Содержание
- История возникновения и развития атеизма
- Атеизм: понятие и суть
- Виды атеизма
- Мой путь в «атеизм»
- Причины обращения к атеизму
- История атеизма
- Философы атеисты
- Известные атеисты
- Как хоронят атеистов
- Кто такие атеисты
- Разница между атеистом и агностиком
- Разница между атеистом и теистом
- Атеизм в мире
- Атеизм — преступление?
- АТЕИЗМ
- Крест в I веке
История возникновения и развития атеизма
Идейный конфликт между религиозным духом ив различных конкретно- исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия. Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пределы, выливаясь в преследования и гонения инакомыслящих, вплоть до их физического уничтожения.
Но никакие преследования со стороны церкви не могли остановить процесс научного познания. Новое время несет науке новые победы, серьезно поколебавшие позиции религии: это геоцентрическая теория Коперника; биологическая теория Дарвина; прогресс научного познания человеческой психики и др.
Свободомыслие проявляется в различных формах критики религии. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии». В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов.
Свободомыслие — вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.
Видными представителями свободомыслия были азербайджанский поэт и мыслитель 12 века Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 века Шота Руставели, русский вольнодумец 16 века Феодосии Косой. В эпоху Возрождения с позиций свободомыслия выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.).
Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои гуманистические тенденции. Ученые тех времен — от Демокрита до Эпикура — считались одновременно и философами, и моральными наставниками. Цель познания они усматривала в освобождении людей от страха перед богами и от боязни смерти. Философы древней Европейской цивилизации стремились внушить человеку убеждение, что природа подчинена своим законам, что она познаваема, что в ней вовсе не царствуют капризы.
· Древнегреческое свободомыслие и атеизм
Древнегреческий атеизм, возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский последователь Лукреций, дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о при-роде. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в об-мирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык худо-жественной литературы и театра, смеша-ла ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей.
Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с философией; именно на этой почве «безбожие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теоретическое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип философского неверия со всеми возможными подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством, будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе. При этом в Греции философов, вообще отвергавших существование богов (т. е. атеистов в современном смысле этого слова), было мало; об этом говорит «список атеистов», составленный автором трактата «Об учениях философов» Клитомахом.
Атеизм (от греческого отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник), отрицание Бога, безбожие. Историческими примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смертной казни за «введение других богов», изгнание Анаксагора, обвиненного в «безбожии», бегство из Афин Аристотеля, опасавшегося быть привлеченным к суду, и другие много-численные случаи преследования за действительные или мнимые рас-хождения с узаконенным почитанием богов. Хотя невозможно утверждать, что античная философия со сложившимися в ней умозрительными способами обсуждения проблем, в том числе касающихся богов или бога, с необходимостью вела к теоретическому «атеизму», тем не менее, очевидно, что античные философские учения, несмотря на их существенные различия — от понимания богов как явления «космической жизни» у Демокрита, Эпикура и Лукреция до близких к монотеизму Сократа, Платона, Аристо-теля, Плотина,— скорее расшатывали традиционную религию и мифологию, чем укрепляли ее.
Однако не все античные философы выглядели в глазах современников противниками народной религии, в своем большинстве они не отвергали культ — основу греческой и римской религии, и потому уже не считались «нечестивыми» и «атеистами».
· Атеизм и свободомыслие средних веков
Для философской мысли средних веков атеизм не характерен. В эту эпоху философия рассматривалась в качестве «служанки богословия», и независимо от того, толковалась ли эта роль для богословия и философии в положительном или отрицательном смысле, бесспорно, что связь христианского богословия и философии исключала в теоретической области саму возможность сомнения в существовании Бога. Теория «двойственной истины», получившая известность в арабском аристотелизме и признанная лишь некоторыми из схоластов, способствовала размежеванию богословия и философии, а затем и их противопоставлению, но не вела непосредственно к атеизму. Еретические учения, отпадавшие от христианства и со-провождавшие его в течение всей истории, хотя в пылу борьбы иногда и назывались атеистическими, а их представители — атеистами (безбож-никами), на самом деле таковыми не являлись.
В этот период свободомыслие стало форма идейной борьбы оппозиционных феодализму социальных слоев против «духовной диктатуры церкви», защищавшей феодальные порядки. Социальная база свободомыслия в обществе — крестьяне и городские слои. Господство религии во всех сферах общественного сознания обусловило специфическую форму критики религии, несвободную от религиозных наслоений. К тому же свободомыслие этого времени выступало не как система взглядов, а как совокупность отдельных идей, в той или иной мере подрывавших религиозное мировоззрение. Идеи эти опирались на антирелигиозные настроения народных масс, выражавшиеся в фольклоре, в так называемой карнавальной культуре. Свободомыслие проявлялось в светской литературе (исторические хроники, любовные стихи и проза), в философии, в ересях — социально-политических учениях, выступавших в религиозной форме. Под религиозной оболочкой ереси скрывали вполне реальные требования граждан, а иногда и имущественные равенства. Одной из особенностей средне — вековой ереси являлся их антиклерикализм. Гневные обличения социальной политики церкви, аморальности, распущенности духовенства создавали почву для сомнения в идеологии, оправдывающей существующие порядки. В средневековой философии ярким проявлением свободомыслия было учение о двойственной истине, позволявшей прийти к выводу о праве философии на независимость от теологии (Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, У. Оккам). Одним из направлений свободомыслия в феодальном обществе было переосмысление идеи монотеистического бога в нерелигиозном духе: отвергалось творение мира из ничего, промысел божий, загробный мир, воздаяние, бессмертие души. Пантеистическая трактовка бога в учении Давида Динанского, Амори из Бена, Мейстера Экзарта содержала материалистическую тенденцию: признание несотворимости мира в силу его совечности с богом. Пантеизм лежал в основе ряда ересей, направленных против феодализма. Попытка осмыслить причины религии проявилась в учении о 3 обманщиках — Моисее, Христе и Мухаммеде, основателях иудаизма, христианства и ислама. В целом сущность и причины возникновения религии анализу не подвергались. Значительную роль в развитии свободомыслия в обществе сыграла борьба против авторитаризма и догматизма религии, опиравшаяся на рационализм и идею опытного познания природы (Шартрская школа философов, Р. Бэкон и др.). Это позволило критически отнестись к святым книгам, обнаружить и обнародовать противоречия в их содержании. Свободомыслие в средние века теснейшим образом связано с прогрессивными явлениями культуры и, несмотря на непоследовательность, было плодотворным фактором ее развития.
· Атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения с ее антропоцентризмом, опорой на человека и выдвижением его как «меры вещей» на первый план, с неустанными попытками создания свободного от требований средневекового богословия культурного пространства, обмирщением жизни и возникновением автоном-ной (светской и политической) морали всего лишь готовит условия для будущих атеистических учений, но в своей основе все еще остается религиозной, несмотря на то, что границы христианства размываются и древний мир с его религией и культурой становится неотъемлемой частью возрожденческого гуманизма. Отдельные нападки на религию и институт папства, стремление «исправить» религию, привести ее в соответствие с культурными и жизненными запросами своего времени не могут считаться атеизмом в строгом смысле этого слова, прежде всего потому, что не предполагают, отрицания Бога и критику церкви совмещают с верой в спасительность христианства. Характерна в этом отношении фигура Эразма Роттердамского (1469-1536); крупнейший представитель «христианского гуманизма», переводчик и комментатор Священного Писания и трудов отцов Церкви с такой силой высмеивает нравы католического духовенства в своих художественно-назидательных сочинениях («Похвала глупости» и др.), что они начинают рассматриваться чуть ли не в качестве атеистической литературы.
