От волхвов, шедших по чудесной звезде на поклонение родившемуся Царю Иудейскому, царь Ирод узнал о рождении таинственного Младенца. Весть эта смутила Ирода и всех Иерусалимских начальников. В безумном опасении лишиться престола, Ирод решил убить Младенца.
Напрасно и долго ожидал он возвращения волхвов, от которых надеялся получить подробные сведения о чудесном Младенце. Извещенные во сне ангелом о злом умысле Ирода, волхвы не вернулись к нему в Иерусалим, но иным путем пошли каждый в свою сторону.
Тогда Ирод, видя себя обманутым волхвами, посылает отряд воинов в Вифлеем и его окрестности — избить всех младенцев до двухлетнего возраста.
В то время как Ирод издает свой бесчеловечный приказ, ангел Господень является старцу Иосифу, обручнику Пречистой Девы.
«Встань, — говорит ангел спящему Иосифу, — возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
Иосиф тотчас же встал и ночью двинулся в путь с Младенцем и Его Пречистой Матерью. Минуя сторожевые башни Вифлеема, они направились вдоль оград и стен виноградников в Назарет, где поспешно собрали все необходимое для далекого пути. Дня через два, ночью, чтобы никто из соседей не узнал, вышли они в сопровождении Иакова, сына Иосифова (впоследствии названного братом Господним), из родного Назарета.
И вот они бегут в далекий неизвестный им Египет. Иосиф, помня слова ангела, страшась за жизнь Божественнаго Младенца, спешит покинуть пределы Палестины.
Вот уже совершенно скрылись от них цепи гор Иудейских, вот, наконец, после долгого утомительного пути перед ними расстилается песчаная, знойная пустыня. Она не страшит Иосифа, он верит, что Бог и Его ангелы невидимо охраняют Пречистую Деву и Божественного Сына Ея.
Пережидая палящий зной под тенью встречающихся на пути финиковых пальм, они с каждым днем все ближе и ближе к Египту, указанному им ангелом Божиим. Иосиф, бережно выбирая тропинки, обходя камни, ведет за повод осленка, на котором сидит Пречистая Дева с Младенцем.
Песчаная, безводная пустыня, казавшаяся безконечной, постепенно оживляется. На пути все чаще и чаще встречаются громадные пирамиды и сфинксы, усыпальницы фараонов египетских; все чаще и чаще темнеют в яркой синеве неба пышные вершины стройных пальм. Теперь это уже не отдельные пальмы, а целые рощи финиковых и кокосовых пальм.
Далеко, далеко отсюда Палестина.
Нет больше страха погони: сюда не пришлет царь Ирод своих воинов разыскивать Божественного Младенца; здесь в безопасности и Он и Его Святая Мать. Они уже в Египте, указанном ангелом; теперь только надо избрать себе город или селение.
Они находились теперь в Верхнем Египте, в пределах Фиваиды. Вдали виднелся город Гермополис.
У ворот этого города росло необычайно высокое дерево, называемое «Персея».
Дерево было удивительной красоты. Египтяне, восхищавшиеся его красотой и высотой, поклонялись ему, как божеству.
Как только Пречистая Дева Мария с Божественным Младенцем на руках приблизилась к воротам, дерево это, славословя Господа, тихо склонило до земли свою гордую вершину и защитило святых путников густой тенью своих роскошных ветвей от солнечного зноя.
Земля Египетская поклонилась Предвечному Слову. В таком наклоненном виде дерево осталось навсегда, в очевидное знамение пришествия Господня в Египет, и получило благодатную целебную силу. Чрез прикосновение к ветвям, склонявшимся некогда над Предвечным Младенцем Господом, больные египтяне стали исцеляться от всех недугов.
Когда Богоматерь с Божественным Младенцем, после кратковременного отдыха под дивно склонившимся деревом, вступила в город Гермополис, свершились новые чудесные знамения. В языческих храмах сами собой с великим шумом попадали все идолы.
Удивлялись и недоумевали египтяне, не знавшие, что земля их в это время освятилась пришествием Истиннаго Бога.
Жрецы и народ плакали, а историки занесли это событие в свои летописи.
То же самое повторилось и в селении, называвшемся «Сирен», как только в него вступила Богоматерь с Младенцем Исусом Христом. В громадном храме этого селения находилось 365 идолов, и все они попадали и разбились на куски.
И исполнились слова святого пророка Иеремии, сказанные им египтянам: «Все идолы должны будут упасть и все изображения богов сокрушатся тогда, когда придет сюда Дева-Матерь с Младенцем, рожденным в яслях».
Между тем никто из египтян не предполагал, что все, происходящее теперь в их стране, тесно связано с появлением среди них бедно одетых путников из далекой Палестины,
На них никто не обращал внимания, а они, не желая останавливаться в многолюдном, шумном «Сирене», продолжали свой путь все дальше и дальше в глубь страны.
Не доходя до селения, называвшегося «Натарея», Иосиф увидел громадную смоковницу и решил переждать под нею солнечный зной и дать возможность Богоматери подольше отдохнуть от длинного утомительного пути.
Оставив Богоматерь с Младенцем под тенью дерева, Иосиф отправился в селение купить хлеба и присмотреть подходящий ночлег.
Богоматерь осталась стоять в тени дерева. И вот смоковница чудесно преклонила свои верхние ветви, ствол ее раздвоился сверху до низу, и над Пречистой Девой и Божественным Младенцем вдруг образовалась густая зеленая сень, подобная шатру. У корня раздвоившегося ствола образовалось большое углубление, послужившее местом отдыха для Богоматери. Пречистая Дева легла там и положила спящего Младенца Господа.
И другое чудо совершилось здесь силою воплощенного Бога-Слова: возле дерева вдруг забил источник холодной пресной воды. Кристальные струи его весело побежали и зажурчали по камням, орошая собой темно-зеленую вершину склонившейся смоковницы.
Пробудившись от сна, Пресвятая Дева черпала из источника воду для Себя и для своего Божественного Сына.
Вода этого источника была так хороша, что Богоматерь пожелала поселиться недалеко от него. Тогда Иосиф нанял ближайшую к источнику хижину при входе в селение «Натарея»
Здесь жило святое семейство до тех пор, пока ангел Господень опять явился Иосифу и повелел ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву: «ибо умерли искавшие души Младенца» (Матф. И, 20).
Прошло более девятнадцати веков с того времени. Многие города Египта за это время разрушились и забыты, но оливковое дерево, приютившее Божественнаго Младенца с Пречистой Девой, и чудесно пробившийся источник, сохранились доселе. Источник все еще дает холодную пресную воду, и это свойство его тем поразительнее, что все родники и колодцы этой местности имеют солоноватый вкус.
Чудесно преклонившееся оливковое дерево доныне в большом почитании не только у христиан, но и у коптов.
В расщелине дерева копты возжигают светильники с елеем в честь почивавшей там Пресвятой Девы Богородицы с Младенцем Христом.
Из журнала «Церковь» за 1912 год
Содержание
- БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ
- Санскритология-тайна библ. слов. Бегство в Египет
- «Пейзаж с бегством в Египет», Питер Брейгель Старший — описание картины
- Глава 3. Поклонение волхвов. Избиение младенцев. Бегство в Египет и возвращение из него. Двенадцатилетний Иисус в храме
- Бегство в Египет
- Евангельский рассказ
- Апокрифические истории
- Изобразительное искусство
- Примечания
- Ссылки
БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ
ЧАСТЬ 1
От волхвов, шедших по чудесной звезде на поклонение родившемуся Царю Иудейскому, царь Ирод узнал о рождении таинственного Младенца. Весть эта смутила Ирода и всех Иерусалимских начальников. В безумном опасении лишиться престола, Ирод решил убить Младенца.
