Содержание
- Моисей
- Биография
- В иудаизме
- В христианстве
- В исламе
- Реальные факты
- Смерть
- Память
- Пророк Моисей
- Иван Франко Поэма Моисей Часть 1
- Моисей – пророк (кратко)
- Пророк Моисей в Библии
- Что значит имя Моисей
- Кто такой Моисей в Библии: жизнеописание
- Скитания Моисея
- Смерть фараона
- Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне
- ЕЭБЕ/Амрам, отец Моисея
- «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
- Кто такой Моисей в Библии?
Моисей
Биография
Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.
Пророк Моисей
Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом Христа.
В иудаизме
Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.
Предположительный период жизни: XV—XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила
Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.
За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.
Нахождение Моисея
Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.
Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.
Пастух Моисей
Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.
Моисей перед пылающим кустом
На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.
Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.
Десять казней египетских: Наказание кровью
Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.
И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.
И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.
Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.
Десять казней египетских: Гром, молнии и огненный град
И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.
Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.
А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.
Десять казней египетских: Казнь первенцев
За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.
Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.
По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.
Моисей раздвигает море
После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.
В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.
Моисей с заповедями
Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.
В христианстве
История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».
Православная икона Моисея
В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.
Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.
В исламе
В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.
Реальные факты
Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.
Моисей, разбивающий скрижали Завета
К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.
За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.
Смерть
Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.
Смерть Моисея
Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.
До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.
Память
- 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
- 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
- 1515 – Мраморная статуя Моисея, Микеланджело
- 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
- 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
- 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета», Рембрандт
- 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
- 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
- 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
- 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы», Иван Крамской
- 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море», Иван Айвазовский
- 1939 – Книга «Моисей и монотеизм», Зигмунд Фрейд
- 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
- 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
- 2014 – Фильм «Исход: цари и боги», Ридли Скотт
Пророк Моисей
Пророк Моисей. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет
После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа. Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея. Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом. Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме. Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).
Когда ему исполнилось сорок лет, он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.
В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет. За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства. Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха. Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения.
Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений. Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает. Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5–6).
Неопалимая купина. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет
Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте. Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери. Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.
Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него.
Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).
Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи. В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь. На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.
Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями. Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.
Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона.
Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.
Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.
На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь. Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.
Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю. Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.
Поэтому последовала третья казнь. Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним, в греческом и славянском текстах — скнипы. По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи. Это была четвертая казнь. Орудием ее были мухи. Они названы песьими, видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона. Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию. Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.
Последовала пятая казнь — моровая язва, которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.
Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами. На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес. В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47–48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром, показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь. Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27–28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения.
Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер, продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях. Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.
Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма. Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.
Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.
Фреска церкви в Курбиново, Македония
Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать.
В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев, а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских, прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо).
Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения. Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь. Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту, с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.
Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой. Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться.
В Википедии есть статьи о других людях с именем Моисей.
ивр. מֹשֶׁה
Моисей с Десятью заповедями.
Художник Филипп де Шампань
мужской
XIV-XIII век до н. э.
«взятый (спасённый) из воды»
греч. Mωυσής
лат. Moyses
Муса (ислам)
Египет, Аравийский п-ов, Синайский п-ов
первый Судья Израиля, пророк, пастух
колено Левия
Пятикнижие (Тора), Евангелие нагорная проповедь
Амрам
Иохаведа
Сепфора, дочь Иофора
Гирсам и Елиезер
долина у горы Нево хребта Аварим
4 сентября
Неопалимая купина, Десять казней египетских, Исход, Золотой телец, Медный змий, манна небесная, Станы Исхода, Десять заповедей, гора Синай, песах, Шаббат, иудаизм, скиния, менора
Исход
Аарон и Мириам (брат и сестра), Иисус Навин
Скрижали Завета, посох, рожки (cornuta)
Цитаты в Викицитатнике
Запрос «Моше» перенаправляется сюда, о других носителях имени см. Моисей (имя)
Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорождённых мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.
Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море, после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.
После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую Моисей умер на горе Нево, которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную.
Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI—XII веками до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.
Энциклопедичный YouTube
Иван Франко Поэма Моисей Часть 1
Иван Франко: Поэма «Моисей» (Часть 1)
— перевод Владимира Туленко
О, мой народ! Замученный, разбитый,
Как паралитик, тот, что на распутьи,
Людским презрением, как лишаём покрытый!
О твоём будущем тревожны мои думы,
И от стыда, что всех нащадков поздних
Испепеляет… Вновь сегодня не заснуть мне!
Неужто предначертано в таблицах,
Что ты соседям пригодишься … гноем!
Локомотивом, что по рельсам мчится?
Неужто бы тебя вновь успокоит
Лишь злость прикрытая и лживая покорность
Тому, изменой кто или разбоем
Тебя сковал,… заставив присягнуть на верность?
Неужто для тебя привычно дело,
Когда показываешь своих сил безмерность?
Неужто зря то множество сердец горело
К тебе единственной и преданной любовью…
Тебе отдав навеки душу, тело?
А зря ли край твой был полит героев кровью,
Что тебе верили? Ему ли не гордиться
В красотах и свободе и здоровью?
А зря ли слово у тебя искрится
И силой, мягкостью, и остротой злословья,
И тем всем, что возвысит, чтобы возродиться?
А зря ли в твоих песнях густь-кручина
И звонкий смех, любовные интриги…
Надежда и утеха – светлые две половины?
О, нет! Не только слёзы и стонанья
Тебе предписаны!.. Я верю в силу духа,
В день воскресения в момент восстания…
О, где волну сыскать, слова послушать,
И слово отыскать, что тем блаженством
Оздоровляет, очищая душу.
О, если б песню написать нам непременно,
Найти слова, что песню ту блаженную
Оздоровляют… Огнём живородящим и нетленным!
О если… Только нам, так обескровленным тоскою,
Разорванных сомненьями и битых стыдом, —
Не нам тебя готовить, нене, к бою!
Но час придёт!.. И ты искристым видом
Сверкать лишь будешь в дружеском раздоле…
Кавказ потрусишь, не побрезгуешь Бескидом,
Подымешь в Чёрном море рокот воли!…
Предстанешь, как хозяин домовитый
И в своей хате… Да и в своём поле!
Прими сей сказ, хоть и печалью свитый…
… Но полный веры!.. Горький, но свободный!
О светлом будущем слезой моей омытый…
Мой скромный дар великому народу!
Глава1.
