Содержание
- Утверждал ли Иисус Христос, что он — Бог?
- Использовал ли Иисус Имя Бога для себя?
- Что Иисус подразумевал под Сыном человеческим?
- Что Иисус подразумевал под Сыном Божьим?
- Как Иисус мог прощать грехи?
- Что Иисус подразумевал, говоря о «Единстве с Богом»?
- Был ли Иисус образом Бога?
- Был ли Иисус Альфой и Омегой?
- Трудно стать богом
- Зачем Бог стал человеком
- Если Бог справедлив
- Бог воплотился бы, даже если бы грехопадения не было
- Говорит и показывает Библия
- Как Иисус Христос может быть одновременно Богом и человеком?
- В Новом Завете много раз говорится, что Иисус — человек! Как же он может быть Богом?
- Но в Евангелии много мест, где Иисус ставит Себя ниже Отца — например, «Отец Мой более Меня» (От Ин 14:28)
- Но кому Иисус молился, если Он — Бог?
Утверждал ли Иисус Христос, что он — Бог?
Две тысячи лет назад человек по имени Иисус Христос ступил на нашу планету. И с тех пор наш мир стал совершенно иным. Люди по-прежнему спрашивают: «Кем был тот, кто изменил наше представление о Боге и о себе?». Иисус сделал радикальные заявления о своей личности и одновременно показал свое сострадание и кротость в миссии спасения нас от греха. Христос был загадкой для тех, кто видел и слышал его. Для простых людей он был великим врачевателем, исцеляющим слепых, глухих и калек. Униженным и отверженным он дал надежду. Для врагов он был самозванцем. Для учеников он был обещанным Мессией. Но утверждал ли Иисус, что он — Бог, как верят в это христиане? В основу христианства заложена вера в то, что Бог сошел на землю в Лице Своего сына, Иисуса Христа. Те, кто видели его и писали об Иисусе, называли его Творцом вселенной. Выросший в религиозной культуре многих богов, Рави Захария пишет об Иисусе Христе как полностью человеке и полностью Боге.
И вот перед нами человек из Назарета, утверждавший о своем небесном происхождении, и что Его Отцом является никто иной, как сам Бог, – сын, рожденный не в результате физического брака, и не из необходимости причастия, а как полнейшее воплощение Бога в вечном единении с Отцом.
Как объясняет Пакер, «Евангелие говорит нам, что наш Творец стал нашим Искупителем.» Поскольку данное убеждение является центральной линией Христианства, то отрицание божественности Иисуса Христа вонзает кинжал в сердце христианского учения. Но действительно ли Иисус заявлял, что он — Бог, или же его учение претерпело изменения со временем? Поскольку Иисус говорил на арамейском языке (диалекте иврита), нам нужно понять, что его заявления означали для его слушателей, говорящих по-арамейски. Как они отреагировали на его заявления? Поскольку его иудейская аудитория была погружена в Иудейское писание, нам нужно понять заявления Иисуса о себе в свете их учения о Боге.
Учил ли Иисус, что Бог един?
Библия говорит о Боге, как единственном Творце вселенной. Он бесконечный, вечный, всемогущественный, всезнающий, индивидуальный, праведный, любящий, справедливый и святой. Он создал нас по Своему подобию и для собственной радости. По Библии, Бог создал нас для вечной связи с Собой (Об этой связи прочитайте дополнительно на http://y-jesus.com/wwrj/7-jesus-relevant-today/). Когда Бог говорил с Моисеем у горящего терновника, за 1500 лет до рождения Христа, Он снова подтвердил, что Он – единственный Бог. Бог сказал Моисею, что Его зовут Яхве (Я ЕСТЬ). (Многие из нас знакомы с именем Иегова или ГОСПОДЬ.3) С тех времен основополагающим Писанием (Шема) для Иудаизма было:
«Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ, БОГ наш, ГОСПОДЬ един есть». (Второзаконие 6:4)
Именно в такой мир монотеистических верований пришел Иисус Христос, стал проповедовать в нем и делать заявления, которые удивили всех, кто их слышал. И, как говорит Рэй Стедман, Иисус Христос является центральной темой Иудейских Писаний.
“В них, в образе живого, дышащего человека, предстает тот, кто отвечает всем символам и исполняет все пророчества Книги Бытия пророка Малахии. По мере того, как мы переходим от Старого Завета к Новому, мы обнаруживаем, что предметом внимания обоих заветов является одно лицо – Иисус Назарянин”.
Но тот факт, что христиане верят в то, что Иисус есть Бог, а также в исполнение пророчеств Ветхого Завета, не означает, что он заявлял о себе как о Боге. Мы должны поставить вопрос так: приравнивал ли Иисус себя к Яхве, тому единственно истинному Богу, который говорил с Моисеем у горящего терновника? Чтобы узнать это, давайте поглубже посмотрим на имена, которыми Иисус называл себя, и что эти имена означали для его иудейских слушателей. За кого, по их мнению, выдавал себя Иисус?
Использовал ли Иисус Имя Бога для себя?
Когда Иисус Христос начал проповедовать свое учение, своими чудесами и радикальностью учения он сразу же привлек к себе огромные толпы людей, создав большой ажиотаж. С ростом его популярности у народа иудейские лидеры (фарисеи, саддукеи и книжники) стали воспринимать Христа как опасность. Они тотчас же начали искать пути, как заманить его в ловушку. Во время одного из споров в храме Иисус неожиданно заявил фарисеям, что он — “свет мира”. Почти немыслимо представить такую сцену, чтобы странствующий плотник, родом из нижней Галилеи, заявил этим ученым мужам с «докторской степенью» в религии, что он есть “свет мира”. Поскольку они считали, что Яхве есть свет мира, они в негодовании ответили ему:
“Ты сам о себе свидетельствуешь. Свидетельство твое не истинно.” (Иоанна 8:13).
