Содержание
Жизнь Ноя и его детей после потопа
Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
1-е послание к Тимофею 2:3-4
После того, как окончился Всемирный потоп, Ной вышел из ковчега со своими сыновьями. Его сыновей звали Сим, Хам и Иафет.
Ной стал возделывать землю и выращивать виноград. Из виноградного сока он сделал вино и, попробовав его, опьянел, потому что еще не знал силы вина. Он лежал обнаженным в своем шатре и это увидел его сын Хам. Он непочтительно отнесся к отцу своему — рассказал об этом своим братьям. Братья его — Сим и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана.
Он сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.
Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога.
Потомки Хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран.
Столпотворение вавилонское и рассеяние людей
Потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.
Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.
Но, прежде чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собою и других, задумали построить город и в нем башню, наподобие столпа, высотою до небес, чтобы прославиться и не быть в подчинении у потомков Сима и Иафета, как о том предсказал Ной. Они наделали кирпичей и принялись за работу.
Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.
Тогда люди были вынуждены бросить начатую постройку и разойтись по земле в разные стороны. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии, Потомки Хама ушли в Африку, но часть их также осталась в Азии.
Недостроенный город прозван Вавилоном, что значит “смешение”. Вся же страна, где был этот город, стала называться землею Вавилонскою, а также Халдейскою.
Расселившиеся по земле люди постепенно стали забывать свое родство, и стали образовываться отдельные, самостоятельные народы или нации со своими обычаями и языком.
Господь видел, что люди больше научаются друг от друга злым делам, чем добрым, и потому произвел смешение языков, разделил людей на отдельные народы и дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни.
Появление идолопоклонства
Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого истинного Бога, Творца мира. Главной причиной этому были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше, и некому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие).
Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать их изображения, поклоняться им, приносить жертвы и строить им храмы или капища.
Такие изображения ложных богов называются идолами, или кумирами, а народы, поклоняющиеся им, называются идолопоклонниками, или язычниками. Так появилось на земле идолопоклонство.
Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Богу.
Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Пс. 5 — 13
Жизнь Ноя и его детей после потопа
Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.
Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.
Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.
Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие»: гл. 9, 18-29; гл. 10.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Дети Ноя
Дети Ноя Средвековая карта с именами детей Ноя
Сыновья Ноя (в средневековых источниках Таблица народов) — род библейского патриарха Ноя. Согласно 10-ой главе книги Бытия у Ноя было три сына — Сим, Хам и Иафет.
Существует несколько подходов к оценке содержащейся в Ветхом Завете информации. Остается открытым вопрос о том покрывает «таблица народов» население всей прародины или лишь некоторые этнические группы, которые были известны древним евреям.
Проблема первородства
Три сына Ноя. Открытка начала XX в.
Изначальный текст Ветхого Завета, из-за особенностей перевода с древнееврейского может вызывать неоднозначности при оценке первородства потомков Ноя. Согласно еврейской традиции, Сим (Шем) был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет — через год после Хама.. Однако иногда на первое место ставят Иафета. С другой стороны известно, что изначально в Вавилоне царским родом был род Хама.
Первоначальное расселение
Согласно наиболее распространённой версии Ной, со своими детьми после потопа высадился на склонах горы Арарат. Оттуда он и его потомки расселились вдоль рек Тигр и Ефрат, заполнив древнее междуречье. При этом Симу и Хаму достались вотчины в южном Вавилоне, а роду Иафета в северной его части.
Род и потомки Ноя
Потомки Ноя (Таблица народов) | ||
---|---|---|
Сим и семиты | Арфаксад | Елам | Ассур | Луд | Арам | |
Хам и хамиты | Куш | Мицраим | Пут | Ханаан | |
Иафет и яфетиды | Гомер | Магог | Мадай | Иаван | Фувал | Мешех | Фирас |
Семиты
Основные статьи: Сим, Семиты
Род Сима в Библии расписан подробно и его линию можно проследить вплоть до Иисуса. К семитам прежде всего относят евреев, арабов и ассирийцев. От Елама вели своё родство эламиты (соседи вавилонцев), от Ассура — ассирийцы, от Арама — арамейцы (древние сирийцы).
Потомки Сима | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Хамиты
Основные статьи: Хам, Хамиты
Ветхий Завет называет хамитами представителей негроидной расы. Хамиту Белу приписывают господство в Вавилоне и строительство Вавилонской башни. От Куша ведут своё родство эфиопы и сомалийцы, от Мицраима — древние египтяне, от Ханаана — древние ханаанцы, которых позже изгнали с исконных земель евреи. Под современными потомками Ханаана скорее всего стоит рассматривать берберов и туарегов в Африке.
Потомки Хама | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Яфетиды
Основные статьи: Иафет, Яфетиды
Ветхий Завет касается Иафета и его потомков лишь вскользь. Традиционно яфетидов связывают с кавказцами. Если прислушаться к Библии — яфетиды населяли острова и земли к западу от Святой Земли — то есть современную Турцию, Грецию, Италию, Испанию и близлежащие острова. И на самом деле в этих странах реки и горы имеют схожие названия. А басксий язык в Испании близок по родству кавказским. К яфетидам относилась Минойская цивилизация Греции, этруски Италии и тартессцы Испании. Языки этих народов плохо поддаются расшифровке, потому что они не похожи на индоевропейские. От Мадая вели своё родство мидийцы, от Фарсиса — тартессцы — древняя, малоизученная цивилизация Испании.
