Содержание
Православные святые Америки
Кратко об истории Православия в Америке
Проникновение Православия в Северную Америку началось с её западной оконечности – полуострова Аляска и прилегающих к ним Алеутских островов, где в бытность этих земель под рукой российских императоров над просвещением местных жителей много потрудились русские миссионеры.
Позднее, в XIX-XX веках, уже в «материковую» часть США начали прибывать эмигранты из Сербии, Сирии, Греции, Румынии, Болгарии и других стран с высокой долей православного населения, за которыми также потянулись и их пастыри.
Наконец, XX столетие с его революционными потрясениями вновь принесло в Америку огромное количество эмигрантов из России, в том числе духовенства, которое сумело организовать в США собственные богословские школы и передать интерес к Православию местным жителям.
Благодаря этому, в настоящее время в США и Канаде сложилась уникальная ситуация, когда на территории страны существуют значительные церковные общины РПЦЗ, Сербской Церкви, Антиохийского Патриархата, Румынской Церкви, Болгарской Церкви и других Церквей, а также самая молодая из 15 Поместных Православных Церквей, которую мы знаем как Православную Церковь в Америке.
Святые Америки
За столетия миссии и духовной жизни на североамериканском континенте, здесь просияли своей святой жизнью уже несколько подвижников благочестия, прославленных Церковью. Сегодня мы кратко расскажем вам об их жизни.
Святитель Мардарий Либертвильский
На сегодняшний день, святитель Мардарий (Ускокович), канонизированный Сербской Православной Церковью в 2015 году, является последним в хронологической последовательности из прославленных Церковью американских святых (память 12 декабря).
Иван Ускокович родился недалеко от города Подгорицы в Черногории в 1889 году в глубоко верующей семье, и подростком был отправлен родителями учиться в Риеку, а затем в Белград.
В Белграде юный Иван решил посвятить жизнь служению Богу и в 1909 году принял монашество в монастыре Студеница, затем был посвящён во диаконы и направлен служить и получать образование в Россию.
Будущий иерарх обучался в Волынской и Кишиневской семинариях и Санкт-Петербургской академии, которую окончил кандидатом богословия, а в 1917 году был направлен служить в США, как глава Сербской духовной миссии.
В 1923 году отец Мардарий приобрел около десяти акров земли в Либертвилле (штат Иллинойс), где позже был построен монастырь в честь святителя Саввы Сербского. Эта обитель стала первым сербским монастырем в США.
В 1925 году Собор Сербской Церкви избрал архимандрита Мардария епископом и в 1926 году на праздник Входа Господня в Иерусалим в соборном храме Белграда он был хиротонисан в архиереи, а в 1927 году вернулся в США.
С тех пор Преосвященный владыка Мардарий неустанно трудился в строительстве церквей, монастыря святого Саввы в Либертвилле, а также вёл обширную миссионерскую работу в возглавляемой им епархии.
Епископ Мардарий мирно отошел ко Господу в 1935 году, после десяти лет управления своей кафедрой. Тело угодника Божия было погребено в храме основанного им в США монастыря.
Собор епископов Сербской Православной Церкви по предложению Архиерейского Собора СПЦ в Северной и Южной Америке на своем очередном заседании 29 мая 2015 года прославил епископа Мардария в лике святых.
Канонизация состоялась 5 сентября 2015 года в Стефановском соборе города Алгамбра (Калифорния), которое совершил Патриарх Сербский Ириней. За этим же богослужением также был канонизирован и епископ Севастиан (Дабович).
Священномученик Ювеналий Аляскинский
Яков Говорухин, ставший позднее иеромонахом Ювеналием, был первым подвижником, стяжавшим святость на североамериканском континенте.
Родился Аляскинский мученик в городе Екатеринбурге в 1761 году в семье рабочего одного из уральских заводов. В 1791 году Яков ушёл в Валаамский монастырь, где вскоре принял монашество и священный сан.
В 1793 году монахи-миссионеры с Валаама отправились в Русскую Америку. С ними поехал и иеромонах Ювеналий. За два месяца просветители на байдарках объехали весь остров Кадьяк (Аляска), крестив все население и наставляя молодёжь в вере и ремеслах.
В 1795 году отец Ювеналий совершил путешествие в Нучен, где привел к православию более семи сотен чугачей, а в 1796 году прибыл на Аляску. В общей сложности, миссионеры крестили 6 740 алеутов и совершили 1 573 венчаний.
Свой жизненный путь святой Ювеналий окончил мученически. Однако существует несколько версий его смерти. Долгое время считалось, что миссионер был убит неподалёку от озера Илиамна на Аляске, и его замучили местные шаманы, недовольные успешным миссионерством.
Вторая версия гласит, что иеромонах Ювеналий был убит около вышеупомянутого озера племенем юпиков, но позднее они приняли Православие.
Согласно третьей версии, основанной на докладе протоиерея Михаила Олексы, отец Ювеналий погиб от рук эскимосов-охотников в 200 километрах к западу от озера Илиамна. Мощи святого так и не были найдены.
В 1980 году святой был канонизирован Русской Православной Церковью в лике священномучеников. Память святого Ювеналия Аляскинского совершается 2 мая.
Праведный Алексий Товт
Будущий святой появился на свет в семье униатского священнослужителя близ Прешова (Словакия) в 1854 году и со временем также принял священный сан.
Батюшка был весьма образован, так как успел поучиться в католической и униатской семинариях и в Прешевском университете, а также освоил несколько языков. Благодаря образованию он занял при епископе Прешова должность секретаря, стал преподавать в семинарии и заведовать местным детским приютом.
В 1889 году отец Алексий прибывает в Минеаполис, где возглавляет униатский приход. В 1890 году, благодаря епископу Алеутскому и Аляскинскому Владимиру (Соколовскому), отец Алексий, а также 8 из 10 остальных американских униатских священников и 361 мирянин собрались в городе Вилькесбарре обратились в Православие.
После воссоединения с Церковью, отец Алексий был назначен благочинным с поручением также окормлять общины Чикаго. Для собственного пропитания в эти годы святой стал трудиться в пекарне, а значительную часть заработанных средств раздавал нищим и нуждающимся, среди которых были многодетные священники.
Отец Алексий стал вести проповедь в среде эмигрантов со славянскими корнями. Общаясь с римо-католиками, греко-католиками и протестантами, он всегда делал акцент на том, что истинное спасение можно найти лишь в Православии.
За более чем десятилетний период своего проповеднического служения, праведный протопресвитер сумел привести в лоно Православной Церкви 17 греко-католических приходов и около 29 000 униатов. За миссионерскую деятельность его иногда называли «отцом американского Православия».
Батюшка преставился ко Господу в 1909 году, а в 1994 году Православная Церковь в Америке прославила его в лике святых. Мощи святого почивают в церкви святителя Тихона Задонского в Тихоновском монастыре в Южном Ханаане (штат Пеннсильвания).
Преподобный Севастиан Джексонский
9 июля 1863 года в семье православных эмигрантов из Сербии, живших в Сан-Франциско, родился мальчик. В юном возрасте, в 1884 году, Йован Дабович поступил в духовную академию в Санкт-Петербурге, а через четыре года принял монашеский постриг с именем Севастиан и диаконский сан.
Закончив образование, отец Севастиан вернулся в США, где стал служить в сан-францисском храме святого Александра Невского. В 1892 году он был рукоположен во священника и стал миссионером на Западном побережье США.
Иеромонах Севастиан основал несколько храмов в Вашингтоне и Калифорнии, затем трудился в администрации североамериканском миссии под началом святого епископа Тихона (Белавина) – будущего патриарха Московского и всея Руси, проповедуя на английском, сербском и русском языках.
В течение своей жизни миссионер пересек 15 раз Атлантический океан и 9 раз – Тихий, так как ему приходилось бывать на исторической родине – в Сербии, в России, а также совершать миссионерские путешествия в Японию, где преподобный встречался со святителем Николаем Японским (Касаткиным).
В 1905 году, уже в сане игумена, отца Севастиана назначили на должность благочинного сербских храмов, а в том же году, указом Синода – начальником Сербской миссии. За труды на благо Церкви в 1905 году он был возведен в сан архимандрита.
В 1910 году отец Севастиан уехал в Сербию, где служил капелланом в годы Второй Балканской (1912-1913) и Первой мировой (1914-1918) войн и с 1936 года стал жить в монастыре святого Саввы Сербского в Жиче.
