Содержание
LiveInternetLiveInternet
«What is truth?» Christ and Pilate.
1890. Oil on canvas. 233 x 171.
The Tretyakov Gallery, Moscow
На полотне «Что есть истина?» Христос и Пилат» (1890) Ге представляет зрителю конфликт двух личностей, двух мировоззрений – Пятого прокуратора Иудеи Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа. Противостояние этих людей решается художником через контраст образов. Пилату, сильному, волевому и решительному, облаченному властью и богатством, противопоставляется Христос – спокойный и уставший. Он невозмутимо встречает решительный, даже где-то резкий и насмешливый вызов – вопрос прокуратора: «Что есть истина?». Желая придать изображенному конфликту оттенок вневременности, Ге намеренно не показывает богатых интерьеров дворца Пилата, а переносит действие в уединенный уголок.
Сцена разворачивается на фоне простой, практически ничем не декорированной стены. Благодаря этому композиционному решению полотно приобретает вселенское значение и масштаб.
Колористическое построение картины переворачивает традиционное понимание добра и зла, света и тени. Ге представил зрителю Пилата, облаченного в белую тогу, стоящим в мощном потоке солнечного света, тогда как измученный пытками Христос в потрепанных серых одеждах находится в тени. Но это только на первый взгляд кажется, что мастер обеляет римского наместника. На самом деле прокуратор стоит против солнца, поэтому вся его фигура находится в тени, и только активные светлые рефлексы заставляют обманчиво светиться его тогу. Темные узкие складки, словно веревки, опутывают Пилата.
Христос изображен в тени, но стоит приглядеться, как Его одежда приобретает пурпурный цвет, лицо освещено (в то время как лицо римского наместника полностью погружено в тень). Светлые рефлексы, как мандорла (сияние славы), окружают фигуру Христа, тем самым словно показывая Божественный свет истины, идущий от Него.
Представители духовенства не приняли это произведение. Их шокировал образ Спасителя, который абсолютно расходился с церковной и многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного внешне. Ге же осмелился изобразить Господа в лохмотьях, стоящим в тени, измученным и истерзанным. Третьяков не захотел купить картину, и тогда Толстой написал ему: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорблю вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело».
Николай Николаевич Ге – выдающий русский художник-передвижник. Его техника исполнения картин на евангельские сюжеты была новаторской для своего времени и в большей степени не понята современниками. Многие из них ждала нелегкая судьба: их запрещали к показу на выставках художников-передвижников, его неклассический Христос был слишком экспрессивным, неузнаваемым. После смерти художника судьбу его нескольких интереснейших полотен невозможно проследить.
Вот так и одна из его картин «Милосердие» исчезла. В первый и последний раз он показал ее в 1880 году на VIII выставке передвижников. От нее остался снимок, который был опубликован в альбоме работ художника в 1903 году. На картине изображены две фигуры: девушка, подающая нищему воды. Она смотрит ему вслед, задавая себе вопрос «Не Христос ли это?». Сын Ге Петр Николаевич и его невестка Забело Екатерина Ивановна позировали художнику для написания образов этой картины. На этом полотне зримо представлены слова Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Ге представил собственное авторское толкование евангельского сюжета, что совсем не приветствовалось критиками. Картина осталась непонятой, подвергалась неоправданно резким суждениям, да и сам художник был ею недоволен. Он увез ее в свою мастерскую, и лишь через 10 лет она была полностью записана новой картиной «Что есть истина?». Интересен тот факт, что картина понравилась Павлу Михайловичу Третьякову, он не приобрел полотно, но из его писем к Толстому Л.Н. понятно, что он считал ее удачной.
В истории целый ряд мастеров писали на уже использованных холстах, так что Ге Н.Н. не является в этом отношении исключительным художником. Причин тому могло быть несколько: одна из них – Николай Николаевич жил довольно скромно и к тому же на расстоянии от крупных городов, не всегда у него под рукой был чистый холст. Но хочется верить в другую версию: его идеалистическое сознание распинало само себя за неудавшиеся замыслы, он не жалея своих работ, резал их, счищал красочный слой, записывал новыми сюжетами. Так произошло и с «Милосердием» — поверх нее была написана картина «Что есть истина?» (Христос и Пилат) в 1890 г., история которой изобилует интересными фактами.