Потомки Иафета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
Сноски и источники
- Талмуд, Санхедрин 69б
- Айзек Азимов. В начале
- Сим, Хам, Иафет, Шем, Хам, Йефет
- Возникновение этносов и религий в контексте свидетельств Торы
История Ноя | ||
---|---|---|
Персонажи | Ной | |
События | Потоп | Завет с человечеством | Расселение народов | |
Основные понятия | Ноев ковчег | Арарат | Голубь мира | Семь законов потомков Ноя | «Сыновья Ноя» | |
В разных источниках | Нух | |
Дети Ноя | Сим | Иафет | Хам |
Потомки Ноя
У Ноя было три сына: Сим, Хам, Иафет, и шестнадцать внуков.
Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя. Светская история предоставляет множество свидетельств того, что люди, выжившие после Ноевого Потопа, были реальными историческими персонажами, и их имена неизгладимо отпечатались на многих событиях и вещах древнего мира. Когда Ной и его семья вышли из Ковчега, они были единственными людьми на Земле. Сыновья Ноя и их жены были теми людьми, которым предстояло через своих потомков заново заселить землю после Потопа. В 10 главе книги Бытие говорится о 16 внуках Ноя. Бог оставил нам достаточно доказательств того, что эти внуки Ноя действительно жили, что их библейские имена являются их настоящими именами, и что после Вавилонского рассеивания (Бытие.11) их потомки распространились по земле и дали начало разным народам древнего мира. Первые поколения людей после Потопа жили долго, некоторые из них пережили своих детей, внуков и даже правнуков. Последним долгожителем был Ной – 950 лет, его сын Сим жил 600 лет, его сын Арфарксад – 438 лет, его сын Сала – 433 года, его сын Евер – 464, его сын Фалек — 239 лет, его сын Рагав – 239 лет, его сын Серух – 230 лет, его сын Нахор 148 лет, его сын Фарра – 205 лет, дней Авраама было -175 лет (1948 – 1773 до н.э.), его сын Исаак – 180 лет, его сын Иаков – 147 лет и его сын Иосиф прожил 110 лет. Спустя ~400 лет Моисей записал: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10).
Сыновья и внуки Ноя стали главами родовых кланов, которые росли и становились в соответствующих регионах большими группам населения. Люди в разных областях назывались по имени своего общего предка. Его именем они называли свою землю, а часто и крупные города и реки. Иногда люди скатывались к культу поклонения предкам. И когда это происходило, для них было естественным называть своего бога именем общего предка. Или же своего долго живущего предка они почитали богом. Все это означает, что свидетельства истории сохранились таким образом, что их просто невозможно утратить, а человеческую изобретательность нельзя просто стереть. Происхождение большинства племен и народов можно проследить до сыновей Ноя — и это легко проверить, исследовав их генеалогическое древ. Давайте более подробно рассмотрим эти свидетельства:
В Бытие 10:1-2 говорится: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма»
Сыновья Иафета
— Первым внуком Ноя, упомянутым в Писании, был Гомер. Он был прародителем Киммерийцев, которые изначально селились на берегах Каспийского моря. Иезекииль писал, что потомки Гомера, а также потомки Фогармы (сын Гомера), проживали в северных пределах (Иез.38:6). В современной Турции есть область, которая во времена Нового Завета называлась Галатия. Еврейский историк Иосиф Флавий писал, что люди, которые в его время (93 год н.э.) назывались Галатами или Галлами, раньше назывались Гомеритами. Они переселились на запад в область, которая теперь называется Францией и Испанией. На протяжении многих столетий Франция называлась Галлией, по имени потомков Гомера. Северо-западная Испания и по сей день называется Галисией. Некоторые из Гомеритов переселились дальше, в область, которая теперь называется Уэльсом. Историк Дейвис сообщает о традиционном уэльском веровании в то, что потомки Гомера «прибыли в землю Британского острова из Франции, примерно через 300 лет после Потопа». Он также пишет, что уэльский язык называется Гомераг (по имени их предка Гомера). Другие члены кланов оседали в областях по пути расселения, включая Армению. Сыновьями Гомера были «Аскеназ, и Рифат, и Тогарма» (Быт.10:3). Британская энциклопедия говорит, что Армяне традиционно считают себя потомками Тогармы и Аскеназа. Пределы древней Армении простирались на территорию Турции. Название Турции, вероятно, произошло от имени Тогарма. Другие переселились в Германию. Ашкеназ — так называется Германия на иврите. Есть свидетельство, что название страны Турция, образовалось от Ноевого потомка по имени Тогарма (см. текст).
— Магог. Как утверждает Иезекииль, потомки Магога жили в северных землях (Иез.38:15; 39:2). Иосиф Флавий пишет, что те, кого он называет Магогитянами, греки называли Скифами. Согласно Британской энциклопедии, древнее название области, которая сегодня включает часть Румынии, Украины и России было Скифия.
