения Давидовой столицы к посланникам Божиим17.
Лк.13:34. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Лк.13:35. Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!
(См. комментарии к Мф. 23:37–39).
У евангелиста Матфея это изречение об Иерусалиме представляет собой заключение к обличительной речи против фарисеев, но здесь оно имеет больше связи с предыдущей речью Христа, чем в Евангелии от Матфея. Впрочем, в Евангелии от Луки Христос обращается к Иерусалиму издали. Он, вероятно, во время произнесения последних слов 33-го стиха обернулся лицом по направлению к Иерусалиму и произнес это полное скорби обращение к центру теократии.
«Сказываю же вам…». У евангелиста Матвея: «ибо сказываю вам». Различие между тем и другим выражением такое: у Матфея Господь предсказывает Иерусалиму опустошение как последствие того, что Он удаляется от него, а у Луки Господь говорит, что в том состоянии отвержения, в каком окажется Иерусалим, Он не придет к нему на помощь, как жители Иерусалима, может быть, того ожидали: как бы ни было печально ваше положение, но Я не выступлю на вашу защиту, доколе: и т.д. – т.е. до тех пор, пока весь народ не раскается в своем неверии во Христа и не обратится к Нему, что будет уже перед вторым Его пришествием (ср. Рим. 11и сл.).
Пришедшие из Иерусалима рассказали Господу о Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Евреи часто восставали против римского владычества, и, вероятно, это было одно из таких возмущений, происшедшее в храме во время одного из больших праздников, когда вооруженные римские воины охраняли в нем порядок. Судя по этому повествованию, Пилат приказал убить возмутившихся Галилеян в храме в то самое время, как там приносили жертвы, вследствие чего кровь убитых смешалась с кровью жертвенных животных. Иисус Христос объяснил, что эту насильственную смерть в таком святом месте нельзя объяснить тем, что это Галилеяне были грешнее всех прочих: поэтому не следует думать, что не пострадавшие таким образом праведнее пострадавших – тех, кого Господь не наказывает столь суровым образом. Он только долготерпит, ожидая их покаяния.
Оригинал тут: lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/averky/gospel4/118.html
Лк.13:1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
Увещания к покаянию, следующие далее, имеются только у одного евангелиста Луки. Точно так же он один сообщает и о случае, подавшем повод Господу обратиться с такими увещаниями к окружавшим Его.
«В это время», т. е. когда Господь говорил предыдущую речь к народу, некоторые из вновь подошедших слушателей сообщили Христу о важной новости. Какие-то Галилеяне (судьба их представляется известной читателям, потому что перед словом Γαλιλαίων стоит артикль τῶν) были убиты по приказу Пилата в то время, как они приносили жертву, и кровь убиваемых даже обрызгала жертвенных животных. Неизвестно, почему Пилат допустил такое жестокое самоуправство в Иерусалиме над подданными царя Ирода, но в то довольно смутное время римский прокуратор действительно мог прибегать без серьезных расследований к самым крутым мерам, в особенности же по отношению к жителям Галилеи, которые, вообще, были известны своим строптивым характером и склонностью к возмущениям против римлян.
Лк.13:2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Вопрос Господа вызван, вероятно, тем обстоятельством, что те, кто принес Ему весть о погибели галилеян, склонны были видеть в этой страшной погибели наказание Божие за какие-либо особенные грехи, совершенные погибшими.
«Были» – правильнее: стали, сделались (ἐγένοντο) или наказали себя именно через свою погибель.
Лк.13:3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Христос пользуется этим случаем для того, чтобы обратиться с увещанием к слушателям Своим. Погибель галилеян, по Его предсказанию, предвещает гибель всего иудейского народа, в случае если народ останется нераскаянным, конечно, в своем противлении Богу, Который теперь требует от народа, чтобы он принял Христа.
Лк.13:4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Лк.13:5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Не один только случай с галилеянами может поразить ум и сердце. Господь указывает еще, очевидно, совсем недавнее событие, именно, падение Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами восемнадцать человек. Неужели эти погибшие были грешнее пред Богом, чем все остальные жители Иерусалима1)?
Что это была за башня неизвестно. Видно только, что она стояла в непосредственной близости к Силоамскому источнику (ἐν τῷ Σιλωάμ), который протекал при подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима.
Смысл слов Господа такой: вы — такие же грешники, как и те, и поэтому так же погибнете, если не раскаетесь. Над теми суд Божий уже совершился, а над вами еще совершится так или иначе, «если не покаетесь». Возможно, что здесь Господь намекает на суд Божий, совершившийся над еврейским народом, когда Тит Флавий разрушил Иерусалим, и громадное число евреев погибло подобным же образом в храме, как эти убитые Пилатом Галилеяне. При этом уже Сам Господь вспоминает другой случай, когда силоамская башня, упав, задавила 18 человек — были ли они грешнее прочих жителей Иерусалима? — Кто знает. Оба несчастных случая Господь предлагает понимать иначе: это — лишь предупреждения живущим: «если не покаетесь, все так же погибните!» — т.е. смерть застанет вас неподготовленными, обремененными грехами. Развивая дальше эту же мысль, Господь рассказывает Притчу о бесплодной смоковнице.
