Содержание
В 1977 году опальный советский поэт написал стихотворение о святых Борисе и Глебе. Прочитайте его!
Четыре года войны, пять лет лагерей и более двадцати лет изгнания из литературы выпали на долю поэта Бориса Чичибабина. Но писать стихи он не переставал даже в самые тяжелые времена. В проекте «50 великих стихотворений» — одно из самых известных и лучших стихотворений автора.
***
Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.
Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.
Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Исторический контекст
Стихотворение «Ночью черниговской…» было написано в 1977 году. Это был период, когда Борис Чичибабин претерпевал многолетнее забвение, будучи исключенным из Союза писателей СССР и запрещенным для публикации в стране. Но несмотря на мощное идеологическое давление, поэт оставался верен своим художественным взглядам и не переставал писать. В эти годы он написал стихотворение, которое многие современники и исследователи считали лучшим произведением поэта. Философ Григорий Померанц, хорошо знавший Чичибабина, вспоминал: «Последние годы Борис часто читал эти стихи. Они стали для него самого словесной иконой…»
Автор
Настоящая фамилия поэта Бориса Алексеевича Чичибабина (1923–1994) — Полушин. Псевдоним «Чичибабин» был взят в честь двоюродного деда со стороны матери — академика Алексея Евгеньевича Чичибабина, известного учёного-химика.
Чичибабин был родом из офицерской семьи. В юности он увлекался историей и в 1940 поступил на исторический факультет Харьковского университета. Однако в начале войны, в 18 лет, он был призван в армию, где служил солдатом минометной роты на Закавказском фронте (там же служил еще один будущий известный поэт — Булат Окуджава).
После войны Чичибабин поступил в тот же университет, но уже на филологический факультет, где не только писал стихи, но и «издавался» особым образом. «Покупалась школьная тетрадка, разрезалась вдоль пополам, а потом еще перегибалась вдоль опять пополам. Получалась такая узенькая книжечка, где он своим мелким, изумительно разборчивым почерком, писал свои стихи». Именно в таком виде стихи распространялись среди однокурсников. Однако уже в 1946 году молодой поэт был арестован и осуждён на 5 лет лагерей за якобы «антисоветскую агитацию» в своих стихотворениях (что было в них на самом деле — неизвестно). Сам Чичибабин вспоминал: «Когда меня спрашивают: за что? — я отвечаю: ни за что, как многие в те времена…»
В тюрьме он продолжал писать стихи. Однако о лагере старался позже не вспоминать: «Когда приходится попадать в компанию бывших лагерников, я чувствую себя среди них самозванцем — ничего не помню. У меня была надежная внутренняя защита, как бы “внутренний монастырь”: мои мечты, книги, стихи, моя духовная свобода, этим я и жил».
Однажды, отвечая на вопросы анкеты, Чичибабин написал, что его любимое занятие «совершать героические поступки». На пункт «Ваше представление о счастье» он ответил: «Любить». А когда нужно было написать, «что для него несчастье», он ответил: «О несчастье не имею ни малейшего представления».
В 50-х годах его стихотворения распространялись в рукописном виде и были известны немногим. Однако в 60-е, во время массового увлечения поэзией, Чичибабин стал выступать на поэтических вечерах, печататься (хотя, по словам самого поэта, его «главные» стихи все равно не пропускала советская цензура) и руководить литературной студией. Но вскоре ее закрыли: поводом послужили занятия по творчеству «неблагонадёжного» Пастернака. После этого, не имея достаточных средств к существованию, Чичибабин устроился на конторскую работу в трамвайно-троллейбусное управление, где проработал целых 23 года. В 1973 году снова за «неугодные» стихотворения его исключили из Союза писателей (членом которого он являлся с 1966 года). Несмотря на то, что в тюрьму он в этот раз не попал, Чичибабин оказался на двадцать с лишним лет «отлучен» от литературы. Его вовсе перестали печатать:
«В тихом шелесте читален
Или так, для разговорца,
Глухо имя Чичибабин.
Нет такого стихотворца».
Только в конце 1980-х, в годы перестройки, Чичибабин возвращается в большую литературу: его снова печатают, восстанавливают в Союзе писателей, поэт выступает по радио и телевидению. В 1990 году за книгу «Колокол» поэту вручили Государственную премию СССР и премию имени Сахарова «За гражданское мужество». Однако это счастливое возвращение продлилось совсем недолго: 15 декабря 1994 года поэт скончался.
Произведение
Стихотворение «Ночью черниговской…» создано Борисом Чичибабиным под впечатлением от иконы XIV века святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которая сейчас хранится в Третьяковской галерее и происходит из Успенского собора Московского Кремля.
На иконе первые русские святые изображены скачущими на конях, один из которых темного окраса, а другой — красного. Под копытами коней — горки, свойственные иконописной традиции, которые символизируют высоту духовного совершенства. В правой руке у каждого князя длинное копье с небольшим знаменем. В правом верхнем углу иконы, «на небе», располагается фигура Господа, благословляющая братьев.
Икона, изображающая Бориса и Глеба скачущими на конях, — особый тип иконографии святых братьев, который получил распространение на Руси в XIV веке (ранее иконы изображали святых князей по-другому — без коней и в богатых княжеских одеждах). Первые иконы святых Бориса и Глеба предназначались для церквей, построенных в их честь во многих городах Руси, среди которых был и Чернигов. Скорее всего, отсюда у Чичибабина возник образ «черниговской ночи».
Середина XIV в. Псков. Государственная Третьяковская галерея
В истории гибели князей поэта увлекли христианские идеи жертвенной любви, спасения и мученичества за веру: «Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти. Мук не приявший вовек не спасется». Хоть и «плачет Господь», но жертва должна свершиться: святые братья последовали примеру Иисуса Христа, «иже положи душу свою за люди своя».
«Бог-Вседержитель с лазоревой тверди ласково стелет под ноженьки путь им» — здесь Чичибабин пишет о Господнем благословении Бориса и Глеба на их духовный подвиг — жертвенное смирение перед лицом смерти от руки брата. Их подвиг мученичества основывается на Христовой заповеди о любви. Братья не пожелали силой настоять на своем земном княжеском праве, предпочтя земному царствованию «царствие небесное». Еще преподобный Нестор Летописец в своем «Чтении о Борисе и Глебе» (1080-е годы) подчеркивал миролюбие святых братьев не только в смысле повиновения брату, но и как заботу о сохранении мира между всеми подданными. Борис и Глеб предпочли умереть, чтобы предотвратить дальнейшую борьбу за власть и связанную с этим гибель людей. Об этом же пишет и Чичибабин («чад упасая от милостынь братских»).
Образ Святополка Окаянного, брата Бориса и Глеба, дан Чичибабиным в традициях древнерусской литературы: он, злодей и убийца, противопоставлен своим добрым и безвинным братьям. Фигура Святополка замечательно иллюстрирует отношение Чичибабина к злодеям-грешникам: «Согласно Божьим заповедям, нужно, должно ненавидеть грех и любить грешников… противиться злу и любить носителей зла, любить злодеев, любить в них людей, наших братьев и сестер. Я знаю, что это так, знаю, что так нужно и должно, но понять это ни умом, ни сердцем не могу… Я не могу любить убийцу, мучителя, насильника, не могу отделить их страшных дел, их злодейств от них самих…».
«Бездомный художник, бражник и плужник по имени Леха» — это один из ближайших друзей Чичибабина, художник, актер и музыкант Леонид “Леха” Пугачев. Некоторые исследователи утверждают, что он задумывал написать копию той самой иконы Бориса и Глеба 1340-х годов. Скорее всего, об этом знал и Чичибабин, который в свою очередь написал свою «словесную» икону, опираясь на древнее изображение святых.
Интерес поэта к христианским темам и сюжетам неслучаен. Чичибабин вспоминал, что в годы официального запрета его поэзии, он и его товарищи «искали Бога». Вдова поэта Лилия Семеновна также отмечала, что стихи мужа отражали «трагический путь общества», несли «отпечаток внутренней свободы, нравственного поиска и ответственности человека перед Богом».
Лилия Карась-Чичибабина и Борис Чичибабин. 1968 год
Григорий Померанц утверждал: «В стихах Бориса Чичибабина, во всей их безыскусственности нет стилизации под святость, но есть то, что составляет самую ее суть: любовь. Любовь как счастье разделенного чувства и любовь как готовность душу свою отдать за ближнего…»
* * * Для счастья есть стихи, лесов сырые чащи и синяя вода под сенью черных скал, но ты в сто тысяч раз таинственней и слаще всего, что видел взор и что рассудок знал. Когда б мне даровал небесный аксакал джорджоневский закал, заманчивый и зрящий, то я б одну тебя бросал на холст горящий, всю жизнь тебя для всех лепил и высекал. Почто из тьмы один лишь я причастен к чуду? Есть лучшие, чем я. С кем хочешь и повсюду будь счастлива. А я, хвала твоим устам, уже навек спасен, как Господом католик. По капле душу пей томливыми, с которых еще не отжурчал блаженный Мандельштам. 1971 Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой.
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.
Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.
Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник,
бражник и плужник по имени Леха.
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба. 1977 Таллинн У Бога в каменной шкатулке
Есть город темной штукатурки,
Испорошившейся на треть,
Где я свое оставил сердце —
Не подышать и насмотреться,
А полюбить и умереть.
Войдя в него, поймете сами,
Что эти башенки тесали
Для жизни, а не красоты.
Для жизни — рынка заварушка,
И конной мельницы вертушка,
И веры тонкие кресты.
С блаженно-нежною усмешкой
Я шел за юной белоснежкой,
Былые горести забыв.
Как зябли милые запястья,
Когда наслал на нас ненастье
Свинцово-пепельный залив.
Но доброе средневековье
Дарило путников любовью,
Как чудотворец и поэт.
Его за скудость шельмовали,
А все ж лошадки жерновами
Мололи суету сует…
У Бога в каменной шкатулке
Есть жестяные переулки,
Домов ореховый раскол
В натеках смол и стеарина
И шпиль на ратуше старинной,
Где Томас лапушки развел.
За огневыми витражами
Пылинки жаркие дрожали
И пел о Вечности орган.
О город готики Господней,
В моей безбожной преисподней
Меня твой облик настигал.
Наверно, я сентиментален.
Я так хочу вернуться в Таллинн
И лечь у вышгородских стен.
Там доброе средневековье
Колдует людям на здоровье —
И дух не алчет перемен.
1970
Чичибабин (наст.фамилия Полушин) Борис Алексеевич.
(9.01.1923г., г.Кременчуг — 15.12.1994г., г.Харьков, Украина) — русский поэт.
Вся его жизнь прошла на Украине, за исключением 5 лет ГУЛАГа. В 1940г. окончил школу и поступил на исторический факультет ХГУ. Война прервала учебу, и с 1942 по 1945гг. Чичибабин проходил воинскую службу в Закавказском военном округе. В 1945г. демобилизовался и поступил на филологический факультет Харьковского университета. Сдавал экзамены за 1 и 2 курс, но в июне 1946г. был арестован в Харькове, отправлен на Лубянку в Москву, а оттуда (через Лефортовскую тюрьму) в Вятлаг (Кировская область, Россия). Освобожденный в 1951г., зарабатывал на жизнь случайными работами, пока не окончил в 1953г. бухгалтерские курсы. До 1962г. работал бухгалтером.
В 1963г. одновременно в Москве и в Харькове выходят сборники его стихотворений. В них, как и в вышедших затем в Харькове до 1968г. двух сборниках, отсутствуют главные его стихи, кроме того, многие изуродованы цензурой. С 1964 по 1966гг. руководил литературной студией, которая была закрыта в 1966г. по идеологическим соображениям. Чичибабин вынужден был снова устраиваться на конторскую работу и с 1966 по 1989гг. работал в Харьковском трамвайно-троллейбусном управлении в должности экономиста-товароведа. В 1966г. был принят в Союз Писателей СССР.
С 1968г., пережив сильный духовный кризис, решает писать так, как ему диктует совесть, не считаясь с усиливающимся идеологическим прессом, оставляя сознательно всякую надежду быть опубликованным при жизни. Правда, в московском «самиздате» в 1972г. вышел сборник его стихотворений. Следствием этого было исключение Чичибабина из СП СССР в 1973г. и замалчивание его имени в течении пятнадцати лет.
Перестройка вернула Чичибабина читателю. С 1987/88гг. подборки стихотворений публикуются в литературных газетах и журналах. Читатель заново знакомится с Чичибабиным по публикациям о нем, по интервью с ним. Проходят творческие вечера поэта в разных городах. Чтение Чичибабиным своих стихотворений незабываемо. В 1989г. на фирме «Мелодия» вышла авторская пластинка «Колокол».
Поэзия Чичибабина, отразившая трагический путь общества, несет отпечаток внутренней свободы, нравственного поиска и ответственности человека перед Богом. В творчестве Чичибабина органически переплелись философская, гражданская, любовная и пейзажная лирика. Чичибабин — поэт сложной и богатой стиховой культуры, вобравшей лучшие традиции русской поэзии. Родившись на Украине, он был крепко связан с ее историей, знал, любил и ценил украинскую поэзию, которая стала одним из источников его творчества.
В 1990г. за книгу «Колокол» поэт удостоен Государственной премии СССР. В 1993г. Литературно-общественное движение «Апрель» наградило Чичибабина премией имени А.Д.Сахарова «За гражданское мужество писателя».
Советский поэт Борис …
Также слово является ответом на вопросы:
- Переводчик сказки про Винни-Пуха и всех-всех-всех.
- «Главу, в которой Кристофер Робин устраивает торжественный Пиргорой», он перевёл на русский лишь в 1990 году, через тридцать лет после остальных.
- Кто написал детскую сказку про то, как КОТ и КИТ поменялись местами?
