Содержание
- СЛАВИТЬ БОГА
- Патриарх: Прославление Бога — это соответствие нашей жизни Его воле
- ХВАЛА БОГУ
- Слава в вышних Богу, и на земли мир…
- Славословить Бога в вечности К дню памяти преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского
- Зачем мы хвалим Бога?
- Хвала Богу
- Песни прославления
- Христианские песни прославления
- Назидание
- Слушать онлайн. Скачать прославление
- ЕВАНГЕЛИЕ СОШЕСТВИЯ ЦАРСТВА
СЛАВИТЬ БОГА
Заповедано славить Бога. Втор. 32, 3; 1Пар. 16:28, 29; Пс. 21:24, 28:1, 2, 65:2, 67:5, 95:7, 8, 98:5. Ис. 42, 12. Откр. 14, 7.
Должно славить Бога за:
Его могущество. Числ. 14, 17. Пс. 67, 35. Дан. 2, 20.
Его премудрость. Дан. 2, 20–23. Рим. 14, 26; 1Тим. 1, 17; Иуд. 1, 25.
Его святость. Пс. 29:5, 98:5, 9. Откр. 15, 4.
Его правду. Пс. 7:18, 144:7.
Его верность и Его истину. Пс. 70:22, 88:6. Ис. 25, 1.
Его благость. 1Пар. 16, 34; Пс. 53:7, 85:12, 13, 105:1, 106:1, 8, 117:1–4, 29, 135:1, 144:7. Иер. 33, 11.
Его милость и Его истину. Пс. 56:10, 11, 91:3, 137:2.
Его милосердие. Ис. 12:1, 30:18. Иер. 33, 11. Рим. 15, 9.
Его милосердие и Его истину. Пс. 114, 1. Рим. 15, 9.
Его благодать. 1Пар. 16, 34. Ездр. 3, 11.
Его спасение. Пс. 39:17, 69:5. Откр. 7:10, 12.
Его чудесные дела. Пс. 85:8–10, 88:6, 135:4–10. Мф. 9:8, 15:31. Лк. 5:26, 7:16. Деян. 4, 21.
Его суды. Ис. 25, 1–3. Иез. 28, 22. Откр. 11:13, 14:7.
Его избавления. Исх. 15, 2; 2Цар. 22, 47. Пс. 17:47, 29:2, 49:15, 85:12, 13.
Его исцеления. Ис. 38, 20. Лк. 5:25, 17:15, 18:43. Деян. 3, 8.
Его благословения. Деян. 11, 18; 2Кор. 9, 13; Гал. 1, 24.
Славление Бога составляет долг верующих. Пс. 106, 32; 1Кор. 6, 20; 1Петр. 2, 9.
Славление Бога чрез Иисуса Христа составляет дело, приятное для Бога. Филип. 1, 11; 1Петр. 4, 11.
Христос показал как должно славить Бога. Иоан. 17, 4.
Верующие должны славить Бога
в своем теле и в своей душе. 1Кор. 6, 20. Филип. 1, 20.
во всем. 1Кор. 10, 31.
всегда. Пс. 85:12, 144:1.
своими добрыми делами. Мф. 5, 16; 1Петр. 2, 12.
принося плоды оправдания. Иоан. 15, 8; 2Кор. 4, 15; Филип. 1, 11.
своею верностью. 1Петр. 4, 11.
надеясь на Его обетования. Рим. 4, 20.
прославляя Его слово. 2Фес. 3, 1. Деян. 13, 48.
хваля Его. 2Пар. 20, 21. Пс. 49:23, 68:31.
исповедуя Христа Господом. Филип. 2, 11.
прославляя имя Господа нашего Иисуса Христа. Деян. 19, 17; 2Фес. 1, 12.
терпя за имя Христово. 1Петр. 4:14, 16.
перенося мучения. Иоан. 21, 19; Филип. 1, 20.
Увещания к славлению Бога. 1Пар. 16:28, 29. Пс. 28:2, 3, 34:27, 39:17, 69:5, 95:7, 8.
Бог прославляет в мире
добрыми делами верующих. Мф. 5, 16; 1Петр. 2, 12.
чрез наказание нечестивых. Исх. 9, 16 и Рим. 9, 17. Исх. 14, 4. Лев. 10, 3. Пс. 58, 14. Иез. 39, 13.
Верующие:
любят славить Бога. Пс. 65:17, 68:31, 85:12, 91:2, 117:28, 144:7.
собираются для того, чтобы славить Бога. Пс. 33, 4. Рим. 15, 6.
вся земля должна славить Бога. Пс. 44:18, 66:4, 85:9. Ис. 24, 15. Откр. 5, 13.
небесное воинство не перестает славить Бога. Пс. 88, 6. Лк. 2, 14, Откр. 4:9, 11, 7:12, 19:1, 7.
нечестивые отказываются славить Бога. Дан. 5, 23. Рим. 1, 21.
наказание за отказ славить Бога. Дан. 5:23, 30. Мал. 2, 2. Деян. 12, 23. Рим. 1, 21.
Патриарх: Прославление Бога — это соответствие нашей жизни Его воле
«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Георгий Сергеевич, губернатор Санкт-Петербурга! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, владыка, за Ваши добрые слова и за труды, которые Вы несете здесь, архипастырски окормляя Санкт-Петербургскую митрополию. Но сегодня для меня такой день, когда мне нужно сказать о всех, кому я очень обязан, и всех поблагодарить. Потому что, отмечая 70-летие в городе, где родился, невольно простираешь мысль в прошлое и понимаешь, что именно с этим городом связано не только мое появление на свет, но и мое возрастание как личности, как человека, как пастыря, как епископа.
В первую очередь возношу благодарение Господу за все, что произошло в моей жизни. А было разное — были радости и скорби, как и сегодня бывают радости и скорби. Иногда скорбей больше, чем радостей, но за всё благодарю Господа, потому что по Его воле я прохожу через эти обстоятельства жизни. Иногда люди, близкие мне духовно, или по плоти, или по давнишнему знакомству, задают мне вопрос: «Как у Вас сил хватает на все то, с чем Вам приходится жить?» Я отвечаю: «Не знаю, вопрос не ко мне, это Господь дает силы». Поэтому моя великая благодарность Господу за всё, что произошло со мной за эти 70 лет жизни.
Конечно, я должен поблагодарить и город, где я родился, потому что его печать отразилась на моем воспитании, образовании, уровне культуры, на всём том, чем я сегодня владею. Великая благодарность этому замечательному граду святого апостола Петра.
Благодарю своих родителей — они дали мне жизнь, но, главное, именно они воспитали меня христианином. Удивительно добрый пример их жизни стоит перед моими глазами. Это была семья, в которой практически никогда не было размолвок между мужем и женой. Образ почти идеальной семьи, конечно, оказал огромное влияние на мое духовное формирование. И пример отца был очень важен, повлияв, в том числе, на мое раннее, можно сказать, даже не отроческое, а младенческое решение стать священником.