В 1940 году святой Севастиан преставился ко Господу. Его отпевание совершил святитель Николай Сербский (Велимирович). В 2007 году мощи святого перезахоронили в храме святого Саввы в Джексоне (штат Калифорния), который основал преподобный Севастиан.
4 сентября 2015 года в Стефановском соборе калифорнийского города Алгамбра Патриарх Сербский Ириней возглавил богослужение, на котором архимандрит Севастиан (Дабович) был прославлен в лике святых, как преподобный Севастиан Джексонский.
Мученик Пётр Алеут
Чуганак (в крещении Пётр) был алеутом, аляскинским индейцем или же креолом и родился в конце XVIII века. О его жизни точно не известно практически ничего, кроме того, что юноша принял крещение от преподобного Германа Аляскинского.
В 1812 году близ Сан-Франциско в Калифорнии Русско-Американской торговой компанией была основана русская колония форт Росс. Пётр и другие служащие компании занимались промыслом котиков и других морских животных в этих местах.
В 1815 на берегу у залива Сан-Педро работала группа из 14 алеутов, в числе которых был и Пётр. Здесь на них напали вооружённые всадники из числа испанских военных. Испанские монахи попытались обратить пленных россиян в католичество, но они показали свои нательные кресты, заявив что уже крещены в Православие.
Тогда захваченных решили пытать. Петру стали отсекать суставы на пальцах ног, затем на руках, затем ступни и кисти. В итоге, мученик скончался от потери крови, но своей вере не изменил. Остальные работники компании, ставшие свидетелями его подвига, сумели спастись.
Прославление мученика Петра Алеута было совершено Православной Церковью в Америке в 1980 году. В честь мученика Петра на Северо-Американском континенте построено несколько церквей. Память святого совершают 24 сентября.
Другие американские святые
Мы рассмотрели краткое житие лишь пяти американских святых, но на самом деле их значительно больше.
На территории Северной Америки просияли: праведный Иаков (Нецветов), святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский, преподобный Герман Аляскинский, святитель Рафаил Бруклинский, святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Тихон (Белавин), священномученик Иоанн Кочуров и священномученик Александр Хотовицкий. Их краткое житие вы можете прочесть на сайте Восточно-Американской епархии РПЦЗ.
Также с Соединёнными штатами Америки связывают жизнь святителя Николая Сербского, преподобного Брендана Мореплавателя, священномученика Серафима (Самойловича), священноисповедника Варнавы (Настича), священномученика Анатолия (Каменского) и священномученика Василия Мартыша.
Андрей Сегеда
Само слово «Православие» звучит в Америке непривычно для русского слуха — Ортодокс (Orthodox). Поэтому Православную Церковь здесь называют Ортодоксальной Христианской Церковью (Orthodox Church), а православных христиан — ортодоксальными христианами (Orthodox Christian).
По данным американского журнала Washington Profile, среди жителей США протестантов — 56%, католиков — 28%, иудеев — 2%, мусульман — 1%, адептов иных религий — 3%, неверующих — 10%. Православные в этой стране, как «адепты иных религий», составляют менее 2% населения. Меня удивило, что на Американском континенте, как ни в одной другой части света, существует так много православных юрисдикций. Здесь действуют приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Грузинской, Элладской, Албанской, Польской, Чехословацкой, Американской, Японской, Китайской Православных Церквей.
Автокефалию Православная Американская Церковь получила от Русской Матери-Церкви сравнительно недавно, в 1970 году. Исторический факт: возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры — иноки Валаамского и Коневского монастырей — пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, самую отдаленную на тот момент область своего Отечества. Тот, кто хоть немного знаком с историей государства Российского, сразу поймет, что Аляска — единственный штат, в котором православных христиан больше, чем представителей любой другой религии. Так оно и есть, ведь до 1867 года полуостров принадлежал великой Российской Империи.
Что касается самой Русской Православной Церкви в США, то сегодня в ее состав входят четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных штатов. Также существуют Патриаршие приходы в Нью-Йорке. В юрисдикции Московского Патриархата находятся Свято-Николаевский патриарший кафедральный собор и монастырь преподобной Марии Египетской с Домом милосердия.
Свято-Николаевский собор — первая православная церковь, которую я посетила в Нью-Йорке. Это не просто главный храм Русской Церкви на Американском континенте — собор является украшением города и имеет статус памятника архитектуры . Здесь летом 2005 года была отслужена панихида по генералу А. Деникину — перед тем, как его прах был отвезен на родину.
***
Истории жизни православных священников и мирян в США зачастую удивительны. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть христиан — эмигранты из разных стран мира. Многие из них приняли Православие, уже будучи в Америке. Они говорят, что именно здесь поняли тщетность человеческих усилий, остро почувствовали душевное одиночество, научились вверять себя воле Божией. Почему-то люди приближаются к Богу только столкнувшись с серьезными проблемами, пережив личную трагедию. Как было бы хорошо, если бы это происходило после какой-нибудь радости!
Мои знакомые аспиранты из Акрона, штат Огайо, рассказывали, что в России особо не задумывались над вопросами веры и редко ходили в храм, который был под боком. В Америке душевный голод настолько силен, что ближайший православный храм за сто километров от дома считается счастьем…
При переписке между англоязычными православными (не только при обращении к священнослужителю) принято начинать и заканчивать письма прославлением имени Божьего. Фразы «Glory to Jesus Christ! Glory Forever!» («Слава Иисусу Христу! Слава навеки!») в начале письма и «With Christ’s love…» («С любовью Христовой…») в конце обычны для американцев, исповедующих Православие. Они считают, что таким способом они напоминают себе и своему адресату о смысле земного бытия.
В городке Файр Лаун (Fair Lawn; Нью-йоркская столичная область), где я жила несколько месяцев, нет православного прихода. Зато в пределах 50-мильного (90-километрового) радиуса расположено около 70 храмов. Это греческие, русские, антиохийские, румынские и американские православные приходы. Однако в самом городе на 50 тысяч населения приходится несколько протестантских и католических церквей, мечеть и 11 синагог! Поэтому на церковные службы православные Файр Лауна, как и другие жители столичной провинции, едут в Нью-Йорк или в соседние небольшие города — Парамус или Пассэйк. В здешних храмах, где приход образуют люди разных национальностей, богослужения обычно ведутся и по-церковнославянски, и по-английски. На двух языках священники читают Святое Евангелие и произносят проповеди. Иногда «Херувимскую» или «Святый Боже…» поют на английском. А в храмах Греческой и Антиохийской Церквей сохранилась древняя традиция рукопожатия после службы. Все прихожане, знакомые и незнакомые, пожимают друг другу руки со словами: «Простите меня!». Это напоминает Прощеное воскресение, но для русских немного непривычно.
В Пассэйке находится прекрасный Петропавловский собор, который в 2002 году отметил свое столетие. С этой датой прихожан храма лично поздравили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также президенты России и США. Паства этого прихода состоит в основном из внуков и правнуков эмигрантов «первой волны», уехавших из России после октябрьского переворота 1917 года. Они уже практически не говорят по-русски, но еще не утратили природного благородства и весьма строго придерживаются традиций Православия.
Настоятель Петропавловского собора священник Андрей Ковалев в юности решил, что непременно будет монахом. Но его духовник видел, что чаду предназначен иной путь, и благословил будущего священника на создание семьи. Сейчас у батюшки растет сын. Жизнь в США для него и матушки Наталии не была медом. Чтобы свести концы с концами, они вдвоем много трудились, им приходилось даже грузить ледяные подносы с замороженными продуктами. Но однажды все изменилось — Божиим Промыслом они получили вид на жительство, затем — приход и хороший дом. Помогай им, Господи!
Кроме того, при храме Святых первоверховных апостолов действует служба знакомств. Здесь православным христианам помогают найти спутника жизни-единоверца, потому что в Америке это сложно сделать самому. Членство и мероприятия платные, входной билет стоит $100 — в этом вся прагматичность Америки.
По моим наблюдениям, в Америке отношения между священником и паствой имеют несколько иной характер, чем в России. Общение здесь более камерное, доступное. Для прихожан храма в порядке вещей остаться после службы на чаепитие, посетить батюшку дома, предварительно созвонившись. На сайтах приходов, помимо информации о порядке и времени богослужений, контактных телефонов священника, диакона, церковного старосты, регента, можно прочитать наставления и поздравления настоятеля своей пастве.