Эта картина Ге стала наиболее противоречивой в его биографии. Она была написана на сюжет 18-й главы Евангелия от Иоанна (о чем свидетельствует авторская подпись на картине): изображен момент, когда Христос говорит: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…», Пилат же ему пренебрежительно отвечает «Что есть истина?». Понтий Пилат не желает больше его слушать, учение Христа для него ничтожно. Он – римский правитель Иудеи, наместник Луция Лициния Лукулла, друг римской богемы – считает шум, поднятый вокруг этого тщедушного человека, просто мышиной возней. Фигура Пилата вычерчена светом, она грандиозна, могущественна, самоуверенна. Сказав эти слова, он развернется и уйдет, Христос проводит его глазами. Этого худого человека всю ночь били, ему плевали в лицо, издевались, он молил, чтобы его миновали страдания. Перед Пилатом у него уже нет телесности, на картине он окутан тенью. Но выражение его глаз, говорит о том, что он любит этого человека, погрязшего во лжи. Если Христос пришел в этот мир проповедовать об истине, то он должен и Пилату рассказать о своем учении.
Ге Н.Н. показал эту картину на передвижной выставке в 1890 г. В картине все одобряли композицию, цвет и свет, но образ Христа вызвал много нареканий. Публика разделилась на два лагеря: первый — это те, кто считали картину оскорбляющей религиозные чувства, второй – те, которые всю жизнь искали такой реалистичности в живописи на религиозные темы. И действительно, картина получилась очень правдивой. Художник понимал, что картины с изображением Христа не могут быть историческими, потому что для своего времени Христос был фигурой незаметной, а изображение Учителя в благостной форме в конце XIX века было уже неактуально. Эта картина потому породила столько противоположных мнений, потому что нашла и затронула такой сюжет, который был важен для Христа именно в тот момент его жизни, но изображен он был неканонически. Критикам, заключенным в догматические рамки, было тяжело принять растрепанный, болезненный образ Спасителя. Можно сказать, что картина Ге «Что есть истина?» стала своего рода вехой в русской живописи.
Картина была куплена Третьяковым П.М. в 1890 г. по настоянию Льва Николаевича Толстого, который предвидел, что она станет настоящей жемчужиной в собрании галереи. Но картина не сразу попала в экспозицию. Известно, что адвокат Ильин Н.Д., который был последователем толстовского учения, уговорил Николая Николаевича позволить ему показать эту работу заграницей: он рассчитывал, что там она вызовет такое же волнение умов, как и в России. Картина имела успех в Германии, особенно среди рабочих людей: она посетила Гамбург, Берлин, Ганновер. Затем отправилась в Америку – Балтимор и Бостон – но, к сожалению, там публика осталась к ней совсем равнодушной, даже не смотря на протекции Л.Н.Толстого, который очень любил эту картину. Ильину было тяжело в Америке, ему не хватало средств на рекламу выставок, проживание, он просил денег у самого художника, Толстого и даже Третьякова. Вернувшись в Россию, он написал книгу «Дневник толстовца», где в нелицеприятной форме отзывался о Ге Н.Н. и писателе, но эти отзывы остались без ответа: как настоящий толстовец Ге простил ему эти беспочвенные оскорбления.
Картина до сих пор находится в собрании Третьяковской галереи. Со временем она покрылась мелкими трещинами, укрывистось красок уменьшилась, сквозь верхний красочный слой стал проступать абрис головы. Специалисты Третьяковской галереи сделали 35 рентгенограмм с поверхности картины, совместив все снимки, они обнаружили «исчезнувшую» картину Ге Н.Н. «Милосердие» («Не Христос ли это?»). В ходе исследования нижележащих слоев выяснилась одна интересная подробность: прежде чем появилась картина «Что есть истина?» художник пробовал варианты своего «Распятия» — в правой части холста угадываются контуры креста и толпы людей. По свидетельствам его сына «Милосердие» уже в середине 1880-х гг. отправилось на переписку, художник окончательно разочаровался в этой картине. В окончательном варианте девушка была переделана в фигуру Христа.