Из большого числа разнообразных направлений и течений философской и общественной мысли эпохи Возрождения наиболее близок к атеизму пантеизм — мировоззрение, в основе которого лежит отождествление Бога и природы. Это отождествление, в случае последовательного его проведения, с необходимостью ведет к отрицанию личного Бога, и только непоследовательностью в выводах можно объяснить, почему многим приверженцам этого направления удалось избежать упреков в атеизме. С некоторыми оговорками к атеистам эпохи Возрождения следует отнести философов, стоящих на позициях пантеизма,— Пьетро Помпонацци (1462-1525), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639).
· Атеизм 17-18 веков.
В философии Просвещения в тесной связи с абсолютизацией человеческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами переустройства общества на «разумных» началах переоценке подвергается отрицательное отношение к атеизму. В теоретических спорах о «естественных правах» человека, «вольномыслии» и «веротерпимости» предпринимаются попытки реабилитировать атеизм и уравнять его с христианской верой. Широкое распространение получает философия деизма, в своем крайнем выражении признающая Бога только в качестве Творца мира и отрицающая Промысел Божий, подменяющая христианство «естественной религией», в которой нет места для чуда, тайны, авторитета и священства (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм и др.).
Наиболее известные представители французского деизма — Вольтер (1694— 1778) и Руссо (1712-1778) признают существование Бога, но их понимание Бога не идет дальше представлений о нем как об анонимном Верховном Существе, в лучшем случае, обеспечивающем правосудие и моральный порядок. Формально не являясь атеистами и выступая против атеизма, они, тем не менее, остаются противниками церкви и христианства.
В формировании безрелигиозной идеологии, подготовившей Французскую революцию со всеми ее трагическими событиями, особое место принадлежит французскому материализму — учению, которое сводит явления духа и душевную жизнь человека к «материи» или к телесной «природе» и, по своим исходным положениям, враждебно религиозной вере. Механистические и натуралистические учения Ж. О. де Ламетри (1709-1751), позднего Д. Дидро (1713-1784) и К. А. Гельвеция (1715-1771) вполне могут быть отнесены к атеизму, однако наиболее рьяно это мировоззрение, лишенное философской глубины и опирающееся на заблуждения ума и чувств, представлено в многочисленных антирелигиозных и антицерковных сочинениях П. А. Гольбаха (1723-1789) и в главном его труде «Система природы», в которых происхождение религии он объяснял непросвещенностью людей, их невежеством, а также корыстными интересами духовенства.
XIX веке Немецкая классическая философия, от Канта до Гегеля включительно, несмотря на ряд выдвинутых ею сомнительных идей и учений тем не менее сохраняет внутреннюю связь с христианством и считает его абсолютной религией. Это не помешало левым гегельянцам эволюционировать сначала к деизму и пантеизму, а затем к открытому атеизму. (Д. Ф. Штраус, Б. Бауэр, А. Руге, Л. Фейербах, К. Маркс и др.). В числе яростных критиков Гегеля был его современник А. Шопенгауэр (1788— 1860), атеист по своим убеждениям, развивавший не без влияния со стороны буддизма философию «ничто» и отрицавший существование Бога.
В XIX в. получает широкое распространение теоретический атеизм; он связан с философскими направлениями своего времени — позитивизмом, антропологической философией, анархизмом, материализмом и философией жизни. Пронизаны духом неверия и скептицизма многочисленные исследования в области истории религии, ее происхождения и возникновения. Под влиянием позитивной философии и эволюционной теории Ч. Дарвина, механически перенесенной на общественную жизнь и толкование религии, атеизм начинает рассматриваться в качестве необходимой составляющей «научного мировоззрения».
· Современное состояние атеизма
Для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых ритуалов, происходит увеличение числа людей причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение. Характерным в этом отношении является публикация известным американским епископом книги под названием: «Почему христианство должно изменится или умереть: Епископ обращается к верующим» (Why Christianity Must Change or Die: A Bishop Speaks to Believers.288 pages 1-th edition — May 1998). В промышленно развитых странах основной опорой религиозного мировоззрения остаётся немногочисленное сельское население, а идеологическим стержнем — гуманитарная интеллигенция. Атеисты связывают религиозность этой части интеллигенции с её односторонним образованием, отсутствием знаний о передовых достижениях естественных наук и техники.
Совершенно иная ситуация в развивающихся странах, в том числе и странах бывшего СССР. В странах Африки, на Ближнем Востоке непрерывно возрастает рост религиозности, доходящий до фанатизма и фундаментализма. В большинстве исламских стран, атеизм считается преступлением, за так называемое «богохульство», в Пакистане могут приговорить к смертной казни. Ситуация с атеистическим движением в России и странах СНГ так же очень сложна. Крах господствующей «коммунистической» идеологии, которая провозглашала в качестве основного мировоззрения «официальный атеизм» и действовала при этом методами не убеждения, а репрессий, насильственно насаждая этот псевдоатеизм, где вместо Бога предлагалось верить в непогрешимость пророков марксизма-ленинизма, привёл к сильной реакции общества, качнул маятник общественного сознания в сторону неприятия атеизма. Возросло влияние Русской Православной Церкви, началось её частичное сращивание с государственными органами власти, произошёл всплеск мистических настроений в обществе и увлечений различными лженауками (например, астрологией). Несмотря на это российское атеистическое движение набирает силу, используя информационное пространство Рунета для обсуждения общих проблем, координации и консолидации усилий по предотвращению дальнейшей клерикализации государства.
Элементы безрелигиозного подхода к миру, элементы неверия существовали еще в период разложения родового строя, проявляясь в критике представлений, навязываемых колдунами и шаманами, а также в критике самих шаманов.
Появление атеизма невозможно без ряда объективных и субъективных условий, к числу которых относится достаточно высокий уровень развития производства, позволивший человеку управлять определенными процессами природы, а также предоставивший возможность некоторым членам общества заняться умственной деятельностью. Возникновение атеизма невозможно без накопления определенного минимума знаний, который позволял бы объяснять природные и общественные явления без ссылок на религиозные доводы.
Такие условия впервые появились в странах древнего рабовладельческого Востока, однако не везде они привели к появлению атеистических учений. В Египте, Вавилоне, Палестине, свободомыслие проявлялось в форме религиозного скептицизма, неверия в помощь богов, неверия в правильность предписаний жрецов и полезность религиозных обрядов.
Атеистические учения в древнем Китае и Индии
Более развитой характер атеистические идеи приняли в древнем Китае и Индии. Крупным материалистом и атеистом древнего Китая был Ван Чун (I в.), живший в период бурных общественных событий, гражданских войн. Он хорошо знал медицину, астрономию и опирался на них, создавая свое натурфилософское учение. Первоначалом всех вещей Ван Чун считал «первичный эфир», материальную субстанцию. Эфир, сгущаясь в различной степени, образует многообразие вещей, в том числе человека с его душой. После смерти человек вновь обращается в эфир. Паи Чун выступил с критикой религиозной идеи, что «путь неба» подчинен божественной цели, развивая понятие «дао» как естественного, стихийно действующего закона. Поведение человека не зависит от воли «небесного владыки», поскольку последний, как и многочисленные духи, в которых верят китайцы, не существует.
Атеистические идеи древней Индии выражены в материалистической философии чарваков, или локаятиков, возникшей, по мнению некоторых исследователей, в III в. до н. э. Эта философия получила широкое распространение в народе (о чем свидетельствует одно из ее названий – локаята, распространенное в народе) и сохранилась вплоть до VII-VIII вв. Место мифологических богов занимают у чарваков (как и у многих античных философов) обобщенные стихии – воздух, вода, огонь, земля, из которых состоит все, в том числе человек с его душой, неотделимой от тела. Чарваки отрицали божественное происхождение Вед, потусторонний мир, сверхъестественные силы. В противоположность буддизму, возведшему страдания в абсолютный принцип всякой жизни, они выдвинули оптимистическую идею о том, что человек имеет право на все радости жизни.