Сорок лет, как блуждал Моисей
По арабской пустыне,
И с народом своим приближался
К вратам Палестины.
Здесь пески багровели костром
В голых скалах Моава,
Но за ним синел Иордан,
Зеленели дубравы.
По моамским долинам теперь
Весь Израиль кочует,
Но вершины и скалы пройти
Вновь и вновь не рискует.
Под шатрами, разодранным в клочья,
Ленивые люди,
Их ослы и быки лишь жуют
Будяки, что добудут.
И чудесный обещанный край,
Где сверкают сапфиры,
За вершиной – бери, забирай.
Но не верят кумиру.
Сорок лет им пророк объяснял
Величаво и красно,
Что есть рай на земле для людей,
Но опять все напрасно.
Сорок лет этот край дорогой,
Берега Иордана,
Их манили, влекли за собой,
Словно фата-моргана.
Разуверился люд, причитал:
«Обманули пророки!
Мы в песках будем век доживать,
До смертельного срока!»
Перестали желать они жить
На бескрайнем просторе,
Не желали ни сколько они покорить
Те высокие горы.
День за днем по моавским ярам,
Где жара донимает,
Весь Израиль, в ободранных ветром
Палатках, дремает.
Только женщины пряжу прядут,
Козье варят лишь мясо,
А ослы поедят, если только найдут
Трав запасы.
Детвора в странных играх у них
Свое время проводит:
То воюет, то строит в песках города,
Огороды заводит.
Сколько раз полусонные взорслые
Лишь вопрошают:
«И откуда же дети о жизни другой
Только знают?
Мы не знали подобного, чтоб
Мыслью звонкой,
Как пророчество нам были даны
Забавы ребёнка!»
Глава 2.
Лишь один среди этой толпы
Не гниёт, не дремает,
В мыслях грустных о людях
За горы летает.
Моисеем был назван пророк этот,
Дед слабосильный.
Он один – без семьи, без животных
У края могилы.
Что имел, то он отдал им всем
Для идей воплощенья,
И страдал, и горел, был примером
К свободе стремленью!
Из неволи в Мицраим он люд
Уносил, словно буря.
И на волю забрал иудеев,
На брег, что лазурен.
Души их, со своею душой подымал
Сколько раз он,
К небывалым высотам, к свершениям,
Вплоть до экстаза.
И на волнах неверия он,
И в минуты упадка,
Погружался пророк с грешным людом
В тоску без остатка.
Но теперь он угас, голос так не звенел,
И не то стало рвение,
Ведь не слушало больше младое
Его поколение
Те слова про обещанный край,
Где житьё словно в сказке.
Мяса – море, и горы сыров,
Божья ласка!
И зачем их отцы и их деды
Сорвались в походы,
Так как это и дурость, и грех,
И конец для народа.
Среди них Авирон и Датон
Той толпой верховодят,
Вангуют: «То к голоду только
Животных приводит!»
Ещё говорят: «Не подкованы
Все наши кони,
Не надо побед и наград, так как
Враг не позволит!»
«Нам новой земли, если честно,
Ни сколько не надо.
А Божий наказ – не указ
Для еврейской громады!»
Когда рассказал Моисей им
Про гнев Ийеговы,
Ему богохульствовать стал Авилон
Дерзкий снова.
На вече собравшись тогда те
Сыны Израиля,
С подачи Датана вердикт свой
Они сотворили:
«Того, кто пророком зовётся,
Чьи мысли и речи не ясны,
Кто местной толпе Божий гнев
Облачил в Божью ласку,
Кто к бунту посмеет народ наш
Взывать, революцией грезя,
И в горы к вершинам прекрасным манить,
Пусть исчезнет,
И, чтобы оплёван пророк тот
В дальнейшем был нами,
А также для пущей острастки
Побит был камнями!»
*****
Іван Франко: ПОЕМА «МОЙСЕЙ» (Частина 1)
1. Пролог
Народе мій, замучений, розбитий,
Мов паралітик той на роздорожжу,
Людським презирством, ніби струпом, вкритий!
Твоїм будущим душу я тривожу,
Від сорому, який нащадків пізних
Палитиме, заснути я не можу.
Невже тобі на таблицях залізних
Записано в сусідів бути гноєм,
Тяглом у поїздах їх бистроїзних?
Невже повік уділом буде твоїм
Укрита злість, облудлива покірність
Усякому, хто зрадою й розбоєм
Тебе скував і заприсяг на вірність?
Невже тобі лиш те судилось діло,
Що б виявило твоїх сил безмірність?
Невже задарма стільки серць горіло
До тебе найсвятішою любов’ю,
Тобі офіруючи душу й тіло?
Задарма край твій весь политий кров’ю
Твоїх борців? Йому вже не пишаться
У красоті, свободі і здоров’ю?
Задарма в слові твойому іскряться
І сила й м’якість, дотеп і потуга
І все, чим може вгору дух підняться?
Задарма в пісні твоїй ллється туга,
І сміх дзвінкий, і жалощі кохання,
Надій і втіхи світляная смуга?
О ні! Не самі сльози і зітхання
Тобі судились! Вірю в силу духа
І в день воскресний твойого повстання…
О, якби хвилю вдать, що слова слуха,
І слово вдать, що в хвилю ту блаженну
Вздоровлює й огнем живущим буха!
О, якби пісню вдать палку, вітхненну,
Що міліони порива з собою,
Окрилює, веде на путь спасенну!
Якби!.. Та нам, знесиленим журбою,
Роздертим сумнівами, битим стидом, —
Не нам тебе провадити до бою!
Та прийде час, і ти огнистим видом
Засяєш у народів вольних колі,
Труснеш Кавказ, впережешся Бескидом,
Покотиш Чорним морем гомін волі
І глянеш, як хазяїн домовитий,
По своїй хаті і по своїм полі.
Прийми ж сей спів, хоч тугою повитий,
Та повний віри; хоч гіркий, та вільний,
Твоїй будущині задаток, слізьми злитий,
Твойому генію мій скромний дар весільний.
І
Сорок літ проблукавши, Мойсей
По арабській пустині
Наблизився з народом своїм
О межу к Палестині.
Тут ще піски й червоні, як ржа,
Голі скелі Моава,
Та за ними синіє Йордан,
І діброви, й мурава.
По моавських долинах марних
Ось Ізраїль кочує:
За ті голі верхи перейти
Він охоти не чує.