И все же жаль, что картина «Милосердие» не сохранилась. Она могла бы стать одним из немногочисленных примеров воплощения символического и реалистического евангельского трактования милосердия: пока живо милосердие в сердцах людей, будет живо и христианство.
Ниже приведен рентгенографический снимок картины «Милосердие».
Хотите, что бы ваш дом преобразился до неузнаваемости? Для вас от Decor Interior. Картины и фотографии на холстах в интерьере — это новое слово в искусстве дизайна.
Сострадание в живописи
Колонка Дмитрия Петрова. Может ли изобразительное искусство выполнять роль социальной рекламы и вернуть нам полузабытые, но важные слова
Может ли изобразительное искусство выполнять роль социальной рекламы и вернуть нам полузабытые, но важные слова.
В Москве запустили интересный рекламный проект. На остановках и биллбордах в городе размещена социальная реклама, построенная по принципу «вопрос-ответ». Например: «Честность. Что это? Расскажите вашим детям». Идея данной кампании видимо состоит в том, что мы забыли многие слова, на которых должно строится нравственное отношение к жизни. И их надо специально напоминать.
Одно из таких слов, как я думаю, — «Сострадание». Или его синоним — «Сочувствие».
Нет – теоретически многие помнят, что есть такие слова. Но в обыденном словоупотреблении они встречаются все реже. Иначе зачем многие используют вместо них научно-психологический термин «эмпатия».
Отсутствие понимания слова сопутствует отсутствию самого сострадания как такового. И это проявляет себя в самых разных областях. Не только в том, что недостаточно развивается благотворительность, одним из основных движущих стимулов которой является ощущение чужой беды как своей. Но и в том озлоблении, с котором ведутся общественные дискуссии. Неумение поставить себя на место оппонента способствует разобщению.
В прошлом, когда социальная реклама еще не получила такого развития, нравоучительную функцию старались выполнять художники-живописцы. Либо это у них получалось само собой.
Как например у Василия Григорьевича Перова (1833—1882) — русского живописца, одного из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Художник, сам повидавший жизнь, и в своих картинах показывал ее без прикрас.
Принято считать, что Перов обличает действительность. Но мне в его картинах видится большое сострадание к своим героям, которое может передатся и зрителю.
Одна из ранних работ Перова «Приезд станового на следствие», 1857 год, за которую он получил серебрянную медаль Императорской Академии художеств.
Центральная фигура – юноши-крестьянин в бедной, рваной одежде, срубившего дерево в барском лесу вызывает у зрителя живое сочувствие. Особенно на фоне взяточника — станового, и подхалима — писаря.
Другая картина художника, ставшая хрестоматийной – «»Тройка». Ученики мастеровые везут воду», 1866 г.
Другая картина – другая беда. «Старики-родители на могиле сына.» Была написана В. Перовым на сюжет из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». На могиле нигилиста Базарова – только маленький венок на пробивающемся кустарнике.
В. Перов. «Приезд институтки к слепому отцу.» 1870 год.
Очень трогательный сюжет. Девушка, давно не бывшая дома, искренне расплакалась в объятиях любящего отца. К сожалению картина осталась незаконченной.
Картина другого, менее известного «передвижника» — Кириака Константивича Костанди.
«У больного товарища», 1884 год. Беседа с другом-художником помогает лучше любых лекарств.
«Знание и милосердие», Пабло Пикассо, 1897
Огромное полотно было выполнено Пикассо в традиционной академической консервативно-реалистической манере — под влиянием отца, непрерывно работавшего над мастерством сына. Картина напоминает публицистический плакат.
Французская картина про участливых детей парализованного многодетного отца из восемнадцатого века. Жан-Батист Грёз «Паралитик или Сыновнее благочестие» 1763 г.
Другой художник подобно Перову хорошо знающий народную жизнь — Леонид Иванович Соломаткин. Этот замечательный автор работал в реалистической манере, отчасти наивной. К сожалению, он известен меньше, чем его современники Перов или Федотов.
Родился в бедной семье. Осиротел в юном возрасте и был вынужден много работать. Был чумаком благодаря чему посетил множество российских городов и деревень.