Я непременно должен вспомнить в этом соборе владыку митрополита Никодима, который своим жизненным примером, своей церковной и гражданской позицией сделал очень многое для того, чтобы помочь мне определиться в весьма трудных обстоятельствах тогдашней жизни, когда Церковь находилась в стесненных условиях, когда в области церковно-государственных отношений было очень много несправедливого. Чтобы понять, в каких условиях мы тогда служили, молились, в каких условиях трудился владыка Никодим — это, конечно, знает духовенство старшего поколения, которое мне сегодня сослужило (что тоже очень согрело мою душу), — приведу один пример. Владыка на день Крещения приболел, а я уже был епископом, и он поручил мне совершить великое освящение воды и Божественную литургию здесь, в Троицком соборе. А тогда власть над храмами имели не настоятель, не архиерей, а властью поставленные старосты. Был и здесь такой староста, внешне очень благолепный человек, с большой седой бородой, которым многим казался старым русским интеллигентом. Так вот, этот человек проявлял очень большую активность, с тем чтобы ограничить свободу Церкви. Одним из его деяний была неслыханная новация — он запретил подавать из водопровода воду в чан для освящения. А в день Богоявления в этом соборе собиралось более 12 тысяч человек (тогда в Ленинграде было только 14 храмов), храм был переполнен, вокруг стояла огромная толпа, а чан, в котором совершалось освящение воды, был совсем небольшим. Это означало, что абсолютное большинство тех, кто пришел с надеждой почерпнуть воду, уйдет ни с чем. А на кого падет гнев народа? На митрополита, на духовенство, ведь очень просто сказать народу и запустить слух: «Мы-то при чем? Это ваши начальники не дают воду для освящения». Тогда мне пришлось очень жестко поговорить с этим человеком. В конце концов я ему сказал: «Если не будет подана вода, я с амвона скажу, кто виноват, и думаю, после этого Вы не будете здесь старостой». В результате воду подали.
Теперь нам трудно даже представить подобное. Но такой была наша жизнь. Как важно было тогда не поддаться разного рода искушениям, соблазнам, — и вот владыка митрополит Никодим научил всех нас, все тогдашнее духовенство, как нужно стоять за Церковь, как бороться за Божию правду, не входя в опаснейшую сферу политической борьбы. Храню в памяти все эти заповеди владыки Никодима, они очень помогли мне в жизни.
Благодарю также поколение духовенства, представителей которого уже нет в живых, — это те, кто родился в конце XIX века. Некоторые из них приняли сан еще до революции, большинство прошли ссылки, тюрьмы, лагеря. Я имел возможность в послевоенные годы молиться в храмах, где настоятелями были эти священники, — это было живое соприкосновение с литургической традицией дореволюционной Русской Церкви, с высоким культурным и богословским уровнем духовенства, что, конечно, тоже очень сильно повлияло на мое становление.
С благодарностью вспоминаю поколение блокадников, к которым относились и мои родители, — и священников, и мирян, тех, кто наполнял храмы Ленинграда во время страшной блокады, кто остался жив, кто сохранил веру православную, кто передал нам чувство любви к городу и Родине и, конечно, явил пример удивительной верности Христу, Его Церкви, несмотря на тяжкие обстоятельства.
Благодарю послевоенное поколение духовенства, к которому и сам принадлежу. Рад, еще раз скажу, видеть священнослужителей, с которыми мы вместе прошли не одно десятилетие здесь, в городе на Неве. Желаю вам, дорогие отцы, сохранить здоровье, крепость сил и помочь новому поколению, которому незнакомы трудности, через которые мы проходили, осознать, сколь милостив Господь, какова сила Божественного промышления. В одночасье Бог изменил все, что происходило в нашей стране, практически без всяких человеческих усилий. Иногда мы ропщем на обстоятельства нашей жизни, нам кажется, что к нам несправедливы, что нас обижают; нам кажется, что мы живем в очень трудное время. Но нужно всегда помнить, что Господь есть Господин истории, Он ведет род человеческий, и это так очевидно на примере нашей страны. Поэтому не может не быть возрождения веры в нашем Отечестве — после того, что мы пережили, после того, что мы выстрадали, после того, как действительно в одночасье Бог явил нам новые возможности и новую жизнь.
А что такое благодарение? У святителя Иоанна Златоуста находим замечательные слова: «Совершенное благодарение есть служение славе Божией». Именно славе Господа Иисуса Христа послужил прокаженный самарянин, который вернулся после исцеления, о чем мы слышали и в сегодняшнем Евангелии (Лк. 17:12-19). Эту славу мы воздаем словами, дивными песнопениями, молитвой, но самое важное прославление Бога — в душах и телесах наших, в нашем умонастроении, в нашем волеизъявлении, в наших реальных поступках, в наших убеждениях. Все то, о чем мы мыслим, о чем говорим и что делаем, должно соответствовать Божиему закону, Божией воле, и тогда слава Божия будет отображаться в нашей жизни и в наших делах. Это и будет подлинное прославление Господа, подлинное благодарение Ему за все, что Господь дарует на нашем жизненном пути.
Я сердечно благодарю Вас, владыка митрополит, еще раз — и за подарок замечательный, и за добрые слова. Очень рад видеть студентов академии и семинарии. Мы как бы продолжаем с вами празднование 70-летия родной для нас духовной школы здесь, на берегах Невы. И, наверное, тоже неслучайно, что мое 70-летие совпало с 70-летием школы, с которой у меня связаны, может быть, самые радостные, самые светлые воспоминания. Я всегда храню в сердце этот замечательный, очень оптимистический опыт служения в качестве ректора тогдашних Ленинградских духовных школ.
Я хотел бы поблагодарить сердечно всех, кто трудится во славу Божию. Я благодарю Вас, Георгий Сергеевич, руководство и депутатов Законодательного Собрания за труды, которые вы совершаете, и, надеюсь, что в это время, благоприятное для духовной жизни нашего Отечества, соработничество Церкви и власти будет направлено на то, чтобы улучшалась жизнь людей, укреплялись основы духовной жизни, происходило возрастание в вере — той самой, которая хранила наше Отечество от самых страшных опасностей на протяжении тысячи лет. Пусть Господь молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского ведет наш народ, Отечество наше, град Петров и, конечно, Церковь-Мать, которая простирает свои объятия и свою любовь каждому взыскующему правды Божией. Аминь».
ХВАЛА БОГУ
Бог достоин хвалы. Исх. 15, 11; 2Цар. 22, 4; 1Пар. 16, 25. Пс. 17:4, 47:2, 95:4, 112:3, 144:3, 149:1. Мф. 6, 13.
Хвала Богу должна быть воздаваема ради:
Его величия и великолепия. 1Пар. 16:27, 29:11; 2Пар. 20, 21. Пс. 8:2, 95:1, 6, 103:1, 110:3, 144:5, 148:13, 150:2. Ис. 24, 14.
Его славы. 1Пар. 16:29, 29:13. Неем. 9, 5. Пс. 65:2, 71:19, 95:3, 137:5, 144:11. Иез. 3, 12.
Его величества. 1Пар. 29, 11. Пс 7:17, 94:1–3, 95:4, 98:3, 103:1, 144:3, 6, 150:2.
Его могущества. 1Пар. 16:28, 29:11. Пс. 20:14, 58:17, 65:1–3, 67:34–36, 77:4, 94:1–3, 95:7, 144:6, 11, 150:1. Дан. 2, 20.
Его премудрости. Дан. 2, 20. Рим. 14, 26; 1Тим. 1, 17; Иуд. 1, 25.