Если не покаетесь, то погибнете…
Виталий Митропольский: литературный дневник
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Евангелие от Луки, Глава 13)
Отречение от традиционных ценностей христианской культуры набирает обороты, раскачивая Титаник атлантической постцивилизации в обледеневшем океане античеловеческого хаоса…
Либеральные ценности расхристанного гедонизма умерщвляют души народов, сжимая их в фасции глобальной неофашистской псевдоимперии.
Украинская карта разыгрывается мондиалистами с сатанинским цинизмом хищника, уверенного в своей безнаказанности.
Старые счета превращаются в скалькулированные долги будущих поколений, лишенных возможностей целостного саморазвития…
Пир во время чумы продолжается, меняя тональность музыкального сопровождения и репертуар исполняемых пьес: от бравурного маршевого мажора до погребального траурного минора.
Фрагменты жизни расчленяют животрепещущие осколки мыслей и обрывки чувств до субатомного уровня обездушенной материи.
Гоголевские мертвецы восстают из душных кровосмесительных склепов, заново проживая свои нераскаянные преступления.
Мертвые души Чичиковых и Собакевичей, Плюшкиных и Ноздревых хватают живых за самое живое, заставляя истерически смеяться сквозь слезы исторического самоубийства…
Все несется куда-то с чудной силой непостижимого воображения сказочника, забывшего свою сказку…
Нет изменения, нет покаяния, нет развития…
Три NET превращаются во всемирную паутину безвыходности.
Но выход есть всегда, даже если он — запасной, из золотого запаса забытых, но вечных истин Божественной Троичности: превозмогающей веры, окрыленной надежды и воскрешающей любви…
© Copyright: Виталий Митропольский, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
hist_etnol
Силоамская надпись — фрагмент текста, обнаруженного в туннеле, пробитом в скале при иудейском царе Езекии (Хизкийяху).
Данный тоннель подаёт воду из источника Гион (ивр. Гихон) в Силоамский водоём (водоём Шилоах) в пределах Восточного Иерусалима.
Туннель был обнаружен в 1838 г. Эдвардом Робинсоном. Сегодня туннель входит в комплекс археологического парка «Город Давида».
Надпись повествует о строительстве туннеля в VIII в. до н.э. и считается одной из древнейших сохранившихся надписей на древнееврейском языке, выполненных палеоеврейским алфавитом.
Камень с надписью имеет размеры 1,32 м ширина и 0,21 м высота. Сейчас он находится в Археологическом музее Стамбула.
История находки
Несмотря на тщательные исследования туннеля Езекии в XIX в. такими известными археологами, как доктор Эдвард Робинсон, Чарльз Уилсон и Чарльз Уоррен, все они пропустили данную надпись.
Возможно, из-за того, что она была покрыта минеральными отложениями и едва заметна.
В 1880 г. Силоамскую надпись в туннеле обнаружили дети на расстоянии около 6 м от Силоамского водоёма на камне в восточной стене туннеля.
Надпись была тайно вырублена из стены туннеля в 1891 г. и разбита на куски, которые позже удалось собрать благодаря деятельности Британского консула в Иерусалиме и поместить в Археологический музей в Стамбуле.
Транслитерация и перевод
В исходном состоянии Силоамская надпись была практически нечитаемой из-за многовековых отложений. Профессор Сэйс первым смог предложить предварительное чтение текста.
Позже поверхность камня была обработана кислым раствором, и прочтение Силоамской надписи стало гораздо точнее. Текст выполнен палеоеврейским алфавитом.
Форма букв довольно стандартная, однако имеет характерный «курсивный» или рукописный стиль, который очень напоминает шрифт Лахисских посланий, Храмового остракона и других письменных источников того времени.
Возможно, текст Силоамской надписи был прежде намечен краской, а потом уже по этим линиям процарапаны канавки в камне.
Силоамская надпись содержит 6 уцелевших строк, над которыми раньше могла быть ещё одна строка. Последняя строка не проходит во всю длину, что отличается от стиля древних монументальных надписей, где текст старались закомпоновать так, чтобы было использовано всё имеющееся пространство.
Транслитерация сделана современным «квадратным»еврейским шрифтом.
Разрушенные фрагменты текста и огласовка слов реконструированы Дэвидом Стайнбергом. Дагеш (точка в середине буквы) используется в данной огласовке только как индикатор удвоения согласной, так как фонемы בגדכפ״ת в этот период произносились лишь смычным способом, т.е. б, г, д, к, п, т.