Соломаткин начал рисовать и делать наброски еще будучи чумаком. В 1855 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Несмотря на получение художественного образования, Леонид Соломаткин вплоть до самой кончины вел бедное существование, и даже не всегда имел постоянное место для ночлега. Умер художник в больнице для бедных в 1883 году.
Вот несколько его работ.
«Нужда скачет, нужда плачет…» 1870.
«Славильщицы». 1868.
Николай Николаевич «Милосердие», 1879
Картина была уничтожена художником.
Картина «Милосердие» была представлена художником в 1880 году на восьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Публика, которая давно ждала работу Ге (уединившегося на хуторе Ивановском Черниговской губернии), встретила картину резкой критикой. После чего расстроенный художник увез полотно в мастерскую и спустя десять лет использовал холст для другой картины.
О «Милосердии» специалистам было известно из многих свидетельств современников, в том числе из воспоминаний Татьяны Львовны Толстой, дочери писателя, с которым Ге очень дружил. Поэтому, когда со временем сквозь красочный слой полотна «Что есть истина?» между фигурами Пилата и Христа стал проступать абрис фигуры («укрывистость» красок со временем стала падать), догадки специалистов лишь подтвердились. Тем более что в 1903 году сын художника Николай Ге-младший издал альбом с фотографией «Милосердия», известной также под названием «Не Христос ли это?». Специалисты считают «Милосердие» важной для художника картиной, в которой он размышляет над словами Нагорной проповеди: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Поделиться Тэги: Ге,реализм
Милосердие. # 36 [Сострадание] 1936
Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.
Очень трудно сочувствовать людям и сострадать, удерживая собственное равновесие. Но если оно утеряно, то и помощь не будет действительной, а половинчатой, в размере утери равновесия. Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.
Грани Агни Йоги, том 13.530,532
К 1930-м годам Николай Константинович Рерих был всемирно известным художником и общепризнанным водителем растущего международного движения Пакта и Знамени Мира. В популяризации этих идей и художественного творчества Н.К. Рериха видело свою задачу и латвийское культурное общество, при котором был создан музей с коллекцией его картин.
Первые произведения Рериха пришли в Ригу в середине 1932 года из Индии. А в феврале 1937 года жена художника, его сотрудница и вдохновительница творчества, Елена Ивановна Рерих пишет поэту Рихарду Рудзитису, возглавлявшему Общество: «Но самая большая посылка, самая прекрасная еще ждет отправки. Отбирали мы эти картины вместе с Н К, и среди них имеются мои любимые. Буду просить обратить особое внимание на «Сострадание» — это моя самая любимая!».
В полотне «Сострадание» нашли художественное воплощение важнейшие идеи учения Живой Этики – о милосердии, самопожертвовании, победе добра, достигаемой не насилием, а силой преображения, просветления сознания.
Контрасты светотени, противопоставление цветовых пятен в картине зримо воплощают идею противостояния добра и зла, невежества и мудрости. Благородный силуэт ламы со склоненной головой словно излучает внутренний свет и покой. Как известно, в философии буддизма абсолютный покой заключает в себе высшее напряжение и творчество духа. Именно такая сила, утверждает художник, стоит на страже жизни, принимая на себя стрелы смерти и безликого разрушения.
«В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути.»
«Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.
Чем более ты сольешься с ним, растворишь свое бытие в едином Бытии, чем более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в СОВЕРШЕННОЕ СОСТРАДАНИЕ.
Таков путь Архата, по которому грядут Будды Совершенства.»
Понтий Пилат – одна из самых трагических личностей Нового Завета. Его вопрос «Что есть истина?» волнует сегодня тысячи атеистов.
Понтий Пилат считал себя сильным человеком. Да, в сущности, так оно и было. Слабому был закрыт путь на те вершины власти, которых достиг Пилат.
Он считал себя человеком образованным, и это тоже была правда. Воспитанный на греческой философии, он, как и все знатные римляне, любил порассуждать о разных вопросах. Будь он сейчас в Риме, а не в Иудее, он, возможно, провел бы много часов и дней в спорах с этим Философом, возлежа на усыпанном лепестками роз, ложе.
