Содержание
- Краткое содержание Говори мама, говори Екимов
- Екимов. Все произведения
- Говори мама, говори. Картинка к рассказу
- Сейчас читают
- Мать
- Б.Екимов «Говори мама, говори», краткое содержание, чему учит рассказ?
- Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка … Б. Екимов (сочинение)
- по тексту Екимова Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка (ЕГЭ по русскому)
- Б. Екимов. «Говори, мама, говори»
- Краткое содержание Екимов Говори мама говори для читательского дневника
- Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений
- Картинка или рисунок Говори мама говори
- Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Говори мама, говори — краткое содержание рассказа Екимов
- Также читают:
- Рассказ Говори мама, говори
- Популярные сегодня пересказы
- Борис Екимов: «Говори, мама, говори…»[рассказы]
- по тексту Бориса Екимова «Говори,мама,говори» (ЕГЭ по русскому)
Краткое содержание Говори мама, говори Екимов
Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка. Старушка нажимает на кнопку, слышит голос своей дочери, которая живёт далеко в большом городе.
Каждый день дочь интересуется, жива ли мама. Но, из-за дорогого тарифа и своей занятости, она разговаривает пару минут. Старенькая мама хочет рассказать о своих ежедневных хлопотах своей родной доченьке: о своих курах, кошке и собаке. Но, дочь очень занята, и всегда напоминает, сколько стоит их разговор.
Уже несколько лет женщина уезжала зимовать к дочери в город. В квартире было хорошо, тепло. Но, её всегда тянуло домой в деревню. И, сейчас она советовалась с соседкой, ехать уже или нет. Надеялась, что зима будет не холодной и она сможет сама перезимовать. Разговор был это уже не первый. Не хотелось старушке уезжать и оставлять на соседку собаку, кошку и кур. Привыкла она к спокойной деревенской жизни. Хоть хозяйство уже не большое, но целый день копошилась женщина на огороде и возле живности.
Мама дочери рассказала, что она ей приснилось. Сон был не очень хороший, и старая женщина беспокоилась. Но, дочь, как обычно, спешила и хотела говорить только по существу.
Однажды женщина занималась во дворе хозяйством, зацепилась за корень груши и упала. Она ничего не повредила, просто немного болела нога. Утром начала рассказывать, что дерево не срезает, потому что груши вкусные и дочь их любит кушать. Груши падают на землю и гниют. Она шла, не увидела корень, и упала. Дочь сразу же начинает уточнять, все ли в порядке со здоровьем у мамы. Рассказ о дереве её не интересует. Мама успокоила дочь, сказала, что к ушибам прикладывает капустный лист. Узнав, что все хорошо, она сразу вспоминает о ценах на тариф.
Чтобы успокоиться, пошла старушка в дом и села за прялку. Пряла, и слушала радио. По радио была реклама, где говорилось о болях и средствах лечения. Старушке стало жаль себя, и она расплакалась.
И, неожиданно, в непривычное время, зазвонил телефон. Мать подняла трубку. Говорила её дочь. Она стала не спеша расспрашивать о маминых делах. И, просила, чтобы та не спешила и говорила с ней.
Дочь наконец-то поняла, что мамы может не стать, и не с кем будет даже поговорить по телефону. Необходимо наслаждаться счастливыми моментами общения с родными, пока они живы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Екимов. Все произведения
- Говори мама, говори
- Живая душа
- Как рассказать
- Мальчик на велосипеде
- Ночь исцеления
Говори мама, говори. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Девочка на шаре Драгунский
Главный персонаж – Дениска, мальчик 8 лет. Дениска рассказывает, как они всем классом ходили в цирк. Нет человека, которому не нравились бы цирковые представления, и Дениска – не исключение.
- Краткое содержание Сколько стоит долг Погодин
В произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.
- Краткое содержание Оперы Вагнера Гибель богов
Все происходит на скале под названием Рейна. Именно там находятся три норны, которые прядут нить жизни каждого человека. Здесь же разговаривает Гунтер вместе со своей сестрой и их сводным братом по имени Хаген
- Краткое содержание Куприн Белый пудель крако и по главам
С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье. Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто
- Гаршин
В русской литературе Всеволод Гаршин известен как мастер психологического рассказа. Практически во всех его произведениях герои размышляют о собственном поведении, долге и положении.
Мать
Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись — дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:
По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещённые книги; если у меня их найдут — меня посадят в тюрьму».
Продолжение после рекламы:
Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка — «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных — слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец — помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела — нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».
Брифли существует благодаря рекламе:
Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовёт её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приёмную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.
На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупреждённые об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещённые книги; тем не менее Андрей арестован.
На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку — на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчён, он считает, что народ не поверил ему, не пошёл за его правдой, потому что он молод и слабосилен — не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павла.
Продолжение после рекламы:
Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович — один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего просит знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в помощницы. Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передаёт их рабочим.
Наконец Андрей и Павел выходят из тюрьмы и начинают готовиться к празднованию Первого мая. Павел собирается нести знамя впереди колонны демонстрантов, хотя он и знает, что за это его снова посадят в тюрьму. Утром Первого мая Павел и Андрей не идут на работу, а отправляются на площадь, где уже собрался народ. Павел, стоя под красным знаменем, заявляет, что сегодня они, члены социал-демократической рабочей партии, открыто поднимают знамя разума, правды, свободы. «Да здравствуют рабочие люди всех стран!» — с этим лозунгом Павла возглавляемая им колонна двинулась по улицам слободы. Однако навстречу демонстрации выходит цепь солдат, колонна смята, Павел и Андрей, который шёл рядом с ним, арестованы. Машинально подобрав осколок древка с обрывком знамени, вырванного жандармами из рук сына, Ниловна идёт домой, и в груди её теснится желание сказать всем о том, что дети идут за правдой, хотят другой, лучшей жизни, правды для всех.
