Содержание
- Иконографический канон: язык условностей, понятный всем
- Эстетические каноны Руси
- Русская икона — символы, каноны, жанры, сюжеты
- Теория христианской иконы
- Канон христианской иконы
- Цвет в русской иконографии
- Жанры русской иконописи
- Конон
- конон
- Значение слова конон
- Русский
- Канон
- Что такое канон — в религии, искусстве и обществе
- Канон — это…
- Церковные каноны: от отправления служб до уклада жизни
- Канон в искусстве
- Общественные каноны
- Значение слова «канон»
- КАНОН
- Значение слова «Канон»
- В словаре Даля
- В словаре Ожегова
- В словаре Ефремовой
- В словаре Фасмера Макса
- В словаре Д.Н. Ушакова
- В словаре Синонимов
- В словаре Энциклопедии
- В словаре Синонимы 4
- В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
- В словаре Словарь иностранных слов
Иконографический канон: язык условностей, понятный всем
Иногда изображения святых на древнерусских фресках или мозаиках называют иконами. Это, конечно, неправильно. Но фигуры на фресках и иконах в самом деле похожи. Это потому, что в древнерусской живописи существовали строгие правила, или каноны, как изображать святых и библейские сюжеты, одинаковые для икон, фресок и мозаик.
Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.
Царь Авгарь получает от апостола Фаддея Нерукотворный образ Христа.
Створка складня (X век).
Для восприятия иконописи современным зрителем важно помнить, что икона – очень сложное произведение по своей внутренней организации, художественному языку, не менее сложная, чем, например, картина эпохи Возрождения. Однако иконописец мыслил совершенно иными категориями, следовал иной эстетике.
Что такое иконописный канон?
После трудного периода иконоборчества росписи церквей в Византии были приведены в единую, упорядоченную систему. Все догматы и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны боговдохновенными и неизменяемыми. Церковное искусство должно было придерживаться определенных схем основных композиций, совокупность которых принято называть «иконографическим каноном».
Канон — совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.
Целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда — главные канонические требования к иконографии:
- образы на иконах должны подчеркивать их духовный, неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие;
- поскольку сверхъестественный мир — это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными;
- икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени.
Византийский иконографический канон регламентировал круг композиций и сюжетов священного писания, изображение пропорций фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов и технику живописи.
Откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать?
Первоисточники были, такие иконы называют «первоявленными».
Каждая «первоявленная» икона —
результат религиозного озарения, видений.
Икона «Христос-Пантократор» из монастыря Святой Екатерины на Афоне
выполнена в технике энкаустики.
Она создана в VI веке — задолго до оформления канона.
Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора
в основном пишут именно так.
Как изображались святые на иконах
Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.
В основе иконографического канона лежало представление об истинности изображаемого. Если евангельские события были в действительности, их следовало изображать так, как они и происходили. Но книги Нового Завета крайне скупы на описания обстановки тех или иных сцен, обычно евангелисты дают лишь перечень действий персонажей, опуская характеристики внешности, одежды, места действия и тому подобное. Поэтому наряду с каноническими текстами образовались и канонические схемы изображения различных священных сюжетов, ставшие опорой для иконописца.
Например, святых, архангелов, Деву Марию и Христа следовало рисовать строго в фас или в три четверти, с широко раскрытыми глазами, устремленными на верующего.
Некоторые мастера для усиления эффекта писали глаза так, что они словно следили за человеком, с какой бы стороны он ни смотрел на икону.
Иконография предписывала, как передавать внешность различных святых. Например, святителя Иоанна Златоуста полагалось изображать русым и короткобородым, а святитель Василий Великий представал темноволосым мужем с длинной заостренной бородой. Благодаря этому фигуры святых были легко узнаваемы даже на большом расстоянии, когда не было видно сопровождающих надписей.
«Сергий и Вакх», VI век (Государственный музей западного и восточного искусства, Киев).
На этой одной из ранних византийских икон запечатлены святые мученики, особенно
почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор,
переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз.
В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот — мелкими, глаза — большими, миндалевидными. Взгляд — строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными, подобными ангелам, византийские мастера делали их плоскими, практически сводили к простым силуэтам.
Цветовая палитра
Основные цвета имели символическое значение, изложенное в трактате VI века «О небесной иерархии». Например, фон иконы (его еще называли «свет»), символизирующий ту или иную божественную сущность, мог быть золотым, то есть обозначал Божественный свет, белым — это чистота Христа и сияние его Божественной славы, зеленый фон символизировал юность и бодрость, красный — знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников. Пустое пространство фона заполняется надписями — именем святого, словами божественного писания.
Произошел отказ от многопланового пейзажного или архитектурного фона, который постепенно превращался в своеобразные знаки архитектурного ландшафта или пейзажа, а зачастую и вовсе уступал место чистой однотонной плоскости.
Иконописцы также отказались от полутонов, цветовых переходов, отражений одного цвета в другом. Плоскости закрашивались локально: красный плащ писался исключительно киноварью (так называлась краска, содержавшая все оттенки красного цвета), желтая горка — желтой охрой.
Григорий Чудотворец, вторая половина XII века.
Блестящий образец византийской иконы того периода
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Так как фон иконы писался одной интенсивности, то даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Поэтому, чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли: например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась как раз та самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения.
Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике (в этой технике живописи связующим веществом красок является воск) пришла темпера (водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов).
«Обратная» перспектива
Также произошли изменения и в отношениях изображенных на иконе персонажей друг с другом и со зрителем. Зрителя сменил молящийся, который не созерцал произведение живописи, а предстоял перед своим Небесным Заступником. Изображение было направлено на человека, стоящего перед иконой, что повлияло на смену перспективных систем.
Благовещение (конец XII века, Синай). Золотой фон в христианской символике означал Божественный свет.
Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности,
погруженности фигур в некое мистическое пространство, напоминавшее о сиянии небес горнего мира.
Причем это золотое сияние исключало какой-либо иной источник света.
А если на иконе и были изображены солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов,
поэтому византийские живописцы не использовали светотень.
Линейная перспектива античности («прямая» перспектива), которая создавала иллюзию «глубины» изображенного пространства, была утрачена. Ее место заняла так называемая «обратная» перспектива: линии сходились не за плоскостью иконы, а перед ней — как бы в глазах у зрителя, в его реальном мире.