2005 год я встречала вместе с американской семьей православных греков в храме Греческой Православной Церкви в городе Парамусе. С глубокой древности здесь сохранился красивый новогодний обычай. Из-за того, что многие православные греки посещают русские и американские православные храмы, эта традиция поддерживается и там.
Итак, уже много веков подряд накануне Нового года православные греки выпекают очень большой хлеб, замешивая в тесто монету. 1 января , в день памяти святителя Василия Великого, готовый хлеб, который называют «хлебом святого Василия», приносят в храм на освящение. Во время службы хлеб находится в алтаре. После богослужения священник делит его на небольшие части так, чтобы каждому прихожанину достался кусочек. Первая часть предназначена Иисусу Христу, вторая — Пресвятой Богородице, третья — Церкви, четвертая — настоятелю храма, пятая — матушке… И так далее, пока все прихожане не получат свою долю. Человек, чей кусочек хлеба содержит монету, получает благословение от священника на грядущий год. А тот, кто получил такую монету в прошлый раз, делится с присутствующими радостями и печалями года минувшего.
Тогда монетка святого Василия досталась мне, поэтому пришлось держать ответ, что значил для меня 2005 год от Рождества Христова. Рассказывала прихожанам храма в Парамусе, как распоряжалась данными от Бога талантами — приумножила ли или равнодушно «зарыла в землю».
В трех часах езды от Нью-Йорка находится православный греческий мужской монастырь святителя Нектария, Эгинского чудотворца. Он расположен в живописном месте, среди красивейших зеленых холмов и множества озер, напоминающих блюдца, наполненных прозрачной родниковой водой. Адрес монастыря так и звучит: Сто озер Анаванды (100 Lakes Anawanda Rd. Roscoe). Здесь сама природа поет гимн Божественной любви…
Монастырь был основан 7 лет назад афонским подвижником архимандритом Ефремом (Мораитисом). Настоятель монастыря отец Иосиф однажды тепло принял и выслушал меня, снабдил рекомендательным письмом и благословил мое пребывание в США.
Некоторое время вверенная отцу Иосифу обитель была подворьем мужского монастыря святого Антония в Аризоне . Сейчас она переживает период строительства. В собственности монастыря святого Нектария 180 акров земельных угодий (73 гектара), на которых возведены часовня, монашеские кельи, трапезная, благоустроенная гостиница для паломников, в которой есть мужской и женский корпуса. Еще несколько зданий реконструируются. Как и в российских монастырях, церковные службы здесь строги и продолжительны, утреня начинается в четыре утра. Чудесные песнопения напоминают распевы нашего северного Афона — Валаама. Братия монастыря — в основном греки. Их природный темперамент выражается в некоторой экспрессии внешнего образа молитвы — в определенных частях службы они всем телом опускаются на монастырский пол, и так, распростершись, молятся, показывая тем самым полное подчинение воле Божьей.
По мнению директора частной американской общеобразовательной школы в Нью-Джерси мистера Эндрю Коуркумелиса, фактически 95% православных в Америке заключают брак с представителями других религий. Он считает, что именно поэтому дети в таких семьях вырастают без какой-либо религии вообще. Исторически сложилось, что многие русские в США связывают свою жизнь с российскими евреями, поэтому значительная часть школьников — дети, которые стоят перед выбором вероисповедания. Часто они крещены, а значит, формально принадлежат Русской Православной Церкви. Но приходится признать, что очень немногие из них постоянно посещают церковные службы, а некоторые вообще ничего не знают о своей религии. Чтобы хоть как-то исправить положение, в школе мистер Коуркумелис проводит факультативные уроки Православия (Orthodox lessons).
Дети здесь учатся совершать крестное знамение, прикладываться к иконам, им объясняют смысл и правила священнического благословения. Вместе со своим директором они ходят в храм на двунадесятые и великие праздники. Это касается и детей из инославных семей, а также иудеев, если они выражают желание присутствовать на Божественной литургии. Мистер Коуркумелис молится и верит, что когда-нибудь они примут Таинство крещения и станут православными христианами.
На территории США открыто более десяти Православных Духовных семинарий, самые крупные на восточном побережье находятся в Джорданвилле (принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей) и в Крествуде, близ Нью-Йорка (принадлежит Американской Православной Церкви). Большинство студентов и слушателей семинарий в прошлом были протестантами или католиками, но затем приняли Православие.
По мнению православных американцев, Церковь на континенте выживает только потому, что тысячи их сограждан приняли православную веру. Поэтому на сегодняшний день в США много англосаксов, немецких и итальянских американцев, евреев, испанцев, для которых Православие стало единственной животворящей религией, а Православная Церковь — единственной благодатной Церковью. Думаю, не будет преувеличением сказать, что Православие в Америке освящает американский народ и Американский континент.
Безусловно, во Христе нет ни американца, ни русского — мы все едины в Нем. На каком бы континенте мы ни находились, на каком бы языке ни говорили, как бы внешне ни отличались наши национальные и культурные традиции, есть Таинство причастия, которое объединяет всех. Сердце православного христианина живо откликается на нежную волну благодати во время Божественной литургии, где бы она ни совершалась — в величественном патриаршем соборе в Америке, в греческом православном монастыре или в маленькой церкви, затерянной на бескрайних просторах родной России.
- Он был основан на рубеже ХХ века Патриархом Тихоном и строился на средства, вырученные от всероссийского сбора пожертвований, который организовал император Николай II и благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Первый взнос на возведение храма сделал сам император. Он пожертвовал 5 тысяч золотых рублей — огромные деньги для Америки, где рубль тогда ценился выше доллара. В соответствующем Высочайшем Указе о строительстве собора и сборе средств царь Николай написал: «Дело сие — великой государственной важности».— Ред.
- По новому стилю, ибо греки живут по григорианскому календарю, поэтому у них Новый год и праздник святителя Василия совпадают.— Авт.
- В ближайших номерах мы опубликуем статью Екатерины Черновой об этой обители, также основанной старцем Ефремом, где подвизается сегодня и он сам.— Ред.
Нью-Йорк, США
Православная Церковь в Америке: СПРАВКА
Канонический статус Православной Церкви в Америке.
Православная Церковь в Америке (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — автокефальная поместная православная Церковь.
Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается:
Русской Православной Церковью;
Болгарской, Грузинской, Польской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии
Не признается в качестве Автокефальной Церкви:
Константинопольским Патриархатом;
Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями
Однако вышеупомянутые Церквями признают ее как самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство они не оспаривают.
Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных Православных Церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них также приветствуют избрание предстоятелей последней.
Епархии и епископат
Каноническая территория — США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.
Состоит из следующих епархий:
* Митрополичья (Вашингтонская) епархия (предстоятель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады)
* Епархия Аляски (местоблюститель — епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))
* Епархия Восточной Пенсильвании (предстоятель — епископ Филадельфийский и Восточно-пенсильванский Тихон (Моллард))
* Епархия Запада (предстоятель — епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))
* Епархия Западной Пенсильвании (Предстоятель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))
* Епархия Новой Англии (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин))
* Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси (предстоятель — епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич))
* Епархия Среднего Запада (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий — архимандрит Матфий (Мориак), нареченный епископ Чикагский и Среднего Запада)
* Епархия Юга (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий (с 1 января 2011 г.) — викарный епископ Балтиморский Марк (Маймон))
* Румынская епархия (предстоятель — архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп))
* Болгарская епархия (местоблюститель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))
* Албанская Архиепископия (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин))
* Канадская Архиепископия (предстоятель — архиепископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм) (в отпуске), управляющий — епископ Квебекский Ириней (Рошон))
* Мексиканский экзархат (предстоятель — епископ Мехико и Мексиканского экзархата Алехо (Пачеко-и-Вера))
В Церкви насчитывается более 500 приходов, имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п. Богослужение совершается преимущественно на английском языке.
Храм св. вмц. Екатерины на Всполье. Подворье Православной Церкви в Америке в Москве
С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке.
С 1 июля 2009 года Предстоятель Церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады».
До этого, с 2005 года, Предстоятель Православной Церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады».