Рим, великий Рим, вобравший в себя все мыслимые и немыслимые свободы. Хочешь – будь стоиком, хочешь – эпикурейцем. И проводи себе хоть всю жизнь в спорах, дискуссиях. Конечно, для него, Понтия Пилата, все это – чудачество. Он принадлежит к новому поколению римлян, которое в своей лояльности к разным точкам зрения пошло еще дальше. Скептическая школа, приобретшая в то время значительное влияние, утверждала, что ни одной проблемы нельзя решить однозначно, ни одно утверждение не более истинно, чем противоположное. Поэтому, мудрее всего воздерживаться от утверждений: только это дает спокойствие, свободу от сомнений, равнодушие к горю и радости. На всякое слово есть и обратное. Чего еще желать человеку? Истины нет. Он говорил себе это. И это помогало ему жить, давало спокойствие, избавляло от лишних сомнений.
«Итак, – сказал Понтий Пилат, обращаясь к Иисусу Христу, – Ты Царь? Иисус ответил: ты говоришь, что Я Царь; Я на то и родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоанна 18:37).
А теперь на минуту прервем наше повествование о Пилате и зададимся вопросом: как прозвучал этот ответ Иисуса Христа для него, Понтия Пилата. Почему слова Иисуса Христа привели в смущение могущественного прокуратора, и он поспешно уклонился от дальнейших дискуссий.
Ключевым словом краткой речи Иисуса Христа является слово «истина» (греч. алетейа). Какое же значение, какую смысловую окраску несет оно в себе?
1) Разные школы классической греческой философии с равной силой и убеждением доказывали порой самые противоположные вещи. Слово «алетейа» имело значение контраста, противопоставления всем существующим заблуждениям.
2) Слово «алетейа» также являлось противопоставлением лжи и неполной истине. В этом значении его постоянно употреблял Гомер.
3) Каждый образованный римлянин должен был знать философскую систему Платона, по которой мир представлялся в двух ипостасях – первая это мир грубой материи, мир временный, видимый, изменяющийся, второй – истинный (у Платона используется именно слово «алетейа») – мир идей, мир вечный, неизменный.
4) Слово «алетейа» у Платона употребляется и в значении «подлинность».
Так что, объединив эти значения, мы увидим, что Иисус Христос сказал Понтию Пилату:
«Я свидетельствую не о том, о чем спорят, оттачивая языки, философы мира сего, блуждая по замкнутому кругу. Я не скрываю что-то, не показываю только то, что хочу, но говорю настоящую правду. Правда моя вечна, непреходяща, неизменна, абсолютна. Она подлинна. И если ты, Понтий Пилат, действительно хочешь ее найти, то ты услышишь и поймешь Меня».
И что ответил Понтий Пилат Иисусу Христу? Он спросил: «Что есть истина?» – и ушел.
Вопрос явно риторический. Вопрос, на который Понтий Пилат и не ожидал ответа. Но существует ли ответ на этот вопрос? Да, существует. Нужно только задать точнее сам вопрос и спросить: «КТО есть истина?» Истина есть Иисус Христос. Он Сам сказал об этом: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6).
К Понтию Пилату на суд привели Личность. И Понтий Пилат должен был пойти на сближение с Ней. У замечательного русского юриста и адвоката А. Ф. Кони есть следующее высказывание: «Ни один настоящий адвокат не станет защищать, и ни один порядочный прокурор не станет обвинять, пока он не постигнет сам для себя личность обвиняемого».
Мог ли постигнуть Понтий Пилат Личность Христа? Мог. Почему он не сделал этого? Он боялся. Он боялся, что если Он постигнет Личность Христа, то тогда придет конец его карьере, конец спокойной жизни.
И он вышел от Иисуса Христа. Он вышел затем, чтобы не видеть эту Личность. Он пытался спасти Иисуса Христа от распятия, но когда он услышал: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю», – он сломался. Он оставил за собой право сломаться, когда, отвернувшись от Иисуса Христа, пробурчал: «Что есть истина?»