Изображение представлялось как будто бы опрокинутым, нацеленным на смотрящего, зритель включался в систему живописного произведения, а не заглядывал в него, как случайный прохожий в чужое окно.
Помимо «эффекта включения» обратная перспектива способствовала также уплощению трехмерных объектов — они словно распластывались по поверхности расписанной стены или же доски. Формы становились стилизованными, освобождались от «ненужных» деталей. Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку.
Особенности отображения времени
Передача времени в пространстве иконы также имеет свои особенности. Святой, на которого смотрит молящийся, вообще находится вне времени, ведь он обитает в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве: в житийных иконах показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, иногда страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей. Формой объединения временного и вечного стала житийная икона с клеймами — небольшими картинками, образующими раму вокруг крупной фигуры святого.
Святой Пантелеимон в житии. (XIII век, монастырь святой Екатерины на Синае).
И все же пространство и время на византийской иконе достаточно условны. Например, в сцене казни может быть изображен палач, который занес меч над склонившим голову мучеником, и тут же, рядом — отрубленная голова, лежащая на земле. Часто более важные персонажи оказываются крупнее остальных или повторяются несколько раз на одном изображении.
Жесткие рамки или свобода творчества?
С одной стороны, иконографический канон ограничивал свободу художника: он не мог свободно построить композицию и даже выбрать краски по своему усмотрению. С другой стороны, канон дисциплинировал живописца, заставлял тщательное внимание уделять деталям. Жесткие рамки, в которые были поставлены византийские иконописцы, заставляли мастеров совершенствоваться внутри этих границ — изменять оттенки цвета, детали композиций, ритмическое решение сцен.
Благодаря этой системе условностей возник язык византийской живописи, хорошо понятный всем верующим. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. А символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это и есть язык иконы.
Владимирская Богоматерь (начало XII века, Государственная Третьяковская галерея), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году, по праву считается шедевром византийской иконописи. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом,
что видна подошва ступни.
Канонические требования вошли в систему художественных средств византийского искусства, благодаря которым оно достигло такой отточенности и совершенства. Эти иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Получается, что годы иконоборчества не прошли даром — они способствовали напряженным размышлениям о сути священного образа и формах церковной живописи, а в конечном итоге — о создании искусства нового типа.
Эстетические каноны Руси
Художественный канон возник в процессе исторического формирования средневекового типа эстетического сознания (соответственно, художественной практики своего времени).
В нем находил отражение и воплощение эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, художественного направления и т. д., закреплялась наиболее адекватная для данного идеала система изобразительно-выразительных приемов.
Канон складывался из определенного набора структур (или схем, моделей) художественных образов, наиболее полно и емко выражавших основные значимые элементы духовного содержания данной культуры, т. е. являлся как бы первым уровнем выражения художественного символа Бычков В. 2000 лет христианской культуры. Канон как основа творчества. — СПб.: Университетская книга,2001. с. 135..
В древнерусском искусстве канон стал главным носителем предания (традиции), выполнял внутри художественного образа функции знака-модели умонепостигаемого духов-ного мира.
В системе христианского миропонимания на него возлагалась задача выражения на визуальном уровне практически невыразимого на нем уровня вечного бытия; или, говоря другими словами, задача создания системы символов, адекватных культуре своего времени.
В живописи иконописный канон фиксировал то, что в свое время Феодор Студит обозначил плотиновским выражением «внутренний эйдос», а по-русски смысл его точнее всего передается словом «лик».
В каноне нашли закрепление основные лики православного Средневековья — лики персонажей и главных событий священной истории, т. е. их зримые идеи, которые наполнялись худо-жественным содержанием в каждом конкретном изображении.
Иконописный канон древнерусской живописи — это грандиозная система ликов, основа художественного мышления древних русичей, четкий конспект всей древнерусской философии в красках, отпечатанный в эстетическом сознании древних мастеров, заказчиков и всех верующих, ежедневно созерцавших лики, образы, иконы в храмах и дома.
В период классического русского Средневековья он, как правило, еще не был полностью зафиксирован в иконописном Подлиннике — специальном своде описаний и графических сюжетов и персонажей, подлежащих изображению в церковном искусстве.
Являясь конструктивной основой художественного символа, канон, как правило, не был носителем эстетического (или художественного) значения. Оно, однако, возникало только на его основе (но могло и не возникнуть) в каждом конкретном произведении искусства.
Суть художественного творчества в культурах канонического типа сводилась к тому, что мастер (в любом виде художественной деятельности), хорошо зная каноническую схему произведения, мог, если он был настоящим художником, сосредоточить все свои творческие силы на решении чисто художественных задач — конкретном воплощении этой схемы в форме, цвете, музыкальном звуке и т. п.
Канон, ограничивая художника в выборе, скажем, сюжетно-тематической или общекомпозиционной линии, предоставлял ему практически неограниченные возможности в области главных для данного вида искусства средств художественного выражения — цвета, формы, ритма в живописи и т. п.
Художественно-эстетический эффект произведений канонического искусства основывался, видимо, на преодолении канонической схемы внутри нее самой путем системы внешне малозаметных, но художественно значимых вариаций всех ее основных элементов и связей между ними.
Каноническая схема возбуждала в психике средневекового человека устойчивый комплекс традиционной содержательной информации, а индивидуальные вариации элементов формы, отклонения в нюансах от некой идеальной схемы открывали перед мастером большие возможности в плане эмоционально-интеллектуальных импровизаций на заданную тему.
Восприятие зрителя не притуплялось одним и тем же клише, но постоянно возбуждалось именно отступлениями от строго ограниченных каноном пределов, что приводило к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый образ, к проникновению в его сущностные, архетипические основания, к открытию все новых и новых его духовных глубин.
В этом и состояла основная эстетическая значимость канона в древнерусской культуре, а каноничность можно с полным основанием считать одним из главных принципов эстетического сознания Древней Руси.
В средневековом православном искусстве были канонизированы практически все основные элементы художественного языка.
Выработанные каноническим сознанием в процессе длительной ху-дожественной практики иконописные формы в учебных целях закрепля-лись письменно в особом документе — иконописном Подлиннике.
В случае, когда словесное описание изображения дополнялось графической схемой, Подлинник назывался «лицевым».