Під подертими шатрами спить
Кочовисько ледаче,
А воли та осли їх гризуть
Осети та будяччє.
Що чудовий обіцяний край,
Що смарагди й сапфіри
Вже ось-ось за горою блистять, —
З них ніхто не йме віри.
Сорок літ говорив їм пророк
Так велично та гарно
Про обіцяну ту вітчину,
І все пусто та марно.
Сорок літ сапфіровий Йордан
І долина пречудна
Їх манили й гонили, немов
Фата-моргана злудна.
І зневірився люд, і сказав:
«Набрехали пророки!
У пустині нам жить і вмирать!
Чого ще ждать? І доки?»
І покинули ждать, і бажать,
І десь рваться в простори,
Слать гінців і самим визирать
Поза ржавії гори.
День за днем по моавських ярах,
Поки спека діймає,
У дрантивих наметах своїх
Весь Ізраїль дрімає.
Лиш жінки їх прядуть та печуть
В грані м’ясо козяче,
А воли та осли їх гризуть
Осети та будяччє.
Та дрібна дітвора по степу
Дивні іграшки зводить:
То воює, мурує міста,
То городи городить.
І не раз напівсонні батьки
Головами хитають.
«Де набрались вони тих забав? —
Самі в себе питають. —
Адже в нас не видали того,
Не чували в пустині!
Чи пророцькі слова перейшли
В кров і душу дитині?»
II
Лиш один з-поміж сеї юрби
У шатрі не дрімає
І на крилах думок і журби
Поза гори літає.
Се Мойсей, позабутий пророк,
Се дідусь слабосилий,
Що без роду, без стад і жінок
Сам стоїть край могили.
Все, що мав у житті, він віддав
Для одної ідеї,
І горів, і яснів, і страждав,
І трудився для неї.
Із неволі в Міцраїм свій люд
Вирвав він, наче буря,
І на волю спровадив рабів
Із тіснин передмур’я.
Як душа їх душі, підіймавсь
Він тоді многі рази
До найвищих піднебних висот
І вітхнення, й екстази.
І на хвилях бурхливих їх душ
У дні проби і міри
Попадав він із ними не раз
У безодню зневіри.
Та тепер його голос зомлів
І погасло вітхніння,
І не слухає вже його слів
Молоде покоління.
Ті слова про обіцяний край
Для їх слуху — се казка;
М’ясо стад їх, і масло, і сир —
Се найвищая ласка.
Що з Міцраїм батьки і діди
Піднялись до походу,
На їх погляд, се дурість, і гріх,
І руїна народу.
Серед них Авірон і Датан
Верховодять сьогодні;
На пророцькі слова їх одвіт:
«Наші кози голодні!»
І на поклик його у похід:
«Наші коні не куті».
На обіцянки слави й побід:
«Там войовники люті».
На принади нової землі:
«Нам і тут непогано».
А на згадку про божий наказ:
«Замовчи ти, помано!»
Та коли загрозив їм пророк
Новим гнівом Єгови,
То йому заказав Авірон
Богохульні промови.
А на зборі Ізрайля синів,
Честь віддавши Ваалу,
Голосистий Датан перепер
Ось якую ухвалу:
«Хто пророка із себе вдає,
І говорить без зв’язку,
І обіцює темній юрбі
Божий гнів або ласку,—
Хто до бунту посміє народ
Накликати, до зміни
І манити за гори, настріть
Кінцевої руїни,—
Той на пострах безумцям усім
Між отсим поколінням
Най опльований буде всіма
І побитий камінням».
Моисей – пророк (кратко)
Моисей – пророк и вождь Израильского народа, автор первых пяти книг Библии. В настоящее время между историками и библеистами ведутся споры на тему реального существования Моисея. Поскольку в египетской культуре не сохранилось никаких доказательств усыновления и проживания израильского пророка в Египте, историки считают рассказ жизни Моисея вымышленным. С другой стороны, краткая биография этого удивительного человека заслуживает внимание каждого человека, так как она знакомит всех людей с Библией и законами Бога.
Рождение Моисея и его жизнь в Египте.
Будущий пророк появился на свет примерно в 1576 или 1574 году до нашей эры. В этот период времени израильский народ страдал от отсутствия урожая, и дабы не умереть от голода был вынужден переселится на территорию Египта. Со временем египтяне стали опасаться, что израильтяне станут сильным народом и объединившись с их врагами, нападут на Египет. Для того, чтобы избежать военных действий египетский народ начал притеснять израильтян и со временем превратили их в рабов. Наблюдая за тем, что рабство не сказывается отрицательно на израильском народе фараон Египта принял решение сократить население израильтян. В рамках нового закона все новорожденные мальчики в израильском народе должны быть убиты.
Мама Моисея Иохаведа 3 месяца пыталась скрывать своего новорожденного сына. Ребёнок интенсивно рос, и она понимает, что больше не в силах скрывать мальчика. Иохаведа положила младенца в корзину из водонепроницаемых материалов, отнесла её к берегу реки Нил и пустила по течению. За всей этой ситуацией тайно следила старшая сестра Моисея – Мариам. Недалеко от этого места купалась дочь фараона со своими наложницами. Услышав плач ребёнка, она нашла корзину с младенцем. Дочь фараона тотчас же поняла, что этот ребёнок происходит из израильской семьи. Мальчик был настолько красив, что женщина решила оставить его в своей семье и растить как собственного сына. Поскольку она не могла вскормить его грудным молоком, с помощью Мариам она нашла женщину, которая стала малышу кормилицей.
Моисей рос в семье дочери фараона и воспитывался в соответствии с новым положением. Ему была дана возможность получить хорошее образование. Он смог успешно освоить всё, чему был научен. Благодаря этому Моисею было дано высокое звание командующего египетской армией, во главе которого неоднократно одерживал победы над другими народами, пытающимися напасть на Египет. Несмотря на это Моисей хорошо знал своё происхождение, чтил культуру и традиции своего народа. Поэтому он не смог поклоняться египетским богам.
Бегство Моисея из Египта.
Жил Моисей в Египте на протяжении 40 лет. Однажды ему захотелось посмотреть, как живут израильтяне под египетским руководством. Увидев воочию тяжёлый труд и страдания своего народа, ему стало очень больно. Некоторое время спустя он случайно стал свидетелем конфликта между египтянином и израильтянином, во время которого первый сильно избивал второго. Моисей не мог спокойно мириться с такой ситуацией и заступился за своего соплеменника и не сдержав своего негодования, убил египтянина.