Сопряжённое произношение слов передаётся знаком «маккеф» (־). Сохранившиеся части текста в транслитерации выделены жирным шрифтом.
Перевод сделан по возможности близко к оригиналу. Реконструированные части в переводе оформлены квадратными скобками. Слова, добавленные для прояснения смысла, стоят в круглых скобках.
Транслитерация «квадратным» шрифтом | Дословный перевод | |
---|---|---|
1 | תַמָּה הַנַּקַבָה וַזֶה הַיָה דַבַר־הִנַּקִבָהּ בִעַוְד הַחֹצִבִם מֵנִפִם אַת | туннель. И так была история пробития его. Когда ещё |
2 | הַגַּרְזִן אִש אִל־רֶעֶו וַבִעַוְד שַׁלֹשׁ אַמֹּת לַהַנַּקִב נַשְׁמַע קֹל־אִשׁ קֹ | киркой, каждый навстречу товарищу своему, и когда ещё (оставалось) три локтя проен (стал) голос одного, воскли- . |
3 | רֵא אִל־רֶעֶו כִי הַיַתָ זִדָּה בַצֻּר מִיַּמִןוַעַד־הַשַּׂמְאֹל וַבִיֹם הִ | щего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина (или трещина) в скале (идущая) справа И в день про- |
4 | נַּקִבָהּ הִכּוּ הַחֹצִבִם אִש לַקְרֹת־רֶעֶו גַרְזִן עַל־גַרְזִן וַיֵּלִכוּ | бития его (туннеля) ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка к рке. И пошли |
5 | הַמַּים מִן־הַמַּוְצָא אִל־הַבַּרִכָה בִמִאַתַים וַאַלְףְ אַמָּה וַמִאַ | воды от источника к водоёму двест тысяча (1200) локтей. И со |
6 | ת אַמָּה הַיָה גֻבְהְ־הַצֻּר עַל־רֹאשׁ־הַחֹצִבִם | локтей была высота скалы над головами каменолом. |
Для орфографии надписи характерно т.н. неполное написание слов. Напр. слово «голос» пишется קֹל.
Существует и другое мнение о слове זדון — Задон, означающего злое намерение, таким образом фраза приобретает следующий смысл: ибо была им помехой скала между правой и левой (группами, ведь тоннель строили сразу две группы камнеломов — с двух сторон скалы, а инструментов для ровной прокладки тоннеля в те времена не существовало. По этому можно заметить, что по краям тоннель идет прямо, а ближе к середине начинает петлять).
Библия о Силоамском туннеле
Царь Езекия
Царь Езекия «сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (4Цар.20:20).
«Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя , много воды. (2Пар.32:2-4).
«Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона и провел их вниз к западной стороне города Давидова.» (2Пар.32:30).
Силоамская башня
Загадочный эпизод с Иисусом Сыном Отца – не последнее указание на восстание, случившееся в это время в Иерусалиме.
Другое такое указание приводит Лука. Он рассказывает, как некоторые люди, придя к Иисусу, «рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Ответ Иисуса на это известие был однозначен: «Если не покаетесь, погибнете так же».
сус.
Этот эпизод размещен Лукой в самом начале текста и как будто не имеет отношения к вступлению Иисуса в Иерусалим. Это не имеет решающего значения: Лука и Матфей часто расставляют известные им изречения Иисуса в произвольном порядке, особенно когда речь идет о ключевых высказываниях, которые надо вырвать из контекста вызвавших их компрометирующих событий.
Проблема заключается в том, что смешать «кровь галилеян с жертвами их» Пилат мог только в одном месте: в Храме. Ни в каком другом месте иудеи просто не имели права приносить мясных жертв. И произойти это могло только в одно время: на Пасху. Ни в какое другое время галилеяне в большом количестве просто не могли собраться в Храме.
Иными словами, войска Пилата ворвались в Храм на Пасху и устроили резню. Дело это, как вы понимаете, нешуточное. Аналогичная резня, устроенная за сорок лет до того сыном Ирода Архелаем, рассматривалась как тяжелый проступок и была одним из пунктов обвинений, выдвинутых против него непосредственно перед лицом императора Октавиана Августа.
Трудно себе представить, что Иосиф Флавий, который очень подробно рассказывает о правлении нелюбимого им Пилата, умолчал бы о подобной выходке. К тому же речь идет не просто о паломниках, а о галилеянах.
Слово «галилеяне» употреблялось в это время в Иудее в двояком смысле. Одно значило не только уроженцев Галилеи, но и приверженцев определенной религиозной секты, той самой, которую Иосиф называет «четвертой сектой» и к которой принадлежали и Иуда, и Иисус Галилеянин. О секте галилеян сообщает нам Гегесипп.
Галилеянами называл христиан император Юлиан Отступник.