Атеист – это человек, который отрицает существование любых богов. В более расширенном смысле атеист отрицает существование любых нематериальных существ, души и т.д. С точки зрения атеиста природный мир полностью самодостаточен, а все религии имеют исключительно человеческое происхождение. Единой философии, идеологии, поведенческих шаблонов у атеистов не существует.
Блок: 1/7 | Кол-во символов: 369
Атеизм: понятие и суть
В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.
Атеизм – позиция, которая определяет весь стиль жизни и мышления человека
Современные исследователи называют атеизм — особым мировоззрение, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:
- Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
- Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
- Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
- К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.
Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.
Кто такой атеист?
Изначально термин «атеист» применялся по отношению к любому человеку, находящемуся в конфронтации с официальной религией, независимо от его взглядов на сверхъестественное. Со временем данный термин стал означать конкретную философскую позицию человека. Сегодня это слово используется, в том числе и как самоопределение.
На сегодняшний день однозначного значения слова «атеист» не существует. В первую очередь потому что не существует четкого определения понятий «божество», «сверхъестественное». Атеистом может быть как человек, не принимающий идею бога как самостоятельной и активно действующей личности, творца, так и человек, отрицающий возможность существования нематериальных сфер, вплоть до буддистских концепций.
Ученые выделяют несколько способов классификации различных течений атеизма. Атеисты могут быть «сильными» и «слабыми». «Сильный» атеист отстаивает утверждение о несуществовании богов. Слабый атеист может допускать возможность существования бога, но отрицает существование нематериального.
Также существует разделение на стихийных и научных атеистов. Научный атеизм основывается на естественных науках, и отрицает существование сверхъестественного при помощи научного метода и работает с вполне конкретными данными. Стихийные атеисты научными разработками и методами не руководствуются, они зачастую являются скептиками или просто не интересуются нематериальным миром и религией.
В отдельную группу выделяются практические атеисты. Они ничего не отрицают и не утверждают, но могут признавать существование нематериального мира бессмысленным и необязательным.
Есть несколько предпосылок к появлению практического атеизма:
- Отсутствие интереса или незнакомство с религиозными вопросами, течениями, учениями о сверхъестественном и нематериальном.
- Игнорирование вопросов религиозного характера как в теории, так и на практике.
- Отсутствие серьезной мотивации. Наличие или отсутствие веры в бога или нечто нематериальное практически не влияет на человеческую жизнь. Что значит, атеист в этом практически ничем не отличается от религиозного человека.
Видео о мировоззрении атеистов
Это интересно: Что такое крыжма для крещения?
Виды атеизма
Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.
С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:
- индивидуально-личностный;
- коллективный.
Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:
- теоретический атеизм заключается в разработке философской идей, лежащих в основе этого мировоззрения;
- практический атеизм выражается в деятельности, осуществляемой отдельным человеком или группой людей.
В своих убеждениях атеисты опираются прежде всего на науку
В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:
- пассивное отрицание существования Господа;
- активная деятельность, направленная на борьбу с религией и Церковью.
Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.
Сколько атеистов в мире?
Невозможно точно подсчитать, сколько атеистов в мире. Возьмем для примера Россию. Согласно статистическим выкладкам от 2012 года, церковь постоянно посещают около 10 процентов населения. Примерно столько же людей позиционируют себя в качестве атеистов. Во что верят остальные, и верят ли – сказать трудно.
Можно сказать, что больше всего атеистов в странах Запада, где достаточно развита экономика. В беднейших странах атеистов очень мало, иногда их количество не превышает 1-2 процента.
В некоторых мусульманских странах, где уголовное и иное право базируется на религиозных основах (шариат) открытый атеизм расценивается, как отказ от исламской веры и карается смертной казнью. При этом одной из самых религиозных стран являются США, где количество верующих достигает 90 процентов.
Атеисты не имеют единой идеологии и философии, но нередко встречаются попытки их объединить. Так, периодически появляются различные атеистические символы, знаки и т.д. Самый известный символ атеистов – это стилизованное изображение атома. Другой знак атеистов – атеистическая красно-черная лента солидарности.
Мой путь в «атеизм»
До 22-х лет я считал себя атеистом.
«Крестятся, в церковь ходят – фу, бред» – думал я, глядя на «верующих».
Мой атеизм отрицал религию (христианство). Я отвергал пустую набожность, которую видел. Покорность, поцелуи креста, икон и даже рук священника. Рабское положение, но не перед Великим и ещё не понятным, а перед «все так должны делать».
Я не знал лучшего способа выразить своё отношение, чем отрицание, к поведению «так принято». Меня раздражала всеобщая бездумность.
Особо сильно, меня доставало, когда заставляли съесть кусочек хлеба, который символизирует «Плоть и Кровь Христову». — Символический каннибализм! А не очищение.
Это было подростковое и поверхностное убеждение. Вывод сделал, и даже Библию не читал. В моём случае, атеизм был этапом включения «мозга», ещё пустоватого, но уже замечающего глупости.
Во что верят атеисты?
Атеисты отрицают существование нематериального мира. Они не верят в потусторонние силы, в богов, во что-то, что человек не сможет объяснить и подвести подходящее обоснование.
Однозначной идеологии атеизма не существует. Однако из факта отрицания существования бога некоторые атеисты делают ряд выводов:
- Каждый человек сам отвечает за себя, свои поступки, слова, мысли. С точки зрения атеиста, религиозное искупление или спасение – иллюзия.
- Не существует ада и рая. Следовательно, нет смысла бояться или заискивать.
- Не существует всемогущего существа, внимающего молитвам. Если человек хочет, чтобы что-то получилось, он должен сделать это самостоятельно, не надеясь на помощь свыше.
- Есть природа, не имеющая добрых или злых намерений относительно человека. Есть нынешняя жизнь, которую нужно прожить.
Ученые-атеисты пропагандируют самоценность человека как такового, без вмешательства внешних сил. И считают человеческую жизнь саму по себе ценной, а не подготовкой к последующему бессмертию.
Каждый атеист имеет свои взгляды и убеждения. Их объединяет только вера в отсутствие высших и потусторонних сил, активно вмешивающихся в дела человечества, и сознание полной ответственности человечества за свои поступки.
Причины обращения к атеизму
Люди становятся атеистами по множеству причин. Самыми распространёнными являются следующие факты:
- недовольство поведением служителей церкви (благословение оружия, одобрение вооружённых конфликтов, участие в политической жизни, стяжательство);
- неудачные попытки найти утешение в религии в тяжёлом жизненном испытании (безвременная кончина близких людей, смерть ребёнка, тяжёлая болезнь);
- наличие традиций, требующих больших физических и эмоциональных затрат;
- наличие в обществе социальной несправедливости, преступности;
- наличие эпизодов навязывания религиозного мировоззрения;
- кровавые конфликты и агрессивные действия, совершаемые во имя религии;
- религиозный фанатизм, приводящий к ситуациям опасным для жизни верующего человека и его семьи.
Каждый человек приходит к атеистическому мировоззрению своим путём.
Интересно: большинство исследований выявляет, что доля убежденных атеистов в классическом понимании этого термина в современном мире достаточно незначительна. Большинство людей с атеистическим мировоззрением говорят не об отрицании Бога, а об отрицании современного института Церкви.
Как хоронят атеистов?
Похороны атеистов проходят в соответствии со стандартами и обычаями страны проживания. Для примера – достаточно посетить ближайшее кладбище и попытаться определить, кто в какой могиле лежит, где верующий, где атеист.