— Мадай. Вместе с Эламом, сыном Сима, Мадай является предком современных Иранцев. Иосиф Флавий говорит, что Греки называли потомков Мадая Мидянами. Каждый раз, когда в Старом Завете упоминаются Мидяне используется древнееврейское слово Мадай (медай). После времени правления царя Кира, Мидяне всегда упоминаются (за исключением одного раза) вместе с Персами. Эти два народа стали одним царством, в котором правил один закон — «закон Мидян и Персов» (Дан.6:8,12,15). Позднее они просто назывались Персами. С 1935 года их стали называть в соответствии с названием их страны — Иранцами. Мидяне также «поселились в Индии».
Иаван— древнееврейское название Греции. Названия Греция, Гресия или Греки встречаются в Старом Завете пять раз, и всегда в форме древнееврейского слова Javan (Иаван). Даниил говорит о «царе Греции» (Дан.8:21), что буквально означает «царь Иавана». Сыновей Иавана звали: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим (Быт.10:4). Все они имели родственные связи с Греческим народом. Эолийцы (древний Греческий народ) получили свое название от имени внука Иафета Елиса. Таршиш или Тарсус был расположен в области под названием Киликия (современная Турция). В Британской энциклопедии говорится, что Киттим — это библейское название Кипра. Греки поклонялись Юпитеру под именем Юпитер Доденеус, который получил свое имя от четвертого сына Иавана (Додадим). Название же Юпитер произошло от имени Иафет. Его оракул находился в городе Додона.
— Тубал. Иезекииль упоминает о нем вместе с Гогом и Мешехом (Иез.39:1). Тиглат-паласар I, царь Ассирии, правящий примерно в 1100 году до н.э., называет потомков этого внука Табали. Иосиф Флавий назвал их Тобелитами, которые позднее стали известны как Иберы. «Во времена Иосифа Флавия Римляне называли эту территорию Иберией. Иберия находилась там, где сегодня находится Грузия, столица которой и до сегодняшнего дня носит имя Тубала — Тбилиси. Отсюда, перейдя через Кавказские горы, народ двинулся дальше на северо-восток, назвав реку Тобол именем их племени, а отсюда и название известного города Тобольск».
— Мешех — имя следующего внука Ноя, является древним названием города Москва. Москва является как столицей России, так и областью, которая окружает этот город. Один из географических районов, Мещерская низменность, до сегодняшнего дня называется по имени Мешеха, практически не претерпев изменений на протяжении столетий.
— Согласно Иосифу Флавию, потомки Фираса назывались тирянами. Греки изменили их название, и они стали называться Фракийцами. Фракия тянулась от Македонии на юге и до реки Дунай на севере и до Черного моря на востоке. К этой области принадлежали территории известной нам Югославии. Во Всемирной энциклопедии говорится: «Народ Фракии представлял собой жестоких индоевропецев, которые любили воевать и заниматься мародерством». Потомки Фираса поклонялись ему под именем Турас, то есть Тор — бог грома.
Четыре сына Хама
— Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан (Бытие 10:6). Потомки Хама в основном заселяли юго- западную часть Азии и Африки. В Библии часто говорится об Африке, как о земле Хама (Пс.104:23,27; 105:22). Хуш — древнееврейское слово, обозначающее древнюю Эфиопию. Слово Эфиопия в Библии — всегда, без исключений, перевод еврейского слова Хуш. Иосиф Флавий, который называет их Хус, писал, что «даже в наши дни сами эфиопы называют себя хусейнами (хусейцами), как называют их и жители Азии».
— Мицраим. Мицраим — это древнееврейское название Египта. Название Египет сотни раз встречается в Старом Завете и (за исключением одного раза) всегда это перевод слова Мицраим. Например, в месте погребения Иакова Хананеи увидели плач Египтян и назвали это место Абель Мицраим, что означает плач Египтян (Быт.50:11).
— Фут — имя следующего внука — древнееврейское названием Ливии. Это древнее название встречается в Старом Завете трижды. Древняя река Фут находилась в Ливии. Ко времени, когда жил Даниил, название было изменено на Ливию. Иосиф Флавий говорит: «Фут населил Ливию и назвал по себе жителей страны Футийцами».
— Ханаан — древнееврейское название территории, которая позднее была названа Римлянами Палестина, т.е. современная территория Израиля и Иордана. Стоит сказать несколько слов о потомках Хама (Быт.10:14-18). Ими были: Филистей, который, несомненно, является предком Филистимлян (от которого произошло названием Палестины), Сидон, основатель древнего города, названного в его честь, и Хетт — родоначальник древней Хеттской империи. Также о Ханаане говорится в Быт.10:15-18 как о прародителе Иевусеев (Иевус — это древнее название Иерусалима — Суд.19:10), Аморреев, Гергесеев, Евеев, Аркеев, Синеев, Арвадеев, Цемареев и Химафитов — древних народов, которые населяли землю Ханаан. Наиболее известным потомком Хама был Нимрод, основатель Вавилона, а также Эреха, Аккада и Халне в земле Сеннаар (Вавилония).
