Содержание
- День памяти прп. Сергия Радонежского 5/18 июля
- День празднования преставления Преподобного Сергия Радонежского
- В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца
- Преподобный Сергий Радонежский. Православный календарь на 18 июля
- День памяти преподобного Сергия Радонежского в октябре 2018 года: дата, традиции и молитвы
- Именины Сергея по православному календарю
- Именины Сергия по православному календарю
- День Ангела Сергия по церковному календарю
- Таблица дней церковного поминания особо значимых святых с именем Сергий
- Ангел Хранитель Сергия
- Что означает имя Сергей в православии
- Подвиги преподобного Сергия
- Кто такой Сергий Синайский
День памяти прп. Сергия Радонежского 5/18 июля
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).
Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.
Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому
О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возставление, заблудшим — на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся — укрепление, благоделающим — в делах благих преспеяние и благословение, младенцем — воспитание, юным — наставление, неведущим — вразумление, сиротам и вдовицам — заступление, отходящим от сего временного жития к вечному — благое уготовление и напутствие, отшедшим — блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Тропарь преподобного Сергия
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Сергия
глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.
Просмотры (1389)
День празднования преставления Преподобного Сергия Радонежского
Днем 7 октября, в канун празднования преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
У Святых врат монастыря Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник и насельники обители.
В древнем Троицком соборе, у раки с честными мощами преподобного Сергия, Святейший Патриарх Кирилл возглавил малую вечерню с чтением акафиста.
Вечером того же дня Святейший Патриарх Руси Кирилл в сослужении митрополитов Днепропетровского и Павлоградского Иринея, Оренбургского и Бузулукского Валентина; архиепископов Витебского и Оршанского Димитрия, Самарского и Сызранского Сергия, Истринского Арсения, Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Троице-Сергиевой лавры; Нижегородского и Арзамасского Георгия, Солнечногорского Сергия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии совершил всенощное бдение в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры, у мощей великого подвижника Древней Руси.
По окончании всенощного бдения Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении иерархов и священнослужителей прошел по территории лавры к церкви Сошествия Святого Духа, за алтарем которой 18 сентября был погребен заслуженный профессор Московской духовной академии, старший регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль). Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию на могиле отца Матфея.
8 октября, в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Его Святейшеству сослужили: митрополиты Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Оренбургский и Бузулукский Валентин, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Астанайский и Алма-Атинский Мефодий, Калужский и Боровский Климент, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Керченский Анатолий, Самарский и Сызранский Сергий, Витебский и Оршанский Димитрий, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Ярославский и Ростовский Кирилл, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Зворничко-Тузланский Василий (Сербская Православная Церковь), Балтийский Серафим, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Алатырский Савватий, Бронницкий Игнатий, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, Смоленский и Вяземский Феофилакт, Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси; Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон.
На богослужении присутствовали глава Сергиево-Посадского района В.Н. Коротков и глава Одинцовского района А.Г. Гладышев.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Амвросия (Федуновича) во иеромонаха.
После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молящимся с проповедью.
По окончании Литургии состоялся традиционный крестный ход на площадь перед Успенским собором, где был совершен молебен преподобному Сергию. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам торжеств с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом, посвященным Преподобному:
«Преподобный Сергий, великий муж земли Русской, соединивший ревностное служение Богу со служением Отечеству, со служением ближним своим, явил в жизни образец христианской святости. Он доказал и зримым образом явил, как могут различные дарования и различные служения обретать свою полноту в святости, в том, к чему предназначен каждый человек. И потому с благодарением вспоминают имя святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия все — и те, кто знает историю, кто знает его исторический вклад в жизнь страны, и те, кто не знает, что совершил он во благо Отечества. Но все преклоняются с благоговением, потому что деяния великие и прекрасные, которые совершал Преподобный, он соединял с глубокой верой, с тем, что преобразует жизнь человеческую по закону Божию.
Дай Бог, чтобы пример святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия был ярким для каждого из нас — привлекательным, значимым, чтобы и мы в своей жизни то, что должны делать, соединяли всегда с крепкой верой и со следованием воле Божией. Тогда преобразуется жизнь наша — и личная, и семейная, и общественная, и жизнь государства, потому что Бог тогда в полной мере в ответ на нашу веру приклонит к нашей главе Свою десницу.
Преподобный и богоносный отче Сергие! Моли Бога об Отечестве нашем, о Церкви нашей, о народе нашем и о всех, кто с верой обращается к тебе и прославляет твою святую память. Аминь».
Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.
Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.
Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.
Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Благодаря Прп. Сергию русские князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму.
За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. После молитвы ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 8 октября (25 сентября по ст. стилю) 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
Спустя 30 лет по Преставлении преподобного Сергия, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену Никону и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»
5 июля 1422 года преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи духовного отца своего. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.
Мощи на время поставлены были в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). Каменный храм, как место покоя преподобного Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены туда. Здесь они покоятся и по сей день.
В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
Церковь отмечает память его в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.