Есть и некоторые отличия в самом ритуале. Похороны атеистов проходят без присутствия священника, без отпевания. На их могилу не устанавливается крест, как и в дальнейшем на памятник. Отсутствуют и другие атрибуты, свойственные, например, православию: лента на лбу, иконка в руках.
В том, как хоронят атеистов, нет никаких тайн. Некоторые предпочитают не традиционные похороны на кладбище, а кремацию с последующим развеиванием праха в памятных местах.
Видео о том, во что верят атеисты
История атеизма
Термин атеизм получил своё современное определение в работах французских философов XVI в. Но его истоки уходят во времена Античности.
Развитие в Европе
Современный атеизм берёт своё начало в древнегреческой философии. Диагор, Критий и Ксенофан говорили об искусственном происхождении религии, созданной для ограничения свободы людей моральными рамками. Ксенофан, основываясь на антропоморфизме греческого пантеона утверждал, что богов создали люди, наделяя их человеческими чертами.
По мнению атеистов, все мировые религии были придуманы людьми
Эпикурейцы не отрицали существование богов, но полагали, что она безразличны к людским заботам. Учение Эпикура обосновал и развил римский философ Тит Лукреций Кар, утверждающий, что боги не влияют на судьбы людей и окружающий мир. Он отрицал существование загробного мира и бессмертие души.
В Римской империи атеистами называли первых христиан, так как они не почитали римский божественный пантеон и отрицали культ императора. В эпоху Средневековья развитию атеистического мировоззрения препятствовало функционирование инквизиции. При этом ряд средневековых философов утверждали, что человеческий разум не может постичь сущность Бога.
На этой мысли основываются работы всемирно известных религиозных философов Яна Гуса и Мартина Лютера. В XVI в. в европейских странах распространяется философия деизма, признающего существование Господа и его роль в создании мироздания, при этом ограничивающая его роль в жизни людей и отрицающая возможность чудесных и мистических событий.
В трудах французских философов второй половины XVIII в. деизм преобразовался в атеистическое учение, которое после Великой французской революции легло в основу религиозной политики якобинского правительства. Её последствиями стали массовые казни верующего населения и изгнание из страны служителей церкви.
Несмотря на свержение якобинцев, следы антирелигиозной политики просматриваются и в современном французском государстве. Во второй половине XIX в. атеистические идеи получили развитие в немецкой философской школе. Наиболее радикальные атеистические идеи прослеживается в произведениях Фридриха Ницше, который полностью отвергал существование Бога, резко критиковал Церковь и религию.
Этот взгляд на религию разделял основоположник марксистского учения Карл Маркс. В его работах появляются попытки дать атеизму научное обоснование. Большое влияние на распространение атеистических идей оказал труд Чарльза Дарвина, который выдвинул идею естественной эволюции видов. Эта теория является для атеистов одним из главных доказательств небытия Господа.
В XX в. атеизм оказывал влияние на многие философские учения, например:
- объективизм;
- нигилизм;
- логический позитивизм;
- светский гуманизм;
- феминизм.
Количество атеистов в мире
Большинство современных атеистических учений говорит об отсутствии необходимости для человека в Боге и религии. Их идеологии утверждают, что вера не имеет логического смысла, так как не может быть обоснована научными методами.
Становление в России
Атеистические идеи появились в середине XVIII столетия. Этому способствовало распространение среди российской аристократии произведений Вольтера. Под их влиянием оказалась императрица Екатерина Великая, планировавшая провести ряд религиозных преобразований, которые должны были ослабить влияние православной церкви на народ.
Однако события французской революции кардинально поменяли взгляды правительницы, заставив её обратиться к православию, как к инструменту поддержки русской монархии. Этой же линии придерживались все цари династии Романовых, поэтому до начала XX в. атеизм не получал развития в русском обществе.
Необходимо отметить, что многие представители, входящие в высшую российскую аристократию, разделяли идеи деизма. Они рассматривали церковь как инструмент воздействия на народные массы. Ведущая роль православия в Российской империи закреплял рад законов, запрещающий переход в другую религию и неимение вероисповедания.
Ситуация кардинально поменялась после большевистской революции. Атеизм стал частью коммунистической советской идеологии, которая, обещая свободу вероисповедания, разрешала свободную антирелигиозную пропаганду. Атеистическая пропаганда велась параллельно с развитием и популяризацией научных знаний.
Газета атеистической направленности, издававшаяся в Советском Союзе
С начала 90-х гг. православие вновь становится основной идеологией в российском обществе. Этот процесс активно поддерживается государством. К началу XXI в. активная позиция церкви в политической и социальной жизни государства приводит к увеличению числа атеистически настроенного населения.
Следует отметить, что большинство россиян, называющих себя атеистами, являются агностиками. Они допускают существование Господа, но категорически не согласны с деятельностью Русской Православной Церкви.
Атеисты среди знаменитостей
На сегодняшний день признанные атеисты среди знаменитостей встречаются достаточно редко. Модой является принадлежность к какой-либо конфессии, секте, вплоть до неоязыческих. Интерес к таким сектам подстегивается и обществом, для которого это альтернатива традиционным религиям.
Первым человеком, который с полным обоснованием называл себя атеистом, был французский барон и философ Гольбах. С его точки зрения Вселенная функционирует на вполне материалистических основах. Несколько его сочинений были осуждены и прилюдно сожжены на площади. Однако начало было положено, и с течением времени количество атеистов в мире лишь увеличивалось.
Среди известных философов, которые были агностиками либо атеистами, можно назвать Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Маркса. В 20 веке марксистский атеизм был одним из наиболее распространенных атеистических течений в мире. Согласно этому учению, религия происходит от невозможности объяснить и бороться с силами природы. Меньшинство начинает использовать такие страхи в своих интересах, в результате чего появляется жреческий класс. Таково было мировоззрение атеистов марксистского толка, к которому относились В. И. Ленин и многие советские философы и ученые.
Известные атеисты либо агностики встречаются во всех сферах человеческой жизни. Это ученые, политики и общественные деятели, философы, писатели, деятели культуры. Среди них такие известные люди, как основатель биогеохимии В. И. Вернадский, философ и математик Бертран Рассел, в разное время называвший себя агностиком и атеистом, физик и популяризатор ряда научных дисциплин Стивен Хокинг. Среди ныне живущих атеистов, которые активно пропагандируют свои взгляды, можно выделить биолога Ричарда Докинза, согласно которому бог – не более чем иллюзия, и всех агностиков можно причислить к разряду атеистов, и известного дизайнера Артемия Лебедева.
Это интересно: Кто такой иеромонах в православии? (видео)
Философы атеисты
Леонардо да Винчи
Философия атеизма возникла ещё в древности. Первым зафиксированным свидетельством можно считать древнеегипетскую «Песнь Арфиста», в которой ставится под сомнение жизнь после смерти.
В духе безбожия размышляли древнегреческие мыслители Диагор, Демокрит и Эпикур. Римский философ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» поставил на место религии научное знание. Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и Франсуа Рабле выступали с критикой католицизма в эпоху Возрождения.
В Новое время Томас Гоббс и Дэвид Юм разрабатывали аргументацию против теологии. Великая Французская революция ознаменовалась волной антиклерикализма. Затем, уже в XIX веке, критиковали религиозное сознание Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Ницше.
Как стать атеистом?
Перед тем как стать атеистом, нужно определиться, действительно ли вы этого хотите, и почему. Стоит познакомиться с основными религиозными течениями, их плюсами и минусами. Если человек становится не спонтанным, стихийным, а научным атеистом, нужно изучить соответственные естественнонаучные дисциплины. В любом случае, это должен быть полностью сознательный выбор. Многие остаются агностиками, не будучи абсолютно уверены в существовании или несуществовании высших сил.