Через несколько дней мать переезжает в город к Николаю Ивановичу — он обещал Павлу и Андрею, если их арестуют, немедленно забрать её к себе. В городе Ниловна, ведя немудрёное хозяйство одинокого Николая Ивановича, начинает активную подпольную работу:
одна или вместе с сестрой Николая Софьей, переодевшись то монахиней, то богомолкой-странницей, то торговкой кружевами, разъезжает по городам и деревням губернии, развозя запрещённые книги, газеты, прокламации. Ей нравится эта работа, она любит говорить с людьми, слушать их рассказы о жизни. Она видит, что народ полуголодным живёт среди огромных богатств земли. Возвращаясь из поездок в город, мать ходит на свидания с сыном в тюрьму. В одно из таких свиданий ей удаётся передать ему записку с предложением товарищей устроить ему и его друзьям побег. Однако Павел от побега отказывается; больше всех этим огорчена Сашенька, которая была инициатором побега.
Наконец наступает день суда. В зал допущены только родственники подсудимых. Мать ждала чего-то страшного, ждала спора, выяснения истины, однако все идёт спокойно: судьи говорят безучастно, невнятно, неохотно; свидетели — торопливо и бесцветно. Речи прокурора и адвокатов тоже не трогают сердца матери. Но вот начинает говорить Павел. Он не защищается — он объясняет, почему они — не бунтовщики, хотя их и судят как бунтовщиков. Они — социалисты, их лозунги — долой частную собственность, все средства производства — народу, вся власть — народу, труд — обязателен для всех. Они — революционеры и останутся ими до тех пор, пока все их идеи не победят. Все, что говорит сын, матери известно, но только здесь, на суде, она чувствует странную, увлекающую силу его веры. Но вот судья читает приговор: всех подсудимых сослать на поселение. Саша тоже ждёт приговора и собирается заявить, что желает быть поселённой в той же местности, что и Павел. Мать обещает ей приехать к ним, когда у них родятся дети, — нянчить внуков.
Реклама:
Когда мать возвращается домой, Николай сообщает ей, что речь Павла на суде решено напечатать. Мать вызывается отвезти речь сына для распространения в другой город. На вокзале она вдруг видит молодого человека, чьё лицо и внимательный взгляд кажутся ей странно знакомыми; она вспоминает, что встречала его раньше и в суде, и около тюрьмы, — и она понимает: попалась. Молодой человек подзывает сторожа и, указывая на неё глазами, что-то говорит ему. Сторож приближается к матери и укоризненно произносит: «Воровка! Старая уже, а туда же!» «Я не воровка!» — задохнувшись от обиды и возмущения, кричит мать и, выхватив из чемодана пачки прокламаций, протягивает их окружившим её людям: «Это речь моего сына, вчера судили политических, он был среди них». Жандармы расталкивают людей, приближаясь к матери; один из них хватает её за горло, не давая говорить; она хрипит. В толпе слышатся рыдания.
Б.Екимов «Говори мама, говори», краткое содержание, чему учит рассказ?
Борис Екимов в своём рассказе рассказывает нам о том, как на одном хуторе жила старушка Екатерина. Старушка жила одна и дочь подарила ей телефон чтобы мать была на связи.
Конечно же бабушка удивлялась тому, как работает телефон и даже называла телефон «мобилой», подражая своему внуку.
Старушка каждый день ждала звонка от дочери, а та позвонив, разговаривала короткими фразами, узнавая всё ли у матери хорошо быстро отключалась. Дочь экономила деньги, связь из другого города была дорогой.
Старушку это расстраивало, ей так много хотелось ей рассказать, но она не успевала сказать всего чего хотела. Конечно же дочь очень любила свою мать, но все мы вечно живём в суете, всегда заняты работой и своими делами, что на близких порой не остаётся времени.
Однажды дочь осознала, что мамы может и не стать, ведь она уже совсем старенькая, она испугалась, что может однажды уже не услышать мамин голос. Женщина позвонила маме, а та по привычке начала быстро рассказывать о том, что у неё всё хорошо, да так торопилась, боясь упустить что-то важное, ожидая что дочь отключится, но на её удивление на том конце провода её внимательно слушали и не перебивали. Дочь на том конце провода внимательно слушала и сказала маме: «Говори, мама, говори…». Она очень боялась, что голос мамы замолчит навсегда.
Рассказ очень трогательный, автор очень хорошо подчеркнул нашу суету, вечную нехватку времени даже на небольшой телефонный разговор с самым близким и родным человеком — мамой. Автор учит нас тому, чтобы мы задумались о жизненных ценностях, учит тому, что мама не вечная и как бы мы не думали и не привыкли к тому, что мама всегда есть и будет может случиться непоправимое. Как горько осознавать то, что уже никто не позвонит, никто не спросит как у тебя дела, никто не будет плакать о тебе ночами и молить Бога о твоём здоровье и счастье. Понимание часто приходит только тогда, когда мы теряем близких.
Дай Бог чтобы все мамы на свете были живы и здоровы!
Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка … Б. Екимов (сочинение)
(1) Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка, никак не могла собраться для отъезда.
(7) Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. (8)Да и о доме душа болела. (9) На кого его оставишь?