Одной из главных функций иконописного Подлинника, получившего особое распространение на Руси в XVI-XVII в. как руководства для иконописцев и живописцев православного мира, было сохранение средневековых традиций в культовой живописи, которые стали активно расшатываться в этот период.
Талантливому иконописцу классического Средневековья Подлинник обычно не требовался. Принцип каноничности настолько органично охватывал всю систему художественного мышления того времени, а набор основных канонических иконографических схем и образов был еще не так велик, как в позднем Средневековье, что хорошо подготовленному одаренному мастеру не требовалось никаких дополнительных пособий, кроме своей собственной головы, острого глаза и натренированной руки.
К середине XVI в., однако, картина древнерусской иконографии стала резко меняться. Традиционные композиции усложняются и развиваются, появляется масса новых, иногда очень сложных по своему догматическому содержанию и иконографическому изводу сцен. Намечается тенденция к разрушению канонического сознания.
Вот в этот момент Церковь и попыталась укрепить его полузаконодательными мерами — повсеместным использованием официально установленных сборников иконографических схем и кратких словесных описаний основных композиций и иконографических типов.
Наряду с этой, главной, были и другие причины широкого распространения иконописного Подлинника в XVI-XVII в. В частности, возросший объем храмового строительства, потребовавший значительного количества живописцев, далеко не все из которых имели возможность получить высокую профессиональную выучку. Они без прорисей и иконографических указаний просто не могли работать.
С другой стороны, Подлинник не мог (и не был на это рассчитан) полностью заменить канон и почти ничем не мог помочь мастеру, не воспитанному в духе средневекового художественного мышления.
Подлинник являлся лишь дополнением к канону, своеобразной памятью канонического сознания.
Тексты Подлинника составлялись из расчета на художников, в основном знающих иконографическое ядро православной живописи (иконографию основных композиций, главных персонажей) или имеющих перед глазами соответствующие прориси. Наиболее распространенные сцены и персонажи описываются в нем очень лаконично.
Например: «Святый Иоанн Златоуст. Риза лазорь; въ кругах кресты». Основное внимание уделяется описанию менее популярных или редко изображаемых святых, новых (или существенно развитых по сравнению с классическими) композиций, малоизвестных сюжетов.
Во второй половине XVI — XVII в. Подлинник стал необходимым пособием для иконописцев и живописцев, своего рода системой указателей, следуя которой они могли оставаться в рамках иконописного канона, т. е. внутри православной духовной культуры своего времени.
Тем самым Подлинник выступал важным орудием в борьбе традиционной русской культуры с западноевропейскими художественными влияниями, усилившимися к XVII в.
С другой стороны, он и сам не мог полностью избежать этих влияний, медленно, но неуклонно воздействовавших на все эстетическое сознание Древней Руси с середины XVI в. Во многих статьях Подлинника редакций конца XVI — первой половины XVII в. эти влияния достаточно ощутимы.
В качестве одного из главных приемов описания иконографических обликов персонажей в Подлиннике применен принцип соотнесенности — отсылки художника к общеизвестным, по мнению составителей, иконографическим элементам, в качестве которых особенно часто выступают борода (важнейший иконографический признак мужских персонажей) и волосы.
В Подлиннике регулярны фразы типа: «брада короче Василия Кесарийскаго, с проседью», «брада доле Власьевы», «власы главные долгие по плечам аки Авраамовы», «брада скудние Афонасьевы» и т. п. Форма и пропорции бород Василия, Власия или Афанасия Александрийского входили в число основных элементов иконографического канона, они были хорошо известны всем древнерусским живописцам, и поэтому Подлинник принимает их за некие стереотипы формы, от которых и производит более широкое множество форм.
Что дает (или к чему ведет) этот принцип соотнесенности форм? Ясно, что он является прямым следствием канонического мышления и направлен на его укрепление или хотя бы сохранение.
Многообразие форм видимого мира, начавшее (отчасти с помощью западноевропейских произведений искусства) проникать со второй половины XVI в. в древнерусскую культовую живопись, средневековое каноническое мышление стремится унифицировать, т. е. свести к некоторому набору традиционно установившихся и канонизированных иконописных форм Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. — М.: Инфра-М, 2000. с. 54..
Допуская новые элементы и формы в систему изобразительно-выразительных средств культовой живописи, каноническое мышление стремится увидеть в них лишь модификации традиционных канонизированных единиц.
Таким образом, новая (или малоизвестная) композиция составлялась из известных (визуально) образов и входила в поле традиционного канонического мышления. И даже неизвестные зрителю сюжеты или персонажи на уровне визуального восприятия (внесознательного, ассоциативного) оказывались в чем-то знакомыми, близкими, как будто когда-то виденными, но забытыми.
Тем самым достигалось полное единство всего художественного универсума, его удивительная целостность, вневременная и внепространственная обособленность, самодостаточность и стабильность. И это — во многих иконах и росписях XVII в., когда внеканонические элементы постоянно стремились проникнуть в живопись Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. — М.: Пресс, 2002. с. 48..
Проходя, однако, творческое преобразование в системе канонического художественного мышления, в частности путем соотнесения с каноническими элементами и выявлении в каждом из них пластической канонизированной основы (бороды Власия, волос Авраама, общего облика Дмитрия и т. п.) и новые элементы занимали свое место в мире канонизированных образов, не разрушая, но дополняя его.
Иконописный Подлинник играл важнейшую роль в этом процессе включения в систему канонического мышления внеканонических элементов.
Здесь следует развеять одно досточно устойчивое в наше время заблуждение, заключающееся в том, что средневековый канон и иконописный Подлинник, в частности, якобы ограничивали, сковывали творческие возможности средневековых художников. Так полагать может только человек, совершенно незнакомый со средневековой эстетикой и искусством того времени и не обладающий к тому же чувством цвета и формы.
Канон не сковывал, но дисциплинировал творческую энергию художника и направлял ее в русло духовной культуры своего времени, в пределах которого ему предоставлялись практически неограниченные творческие возможности, притом прежде всего в художественной сфере, т. е. в области цветопластического выражения. И это убедительно зак-реплено в Подлиннике, как некоем словесном подспорье канона.
Русская икона — символы, каноны, жанры, сюжеты
Икона как слово имеет греческое происхождение и обозначает в прямом переводе – «образ». Местом рождения иконы считается Византия, именно оттуда этот «образ» попал и на Русь.
