Содержание
Н.И. Савин. Чудо святого Федора Тирона о змии
Начало XVII в. Строгановская школа. Дерево, темпера. 35,4 x 30,4 х ? см (витрина)
_______
В витрине в центре зала расположены иконы так называемых «строгановских писем», отличающиеся малыми размерами и высоким мастерством исполнения. Своим названием это замечательное явления в русской иконописи конца XVI – первой четверти XVII обязано Строгановым.
Один из крупнейших мастеров строгановской школы Никифор Истомин Савин представлен в экспозиции иконой «Чудо святого Федора Тирона о змии», созданной в начале XVII века на сюжет сказания о христианском воине-мученике. Солдат римской армии Федор Тирон (что значит «новобранец») был сожжен на костре в 306 году в городе Амасии. На Руси Тирона почитали как змееборца, победителя сил тьмы: согласно апокрифу, он спас от смерти свою мать, похищенную огромным змием, жившим в колодце.
Иконописец подробно, с особой изысканностью и утонченностью описывает разновременные эпизоды апокрифа. Его кисть выводит затейливые узоры на одеждах и архитектурных формах. В многослойном письме яичными красками применены зóлото, серебро, цветные лаки, тонкий черневой рисунок создающий поверх золотой основы драгоценную мерцающую поверхность.
Власьев день (11 февраля по старому стилю), о котором мы рассказали в предыдущем материале рубрики «Народный календарь», как правило, всегда сопровождается крепкой стужей: «Об ину пору мороз обожжет на Власья до слез!» Зачастую власьевские морозы в середине февраля-бокогрея длились целую седмицу после «Коровьего праздника». При этом крестьянский опыт подсказывал, что это последние холода в уходящем снежном сезоне. Как сказывали наши предки, святой Власий «сшибал рог с зимы», и уж та отступала окончательно и бесповоротно.
Февральские песнопения
Икона великомученика Феодора Тирона
Искание святости, характерное для русского народа, не могло не отразиться в его фольклоре. Странствующие певцы, сказители и калики перехожие из уст в уста передавали былины, притчи и духовные канты, в которых главными героями были святые угодники, утверждавшие на земле правду Божью. Известны многочисленные песнопения про подвиги Егория Победоносца, Володимира Красна Солнышка, Ильи Муромца, Димитрия Донского, Андрея Пересвета, Александра Ослаби и других христианских воинов.
А 17 февраля по старому стилю крестьяне в самых разных уголках Руси воспевали подвиги великомученика Фёдора Тирона, который в незапамятные времена также удостоился внимания древних песнотворцев. В одних краях великомученика величали «Хвёдором Тирянином», в других – «Тиринином», «Тыриновом» или «Тырянином».
Народная молва в ярких образах и живописных метафорах передаёт сюжет, заимствованный из апокрифа «Чудо бывшее святою Феодора Тирона, како выведе матерь от змея», включённого в «Список отречённых книг».
И пусть с каждым поколением сюжет обрастал в разных краях новыми вымышленными подробностями, но едва ли не в каждой строчке этих красивых стихов сквозит народная любовь к святому мученику, трепетное переживание за его участь и беспрекословное упование на Господа и Пресвятую Богородицу.
Хвёдор Тирянин
Народный песнопевец повествует, как царю «Констинкину Самойловичу в той земли во турецкия, во святом граде в Ерусалимове прилетала калена стрела, а на стреле было подписано: Царь Констинкин Самойлович! Отдай град ты охотою; не отдашь град охотою, мы возмем град неволию!»
И вскричал государь народу: «Вы люди, мои могучие, все гости почетные! Кто постоит за город Ерусалим и за всю веру крещеную, за Мать Божью Богородицу?».
Из всех жителей на бой с супостатом решился один лишь его родный сын – отрок Феодор: «Уж и дай мне благословленье, уж и дай мне коня добраго, уж и дай мне сбрую булатную: поеду против царя июдейскаго!.. Я надеюся и начаюся на силу я небесную, на Мать Божью Богородицу!»