Трудно себе представить, что войска Пилата в разгар резни спрашивали у паломников паспорта со штампом прописки. Под истреблением галилеян в Храме во время пасхального жертвоприношения, очевидно, имеется в виду истребление захвативших Храм сектантов. Однако мы, опять-таки, ничего не знаем о таком захвате Храма – если не предположить, что из наших источников исчезли сведения о таковом, осуществленном Иисусом Галилеянином.
Иисус не останавливается на том, что объясняет смерть убитых в храме галилеян недостаточной верой покойников. Он продолжает: «Или думаете ли, что те восемнадцать че
Силоамская башня находилась на юг от Храма и господствовала над силоамским водоводом, по которому проникли в Иерусалим войска Давида (2 Цар. 5:7). Вместе с Антониевой Силоамская башня была частью системы доминирующих над городом укреплений.
Если кто-то и мог погибнуть при падении Силоамской башни, так это размещенная в ней правительственная стража. Для ревностных иудеев такое событие могло быть только поводом для радости. Падение башни с храмовой стражей или киттим было для них такое же духоподъемное событие, как падение Башен-Близнецов для арабского мира.
Наша проблема заключается в том, что падение Силоамской башни – так же, как и резня галилеян в храме на алтарях – было явно не рядовым событием. Хорошо охраняемые инженерные сооружения, служащие укреплениями для римского гарнизона во враждебном городе, сами собой не падают. Они могут упасть либо во время землетрясения, либо во время штурма.
Иначе говоря, Силоамская башня могла рухнуть на галилеян по одной причине: если вышеназванные галилеяне захватили ее, как Масаду, и укрепились в ней, а римляне подвели к башне подкоп или разворотили ее во время штурма. В то самое время, когда другие римляне смешивали в Храме «кровь галилеян с жертвами их».
Итак, высказывание Иисуса о Силоамской башне и избиении Пилатом галилеян в храме заставляет нас предполагать, что в правление Понтия Пилата в Иерусалиме произошли серьезные беспорядки, связанные с попыткой захвата по крайней мере двух ключевых укреплений: храма и Силоамской башни. По какой-то причине эти два важнейших для истории Понтия Пилата события не вошли в «Иудейскую войну» Иосифа Флавия – или были вычеркнуты из нее.
Однако еще показательнее, чем кровавая неудача этих беспорядков, реакция Иисуса на них. Иисус утверждает, что те, что погибли, недостаточно веровали.
Этот ответ имел глубокие корни в еврейской культуре. Именно недостаточной верой в Господа объясняли падение Первого Храма Иеремия и Иезекииль: «Господь Бог наш определил нас на погибель и дает нам пить воду с желчью за то, что мы грешили пред Господом» (Иер. 8:14).
Именно недостаточной верой в Господа объясняет 2-я книга Маккавеев гибель сторонников Иуды Маккавея в бою. Им было обещано бессмертие и воскресение, но они проиграли бой и погибли, а когда их товарищи в недоумении обыскали их тела, то выяснилось, что те, что погибли, имели на себе языческие амулеты! (2 Мак. 12:40).
И, наконец, именно прегрешениями перед Господом объясняет автор «Псалмов Соломона» взятие Иерусалима войсками Помпея.
Ответ Иисуса – это типичный ответ иудейского фанатика, обещавшего верующим неуязвимость в бою. Они погибли? Значит, они недостаточно веровали.
Самолет (Силоамская башня) упал… в чем и как нам
живым теперь каяться?
После страшной гибели российского самолета в Египте сообщество загудело, мнения разделились. На доводы, что так могут погибнуть только нечестные люди по своим грехам, им возражали словами Господа о погибших под рухнувшей Силоамской башне.
***
«…не дай уклониться сердцу моему
к словам лукавым для извинения
дел греховных вместе с людьми,
делающими беззаконие,
и да не вкушу я от сластей их»
Пс. 140:4
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 12:1-5).
Итак, самолет упал… В чем же нам, пока оставшимся в живых нужно покаяться? Какие выводы мы можем и должны сделать?
Да будет воля Твоя!
Для истинно верующего христианина все происходящие вокруг, в том числе и в его жизни, не является и не может являться несправедливым. Если христианин читает молитву «Отче наш…», а это происходит как минимум пять (!) раз в день, то он произносит слова: «…да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Поэтому для христианина все, именно буквально все, происходящее вокруг, является просимым проявлением воли Бога. Христианин имеет доверие к этой воле Бога, как к лучшему из того, что может произойти, даже если произошедшее катастрофа.
Немало душевных людей потерпели тут психологическую и духовную катастрофу: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14).
Пророк Давид молился Богу семь раз в день. И о чем была его молитва? «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (Пс.118:164). Он воздавал Богу славу и хвалу за все суды, которые совершал Бог над народами и отдельными людьми, включая его самого, претерпевшего за своих грехи немало страшных наказаний: «Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался» (Пс.118:52),»Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня» (Пс.118:75).