Тогда Иисус сказал им, что 2000 лет тому назад, Авраам пророчествовал о нем. Последовал невероятный ответ:
“Тебе нет даже пятидесяти лет. Как можешь ты утверждать, что видел Авраама?” (Иоанна 8:57)
Тогда Иисус шокировал их еще больше словами, которых не осмелится произнести ни один смертный:
“Истина в том, что до Авраама, Я ЕСТЬ”. (Иоанна 8:58)
Как гром среди ясного дня этот вольнодумец-плотник, не имеющий ученых степеней в религии, заявил о своем вечном существовании. Более того, он назвал себя “Я ЕСТЬ” (ego eimi)5 — священным Именем Самого Бога! Эти эксперты религии посвятили всю свою жизнь Писаниям Старого Завета, в котором говорилось, что только Яхве есть Бог. Они знали Писание со слов пророка Исайи:
“Только я есть Бог. Другого Бога нет; не было и не будет. Я есть Господь, и нет другого Спасителя”. (Исаии, 43:10, 11)
Легко понять ярость тех, кто понял, что Иисус говорит о себе как о Боге. Поскольку за богохульство полагалась смерть через забивание камнями, разгневанные иудейские лидеры взяли камни с намерением убить Иисуса. На что Иисус мог бы им возразить: “Подождите! Вы меня не так поняли—я не Яхве”. Но, даже рискуя быть убитым, Иисус не изменил сказанного. Льюис объясняет их гнев: «Он говорит…”я порожден Одним Богом. До того как был Авраам, Я есть”, и помните, что означали слова “Я есть” на иврите. Они были именем Бога, которое нельзя было произносить человеку, их произношение означало смерть”. Некоторые, возможно, поспорят, что это был единичный случай и что Иисус никогда не собирался брать святое имя Бога себе. Но Иисус, говоря о себе, произнес “Я ЕСТЬ” несколько раз. Представьте их реакцию, когда они услышали остальные радикальные заявления Иисуса Христа:
Как замечает Льюис, если бы эти заявления не исходили от Самого Бога, Иисуса посчитали бы сумасшедшим. Но слушавшие Иисуса поверили ему именно благодаря творимым им сострадательным чудесам. Более того, они были удивлены его мудростью и авторитетностью учения. Иисус называл себя «Сыном человеческим» и «Сыном Божьим» несколько раз. Давайте посмотрим значение этих имен в контексте того, как их понимали иудеи, слушавшие его.
Что Иисус подразумевал под Сыном человеческим?
В Новом Завете Иисус более восьмидесяти раз называет себя «Сыном Человеческим». Итак, что подразумевал Иисус под Сыном Человеческим и что это означало для иудеев, слушавших его? Пакер пишет, что имя “Сын человеческий” относится к роли Иисуса Христа как Царя-Спасителя, исполнившего мессианское пророчество 53 в книге пророка Исайи. Это наиболее полный пророческий отрывок о пришествии Мессии, который ясно описывает его как страдающего Спасителя. Исайя также называет Мессию “Могущественным Богом”, “Вечным Отцом”, Князем мира”, Исайя 9:6), указывая на то, что Мессия будет как человек, так и Бог. Из контекста, похоже, ясно, что Иисус называл себя так в исполнение пророчества Даниила о “сыне человеческом”. Даниил пророчествует, что “сын человеческий” получит власть над человечеством, и ему будут поклоняться:
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему.» (Книга пророка Даниила 7:13, 14)
Иисус сказал, что когда он вернется на землю, он выполнит пророчество Даниила о Сыне человеческом.
И тогда все увидят Сына человеческого в облаках во власти и великой славе” (Луки 21:27).
Так кто же этот “сын человеческий” и почему ему поклоняются, когда поклоняться должны только Богу одному? Оба заявления, что он — «Я ЕСТЬ» и что он — Сын человеческий, указывают на его божественность.
Что Иисус подразумевал под Сыном Божьим?
Иисус также утверждал, что он — “Сын Божий”. Это имя не означает, что Иисус есть биологический Сын Бога. Оно также не означает подчиненность, как и сын человека по существу не является подчиненным своего отца. У сына с отцом схожие ДНК, и хотя сын отличается от отца, они оба мужчины. Исследователи говорят, что термин “Сын Божий” в первичных языках означал сходство, или “одного порядка”. Иисус имел ввиду, что он по сути божественен, или, говоря языком 21-го века, имеет “ДНК Бога”. Профессор Питер Крифт дает следующее объяснение. “Что Иисус имел в виду, называя себя “Сыном Божьим?” Сын человека есть человек. (И «сын» и «человек» в традиционном смысле означают в равной степени и мужчину, и женщину.) Сын обезьяны есть обезьяна. Сын собаки есть собака. Сын акулы есть акула. И сын Бога есть Бог. “Сын Божий” есть божественное имя”. Иисус постоянно говорил о своем Отце как Боге. В стихе 17 от Иоанна, Иисус говорит об Отце как «единственном настоящем Боге». Но в этом же отрывке Иисус говорит о славе, которую разделяли он и его Отец до начала мира. Как мог Иисус существовать вечно вместе с Отцом? Это возможно только при условии, что он вместе со своим Отцом имел одну и ту же божественную суть. Пакер объясняет, что Иисус подразумевал под именем «Сын Божий».
Поэтому, когда в Библии Иисус провозглашается Сыном Божьим, такое утверждение означает его явную личную божественность”.
То, что Иисус называл себя «Я ЕСТЬ», «Сын человеческий» и «Сын Божий», указывает на тот факт, что он приравнивал себя к Богу. Именно таким образом понимали его иудейские старейшины. Но если Иисус действительно выдавал себя за Бога, то дал ли он понять это какими-то другими способами? Чтобы узнать, нам нужно посмотреть на поступки Иисуса в течение его трехлетнего служения. Говорил ли и действовал ли Иисус со всей властью Бога? Или же он просто говорил от имени Бога как Моисей и другие пророки?
Как Иисус мог прощать грехи?
В иудейской религии, прощать грехи может только Бог. Прощение всегда носит личностный характер; простить может только тот, кого обидели или оскорбили, особенно, если обиженным Лицом является Бог. Но в нескольких случаях Иисус действовал как будто он – Бог, прощая грешников. Такое сногсшибательное заявление о прощении грехов никогда в прошлом не делал ни один из пророков. Оно привело в неистовство иудейских первосвященников, ставших свидетелями прощения Иисусом грехов разбитого параличом. Марк описывает этот случай. «Что он так богохульствует! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” (Марка 2:7)! Это один из моментов; ни один человек не имеет права или власти говорить от имени Бога, когда речь идет о прощении грехов. Льюис представляет, насколько были поражены все те, кто слышал Иисуса:
“Затем наступает настоящий шок”, писал Льюис: “что среди этих иудеев вдруг появляется человек, который со всеми вокруг разговаривает так, как будто он Бог. Он утверждает, что прощает грехи. Говорит, что Он существовал всегда. Говорит, что придет судить людей, когда настанет конец света. Здесь нужно прояснить следующее. Среди пантеистов, например, индийцев, любой мог сказать, что он – часть Бога, или един с Богом… Но этот человек, будучи иудеем, не мог иметь в виду такого Бога. На их языке Бог означал Существо вне этого мира, которое создало этот мир и было бесконечно отличным от всего прочего. И когда вы проникнетесь этой концепцией, вам станет понятно, что то, что говорил этот человек, было самым шокирующим заявлением всех времен”.
Что Иисус подразумевал, говоря о «Единстве с Богом»?
Слушавшие Иисуса замечали его моральное совершенство, и видя сотворенные им чудеса, задумывались, не есть ли он давно обещанный Мессия. Наконец, его противники, окружив его в храме, спросили: “Как долго будешь держать нас в неведении? Если ты — Мессия, то так и скажи”. Иисус ответил: “Подтверждение того, что я делаю, в том, что я делаю во имя Отца”. Он сравнил своих учеников с овцами: “Я даю им вечную жизнь, и они никогда не погибнут”. Затем он открыл им, что “Отец – величайший из всех”, и что его дела совершались “по воле Отца”. Кротость Иисуса должно быть была обезоруживающей. Но затем Иисус потряс их, сказав, (Иоанна 10:25-30)
“Отец и я едины”.
Некоторые считают, что Иисус всего лишь заявлял о своем согласии с Богом. Но если Иисус подразумевал, что он находится всего лишь в согласии с Бором, то почему в ответ ему иудеи взялись за камни, чтобы убить его? Их понимание заявления Иисуса о единстве со своим Отцом стало ясно из следующего разговора. Тогда Иисус спросил их: “По воле Отца я сделал многое, чтобы помочь людям. За какое из этих добрых дел вы собираетесь убить меня?” Они отвечали: “Не за хорошие дела; а за богохульство, потому, что ты, простой смертный, посмел сделать себя Богом.” (Иоанна 10:33).
Был ли Иисус образом Бога?
Когда Иисус готовил своих учеников к своей смерти на кресте и последующему уходу, Фома спросил его, куда он направится, и какой путь ведет туда. Иисус отвечал Фоме:
“Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только чрез меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.» (Иоанна 14:5-9)
Ученики были в замешательстве. Затем заговорил Филипп, прося Иисуса “показать нам Отца”. Иисус ответил на вопрос Филиппа следующими шокирующими словами:
«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца!»
Фактически, Иисус говорил: “Филипп, если ты хочешь увидеть Отца, посмотри на меня!” В главе 17 от Иоанна Иисус открывает, что это единство с Отцом существовало в вечном прошлом, “до начала мира”. Со слов Иисуса, он всегда разделял саму славу и сущность Божию. Потрясающие слова Иисуса удивили не только врагов Иисуса. Джон Пайпер замечает:
“Как друзья, так и враги Иисуса Христа вновь и вновь поражались тому, что он говорил и совершал. Идя вместе со всеми, как обычный человек, он вдруг оборачивался и говорил: «До того, как был Авраам, Я есть». Или, «если вы видели меня, видели и Отца». Или, совершенно спокойно, будучи обвиненным в богохульстве, он говорил «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Мертвым он мог просто сказать «Поднимись» или «Встань». И они исполняли его волю. Штормам на море он повелевал «Успокойтесь». А одному хлебу — говорил «Накорми тысячи людей». И это тотчас исполнялось”.
Почему Иисус Христос принял поклонение себе?
Для Иудейского Писания нет ничего более основополагающего, чем тот факт, что поклоняться следует только Богу. Фактически, первая из Десяти заповедей гласит: “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” (Исход 20:3). Таким образом, самый страшный грех, который мог совершить иудей — это поклоняться какому-либо существу, как Богу, или принимать поклонение. Поэтому, если Иисус не Бог, то принятие поклонения было бы богохульством для него. Именно поэтому слова его ученика, Фомы, имеют такое значение. После воскресения Христа ученики сказали Фоме, что видели Господа живым (Иоанна 20:24-29). Фома же высмеял их, сказав, что поверит в это только тогда, когда прикоснется к ранам от гвоздей на руках Иисуса и на его пронзенной груди. Спустя восемь дней все ученики находились вместе в запертой комнате, когда Христос неожиданно явился пред ними. Иисус посмотрел на Фому и сказал ему: «Прикоснись здесь и посмотри на мои руки. Прикоснись рукой к моей ране на груди.» Фома не нуждался более в доказательствах. Он тотчас же поверил и воскликнул:
«Господь мой Бог!»
Фома мог бы просто назвать его «Господом». Но он называет Иисуса «Богом» и поклоняется ему. Если Иисус не Бог, он обязательно сразу должен был бы упрекнуть Фому. Но вместо порицания Фомы за поклонение ему как Богу, Христос похвалил его:
«Ты веруешь, потому что видел меня. Благословенны те, кто не видели меня, но веруют».
Христос принял поклонение в девяти случаях, которые были описаны. В контексте иудейской веры принятие поклонения Иисусом говорит многое о его заявлении о собственной божественности. Но ученики Христа смогли понять весь смысл его заявлений только после его вознесения на небеса. Прежде чем Иисус покинул землю, он наказал апостолам «крестить новых учеников во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Матфея 28:19), поставив и Святого Духа, и себя на один уровень с Отцом.
Был ли Иисус Альфой и Омегой?
Когда апостол Иоанн находился в изгнании на острове Патмос, Иисус открыл ему в видении, что произойдет в последние дни. В видении Иоанн описывает следующую невероятную сцену: «Смотрите! Он спускается с небес. И его увидят все — даже те, кто пронзили его…»Я есть Альфа и Омега — начало и конец», говорит Господь Бог. «Я есть тот, кто есть сейчас, кто был всегда и кто еще придет, Всемогущий.» Так кто же он, кого зовут «Альфа и Омега», «Господь Бог», «Всемогущий»? Нам сказали, что он «пронзен». Ведь Иисус был пронзен на кресте. Затем Иоанн видит Иисуса на престоле, судящим всех людей. «И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем. . . . И сказал мне. . . Я есть Альфа и Омега, начало и конец.» (Откровение 20:11; 21:6) Это Господь Иисус Христос правит с великого белого престола. Иисус уже сказал своим ученикам, что будет последним судьей людей. И затем Иисус снимает все сомнения относительно того, Бог ли он. «Побеждающие наследует все, и буду им Богом, и они будут Мне детьми.» (Откровение 21:7) Итак, утверждал ли Иисус Христос, что он — Бог? Он утверждал это, называя себя «Я ЕСТЬ». Он утверждал это, называя себя Сыном человеческим. Он утверждал это, называя себя Сыном Божьим. Он утверждал это, прощая грехи. Он утверждал это, принимая поклонение. И он утверждал это здесь в Откровении сказав, что «Я буду их Богом». Льюиз заключает, что Иисус Христос действительно и Бог, и человек.
«Что стоит вне пространства и времени; что не было сотворено; вечно; вошло в мир; спустилось в собственную вселенную, и вознеслось опять».
Почему Бог пришел на землю?
Спрашивается: “Почему?” «Почему Бог должен спускаться в собственное творение, чтобы стать одним из нас?» В стихе 3:16 от Иоанна мы получаем ответ:
Потому, что именно так Бог любит мир: Он отдал своего единственного Сына, чтобы те, кто верует в него, не погибли, а обрели жизнь вечную.
Другими словами, именно благодаря великой любви Бога к нам Иисус Христос пришел на землю, стал человеком и умер за нас на кресте. Благодаря его смерти наши грехи прощены, а его воскрешение заверяет нас в вечной жизни с ним. Потрясающая правда в том, что наш любящий Творец желает иметь с нами личную связь, которая будет вечной. Льюис обнаружил, что личная связь с Иисусом Христом наполнила его жизнь смыслом, целью и радостью, которые превзошли все его мечты. Но этот выбор каждый из нас должен сделать для себя. Льюис никогда не пожалел о своем выборе. А вы? Вы сделали свой выбор? Одни считают, что быть христианином — значит следовать некоторому списку правил. Другие думают, что нужно ходить в церковь, чтобы быть христианином. Но что же в действительности Иисус сказал о Боге, о себе и о нас? Нажмите здесь, чтобы узнать, какое послание Иисус Христос оставил лично вам, в статье “Почему Иисус?”
«Верили ли апостолы, что Иисус Христос — Бог?»
Если Иисус был Богом, то, наверное, следует ожидать, что его ближайшие последователи провозгласили его божеством в своих письменных свидетельствах. «Действительно ли апостолы верили, что Иисус Христос — Бог?» Нажмите здесь, чтобы узнать.
Замечания и пояснения
Иисус… называл Себя Богом: «Я хлеб жизни» (Ин. 6:35-48), «Я есмь» (Ин. 8:58-59), «Я истина и жизнь» (14:6) — этими именами Он присваивал Себе совершение Божественных чудес, описанных в Ветхом завете. Это нам, грекам, надо всё сказать прямо. А евреям и так было ясно. Недаром они в ответ на эти слова за камни брались. Почему не говорил прямо? Потому что Его приход был судом для Израиля. Они тысячу лет должны были читать одну и ту же книгу. Теперь Он пришел проверить, как они усвоили материал. И, как видим, со знанием было всё хорошо. Дело было в другом: ТАКОЙ Мессия, ТАКОЙ Бог не устраивал, не нравился, не соответствовал ожиданиям.
И сейчас тот же самый конфликт. Одни хотят, чтобы Бог признал, что только в их церкви спасутся, другие — чтобы Он заявил, что в церковь вообще можно не ходить, третьи — чтобы Он спас геев и сатанистов, иначе «Он не есть любовь»… У каждого к Богу претензии. Конечно, все мы разные и имеем право на любое мнение, «пока гром не грянул».
Только не надо ждать от Бога, что Он будет кому-то угождать. У Него четкие правила, и Он их никогда не прогибал под ожидания грешников.
Если же мы будем смотреть на Христа глазами Писания, всё будет как на ладони: Своей жизнью Он исполнил сотни пророчеств, говорил вещи, непостижимые для людского ума, делал всё, что делал Бог в Ветхом завете.
Он принимал поклонение, чего не делали даже ангелы, и соглашался, когда Его исповедовали Богом апостолы Фома, Иоанн и Павел (Ин. 20:28, Ин. 1:1, 1Иоан.5:20, 1Тим.3:16, Евр. 1).
БОЛЕЕ ВСЕГО БОЖЕСТВЕННОСТЬ ВИДНА У ПРОСЛАВЛЕННОГО ХРИСТА В КНИГЕ ОТКРОВЕНИЕ. РАССМОТРИМ ОДНУ ЛИШЬ ПЕРВУЮ ГЛАВУ.
1:1 Иисус дает откровение (в Ветхом завете откровения давал Бог. Если откровение дерзал давать человек, это было тяжким грехом — Иер.23:28).
Ангел находится в услужении у Христа, как у Отца (1:4) (нигде мы не видим, чтобы ангелами повелевали люди – также 1:16, 20).
1:2 провозглашено единство, тождественность, равенство свидетельств Бога и Иисуса Христа (также 1:9). Нигде Бог не приравнивал человеческое слово к Своему (Ис.55:8-9, Иер.29:11).
1:4 «есть и был и грядет» — титул вечного Бога, на который претендовал Иисус (Ин. 8:58-59).
1:5 Иисус — владыка царей – это божественный титул (Дан.2:47).
1:7 «возрыдают пред Ним все племена земные» — образ божественного суда (Соф.1:14), совершаемого Христом.
1:8 «Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Какая Личность Божества это говорит? По 13 стиху видно, что Иисус.
1:10 «Альфа и Омега, Первый и Последний» — так может говорить или Творец, или богохульник. Эти слова принадлежат Христу (1:13). Нужно решить, кто же Он, жить этой верой и отвечать за нее.
1:14-16 это описание в деталях повторяет видение славы Божией, данное Иезекиилю и Даниилу (Иез. 1:26-27, Дан.7:9, 10:6), и относится ко Христу.
1:16 Уста как меч — пророчество о Мессии (Ис.49:2).
«лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей» — слава Божья, явленная Моисею, отчего и сам Моисей какое-то время светился (Исх. 33-34). Этот образ встречается и на горе Преображения (Матф.17:2).
Итак, Иисус достаточно раз заявлял о Своей божественности. И говорил аргументированно, чтобы Его утверждения вытекали из всего контекста Писания.
К КАКИМ ВЫВОДАМ ПОДВОДИТ НАС ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ИИСУС В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ КНИГИ ОТКРОВЕНИЕ?
1:1 показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.
1:3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
1:4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет
1:5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. 7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око
1:9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
1:17 не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
КНИГА ОТКРОВЕНИЕ — ИСТОЧНИК МУЖЕСТВА И НАДЕЖДЫ.
Бог Иисус говорит, НЕ БОЙСЯ:
— неопределенности, нестабильности, неизвестности
— того, что благочестие напрасно
— что грех здесь навсегда, что всё останется таким, как есть
— оставленности, одиночества, опасностей, горя и потерь
— осуждения, преследований, непонимания
— смерти, болезни и старости
— земных авторитетов и властей
— человеческого предательства
— своей греховности и вины
— что не преуспел в этой жизни
— что всё рушится, что земные ценности обманчивы
— выглядеть безумным в глазах людей
— страдать в одиночку, не получать поддержки собратьев, терпеть бесконечно, переносить поношение за свою веру
НЕ БОЙСЯ НИЧЕГО. ИИСУС ПОБЕДИЛ ВСЁ, С ЧЕМ ТЕБЕ ДОВЕДЕТСЯ СТОЛКНУТЬСЯ.
Вручи Ему свою жизнь, и твое сердце вместо страха и смятения наполнится миром.
Максим Балаклицкий
Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство
Бог Оте́ц (греч. Ο Θεός Πατήρ, лат. Deus Pater) — в христианском тринитарном богословии Бог Отец — первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
Христианство верит, что Он — Творец мира и человека: «Отец — есть предначинательная причина всего существующего». Догмат о Боге Отце закреплён в Никео-Цареградском Символе веры:
Ве́рую во Еди́ного Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. |
При этом во всём творении и последующем промышлении об ангелах, о людях, о животных, о растениях, о материальных вещах и стихиях, в равной степени всегда участвуют все три Ипостаси Троицы:
Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их.
— (Пс. 32:6)
Ириней Лионский называет Превечные Слово (Бог Сын) и Дух двумя руками Отца.
Бог Сын назвал всех людей Своими братьями:
Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
— (Мф. 25:40)
отцом себе не называйте никого на земле, и́бо один у вас Отец, Который на небесах.
— (Мф. 23:9)
Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы.
— (Пс. 81:6)
Много писавший о догмате троичности Григорий Богослов даёт следующие характеристики Бога Отца:
- …будем представлять и называть Отца безначальным и началом — началом как Причину, как Источника, как присносущный Свет…
- …Отец безначален, потому что ни от кого иного, даже от Себя самого не заимствовал своё бытие.
- …Дух исходит от Отца: не любопытствуй знать, как исходит.
Греческие богословы считали божественное Лицо Бога Отца началом единства Троицы, давшим другим ипостасям их происхождение: «к Единому возводятся Те, Которые происходят от Него, будучи Тремя по вере…». Поэтому Троица мыслится как Божье Царство — Монархия — Единоначалие Отца — абсолютное Всемогущество в смиренном самопожертвовании.
Согласно христианскому вероучению, Бог Отец познаётся только через Сына Божьего:
никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть
— (Мф. 11:27)
В самом высшем христианском таинстве Евхари́стии — центре жизни православного христианина, почти все молитвы обращены только к Лицу Бога Отца.
По причине того, что Бог Отец не являлся людям в видимом образе, Стоглавый собор в 1551 году запретил особые изображения Бога Отца: Сопрестолие, Отечество (икона), Ветхий денми, Распятие в лоне Отчем, Саваоф, Шестоднев, Всевидящее Око, Отче наш, Премудрость Божия и другие. В качестве канонического изображения данный собор утвердил икону «Троица» Андрея Рублева.
В некоторых православных храмах присутствуют изображения Бога Отца в виде седовласого Старца, вверху иконостаса в чине праотцов, в куполе храма, на иконах.
Согласно «Лекциям по философии религии» Гегеля, Бог Отец — первое определение абсолютной идеи. Это чистая идеальность и чистое единство с самим собой, абстрактное мышление всеобщего предмета, диалектически вызывающее абсолютное разделение, а далее триединство.
Трудно стать богом
Библейские книги говорят нам, что мир и человек созданы Богом. Мир свидетельствует о своей самодостаточности. Так открывается парадокс отсутствия Творца в Своем творении
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости
В божественном смирении — кеносисе Бога перед тварью — Бог Сам становится человеком. Когда же в Человеке-Иисусе люди узнали Христа?
Диакон Августин Соколовски, преподаватель богословия Фрибургского университета (Щвейцария), преподаватель Киевской духовной академии:
Зачем Бог стал человеком
«Зачем Бог стал человеком?» — в такой форме этот вопрос задавался в эпоху патристики, повторялся в Средневековье, продолжал задаваться, во многом уже по инерции, в эпоху Нового Времени. Он предполагал, что мироздание трехэтажно. На верхнем этаже восседает Бог — самоочевидный и наделенный всеми совершенствами. Задачей богословия было объяснить, каким образом совершенный Бог спускается «этажом ниже» — в мир людей.
