Содержание
- Канонизация патриарха Тихона произвела ошеломление — сотрудник Института Всеобщей истории РАН Сергей БЕЛЯЕВ
- Умер историк и археолог Сергей Беляев, участвовавший в обретении мощей более 30 святых
- Беляев сергей алексеевич археолог. Хранители памяти
- Хранители памяти. Обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона. Рассказывает археолог Сергей Беляев
- Мягкая твёрдость
Канонизация патриарха Тихона произвела ошеломление — сотрудник Института Всеобщей истории РАН Сергей БЕЛЯЕВ
О необыкновенной, практически детективной истории обретения святых мощей патриарха Тихона рассказывает археолог, историк, сотрудник Института Всеобщей истории Российской академии наук Сергей Алексеевич Беляев. Эти работы проводились под его руководством, по благословению патриарха Алексия Второго.
Беляев много лет работал в головном археологическом Институте АН СССР, на его счету более 60 археологических экспедиций, включая знаменитую Херсонесскую экспедицию, в результате которой было определено место крещения князя Владимира. С 90-х годов Сергей Алексеевич руководит работами по обретению святых мощей угодников Божиих, преданных поруганию в годы революции и советской власти.
— Патриарх Тихон – одна из ключевых фигур в истории Русской православной церкви и всей России. Он фактически единственный из народных авторитетов противостоял богоборческой власти. Примечательно, что он был канонизирован еще во времена Советского Союза, в 1989 году. Его имя и теперь, в неспокойный предвыборный период, вспоминают в связи с составленной им молитвой о спасении России. Сергей Алексеевич, по Вашему мнению, что значил для России тогда, в советское время, акт о причислении патриарха Тихона к лику святых?
— Канонизация патриарха произвела на народ ошеломляющее впечатление. Надо помнить, что основу населения Советского Союза составляли люди, которые всю свою сознательную жизнь прожили в эпоху богоборчества. Когда был поднят вопрос о канонизации патриарха Тихона, даже в церковной среде раздавались возгласы опасения: «Да вы что! Он же антисоветчик!» И хотя святейший Тихон был фигурой по меркам большевиков, одиозной, но для верующих людей он был знамением старой России; старой в смысле жить по евангельскому завету – это добро, порядочность, честность, любовь к людям и к своей Отчизне. И для того поколения, для тех людей, которые все это видели и пережили, для них канонизация это было нечто чудесное, неожиданное, как дар Божий.
— В сообщении ТАСС тогда говорилось, что начались торжества, посвященные 400-летию установления патриаршества на Руси. «Их главным событием стал архиерейский собор, проходивший с 9 по 11 октября в Свято-Даниловом монастыре, на котором принято решение о канонизации патриарха Иова и патриарха Тихона — двух выдающихся деятелей Русской православной церкви». Мощи святителя Иова – первого русского патриарха – покоились в Успенском соборе Московского Кремля. А о мощах патриарха Тихона ничего не говорилось. Что о его могиле было известно тогда?
— Патриарх Тихон был погребен в 1925 году у южной стены внутри Малого собора Донского монастыря. В том Акте канонизации, который был принят на Соборе 1989 года, отсутствовал пункт о его святых мощах. Это было потому, что все были уверены — то место, которое в Малом соборе Донского монастыря обозначено как могила, это не что иное, как просто обозначение места, где патриарх был когда-то погребен. Потому что были свидетели того, как в одну из зимних ночей в начале 30-х годов от Малого Собора Донского монастыря в сторону крематория отъехали сани с гробом.
Спустя некоторое время на плечах обновленческого митрополита Александра Введенского появился зеленый саккос. И он был принят за тот саккос, в котором был погребен святейший Тихон. После кончины Введенского, саккос был приобретен святейшим патриархом Алексием Первым, отреставрирован, и помещен в церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии в особой витрине, которая была слева от входа с надписью, гласящей, что здесь выставлен саккос, в котором был погребен патриарх Тихон. Поэтому убеждение было полное – в могиле останков святейшего Тихона нет.
