Содержание
СЕРАФИМ (СОБОЛЕВ)
Архиепископ Серафим (Соболев)
Серафим (Соболев) (1881 — 1950), архиепископ Богучарский, управляющий благочинием русских приходов в Болгарии, святитель, Софийский чудотворец
Память 13 февраля, в Соборах святых Воронежской митрополии и святых земли Житомирской
В миру Соболев Николай Борисович, родился 1 декабря 1881 года в Рязани в многодетной благочестивой семье и был крещен с именем в честь святителя Николая Мирликийского. Родной брат архимандрита Сергия (Соболева).
Начальное образование получил в церковно-приходской школе.
В 1898 году окончил Рязанское духовное училище по II разряду , в 1904 году — Рязанскую духовную семинарию по II разряду, но для причисления к I разряду имел возможность сдавать дополнительные экзамены по Библейской истории и Общей церковной истории , и поступил в Петербургскую духовную академию.
На последнем году обучения, 26 января 1908 года, был пострижен в монашество епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), с наречением имени в честь преподобного Серафима Саровского, а 3 февраля 1908 года был рукоположен в иеродиакона, и 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем.
Как правило, священнослужитель, постригающий в монахи послушника, не спрашивает о том, какое имя тот бы хотел получить в монашестве. Но бывают и исключения. Однако Николай Соболев, когда его спросили о том, какое имя он хотел бы получить, ответил, что монах с самого начала должен отречься от своей воли и принять любое имя. «Ну, смотрите, – сказал ему на это архимандрит Феофан (Быстров), – как бы вам не тягостно было, когда получите некрасивое имя». Епископ Сергий (Тихомиров), бывший в то время ректором академии, накануне пострига поехал ужинать к купцу Ивану Ивановичу Рубахину – старосте академического храма и почетному блюстителю Санкт-Петербургской академии по хозяйственной части. Во время ужина, когда разговор зашел о запланированном постриге, две дочери купца спросили епископа Сергия, какое имя он собирается дать молодому монаху, и, узнав, что епископ хочет дать ему имя Досифей, стали упрашивать его дать ему другое, более благозвучное имя. Возвращаясь домой, епископ Сергий вспомнил, что некоторое время назад, будучи на открытии мощей преподобного Серафима Саровского, пообещал святому угоднику назвать его именем студента академии, которого он будет постригать. Вопрос с именем для Николая Соболева был решен.
В сентябре 1908 года иеромонах Серафим блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение святых отцов V-VI в.в. о смирении по Добротолюбию». Профессор А.А. Бронзов в своей рецензии отметил глубокое изучение автором святоотеческого наследия, а также подчеркнул, что работа выходит за рамки кандидатской диссертации. Будущему архипастырю было разрешено защищать магистерскую диссертацию без новых устных испытаний.
Вскоре после окончания академии был назначен преподавателем пастырского училища в Житомире, но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя Калужского духовного училища. Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами.
1 декабря 1911 года был назначен инспектором Костромской духовной семинарии.
22 декабря 1912 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .
Ректор Воронежской духовной семинарии
В конце января 1913 года прибыл в Воронеж. Одновременно со вступлением в должность ректора принял обязанности главного редактора Воронежских епархиальных ведомостей.
Беспокойное положение сохранялось в церковной школе. Все дела требовали пересмотра, состояние казны было плачевным, имелись серьёзные недостатки в дисциплине воспитанников, частыми были срывы занятий, нарекания на семинаристов со стороны церковных и гражданских властей и местного населения. Архимандрит Серафим ревностно взялся за свое дело. Он ввел в практику постоянное личное общение с учащимися, беседовал с каждым семинаристом наедине, особенно много внимания уделял «неблагонадежным», и из дверей его кабинета они выходили переродившимися, примирившимися с собой и окружающими. Своим личным авторитетом, подвижничеством и бесстрашием новый ректор сумел погасить страсти и привлечь к себе сердца своих учеников.
28 апреля 1913 года на заседании Братства святителей Митрофана и Тихона под председательством временно управляющего Воронежской епархией епископа Острогожского Владимира (Шимковича) архимандрит Серафим (Соболев) избран членом совета и ревизионной комиссии братства святителей Воронежских .
Архимандрит Серафим делал всё возможное для улучшения материальной жизни семинарии, в чём встретил постоянную поддержку и благословение правящего владыки, архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В мае 1913 года создал и затем возглавил Иоанно-Богословское братство вспомоществования бедным семинаристам.
Ректор семинарии старался поддерживать в духовной школе почитание истинных образцов святости. Так, 26 августа 1914 года, он участвовал в обретении и освидетельствовании нетленных мощей архиеп. Воронежского Антония (Смирницкого) и активно работал в комиссии по подготовке канонизации святителя Антония. Особенное внимание архимандрит Серафим уделял семинарской библиотеке, которая его усилиями превратилась в одну из лучших семинарских библиотек России.
В мае 1916 года правление Воронежской семинарии сообщало об увеличении числа параллелей (отделений) в 4-м классе в связи с большим увеличением числа воспитанников. Из семинарии перестали бежать, в неё начали стремиться.
В 1917 году в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 31 марта 1918 года «Вестник Церковного единения» опубликовал следующее сообщение:
«Ректор Воронежской духовной семинарии архимандрит Серафим уехал в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца, поскольку здание семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет».
Пребывая в Задонском монастыре, ректор духовной семинарии посетил почитаемого старца иеросхимонаха Аарона, который благословил его окормлять паству в эмиграции. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал старец о дальнейшей судьбе отца Серафима. «Как же мне понимать ваши слова?» – спросил архимандрит. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца.
В августе 1918 года семинария была закрыта новыми властями, несмотря на протесты ректора, преподавателей, воспитанников, общественности. Архимандрит Серафим и часть прихожан Иоанно-Богословского семинарского храма направили жалобу по поводу её закрытия в Облисполком. В жалобе они писали, что в семинарии «имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя … а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства», но ответа не получили, семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное имущество реквизировали.
В 1919 году архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) порекомендовал архимандрита Серафима для архиерейской хиротонии в Московской епархии. Однако патриарх из-за отсутствия вакансий в Московской епархии предложил рукоположить архимандрита Серафима в викарного епископа в Воронеже.
Архимандрит Серафим в тот момент колебался, не зная, как ему поступить – уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. По-видимому, в таких же сомнениях находился и брат отца Серафима – иеромонах Сергий (Соболев), также служивший в Воронеже. Мать будущего архипастыря, понимая, что большевики в случае захвата Воронежа не пощадят ее сыновей, умоляла их уходить.
В октябре 1919 года, когда город окончательно перешел в руки большевиков, на последнем поезде из Воронежа на юг, в открытом вагоне нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар . Был назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии, куда не смог приехать т.к. Екатеринослав был занят отрядами Нестора Махно .
Вскоре о. Серафим был вынужден переехать в Симферополь и в течение последующих месяцев его жизнь была связана с Крымом. 7 мая 1920 года он был назначен ректором Таврической духовной семинарии определением Высшего Церковного Управления (ВЦУ) на юге России.
Епископ Лубенский
В сентябре 1920 года на заседании ВЦУ в составе архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе), архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) и епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) было принято решение о хиротонии архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.
1 октября 1920 года был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 года, на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе Херсонес, вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим.
Эмиграция
Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки, а весной 1921 года прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии, Заграничным Церковным Управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве и русского монастыря святого Александра Невского недалеко от города Ямбол . Учитывая большое число русских эмигрантов в Болгарии и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 года было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого патриархом Тихоном был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии.
В юрисдикции РПЦЗ
Архиепископ Серафим (Соболев)
В ноябре 1921 года владыка представлял Болгарское благочиние на Русском Православном Архиерейском Заграничном Соборе, проходившем в Сремских Карловцах в Сербии, на котором была разработаны принципы урегулирования церковной жизни русских верующих оказавшихся вне пределов родины. Епископ Серафим со своей паствой оказались в юрисдикции оформлявшейся Русской Православной Церкви Заграницей. Владыка, как и вся его русская эмигрантская паства, очень тяжело переживал свое вынужденное изгнание, трагедию России, крушение империи и династии. Ещё в 1926 году он продолжал служить молебны о словно живом государе.
Владыка рачительно заботился о своей пастве на чужбине и распространял свою заботу не только на русских эмигрантов, но и на болгар. Болгарская Православная Церковь находилась в состоянии изоляции от православного мира с 1872 года из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского Заграничного Церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.
В 1927 году, как и большинство других заграничных русских архиереев, владыка Серафим подписал «Окружное послание» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, осуждающее известную «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского).
Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 31 декабря 1929 года титул епископа Серафима по его просьбе был изменен с Лубянского на Богучарский .
В 1934 году был возведен в сан архиепископа митрополитом Антонием (Храповицким).
В 1935 году, после установления дипломатических отношений между Царством Болгария и Советским Союзом, Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал в введение архиепископа Серафима Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила. Синод поставил условие: принимать в монашеское братство обители вместе с русскими и болгар, с «целью иметь их как рассадник истинного монашества для болгарских монастырей» .
В начале Второй мировой войны, хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, владыка Серафим не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза. Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.
В 1943 году он резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским), отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили власти Германии.
Воссоединение с Московским Патриархатом
16 июня 1945 года вместе со своей паствой воссоединился с Московским Патриархатом. В 1946 году принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии, от лица русских верующих владыка сказал:
Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины <…> С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви.
Принял участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года.
Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний владыки – близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка часто посещал главную болгарскую святыню – Рыльский монастырь, написал акафист преподобному Иоанну Рыльскому, который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.
Владыка Серафим особо ревностное внимание уделял соблюдению чистоты православного вероучения, придерживаясь принципиальных и строгих взглядов по отношению к «софиологии» прот. Сергия Булгакова, экуменизму, календарному вопросу. Автор важных докладов и трудов, множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры, сам владыка очень любил Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского, прочитав все 12 томов одиннадцать раз.