В святоотеческой письменности мы можем найти самые разные попытки понять тайну нашего спасения. Каждый ответ соответствовал культурным и философским контекстам своей эпохи.
Святитель Августин Иппонский (354-430), автор «Исповеди», и следующая за ним традиция августинизма видели в вочеловечении Бога единственный способ сделать человека свободным.
Согласно Августину, свобода заключается не в возможности выбирать между добром и злом, но в даре любить добро. Согрешив против Бога, человек нарушил единство своей личности и природы, сделался неспособным любить. Вместо любви к Богу и ближнему все устремления его направились на обладание материальными благами и удовлетворение различных влечений.
Воплощение Сына Божия стало исполнением замысла о любви Бога-Творца к миру и человеку. Сын Божий Иисус Христос делом явил божественную любовь и на Кресте сообщил ее человечеству.
Александрийская святоотеческая традиция, представленная Великим Афанасием (298-373), увидела в воплощении Логоса замысел об обожении человека. «Бог становится человеком, чтобы человек мог стать Богом» — эта аксиома восточного христианского богословия говорит о том, что Сын Божий во Христе Иисусе принял на себя полноту человеческой природы, чтобы человек мог приобщиться полноте божества и войти в общение божественной жизни.
Важно отметить, что согласно богословию обожения Бог не просто восстановил разрушенную грехом человеческую природу, но приготовил человеку нечто гораздо большее, чем прежнее райское состояние.
Если до грехопадения человек был призван «возделывать и хранить» райский сад (участвовать в Божием деле совершенствования мира), находясь в общении с Богом — источником жизни, то отныне он призван стать богом по благодати.
То есть быть всем тем, чем Бог является по природе. Согласно богословию александрийцев, именно это исполнилось в человеческой природе Христа Спасителя.
«Ради этого нисшел Бог со святых своих небес, воспринял разумную человеческую природу и срастворил ее Божественным Духом, «чтобы изменить, обновить и преобразить естество», чтобы соделать нас, по апостолу, «причастниками Божественного естества»…
Господь приходит затем, чтобы даровать человеку Духа и в нем жизнь, — «соделать верующих в Него новым умом, новой душой, новыми очами, новым слухом, новым духовным языком, — словом: соделать их новыми людьми или новыми мехами, чтобы влить в них новое вино, Дух Свой», говорится в «Духовных беседах», авторство которых иногда приписывается Макарию Великому.
Православное богословие Востока видит обожение как аскетический путь. Подчиняя тело духу, а душу разуму, в следовании евангельскому идеалу аскет уподобляется Богу, не зависящему от условий материи, и следует Иисусу Христу, согласно Писанию, не имевшему, где приклонить главу.
Такому пониманию обожения соответствует второе возможное истолкование слов «О Боге, ставшем человеком, чтобы человек стал Богом»: «Бог стал человеком, чтобы человек узнал божественное в себе».
Если Бог справедлив
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Категории римского права вдохновили отцов Церкви на создание богословия замещения или удовлетворения. Для священномученика Киприана Карфагенского (258 г.), святителей Амвросия Медиоланского (397 г.) и Григория Великого (604 г.) на Западе, святителей Григория Богослова (389 г.) и Григория Нисского (394 г.) на Востоке такое понимание тайны спасения было особенно близким.
Ведь грех — это преступление против Бога. Бог бесконечен, и поэтому преступление против Него требует бесконечного удовлетворения, которое конечный человек принести не в силах. И Бог в любви Своей послал для спасения человека Своего Единородного Сына, который, будучи Богом-Сыном, удовлетворил божественному правосудию.
Задаваясь вопросом о том, кому была уплачена цена нашего искупления, святитель Григорий Нисский высказывает смелую мысль об уплате цены дьяволу. В ответ на нее Григорий Богослов предпочел оставить этот вопрос открытым, указав на его тайну.
Богословие XX века несправедливо назвало такой способ прочтения дела Христова «юридизмом» и приписало его католической традиции.
Если вспомнить, что правовые термины в понимании спасения весьма близки богословию апостола Павла, а православная каноника полностью зависит от римского права, то очевидность такого недоразумения становится тем более зримой.
Бог воплотился бы, даже если бы грехопадения не было
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Интересно, что если для западного святоотеческого богословия воплощение Сына Божия произошло исключительно вследствие грехопадения, то восточные Отцы Церкви (Исаак Сирин) скорее допускают мысль, что Бог воплотился бы, даже если бы грехопадения не произошло.
Но если Бог воплотился, чтобы спасти человека от власти греха, почему для его спасения потребовалась такая великая цена — Крестная смерть Сына Божия, ведь Бог всемогущ? Отцы Церкви тоже задавались этим вопросом. По мнению многих,
спасение без Креста означало бы, что человек не представляет для Творца особой ценности.
Августин видит в способе спасения через воплощение и страдание единственный способ явления в мире спасающей божественной благодати. Благодать, данная Адаму до грехопадения, давала ему возможность совершать добро и уклоняться от зла. Первый человек не устоял в добре, и прежняя благодать более недостаточна, потому что рана, нанесенная грехом человеческой природе, слишком глубока.
Бог становится человеком — здесь нужно особенное внимание, — предопределяя для богочеловечества конкретного человека Иисуса.
Согласно вере Церкви, в Богочеловеке Христе нет человеческой личности, но есть свободная от греха подлинная конкретная полноценная человеческая природа.
В этой природе благодать изливается в невероятной степени полноты, так, что Иисус Христос становится не только спасенным Новым Адамом, но и спасающим всякого верующего в Него. Иисус не может выбирать зло, потому что благодать являет в Нем подлинно свободного человека, свободно любящего только добро.
Прообраз всякого крещенного — Иисус Христос — делается подателем благодати, превосходящей благодать Адама.