Его святости. Исх. 15, 11; 1Пар. 16, 10; 2Пар. 20, 21. Пс. 21:4, 29:5, 70:22, 96:12, 98:3, 9, 102:1, 105:47, 150:1. Ис. 6, 3,
Его правды. Пс. 7:17, 98:4, 100:1, 104:7.
Его Истины. Пс. 56:10, 11, 70:22, 88:2, 107:4, 5, 116:1. 2.
Его благости. 2Пар. 5, 13. Ездр. 3, 11. Пс. 99:4–5, 105:1, 106:1, 117:29, 134:3, 135:1, 144:7. Ис. 63, 7. Иер. 33, 11.
Его верности. 3Цар. 8, 56. Пс. 39:11, 88:2, 6, 99:4. 5.
Его милости и Его истины. Пс. 56:10, 11, 137:2.
Его верности и Его истинности. Ис. 25, 1.
Его прощения грехов. Пс. 102, 1–3. Ис. 12, 1. Ос. 14, 2. Лк. 1:68, 77. Еф. 1:3, 7.
Его благодати. Еф. 1, 6.
Его установлений. Пс. 118, 54.
Его покровительства. Пс. 27:7, 58:18.
Его предохранения. Пс. 70, 6–8.
Его избавления. Исх. 15:1, 2. Пс. 17:49, 50, 39:2–4, 58:17, 85:12, 13, 117:14, 21, 123:6, 135:24. Ис. 38, 20.
исполнения Его обетований. 3Цар. 8, 56. Пс. 55, 5.
Его внимания к молитвам. Пс 27:6, 33:2, 5, 65:20, 117:21, 137:2, 3.
Его утешения. Ис. 12:1, 25:1, 4, 49:13, 52:9.
упования на небесное наследие. 1Петр. 1:3, 4.
всех духовных благословений. Пс. 102, 2. Еф. 1, 3.
всех временных благодеяний. Втор. 8, 10. Пс. 67:20, 103:1, 13–15, 135:25, 146:7–9. Иоил. 2, 26.
Хвала Богу есть дело доброе. Пс. 32:1, 91:2, 146:1.
Хвала Богу должна быть приносима Богу чрез Христа. Евр. 13, 15.
Иисус Христос – достоин хвалы. Откр. 5, 12.
Хвала, принесенная Христу. Мф. 21, 9. Марк. 11, 9. Лк. 19, 33. Иоан. 12, 13. Откр. 5, 13.
Хвала должна быть приносима Богу:
ангелами. Пс. 102:20, 21, 148:2. Иез. 3, 12. Лк. 2, 13.
верующими. Пс. 17:50, 21:24, 29:5, 32:1, 67:27, 78:13, 112:1, 133:1, 134:1, 19, 20, 138:14, 139:13, 144:10, 147:1, 148:14, 149:1.
всеми народами. 1Пар. 16, 28. Пс. 44:18, 46:2, 66:4, 95:7, 8, 116:1. Рим. 15, 11.
молодыми и старыми. Пс. 148:1, 12.
детьми. Мф. 21, 16 и Пс. 8, 3.
великими и малыми. Откр. 19, 5.
всеми людьми. Пс. 97:4, 144:21, 148:11–13. Ис. 42, 10–12.
всяким дыханием. Пс. 144:21, 150:6.
всею землею. 1Пар. 16, 23–25. Пс. 96:1, 99:1. Ис. 42, 10–12.
небесами и землею. Пс. 65:1, 4, 68:35, 95:11, 148:1. Ис. 44:23, 49:13.
всем творением. Пс. 144:10, 148:1–10, 102:22.
да будет благословен Господь Бог. Пс. 40, 14.
Хвала Богу приносится Богу верующими:
от всего сердца. Пс. 9:2, 85:12, 110:1, 118:7, 137:1. Еф. 5, 19. Кол. 3, 16.
от души. Пс. 70:23, 102:1, 103:1, 35, 145:1.
в песнях веселия. 2Пар. 29, 30. Ездр. 3, 11. Пс. 9:3, 32:1–3, 62:6, 70:23, 80:2, 94:2, 97:4.
со славословиями. 1Пар. 16:4, 23:30. Неем. 12, 24. Пс. 17:50, 32:2, 3, 68:31, 94:2. Еф. 5, 19. Кол. 3, 16.
в пении. Исх. 15, 1. Суд. 5, 3; 2Пар. 5, 13. Неем. 11:17, 12:31. Пс. 97:4, 106:22. Еф. 5, 19. Кол. 3, 16.
на музыкальных инструментах. 1Пар. 16:42, 23:5; 2Пар. 5:13, 7:6. Пс. 32:2, 3, 70:22, 80:3, 97:5, 6, 143:9, 146:7, 149:3, 150:3–5.
в общественном богослужении. 1Пар. 29:10, 13. Пс. 9:15, 25:12, 34:18, 67:27, 88:6, 106:32, 108:30, 110:1, 133:1–3, 134:2, 149:1.
всякий день. Пс. 34:28, 43:9, 70:8, 14, 144:2.
весь день. Пс. 112:3, 118:164.
утром и вечером. 1Пар. 23, 30. Пс. 58, 17.
постоянно. Пс. 70, 6. Евр. 13, 15.
во всю жизнь. Пс. 62:5, 103:33, 145:2.
непрестанно. Пс. 33:2, 51:10, 60:9, 83:5, 144:2, 21.
всегда. 1Пар. 29, 10. Пс. 29:13, 74:10, 85:3, 88:53, 112:2, 144:2, 21.
из рода в род. Пс. 77:4, 78:13.
от века в век. 1Пар. 16, 36. Пс. 40:14, 105:48. Дан. 2, 20.
вечно. Пс. 71, 19. Рим. 1, 25; 2Кор. 11, 31.
посреди народов. Пс. 56:10, 104:1, 107:4.
верующие:
возвещают хвалу Богу. Пс. 9:2, 25:7, 63:10, 70:16, 17, 72:28, 78:13, 91:3, 95:3, 106:22, 117:17, 144:4. Ис. 42:12, 43:21; 1Петр. 2, 9.
назидаются песнями хвалы Богу. Еф. 5, 19. Кол. 3, 16.
выражают свою радость воспеванием хвалы Богу. Ездр. 3, 11. Пс. 9:3, 32:1, 70:23, 94:2, 97:4. Иак. 5, 13.
славятся в хвале Богу. 1Пар. 16, 35. Пс. 32:2, 43:9, 105:47.
побуждают других к хвале Богу. Пс. 33:4, 94:1. 2.
приносят плоды оправдания к хвале Богу. Еф. 1, 12. Филип, 1, 11.
Хвала Богу называется:
жертвою хвалы. Пс. 49:14, 23, 118:108. Иоил. 2, 10. Евр. 13, 15.
жертвою радости. Пс. 26, 6.
жертвою уст. Ос. 14, 2. Евр. 13, 15.
торжественным пением. Пс. 46:2, 117:15, 144:7. Ис. 12:6, 52:9. Иер. 31, 12.
небесное воинство воспевает хвалу Богу. Ис. 6, 3. Лк. 2:13, 14. Откр. 4:8–11, 7:12, 15:2–4.
Слава в вышних Богу, и на земли мир…
Каждое Рождество мы слышим и поем в храме на богослужение одно из самых радостных песнопений – “Слава в вышних Богу и на земле мир”. Кто первым произнес эти слова и почему они стали рождественским гимном? Читайте об этом в статье протоиерея Константина Пархоменко.
*** Другие “Рецепты Рождества от Фомы” смотрите .***
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
В Евангелии от Луки мы читаем об удивительном событии, связанном с Рождеством Христовым: пастухам, пасущим овец на поле, является Ангел и говорит странные слова. Затем является целое воинство Ангелов и воспевает еще более странные слова.
Странные? Непонятные? Незнакомые?..
В том-то и дело, что непонятные и незнакомые для нас, но для людей 1-го века – и понятные, и знакомые. Мы тоже думаем, что эти слова нам знакомы. Если спросить человека в храме, со светлым лицом подпевающего хору Слава в вышних Богу… о чем это, то человек ответит: «Разве этими словами мы не воздаем славу Богу?» Кто-то добавит: «Благодаря Богу на земле устанавливается мир, верно?»
На самом деле, этот гимн гораздо серьезней и глубже. Давайте об этом поговорим, но сначала перечитаем Евангельский рассказ: В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:8-14)
Забегая вперед, сразу скажем, что данные слова – законспирированный антиримский гимн! А теперь – по порядку…
На юго-западном побережье Турции расположены Миры Ликийские – то самое место, где святительствовал Николай Чудотворец. Здесь археологи раскопали колонну, изготовленную и надписанную в честь «божественного кесаря Августа, сына бога, императора суши и моря, благодетеля и спасителя всего мира». (Для того чтобы особенно заострить ваше внимание на некоторых словах и выражениях, я их выделил жирным шрифтом., – прим. автора).
Если от древних Мир переместиться в находящийся неподалеку Галикарнас (ныне это турецкий курорт Бодрум), здесь можно увидеть даже более удивительную надпись:
«Вечная и бессмертная природа всего даровала человечеству величайшее благо и чрезвычайные благодеяния, дав нам в наше благословенное время кесаря Августа, отца его собственной страны, божественного Рима, и наследника Зевса, спасителя всего рода человеческого, чей промысел не только выполнил, но даже и превзошел молитвы всех. Ибо на земле и на море настал мир, а города преизобилуют порядком, согласием и достатком».
Итак, на титулы, которыми величал Новорожденного Иисуса Ангел и потом целое воинство Ангелов, был претендент: римский император Август! Он правил с 27 года до н.э. по 14 год 1-го века н.э.
Август поставил себе задачей подчинить весь мир Риму, и римские войска наводили этот Pax Romana (Мир Рима) по всей обитаемой земле беспощадно и быстро.
Правитель Малой Азии Павел Фабий Максим так говорил об Императоре: » о дне рождения божественнейшего кесаря, чего в нем больше: радости или пользы. Этот день мы вправе сравнить с началом всего, по крайней мере в практическом смысле, поскольку он восстановил порядок всего того, что распадалось и падало в хаос, и придал новый облик всему миру – миру, который изо всех сил стремился к разрушению и погиб бы, если бы не родился кесарь, ставший благословением для всех. Потому можно по всей справедливости сказать, что это начало жизни и жития, когда человеку уже не надо сетовать на то, что он родился…»
Придворные льстецы не знали, как бы еще угодить Августу. Союз городов Азии принял решение, чтобы Август стал господином не только пространства, но и времени:
«Поскольку божественное провидение, которое управляет нашим положением вещей, приложив к тому свою силу и усердие, вызвало к жизни совершеннейшее добро в лице Августа, наполнило его добродетелями для блага человечества и даровало его нам и нашим потомкам как спасителя, который положил конец войне и установил мир, кесаря, который в своем явлении превзошел ожидания тех, кто предсказывал благие вести , и не только опередил благодетелей прошлого, но также не оставил надежды на то, что более великие благодеяния появятся в будущем; и поскольку день рождения бога, впервые принесшего миру эти благие вести , которые принадлежали ему… По этой причине эллины Азии, наслаждающиеся достатком и безопасностью, решили, что Новый год во всех их городах должен начинаться 23 сентября, в день рождения Августа…»
Гораций в своих «Посланиях» обращает к Августу такие слова:
Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря – ничто не взойдет тебе равное и не всходило.
В 8 году до н.э. сенат вынес на обсуждение и единогласно проголосовал за то, чтобы в честь Императора назвать один из месяцев года; им стал восьмой месяц и его название мы используем до сих пор. Император прославил в чине богов своего приемного отца Юлия Цезаря и автоматически стал… «сыном божиим».
Говорить об этом можно долго, впрочем, и так все понятно: Был на земле до Христа свой «спаситель» (он избавил Империю от гражданской войны, длившейся около двадцати лет), «сын божий» и «господь»; его правление, как считали граждане Империи, принесло миру мир и «евангелие».
Все ли разделяли такое обожание Императора? Во всяком случае, не те, кто принадлежал к числу покоренных народов. Они много могли рассказать (вспомним Иудею времен Христа) о том, как живется под властью Рима.
Процитируем военачальника Калгака, возглавившего британское восстание против римского владычества в 1-м веке:
«Живя на краю мира и единственные, не утратившие свободы, мы вплоть до последнего времени были защищаемы отдаленностью нашей родины и заслоном молвы; но теперь крайний предел Британии стал доступен, а все неведомое кажется особенно драгоценным; за нами нет больше ни одного народа, ничего, кроме волн и скал и еще более враждебных, чем они, римлян, надменность которых не смягчить ни покорностью, ни уступчивостью. Расхитителям всего мира, им уже мало земли: опустошив ее, они теперь рыщут по морю; если враг богат – они алчны; если беден – спесивы, и ни Восток, ни Запад их не насытят; они единственные, кто с одинаковой страстью жаждет помыкать и богатством, и нищетой; отнимать, резать, грабить на их лживом языке зовется господством; и создав пустыню, они говорят, что принесли мир.
Природа устроила так, что самое дорогое для каждого – его дети и родичи; но их у нас отнимают наборами в войско, чтобы превратить в рабов где-нибудь на чужбине, а нашим женам и сестрам и тогда, когда они избегли насилия, враги наносят бесчестие… А между тем имущество и богатства британцев изничтожаются податями, ежегодные урожаи – обязательными поставками хлеба, самые силы телесные дорогами, которые они своими руками, осыпаемые побоями и поношениями, прокладывают сквозь леса и болота.
Обреченных неволе раз и навсегда продают в рабство, и впредь об их пропитании заботится господин. А Британия что ни день платит за свое рабство и что ни день все больше закабаляет себя. И как раба, включенного в домашнюю челядь последним, сотоварищи-рабы встречают насмешками и издевательствами, так и мы, новички в этом мире закоренелого рабства, ничего в нем не стоим и подлежим уничтожению: ведь у нас нет ни тучных пажитей, ни рудников, ни гаваней, где бы мог быть приложен наш труд, и поэтому щадить нас незачем.
Доблесть же и строптивость подвластных не по нутру властителям; да и сама отдаленность наша, равно как и таинственность, которой окутано наше существование, чем безопасней для нас, тем подозрительнее врагам. Итак, отбросьте надежду на их снисходительность и исполнитесь мужества, как те, для кого дороже всего спасение, так и те, для кого – слава…» (Тацит. Жизнеописание Юлия Агриколы. 30-31 ).
Эта речь была обращена к добровольческому войску из британцев, которые взбунтовались против покорившего их Рима. Через несколько часов после произнесения этой речи все было кончено… Римляне навели порядок и установили «мир», изрубив повстанцев и жестоко наказав всех остальных.
Филиппо Липпи. Рождество. 1467-1469
А теперь вернемся к Ангельскому гимну. Это, по сути, выступление против Рима, против имперской идеологии. Перед нами – слова, за которые в древности можно было сильно поплатиться.
Провокационно даже то, как изображено поведение Ангелов: сначала появляется глашатай, как было принято в древности, потом «многочисленное воинство небесное», напоминающее, что на стороне Христа – Небеса. Против машины Римской Империи выступила Небесная гвардия, Божье войско, которое сильней всех римских манипул и легионов. Это были намеки для имеющих уши, чтобы слышать, и имеющих глаза, чтобы видеть…
Ангелы прославляют Иисуса Христа имперскими титулами. К Нему, только к Нему применимы титулы, которые присвоил себе Император Август. Еще раз перечитайте ангельские слова, которые я поместил в начале очерка, и вы увидите, как Ангелы отбирают у Августа титулы, которые ему по праву не принадлежат, и возвращают Христу, чьи они по праву. Это Его Рождение приносит всем людям «великую радость», это Он – «Спаситель, Который есть Христос Господь». Его правление, Его воля, открытая людям и принятая ими, устанавливает среди людей и вообще везде мир и радость!
Теперь разберем замечательный гимн, который воспела армия (греч. стратиа означает армия) Небесная:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Этот гимн надо разделить на две строки (у него антифонная форма), чтобы увидеть параллелизм обеих строк. Каждому понятию из первой строки соответствует понятие из второй строки:
Слава – Мир;
В вышних – На земле;
Богу – В людях благоволения.
Смысл гимна: Богу, Который на Небесах (а не Императору, который в Риме), провозглашается слава. И именно благодаря Богу (а не Императору) на земле будет установлен мир в «людях благоволения» (так следует перевести неверную фразу нашего перевода «в человеках благоволение»).
Кстати, разберем последнюю фразу. Греческий текст дает: ен анфропис евдокиас. Дословный перевод: в людях благоволения. В более поздних переводах появляется другая форма последнего слова: евдокиа, а не евдокиас, то есть благоволение. Отсюда славянский вариант «в человецех благоволение». Не меняя привычный людям смысл славянского текста, наши русские переводчики в XIX-м веке перевели так же: «в человеках благоволение».
Ладно, они в человецех заменили на в человеках, хотя правильно было бы сказать в людях. Но они оставили без изменения ошибочную форму последнего слова.
Оригинальный текст говорит, что мир предназначен только людям «Божьего благоволения», то есть тем, к кому Бог расположен, кого Он избрал.
Соответствует ли такая позиция мысли самого Евангелиста Луки? Скорее нет, чем да. Просто Лука использует гимн, существовавший до него. «Хотя Лука цитирует маленький гимн из чужого источника, он несколько меняет его богословский смысл или, по меньшей мере, ограждает его от возможного непонимания. Если последнее слово говорит о «Божьем благоволении», может показаться, что речь идет об отдельных избранниках Бога, но Лука сознательно предостерегает от такого понимания с помощью соседних фрагментов, стоящих до и после гимна.
До этой вставки ангел благовествует «радость великую, которая будет всему народу» (Лк. 2:10). Не каким-то отдельным избранникам, но всем. После гимнаАнгелов, в следующем гимне, «Ныне отпущаеши», старец Симеон, держа Младенца Иисуса на руках, провозглашает «спасение Твое , которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:30–32). Здесь яснее сказано, что «все народы» включают как иудеев, так и язычников».
Еще раз повторю: церковнославянский и русский синодальный тексты говорят о другом: о том, что благодаря приходу Христа открывается «в человеках благоволение», то есть на людей изливается благая воля Божия. Но, как мы увидели, смысл в том, что благодаря приходу Христа мир дается людям «Божьего благоволения», то есть тем, кого Он избрал.
В современном русском переводе (М.: Российское Библейское Общество. 2011): «людям, которых Он полюбил». Это ближе по смыслу к оригинальному тексту.
Итак, как мог бы звучать этот рождественский гимн в более понятном русском переводе? Ангелы приветствуют Новорожденного. Какой смысл несет в себе этот гимн? Давайте сделаем расширенный парафраз этого текста:
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство Небесное, воспевающее Богу торжественные гимны и восклицающее: «Слава Богу, обитающему на Небесах! Возвещаем на земле мир в тех людях, которых Бог возлюбил!»
***
Древняя Церковь очень тонко чувствовала, что Император именно «присвоил» себе божественные титулы, на которые не имел права. А Христос, напротив, имел на них право. Напомню в этом отношении раннехристианский текст об Иисусе, который цитирует Ап. Павел: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… (Фил. 2:6-7)
То есть, Иисус не почитал воровством считать Себя равным Богу. Здесь намек на того, для кого подобные претензии на самом деле были воровством.
Борг М., Кроссан Д. Д. Первое Рождество. Что на самом деле говорят Евангелия о рождении Иисуса М.: Эксмо. 2009.
Славословить Бога в вечности К дню памяти преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского
Преп. Иосиф Оптинский
В 2019 году – 135 лет назад, 14 октября 1884 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха.
Дни памяти:
22 мая (блаженная кончина),
16 октября (обретение мощей),
24 октября (Собор Оптинских святых)
Преподобный Иосиф Оптинский (1837‑1911) был духовным чадом, келейником и духовным преемником великого Оптинского старца Амвросия1 , Он стал одним из столпов и светильников Оптиной пустыни. Явственно являл собой преподобный Иосиф плоды послушания духовному отцу. В течение тридцати лет был он «правой рукой» старца Амвросия. «Что Амвросий, что Иосиф – одно», – повторяли о нём слова блаженной старицы.
Преподобный Иосиф, человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, – один из немногих, кого можно назвать «избранником Божией Матери». Он удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной. Неизвестно точно, сколько раз преподобный Иосиф сподобился посещения Богородицы, потому что, как истинный монах, он скрывал свои дары. Но можно думать, что он постоянно находился в молитвенном общении с Божией Матерью, и когда была необходимость, то, как последний довод, говорил: «А что, если это не моя воля, а самой Царицы Небесной?». И все умолкали, благоговея и испытывая священный ужас перед этим аргументом.
* * *
Преподобный Иосиф (в миру – Иван Ефимович Литовкин) родился 14 ноября 1837 года в благочестивой, многодетной семье сельского головы в селе Городище, Старобельского уезда, Харьковской губернии и был назван в честь святого Иоанна Милостивого. Грамоте Ивана научила его старшая сестра Александра, впоследствии принявшая постриг в Борисовском монастыре с именем Леонида.
Родители его – Ефим Емельянович и Марья Васильевна – были благодетелями для многих обездоленных людей и путешествующих монахов, собирающих на обители. Они приучили всех своих детей (а их было шестеро: три сына и три дочери) ходить регулярно в храм, молиться и читать жития святых, духовные книги.