Интересно, что в раннехристианской традиции не было правила создавать рукотворные изображения Всевышнего. Это объяснялось одной из заповедей Ветхого завета, запрещающей «делать кумира», а также прямой связью таких изображений с языческими поклонениями. Первые апологеты христианства полностью отрицали всякую возможность отображать Бога, эта традиция до сих пор осталась в иных авраамических религиях (исламе, иудаизме).
Меж тем, в этих условиях допустимым считалось использовать соответствующие символы, «напоминающие» верующим об основных идеях и образах христианства, которые, впрочем, оставались лишь им и понятными. Так, в катакомбах, служивших первые христианам «храмами», стены украшались особенными изображениями, среди которых присутствовали, например, символы:
- Корзины с хлебами, что стоят на рыбе — символ чуда умножения хлебов и накормления тысячи людей 5-ю хлебами и двумя рыбами
- Виноградной лозы – как господнего насаждения
- Голубя, корабля и т.д.
Постепенно начинают появляться и изображения Бога как антропоморфного (т.е. человекоподобного) образа. Вместе с ними возникает и обостряется интеллектуальный спор и борьба, получившие название процесса столкновения иконопочитателей и иконоборцев. Исторически это период 8-9 вв, когда запрет почитания икон был оформлен вначале светской властью (византийский император Лев III), а затем и церковной (Собор 754г).
В итоге этой борьбы иконопочитание было разрешено также официально властью Собора 843 года. Сделано это было не «на пустом месте», к тому времени богословы Византии сумели разработать целую стройную систему, которая вошла в соответствующую теорию иконы. В числе этих титанов мысли – Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, являющиеся ныне «отцами церкви».
Теория христианской иконы
Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.
Образы имели свою иерархию:
- Бог – это первообраз
- Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
- Человек – третий вид
Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция. В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое. То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.
Сам Бог-Отец у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.
Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.
Канон христианской иконы
Каноничность можно назвать основным признаком или особенностью иконы. Поскольку этот образ должен был использоваться в церковной практике и осуществлять связь человека с Богом, то всё в нем должно было быть подчинено единым «правилам», т.е. канону. Этот канон определялся в первую очередь богословским содержательным компонентом, а уже потом эстетикой. Композиция изображения, фигуры иконы, цвет, аксессуары и т.д. обуславливались догматикой, что делало их понятными для всех верующих.
Такие канонические положения не появились непосредственно с возникновением христианства, напротив, культуры древности знали о них в той или иной мере. Для искусства Египта характерен был высокий уровень каноничности, присутствовал канон и в античной культуре, но в менее масштабных значениях.
В христианской культуре канон обеспечивал кроме этого и достаточный средний уровень исполнения иконы, образцы изображения были выверены, отобраны и доступны, ничего не надо было «изобретать» или «авторски» разрабатывать, поскольку уже имелись устойчивые модели иконографических изображений. Кроме всего прочего, в средневековье мастер даже не подписывал работу, все иконы создавались «анонимами».
Распространялся иконографический канон на следующие элементы:
Сюжет и композиция изображения на иконе
Сюжетно икона соответствовала Писанию, выбор содержательного элемента оставался за церковью. Для воплощения того или иного заказа у иконописца имелись образцы, прорези и так называемые «Толковые подлинники», в которых все изображение уже было представлено и задано. Именно по этим сюжетно-композиционным «стандартам» верующие и узнавали икону и могли различать их по существу.
Интересно, что на Руси уже с 12 века византийский канон начинает претерпевать национальную «модернизацию», когда устойчивые типы иконографии «видоизменяются» или даже появляются новые собственные, обусловленные местными традициями. Так возник канон Богородичного Покрова, например, или иконы с образами святых определенной местности.
Фигура на иконе
Канонически изображение фигуры тоже строго «регламентировалось». Так, основная (или семантически главная) фигура должна была быть расположена фронтально, т.е. лицом к верующему. Она давалась неподвижно и крупно. Такая фигура была «центром» иконы. Менее значимые фигуры в данном сюжете представлялись в профиль, их характеризовало движение, сложная поза и т.д. Если на иконе присутствовал человек, то он изображался вытянутой фигурой с акцентом на голове. Если это было лицо человека, то в нем выделялась верхняя часть лица с акцентом глаз, лба. Таким способом подчеркивалось преобладание духовного над чувственным. В контраст — рот человека рисовался бесплотным, нос тонким, подбородок маленьким. В изображениях святых рядом с лицом писалось их имя.
Цвет в русской иконографии
Символика цвета в изображениях икон также строго канонична. Между тем, для русской традиции иконографии характерна необычайно яркая и насыщенная палитра и колористика.
Византийской традиции присуще существенное верховенство золотого цвета, который должен был отображать сам божественный свет. Золотом покрывались в таких иконах и фон, и важные детали изображения – нимбы, крест и т.д. На русской иконе золото заменят красками, а очень значимый в Византии пурпур (власть императора) вообще не будет использоваться.
Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе, где именно красным будут покрывать фон, заменяя им византийское золото. Содержательно он будет символизировать цвет крови Искупителя, пламя жизни.
Для белого цвета предписывалось значение божественного света, невинности; его использовали в одеждах как Христа, так и праведников, святых.
Для чёрного – содержательная нагрузка определялась символами смерти, ада; в целом он использовался весьма редко и по необходимости мог быть заменен тёмными тонами синего или коричневого.
Зеленый – был цветом земли (преобладал во псковской школе иконописи), этот цвет будто противополагался небесному или царскому.
Синий – это символика неба, вечности, имел значение истины. В одеяния синего колера могли быть одеты и Спаситель, и Богоматерь.
Пространство в иконе
Расположение фигур и построение самого пространства изображения – это ещё одна важная составляющая канона. Мы знаем на сегодняшний день о трех имеющихся в искусстве типах плоскостного отображения пространства. Это перспективы:
- прямая (пространство концентрическое). Характерно для периода Возрождения, выражает активную позицию и точку зрения художника
- параллельная (пространство статическое). Изображение располагается вдоль полотна, характерно для восточного искусства и Древней Греции
- обратная (пространство эксцентрическое). Выбрана в качестве канонической для иконописи
Эта перспектива отображала суть догматических положений, когда икона понималась не окном в реальный мир, как картина Ренессанса, а способом «проявления» мира горнего. Здесь не художник смотрит на изображаемое им, а персонаж иконы на верующего. Само же пространство в нем – символично:
- холм может отображать гору,
- кустик – целый лес,
- луковицы церквей – целый город.