Пять сыновей Сима
— Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам (Быт.10:22). Элам — это древнее название Персии, которая сама является древним названием Ирана. До времен правления царя Кира народ, живший здесь, назывался Эламитами, они даже несколько раз упоминаются под таким названием в Новом Завете. В книге Деян.2:9, Евреи из Персии, которые присутствовали в День Пятидесятницы, упоминаются, как Эламиты. Таким образом, персы являются потомками, как Элама, сына Сима, так и Мадая — сына Иафета (смотрите выше). Начиная с 1930-х годов, они называют свою землю Иран. Очень интересно отметить, что слово «ариец», которое так очаровывало Адольфа Гитлера, является формой слова «Иран». Гитлер хотел создать чистую арийскую «расу, состоящую из суперлюдей. Термин «ариец» обозначает смешанная линия Семитов и Иафетитов! Ассур — это древнееврейское слово обозначает Ассирия. Ассирия была одной из великих древних империй. Каждый раз, когда в Старом Завете встречаются слова Ассирия или Ассирийский, они переводятся от слова Ассур. Ассур был одним из первых людей, кого обожествили и кому поклонялись его собственные потомки. «На протяжении всего существования Ассирии, т.е. до 612 г. до Р.Х., сводки сражений, дипломатических и внешних отношений зачитывали вслух, обращаясь к изображению Ассура; все ассирийские цари полагали, что носят свою корону только лишь с божественного дозволения духа Ассура».
— Арфаксад был прародителем Халдеев. Этот факт «подтверждается Хурритскими (Нузи) скрижалями, где его имя выглядит как Арипхурра — основатель Халдеи». Его потомок, Евер, передал свое имя Еврейскому народу через линию Евер-Фалек-Рагав-Серух-Нахор-Фарра-Аврам (Быт.11:16-26).
У другого сына Евера — Иоктана — было 13 сыновей (Быт.10:26-30), все из которых поселились в Аравии. Луд был предком Лидийцев. Лидия находилась там, где сегодня расположена Западная Турция. Древней столицей Лидии был город Сардис. Одна из семи церквей Азии была расположена в Сардисе (Откр.3:1).
— Арам — древнееврейское название Сирии. Каждый раз, как в Старом Завете встречается слово Сирия, знайте, это слово переведено со слова Арам. Сирийцы называют себя Арамейцами, а их язык называется Арамейским. До времен распространения Греческой империи, Арамейский язык был международным языком (4Цар.18:26). Когда Иисус висел пригвожденный к кресту и произносил слова: «Элои, Элои, лама савахфани» (Марк.15:34). Он говорил на Арамейском языке — языке основной массы людей.
Заключение
Мы лишь вкратце поговорили о 16 внуках Ноя, но сказанного вполне достаточно, чтобы показать, что все эти люди и в самом деле жили, что они были именно теми, кем их называет Библия, и что они и их потомки являются реальными узнаваемыми персонажами на страницах истории. Библия не только не является собранием мифов и легенд, а является единственным ключом к истории самых раннихэпох нашего мира.
Потомки Ноя.
Быт. 9–10
После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом. Вскоре и сам праведный Ной показал своим сыновьям пример порочной слабости. Однажды Ной выпил виноградного вина, в опьянении сбросил с себя одежду и обнаженный уснул в своем шатре. Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу, обрадовался, когда увидел, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к своим братьям и с чувством злорадства стал рассказывать им об отце. Но Сим и Иафет проявили сыновнюю любовь к отцу: отводя глаза, чтобы не видеть его наготы, они укрыли его одеждой. Когда Ной проснулся и узнал, как вел себя Хам, он проклял его потомков и предсказал, что они будут рабами Сима и Иафета. Обращаясь к Симу и Иафету, он сказал: «Благословен Господь Бог Симов; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:26–27).
Первобытное общество было патриархальным, Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть. Он в то же время выполнял роль священника, принося жертвы, был хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям, действительно, имело решающее значение для их будущей судьбы. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми, и наибольшее пространство займут потомки Иафета (индоевропейские народы), истинная религия сохранится у потомков Сима — семитов, или семитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т. е. они уверуют во Христа, в то время как семиты (евреи) откажутся от Него.
Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 950 лет от рождения. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков. От сыновей Ноя произошло потомство, которое заселило землю. Потомки Сима — семиты поселились в Азии, по преимуществу — на Аравийском полуострове с прилегающими к нему странами; потомки Хама — хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета — иафетиты заселили всю южную часть Европы и Среднюю Азию, где образовали Арийское царство.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Потомки Ноя. Родословие народов
Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Начало идолопоклонства
После потопа опять началась обыденная жизнь, с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих детей. Но истинно слово Божие, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его», и сам праведный Ной вскоре показал своим сыновьям и пример порочной слабости. Он рассадил виноградник, воспользовавшись для этого, по иудейскому преданию, отростком лозы, высунувшейся из ограды райской. Не знал ли он действия плода виноградного, или в употреблении его проявилась в нем наклонность к пороку, отличавшему погубленных потопом людей, которые неумеренно «ели и пили», во всяком случае он опьянел и повалился в неблагопристойном положении – «обнаженным в шатре своем», чем вызвал непочтительное и насмешливое отношение к себе со стороны своего сына Хама. Только другие сыновья – Сим и Иафет отнеслись к нему с почтением и прикрыли его.
Узнав об этом, Ной выразил свои чувства в словах, которые получили пророческое значение для судьбы потомков его сыновей. Первобытное состояние общества было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям действительно имело решающее значение для их будущей судьбы. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми и наибольшее пространство займут потомки Иафета; истинная религия сохранится в потомстве Сима; в определенные времена он покорит себе землю Ханаанскую с населяющим ее племенем, и в его стране явится Искупитель мира. Потомки Иафета также вселятся в шатрах Симовых, т. е. войдут в землю Ханаанскую, как символ основанной в ней истинной церкви.
