Содержание
Зачем нужно постоянно придумывать себе цели?
Тут, разумеется, можно возразить. Например, есть же люди «просветленные», которые наслаждаются тем, что есть? Однако же в этом возражении упускается момент, что, во-первых, состояния «просветления» люди тоже как-либо достигают. А во-вторых, даже достигнув, не сидят в прострации (по крайней мере, недолго в ней сидят), а начинают заниматься чем-то еще или учить других. То есть просветление просветлением, а стремиться к чему-то все равно им хочется.
Можно возразить и с другой стороны. Сказать, что цель целью, но если процесс не радует, то непонятно, зачем вообще нужны эти цели. Но в этом возражении не учитывается, во-первых, то, что сделать процесс радостным — это тоже цель. И, во-вторых, что, как правило, именно цель и придает смысл и радость процессу.
Ну и, кстати говоря, сам процесс, если в него вглядеться повнимательнее, все равно состоит из множества микроскопических целей. Которые, собственно, во многом и делают его интересным.
То есть, как ни крути, без целей не обойтись. Они нам нужны. Нам всегда нужно к чему-то стремиться.
Но что делать, если цель достигнута? Не окажется ли, что мы, увлекшись целями, потеряем смысл жизни, достигнув их? Или же это значит, что цели должны быть недостижимыми?
Нет, не значит. Это значит другое. Это значит всего лишь то, что никогда не надо ограничиваться конечным набором целей — надо постоянно придумывать новые.
И это логично. Раз человеку всегда хочется к чему-то стремиться — значит, он всегда чего-то хочет достичь. Раз он всегда чего-то хочет достичь — значит, он всегда может оформить это стремление в виде конкретной цели.
Есть, впрочем, и еще одна причина, почему целей должно быть много. Эта причина заключается в том, что жизнь сложна и мы хотим в ней множество разных вещей. Одновременно. А значит, и целей одновременно всегда нужно иметь множество.
И еще надо понимать, что цели могут быть любыми. Материальными. Социальными. Духовными. Да какими хотите! Все что угодно может быть оформлено в виде цели.
И еще очень важно в этой работе над собой — не останавливаться на полпути, не прекращать процесс обдумывания целей до тех пор, пока вы не придумываете именно такие цели, которые начнут вас тянуть за собой. Постановка целей положит начало вашим действиям.
И, кстати говоря, никакие сознательные действия невозможны без сознательной цели. В этом, собственно, и заключается причина лени, депрессии, прокрастинации и других подобных вещей. Люди, у которых наблюдаются подобные психические состояния, просто недостаточно хорошо определились со своими целями. Они недостаточно хорошо понимают, куда идти и ради чего им действовать, у них нет целеустремленности. И как следствие — не действуют.
И наоборот, люди, которые очень хорошо и регулярно продумывают свои цели — всегда знают, что им делать. И всегда это делают. И практически никогда не испытывают проблем с этим.
Поэтому — постоянно думайте о том, какие у вас цели. Регулярно думайте о том, куда и ради чего вам двигаться и действовать. Не стесняйтесь все время к чему-то стремиться.
Потому что в том, чтобы все время к чему-то стремиться, и заключается природа человека.
“Это черточка между двумя датами на могильном камне”. Зачем жизнь, если все равно есть смерть
Здравствуй, моя смерть,
Я рад, что мы говорим на одном языке.
Мне часто нужен был кто-то, кому все равно, Кто я сейчас,
Кто знает меня и откроет мне двери домой…
Борис Гребенщиков
Отвечая на вопрос языком биологии, окажется, что жизнь всего лишь “активная форма существования материи, совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке…”. Этот язык мне, как человеку вышедшему из советской школы, хорошо знаком по классической формуле Фридриха Энгельса: «Жизнь – способ существования белковых тел». Другое дело, что подобные определения мало что объясняют, когда нас интересует именно смысл человеческой жизни.
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев
В свое время в одной из лекций профессор Дмитрий Леонтьев дал феноменологически точное определение, сказав, что «жизнь – локализованный во времени цикл существования живого организма от рождения до смерти». Проще говоря, “черточка между двумя датами на могильном камне». Выходит, не просто трудно, а невозможно разделить понятия жизни и смерти.
Жизнь в нашем мире уже несет в себе смерть, а смерть возможна только потому, что есть жизнь.
