Содержание
- Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 25-я по Пятидесятнице
- 15 июля. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя
- Дерзай, дщерь! Девица! Встань
- Не про феминисток и священниц
- Про главное
- Про равенство
- Исцеление женщины от одежд Христа
- Воскрешение дочери Иаира
- Дщерь — это… Толкование, история появления, примеры
- Дщерь: лексическое значение слова. Этимология слова
- Дщерь: значение по словарю Д. Н. Ушакова, примеры в русском языке
- Значение слова дщерь
Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 25-я по Пятидесятнице
Лк., 39 зач., 8, 41–56
Пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Мы слышим Евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Нам явлено чудо любви Христовой – избыточествующей любви, потому что Господь идет по просьбе начальника синагоги Иаира исцелить его болящую дочь, и попутно по дороге совершает чудо исцеления безнадежно больного человека. Эта любовь, эта сила жизни исходит от Него, и она действует непрерывно. Оттого что Он как будто бы замедлил в пути, теряется смысл Его прихода к начальнику синагоги – потому что, что может молитва за человека, когда он умер? И Господь показывает, как велика сила Его любви, воскрешая эту умершую.
Господь идет к Своему Кресту, к Своим страданиям. Все, что происходит в Евангелии с самого начала Его служения, есть описание именно этого восшествия. С тем чтобы мы очевидным, видимым образом могли ощутить, что Христос берет на Себя грехи всего мира. Все страдания, все нужды других людей, будь это душевная, или телесная скорбь – чудом Его любви она становится Его собственной нуждой. И Господь исцеляет и воскрешает больную или уже мертвую жизнь.
Когда Христос шел вместе с учениками, такая толпа теснила Его, что трудно было проходить через нее. Среди этой толпы была женщина, которой Закон запрещал там быть: она – нечиста. У нее – непрестанное течение крови. А нечистота опасней всякой болезни. Как написано в книге Левит: «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста; и всякий, кто прикоснется к ней, будет нечист». В противоположность крови, текущей в наших венах, которая есть жизнь, эта кровь принадлежит области смерти и нечистоты. Как и вся толпа, эта женщина влекома целительной силой Господа. Прикосновение к краю одежды Его оказывается достаточным – исцеление происходит мгновенно. В течение долгих двенадцати лет она страдала кровотечением, и истратила все, что у нее было, на врачей, но никто не мог помочь ей. Вдруг Христос остановился и обратился к народу с вопросом: «Кто прикоснулся ко Мне?» «Наставник, – сказал Петр, – народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь, кто прикоснулся ко Мне». Но Христос сказал: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня». Так говорит Он, как будто здесь только одна эта женщина, среди всей громадной толпы. Ответ Петра на вопрос Господа показывает, что он ничего не понимает. Христос говорит о силе, исшедшей из Него. Это сила Самого Бога. Эта чудотворная сила, которой исполнен Господь, скоро будет передана Им двенадцати (Лк. 9, 1–2). В ней – начатки силы Духа Святого, Которого ученики примут только после Пасхи.
Что касается кровоточивой, она объявляет перед всем народом о своей болезни и о мгновенном исцелении. Она трепещет, исповедуя, что нарушила Закон. Край одежды Спасителя напоминает о том, что надлежит исполнять все заповеди Господни. «Объяви сынам Израилевым – сказано в книге Чисел, – и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числ. 15; 38, 40). Мы видим, что вера женщины (а не небрежение о Законе) вела ее ко Христу. И Он с изумлением говорит ей: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Иди с миром».
Мы тоже страдаем – если не физически, то духовно – от греха. Один человек страдает от гнева и злобы, другой страдает от скупости и жадности, третий страдает от распущенности, которая толкает его на блуд. Четвертый страдает от пьянства, пятый страдает от тщеславия, которое заставляет его искать пустой земной славы. Шестой страдает от зависти, которая мучает его, когда он видит успех и счастье других. Седьмой страдает от лени и расслабленности. Если каждый из нас испытает себя внимательно, то он увидит, что он страдает от того или иного греха. И самое печальное – что грехи эти у нас изо дня в день повторяются. Вчера мы каялись в них, а сегодня повторяем их снова. Грех – род кровотечения, который никогда не кончается у нас и который постоянно ослабляет нас, обескровливает нас, делает нас полуживыми.