Сегодня многие считают, что дети рождаются атеистами. До 19 века такой теории не существовало, она появилась с развитием вольнодумства. То, что происходит в сознательном возрасте – это результат воспитания, внешней среды и собственных мыслей.
А Вы относите себя к атеистам? Почему Ваш выбор стал таким? Расскажите об этом в комментариях.
Известные атеисты
Бернард Шоу
В недавнем прошлом нашей Родины было много атеистов.
Среди них и известные личности: государственные деятели – Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Никита Хрущёв и вся верхушка партии; советские писатели – Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов и другие.
Впрочем, не меньше безбожников было в странах Запада: это писатели Бернард Шоу и Жан Поль Сартр, психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм, кинорежиссёры Стэнли Кубрик и Джеймс Кэмерон и прочие знаменитости.
Как хоронят атеистов
Атеисты не признают загробную жизнь, поэтому они противники церковных обрядов.
Их хоронят светским обычаем, без богослужений. В ходе гражданской панихиды все желающие могут проститься с покойным.
Нередко атеисты соглашаются на кремацию, некоторые из них завещают свои органы для пересадки. На могилах воинов-атеистов в советский период устанавливали пятиконечные звёзды вместо крестов. Сейчас эту роль играют различные памятники. Таким образом, по захоронению человека можно определить, верил ли он при жизни в Бога.
В наши дни каждый свободен выбирать, отдать ли предпочтение какой-либо религии или все их игнорировать. Главное, чтобы это было не ширмой, попыткой уйти от важных жизненных вопросов, а собственной выстраданной позицией.
В современном обществе ярко прослеживается две полярных моды: приверженность религии, принимающая форму фанатичности, и увлечение атеизмом. Последователи последнего течения не всегда могут точно выразить в чём его суть, но регулярно вступают с верующими людьми в жаркие дебаты, понять бессмысленность которых можно лишь разобравшись в сути понятия атеизм.
В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.
Атеизм – позиция, которая определяет весь стиль жизни и мышления человека
Современные исследователи называют атеизм особым мировоззрением, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:
- Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
- Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
- Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
- К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.
Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.
Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.
С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:
- индивидуально-личностный;
- коллективный.
Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:
- теоретический атеизм заключается в разработке философской идей, лежащих в основе этого мировоззрения;
- практический атеизм выражается в деятельности, осуществляемой отдельным человеком или группой людей.
В своих убеждениях атеисты опираются прежде всего на науку
В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:
- пассивное отрицание существования Господа;
- активная деятельность, направленная на борьбу с религией и Церковью.
Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.
Кто такие атеисты
В современном обществе многие люди называются атеистами. При этом в эту неоднородную категорию входят люди, обладающие разными мировоззренческими взглядами. К ним относятся:
- Люди, категорически отрицающие возможность бытия Бога, необходимость института Церкви и реальность любых сверхъестественных явлений. Эта категория атеистов весьма малочисленна и придерживается взглядов пассивного или теоретического мировоззрения.
- Ко второй категории атеистов относятся члены общества, враждебно настроенные к институту Церкви. К этой группе могут относиться люди с различным социальным и образовательным уровнем, но все они являются активными воинствующими атеистами, стремящимися любыми средствами очернить Церковь и доказать её отрицательное влияние на людей и историю человечества в целом.
Следует отметить, что эти люди не отрицают наличие сверхъестественного мира и Творца. Большинство современных атеистов относится к данной категории. - Большую долю атеистически настроенных людей составляют агностики, верящие только в то, что можно увидеть и исследовать. При этом их атеистические взгляды основываются на отсутствии доказательств как подтверждающих существования Бога, так и опровергающих этот факт.
Атеист или безбожник – это тот, кто не верит в существование Бога
Среди людей, разделяющих атеистическое мировоззрение выделяются известные личности, имеющие определённое влияние в современном обществе. К ним относятся:
- Дениэл Редклифф утверждает, что не верит Бога и в его влияние на человека. Религия, по его мнению, ограничивает возможность изменения и совершенствования человеческой личности.
- Известный учёный и популяризатор науки Ричард Докинз известен своими категоричными атеистическими взглядами. Он утверждает, что многие люди являются скрытыми атеистами, но не имеют храбрости признать этот факт.
- Американский писатель Сэм Харрис утверждает, что любая религия является источником террора. Он говорит о пользе научных знаний, как источника ответов на большое количество вопросов об окружающем мире и его явлениях.
- Актёр Джордж Клуни считает, что Бог, рай и ад не существуют. За единственную человеческую жизнь необходимо сделать максимальное количество полезных для себя и окружающих деяний.
- Российский писатель и журналист Александр Невзоров — один из самых ярких представителей современного российского атеизма. Он считает, что любая религия и её обряды является идеологическим спектаклем, а верующие люди лишь его участники, не имеющие твёрдых убеждений и веры.
- Журналист Владимир Познер является атеистом-агностиком. Он не верит в существование Господа, но и не отрицает его возможности его существования. Телеведущий считает, что несовместимым Его бытие и многочисленные смерти людей в результате человеческого террора и природных катастроф.
Распространение атеизма в современном обществе — реакция людей на стремление Церкви играть ведущую роль не только в духовной жизни, но в политических и социальных процессах государства. При этом исследования показывают, что в большинстве случаев современные атеисты — люди, которые ещё не определились со своим отношением к религии.
Мнение священника об атеизме
Термин появился в Древней Греции. Им называли людей, которые не верили в божеств, почитаемых в обществе. За это их считали грешниками.
В монотеистических религиях (где есть только один Бог) атеист — это человек, который отрицает существование высшей силы, омнипотентного (т. е. всемогущего), всеведующего и вездесущего Бога.
Атеизм — это философия атеистов, в основе которой лежит отрицание существования всех богов. Это отсутствие веры в том, что есть божества и что они влияют на Вселенную и жизнь человека.
Атеист может быть активным и пассивным. Активные атеисты пытаются доказать отсутствие богов. А пассивные просто отрицают их наличие, потому что нет каких-либо доказательств обратного.
Разница между атеистом и агностиком
Основная разница между атеистом и агностиком заключается в позиции, есть ли Бог или нет.
Атеисты утверждают, что Бога не существует. А агностики не отрицают его существования, но считают, что подтвердить это невозможно.
Агностики строят свои убеждения на сомнении: они не верят, что можно узнать наверняка есть Бог или нет.
А атеисты, в свою очередь, заявляют, что доказывать существование Бога должны люди, которые в него верят.
Агностицизм делится на «сильный» и «слабый». «Сильный» агностик считает, что невозможно узнать, есть ли Бог. «Слабый» — допускает мысль о том, что истина в определённый момент может быть выявлена.
Читайте подробнее про Агностицизм.
Разница между атеистом и теистом
Атеисты — это люди, которые не верят в Богов, а следовательно, и не исповедуют никакую религию.
Теисты также не исповедуют никакую религию. Они не участвуют в религиозных обрядах, ритуалах и посвящениях. Но при этом они верят, что существуют несколько богов или один Бог.
Теисты делятся на:
- монотеистов (верят в одного Бога);
- политеистов (верят в несколько богов);
- генотеисты (верят в существование нескольких богов, но выделяют одного главного Бога).
Атеизм в мире
В мире порядка 750 миллионов людей являются атеистами. А это 11 % всего населения Земли.
Эта цифра растёт. Но всё же если мы сравним показатели верующих – последователей определённой религии, станет понятно, что количество атеистов мало.
ЦРУ на своём сайте приводит следующую статистику:
- христиане – 31,4 %;
- исламисты – 23,2 %;
- индусы – 15 %.