Несмотря на то, что Моисей считал, что никто не мог видеть данный инцидент, некоторое время спустя фараон потребовал найти его и убить. Моисею пришлось покинуть Египет и бежать в пустыню Мадиам. Здесь он находит пристанище у местного священнослужителя Иофора. В благодарность за оказанную услугу Моисей помогает ему пасти овец. Со временем он вступает в брачный союз с его дочерью Сепфорой, которая подарит ему двоих прекрасных детей.
Возвращение Моисея в Египет.
Каждый день на протяжении 40 лет Моисей пас овец. Однажды он увидел необычный куст, который горит, но не сгорает. Мужчина подошёл поближе, чтобы посмотреть почему куст не сгорает до конца. В этот момент он услышал голос, доносившийся из куста. Это говорил Бог. Он сказал Моисею, что пришло время освободить его народ из египетского плена. К тому же израильтяне под египетским давлением начали поклоняться другим богам. Моисей должен был рассказать своим соплеменникам о том, что существует только один истинный Бог. Для того, чтобы народ поверил словам Моисея, Бог наделил его способностью совершать чудеса. Поскольку мужчина был весьма стеснительный и не обладал красноречивостью, Бог дал ему в помощники его брата Аарона.
Вернувшись в Египет, Моисей со своим братом предстали пред израильским народом и поведали волю Бога. Затем они отправились к фараону с просьбой отпустить израильский народ и сделать его свободным. Фараон отказался подчиниться просьбе. За такое действие он и весь египетский народ был наказан десятью казнями, каждая из которых показывала силу и могущество Бога израильского народа. После десятой казни, когда в египетских семьях были убиты все первенцы мужского пола, сопротивление фараона было сломлено. Он даровал израильтянам свободу.
Скитание израильтян по пустыне.
Покинув пределы Египта, Моисей повёл народ к горе Синай, на которой получил каменные скрижали завета с 10 заповедями. Вдохновлённые люди согласились исполнять всё, что от них требовалось.
На протяжении следующих 40 лет Моисей скитался с народом по Синайской пустыне. За это долгое время вера израильтян в Бога окрепла благодаря большому количеству чудес.
Одно из первых чудес, которые сделал Бог с помощью Моисея – проход израильского народа по дну Красного моря. Подойдя к берегу Красного моря, Моисей с народом обнаружили, что их преследует египетская армия. Тогда пророк поднял посох и воды моря расступились перед народом, и они смогли беспрепятственно пройти по сухому дну и уйти от погони. Также Бог чудодейственным способом каждый день пополнял запасы еды и воды.
Несмотря на то, что многие израильтяне часто проявляли недовольство, Моисей мог сглаживать все конфликты. Он имел много хороших качеств и подавал другим людям пример в том, как развивать эти качества.
По истечении 40-летнего странствия по пустыне, израильский народ смог подойти к границе обетованной земли. Бог поднял Моисея на гору Нево и показал ему эту прекрасную землю. После этого пророк благословил свой народ и передал правление народом Иисусу Навину. Через некоторое время Моисей умер в возрасте 120 лет.
Пророк Моисей в Библии
Что значит имя Моисей
В переводе с иврита имя Моисей означает «взятый из воды» . Моисей — основоположник иудаизма и пророк Ветхого Завета. Моисей сплотил все колена израильские в единый народ.
Кто такой Моисей в Библии: жизнеописание
Когда молодой человек из древнего израильского рода Левия взял в жены прекрасную девушку из своего же народа, никто еще не знал, какая судьба уготована их сыну. Он родился сильным, красивым и здоровым. Его мать любила его и не хотела, чтобы он стал еще одним слугой египетского фараона. Три месяца она скрывала его, после чего решила дать сыну шанс на лучшую жизнь. В отчаянии она взяла плетеную корзину, положила туда сына и оставила в густом тростнике на берегу Нила.
В Ниле любила купаться дочь фараона, она увидела корзину и заглянула туда. Девушка сразу догадалась, что в корзине спрятан еврейский младенец. По достижению возраста взросления, юношу из корзины привели жить во дворец фараона, и дочь фараона относилась к нему как к родному сыну. Она назвала его Моисей, что означало «взятый из воды».
Моисей рос среди богатых и знатных людей словно равный им по происхождению. Но он всегда помнил, откуда он родом и о том, что его выкормила бедная женщина. Однажды Моисей увидел, как работают мужчины из еврейского народа, как жесток с ними египетский надсмотрщик. Моисей в гневе убил надсмотрщика и похоронил его тело в песке. За это Моисею грозила смерть. Он вынужден был бежать в пустыню и скитаться в песках.
Скитания Моисея
В Мадиамской земле Моисей решил отдохнуть у колодца. Там он встретил двух девушек, дочерей Иофора, местного священника. Они пришли за водой для своих овец. Другие пастухи хотели оттеснить девушек, чтобы набрать воду для своего скота, но Моисей заступила за дочерей священника.
За это священник пригласил Моисея остаться жить в их доме. Одну из девушек по имени Сепфора ему отдали в жены, вскоре у них родился сын Гирсам.
Уроки Ветхого Завета
Смерть фараона
В изгнании Моисей узнал о смерти фараона, но новый фараон был не менее жесток с израильтянами. Пришло время спасать народ, с которым Бог заключил завет во времена Авраама, Исаака и Иакова.
Однажды, когда Моисей пас овец, он зашел со стадом в пустыню и с изумлением обнаружил там пылающий терновый куст. Куст пылал, но огонь не вредил ему. Моисей подошел, чтобы рассмотреть чудо поближе и услышал Голос.
«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3: 5).
Господь сказал Моисею, что, узрев страдания Его народа в Египте, он велит Моисею вывести израильтян в землю, где их ждет лучшая жизнь, где течет молоко и мед.
Моисей был напуган и не знал, как он сможет сделать это, но Господь ободрил его «Я буду с тобой».
Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне
Моисей встретился со своим братом Аароном, которому тоже явился во сне Господь и велил выйти навстречу Моисею. Вместе они собрали старейшин колен Израилевых и передали слова Господа.
Люди пошли на отчаянный шаг — явились к фараону и сказали, что он должен их отпустить — такова воля Бога.
Точно ли автором Пятикнижия был Моисей?
Фараон смеялся над ними: «кто ваш Господь, чтобы я слушал Его?» и прогнал тех, кто к нему пришел.
Несмотря на то, что люди приходили к нему снова и снова, Фараон видел чудеса, которые творит Господь, он был непреклонен. И тогда Бог наслал на Египет 10 казней:
- Превращение вод Нила в кровь;
- Нашествие жаб;
- Нашествие мошек;
- Нашествиее пёсьих мух;
- Мор скота;
- Болезни на людях и скоте;
- Град и огонь между градом;
- Нашествие саранчи;
- Тьма;
- Смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.
Наконец, фараон сдался и разрешил отлучиться на три дня. Народ отправился в пустыню Сур. Фараон, осознав, что его слуги не собираются возвращаться, отправил погоню. Скитания по пустыне длились долго, наконец, люди вышли на берег моря. Но люди фараона настигали. Что было делать? По велению Господа, Моисей поднял свой жезл над водой и тут случилось невероятное: воды расступились перед израильтянами и сошлись обратно перед египтянами.
Израильтяне были свободны. Но скитания на этом не закончились. Они длились 40 лет.
Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).
Моисей же отошел ко Господу перед самой Землей Обетованной.
«И не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Второзак. 34:10).
ЕЭБЕ/Амрам, отец Моисея
В агадической литературе. — По преданию, Иохебед, дочери Леви, было более ста двадцати лет, когда на ней женился (Exod. rab., I) ее племянник Амрам. Она родила дочь, которую назвала Мириам (от «мар» — горечь), так как горька стала к тому времени жизнь еврейского народа, и сына Аарона (от «гара» — зачать), названного так потому, что каждая беременная женщина боялась за участь своего ребенка, которого согласно приказу фараона должно было бросить в воду, если он оказывался мальчиком. Еще до рождения Моисея на Мириам снизошел дух пророчества, и она сказала: «Мать моя даст жизнь тому, кто избавит Израиль от рабства!». При рождении Моисея дом был полон света, прекрасного, как в первый день творения, и А. воскликнул: «Дочь моя, твое пророчество исполняется!». Но когда мать Моисея, чтобы спасти его, спустила корзинку, в которой он лежал, на воду, А. снова воскликнул: «О дочь моя, что сталось с твоим пророчеством?». Поэтому Мириам осталась стоять на берегу, чтобы наблюдать за тем, «что с ним будет далее» (Сота, 12а). — В агаде существует много преданий об Α., отце Моисея. А. подобно Иессею, отцу Давида, умер безгрешным. Поэтому его останки не сделались добычей червей или тления (Баба Батра, 17а; Дерех Эрец Зутта, 1). Подобно Ахии Шилоскому, Амрам был одним из наиболее долговечных людей: перед ним прошли целые поколения евреев, которым он передавал познания предков. Он наставлял также пророка Ахию в законах, полученных им еще от патриарха Якова. А. был «главой своего поколения» (Сота, 12а), как сын Кегата, который, хотя и был вторым сыном Леви, но оказался тем избранником, которому поручено было «достойно вести народные собрания» (Bereschit rab., LXX). Когда вспыхнула война между Египтом и Ханааном, евреи решили перенести кости всех сыновей Якова (за исключением Иосифа) в Святую Землю и предать их там погребению в пещере Махпела. Амрам принял участие в этом благочестивом предприятии, и в то время как большинство вернулось в Египет, он с немногими другими остался на продолжительное время в Хеброне (Книга Юбилеев, 46, 11). — Ср.: Beer, Leben Mosis (монография), в Jahrbuch für jüdische Gesch. und Litt., 4; Baring-Gould, Legends of the O. T. patriarchs, стр. 239 и сл.; Chronicle of Moses у Иеллинека в Beth Hamidrasch, II, 2; Хроника Иерахмиеля, английский перевод Гастера, стр. 106. .
Мы уже вспоминали о трех вершинах Ветхого Завета:
1 – Авраам.
2 – Моисей.
3 – Илия.
СВЯТОЙ ПРОРОК МОИСЕЙ. ИКОНА XVI в. ВОЛОГДА
Если в Аврааме мы видим вершину ветхозаветной человеческой любви к Богу, то в Моисее мы видим при любви к Богу, не меньшей, чем у праведного Авраама, воплощение второй половины Божиего основного закона: вершину любви к ближнему, как к самому себе. Третьей духовной вершиной ветхозаветного человечества является святой пророк Илия, имя которого переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18, 36) – ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
В день памяти великого библейского пророка мы представляем вниманию посетителей сайта 6-ю и 7-ю главу из книги Александра Трофимова:
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
6-я глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы Израиля Иохаведе – матери пророка Моисея.
7-я глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы и первой пророчицы Израиля Мариами – сестре пророка Моисея.
***
ИОХАВЕДА, МАТЬ МОИСЕЯ, ААРОНА И МАРИАМИ
«Народ Мой! Что́ сделал Я тебе и чем отягощал тебя?
отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской
и искупил тебя из дома рабства
и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариамь»
(Мих. 6, 3)
МОИСЕЙ И ИОХАВЕДА. 1884 г. ХУД. ПЕДРУ АМЕРИКУ (1843–1905)
Даже если бы Иохаведа была матерью одного Моисея – величайшего вождя и законодателя еврейского народа, она осталась бы в памяти поколений как одна из самых великих образов среди матерей Израиля. Но она стала также матерью Аарона – основателя ветхозаветного священнического рода, и Мариами – первой пророчицы Израиля.
Вся ее жизнь является свидетельством праведности и стойкости в вере. Она была дочерью Левия (Чис. 26, 59), рожденной в Египте, а затем стала женой Амрама, внука Левия и правнука Иакова: «Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левиина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариамь, сестру их» (Числ. 26, 59).
Амрам (с евр. «народ (родственник) возвышен»), муж Иохаведы, отец Мариами, Аарона и Моисея – левит, сын Каафа, он прожил 137 лет и был погребен в Египте.
Имя Иохаведы упомянуто в Библии лишь дважды (Исход 6, 20 и Числ. 26, 59), но это не уменьшает ее значимости, как матери Израиля. Хотя факты жизни Иохаведы времени младенчества Моисея немногочисленны, ее подвиг стал на многие века непревзойденным памятником материнству.
ИОХАВЕДА С МЛАДЕНЦЕМ МОИСЕЕМ. ХУД. ФИЛИПП РИЧАРД МОРРИС (1833–1902)
Внешность Иохаведы, как и внешность многих других великих библейских матерей, не описана ни в Библии, ни в сохранившемся предании, но она живет в благодарной памяти верующих, ибо она кротко подчинялась велениям Господа и достойно воспитала своих сыновей Аарона, Моисея и дочь Мариамь.
Обратимся к библейскому тексту, чтобы описать время и условия, в которых жила Иохаведа и другие сыны Израилевы: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался, и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостию принуждала сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его; а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога, и не делали так, как говорил им царь Египетский; и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели прийдет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам; а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку; а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1, 6–22).
Иаков и его семья поселились в земле Гесем, в северо-восточной части дельты Нила* Число потомков Авраама в Египте постоянно возрастало, здесь они жили и благоденствовали четыре столетия. Как сам Авраам некогда удалился от своих родных в Месопотамии, чтобы среди чуждого народа приготовиться к своей высокой миссии, так и его потомкам суждено было образовать целый народ под чужим владычеством, и его племя не только не смешалось со своими властителями, но в чужой стране еще больше обособилось, еще резче выказало свою самобытность. Мы не видим, чтобы они вступали в браки с египтянами. Та осторожность, какую выказал Авраам,– не брать жен из числа жителей Ханаана, но скорее посылать за ними в далекую страну к своим родным, скорее всего, строго сохранялась и здесь.
* Гесем (ивр. גושן (Gōšen); ныне Тумилат – название местности Древнего Египта, отведенной Иосифом (Быт. 45, 10, 46, 34, 47, 27) для поселения его отца Иакова (Израиля) и братьев (Исх. 1, 1–5). В этом округе впоследствии каторжным трудом евреев были построены укреплённые города для запасов – Пифом и Раамсес. Оттуда же еврейский народ совершил свой Исход из Египта.
Еврейские женщины рожали часто и имели по многу детей, а благоприятные условия Нильской долины могли прокормить растущее население. Мы встречаем уже тысячи потомков двенадцати сыновей Иакова – колен Израиля. Об умножении евреев свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян. Ко времени исхода среди них было 600 тысяч мужчин, а всего вместе с женщинами и детьми их было не менее двух миллионов.
Виновником тяжких преремен в положении евреев стал «новый царь, который не знал Иосифа» (Исх. 1, 8) – фараон XIX династии Рамсес II (1290–1224 гг. до Р. Х.). Новый правитель не признавал заслуг давно умершего Иосифа, и видел в размножившемся еврейском народе опасность для своего государства.
Боязнь усиления евреев и удаления из Египта огромного племени, представлявшего даровых работников, вызвала ряд мер для ограничения размножения евреев. Первой из них были тяжкие работы, задуманные фараоном в расчете изнурить евреев, так как физически слабый народ не может иметь большого потомства.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОВ-ЕВРЕЕВ НА СТРОЙКАХ ФАРАОНА. РОСПИСЬ ГРОБНИЦЫ В ФИВАХ. II тыс. до Р. Х.
И вот их принуждают под надзором воздвигать громадные постройки. Руками евреев были воздвигнуты две сильные крепости: Пифон и Рамсес. Пирамиды, каналы и другие грандиозные постройки того времени произведены, конечно, с участием евреев. Но труд насильственный, лишающий человека права на собственные способности, отнимает у него чувство собственного достоинства, приводит к унынию и неспособности к сопротивлению.
Выполнение второй меры – умерщвление еврейских младенцев мужского пола в момент их появления на свет – поручается повивальным бабкам. В «Иудейских древностях» Иосифа Флавия сказано о египетском происхождении повивальных бабок. Об этом убедительно свидетельствуют их имена: Шифра и Фуа, которые являются египетскими (Шифра – «плодоносная», или по другому толкованию – «красивая»; Фуа – «рождающая дитя», «сияющая»).
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕГИПЕТСКИХ РАБОВ НА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ
Существует еврейское предание о пророчестве египетского жреца, который дает знать царю, что среди евреев родится человек, который вдохновит свой народ, поднимет его дух, и они отмстят своим притеснителям*. После этого Рамсес и приказал убивать всех детей мужеского пола, которые отныне будут рождаться у евреев.
* Предание это не противоречит Библии, но может объяснить ближайший повод распоряжения царя умерщвлять детей еврейских мужеского пола.
Невыполнимая из-за богобоязненности бабок вторая мера заменяется приказанием фараона «всему народу своему» бросать новорожденных еврейских мальчиков в реку и топить их. Выражению «в реку» означающее Нил с его рукавами, ибо восточная часть Египта, в которой жили евреи, изобиловала каналами (рукавами) – притоками Нила, в них-то и должны были бросать еврейских мальчиков. Давая новое приказание «всему народу», фараон надеялся на его содействие в силу всеобщего страха перед размножением евреев.
ИОХАВЕДА И МАРИАМЬ С НОВОРОЖДЕННЫМ МОИСЕЕМ. ХУД. СИМЕОН СОЛОМОН (1840–1905)
Иохаведа дала жизнь Моисею около Мемфиса, на северо-востоке Египта, во второй половине второго тысячелетия до Р. Х. как раз во время действия повеления топить еврейских младенцев падает рождение (Исх. 6, 20; Чис. 26, 59). Являясь естественным проявлением материнского чувства, забота Иохаведы о спасении новорожденного объяснялась и его красотой. По словам первомученика Стефана, он был «прекрасен пред Богом» (Деян. 7, 20), отличался необычайной, неземной красотой. Она говорила матери об особом предназначении родившегося, и, веря в это последнее (Евр. 11, 23), мать скрывала его в течение трех месяцев. «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления (Евр. 11, 23). Все эти тревожные месяцы Иохаведа жила с верой в Бога и, конечно, молилась о спасении своего сына. И Господь одарил ее мудростью и прозорливостью, которые помогли ей скрывать мальчика.
Возможность сохранения Моисея в продолжение именно этого срока объясняется тем, что его рождение, видимо, совпало с началом разлива Нила, продолжавшегося именно три месяца. «В это время,– говорит немецкий богослов Беер,– сообщение с деревнями, загородными местами и жилищами, расположенными на возвышенностях, осуществимо не иначе как на судне. При таком положении вещей неожиданные посещения невозможны… потому и родители Моисея могли, не подвергая себя особой опасности, скрыть свое дитя от египтян».
МОИСЕЙ, ОПУСКАЕМЫЙ МАТЕРЬЮ НА ВОДЫ НИЛА. 1839–1842 гг. ХУД. А. В. ТЫРАНОВ (1808–1859)
По окончании наводнения, когда укрывать новорожденного стало невозможно, Иохаведа придумала, как спасти младенца. Она верила, что ее прекрасное дитя находится под защитой Господа. Своими руками она сплела из тростника* корзину, обмазала ее изнутри глиной, для большей прочности осмолила ее и, положив в нее младенца, поставила не в открытое место реки, где его могло увлечь течение, а у берега, в тростнике, оставив свою юную дочь Мариамь приглядывать за маленьким братом. Поведение сестры Моисея, наблюдающей за корзиной с младенцем, а также явная обдуманность ее дальнейших действий, свидетельствует, что корзина не случайно была поставлена в месте купания дочери фараона. Очевидно, что мать Моисея, зная, где купается дочь фараона, избрала данное место в надежде найти в ней спасительницу своего ребенка.
* По свидетельству Теофраста, Плиния Старшего и др. тростник служил египтянам материалом для сооружения легких судов, корзин.
Хотя поведение Мариами заслуживает большого уважения и даже восхищения, но в то время она была лишь ученицей, наставницей же была Иохаведа. Но и на ней лежала огромная ответственность, решалась судьба ее брата.
МЛАДЕНЕЦ МОИСЕЙ НА РЕКЕ НИЛ. ХУД. ЛЬЮИС ХЕРСЕНТ (1777–1860)
Дочь фараона со своими служанками пришла купаться как раз к тому месту, где в зарослях лежал младенец Моисей. «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзину среди тростника и послала рабыню свою взять ее» (Исх. 2, 5). Затем она услышала детский плач и, повернувшись к служанкам, сказала: «Это из Еврейских детей» (Исх. 2, 6).
Юная Мариамь, находившаяся поблизости, сказала: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?» (Исх. 2, 7). «Дочь фараонова сказала ей: сходи» (Исх. 2, 8). Каким счастьем и восторгом наполнило девочку это слово – «сходи!». «Девица пошла, и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. (Исх. 2, 8–9). Итак, Иохаведа, стоявшая неподалеку, получила радостное известие о том, что она может стать нянькой собственного ребенка. Счастливая этим результатам, Иохаведа тотчас взяла дитя и окружила его, по крайней мере, некоторое время, всеми материнскими заботами.
НАХОЖДЕНИЕ МЛАДЕНЦА МОИСЕЯ ДОЧЕРЬЮ ФАРАОНА. ФРЕСКА СИНАГОГИ ДУРА-ЕВРОПОС. СИРИЯ. II-III вв.
Решившись спасти из чувства сострадания еврейское дитя, дочь фараона, что очевидно, не боится наказания за неисполнение царского указа. Согласие ее взять в кормилицы к спасенному еврейскому младенцу еврейку, а не египтянку, говорит о намерении не только спасти дитя, но и в дальнейшем заботиться о сохранении его жизни. При отвращении египтян к евреям, доходившем до того, что египтяне не могли есть вместе с евреями, считая это мерзостью (Вт. 43, 32), никто не мог поручиться за целость и невредимость еврейского дитяти, отданного в руки кормилицы-египтянки. И наоборот, вручение его еврейке обеспечивало ему жизнь и здоровье.
МЛАДЕНЦА МОИСЕЯ ДОСТАЮТ ИЗ НИЛА. ХУД. О. ДЖЕНТИЛЛЕСКИ (1593–1653).
Далее Библия повествует: «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2, 10). По окончании кормления материнским молоком, то есть по истечении трех лет, младенца приводят к дочери фараона, и от нее он получает имя Моисей. Несомненно, что по своему происхождению оно должно быть египетским. Так считали Филон и Иосиф Флавий (по словам последнего, оно образовано из соединения двух египетских слов: мо – «вода» и исис – «сохраненный»), так считали и некоторые древние церковные писатели – Климент Александрийский, Евстафий Антиохийский. Еврейский вариант этого имени «Моше» означает «выводящий», «извлекающий»*. Современные исследователи полагают, что данное имя египетского происхождения и означает «сын».
* Согласно иудейскому преданию имя «Моше» было наречено ему матерью, которая была пророчицей и дала сыну имя, указывающее на его будушее призвание – вывести народ Израиля из рабства и дать ему священные заповеди Торы. По-видимому, Иохаведа объяснила дочери фараона значение имени тем, что младенца нашли в воде. Но в древнеегипетском языке есть созвучное слово «мосе», которое означает «сын» (это слово входит составной частью в имена фараонов Рамсеса, Тутмоса, Яхмоса и других), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона.
НАХОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ. XVI В. ХУД. ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ. КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. ДРЕЗДЕН
Когда Иохаведа вынуждена была разлучиться с сыном и возвратить дочери фараона, она имела то утешение, что последняя усыновила его и дала истинно царское воспитание. Мальчик рос при царском дворе, но, воспитанный своей матерью, не забывал о своем еврейском происхождении. Хотя дочь фараона усыновила Моисея, но воспитывала его Иохаведа. Характер его сформировался под ее благочестивым наставничеством. Именно Иохаведа внушила ему веру в Господа, передала ему священные традиции Израиля и рассказала ему о дивном обетовании, данном Аврааму и его потомкам, что евреи станут великим народом. Разве нельзя узнать в кротком нраве Моисея влияние его любящей матери? Библия говорит: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Исх. 12, 3).
Позднее Моисей вспомнит о Боге своей матери и о ее вере в Него. И в течение всей своей жизни он останется иудеем. Можно быть вполне уверенным, что именно раннее влияние матери побудило Моисея оставить двор фараона, прийти к своим братьям и разделить их бремя, ибо от Иохаведы он унаследовал верность своему народу. Об этом говорил святой апостол Павел: «Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с наоодом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение… ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11, 24–25; 26)
ЮНЫЙ МОИСЕЙ ПЕРЕД ДОЧЕРЬМИ ФАРАОНА. 1746 г. ХУД. УИЛЬЯМ ХОГАРТ (1697–1764)
Царевна сама направляла воспитание Моисея; она ввела его в жреческую коллегию Гелиополя, где он познакомился с учением, хранителями которого были египетские жрецы: «И научен был Моисей всей мудрости египетской и был силен в словах и делах» (Деян. 7, 22). Таким образом, еврейский законодатель вырос под двойным влиянием: религиозного верования, которым он был обязан своей матери, Иохаведе, и знаний, которые получил от египетских жрецов и посвященных. Все это способствовало исполнению им своей Богом определенной великой миссии.