Она не только дарует способность делать добро и уклоняться от зла, но, как и во Христе Иисусе, сама избирает и совершает добро, «действует действие» человека.
Христос приходит в этот мир, приняв вид раба, потому что Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить.
А главное служение Христа — спасение человека. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 6-8).
Говорит и показывает Библия
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
В своем рассуждении о догмате боговоплощения богословие старается максимально приблизиться к библейскому тексту. Для этого оно обращается к понятию «событие Христово», обозначающему все сказанное и сделанное Иисусом из Назарета. Для обращения к событию Христову необходимо понимание постепенного развития логики библейской тайны.
История Бога в мире — это история завета. Современный язык не вполне передает содержание этого понятия, которое несет в себе множество смыслов — от завещания до союза. Завет предполагает верность союзу со стороны его обоих участников. Верность Бога человеку не может быть разрушена — потому что Бог бессмертен.
А верность человека обречена на разрушение, потому что он смертен, и у этой смерти есть внутреннее лицо — грех. История библейского народа — это история неверности человека и верности Бога. Человек не только постоянно нарушает завет, но со всей очевидностью оказывается просто неспособен выполнить его. Даже заповеди, данные в помощь, оказываются игом и осуждением.
«Заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Рим. 7: 10) — эти слова апостола Павла следует понимать буквально. Вся библейская история мира как бы свидетельствует о том, что Бог требует невозможного. А любовь к Богу и ближнему, о которой говорит Библия, кажется непричастной, даже иноприродной этому миру.
Завету сопутствует обетование. Бог обещает человеку, что Завет все же будет исполнен, несмотря на то что исполнять «свою сторону» в нем должен был человек. Иисус из Назарета — отрок Божий, провозглашающий весть о Царстве, в Свои последние дни явно свидетельствует, что Ему предстоит смерть, у которой нет обратного лица — греха. Его уход — жертва, в которой исполняется верность Завета.
Об этом Он говорит на вечери Евхаристии, обозначая реальность Своего присутствия навсегда (см. Мф. 26: 24-28). Иисус исполняет Завет, являя в этом мире истину о том, что божественная любовь может быть воспринята человеком. Избрание, рождение, путь, слово и дело Иисуса из Назарета становятся исполнением Завета и явлением подлинной человеческой религиозности — преданности и верности делу Божию в пути жертвенного служения.
В современном богословии есть точка зрения, что признание божественности Иисуса Христа не было возможным до Его Воскресения.
Слова Писания об образе уничижения (об этом, среди прочих текстов Писания, с особенной силой говорит гимн из Послания к Филиппийцам (см. Фил. 2: 5-11) должно воспринимать реально и буквально.
В противном случае Иисус мог бы воссесть в Храме Божием в Иерусалиме и Ему воздавалось бы поклонение. Но, по логике Библии, до Воскресения такое поклонение стало бы идолопоклонством. «Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).
Воля Божия состояла в том, чтобы смирение и уничижение, воспринятые Единородным Сыном, были исполнены полностью.
От следовавших за Господом требовалась вера в Него как Посланного Богом, признание, что слова Его возвещают волю Отца. Исцеления и чудеса, совершаемые Им, призваны были являть пришедшее спасение, которое, согласно Библии, означает принятие отверженного, восстановление разрушенного, воссоединение разделенного и прощение осужденного. Слава Иисуса до Воскресения — свидетельство грядущего Царства.
Святоотеческое богословие видело в чудесах Христовых доказательство Его Божества. Современное богословие, рассуждая более дифференцированно, предлагает два последовательных уровня понимания: чудеса и знамения Христа свидетельствовали о приближении Царства Божия в силе. Но только Воскресение Христово дает возможность апостольскому кругу узнать в делах и словах Воскресшего — Самого Бога, бывшего среди них.
Во Христе все свидетельствует о Его божественности, но воспринимается это свидетельство только после Воскресения. Вспомните Павла: «…если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (1 Кор. 5: 16). Святые отцы Церкви говорят о Христе в свете Его Воскресения.
Их творения, как и Евангелия, были написаны уже после Пятидесятницы и отражают понимание учениками новозаветной истории именно в этой перспективе, они смотрят на Христа как на Воскресшего и Прославленного Господа.
На современном языке такое восприятие называется ретроспекцией — воспоминанием того, что было подлинно, но пребыло неузнанным. Христос говорил: «Я и Отец — одно» (Ин. 10: 30) — именно поэтому община после Воскресения делает вывод о Его божественности. Позже эти слова транслирует евангелист Иоанн в четвертом Евангелии как указание на божественное достоинство Христа.
Для Апостольского круга воспоминание «Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа» было дано в Евхаристии (ср. Лк. 24: 33). Слова Господа о том, что Евхаристия совершается в Его воспоминание, раскрываются здесь в полноте. В совершении Евхаристии после Воскресения апостолам дается возможность воспоминания дел и слов воскресшего Христа как Всемогущего Бога, ставшего человеком.
В восприятии Воскресения Христова очень важно сохранять элемент историчности и неожиданности.
Воскресение совершилось в истории, но то, что оно произойдет, не было очевидным. Воскресение стало парадоксальным божественным ответом на величайшую попытку сил зла в истории сокрушить добро.
Именно Воскресение становится прославлением Иисуса из Назарета, когда Он бывает явлен Господом и Кириосом, возводится в достоинство Мессии.
Именно в Воскресении мессианство Христово приобретает царственные черты — то, чего от Иисуса требовало Его окружение перед Крестным Страданием. Но переживание этой новой реальности Господа делается возможным только благодаря дару Духа в Пятидесятнице. Пятидесятница — символическое число дней, которое обозначает полноту времен и совершенство Дара Сошествия Духа на Апостолов.
Пятидесятница — пасхальное событие. Вместе с днем Вознесения Господня оно образует особое смысловое единство — кульминацию Славы Господа Иисуса. В V веке еретик-епископ Юлиан Галикарнасский учил, что после Вознесения человечество Христа перестало существовать, упразднившись в божестве. Отвергая это учение, Церковь Христа Мессии исповедует, что у Бога бьется человеческое сердце.