Кончина и почитание
Свт. Серафим (Соболев). Икона
Скончался 26 февраля 1950 года в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Софийский Никольский храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Он был погребен в крипте под алтарем храма.
Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах.
Многие ученики и последователи архиепископа Серафима проявили такую приверженность его наставлениям, что, когда в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль, на основании его осуждения возможности введения нового стиля и специальной работы посвященной этой проблеме, они воспротивились решению Церкви и учинили раскол. В 1993 году он получил свое иерархическое продолжение с появлением раскольничьей «Старостильной Православной Церкви Болгарии», которая считает себя наследницей духовных заветов архиепископа Серафима. Однако, при резко отрицательном отношении владыки к новому стилю, его упорное стремление к сохранению целостности и единения Церкви, по мнению других, было несовместимо с расколом. В этой связи, хорошо знавший владыку епископ Левкийский Парфений (Стаматов) так вспоминал о нем:
В процессе обсуждения любого вопроса владыка бы стоял на своей известной позиции, но после окончательного решения немыслимо допустить, чтобы он позволил себе уйти в раскол <…> Если бы он ослушался своей юрисдикции, он бы сделал раскол не только от Болгарской Церкви, но и от своей Московской Патриархии. А это немыслимо для владыки Серафима…
В феврале 2002 года архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован раскольничьей Старостильной Православной Церковью Болгарии. Вопрос о канонизации архиепископа Серафима поднимался и в православных Болгарской и Русской Церквах, имя владыки внесёно в Собор святых покровителей Воронежской духовной семинарии . Почитается он и среди паствы Русской Православной Церкви Заграницей.
Гробница свт. Серафима (Соболева) в Никольском соборе, София
3 февраля 2016 года святитель Серафим был причислен к лику святых для общецерковного почитания деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением» .
11 февраля 2016 года имя святителя Серафима внесено в святцы Собора святых Воронежской митрополии по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
12 декабря 2016 года в городе Богучаре Воронежской области, в рамках празднования 135-летия со дня рождения святителя Серафима, епископ Браницкий Григорий (Цветков) викарий Софийской митрополии, в сослужении духовенства совершил чин освящения часовни свт. Серафима (Соболева), построенной на средства Сергея Сиринько, местного предпринимателя .
В 2017 году на малой родине святителя появился приход его имени .
26 июля 2017 года его имя внесено в состав новообразованного Собора святых земли Житомирской .
Молитвословия
Тропарь, кондак и молитва святителю Серафиму утверждены на заседании Священного Синода 3 февраля 2016 года .
Тропарь, глас 4
Божестве́нною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия сто́лп яви́лся еси́,/ в Софи́и гра́де возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 5
Сосу́д Боже́ственных даро́в/ и до́м Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ чудотво́рче святи́телю о́тче Серафи́ме,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ не оста́ви на́с си́рых/ и, я́коже обеща́лся еси́,/ испроси́ на́м моли́твами твои́ми// ми́р и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся на Крест:)
Вознесы́йся на высоту́ смиренному́дрия,/ благоче́стия учи́тель яви́лся еси́,/ Правосла́вия побо́рниче и стра́нных предста́телю,/ мона́шествующих похвало́ и па́стырю изря́дный./ Те́мже любо́вию зове́м ти́:/ ра́дуйся, Серафи́ме, чудотво́рче.
Сочинения
Свт. Серафим (Соболев). Икона. Исполнитель — А.Сорокивский, СПбДА
То, как много владыка Серафим вкладывал в свои труды отражают его слова: «Мои книги – это моя кровь!» В его работах и проповедях выразилась его ревность о чистоте православного вероучения.
Владыка глубоко проник в вопросы современной ему русской богословской мысли. Так, к Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви в октябре 1935 года он представил труд «Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией», в котором обличил прот. Сергия в ереси и за который в 1937 году был удостоен степени магистра богословия. В 1943 году он опубликовал сочинение Искажение православной истины в русской богословской мысли, в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митрополитов Антония (Храповицкого) и Сергия (Страгородского).
Экуменизм, сделавшийся важным вопросом в церковной жизни эпохи, вызвал ревностное обличение владыки. В августе 1938 года на II Всезарубежном Церковном Соборе, проходившем в Сремских Карловцах, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия в нём Вселенской Православной Церкви, о полной зависимости этого движения от масонства, враждебного Православию. К Совещанию Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 году в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, он подготовил специальный доклад по той же теме, озаглавленный «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?»
Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие церковному Уставу, заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции.
Публикации
- «Учение святых отцов V-VI в.в. о смирении по Добротолюбию» кандидатская диссертация, СПб, 1908
- Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистрская диссертация, София, 1935, 520 с.
- Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора, София, 1937, 122 с.
- С. Булгаков как толкователь Священного Писания, София, 1936, 41 с.
- Искажение православной истины в русской богословской мысли, 1943.
- — полный текст (по репринту Московского Подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997)
- «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?», Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, Изд. МП, 1949, т. II, 364-368.
- – полный текст.
- «О новом и старом стиле», 1948.
- – полный текст.
- Акафист прп. Иоанну Рыльскому.
- «Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь, 1978, № 23, 2-4.
- Русская идеология, София, 1937; Джорданвилль, 1981, 184 с.
- – полный текст.
Видео
- Филипп (Васильцев), архим., Документальный фильм Жизнь и служение архиепископа Серафима (Соболева) , Софийское подворье патриарха Московского в Болгарии, 2015:
Литература
Использованные материалы
«Выпускники Рязанского духовного училища 1898 года», генеалогический сайт Бовкало А.А.,
«Выпускники Рязанской духовной семинарии 1904 года», генеалогический сайт Бовкало А.А.,
«Перемены начальствующих лиц в Воронежской духовной семинарии», Воронежские епархиальные ведомости, 1913, № 3, с. 17.
Приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1913, № 34, с. 2.
Шкаровский М.В. Русская Церковная Эмиграция в Болгарии в 1920-1945 гг. —
Документальный фильм Жизнь и служение архиепископа Серафима (Соболева), (кадр второй половины 15 минуты).
«Святые покровители семинарии» // сайт ВПДС —
Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) 3 февраля 2016 года, .
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла имя святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, внесено в Собор святых Воронежской митрополии, официальный сайт Воронежской митрополии от 29 марта 2016 года,
«Торжественные мероприятия в честь 135-летия со дня рождения свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского», сайт Россошанской епархии,
Константинова Ирина, «В Рязани появился приход в честь святителя Серафима (Соболева)», сайт православного магазина Зёрна, 1 июня 2017,
«Журнал №23» Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 июля 2017 года, портал «Православие и мир»,
Журнал № 1,
Серафим (Соболев)
Серафим (Соболев)
Сан: архиепископ
Тип: Святой Русской Православной Церкви
Окончил: Рязанское духовное училище, Рязанская духовная семинария, СПбДА
Преподавал в: Калужское духовное училище, Костромская духовная семинария, Воронежская духовная семинария, Таврическая духовная семинария
Повлиял: Парфений (Стаматов)
Направление: антимодернизм
Святитель Серафим (архиепископ Богучарский, в миру — Николай Борисович Соболев; 1 (14) декабря 1881 — 26 февраля 1950) — святой, православный русский богослов-антимодернист. Борец с экуменизмом, софиологией, нравственным монизмом, с новостильным расколом.
влияния
Св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. Анатолий Оптинский, архиеп. Феофан (Быстров).
образование
В 1894 году поступил в Рязанское духовное училище. Окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Неоднократно посещал св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Вместе с Иваном Федченковым и Виктором Раевым принял участие в создании под руководством архимандрита Феофана (Быстрова) «Златоустовского кружка», целью которого было изучение и толкование святоотеческих творений. Первоначально в кружке было всего пять человек. Как вспоминал впоследствии митрополит Вениамин (Федченков), у посещавших кружок «воспиталось православное отеческое воззрение. Это и было целью»:22. В начале 1908 года пострижен в монашество с наречением имени Серафим (в честь прп. Серафима Саровского) и рукоположен во иеродиакона, позднее — в сан иеромонаха. Осенью 1908 года о. Серафим защитил кандидатскую диссертацию «Учение о смирении по Добротолюбию»:29-31.
преподавательская деятельность
Преподавательскую деятельность начал в 1908 году в Пастырском училище имени Иоанна Кронштадтского, созданном архиепископ Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) в своей епархии. По причине ухудшения здоровья в том же году подал прошение о переводе и был назначен помощником смотрителя Калужского духовного училища. В период труда в училище неоднократно посещал Оптину Пустынь, где сблизился с прп. Анатолием Оптинским, который стал духовником о. Серафима.
В 1911 году определён на должность инспектора Костромской семинарии.
Архимандрит Серафим — ректор Воронежской духовной семинарии и педагоги. 1914 год.
В декабре 1912 года определением Священного Синода назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Занимал должность ректора до закрытия семинарии советской властью в 1918 году. Работу о. Серафима в Воронежской семинарии высоко оценивал, в частности, П. Ф. Полянский. В Воронеже архимандрит Серафим также стал редактором «Воронежских епархиальных ведомостей» и постоянным членом учебного епархиального совета.
С 1913 года состоял членом совета Воронежского Братства святых Митрофана и Тихона, которое занималось проведением внебогослужебных собеседований и чтений, обучением прихожан общему пению церковных песнопений, раздачей брошюр и листовок. В том же году, благодаря о. Серафиму, начало работу Иоанно-Богословское братство при семинарии, оказывавшее материальную помощь воспитанникам семинарии, не имеющим денег на оплату обучения, приобретение одежды, лечение, оплату поездок домой.
С началом Первой мировой войны возглавил Комитет по делам беженцев из западных областей России:32-36.
В декабре 1919 года, находясь на занятном белыми войсками Юге России, был назначен ректором духовной семинарии в Екатеринославе, однако приступить к выполнению своих обязанностей не смог, поскольку Екатеринослав в тот момент был занят махновцами.
7 мая 1920 года определением Временного Высшего Церковного управления №606 назначен ректором Таврической семинарии:42-43.
Рукоположенный на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1920 года во епископа, вскоре после эвакуации из Крыма и прибытия в Константинополь некоторое время преподавал догматическое богословие в Высшей духовной школе Вселенской Патриархии на острове Халки:47, 50, 51.
иерархия и служение
26 января (8 февраля н. ст.) 1908 года епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) пострижен в монашество с именем Серафим.
3 (16) февраля 1908 года рукоположен во иеродиакона.
18 (31) марта 1908 года рукоположен во иеромонаха:29, 30.
В конце 1912 года, будучи к тому времени в сане игумена, возведён в сан архимандрита:34.
Летом 1915 года в Благовещенском Митрофановом монастыре выступил с жёстким обличением безбожников, еретиков, сектантов и иных лжеучителей, а также их последователей.
1 (14) октября 1920 года в Симферополе хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Инициатором архиерейского рукоположения отца Серафима ранее выступил архиепископ Феофан (Быстров); хиротония также была совершена с участием владыки Феофана:44-46, 147.
1 (14) ноября 1920 года на последнем уходящем из Севастополя пароходе «Херсонес» покинул Россию и эмигрировал в Константинополь:50.
Весной 1921 года управляющий русскими приходами в Западной Европе архиепископ Евлогий (Георгиевский) назначил епископа Серафима настоятелем русского храма святителя Николая Чудотворца на бульваре Царя Освободителя в городе София; это решение было подтверждено Высшим Русским Церковным Управлением за границей (ВРЦУЗ). В мае 1921 года владыка Серафим переехал в Болгарию. В августе того же года ВРЦУЗ назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии с оставлением за ним должности настоятеля Никольского храма. Существуют неподтверждённые сведения, что ранее решения ВРЦУЗ, в апреле, мае или августе 1921 года, св. Патриарх Тихон назначил владыку Серафима управляющим всеми русскими православными общинами в Болгарии с правами епархиального архиерея:52-56:22.
Вероятно, к октябрю 1921 года относится изменение святителем Тихоном титула епископа Серафима на «Богучарский». Город Богучар находился в Воронежской губернии, при этом архимандрит Серафим ещё в 1919 году получил благословение Святейшего Патриарха на хиротонию во второго викария Воронежской епархии; однако тогда данное рукоположение не состоялось. Вплоть до 1930 года в документах РПЦЗ именовался «епископом Лубенским», так как в эмиграции новый титул стал известен не сразу:41, 55.
Кроме Никольского храма в подчинении епископа Серафима оказались приходы в Варне, Пловдиве, Пернике, Русе (Рущуке), Пещере, Цареброде (недалеко от г. Шумена), Княжеве (пригороде Софии) и на Шипке, а также монастыри: Ямбольский Святого Спаса (Александро-Невский) и Асеновградский святых Кирика и Иулиты:57, 58.
Несмотря на тяжёлую болезнь (туберкулёз), владыка Серафим неукоснительно совершал все положенные богослужения. Развернул при Никольском храме широкую благотворительную деятельность в пользу нетрудоспособных прихожан, русских эмигрантов, русского афонского монашества:60.
Вскоре после прибытия в Болгарию способствовал переезду в эту страну архиепископа Феофана (Быстрова):62.
В конце 1921 года принял участие в Русском Всезаграничном Церковном Соборе в Сремских Карловцах, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Выступая на Соборе, епископ Серафим отмечал вред, который несли пропаганда баптизма и адвентизма среди эмигрантов, а также общественные организации, где под видом христианства молодёжи внушались оккультные идеи и безбожие. Другой проблемой, на которую обращал внимание владыка Серафим, являлась пропаганда католицизма, направленная, помимо России, на русскую эмиграцию. В отношении России епископ Серафим обращал внимание на то, что Рим постарался воспользоваться бедственным положением Российской Церкви для своей миссии. В отношении русской эмиграции владыка отмечал:63, 64:
«Пропаганда католицизма ведётся среди взрослых влиятельных или богатых русских людей и среди детей бедных русских беженцев. Последних католики охотно помещают в свои пансионы-школы, обращая особливое внимание на воспитательную часть. Известны случаи перехода нафантазированных малолетних детей в католицизм по собственному настоянию. Во всех крупных городах Европы и в районах беженского расселения действуют католические школы-пансионы для русских, что угрожает в будущем создать кадры русских католиков».
На Соборе предложил ряд мер, направленных на успех проповеди Православия, противостояние пропаганде католицизма, сектантства и сомнительных молодёжных организаций; обратился к митрополиту Антонию по вопросу скорейшего присоединения к Церкви выразивших такое желание старообрядцев-поповцев:65, 66.
Поддержал принятие послания «Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим» в его «монархической» редакции. Следует отметить, что позднее в одном из своих трудов владыка Серафим писал, что «…одною из основ возрождения России является исконная царская самодержавная власть Помазанника Божиего; что никакая другая форма государственного правления не приемлема для России, ибо несообразна с православной верой и на ней не основана». При этом социализм епископ Серафим называл «дьявольским учением» и считал, что Церковь должна осудить его во всех его видах, как в корне противный христианству.