Но эти цифры могут отличаться в зависимости от страны. Например, в Швеции, Дании и Вьетнаме более 80 % населения считают себя атеистами.
Другие страны с большим количеством атеистов: Норвегия, Япония, Чехия, Финляндия, Франция и Южная Корея.
По данным американского исследовательского центра Pew, в России православных — 71 %, теистов — 75 %, мусульман — 10 %.
Атеизм — преступление?
В некоторых странах — да.
Несмотря на то, что верить в Бога или нет — это персональный выбор каждого, есть страны, где отсутствие веры осуждается.
Атеизм, так же как и вера в другие религии, может расцениваться как преступление. А наказание может быть назначено вплоть до смертной казни.
Мальдивы, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Мавритания и Афганистан — примеры стран, где атеизм наказывается. В других странах, например Египте и Индонезии, нет смертной казни за атеизм. Но не исповедовать официальную религию запрещено.
Сейчас такое отношение к атеизму проявляется в основном в исламских странах. Но не так давно атеистов осуждали и в западном мире.
В некоторых странах граждане должны обязательно обозначать, какую религию они исповедуют. Как правило, иудаизм, христианство или ислам. Это значит, что атеистам, агностикам и последователям других религий приходится врать о своей вере.
Узнайте также, что такое Теоцентризм.
АТЕИЗМ
АТЕИЗМ (франц. athйisme от греч. ἀ θεος – без бога, безбожие) – отрицание Бога (богов). Поскольку с отрицанием обязательным образом не связано никакое утверждение, понятие «атеизм» содержательно может быть определено только конкретно-исторически. В разных контекстах атеизм может обозначать разнородные феномены: религиозное свободомыслие (вольнодумство); сомнение, что Бог может быть познан (религиозный агностицизм), категорическое отрицание бытия Бога (радикальный атеизм). Как всякое отрицание, атеизм зависит от предмета отрицания, т.е. теизма ,который также выступает в различных видах: политеизм, генотеизм, монотеизм , пантеизм и деизм .Атеизм сам по себе уже поэтому не существует. В качестве «критики» религии атеизм не обязательно является ее неприятием, но, скорее, объяснением всей религиозной истории человечества; он представлен в многообразных формах, обусловленных изменениями историко-культурного контекста. Как социокультурный феномен атеизм детерминирован не только предметом отрицания, т.е. религией, но и всей совокупностью факторов общественной жизни и выступает преимущественно в формах секулярного сознания – философского, научного, политического и т.д.
В античную эпоху атеистами называли тех, кто не признавал богов официального культа. Так, Сократ был обвинен в атеизме, поскольку он поклонялся своему божеству, а не богам «государственным». Первых христиан в Риме также обвиняли в атеизме, так как библейский монотеизм отменял бога в его прежнем политеистическом понимании, – бога мыслимого во множественном числе и партикулярно, как бога «чего-то» – государства, города, сословия, вида трудовой деятельности или явления природы. Языческое сознание не воспринимало библейского Бога как единую, над всем стоящую и все направляющую силу, оно было неспособно увидеть и вочеловечившегося христианского Бога, увидеть Бога в иудее Иисусе из Назарета. Не случайно в Никейском символе веры адепты политеистических культов рассматриваются как безбожники (Еф 2:12): они не знают Бога и поклоняются «рукотворным богам», идолам. Безбожие в эпоху античности представлено мифологической фигурой «нечестивца», не почитающего бога и нарушающего его волю «богоборца», напр., в образе «культурного героя», передающего людям то, что принадлежит богам, вообще проявляющего своеволие: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Пс 13:1). Сказавшие так – безбожники, те, которые «развратились, совершили гнусные дела», среди них «нет делающего добро». Атеизм, т.о., приобретает «оценочный» характер: атеизм предъявляется в качестве обвинения. Естественно, далеко не все те, кого называли атеистами, таковыми являлись в их собственном понимании. Ответ Сократа на обвинение в безбожии был таков: если я безбожник, значит я не вводил новые божества, а если я вводил новые божества, значит я не безбожник. Досократики-натурфилософы не осознавали себя безбожниками, но с т.зр. традиционного мифологического сознания они таковыми были, поскольку объясняли мироздание не мифологически, а посредством материальных стихий (хотя и наделяли из атрибутами всемогущества, вездесущия, вечности и даже – одушевленности). В Древней Греции атеизм в качестве осознанной позиции представляли некоторые философы из досократиков, и прежде всего Демокрит, софисты (Протагор, Горгий), Эпикур и его школа, ранние киники и скептики. В культурном лексиконе раннего средневековья для атеизма не оказалось места. Пока символическая система догматизированного христианского монотеизма доминировала в средневековом космосе и служила единственной культурной матрицей, инакомыслие было замкнуто в пределах теизма: истинной религии противостояли «ложные», ортодоксии – ереси .Когда разум был допущен к познанию Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), безбожие предстало как отрицание бытия Бога в качестве «первой, разумной и невещественной причины» сотворенного бытия, и притом как большее, по сравнению с идолопоклонством, зло: «поелику последнее оставляет существование добродетелей, которые напротив того в системе безбожия не существуют, да и бесполезны» (Новый словотолкователь, ч. 1. СПб., 1803, с. 275).
Решающими факторами, определявшими содержание и функции атеизма в Новое время, были рождение науки и становление гражданского общества. Проблема атеизма в социокультурном контексте становления постсредневековой цивилизации ставилась по-новому и включала два главных вопроса: вопрос, во-первых, о том, оставляет ли научная картина мира место для Бога, и, во-вторых, о политических и этических импликациях веры в христианского Бога, о том, как эта вера соотносится с человеческой свободой и ответственностью.
Критика религии сосредоточивается на проблеме: какую роль играет религия в обществе и может ли оно существовать без религии. П.Бейль первым допускает возможность нравственного общества, состоящего целиком из атеистов; Ф.Вольтер, напротив, уверяет, что без религии общественный порядок невозможен. Революция 1789 проходит под знаком политического атеизма. Но все же «просвещенный человек» может быть не только явным атеистом, но также деистом или агностиком. Важно, чтобы религия не противоречила разуму, была «естественной», отвечала природе человека.
Рост влияния атеизма в эпоху Просвещения был обусловлен не только социально-политическими факторами. Значительную роль сыграло появление механистической картины мира. Христианский теизм трансформировался в деизм, сохранявший Бога в качестве первоначала, но отрицавший его вмешательство в происходящее в природе и обществе. Соединенный с материализмом механицизм привел к радикальному атеизму французских материалистов 18 в.
В Германии преодоление деизма шло иначе. В критической философии И.Канта, в философии истории И.Г.Гердера, в спинозовском пантеизме Ф.Шлейермахера и И. В. Гёте речь шла не об отрицании Бога, но о том, как его понимать. И.Г.Фихте в «Споре об атеизме» (1798) отождествляет Бога с нравственным миропорядком. В раннем романтизме, у Шлейермахера, Бог становится переживанием человеческой души, ощущением присутствия Вечного, включенности индивида в Целое. В то время как классический романтизм и немецкий идеализм (Ф.В.Й.Шеллинг) возвращаются к философски интерпретированному теизму, атеизм обретает почву под ногами в новых философских течениях – у А.Шопенгауэра и Л.Фейербаха. В первом случае это философский иррационализм, во втором – материалистический антропологизм. Вслед за Фейербахом К.Маркс также утверждал, что не Бог создает человека, а человек Бога. Однако Маркс предлагает иной взгляд на религию: поскольку человек должен рассматриваться не как природное, но как социальное существо, религия – иллюзорное сознание, но не потому, что оно превратно отражает мир, а потому, что в ней отражается превратный мир, которому еще только предстоит решить задачу «человеческой эмансипации», преодоления отчуждения во всех формах, включая религиозную.