Ропот на Бога – признак нечестия и безумия человека: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1:14-16).
«Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:1:10).
И эта кара, суд Божий, нужен прежде нам, человекам, чтобы оставшиеся не подумали, что грех и беззаконие остаются безнаказанными. С древних времен, с времен Иова, люди недоумевают: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» (Иов.21:7).
Господь, говоря о погибших под рухнувшей Силоамской башней, не указал, что некоторые погибли безвинно… Никто из не был оправдан.
Поэтому для нас, живых, вывод — нужно не только верить в Бога, но и доверять Ему, полагаясь на Его волю, и почитать Его суды как и Давид — праведными.
Смерть. «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23)
Увы, все люди умирают: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Почему? «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23) – смерть это справедливое наказание за наши грехи.
Ранняя смерть часто оказывается для падшего человека большим благом, чем долгая жизнь. Чья загробная участь отраднее — трехлетнего безгрешного младенца или 80-летней старухи, на совести, которой безверие, блуд, десять абортов, воровство, и то, что последние десятилетия своей жизни она проводила перед телевизором, поглощая потоки информационных помоев, а не в храмах, где ей тошно. Не лучше ли ей было умереть от болезни в детстве?
Лично для нее возможно лучше умереть, но… тогда бы она не стала матерью сына, или внука или пра-пра… правнука, который поможет спасению и вразумлению множества людей. Лично для нее возможно лучше умереть, но тогда ее дети и внуки, терпя ее старческий маразм, не смогли бы духовно возрасти, исполняя заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12).
Долгая жизнь человека не всегда свидетельство его праведности.
Вы думаете, лучше не родиться было только одному Иуде? «…но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26:24).
Кроткий Господь указывает на то, что есть люди, которым лучше умереть раньше, чем жить дальше: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).
Поэтому для нас, живых, вывод — не смерти нужно бояться, а жизни! Мы все умрем, бояться же нужно никчемной жизни, жизни только для себя самого, жизни во грехе и похоти, жизни без раскаяния, жизни в безверии и лжеверии.
Об этом наша молитва в Покаянном каноне: «…видех бо во гробе лежащая брата моего безславна и безобразна… Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние».
Что делать, чтобы жить долго?
Возможно гарантированно ли жить долго и благополучно? Да, возможно, и эта гарантия получена нам от Бога:
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:1-3).
«Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан» (Сир.3:5 ).
«Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою» (Сир.3:6).
Показателен пример, бывшего бортпроводника «Когалымавиа» Олега Ермакова, который уволился из авиакомпании за неделю до катастрофы по настоянию отца, проработав в компании 2,5 года. Его отцу «приснилась авиакатастрофа, как я разбился именно на этом самолете. Я уволился без отработки». Много ли людей, которые смогли бы послушаться своего отца и уволиться с хлебной работы?
Не благословляйте детей на беззаконие
Не ошибусь, что вина гибели десятков людей в данной катастрофе лежит на их родителях. Разве может здравомыслящий отец или мать благословить лететь в Египет незамужнюю девицу, если она действительно девица? А если нет, то тем более не должен!
«Дочь для отца — тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее — как бы не отцвела, а в замужестве — как бы не опротивела; в девстве — как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве — чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною. Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом» (Сир. 42: 9-11)
Поэтому для нас, живых, вывод — родители, не благословляйте детей на беззаконие и срам.
Смерть. Как Бог мог такое допустить?!
Как Бог мог такое допустить, что страшно гибнут дети? В Томске относительно недавно была выкрадена из детского сада, изнасилована и убита девочка. Как такое Бог попустил? Почему Он это допустил? Ага,… вот уже и появилась мысль, почему Бог не покарал насильника и убийцу до того, как он изнасиловал и убил ребенка? Кстати, этот мужчина повесился – он обеспечил себе геенну огненную с гарантией…
Прошу вас, не ропщите на Бога, почему Он попускает страшные смерти невинных детей, ибо если бы Он совершенно справедливо карал всех убийц, то у 95 – 98 % читающих эти строки людей их матери и отцы должны быть убиты!
Есть статистика, что только 2% женщин в России не сделали абортов. 98 % российских женщин (вот тебе «мама — это святое»!) это детоубийцы, притом многие из них сделали по 5 – 20 абортов. Ежедневно в России абортами убивается около 10 тыс. младенцев (это наиболее реальные цифры) – их тела без наркоза для них разрывают вакуумным насосом, а оставшуюся голову раздавливают щипцами…
Вы требуете у Бога справедливости — карать убийц?! Требуйте наказания для вашей матери, бабушки и х мужей, которые убили по 10 своих детей. Не многие насильники и убийцы могут с ними справиться по количеству загубленных душ. И уж точно Гитлер рядом не стоит с большинством гинекологов, которые за свою жизнь самолично убили более 1000 — 3000 – 10000 младенцев.