(14) Запоёт весёлая музыка, вспыхнет в коробочке свет.
— (15) Мама, здравствуй! (16)Ты в порядке? (17)Молодец. (18)Вопросы есть? (19)Вот и хорошо. (20)Целую. (21)Будь-будь.
(22) Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла
(23) А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чём рассказать хотелось.
— (24) Мама, слышишь меня?
— (25) Слышу!.. (26)Это ты, доча? (27)А голос будто не твой. (28)Ты не хвораешь? (29)Гляди одевайся теплей. (30)Здоровье береги.
— (31) Мама, — донеслось из телефона строгое. — (32)Говорит по делу. (33)Мы же объясняли: тариф.
— (34) Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина. (35)Её ведь предупреждали, когда телефон привезли, то он дорогой и нужно говорить короче — о самом главном.
(36) Но что в жизни главное? (37)Особенно у старых людей.
(43) Неловко начался день, да так и не пошёл на лад.
(44) Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.
Заполни форму
и получи скидку 50% на 1 из 4 блоков
видеокурса по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку или математике
от преподавателя, поднявшего результат более 2000 учеников разного уровня знаний до 80-100 баллов
— (59) Вроде бы не сломала, — всё поняла старая женщина. — (60)Приложила капустный лист.
(66)А в обеденный неурочный час, совсем неожиданно, заиграла музыка и засветился мобильный телефон. (67)Старая женщина испугалась:
(73) Издалека, через многие километры, донёсся голос дочери:
— (74) Говори, мама, говори.
— (75) Прости, моя доча. (76)Ты слышишь меня?..
(77)В далёком городе дочь её слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платке. (78)Увидела, но почувствовала вдруг, как всё это зыбко и ненадёжно: телефонная связь, видение.
(По Б. Екимову*)
Хузина Эвелина (группа 2 уровня)
Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Родители дарят нам свою любовь, теплоту, воспитывают и оберегают нас. Но наступает время, когда им самим требуется наша помощь…
Автор поднимает проблему отношения повзрослевших детей к пожилым родителям. Этот вопрос особенно актуален в наше время, так как некоторые люди в погоне за материальными благами и карьерным ростом забывают о том, что родители нуждаются во внимании и заботе.
На примере из жизни главной героини автор показывает отношения старой матери и её дочери. Для старушки звонок дочки был очень важен. Но та говорила лишь по делу, не желая знать подробностей жизни своей мамы, оправдывая это высокой стоимостью сотовой связи.
Позиция автора очевидна. Её можно наблюдать в эпизоде, когда дочка поняла, что в какой-то момент просто может стать поздно, она перезвонила и проявила интерес к жизни своей матери. Автор призывает людей помнить о самых близких людях, заботиться о них, так как жизнь пожилых людей очень хрупка и может оборваться в любой момент.
Я полностью согласна с позицией Б. Екимова. Родители — одни из самых главных людей в жизни человека. Именно они будут любить несмотря ни на что, помогут и поддержат в трудную минуту. Очень важно навещать близких людей, оказывать им внимание и заботиться о них, так как жизнь пожилых родителей не вечна.
Можно привести в пример произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором показано, как страдают родители Базарова, ведь герой почти забыл об их существовании. Он может приехать в гости только на три дня, больше вытерпеть не в силах. Мать тяготит Базарова постоянными заботами, отец – стремлением найти общий язык. Герой обрекает своих родителей на одиночество не потому, что не в состоянии заботиться о них, а потому, что считает это ненужным.
Иногда взаимоотношения родителей и детей заканчиваются трагически.
Примером может послужить произведение К.Г. Паустовского «Телеграмма». Дочь главной героини Настя выросла и уехала в Ленинград. В круговороте неотложных дел она иногда вспоминает о матери, но не может найти времени, чтобы навестить её. Дочка откладывает свою поездку даже после того, как узнает о болезни Катерины Петровны. Но когда Настя всё-таки приехала в деревню, было уже поздно. Старушка покинула мир, так и не дождавшись своей любимой дочки.
Таким образом, мы убедились в том, что родителей нужно любить и уважать, оказывать им должное внимание, заботиться о них, ведь они, как никто, этого заслужили.
Мамаков Владислав, 2 уровень.
Детство – самый яркий и интересный этап в жизни каждого человека, в этот период формируется личность, и огромную роль в этом играют родители. Они дарят свою ласку и любовь, но наступает тот момент, когда помощь требуется им самим.
В данном для анализа тексте автор поднимает проблему одиночества в старости. Эта проблема актуальна всегда, так как вне зависимости от времени проживания люди в преклонном возрасте всегда нуждаются в помощи близких.
Автор показывает отношения старой матери и ее дочери. Для старухи любое проявление внимания было очень важно, она ждала каждого звонка, чтобы услышать голос родной дочери, но та не понимала её чувств, звонила редко и требовала говорить только по делу, пока однажды не осознала, насколько хрупкими являются их взаимоотношения.
Автор считает, что молодое поколение не должно оставлять пожилых людей в одиночестве. Молодежь должна понимать свою ответственность, стараться всячески уделять внимание своим постаревшим родным. По мнению Б.П.Екимова, даже обычный телефонный звонок может поднять настроение маме.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, недопустимо оставлять своих старых родителей одних. Они заботились о своих детях, были с ними в счастье и в горе, теперь это перешло в обязанности младшего поколения. Свою точку зрения могу подтвердить примерами из литературы.