Благословил его с горечью батюшка, и взял с собой Феодор «книгу, крест и Евангеля. Он поехал чистым полем, возвивается яко сокол по поднебесью, он бился-рубился три дня и три ночи, с добра коня не слезаючи и хлеба не скушаючи, и воды не спиваючи: побил царя июдейскаго»…
Тирон-змееборец
Икона Феодора Тирона
Вернулся Феодор домой и всё бы хорошо, но не тут-то было: «Змей огненный, двенадцатикрылых-хоботов, полонил его (Фёдора) матушку Феодорису-и-Микитишну и унес его матушку во печеры во змииныя, ко двенадцати змеенышам».
Вновь отправился святой отрок на чужбину, на этот раз за родной матушкой, и убил стрелой змея лютого, и освободил из полона кормилицу. «А родимая моя матушка! Стоит ли мое хождение против тваво и рождения? Стоит ли мое рачение паче тваво хождения?» Отвечает умиленная подвигами любящего сына Феодориса-и-Микитишна: «О, млад человек да Федор, да Тиринин! Стоит и перестоити!»
Возвратившись домой Феодор Тырянин оставил наказ жителям Ерусалима, который обращён к каждому, кто слушал сей сказ:
«Поимейте вы, православные, перву неделю Великаго Поста. Кто поимеет первую неделю Beликаго Поста, того имя будет написано у самого Господа во животныих книгах!»
Упоминание о первой неделе Великой четыредесятницы в народной песне неслучайно. Кроме того, что память святому великомученику Фёдору Тирону совершается 17 февраля, празднование в его честь отмечается ещё и в субботу первой недели Великого поста.
На самом деле сей святой великомученик жил в IV веке не в «Ерусалиме», а на северо-востоке Малой Азии, в городе Аласии. Фёдор Тирон действительно был воином, исповедовавшем во времена гонений христианскую веру твёрдо и во всеуслышание. Однажды он отказался поклониться языческим богам и был приговорён к казни. Фёдор мученически погиб за Христа, взойдя на костёр с молитвой на устах. Житие великомученика и народные легенды о нём свидетельствуют об одном – его самоотверженной борьбе за «веру крещеную».
Икона «Чудо св. Федора Тирона». Конец XVI — начало XVII вв.
На пороге позимья
Вторая половина февраля-бокогрея знаменательна ещё и Тимофеем Весновеем да Прокопом Дорогорушителем. В первом случае речь идёт о 21-ом дне февраля по старому стилю, когда вспоминается преподобный Тимофей Олимпийский (в Символах), после которого на русских просторах впервые задували тёплые весенние ветра: «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей».
Икона Тимофея Олимпийского Икона Прокопия Декаполита
А после 27 февраля – дня исповедника Прокопия Декаполита – наступала пора распутицы, когда окончательно оттаивали зимние дороги, и санный путь превращался в непроходимый водостой. Поэтому и прослыл на Руси сей угодник Божий в одних краях «Дорогорушителем», а в других – «Дорогопрокопателем».
Вслед за февральскими перезимними днями на Руси наступает позимье, а в иных местах эту пору величают «пролетьем». Но об этом и многом другом мы расскажем в следующих выпусках рубрики «Народный календарь».
Великомученик Феодор Тирон
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Читает иеромонах Клеопа (Данелян)
Святой славный мученик Христов Феодор Тирон был родом из Амасии Понтийской. Он служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Христианин с детства, он скрывал свою веру, но не из малодушия, а потому что ждал от Бога знамения, чтобы предать себя мученичеству.
Когда его легион стоял в окрестностях города Евхаиты (в провинции Еленопонт), он узнал, что жители этих земель страшатся ужасного змия, прятавшегося в лесу. Поняв, что настал момент, когда Бог покажет ему, пришло ли время мученичества, он смело пошел в чащу. Феодор добрался до деревеньки, оставленной всеми, кроме одной благородной христианки Евсевии, которая указала ему, где находится логово чудовища. Осенив себя знамением креста, святой бросился на ревевшего и извергавшего пламя зверя и убил его ударом копья в голову.