Все исламские террористы из ИГИЛ ежедневно не убивают даже 1000 человек в день, куда им до 10 тыс. детей, убиваемых ежедневно (!) российскими «матерями» и врачами в наших абортариях с молчания государства Боже, когда Ты будешь бомбить Россию? Каждый год кровь как минимум 3 млн. младенцев вопиет к небу! Если война в России начнется — она будет справедливым наказанием за грехи и мерзости русских.
Поэтому для нас, живых, вывод — хочешь долгой жизни для себя и своих сродников – семь раз подумай, чтобы требовать «справедливого» наказания убийцам, не окажется ли, что это кара коснется твоих любимых? Не хочешь, что тебя убили — не убивай своих детей.
Прекратились полеты в Египет? Почему это не было сделано давно?!
Для чего едут наши туристы в Египет? Посмотреть древние христинские храмы, монастыри и святыни? Или на пирамиды и каирские музеи?
Самое «невинное» их основное развлечение — пьянствовать, есть без ограничения и поста, голыми проводить время на пляжах, предаваться похоти. Для истинного правоверного египтянина-мусульманина все русские туристы – это неверные, которые в оголении и бесчестии тратят у них свое время и деньги. Это безумие ехать в страну, где ты презренный грешник, который творит там, что осуждается религией жителей страны! В сети не сложно найти свидетельства, что как минимум треть русский туристов в Египте ведут себя как самое последние быдло, про секс-туры россиянок Египет…
Цитирую: «Не секрет, что в Египте, где мне недавно посчастливилось побывать, местные мужчины не очень высокого мнения о русских девушках. Я раньше предполагала, что это связано с местным менталитетом, мы ходим с коротких юбках, с непокрытой головой и т.д. Оказавшись же в самой южной стране, была вынуждена признать, что такая репутация создана самими девушками. Где бы мы не гуляли дальше, везде одна и та же картина — русские девушки в обнимку с арабами. И поверить в то, что все они незамужние и свободные очень сложно. Встретить русских девушек, не успевших закрутить курортный роман, очень сложно. Таких единицы»
В Египет, ко греху — любой ценой?
Это безумие ехать в страну, где немалое количество жителей, находится во враждебном состоянии к твоей стране! Это безумие отдавать деньги (а это почти 2 млрд. долларов) людям, которые хотят уничтожения твоей веры.
На момент катастрофы в Египте находилось в среднем 70 тыс. человек из России, непонимающих безумия своего «отдыха». Я лишь могу удивляться, что теракт произошел еще раньше – вот это свидетельство великого долготерпения Божия, Который, видя наши беззакония в исламских курортах, не устроил вразумление еще раньше.
Если я провожу лето на даче, встаю и ложусь с молитвой, день провожу праведных трудах, вечер в чтении умных и душеполезных книг без телевизора и интернета. Стыдно ли мне будет просить у Бога благословить мой отдых и сохранить меня от всякого зла? Ничуть. И неудивительно, что такой отдых у меня пройдет благополучно.
Этим летом в Томске в редком у нас жарком окне сводил два раза детей на Сенную Курью, чтобы хоть раз — другой за год искупались в речке. Совершенно неуютное состояние находится на пляже голым среди голых. Зарекся вывозить семью на купание на общественные пляжи.
Можно ли просить защиты и благословения у Бога на поездку Египет, где человек будет пьянствовать, трахать свою сожительницу, жрать все подряд в постные дни, и качестве отдыха от алкоголя, секса и еды, будет валяться голым на пляже?
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).
Поэтому для нас, живых, вывод – хочешь жить долго – выбирай себе благочестивый отдых. Для семей с детьми нужно особенно трезво подбирать место для отдыха, чтобы не оказаться в самом скопище беззаконников (типа гей-парада, или концерта сатанинской группы), и не оказаться в том месте, где Господь задумал Свое мщение.
Да убережет Вас Господь быть даже в пяти километрах от этого!
Еще о. Даниил Сысоев упоминал, что во время известного цунами 2004 года на Андаманских островах было полностью уничтожено племя людоедов — боджигиаб (всего в ХХ веке на этих островах исчезло подобных 9 племен).
Наглая смерть
Для христианина бесспорным является то, что чаще всего по смерти можно понять и жизнь человека: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).
«И соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго…» (Покаянный Канон, 4 богородичен). Под наглой смертью понимается смерть внезапная, когда у человека не возможности примирится с ближними, с Богом, преподать благословения детям, сделать еще нечто доброе в память о работнике последнего часа и притче о страшном суде из 25 главе Евангелия от Матфея, и, конечно, перед смертью покаяться и принять Святых Христовых Таин. В жития немалого количества святых мы видим, что Господь открывал им время их кончины.