В качестве первого аргумента хочу привести в пример произведение В. Распутина «Последний срок». Дети главной героини Анны разобщены, они позабыли уроки нравственности. В конце повести Анна умирает в одиночестве, дети оставили ее одну, так как торопились по своим делам.
Также я бы хотел привести в пример произведение Л.Н Толстого «Война и мир». В семье Ростовых творится мир и покой. Дети воспитаны и с великим уважением относятся к своим родителям. Здесь бы никогда не случилось такого ужасного события, как одиночество в старости.
Таким образом, ни в коем случае нельзя оставлять своих старых родителей одних. Дети обязаны заботься о них.
по тексту Екимова Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка (ЕГЭ по русскому)
Любовь и забота родителей окружают нас с самого детства. Мы взрослеем под сенью материнской любви и уходим во взрослую жизнь. Но как же родители, теперь уже пожилые люди? Должны ли взрослые дети заботиться о своих родителях? Данную проблему поднимает автор в предложенном для анализа тексте.
Российский прозаик и публицист Борис Петрович Екимов развивает проблему заботы о пожилых родных на примере истории Катерины и ее дочери. Катерина, “иссохшая, горбатенькая от возраста старушка”, не могла расстаться со своим родным домом в деревне и приехать к дочери в город. Однако она очень хотела многое рассказать ей, ведь человеку в таком возрасте одиноко, а семья для них – единственный источник счастья. Но дочь ставила стоимость трафика на мобильный телефон выше радости говорить с мамой, и их разговоры были кроткие и сухие.
Однажды в мороз Катерина упала и сильно ударилась ногой и сказала об этом дочери по телефону, но та не проявила никакой жалости, беспокойства и заботы о матери, а лишь снова быстро прервала разговор. Старушке даже пришлось “остальное самой себе досказывать”, она плакала, но это было ее единственное утешение. Но потом дочь снова позвонила, но это был уже не тот привычный разговор. Дочь хотела слышать голос матери, знать, что она жива, что ее голос, как и ее жизнь, не оборвется. Автор приводит нас к выводу о том, насколько важна наша забота пожилым людям. Мы должны продолжать им дарить любовь, ведь в этом заключается их счастье.
Я согласна с мнением автора. Действительно, старые люди – словно дети, беззащитные и влюбленные в свою семью. Человек должен заботиться о своих пожилых родителях, об их здоровье, уделять время на разговоры с ними. Ведь никто не знает, сколько им осталось, но наше с ними общение должно скрасить и осчастливить их жизнь. Мой читательский и личный опыт доказывает это.
Первым примером может служить произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров не признавал таких человеческих качеств, как любовь, забота, вера. Для него все строилось на логике, лаконичности и уме. Когда он приехал в поместье своих родителей, его мать встретила его с огромной радостью. Автор описывает нам то небывалое счастье его мамы от простого времяпрепровождения с сыном. Лишь одно его присутствие доставляет старой женщине большое наслаждение. Она не хочет с ним расставаться, но когда он внезапно уезжает, то ее настроение резко меняется. Отец Евгения до последнего не говорил жене об отъезде, зная, какую душевную боль ей это принесет. Мы видим, что взрослые дети есть самая большая ценность для пожилого человека, и эти дети должны ценить и разделять эту любовь и уважение.
Вторым примером может послужить история из моей жизни. Однажды я сидела у бабушки в квартире, и мы с ней долго-долго разговаривали. Она рассказывала мне о своей жизни, я ей о своей. Нам было хорошо. Но мне особенно запомнилась одна ее фраза: «Свою жизнь я уже отжила, поэтому я забочусь только о вас теперь, вы моя единственная радость». Тогда я поняла, как важно мне приходить к бабушке чаще, как важно говорить с ней, рассказывать ей все. Она ведь такая хрупкая, нежная. Ведь я не знаю, а вдруг я когда-нибудь больше не смогу к ней прийти.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Пожилые люди нуждаются в нашем внимании. Это необязательно должно быть что-то значительное. Наоборот, оно заключается в простом интересе к их жизни, в разговорах. Заботясь о них, мы скрашиваем их жизнь, делаем ее лучше. А для наших пожилых родителей это самая большая ценность.
баллы: К1-1, К2-3, К3-1, К4-2 (все-таки я настаиваю на двух примерах из литературы), К5-2, К6-1, К7-3, К8-2, К9-2, К10-1, К11-1, К12-1. Итого 20 баллов
Б. Екимов. «Говори, мама, говори»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6
По утрам звонил телефон — мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:
— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!
Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:
-Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь — будь!
А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.
Но в тот год осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром.
Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.
Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.
Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из-за пазухи еще один довод — мобильный телефон.
Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой.
Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город, дело — возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет?
Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать. Вот и уезжала к своим.
Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрю — лешки упрут. Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети; но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся.
Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго:
— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.
Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла.
Снова миновал день, за ним — другой. Старой женщины жизнь катилась привычно: подняться, прибраться, выпустить на волю кур; покормить да напоить свою малую живность да и самой чего поклевать. А потом пойдет цеплять дело за дело. Не зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит.
Просторное подворье, которым когда-то кормилась немалая семья: огород, картофельник, левада. Сараи, закуты, курятник. Летняя кухня-мазанка, погреб с выходом. Плетневая городьба, забор. Земля, которую нужно копать помаленьку, пока тепло. И дровишки пилить, ширкая ручною пилой на забазье. Уголек нынче стал дорогущий, его не укупишь.
Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке — белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище.
Неловко начался день, да так и пошел не в лад.
Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.