Источники: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, РИА Новости
В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца
Братия и сестры! Празднества в честь святых уподобляются блистанию звезд. Как звезды расположены на небесном своде в известном порядке, на известном расстоянии друг от друга и освещают землю, так и святые угодники Божии светят миру своей богодухновенной подвижнической жизнью, научают нас истинам Христовой веры и любви. Хотя останки многих святых находятся под спудом, но сила благодати, явленная в них, так же вечна и действенна, как и тех святых, чьи мощи были обретены.
В 1422 году Господь прославил Своего великого угодника — преподобного Сергия Радонежского обретением его нетленных чудотворных и многоцелебных мощей. С этого времени многие богословы и церковные проповедники старались в меру своих сил и дарований возносить хвалу его жизни и славным христианским подвигам. Однако они сознавали, что никто из них не может достойно восхвалить его. Но “если мы умолчим, — говорил митрополит Московский Платон, — то самое место сие, напоенное пόтом трудов его и прославленное его великими чудесами и благодеяниями, самое это место всегда останется громким того проповедником. Каждый христианин, пользуясь примером святого его жития и получая утешение в ходатайстве его молитв, каждый христианин привлекается силою благодати, любовью к нему и усердием”. И никогда в Церкви Божией не умолкнут хвалы преподобному Сергию, ибо в память вечную будет праведник (Пс.111:6).
Святость есть основание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения. И наше русское православное богословие совершается водительством святых угодников-боговидцев, в числе которых ближе всего стоит к нам великий Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Свое богословие заключил он не в книгах, но явил всей своей жизнью. Он учит нас боговедению не словами, но молчаливо — делами своими.
Жизнь святого аввы Сергия должна служить назиданием для каждого последователя Христа Спасителя. Спасение, как показал нам преподобный, должно быть главной целью земной жизни человека, которая служит приготовлением к вечности. “Смотрите на небо, — учит епископ Феофан Затворник, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Для достижения своего спасения последователь Христа должен постоянно трудиться, чтобы искоренить все греховное и страстное в своем человеческом естестве и усвоить христианские добродетели. Но для совершенствования в духовной жизни необходимо содействие божественной благодати, которая испрашивается усердной молитвой ко Господу.
Однажды святой Антоний Великий обратился с мольбой к Богу: “Господи, покажи мне путь спасения!” И когда он вышел из своей пещеры, то увидел кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал и начал молиться, после опять сел и начал вить веревку, поработав, опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и укрепления святого Антония. Ангел Божий сказал ему вслух: “И ты делай так и спасешься”. Это означало, что труд, подкрепляемый молитвой к Богу, и молитва, сопровождаемая благим трудом, приведут к спасению души.
Жизнь христианина всегда и во всех обстоятельствах должна быть посвящена Богу. Свое спасение человек может совершать во всяком положении. Никакое место, никакое время не отделяет нас от вездесущего Бога. Преподобный Сергий спасался и в семье, когда ухаживал за родителями, спасался и в пустынном одиночестве, когда пришел на Маковец, спасался и став во главе монастырской братии, когда принял над ней начальство. “Место не спасет человека и не погубит, — говорит преподобный Нифонт, — одни дела погубляют и спасают. Кто не соблюдает заповедей Господних, тому не поможет ни святой сан, ни святое место”. Христианин должен спасаться в тех условиях, в которые он поставлен промыслом Божиим, чтобы всецело направить путь своей жизни к достижению Небесного Отечества. “Москва одна, — пишет епископ Феофан Затворник, — а дорог к ней много, и всякая в нее приводит. Но если кто, направляясь по одной дороге, бросит свою и перейдет на другие, то он никогда не дойдет до Москвы. Так и в духовной жизни есть град пресветлый, куда все стремятся, и дороги в него разные, и всем в него дойти можно, но стань переменять дороги — очень недивно, что никогда не доберешься до того града”. Истинный последователь Христа должен непоколебимо верить, что все случаи жизни устрояются промыслом Божиим, всякое дело нужно стараться делать так, как если бы оно было поручено ему от Бога. Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд надо соотносить с волей Божией. Житейские дела не могут являться препятствием в деле спасения в том случае, если человек будет постоянно бороться с греховным образом жизни. Так, одному из пустынных отцов, достигшему духовной высоты, Господь сказал, что в городе Александрии есть христианин, по специальности врач, который, имея постоянное общение с людьми, тоже достиг высокого духовного совершенства и ежедневно с ангелами возносит хвалы Богу.
И семейная жизнь, и общественная, если она будет согласована с заповедями Христовыми, является спасительной и богоугодной. Если устроить жизнь так, чтобы в ней господствовали заповеди Божии, а не грех, то это уже будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная. “Кто живет в семье, — учат святые отцы, — тому и спасение от семейных добродетелей. Только исполняйте всё как волю Божию, на вас возложенную”. И много было угодников Божиих, которые среди житейской суеты достигали спасения.
Братия и сестры! Будем нести наше земное служение, наши земные обязанности как возложенные на нас Богом, исполняя их добросовестно, с усердием, приготовляясь дать отчет об исполнении их Богу. Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и земные дела сделаются небесными. Тогда мы будем истинными последователями Господа Иисуса Христа, достойными учениками аввы Сергия, который всегда будет нам путеводной звездой в обители Отца нашего Небесного. Аминь.