Напрасно и долго ожидал он возвращения волхвов, от которых надеялся получить подробные сведения о чудесном Младенце. Извещенные во сне ангелом о злом умысле Ирода, волхвы не вернулись к нему в Иерусалим, но иным путем пошли каждый в свою сторону.
Тогда Ирод, видя себя обманутым волхвами, посылает отряд воинов в Вифлеем и его окрестности — избить всех младенцев до двухлетнего возраста.
Путь Святого семейства
В то время как Ирод издает свой бесчеловечный приказ, ангел Господень является старцу Иосифу, обручнику Пречистой Девы.
«Встань, — говорит ангел спящему Иосифу, — возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
***
Иосиф узнал также о совершенно ошеломляющем событии: Рахиль, любимая жена старого Иакова, сына Исаака, Рахиль, похороненная в Раме, неподалеку от Вифлеема, в день резни проснулась в своем гробу и издала жалобный вопль, который был услышан на расстоянии четырех километров. Чудо это засвидетельствовано в евангелии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет» (Матфей, глава 2, стих 18).
***
Иосиф тотчас же встал и ночью двинулся в путь с Младенцем и Его Пречистой Матерью. Их сопровождал Иаков, старший сын Иосифа.Минуя сторожевые башни Вифлеема, они направились вдоль оград и стен виноградников в Назарет, где поспешно собрали все необходимое для далекого пути. Дня через два, ночью, чтобы никто из соседей не узнал, вышли они в сопровождении Иакова, сына Иосифова (впоследствии названного братом Господним), из родного Назарета.
И вот они бегут в далекий неизвестный им Египет. Иосиф, помня слова ангела, страшась за жизнь Божественнаго Младенца, спешит покинуть пределы Палестины.
Икона Святого семейства. Большой кафедральный собор Св.Марка. Каир
Сегодня еще многие не знают, что, убежав с новорожденным Младенцем Иисусом от преследований царя Ирода , Святое Семейство провело в Египте около трех лет.
А в середине 1998 года немецкие ученые сделали находку, уточнившую этот срок. В библиотеке университета Кельна они обнаружили папирус IV века с текстом на коптском языке — преемнике древнеегипетского языка, основанном на греческом алфавите. В папирусе утверждается, что Иисус провел в Египте 3 года и 11 месяцев.
Путь Святого семейства в Египет
БОЛЬШАЯ КАРТА
Путь Святого семейства в Египет
Долго ли продолжался путь Святого семейства до Египта— обо всем этом умалчивает Евангелие. Однако он не мог быть продолжительным, ибо юго-западная граница Египта пролегала приблизительно в 100 верстах от Вифлеема.
Вхождение в Египет. Современная коптская икона
А вот для коптской церкви путешествие Святого семейства в Египет является одним из важнейших событий за ее долгую историю. Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого семейства на землю Египта.
Из поколения в поколение, вот уже 2000 лет, передаются и сохраняются предания о странствиях Святого семейства в Египте. Они близки сердцу всех египтян — христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа.
Путешествие Святого семейства через Синай и по Египту было подробно описано Папой Теофилусом, 23 патриархом Александрийским (384-412 гг. н.э.). В своих хрониках он утверждает, что 6 хатхора (коптский месяц, приблизительно соответствующий ноябрю) после длительного молебна, Пресвятая Богородица явилась ему и подробно рассказала об этом удивительном путешествии, и велела записать все, что он видел и слышал.
Кроме того, свидетельства Папы Теофилуса неопровержимо подтверждаются фольклорными сказаниями племен, некогда населявших Синайский полуостров и Египет, и повествующими о прибытии удивительного младенца в их поселения, наиболее полная версия которых вошла в книгу Синаксарион (Мученичество).
Египет в то время был, как и Иудея, римской провинцией. Там жило немало евреев и у них был свои храмы. Там наиболее живы были воспоминания исторические о Египте, где около 400 лет евреи прожили в неволе, пока родившийся там их вождь и пророк Моисей не вывел их из Египта в землю древних отцов и патриархов. Среди соотечественников святое семейство было в полной безопасности в Египте от зловещих замыслов Ирода.
Вхождение в Египет. Современная коптская икона
А первого июля во всех коптских церквях страны звучит одна и та же молитва: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков».
В книге Исайи говорится о том, что пришествие Святого Младенца в Египет было настоящим потрясение для жителей страны: «Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем». Исайя(19:1). И сбылось пророчество ибо было действительно так. Идолы падали к ногам Иисуса и разбивались.
Икона «Путешествие в Египет. Церковь Святого Сергия.
НАЧАЛО ПУТИ
Это было трудное путешествие для Святого семейства.
Рафах — небольшой город на крайнем северо-востоке Синайского полуострова, на берегу Средиземного моря, — известен с древности, и копты убеждены, что именно в этом месте началось путешествие Святого семейства по Египту.
Икона ХIХ века. Церковь Святых Сергия и Вакха. Каир
Согласно коптским историческим источникам, например, таким, как Меймар (Méimar) Папы Феофила (книга, в которой собраны исторические факты, связанные с религией), в древности существовали три дороги, которые вели из Палестины в Египет через Синай. Этими путями проходили, как правило, хорошо вооруженные караваны. Одиноким путникам в этих диких и неприветливых местах грозили тысячи опасностей.
Однако Святое Семейство, которое направлял Сам Бог, не воспользовалось ни одной из них. Оно опасалось преследователей, посланных царем Иродом, и потому шло непроторенным путем. Лишь отойдя почти сто километров от границы через внутреннюю часть Синая, беглецы вновь вышли к берегу моря в 37 километрах к западу от города Эль-Ариш. К сожалению, как и в Рафахе, здесь не осталось следов их пребывания.
Карта путешествия
АЗ-ЗАРНИК (ФЛОУССИАТ), ФАРМА (ПЕЛУЗИЙ)
Далее Святое Семейство продолжило свой путь вдоль Северного Синая до тех пор пока не достигли города Фармы (древний Пелузий) посредине между Эль-Ариш и современным Порт Саидом. Это была их последняя остановка на Синае.
Город-крепость Пелузий находился в Нижнем Египте, в 30 км юго-восточнее нынешнего Порт-Саида, на самом восточном из рукавов Нила в его дельте.В Библии Пелузий обозначается как «Син, крепость Египта» (Эзд.30,15).
В ту пору это был большой процветающий город, соперничающий с Александрией. Пелузий был подлинными восточными воротами Египта. Но в конце XI в. до н. э. этот рукав Нила начал интенсивно засоряться песком, река сменила своё русло и стала течь западнее, и люди ушли из Пелузия. Где именно останавливалось в Пелузии Святое семейство — тоже неизвестно, хотя раскопки древнего города идут уже второе десятилетие.
Пелузий считается местом последней остановки Святого Семейства на Синайском полуострове во время своего бегства в Египет из Вифлеема через Газу, Рафах и Аз-Зарник.
С этого времени пустыня осталась позади. Путешественники продолжили свой нелегкий путь.