История Православной Церкви в Америке
Православная Церковь в Америке ведет свое начало с 1794 года, когда валаамские иноки-миссионеры прибыли на остров Кадьяк по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии. Один из иноков — иеромонах Ювеналий в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.
В 1840 году была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879).
В конце XIX и начале XX века православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925).
1 сентября 1905 года кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.
С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.
После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднены.
С половины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей).
19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).
12 декабря 1947 года, после безуспешных попыток присоединить структуру к Московскому Патриархату ранее в том же году (митрополит Феофил (Пашковский) уклонился от встречи с митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), специально находившимся несколько месяцев в США с такой целью), Священный Синод Русской Православной Церкви наложил запрещение в священнослужении на иерархию «Митрополии».
О. Александр Шмеман
9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения сыграл протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман.
44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США.
Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом.
С 2002 до 4 сентября 2008 года предстоятелем Церкви был Блаженнейший митрополит Герман.
В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика. В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста, а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США.
3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.
10 ноября 2008 года в Питтсбурге открылся 15-й Всеамериканский Собор Американской Церкви. Ранее, в октябре, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ.
Митрополит Иона
12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона.
В феврале 2011 года Синод Православной Церкви в Америке удовлетворил прошение митрополита Ионы о двухмесячном отпуске для духовного совершенствования. Местоблюстителем митрополичьего престола назначен архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп).
VATNIKSTAN продолжает знакомить с интересными публикациями из периодической печати прошлого, связанными с Русским зарубежьем и историей церкви. На этот раз предлагаем ознакомиться с найденной Андреем Диченко в журнале «Америка» за 1991 год (№ 3) статьёй. Очерк Роберта Л. Тейлора повествует об истории и особенностях церковного устройства православия в США.
Русская Православная Церковь пришла в Америку с запада, с прибытием миссионеров, приехавших в 1790-х годах просвещать коренных жителей Аляски. Позже она прибыла с востока с потоками иммигрантов из Европы и России, нахлынувших в Соединенные Штаты в течение второй половины XIX века и первой половине XX века.
История Православной Церкви в Америке была сложной и иногда даже бурной.
В середине XVI века Россия стала продвигаться на восток через Сибирь. К 1640 году, всего лишь через 60 лет после похода Ермака за Урал, русские землепроходцы достигли Охотского моря. Вскоре последовало заселение новых краев русскими поселенцами и организация административного управления. В 1741 году, следуя указу из Санкт-Петербурга, Витус Беринг и Алексей Чириков отплыли на двух кораблях в Тихий океан. Они вернулись с известием о новой земле, называемой Аляска. Кроме того, Беринг привез несколько шкурок калана, или морской выдры, которые вскоре стали считаться самым ценным мехом.
Началось движение в Америку через Алеутские острова. Однако русские охотники обнаружили, что им нужна помощь местных алеутов и индейцев, умевших из своих каяков вылавливать быстрых и ловких каланов. Живя с алеутами, русские начали обращать их в православную веру. Один промышленник, по имени Григорий Иванович Шелихов, прибыл на остров Кадьяк в 1784 году и прожил там два года, в течение которых он, будучи мирянином, крестил 40 человек в православную веру.
Преподобный Герман, один из первых миссионеров Аляски, проживший там с 1794 года до своей смерти в 1837 году.
Вернувшись в Россию, Шелихов переговорил с церковными и гражданскими властями о возможности направить миссионеров в Русскую Америку. В 1793 году Императрица Екатерина II предложила Митрополиту Петербургскому и Ладожскому Гавриилу найти желающих миссионеров. В декабре 1783 года восемь монахов Валаамского монастыря отправились из Петербурга на восток в Америку. Их долгое путешествие через весь континент закончилось коротким плаванием на корабле к острову Кадьяку. Они прибыли туда в сентябре 1794 года, пробыв в пути почти 300 дней и покрыв расстояние около 12 000 километров.
Через два месяца они основали на острове церковь Воскресения Христова и приступили к постройке храма. Оконченный в 1796 году, он стал первым православным храмом в Америке. Самым известным из валаамских монахов был старец Герман, который остался в Америке до самой смерти в 1837 году. В 1970 году он был канонизирован как первый православный святой в Америке.
Русские стали продвигаться вдоль побережья на юг и основали поселение Крепость Росс (Форт- Росс) примерно в 130 км к северу от Сан-Франциско. В 1812 году там была построена часовня в честь Св. Елены. Произведенный в 1819 году подсчет населения Русской Америки от Аляски до Калифорнии установил, что там проживали 391 русский, 244 креола (детей русских отцов и туземных матерей) и 8385 туземцев. Другой ранний миссионер, священник Иоанн Вениаминов, прибыл на остров Уналашка в 1824 году. В течение первого года он устроил там церковь, школу и метеорологическую станцию. Он своими руками выстроил церковь и дом для себя, попутно обучая алеутов плотницкому, столярному, кузнечному делу, обжиганию и кладке кирпича. Он быстро овладел наречием живших на острове алеутов, изобрел для него азбуку, составил грамматику и словарь, написал букварь для употребления в своей школе и перевел на алеутский язык русский православный катехизис, а также литургию и часть Священного Писания.
Храм Воскресения Господня на острове Уналашка
Отец Иоанн Вениаминов покинул Уналашку в конце 1834 года и переехал в городок Новоархангельск (позже названный Ситкой), где он провёл следующие четыре года. Он снова занялся изучением языка местных жителей — индейцев тлинкитов и вскоре открыл школу.
Со временем он принял монашеское имя Иннокентия и стал Епископом Камчатским и Курильско-Алеутским. Впоследствии он был возведен в сан архиепископа, а затем стал Митрополитом Московским и Коломенским.
Русские православные миссионеры широко распространили свою веру на новой территории. В 1860 году государственный ревизор насчитал 12 000 туземцев, состоявших членами Православной Церкви на Аляске. Они проживали в 43 населённых пунктах, имевших 35 часовен, девять церквей (две в Ситке), 17 школ и несколько приютов для сирот.
В 1867 году Россия продала Аляску правительству Соединенных Штатов за 7 200 000 долларов. Сообразуясь с новым положением, Синод Русской Православной Церкви создал Аляскинско-Алеутскую епархию, которой вверялось попечение о всех членах Церкви в Америке.
Святитель Иннокентий, изучавший в середине XIX века языки коренного населения Аляски и ставший впоследствии Митрополитом Московским
В 1872 году Епископ Иоанн Митропольский перенёс свою кафедру из Ситки в Сан-Франциско. В то время Калифорния, население которой всё время увеличивалось, бурно развивалась, а Аляска, где морская выдра была почти истреблена, переживала упадок. Между тем, православные приходы стали возникать в разных городах Америки: Портленде (Орегон), Гальвестоне (Техас), Новом Орлеане (Луизиана), Чикаго и Нью-Йорке.
Эти приходы обращались к Аляскинско-Алеутской епархии за духовным и административным руководством. Многие из этих приходов состояли из лиц разных национальностей, которых связывала общая вера. Церковь в Сан-Франциско называлась Греко-русско-славянская православная церковь; приход в Портленде состоял главным образом из греков и сирийцев; церковь в Гальвестоне обслуживала греков, сирийцев, сербов и русских. Свято-Троицкая греко-русская церковь в Нью-Йорке отмечала американские, греческие и русские праздники.
В конце 1870-х годов в Америку стало прибывать много эмигрантов из Карпатской области Австро-Венгрии. Поскольку эта область раньше была частью России, предки большинства этих людей были православными. Однако, когда эти земли отошли к Австро-Венгрии, стране католической, жители подверглись насильственному присоединению к Католической Церкви и стали называться униатами. Им всё же было разрешено сохранить некоторые элементы прежней веры, включая православное богослужение и женатое духовенство, что в Католической Церкви не допускается.
Некоторые из этих иммигрантов поселились в Нью-Йорке и других портовых городах, но многие отправились в Пенсильванию, находя себе работу в угольных шахтах и на сталелитейных заводах. На родине церковь всегда была центром жизни этих людей, но сейчас у них не было священников. Они попробовали посещать польские и словацкие католические церкви, где богослужение шло по-латыни, но такая альтернатива их не удовлетворяла. Они хотели иметь собственные церкви, чтобы иметь возможность молиться Богу так, как они привыкли, и чтобы чувствовать почву под ногами в этой новой и чуждой для них стране.