Сам Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 950 лет от роду, будучи последним представителем допотопной долговечности. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков. Земля была разделена на три части между потомками трех сыновей Ноя. Потомки Сима заняли Азию, по преимуществу Аравийский полуостров с прилегающими странами; потомки Хама поселились почти исключительно в Африке с отпрысками в соседние страны Азии, и потомки Иафета заселили всю обитаемую в то время северную полосу земли, идущую от колыбели послепотопного человечества через Малую Азию в Европу, по северному берегу Средиземного моря. На происхождение населения этих стран света от трех сыновей Ноя указывает то обстоятельство, что многочисленные языки, на которых говорят народы и племена в этих частях света, наука сводит к трем основным корням, несомненно имеющим свое общее начало в первобытном языке, каким он был до «смешения языков». В частности, из потомков Иафета можно указать произошедшие от его сыновей и внуков народы: от Гомера – кимвры, от Магога – скифы, от Мадая – мидяне, от Иавана – греки (ионяне), от Фираса – фракийцы и так далее. От Сима произошли все семитские народы, населявшие Аравию и другие соседние страны Азии. Он был «отец всех сынов Еверовых», т. е. племен и народов, родственных народу еврейскому. Наконец, из сыновей Хама Хуш (или Куш) был родоначальником населения Ефиопии, Мицраим – Египта, Фут – Ливии и Ханаан – населения земли Ханаанской, или Палестины.
Вавилонская башня
Потомство Хамово поселилось почти исключительно в Африке, кроме Ханаана, который занял Палестину и впоследствии был отчасти изгнан из нее израильтянами. Но был еще один потомок Хамов, который также поселился в Азии. Это именно Нимрод, сын Хуша, основатель Вавилонского царства и покоритель Ассирии. Это был «сильный зверолов», но по своему характеру он напоминает первого строителя городов – Каина с его ближайшим потомством. Он основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую, гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других соседних городов. Неудивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, чтобы объединить под своей властью все народы земли и господствовать над ними вопреки воле Божией, определившей им быть рабами. И вот с этой целью основав могущественный город в земле Сеннаар, как в древности называлась Месопотамия, они составили совет, на котором порешили в знак своего политического могущества и в выражение своей гордости построить «башню, вышиною до небес». Предприятие, очевидно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное: преступное потому, что вытекало из гордости, граничившей с самонадеянностью и отвержением Бога, и опасное потому, что исходило из среды проклятого и неблагословенного потомства Хамова. Успех его в этом деле мог пагубно повлиять на остальные народы и таким образом заразить и их преступной самонадеянностью и нечестием. И вот, когда закипела работа, обжигались кирпичи и приготавливалась земляная смола, Господь порешил наказать их за безумное предприятие. «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речь другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». Около местоположения Древнего Вавилона и теперь высятся громадные развалины какой-то исполинской, в семь разноцветных этажей башни, называемой Бирс-Нимруд, т. е. «Башней Нимрода», и предание иудейское видит в ней именно ту башню, построением которой до небес племя Хамово хотело прославить свое имя. Что касается «смешения языков», то не нужно отождествлять его с происхождением языков. Мы не знаем, в чем состояло это смешение, или какие начатки языка различные народы понесли с собой при рассеянии. Несомненно, что в это именно время произошли главные особенности, которыми отличаются различные классы языков, и что строители рассеялись потому, что не могли уже понимать друг друга. Но это не значит, что тогда сразу образовались языки, какими они существуют теперь. Сравнительное языкознание открывает в строении и развитии языков стройные и чудесные законы, чуждые всякого беспорядочного смешения. Смешение могло состоять в различном выговоре и сочетании слов (достаточном для взаимного непонимания), и по расселении в различные страны на основании этих особенностей уже выработались отдельные языки.
Так как нечестивое потомство Хамово, забывшее Бога и всецело полагавшееся на себя, не замедлило бы привить отличавшее его безбожие всем другим племенам и народам, которые оно хотело объединить под владычеством Вавилона, то с рассеянием народов была предотвращена опасность быстрого распространения этого зла. Но задатки самого зла все-таки остались, «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». Расходясь все дальше и дальше от первоначальной колыбели человечества и тех родоначальников, которые хранили истинную веру в Бога и связанные с нею истины, и встречаясь со множеством невиданных предметов и опасностей, народы мало по малу стали всецело сосредоточиваться на этих ближайших предметах; у них затемнялась память об общих преданиях предков, а вместе с тем затемнялось и самое понятие о Боге. Среди множества трудностей и опасностей им нужен был такой Бог, который был бы вблизи их и к которому можно бы прибегать за помощью при всяком наличном бедствии. Между тем Бог отцов их был для них невидим и лишь неясно предносился их воображению. Ввиду этого они легко могли перейти к боготворению чего-нибудь такого видимого, что могло особенно поражать их воображение своим величием, красотой, пользой или страхом. Так произошло идолопоклонство или язычество, которое есть не что иное, как отвержение невидимого и суеверная привязанность к видимому. Вместо невидимого Творца и Промыслителя человек стал боготворить видимое – прежде всего, быть может, солнце, луну и звезды, как благодетельные светила, дававшие жизнь и руководившие в странствовании, затем предметы окружающего неодушевленного и одушевленного мира (полезных или страшных животных), и, наконец, выдающихся чем-нибудь людей, которые в качестве героев делались полубогами и по смерти переходили в сонм богов. Боготворение видимого неба (сабеизм), видимой и особенно одушевленной природы (зоотеизм) и человека (антропотеизм) составляет три главные ступени язычества и как внешнего его выражения – идолопоклонства. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в трех отдельных странах – Месопотамии, Египте и Греции. Правда, человек не удовлетворялся таким грубым идолопоклонством и кроме всех видимых богов постоянно признавал над всеми и даже над богами господство высшей, неумолимой судьбы (в чем нельзя не видеть неясных следов воспоминания о едином всемогущем Боге-Промыслителе), но идолопоклонство уже по самой своей сущности приковывало ум к грубо чувственным предметам и отвлекало от всего сверхчувственного. Чувственные божества заставляли боготворить в них чувственные силы и свойства, и с распространением нечестия дело дошло до того, что люди стали боготворить и освящать в своих чувственных божествах даже грубые пороки, подражание которым и ставилось в религиозный долг.