Основатель танатологии, врач Мари Франсуа Ксавье Биша утверждал, что «жизнь – совокупность явлений, сопротивляющихся смерти». Эпикур, разводя понятия жизни и смерти, призывал: «Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.“ Может быть в переполненном страхами мире эти слова Эпикура и приносят кому-то утешение, но все же основной интуицией древних было понимание, что подлинная жизнь состоит в подготовке к смерти. Это подтверждают слова приговоренного Сократа: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью», не далек от него и Цицерон: «Вся жизнь философа есть подготовка к смерти».
Лет двадцать назад я увидел замечательный фильм великого польского режиссера, большого друга Андрея Тарковского, Кшиштофа Занусси. Он вынес проблематику жизни и смерти, которые переплетены неслиянно и нераздельно, в название своей ленты: «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Позже сильное впечатление произвела на меня “Легенда” Виктора Цоя:
Среди связок в горле комом теснится крик,
Но настала пора, и тут уж кричи — не кричи.
Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,
Как, шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи,
И как хлопало крыльями чёрное племя ворон,
Как смеялось небо, а потом прикусило язык.
И дрожала рука у того, кто остался жив,
И внезапно в вечность вдруг превратился миг.
И горел погребальным костром закат,
И волками смотрели звёзды из облаков,
Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь
И как спали вповалку живые, не видя снов.
А жизнь — только слово. Есть лишь любовь и есть смерть.
Эй, а кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь — стоит того, чтобы ждать…
Жизнь – Смерть – Любовь – вот, собственно, и ответ на вопрос “зачем нужна жизнь, если есть смерть?”.
Жизнь нужна для того, чтобы научившись Любви, приготовиться к смерти.
Понятно, что такой ответ не годится тем, для кого смерть – просто конец, за которым следует небытие. Ведь зачем готовится к тому, чего нет, да еще изучая непростую науку Любви?!
Но если мы верим, что смерть – не только конец жизни, но и ее начало. Если для нас это Дверь, за которой не пустота и небытие, а иная, пусть неведомая, непостижимая для нас сейчас Жизнь, тогда все иначе. Смерть оказывается союзником на пути в Жизнь. Как поется у Бориса Гребенщикова: «Здравствуй, моя смерть. Я рад, что мы говорим на одном языке…».
Тогда иная жизнь пронизывает наше земное существование уже здесь и теперь и все же во всей полноте мы к ней только призваны. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан». (1 Кор.13:12)
Когда-то давно на глаза мне попалась притча, которую я хорошо запомнил. Она оказалась созвучна услышанной мной лекции Дмитрия Леонтьева на тему «Есть ли жизнь до смерти?», а еще ответила на призыв, которым озадачивает Мераб Мамардашвили: «понять сколько жизни в нашей жизни».
Один человек решил посетить город Каммир. Начал собираться в путь. Спустя два дня по пыльным дорогам он уже смог увидеть вдалеке очертания Каммира. Справа от тропинки по направлению к городу на возвышении просматривался зелёный остров. Он привлёк внимание путника. Подойдя ближе, тот обнаружил, что это холм со множеством восхитительных цветов, деревьев, птиц, окруженный небольшой изгородью.
Позабыв на время о цели своего путешествия, человек поддался соблазну немного отдохнуть в этом месте. Путник вошёл внутрь и стал неспешно продвигаться меж белых камней, которые как будто в случайном порядке были уложены среди деревьев. На одном камне обнаружил надпись: «Абдул Тарег, прожил 8 лет, 6 месяцев, 2 недели и 3 дня». Путник понял, что это не просто камень, а надгробная плита. Он почувствовал жалость при мысли, что ребёнок прожил так немного. Оглядевшись, увидел и на соседней плите надпись. Она гласила: «Ямир Калиб, прожил 5 лет, 8 месяцев и 3 недели».
Путник был потрясен. Это прекрасное место оказалось кладбищем, каждый камень — могилой. Одну за другой он принялся читать надписи. Все были схожими: имя и скрупулезно подсчитанное время жизни. Но самым ужасным оказалось то, что человеку, прожившему дольше всех, было чуть больше одиннадцати лет.
Сильно опечаленный этим открытием, путник сел и зарыдал. К нему подошел смотритель кладбища и спросил, не оплакивает ли он какого-либо родственника.
— Нет, не родственника, — ответил путник. — Что здесь происходит? Что случилось в этом городе? Почему столько детей похоронено в этом месте? Что за проклятие лежит на этих людях?
— Успокойтесь, – улыбнулся в ответ старик. – Нет никакого проклятия. Есть древний обычай. Когда юноше исполняется 15 лет, родители дарят ему книжечку. Как у меня, смотрите. Её носят на шее. И каждый раз, переживая что-то очень важное, мы открываем книжечку и записываем это в нее. Так мы отмечаем каждый момент радости, счастья или горя, переживания полноты жизни. Когда кто-то умирает, нужно открыть его книжечку и сложить время, записанное в ней, чтобы сохранить его на могиле, потому что для нас только это и есть действительно прожитая жизнь.
Короткая притча простыми словами говорит о том, что жизнь можно проживать очень по-разному. Это истина, пусть самая что ни на есть банальная.
Но что же делать с целью и смыслом? Философ Василий Розанов в свое время размышлял о двух способах жизни: бессознательном, когда нашей жизнью управляют причины, и сознательном, когда управляют цели. Понятно, что цели могут быть только наши, то есть те, которые мы свободно и осознанно ставим перед собой, а вот причины, увы, имеют к нам мало какое отношения.
И в этом смысле смерть может быть такой целью, если у нее в нашем мировоззрении есть положительная коннотация. Для христиан это встреча с Богом во всей полноте.
Эта встреча трудна, пока мы на Пути, хотя, несомненно, возможна и желанна.
Но в той мере, в какой мы приближаемся к этой Встрече при жизни, зависит то, что будет с нами после смерти. Если хотите, это ответ на вопрос: “зачем нужен путь, если есть цель?” Именно Цель придает смысл Пути. Конечно, внешне пути могут выглядеть по-разному, а могут быть похожими. Помните притчу о строителях, которые возят тачки с камнями?
– Что ты делаешь? – спросили первого.
– Горбачусь на хозяина.
– А ты? – спросили другого.
– Зарабатываю на ужин для своей семьи.
– А ты? – спросили третьего.
– Я строю храм.
Есть расхожее мнение, будто Путь важнее Цели, ведь главное происходит в дороге. Во многом я разделяю эту мысль, но все-таки убежден, что именно от цели зависят те смыслы, которыми мы наполняем наше существование.
В христианской традиции слово “грех” (ἁμαρτία) буквально означает промах. Согрешить – значит попасть мимо цели. Тренироваться, набивать руку, стараться быть точнее, конечно, сложно и требует усилий. Можно просто не стрелять или стрелять в небо, а не в цель. Но в таком случае зачем жизнь? Мне кажется, она нужна, чтобы увидеть свою цель, чтобы научиться управлять луком и стрелой, чтобы пробовать достигнуть цели, исправляя свои промахи…И то, что на все это отведено конечное время, тоже имеет важный смысл. Ждать, что наступит идеальное время, когда мы спокойно сможем взять «книгу своей жизни», исправить в ней ошибки и помарки, переписать набело – наивно.
Психолог и философ Виктор Франкл любил повторять, что смысл – это не правильный ответ, который мы можем где-то найти. Это вопрос, обращенный к каждому из нас, и ответ на который есть только у тебя. Наверное поэтому, когда меня спрашивают “зачем нужна жизнь, если есть смерть?”, я возвращаю вопрос вопрошающему, чтобы ответ родился сам собой в глубинах его сердца, ведь:
Если есть стадо – есть пастух,
Если есть тело – должен быть дух,
Если есть шаг – должен быть след,
Если есть тьма – должен быть свет.
… Если есть жизнь, будет и смерть, а стоит ли она того, чтобы жить – зависит только от нас.
Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
Бывает сидишь на работе и думаешь: «Что я тут делаю? Это никому не нужно!». Или смотришь в три часа ночи третий сезон сериала и: «Боже мой, на какую фигню я трачу время…». Или даже так: «Зачем снова и снова мыть пол?! Он все равно через пять минут будет грязным!».
Дорожные пробки, готовка, уборка… выполнение домашних заданий, хождение на работу, общение с друзьями, тем более с дальними родственниками… всё это может вызывать у человека вопрос – зачем? В чем смысл?
«Лошадью ходи!»
Вопросы о смысле у нас возникают, когда мы не понимаем, что происходит, когда у нас нет ориентиров для решения тех или иных задач.