Игумен Георгий (Тертышников)
Преподобный Сергий Радонежский. Православный календарь на 18 июля
18 июля (5 июля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице (пятой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Значимый праздник Русской Православной Церкви – день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. Также сегодня совершается память ещё 8 святых и празднование в честь одной святыни.
***
Игумен Земли Русской: 18 июля – память преподобного Сергия Радонежского
Обретение честных мощей преподобного Сергия. Мощи этого величайшего русского святого, которого неслучайно именуют Игуменом Земли Русской, были обретены в июле 1422 года при преподобном Никоне Радонежском, ученике святого Сергия, втором игумене Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Аскет и молитвенник. Учитель сонма русских святых и наставник князей. Родоначальник монашества в Московской Руси и её духовный отец. Всё это – преподобный Сергий Радонежский, Игумен Земли Русской. Подвижник, чей вклад сегодня признаётся не только церковной, но и светской властью. Подробнее об этом великом подвижнике вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.
***
Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Причисленные к лику святых страдалицы из числа восьмерых Алапаевских мучеников, членов Дома Романовых и их приближённых, убитых большевиками-богоборцами в ночь на 18 июля 1918 года. Это преступление было совершено на следующий день после зверского расстрела Царской семьи. Злодеяние было совершено в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены тела мучеников.
Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Фото: pravoslavie.ru
Как немецкая принцесса стала русской святой
Каждому православному человеку стоит прочесть пространное житие преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, родной сестры святой царственной страстотерпицы императрицы Александры Феодоровны. Овдовев после гибели своего супруга, великого князя Сергея Александровича, убитого в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым, она решила оставить высокий свет и посвятила себя служению людям и Церкви. Именно великая княгиня Елизавета основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
***
Преподобный Афанасий Афонский. Святой X века, уроженец Трапезунда, с юных лет избравший монашеский жизненный путь. До 960 года от Рождества Христова, момента своего переселения на Святую гору Афон, отец Афанасий совершал духовные подвиги в Малой Азии в Киминском монастыре. Здесь будущий святогорец достиг высокого духовного совершенства путём изнурительной, а потому успешной борьбы с грехами и греховными помыслами. На Афоне святой Афанасий создал монастырь с очень строгим уставом, где стал игуменом. Ещё при земной жизни преподобный старец прославился своими чудесами: прозорливостью и исцелениями. Преставился ко Господу отец Афанасий около 1000-1001 годов от Рождества Христова.
Преподобный Афанасий Афонский. Фото: pravoslavie.ru
Мученица Агния (Анна) Римская, дева. Святая страдалица за Христа и Его Церковь, погибшая в годы антицерковных гонений в 304 году от Рождества Христова. Одним из прижизненных чудес этой святой стало то, что однажды она воскресила молодого человека, который попытался совершить над ней насилие, но, сражённый Ангелом Божиим, упал бездыханным. Юноша покаялся и обратился в христианство, после чего 160 человек, узнавшие об этом чуде, также обратились ко Христу.
Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская. Эта святая страдалица, как и Агния (Анна) Римская, была замучена язычниками в 304 году от Рождества Христова в годы правления императора-гонителя Диоклетиана.
Священномученик Геннадий Здоровцев, пресвитер. Один из священнослужителей Русской Церкви, погибших в самом начале богоборческих гонений, в один день с Алапаевскими мучениками. Отец Геннадий, настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, был убит большевиками в дни подавления ими Ярославского восстания 18 июля 1918 года.
***
Преподобный Агапит (Таубе), исповедник. Этот удивительный человек, если бы не революция, мог сделать большую карьеру. Сын известного общественного деятеля, монархиста, поэта и философа барона Михаила фон Таубе, будущий отец Агапит, будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, ушёл на фронт Первой мировой войны, где получил ранение.
После Гражданской войны ушёл в Оптину пустынь, принял постриг и стал заведующим её библиотекой, а после закрытия обители – сотрудником музея Оптиной пустыни. Отец Агапит неоднократно подвергался репрессиям, провёл немало времени в тюрьмах и лагерях и в 1936 году умер от заболевания, полученного в ссылке. В 2007 году был канонизирован как преподобноисповедник Агапит Оптинский.
***
Икона Божией Матери, именуемая «Экономисса» («Домостроительница»). Древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы X века, который в настоящее время находится в Великой Лавре на Святой горе Афон.
Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
День памяти преподобного Сергия Радонежского в октябре 2018 года: дата, традиции и молитвы
Сергий Радонежский, один из самых известных русских святых, почитается несколько раз в году. В день его памяти в октябре верующие могут помолиться о помощи в насущных делах, об исцелении и исполнении желаний.
8 октября 2018 года в церквях состоятся торжественные богослужения, на которых почтут память Сергия Радонежского. Его жизнь и деяния остаются примером искренней веры в Господа, помогают христианам встать на путь исправления.
Традиции праздника
С утра верующие устремляются в церкви и храмы, чтобы еще раз вспомнить монашеский подвиг Сергия Радонежского. В церкви возносят молитвы о помощи в насущных делах и обучении, о благополучии.
