Нужно ли крестить рот?
Здравствуйте «Дышу Православием». Когда я был в монастыре, то видел, как монахи крестят рот когда зевнут ну и в других случаях. Я решил делать так же. Когда это увидел наш настоятель, то сказал, что это чуть ли не суеверие. Я в недоумении, поэтому прошу объяснить, как поступать правильно. Андрей. Йошкар-Ола
Благодарим за вопрос. Нужно сказать, что крестить рот это древняя православная традиция. Я не знаю, как и что вам рассказал настоятель, но приведу выдержку из первого тома Добротолюбия, а уж следовать этой традиции или не следовать, решать вам.
Некоторые из нечистых демонов всегда приседят подле читающих и всячески ухитряются отвлекать ум их инуды. Часто, взяв повод от самых Божественных Писаний, они наводят их на худые помыслы, бывает, что они против обыкновения заставляют зевать, или наводят тяжкий сон, много отличный от обыкновеннаго. Это испытал я сам на себе, но не понимал хорошо причины, хотя часто подвергался тому. От святого же Макария слышал, что и зевота безвременная и сон от демонов, в доказательство чего он приводит обычай при зевоте полагать крестное знамение на уста, по древнему незапамятному преданию. Все это мы терпим от них потому, что при чтении не храним трезвенного внимания и не помним, что читаем святые словеса Бога Живого. «Добротолюбие тI. Евагрия монаха наставления о подвижничестве 66»
Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»
Нажмите, чтобы задать свой вопрос
Следует ли при зевке крестить рот, или Об укорененности православного «предания»
+Авва Евагрий и авва Макарий о причине зевоты во время молитвы и почему во время нее должно крестить рот
«Бесы же производят противоестественную и продолжительную зевоту, во время которой они, сузив себя, в рот зевающих и касаются внутренней полости его. Сам я до сего дня не понимал этого, хотя часто и страдал , но услышал об этом от святого Макария , который в качестве доказательства приводил мне то обстоятельство, что зевающие запечатлевают уста свои , согласно древнему и священному преданию. Это случается с нами потому, что мы не бдим и не бываем внимательны во время чтения и не помним о том, что читаем святые словеса Живого Бога:.
Авва Евагрий Понтийский из книги «О помыслах» стр 84. Действия бесов в отношении тех, кто предается душеполезному чтению.
===
Речь идет о преп. Макарии Александрийском (Городском). См. выше примеч. 130. Руфин передает его беседу с диаволом, который говорит святому, что без бесов не обходится ни одно из богослужебных собраний иноков. Желая удостовериться в этом, преподобный просит Господа дать ему откровение. «И вот он видит, как по всей церкви прыгают и точно на крыльях перелетают с одного места на другое какие-то точно недоростки-эфиопы, безобразные на вид. В собрании был такой порядок: один читал псалмы, другие сидели и слушали или отвечали известными возгласами. Рассеявшиеся по церкви эфиопы, подпрыгивая к каждому, точно заигрывали: кому двумя пальцами закроют глаза, и тот начинал дремать; другому вложат палец в рот, и тот уже зевал» (Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина / Пер. М.И. Хитрова. Сергиев Посад, 1898. С. 103–104).+
(отсюда)
Правда, тут речь не об обычном зевании, а при священночтении или богослужении. Но до обычного зевка — один шаг…
утверждают, что у Булгакова этот обычай отнесен к суеверию. Но Булгаков, причисливший и исихастов к какой-то секте, нам ведь не авторитет, правда?
Остается выяснить, почему нельзя свечку через левое плечо передавать (или как там?).