В 1884 году несколько униатских шахтеров из Шенандоа, Пенсильвания, обратились к Митрополиту Галиции с просьбой прислать им священника. Когда отец Иоанн Воланский прибыл в декабре того же года, униатская община встретила его с энтузиазмом. Но преобладающее католическое население отнеслось к нему с открытой враждебностью, не желая или будучи не в состоянии принять женатого священника.
О. Воланский отправился в Филадельфию представиться католическому архиепископу, но тот отказался его принять, сказав, что священник не может быть женатым и оставаться католиком. Затем епархия разослала сообщение всем своим приходам, что о. Воланский должен считаться отлученным от Церкви. Католическая иерархия даже зашла так далеко, что официально просила Рим запретить униатским священникам приезжать в Америку, что, однако, не было исполнено. О. Воланский решил начать постройку храма в Шенандоа, не имея на это благословения от духовных властей. Его примеру последовали и другие униатские священники, приехавшие после него в Пенсильванию, Нью-Джерси и Миннесоту.
В 1889 году в Миннеаполис (Миннесота) прибыл словацкий священник-униат по имени о. Алексей Тот. Ему удалось получить аудиенцию у католического духовного начальства, но архиепископ гневно отказался разрешить вдовцу о. Тоту служить в Миннеаполисе. «Тогда я принял решение, — говорит о. Тот, вспоминая об этих событиях, — сделать то, что я давно уже вынашивал в своем сердце, чего жаждала моя душа: стать православным».
В марте 1891 года о. Тот со своим приходом, насчитывающим около 360 иммигрантов, был формально принят епископом Сан-Францисским в русскую православную Аляскинско-Алеутскую епархию. Синод Русской Православной Церкви одобрил этот шаг в июле 1892 года. В скором времени многие другие униатские священники и приходы последовали примеру о. Тота. Впоследствии свыше 90 000 униатов в Америке воссоединились с Православной Церковью.
Пока происходило это воссоединение, другие приходы раскалывались по национальной и этнической линии. В 1890-х годах в Сан-Франциско прибыло большое число греческих иммигрантов. Вскоре они образовали в местном приходе особое объединение греков, а после 1900 года вышли из прихода и основали свой собственный. В 1905 году в епархии была учреждена отдельная сербская миссия, а в 1908 году — отдельная миссия для албанцев. В течение всех этих лет американское церковное руководство относилось к национальным различиям с пониманием. В своем отчете в Москву в 1905 году Архиепископ Тихон (будущий Патриарх Московский и Всея Руси) писал, что паства Северо-Американской епархии «состоит из верующих, принадлежащих не только к разным национальностям, но даже к разным поместным Православным Церквам, которые, будучи единой веры, имеют свои особенности , канонического порядка, богослужения и приходской жизни. Эти особенности им дороги и вполне приемлемы с общеправославной точки зрения. Поэтому мы не считаем себя вправе вмешиваться в национальный характер поместных церквей в этой стране, а наоборот, стараемся сохранять его, давая каждой церкви возможность непосредственно управляться духовным возглавлением той же национальности». Однако некоторые члены Церкви не были удовлетворены этими стараниями. В 1913 году с десяток сербских приходов провели конвенцию, на которой постановили просить о выходе из юрисдикции русского православного епископа и поступить в ведение Сербской Православной Церкви. Начало Первой мировой войны временно отложило это дело, но неспокойное настроение нерусских этнических групп стало очевидно.
Святитель Тихон, возглавлявший Аляскинско-Алеутскую епархию (1898— 1907) и затем ставший Патриархом Московским и Всея Руси (1917— 1925). Вверху: храм Вознесения Господня на острове Уналашка
В начале XX века в жизни Церкви произошло несколько важных событий.
В 1900 году в соответствии с новым положением вещей было изменено название епархии.
Она стала Алеутской и Северо-Американской епархией, а епархиальное управление стало уже не Аляскинским, а Североамериканским. Началась постройка двух соборов — Свято-Николаевского в Нью-Йорке, законченного в 1902 году, и Свято-Троицкого в Чикаго, законченного в 1903 году. Было установлено два викариата: один для Аляски в 1903 году, а другой для Бруклина в 1904 году с назначением окормлять сирийские приходы. Кафедра самой епархии была перенесена в 1905 году из Сан-Франциско в Нью-Йорк, а в 1907 году церковный Собор постановил, что Церковь в Америке будет называться «Русской Православной Греко-Кафолической», обнимая все национальности и языки.
С каждым годом возрастали трудности управления громадной, распростершейся на целый континент епархией, включавшей много национальностей и ответственной перед находящимся в далекой России Синодом. В своем отчете Синоду в 1916 году Архиепископ Евдоким (Архиепископ Тихон был отозван в Россию) повторил рекомендацию своего предшественника о даровании Русской Православной Церкви в Америке большей автономии. Кроме того, нужны были деньги. Американская епархия просила у Матери-Церкви 1 000 000 долларов, Синод ассигновал лишь 550 000.
Вскоре последовал ещё более крупный кризис: в 1917 году в России произошла революция. Непосредственными результатами этого кризиса были политический раскол, поскольку некоторые священники в Америке воспользовались случаем, чтобы восстать против церковной иерархии, и экономический хаос, так как всякая поддержка из России для Церкви в Америке была прервана. Американские приходы поняли, что им придется самим себя содержать, что оказалось непомерно тяжелой задачей во время последовавших экономических затруднений во время Великой депрессии 30-х годов.
Ввиду того что положение ухудшалось и связь с церковной администрацией в Москве становилась затруднительной и даже невозможной, в марте 1924 года в Детройте собрался Собор церковных руководителей в Америке. Они приняли решение объявить русскую православную епархию в Америке «временно самоуправляющейся Церковью, называемой Американской Митрополией и руководимой своим выбранным главой архиепископом совместно с Собором епископов… и периодическими Соборами всей Американской Церкви». Отчуждению между Москвой и Америкой суждено было продлиться многие годы.
Между тем на Юге России, находившемся в то время в руках Белой армии, собралось свыше 30 православных епископов. Также не имея связи с Синодом в Москве, они организовали Высшее Церковное Управление, возглавленное Митрополитом Киевским и Галицким Антонием Храповицким. В ноябре 1920 года, с падением Юга России, они эвакуировались в Константинополь с 200-тысячной паствой. В 1921 году по приглашению сербского Патриарха Димитрия они переехали в Югославию, где в Сремских Карловцах состоялся первый Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей. Отчасти в результате последовавшего за русской революцией беспорядка единство православных Церквей в Америке стало всё больше разрушаться. В течение 20—30-х годов Константинопольская, Антиохийская, Сербская, Болгарская, Румынская и Албанская Православные Церкви установили «юрисдикции» для паствы своей национальности в Америке. В 1922 году греки отошли окончательно и основали собственную епархию — Греческую Православную Архиепископию Северной и Южной Америки.
За ними последовали сербы, албанцы, карпатороссы, украинцы, болгары и румыны. Эти епархии существуют и по сей день. Однако в статье, напечатанной в 1927 году в «Православном Кафолическом Вестнике», Архиепископ Евфимий Бруклинский указал путь к единению, которого он надеялся достигнуть в будущем: «Сегодня более половины православных в Америке — дети православных иммигрантов, выросшие и воспитанные в Америке. Эти молодые люди и их дети будут завтрашними православными Америки. Они мало знают и еще меньше интересуются расовыми и национальными предрассудками и юрисдикционными спорами Европы. Такие вещи чужды и непонятны им с их американским воспитанием и интересами. Всякая Церковь, притязающая на их принадлежность к ней и преданность на основе языка, национальности или расовых предрассудков их дедов, не будет иметь для них никакого значения. Они вправе требовать, чтобы Церковь в первую очередь интересовалась их собственным положением и проблемами в Америке, а не политикой на Балканах, в Греции, России или Сирии».
