Музей-древлехранилище Александро-Невской лавры
Музей Александро-Невской лавры, открывший свои двери в декабре 2013 года, в год 300-летнего юбилея монастыря, находится в историческом помещении ризницы Александро-Невской лавры. Новая экспозиция музея, созданная в 2017 году, представляет вниманию посетителей собрание церковных древностей, среди которых иконопись и религиозная живопись, церковные облачения и литургические предметы, а также декоративно-прикладное искусство, исторические документы и фотографии. Музей Древлехранилище Александро-Невской лавры является членом Союза музеев России».
График работы музея:
Среда, пятница, воскресенье
12:00 — 17:00
Как до нас добраться
Маршрут для пешеходов
Метро: «Площадь Александра Невского-1» или «Площадь Александра Невского-2». Выйдя из метро, следуйте по площади Александра Невского вдоль монастырской стены до арки надвратной церкви. Войдя на территорию, пройдите мимо Некрополя XVIII века (слева от вас) и Некрополя мастеров искусств (справа). Затем, перейдя мост через р. Монастырку, поверните налево и войдите во вторые Благовещенские ворота, оборудованные шлагбаумом. Следуя по направлению к желтому зданию, поверните направо, обогнув Благовещенскую церковь. Перед вами вытянутое трехэтажное здание музейно-библиотечного корпуса. Войдите внутрь и поднимитесь на 3 этаж.
Въезд для автомобилистов
Въезд осуществляется с площади Александра Невского направо через Лаврский проезд (расположен между надвратной церковью и Чернорецким переулком). Далее следуйте через Второй Лаврский мост и налево по набережной р. Монастырки, вдоль монастырской стены до вторых Благовещенских ворот, оборудованных шлагбаумом.
Парковка:
— на площади Александра Невского;
— на набережной р. Монастырки у монастырской стены;
— кратковременная – у Благовещенских ворот.
Древлехранилище Александро — Невской Лавры
Древлехранилище … как же интересно и загадочно звучит! А ведь это по — сути устаревшее название музея, лавка древностей. И хотя сейчас нет информации о машине времени, но каждый раз идя в музей — мы совершаем небольшой полет в прошлое, когда нас окружает другой мир, застывший и дошедший до нас на фотографиях и картинах, и мы начинаем слушать гида, и погружаемся в судьбы людей, которые вершили судьбу той или иной местности.
Несколько веков назад, как правило, произведения искусства хранились в монастырях, добытые в бою, они служили оплатой за те расходы, которые понесли стороны. В 15 веке в Италии стало модно строить коридоры, в которых были расписаны стены, ставить статуи. И вскоре Европа попала под новое увлечение. Но Европа на то и Европа, что все повторяет друг за другом, страна за страной, а Россия, как обычно, пошла другим путем.
И светлый путь нам озарил и на подвиги нас вдохновил — Петр I. Куда не кинь взгляд в нашем городе — все так или иначе связано с именем Петра, так и Александро — Невская Лавра основана была по его указанию на Черной речке. Черных речек было в городе несколько, позднее ее переименовали в Монастырку. Основал Петр монастырь, статус Лавры был получен позднее.
Обычно же монастыри возникали на местах обитания отшельников, которые видели или видения о том, что нужно здесь основать скит, или просто уходили подальше от людей и вели затворническую жизнь.
Петр I успел внести свою лепту и в церковный уклад. Порядок и четкость во всем, так и начав реформу церкви, Петр решил реализовать на примере монастыря идеальную форму для служения миру с некоторыми дополнительными функциями: монастырь как исправительное, учебное и лечебное заведение. И предвестник Лавры — тот прожект, который начал апробировать Петр.
Роман Катаев — он же директор Древлехранилища, он же гид по музею, он же плотник, он же электрик. Просто когда мне очень интересно, я могу часами рассматривать детали, тем более на фото все, что могла запечатлела, оставалось погулять по музею до закрытия для своей души. Собственно, эта временная пауза и позволила с другой стороны увидеть жизнь музейного комплекса, где буквально каждый сантиметр зала помнит тепло их рук. Так, и Роман стал чинить оборудование в зале.
Мария Власникова — маленькая и хрупкая девушка, тихой и незримой тенью следовала за нами, но меж тем, потрясла своими рассказами о работе в Эрмитаже, а в отношении Древлехранилища просто незаменимый товарищ, которая и экскурсию проведет, и статистику соберет, и документы нужные для бухгалтерии найдет.
Я знаю — город будет,
я знаю, саду — цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть! (с) фрагмент стихотворения Владимира Маяковского
Такие скромные люди пытаются восстановить историю Лавры, историю Древлехранилища.
Днем рождения Лавры принято считать дату освящения первой церкви, которое свершилось в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) 1713 года. Историю создания Древлехранилища
Каждому монастырю нужны свои покровители, и в нашем случае стал — Александр Невский. Ежегодно, 12 сентября теперь проводится Крестный поход, который повторяет первоначальный маршрут переноса мощей.
Таким образом, Александр Невский каждый год вновь и вновь смотрит и на свой город тоже, а с этой иконой, которая теперь находится в Древлехранилище, я сталкивалась ранее.
И наша первая встреча была на выставке, проводимой в выставочном зале Федерального Исторического архива, под названием: «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», там данная икона была не одна, по обе стороны стояли, те реликвии, которые видны при Крестном ходе:
Фото тогда делала с телефона, попала на нее случайно, по делам службы.
Но возвращаясь к Александру Невскому, совершенно случайно, будучи в родительскую субботу в храме на Смоленском кладбище, обратила внимание, что тамошняя икона Александра Невского немного отличается по внешнему виду, для сравнения:
Что же еще таит в себе Древлехранилище? Каким оно было лет сто назад и какое сейчас? Есть среди экспозиции фотографии старого хранилища.
Ранее, не было принципа формирования экспонатов для хранения. Размещались как было удобно хранителям. Сейчас все систематизировано по темам: история возникновения Лавры, история икон и окладов, история предметов для культовых обрядов, тюремный уголок, памятные знаки и даты, макеты строений и одежда для обрядов.
Заинтересовала меня и тема окладов (или риз) для икон.
Роман очень интересно рассказал о том, какие принципы были при оформлении окладов, так всегда оставляли открытыми части тела: лицо и руки, как правило.
И снова вернусь к Храму Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове, есть там одна икона, которую относят к чудотворным, помогает в лечении травм и увечий, лечит глаза, ноги, руки, изгоняет тоску, тревогу, депрессию. И после лекции про оклады обратила внимание, что третью руку то скрыли под окладом, и для меня теперь вопрос — почему.
Фотография получилась темная (висит в укромном уголке, сняла на телефон), но разглядеть можно. Увидели мы вблизи и то, что иногда можно увидеть только на службе и издалека.
Теперь, когда мы можем распахнуть врата и увидеть те предметы, с помощью которых совершаются таинства обрядов.
Престол, на котором размещены предметы служения, в том числе — антиминс, в каждом храме он свой, при проведении службы он складывается и подкладывается под библию. Содержит частичку мощей.
Есть и печальный период в истории Лавры, и ему также посвящен «Расстрельный блок» в экспозиции.
Сбоку виден вход в воссозданную тюремную камеру. В 20 — е годы в камеры попадали и по религиозным мотивам, тюрьмы были переполнены и стали использоваться такие адреса, как Гороховая, 4 и Шпалерная, 25. Ходили тогда и частушки:
Все превратно в этом мире.
Мы окажемся опять
На Гороховой 4,
На Шпалерной 25.
Ряд икон собраны по тематике, Богоматери и Николай Чудотворец, изъятые на таможне иконы, имеющие историческую ценность.
О каждой из них, чем отличаются, почему так изображались можно узнать на экскурсии.
Рассматривая по второму кругу каждый документ, нашла фотографию с изображением раки, в которой переносили мощи Александра Невского. А за ракой расположена гробница.
Теперь ее (гробницу) увидеть мы можем в Концертном зале Эрмитажа:
Хотя верхнюю часть еще монтируют по старой фотографии.
Ради интереса поискала статистику когда появились первые музеи. Самым первым современным музеем является — Британский музей в Лондоне (открыт в 1753), первый публичный музей — Лувр (открыт в 1793). Наше Древлехранилище организовано чуть позже.
Музей очень интересный, но бродить без экскурсии не рекомендую, просто пропустите массу интересных фактов.
Работает музей по средам и пятницам с 12:00 до 17:00. По согласованию могут и в воскресенье!!!
Экскурсии в 15:00.
Заказать экскурсию можно по телефонам: (812) 274-16-12, +79602710873
Адрес: Санкт-Петербург, наб.реки Монастырки, д.1а (найти легко, пройдя некрополи, перейдя мост через реку, но не заходя на территорию через арку, нужно свернуть влево к шлагбауму, если, что сотрудник подскажет как нужно обогнуть здание) восточный двор (музейно-библиотечный корпус Александро-Невской лавры, 3 этаж), ст.м. пл. Александра Невского
e-mail: museumlavraspb@gmail.com
Для продвинутых пользователей:
Музей работает бесплатно, но при входе есть небольшая урна для пожертвований, рекомендованная сумма — 100 рублей, но не сдерживайте своих желаний вложить больше!
16 апреля 1911 года президент Академии Художеств великая княгиня Мария Павловна написала митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию письмо — благодарность за устройство в Лавре Древлехранилища. Собственно и я, в феврале 2019 года, присоединяюсь к ее словам и благодарю за аккредитацию spbblog, redirupdate, и конечно, Романа и Марию за новые знания и возможность приобщиться к таинственному для меня миру.
Среди школьных предметов есть история Санкт-Петербурга, послушав экскурсию, я поняла, что посещение такой экскурсии в очень доступной форме объяснило бы многим и взрослым, и детям простыми словами о сложном мире религии, ознакомило бы с историей города и его покровителей.
Поразил макет с некрополями, но с ним еще мне нужно разобраться самой. Все дело в том, что он воссоздан по архивным записям и отличается от того, как расположены могилы сейчас. Когда разложу в своей голове все, тогда и попробую описать, что выйдет.
Альбомы по данной теме:
Древлехранилище Лавры
Выставка: 300 лет Лавре
Некрополи Лавры
Крестный ход (фотографии 48 — 74)