Теперь святой Феодор знал, что, победив с Божией помощью видимое чудовище, он справится и с невидимым змием, диаволом, и вернулся в лагерь, не боясь открыть свою веру. Когда вышел приказ принести жертву имперским богам, Феодор остался в своей палатке. За ним пришли, чтобы заставить участвовать в церемонии. Но он ответил: «Я христианин и поклоняюсь только Христу. Он – Царь, Которому я служу, и только Ему я принесу жертву!» Помучив коварными вопросами, Феодора на время оставили, чтобы допросить других христиан. Воспламененный божественным рвением, Феодор укреплял единоверцев быть до конца достойными Христа, взявшего их в Свое небесное воинство.
Ночью он пробрался в языческий храм и сжег алтарь Реи, матери богов, вызвав великое волнение в Евхаитах. Один из служителей храма схватил святого и отвел к наместнику Публию. Феодор не оказал никакого сопротивления и спокойно отвечал на вопросы правителя. Христианин доказывал ему, сколь нелепо считать божеством бездушный кусок дерева, в считанные минуты превратившийся в пепел. Публий пригрозил ему страшнейшими пытками. Святой возразил: «Твои угрозы меня не пугают, ибо сила Христова будет мне источником радости и веселья в муках». Скрежеща зубами от злобы, наместник приказал бросить его в темный каземат без еды.
В ту же ночь Христос явился Феодору для утешения и пообещал, что Божественная благодать будет для Его смелого служителя одновременно пищей, радостью и защитой. Окрепший духом святой проводил время, воспевая гимны вместе с ангелами, так что стражникам казалось, будто к заключенному присоединились другие христиане, хотя тюрьма была наглухо заперта.
Ему предложили немного хлеба и воды, но он отказался, объявив, что Христос пообещал ему небесную пищу. Когда он в следующий раз предстал перед наместником, ему предложили стать верховным жрецом при идолах. Это вызвало у святого лишь смех: он сказал, что готов быть разрезанным на кусочки ради любви ко Христу. Тогда его повесили вниз головой, и палачи стали разрывать его тело железными щипцами – но напрасно. Видя неукротимое сопротивление мученика и боясь, что другие последуют его примеру, наместник приказал сжечь его живым.
Подойдя к костру и раздевшись, Феодор обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы Он поддержал других исповедников, и сам вошел в пламя. Но, воздавая ему честь, языки пламени окружили мученика, не касаясь тела, словно триумфальная арка. Тогда, произнеся благодарение, Феодор предал душу Богу.
Благочестивой Евсевии удалось выкупить его тело и перевезти в Евхаиты. Здесь в честь мученика воздвигли церковь, в которой паломники получали исцеление душевное и телесное.
В 361 году император Юлиан Отступник, всеми силами пытавшийся восстановить языческие культы, заметил, что у христиан был обычай освящать первую неделю Великого поста особенно усердным воздержанием и молитвой. Жестокий деспот приказал тогда префекту Константинополя окроплять все товары на рынках кровью жертвенных животных, чтобы ни один житель не избежал осквернения идолопоклонством. Но Господь не оставил избранный народ. Он послал Своего слугу Феодора в видении архиепископу Евдоксу (360–364) и приказал, чтобы христиане не покупали продуктов на рынке, а приготовили для пропитания коливо – вареную пшеницу.
Так по вмешательству святого великомученика Феодора христианский народ расстроил козни тирана и остался свободен от идолопоклонства. С тех пор Церковь ежегодно вспоминает об этом чуде в первую субботу Великого поста, показывая верующим, что пост и воздержание могут очистить от всякой грязи и всякого греха.
Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой. Однажды он явился на белом коне, сияя славой, и привез бедной вдове ее единственного сына, оказавшегося в плену у сарацин. Он часто помогал попавшим в бурю, помогал находить воров, возвращал хозяевам беглых слуг. Всеми своими чудесами он показывал, что, будучи воином на земле, он стал небесным защитником христиан.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря