От жены начало греха, и через нее все мы умираем (Сир. 25. 27).
Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2. 13−15).
Добродетельная жена — венец для мужа своего, а позорная — как гниль в костях его (Притч. 12. 4).
Жена добродетельная радует своего мужа, и лета его исполнит миром (Сир. 26. 2).
Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего мужа (Сир. 25. 26).
Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его (Сир. 26. 16).
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14. 1).
При худой жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай (Сир. 42. 6).
Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее (Сир. 26. 20−21).
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31. 30).
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная (Притч. И. 22).
Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе (Сир. 26. 17).
Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее (Сир. 26. 11).
Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души (Сир. 26. 18−19).
Большая досада — жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама (Сир. 26. 10).
Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена — равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер (Притч. 27. 16).
Сварливая жена — сточная труба .., а разумная жена — от Господа (Притч. 19. 13−14).
Что хождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа (Сир. 25. 22).
Блажен, кто живет с женою разумною (Сир. 25. 11).
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (Притч. 21. 9).
Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная] жена (Сир. 40. 19).
Движущееся туда и сюда воловье ярмо — злая жена; берущий ее — то же, что хватающий скорпиона (Сир. 26. 9).
Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Притч. 18. 22).
Как из одежд выходит моль, так от женщины — лукавство женское (Сир. 42. 13).
Злость жены изменяет взгляд ее и делает лицо ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих, и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25. 19−21).
Счастлив муж доброй жены, и число дней его — сугубое (Сир. 26. 1).
Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная — злая жена (Сир. 25. 25).
Жене… не давай власти над собою при жизни твоей… Во всех делах твоих будь главным, не клади пятна на честь твою (Сир. 33. 19, 23).
Жена да боится своего мужа (Еф. 5. 33).
Не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею (1 Кор. 11. 9−10).
Господь Бог жене сказал: … к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3. 16).
Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25. 24).
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем (1 Тим. 2. 11−12).
Что сообразно с здравым учением: чтобы… любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми , покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие (Тит. 2. 1, 4−5).
Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9. 2).
Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены (Еф. 5. 22−23).
Не давай воде выхода, ни злой жене — власти . Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 25. 29).
Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив (Притч. 18. 23).
Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота (Сир. 7. 21).
Соглашусь, лучше жить со львом и драконом , нежели жить со злою женою (Сир. 25. 18).
Жены, повинуйтесь своим мужьям… Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3−6).
Что говорит Библия об интимных отношениях в браках?
Интимные отношения в семье – это один из важнейших факторов формирования счастливого брака. Опубликовано на веб-портале imbf.org
Песнь Песней
Интимные отношения в семье – это один из важнейших факторов формирования счастливого брака. В этом вопросе не стоит полагаться на слепую интуицию и доверять случайным советникам. Сразу отмечу, что вопросы, касающиеся физиологических проблем и патологий, мы оставим для врачей специалистов в медицинском консультировании. На повестку вынесем вопросы эмоционального и психологического ожидания супругов в браке.
В море различных источников информации возникает проблема поиска на важные вопросы. К кому лучше всего обратиться? Для начала, предлагаю попытаться поискать ответы у первоисточника. Это будет интересно! А таковым является Сам Всевышний. Ведь именно Он учредитель такого явления, как семья. Возможно ли что-то напрямую спрашивать у Всевышнего Бога? О Боге, Его провидении, замыслах, целях, инструкциях и законах повествует Библия – Священное Писание, которое писали древние авторы под Его руководством и вдохновением.
Среди священных книг Библии есть поэтическая и романтичная книга Песнь Песней. Эта книга не случайно оказалась в библейском каноне. Парадоксально, что на протяжении многих веков средневековая господствующая церковь запрещала эту книгу. Один филолог даже был заключен на десять лет за ее перевод.
Книга Песнь Песней весьма оригинально раскрывает красоту и гармонию отношений между возлюбленными – женихом и невестой, мужем и женой, которые достойны подражания. Она была написана под воздействием Божьего Духа выдающимся и мудрейшим царем Соломоном.
Мало кто ожидает найти чувственное описание брачной любви между мужчиной и женщиной в Библии. Это не удивительно, так как до сих пор найдутся те, кто верит в миф, будто первородный грех Адама и Евы состоял в факте их интимных отношений.
В чем проблема?
В построении счастливого брака супруги должны познавать особенности друг друга. Если они не будут этого делать, тогда настанет момент, когда каждый начнет осуждать и не воспринимать своего партнера, либо возьмется его «переделывать» на свой лад. К большому сожалению, именно этим занимается значительная часть семейных пар.
Множество конфликтов, супружеских измен, недовольства вспыхивают на фоне незнания или игнорирования особенностей друг друга. Поэтому приглашаю вас окунуться в таинственный и удивительный мир своего любимого человека.
ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН
Весьма примечательными и поучительными становятся отношения героя библейской книги Песнь Песней к своей возлюбленной с прекрасным именем Суламита. С первых строк поэзии повествуется, как он останавливается на гармонии внешности своей возлюбленной: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» (4:1). Молодой человек колоритно воспевает красоту своей невесты, находя оригинальные сравнительные эпитеты для описания ее глаз, волос, зубов, губ, шеи, груди и туловища. А в итоге он говорит: «И пятна нет на тебе».
Глазная любовь
Листая достояние мировой литературы и искусства, мы неоднократно встречаем, как рука сильного пола отражала в своих произведениях несравненную привлекательность женщины. Это не случайно. Ведь, как известно, мужчина любит глазами, а это значит, что ни дома, ни в саду или на огороде жена не может спрятаться от внимательной визуальной оценки своего спутника. Он заметит все детали внешнего вида: это будет его привлекать или отталкивать. Но это еще не все…
Благоухание
Запах тоже имеет значение, притом для обоих супругов. Представьте, если ваш любимый скажет вам так же, как герой книги Песнь Песней:
«Благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана» (4:11).
Воображение
А вот еще несколько его деликатных откровенных слов восхищения своей возлюбленной: «Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее…».
Нет ничего удивительного в том, что увлекательное созерцание у мужчины способно пробуждать чувство физической близости. Он не желает отступать, останавливая прекрасное в воображении.
Специалисты сообщают, что в ходе наблюдений за своей возлюбленной мужчину могут посещать мысли об интимном опыте не менее шести раз в день.
Глубина взгляда
Кроме этого, мужчины судят об отношении жены к нему по глубине ее взгляда: он теплый и радушный или в нем гнездится неприятие и отстранение? В Песни Песней видно, как жених подчеркивает эту связь так: «Пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих» (4:9).
Только его сад
Герой книги Песнь Песней сравнивает свой первый интимный опыт с входом в экзотический сад. Обратите внимание, как он настойчиво повторяет одно слово восемь раз в одном предложении. «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим» (5:1). Это притяжательное местоимение «мой». Молодой человек не хочет ни с кем делить свой экзотический сад, то есть возлюбленную. Сильная половина семейных пар хочет чувствовать себя хозяевами сердец своих жен – их единственными и великими завоевателями. Мужчина хочет, чтобы до его явления этот сад был заперт для других мужчин, а его личность была единственной кандидатурой на отца своих потомков.
Благозвучие
Интересно еще кое что понаблюдать – как молодой человек реагирует на голос невесты: «Голубица моя… дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок» (2:14).
Нет сомнений, что мужчинам нравится благозвучие женского голоса. Ни один мужчина не осмелится перебивать пятнадцатиминутную приятную речь супруги за обеденным столом или в автомобиле. Однако к концу монолога он способен наповал сразить свою спутницу, говоря: «Прости, любимая, я прослушал».
По сути, мужчины настроены слышать приятные речи, советы жен, но не часто готовы их слушать. Поэтому жены в диалогах с мужьями по десять раз переспрашивают их: «Слышишь? Слышишь?».
Итак…
Итак, для мужчины характерно любить визуально, в выборе комплиментов он может быть оригинальным, если постарается. Внешнее созерцание привлекательности жены пробуждает в нем сексуальное влечение. Мужчина желает чувствовать себя обладателем и завоевателем сердца спутницы, ценя ее преданность. Он не останавливает благозвучную речь своей избранницы. Его привлекают ароматы жены, а об интимной близости он думает чаще, чем она.
ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН
Инициатива за мужем
Первое, чем хочет поделиться Суламита в своей песне любви к возлюбленному, выглядит весьма смело: «Да лобзает (целует) он меня лобзанием уст своих!» (1:2). Для нее, также, важно первенство его шага: «Влеки меня, мы побежим…» (1:3). Это касается интимных отношений и не только…
Суламита тоже желает близости: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (4:16). Любовь пробуждает в ней решимость: «…которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его» (3:4). Суламита находит изящные слова, чтобы описать свое волнение и чувственное переживание при встрече с любимым: «Возлюбленный мой протянул руку свою… и внутренность моя взволновалась от него» (5:6).
Все, что сказано в «Песни Песней», вполне соответствует психологии супружеских отношений. Жены гораздо реже склонны проявлять инициативу в интимных отношениях. Но это не означает их нежелания. Желание усиливается, когда инициатива проявляется со стороны их любящих супругов. Принятие любви мужа проявляет в жене активность к физической близости, если ей будет предшествовать романтика и новые впечатления.
Сильная эмоциональная память
К тому же, Суламита хорошо помнит все в деталях об объятиях своего возлюбленного: «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (2:6; 8:3).
Интересно, что Суламита говорит подобным образом о своих ощущениях четырнадцать раз – вдвое больше, чем ее возлюбленный.
Женщина очень чутка к прикосновениям, ей нравятся нежные поцелуи, ласка и любезность. Она готова говорить о своих чувствах и эмоциональных волнениях.
Слуховая любовь
Если мужчина любит глазами, то женщина – ушами. Поэтому неудивительно, что Суламита передает высказывания своего любимого точно и содержательно. Она признается: «Души во мне не стало, когда он говорил» (5:6).
Любезные слова мужа, его комплименты, похвала и благодарность – никогда не теряют своей значимости и актуальности по отношению к супруге. А на юбилее свадьбы именно женщина может в точности воспроизвести все сказанные ее мужем обещания.
Помощь и поддержка
Какая ситуация выглядит более привычной: жена в гараже с отверткой в руках или муж на кухне с миксером? Бесспорно, вторая… Это объясняется тем, что жена имеет более выраженную психологическую потребность в совместной деятельности и поддержке мужа. «Приди, возлюбленный мой… поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки, там я окажу ласки мои тебе»,– звучит предложение Суламиты.
Жены ждут не дождутся от своих спутников также помощи, за которую они всегда будут готовы ответить взаимностью в потребностях своих мужей. Женщину всегда одолевают сомнения в любви к ней мужчины, если он не проявляет соответствующей заботы.
Уверенность в том, что любима
В «Песни Песней» жених называет Суламиту самой прекрасной из всех женщин, единственной любовью. Она же в ответ констатирует: «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его» (7:11). Без сомнения, всем женам невероятно приятно быть любимыми и желанными. Более того, уверенность в любви спутника поддерживает самооценку женщины, развивает ее таланты и способности. Довольная интимной жизнью жена в социальных ролях общества достигает высоких результатов. Она успешна и в работе и чувствует себя комфортно в семье. Домашняя кропотливая работа или кухня для нее не будет обузой и обыденностью, а приятным бременем, посвященным семье.
Итак…
Господь желает, чтобы всякий муж, как глава семьи, знал, что его жена ждет от него привязанности, ласки, прикосновений, вежливости и любезности. Она надеется видеть рядом стабильного и надежного мужчину, который не отказывает в помощи. Женщина настраивается на разговор, помнит суть и содержание, ожидает внимания. Она будет одобрять инициативность мужа и гордится его любовью к ней. Жена дорожит близкими отношениями с мужем, ведь это влияет на ее самооценку и чувство безопасности.
БОЖИЙ ДАР СЕМЬЕ
Греческий философ Платон решил, что люди состоят из души и тела. Душа, по его мнению,– благочестива и добра, а тело грешное. То, что творит душа (рассуждает, молится), это хорошо, что касается тела (потребность в еде, интимной близости, физической нагрузке) – это менее благородно. Платон ввел так называемые платонические отношения, соединяющие только души, но не тела, провозгласив это наилучшим сочетанием.
Однако в Библии нет такой концепции. В первой библейской книге Бытие сказано, что Бог создал человека – мужчину и женщину и сказал, что это «хорошо весьма». Сексуальная близость между Адамом и Евой не была греховной. Напротив, это было даром Всевышнего. А греховная и неприемлемая близость – это измена и добрачный секс. Опыт интимности может дарить благословение и здоровье мужчинам и женщинам исключительно в рамках брака. Это будет результатом того, как двое становятся едины в эмоциональной, умственной, психологической и духовной и физической сфере, обретая счастье и наслаждаясь взаимной любовью.
Заповедь любви
Заповедь любви — провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Она гласит:
«Возлюби Господа Бога твоею всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 22:37–39).
Представленные в заповеди любви требования были известны и до христианства. Беззаветная любовь к Богу была заповедана во Второзаконии (Втор., 6:5). Любовь же к ближнему предписывалась в Левите; причем в двух версиях — как ограничение талиона:
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев., 19:18)
и как требование благоволения к чужакам:
«Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев., 19:33–34).
В этих повелениях — один из культурных и идейных источников заповеди любви. Однако их императивное содержание во многом отличается от того, что заповедуется в Новом Завете. Во-первых, то, что в русском тексте книги Левита передано в одних и тех же словах любви к другому, в оригинале по содержанию было различным: любовь к ближнему (re’eha) в собственном смысле этого слова отличалась от любви к чужому, ставшему своим (сначала соплеменником), или к новообращенному (затем единоверцем). Эти повеления выглядят одинаково, но по содержанию различны: у любви к ближнему, которым является друг, и у любви к ближнему, которым стал чужак, разные основания. Во-вторых, в Пятикнижии эти два повеления даны в ряду разнообразных других требований житейского, производственного, ритуального, обычно-правового и нравственного характера; специально они не выделены.
В христианской заповеди любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве, и в качестве ближнего указан не только соплеменник или сосед, или единоверец, а каждый человек, даже враг и гонитель. Христианство не просто поставило одну заповедь на место всех известных заповедей Декалога. Заповедь любви стала фундаментальной, а вместе с тем и всеобъемлющей, непосредственно предполагающей и все Моисеевы заповеди. Поэтому заповедь любви не упоминается отдельно в Нагорной проповеди: любовь — единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.
По своему нормативному содержанию заповедь любви не принадлежит исключительно христианской этике. Близкие требования содержатся в месопотамских текстах, в конфуцианстве, даосизме, джайнизме, буддизме, не говоря об иудаизме. В христианстве же любви был дан не просто приоритетный статус. Она получила особое толкование: любовь — это путь соединения с Богом и с человеком. С Богом — через человека и с человеком — через Бога. Апелляция к Богу в заповеди любви по своему нормативному содержанию этически вполне достоверна: доброжелательность и благотворительность должны быть направлены на другого человека, но лишь одухотворенные высшим принципом, они будут иметь нравственный смысл.
Этим объясняется сдвоенность заповеди любви: одной заповедью вменяется любовь к Богу и любовь к ближнему. Этой сдвоенностью знаменуется характерная особенность нравственного сознания человека — его определенность в отношении Бога (в том числе в том отвлеченном понимании этого слова, которое выражает высшее, идеал, абсолютную ценность) и в отношении других людей. Было бы некорректно интерпретировать заповедь таким образом, что ею заповедуется одинаковое по характеру отношение человека как к Богу, так и к ближнему. Эта оговорка тем более уместна в рассуждении на тему «Милосердие». Бог милосерден к человеку. Им дается пример отношения человека к ближнему. Но человек не может быть милосердным к Богу (разве что к «богам»). Вспомним учение B.C. Соловьева об основах морали и, соответственно, основных добродетелях. Используя термины Соловьева, заповедь любви можно прояснить следующим образом: «Благоговей перед Богом и милосердствуй ближним».
Из сдвоенности заповеди вытекает возможность различных акцентов в ее содержании. Так, по одной версии, заповедь любви предполагает, что моральность человека обнаруживается в полной его отрешенности от земных дел, от себялюбия. Возможность самой любви к человеку изначально предопределяется Божьей любовью к человеку, его милостью в отношении человека, она — результат божественного дара; без которого не было бы у человека силы любить несимпатичных, чужих или врагов. На основе такой позиции недолго стать ригористом в отношении других людей. Возможность этого была отмечена уже в Новом Завете:
Такой трактовке заповеди любви противостоит другая, согласно которой добродеяние ценно само по себе, независимо от того, в силу каких мотивов оно совершено. Однако этическая рефлексия показывает, что милосердие непоследовательно в отсутствие идеальных устремлений: необходимо сознательное усилие, направленное на содействие благу другого человека.
Обычно тот, кто плюет на Бога,
плюет сначала на человека
(И. Бродский).