Мама,- раздался в телефоне далекий голос, конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину.
А я тебе о чем и толкую. Тама корень из земли вылез, как змеюка. А я шла, не глядела. Да тут еще глупомордая кошка под ноги суется. Этот корень… Летось Володю просила до скольких разов: убери его Христа ради. Он на самом ходу. Черномяска…
Вроде бы не сломала, все поняла старая женщина.- Прикладаю капустный лист. На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: «Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…»
В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины:
Болят ваши косточки?..
Болят, моя доча…
Ноют руки и ноги?.. — словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос.
Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка
никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят…
Болит ваша спина… мягко ворковал, словно завораживая, женский голос.
Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь…
Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа.
Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал. А потом смолк.
Старая женщина даже всплакнула, ругая себя: «Овечка глупая… Чего ревешь?.. Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.
И тут совсем неожиданно, в обеденный неурочный час, заиграла музыка и засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась:
Издалека, через многие километры, донесся голос дочери:
Говори, мама, говори…
Вот я и гутарю. Ныне какая-то склизь. А тут еще эта кошка… Да корень этот под ноги лезет, от грушины. Нам, старым, ныне ведь все мешает. Я бы эту грушину навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня?…
В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.
— Говори, мама…- просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть навсегда, этот голос и эта жизнь…
–ГОВОРИ, МАМА, ГОВОРИ….!
Ч. Айтматов «легенда о манкурте»
Жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривалиголовы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритье головы, опытные забойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матерого верблюда. Освежевывая верблюжью шкуру, первым долгом отделяли ее тяжелую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, ее тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями — наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого. После надевания шири каждого обреченного заковывали деревянной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток.
Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали под сарозекским солнцем. В живых оставались один или два манкурта из пяти-шести. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей кожей. Неумолимо сокращаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Последние испытания сопровождались полным помутнением рассудка. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги. Это и был раб-манкурт, насильно лишенный памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти здоровых невольников. Манкурт не знал, кто он, откуда родом племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Манкурту в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.
Среднеазиатская легенда же говорит об одном из таких несчастных , — о молодом наймане попавшем в плен к жуаньжуаням, насильно лишенном памяти и потому превращенном в идеального раба: готового трудиться в жутких условиях за мизерное вознаграждение и не помышляющего о побеге или восстании. А заканчивается легенда тем, что одна мать, не смирившаяся с потерей сына, отправляется в опасные поиски на вражьей стороне и находит его, но в каком состоянии… Манкурт не помнит себя, имени отца, своего рода-племени. Что только не делала отчаявшаяся мать, чтобы вернуть сына: она пела ему колыбельные песни, внушала, умоляла, приказывала. Она хотела спасти его от чудовищной доли, она не надеется вылечить его, но хотя бы прекратить его страдания, увести домой. Пусть он будет манкуртом, но дома, при ней, а не бесправным рабом. Тогда бы он послужил бы примером бесчеловечного обращения жуаньжуаней с пленными найманами и добавил бы им мужества в сражениях с беспощадным врагом. Все напрасно. Лишенный памяти, но не навыков стрельбы из лука, манкурт, по приказу хозяев, убивает свою мать и навсегда, до смерти остается РАБОМ.Сообщение
В современном мире же нет необходимости надевать на голову человека верблюжью кожу для того чтобы сделать его рабом, безродным манкуртом.
Современные технологии сделали этот процесс более безболезненным и незаметным для человека, а потому позволяющим применять его массово, в неведомых доселе масштабах.
Необходимо понимать, что нет смысла спорить и ругаться с людьми которые находятся в состоянии добровольного рабства, пытаясь вернуть их настоящим человеческим ценностям, стоящим выше банального наполнения своего желудка и посещения развлекательных мероприятий. Единственное что нужно делать — это попытаться освободить разум такого человека, причём делать это необходимо соблюдая строгую последовательность, без чего можно только навредить — манкурт, как и всякое другое существо неспособное самостоятельно мыслить, действует и мыслит по шаблонам, заложенных в его голове хозяевами. Это подобно тому как собака начинает проявлять агрессию при виде, скажем, бегущего человека, так же и манкурт начинает огрызаться при любых попытках вернуть его ценностям.
Хотя сам я опять непоследователен, самое главное с чего надо начинать это следить за собой, контролировать — твои ли это мысли руководят твоим поведением? Понимаешь ли ты для чего ты создан? Помнишь ли ты кто ты и откуда ты?
Краткое содержание Екимов Говори мама говори для читательского дневника
Сюжет Бориса Екимова в рассказе «говори мама говори» происходит в далёком от шумного города хуторе, где живёт старенькая мать. Её дочь подарила ей мобильный телефон, чтобы иметь постоянную связь с ней, так как она живёт в современном большом городе за полторы сотни вёрст села.
Бабушка очень радовалась и в то же время удивлялась, этому чудо — мобильному телефону. Она часто говорила «мобила» словами городского внука. Из любимой дочерей старушка созванивалась каждое утро, но беседа была очень короткий. Дочка всегда разговаривала стандартными словами: «—Мамуличка, привет! В тебя все хорошо? Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Молодец»— экономит деньги на тариф. Старуха жаловалась соседке, что не успеешь опомниться, а свет в коробочке уже потух.
Бабуле так много хотелось досказать о своей старенькой и скучной жижни, непонятных снах, войне, о незначительных событиях, о том, как у пала возле груши—черномосяки, которую очень сильно любила ё дочь. Но в ответ слышала:
«Мама говори по делу, о себе а, не черномосяке. Не забывай что тариф дорогой».
Она любила свою мать, но некогда не находила время ее выслушать, она всегда была занята городской суетой.Старушке—матери хочется плакать от безвыходной ситуации. Вид она хочет поехать к дочери, внукам, но в то же время она нехочеть покидать родные стены. Старуха боится,что хулиганы украдут последние кастрюли, да и куда девать, Тузика, кур и кошку.
В один прекрасный момент, дочь осознала, что виновата перед матерю. Она набрала мать и хотела выслушать все ее переживания, наболевшие теми, о том как не хватает общения. Приставивши, что матери может не стать, что в телефоне никто не ответит. Жизнь она не вечна. И страшно больше никогда не увидеть родного человека, обнять и прижаться к нему.
Этот рассказ заставляет задуматься над многими жизненными вопросами, переосмыслить ценности.
Оцените произведение:
- 3.17
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 248
Читать краткое содержание Говори мама говори. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений
- Говори мама говори
- Мальчик на велосипеде
- Ночь исцеления
Картинка или рисунок Говори мама говори
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Чехов Аптекарша
В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице.
- Краткое содержание Приключения Электроника Велтистова
Главный герой произведения робот Электроник, который обладает сверхъестественными способностями. Его создал профессор Громов. Мальчик очень похож на обычного семиклассника Сергея Сыроежкина.
- Краткое содержание Свадьба Кречинского Сухово-Кобылин
Богатый помещик Муромский Петр Константинович, оставив усадьбу в Ярославской губернии на попечении управляющего, проживает в московской квартире с дочерью Лидочкой и ее стареющей тетей Анной Антоновной.
- Краткое содержание Циники Мариенгоф
Ольга остается в Москве в 1918 году, родители эмигрировали и посоветовали выйти за большевика, чтобы сохранить квартиру. Ольга распродает драгоценности, ухажеры приносят ей цветы
- Краткое содержание Новое платье короля Андерсена
Жил был на свете один король. Любил он разные наряды. Все свое время проводил он в гардеробе. На каждый день, на каждый час у него был разный наряд. Лучшие ткани, лучшие платья, мантии принадлежали этому королю.
Говори мама, говори — краткое содержание рассказа Екимов
В полутора верстах от города, в маленькой деревне живет старушка по имени Катерина – главная героиня рассказа. Живет она там с самого рождения, было все – голод, война, сиротство, тяжелая работа в колхозе. А теперь она здесь одна, дочь живет в городе.
Связывалась Катерина с дочкой по мобильному телефону, она называла его мобилой, как ее внук. Маленькая черная коробочка удивляла женщину, потому что раньше в деревне был один простой телефон, по которому звонили все по очереди. А этот маленький и без проводов.
Разговор у дочери с матерью был всегда короткий, так как тариф был дорогой. Дочь постоянно напоминала об этом матери. Звонила она по утрам с вопросом, все ли хорошо, ничего ли не болит. А матери так хотелось рассказать ей о том, как проходит тут ее жизнь, про кошку да собаку.
На дворе уже была осень, холодало. Катерине нужно было переезжать зимовать в город к детям, но она не хотела. Ей не хотелось оставлять на чужих людей свою кошку и собаку, да и за дом тоже переживала. Говорила, что последние кастрюли из дома за зиму пьяницы могут вытащить.
О том, что ехать ей не хотелось, она разговаривала с соседкой. Женщина уповала на погоду, что якобы слышала – не очень холодно будет этой зимой. Может у нее получится перезимовать, хотя и дров маловато уже. Говорила о том, что тут осталось то до Рождества совсем не много, а там и весна. Соседка только вздыхала, понимая, что до весны очень долго.
Однажды ночью ей приснился страшный сон про животных, стоящих около дома. У них был лошадиный хвост, козлиная морда, а на голове рога. Женщина подумала, что это не к добру.
Как-то пошла она по двору и зацепилась за корень дерева, упала, ногу немного ушибла. Когда позвонила дочь, Катерина рассказала ей про это, но больше всего она говорила о том грушевом дереве, из-за которого она и упала. Но дочь хотела слышать только то, все ли после этого в порядке со здоровьем.
В полдень старушка послушала рекламу про мазь, про больные суставы, для которых она предназначена и даже немного всплакнула. Вдруг зазвонил и засветился телефон, был звонок от дочери. Катерина даже испугалась – не случилось ли чего. Но дочь слушала ее рассказы, не перебивая. А когда мать замолкала, она произносила: «Говори, мама, говори».
В том далеком городе дочь увидела видение – мать в белом платочке, ей стало не по себе. При разговоре дочь боялась, не оборвется ли голос матери.
Также читают:
Екимов
Рассказ Говори мама, говори
Популярные сегодня пересказы
- Достоевский
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821 –1881) – великий русский писатель родился и рос в большой семье очень хорошим ребенком. Отец врач по образованию, военный человек, мать писателя купеческих кровей.
- Опыты — краткое содержание книги Монтеня
Произведение авторства Монтеня состоит из трех частей. В первой части Монтень делает обращение к читателю и говорит ему о сущности личности и пишет конкретно о том, какую пользу он смог принести всему миру.
- Осеева
Популярная автор произведений Осеева В. А. родилась в Украине (Киев). Это произошло 28 апреля в 1902 году. Она писала для детей.
- Гоголь
Известный каждому еще со школьной парты, как губитель не горящих рукописей и просто великий классик мирового масштаба – Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), писатель, критик и публицист.
Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город. Одно дело — возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет? Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать. Вот и уезжала к своим. Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут. Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети, но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся. Вот и думала: ехать, не ехать?.. А тут еще телефон привезли на подмогу — «мобилу». Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила дочь из города, по утрам. Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго: — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь. Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла. В первые дни старая Катерина лишь дивилась такому чуду. Прежде на хуторе был телефон в колхозной конторе. Там все привычно: провода, черная большая трубка, долго можно говорить. Но тот телефон уплыл вместе с колхозом. Теперь появился «мобильный». И то слава богу. — Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую. Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла. — Это что за страсть такая… — ворчала старая женщина. — Не телефон, свиристелка. Прокукарекал: будь-будь… Вот тебе и будь. А тут… А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чем рассказать хотелось. — Мама, слышишь меня? — Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские — модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже. А то я ныне сон видала, такой нехороший. К чему бы? Вроде на нашем подворье стоит скотиняка. Живая. Прямо у порога. Хвост у нее лошадиный, на голове — рога, а морда козиная. Это что за страсть? И к чему бы такое? — Мама, — донеслось из телефона строгое. — Говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф. — Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина. Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном. Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей… И в самом деле ведь привиделась ночью такая страсть: лошадиный хвост и козья страшенная морда. Вот и думай, к чему это? Наверное, не к добру. Снова миновал день, за ним — другой. Старой женщины жизнь катилась привычно: подняться, прибраться, выпустить на волю кур; покормить да напоить свою малую живность да и самой чего поклевать. А потом пойдет цеплять дело за дело. Не зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит. Просторное подворье, которым когда-то кормилась немалая семья: огород, картофельник, левада. Сараи, закуты, курятник. Летняя кухня-мазанка, погреб с выходом. Плетневая городьба, забор. Земля, которую нужно копать помаленьку, пока тепло. И дровишки пилить, ширкая ручною пилой на забазье. Уголек нынче стал дорогущий, его не укупишь. Помаленьку да полегоньку тянулся день, пасмурный, теплый. Онг-онг… онг-онг… — слышалось порой. Это казарка уходила на юг, стая за стаей. Улетали, чтобы весной вернуться. А на земле, на хуторе было по-кладбищенски тихо. Уезжая, сюда люди уже не возвращались ни весной, ни летом. И потому редкие дома и подворья словно расползались по-рачьи, чураясь друг друга. Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке — белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище. Неловко начался день, да так и пошел не в лад. Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный. — Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что — живая. Я ныне так вдарилась, — пожаловалась она. — Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… — подосадовала она. — Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины…
Борис Екимов: «Говори, мама, говори…»[рассказы]
«Говори, мама, говори…»
«Говори, мама, говори…»
По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:
— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!
Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:
— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!
А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.
Но в год нынешний осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром.
Птичий перелет затянулся. Неспешно уходила на юг казарка, вызванивая где-то в туманистом, ненастном небе негромкое онг-онг… онг-онг…
Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.
— Кидаю умом, не накину… — жаловалась она соседке. — Ехать, не ехать?.. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло-растепло. Туды-сюды… Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить.
Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.
Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из пазухи еще один довод — мобильный телефон.
— Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. — Одно слово — мобила. Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? — вопрошала она. — Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…
Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой.
Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город. Одно дело — возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет?
Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать. Вот и уезжала к своим.
Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут.
Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети, но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся.
Вот и думала: ехать, не ехать?.. А тут еще телефон привезли на подмогу — «мобилу». Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила дочь из города, по утрам.
Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго:
— Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.
Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла.
В первые дни старая Катерина лишь дивилась такому чуду. Прежде на хуторе был телефон в колхозной конторе. Там все привычно: провода, черная большая трубка, долго можно говорить. Но тот телефон уплыл вместе с колхозом. Теперь появился «мобильный». И то слава богу.
— Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую.
Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.
— Это что за страсть такая… — ворчала старая женщина. — Не телефон, свиристелка. Прокукарекал: будь-будь… Вот тебе и будь. А тут…
А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чем рассказать хотелось.
— Мама, слышишь меня?
— Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские — модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже. А то я ныне сон видала, такой нехороший. К чему бы? Вроде на нашем подворье стоит скотиняка. Живая. Прямо у порога. Хвост у нее лошадиный, на голове — рога, а морда козиная. Это что за страсть? И к чему бы такое?
Мамочка. Мы зовем тебя, когда нам тревожно, плохо, больно. Мама для нас словно оберег, способный защитить от любых напастей и разводящий беду над нашей головой руками. У человека есть привычка думать, что мама – вечная неизменная величина, нерушимая и несгибаемая.
Наверное, именно так и думала дочь героини рассказа Бориса Екимова «Говори, мама, говори…».
Всегда ли мы помним свою маму, когда у нас в жизни все хорошо и гладко? Всегда ли замечаем, когда маме нужна поддержка и помощь?
Одиночество старости, которое хотел нам показать Борис Екимов в своем рассказе.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Старая бабка Катерина, высохшая, горбатая от возраста, но проворная еще старушка, жила на хуторе возле Дона. Не так давно хутор был многолюдный, красивый: летом зеленели груши и вишни, осенью золотые и красные стояли деревья, пели птицы в облаках. А нынче на хуторе остались одни лишь старики да пьянь, хлеба не завозят.
Тяжело пожилому человеку в таких условиях зимовать. И Катерина переезжала зимой в город к дочери. Но в старости нелегко новые углы обживать: кругом чужие стены, соседи, непривычная жизнь, а дети все время на работе, и старушка подолгу оставалась одна, ей не хватало внимания родных, да и тосковала она по Тузику, кошке и курам.