В экзистенциальном анализе (ЭА) считается, что смысл – это поступающая от мира информация о том, как он устроен, о том, куда встроена данная ситуация, а в ней – я. Смысл – это всегда вопрос больших взаимосвязей, контекста.
Сижу на работе, чтобы дали зарплату.
Смотрю сериал, чтобы Завтра подольше не наступало.
Делаю домашку, чтобы получить пятерку на контрольной.
Еще один пример. Вот я первый раз стал свидетелем того, как люди играют в шахматы. Сидят два человека, переставляют какие-то фигурки на доске. Зачем они это делают? Что это за фигурки? Сидят, думаю чего-то… ерунда какая-то!
Но вот мне объяснили контекст: клетки на доске – это места для фигур, слон ходит только так, ферзь только так. Задача игроков последовательно ходить таким образом, чтобы королю противоположной «фракции» поставить мат. Мат – это когда король на любой доступной ему клетке находится под угрозой съедения.
— Ааа…, – понимаю я. – Тогда понятно! Интересно! «Лошадью ходи»!
Мне стал понятен смысл действий игроков. Я понял взаимосвязи.
Кода мы понимаем контекст, когда мы понимаем, к чему приведут наши действия, тогда вопрос о смысле не возникает.
Смысл – это всегда про действия. Зачем мне что-то делать? Как приложенные мной усилия изменят действительность? Если я это понимаю, мне интересно делать.
Я не должен звонить бабушке!
Житейской понимание слова «должен» у нас связано с чем-то тяжелым, неприятным, с тем, чего не хочется (но надо!) делать.
Понимаете уже, да? Раз я не хочу делать, значит я не вижу контекста, не понимаю для чего (хорошего для меня) это нужно.
Можно сказать:
— Ты должен поздравить бабушку с днем рождения, чтобы быть хорошим внуком!
Это сработает, если «быть хорошим внуком в качестве внука звонящего» для меня ценно. Если такой ценности у меня нет, в гробу я этот звонок видал. Не хочу, не буду.
В ЭА мы считаем, что «Я должен» — только лишь четвертый шаг. Сначала нужно посмотреть на факты, на то, что я реально могу. Я могу позвонить бабушке? Могу. Это раз. Затем мы смотрим на то, что мне нравится, что является для меня ценным. Быть тем, кто звонит бабушке в ДР для меня не ценно. А что ценно? Получать от бабушки подарки, так я понимаю, что она меня любит, а мне ценно, чтобы она меня любила. Плюс она всегда к подарку прилагает сэкономленную тысячу рублей и странные твердокаменные конфеты, которые уже нигде не продают! Третий шаг – это смотреть на то, что подходит именно мне. Допустим, звонить бабушке, чтобы она не обиделась и продолжала мне что-то дарить (и любить!) – мне не подходит. Ну, не люблю я звонить! Ничего для бабушки не делать, и ждать от нее подарков – не подходит тоже. А что подходит? Мне подходит помогать бабушке налаживать компьютер, настраивать скайп, объяснять, как зарегирстироваться в «Одноклассниках». Мне подходит помочь найти бабушке дядю Вову из техникума, они там вместе учились! Мне подходит выбить для бабушки повышенную пенсию. Когда я все это делаю, с считаю, что я вправе ждать от бабушки подарков.
И только четвертый шаг – должен сделать. Вот я узнал, что пенсионерам решили скостить налог на шесть соток! И я решил этим заняться. Я это могу, я этого хочу, мне это подходит и… я ЭТО ДЕЛАЮ.
А звонить – не звоню. Звоните сами, если это вам нужно.
Как не изменить жене
Порой нам кажется, что мы должны делать что-то такое, чего мы на самом деле не хотим. Там, я не хочу стоять в пробке, но должен. Я не хочу вставать так рано, чтобы ехать в вуз, но должен. Я не хочу делать налоговый отчет, но должен!
Порой нам кажется, что понятия «хочу» и «должен» находятся в отношениях пересечения, т.е. есть вещи которые я а) хочу и должен, б) не хочу и должен, в) хочу и не должен, г) не хочу, и не должен.
Например:
а) хочу + должен. Воспитывать своих детей.
в) не хочу + должен. Выплачивать ипотеку.
г) хочу + не должен. Замутить с симпатичной коллегой на работе (а я женат!).
д) не хочу + не должен. Переезжать на ПМЖ на Северный полюс.