- Российский писатель, автор книг сказок «Русачок», «Добрый носорог», «Жил-был Фип», «Мартышкино завтра».
- Российский писатель, автор книг стихов для детей «Считалия», «Если мне подарят лодку», «Кто на кого похож».
- Российский писатель, автор книг стихов для детей «Моя вообразилия», «На задней парте», «Никто и другие», «Школа для птенцов».
- Российский писатель, автор книг пьесы для детей «Очень умные игрушки».
- С его Считалией и Вообразилией многие из вас познакомились в детстве
- Советский поэт (перевел книги «Алиса в стране чудес», «Винни-Пух…»)
- Переводчик сказки про Винни-Пуха и всех-всех-всех
- Российский писатель, автор книг сказок «Русачок», «Добрый носорог», «Жил-был Фип», «Мартышкино завтра»
- Российский писатель, автор книг стихов для детей «Считалия», «Если мне подарят лодку», «Кто на кого похож»
- Российский писатель, автор книг стихов для детей «Моя вообразилия», «На задней парте», «Никто и другие», «Школа для птенцов»
- Российский писатель, автор книг пьесы для детей «Очень умные игрушки»
- Кто перевел ВинниПуха?
- Советский поэт и сказочник
Борис Чичибабин. Стихотворения разных лет.
На главную | О проекте
Подборка подготовлена Светланой Буниной.
«Кончусь, останусь жив ли
»
Махорка
Еврейскому народу
Кай
Битва
«Пока хоть один безутешен влюбленный
»
«И опять тишина, тишина, тишина
»
«А! Ты не можешь быть таким, как все
»
Рашид Оптимисович
«Я отвык от хорошо одетых женщин
»
«А я не стал ни мстителен, ни грустен
»
«Апрель а все весна не сладится
»
Клянусь на знамени веселом
Автобиография
«Поэт что малое дитя
»
«До гроба страсти не избуду
»
«Когда весь жар, весь холод был изведан
»
Пастернаку
Ода русской водке
«Нам стали говорить друзья
»
Молитва
Тарас
Приготовление борща
Верблюд
«Январь серебряный сержант
»
«Я слишком долго начинался
»
«Меня одолевает острое
»
«Как стали дни мои тихи
»
Черное пятно
«Живу на даче. Жизнь чудна
»
«Когда трава дождем сечется
»
«Сними с меня усталость, матерь Смерть
»
«Уходит в ночь мой траурный трамвай
»
«В январе на улицах вода
»
«И вижу зло, и слышу плач
»
Колокол
А. И. Солженицыну
Сожаление
«Жизнь кому сито, кому решето
»
«Тебе, моя Русь, не Богу, не зверю
»
«Больная черепаха
»
Проклятие Петру
Таллинн
«Деревья бедные, зимою черно-голой
»
«Дай вам Бог с корней до крон
»
Памяти А. Твардовского
(М. Рахлиной) «Марленочка, не надо плакать
»
Церковь в Коломенском
«Не веря кровному завету
»
«Опять я в нехристях, опять
»
«С Украиной в крови я живу на земле Украины
»
Судакские элегии
«Стою за правду в меру сил
»
«Нехорошо быть профессионалом
»
Чуфут-кале
«Как страшно в субботу ходить на работу
»
Чернигов
«Пребываю безымянным
»
«Сбылась беда пророческих угроз
»
Ода воробью
Элегия февральского снега
«Ночью черниговской с гор араратских
»
«Я плачу о душе, и стыдно мне, и голо
»
«Между печалью и ничем
»
Искусство поэзии
«Мне снится грусти неземной
»
«Я почуял беду и проснулся от горя и смуты
»
«Не говорите
»
Пушкин и Лермонтов
«Покамест есть охота
»
«Я на землю упал с неведомой звезды
»
«О, дай нам Бог внимательных бессонниц
»
Признание
9 января 1984 года
Элегия о старом диване
«Не каюсь в том, о нет, что мне казалось бренней»
«Сколько вы меня терпели!..»
Московская ода
«Когда я был счастливый
»
Посмертная благодарность А. А. Галичу
«Спокойно днюет и ночует
»
«В лесу соловьином, где сон травяной
»
«В лесу, где веет Бог, идти с тобой неспешно
»
Групповой портрет с любимым артистом и скромным автором в углу
Плач по утраченной родине
А я живу на Украине
«Я родом оттуда, где серп опирался на молот
»
«Взрослым так и не став, покажусь-ка я белой вороной
»
Ода одуванчику
«История давеча вскрыла следы
»
Когда мы были в Яд-Вашеме
«Вновь барыш и вражда верховодят тревогами дня
»
Из «сонетов любимой» (19691975, 1993)
«А как же ты, чей свет не опечалю
»