В 1927 году, как и большинство других заграничных русских архиереев, подписал «Окружное послание» Архиерейского Собора РПЦЗ, осуждающее «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского). Подвергал резкой критике митрополита Сергия и в целом политику признания безбожной власти; считал, что такое признание санкционировало «бесчисленные злодеяния <…> по уничтожению ею нашего русского православного народа и нашей русской Православной Церкви»:88, 89, 91.
Особое ревностное внимание уделял соблюдению чистоты Православного вероучения, придерживаясь принципиальных и строгих взглядов по отношению к софиологии, экуменизму, календарному вопросу. С середины 20-х годов вместе с архиепископом Феофаном (Быстровым) выступал против попыток Архиерейского Синода РПЦЗ заменить Катехизис святителя Филарета катехизисом митрополита Антония (Храповицкого) — одним из основополагающих сочинений нравственного монизма; архиепископ Феофан от своего имени и от имени владыки Серафима, выступая на одном из заседаний Архиерейского Синода РПЦЗ в 1927 году, представил их доклады против учения митрополита Антония и прямо обратился к последнему с просьбой это учение не распространять:98-101. Серьёзное влияние, оказанное на попытки распространения указанных неправославных взглядов, отмечалось и их приверженцами
Результатом деятельности владык Феофана и Серафима стало также осуждение учения протоиерея Сергия Булгакова: в марте 1927 года Архиерейский Синод РПЦЗ опубликовал послание с обличением «модернистского духа» парижского Свято-Сергиеского института; в послании осуждалось учение о Софии протоиерея Сергия, как «новое догматическое учение»:123.
Храм свт. Николая Чудотворца, в котором служил святитель Серафим
С особым почтением относился к Царю-Мученику Николаю Александровичу, называя его «добрым и православным». Не желая верить в гибель Государя, как и архиепископ Феофан и другие священнослужители, вплоть до 1927 года (когда последовал запрет Архиерейского Собора РПЦЗ) служил торжественные молебны о здравии Царской Семьи, за что подвергался насмешкам со стороны недоброжелателей:163-165.
В конце 1929 года обратился в Архиерейский Синод РПЦЗ с просьбой разрешить «именовать себя впредь Богучарским», что свидетельствовало бы о назначении владыки Серафима «на Богучарскую кафедру главною центральною властью Российской Церкви». Просьба была удовлетворена, в дальнейшем владыка Серафим упоминался с титулом «Богучарский»:147.
В 1920-е годы содействовал преодолению так называемой «болгарской схизмы». Как позднее свидетельствовал митрополит Врачанский Паисий, именно владыка Серафим в своё время помог Болгарской Церкви занять полагающееся ей место в семье Поместных Церквей:172, 173.
Существуют свидетельства, что во время пребывания в Софии руководителя YMCA Джона Мотта высказывал ему своё негативное отношение к этой организации:209, 211.
В 1930 году во время выступления на Съезде русских учёных в Софии публично осудил тех учёных, которые не считали нужным ставить Православную веру в основу своих научных взглядов:119.
В 1933-1934 годах несколько раз протестовал против намеченного участия архиерея РПЦЗ в «межрелигиозной конференции по борьбе с неверием», где предусматривалась совместная молитва Православных Христиан с еретиками, магометанами, иудаистами и язычниками. Владыка Серафим настаивал, что участие представителей Православной Церкви в таких «конференциях» противоречит Священному Писанию и канонам. В результате протестов полученное ранее разрешение Архиерейского Синода РПЦЗ на участие в «конференции» одного из архиереев было отменено:211.
В 1934 году, в связи с установлением дипломатических отношений между Болгарией и СССР, последовало решение имущественных вопросов, при этом советская сторона требовала передачи СССР русского церковного имущества в Болгарии. Однако в итоге, в том числе — стараниями владыки Серафима, было принято иное решение: советская сторона согласилась передать Никольский храм в Софии, храм Рождества Христова на Шипке и Ямбольский монастырь во временное пользование «болгарскому народу» с условием, что управлять ими будет Болгарская Церковь без участия русских эмигрантов. Осенью 1934 года Никольский храм на бульваре Царя Освободителя был передан Софийской митрополии, а Болгарская Православная Церковь передала русской общине Никольский храм на улице Царя Калояна; этот храм стал местом основного служения владыки Серафима. Храмом на Шипке и Ямбольским монастырём продолжал управлять до лета 1935 года:68-71.
В 1934 году Архиерейским Собором РПЦЗ возведён в сан архиепископа:72.
В 1930-е годы вёл переписку с митрополитом Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), находившимися в юрисдикции Московской Патриархии. В середине 1930-х годов переслал в Москву три экземпляра своей книги «Новое учение о Софии Премудрости Божией», причём направил их именно митрополиту Сергию.
На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1935 года, признавшим учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии ересью, обличал это учение. Входил в состав комиссии Собора, созданной для вынесения решения о софианстве:121-123, 125.