Сергий Радонежский особенно помогает в обучении, поэтому в день праздника ему молятся все, кто хочет постичь азы профессии, успешно сдать экзамены и преодолеть все трудности науки.
В народной традиции 8 октября отмечали праздник Сергея Капустника: рубили капусту, а также возносили молитвы святому. Святого Сергия считали покровителем домашней птицы, особенно кур. В этот день кур не забивали и не готовили ничего из их мяса, чтобы не прогневать святого. Нередко птице давали особое угощение, варили кашу, чтобы досыта накормить животных.
Женщины в прежние времена пекли лепешки на капустных листах и просили у святого покровительства, достатка и благополучия для семьи. Лепешками угощали всех желающих, а также кормили бедных и нищих, чтобы привлечь в свою жизнь процветание.
Пекли капустные пироги, и первый по традиции закапывали в капустную грядку, чтобы на будущий год вырастить богатый урожай. Считалось, что такой обряд помогает отогнать лихо от дома.
Молитва Сергию Радонежскому об учебе
«Преподобный Сергий Радонежский! Молитвой твоей и верой в Господа нашего Всемогущего путь к знаниям открываю. Помоги, преподобный, справиться с трудностями обучения, укрепи ум мой и дай сил справиться со всем, что уготовано мне. Аминь».
Молитва об исцелении
«Святитель Сергий Радонежский! Помоги сохранить здравие и не дай недугу сломить меня. Молитвами твоими и верой в Господа укрепляюсь, в борьбу с болезнями вступаю. Даруй выздоровление скорое, дабы продолжал я дела праведные. Аминь».
Молитва о помощи в работе
«Преподобный Сергий! Защити меня от злословия и не дай свернуть с пути истинного. Помоги бороться со злобой внутри и отврати от меня неприятности. Дай мне сил справиться с трудностями, пошли ума для работы честной. Аминь».
Молитвенные обращения к святому можно читать в любой момент, когда требуется поддержка Высших Сил. 9 октября помолитесь Сергию Радонежскому всей семьей, чтобы избежать неприятностей и привлечь в жизнь благополучие. Счастья вам и удачи во всех начинаниях, и не забывайте нажимать на кнопки и
Именины Сергея по православному календарю
Если человека в таинстве Крещения нарекли Сергием — его небесным покровителем становится святой с таким же именем – тезка. Именины Сергия – это день, когда церковь чтит память этого святого.
В Православном календаре очень много святых Сергиев, угодивших Господу житием. Они могут заступаться и помогать нам, живущим на земле.
Каждому Сергею полезно знать день именин и подвиги своего Небесного заступника, молитвенно обращаться к нему за помощью.
Оглавление:
- Именины Сергия по православному календарю
- День Ангела Сергия по церковному календарю
- Таблица дней церковного поминания особо значимых святых с именем Сергий
- Ангел Хранитель Сергия
- Что означает имя Сергей в православии
- Подвиги преподобного Сергия
- Кто такой Сергий Синайский
Именины Сергия по православному календарю
Именины Сергия празднуются в том случае, если это имя выбрано человеку строго по святцам.
Его нарекали так, потому что имя святого приходилось:
- на день рождения младенца;
- на день наречения имени (8-й день после рождения) — именно так, по иудейскому обычаю нарекали Иисуса Христа; этот день соблюдался в Православной Руси до революции, он-то и был днем именин;
- на день Крещения — если ребенку давали имя святого, чью память чтила Церковь в этот день.
Это интересно: на Руси не было обычая праздновать день рождения, люди не помнили эту дату. Вместо неё отмечали именины – это число было записано в церковном свидетельстве о рождении.
Следование святцам – результат твердой веры в то, что имя человека выбирается не произвольно по прихоти родителей. Момент его рождения уже связан с именем святого, который предназначен ему в Небесные покровители.
День именин становится значимым праздником в земной жизни Сергия – его знакомят с подвигом святого, учат молитвенно общаться с ним.
В православном календаре упомянуто 78 святых с именем Сергий, но день именин – это праздник только того, чья память приходится на день рождения, Крещения или наречения имени земного Сергея.
Заметим, что 58 святых Сергиев – это новомученики, память которым Православная церковь установила в 2002 году. Они являются небесными покровителями для тех, кто рожден после этого года.
Приводим календарь дат, в которые РПЦ почитает святых с именем Сергий, курсивом выделены дни поминания новомучеников.
Если на эти даты выпадает день рождения, крещения или наречения имени (8-й день после рождения) живущего на земле Сергея, он может отмечать эту дату как день именин (на церковном языке — тезоименитства). Считается, что праведник, почитаемый в этот день, направляет жизнь Сергея на правильный путь, оберегает от несчастий.
В день именин на Руси было принято обязательно посещать церковную службу, причащаться, заказывать молебен святому покровителю о здравии. К застолью пекли именинный пирог с изюмом (каравай), собирались только близкие люди, обязательно угощались крестные родители.
Подарки имениннику должны быть связаны с духовной жизнью, ведь празднуется не день рождения земного человека, а день памяти его небесного защитника.