И дело не только в том, что мораль, в особенности мораль любви, не укладывается в рамки обычного — утилитарного — порядка человеческих отношений. Необходимо сознательное усилие, направленное на содействие благу другого человека, и этим усилием обычный, т. е. рутинный, обыденный порядок вещей разрушается. Иными словами, любовь к человеку покоится на некоторых высших основаниях, она имеет в качестве своего нормативного источника идеал. В христианстве это — милосердная и инициативная любовь Бога к людям. Она, а не себялюбие, выступает в конечном счете аналогом и основанием любви к ближнему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Сложная заповедь любви
Сложная заповедь любви. (MP3 файл. Продолжительность 9:44 мин. Размер 4.45 Mb)
play / mute Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Только что в Евангелии мы слышали, как Иисус Христос на вопрос законника, о наибольшей заповеди в законе отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всей душой твоею, всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как себя самого». В этом ответе Господь дословно цитирует слова Бога из ветхозаветных книг Второзаконие и Левит (см.: Втор 6: 5; Лев 19: 18). Эти заповеди уже были даны человечеству за сотни лет до пришествия в мир Мессии. И Господь не говорит в них ничего нового, да и не стал бы делать этого в ответ на вопрос законника, который, как отмечает евангелист, «искушал» Христа, то есть, проверял Его знания. С точки зрения законника, Господь Иисус Христос, который не учился нигде закону специально, не мог знать правильного ответа на этот вопрос.
Да, действительно, Господь приходит не для того, чтобы нарушить закон, но для того, чтобы его исполнить. Он говорит во многом о том же, о чем вещали пророки, святые и толкователи древности народу избранному. Но почему Его слова звучат как совершенно иные и становятся глотком свежего воздуха как для Его современников, так и до сего дня – для всех нас, живущих спустя две тысячи лет?
Никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Он Тот, Кто является источником Закона Ответ на этот вопрос также есть в Евангелии. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин 7: 16) – так свидетельствовали о Нем люди. И люди, окружавшие Его во время проповеди, и многие поколения после, и мы с вами, и те, кто придут после – чувствовали и чувствуют, что Он – не просто толкователь писаний и знаток буквы закона. Он не философ, основавший новую школу. Он – не просто богослов, который толкует по доверенности от Бога. Он Тот, Кто является источником Закона. Он – непостижимый и запредельный Бог. Тот Самый, Который говорил в пламени куста и во мраке на горе. Тот, на Чье Лицо человеку невозможно даже поднять взор. Все эти слова уже говорились и до Него. Но разница в том, что теперь их говорит Он Сам.
Тот Бог, Который, став человеком, всецело и до конца разделив нашу повседневность, неустроенность, быт и бытие, дойдя до смерти, явил Свою Любовь. И именно эту Свою Любовь, доказанную самым решительным образом, Он дал нам как новую заповедь. И, нужно признать, эта заповедь очень трудна. Ведь любить – это не просто испытывать чувства или воздыхать. Не просто хорошо ко всем относиться и пытаться не реагировать раздражением на чужую нетактичность и неуместность. По-доброму относиться к другим, не ругаться в ответ на раздражение – это только хорошее воспитание, но не любовь. Хотя и хорошее воспитание – уже много. Признаемся себе, что и его нам часто не достаёт.
Именно Свою Любовь, доказанную самым решительным образом, Бог дал нам как новую заповедь Но сегодняшнее Евангелие о другом. Любить ближнего – значит в каждом встречном пытаться увидеть не просто человека, а великого человека. Значит и в себе, и в каждом видеть задаток божественного достоинства, которое необходимо взращивать до богоподобия. Любить ближнего – значит быть способным служить ему. Любому ближнему, не взирая ни на ветхость одежд, ни на положение в обществе, ни на порой раздражающие черты характера. Потому что служа человеку – мы служим Богу. Учась любить другого – учимся любить бесконечно Другого, Творца мира. Видя в других людях образ Божественного Отца – мы узнаем Бога. И чем больше узнаем Его, тем более становимся способными Его любить так, как Он нас.
Научиться любить сложно. Тем более сложно сделать это самостоятельно. Ведь только от Источника Любви может взять свое начало и всякая наша немощная любовь. Помолимся о такой любви вместе с архимандритом Софронием (Сахаровым), его словами, обращёнными к Источнику Любви: «Ты оставил меня; Ты судишься со мною, и я всегда не прав, потому что не храню заповедей Твоих. Но Ты же Сам сказал, что заповедь, которую Ты дал нам, исходит от Отца и что она, заповедь, есть жизнь вечная, которая у Отца. Если Ты или Отец не вселитесь в меня, чтобы сообщить мне сию вечную жизнь, то я погибну. Молю Тебя, не судись со мною, но приди и Сам Ты твори все, что заповедал нам».
Аминь.