И вот таким образом вместо истинного благоговения и богопочтения на земле распространилось грубое идолопоклонство и нечестие. Волны греха и суеверия опять затопляли землю и опять грозили окончательно погубить и искоренить истинную религию с ее основным корнем, заключавшимся в великом обетовании будущего Спасителя мира от рабства греху и нравственной смерти. Правда, на земле среди всеобщего идолопоклонства и нечестия оставались еще отдельные лица, которые сохраняли истинную веру. Но окружающая среда скоро могла увлечь и их общим потоком нечестия. Поэтому, чтобы сохранить семена истинной веры для будущего, необходимо было выделить какого-нибудь носителя их из среды беззакония и сделать его избранным отцом и родоначальником нового поколения верующих. Так и устроено было благим промыслом Божиим.
Это было через 352 года после потопа по еврейскому счислению и через 1207 – по греческому. Последнее счисление представляется более вероятным, так как дает больше исторического пространства для совершения изложенных важных событий.
Разногласие в определении этого времени зависит от того, что единственными данными для его определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять значительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у которого через 2 года после потопа родился Арфаксад. В этом показании сходятся все три текста, и потому разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из приведенной выше таблицы.
Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаритянский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокращение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тексте совершенно не значится Каинана. Ввиду полного согласия греческого и самаритянского текстов, показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.
Материал создан: 01.07.2015
Великая степь. Внуки Ноя
ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ во времени и в пространстве
На мониторе точка яркая растёт и вздрагивает и описывает круг… второй и третий и повторяет модуль сей внутри фигуры… Но вот круги в объёмную спираль свернулись и край её стал вихрем, расщеплённым на потоки. И чувством я шестым угадываю своего знакомца из прошлогодних странствий – то ветер, мной прирученный. И сердце замерло моё: сейчас утянет!
И я не ошибаюсь – опять лежу в степи щекою на земле, а этот озорной паршивец, ветер мой «карманный», меня прижал к ней, не даёт подняться и оглядеться. Аааа, поняла! Он мне повелевает слушать степь…
Да! Слышу, слышу! Гул невнятных криков, топота копыт… И лязг металла… И вопли, ор многоголосый! То ветрами-самцами заносит в степи племена, народы… и гонит прочь сквозь годы… О, сколько их тут пронеслось за тьмы веков!
Я знаю, это внуков Ноя племена! Шестнадцать внуков Ноя от трёх сынов родили множество народов на земле. Их имена известны: от Иафета, предка русов, пошли Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Тирас. А от Гомера: Аскеназ, Рифат, Тогарма… От Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим… От Сима с Хамом тоже ветви многие пошли…
Оказывается, вслух я размышляю! И чую озорной мой друг из племени ветров-самцов затих, как будто слушает все эти рассужденья… И больше у земли меня не держит. Но что же он творит? Он ноги мои гладит и брюки от его стараний пузырят…
Ах ты, негодник! Вскакиваю я и в возмущении весёлом треплю рукою гриву ветра и насквозь тараню его дланью, затем обхватываю холку и, взгромоздясь верхом, отчитываю строго:
– Знай своё место! И дорогу в Степь Великую, в её былое. И не шали! Не то ответишь за такое баловство… Да только как ответ с тебя спросить: ты глух и нем…
– Ну, не совсем, – доносится до уха сиплый голосок, – киянин я и Борисфен, по-нынешнему Днепр, мои владенья. Ещё Тропу Троянью я блюду. И имя я имею – Буй. За буйство так меня зовут…
И тут я чуть не грохаюсь на землю, но Буй обхватывает меня крепко и несёт – молчком… Зато молчать не собираюсь я:
– Тропа Троянья? Из Трои, где проживали некогда таросы и росены? В стране Троаде, канувшей во тьме столетий?