День Ангела Сергия по церковному календарю
Не все имена дают людям по святцам. Имя Сергей может быть дано:
- в честь наиболее почитаемого в семье святого;
- в честь родственника;
- просто потому, что оно нравится родителям.
В таком случае призвание Небесного покровителя и наречение имени производится одновременно с таинством Крещения: священник благословляет человека и читает над ним особую молитву.
Человеку сообщается День Ангела – дата, когда имя святого, празднуется в церкви. В свидетельстве о Крещении записывается это число, оно может на многие недели и месяцы отстоять от дня рождения и Крещения человека.
Так, младенец, рожденный 14 октября и нареченный в честь преподобного Сергия Радонежского, будет праздновать день ангела 18 июля и 8 октября – в дни, когда Православная церковь чтит память этого святого.
Если ребенок не крестится в церкви, ни о каких именинах или Дне Ангела речи быть не может, т. к. в Православии именины – это церковный праздник, духовно связанный с человеком через наречение имени в Крещении.
Дней Ангела у человека может быть несколько, т.к. церковь несколько раз в году поминает имена наиболее значимых святых.
Таблица дней церковного поминания особо значимых святых с именем Сергий
Дата | Имя святого | Краткое описание события |
27 января | Сергий Синайский, преподобномученик | Отшельник, погиб за веру от руки
арабов в IV в. |
25 апреля | Сергий II, Патриарх Константинопольский | В XI в. отстаивал православную веру
в полемике с католиками |
11 июля | Сергий Валаамский, преподобный | Греческие монахи Сергий и Герман
основали в XI Валаамский монастырь |
18 июля
20 июля |
Сергий Радонежский (Обретение мощей) | Мощи прп. Сергия были обретены
нетленными в 1422 г. |
24 сентября | Сергий Валаамский (Перенесение мощей) | В XII в. мощи прп. Сергия и Германа
перенесены из Новгорода и почивают под спудом в Валаамском монастыре |
8 октября | Сергий Радонежский (Преставление) | Основатель Троице-Сергиева монастыря
преставился в 1322 г. |
Ангел Хранитель Сергия
Православная церковь различает такие понятия, как «святой, небесный покровитель человека» и «Ангел-Хранитель». Святой – это некогда живший на земле человек, носивший конкретное имя. После преставления, как учит Православная церковь, Божии угодники получают дар помогать тем, кто живет на земле и обращается ним в молитве.
Святые с именем Сергий помогают всем, кто обращается к ним с просьбами, но особое покровительство оказывают своим тезкам. Иногда небесных покровителей называют ангелами – в знак того, что они пребывают не в теле, как земные люди, а ведут духовное, ангельское житие.
К ним мы обращаемся с молитвой: «Святой угодник Божий Сергий, моли Бога обо мне, грешном». День почитания святого покровителя – именины.
Совсем иное – Ангел-Хранитель, изначально духовная, бестелесная сущность, незримо сопутствующая каждому человеку. Его имени знать нам не дано, т. к. оно не материально.
Неважно, как зовут того или иного человека, его Ангел Хранитель мысленно общается с ним, наставляя на доброе. Злыми поступками человек может оскорбить и отдалить от себя Ангела — тогда власть над ним возьмут темные сущности – бесы.
Существуют особые молитвы Ангелу Хранителю: «Святой Ангел, предстань окаянной моей душе и страстной жизни; не оставь меня за невоздержание мое, не дай лукавому демону обладать мной…». Как видим, Ангел-Хранитель связан не с именем человека, а с его душой – единственной и неповторимой.
Что означает имя Сергей в православии
В церковных святцах больше всего еврейских, греческих, латинских имен – их носили первые христианские святые. Имя Сергей имеет латинские корни: SERGIUS — значит, «знатный», «занимающий высокое положение»; такое имя могли носить только римские аристократы.
Другой вариант толкования имени – SERVUS, что означает «слуга», в христианском толковании – «слуга Бога». Большинство христианских святых с таким именем становились монахами – т. е. отрекались от мирской жизни ради служения Богу.
Замечено, что люди, носящие одинаковые имена, имеют схожие черты характера. Человеческое имя имеет собственную энергетику – как положительную, так и отрицательную. Наречение имени – своего рода жизненное задание: усилить положительную энергию имени и побороть те недостатки, которые в нем «спрятаны».
Сильные стороны имени Сергей:
- доброта, умение сопереживать;
- креативность, творческий подход к любому делу;
- ответственность и надежность.
Недостатки, которые необходимо преодолеть:
- обидчивость и замкнутость;
- неуверенность в себе, зависимость от чужого влияния.
Важно, чтобы с Божией помощью Сергей сумел преодолеть свои слабости, стал самостоятельным, мужественным — таким, как собиратель Святой Руси Сергий Радонежский.
Подвиги преподобного Сергия
Сергий Радонежский жил в XIV в., в тяжелые времена борьбы с татаро-монгольским игом, но плодами его трудов мы пользуемся до сих пор.
- В детстве прп. Сергий (тогда еще Варфоломея) никак не мог научиться читать и подвергался за это насмешкам сверстников и упрекам родителей. Дар чтения появился у него, после усиленных молитв и помощи чудесного инока. С тех пор Сергий Радонежский считается покровителем учащихся, особенно тех, кому трудно дается школьная наука.
- Юность инока прошла в борьбе с бесовскими искушениями, которые одолевали его во время одинокой жизни в лесной глуши. Он побеждал их молитвой – теперь на месте его подвига красуется Троице-Сергиева Лавра — духовный центр России.
- Будучи игуменом монастыря, Сергий Радонежский взял на свои плечи тяжелейшую ответственность – благословил московского князя Дмитрия на Куликовскую битву. Он предвидел не только победу, но и страшные потери русского войска.
К концу своей жизни он стяжал такую духовную силу, что способен был в тяжелые времена поддерживать дух всего народа.
Кто такой Сергий Синайский
14/27 января Православная Церковь чтит память преподобномученика Сергия Синайского. Преподобный – значит, житием своим уподобившийся Богу. Так называли монахов, отрекшихся от мирской жизни, проводивших время в молитве и трудах во славу Божию.
Сергий Синайский жил в начале IV века в пещере на Синайской горе – там, где ветхозаветный Моисей получил от Бога скрижали с 10 заповедями. Вместе с другими подвижниками (их было 40 старцев) он проводил время в безмолвии и молитве.
Пищей старцам служили вода и финики, раз в неделю они собирались для Святого Причастия. Многие монахи получили от Бога дар творить чудеса.
В 312 году на Синайскую обитель напали арабы-мусульмане и зверски расправились с молитвенниками. Сергий Синайский с остальными старцами принял мученическую смерть, прославлен в чине преподобномученика, как монах, принявший мучения за веру в Христа.
8 октября православные христиане отмечают день памяти великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Он был не первым русским святым, но его имя — один из главных символов православной Руси. Преподобного называют всея России чудотворцем и игуменом земли Русской — духовным учителем всего русского народа.
Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Преподобный Сергий построил первый на Руси монастырь в честь Святой Троицы, впоследствии получивший название Троице-Сергиевой лавры. Никто до него на Руси так глубоко не понимал важнейший христианский догмат о том, что Бог — это Троица: Отец, Сын и Святой Дух.
Преподобный родился и жил в трудное, ключевое для Руси время. Страна более столетия находилась под татаро-монгольским игом. Русские люди платили дань татарским ханам, а князья должны были ездить в Золотую Орду за подтверждением титула великого князя (ярлыком на княжение). Однако со временем Орда начала приходить в упадок, а Русь, напротив, объединяться против врагов.
Будущий святой родился в семье ростовских бояр по имени Кирилл и Мария. О дате и месте его рождения историки спорят и поныне, выдвигая разные версии. Самая популярная гласит, что будущий преподобный родился в селе Варницы (ныне Ростовской области) 3 мая 1314 года. Однако позднее семья переехала ближе к Москве, в селение Радонеж. Потому преподобный получил имя Сергий Радонежский.
Как написано в житии преподобного, которое составил его ученик Епифаний Премудрый, еще до рождения сына Мария получила знамение от Бога, что носит не простое дитя: когда она стояла в церкви на службе, младенец в ее чреве закричал во время чтения Евангелия и позже — когда пели Херувимскую песнь. Когда Мария родила ребенка, при крещении его назвали Варфоломеем.
Когда Варфоломей и его брат Стефан подросли, их отдали учиться. В те времена, после долгих лет татаро-монгольского ига, грамотность находилась в упадке, учителя и школы были редкостью, однако родители позаботились об образовании сыновей. Варфоломей усердно занимался, но ему не давалась грамота. Учителя наказывали его, родители очень огорчались, а сам мальчик все время молился, чтобы Бог просветил его разум.
Однажды Варфоломей по поручению отца разыскивал потерявшихся жеребят и увидел под деревом монаха-старца, творившего молитву. Они помолились вместе, а потом старец дал мальчику кусочек просфоры. Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, пригласили старца разделить с ними трапезу и переночевать в их доме. Когда вечером вся семья вместе с гостем встали на молитву, старец велел Варфоломею читать псалтирь. Мальчик, который до этого никак не мог освоить буквы, легко справился с чтением. И тогда все поняли, что в виде старца им явился ангел, сотворивший чудо. Благодаря этому чуду преподобного Сергия почитают как покровителя всех учащихся и молятся ему об успехах в учебе.
Варфоломей с детства мечтал стать монахом, а его брат Стефан стремился к семейной жизни. Он женился, однако вскоре жена его умерла. Варфоломей, которому в это время исполнилось 23 года, уговорил брата поселиться вместе с ним в глухом лесу, построить храм и жилую келью и в тишине молиться Богу. Жизнь отшельников в лесу была очень трудной. Было тяжело добывать себе пропитание и топливо для очага, в лесной чаще жили медведи и волки. К тому же отшельников искушали бесы, насылая на них страшные видения. Стефан не выдержал тягот и отправился в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором со временем стал настоятелем.
Варфоломей остался один. Однажды к нему пришел странствующий монах и совершил пострижение молодого отшельника в монашество под именем Сергий.
Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Со временем слава о святом отшельнике и построенной им церкви во имя Святой Троицы распространилась по округе, и рядом с ним стали селиться другие монахи. Их община превратилась в Троицкий монастырь.
Даже будучи игуменом, преподобный Сергий трудился наравне с другими монахами, строил кельи, пек хлеб. Он не позволял братии просить подаяния в деревнях или у знатных бояр. Но со временем у обители появились благодетели, которые обеспечили монахов всем необходимым. Однажды Преподобному явилась сама Пресвятая Богородица и пообещала, что благодаря Ее покровительству монастырь ни в чем не будет нуждаться.
Вскоре слава Преподобного стала так велика, что к нему начали приезжать за советом знатные бояре и князья. Митрополит Алексий Московский хотел назначить святого своим преемником, но тот не согласился.
Однажды к преподобному Сергию приехал великий князь Дмитрий Донской. До князя дошли вести о том, что хан Мамай собирает войска и хочет напасть на русские княжества. Он, глубоко почитая Преподобного, решил просить у него благословения выступить с войском и нанести упреждающий удар.
Преподобный сказал ему так: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».
В помощь княжескому войску святой послал двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до принятия монашества были воинами. Они оба погибли в Куликовской битве и были прославлены Церковью как святые. Сама же Куликовская битва стала переломным моментом в русской истории. После нее Русь начала крепнуть и давать отпор неприятелям.
За полгода до своей кончины св. Сергий сложил с себя сан настоятеля и назначил себе преемника — преподобного Никона Радонежского. Шесть месяцев святой пребывал в безмолвной молитве.
В сентябре 1392 года он заболел. Предвидя свою близкую кончину, преподобный Сергий собрал всех монахов и благословил их жить в мире. 25 сентября по юлианскому календарю святой отошел ко Господу. Он завещал похоронить себя как простого монаха, на кладбище. Но по просьбе троицкой братии и по распоряжению московского митрополита его погребли в храме. Во время похорон преподобного совершилось много чудесных исцелений.
После кончины преподобного его ученик Епифаний Премудрый составил подробное житие, в котором описал все труды и духовные подвиги преподобного Сергия, а также чудеса, которые совершались по его молитвам на протяжении всей его жизни и у мощей святого после его праведной кончины.
Преподобный Сергий — вопросы и ответы
— Насколько документально подтверждены факты из жития преподобного Сергия?
— Из всех упоминаемых в различных вариантах житий исследователи единогласно принимают лишь дату смерти святого — 8 октября (25 сентября ст. ст.) 1392 года. Больше точных дат в жизнеописании преподобного Сергия нет. Вызывают споры и даты рождения (называются 1314, 1319 и 1322 годы), и время монашеского пострига, и другие.
Основной источник сведений о жизни святого — житие, написанное его учеником, монахом Епифанием Премудрым (XIV век), не позднее 1422 года. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: чуть позднее, в середине XV века было составлено второе житие авторства ученого серба Пахомия Логофета. Более поздние жития святого появлялись вплоть до XIX века, но все они так или иначе основывались на сведениях, указанных в первых двух источниках.
Например, место рождения преподобного Сергия — деревня Варницы под Ростовом Великим — известна лишь благодаря церковному преданию.
— В каком возрасте преподобный Сергий принял монашество?
— Из-за отсутствия точных дат оценки историков расходятся и в этом вопросе. По различным версиям, святому в тот момент было либо 20 лет, либо 23 года.
— Почему преподобный Сергий решил посвятить первый храм основанной им обители Святой Троице?
— Об этом сведений не сохранилось. Однако исследователи отмечают, что на современной территории России после разделения церквей в 1054 году и до времени преподобного Сергия не было ни одного храма в честь Святой Троицы.
— Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь. Он был его первым настоятелем?
— Он не был ни первым, ни даже вторым настоятелем монастыря. Он стал лишь третьим игуменом Троицкой обители. Первым настоятелем стал игумен Митрофан, а после его смерти в 1344 году игуменом был избран инок, имя которого исторически источники не сохранили. К тому времени духовный авторитет св. Сергия был велик, и братия монастыря просила его принять управление обителью, однако святой отказался принимать на себя бремя игуменства до тех пор, пока ему не исполнится 33 года.
Сан игумена Сергий принял ориентировочно после 1354 года.
— Был ли преподобный Сергий архимандритом Троицкого монастыря?
— Теоретически да. В Русской Церкви титул «архимандрит» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. В Киевскую эпоху в Русской церкви этот титул мог иметь только игумен одного важнейшего монастыря епархии, впоследствии архимандритами могли уже титуловаться настоятели и других значительных монастырей.
Троицкая обитель еще при жизни преподобного Сергия играла важную роль в жизни Русской церкви и могла бы считаться «архимандрией». В монастыре еще при жизни св. Сергия был по крайней мере один архимандрит: «Троицкий патерик» свидетельствует, что в 1357 году к Троицкой монашеской общине присоединился некий архимандрит Симон — впоследствии прославленный в лике святых преподобный Симон архимандрит, Смоленский (память 23 мая). Но он не был настоятелем.