— У Вас были какие-то сомнения на этот счёт?
— Мне было кое-что известно частным образом, со слов Михаила Ефимовича Губонина, который был большим другом папы и писателем жизни святейшего Тихона. Во время погребения патриарха Тихона в 1925 году Михаил Ефремович был иподъяконом у епископа Петра Руднева, викария патриарха, который руководил погребением. Мои родители тоже участвовали в похоронах – мама в числе молящихся, а отец был иподьяконом у архиепископа Федора Поздеевского. Оказывается, на фабрике Оловянишникова был изготовлен не один, а три зеленых саккоса. Я был не уверен, что могила пустая.
Убежденность превратилась в твердую уверенность после того, как совершенно непроизвольно, после многих отсрочек и переносов, работы по обретению святых мощей начались в праздник Сретения Господня.
Вопрос об обретении святых мощей ставился патриархом Алексием Вторым и раньше, но он проявлял здесь осторожность, связанную с всеобщим убеждением, что могила пуста. Выяснению дела, как ни странно, способствовал пожар. В 1991 году 18 ноября в Малый Собор бросили бутылку с зажигательной смесью, и он выгорел.
— Посмотрела сейчас по нашей базе данных. «ТАСС. МОСКВА. 18 ноября вечером загорелось помещение притвора Малого собора Донского монастыря. Обгорели и пострадали от высокой температуры иконы, монастырская утварь, мебель. Сильно оплавился старинный серебряный крест, лежавший на мощах. Иконостас с наиболее ценными иконами пожарным удалось спасти. Предполагаемая причина пожара – поджог».
— Не буду останавливаться на многих деталях, но об одной надо сказать. Была вскрыта большая площадь пола. Рядом с предполагаемым захоронением патриарха Тихона не было свободного места – кругом могилы с надгробными плитами. И только на одном месте не было ничего – на месте, которое считалось могилой патриарха. Оказалось, что здесь проходит отопление — воздухопровод для подачи теплого воздуха в собор от печи, которая находилась вне. Эта система, построенная в 80-хх годах XIX века, представляла собой короб из кирпича 60 см высотой, 40 см шириной. Но у меня был большой археологический опыт, и я увидел, что в двух местах имеются едва заметные швы. Они были настолько малы, что неопытному взгляду едва ли можно было это заметить.
Тогда разломали калорифер длиной больше 3 метров. Показались плиты. Мы расчистили одну плиту, подняли ее и увидели под плитой склеп глубиной 2,5 – 3 метра, дно и боковые стены которого выложены мрамором. Посередине склепа стоял дубовый гроб хорошей сохранности, а на крышке гроба — мраморная доска с надписью «Святейший Тихон. Патриарх Московский и всея России». Осмотр гроба показал, что с момента его помещения в этот склеп он не вскрывался.
Это случилось 17 февраля 1992 года в 23.15. Я позвонил патриарху Алексию. Он был в Чистом, где проходило заседание Священного Синода. Сообщил, что гроб Святейшего патриарха Тихона в полной сохранности находится на своем месте. Он помолчал довольно продолжительное время. Спросил: «А Вы в этом уверены?». Я ответил: «Да, Ваше Святейшество. Вы можете тоже быть в этом уверены, если приедете». Пауза была уже короче. Святейший сказал: «Хорошо». И в 00.15 патриарх Алексий прибыл. После того как он все увидел, он поздравил братию, поблагодарил всех, кто участвовал в обретении. Непосредственно археологией занимались мои коллеги, с кем я раньше работал в Херсонесской экспедиции. Работы проходили под пение хора. В течение всего периода обретения на месте присутствовали наместник Донского монастыря архимандрит Агафодор и иеромонах Тихон (Шевкунов), клирик того же монастыря, и все решения принимались соборно.
— И никто не знал, каким образом было произведено захоронение в 1925 году?