К осени 1936 года подготовил для Архиерейского Собора РПЦЗ новое сочинение «Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви». Это сочинение являлось опровержением «Докладной записки» протоиерея Сергия, поданной митрополиту Евлогию в начале 1936 года; в «Докладной записке» содержались возражения против осуждения софианства. Архиерейский Собор 1936 года вновь признал учение протоиерея Сергия еретическим, а его самого — находящимся в прелести:127, 128.
Боролся с распространением лжеучений и сект оккультного и хилиастического характера. Почти не встречая поддержки ни со стороны иерархов Болгарской Церкви, ни со стороны государства, архиепископ Серафим и его сторонники обличали лжеучения с помощью проповеди и печатного слова:130-132.
В 1937 году по благословению архиепископа Серафима в Варне открылись курсы по борьбе с безбожием:132.
1 января 1938 (19 декабря 1937 года по ст. ст.) за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» Учёным комитетом при Архиерейском Синоде РПЦЗ удостоен учёной степени магистра богословия. Спустя несколько дней это решение было утверждено Синодом, после чего владыка Серафим был включён в состав Учёного комитета:129.
В августе 1938 года на II Всезарубежном Соборе РПЦЗ в Сремских Карловцах сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия Вселенской Православной Церкви в этом движении, о полной зависимости его от масонства. В докладе «Нравственная основа софианства» владыка Серафим подчеркнул опасность софианства, обратил внимание на то, что оно является плодом богоборческого гуманизма, популярного среди интеллигенции. Кроме того, в докладе владыка отметил опасность взгляда на богословскую науку, как «на внешний авторитет в отношении к самим догматам»:119, 120, 129, 130. Выступил против сотрудничества с организацией «Трудовое христианское движение», руководители которого готовы были выделить Архиерейскому Синоду РПЦЗ материальную помощь в обмен на официальное благословение для их организации; благодаря твёрдой позиции архиепископа Серафима «сделка» не состоялась:212, 213.
Архиепископ Серафим (Соболев) с духовенством и верующими
На Соборе к владыке Серафиму обратились представители ряда епархий РПЦЗ с просьбой «дать им сведения относительно русской идеологии и в частности обоснования царской самодержавной власти». Результатом этих обращений стали сочинения «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании»:213, 214.
Осенью 1941 года пытался с миссионерскими целями посетить Россию, обратился в Синод Болгарской Церкви с просьбой помочь в организации духовной жизни на занятых Германией территориях. Несмотря на поддержку Синодом «нарочитой миссии» в Россию для оказания «находящемуся на местах русскому духовенству материальной и нравственной помощи в деле восстановления повсюду богослужебной и нормальной церковной жизни вообще», поездка архиепископа Серафима не состоялась вследствие противодействия германских властей. Пытался отправлять в Россию литературу и богослужебные предметы, зачастую (также по причине противодействия германских властей) — нелегальными путями:175, 176. В годы войны отказывался благословить белоэмигрантов на борьбу против России, чем вызывал их недовольство:177. Согласно одному из свидетельств, «в 1943 году резко разошёлся с митрополитом Анастасием, отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили немцы»:22. Существуют и другие подобные свидетельства, а также свидетельства противоположного характера. Достоверно известно, что владыка Серафим не участвовал в Архиерейском Совещании РПЦЗ в Вене и не подписывал никаких его документов:178-180. После разрушения Никольского храма 30 марта 1944 года во время англо-американской бомбардировки, Болгарская Церковь передала русской общине два храма: св. вмц. Екатерины в Княжеве (в мае) и св. прмц. Параскевы Самарджийской на бульваре Марии Луизы (в августе); владыка Серафим служил, в основном, в этих храмах:180, 181.
В феврале 1945 года вместе с приветствием Поместному Собору Русской Православной Церкви переправил в Москву будущему Патриарху Алексию I свои книги «Новое учение о Софии Премудрости Божией» и «Протоиерей С. Н. Булгаков, как толкователь Священного Писания». Позднее в письме избранному Патриарху просил довести дело осуждения лжеучения протоиерея Сергия Булгакова до конца:183.
30 октября 1945 года вместе с семью приходами принят в юрисдикцию Московского Патриархата; владыке Серафиму, подчинявшемуся непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси, поручалось управление этими приходами:191.
В мае 1946 года встречался с Патриархом Алексием I во время его визита в Болгарию. 22 мая на торжественном богослужении, совершённом Патриархом в восстановленном Никольском храме, владыка Серафим произнёс проповедь, в которой, в частности, сказал:
«Как вы тяжко страдали от модернистов, живоцерковников и обновленцев, так разделяли ваши душевные муки и мы, не одобряя и не допуская никаких новшеств в Церкви. Как вы были против всяких ересей, так и нам всегда были противны всякие догматические отступления. Как для вас, так и для нас православная вера является самым высшим и драгоценным благом».
14 июня 1946 года архиепископу Серафиму предоставлено гражданство СССР. В 1948 году посетил Советский Союз, где принял участие во Всеправославном Совещании в Москве. На Совещании прочитал три доклада: об экуменическом движении, о церковном календаре и об англиканской иерархии:192, 195, 203.