Вы никогда не задумывались о том, почему в религии указывается о людях и ангелах как о рабах Бога? Без всяких скрытых подтекстов, намёков и всего прочего, чёрным по белому написано, что все мы принадлежим единому организму, существование которого на данный момент не доказано.
Подобное выглядит весьма глупо. Если какие-то 500-1000 лет люди скорее всего о подобном не задумывались, но некоторые современные устои религии совершенно не подпадают под понятие «раб» в религии. Да, рабство ещё присутствует в некоторых странах, но в роли хозяев рабов выступают всё те же люди. Так почему по версии церкви мы являемся рабами Бога, а не его детьми, братьями и сёстрами?
Почему некоторым людям нравится считать себя рабами и выполнять бесчисленное количество запретов того самого Бога, существование которого не доказано? Может равное притягивается к равным? Кто-то считает себя почти равным Богу и способен творить удивительные вещи, например в былые времена такие люди часто становились королями, императорами и прочей элитой. Так может именно отрицание идеи рабства и способно творить чудеса?
Если человек прожил половину своей жизни в нищете, где-нибудь в Индии…и если он верит, что так предначертано, то он никогда не выберется из своей выгребной ямы и будет считать, что за него уже всё решили. Как жить и как умирать, ведь его воля ему не принадлежит, он всего лишь раб. И меня удивляет огромное количество людей, которые верят в то, что они на Земле всего лишь посланники на короткий и срок и это время надо посвятить служению Богу. Ну не бред ли?
Как Иисус Христос может быть одновременно Богом и человеком?
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Православный журнал «Фома» #Худиев_видео #Апологетика
Опубликовано Sergey Hudiev Вторник, 11 июля 2017 г.
В Новом Завете много раз говорится, что Иисус — человек! Как же он может быть Богом?
Разумеется, Иисус — человек. Церковь твердо исповедует это и, в свое время, отвергла ереси, которые отрицали полноту человеческой природы Иисуса. Иисус — целиком и полностью человек, с человеческим телом и душой, во всем подобный нам, кроме греха. Церковь верит в то, что Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами — Он одновременно и полностью Бог и полностью человек.
Как мы уже говорили, Новый Завет свидетельствует о Боговоплощении: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…. И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1:1-14).
В Послании к Евреям также говорится о Сыне Божием, который прямо назван Богом «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века» (Евр 1:8). И о том, как он воспринял «плоть и кровь», то есть стал человеком ради спасения людей: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2:14).
Материал по теме
Откуда мы знаем о Божественной природе Иисуса Христа?
Люди, которые не разделяют христианской веры, естественно, вынуждены верить в то, что «исторического Иисуса» обожествили уже долгое время спустя после Его земного служения. Это представление существует в разных вариантах. Иногда говорят, что Иисуса обожествил император Константин (версия, которую сильно популяризовал Дэн Браун в «Коде да Винчи»), иногда — церковные Соборы эпохи христологических споров. В любом случае, когда нам говорят о том, что Иисуса обожествили позднее, мы должны уточнить — позднее — это когда?
О том же событии говорит святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам:
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил 2:6-11).
Сын Божий и Бог уничижил Себя Самого, став человеком и приняв смерть ради нашего спасения — это то, что богословы называют «кенозис», самоумаление Сына Божиего ради нашего спасения.
Как говорит Афанасьевский Символ веры,
«В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.
Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время.
Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом.
Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе».
Но в Евангелии много мест, где Иисус ставит Себя ниже Отца — например, «Отец Мой более Меня» (От Ин 14:28)
Действительно, мест Писания, где Иисус показывает Себя смиренным исполнителем воли Отца, немало, например:
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин 5:19).
Бог назван также «главой» Христа:
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор 11:3).
Говорит ли это о том, что Сын по природе ниже Отца? Нет. В Писании смиренное послушание вовсе не обязательно указывает на кого-то по природе низшего. В уже приведенном отрывке из послания к Коринфянам, Муж является главой жены. Значит ли это, что жена — ниже по природе? Нет, конечно, она такой же человек, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание говорит не о какой-то другой, и при этом низшей, природе. Это, напротив, проявление добровольной любви и смирения. Также Апостол говорит, обращаясь ко всем Христианам: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил. 2:3).
Христианин должен почитать брата большим себя. Признает ли он себя принципиально, по природе низшим? Нет, конечно. Он призван поступать так из любви и смирения, будучи равным, ставить на первое место другого, не предпочитать себя. Итак, послушание вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного.
Послушание Иисуса – это именно проявление любви и смирения, добровольное служение того, кто ищет прославить не Себя, а Отца. Это проявление морального совершенства Его личности, а не того, что он ниже Отца. Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»:
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:7-8).
Но кому Иисус молился, если Он — Бог?
Иисус молился Отцу — как человек. Напомню, что согласно Писанию, Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Он обладает свойствами и действиями как Того, так и другого.
Как Бог, Он прощает грехи, и обещает, что вернется для суда над всеми народами. Как человек, Он утомляется, нуждается в воде и пище, терпит страдания, и, наконец, принимает смерть.
Для нашего спасения очень важно, что Иисус – полностью человек, член человеческого рода. Это необходимо с точки зрения Его искупительной миссии. Он занимает наше место и совершает за нас и ради нас то, что мы сами совершить не могли — живет совершенно безгрешной жизнью, молится там, где мы хулим, прощает там, где мы ищем возможности отомстить, избирает волю Божию там, где мы избирали свою. Наконец, Он умирает в совершенном послушании Отцу и в совершенной любви к людям.
Своим послушанием он искупает мятеж Адама (и мятеж всех нас). Чтобы искупить наш род, Спаситель должен быть в полном смысле одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.
Как наш Ходатай и Первосвященник, Он является нашим представителем перед Богом.
Он – Посредник между Богом и людьми, то есть Тот, кто принадлежит обеим сторонам. Как человек, Он сострадает нам в немощах наших, поскольку прожил человеческую жизнь и знает все ее трудности, страдания и искушения.
Поэтому, как совершенный человек, Иисус молился за всех нас — и продолжает это делать.