Отношения между Русской Православной Церковью Заграницей и Американской Митрополией всегда были сложными. Зарубежная Церковь не признала объявленной в 1924 году декларации об автономии Американской Церкви, и в 1935 году единство её с Зарубежной Церковью было восстановлено. Однако в 1946 году Американская Митрополия снова отошла от Зарубежной Церкви, признав духовное возглавление Московской Патриархии. События, приведшие к разрыву, начались в 1943 году, когда оставшейся в Советском Союзе русской православной иерархией был избран в Москве новый Патриарх — Митрополит Сергий. После него в 1945 году Патриархом был избран Митрополит Алексий. В том году новая Московская Патриархия обратилась к Зарубежной Церкви с призывом воссоединиться с ней. Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей ответил, что «повинуясь велениям своей пастырской совести, мы не находим для себя нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока высшая церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ее божественной природе истинной свободы». Собор отказался иметь какое-либо каноническое, молитвенное и даже бытовое общение с Москвой.
Американская Митрополия, напротив, приветствовала восстановление Московской Патриархии. Надеясь, что наконец станет возможным возобновление отношений с Матерью-Церковью, Митрополия послала в Москву делегацию для участия в церковном Соборе в 1946 году. Делегаты, однако, не были допущены; вместо этого им был выдан документ за подписью Патриарха, в котором было два требования: воссоединение без какой-либо автономии для Американской Митрополии и заявление о том, что члены Православной Церкви в Америке воздержатся от всякой политической деятельности против Советского Союза. По этим требованиям не было достигнуто никакого соглашения, но разрыв с Зарубежной Церковью продолжался.
Тем временем Зарубежная Церковь перевела свой Синод из Югославии в Мюнхен. В 1950 году Синод переехал в Нью-Йорк, где он находится по сей день. Эта ветвь Русской Православной Церкви стала набирать силу после окончания Второй мировой войны, по мере того как прибывали тысячи русских людей, предпочитавших оставаться в юрисдикции Зарубежной Церкви. У этой Церкви в то время по всему миру было 15 епархий, возглавляемых 24 епископами, 500 приходов и десять мужских и женских монастырей.
Одновременно стали предприниматься шаги к установлению кооперации между другими православными епархиями в Соединенных Штатах.
Преосвященный Лазарь, Епископ Тамбовский и Моршанский, с о. Виктором Потаповым, настоятелем Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне
В 1960 году была основана Постоянная конференция канонических православных епископов в Америке, и 12 епископов, представлявших десять православных юрисдикций, приняли решение обсудить «общие проблемы, координацию усилий в делах, касающихся общих интересов, и укрепление единства, являющегося сущностью православия». Одним из их решений было создать объединенное представительство при Национальном Совете Христианских Церквей в США и других экуменических учреждениях. Митрополия продолжала мечтать об автокефалии, или полном самоуправлении, как о лучшем определении ее статуса. Но для этого нужно было выработать какое-то соглашение с Церковью в России. В марте 1963 года Архиепископ Никодим, глава посетившей Соединенные Штаты делегации Московской Патриархии, встретился с главой Церкви в Америке Митрополитом Леонтием. Никаких конкретных обсуждений не было, но все присутствовавшие ощутили общее желание разрешить разногласия.
Серьёзные переговоры начались в 1968 году, и в марте 1970 года было достигнуто окончательное соглашение. В апреле того же года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий даровал самоуправление и основал Святую Автокефальную Православную Церковь в Америке, равную по достоинству всем остальным Православным Церквам в мире. Собор епископов новой Церкви должен был состоять из Митрополита Всея Америки и Канады и епископов восьми епархий этой Церкви. Этот акт усилил разрыв между Американской Митрополией и Зарубежной Церковью. Иерархия Зарубежной Церкви считала, что автокефалия, дарованная Московской Патриархией, состоящей в подчинении у безбожной власти, совершенно неприемлема. Некоторые из русских православных в Америке были того же мнения, и целый ряд приходов отверг новую Церковь и присоединился к Зарубежной Церкви. Совсем недавно, в потоке событий, свидетельствующих о новом духе гласности в Советском Союзе, несколько находящихся там приходов покинули Московскую Патриархию и вошли в юрисдикцию Русской Церкви Заграницей. Первым предпринявшим такой шаг был приход Св. Царей Константина и Елены в Суздале, который перешел в апреле прошлого года; в течение лета за ними последовало ещё несколько приходов, а некоторые другие уже подали прошение о принятии их.
Остаётся под вопросом, какие из ветвей Церкви учреждены законно, а какие нет. Московская Патриархия утверждает, что Зарубежная Церковь не имеет «канонической основы, без которой немыслима ни одна христианская православная Церковь». Зарубежная Церковь считает, что современная Московская Патриархия не является «истинной преемницей» Русской Православной Церкви и, став «всё более и более подвластной влиянию атеистического и антихристианского правительства, перестала быть голосом Русской Православной Церкви». Таким образом, утверждает Зарубежная Церковь, дарование автокефалии Американской Митрополии в 1970 году не имело законного основания.
Епископ Лазарь возглавляет Свободную Российскую Православную Церковь, которая находится в общении с Русской Православной Церковью Заграницей. Справа: Его Блаженство, Блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Всея Америки и Канады, Первоиерарх Православной Церкви в Америке с 1977 года
На сегодняшний день Православная Церковь в Америке насчитывает около 1 млн. членов в 500 приходах. Она активно участвует в национальном и мировом экуменическом движении, и даже один из ее протоиереев, о. Леонид Кишковский, является в данное время президентом Национального Совета Церквей в Америке Русская Православная Церковь Заграницей насчитывает около 100 000 членов в 120 приходах в Соединенных Штатах. Она считает своей миссией быть «свободным голосом Русской Церкви до тех пор, пока Богу будет угодно освободить Русскую Церковь на родине и смогут состояться свободные и каноничные выборы Патриарха».
Сойдутся ли когда-либо эти две ветви Церкви?
Православная Церковь в Америке говорит, что «необходимо помнить, что Американская Церковь имеет важную миссию служить делу православного единения в Америке. Таким образом, мы должны быть внимательны к опыту и жизни других православных, которых мы призываем к единению с собой, и должны работать совместно с ними на благо нашего общего Православия». Епископы Русской Православной Церкви Заграницей говорят, что они «стараются сохранить Православие во всей его чистоте, и поэтому не терпят никакого модернизма в своей Церкви и отказываются участвовать в так называемом экуменическом движении». Дьякон Андрей Филлипс пишет в выпуске «Православной Жизни» за май-июнь 1990 года: «Сегодня через ересь экуменизма совершается нападение на единство Церкви. Экуменизм фактически является идеологией Антицеркви, чей глава — Антихрист… Модернизм есть фактически новая вспышка иконоборчества, чьей целью является разрушение иконографического и священного уклада Церкви». Какое-либо соглашение в недалеком будущем представляется маловероятным.
Врезки
Православный священник возглавляет национальный совет церквей
Протоиерей Леонид Кишковский — первый представитель православной веры, избранный президентом Национального Совета Христианских Церквей в США. Совет Церквей, основанный в 1950 году, является главной экуменической организацией в стране.
В Совет входят 32 протестантские, православные и англиканские Церкви, насчитывающие в общей сложности 42 миллиона христиан.
Кроме поста президента Совета, о. Леонид Кишковский продолжает занимать разные должности в Православной Церкви в Америке. Он является секретарем отдела экуменических и внешних сношений этой Церкви, а также редактором ее ежемесячной газеты «Православная Церковь», выходящей на английском языке. Кроме того, он еще и настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери в Си-Клиффе, Нью-Йорк.
Леонид Кишковский
Отец Леонид Кишковский родился в 1943 году от русских родителей в оккупированной немцами Варшаве. В 1944 году семья Кишковских бежала в западную часть Германии, а в 1951 году они с помощью Церкви поселились в Лос-Анджелесе. Леонид Кишковский сперва посещал Университет Южной Калифорнии, думая поступить на американскую дипломатическую службу, но затем решил пойти по стопам своего деда со стороны отца и принять священство.
Православный монастыри и семинарии
Русская Православная Церковь Заграницей и православная Церковь в Америке имеют свои семинарии и мужские и женские монастыри, разбросанные по всей стране.
Православная Церковь в Америке имеет три семинарии, насчитывающие около 180 студентов. Свято-Владимирская богословская семинария в Крествуде, Нью-Йорк, была основана в 1938 году и сегодня предлагает курсы, ведущие к дипломам магистра и доктора богословия.
Свято-Тихоновская богословская семинария в Саут-Канаане, Пенсильвания, основанная в 1937 году, выдает дипломы бакалавра и магистра богословия. Свято-Германовская богословская семинария на острове Кадьяк на Аляске была открыта в 1973 году как пастырское училище. В 1977 году она стала семинарией и теперь выдает свидетельства о прохождении богословских наук и дипломы бакалавра богословия.