Икона таким образом может иметь вертикаль, которая соединяет землю и небо; так в нижней части изображения дается подвижное, изменчивое, человеческое, а в верхней – вечность, небесный мир.
Жанры русской иконописи
Содержательно иконопись была оформлена Собором 1554 года, когда ее виды были определены как:
- Бытейское письмо
- Притчи
- Честные иконы (этот «раздел» появится в иконописи немногим позже)
Исходя из этих определений формируются и жанровые особенности, среди которых наиболее существенными становятся:
Историко-легендарные
Т.е. основанные на бытейском письме и воспроизводящие сюжеты событий из Священной истории.
Этому жанру русской иконописи свойственны: повествовательность (» церковная азбука» для неграмотных верующих), многодетальность, жизненность и подвижность.
Символико-догматические
Т.е. основанные на «притчах».
Для них характерны: строгость композиции, жесткость привязки к догматике, абстрактность фигур, практически бессюжетность. Главный акцент – символизм и канонические смысловые элементы. Пример – «Оранта», «Евхаристия», «Троица».
Персональные или «честные»
Т.е. написанные в честь определенного персонажа – святого, апостола.
Особенностями этого жанра иконописи есть фронтальность лика и фигуры, абстрактность фона. Само изображение может быть поясным или в полный рост, может присутствовать и житие святого (лик окаймлён фрагментами (клеймами) с сюжетным содержанием из его жизни).
Жанр Богородичного цикла
Это особенный жанр русской иконописи, в котором сливаются в единое целое все три перечисленные выше жанровые элементы. Лики Божией Матери с Младенцем повествуют как об определенных исторических событиях, так и утверждают конкретные христианские догматы (боговоплощение, спасение, жертва) и несут огромную символическую нагрузку.
Богородичная иконопись на Руси – это один из самых почитаемых и любимых жанров. Иконография Пречистой Девы имеет несколько собственных типов изображения, о которых мы расскажем отдельно. В отдельном тексте мы рассмотрим и историю русской иконописи, и её школы.
Конон
Смотреть что такое «Конон» в других словарях:
-
Конон — а, муж.Отч.: Кононович, Кононовна; разг. Кононыч.Производные: Кононка; Кона (Коня); Коняша.Именины: 4 марта, 18 марта, 19 марта, 18 июня Словарь личных имён. Конон Возможно, трудящийся (греч.). 4 марта (19 февраля) – преподобный Конон игумен… … Словарь личных имен
-
конон — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Конон — пресвитер Конон, который был избран папой из за разногласий, которые произошли в конце VII века между клиром, желавшим провести в папы архипресвитера Петра, и милицией, настаивавшей на своем кандидате пресвитере Феодоре. Примирение обеих… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
-
Конон — (Кónon) (около середины 5 в. после 387 до н. э.), афинский военачальник (Древняя Греция). Один из руководителей афинского флота в конце Пелопоннесской войны (См. Пелопоннесская война) 431 404. После поражения при Эгоспотамах (405) жил на… … Большая советская энциклопедия
-
Конон — (Κόνων) сын Тимофея, выдающийся афинский полководец. Начиная с 414 413 г. К. был несколько раз выбираем в стратеги. Заместив в 406 г. Алкивиада в командовании афинским флотом, К. не мог, с бывшими в его распоряжении 70 кораблями, противостоять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
КОНОН — (Konon) (ок. сер. 5 в. до н. э. после 387) афинский военачальник. Неоднократно избирался стратегом и навархом (нач. флота). Один из руководителей афинск. флота в конце Пелопоннесской войны 431 404 до н. э. После поражения при Эгоспотамах (405)… … Советская историческая энциклопедия
-
КОНОН — • Conon, Κόνων, 1. афинский полководец, отличавшийся во время Пелопоннесской войны и уже в 413 г. до Р. X. командовавший флотом. Thuc. 7, 31. В 406 г. принял он команду вместо Алкибиада (hist. 5, 5, 4), но был Калликратидом… … Реальный словарь классических древностей
-
Конон — (Konon) (ок. сер. V в. после 387 до н.э.), афин. военачальник. С помощью перс. флота (в 394 392 до н.э.) освободил от Спарты многие полисы и города Малой Азии. В Афинах построил вновь длинные стены города, разрушенные по условиям мира 404 до н.э … Словарь полководцев
-
Конон — Кон он (Кон онович, Кон оновна) … Русский орфографический словарь
-
Конон — афинский военач. Неоднократно избирался стратегом и навархом (нач. флота). Один из руковод. афинск. флота в конце Пелопоннесской войны 431 404 до н.э. После пораж. при Эгоспотамах (405) добровольно ушел в изгнание и поселился у правителя … Древний мир. Энциклопедический словарь
конон
(Κόνων) — сын Тимофея, выдающийся афинский полководец. Начиная с 414—413 г. К. был несколько раз выбираем в стратеги. Заместив в 406 г. Алкивиада в командовании афинским флотом, К. не мог, с бывшими в его распоряжении 70 кораблями, противостоять спартанскому полководцу Калликратиду, имевшему 170 триер, потерял половину флота и был заперт у Митилены; но победа афинян при Аргинузских о-вах освободила его. Боязнь ответственности за поражение при Эгоспотамах, вина за которое лежала и на нем, заставила К. покинуть Афины и удалиться к Эвагору на Кипр. Когда началась война между Спартой и Персией, К., с помощью Эвагора и персидских денег, создал флот и уничтожил при Книде (394) морское могущество Спарты, изгнал из многих приморских городов спартанских гармостов и опустошил берега Лаконии (393). Тогда он вернулся в Афины, был принят с большим почетом (393), восстановил длинные стены и занял такое же выдающееся положение, какое занимал перед тем Фразибул. Задачей К. было восстановить власть Афин над о-вами Эгейского моря, и ему удалось многое сделать для осуществления этого плана. Когда, два года спустя после битвы при Книде, началось охлаждение между Афинами и Персией, К. отправился в Сарды во главе посольства; но сатрап Тирибаз задержал его, как изменившего делу персов. В Афины К. уже не возвратился, но ему удалось уйти на Кипр к Эвагору, где он и умер. По другому, менее достоверному известию, К. умер в Азии, куда сатрап отослал его.
Д. К.
Значение слова конон
Конон , сын Тимофея — афинский полководец. Был военачальником в период Пелопоннесской и Коринфской войн.
Начиная с 414—413 гг. до н. э. Конона несколько раз выбирали в стратеги . Заместив в 406 г. до н. э. Алкивиада в командовании афинским флотом, Конон не мог с бывшими в его распоряжении 70 кораблями противостоять спартанскому полководцу Калликратиду , имевшему 170 триер , потерял половину флота и был заперт у Митилены , но победа афинян при Аргинусских островах освободила его.
Боязнь ответственности за поражение при Эгоспотамах , вина за которое лежала и на нём, заставила Конона покинуть Афины и удалиться к Эвагору на Кипр . Когда началась война между Спартой и Персией , Конон с помощью Эвагора и персидских денег создал флот и уничтожил при Книде (394 г. до н. э.) морское могущество Спарты, изгнал из многих приморских городов спартанских гармостов и опустошил берега Лаконии (393 г. до н. э.). Тогда он вернулся в Афины, был принят с большим почетом (393 г. до н. э.), восстановил Длинные стены и занял такое же выдающееся положение, какое занимал перед тем Фрасибул .
Задачей Конона было восстановить власть Афин над островами Эгейского моря, и ему удалось многое сделать для осуществления этого плана. Когда два года спустя после битвы при Книде началось охлаждение между Афинами и Персией, Конон отправился в Сарды во главе посольства, но сатрап Тирибаз задержал его как изменившего делу персов. В Афины Конон уже не возвратился, но ему удалось уйти на Кипр к Эвагору, где он и умер. По другому, менее достоверному известию, Конон умер в Азии, куда сатрап отослал его.
Его сыном был знаменитый афинский военачальник Тимофей .
В Википедии есть страница «Конон». |
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | Ко́нон | Ко́ноны |
Р. | Ко́нона | Ко́нонов |
Д. | Ко́нону | Ко́нонам |
В. | Ко́нона | Ко́нонов |
Тв. | Ко́ноном | Ко́нонами |
Пр. | Ко́ноне | Ко́нонах |
Ко́-нон
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
Имя собственное.
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- мужское имя ◆ Первые поиски палат с сундуками предпринял в 1718 году московский пономарь Конон Осипов. Таисия Белоусова, «Пропавшая либерея», 1 сентября 2003 г. // «Совершенно секретно» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Конон и Яков бредут по воде; мне очень не хочется идти за ними: я не верю в непромокаемость своих унтов. С. В. Обручев, «В неизведанные края. Путешествия на Север 1917-1930 г.г.», 1954 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- белорусская фамилия ◆ Валентин Конон.
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- отчество мужчины: Кононович
- отчество женщины: Кононовна
- фамилии: Кононов
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
- Набор норм и правил:
- Канон (искусство) — совокупность норм и правил в искусстве.
- Канон (наука) — совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
- Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области:
- Канон врачебной науки — сочинение Авиценны о медицине.
- Канон Поликлета — несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
- Религия:
- Христианство:
- Церковный канон — правило или свод правил.
- Библейский канон — признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого («Ветхозаветный канон») и Нового («Новозаветный канон») Заветов, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
- Евхаристический канон, или ана́фора — центральная часть литургии.
- В Православии слово канон имеет еще и следующие значения:
- Канон (форма церковной поэзии) — один из жанров церковной гимнографии. Примером канона в данном значении служит Великий канон, читаемый за богослужением Великим постом.
- Канон — список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами. Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
- Другие религии:
- Канон (буддизм) — буддийский канон.
- Канон (джайнизм) — джайнистский канон.
- Христианство:
- Музыка:
- Канон (инструмент) — то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
- Канон (музыка) — музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
- Канон (музыкальный инструмент) — восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
- Другие значения:
- Канон (нарратив) — общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси, ремейков, экранизаций и т. д.
- Канон во вселенной »Звёздных Войн» — информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом.
- Канон, Вильфрид (род. 1993) — ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.
- 1/1 Просмотров:392
Перевод
Иноязычные аналоги
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Канон
Не следует путать с термином «кану́н».
Кано́н (др.-греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.
Слово канон, кроме буквального значения — прави́ло, отвес имеет переносное — пра́вило, закон, имеющее очень много производных употреблений:
Энциклопедичный YouTube
Что такое канон — в религии, искусстве и обществе
30 сентября 2019
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Казалось бы, ничего интригующего: что такое «канон» – мы усвоили еще с младых ногтей, когда протирали локти о крышку школьной парты и ломали зубы, измельчая в мраморную крошку неподатливые монолиты науки.
Но знаете ли вы, что это слово – «kanon» – уходит корнями в такие исторические глубины, что даже признанные мастодонты лингвистики затрудняются назвать его возраст?
Впрочем, можно ограничиться констатацией, что у этого термина многовековая и весьма интересная история.
Канон — это…
Его происхождение связывают с западносемитским «qānoeh/ḳānu», что в переводе означает «камыш» или «тростник». Дело в том, что финикийские строители использовали в качестве меры длины легкий тростниковый шест, который не деформировался и не усыхал, а значит, обеспечивал максимальную (на то время) точность измерений.
Напоминаем, что западносемитские народы, населявшие некоторые регионы Палестины и Сирии, проживали там за 4 тыс. лет до нашей эры! Позже термин «κανών» вошел в обиход древних греков, и тоже в качестве эталона для измерения длины.
Сегодня же любой словарь неизменно связывает слово «канон» с несколько обобщенными понятиями «эталон», «норма», «образец» – это и есть его прямое значение.
То есть канон – это общепринятое правило, установленная мера соответствия заданным стандартам. При этом понятие канонов как совокупности норм применяется довольно широко – в сфере искусства, науки, религии, общественной жизни.
Некоторые из них были сформированы в ходе адаптации к требованиям эпохи – такую этимологию (историю происхождения) обрели, в частности, математически обоснованные предписания к построению фигуры человека в эпоху Возрождения.
Другие же базировались на религиозных стандартах – «Ветхозаветный канон» и «Новозаветный канон» (Ветхий и Новый Завет). Существуют также научные каноны, которые характеризуются четко регламентированной структурой – например, методические правила, требования к научному труду.
Церковные каноны: от отправления служб до уклада жизни
Примечательно, что самым многогранным это определение становится именно в религиозной сфере, где каноны положены в основу не только богослужений и иерархии, но и жизни христианского общества в целом.
Православный «канон» может иметь несколько значений:
- норма бытия, к которой должен стремиться каждый человек;
- жанр богослужебных текстов, включая разнообразные формы церковной поэзии – традиционно каноны читаются на отпеваниях, во время подготовки к причастию, на храмных богослужениях, проводимых вечером;
- список священнослужителей той или иной епархии – лица, включенные в этот перечень, именуются канониками.
Широта спектра значений канона связана и с литургической практикой. В церковной гимнографии канон считается главным произведением, которое отображает праздник или конкретного святого.
Такой канон не стоит путать с акафистом – жанры схожи тем, что воздают хвалы Господу, Богородице, святым и праздникам. Разница в том, что акафист всегда начинается с «Радуйся» и в нем, помимо перечисленного, восславляются еще и новозаветные традиции.
Другое распространенное значение церковного канона – это понятие канонизации, когда особо праведных подвижников веры после смерти причисляют к лику святых посредством оглашения акта высшей церковной власти.
Существует еще несколько видов церковных канонов, но мы упомянем лишь основные из них:
- административные – регламентируют административные порядки и сферу управления церковью;
- дисциплинарные – общеобязательные правила, регулирующие как служение клириков, так поведение верующих в храме и их внецерковную жизнь;
- догматические – содержат осуждение любой ереси и призваны ограждать от нее мирян.
Почему в церкви так много канонов, какая в том необходимость? Можно сказать, насущная: в каком бы обществе (или сообществе) ни оказался человек, он в любом случае должен соответствовать тем нормам и правилам поведения, которые приняты в этом социуме.
Необходимость канонов в церкви понятна и целесообразна точно так же, как и необходимость законов в любом государстве.
Канон в искусстве
Каждая эпоха диктовала свои условия для эволюции искусства. Так же, как и формировала его каноны. Появление норм и правил в искусстве связывают с возникновением первых цивилизаций.
Так, в скульптуре Древнего Египта использовался модульный принцип – канон пропорций тела человека. А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармоничность расположения воспринимаемых двумя глазами объектов и вывели «правило золотого сечения», ставшее одним из первых канонов красоты.
В эпоху «Темного Средневековья» каноны в сфере искусства формировались исключительно в религиозных рамках. К примеру, художнику отводилась чаще лишь техническая функция, в то время как «изобретение» культовых образов было задачей церкви. И лишь к началу «Светского Возрождения» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.
В XVI в. появляется особая музыкальная форма – канон, – которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется только спустя три столетия, в самый разгар эпохи Просвещения.
И тем более удивительно, что уже через несколько десятков лет, во времена расцвета постмодерна, художники разрушают все ранее предписанные стандарты, устанавливая доминирование смысла над формой.
Общественные каноны
Канон как направление общественной мысли связан в первую очередь с влиянием вездесущей религии, ненавязчиво проникающей в светскую жизнь и исподтишка внедряющей свои догмы практически во все внецерковные сферы.
И хотя существует понятие канонического права как системы норм, включенных в действующее церковное законодательство, сегодня церковь достаточна мудра, чтобы отказываться от канонического формализма.
Возможно, основанием для такой «лояльности» послужила идея, что поскольку каждый человек индивидуален, в его духовном мире немаловажное место должно занимать общение с духовником. Именно он, опираясь на канонические правила и зная человека, сможет его направить, удержать от греха, укрепить его веру.
Что ж, это не менее резонно, как и то, что понятие общественного канона связано со сводом правил, установленных государством: нормами права и неким сценарием жизни общества – нормами морали.
Несмотря на то что понятие канона многогранно и имеет множество производных значений, у его сути всего два вектора смысла.
- С одной стороны, канон – это некий идеал, носитель традиций, в которых воплощается опыт человечества в целом и опыт отдельного народа.
- С другой же стороны – это свод стереотипных правил, который может не меняться веками и нередко становится препятствием для развития культуры.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
- Вопросы и ответы
- Использую для заработка
- Полезные онлайн-сервисы
- Описание полезных программ
Использую для заработка
Значение слова «канон»
- Кано́н (греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.
Слово канон имеет многочисленные значения:
Набор норм и правил:
Канон (искусство) — совокупность норм и правил в искусстве.
Канон (наука) — совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области:
Канон врачебной науки — сочинение Авиценны о медицине.
Канон Поликлета — несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
Религия:
Христианство:
Церковный канон — правило или свод правил.
Библейский канон — признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого («Ветхозаветный канон») и Нового («Новозаветный канон») Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
Евхаристический канон, или ана́фора — центральная часть литургии.
В Православии слово канон имеет еще и следующие значения:
Канон (форма церковной поэзии) — один из жанров церковной гимнографии. Примером канона в данном значении служит Великий покаянный канон, читаемый за богослужением Великим постом.
Канон — список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами. Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
Другие религии:
Канон (буддизм) — буддийский канон.
Канон (джайнизм) — джайнистский канон.
Музыка:
Канон (инструмент) — то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
Канон (музыка) — музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
Канон (музыкальный инструмент) — восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
Другие значения:
Канон (нарратив) — общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси, ремейков, экранизаций и т. д.
Канон во вселенной «Звёздных Войн» — информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом
Канон, Вильфрид (род. 1993) — ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.
Источник: Википедия
КАНОН
Смотреть что такое «КАНОН» в других словарях:
-
КАНОН — художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… … Философская энциклопедия
-
КАНОН — (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
-
Канон — (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии
-
Канон — (от греческого kanon норма, правило), свод положений, имеющих обязательный характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными и применяемых в богослужении в качестве Священного Писания; 2) церковный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
КАНОН — КАНОН, канона, муж. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой нибудь верховной церковной инстанцией (церк.). 2. Совокупность художественных … Толковый словарь Ушакова
-
КАНОН — (от греч. kanon норма правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными , применяемых в богослужении в качестве Священного писания . Канон православной … Большой Энциклопедический словарь
-
канон — церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая на заутренях и вечернях (Даль) См … Словарь синонимов
-
Канон — (от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон… … Политология. Словарь.
-
Канон — (греч. kanon правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;… … Художественная энциклопедия
-
Канон — (греч. kanwn, буквально прямой шест всякая мера,определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этимсловом называли свод основных положений или правил по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
КАНОН — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1 я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 6) тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ( Великий канон Андрея Китского) … Большой Энциклопедический словарь
Значение слова «Канон»
В словаре Даля
м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях. | Типографское печатальные буквы, набор. | Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это.
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
Ударение: кано́н м.
- Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п.
- То, что твердо установлено, принято за образец.
- Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.
- Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.
- Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).
В словаре Фасмера Макса
В словаре Д.Н. Ушакова
КАНО́Н, канона, ·муж. (·греч. kanon).
1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.).
2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (иск.). Романтики были разрушителями классического канона.
3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве ·т.н. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.
4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-нибудь писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (неол. лит.). Пушкинский канон.
5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.
6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. имитация в 3 ·знач.; муз.).
В словаре Синонимов
молитва; песнопения, положение, инструмент, установление, норма, правило, закон
В словаре Энциклопедии
в изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических норм , господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.—форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).—жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. («Великий канон» Андрея Китского).—(канун) , струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.—(от греч. kanon — норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
В словаре Синонимы 4
закон, инструмент, норма, песнопение, положение, правило, установление
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
кано́н,
кано́ны,
кано́на,
кано́нов,
кано́ну,
кано́нам,
кано́н,
кано́ны,
кано́ном,
кано́нами,
кано́не,
кано́нах
В словаре Словарь иностранных слов
а, м.
1. Правило, положение какого-нибудь направления, учения. По канонам классицизма.
3. Церковное песнопение в честь святого или праздника.||Ср. КАНТ II, ПСАЛОМ, ПСАЛЬМА, ТРОПАРЬ.
4. муз. Музыкальная форма, в которой все голоса хора начинают одну и ту же мелодию разновре-менно, в строгой последовательности друг за другом.
Значения в других словарях
- канон — КАНОН, а, м. 1. Правило, непреложное положение какого-н. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма. 2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны. 3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к. | прил. канонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- канон — КАНОН м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях. Толковый словарь Даля
- Канон — (греч. kanon — правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения… Художественная энциклопедия
- канон — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? канона, чему? канону, (вижу) что? канон, чем? каноном, о чём? о каноне; мн. что? каноны, (нет) чего? канонов, чему? канонам, (вижу) что? каноны, чем? канонами, о чём? о канонах… Толковый словарь Дмитриева
- Канон — (греч. κανών), в общем значении — правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике — совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве — статья церк. Католическая энциклопедия
- КАНОН — КАНОН — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. («Великий канон» Андрея Китского). Большой энциклопедический словарь
- канон — сущ., кол-во синонимов: 10 закон 22 извод 13 инструмент 541 мифоканон 1 норма 34 параклис 1 песнопения 42 положение 92 правило 32 установление 44 Словарь синонимов русского языка
- КАНОН — КАНОН (от греч. /canon — норма, правило) — англ. canon; нем. Kanon. 1. Правило, норма, образец. 2. Правила в области религиозной догматики, культа, возведенные христианской церковью в закон. 3. Свод положений, имеющих догматический характер. Социологический словарь
- Канон — (от греч. kanon — норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. Музыкальная энциклопедия
- канон — Старославянское – канонъ. В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского. Этимологический словарь Семёнова
- Канон — Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (греч. Архитектурный словарь
- Канон — I Кано́н (от греч. kanon — норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К. — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» (в отличие от апокрифов (См. Большая советская энциклопедия
- канон — орф. канон, -а Орфографический словарь Лопатина
- канон — канон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
- канон — I. КАНОН I а, м. canon m., ит. cannone > нем. Kannone, гол. kanon. Пушка. После 20 гг. 18 в. выпадает из употр. Бирж. 118. Порох в канон вложенный. 1709. Браун Арт. 41. Место для канона ди Корсия или тяжкия пушки. 1709. Алярд 126. Словарь галлицизмов русского языка
- Канон — (греч. kanon – норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Словарь по культурологии
- канон — Канона, м. . 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.). Большой словарь иностранных слов
- канон — кано́н «церковное установление, церк. гимн», наряду с кану́н «молебен перед вечерней службой» (откуда накану́не), др.- русск., сербск.-цслав. канонъ «церк. правило» (с 1382 г.), «песнь во славу к.-л. святого» (мин. 1097 г. и др. Этимологический словарь Макса Фасмера
- канон — КАН’ОН, канона, ·муж. (·греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.). Толковый словарь Ушакова
- канон — Канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке. Этнографический словарь
- канон — Правило (греч.); в церковном употреблении это слово имеет двоякое значение. Во-первых, это правило, которое Церковь постановляет в отношении веры для обязательного выполнения со стороны верующих христиан. Краткий церковнославянский словарь
- канон — канон I м. 1. Непреложное правило или положение какого-либо учения, какой-либо теории. || То, что твёрдо установлено, принято за образец. Толковый словарь Ефремовой
- Канон — (греч.) — правило, норма, закон. Под каноном принято понимать твердо зафиксированный церковью комплект религиозных книг, составляющих священное писание Краткий религиозный словарь
- КАНОН — КАНОН (греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Новая философская энциклопедия
- канон — -а, м. 1. Правило, положение какого-л. направления, учения, а также то, что является традиционной, обязательной нормой. Уже в ранних работах Брюллова можно было провидеть тот новый путь, который уведет его от консервативных канонов академической школы. Малый академический словарь
- Канон — Канон см. Священное Писание. Библейская энциклопедия Брокгауза
- канон — Заимств. из ст.-сл. яз., где канонъ < греч. kanōn «канон, правило» < «линейка, палка для измерения длины», суф. производного от kanna «тростник, трубка». Этимологический словарь Шанского
- канон — Канон, каноны, канона, канонов, канону, канонам, канон, каноны, каноном, канонами, каноне, канонах Грамматический словарь Зализняка
- канон — Кано́н/. Морфемно-орфографический словарь
- Канон — КАНОН — см. Твердые формы. Словарь литературных терминов
- канон — см. >> молитва Словарь синонимов Абрамова
- канон — КАНОН -а; м. 1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи. 2. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат. Толковый словарь Кузнецова