Как кровоточивая женщина в сегодняшнем Евангелии была неисцельно больна, точно также грехи наши неисцелимы никакими человеческими средствами. Никто, ни один человек, не может освободить нас от греха. Есть только один Господь Иисус Христос, способный исцелить человека от болезни греха и спасти его. Он единый Врач душ и телес наших, Спаситель грешников.
И далее повествование снова возвращает нас к Иаиру. Его молитва ко Господу придти к нему в дом уже не имеет смысла – слишком поздно! Но Господь приглашает его идти дальше естественного разума: спасение, которое Он предлагает, требует только веры. Здесь, как и в слове, обращенном к женщине, спасение и вера связаны друг с другом. В устах Господа они соединяются в одно: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Входя в дом, Господь берет с Собой только трех избранных учеников, свидетелей Его силы, а также отца и мать девицы. «Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла». Все кончено, о чем еще говорить! Этот человек, эта жизнь, этот народ, это человечество – мы достоверно знаем – уже мертвы. Зачем еще ломать комедию?
Как наинской вдове, Господь говорит со властью: «Не плачь!» Воскрешение совершается Его прикосновением к умершей и повелением: «Девица, встань!» «И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть». Мы слышим слова, которые Церковь с самого начала употребляет, говоря о воскресении: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14). Как у женщины, страдающей течением крови, чудо совершается мгновенно. Повеление дать есть девице показывает реальность ее возвращения к жизни. Так Сам Господь по Своем воскресении будет есть и пить с учениками Своими во уверение реальности Своего человеческого тела.
Господь напоминает нам, что вся наша жизнь – это сплошная утрата. Мы все время теряем, а Господь не исцеляет нас, не избавляет нас от страданий, от тревог и смерти. Он хочет нам дать смысл, Он хочет, чтобы мы прикоснулись к Его силе. Чтобы не было этого бессмысленного тупика и отчаяния, в котором живут люди, не прикоснувшиеся ко Христу. Чтобы мы узнали, что в страдании и смерти есть эта жизнь избыточествующая, которую Господь нам принес. Есть эта любовь, которую не может отделить от нас никакая смерть, никакие страдания, потому что Господь присутствует с нами. И когда умирает наш близкий человек, мы должны прикасаться к тому, что Христос совершил и совершает ради этого человека.
Мы знаем, что Христос Своей любовью все совершил и победил смерть и всякое зло. И сейчас мы приходим к Нему в Церковь, и мы знаем, где мы можем прикоснуться к Нему и как прикоснуться.
15 июля. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя
Аудио
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 18–26.
9.18. Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
9.19. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
9.20. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
9.21. ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
9.22. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
9.23. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
9.24. сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
9.25. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
9.26. И разнесся слух о сем по всей земле той.
(Мф. 9, 18–26)
После того, как Спаситель ответил на обличения Иоанновых учеников и фарисеев, к Нему подошел начальник синагоги по имени Иаир, чья единственная дочь была при смерти. Иаир, слыша о многих чудесах, совершенных Господом, обратился к Нему со словами: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива (Мф. 9, 18).
Когда же Господь направился вместе с учениками к дому Иаира, то женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его (Мф. 9, 20). Болезнь эта не только подрывала ее здоровье, но и лишала ее возможности посещать богослужения, пребывать в компании знакомых и друзей, так как в глазах закона она была нечистой. Ведь по закону Моисея женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистой и не должна была ни к кому прикасаться (Лев. 15, 25–28).
Но эта несчастная женщина имела настолько горячую веру, что говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (Мф. 9, 21).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: » Призвать Христа в свой дом она не осмелилась, хотя была и богата; она даже не дерзнула явно и приступить к Нему, но тайно с верою прикоснулась к одежде Его; она не сомневалась и не говорила сама в себе: исцелюсь ли я от болезни, или нет? но приступила с твердою уверенностью, что получит исцеление».
Спаситель, желая показать, что если бы женщина не имела веры, то не получила бы и благодати, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф. 9, 22). И в тот же час женщина стала здорова.
И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит (Мф. 9, 23–24). В маленьком городке, где все знают друг друга, знают и о том, что делается у соседей, о смерти девочки узнали быстро. И как только узнали, то появились свирельщики и народ, которые, как это и было принято, начали перечислять заслуги и добродетели умершей, чтобы побудить близких к ней лиц к еще большему плачу. Именно эти ложь и лицемерие вызвали негодование Христа, который велел удалиться всем присутствующим.
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Этими словами Господь выражает общеизраильское представление о смерти. Смерти, как бы говорит Он, собственно нет. Душа человека бессмертна и со временем должна соединиться с телом, которое она оставила. Поэтому состояние умершего похоже на сон».
Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Спасителем, но когда народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала (Мф. 9, 25).
Своим поступком Господь подает нам замечательный пример. Спаситель, оставив все, чем был занят, в сию же минуту отзывается на нужду и душевные страдания кровоточивой женщины и Иаира.
Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: «Спаситель нам в одном месте Евангелия говорит: “Я вам дал пример, чтобы вы следовали ему”… Вот это первый пример: встретил нужду, услышал крик душевной боли, узнал о ней – иди, оставив все, чем ты занят ради себя: разговор, чтение, отдых, самое, как будто, нужное, ведь если ты нужен кому-то – иди».
Нам же следует идти на помощь страждущим, нуждающимся в помощи или даже умирающим душой, призывая на помощь Христа, с молитвой и в сердце, и на устах.
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, является гимном веры, свидетельствующим о том, что в трудные минуты жизни мы не должны отчаиваться, но лишь возносить усердную молитву и надеяться на то, что Господь по вере нашей даст нам просимое, потому что благодатная вера является великой силой, соединяющей человека с Богом.
Чтобы получить такой дар веры, нужно стараться в своей жизни угождать только Богу, исполняя Его волю и заповеди. Поступая так, мы будем чувствовать, как Спаситель входит в нашу жизнь и действует в ней, творя чудеса по нашим молитвам.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Дерзай, дщерь! Девица! Встань
Сегодня 4 года со дня смерти Марины Андреевны Журинской, богослова, издателя и редактора журнала «Альфа и Омега». Марина Андреевна вела на “Фоме” цикл публикаций, в которых говорила о Евангелии и его актуальности для современного человека.
Фото Владимира Ештокина
В заголовок этой статьи вынесены две фразы Христа. Первая обращена к женщине, исцелившейся от прикосновения к Его одеждам. Вторая — к дочери начальника синагоги Иаира, которую воскресил Иисус. По мнению Марины Андреевны Журинской именно в этих словах Христа предельно лаконично сформулированы два жизненных принципа христианки. Но как именно следует понимать их?
Не про феминисток и священниц
Прежде чем я скажу, как я понимаю эти слова Христа, я скажу, как я их не понимаю. Потому что предчувствую, сколько найдется желающих интерпретировать слова Спасителя в «единственно правильном» и отвечающем запросам времени русле.
Так вот, во-первых, я считаю, что упомянутые слова Христа не имеют никакого отношения к феминизму. Вот просто абсолютно никакого! Я не буду говорить о том, что мне не нравится, как ведут себя феминистки (по-моему, крайне не женственно). Также не буду останавливаться на том, что наблюдения последнего века показывают — женщины теряют всякий образ женственности и совершенно звереют, когда мужчины становятся тряпками. Дело не в этом. Дело в том, что феминизм опирается на принцип: «которые здесь мужики, слазь, кончилось ваше время!». Феминистки — они ведь не за равноправие полов, они за свое дамское руководство!
А в Евангелии намечен царский путь: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:28). То есть мужчины и женщины равны по значимости, равночестны. Другое дело, что у них немножко разные функции и как раз сохранение этих функций, когда мужчина есть мужчина, а женщина есть женщина, и обеспечивает по-хорошему равенство и гармонию полов.
Знаете, как-то один добрый человек написал в статье, что женщина самой природой предназначена для деторождения. Я задумалась, а потом позвонила автору и спросила его: а для чего же тогда мужчина предназначен самой природой? Автор оказался умный, не стал искать выгодного для себя ответа, а просто вздохнул в знак согласия с тем, что сделанное им заключение неконструктивно.
Ведь это все разговоры в пользу бедных и никак не соотносится с тем, что можно было бы назвать ожидаемой реальностью.
Во-вторых, упомянутые слова Христа не имеют никакого отношения к гендерным ратоборствам и в частности, к борьбе за женское священство. Его сторонникам, наиболее разумные доводы которых сводятся к «А почему бы и нет?», мне очень хочется сказать: простите, но мне виднее! Мыслить себя в таком вот обличии я просто не в состоянии. Я могу себя представить, допустим, в какой-то другой ситуации, с другими данными певицей на сцене Большого театра, но священницей я себя представить не могу никак. И у меня есть некоторые подкрепления такой непредставимости. Почему? Потому что я однажды видела службу, которую проводила женщина.
Явление Христа Марии Магдалине. Александр Иванов, ок. 1835 г
Это было в Праге, где таборитам* отдали совершенно прекрасный костел в стиле раннего барокко. Скажу кстати, службы там проходили только раз в месяц, что уже говорит, по-моему, об их ограниченной потребности в отправлении религиозных надобностей. Так вот, в храме тогда находились одиннадцать «верных», дама-священница и тринадцать туристов, среди которых и я. Из одиннадцати верных только двое были мужчины, и сопровождающие дамы весьма элегантно придерживали их за шкирку, чтобы не удрали. Что же касается священницы, то от ее пения под орган создавалось полное впечатление какого-то мюзикла из жизни домохозяйки. Я не могла избавиться от ощущения, что она сама не очень уверена в том, что то, чем она занимается — это правильно. Чувствовалось у нее какое-то собственное недоумение: а чего же это я тут, собственно говоря, делаю? После службы она сказала, что уходит в отпуск и ее обязанности временно будет исполнять сестра Берджишка. Представляете? Хотя и без этого было совершенно понятно, что там просто нет мужчин.
Я вообще подозреваю, что женское священство начинается там, где в мужчинах обнаруживается сильное оскудение. Когда кончаются мужчины — в ход идут женщины. И феминизм, кстати, это дело горячо поддерживает: а чем, мол, мы хуже? ничем не хуже, просто другие!
При этом не стоит думать, что женщина в принципе не может выполнять духовные функции. Был такой замечательный священник — отец Илия Четверухин, он погиб в лагере. И когда его посадили, он своей матушке Евгении оставил приход на духовное окормление. Причащаться, исповедоваться они, естественно, продолжали у священников, в других храмах. Но вне таинственной жизни именно матушка руководила жизнью прихода. Так что это вполне возможно.
Другое дело, что нередко дамы более или менее самостоятельно берут на себя функцию духовного руководства, что не есть хорошо. Тем более не есть хорошо, когда это сопровождается вечным «а я по благословению, по благословению!». Понятно, что если приход очень большой, то настоятель может кому-то перепоручить часть своих обязанностей. Правда, в больших приходах и священников немало. Но получается нередко, что что-то перепоручается не совсем подходящим людям. Но это уже тема отдельная.
На мой взгляд, и о равенстве (равночестности, точнее), и о гендерных особенностях очень выразительно повествуют различия в текстах церковных песнопений. Мы их постоянно слышим в храме, да вот только по дурной привычке не вслушиваемся.
Вот тропарь мученику:
Мученик Твой, Господи, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощные дерзости. Того молитвами спаси души наша.
А вот тропарь мученице:
Агница Твоя, Иисусе, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приимя мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Как замечательно подчеркивается, что мученики получают от Господа силу низвергать и сокрушать силы тьмы! Как трепетно рисуется бесконечная преданность мучениц Христу и их беспредельная любовь! Вот в этом смысле мученики и мученицы не только остаются мужчинами и женщинами, но их мужество и женственность приобретают высшую форму и завершенность. И величают мученика «святым стрстотерпцем», а мученицу — «страстотерпицей Христовой».
…А вот песнопения преподобному и преподобной отличаются только обозначениями мужского и женского рода… недаром про иночество говорится — «ангельский чин».
Про главное
Теперь, когда я сказала о том, как не понимаю слова Христа, скажу о том, как я их понимаю.
Исцеление кровоточивой женщины. Елена Черкасова
Дерзай, дщерь! — Христос сказал это женщине, которая, собственно говоря, уже проявила большую дерзость: будучи в состоянии, так сказать, ритуальной нечистоты, она прикоснулась к одеждам Спасителя. А потом к тому же еще и — по прямому Его приказанию — прилюдно рассказала, почему и зачем она это сделала. Однако заметьте, что Христос не сказал: «Я тебе прощаю твое дерзание», хотя она, можно сказать, надерзила преизрядно. Наверное, многие из окружающих ее уже с готовностью осудили. Но Он сказал: дерзай! Он благословил ее идти в жизни прямым путем. Без оглядки на то, кто и что говорит. Есть я, есть Бог, есть закон и есть Завет — и это главное. А то, что там говорит соседка — это неважно, у соседки свой путь и свое его видение. При этом не стоит путать дерзновение с нахальством, с обязательным избавлением от кротости.
Дерзай — значит ощути в себе голос Божий и действуй так, как тебе голос Божий подсказывает. Дерзай — значит распрямись перед Богом. У нас, к сожалению, мало кто понимает слова «премудрость, прости», которые звучат в храме перед чтением Писания. А ведь они значат — стойте прямо. Потом, правда, звучит призыв «приидите, поклонимся». Так ведь кланяться-то нужно из позиции, которая такую возможность предполагает! То есть, если ты прямо стоишь перед Богом и твое устремление к Богу прямое и честное, единственное, что ты, как честный человек, можешь сделать — это поклониться Ему. Но вот этого самого «стойте прямо» — в головах почти нет. А кланяться — да сколько угодно!
Но какой смысл в поклоне человека, который по большей части ползает на карачках? Никакого! Это не ценность ни для самого человека, ни для Бога.
И вот, когда апостол Павел говорит подражайте мне, как я Христу (1 Кор 4:16) — это ведь тоже призыв к дерзновению, к устремлению на высоты духа!
Воскрешение дочери Иаира. Василий Поленов. 1871
Девица! встань! А это еще интереснее. Ведь слова Христа обращены к мертвой отроковице, к девочке, которой всего 12 лет. Это такой мощный символ, что просто дух захватывает: через эту девочку Христос обращается на самом деле ко всему человечеству! Через нее Он говорит, что пришел восстановить падшее человечество, освободить его от власти смерти. И очень ценно, что сказал Он это именно девочке. Понимаете, не какому-нибудь там избранному, мудрому и благочестивому мужу, а девочке, тростиночке, можно сказать. Потому что мы перед Богом — слабые дети.
Вспомните, ведь Христос открыл, кто был лучший из людей — Иоанн Креститель. Он был даже лучше древних великих пророков. А чем у нас Иоанн отличается? Опять-таки именно своим дерзанием, своей устремленностью, пламенностью. Не даром же его изображают на иконах с крыльями как Ангела пустыни. И ни перед кем он не склонялся, кроме как перед Богом. И для меня очень важно то, что эта самая девочка в глазах Христа лишь немногим хуже Иоанна Крестителя. Господь ее поднимает со смертного одра, чтобы она тоже прямо стояла. И не только она — чтобы все человечество прямо стояло перед Богом. Поэтому и Дерзай, дщерь! и Девица! встань — на самом деле об одном и том же. И как же важно, что слова Христа — именно окрыляющие. И насколько далеки, к сожалению, от них привычные нам сегодня расхожие штампы, ограничивающие духовную жизнь рамками типа «постись, молись, смиряйся».
Удивительная вещь — смена парадигм. Лет 30 назад я выслушивала аргументы своих друзей, которые не осмеливались поверить: «мы люди маленькие, нам бы прожить тихонько, нам не до полетов, не до свершений, не до дерзаний»… Правда, очень похоже на благостные шепотки некоторых наших современников? А мне почему-то кажется, что эти смиренные атеисты более правильно рассматривали соответствующие различия между верой как дерзанием и неверием как робостью…
Про равенство
Джотто ди Бондоне. “Не прикасайся ко мне”. 1305
Есть в Новом Завете рассказ о женщине, которую ныне мы почитаем как равноапостольную святую. Это Мария Магдалина. Мне кажется очень важной одно сказанное ею слово. Когда Мария встретила воскресшего Христа, то сначала не узнала Его, приняла за садовника. Тогда Христос окликнул ее по имени и Мария увидела Его. Что же она закричала? — Раввуни! («Учитель!») Но простите, женщины тогда в принципе не получали духовного образования, а в иудаизме не получают его и сейчас. А Магдалина называет Христа Учителем, и тем самым позиционирует себя как ученицу — это неслыханно по тем временам! Я уж не говорю о том, что Апостолы были учениками, и поэтому в этом восклицании Мария уже словно бы провидит, что она будет равноапостольной. Но это же совершенно спонтанно! Да ведь она себя так ощущает! И заметьте, Христос не воспрещает ей так называть Себя. Этот эпизод, по-моему, очень хорошо свидетельствует о том духовном равенстве мужчины и женщины, которое открыл нам Новый Завет. Но важно, что это равенство осуществляется с сохранением всех половых различий, — оно совершенно не нуждается в защите феминисток.
В самом деле, женщина-христианка ни в каком случае ничего не теряет благодаря полноте своей веры. Господь позаботится о ее благой части либо в браке, либо в безбрачии, либо в труде, либо у домашнего очага. Ее доверие Богу всегда наполняет ее жизнь светом.
Братья по вере относятся к ней с теплом и уважением… Ах, вы хотите сказать, что это далеко не так? Да, конечно, но только в той мере, в какой мы не входим в полноту Нового Завета. Сказано ведь и по тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Эх…
«Христос и грешница» («Кто без греха?»). Василий Поленов. 1888
А как хорошо было бы «прицельно» повспоминать, как Христос судил прелюбодейку (Ин 8:3-11): непредвзято, исходя из смысла закона, но без всякого ожесточения, сочетая милость и истину; как мягко Он ее отпустил, наказав впредь не грешить. Как бескомпромиссно, но без озлобления и высокомерия Он испытал веру сирофиникиянки и даровал ей искомое счастье — исцеление бесноватой дочери (Мк 7:25-30). Как блистательно разговаривал с самарянкой. которая была не только иной веры, но и поведения непохвального, — а Он ее так мягко обличил (ровно настолько, чтобы она почувствовала к Нему доверие), а затем так прекрасно рассказывал про реки воды живой (Ин 4:7-29) и нашел в ней внимательную и понятливую слушательницу, в то время как ученики крайне удивлялись, с чего это Он разговаривает с женщиной, и думаю, что в этом к ним присоединилось бы немалое количество наших современников и единоверцев.
Но венец свидетельств об отношении Христа к женщинам — это Его забота о Матери, проявленная в момент последней предсмертной муки, когда Он поручил Богородицу заботам апостола Иоанна торжественной формулой: «Жено! се, сын Твой. — Се, Матерь Твоя!». Об этом следует думать ежедневно, и тогда, может быть, перестанут просторы родимой страны оглашаться непередаваемо гнусной бранью, которую позволяют себе в том числе и те, кто позиционирует себя как защитники Православия, и даже благочестивые дамы, защищающие нравственность?..
Обычная «взвешенная» позиция у нас состоит в том, что проблем нет. В том числе и проблем с положением женщины и с отношением к ней. На самом деле еще как есть, но решать ее нужно только в свете истины Христовой, а не потакая злобе дня и чьим-то групповым интересам. Чьим бы то ни было.
Исцеление женщины от одежд Христа
(Лк 8:41-48)
Иаир был начальником синагоги, и его двенадцатилетняя дочь («одна дочь» — может быть, у нее были брат или братья, а может быть, и нет) умирала. Несчастный отец умолял Христа о помощи, и Тот откликнулся и пошел. А народ собрался вокруг Него густой толпой. В этой толпе к Иисусу протиснулась больная женщина, 12 лет страдавшая кровотечением и потратившая на лечение все, что у нее было.