В житиях преподобный Сергий именуется исключительно игуменом Троицкого монастыря.
— Известно, что св. Сергий покидал свою обитель. Зачем?
— Первый раз — около 1350-х годов: братия сложно восприняла введение общежительного устава плюс старший брат Сергия Стефан заявил свои права на игуменство.
В 1365 году Сергий отправился в Нижний Новгород мирить местных князей, братьев Бориса Константиновича и Димитрия Константиновича.
Наконец, в 1382 году, во время нашествия Тохтамыша, преподобный Сергий оставляет монастырь и, очевидно, вместе с братией уходит в Тверь под защиту тверского князя Михаила Александровича.
Вполне возможно, были и другие путешествия св. Сергия, о которых не сохранилось упоминаний.
— Князь Дмитрий Московский (Донской) почитал преподобного Сергия. Означало ли это, что московский правитель во всем слушался святого?
— Отношения между князем и преподобным Сергием знали и случаи расхождения между ними. Так, например, в 1378 году, когда скончался московский митрополит Алексий, а сам преподобный Сергий отказался перед этим принять митрополичий сан, перед князем встал вопрос о кандидатуре для замещения московской кафедры.
Тогда св. Сергий предложил великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия, однако сам Дмитрий имел виды на московского спасского архимандрита Михаила (Митяя). В результате политические соображения возобладали над послушанием святому подвижнику, и князь Дмитрий настоял на том, чтобы собор епископов избрал митрополитом Михаила.
Это привело к серьезному церковному конфликту и охлаждению отношений между московским князем и преподобным Сергием. Однако уже через 2 года, в канун Куликовской битвы, князь Дмитрий засвидетельствует непререкаемый духовный авторитет Сергия, явившись к нему за благословением.
— Как благословил преподобный Сергия князя Дмитрия на битву?
— Епифаний Премудрый приводит слова святого Сергия, сказанные князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».
В этих словах, как отмечают исследователи, не содержалось ни пророчества о победе, ни уверенности в возвращении самого князя с поля боя: «если Бог поможет тебе», — сказал Преподобный.
Правда, чуть позже св. Сергий отправит вдогонку русскому войску гонца с новым посланием для князя: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».
Лишь более поздние варианты жития видоизменили слова Сергия и превратили их в пророческое предсказание победы.
— Сколько было святых учеников у преподобного Сергия?
— В Соборе Радонежских святых — празднике, который отмечается 19 июля (6 июля ст. ст.), перечислены 44 святых подвижника, бывших учениками св. Сергия.
Помимо них, в число прославляемых в этот день святых входят также прославленные сродники и собеседники Преподобного, а также святые монахи Троице-Сергиевой лавры — всего более 70-ти святых.
— Сколько монастырей основал преподобный Сергий, а сколько его ученики?
— Сам Сергий основал, помимо Троицкого, еще четыре монастыря: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь и Георгиевский монастырь на Клязьме. Е. Голубинский считал, что прп. Сергий также основал московский Симонов монастырь и Успенский Дубенский «на острову» монастырь на р. Дубенке, на северо-запад от Троицкого монастыря, в память о победе на Куликовом поле.
Учениками св. Сергия, по мнению русского историка Василия Ключевского, было основано 27 монастырей. Однако Ключевский учитывал только выходцев непосредственно из Свято-Троицкой обители Сергия, собственно учеников святого. Если принять во внимание обители, основанные собеседниками Преподобного, то их число возрастет до сорока. Из них, в свою очередь, выйдут основатели еще примерно пятидесяти монастырей.
— Что связывает преподобного Сергия Радонежского и Литву?
— Прямой связи, разумеется, не было: преподобный Сергий не бывал в литовских землях. Но приблизительно в 1376 году Вселенский патриарх Филофей прислал преподобному Сергию в качестве благословения монашеский параман, схиму и крест с частицами мощей византийских святых и трех литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, принявших мученическую кончину в 1340-х годах и прославленных в 1374 году в Константинополе.
Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
— Когда преподобный Сергий был прославлен в лике святых?
— Точной даты этого церковного деяния не сохранилось. До так называемых Макарьевских соборов (1547 и 1549 гг.) в Русской церкви не было единых канонических правил и процедур канонизации новых святых, и, возможно, почитание преподобного Сергия сложилось само собой.
Церковный историк Евгений Голубинский считал, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру в 1448 году. Называют также и более позднюю дату — 1452 год.
— Почитают ли Сергия Радонежского в Католической церкви?
— До середины XX века отношение католиков к святым Восточной церкви было однозначное: после разделения Церквей в 1054 году не могло быть речи о признании святости подвижников православия.
Тем не менее, в 1940 году папа Пий XII благословил русским католикам почитать преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых.
В 1969 году по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия впервые включено в общецерковный мартиролог Католической церкви. День его памяти у римо-католиков — 25 сентября по григорианскому календарю.
Известно также, что кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер после избрания его римским папой рассматривал в качестве одного из возможных папских имен имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Ему помешали это сделать соображения церковно-политического характера — в первую очередь, возможное недовольство таким выбором со стороны католиков Восточной Европы.
Рублев.com