Параллельно с марксизмом позитивизм (Конт, Спенсер) также рассматривает религию как социальный феномен. В 19 в. получает широкое распространение естественнонаучно ориентированный атеизм, основывающийся в первую очередь на биологии, дарвинизме. Он выступает в разных формах: вульгарного материализма (Бюхнер, Фохт), агностицизма (Гексли), монизма (Геккель). Во всех своих формах атеизм этого времени был связан с неравномерно развивающимся процессом модернизации европейского общества, с затронувшим и духовную сферу процессом секуляризации ,начавшейся «переоценкой ценностей», в том числе христианской морали (Ницше).
В 20 в. атеизм развивается, с одной стороны, в контексте проблематики экзистенциализма: обретение человеком свободы и мужества быть самим собой перед лицом обезличивающих, лишающих смысла его жизнь сил – это линия развития атеистической мысли от Ф.Ницше к Ж.-П. Сартру и А.Камю. С другой стороны, в диалектическом материализме атеизм становится составной частью коммунистической идеологии, государственной доктрины; становится антитеизмом, средством противодействия идеологическому инакомыслию в религиозной форме. Дискредитируя атеизм в общественном сознании, воинствующий антитеизм способствовал тому, что духовное сопротивление тоталитаризму в значительной мере направлялось в русло религиозного возрождения (не только в постсоветской России, но и в других странах бывшего социалистического лагеря).
В современных исследованиях феномен атеизма представлен многолико – как во времени, с выделением исторических этапов и форм проявления, так и типологически. Принято различать практический и теоретический атеизм, а в рамках последнего – научный, гуманистический и политический. При всей условности этой типологии, она обладает определенной познавательной ценностью. Самый распространенный тип атеизма заключается в убеждении, что в мире, каким он предстает в научной картине природы и общества, для Бога не остается места; развитие науки упраздняет Бога в качестве естественнонаучной, социологической и философской гипотезы. Атеизм этого типа представлен материалистическим мировоззрением (Ламетри, Гольбах, Фейербах, Маркс) и «методологическим атеизмом», т.е. в качестве принципа научного объяснения мира из него самого (иллюстрацией могу служить слова Лапласа о том, что он не нуждался в ссылке на Бога для построения космогонической теории). В смягченном виде эту позицию представляет в качестве агностика Гексли, который дистанцируется как от теизма, так и от атеизма, поскольку само слово «бог» с его точки зрения не имеет разумного смысла. Аналогичным образом неопозитивисты полагают, что высказывания, утверждающие и отрицающие существование Бога, одинаково неверифицируемы (Карнап, Шлик). Вопрос о том, оставляет ли наука место для веры в Бога, остается открытым и решается по-разному, но в любом случае в качестве способа познания и объяснения мира наука заменяет религию. В основе атеизма другого типа лежит восприятие мира, в рамках которого человек выступает как творец самого себя и своей истории. Это может быть восприятие мира как рационально упорядоченного и самодостаточного, в котором человек с помощью разума, опираясь на науку, сам решает проблемы своего бытия, решить которые невозможно с помощью веры в Бога (Рассел Б.Почему я не христианин, 1957). Но в основе атеизма может лежать переживание несовершенства мира и отрицание Бога ввиду царящего в мире зла. Человек либо берет на себя задачу устроения мира, считая ее принципиально достижимой на путях научного и социального прогресса (оптимистически-гуманистический вариант), либо выбирает в качестве единственно достойной позиции героическое противостояние миру абсурда, смысл которого в обретении человеком свободы.
Содержанием атеизма становится драма освобождения человека от власти Бога: человек должен освободиться от нее, чтобы стать свободным и взять свою судьбу в свои руки (Ницше); если есть Бог, нет человека (Сартр, Камю); вера в божественного законодателя отрицает этическую свободу, несовместима с этикой ценностей (Н.Гартман); проблема атеистического экзистенциализма – это проблема осуществления человеком самого себя, преодоления своей «бездомности и осиротелости» (Хайдеггер). Отказ от Бога – цена свободы человека.
У истоков атеизма этого типа стоит Марксова концепция «человеческой эмансипации» посредством преодоления отчуждения. Утверждение человека, согласно Марксу, достигается не посредством отрицания Бога (как у Фейербаха), а путем ликвидации социально-экономических основ отчуждения во всех формах, включая религиозную. Программный атеизм, с точки зрения Маркса, для социалистического движения неприемлем: политический атеизм исчерпывает себя с решением задачи «политической эмансипации» в буржуазных революциях, там, где утверждается современная система политической власти (власть закона, права человека и т.д.).
В сознании, для которого отрицание Бога утрачивает сколько-нибудь серьезное значение, атеизм уступает место а-теизму, т.е. религиозному индифферентизму, безрелигиозности. Сознание этого типа формируется в тех областях деятельности, которые становятся автономными по отношению к религии; напр., наука объясняет изучаемые ею явления так, как если бы Бога не было, оставляя вопрос о Боге за пределами своей компетенции, т.е. не превращая методологический атеизм в мировоззрение. В таком сознании обнаруживается, что вместе с теизмом утрачивает смысл и атеизм в собственном смысле слова, как отрицание Бога. Оказывается, что вырабатываемые культурой механизмы, способы удовлетворения человеческих потребностей, выработки ценностей, регуляции поведения и т.д. далеко выходят за рамки, обозначенные оппозицией «теизм – атеизм», а сами эти понятия постепенно «растворяются» в понятии культуры.
Литература:
1. Лукачевский А.Т.Очерки по истории атеизма. – «Антирелигиозник», 1929, № 10–12, 1930, № 1–4;
2. Вороницын К.П.История атеизма, изд. 3-е. Рязань, 1930;
3. Ле Дантек Ф.Атеизм. М., 1930;
4. Маутнер Ф.Атеизм в эпоху Великой французской революции, пер. с нем. Л.–М., 1930;
5. Атеизм в СССР: становление и развитие. М., 1986;
6. К.Маркс и Ф.Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1986;