Для христианина внезапная смерть человека воспринимается как наказание, а не счастье — умер быстро не мучился, как думают многие неверующие.
Поэтому для нас, живых, вывод – не хочешь наглой, страшной, внезапной смерти – молись о благой христианской смерти. Хочешь, чтобы смерть не застигла тебя внезапно — живи так, как будто умрешь сегодня вечером или завтра утром.
Нужно молиться… Нужно ли? И всем?
В наш век духовного оскудения и массового безверия, века невиданного распространения атеизма, как никогда расцветает душевность «всехлюблюникогонеосуждаю», у нас молятся о самоубийцах, некрещеных — пытаются под видом любви насильно затянуть их души в Царствие Небесное, куда сами покойники совсем не хотели попасть при жизни.
Чин поминовения усопших верных сформировался давно и подразумевал, что усопшего привозили в храм, и вся община (не один священник!), на глазах которой жил во Христе новопреставленный, молилась, хотя, правильно сказать, свидетельствовала — вот, Господи, человек жил праведной жизнью, помилуй его, мы ходатайствуем за него – со святыми упокой его. В так называемое постсоветское «возрождение» Православной Церкви произошло извращение сути чина поминовения усопших. Наши священники за мзду с легкостью отпевали и отпевают сейчас всех, кого не привозили: и убитых бандитов, и наркоманов, и алкоголиков, и неверных, ноги которых никогда в храме не было. И всем просили «со святыми упокой». Какой царской водкой они выжигали и выжигают сейчас свою совесть на отпеваниях, я не знаю. Докатались мы уже и до отпевания самоубийц.
Но душевным людям нужно разуметь, что за всех нам молиться не заповедано. Есть немало людей, о которых молиться бесполезно, и даже опасно, это молитва о людях, живущих с упорством с смертных грехах: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16).
Нам не ведомо, за что погибли далекие люди: невинно ли пострадали, или это были тяжкие грешники, над которыми свершился справедливый суд Божий.
Категорически отказываюсь молиться за всех скопом, без разбора: за блудницу, которая весь свой «отдых» совокуплялась с местными египетскими блудниками; за пьяницу, который беспробудно пил все две недели…
Это ведь не в пустую сказано: «не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их» (Пс. 140:4).
«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:15).
Наши ревнители «Православия» желают возрождения Православия, его древних обычаев. Но они понимают на сколько это древнее Православие было строго ко греху? Вот, что написал протодиакон Андрей Кураев в своем ЖЖ:
«Таких раньше не отпевали. И называли их «заложниками» (их общие могилы закладывали хворостом в лесу, а не на церковном кладбище). Еще Патриарх Адриан в Уставной грамоте 1697 года запрещал хоронить по-христиански всех умерших без исповеди и Причастия (то есть как раз в результате «трагических происшествий» на охоте или рыбалке). Отпевали их разом за весь год: в Семик (четверг седьмой недели по Пасхе). Традиция эта была жива и в 19 веке. Трудно судить — кто более прав: древняя строгость или нынешняя всеядность. Но и делать вид, будто из туристического рая через авиакатастрофу можно попасть сразу в рай небесный просто потому, что «трагически погиб» в большой компании, тоже нехорошо».
Лично мне сложно не согласиться с последним. Однако нынешние адепты учения «всехлюблюникогонеосуждаю» воспринимают такие слова как глумление над погибшими.
Впрочем, апостол Павел дал нам образ поведения в сомнительных случаях на примере отношения к еде: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14:22-23).
Если совесть человека побуждает к молитве в таком случае — кто может запретить молитву, а если совесть человек запирает уста — кто может принудить к молитве?
Апостол Павел дал нам образ поведения в сомнительных случаях на примере отношения к еде: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14:22-23).
Если совесть человека побуждает к молитве в таком случае — кто может запретить молитву, а если совесть человек запирает уста — кто может принудить к молитве?
Но понимать, что молитва за умерших, это не просто минуту — две воздух сотрясти, как у любого действия, у него есть и последствия.
Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил «спасать» души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.
И хотя автор два раза день поминает более трех десятков своих умерших сродников, моя совесть не дает мне молиться о них словами литии из молитвослова «со святыми упокой», ибо мне известна их нехристианская жизнь. Поэтому прошу после перечисления имен: «Если возможно, прости им все прегрешения и даруй Царствие Небесное». И обязательно добавляю: «И если согрешил этой молитвой – прости меня».
Поэтому для нас, живых, вывод – нужно жить так, чтобы было множество людей, которых ты своими делами облагодетельствовал при жизни, и которые без всякого сомнения с усердием хотели бы поминать тебя в своих заупокойных молитвах. А еще лучше жить, так, что люди не о тебе хотели молиться, а уже у тебя просили молитвенной помощи, как жил, например, священномученик Даниил Сысоев.