Женщина подошла к Нему сзади и только прикоснулась к одежде: велика была ее вера, но велика и робость. Исцеление было мгновенным. Но тут Христос спросил: Кто прикоснулся ко Мне? Все отнекивались, а Петр и другие ученики начали «объяснять» Ему, что Он никак не мог ничего почувствовать в тесноте. На что последовал ответ: Прикоснулся ко Мне некто, ибо я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Мы не будем вдаваться в подробности касательно природы этой силы, а удовлетворимся сказанным. Но женщина-то какова! Преодолела свою робость и не побоялась вызвать нарекания, а подошла, пала ниц и рассказала, что это сделала она по причине болезни и что этим прикосновением исцелилась. И как прекрасны слова Христа: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Наверное, можно предположить, что именно верою эта женщина рассказала прилюдно о своей болезни — потому что верила, что Господь ей дурного не сделает и защитит от зла. Более того, Христос даже поощрил ее дерзновение, поскольку оно было продиктовано верой не только в то, что Он способен ее исцелить, но и в то, что Он благ.
Воскрешение дочери Иаира
(Лк 8:49-56)
Воскрешение дочери Иаира. Уильям Блейк. Около 1799-1800
…Тем временем к Иаиру подошел один из его домашних с известием, что дочь его умерла и Учителя можно уже не утруждать. Эти жестокие слова услышал Иисус и сказал несчастному отцу: «Не бойся, только веруй, и спасена будет».
В дом Иаира Христос не позволил войти никому из громадной толпы, кроме родителей девочки, Петра, Иоанна и Иакова (замечательно, что они же стали свидетелями Преображения на горе Фавор; это подчеркивает глубинную смысловую значимость воскрешения дочери Иаира).
А сопровождавшие Христа, оставшиеся вне дома, начали привычный ритуал оплакивания покойника. Плачут-разливаются. А Спаситель и говорит: «Не плачьте; она не умерла, но спит». Казалось бы, по законам литературы плачущие должны бы обрадоваться и возвеселиться. Ан нет, они начинают… смеяться над Христом, потому что они же всё лучше знают — и знают, что умерла. Ведь встретили громадной толпой, вроде бы ловили каждое слово, сопровождали, были свидетелями исцеления женщины (а про сколько исцелений слышали!) — и сразу перешли к издевательствам, поскольку Иисус, почитаемый как Пророк, Учитель, Целитель сказал то, что расходится с общепринятыми представлениями! Устроили это безобразие у дверей дома почтенного человека! Казалось бы, не верите в возможность воскрешения, значит, в доме покойник, значит, нужно вести себя тихо, — ан нет…
Но как бы то ни было, а Христос просто не уделяет внимания этому проявлению косности и неблагодарности. Желая остаться наедине с той силой, которую Ему нужно преодолеть, Иисус предлагает удалиться из дома всем присутствующим. Затем Он берет дочь Иаира за руку и говорит: «Девица! встань». И она встает.
По-арамейски это звучит «Талифа куми», и эти слова с тех давних пор множество раз встречались уже в литературе. В них — бесконечная любовь и доброта Бога, в них — обещание того, что Он, если захочет, может сделать невероятное. В этих словах мы можем услышать и ободрение: Господь в силах поднимать из любой пропасти, лишь бы мы откликались на Его призыв.
На заставке фрагмент фото Sascha Kohlmann
Дщерь — это… Толкование, история появления, примеры
Современный русский язык вмещает в себя слова, историю появления которых можно проследить на несколько тысячелетий лет назад. К одним из таких слов относятся церковнославянизмы, перешедшие в русский язык из церковнославянского языка. В русском языке многим церковным словам есть свои соответствия. Насколько часто слово «дщерь» употребляется в современном мире, и какое значение у него есть в русском языке?
Дщерь: лексическое значение слова. Этимология слова
Вам будет интересно:Балкано-кавказская раса — это настоящие европейцы
Многие люди в учебниках по истории и в художественной литературе не раз встречали фразу «Дщерь Петрова», но мало кто задавался вопросом: откуда к нам пришло слово «дщерь».
Никто не знает точно, в каком году появилось слово «дщерь». Известно только, что это церковнославянский архаизм. Происходит от праславянского «дъкти», от которого в XV-XVI в. произошло слово «дочь». Однако словарь «Государева Вотчина» называет XI-XII столетия, веками появления слова «дщерь» и приводит различные варианты его написания: «дщерь», «тщерь», «дщи», «дъщи».