«Что есть истина?» Удобный вопрос, не так ли? Я порядочный человек. Я хочу жить спокойно, в моей жизни было уже достаточно битв, достаточно волнений. Я не хочу никому делать зла. Я стремлюсь к самосовершенствованию. Читая умные книги, я часто спрашивал себя: “Что есть истина?” – и не находил ответа. И раз я честно ищу, и честно не нахожу ответа, значит я сделал все, что мог, и меня не мучает моя совесть. И мне это очень нравится.
Но рано или поздно, Понтий Пилат, к тебе приведут избитого Иисуса Христа и скажут: «Распни Его». Что тогда? Что произойдет, когда Истину, которую ты искал всю жизнь, к тебе приведут избитую и связанную? Захочешь ли ты тогда честно принять ее, или, не желая вносить в свою жизнь беспокойство и неудобства, пробурчишь: «Что есть истина?» И убежишь. Хочешь честно, Пилат? Ты сразу догадался, Кто перед тобой. Ты ведь умный человек, ты начал понимать, что это за Царь. Но ты не хотел этого понимать, Пилат. Ты боялся этого. Ты хотел спокойствия. Но спокойствия больше не будет. Ты сильно просчитался.
Рано или поздно к каждому из нас приводят Иисуса Христа. Приводят связанного, избитого. Такого, каким мы видим Его в 18 главе Евангелия от Иоанна. Мы сразу спрашиваем Его, почти уверенные в ответе: «Ты – Царь?»
И Он отвечает: «Ты говоришь, что я Царь». А дальше… Давайте не будем задавать ему риторического вопроса Пилата. Давайте спросим Его:
«Ты есть истина?»
И Он ответит: «Ты говоришь, что Я – истина».
А. Волков
Газета «Сокрытое Сокровище» № 4 (120) апрель 2007 г.
Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге и, по мнению критиков, осталась неоконченной. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.
В центре картины — Христос и два разбойника. Каждый персонаж картины наделён своими чертами характера. Так, автор ведёт диалог со зрителем, тонко намекая на происходящее и рассказывая о настроении каждого из героев. Сына Божьего одолевает отчаянье, он заламывает себе руки. Его глаза закрыты, а голова невольно откинулась назад.
Из-за спины Иисуса выглядывает преступник со связанными руками. Он приоткрыл рот, а глаза сами собой расширились от ужаса. Справа стоит юноша, в прошлом разбойник, теперь — мученик, который печально отвернулся. Невольно замечаешь, как автор противопоставляет своих персонажей. Все фигуры неподвижны, будто замерли в ожидании неизбежности.
Слева, в поле зрения возникает деспотичная рука, которая подаёт сигнал к началу казни. Фигура Иисуса излучает безнадёжность, он предчувствует долгую и мучительную смерть. У его ног уже положили крест. Николай Ге предельно точно показал, как Христа предали и отправили на позорную казнь. Художник всем своим естеством понимал, что Сына Божьего казнили несправедливо. Задача, которую автор поставил перед собой, донести до зрителя, что Христос, своим поступком, искупил грехи всего рода людского и подарил человечеству шанс на спасение, пожертвовав своей жизнью.
Ге упрекали за пренебрежительное отношение к форме и злоупотребление контрастными красками. Возможно, это был единственный приём, способный выразить чувства художника.
Ге писал характерными широкими мазками и не боялся использовать диаметрально противоположные цвета в своих полотнах. Его воодушевила идея с нравственными характеристиками, а не религиозным подтекстом. Поэтому он изобразил Христа, как символ самоотречения, во имя спасения людских душ. Николай Ге всю жизнь надеялся, что благодаря искусству человечество опомнится, а мир — исправится.
Николай Ге
Николай Николаевич Ге русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен
27 февраля 1831 (180 лет назад) — 13 июня 1894
Он всегда искал истину, нередко думал,
что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…
Г. Мясоедов
Судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина «»Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.
Николай Николаевич Ге родился (15) 27 февраля 1831 года в семье помещика в Воронеже. Для обучения Николай сначала выбрал физико-математический факультет, проучившись год в Киевском университете и год в Петербургском.
«Саул у Аэндорской волшебницы» эскиз 1856
Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово. Он поступил в академию художеств, проучился там семь лет, а в 1857 году за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.
«Ахиллес, оплакивающий Патрокла» 1855
«Суд царя Соломона» 1854
«Разрушение Иерусалимского храма» 1858 г.