– Да, россы пестовали ту Троаду, как центр своей вселенной, где сходятся небесный мир с земным и адом, где времена сливаются в одно: насущное. В нём старина и будущее, и всё сущее. Там ветры все сходились и в миру и в мире, и добро и зло с обыденностью жизни… И правила там троица Богов – Святая Троица. Тому четырнадцать веков во старь от исчисленья твоего… Война Троянья разрушила Троаду и потекли потоком россы чрез Босфор, Трояньи тропы пролагая, и выпестовали города этрусков и Фракию Дунайскую да и Днепровскую Трояну. И жили в мире пять столетий. Распалась Римская империя, но Византия стяг упавший подхватила, и властвовала морем безраздельно, покуда россы, следуя Тропой Трояньей, не стали возвращать исконные владенья на Дунае. Звались они в те времена уже славяне… Так родились Трояна Севера Днепровская и Южная Трояна на Дунае – Болгария, а между ними на Тропе Трояньей – Киевская Русь… Хранит Тропа забытые победы и раздоры, что сеяли архонты Византии, но испокон тропой сакральною она считалась у славян…
– Да потерялась в глубине веков, когда степных ветров самцы народы гнали с мест обжитых в неведомые дали, остались лишь в степях по Роси и Днепру Трояновы валы…
– Всё так, – поддакнул Буй и наземь меня бережно ссадил, – мы во Степи Великой, меж морями Чёрмным и Хвалынским… Скажи же мне: что ведаешь об этой ты земле?
– Булгаров племена тут обитали встарь. Заволжские савиры стеснили тех к Дунаю, вернее, раскололи их на группы и разбрелись булгары в страны света: кто чрез Танаис*, кто во Фракию направился, а кто в Армению… В Причерноморье часть ушла, иные поселились в Приазовье. Да вот последних подчинили оногуры – и именем своим их нарекли. Случилось в V веке это. А сильными считались из племён булгарских утигуры и также кутригуры. Соседи они были, по разным берегам ТанАиса все мирно проживали, пока не стала их сводить в раздорах Византия: уж сильно не пришлись по нраву ей воинственные племена, а вот владения их были по душе смутьянке… Однако же объединились те в Великую Булгарию. То было у истоков VII века, аккурат вслед за распадом каганата… Ах, да! Тюркютского. И заняли булгары степи вкруг Азова, да Таманский полуостров, а правил ими доблестный Кубрат, друг детства византийского архонта – тот титул дал булгарину патрикия… С кончиною Кубрата Великая Булгария распалась и сыновья его наследство поделили: старшой Баян на родине остался, второй, Котраг, напротив поселился, по берегу Танаиса, а остальные: кто на запад, кто вверх по Волге разошлись. Сын Аспарух Дунайскую Болгарию створил, другой – Поволжскую Булгарию устроил… А были ещё гунны, готы. Но вот о них я не припомню что-то…
Вдруг Гегеля на ум приходит афоризм: «Народы – мысли Бога». И чую я – устала…
И лишь надумала прилечь в высокую траву, как что-то вверх меня вздымает…
– Приляг на бороду мою, вздремни, – вздыхает Буй, – а я посторожу твой сон…
Какой тут сон! Ух, ты! Я вижу ветер! Он долгополый, слеплен бирюзовыми струЯми, усы и брови вихрями лохматы, и в глубине тугого облака главы сияют синью очи! И запах разнотравья слышен мне, и ковыля сверкает седина! О, я поражена! И я слабею…
– Ты всё же отдохни, – киянин дует, – о гуннах с готами тебе напомню я… Ах, в годы те я молод был и буен! И вездесущ, и среди кущ обителей племён летал и знал их нужды… Так внемли, как Аттила подчинял всю степь между Хвалынью и Азовом. Был V век, Аттила воевал за власть свою и с племенами, что его не признавали, и с Ромеей Западной. Ей тоже Степью брезжилось владеть и потому она в боях мотала войско гуннов, те ослабели и проиграли битву вестготам и аланам на реке Луаре. А тут Аттила умер, и сыновья его, не поделив наследство, империю отцову развалили. А с ней союз племён. И гунны убежали за Дунай, подавшись во владенья Византии. И растворились средь других народов…
– Послушай, внук Стрибогов, Буй, – вдруг протестую я, изрядно притомившись обилием речей. – На что мне эти гунны, готы? Ты мне о россах, русичах повей! Мне о Руси побольше знать охота!
– Об этом знаю я не больше твоего, тут много сказов среди вЕтров… Слыхал от ветра-крымца я, что будто арьи поделились некогда на два народа: на ванов и на асов, и будто русы из народа асов, и из того ж народа племена норвежцев, шведов, данов, готов и германцев. Короче, всех варягов. И даже, будто, ваши казакИ от асов… Другие ветры на Тропе Трояньей уверены, что русы, как и россы, – дети ванов, званых некогда венедами. И будто в старь глубокую язык у всех был русский… По мне, так все народы, как и ветры – братья…
– Откуда же тогда все беды и невзгоды? – пытаюсь возражать я бреду Буя. – Все эти войны, распри, неприятье чуждой веры и иных народов?
– От жадности людской и от потери Меры. А Мера – равновесья суть меж Духом и желаний плоти. А плоть желает много жиру*, чтоб баловать и греть себя. Лишь тот, кто знает меру, не жаждет лишнего иметь, дабы продать и жир пополнить для услады плоти. Вот потому люд бестолковый жадно ищет земли богатой и путей торговых. За них и бьётся, жизни цену сбив…
– А как же битвы смертные за веру и за землю предков? – Буя перебив, встреваю я со справедливым возраженьем. – К тому ж племён коловращенье бывает просто в поисках воды и пищи! Таких примеров – тыщи!
– Вот это верно! – выдыхает мой киянин, засопев сердито. – Свою страну объев, кочевник рыщет в поисках чужих угодий, за жизнью сытой скачет! Нет, чтобы жить иначе и землю обустраивать свою! Так нет же, он соседей вовлекает в сговор, чтоб за добро чужое воевать!
Тут чую я, что стало холодать. Того гляди, киянин забуянит! Тогда уж точно мне несдобровать! И я игриво запускаю длани в гриву ветра:
– Уймись, ворчун! Ты всюду прав, но нрав не проявляй пока. Давай помчимся сквозь века в десятый век от исчисленья моего. Меня интересуют события тех лет, исход баталий старых, а более всего хазары и битвы с ней Руси.
– Так у меня спроси, – слегка угомонился Буй, – я ничего не утаю.
– Я знаю, друг мой вихревой, и от души тебя благодарю. Желаю я воочию взглянуть на войско Вещего Олега…
– Ну, что ж, летим, не так уже туда и долог путь. Но ты рискуешь угодить в капканы печенегов.
– О, не пугай, они нам не враги! Мне ведомо, что Русь вступала с ними иногда в союз для битвы с общими врагами. И даже Святослав обручно с ними и с булгарами успешно воевал с хазарами.
Мой «транспорт» подо мной вдруг задрожал от смеха:
– О, женщины! Нам слушать вас – потеха! Какие у кочевников союзы? На день, на час! Хазары, печенеги, половцы и гузы… Я даже перечислить не берусь: все предавали Русь! Скажи, что я не прав! Ведь печенегами погублен Святослав, хазары предали Олега! А ты мне тут о дружбе с печенегами жужжишь… Да кто они такие? Не народ, а сброд племён степей заволжских из тюрков, да сарматских с угро-финскими родов. Ни белые, ни жёлтые – так помесь. И были ведь сильны, покуда не побили их огузы, кипчаки и хазары… И сгинули б тогда! Но нет! Они изгнали венгров и растеклись от Волги до Дуная!
– Не распыляйся, Буй! Я об этом знаю. Но в них ведь, как и у булгар и скифов, и сарматов, и хазар – славяне были тоже…
– Ну и что же? В те времена, бывало, племена мешались безоглядно на чистоту родов. Да и хазары тоже… Не меньше десяти племён в них, средь белокожих смуглых – тьма. Да вот, взгляни сама!
И с высоты парения орла я вниз гляжу: в вечернем зареве десятого столетья Хазария как будто замерла, остановив миг жизни для моих раздумий. Лишь степь дыхания полна и травами ласкает ветров пряди. Всё остальное, как в игре «Замри», – и сполохи из древности зари мне помогают зрить и всхолмья все, и пади, и людей.
И вижу с точки я своей фигуры в длинных платьях, в шароварах, стёганых халатах, в высоких шапках, в скуфьях и в платках. И как же меж собой разнятся те хазары! Черноволосы есть и белокуры, и с ночью тёмною и с синевой в глазах.
Стоят простые камышовые кибитки, старательно обмазанные глиной, и во степи, почти целинной, пасётся скот: верблюды, овцы, кони – не в загоне, на свободе – и множество зверья – не счесть! И лозы виноградников, как нитки, плетут узорчатую скань… Да, расцвела, окрепла Хазарань!
А начался сей взлёт сто лет назад, с приходом к власти мудреца Обадья, когда каган династии Ашина стал куклою политики купца. Тогда хазары обитали на Кавказе воинственной страной вкруг крепости Дербент… И быстро стала прирастать землёй соседей Хазарань, с завидной скоростью придя к победе за главный путь торговый – но об этом моё слово ещё будет…
А сей час пора мне возвращаться. Устала я – нет сил общаться ни со временем, ни с ветром. Последний взгляд – и сразу же назад, в миллениум новейшей Хазарани.
Итиль, в кудрявых живописных берегах, несёт свои всё помнящие воды и поит разнотравные луга, зверьё и птиц, и пёстрые народы…
Мой друг, киянин бирюзовый, откликнулся на зов мой с полуслова и заспешил назад – и вот уж я на прежнем месте. Прощаемся мы честь по чести, и, гладя Бую холку, я вдруг ловлю под пышной чёлкой лукавый взор и слышу несусветный вздор:
– Ты в юбку завтра нарядись, пожалуй, сподручнее гораздо в ней летать.
– Ну, Буй, ты форменный наглец… – теряюсь я от дерзости такой. – Ты что, смеёшься надо мной? Ишь как усы встопорщил, прям, торнадо. Не дождёшься!
– Вот только про торнадо тут болтать не надо! Хоть поводырь твой по степи, но всё же ветер я, самец! Смирись с сим фактом, наконец. Я пошутил слегка…
– Ну, ладно, Буй, пока! Верни меня, откуда взял… Ооооой! Холод жуткий! Снова шутки?!
Конечно, холодно! Окно, распахнуто порывом ветра настежь, вечер… А запах! Запах трав весенних!
В прекрасном настроеньи гляжу на монитор, а там моргает надпись мне:
– До встречи!
Итиль – Волга
Танаис – Дон
Борисфен – Днепр
Жир – деньги, богатство
Море Чёрмное – Чёрное море, Понтийское, Скифье и др.
Море Хвалынское – Каспийское море, Тетис, Козарское море и др.