Православная Церковь в Америке также имеет шесть монашеских общин, подчиненных непосредственно Первоиерарху: Новый Валаам на Еловом острове на Аляске; Успенский монастырь в Калистоге, Калифорния; Новоскитский монастырь и Знаменский женский монастырь в Кембридже, Нью-Йорк; общину Жен Мироносиц в Отего, Нью- Йорк; и Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, Пенсильвания. Еще восемь монашеских общин находятся в ведении епархиальных архиереев в разных штатах.
Храм Св. Троицы в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк
Русской Православной Церкви Заграницей принадлежит Свято-Троицкая духовная семинария, основанная в 1948 году при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк. Семинария предлагает пятилетний курс богословских наук для подготовки молодых людей к принятию священства и служению в Русской Православной Церкви. Семинария выдает дипломы бакалавра богословия. Число студентов колеблется от тридцати до пятидесяти.
Девять мужских и женских монастырей также принадлежат к Русской Православной Церкви Заграницей. Пять мужских монастырей включают: Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, Нью-Йорк; Успенский скит в Буэна-Виста, Колорадо; Крестовоздвиженскую пустынь в Хаус- Спрингс, Миссури; Новую Коренную пустынь в Магопаке, Нью-Йорк; и монастырь Св. Марка в Нью- Йорке. Кроме того, есть четыре женских монастыря: Богородице-Владимирский монастырь в Сан-Франциско, Калифорния; монастырь Новое Дивеево в Спринг-Валли, Нью-Йорк; монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Хаус- Спрингс, Миссури; и Свято-Апостольский монастырь в Буэна- Виста, Колорадо.
Роберт Л. Тейлор, журнал «Америка», 1991, № 3
Соединённые Штаты Америки
Соединённые Шта́ты Аме́рики (США) (англ. United States of America, USA) — государство в Северной Америке. Площадь — 9,5 млн км² (4-е место в мире). Население — 321 млн человек (2014, оценка; 3-е место в мире). Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Столица — город Вашингтон. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка. Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге — с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада, Атлантическим океаном — с востока и Северным Ледовитым океаном — с севера.
Православие в США
В США действует автокефальная поместная православная церковь — Православная церковь в Америке, получившая автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная — Американская архиепископия и Украинская православная церковь в США Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США и Русская православная церковь за границей Московского патриархата.
Православная Церковь в Америке
Правосла́вная Це́рковь в Аме́рике (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — автокефальная поместная православная Церковь. Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается последней, а также Болгарской, Грузинской, Польской Православными Церквями и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, но не признается Константинопольским Патриархатом, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями в качестве Автокефальной Церкви (однако признается вышеупомянутыми Церквями как самоуправляемая часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство не оспариваются).
Список приходов РПЦ в США
История
В юрисдикции Русской православной церкви
Возникновение восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (архимандритом Иосафом, иеромонахом Ювеналием, иеромонахом Макарием и другими) первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского († 1837 год).
При архиепископе Тихоне (впоследствии Всероссийский Патриарх), 1 сентября 1905 года, кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.
С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.
После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались весьма затруднёнными. Московская патриархия, лишенная доступа к международному телеграфу и почте, попавшим под монополию нового режима, была напрочь отрезана от своих зарубежных епархий и миссий. Прекратилась финансовая поддержка. Православных иерархов в США подозревали в связи с ГПУ, усиливались нестроения.
Северо-Американская митрополия
С середины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей), представителем которого в Северной Америке тогда был архиепископ Аполлинарий (Кошевой), уволенный 1 февраля 1927 года Платоном (Рождественским) (последний именовал себя Митрополитом Северо-Американским).
19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).
В 1935 году новый глава Митрополии, митрополит Феофил (Пашковский), подписал «Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей», которым она вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой внутреннюю автономию.
К началу Второй мировой войны в Американской митрополии было около 400 тысяч верующих в 330 приходах, разделённых на восемь епархий.
Во время Второй мировой войны имело место сближение с Московским Патриархатом, но оно не увенчалось объединением. В конце ноября 1946 года VII Всеамериканский Церковный Собор в Кливленде подтвердил «нерушумую веру и лояльность» митрополиту Феофилу и постановил просить Патриарха Московского о принятие Митрополии в его «лоно» «при условиях сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время»; также, Собор заявил о выходе Митрополии из административного подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Прибывший во второй половине 1947 года в США митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) отверг предложенный ему Митрополией Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде, принятый 7 августа 1947 года Митрополичьим Советом, как предлагающий «уже не автономное, а автокефальное управление, на которое в настоящее время Русская Православная Церковь в Северной Америке не имеет никаких оснований» (Проект Митрополии предполагал признавать Московского Патриарха только как своего духовного главу без каких-либо полномочий).
12 декабря 1947 года Священный Синод РПЦ наложил запрещение в священнослужении на иерархию Митрополии, возглавляемую митрополитом Феофилом (Пашковским).
В 1963 году председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) попытался восстановить отношения с Американской Митрополией, в этом году он встретился с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.
6 мая 1967 года в Покровском соборе Митрополии (Нью-Йорк) в архиерейской хиротонии Феодосия (Лазор) (впоследствии предстоятель Церкви) принимали участие 2 епископа, состоящих в юрисдикции Константинопольского Патриархата, что вызвало осуждение со стороны Московского Патриархата и письмо Патриарха Алексия I Патриарху Афинагору с указанием того, что «изложенное событие не является одиночным».
9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения со стороны РПЦ сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), со стороны «Североамериканской Митрополии» — протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман. 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США. Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом.
1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке официально перешла на новоюлианский календарь, оставив при этом приходам право выбора каким календарём им руководствоваться в богослужебной жизни. Не все приходы приняли новый стиль; так, Аляскинская епархия сохранила юлианский календарь. Некоторые приходы, особенно в Пенсильвании, ушли в РПЦЗ.
С 2002 до 4 сентября 2008 года предстоятелем Церкви был Блаженнейший митрополит Герман.
В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика (Robert S. Kondratick). В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста, а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США.
3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.
Ранее, в октябре 2008 года, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ. Его позиция была поддержана заместителем Председателя ОВЦС епископом Марком (Головковым): «<…> нужно сохранять и укреплять статус ПЦА как самостоятельной церкви, а не давать повода для разговоров, что ПЦА — это структура РПЦ».
12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона.
24 мая 2011 года впервые в истории состоялось сослужение Предостоятелей ПЦА и РПЦЗ: Митрополиты Иона и Иларион в Храме Святителя Николая в Нью-Йорке совместно отслужили Божественную Литургию. С тех пор в храмах обеих Церквей начали регулярно совершаться совместные богослужения.
В настоящее время Предстоятелем Православной Церкви в Америке является Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады Тихон (Моллард). Он был избран XVII Всеамериканским Собором, который прошёл 13 ноября 2012 года в городе Парма, штат Огайо.
Каноническое положение и современное состояние
Автокефалия ПЦА, дарованная Московским Патриархатом, до сих пор не признана греческими Патриархатами, хотя признаётся Грузинской, Болгарской, Польской и Православной Церковью Чешских земель и Словакии. На сайте Румынской Церкви ПЦА упомянута в числе Церквей-сестер без уточнения её статуса.
Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных Православных Церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них также приветствуют избрание предстоятелей последней.
Каноническая территория — США и Канада; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Богослужение проводится в основном на английском языке, но также и на церковнославянском, греческом или на местных языках (испанском, алеутском, и т. д.) в зависимости от потребности.
ПЦА разделена на 14 епархий (из которых одиннадцать территориальных и три — этнические), имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п.
В Православной Церкви в Америке насчитывается около 650 приходов и 25 монастырей.
В США является второй по численности православной деноминацией, уступая Константинопольскому патриархату. Имеет самую высокую среди православных общин США посещаемость и самый большой прирост числа верующих за десятилетие (по стоянию на 2011 год) — 21 %.
С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке. Основателем и первым настоятелем подворья стал протопресвитер Даниил Губяк. С 2002 г. настоятелем подворья служил архимандрит Закхей (Вуд). В связи с запрещением в священнослужении архимандрита Закхея (Вуда), 28 июля 2011 года пастырское окормление прихода возложено на священника Иоанна Кечкина. С 2013 года настоятелем подворья назначен архимандрит Александр (Пихач).