ТЕЛЬ-БАСТА (ДРЕВНИЙ БУБАСТИС)
И вот Святое семейство прибыло в город Бубастис.
Он существовал с начала 3-го тысячелетия до н. э. и до середины 1-го тысячелетия н. э.
Современная локализация — местность Телль-Баста на юго-восточной окраине города Эз-Заказик в мухафазе Шаркия, Египет.
Город Бубастис ничем особым не отличался от других египетских провинциальных городов того времени. Так же он являлся местом поклонения древнеегипетской богине Бастет, изображавшейся в виде кошки. О большой Роли культа Бастет говорит упоминание в рукописях о кладбищах кошек в этом городе, а в 1890-х годах вблизи Бубастиса действительно было найдено большое кладбище этих животных.
Статуя богини Бастет в образе кошки
Для Иисуса древние божества были просто идолами. Легенда гласит, что когда Святое семейство входило в города, идолы падали и разбивались. Так произошло и в Басте. #00008B
Путешественники не знали никого, у кого могли бы просить гостеприимства в этом городе и вошли в храм, который жители этого города называли капитолием и где каждый день приносились жертвы в честь богини Бастет.
Панорама храма Бастет с упавшими колоннами XIX–XXII дин.
«И случилось, что, когда Блаженная Мария со своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю на лица свои и остались разрушенными и разбитыми.
Узнав об этом чуде начальник города по имени Афродиций пришел в храм с сопровождающими его воинами и обратился к присутствующим: «Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы перед Ним; они признали Его таким образом за Владыку их».
Как гласит предание, страдающая от жажды Дева Мария попросила у жителей воды, но те оказали негостеприимное безразличие и даже подняли Ее на смех. Богомладенец очертил на земле круг — и тут же забил родник холодной воды для всех, кто не дал испить Богородице, таким образом он явил Свое человеколюбие.
Святой родник и сейчас находится почти на окраине, несмотря на то, что город весьма разросся.
МОСТОРОД (в древности- АЛЬ-МЕХМА)
Они не стали задерживаться в Басте и отправились на юг, в город Мостород в 10 км от Каира. В прежние времена город назывался Аль-Мехма, что в переводе означает «купальня». Такое название город получил потому, что Божия Матерь при поддержке жителей города наконец искупала в обильных водах Богомладенца и стирала Его вещи. Причем воды после омовения Иисуса стали целительными для многих больных.
При возврашении в Иудею, на пути из Египта Святое Семейство опять побывало в Моостороде, и тогда Христос, благословляя гостеприимных горожан, извел источник из земли. Ныне на том месте стоит храм в честь Преблагословенной Девы, где в крипте церкви можно набрать Святой воды. Там же совершают крещение.
Церковь Девы Марии. Мостород.
#0000FFГруппа православных монахинь из русского Горненского монастыря (Иерусалим), побывала в Мостороде.
Рассказывает игуменья Феодора:
— «Деревня Мостород расположена в четырех километрах от Натарии, здесь находится старинная коптская церковь, ей 100 лет. Осмотрев церковь, по ступенькам спустились вниз к пещере, где отдыхало Святое семейство. Здесь же колодец, из которого Пресвятая Богородица и праведный Иосиф брали воду».
БИЛЬБЕЙС (ФИЛИППОС)
Из Аль-Мехмы путники отправились на северо-восток в город Бильбейс(древнее название Филиппос) -административный дин из центров Восточной провинции и центр современной Шаркии.Это примерно в 55 км от Каира.
Храм Святого Георгия. Бильбейс.
Там Семейство остановилось под раскидистым деревом, которое приютило их в своей тени. Святая Мария молилась Всевышнему у этого дерева, и оно давало плоды к пропитанию. К этому месту приходили поселенцы, чтобы увидеть дивного Ребенка, дававшего многим целительное прикосновение. Место то получило название «Дерево Девы Марии», и над ним построен коптский собор Святой Марии Бильбейс-Шаркия.
Современный Бильбейс
Санскритология-тайна библ. слов. Бегство в Египет
«Когда же они (волхвы) отошли, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Матф.2:13).
Больше о бегстве в Египет Святого Семейства в других Евангелиях ничего не сказано, а вот коптская православная христианская церковь хранит подробное описание о странствии Святого Семейства по Египту. Термин копт, предполагают, происходит от греческого слова aiguptios «египтянин», но так ли это? Если перевести слово копт с санскрита, то подходящим словом будет: kopin «вспыльчивый, разгневанный», что характерно для многих южных народов, но этот смысл не объясняет особенность именно этого народа. В русском языке тоже есть слова с похожим корнем и значением: «скопом», «скопление», «сноп», что указывает на какое-то объединение, а не вспыльчивость характера.
Попробуем прочитать греческое слово наоборот aiguptios — soitpugia, а затем переведём с санскрита, как: satya-puga , где satya «правда, истина, верный, клятва», puga «общество, союз», т.е. «люди, принадлежащие к сообществу праведных или правоверных». Этот перевод полностью соответствует их религиозному объединению под названием «православие». Чтобы понять смысл этого слова, в санскрите имеется слово: satya-c,ravas «истинная слава» или по-русски «слава истине или правде», что так же имеет место в названии «православие». Отсюда следует вывод, что копты это не египтяне, а появившийся в третьем веке н.э. христианский православный религиозный союз, в который входили представители разных народов.
В христианском православии особо почитается образ Богоматери с Младенцем, и этот культ восходит к Изиде и Гору. Копты гордятся тем, что земля Египта спасла Святое Семейство и у них есть подробный маршрут их странствия. Вот что об этом написано в книге «Копты: Египет без фараонов» (М. Алейтна, 2003):
«В день 24-й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по григорианскому календарю, коптская церковь празднует вхождение Иисуса Христа на землю Египетскую. Согласно официально принятой Коптской церковью версии, автором первого подробного свидетельства о скитаниях Святого семейства по Египту является патриарх Александрийский Феофил (385-412 г.г.). По преданию, Феофилу, угодному Богу благодаря длительным постам и усердным молитвам, было откровение; к нему явилась Богородица и поведала о своём путешествии по земле египетской, велев записать всё, что он видел и слышал…
Историческая подоплёка легендарных событий вызывает большие сомнения у историков, однако для христиан это вопрос веры, поэтому многочисленные паломники вновь и вновь пускаются в путь по следам Святого семейства в глубь вековой египетской пустыни. Последуем за ними и мы (схема из книги).
Из Вифлеема, спасаясь от преследования Ирода, Мария с Младенцем, Иосиф и, по некоторым версиям, Саломея, служанка и повивальная бабка, помогавшая рождению Христа, преодолев Синайский полуостров, остановились в Фараме (Пелузиум), крупном морском порте на пути в Египет».
Переведём название города с санскрита, чтобы убедиться, что многие древние топонимы Египта произошли от санскритских слов, так слово фарама означает: varimaya «город, стоящий у воды». Подходящим по звучанию словом на санскрите имени Саломея будет слово: salokata «вместе с божествами», т.е. «женщина, странствовала вместе с Богородицей и божественным ребёнком».
«Первым местом на египетской земле, ступила нога Младенца Иисуса, был город Телль-Баста (древний Бубастис), расположенный неподалёку от Заказика, столицы провинции Шаркия в Восточной Дельте. Бубастис один из древнейших египетских городов, центр почитания богини Бастет в облике кошки или женщины с кошачьей головой».