— Захоронение было тайное. При опускании гроба в могилу, в Малый Собор никого не пустили. И явно склеп был сделан раньше, потаенно. Это целая комната, где можно стоять в полный рост, высотой около 2.5 метров, длиной 3 метра и шириной 2. Всё выложено мраморной плиткой. Мы раскопали все вокруг, там были склепы совершенно иного плана.
— То есть при похоронах разобрали отопительную систему, и поместили туда гроб?
— Да. Именно так.
— А интересно, что за сани видели с гробом в 30-м году?
— Потом оказалось, что это была киносъемка.
— Где сейчас покоятся мощи?
— Сейчас они находятся в Большом соборе. А захоронение было в Малом. Одно время, в 90-е годы, была традиция перемещения мощей весной и осенью из теплого собора в холодный и наоборот. Сейчас этого нет, поскольку в Большом соборе сделали отопление.
— Когда мощи были подняты и установлены в почетном месте?
— В торжественной обстановке 22 февраля, с песнопениями, святые мощи были показаны архиереям и духовенству. Крышка гроба была открыта, и все могли их увидеть. 27 февраля гроб был поднят. Следует отметить, это было нелегким делом, так как и крышка и гроб были обшиты свинцом. А самое первое молитвенное поклонение святейшему Тихону было воздано еще в 1990-м году, в первый день его памяти после канонизации, на Благовещение. Той весной этот праздник совпал с Вербным воскресением. В Малом соборе, где было только обозначение могилы, был совершен первый молебен. В торжестве участвовали наш патриарх Алексий и митрополит Американский Феодосий. Кстати, похороны патриарха Тихона в 1925 году также совпали с Вербным воскресением. И там, в гробу была вербочка.
Умер историк и археолог Сергей Беляев, участвовавший в обретении мощей более 30 святых
В возрасте 83 лет скончался известный отечественный ученый, историк, археолог, сотрудник Института Всеобщей истории Российской академии наук Сергей Беляев, который участвовал в обретении мощей более 30 православных святых.
О кончине ученого сообщили его родные, передает агентство «Благовест-инфо».
В своей научной деятельности Сергей Беляев уделял внимание первым векам христианства, истории города Херсонес, а также наследию русской эмиграции.
В составе Херсонесской экспедиции Академии наук СССР, которой он руководил, Сергей Беляев открыл место крещения святого князя Владимира.
В постсоветское время по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II ученый участвовал в обретении мощей более 30 святых, среди которых – Оптинские старцы, в частности, преподобный Амвросий Оптинский, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель Иннокентий (Вениаминов), святой патриарх Тихон.
Кроме того, Сергей Беляев 20 лет вел секцию о святынях Московского Кремля в рамках Международных Рождественских чтений.
В последние годы ученый занимался реконструкцией Херсонеса от позднеантичного периода до времен крещения святого князя Владимира.
22 октября в Сретенском монастыре Москвы наместник обители архиепископ Верейский Амвросий совершил по Сергею Беляеву литию.
Фото из открытых источников
Беляев сергей алексеевич археолог. Хранители памяти
Хранители памяти. Обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона. Рассказывает археолог Сергей Беляев
Аудио
– На этой неделе Русская Православная Церковь отмечает день памяти Святейшего Патриарха Тихона. Его мощи были обретены в Малом соборе Донского монастыря, возле которого мы сейчас находимся. В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы отправляемся к историку Сергею Алексеевичу Беляеву, руководившему археологическими работами по обретению мощей.
Сергей Алексеевич Беляев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель археологических работ по обретению мощей Святейшего Патриарха Тихона:
– Имя Святейшего Патриарха Тихона было для меня близким и родным буквально с первых сознательных лет моей жизни. Дело в том, что мои папа и мама были людьми верующими и всегда его почитали. Они были тихоновцами, то есть никогда не впадали ни в какие расколы, а их в те времена было много. Более того, родители участвовали в погребении Святейшего Тихона: мама как простая прихожанка, а папа в качестве иподьякона архиепископа Феодора (Поздеевского).Также мой папа с 20-х годов дружил с Михаилом Ефимовичем Губониным. Он тоже был верующим человеком, служил иподьяконом у священника, который руководил погребением Святейшего Тихона. Любовь Михаила Ефимовича к Патриарху Тихону стала основой всей его жизни, и до самой своей кончины, последовавшей в 70-е годы, он работал над трудом, который назвал «Патриарх Тихон и его время». Он знал все детали погребения – это стало известно и мне. Эти знания помогли при обретении святых мощей.
То, что святые мощи были обретены,–великое чудо, но оно не может быть в полной мере осознано, если не рассказать о том, как было совершено погребение Патриарха. Тело было опущено в землю в Малом соборе Донского монастыря, но есть одна тонкость: в собор никого не допустили, кроме нескольких митрополитов. Ни народ, ни духовенство не входили в собор – его закрыли. Что и как там происходило, практически никто не знал. А то небольшое количество народа, которое там было, до самой своей кончины хранило молчание.Как было совершено погребение, осталось неизвестным. Тайн стало еще больше в связи с историческими событиями: собор и монастырь были закрыты в конце 20-х годов. В соборе было устроено общежитие рабочих, и, соответственно, место погребения исчезло, никак не было обозначено.
Но уже после закрытия произошло событие, которое породило всякие толки: в зимнюю ночь от Малого собора отъехала телега, на которой стоял гроб, этот гроб был довезен до крематория и там исчез. Это породило слухи о том, что тело Святейшего Тихона было вынуто из могилы, доставлено в крематорий и там сожжено. Это предположение нашло «подтверждение» в том, что спустя некоторое время после этого события на главе обновленческой Церкви митрополите Александре Введенском появился зеленый саккос, в котором был погребен Святейший Тихон. Таким образом, мнение о кремировании приняло всеобщий характер и превратилось в уверенность.
После кончины митрополита Александра Введенского этот саккос был выкуплен у его дочери Патриархом Алексием I, отреставрирован и помещен в церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Была сделана надпись, что это тот саккос, в котором был погребен Святейший Патриарх Тихон. Когда произошла канонизация Святейшего Тихона, вопрос об обретении святых мощей упомянут не был.
Я лично несколько раз говорил со Святейшим Алексием II о возможности поиска могилы и обретения мощей Патриарха Тихона. Дело в том, что от упомянутого уже Михаила Ефимовича Губониная с детства знал, что на фабрике Оловянишниковых были изготовлены три одинаковых саккоса, а не один.
В Донском монастыре до 1946 года был всесоюзный музей атеизма. После войны он был переведен в Петербург, в Казанский собор. А Малый собор по настоянию Американской Церкви (поскольку Святейший Тихон был практически основателем православия в Северной Америке) был передан Московской Патриархии. На средства американских православных людей было устроено надгробие, которое мы видели в 50-60-е годы. Хотя я говорил о том, что было изготовлено три саккоса, Святейший Алексий II не соглашался и не благословлял начинать работы по обретению мощей, мотивируя это тем, что сейчас имеется надгробие. Он говорил: «Если мы раскопаем и там ничего не окажется, то Церковь окажется в очень трудном положении, поэтому пускай будет так, как есть».
Но тут случился пожар. Когда после пожара это надгробие погорело и его надо было приводить в порядок, я снова поставил вопрос о раскопках перед Святейшим. По-видимому, еще кто-то говорил об этом, и Святейший в разговоре со мной сказал, что сейчас он готов дать благословение, потому что в случае, если ничего не будет найдено, можно сказать, что эти археологические работы были связаны с необходимостью приведения в порядок надгробия. Совершенно непреднамеренно получилось так, что работы начались в праздник Сретения Господня. В два часа дня был совершен молебен на начало работы, и мы приступили сначала к разбору того, что осталось от памятника, потом к вскрытию пола. Под плитами пола оказался мусорный слой – мы его убрали. Под мусорным слоем оказался калорифер. Это вызвало недоумение, о находке было доложено Святейшему. Чтобы быть полностью уверенным в чем-то, я попросил его благословить работу во все стороны на три метра.
Нам открылась картина, которую мы не ожидали увидеть: в три яруса были расположены погребальные склепы, то есть это место настолько почиталось и ценилось, что склепы были в несколько ярусов, один над другим. После того как это было установлено, стало ясно, что могилы святейшего Тихона здесь нет и быть не может, потому что, говоря простым языком, все было очень плотно «заселено». Об этом снова доложили Святейшему, и было получено благословение на работы по углублению в том месте, которое мы раскопали первоначально, там, где располагался калорифер.
При внимательном рассмотрении я обнаружил, что в двух местах на расстоянии примерно трех метров друг от друга имеются еле заметные швы, хотя раствор был одного цвета, но за моими плечами было шестьдесят археологических экспедиций. Я попросил разобрать калорифер по швам. Там оказались каменные плиты, сверху немного залитые раствором, но сквозь раствор проглядывали швы. Мы этот раствор сбили. Когда выявили шов, плиты получили четкие контуры. Подняли восточную плиту и увидели картину, которая всех поразила.
Перед нами был склеп, все стены которого были облицованы мраморными плитками, пол был в хорошем состоянии. В центре склепа на полу стоял дубовый гроб в идеальной сохранности, и на гробе лежала мраморная доска с надписью «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» и указаны годы жизни. Сами понимаете, какое у нас было чувство! Мы немного почистили склеп, потом я сказал, что об этом надо немедленно сообщить Святейшему, потому что он постоянно интересовался, как идут дела, и находился в курсе событий. Было без четверти двенадцать ночи. Позвонив Святейшему, я рассказал, что пятнадцать минут тому назад было установлено, что гроб Патриарха Тихона находится в полной сохранности на своем месте. Последовало долгое молчание, а потом вопрос, прозвучавший с сомнением: «А Вы в этом уверены?» Я подтвердил: «Вы можете в этом убедиться, если приедете». Через полчаса Святейший приехал. За это время мы сняли вторую плиту, чтобы все было хорошо видно. После этого последовал мой доклад, Патриарх Алексий поздравил братию монастыря и всех нас.
Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева
Мягкая твёрдость
Преставился ко Господу главный археолог Московской Патриархии Сергей Алексеевич Беляев
В понедельник, 21 октября 2019 года, на 84 году жизни в Москве скоропостижно скончался Сергей Алексеевич Беляев, учёный, археолог, сотрудник РАН, сообщает портал Православный приход.
«Дорогие участники Иоанновской семьи! – говорится в сообщении. — Просим вас помолиться о упокоении р.Б. Сергея. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Сергею, и сотвори ему вечную память».
Сергей Алексеевич является старшим братом митрофорного протоиерея Николая Беляева, старшего священника Иоанновского ставропигиального монастыря в Санкт-Петербурге.
«В советские годы Сергей Алексеевич руководил археологический экспедицией РАН СССР в Херсонесе (г.Севастополь), где обрёл купель, в которой принял крещение князь Владимир.
Был известен как археолог, который по благословению св.патриарха Алексия II приложил руку к обретению мощей более чем к 30 святых Русской Православной Церкви.
Царствие Небесное! Вечный покой…» — пишет на своей страничке в ВКонтакте Дмитрий Беляев, внук отца Николая Беляева.
Отпевание Сергея Алексеевича Беляева состоится сегодня, 24 октября, в 16:00 в Богоявленском Елоховском Соборе!
Похороны пройдут 25 октября на кладбище при храме св.мчц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в поселке Вартемяги Ленинградской области.
Воспоминаниями о покойном делится главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов :
Последняя моя встреча с Сергеем Алексеевичем произошла в апреле 2017 года. Тогда мы записали часовую беседу, видеозапись которой позже была размещена на «Русской народной линии».
Очень сожалению теперь, что редко звонил ему и не навещал, когда бывал в Москве, хотя он приглашал. Часто, увы, сожаления приходят, когда человека уже нет в живых.
Сергей Алексеевич представлял собой такой уже, можно сказать, архаичный типаж старомодного учёного. И своим видом, и своим жилищем. Когда мы с ним записывали беседу для рубрики «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать», то в его кабинете с большим трудом смогли найти место, где можно было бы поставить камеру (и то удалось поставить только одну). У него было только место для одного кресла для учёного, а всё остальное пространство занимали книги.
С.А. Беляев был археологом по роду своей специальности. В связи с тем, что его отец протоиерей Алексий Беляев был близок со Святейшим Патриархом Алексием II, Сергей Алексеевич стал доверенным человеком Его Святейшества в вопросах археологии и занимал неформальную должность главного археолога Московской Патриархии.
Сергей Алексеевич был потомком известных в русской истории дворянских родов, представители которых много послужили Отечеству. Он стал летописцем рода, много писал и рассказывал об этом. Особенно меня интересовал его прадед генерал от артиллерии Тимофей Михайлович Беляев, который одно время был товарищем председателя Русского Собрания. Это, а также участие Сергея Алексеевича в экспертизе «екатеринбургских останков» сблизило нас.
Мне довелось беседовать с Сергеем Алексеевичем на разные темы (не так часто, как хотелось бы), и меня удивляла присущая ему, я бы сказал, мягкая твердость. Он был неизменно деликатным в общении, не перебивал собеседника, внимательно слушал, но при это всегда твёрдо отстаивал ту точку зрения, в которой был убеждён.
Сергей Алексеевич жил один, к нему иногда приходила женщина, которая убиралась в квартире. Как говорят, квартиру вскрывала МЧС 22 октября, когда и убедились в его кончине, которая по заключению медиков наступила накануне.
Да упокоит, милосердный Господь, душу раба Своего в Селениях Праведных и простит его грехи вольные невольные. Мир праху Вашему, дорогой Сергей Алексеевич. Уходит эпоха.
Сергей Алексеевич Беляев родился 29 апреля 1936 г. в Костроме, где отец находился в ссылке. По линии отца, протоиерея Алексия (Сергеевича) Беляева, все предки родом из Санкт-Петербурга, по линии матери, Марины Александровны (урожденной Матвеевой) – из-под Мценска. Отец был иподиаконом сначала у священномученика митрополита Серафима (Чичагова), потом у архиепископа Феодора (Поздеевского). В 1930 году отец и мать были высланы из Москвы по делу Александра Дмитриевича Самарина. Отец провёл три года на лесоповале в Архангельской области, после чего семья обосновалась в Костроме.
Закончил среднюю школу в городе Скопин Рязанской области, в 1959 году исторический факультет Ленинградского государственного университета. В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Города римской Северной Африки во времена владычества вандалов (по данным Виктора из Виты)». Участник раскопок в Херсонесе с 1961 года, в 1972–1984 годах руководил экспедицией АН СССР в Херсонесе, которая, в частности, определила место крещения Великого князя Владимира. Работал в Ленинградском отделении Института археологии Академии наук, в 1977 году по приглашению академика Б.А. Рыбакова перешел в основной институт в Москве. Работал старшим научным сотрудником Центра по изучению истории религии и церкви Института всеобщей истории Российской Академии Наук.
Область интересов: Поздняя Римская империя, раннее христианство (христианская археология, история ранней Церкви, архитектура, литургика), история Херсонеса, русская эмиграция первой волны. С 90-х годов руководил работами по обретению святых мощей угодников Божиих, в том числе преданных поруганию в годы революции и советской власти. Под его руководством было обретено более тридцати святых мощей, в том числе мощи Патриарха Тихона, Оптинских старцев, преподобного Максима Грека, митрополитов Филарета и Иннокентия Московских, архиепископа Иоанна (Поммера) в Риге и многие другие.