Святые
НЬЮ-ЙОРК.
Кафедральный Знаменский собор Русской Зарубежной Церкви:
- оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Курская-Коренная».
Собор Свт. Николая Антиохийской Православной Церкви. Мощи:
- свт. Рафаил Бруклинский (XIX в.).
Д. ДЖОРДАНВИЛЬ (штат Нью-Йорк, 250 км. к северо-западу от Нью-Йорка). Свято-Троицкий Джорданвильский монастырь Русской Зарубежной Церкви. Мощи и святыни:
- самый большой на территории США ларец-мощевик,
- икона Божией Матери «Почаевская»,
- икона Божией Матери «Нечаянная Радость»,
- чтимая гробница митр. Филарета (Вознесенского),
- чтимая гробница арх. Аверкия (Таушева),
- чтимая гробница арх. Иоанна (Шаховского),
- чтимая могила убиенного Хосе (Иосифа) Муньеса.
НАНУЭТ (штат Нью-Йорк, 30 км. к северу от Нью-Йорка). Ново-Дивеевский Успенский женский монастырь Русской Зарубежной Церкви:
- «Оптинская-Владимирская» икона Божией Матери (келейный образ Оптинских старцев и прп. Паисия (Величковского),
- портрет в человеческий рост прп. Серафима Саровского, написанный при его жизни,
- икона прп. Серафима Саровского, написанная на камне, на котором молился святой,
- крест из дома Ипатьева,
- келейная икона Божией Матери прп. Паисия Величковского.
САУТ-КЕЙНАН (штат Пенсильвания). Монастырь Свт. Тихона Задонского Американской Православной Церкви. Мощи:
- прав. Алексий Товт (Уилкс-Баррейский) (XIX в.).
МОНАСТЫРЬ ПРЕП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (штат Аризона, 120 км. к юго-востоку от Феникса). Мощи и икона:
- прп. Иосиф Исихаст (ХХ в.) (глава и часть мощей),
- оригинал «Аризонской» иконы Божией Матери.
ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Католический собор Богоматери Ангелов. Мощи:
- мц. Вивиана (IV в.).
САН-ФРАНЦИСКО.
Радосте-Скорбященский собор Русской Зарубежной Церкви. Мощи:
- свт. Иоанн Шанхайский (Сан-Францискский) (ХХ в.).
Богородице-Владимирский монастырь Русской Зарубежной Церкви:
- «Харбинская-Владимирская» икона Божией Матери.
Комитет русской православной молодежи:
- оригинал «Ахтырской» иконы Божией Матери.
МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО СЕРБСКОГО ПАТРИАРХАТА (штат Калифорния, ок. 200 км. к северу от Сакраменто, близ Платины):
- чтимая могила иеромон. Серафима (Роуза).
КАДЬЯК (о. Кадьяк, штат Аляска). Храм Воскресения Христова Американской Православной Церкви. Мощи:
- прп. Герман Аляскинский (XVIII в.).
СИТКА (штат Аляска). Свято-Архангело-Михайловский собор Американской Православной Церкви:
- оригинал «Ситкинской-Казанской» иконы Божией Матери.
Святыни
- Ситкинская икона Божией Матери
- мощи свв. Елизаветы и Варвары (Знаменский Собор, Нью-Йорк)
- портрет в человеческий рост св. прп. Серафима Саровского, написанный при его жизни
- икона св. прп. Серафима Саровского, написанная на камне, на котором молился святой
- крест из дома Ипатьева
- келейная икона Божией Матери прп. Паисия Величковского
- самый большой на территории США ларец-мощевик (Джорданвилль)
- мощи свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского
Храмы
- Кафедральный собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско)
- Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы (Чикаго)
- Кафедральный собор Святой Троицы (Чикаго)
- Собор Иоанна Предтечи (Вашингтон)
- Собор вмч. Георгия Победоносца (Чикаго)
- Церковь Иоанна Предтечи (Литтл-Фоллз)
- Собор свт. Николая Чудотворца (Вашингтон)
- Собор ап. Андрея Первозванного (Филадельфия)
- Кафедральный собор свт. Николая Чудотворца (Сан-Франциско)
- Церковь свт. Николая Чудотворца (Честер)
- Церковь свт. Николая Чудотворца (Байон)
- Церковь свт. Николая Чудотворца (Бруксайд)
- Церковь свт. Николая Чудотворца (Рединг)
- Церковь свт. Николая Чудотворца (Эдинборо)
- Церковь Ильи Пророка (Бэттл-Крик)
- Церковь Воздвижения Креста Господня (Хакеттстаун)
- Церковь свт. Иоасафа Белгородского (Нью-Йорк)
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (Спокен)
- Церковь свт. Григория Богослова (Тампа)
- Церковь свт. Иоанна Златоуста (Гранд-Рэпидс)
- Церковь Всех Святых (Пайн-Буш)
- Церковь вмч. Георгия Победоносца (Нью-Йорк)
- Церковь Святой Троицы (Балтимор)
- Церковь ап. Андрея Первозванного (Лансинг)
- Церковь блж. Матроны Московской (Майами)
- Церковь трех святителей (Гарфилд)
- Церковь апп. Петра и Павла (Манчестер)
- Церковь апп. Петра и Павла (Пассаик)
- Церковь апп. Петра и Павла (Скрантон)
- Церковь Архангела Михаила (Редфорд)
- Церковь Архангела Михаила (Филадельфия)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лос-Анджелес)
- Знаменский собор в Нью-Йорке
- Собор Николая Чудотворца в Нью-Йорке
- Собор свт. Николая Чудотворца (Нью-Йорк, Бруклин)
- Троицкий собор в Нью-Йорке
- Церковь святых отцов семи Вселенских Соборов в Нью-Йорке
- Собор блгв. вел. кн. Александра Невского (Хауэлл)
- Церковь вмч. Георгия Победоносца (Хауэлл)
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (Сан-Диего)
- Церковь свт. Tихона, патриарха Московского и всея Руси (Бристоль)
- Церковь свт. Василия Великого (Сент-Луис)
- Церковь свт. Иннокентия Иркутского (Редфорд)
- Церковь прп. Серафима Саровского (Си Клифф)
- Церковь вмч. Пантелеимона (Саммит)
Часовни
- Часовня св. блаж. Ксении Петербургской в Хантсвилле
Монастыри
- Монастырь прп. Антония Великого в пустыне Сонора
- Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль)
- Монастырь св. прп. Марии Египетской в Нью-Йорке
- Новодивеевский монастырь в Нануете
- Скит св. прпмц. Елизаветы в Джорданвилле
- Тихоновский монастырь в Саут-Кейнане
- Монастырь св. прп. Германа Аляскинского в Платине
- Крестовоздвиженский монастырь (Уэйн)
- Монастырь св. свт. Саввы (Либертивилль)
- Монастырь св. прп. Ирины Хрисоваланту (Нью-Йорк)
- Монастырь св. равноап. Нины (Юнион-Бридж)
- Ново-Коренная пустынь в Магопаке
- Монастырь прп. Силуана Афонского (Сонора)
- Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (Саксонбург)
- Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (Везерли)
- Монастырь свт. Иоанна Златоуста (Кеноша)
- Монастырь Иоанна Предтечи (Голдендейл)
- Монастырь Святых Архангелов (Кендалия)
- Женский монастырь святой Параскевы (Вашингтон)
- Монастырь Преображения Господня (Гарвард)
- Монастырь свт. Нектария Эгинского (Роскоу)
- Монастырь Панагии Паммакаристы (Лоусонвилль)
- Монастырь Панагии Прусиотиссы (Трой)
- Монастырь Панагии Влахернон (Уиллистон)
- Монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» (Данлоп)
- Монастырь Всемилостивого Спаса (Вашон)
- Монастырь Святой Троицы (Смит Крик)
- Монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы (Реддик)
- Женский скит преподобномyченицы Елизаветы (Джорданвилль)
Видео
Ссылки
- Паломничество к святыням США
- Паломничество в США: первый опыт
- Американская Православная Церковь : Святые и подвижники благочестия
- Монастырь Святого Антония (США, Аризона). Иван Роса
Подкатегории
В этой категории отображается 7 подкатегорий из имеющихся 7.