Нужно дать Богу возможность вмешаться в нашу свободу
Свобода, которую человек получил при творении, является одной из сторон подобия Богу. И свободу Бог без нашей воли на это не нарушает: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Если ты хочешь получить защиту от Бога, нужно дать Ему разрешения вмешаться в твою жизнь. И это делаеться молитвой. Встал утром – благослови, Боже, сохрани от всякого зла. Ложишься спасть – Господи, благослови на сон грядущий. Скольких людей уберегла бы от многих бед такая краткая молитва. Но не молись, не просили у Бога вмешаться свою жизнь и уберечь от катастрофы. Поехал путешествовать — покайся, причастись Христовых Таин, попроси Церковь молиться о тебе – сорокоуст о здравии, молебен о путешествии, подай десятину и милостыню. Чего тебе потом бояться?
Поэтому для нас, живых, вывод – нужно всегда в молитве просить Бога вмешаться в нашу свободу, чтобы Он мог при случае помочь нам предотвратить беду, не допустить реализации нашей злых хотений, которые могут и привести к этой беде.
«На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним» (Иер.15:19).
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
«На злобу дня» — 24.11.2015.
Православные истории
В 2004-м году в старой части Иерусалима проводилась замена подземных коммуникаций. Прошло всего несколько дней с начала работ, когда, углубившись в землю, один из ремонтных рабочих неожиданно обнаружил какое-то каменное сооружение. Бригада сразу же прекратила все работы и вызвала специалистов из израильского Управления древностей. Прибывшие на место археологи, осмотрев находку, пришли в изумление. Оказалось, что лопата рабочего наткнулась на ступени, ведущие к древней купальне. В ходе дальнейших исследований историки пришли к выводу, что найденная купальня – это купель Силоам, та самая, в которой Христос исцелил слепорождённого. «Длина бассейна около 68 метров, к воде ведут три пролета каменной лестницы», – писал редактор американского журнала «Библейское археологическое обозрение» Хершель Шенкс, побывавший на раскопках. При дальнейших исследованиях были также обнаружены монеты, отчеканенные во времена Спасителя, то есть в начале I века. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
В библейские времена вода в знаменитой Силоамской купальне считалась священной. Приходя в Иерусалим в качестве паломников, иудеи совершали здесь омовение, перед тем как подняться к храму. Раз в год, в последний день праздника Кущей, по узким улочкам города сюда спускались священники и набирали воду из источника в золотой сосуд. Затем под звуки труб и радостные восклицания народа они возвращались в храм и омывали этой водой жертвенник. Так евреи вспоминали чудесное изведение воды из скалы во время сорокалетнего странствования своих предков по пустыне.
Здесь, в Силоамской купели, свершилось одно из самых удивительных чудес, которые совершил Христос. Оно описано в Евангелии от Иоанна.
Выйдя из храма после спора с фарисеями, Иисус увидел нищего, слепого от рождения. Тот стоял у входа, прося милостыню. Ученики спросили Спасителя:
– Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
– Ни он и ни родители его, – ответил Иисус, – но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
После этого, как говорит Евангелие, Господь «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:6, 7).
Слепой умылся в купальне и прозрел.
Чудо, свершившееся в Силоамской купели, вдохновляет людей на протяжении многих столетий. В V веке византийская царица Евдокия построила в честь исцеления слепорождённого храм, ныне, к сожалению, разрушенный. А в русском языке выражение «купель силоамская» стало крылатым. Окунуться в силоамскую купель означает исцелиться от всех недугов. До 2004 года оставалось тайной, где же находился этот бассейн со священной водой и как он был устроен.
Комментарий эксперта:
В настоящее время Силоам – это название района в Восточном Иерусалиме. Вода к устроенной здесь купели первоначально поступала по наземному каналу из источника под названием Гихон. Но этот источник был расположен за городскими стенами и в случае осады враги могли лишить воды жителей Иерусалима. Поэтому в VIII веке до Рождества Христова царь Езекия приказал все источники воды вне города засыпать землёй, а к силоамскому водоёму построить от Гихона подземный тоннель.
Недалеко от купели можно увидеть круглое основание Силоамской башни. Христос в своей проповеди упоминает её падение. Евангелист Лука приводит такие слова Спасителя: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».
В 70-м году римские легионеры сокрушили оборонявших город израильтян. Иерусалим был разрушен до основания. Больше никто не спускался к силоамской купели с золотым сосудом за священной водой. Постепенно купальня заполнилась песком и глиной, а потом и вовсе скрылась под землёй Иерусалима. А спустя столетия в буквальном смысле слова возникла из-под земли, чтобы свидетельствовать об историчности событий, описываемых в Новом Завете.
Тайны Библии
Радио ВЕРА radiovera.ru/siloamskaya-kupel.html