Все действия типа в-д ощущаются нами как бессмысленные. Нам их делать тяжело. В случае с симпатичной коллегой тяжело не делать, т.к. хочется!
Когда я не хочу и не должен – все понятно, просто не делаю.
Когда я хочу и должен – тоже все понятно, делаю и получаю удовольствие.
Лафйках от ЭА по поиску смысла
В нашей парадигме 1) мы должны только то, чего хотим, 2) если мы не видим смысла, мы начинаем смотреть по сторонам, смекать что как устроено, мы начинаем стараться понять взаимосвязи и наше влияние на действительность.
Что делать, если коллега уж очень симпатичная и себя становится трудно сдерживать? Искать большее «я хочу», в которое включено наше «я должен» (в данном случае – я не должен изменять).
Какие тут могут быть большие я хочу? Я хочу сохранить семью. Я хочу «быть хорошим мужем». Я хочу жить спокойно и не тратить кучу сил на сокрытие отношений на стороне. И т.д. У каждого это свое «я хочу».
Еще раз, если вам трудно что-то делать, если вы не видите в своих рутинных делах смысла, ищите большее я хочу.
В самых сложных и невыносимых ситуациях вспоминайте про доведенное до предела желание «я хочу», и это желание – «я хочу ЖИТЬ».
А если я не хочу жить?
Есть люди, которые запрашивают больший контекст (смысл) для всей жизни в целом. Зачем вообще Жизнь? И когда ответа нет, когда более широкие взаимосвязи не найдены, пропадает желание жить, пропадает желание что-либо делать.
В ЭА разделяют два вида смысла.
Первый (онтологический) – это про понимание смысла вообще, жизни вообще, бытия вообще. Зачем всё? Зачем нечто создано?
Я не знаю зачем. ЭА тоже не знает. Предполагаю, что не знает никто. Разве что господь бог.
Второй (экзистенциальный) – про мою конкретную жизненную ситуацию. Сегодня у бабушки день рождения. Я внук. Мама предлагает поздравить бабушку по телефону. Я смотрю на эту ситуацию, на себя в ней, я понимаю взаимосвязи, я выискиваю ориентиры для принятия решения. Я как-то действую.
И это смысл меня здесь и сейчас. Это то, как я, встроенные в более широкий контекст, изменяю реальность. Это то, как мои поступки меняют будущее.
Смысл – это реализация мною наиболее ценной возможности в данной ситуации.
Примечание. Я не звоню бабушке. Я выясняю, как освободить ее от налогового бремени.
Зачем что-то делать в земной жизни, если она временна?
“Здравствуйте. Мне 22 года,я студент учусь, работаю, в общем живу как все.
Возникает периодически вопрос,на который трудно сформулировать ответ.
Даже когда вроде бы получил на него ответ, он как-то забывается, возникает вновь и ответ не приходит сразу.
Суть вопроса такова: все мы понимаем,что жизнь временна и всё здесь на Земле временно, но зачем нам тогда учиться, работать, ставить какие-то цели, строить планы, развиваться, двигаться куда-то, ведь это по сути ничего не нужно и может показаться, что это пустое, ни к чему не приводящее. Не имеющее смысла.
Вот хотелось бы,чтобы мне помогли сформулировать ответ на этот вопрос и разъяснили ситуацию,видимо ввиду ещё пока не состоятельности в духовной жизни, такие вопросы у меня возникают. Заранее спасибо! Прошу если, возможно пожалуйста пришлите ответ на эту почту! Буду очень признателен!”
Дорогой Александр! Господь заповедал человеку трудиться и преобразовывать Свое творение (Быт. 2:15). Конечно, после грехопадения человеческие возможности не только ограничены, но и заражены грехом, но это не значит, что нужно сидеть, сложа руки. Напротив, необходимо делать то, что от нас зависит, для того, чтобы мир вокруг нас стал лучше. Для этого надо развивать в себе те таланты, которые нам даны Богом, стремиться каждое дело совершать с молитвой и рассуждением.
Старайтесь в своей жизни сделать самым важным служение Богу и тогда всякой благое дело обретет подлинный смысл. Господь, видя Ваше стремление к Нему, благословит и все те дела, которые Вы совершаете как христианин, гражданин и просто человек. Вместе, каждый на своем месте мы сможем изменить мир к лучшему. Пускай он, этот мир, временный, но добрые навыки пригодятся нам и в Царствии Небесном.
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru
Фото анонса Dizer7