«Христос в синагоге» 1868 г.
Смерть Виргинии. 1857-1858. Эскиз неосуществленной картины. 1857-1858. Холст, масло. 43 х 57.
Сюжет взят художником из истории Античного Рима. Децемвир Аппий Клавдий, один из коллегии десяти законодателей, воспылал тайной страстью к дочери уважаемого центуриона. Он задумал хитростью овладеть ею и сговорился с одним из тех, кто от него зависел, что тот заявит, будто девушка эта ранее была рабыней, и приведет обвиняемую к Аппию, который вынесет приговор в пользу своего сообщника. Но прежде чем ее увели, явившийся отец Виргинии схватил в лавке мясника нож и заколол ее. Эскиз неосуществленной картины.
«Возвращение с погребения Христа» 1859 г. Эскиз
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Лук.23:50-56
В 1858 году в Риме состоялась встреча Ге с А. А. Ивановым и его картиной „Явление Христа народу“. Творение Иванова оказало на Ге серьезное влияние, что вскоре проявилось в эскизе „Возвращение с погребения Христа“.
За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья.
«Голова Апостола Андрея» Начало 1860-х
«Голова Иуды» этюд к картине «Тайная вечеря» 1863
«Тайная вечеря» 1863
В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Картина была явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи.
На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.
«Сорренто» 1869
«Флоренция» 1864
«В Гефсиманском лесу» 1869
«Иуда» 1870–1880-е гг
«Вестники воскресения» 1867
Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1871
«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»
«Пущин у Пушкина в Михайловском» 1875
На рубеже 1870-х и 1880-х Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).
Живопись Ге претерпела разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма.
Н.Н. Ге – один из самых своеобразных и значительных русских художников второй половины 19 века. В его творчестве нашли отражение прежде всего морально-этические проблемы, волновавшие передовую русскую интеллигенцию того времени. Н. Ге продолжал традиции Александра Иванова, верившего в преобразующую человека силу искусства. По своим взглядам на современную жизнь Ге был близок И.Н. Крамскому и Л.Н. Толстому. Назвав одну из своих картин «Что есть истина?», художник показал, что стремится ставить перед собой самые сложные вопросы, волнующие человечество на протяжении веков. В поисках ответа Ге обратился к сюжетам, взятым из Евангелия. Картины «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие» вызывали у зрителей самые разные отзывы – от восторженных до крайне отрицательных. Они волновали, заставляли размышлять, и это было главное.
Внук французского эмигранта, Н.Ге детство и юность провел на Украине. Учился будущий художник на математическом факультете Киевского, а затем Петербургского университетов. В 1850 году Ге поступил в Академию художеств в мастерскую профессора П.В. Басина. В Национальном Художественном музее находится картина «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» (х.,м.147,5х172,5.Справа внизу: Николай Ге. 1855. Приобр. в 1957г. у частного владельца), написанная в годы учебы в 1855году. Следуя классической традиции академической школы, Ге обращается к сюжету из «Илиады» Гомера.
Патрокл пал в битве, сраженный рукой Гектора. В скорбно-торжественной позе со слезами на глазах склонился над телом любимого друга Ахиллес. Рядом с ложем стоит божественно-прекрасная богиня Фетида – мать Ахиллеса, принесшая сыну новые, выкованные Гефестом, великолепные золотые доспехи. С большим мастерством Ге выписывает вооружение древнегреческих воинов. Героические характеры, барельефная композиция, локальная система колорита являют нам образец академической картины, за которую Н. Ге была присуждена малая золотая медаль.
Закончив Академию художеств, Н.Ге отправился в заграничное путешествие. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Риме была задумана картина «Смерть Виргинии». В собрании музея находится этюд к ней – «Римлянка» (1857. Этюд для неосуществленной картины «Смерть Виргинии» на сюжет одноименной трагедии В.Альфиери. х.,м. 58х42,5. Слева внизу: 1857. Римъ. Н.Ге; ниже: n2. Приобр. в 1959г. у частного владельца. РЖ-590). На нем изображена итальянская девушка с живыми черными глазами, одетая в синий, украшенный красными лентами корсаж. Этюд написан мастерски, широко и свободно, в нем сияет солнце Италии, пленившей не одного русского художника. Очарованию этой страны покорялись С.Щедрин, О.Кипренский, К.Брюллов В этюде чувствуется несомненное влияние «великого Карла», под впечатлением картин которого находились тогда многие молодые художники. Солнце и воздух Италии оказали на Н. Ге благотворное влияние, высветлив и обогатив его цветовую палитру. В Италии созрел замысел картины «В Гефсиманском саду».