7. Mautner Fr.Der Atheismus und seine Geschichte Abendlande, Hildesheim, Bd. 1–4. 1920–1923;
8. Reding M.Der politische Atheismus. Graz – W. – Kцln, 1957;
9. Pfail H.Der дtheistische Humanismus der Gegenwart, 1959;
10. Lubac A.de.Le drame de l’humanisme athйe. P., 1960;
11. Lacroix J.The Meaning of modem Atheism. Dublin, 1965;
12. Ley H.Geschichte der Aufklдrung und Atheismus, Bd. 1–4. В., 1966–1980;
13. Coreth E., Lotz J.(Hrsg.). Atheismus kritisch betrachtet. Mьnch., 1971;
14. Smith G.H.Atheism. The Case Against God. Los Ang., 1974;
15. Wunderle Α., Huldenfeld A.u.a.(Hrsg.). Weltphдnomen Atheismus. W., 1979.
В.И.Гараджа
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- атеизм — -а, м. Отрицание существования бога, отказ от религиозных верований; безбожие. Малый академический словарь
- атеизм — АТЕИЗМ , -а; м. . Система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, отвергающая религиозные верования и обряды; безбожие. ◁ Атеистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
- АТЕИЗМ — АТЕИЗМ (греч. а — отрицание и theos — Бог; буквально — безбожие) — философско-материалистическое учение. А., с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности… Новейший философский словарь
- атеизм — АТЕИЗМ м. греч. неверие, безверие, безбожие; неверование в бытие Бога. Атеист м. атеистка ж., атей м. атейка ж. безбожник. Атеистский, атеистический, к нему относящийся. Толковый словарь Даля
- Атеизм — (фр. atheisme + греч. atheos – безбожие) – система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь), а также отрицание всякой религии. Словарь по культурологии
- атеизм — Атеизма, мн. нет, м. . Безбожие, отрицание существования бога. Большой словарь иностранных слов
- атеизм — АТЕ’ИЗМ, атеизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. «a» — без и theos — бог). Безбожие, отрицание существования бога. Толковый словарь Ушакова
- АТЕИЗМ — АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный) — исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Большой энциклопедический словарь
- атеизм — А/те/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
- АТЕИЗМ — (от греч. a — отрицат. приставка и teos — бог) — система взглядов, отрицающих всякую религию и ее осн. идеи: существование бога, бессмертие души, потусторонний мир, а также др. представления, порождаемые верой в сверхъестественное. Советская историческая энциклопедия
- Атеизм — (франц. atheisme, от греч. а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие) отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия «А. Большая советская энциклопедия
- АТЕИЗМ — АТЕИЗМ (от греч. atheos — безбожный) — англ. atheism; нем. Atheismus. Отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии. см. РАЦИОНАЛИЗМ, МАТЕРИАЛИЗМ. Социологический словарь
- атеизм — орф. атеизм, -а Орфографический словарь Лопатина
- Атеизм — Разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культов, утверждение самоценности бытия мира и человека Краткий религиозный словарь
- атеизм — атеизм м. Система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, не признающая религии в целом и всех её догматов. Толковый словарь Ефремовой
- атеизм — Атеизм, атеизмы, атеизма, атеизмов, атеизму, атеизмам, атеизм, атеизмы, атеизмом, атеизмами, атеизме, атеизмах Грамматический словарь Зализняка
- атеизм — АТЕИЗМ , а, м. Совокупность положений, отвергающих веру в Бога, в сверхъестественные силы и вообще всякую религию. | прил. атеистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- Атеизм — (от греческого слова άθεος, т. е. безбожный) — означает отрицание существования Бога или мнение, что наше представление о Боге как о высшем существе или как о нравственном порядке вещей не есть нечто реальное или существующее в действительности. —… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- атеизм — АТЕИЗМ -а м. athéisme m., н.- лат. atheismus. Система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающих существование бога, отвергающих всю совокупность религиозных представлений, раскрывающих специфику и корни религии, ее социальную природу. БАС-2. Словарь галлицизмов русского языка
- атеизм — сущ., кол-во синонимов: 7 атеизм головного мозга 2 афеизм 4 безбожие 6 безверие 5 воинственный атеизм 2 левославие 2 неверие 10 Словарь синонимов русского языка
Крест в I веке
- absentis
- das ist fantastish
- holy war
- war
- Ё
- АГМ
- Библия
- ЗАПАДлижество
- Мы все умрем
- ОПК
- Патриарх
- РАсизм
- РПЦ
- СССР
- Сайт апология РПЦ
- Средние века
- Страна Шулеров Аферистов
- Сын Божий
- Церковь и общество
- Церковь помогает людям
- ЭРЛ
- Это Спарта!!!!!
- аГМ
- антирелигия
- антирелижн
- апологетизм
- апологетика
- аргументы атеистов
- астрахань город контрастов
- атеизм
- атеизм с человеческим лицом
- атеизм. цитата
- атеист
- атеистоа атакуют
- атеистов атакуют
- атеисты
- атеисты атакуют
- атеисты борются за культуру
- атеисты в панике
- атеисты ваще оборзели
- атеисты защищают детей
- атеисты на джипах
- атеисты не существуют
- атеисты. православные
- ах какая женщина-какая женщина
- бани
- бгг
- бесогон
- библия
- благотворительность
- блогеры
- богоборчики жгутЪ
- бред
- буддизм
- буржуи
- в интересах революции
- варвары
- видео
- видео. атеисты
- вики
- вип
- власть
- внезапно
- внезапный брейвик
- внезапный гитлер
- внезапный ленин
- внезапный митрич
- внутрихристианские разборки
- все плохо
- галектеко опасносте
- гламур
- гламур-тужур
- гомосеки
- гонения на христиан
- гуманизм
- даешь молодежь!
- демография
- демотиватор
- демотиваторы
- дети
- дети. либерализмус
- документ
- достоверные источники
- дружба народов
- думы думаю
- духовность
- если бы да кабы во рту выросли грибы
- жизнь в замкадье
- житие мое
- житие мои
- жулики и воры
- журналисты
- жёстко
- закон
- законы
- запад который мы потеряли
- здравомыслы
- и закрутился маховик инквизиции
- игра
- избранное
- инквизиция
- иноверие
- иноверцы
- интервью
- интересненько
- интернет
- искусс
- искусство
- ислам
- историзм
- история
- их нравы
- йоги атакуют
- как прекрасен это мир
- капитализмус
- капитан очевидность
- карикатура
- картинка
- кино
- книги
- кокаинум
- компромат
- конкиста
- коты
- кошаки
- креакливые креаклы креакливо креаклируют
- кремлевская пропаганда
- крестовые походы
- либерализмус
- листая фолианты
- личности
- лужу-паяю-всех обличаю
- луркаганы
- люди
- мистика
- мифы
- мои статьи
- моя музыка
- мрак
- мстя моя ужасна
- музыка
- мы все умрем
- мысли вслух
- наркомания
- настроение
- наука
- научное христианство
- не воспринимайте все это всерьез
- не корысти ради
- не корысти ради но токмо волею пославшей
- не корысти ради но токмо пославшей мя…
- не по лжи
- невзоров
- ненаучный атеизм
- нет наркотикам
- нечто
- никого не жалко
- николай зайков
- никонов
- новости
- новость
- новые христиане
- о россии думаю
- обзор
- они заполонили
- они совсем дураки и не лечатся
- оппозиция
- опрос
- пародия
- патриарх сказал
- педофилы
- перепост
- перлодром
- пиар
- пидарги идут
- пилите Шура пилите они золотые
- план
- по следам былых сражений
- позитив
- покой
- полезняшка
- политик
- политика
- политика — туды ее в качель
- попы на джипах
- послание
- почем героин для народа
- поэзия
- православные
- праздник
- преступность
- притча
- про-двинутое искусство
- проза
- пропаганда
- псевдоправославие
- психология
- путин не прав
- р
- развлекашка
- реклама
- реституция
- рисунок
- россия понад усе
- руки прочь от Патриарха!
- сайт Апология РПЦ
- сакральная жертва
- светлая античность
- светский гуманизм
- светское государство
- священники
- секас
- сирия
- скан
- скрин
- словомудрие
- сложные вопросы бытия
- слухи
- случай из жизни
- смех
- смех сквозь слезы
- смешно
- спорт
- средние века
- ссср
- ссср который мы потеряли
- статистика
- статьи
- стыд и срам
- творческая тиллигенция
- террор
- терроризм
- тошнотворное
- ужасы антиклерикализма
- ужасы клерикализма
- ужасы клеркиализма
- ужасы нашего городка
- ужасы путинизма
- укроюгенд
- ура товарищи!
- уроды
- феномен
- флэш
- фото
- фотофак
- холивар
- христиане
- христианская наука
- христианство
- христианство в искусстве
- хруст французской булки
- царская россия
- цитата
- цитаты
- часыыыыы
- человеки
- чтобы помнили
- чудеса сферические
- шутка юмора
- шутка юмора на полном серъезе
- это cs детка
- это светский мир детка
- это спарта!!!!!
- я на солнышке лежу и мозгами шевелю
- язычество в православии
- язычники
- яплакал
- ящерики овладевают