В докладе на тему «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» владыка Серафим последовательно защищал выраженное им ранее (в частности, на II Всезарубежном Соборе РПЦЗ) отношение к экуменизму, выражал желание, чтобы Русская Православная Церковь не имела с экуменизмом ничего общего, обличил «православных» экуменистов:
«Нельзя, наконец, не обратить внимания на то обстоятельство, какое отрицательное значение имеет участие православных представителей на экуменических конференциях. Самый факт этого присутствия утверждает инославных христиан в их мысли, будто все христианские исповедания принадлежат к Единой Вселенской Православной Церкви. Мы же считаем, что это присутствие совсем не означает того, что инославные христиане стали принадлежать к истинной Церкви Христовой. Какими далёкими от Православной Церкви по своим религиозным заблуждениям они были, такими и остались. Присутствие православных представителей на экуменических конференциях говорит лишь о том, что православные христиане стали отступать от cвоего Православия. Трудно сказать, где более православные экуменисты отступают от Православной Церкви — в своих ли писаниях, или присутствуя на экуменических конференциях? Это присутствие является в своей сущности изменой нашему православному догматическому учению о Церкви, выраженному в девятом члене Символа веры. Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют «Всецерковной конференцией», «собранием всех христианских церквей» и «единою святою Христовой церковью», православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой «единой святой церкви Христовой» со всеми её еретическими заблуждениями»:25.
В докладе «О новом и старом стиле» рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового календарного стиля и их противоречие Церковному Уставу, заветам Святых Отцов и сложившейся богослужебной традиции. Следует отметить, что архиепископ Серафим не был доволен принятой Совещанием резолюцией по вопросу «О Церковном календаре»:221, которая, с одной стороны, подтверждала незыблемость Александрийской Пасхалии, а с другой — выражала мнение, «что для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарём», и что «Совещание считает обязательным для клириков и мирян следовать стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают, как одному из обычаев этой Церкви, соблюдение которых во имя единения и любви заповедуют нам святые каноны».
В 1948 году планировалось назначение архиепископа Серафима правящим архиереем Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви; это назначение не состоялось:224-226.
В 1940-е годы прилагал возможные усилия для противостояния модернистским тенденциям в Болгарской Церкви. Характеризуя происходящее, архиепископ Серафим в одном из писем Патриарху Алексию, в частности, писал:
«Все митрополиты являются решительными последователями экуменизма, как до Московского совещания, так и после него… Если экуменическое разложение будет идти и впредь такими же шагами, то недалёк тот день, когда вожди Болгарской Церкви приведут её на радость врагов Православия к полному духовному единению с создавшимся на Западе религиозном единством, которое в лице экуменизма ставит своею задачею поглощение всех Поместных Православных Церквей и образование единой вселенской только не православной, а экуменической, т. е. еретической и масонской церкви, в чём и состоит сущность экуменизма».
В 1949 году опубликовал в печатном органе Синода Болгарской Церкви статью, направленную против экуменизма, модернизма, второбрачия духовенства, принижения роли Синода в церковном управлении за счёт выдвижения белого духовенства. Позднее болгарские архиереи отмечали, что выступление владыки Серафима в печати помогло остановить разгоравшуюся в Болгарской Церкви обновленческую смуту:227-231.
В декабре 1949 года получил разрешение на основание Княжевского женского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
С конца 1940-х годов часто болел, перенёс в 1948 году серьёзную утрату — смерть своего младшего брата архимандрита Сергия. 26 февраля 1950 года в праздник Торжества Православия владыка Серафим скончался. 1 марта состоялось отпевание, которое возглавил митрополит Врачанский Паисий, после чего архиепископ Серафим был погребён в крипте Никольского храма:227, 236, 237.
Ещё при жизни владыки Серафима многие видели в нём угодника Божия:73, 74. Как отмечал один из знакомых владыки:
«Свидетельствую, дерзая утверждать: Владыка Серафим обильно источал благодать Божию, сильнейшим и постоянным носителем которой он был вне всякого сомнения».
После упокоения архиепископа Серафима в его усыпальницу стали притекать страждущие, получавшие утешение и исцеление после молитв перед его гробницей. Известны многочисленные случаи чудесной помощи по молитвам владыки:237, 239.
3 февраля 2016 года Русской и Болгарской Церквами архиепископ Серафим (Соболев) прославлен в лике святителей.
основные сочинения
- Ведерников А. В. Архиепископ Серафим (Соболев) // Журнал Московской Патриархии. — 1950. № 4. — С. 21—28.
- Кострюков А. А. Архиепископ Серафим (Соболев) — русский иерарх на болгарской земле.
- Кострюков А. А. Архиепископ Серафим (Соболев): Жизнь, служение, идеология. — М.: ФИВ, 2011. — 264 с.
- Кострюков А. А. Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. II. История Русской Православной Церкви. — 2011. — Вып. 5 (42).
- Розинская М. Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева) (комментарий в свете веры).
- Хронологическо-библиографическая справка о трудах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на должности ректора Воронежской Духовной семинарии // Воронежская православная духовная семинария.
Эта статья входит в число хорошо оформленных статей. |
Сноски