Образ Христа привлекал внимание художников во все времена. В русском искусстве второй половины 19 века к нему обращались И.Крамской, В.Поленов, М.Нестеров. Каждый художник по-своему понимал и воплощал этот образ. Н.Ге в Христе искал высокий этический идеал, видел в нем прежде всего человеческую, а не божественную природу.
В собрании музея находится этюд мужской головы («Мужская голова». 1868. Флоренция. Этюд для картины «В Гефсиманском саду» 1869г., находящейся в ГТГ. Х.,м.54,5х43,1. Справа внизу: Александру Авакумову Куринному отъ Ник. Ге. Приобр. у частного владельца в 1957г. РЖ-27). Лицо изображенного на этюде человека покоряет огромной внутренней силой, его глаза проницают душу. Перед нами пророк, знающий все тайны и глубины человеческой природы. Созданный Ге образ Христа полон драматизма. Яркий контраст света и тени, выдержанная в коричневых тонах цветовая гамма придает ему особую выразительность.
«Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад» Эскиз. 1888 ГТГ
Н.Ге обращался не только к религиозным сюжетам. Его картина «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» стала заметным явлением в русской исторической живописи второй половины 19 века. Н. Ге был талантливым портретистом, им созданы замечательные портреты знаменитых современников художника – А.И. Герцена и Л.Н. Толстого. Всю жизнь Н. Ге мучительно искал идеал нравственности и добра. Его духовные запросы были чрезвычайно высоки, и это придавало его творчеству напряженный, романтический характер, отвечавший самым насущным требованиям времени.
(1) 13 июня 1894 года художник умер на своем хуторе.
«Что есть истина ?» 1890
«Суд Синедриона. Повинен смерти!» 1892
«Суд Синедриона» входил в поздний «страстной цикл» художника. Картина была запрещена к экспозиции президентом Императорской академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, и Ге увез ее в свое имение. После кончины художника его сын переправил две последние работы отца, в том числе «Суд Синедриона», Льву Толстому в Ясную Поляну. Снятые с подрамника полотна были обернуты в газетную бумагу, и типографский шрифт отпечатался на картинах. Дочь Толстого Татьяна Сухотина-Толстая сумела только частично удались фрагменты газеты из полотна. В 1897 году «»Суд Синедриона» был передан в дар Третьяковской галерее, годом позже он был на время помещен в экспозицию, а затем перенесен в запасники.
Реставрация картины в новейшее время потребовала многих лет. Итоги работы, в том числе рентгенограммы и макрофотографии, будут показаны вместе с полотном на выставке в Третьяковке.
«Голгофа» 1893
«Христос и разбойник» 1893
«Голова распятого Христа» 1892-1893
» Распятие» 1892
«Распятый Христос» 1893
«Совесть»(Иуда) 1891
Толстой писал художнику в феврале 1894 года: „То, что картину сняли, и то, что про нее говорили,— это очень хорошо и поучительно. В особенности слова „это бойня“. Слова эти все говорят: надо, чтобы была представлена казнь, та самая казнь, которая теперь производится так, чтобы на нее было так же приятно смотреть, как и на цветочки. Удивительная судьба христианства! Его сделали домашним, карманным, обезвредили его, и в таком виде люди приняли его, и мало того, что приняли его, привыкли к нему, на нем устроились и успокоились. И вдруг оно начинает развертываться во всем своем громадном, ужасающем для них, разрушающем все их устройство значении… Снятие с выставки — ваше торжество“.
» Распятие» 1892 г. Музей д’Орсэ, Париж
Художник Николай Ге о картине:
— Я долго думал, зачем нужно распятие… — для возбуждения жалости, сострадания — оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…