«Из этого мальчика, – говорил про Ваню отец, – выйдет что-нибудь особенное». Так же отзывался о нём и законоучитель.
С малых лет и Ивана водили в церковь, где он позже пел на клиросе. Преподобный Иосиф вспоминал, как тяжело было вставать ему, ребёнку, рано утром, но зато как хорошо потом было молиться в храме Божием! Дома родители также приучали Ивана молиться.
Когда Ване было 8 лет, он, играя однажды с товарищами, вдруг изменился в лице, поднял голову и руки к небу и тут же упал без чувств. Как только дома мальчик пришёл в себя, то на расспросы родителей поведал, что видел Царицу Небесную. На вопрос, почему он думает, что видел именно Ее, он сказал:
«Потому что на Ней была корона с крестиком». – «Ну а почему ты упал?» – не унимались взрослые. На это он, потупив глазки, тихо сказал: «Около Нее было такое солнце… я не знаю, не знаю, как сказать!» – добавил он быстро и заплакал.
С тех пор он очень изменился, сделался тих, задумчив и стал уклоняться от детских игр, находясь неотлучно при матери; взгляд его кротких глаз сделался ещё глубже, и в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной.
Преп. Иосиф Оптинский
К одиннадцати годам Иван Литовкин остался сиротой. Ивану пришлось работать грузчиком, в трактире, в бакалейной лавке, сопровождать обозы с товаром. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его. С ним был Покров Божией Матери. Постоянной спутницей и утешительницей его была молитва.
Узнав однажды из письма сестры-монахини Леониды об Иоанно-Предтеченском ските1 Оптиной пустыни и о живших там старцах, Иван Литовкин оставил мирскую жизнь и отправился в обитель. Ивану было 24 года.
Так в марте 1861 года началась монашеская жизнь молодого послушника в Оптиной рядом с великим старцем.
Скромность, послушание, честность, доброта, молчаливость и любовь к молитве – всё это было хорошими задатками для настоящего инока. И эти качества не остались незамеченными.
Вскоре послушника перевели келейником к великому старцу Амвросию, и в хибарке старца он прожил пятьдесят лет: тридцать лет рядом с преподобным Амвросием и двадцать после его смерти, когда отец Иосиф уже сам стал старцем.
Господь неслучайно привёл Ивана в эту хибарку: будущий старец закалялся духовно, становился свидетелем духовной борьбы, молитвы великого старца. Молодой послушник оказался в самом центре духовной жизни, к старцу приезжало огромное количество людей, искавших старческого совета и окормления.
Через три года послушника постригли в рясофор с именем Иоанна. В 1871 году, через десять лет после вступления в обитель, он был пострижен в монашество с именем Иосифа в честь преподобного Иосифа Песнописца, а в 1877 году – рукоположен в иеродьякона.
Преп. Иосиф Оптинский
14 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже – старший
келейник старца Амвросия. Это был уже духовно опытный воин, его смиренное устроение, кротость умиротворяла даже самых вспыльчивых и гневливых людей.
Тихий и серьезный, выходил он к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. И всё чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам старец Амвросий.
В феврале 1888 года преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму.
Во время этой болезни своего избранника вновь посетила Царица Небесная со словами:
«Потерпи, любимче Мой, немного осталось».
По молитвам старца Амвросия смертельная болезнь отступила. Преподобный Иосиф был назначен помощником старца Амвросия, начав исповедовать.
Преп. Иосиф Оптинский
В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Шамордино, впервые не взял с собой верного помощника.
«Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», – сказал ему старец. Мало того, приказал отцу Иосифу перейти в его келлию, а в приёмную велел перенести большую икону «Споручницы грешных». Грустно сделалось отцу Иосифу от всех этих распоряжений. «Не вернётся сюда больше старец…», – промелькнуло у него в голове.
С отъездом отца Амвросия в Шамординскую обитель многие монахи стали исповедоваться у отца Иосифа. Архимандрит Исаакий I1 также избрал отца Иосифа своим духовником.
После блаженной кончины в 1891 году старца Амвросия оптинская братия, никем не понуждаемая, стала обращаться со своими душевными нуждами к прямому наследнику духовных дарований Оптинского старчества отцу Иосифу.
Преподобный Иосиф был назначен духовником шамординских сестёр наравне с преподобным Анатолием старшим1 . После того как старец Анатолий в конце 1893 года тяжело заболел, духовничество, а также начальствование над скитом было полностью передано отцу Иосифу. Несмотря на слабое здоровье и непосильные труды, он не позволял себе никаких послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и бедную одежду.
Всем видны были дары Святого Духа, почивающие на смиренном и кротком подвижнике. Сохранилось множество свидетельств о даре прозорливости и исцелений по молитвам преподобного Иосифа. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
Преп. Иосиф Оптинский и сестры Шамординского монастыря
Благодатным светом озарены строки писем1 преподобного Иосифа к духовным чадам, мудрые духовные советы старца могут быть «камертоном» правильной духовной настроенности и ныне:
«Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.
Против нечистых помыслов меч духовный употребляй – имя Божие.
Приучайся к молитве здесь, чтобы славословить Бога в вечности.
Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее.
Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.
От тщеславия бегать надо, а не предаваться ему. Если хвалят тебя, то мысленно вспоминай грехи свои и нерадения.
Много есть плачущих, но не о том, о чем нужно; много скорбящих, но не о грехах; много есть как бы смиренных, но не истинно. Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие.
Терпеть не будешь скорби – тогда пошлётся болезнь, тогда поневоле будешь терпеть, если по доброй воле не хочешь. Ведь Господь не хочет погибели человеку. Он спасает разными путями».
Старец Иосиф в течение 12 лет был скитоначальником и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать. Он долго болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа.
Настал 1911 год, болезни старца всё преумножались. 22 мая он тихо отошёл ко Господу. В эту ночь некоторые из иноков, не зная ещё, что старец скончался, видели его во сне светлым, сияющим и радостным. В последующие дни он также являлся многим и на вопрос:
«Как же, батюшка, ведь вы умерли?» – отвечал: «Нет, я не умер, а напротив, я теперь совсем здоров».
Во время погребения рука старца была мягкой и тёплой, как у живого, а на 9-й день по кончине преподобного совершилось первое исцеление.
16 октября 1988 года состоялось честное обретение святых мощей преподобного Иосифа Оптинского.
В 1996 году преподобный Иосиф был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.
На протяжении 10 лет (1988‑1998) мощи преподобного Иосифа находились они в раке в Введенском соборе1 обители до тех пор, пока в 1998 году вместе с мощами других шести старцев не были перенесены в храм-усыпальницу в честь Владимирской иконы Божией Матери1 .
К святым мощам преподобного Иосифа прибегали и прибегают с молитвой тысячи паломников и испытывают на себе их чудотворную силу: от мощей подаются не только благодатные действия на души людей, но и видимые знаки чудотворений и исцелений.
Ежедневно перед мощами служатся молебны, и можно с уверенностью сказать, что первые 10 лет своего возрождения обитель существовала под особым молитвенным покровом преподобного старца Иосифа.
Молятся и молятся ему паломники. И преподобный слышит их, старается каждого утешить и помочь. Исцеления и чудеса начались уже в первые дни обретения мощей святого угодника Божия и не прекращаются по сей день.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков). См.: https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_full/
Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/
Николай Головкин. «Ищите благ небесных». См.: https://www.optina.ru/19_ischite_blag_nebesnyh/
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов). См.: https://www.optina.ru/starets/anatoliy1_life_full/
Два крыла. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. – 64 с.
Введенский собор Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/
Николай Головкин. «Образ Твой, над Русью вознесённый». См.: https://www.optina.ru/19_obraz_nad_rusju/
Подготовил Николай Головкин
Зачем мы хвалим Бога?
Одни из аспектов молитвы — прославление Бога. Обычно под молитвой понимают прошение — когда люди обращаются к Богу с какими-то просьбами. Понятно, когда мы о чем-то просим — у нас есть нужда, иногда отчаянная нужда, и мы взываем о помощи к кому-то, кто мог бы с ней что-то сделать. Это понятно. Часто людям бывает менее понятно прославление Бога. Зачем это Ему? Люди часто ищут славы по своим, чисто человеческим причинам — им не хватает внимания, признания, они мучительно хотят попасть в новости, иногда идут ради этого на всякие глупые выходки. Иногда люди ищут славы, видя в ней залог коммерческого успеха. Иногда они ищут власти, контроля над другими — как диктаторы, которые требуют прославления от подданных. То и другое, и третье неприменимо к Богу — Он ни в чем не нуждается, наша хвала не добавляет Ему ничего, не восполняет какие-то его потребности и не укрепляет Его власть. Когда люди ищут славы друг от друга — это что-то, как правило, больное и греховное.
Но даже в нашем мире мы можем найти более достойные примеры прославления. Художника прославляют за его картины, а композитора — за его симфонии. Врача или пожарника прославляют за спасенные ими жизни. В этом случае прославление — это достойная, правильная реакция на что-то хорошее, ценное, на нравственную высоту или художественную гениальность. Воздавая славу гению или герою, мы не компенсируем какие-то их нужды, а признаем ценность того, что они совершили. В признании «Бах — гениальный композитор» мы не тешим самолюбие Баха (ему это давно уже не нужно), и не помогаем ему подзаработать — мы признаем некоторую реальность, в данном случае, реальность художественной гениальности. Когда мы воздаем славу московскому врачу и благотворителю XIX века Фридриху Гаазу, мы не укрепляем его власть — которой у него не было и нет — а воздаем должное, справедливое его личности и его поступкам.
Есть и более теплый, семейный пример — влюбленные в «Песни Песней» прославляют друг друга: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песн.1:14,15) Любовь видит в близком человеке что-то, возможно, сокрытое от остальных — и достойное признания и славы.
Прославление Бога — это достойная и праведная, должная и спасительная реакция на то, Кто Он есть и что Он совершил. Как поют спасенные в Апокалипсисе:
«достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11)
«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:9-14)
Прославление отзывается на Божие присутствие и в это присутствие вводит. Мы осознаем и исповедуем, что находимся в присутствии Святого — Который слышит, когда мы взываем к Нему. Прославление — особенно литургическое — вводит нас в великое собрание ангелов и святых, с бесконечным ликованием, радостью и любовью взирающих на Господа.
Иногда нам помогает понять это тишина; иногда — музыка, потому что великая музыка ближе к тишине, как плохая — к шуму. Это может быть и что-то личное — для меня, например, слава Божия ассоциируется с гимном испанского композитора XVI века Томаса Луиса де Виктории «O magnum mysterium»:
О великое Чудо и преславное Таинство
что животные видят новорожденного Господа,
лежащего в яслях
О благословенная Дева,
чрево Которой удостоилось носить Господа Иисуса Христа
Алилуйя!
Это может быть, прежде всего, общая молитва Церкви, когда мы все вместе, как народ Божий, воспеваем славу нашему Создателю и Искупителю; это может быть уединенная молитва, когда мы благодарим и прославляем Бога за Его неисследимое величие и жертвенную любовь. Это источник величайшей радости, утешения и подъема.
Но бывает и по-другому — никакого подъема мы не чувствуем, а просто повторяем положенные слова из простого послушания. И это очень важно — потому что путь к радости всегда лежит через послушание. Вы не можете радостно бегать на вывихнутых ногах — сначала Вам надо вправить вывих. И прославляя Бога, мы его вправляем — мы устанавливаем для себя правильную систему ценностей, в которой Бог находится над всем, и Его слава — превыше всякой другой славы. Имя Иисуса Христа — и только Его — «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф.1:21)
Когда мы склоняемся перед Ним и прославляем Его, мы выправляем то, что сломано и испорчено в нас самих и в мире, восстанавливаем разрушенную связь, соединяем провода и свариваем трубы, по которым в наш мир только и может течь радость, мир и исцеление. Хвала — это то, что соединяет наш мир с Небесным Иерусалимом, и выдает в нас его граждан.
На анонсе Марк Шагал. Песнь песней. Эскиз. 1958
Хвала Богу
..славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его. 1Пар.16,8
..и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. Ис.12–3,4,5
Взгляни на радугу, и прославь Сотворившего её: прекрасна она в сиянии своем! Величественным кругом своим она обнимает небо; руки Всевышнего распростерли её. Сир.43,12–13
Где возьмем силу, чтобы прославить Его? ибо Он превыше всех дел Своих. Сир.43,30
Многое можем мы сказать и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть всё. Сир.43,29
Воздам славу Дающему мне мудрость. Сир.51,23
Да радуется душа ваша о милости Его, и не стыдитесь хвалить Его; делайте своё дело заблаговременно, и Он в своё время отдаст вашу награду. Сир.51,37–38
Страшен Господь и весьма велик, и дивно могущество Его! Сир.43,31
Прославляя Господа, превозносите Его, сколько можете, но и затем Он будет превосходнее; и, величая Его, прибавьте силы: но не трудитесь, ибо не постигнете. Сир.43,32–33
Кто видел Его, и объяснит? и кто прославит Его, как Он есть? Много сокрыто, что гораздо больше сего; ибо мы видим малую часть дел Его. Сир.43,34–35
Всё сотворил Господь, и благочестивым даровал мудрость. Сир.43,36
Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно. Пс.134,3
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Пс.138,14
Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились. Пс.148,5
Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его? От мёртвого, как от несуществующего, нет прославления: живый и здоровый восхвалит Господа. Сир.17,24–26
Благословен Господь вовек! Аминь, аминь. Пс.88,53
Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество. Пс.20,14
Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы. Пс.23,10
Ни мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Пс.113,25
Боящиеся Господа! восхвалите Его. Пс.20,24
Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие. Пс. 49:23
Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его. Пс.28,1
Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь. Иуд.1,24–25
..достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено. Откр.4,11
.. хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа. 1Пар.16,10
..от Тебя победа и от Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб. 2Езд.4,59
Жив Господь, жив и я ! 4Цар.2,2
Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. Откр.5,13
Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки. Дан.3,55
А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его! Авв.2,20
Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. Ис.24,15
..велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Откр.15,3
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. Флп.4,20
..благословен Ты, Господи Боже мой, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки: да благословляют Тебя все творения Твои вовек! Тов. 3,8
Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Отк.19,5
Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! Авв.3,19
Благословите, все дела Господни. Господа, пойте и превозносите Его во веки. Дан.3,57
Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Ис.45,15
Людей угнетенных Ты спасаешь и взором Своим унижаешь надменных. 2Цар.22,28
От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному » Ис.24,16
Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твоё, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ис.25,1
Господи Боже наш! всё это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и всё Твоё. 1Пар.29,16
Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою. 2Цар. 22,29
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ис.6,3
С Тобою я поражаю войско; с Богом моим восхожу на стену. 2Цар.22,30
..непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него. 2Цар.22,31
Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? 2Цар.22,32
Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня; научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук. 2Цар.22,34
Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Дан.3,84
Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Дан.3,85
Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Дан.3,86
Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Дан.3,87
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Дан.3,89
Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его. Дан.3,90
Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня. 2Цар.22,36
Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. 2Цар.22,37
Я гоняюсь за врагами моими и истребляю их, и не возвращаюсь, доколе не уничтожу их; и истребляю их и поражаю их, и не встают и падают под ноги мои. 2Цар.22,38
Ты препоясываешь меня силою для войны и низлагаешь предо мною восстающих на меня. 2Цар.22,40
Ты обращаешь ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня. 2Цар.22,41
Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего. 2Цар.22,47
..да будет Бог всё во всём. 1Кор.15,28
Благословен Ты, даровавший мне мудрость, и благодарю Тебя, Господи, Боже отцов наших. 2Езд.4,60
Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе. 1Кор.1,4
Песни прославления
Мы исследовали песни прославления на предмет соответствия Слову и предлагаем вам те, которые мы сами поём. Для нас очень важен был текст песни, чтобы в нем не было слов, которые бы не соответствовали Слову Божьему. Есть христианские песни прославления, которые мы не поем, и не исповедуем то, что там поётся. Но мы не будем осуждать тех авторов, песни прославления которых мы не включили в этот плейлист. Это наша вера.
Христианские песни прославления
Важно всем понимать, что христианские песни прославления, это песни, прославляющие Иисуса. Если мы поем духом, который рождён от Духа Святого, то должны исполнять Его волю.
Назидание
Мы видим, что учение Иисуса Христа, Учение Слова Божьего говорит нам, что христианское прославление должно приносить назидание. То есть, если наши песни наполнены «охами и вздохами», различными «ла-ла-ла, ля-ля» — это не принесет назидание. Слово о кресте для нас сила Божия. Первенство Иисуса в нашей жизни — это исполнение воли Божией. Проверяйте то, что поёте.
Слушать онлайн. Скачать прославление
Далее вы сможете прослушать христианские песни прославления онлайн или скачать бесплатно их себе. Каждый псалом сопровождается словами для удобства. Скачать христианское прославление вы можете абсолютно свободно. Эти песни мы взяли в открытом доступе и никто из авторов не предъявлял свои права. Мы это приветствуем, так как верим, что эти псалмы даны были Богом.
Благословений. Скачать прославление можно по ссылкам
Вот сердце моё
Хвалите Бога небес
Бог избрал нас из разных народов
Восклицают небеса
В этом городе Ты -Бог
Велик наш Господь
Ангелы в небе Господа славят
Я буду славить Твоё имя
Велики и чудны дела Твои
Пой Аллилуйя
Наш Бог великий
Ты искупил мир от греха
Когда взираю я на небеса
Я буду славить Господа Христа
По мотивам 19 псалма
Святый и Истинный
Свят Господь
Ты рядом со мною
Вся слава Тебе, мой Иисус
Только в Боге успокаивайся душа моя
Славьте Бога небес
Величие Твоё постичь не в силах. От сердца к сердцу
В собрании с Твоим народом прославлю я Тебя, Иисус
Да прославят Тебя все уста
Твоя кровь меня очищает
Своей Кровью Иисус
Ты крестил нас одним Духом в одно Тело
Святыня вечная — Иисуса Кровь
Наш Бог — Всемогущий Бог
Единому Богу слава
Через кровь Христа у нас есть смелость теперь
Иисус, как прекрасен Ты
Кровь Христа — моя сила
Благослови душа моя Господа
Духом Твоим меня наполняй
Дух Святой, дорогой, драгоценный Дух Святой
Милости Твой полна вся земля
За всё Тебя, Господь, я благодарю
Я вижу Иисуса
Всё от Него и им сотворено
Ему имя — Чудный
Ты великий Бог
Плач святых
Какой восторг – Христос воскрес
Ты велик, Ты прекрасен и велик
Свершилось, и я исцелен
Этот день посвящаем Тебе
Хвала Тебе Иисус – Ты наш благой Господь
Имени Господню хвала. Ты достоин
Свят Господь Саваоф
Ты Бог мой и я в Тебе как в воздухе нуждаюсь
Свят Бог, святы небеса
Изобильная виноградная лоза
Величит моё сердце Божье имя
Хвала Тебе наш Господь
Тебе я поклоняюсь
ЕВАНГЕЛИЕ СОШЕСТВИЯ ЦАРСТВА
Новые христианские песни | Восхваление пришествия Спасителя «Значение явления Бога»
Явление Бога —
это Его личный приход на землю выполнить работу.
Благодаря Своей личности и характеру, и собственному методу
Он сходит среди людей начать период и привести к концу.
Это явление — не знамение, не образ.
Оно не в форме церемонии.
Это не чудо. Не великое видение.
Это далеко не религиозный процесс.
Это реальный факт, который можно узреть,
это факт, который можно узреть.
И явление это не ради соблюдения правил,
и не ради краткосрочного дела,
скорее, его цель — этап работы в плане управления Бога.
Явление Бога всегда имеет смысл,
и связано всегда с Его планом управления,
с Его планом управления.
И «явление» это иное
чем «явление» Бога, ведущего за собой,
наставляющего, просвящающего,
наставляющего и просвящающего.
Бог великое творит всякий раз, являя Себя.
Работа эта иная, чем в предыдущие периоды,
человек ее себе не представлял, никогда не испытал,
никогда ее не испытал,
этой работой начат новый период, а прежний завершен,
более новая и высокая работа по спасению людей,
работа по переходу людей в новый период.
В этом смысл и суть явления Бога.
из книги «Слово является во плоти»
Восточная Молния. Церковь Всемогущего Бога возникла в связи с трудом, совершаемым возвратившимся Господом Иисусом Христом эпохи Последних дней, Всемогущим Богом, в Китае. Данная церковь не учреждена никаким лицом. Христос – это истина, путь и жизнь. После прочтения Слова Божьего вы убедитесь в явлении Бога.
Специальное заявление: это видео было создано на некоммерческой основе Церковью Всемогущего Бога. Актеры, снявшиеся в этом видео, участвовали в съемках на некоммерческой основе и не получили никакого вознаграждения. Это видео не может передаваться третьей стороне в целях извлечения выгоды, и мы надеемся, что все будут делиться этим видео и распространять его открыто. При распространении этого видео, пожалуйста, указывайте источник. Без согласия Церкви Всемогущего Бога никакая организация, общественная группа или лицо не может искажать или представлять в ложном свете содержание этого видео.
Некоторые материалы в этом видео взяты из: