Не разберетесь, как писать «богодельня» или «богадельня»? Чтобы сделать правильный выбор, нам стоит проследить происхождение этой лексемы. Давайте вместе воспользуемся этимологическими словарями и выясним, какой вариант является правильным.
Содержание
- Как правильно пишется
- Какое правило применяется
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
- богадельня
- ЧТО ТАКОЕ БОГАДЕЛЬНЯ И ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДОМА ПРЕСТАРЕЛЫХ
- Русская Православная Церковь
- Богадельня имени Цесаревича Алексия
- Что такое богадельня? Значение слова
- Значение слова «богадельня»
- Первые приюты в России
- При Петре I
- XIX век
- Свято-Спиридоньевская богадельня
- Дом престарелых
- Европа
- Богадельня
Как правильно пишется
Норме правописания отвечает вариант написания существительного с гласной «а» во втором слоге – богадельня.
Какое правило применяется
Сложность в этом слове представляет вторая безударная гласная, стоящая в корне существительного. Современными методами проверить эту букву не получится, так как мы не подберем слова с тем же корнем и ударением на нужной нам гласной. Но нам поможет этимология. Существительное было образовано от церковнославянского сочетания «бога деля», которое в современном виде выглядело бы как «бога для», то есть «бога ради». Как видим, гласная «а» сохраняется от словоформы «бога». Поэтому выбираем вариант написания с гласной «а».
Примеры предложений
- В этом здании после войны разместилась богадельня.
- Такое ощущения, что я попала в богадельню.
Проверь себя: «Собирать» или «соберать» как пишется?
Как неправильно писать
Во втором слоге этого существительного нельзя писать гласную «о» – богодельная.
богадельня
Значения в других словарях
- богадельня — Богаде́ль/н/я. Морфемно-орфографический словарь
- Богадельня — (от слов Бога дела, т. е. для Бога) — богоугодное заведение для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для котор. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- богадельня — орф. богадельня, -и, р. мн. -лен Орфографический словарь Лопатина
- Богадельня — Благотворительное учреждение. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * (божедомка). Приют для престарелых и нетрудоспособных. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
- богадельня — БОГАДЕЛЬНЯ, -и, ж. Ирон. Любое заведение (напр. кинотеатр, ресторан и т. п.), преимущественно невысокого разряда. Толковый словарь русского арго
- богадельня — БОГАДЕЛЬНЯ -и; мн. род. -лен, дат. -льням; ж. 1. В России до 1917 г.: дом для престарелых и инвалидов. Жить в богадельне. Старообрядческая б. 2. Ирон. Об учреждении, в котором сотрудники заняты малоинтересной рутинной работой. Толковый словарь Кузнецова
- богадельня — (в значении «дом для бедных и немощных») Русское образование из сочетания бога деля (бога ради), где деля – предлог, в современном языке имеющий форму для. Этимологический словарь Крылова
- Богадельня — 1) в дореволюционной России благотворительное (частное или общественное) учреждение для призрения престарелых или неспособных к труду. 2) В переносном смысле — никчемное, бездеятельное учреждение или организация. Большая советская энциклопедия
- богадельня — богадельня I ж. устар. Приют для престарелых и инвалидов. II ж. разг. Учреждение, предприятие, где есть возможность бездельничать. Толковый словарь Ефремовой
- богадельня — БОГАД’ЕЛЬНЯ, богадельни, род. мн. богаделен, ·жен. (от ·церк.-слав., бога деля — для бога). 1. Благотворительное учреждение для призрения инвалидов (·дорев. ). 2. Бездеятельное учреждение (ирон.). Разве можно вести работу в этой богадельне! Толковый словарь Ушакова
- богадельня — Искон. Суф. производное на базе (подайте) бога деля «ради бога», ср. христарадничать «попрошайничать». Буквально «благотворительное заведение для нищих». См. бог, для. Этимологический словарь Шанского
- богадельня — БОГАДЕЛЬНЯ ж. (от делать или от деля, для) заведение для призора дряхлых, увечных и неисцелимых нищих; божий дом, божий приют. Бей челом в тюрьме, да в богадельне. Богадельню построишь и то на весь мир не угодишь. Толковый словарь Даля
- богадельня — БОГАДЕЛЬНЯ, и, род. мн. лен, ж. 1. Приют для стариков, инвалидов. Б. при монастыре. 2. перен. О месте, учреждении, где люди бездеятельны, не оправдывают своего назначения (разг. ирон.). Развели богадельню. | прил. богаделенный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
- богадельня — -и, род. мн. -лен, дат. -льням, ж. В дореволюционной России: благотворительное учреждение для призрения инвалидов или престарелых. || разг. ирон. Об учреждении, в котором много бездеятельных и неспособных людей. Малый академический словарь
- БОГАДЕЛЬНЯ — БОГАДЕЛЬНЯ — в России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. В переносном смысле, ироническое — о каком-либо учреждении, организации, где много бездеятельных и неспособных людей. Большой энциклопедический словарь
- богадельня — богаде́льня «дом призрения бедных», производное от цслав. бога дѣля «бога ради». Ср. др.-русск. богадѣльныи «pro Deo institutus vel curatus, основанный в религиозно-благотворительных целях»; см. Срезн. I, 125 и сл. Ср. сербохорв. Этимологический словарь Макса Фасмера
- богадельня — сущ., кол-во синонимов: 10 богаделенка 4 богодельня 3 божий дом 4 божий приют 4 витальня 1 герокомия 2 заведение 42 приют 32 птоходохий 1 странноприимный дом 3 Словарь синонимов русского языка
ЧТО ТАКОЕ БОГАДЕЛЬНЯ И ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДОМА ПРЕСТАРЕЛЫХ
– Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых?
– Ничем не отличается, но мы надеемся, что это будет богоугодное заведение, то есть обитель христианского духа.
Так ответил священник, настоятель храма при котором такая богадельня существует. А как думаете вы, должна ли быть какая-то разница? И в чем именно проявляется богоугодность этого заведения?
Богадельня, учрежденная осенью 1994 года православным братством святителя Филарета Московского и общиной храма Всех святых, что в Красном Селе, имеет вполне светское официальное наименование – центр социальной защиты. Да и внешне она выглядит совсем обычно – пятиэтажное кирпичное здание в центральной части Москвы. Внутри тоже ничего необыкновенного не обнаруживается – все чистенько и просто. На каждого человека – жилая комната и полный санузел. В комнате столик, кровать, стул, полочка для книг. Работают здесь сестры, повара, есть директор, комендант.
В общем, так вполне мог бы выглядеть нормальный дом престарелых. Хотя, если быть точным, различия все-таки есть: живущие здесь бабушки именуются насельницами, матушками, комнаты – кельями, повсюду иконы, а до храма – от силы сотня шагов. Но многое ли меняется от того, что столовую назовут трапезной?
Конечно, все эти названия – только форма, но форма, выражающая реальное и очень глубокое отличие богадельни от любого другого подобного заведения типа дома инвалидов или престарелых. Именно подобного. Потому что дело не в противопоставлении: здесь хорошо, там плохо; здесь персонал добрый и внимательный, там – все бессердечные хапуги; здесь покормят, помоют и поговорят, там – разве что оборут бесплатно. Есть масса замечательных государственных и частных заведений. И все-таки…
Любой самый лучший дом престарелых ставит задачу обеспечить своим жильцам нормальное существование, достойную старость, окружить их заботой, которую, быть может, отказались взять на себя их родные. И поэтому так или иначе, во главе угла оказывается материальное благополучие, комфорт, возможность как можно дольше радоваться жизни, быть кому-то нужным, сохраняя активность и независимость.
А для человека, ограничившего себя только этими ценностями, старость – жестокое время. Ведь в этом списке нет ничего такого, чего нельзя было бы потерять! Легко можно лишиться всего, а взамен…? Впрочем, в доме престарелых и не обещают вечного, того, что остается с человеком навсегда, того, что невозможно отнять.
При создании богадельни цель ставилась иная. Настоятель храма Всех святых отец Артемий Владимиров сформулировал ее так: «Дать возможность православным старичкам подготовиться к вечности под сенью Храма Божия, что для большинства пожилых людей в наше время является несбыточной мечтой». На первый взгляд такие слова могут даже слегка шокировать, но посмотрите, как это выглядит на деле.
Выражение «пора о душе подумать» не на пустом месте родилось. И хотя «думать о душе» надо всегда, наступает в жизни человека момент, когда это становится просто-таки жизненной необходимостью. Нужно разорвать этот круг постоянных потерь и почувствовать впереди жизнь вечную.
Кроме того, забота о душе вовсе не исключает заботы о теле. Просто как-то само собой разумеется, что в богадельне должно быть чисто, уютно, что насельницы должны быть сытно накормлены, ухожены, что в разговоре нет грубости и хамства. По-другому и быть не может. А высокая духовная цель формирует духовные отношения между людьми и не дает «опускать планку».
И поэтому в богадельню никто никого не «сдает». Старушки сами сюда стремятся. И поэтому приходят сюда работать сестрами и выкладываются на все сто . Не за зарплату (200-250 рублей), не оттого, что больше некуда пойти. Спрашивают: «Нужна ли я? Что надо делать?», проверить себя хотят. Поэтому внутри этого пока небольшого мира все ощущают себя одной семьей. Так и обращаются друг к другу: матушка, сестра, батюшка.
ТЕРПЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДА
Елена Александровна, директор богадельни:
«Рано еще о нас писать. Если посмотреть беспристрастно, то организационно и финансово мы находимся в тяжелой ситуации. На одном порыве далеко не уйдешь, ситуация часто складывается так, что ничего не удается, и так в течение долгого времени. Чувствуешь, что доходишь до точки. Иногда хочется все бросить, забыть. Но если сможешь пережить этот рубеж, то наступает облегчение. Как будто все разрешается само собой. А ведь в нашей работе терпение является самым необходимым инструментом труда. Если не научишься прощать и мириться со старческими немощами – данностью, и от которой никуда не денешься, то не сможешь здесь работать.
Никогда не думала, что мне придется работать в богадельне. А вообще сначала пришел сюда муж. Он -военный. Закончил службу. Мы услышали отца Артемия по радио и очень захотелось его увидеть. Муж пришел и просто стал помогать восстанавливать храм. А потом и сын с дочкой сюда стали ходить в церковноприходскую школу. Потом уже и мои знания понадобились. По специальности я техник-организатор гостиничного хозяйства. Начинала здесь как начальница патронажной службы, организовывала уход на дому. Там, на патронаже мы чаще всего и узнаем наших будущих насельниц. Мы берем тех, кто нисколько не может жить самостоятельно, кому просто помочь некому, ни родственников, никого.»
Елизавета Васильевна, возглавляет патронажную службу:
«Прежде всего это старые и немощные люди. Чтобы вы поняли, о чем идет речь, расскажу такой случай. Ухаживали мы за одной бабушкой, которая жила в коммунальной квартире одна, совсем больная. Однажды приходим к ней, а дверь никто не открывает. Прошло несколько часов. Чувствуем, надо взламывать. А сразу ломать не будешь, так как могут обидеться, да и врываться как-то неудобно. Мы ведь люди новые. Когда мы все же взломали дверь, то увидели старушку, беспомощно лежавшую на середине комнаты. Должно быть, она пошла открывать, но потеряла сознание и упала. Мы подняли ее, помыли, уложили в постель…»
НАСЕЛЬНИЦЫ
В богадельне проживают пока тринадцать женщин и лишь один мужчина – престарелый монах о.Алексий.
Елена Александровна, директор:
«Самой первой в богадельню попала Анастасия Михайловна. Она узнала через других людей, что сюда можно устроиться. Тогда все только строилось. Ей сначала помогали на дому. Ведь она, слепая, ходила с палочкой в Ильинский храм на Преображенке. Как она ходила – смотреть было страшно. Каждый день, пока могла утром и обязательно вечером. Я не знаю, как машина ее не задавила. Она же не видела, где идет. Но постоянно с ней находиться никто не мог и провожать ее каждый день в церковь не было никакой возможности. А у нее настолько крепкое желание было попасть в богадельню, что она каждый день спрашивала: «Ну что там? Что там еще сделали? Окна застеклили? Я буду там жить! Навесили двери?» Настал наконец такой день, когда она это узнала, (она из меня это выпытала) собрала свои вещи в узелок. Мы ехали даже не на машине, мы «ехали на себе», просто на трамвае приехали.»
Лена, сестра:
«Меня зовут Лена, по профессии я медсестра. Работаю здесь недавно, год. Приехала из Тверской области. Мне очень нравится моя профессия, а у нас там безработица, поэтому пришлось уехать в Москву. И один знакомый, он здесь при храме работает, привел меня сюда. Мне понравилось. Я работала дежурной сестрой и еще медсестрой подрабатывала.
Есть у нас матушка Серафима, она монахиня, ей 97 лет. У нее болезни, я бы сказала, совсем не легкие, но она их так мужественно переносит и благодарит Бога за все. (И Он дает ей силы, поддерживает.) Она работает еще, вместе с помощниками составляет «толстенький» православный календарь. С помощниками, ведь она сама писать уже не может, ничего не видит, плохо слышит, но голова у нее светлая…
Она два института закончила: медицинский и литературный, была членом Пушкинского общества. К ней народ все время ходит за советом, за поддержкой. Вот я, например, очень хотела поступить в медицинский институт, но думала, что это нереально. А она меня просто заставила сдавать экзамены и я ей благодарна за это, потому что все получилось.
Матушка Серафима всегда веселая, жизнерадостная. С ней, может быть, физически работать тяжело, она практически неподвижная, но она духовно как-то поддерживает, разговором, шуткой. Говорить с ней легко, а физический труд – его и не замечаешь.
Некоторые старушки погружены в свои болезни. И вот они себя накручивают: и то у меня болит, и это -получается, что болезнь еще обостряется. И когда заходишь к таким людям, чувствуешь, что и тебе как-то тяжело становится от их болезней. И надо с ними поговорить, выслушать все, даже если они повторяют это по десять, может быть, раз за день. Спокойно надо все это воспринимать и как-то все-таки им помогать. Они поговорят и им становится лучше, они даже про болезни свои забывают.»
Анна Кузьминична, насельница:
«Я сразу предупредила, что буду работать, поскольку силы есть. Александр Федорович, староста, поручил мне распределять гуманитарную помощь.
Раньше я работала лаборанткой на деревообрабатывающем заводе, что через забор от храма. После смены в храм заходила. Потом у меня супруг заболел. Мы были с Игорем не венчаны, и отец Артемий приехал к нам и на дому нас венчал. Первый раз Игорь причастился, говорит: «Мне так хорошо, не могу сказать как». Встал на ноги.
Потом у Игоря случился инсульт. Он умер. У меня осталась двухкомнатная квартира, я отдала ее храму. А сама – в богадельню, только я просила, чтобы дали самую большую комнату, а то у меня будут гости.
Я никогда не представляла, как должна богадельня выглядеть. Когда сюда пришла, увидела помощь и чисто человеческую, душевную, и телесную. Не знаю, как дальше будет.
Конечно, у всех характеры разные.
Есть у нас больная старушка Елена Ивановна. Она причитает: «Зачем я здесь появилась? Лучше бы я сюда не приезжала». Она недовольна, как за ней ухаживают.
Или N.N. С ней бывает трудно сестрам, она сейчас разбаловалась. Она старая, у нее моча не держится. Как-то раза два я к ней в комнату заходила, удивилась, какая у нее белоснежная постель. Каждый день ее меняют. И хотя ей предлагали взрослые памперсы, она отказалась от них. «Зачем мне памперсы – это же синтетика? Вам все равно делать нечего. Постираете».
Но вообще-то она очень добрый человек.
Получается парадокс. Ведь, казалось бы, у нас, старых, должно быть больше любви. А у нас ее нет. И больше любви как раз у молодых сестричек, что за нами ухаживают.
Надо ухаживать за бабушками, которые капризные, которые хотят только себе внимания. И если спокойно, с любовью будешь с ними обращаться, эти бабули меняются. Наша Елена Ивановна меняется. Сегодня она уже говорит: «Слава Богу. Благодарю Господа, что сюда попала. Как здесь хорошо!»- она ест и сама с собой разговаривает.»
ЧЕМУ УЧАТ БАБУШКИ
Татьяна, сестра:
«Насельниц у нас не так много, поэтому не так много физической работы. Гораздо больше уходит душевных сил. Однажды моя приятельница меня пожалела. Раньше она работала в доме престарелых. По ее словам, там они проще обходились с бабушками и ставили их сразу «на место». Здесь такого обхождения себе не позволишь, нужно действовать с любовью и вниманием. Ради этого дела люди бросили свою прежнюю работу, хотя она их одевала, обувала, кормила. Ведь те, кто только приходит в храм, очень хотят быть полезными, делать какое-нибудь конкретное дело.
Я сама все время спрашивала отца Артемия о том, что я могу делать. Теперь я работаю в богадельне. Бабушки здесь, как дети, требуют особого внимания. Но к ним сильно привязываешься. И у них есть свои привязанности. Например, они любят, чтобы их мыла совершенно определенная сестра. У нее выходит по-матерински, с заботой. А они это ценят. Бабушки с трудом изменяют свои привычки.»
Елена Александровна, директор:
«Сестры работают сутки через трое. И ночь, и день. Дают лекарства, измеряют давление, ставят клизмы. Всем, кто здесь работает, очень достается. Сил много надо. Терпения много надо. Кто общается со старенькими людьми, тот знает, как тяжело с ними. Надо лавировать, чтобы чувствовать, что человек не обижается, а это очень сложно. Нужно этому учиться. И бабушки нас учат. Мы с них пример берем, и не только в этом. Главное, у них удивительная сила духа. Вот чему поучиться!
Это не просто работа, это – служение. У меня ощущение бывает, что это проверка себя. Бабушка мне какая-то неприятна, а смогу ли я себя пересилить? Вот я стою в храме, слушаю проповедь, а смогу ли я жить так, как мне говорят? Сам себя познаешь, душа работать начинает. Многие за этим приходят. Не отработать, нет, душа просит отдать. Не брать – отдавать. Потребность отдавать любовь. Вот так, чтобы приходили за зарплату, такого не было.»
УНЫНИЕ
Лидия Павловна, сестра:
«Я лично с работой обычного дома престарелых не сталкивалась, но по рассказам могу представить. Там тяжело. Вот у меня сейчас 5 человек – и это уже какие сложности. А там все тяжелобольные, и их там человек 80 на одного дежурного. Там намного тяжелее. И поэтому нет возможности столько внимания каждому уделять. А здесь все налажено. Белья хватает, две прачки работают. Мы, сестры, обед старушкам носим, обихаживаем их, моем. Они у нас ухоженные.
Главная проблема, с которой я сталкиваюсь в работе, – это не физическое, а их душевное состояние. Многие находятся в глубоком унынии. Кто-то от семьи оторвался, кто-то, как говорится, уже вообще старенький, дряхленький. И вот это «унынное» состояние действует не только на них, но и на нас. Мы вечером буквально выжатые – не физически, а морально. Но у нас-то, конечно, есть выход, мы здоровы, идем в храм, ко Христу, к чудотворным иконам, – вот этим и спасаемся. А как спасти наших бабушек от уныния – это проблема.
Это не у всех, конечно. Вот есть у нас матушка Лаврентия и матушка Серафима. Они монахини, всегда с молитвой. К ним настолько приятно войти, они всегда веселые, всегда приветливые. Несмотря на то, что они совершенно больные, очень старенькие. Матушка Лаврентия, когда разболеется, всегда приговаривает: «Притворенная я старуха», что значит: «Я только притворяюсь».»
ДУША НЕ РАБОТАЕТ
Монахиня Лаврентия, насельница:
Лет мне немножко, только 83 года. Родилась в Рязани. Потом я переехала в Жуковский под Москву. Там вышла замуж. Я никогда не думала быть монахиней. Я была от мала до велика: пионерка, комсомолка, коммунистка. В 40 лет я сильно заболела – к Богу пришла, потому что болезнь душу пробудила. С мужем мы прожили 24 года. У нас был сын, но во время эвакуации в войну он умер. Мужу меня хороший был: не пил, не курил. Когда стала звать его венчаться, он не пошел. А потом подал на развод. Был суд. Одна женщина выскочила и крикнула: «Мужа сменяла на Бога!» А муж правильно сказал: «Я ей буду только мешать».
Жила в Мытищах одна. С 1962 года я уже на II группе инвалидности. Из райсобеса ко мне стали ходить, два раза в неделю приходили. Но кто меня там в церковь отведет, а осенью скользко – я совсем не могу ходить. Здесь же все рядом: встала – пошла. Тут кормят, обслуживают меня, убирают в комнате. Все хорошо, одно плохо: нет скорбей. У меня нет скорбей – душа не работает.»
ИЗ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ
Елена Александровна, директор:
«Батюшка Алексий, наш насельник, говорит, что в этих стенах молитва должна быть постоянной. Это защищает, объединяет, шероховатости между людьми сглаживает.
Есть стремление жить церковной жизнью. Можно ведь и дома за нашими старичками ухаживать, но если человек живет церковной жизнью, то ему надо сходить в храм хотя бы раз в неделю. Москва – не деревенька какая-то с храмиком, куда они могли бы до последнего ходить! И вот такая бабушка где-нибудь на 15-м этаже обитает, даже до лифта дойти не может. А здесь человек, можно сказать, живет в храме.
Сейчас они уже в том возрасте, когда готовятся к смерти. Ведь не только живут по-христиански, но и умирают тоже. Сегодня культура этого уже потеряна. Раньше человек перед смертью причащался, исповедовался, словом, проходил все необходимые этапы. Он очень спокойно встречал смерть, не боялся смерти, ждал этого момента. Здесь стараются поддержать человека, чтобы не было, как сейчас хотят иногда, сделайте мне укол – и все. Это сложно, но есть у нас несколько человек, которые ждут смерти как освобождения, как встречи с Богом, не боятся. А остальные пытаются им подражать, тянутся за ними. Они как такой критерий.»
Елена Александровна:
«Поскольку патронажные сестры работают в больницах, в коммунальных квартирах, приходится сталкиваться с людьми неверующими. Представьте ситуацию. Живет в коммунальной квартире бабушка. Соседи ждут ее скорой смерти, намереваясь занять ее комнату. Когда мы там появляемся, они встречают нас буквально как своих врагов. Но в дальнейшем отношение изменяется. Некоторые даже сами начинают заботиться о своей пожилой соседке и помогать ей.
Или еще другой случай. Лежала одна наша монахиня в больнице, в отделении гнойной хирургии. Часто там в полном одиночестве умирают забытые всеми тяжело больные. А к нашей пациентке приходили, ухаживали за ней, принесли иконы, молились вместе с ней. Сначала соседям это казалось диким, странным. Через некоторое время привыкли. В большинстве своем это люди пожилые, неверующие. Здесь же для них приоткрылось совершенно иное жизненное измерение. Так порой наш уход за одними людьми превращается для других в открытие новой жизни.»
СТАТЬ БЕРЕЗОЙ В РОЩЕ…
Марина, сестра:
«Богадельня – это прежде всего семья. Здесь действительно нужно становиться сестрой. Скажем, в больнице чувство локтя несомненно есть, но главное -профессионально делать свою работу. Здесь же решается совсем не легкая проблема, как говорил один мой друг, – стать не сосной над обрывом, а березой в роще.»
Русская Православная Церковь
Документ был составлен Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и будет направлен в епархии в качестве рекомендаций.
1. В Священном Писании отчетливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20:12; Втор. 5:16; Еф. 6:3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», — говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23:22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего», — сказано в книге Левит (Лев. 19:32). Почитать отца и мать — это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5:1).
Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина.
2. С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств — происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.
По классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; от 75 лет и старше — старческий; люди старше 90 лет считаются долгожителями. Однако скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Она связана не только с биологическими изменениями организма, но и с социально-культурными условиями. Помимо этого может существовать большая разница между тем, как человек ощущает свой возраст и тем, как его воспринимают другие. И среди людей весьма преклонного возраста немало таких, кто ведет активный образ жизни. В то же время бывает и так, что проблемы со здоровьем, обычно характерные для глубокой старости, настигают человека намного раньше. В любом случае пожилой и старческий возраст играет особую роль в жизненном цикле человека: в это время осмысливается пройденный жизненный путь. В старости на первый план должна выходить внутренняя работа над собой. Вопреки распространенным в обществе стереотипам, старость не останавливает развитие человеческой личности.
3. Согласно данным социологических опросов, на первом месте для пожилых и престарелых людей стоят материальные и социальные, а также проблемы со здоровьем.
3.1. Часто они нуждаются в медицинском консультировании на дому и получении медицинской помощи и квалифицированном уходе, однако не могут позволить себе все это из-за низкого материального уровня (который, в свою очередь связан с маленькой пенсией, отсутствием материальной помощи со стороны родных и близких, несовершенством системы соцобеспечения).
Старческий возраст может сопровождаться и ментальными изменениями. Уход за ментальными инвалидами требует особых навыков.
3.2. Из-за недостаточного материального обеспечения пожилые люди часто нуждаются в элементарных предметах домашнего обихода, продуктах, одежде, помощи по дому, решении бытовых проблем, ремонтных работах.
3.3. Большой проблемой становится невозможность свободного перемещения, когда состояние здоровья не позволяет людям преодолеть нужное расстояние, а порой и передвигаться по дому, обслуживать себя. В частности, верующие не могут добраться до храма.
3.4. Многим пожилым людям и престарелым необходима квалифицированная помощь в решении каких-либо правовых вопросов. Немало случаев, когда одинокие пожилые люди становятся жертвами преступлений, связанных с квартирным мошенничеством.
3.5. В связи с изменением нравственных ориентиров в обществе людей старческого возраста нередко воспринимают как обузу в собственной семье. Представители молодого поколения зачастую не желают проживать вместе со старшими родственниками. Существуют факты физического или психологического (прямого или косвенного) насилия над пожилыми и престарелыми в семье. Церковь должна обратить самое пристальное внимание на работу с проблемными семьями, профилактику семейно-бытового насилия, проповедь должного отношения к пожилым членам семьи.
3.6. Одна из самых острых проблем пожилых людей и престарелых — это одиночество. В старости сужается круг общения, невосполнимой становится утрата друзей и знакомых. У некоторых пожилых людей возникают трудности в связи с невозможностью общения с другими людьми, в том числе с родственниками, с молодежью. Они испытывают страдания от собственной невостребованности, в то время как могли бы поделиться своим опытом с другими людьми.
3.7. Очень важной является проблема заполнения освободившегося от трудовой деятельности времени какими-то другими видами активности. При прекращении работы и профессиональной карьеры в пожилом возрасте человек вынужден одновременно приспосабливаться и к возрастным изменениям, и к изменениям социального статуса. Прекращение работы сопровождается у многих не только снижением уровня материальной обеспеченности, но и коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением возможностей общения, культурной реализации, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием и/или депрессией.
Очень многим сложно принять возникающие возрастные недомогания, физические недуги и изменения внешнего облика, которыми сопровождается старение, избежать чрезмерного сосредоточения на этих проблемах.
Старение является связующим звеном между жизнью и смертью. Пожилой человек чувствует приближение смерти, это переживание носит глубоко личный характер и отражается на ощущении одиночества, которое обостряется, если не с кем поделиться своими переживаниями. У некоторых появляется страх смерти, из-за чего они либо избегают темы смерти вообще, либо постоянно обращаются к этой теме, выражая желание скорее умереть. Для того чтобы смерть не стала причиной паники и уныния, необходимо выработать к ней свое отношение, и в этом большую помощь может оказать священник.
4. Человек состоит из духа, души и тела, поэтому поддержка пожилых со стороны Церкви должна охватывать все три составляющие. Без внимания к духовной стороне жизни помощь пожилым и престарелым превращается просто в поддержание их существования.
4.1. Церковь, имея своей целью спасение души человека (а в данном случае речь идет о людях, проживших большую часть своей жизни), особое внимание должна обращать на помощь пожилым и престарелым людям в их участии в Таинствах, в полноценном участии в богослужениях. В храмах нужно создавать условия, которые сводили бы к минимуму неудобства, испытываемые пожилыми и престарелыми людьми в связи с физическими возрастными изменениями.
4.2. В настоящее время забота Церкви о пожилых и престарелых проявляется в различных формах. Церковь действует как автономно, полностью своими силами, так и при непосредственном сотрудничестве с государственными и общественными организациями, НКО. Созданы:
- патронажные службы, действующие при сестричествах милосердия для помощи на дому, в больницах, домах престарелых, богадельнях;
- приходские группы милосердия, которые в основном помогают своим прихожанам;
- богадельни при храмах и монастырях.
Также при многих государственных социальных учреждениях открываются храмы и молельные комнаты. Священники окормляют социальные учреждения для пожилых. Существующий опыт работы в этой области церковных и светских организаций необходимо изучать, систематизировать и распространять в епархиях и на приходах.
Приложение
Рекомендации
Организация и координация церковной работы с престарелыми осуществляется на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.
Рекомендуется:
А) На общецерковном уровне:
- осуществлять взаимодействие с государственными структурами в деле совершенствования законодательства и подзаконных актов, затрагивающих интересы лиц пожилого и престарелого возраста;
- решать вопрос о финансировании этой работы как на уровне правительственных и других государственных структур, так и на региональном уровне;
- создавать специализированные программы по сбору и изучению имеющегося опыта церковных и светских организаций, осуществляющих заботу о пожилых и престарелых;
- разрабатывать и рекомендовать для использования в епархиях методические материалы на тему социальной работы с престарелыми.
Б) На епархиальном уровне:
- поддерживать взаимодействие с органами социальной защиты и социальными учреждениями в оказании помощи пожилым и престарелым;
- организовывать для приходских священников и социальных церковных работников учебные курсы на тему социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;
- собирать и анализировать приходской опыт работы с престарелыми;
- способствовать организации богаделен;
- организовывать епархиальные целевые сборы, направленные на оказание материальной помощи и поддержки престарелым;
- осуществлять окормление престарелых, находящихся в социальных и медицинских учреждениях, содействовать созданию добровольческих групп во главе со священником, регулярно посещающих эти учреждения;
- оказывать содействие в обеспечении престарелых литературой духовного содержания (в том числе напечатанной крупным шрифтом). Среди пожилых и престарелых есть люди, которые пришли в Церковь, будучи уже в зрелом возрасте, и они испытывают потребность в переводах молитвенных текстов на русский язык, пояснениях к ним;
- способствовать организации досуговых центров, центров по обучению работе с интернетом для лиц пожилого возраста. Помимо необходимых в настоящее время функций — например, запись в поликлинику, введение данных ЖКХ и оплата коммунальных услуг — интернет предоставляет пожилым людям широкие возможности общения, в том числе с родными и близкими. Кроме того, в сети имеется много православных сайтов, содержащих аудиокниги, проповеди, лекции православных священников, богословов и специалистов.
В) На приходском уровне:
- проводить работу по выявлению нуждающихся в помощи прихожан — людей пожилого и престарелого возраста;
- организовывать на приходах группы добровольцев, готовых осуществлять регулярную заботу об одиноких престарелых на дому и в социальных учреждениях;
- привлекать к помощи престарелым детей и молодежь, проводить с ними с этой целью соответствующую воспитательную работу;
- оказывать помощь пожилым и старым людям в участии в богослужениях, по возможности организовывать доставку в храм лиц, испытывающих затруднения в передвижении. Для тех, кому трудно выстаивать все богослужение, обеспечивать в храмах возможность сидеть во время службы. По возможности оснащать храмы микрофонами;
- взаимодействовать со светскими социальными учреждениями для пожилых и престарелых, осуществлять окормление находящихся там людей;
- способствовать вовлечению людей предпенсионного и раннего пенсионного возраста в жизнь прихода, волонтерскую деятельность;
- проводить досуговые мероприятия для пожилых и престарелых людей, организовывать паломнические поездки;
- оказывать помощь пожилым прихожанам в освоении компьютерных технологий (подробнее см. выше Епархиальный уровень);
- осуществлять сбор средств внутри прихода для оказания помощи нуждающимся престарелым;
- осуществлять информационное обеспечение приходской работы с пожилыми и престарелыми посредством размещения информации на приходских сайтах, в приходских изданиях.
Диакония.ru/Патриархия.ru
Богадельня имени Цесаревича Алексия
При Алексеевском монастыре действует богадельня для пожилых женщин, которая была открыта в 1994 году.
Сёстры богадельни стараются создать для проживающих условия, максимально приближенные к домашним, чтобы они чувствовали себя окруженными заботой и теплом. Для лежачих подопечных установлено круглосуточное дежурство медицинских сестер.
Те из проживающих, кто способен самостоятельно передвигаться, посещают богослужения в храме Всех Святых, а остальных монастырские священники по воскресным дням причащают в здании богадельни.
Монастырское здание (постройка 19 века), в котором разместилась богадельня, требует серьёзного ремонта. По этой причине сейчас монастырь не имеет возможности принимать в богадельню новых подопечных.
За богослужением в храме Всех Святых и за чтением ночной Псалтири совершается молитва о жертвователях и благотворителях обители, в том числе о тех, кто проявляет заботу о проживающих в монастырской богадельне. Не лишит Господь Своей милости тех, кто сотворит милость нуждающимся.
Мы с благодарностью примем любое пожертвование.
Наши реквизиты: Негосударственное учреждение стационарного медико-социального обслуживания Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Богадельня Цесаревича Алексея».
ИНН 7708014645,
КПП 770801001 в ДО «Сокольническое отделение» ОАО «МИнБ»
Что такое богадельня? Значение слова
Что такое богадельня? Это благотворительное заведение, в котором содержатся нетрудоспособные лица — престарелые, инвалиды. Подобные дома есть в каждом государстве. Одно из самых старинных расположено в Люблине, основано еще в четырнадцатом столетии.
Значение слова «богадельня»
Даль составлял свой словарь тогда, когда русская речь значительно отличалась от современной. Поэтому определение, данное им, сегодня довольно странно звучит. Итак, что означает слово «богадельня» по Далю? Заведение для призора увечных, дряхлых, неисцелимых, нищих. Синонимы – божий дом, приют. Всем известна народная мудрость, согласно которой, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться. Это упрощенный вариант. В оригинале фразеологизм звучит несколько иначе: «за тюрьму, суму, богадельню не ручись».
В происхождении слова легко разобраться. Что такое «богадельня»? Существительное, которого когда-то образовалось от «бог» и «дел». То есть для Бога сделано. Еще одно понятие, близкое по значению – «дом престарелых» – звучит менее милосердно. Православные верили и верят в то, что доброе дело приближает к Богу. Отсюда и происхождение слова, значение которого мы рассматриваем.
Первые приюты в России
Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.
В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.
Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.
О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».
При Петре I
Великий Реформатор запретил не только нищенство, но и всякую частную благотворительность. В 1712 году царь велел в каждой губернии открыть дополнительные приюты для увечных и престарелых, то есть людей, неспособных к работе. Богадельни основаны были, как всегда, на территории монастырей. Однако церковных средств оказалось недостаточно.
Стоит сказать, что и последователи Петра издавали заказы о преследовании нищенства и открытии новых домов призрения. Но людей, лишенных крова и неспособных к работе, почему-то не становилось меньше. В конце XVIII века, согласно новому закону, в богадельнях содержались не только старики и инвалиды, но и преступники, которых следовало сослать в Сибирь, в том случае, если по состоянию они не могли туда следовать.
XIX век
Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей. В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.
Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Заведение основано в 1999 году. Находится в Москве. Первоначально богадельня была ориентирована для тяжелобольных и занимала всего две четырехкомнатных квартиры. В 2014 году под нужды приюта выделили отдельное здание на юге столицы. Свято-Спиридоньевскую богадельню финансируют Департамент труда, социальная защита населения. Поддержка осуществляется также за счет благотворительных пожертвований.
Дом престарелых
Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.
Дома престарелых бывают как государственными, так и частными. Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах. Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.
Европа
Во Франции уже несколько столетий приюты для инвалидов и престарелых составляют одно ведомство наряду с госпиталем. В конце XIX века здесь было более полутора тысяч подобных заведений. Некоторое время взамен пребывания в приюте престарелый бедняк мог получать пенсию в размере ста франков. Однако такую замену допускали лишь в том случае, если частные благотворители брали на себя 40% расходов. В Англии с 1834 года приюты входят в состав работных домов.
Богадельня
В северной части обители стараниями и на средства Анны Яковлевны Перловой в конце XIX века выстроено двухэтажное кирпичное здание богадельни. При ней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящение которого было совершено 25 октября/7 ноября 1902 года Калужским архиепископом Вениамином. В богадельне призревалось до шестидесяти неизлечимо больных женщин-калек. После закрытия обители в 1923 году, была упразднена и монастырская богадельня. Храм был осквернен и частично разрушен, в нем и в богадельне располагались различные мирские учреждения.
С возобновлением монашеской жизни в обители, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» первым был восстановлен и освящен 27 мая 1990 года. Через несколько лет стала вновь функционировать богадельня. В настоящее время в ней проживают около 30 престарелых монахинь. Многим из них выпало пережить тяжелые военные годы, времена гонений за веру. Эти пожилые насельницы в течение нескольких лет трудились в монастыре, теперь, когда они стали немощными, за ними с любовью ухаживают другие сестры, стараясь скрасить последние годы и упокоить их старость. В кельях живут по одному, либо по два человека. Специально устроена палата для лежачих больных, где хожалки несут круглосуточные дежурства, обеспечивая полный уход за ними. В храме при богадельне еженедельно совершаются богослужения, и священнослужители причащают Святых Христовых Таин прямо в кельях лежачих сестер. Здание богадельни большое и светлое, с высокими потолками, в нем по-домашнему уютно, везде много живых цветов, перед входом разбит палисадник со скамейками для отдыха. В богадельне есть своя небольшая трапезная, прачечная и кастелянная. Призреваемые имеют возможность ежедневно посещать богослужения, так как их отвозят в храм на инвалидных колясках. Для тех, кто по состоянию здоровья, не может бывать в храме, келейно вычитывают монашеское правило. Находящихся при кончине соборуют и часто приобщают Святых Христовых Таин. Уже многие сестры закончили свой земной путь удостоившись мирной христианской кончины в обители. О почивших возносится соборная молитва.