Слово Бастет следует переводить с древнеегипетского языка, где ба «душа», тет или Тот «Бог Луны», т.е. «кошка – это душа Бога Луны» и действительно она ходит по ночам и видит во тьме. В Египте были найдены тысячи мумий кошек, что свидетельствует о том, что их хозяева верили в их бессмертную душу, которая может воскресить эту мумию. Бастет была богиней радости и веселья, солнечного ока Бога-Ра. В названии города Бубастис кроме имени богини Бастет, осталось перевести слог бу, который есть искажённое санскритское слово bhu «земля, страна», т.е. «город на земле богини Бастет».
«По легенде, остановившись отдохнуть у городской окраины, Богоматерь попросила испить воды у стоящего на дороге прохожего, но в ответ лишь услышала смех. Тогда Иисус очертил на земле круг, и в этом месте забил источник, который в древности считался целебным для всех, за исключением негостеприимных жителей города. Покинув враждебный Бубастис, Святое семейство проследовало на северо-восток в город Бильбейс, где они отдыхали в тени большого дерева, получившее в последствии название «Дерево Богоматери».
Если посмотреть на схему маршрута Святого семейства, то видно, что они, почему то, сделали приличный крюк, вернувшись обратно в Бубастис. Что бы это понять, следует перевести название города Бильбейс, которое на санскрите звучит как: bila-bhesaja , где bila «пещера, нора, лачуга», bhesaja «святой, лечебное средство, целитель», т.е. «пещера, где жил целитель или святой человек».
Возможно, кому то из Святого семейства потребовалась врачебная помощь, поэтому они посетили целителя, находившегося вдали от основного маршрута. В то время в Египте действительно в пещерах жили целители – терапевты*, которые принадлежали к братству Ессеев**. А если исходить из версии, что Иосиф тоже состоял в этом братстве и решил посетить своих братьев по вере -терапевтов, чтобы получить от них помощь и подсказку, куда им следует идти дальше.
«После Бильбейса Святое семейство, переправившись через Нил, достигло города Саманнуда. Там во дворе церкви св. Абановия (Абануба) стоит большая гранитная чаша, в которой, по преданию, Богоматерь творила тесто. Показывают там и источник, освященный Младенцем Христом».
Название города Саманнуда двухсоставное: samana «встреча, собрание, сборище» и nyada «еда, питание», т.е. «город встречает едой». Дальше по маршруту в небольшом городке Пикха Иисуса, есть камень с отпечатком ноги, оставленном, по легенде, ребёнком Иисусом. Слово пикха похоже на русское слово пятка, а на санскрите: api-akha , где api «вступать», akha «дыра, отверстие», т.е. «камень, на который вступил (Иисус) и образовалась дыра (вмятина)».
Странствуя на юг, Святое семейство снова пересекает Нил и оказывается в пригородах современного Каира — Матарии и Ай-Шамсе; в древности там находилась одна из древнейших столиц Египта – Гелиополь (библейский Он). Там тоже росло огромное дерево сикоморы, в ветвях которого чудесным образом были спасены Богоматерь с Иисусом от солдат Ирода, поэтому дерево было названо Матари. Слово матари – matar на санскрите означает «мать», т.е. «дерево Матери (Богоматери)». Это дерево не сохранилось, но на этом месте растёт другое дерево, а рядом с источником, где Мария стирала одежду Иисуса и выливала воду, растет бальзамовое дерево. Бальзам с этого дерева копты подносили христианским правителям Эфиопии, Греции и Франции. Паломники христиане умывшись бальзамом с этого дерева, исцеляются.
«Погрузившись на парусник в районе Маади, путники отправились вверх по течению великой реки. Они причалили у местечка Ишнин ан — Нассара в округе Магага. У западной стены церкви Богородицы монастыря аль-Ганус, есть глубокий колодец, из которого, по преданию, испило воды Святое семейство. Каждый год 21 и 22 августа на этом месте собираются тысячи паломников, чтобы набрать воды из священного колодца. В эти дни бесчисленные в Египте насекомые – паразиты не причиняют вреда паломникам и дети даже могут играть со скорпионами».
Переведём название местечка Ишним ан-Нассара с санскрита, как: ic,ana «обладающий, владеющий», ina «сильный, крепкий», ana «лицо», nasa «нос, хобот слона или комара», sara «прогоняющий, отпугивающий», т.е. «место, обладающее силой отпугивать от лица хобот комара». Что же касается названия монастыря аль-Ганус, то оно созвучно русскому слову гнус, «мелкие кровопийцы», а на санскрите есть слово ghuna «вид насекомого», а в целом «Святой Гнус или комар».
«Пройдя вверх по течению Нила, путники нашли приют в древнем городе Оксиринхе (современном эль – Бахнасса). Этот город очень известен в ранней истории египетского христианства. Некоторое время в нём даже располагался патриарший престол».
Переведём с санскрита название города Оксиринхе как: okas-irina , где okas «приют, жилище, убежище», irina «ручей, родник, углубление, яма», т.е. «приют у родника». Другое название эль – Бахнассана переведём как: bahu-nac,a-sa , где bahu «рука», nac,a «достижение (труднодоступного), гибель, смерть», sa «он, тот», т.е. «Он (Иисус) божественной рукой предотвратил гибель». Дело в том, что рядом имеется гора, где, по преданию, Иисус подставил свою руку под огромный камень, который был готов сорваться с горы и задавить Младенца. На этом камне даже остался отпечаток Его руки, но этот камень был увезён в Сирию во II веке царём Иерусалимским Альмариком. Официально это место названо Габаль эль – Кафф (Гора руки), но в переводе с санскрита смысл несколько иной: gabhasti «рука», kavi «умный, мудрец», т.е. «отпечаток руки мудреца».
Далее, когда лодка со Святым семейством, проплывала под большой египетской акацией, дерево склонило свои ветви, за что оно было прозвано аль-Абед (Поклоняющаяся). На санскрите действительно есть похожее слово: abhi «почтительное приветствие» или «поклон», т.е. «дерево, поклонившееся богу (аль – эль)». Итогом странствия святого семейства была местность в районе горы Каскам в селении Мейр. По преданию, Иосиф построил здесь хижину из необожжённого кирпича, покрыл её крышу пальмовыми листьями, и Святое семейство провело в ней 3 года, 6 месяцев и 10 дней. Теперь там крупнейший в Египте монастырь – Дейр эль – Мухаррак, где над гротом возвышается первый христианский храм Богоматери, возведённый в Египте, как полагают в 1 веке н.э. Там имеется алтарный камень, на котором, по легенде, любил сидеть маленький Иисус. Гора Каскам находится в географическом центре Египта и поэтому считается, что исполнилось пророчество Исайи: «И в тот день жертвенник Господу будет построен посреди земли египетской, и памятник Господу – у пределов её».
В названии горы Каскам скрыт следующий смысл, если перевести с санскрита, как: kas-kama , kas «сверкать, сиять», kama «любовь, бог любви», т.е. «гора, сияющего Бога любви». По древнеиндийской мифологии Бог любви Кама имеет эпитет «саморождённый», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы, т.е. Закона, морального правопорядка, добродетели. В эпической традиции Дхарма обычно отождествляется с Ямой в его функциях судьи людей и царя справедливости. Все эти понятия совпадают с христианским образом Иисуса Христа, давшего высшую Заповедь для всех людей: «Да любите друг — друга». И посмертное существование души человека, по убеждению христиан, так же зависит от суда Христа, так что совпадения не случайны и полностью вписываются в древнеиндийскую мифологию.
В античную эпоху греки называли бога Каму Эротом, а римляне Амуром, которых изображали в виде юноши или ребёнком с луком из сахарного тростника, с тетивой из пчёл и пятью стрелами из цветов, насылающие любовную страсть. Возможно, маленький Иисус так и воспринимался взрослыми людьми, как Амур, сидящего на тёплом камне у горы «Бога любви», улыбающегося и дарящего сияющую любовь окружающей Природе.
По преданию, именно у горы Каскам Ангел явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Матф.2:20).
Подводя итог этой главе, в которой рассказана мало кому известная история «бегства Святого семейства в Египет», имеющаяся у православных христиан коптов, то она так же «чудесна», как и само рождение Иисуса. Эта легенда предлагает верить, а доказательства, оказывается, были рассыпаны в названиях топонимов, которые сами копты порой не знают их значение. Но возникает закономерный вопрос, возможно ли было совершить это трудное путешествие с пятимесячным ребёнком по раскалённой от жары пустыне? Если сопоставить даты христианских праздников, которые празднуют копты, то можно подсчитать, сколько времени заняло странствие Святого семейства до горы Каскам. Рождество Христово – 7 января, Бегство в Египет – 1 июня, а 21 августа они прибыли к колодцу монастыря аль-Ганус, где комары не мешали им отдыхать. Эта остановка была примерно на полпути к горе Каскам, поэтому прибавим ещё два месяца пути и получим 20 октября, а всего странствие длилось около 5 месяцев в самый разгар лета. Но кроме того трудно представить, что те «чудеса», которые описаны в легенде, мог совершить шестимесячный ребёнок: стоять на камне, держать ручонкой глыбу в несколько тонн, добывать воду, лечить больных…
Вероятней всего следует предположить, что подобное странствие мог совершить Иисус юношей в целях обучения премудрости в школах «терапевтов» Египта. Эта версия, о пропавших из Библии описаний странствия Иисуса от 14 до 30 лет, будет изложена в следующей главе.
Справка из Википедии:
* Терапевты (от др.-греч. — почитатель, поклонник, (священно-служитель), еврейская аскетическая секта, члены которой предположительно поселились у берегов Мареотидского озера близ Александрии (Египет) в I веке н. э. Происхождение секты и её история неизвестны. Единственное описание общины терапевтов сохранилось в трактате Филона Александрийского «О жизни созерцательной». В XIX веке многие историки считали, что сведения о терапевтах, приведенные Филоном Александрийским, — не более чем литературный вымысел. Но открытия в Кумране косвенно подтвердили историческую достоверность сообщений Филона Александрийского. Терапевты отличались особо строгим соблюдением аскетической дисциплины. Их образ жизни был близок к образу жизни ессеев, однако в отличие от последних членами секты были как мужчины, так и женщины. Очевидно, медитация играла у них еще большую роль, чем у ессеев: согласно Филону Александрийскому, сочинение которого «О созерцательной жизни» служит практически единственным источником сведений о терапевтах, члены этой группы проводили время в постоянной медитации. Как и ессеи, терапевты не оставили заметного следа в еврейской духовной жизни. Однако возможно, что образ жизни общины терапевтов послужил прототипом христианского монашества. На этом основании некоторые из раннехристианских авторов полагали, что терапевты были христианским орденом (так, ошибочно отождествлял терапевтов с христианами Евсевий Кесарийский). Однако современные исследователи видят в терапевтах радикальное течение в иудаизме, возможно, отпочковавшееся от ессеев. Как полагают исследователи, терапевты представляли собой группу ессеев, которая переселилась в Египет, спасаясь от гонений в нач. I в. до н. э.
**Ессеи или оссины (греч. или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.
Иллюстрация: Карта странствия Святого Семейства по Египту коптской православной церкви.
«Пейзаж с бегством в Египет», Питер Брейгель Старший — описание картины
Пейзаж с бегством в Египет — Питер Брейгель Старший. Дерево, масло. 37.1 x 55.6 см
Замечательную живописную картину «Пейзаж с бегством в Египет» создал мастер кисти Питер Брейгель Старший. Художественная работа написана в Стиле Северного Возрождения. Её сюжет – религиозная сцена.
Произведение основано на библейском повествовании о бегстве Марии и Иосифа с младенцем Иисусом в Египет от преследований армии царя Ирода. Царь приказал уничтожить всех маленьких детей в возрасте до двух лет, чтобы к власти в будущем не пришёл младенец Иисус. Отец ребёнка увидел во сне ангела, который велел ему увести родных в Египет.
Художник талантливо и одарённо вложил в своё творение всю душу и сердце. Брейгель рисовал картину с огромным вдохновением, используя в работе яркие краски. Он показал нидерландскую природу во всём её великолепии.
На переднем плане картины изображена святая семья: Мария, Иосиф и маленький Иисус. Они спускаются по горному склону. Иосиф ведёт осла, на котором сидит его супруга, прижимая к груди младенца. На Марии одет белый головной убор и роскошный красный плащ. Её супруг одет в серую мужскую одежду, которая контрастно смотрится на зелёном и коричневом фоне холмов. Природа вокруг них очень живописна! Семья гармонирует с ней, являясь частью огромной Вселенной.
Скалы, словно могучие исполины, укрывают их от беды. Внизу раскинулись дивные просторы лесистых мысов. Между ними извилисто вьётся широкая река. На заднем плане картины видны горные склоны и города, расположенные на островах. За рекой стоят одинокие утёсы. Вокруг царит необыкновенная тишина и спокойствие. Голубое небо покрыто белыми облаками. Над горами видна туманная дымка. Семью охватывает свежесть горной природы.
Справа на пне языческая деревянная статуя. Упавший сухой ствол дерева в сочетании с растущей сосной создаёт крест. Среди скал заметны необычные каменные изваяния, похожие на сфинксов. Слева – небольшое ущелье. Создаётся впечатление, что святую семью охраняют горные духи. Если присмотреться, то впереди них можно заметить прозрачные сказочные человеческие фигуры. Пейзаж просто фантастичен!
Картина несёт свет, добро, Вселенскую любовь и гармонию, облагораживает духовно. Она будет прекрасно смотреться в домашнем интерьере гостиной, спальни, детской и рабочем кабинете.
Глава 3. Поклонение волхвов. Избиение младенцев. Бегство в Египет и возвращение из него. Двенадцатилетний Иисус в храме
Ирод разгневался, когда волхвы не вернулись в Иерусалим. Выведав от волхвов, что звезда явилась им на их родине около года назад, он пришел к заключению, что Младенец теперь если и старше года, то во всяком случае моложе двух лет; место рождения Его известно. Чтобы обеспечить себя от притязаний нового Царя, надо убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев двух лет и моложе; в числе их наверное и будет Христос. Так думал и решил Ирод. По случаю переписи Вифлеем и его окрестности были переполнены потомками царя Давида; туда поспешили Иродовы убийцы, и под мечами их пало (по преданию) около 14 000 младенцев.
И сбылось (поясняет от себя Евангелист) сказанное пророком Иеремией: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий (Мф. 2, 18).
Рама – небольшой городок в колене Вениаминовом. На этом месте полководец Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев, чтобы отвести их в Вавилон (Иер. 40, 1). Очевидец этого события, Пророк Иеремия изображает его, как плач Рахили, праматери отводимых в плен, как бы на смерть: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31, 15). Евангелист же видит в этом печальном событии образ другого события – избиения младенцев Иродом, а потому и приводит слова пророка как сбывшиеся в событии избиения младенцев в Вифлееме, близ которого погребена Рахиль (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 1, 43).
Что Ирод решился на такое злодеяние, это понятно, судя по его властолюбивому и не останавливавшемуся ни перед чем характеру. Но чем же виноваты погибшие дети, и как Бог допустил Ирода совершить это злодейство? Вот вопросы, которые волнуют многих.
Если бы назначение человека ограничивалось его жизнью на земле и, следовательно, оканчивалось бы с его смертью, то есть, если бы за свои хорошие и дурные поступки люди получали воздаяние только здесь, на земле, то тогда еще можно было бы задавать подобные вопросы; тогда каждый страдающий за правду, каждый невинно осужденный, каждый обездоленный вправе был бы считать себя обиженным, вправе был бы говорить: где же справедливость? И как Бог допускает нас страдать в то время, как люди злые, порочные, благоденствуют? Так действительно рассуждали потерявшие веру в своих богов язычники, не имевшие понятия о воскресении и вечной жизни; так рассуждают и теперь не знакомые с сущностью христианства.
Истинные же христиане думают иначе; они знают, что Иисус Христос учил о бессмертии души и предстоящем воскресении всех людей, о кратковременности земной и вечности будущей жизни, о воздаянии в будущей жизни за все совершенное здесь, на земле, о бессилии земного богатства, величия и славы пред Судом Божиим; они знают, что Христос наглядным примером, то есть Своими страданиями, смертью и Воскресением, доказал людям, что и они воскреснут. Поэтому, ожидая в будущей жизни воздаяния за добро и зло, совершенное ими на земле, они не обвиняют Бога в несправедливости, если подвергаются здесь незаслуженным страданиям и несчастьям, так как знают, что нередко эти несчастья посылаются свыше как испытания (пример в лице Иова) и что, во всяком случае, безропотно перенесенные беды будут зачтены им или прощением грехов, или особой наградой.
«Что такое смерть? (спрашивает Златоуст). То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде… Дай мне только твердую веру в Царство Небесное и – умертви меня, ежели хочешь, сегодня же! Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселишь меня к тем благам» (Творения. Т. 2. С. 74).
«Ты скажешь (говорит Златоуст), что дети совершили бы многие, может быть, и великие дела, если бы продолжалась их жизнь. Но Бог не попустил бы ранней смерти их, если бы они имели соделаться великими». «Напротив (говорит Иннокентий, Архиепископ Херсонский), они легко могли быть в числе тех, которые кричали Пилату: Распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Кровь Его на нас и на детях наших (Лк. 23, 29). Может быть, на них обрушились бы те скорби и беды, о которых Господь говорил пред Своими страданиями: Приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (Лк. 23, 29). И это-то блаженство теперь и досталось вифлеемским матерям. Им лучше было потерять детей в невинном возрасте, чем видеть их несчастную смерть или ужасные бедствия впоследствии, когда они стали бы опорой их немощной старости».
«Таковы наши причины (говорит Златоуст); впрочем, это не все: есть и другие, сокровеннейшие, которые знает только один Господь».
Да, много недоумений и вопросов возникает в нас при виде бедствий, постигающих людей, по-видимому, неповинных; и если мы бываем не в силах разрешить эти недоумения и ответить на мучительные вопросы, то должны помнить ответ Иисуса Христа Апостолу Петру: Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после (Ин. 13, 7). Многое непонятное нам становится иногда понятным по прошествии некоторого времени; окончательно же мы уразумеем все на последнем Суде Христовом над родом человеческим.
Кому не приходилось слышать, как люди, убитые горем, в особенности женщины, ропщут на Бога? Потеряв близкого, горячо любимого, прекрасного во всех отношениях человека, например, мужа, или сына, или дочь, они в отчаянии взывают к Богу и говорят: «Господи! За что Ты лишил меня последнего утешения в жизни? За что прекратил жизнь чудного человека, который, кажется, и не заслужил этого? Если такие хорошие люди преждевременно умирают, то зачем же живут люди дурные, люди злые, жизнь которых не только никому не нужна, но даже тяготит многих? Где же справедливость Твоя, Господи?» Не получив ответа на эти дерзновенные вопросы, сраженные горем нередко рассуждают так: «Если Бог существует, то Он должен быть справедлив; Он должен быть олицетворением высшей правды; и в мире, которым Он управляет, не должно быть даже и тени неправды. Но на самом деле мы видим вокруг себя больше зла, чем добра; почти на каждом шагу мы видим, как злые люди притесняют несчастных, обогащаются за их счет, заставляют их страдать, мучиться, переносить всевозможные лишения, а сами благоденствуют и проводят жизнь в роскоши и весельи на деньги, нажитые нечистым путем! Страшная нищета труженика, страдания его, жизнь, полная горя и отчаяния, жизнь беспросветная, жизнь без всякой надежды на лучшее, светлое будущее; и тут же рядом – безумная роскошь какого-нибудь тунеядца! Где же правда? Где же Бог? Как может Он допускать такое неравенство, такую вопиющую несправедливость?.. А если Он допускает такую несправедливость, то, значит, Он Сам несправедлив. А если Он несправедлив, то Его нет, Он не существует!»
Так нередко рассуждают убитые горем люди. Под влиянием таких мыслей они перестают молиться. Вместо того, чтобы искать утешения в молитве, вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему к Себе всех труждающихся и обремененных и обещающему им душевный покой, они отворачиваются от Него и говорят, что при такой несправедливости к ним со стороны Бога они не могут молиться Ему.
Но так могли рассуждать только язычники и евреи до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа. Они верили, что за свои хорошие или дурные поступки они получают воздаяние здесь же, на земле, и только здесь. Понятно, что при таких воззрениях вопросы о справедливости были вполне уместны: каждый страдающий за правду, каждый невинно осужденный, каждый обездоленный мог считать себя обиженным, мог говорить: где же справедливость? и как Бог допускает, чтобы неправда царила среди людей? Да, так рассуждали язычники, постепенно терявшие из-за этого веру в своих богов; так рассуждают и теперь многие, не знакомые с сущностью христианства. Нам же, христианам, стыдно так рассуждать и так роптать на Бога.
Христос принес нам благую весть о том, что мы бессмертны, – что кратковременная земная жизнь наша есть не что иное, как приготовительная школа к иной, вечной жизни, – что в этой школе мы должны стремиться к доступному нам совершенству и через это достигать цели своей земной жизни, то есть блаженства вечной жизни в Царстве Небесном.
Христос сказал, что в стремлении к совершенству мы встретим много препятствий, которые причинят нам немало бед и горя, но будут крайне необходимы для успешного шествия по намеченному пути. Христос говорил, что возмездие за прожитую земную жизнь ожидает нас не здесь, а в будущей загробной жизни; бедствия же, которые мы нередко испытываем здесь, зависят частью от нас же самих, частью же от свободной воли других людей. Господь создал нас не только разумными, но и свободными; обладая разумом и совестью, зная к тому же волю Божию, мы легко можем отличить хорошее от дурного; и если поступаем дурно, грешим, то потому только, что хотим грешить. Если бы мы действовали не по своей воле, если бы каждым поступком нашим руководил Сам Бог, то тогда мы были бы слепым орудием воли Божией, мы были бы автоматами и потому не могли бы отвечать за свои дурные дела, не были бы ответственными за них. Поэтому нельзя в каждом поступке человека усматривать проявление воли Божией, нельзя несправедливости людские приписывать Богу. Говоря так, я прекрасно понимаю, что Господь не мог устранить Себя от вмешательства в жизнь людей; я верю, что Он, предоставив нам полную свободу действий, руководит нами в нашем стремлении к достижению цели нашей земной жизни, в нашем желании быть совершенными, богоподобными. Но при таком руководительстве Он не насилует нашу волю; нет, Он предоставляет нам жить так, как мы хотим; и если мы сворачиваем с истинного пути, ведущего к совершенству, если мы уклоняемся от него и рискуем потерять его из вида, то Господь нередко посылает нам предостережения, в виде какого-либо бедствия. Часто мы не понимаем значения этих предостережений и начинаем говорить о несправедливости к нам Бога, начинаем роптать на Него; после же, по прошествии некоторого времени, мы приходим иногда к сознанию, что, подвергая нас бедствиям, Богу угодно было напомнить нам, что мы сбились с пути. И благо нам, если мы вовремя поймем это напоминание и пойдем за Господом, зовущим к Себе всех труждающихся и обремененных! Но и тут, когда мы идем на Его зов, заботливый Господь нередко испытывает нас, нашу веру в Него и нашу силу противостоять всем соблазнам и обходить все препятствия, встречающиеся на пути. И эти испытания нередко посылаются опять-таки в виде постигающих нас бедствий. И если мы безропотно переносим их и принимаем их не как несправедливость по отношению к нам, и не как наказание, нами незаслуженное, а как должное испытание, и если мы не колеблемся ни в вере нашей, ни в стремлении продолжать начатое шествие по пути к совершенству, то благо нам, ибо мы достигнем цели своего земного странствия. Но горе тем, которые эти предостережения и испытания, посылаемые Богом Любви, принимают за Его несправедливость, за незаслуженное ими наказание и ропщут на Него! Пусть в ропоте своем вспомнят, что награды и наказания будут там, в загробной вечной жизни; здесь же – только предостережения и испытания. Божественный Суд над нами будет там; там мы познаем справедливость Божию, там начнем новую жизнь, ту жизнь, которую здесь, сами, но с помощью Божией, готовим себе! Там мы пожнем то, что сеем здесь!
Итак, христианство если и считает смерть несчастьем, то только для людей, которые покаянием и добрыми делами не успели загладить, искупить свою греховную жизнь, так как после смерти нет места покаянию; для праведных же, а также для детей, еще не согрешивших, преждевременная смерть, как смена худшей одежды на лучшую, не может быть признана ни несчастьем, ни тем более несправедливостью.
Евангелист умалчивает о том, как долго прожило Святое Семейство в Египте и какие там произошли события: он и не имел намерения описывать все события жизни Иисуса Христа, а хотел только своим повествованием доказать евреям, что распятый ими Иисус есть действительно Мессия, Которого они, вопреки ясным пророчествам, не признали. Однако и Евангелист Матфей дает некоторые указания, по которым можно судить о времени возвращения из Египта, следовательно, и о продолжительности пребывания там Иосифа с Младенцем Иисусом и Матерью Его: он указывает на смерть Ирода как на событие, устранившее необходимость дальнейшего пребывания их в Египте.
Бегство в Египет
(фреска Джотто в капелле Скровеньи)
Бегство в Египет — описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических Евангелиях детства. Бегство в Египет является популярной темой в изобразительном искусстве.
Евангельский рассказ
Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает (Мф.2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1).
О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете
Чтимые церковью места
Евангелие не сообщает о местах, которые Святое семейство посетило на своём пути в Египте, они известны лишь из Священного Предания. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в традиции коптов — египетских христиан. Классическим источником по этому вопросу являются сочинения папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384—412 годы).
К числу почитаемых мест относятся:
- Матария (en:Al-Matariyyah) (северная окраина современного Каира): почитается сикомора, в тени которой укрылось от жары Святое семейство, и колодец (кладка относится к римской эпохе), возведённый над источником, забившем по приказанию Иисуса. Копты почитают сикомору и от умирающего дерева берут росток, который сажают рядом. В настоящее время растёт дерево, посаженное в 1906 году (рядом находится его засохший предшественник, посаженый в 1672 году).
- Эль-Минья (в 20 км от города на восточном берегу Нила расположен монастырь в котором в 328 году императрицей Еленой был построен храм над пещерой, где по преданию нашло себе убежище Святое семейство во время бегства в Египет).
- Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга) (англ.): построена на месте предполагаемого отдыха или временного проживания Святого семейства.
- Монастырь Каламон (Иорданская долина): почитается пещера, в которой Святое семейство останавливалось на ночлег.
- Церковь Святой Марии в Маади (южная окраина Каира) — построена в IV веке, в павильоне на территории храма находятся ступении, ведущие к воде — их почитают как место где Святое семейство село в лодку, чтобы отправиться в путь в Верхний Египет.
Апокрифические истории
Апокрифические источники в отличие от канонических текстов содержат описание многочисленных подробностей и чудес связанных с бегством в Египет. При этом наиболее раннее из Евангелий детства — Протоевангелие Иакова (ок. 150 года) не упоминает об этой истории, а сообщает, что «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли». Подробное описание бегства содержится в Евангелии Псевдо-Матфея (IV век) и Арабском евангелии детства Спасителя (VI век).
Евангелие Псевдо-Матфея
Данный апокриф, как и канонический текст, сообщает, что Иосиф получил повеление отправится в Египет от явившегося ему ангела и далее рассказывает о чудесах, которые произошли по пути Святого семейства. Автор апокрифа сообщает, что Иосифа и Марию сопровождали трое отроков (предание считает их детьми Иосифа) и молодая девушка (предание считает её повитухой Саломеей). Для передвижения «у них было два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи».
(Адам Эльсхаймер, ок. 1600 года)
- Усмирение диких зверей
Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё:
…вдруг вышло великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко вскричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами; они поклонились Ему, и когда поклонились, они ушли. И исполнилось то, что сказал пророк: «Хвалите Господа вы, сущие на земле, драконы».
Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». Дальше в пути дорогу путникам указывали львы и леопарды, которые склоняли свои головы перед младенцем. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи. Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6).
- Чудо с пальмой
В дороге Мария присела отдохнуть под пальмой на вершине которой было множество плодов. Иосиф не смог достать их своей жене и тогда Иисус повелел пальме наклонится и Богородица смогла утолить голод. В ответ на замечание своей матери, что у них закончилась вода, Иисус повелел пальме: «пусть из-под корней твоих истечёт источник, который скрыт под землёю, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу». На следующий день, отправляясь в путь, Иисус в благодарность пальме произнёс:
…говорю тебе, пальма, и приказываю, чтобы одна из твоих ветвей была отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего, и Я дарую тебе в знак благословения, что всем, кто победит в битве за веру, будет сказано: вы удостоились пальмы победы.
Явившийся ангел «взял одну из ветвей, и он полетел в глубину неба, держа эту ветвь в руке. И присутствующие, видя это, были как мёртвые».
- Сокрушение идолов
По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.
И так как они не знали там никого, у кого могли бы попросить гостеприимства, то вошли в храм, который египтяне называли Капитолием. В этом храме стояли сто семьдесят пять идолов, и они каждый день служили этим божествам кощунственной службой. И случилось, что когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю, на лица свои, и оказались разрушенными и разбитыми.
Пришедший в храм градоначальник Афродисий счёл, что «если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простёрлись бы перед Ним. Это свидетельствует, что Он их Владыка». И чтобы избежать Божьего гнева, погубившего фараона при исходе евреев из Египта «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом».
Святое семейство оставалось в Сотине до тех пор пока ангел не возвестил Иосифу, что можно вернуться в Иудею так как умерли «искавшие жизни Младенца».
Арабское евангелие детства Спасителя
- Сокрушение идола и исцеление сына жреца
Пройдя всего один день пути Святое семейство достигло крупный египетский город в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине:
Отвечал им идол:
— Пришёл сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его — волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем.
После этого идол пал. Святое семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».
Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.
- Обращение в бегство разбойников
Идя по пустыне, Святое семейство проходило мимо логова разбойников, которые вернулись в него с награбленной добычей и пленниками. В этот момент они услышали «великий гул, который бывает, когда войско и конница великого царя с барабанным боем из города выступает. Бросили тут, испугавшись, разбойники всё награбленное, пленники же развязали путы друг другу, на ноги встали, разобрали скарб свой и разъехались».
- Исцеление бесноватой
Войдя в один город, Мария увидела бесноватую — «невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали её, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрёстках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла». Как только Мария пожалела женщину, то вышел из неё бес и её родные «с величайшим почётом приняли у себя Владычицу Марию с Иосифом».
- Исцеление немой невесты
В одном селении была свадьба, но «из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась». Когда Святое семейство проезжало через селение, то «немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста её, и стали уши слышать».
- Изгнание змея-насильника
В городе, через которые проходило Святое семейство жила женщина, на которую во время купания в реке набросился «в змеином облике сатана» и стал регулярно посещать её и насиловать. Увидев младенца Иисуса, женщина попросила Марию разрешить ей взять его на руки: «И едва прикоснулся Он к ней, отпустил и стремглав покинул её сатана, и ни разу его с тех пор уж она не видела».
- Исцеление прокажённых
Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого семейства. Придя в другой город, новая спутница Иосифа и Марии узнала что у жены градоначальника родился сын, поражённый проказой. Она рассказала ей свою историю исцеления и тогда «жена властителя и позвала их, чтобы насладились они гостеприимством её, и приготовила Иосифу пир роскошный со множеством приглашенных. А потом, на заре, собрала она ароматную воду, в коей Господа Иисуса купала, и той водой облила сына своего, который с нею был. И немедля очищен был сын её от проказы». Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь.
- Чудо с мулом
Проезжая мимо кладбища, Святое семейство встретило рыдающих трёх женщин с мулом. Узнав, что мул это их брат, превращённый в животное в день его свадьбы, «подняла тут Владычица Мария Господа Иисуса и на спину мула того положила, и, сама вместе с женами зарыдав, Иисусу Христу сказала: „Внемли, Сыне! Исцели Ты мула этого великой силой Своей и сделай его человеком, разумом наделенным, каким он и прежде был“. И едва отлетели слова эти от уст Марии, изменился в облике мул и человеком сделался, юношей чистым и непорочным».
- Два разбойника
Пересекая пустыню Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить:
Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное.
Изобразительное искусство
(Альбрехт Дюрер, 1494—1497 годы)
Иконография бегства в Египет основана в большинстве случаев исключительно на апокрифических источниках. Только начальная и конечная сцены (явления ангела Иосифу в иудее и Египте) основаны на канонических текстах. Это объясняется тем, что «богатство фантастических подробностей, имеющихся в апокрифах, стоит в резкой противоположности с правдивою простотою евангельского повествования».
Основными персонажами выступают Дева Мария, едущая на осле, младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла. Дополнительно изображаются фигуру женщин-служанок и детей Иосифа Обручника (чаще всего это апостол Иаков). Символически движение процессии в Египет обозначается направлением движения путников слева направо, а их возвращение — справа налево.
К наиболее ранним изображениям сцены бегства в Египет относится мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре (Рим), созданная в 432—440 годы. Изображённая сцена прибытия Святого семейства в город Сотин, заимствованная из апокрифов, противопоставлена сцене поклонения волхвов на противоположенной дуге арки. Художник этим соединяет два явления Христа язычникам.
В западной иконографии сюжет бегства в Египет появляется довольно поздно, ещё позднее (XIV век) появляются сцены отдыха Святого семейства (первым известным образцом является работа Мастера Бертрама на Грабовском алтаре (ок. 1379 года)). К концу XV века в живописи начинает доминировать Мария с младенцем, а Иосифу отводится второстепенная роль. Из работ этого периода примечательна работа Караваджо: художник изобразил ангела, играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф.
(Караваджо, 1596—1597 годы)
К числу наиболее поздних сюжетов относится переправа Святого семейства на лодке через реку. Этот мотив встречается в итальянской и французской живописи XVII—XVIII веков. Иногда перевозчиком выступает Харон (картины Пуссена и Буше), этим даётся намёк на будущую смерть Спасителя. Это иногда особо подчёркивается явлением в облаках ангела с крестом в руках.
В православной живописи сцена бегства в Египет является редким сюжетом и встречается чаще всего как клеймо на иконах Рождества Христова.
Наиболее популярные сюжеты:
- Явление ангела Иосифу (изображается как перед бегством в Египет, так и перед возвращением из него);
- Святое семейство по пути в Египет (изображается процессией с участием апокрифических персонажей);
- Отдых Святого семейства (часто изображается пальма, чудесным образом склонившая свою крону, чтобы укрыть Деву Марию от зноя);
- Сокрушение идолов (число идолов различно — от одного до четырёх, частным вариантом является прибытие Святого семейства в город Сотин).
-
Явление ангела Иосифу (фреска в атенском Сионе, 1080 год)
-
Бегство в Египет (Джотто, церковь Сан-Франческо в Ассизи)
-
Явление ангела Иосифу и бегство в Египет (Дуччо, Маэста)
-
Прибытие в Сотин (деталь иконы Рождество Христово, Синайский монастырь, XII век)
-
Бегство в Египет (Ханс Роттенхаммер, Ян Брейгель Старший)
-
Бегство в Египет (Рембрандт, 1627 год)
Примечания
- Бегство Св. Семейства в Египет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
Изображения на Викискладе
- Е. Поселянин. Богоматерь на земле. (Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет)
- Александр Майкапар. Новозаветные сюжеты в живописи (Бегство в Египет)
Рождество Христово | ||
---|---|---|
События | Рождество Христово • Поклонение пастухов • Поклонение волхвов | |
Персоналии | Иисус Христос • Дева Мария • Иосиф Обручник • Саломея-повитуха • Три царя • Ирод Великий | |
Связанные события | Вифлеемская звезда • Избиение младенцев • Бегство в Египет | |
Места | Вифлеем • Пещера Рождества и Ясли Христовы | |
Традиции празднования | Рождественская ёлка • Сочельник • Рождественский пост (Адвент) • Святки • Новый год • Старый Новый год • Секретный Санта |