Новый толковый словарь словообразовательных единиц русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой так описывает это слово: дщерь – это архаизм, то же, что и дочь, женского рода. «Дщерь» имеет множественное число: «дщери» и может склоняться согласно правилу русского языка.
Толковый словарь В. И. Даля рассматривает данный церковнославянизм следующим образом: дщерь – это дщи; в переводе с церковнославянского означает «дочь».
Дщерь: значение по словарю Д. Н. Ушакова, примеры в русском языке
Д. Н. Ушаков приводит лексическое значение данного слова. Однако автор отмечает, что «дщерь» стали использовать в ироническом смысле, приравнивая данное слово к «царю».
Пример: «Дерзай, дщерь! Покажи, на что способна». По толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, дщерь – это церковно-книжное устаревшее слово, см. Дочь.
Многие известные писатели не раз обращались к церковнославянизмам как к языковым средствам выразительности художественной речи. По их мнению, архаизмы украшают речь и придают произведению возвышенно-романтический стиль.
Например, советский писатель С. Т. Григорьев в 1939 году написал историческую повесть «Александр Суворов», используя старославянизмы:
«Бирона нет, у нас ныне царствует дщерь Петрова, кроткая Елисавета».
Советский и российский писатель, и драматург В. П. Астафьев в своей повести «Веселый солдат» (1988 г.) также употребляет церковнославянизм:
«Наша старшая дщерь в детсаде сделалась говорливой, прыгучей, выучила стишонки».
В старославянском языке по манускриптам X-XI веков дается подробное толкование слова. Дщерь – это дочь, доченька, дочушка, всякая женщина отцу и матери. Родная дочь отцу – матери ими рожденная.
Значение слова дщерь
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима:се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Высокая же ея величества фамилия подобным образом, в таком же платье, за ея величеством следовала таковым порядком: в первом месте по августейшей матери шла дщерь ея величества, государыня цесаревна Анна; во втором другая дщерь, государыня цесаревна Елисавет; в третием его императорского величества племянница, государыня царевна Екатерина, герцогиня Мекленбургская; в четвертом другая ея величества племянница, государыня царевна Параскевия (сестра их высочеств царевна Анна, герцогиня Курляндская, в Санкт-Петербурге не была в то время); в пятом месте шла Мария, в шестом сестра ея Анна, Нарышкины девицы; в седьмом шел его королевское высочество Кароль герцог Голштинский, в то время жених государыни Анны цесаревны; в осьмом его высочество Петр, великий князь; по нем шли господа Александр и Иоанн Нарышкины, а великая княжна Наталия Алексеевна за приключившейся немощию не присутствовала.
В семнадцать лет родители запихнули ее в медицинский институт к дальнему родственнику, и тот довел дщерь до диплома, несмотря на то что дщерь упала в обморок при первом детском писке, вырвавшемся у малолетнего пациента вблизи бормашины.
Шед убо Афанасий, вопроси о сем жены своея и дщери, сказа им подробну; дщерь же его, исполненна духа святаго, возглагола отцу своему сице: «Отче мой!
Да сбудется предсказанное пророком Захарией: ликуй, торжествуй, радуйся, дщерь Сиона Иерушалаим: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъ-яремной!
Раскинувшись под облачным небом, на плодородной почве, среди чудесной природы, владея портом на море, которое катит свои лазурные волны, защищенная с севера горой Сент-Розали, а с востока мысом Наферано, окруженная со всех сторон холмами, которые опоясывают ее обширную долину, древняя дщерь Халдеи, Палермо, оборотясь лицом к Италии, смотрится более лениво, томно и сладострастно в тиренские воды, чем смотрелись некогда в волны Босфора или Киренаики византийские одалиски или египетские султанши.
Выведенная из себя тем, что мама осмелилась проявить неуважение к лицу духовного звания, бабушка, настигнув дерзкую дщерь на окраине городка, залепила ей две пощечины на глазах у доброго десятка радостно гоготавших кумушек.