Дочь Катерины, уступая просьбам, отправив ее обратно в деревню и, переживая за старушку-мать, купила ей мобильный телефон, чтобы иметь возможность созваниваться ежедневно. Старушку удивляла эта чёрная коробочка. Раньше она разговаривала по большому телефону с проводами, трубкой, и по нему можно было говорить подолгу.
«А тут не успеешь и рот открыть, а коробочка уже потухла».
Дочь звонила каждый день, но разговаривала быстро, сухо, по-деловому. Молодое поколение очень практичное, у них стремительная жизнь, все делать приходится на бегу. Времени на бестолковую, по их мнению, болтовню не остается. А матери хотелось выговориться о своей хуторской, стариковской жизни, хотелось наказать дочери одеваться потеплее, беречь себя, а в трубке, как всегда: «Мама, здравствуй, как дела? Жива – здорова? Молодец! Целую…»
И ни к чему говорить про груши, про вкусный компот, про кошек с глупыми мордами, и никогда пожилая женщина не расскажет дочери о своих болезнях. А желание поговорить у одинокой старушки настолько сильное, что даже ласковый голос милой женщины из радиоприемника кажется понимающим и родным.
Нежный голос по-доброму спрашивал: «Болят ваши косточки?» На что старуха иногда отвечала ей: «Болят, моя доча»… Бабушка готова была относиться к совершенно чужому человеку как к дочери: уж очень душевно говорила девушка.Катерине настолько хотелось выговориться, что она даже жаловалась радиоведущей, которая ее не слышала: «Как не болеть. Такая жизнь». Старушка плакала иногда. Жизнь у нее и вправду выдалась несладкой: война, сиротство, тяжелая работа.
Однажды в неурочный обеденный час зазвонил мобильный телефон. Для Катерины это было столь неожиданно, что она даже испугалась, не случилось ли чего худого с её близкими. Как всегда, она отвечала быстро, коротко, боясь не успеть всего рассказать, а дочь, к ее удивлению, не обрывала прерывистую речь и попросила вдруг: «Говори, мама, говори…». Она словно очнулась наконец и испугалась, – вдруг оборвётся мамин голос и эта драгоценная жизнь навсегда…
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Выводы, которые мы можем сделать из рассказа “Говори, мама, говори”.
Родительская чрезмерная опека для детей часто бывает несносной, нежелательной. Дети хотят жить отдельной от родителей жизнью, принимать самостоятельные решения, чувствовать себя независимыми. Но родители не вечные. Чем старше они становятся, тем чаще им требуется наше внимание. Об этом говорит рассказ Бориса Екимова. Он обращает наше внимание на одиночество старого человека, который чувствует себя за бортом современной жизни.
Границы родительской любви определить сложно, как сложно понять все способы её проявления. Не всегда мы способны оценить по достоинству доброе и чересчур заботливое отношение своих родителей. Если у вас есть пожилые близкие родственники, старайтесь проводить с ними больше времени, дарите им немного больше своего внимания и тепла.
Сочинение на тему “Говори мама, говори” обновлено: 29 июля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру
по тексту Бориса Екимова «Говори,мама,говори» (ЕГЭ по русскому)
Использование мобильного телефона в обиходе во многом упрощает жизнь человеку. Но вместе с тем у людей могут возникнуть некоторые проблемы. И одну из них затрагивает Борис Екимов в произведении «Говори, мама, говори».
В данном тексте автор ставит перед нами вопрос: почему использование мобильного телефона или других средств связи заменяет людям живое общение?
В последнее время эта тема приобретает всю большую значимость. Проблема раскрывается автором на следующих примерах. Когда у Катерины появился мобильный телефон, она «лишь дивилась такому чуду». Действительно, ведь между ней и дочерью огромное расстояние, которое они преодолевают благодаря мобильному устройству. Но со временем телефонные разговоры становятся похожи на твёрдо заученные слова, которые нужно произнести в трубку: «Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.» Катерине общение по сотовому телефону явно не по душе.
Судя по всему, ей слишком не хватает долгих душевных разговоров с дочерью до той степени, что она начинает разговаривать с радио. С помощью этих двух примеров-иллюстраций автор приводит нас к выводу, что заменить полноценное живое общение с близкими людьми невозможно только при помощи телефона.
В тексте позиция автора отражается через мысли и переживания старухи Катерины, которая нуждается во встрече с дочерью, ведь «было много всего, о чем рассказать хотелось».
Не могу не согласиться с точкой зрения автора, потому что внедрение мобильных телефонов и других средств связи на самом деле пошатнули отношения между людьми. Многие люди предпочли виртуальное общение реальному. Детям больше не интересно гулять на свежем воздухе и проводить время с друзьями, ведь существует большое количество игр, заменяющим им друзей. Взрослые также предпочитают звонки вместо того, чтобы навестить своих знакомых. Если все люди перестанут общаться в реальной жизни, что же произойдёт? Опустеют улицы, весь мир будет погружён в виртуальную реальность. Люди забудут, что такое эмоции и чувства, прямая коммуникация между людьми исчезнет, оставив за собой лишь обрывки смс-сообщений и слов, сказанных в телефонную трубку.
Таким образом, автор заставляет нас задуматься о своём отношении к телефону или другим средствам связи. Живое общение нельзя заменить ничем, каждый человек нуждается в настоящих разговорах, и мы не должны лишать себя этого.