ЮНЫЙ МОИСЕЙ ТОПЧЕТ КОРОНУ ФАРАОНА. ХУД. Н. ПУССЕН (1594–1665)
Когда дочь фараона в первый раз решила показать ребенка-Моисея своему отцу, тот потянулся к короне фараона и сбросил ее на пол. Жрец, предсказавший, что среди потомков Иакова родится дитя к славе Израиля и к стыду Египта, был свидетелем дерзкого поступка приемного сына царевны, и, прилагая свое пророчество к Моисею, начал настаивать, чтобы Рамсес тотчас же казнил маленького еврея. Но испуганная царевна заступилась за ребенка. Тогда фараон призвал своих жрецов и вельмож, чтобы выяснить, не тот ли это самый младенец, ради избавления от которого в Египте убивали еврейских мальчиков? Жрецы предложили провести испытание и повелели принести два блюда: одно с золотом и драгоценными камнями, а другое – с горящими угольями. Если младенец потянется к золоту – символу царской власти, значит это тот самый младенец, о котором произнесено пророчество; если же он потянется к углю и возьмет его в рот, значит, он глуп и не опасен для фараона. Моисей уже потянулся было к золоту, но охранявший его Архангел Гавриил, невидимо направил руку ребенка к другому блюду. Моисей положил уголь в рот и обжег язык – поэтому и стал косноязычен, о чем не раз впоследствии сам упоминал (Исх. 4, 10; 6, 12). После такого испытания принцессе позволили усыновить ребенка.
ИМЯ
ФОНТАН МОИСЕЯ. ИОХАВЕДА С МЛАДЕНЦЕМ МОИСЕЕМ. ВИЛЛА БОРГЕЗЕ РИМ. 1868 г.
В библейском тексте нет свидетельств, позволяющих установить, дожила ли Иохаведа до этого времени. Записи о ней обрываются на том времени, когда ее сыну исполнилось семь лет. Возможно, она вернулась в свое жилище и издали следила за восхождением Моисея. Мы не знаем, увидела ли она, как он стал великим вождем, законодателем и пророком, но она была счастлива тем, что смогла обратить его ум и сердце к великим деяниям в первые годы его жизни. И мы знаем, что вера этой матери в предназначение Моисея с годами только окрепла, так же как и вера в других ее детей, Мариамь и Аарона.
Иохаведа обрела силу и отвагу благодаря своей вере в Господа. Ее учили безоговорочно доверять своему Создателю, и она внимала обещаниям Бога, впитывала их и воодушевлялась ими.
Имя Иохаведа означает «слава Господня» («Господь есть слава»). Эта слава открылась в ее детях, а в ней самой проявляется сила Божия, Который через слабые орудия утверждает славу Свою.
В образе Иохаведы просвечивают черты Пресвятой Девы Марии. Подобно Марии, Иохаведа чувствовала великое предназначение своего ребенка. Иохаведа, так же как и Мария, была готова подчинить свою материнскую любовь тому, что потребует Господь от ее сына.
Она продолжает жить в наших сердцах не только потому, что выполнила великую задачу, но и потому, что была мудрой и любящей матерью. Поэтому Иохаведа приводится священными писателями как образец материнской заботливости и предусмотрительности.
Иохаведа была матерью освободителя своего народа, но Мариамь помогла этому освобождению свершиться.
Александр Трофимов
Кто такой Моисей в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.
Моисей – один из самых известных персонажей в Библии. Он вывел народ Израиля из Египта, именно ему Господь вручил каменные скрижали (каменные плиты) завета, на которых были выбиты десять заповедей. Согласно преданию (и научным данным), Моисей автор первых пяти книг Библии – Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел 9т.н. «Пятикнижие Моисеево»).
Библия повествует о Моисее в книгах Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Упоминается же Моисей еще в книге Иисуса Навина, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иеремии и Малахии, в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов, в посланиях апостола Павла Второму к Коринфянам и Второму к Тимофею и к Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова.
Материал по теме
Моисей и дарование закона
Люди, покинувшие дом рабства, долго идут по пустыне, учатся верить и полагаться на Бога — а тем, кто привык к рабству, это тяжело
Ко времени рождения Моисея народ Израиля жил в Египте. Сперва евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя, но впоследствии их положение изменилось и они стали выполнять тяжелые хозяйственные работы. Чтобы число евреев не увеличилось, фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. В такой обстановке родился Моисей (что значит извлеченный или спасенный из воды). Его мать оставила его в корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона и взяла на воспитание, а его мать наняла как кормилицу.
Моисей был царевне как сын, но затем бежал из Египта, так как в одной из ссор заступился за одного за человека и убил другого. Он женился и стал пасти овец у горы Хорив (Синай). Там ему явился Ангел Господень «в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3:2), который не сгорал в пламени. Этот куст стал называться неопалимая купина. Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев.
Фараон не хотел отпустить евреев (и терять рабочую силу), и Бог навел на египтян многие бедствия («казни египетские»). Фараон отпустил евреев (Исх. 7-12). И вышли евреи, «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». Путь им показывал Сам Бог.
Вскоре фараон изменил свое решение и послал за ними войско, которое настигло евреев у Красного моря. Тогда Бог дал Моисею сотворить чудо – раздвинуть море, чтобы евреи пошли по морскому дну. Египтяне бросились вдогонку, но воды сомкнулись, и воины утонули. (Исх. 14).
Когда евреи шли через пустыню, Бог посылал в пищу манну («манна вкусом же как лепешка с медом и ели манну сорок лет доколе не пришли к пределам земли Ханаанской») (Исх. 16:31,35) и расположились у горы Синай,
Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).
Пока Моисей был на горе, евреи «сделали себе литого тельца и принесли ему жертвы», Моисей же, спустившись с горы, в гневе сжег тельца и стер в прах (Исх. 32).
Затем евреи еще долго странствовали по пустыне (Числ. 9-27), прежде чем войти в обетованную (обещанную им Богом) землю. Моисей в нее не вошел, но только видел ее, взойдя «на гору Нево с вершины Фасги, что против Иерихона» (Второзак. 34:1). Там он и скончался в возрасте 120 лет. «И не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Второзак. 34:10).
На анонсе фрагмент “Моисей. скульптура Микеланджело”.