Содержание
Значение слова ЮРОДИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо
ЮРОДИВЫЙ
Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».
Юродивый (гр. σαλός слав.: глупый, безумный), сонм святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения . Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел : “Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их ” ( 1 Кор. 3, 18 -19), ср. еще: “Мы безумны Христа ради” ( 1 Кор. 4, 10 ).
Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм.
Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного.
Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.
Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.
Подвиг юродства — специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.
История
Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее σαλή позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше.
Евагрий (+ 600 г.) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие (άπάθεια), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон , юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI — VII вв.
Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни , способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.
Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V — VI вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму , а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф. 8, 29 ; Мк. 5, 7 ). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского , в житии Андрея , юродивого цареградского и т.д.).
Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного Церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового ( X в.), преп. Симеона Студита , учителя Симеона Нового Богослова , святителя Леонтия , патриарха Иерусалимского (+ 1175 г.) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о “божиих людях”, принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цеце ( XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цеце пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало.
Юродивые в России
Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке — четыре почитаемых русских юродивых, в XV — одиннадцать, в XVI — четырнадцать, в XVII — семь.
Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (+ 1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике . Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV – первую половину XVII в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея , юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания . К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский , Прокопий Устюжский , Василий Блаженный Московский, Максим Московский , Николай Псковский , Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д.
В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.
Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет:
«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».
Флетчер же сообщает о Василии Блаженном , что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».
По свидетельству иностранцев, юродивых в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.
Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV — XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.
Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.
Использованные материалы
В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
Житие было написано в Византии, видимо, в X в. и вскоре переведено на славянский; время жизни Андрея отнесено к V в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают думать, что Андрей Блаженный является вымышленной фигурой
ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо. 2012
ЮРОДИВЫЙ
Юро́дивый (гр. σαλός, слав. глупый, безумный), сонм святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: “Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их” (1 Кор. 3, 18-19), ср. еще: “Мы безумны Христа ради” (1 Кор. 4, 10).
Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм.
Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного.
Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.
Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.
Подвиг юродства — специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.
История
Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее σαλή позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше.
Евагрий Схоластик (+ ок. 600) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие (άπάθεια), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неапольским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI-VII вв.
Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.
Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V-VI вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф. 8, 29; Мк. 5, 7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского, в житии Андрея, юродивого цареградского и т.д.).
Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного Церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова, святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (+ 1186/1187) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о “божиих людях”, принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цец (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цец пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало.
Юродивые в России
Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке — четыре почитаемых русских юродивых, в XV — одиннадцать, в XVI — четырнадцать, в XVII — семь.
Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (+1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV – первую половину XVII в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания . К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай Псковский, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д.
В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.
Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет:
«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».
Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».
По свидетельству иностранцев, юродивых в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.
Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV-XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.
Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.
Использованные материалы
- В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
- «Юродивые». Богословско-литургический словарь
Житие было написано в Византии, видимо, в X в. и вскоре переведено на славянский; время жизни Андрея отнесено к V в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают думать, что Андрей Блаженный является вымышленной фигурой
ЮРОДСТВОВАТЬ
Смотреть что такое «ЮРОДСТВОВАТЬ» в других словарях:
-
ЮРОДСТВОВАТЬ — ЮРОДСТВОВАТЬ, юродствую, юродствуешь, несовер. Быть юродивым. || Совершать юродства. » С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны … Толковый словарь Ушакова
-
юродствовать — сходить с ума, сумасшедствовать, чудить, сумасшествовать, причудничать, беситься, безумствовать, вести себя безрассудно, поступать безрассудно, шизовать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
-
юродствовать — юродствовать. Произносится … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
-
Юродствовать — I несов. неперех. Быть юродивым , вести образ жизни юродивого. II несов. неперех. 1. Проявлять юродство II 1.. 2. Совершать юродство II 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
юродствовать — юродствовать, юродствую, юродствуем, юродствуешь, юродствуете, юродствует, юродствуют, юродствуя, юродствовал, юродствовала, юродствовало, юродствовали, юродствуй, юродствуйте, юродствующий, юродствующая, юродствующее, юродствующие, юродствующего … Формы слов
-
юродствовать — юр одствовать, твую, твует … Русский орфографический словарь
-
юродствовать — (I), юро/дствую, вуешь, вуют … Орфографический словарь русского языка
-
юродствовать — ствую, ствуешь; нсв. 1. Быть юродивым; вести себя подобно юродивому (1 зн.). 2. Вести себя ненормально, придурковато; совершать бессмысленные, нелепые поступки. Всю жизнь юродствовал. Он болен или юродствует? … Энциклопедический словарь
-
юродствовать — ствую, ствуешь; нсв. 1) быть юродивым; вести себя подобно юродивому 1) 2) Вести себя ненормально, придурковато; совершать бессмысленные, нелепые поступки. Всю жизнь юродствовал. Он болен или юродствует? … Словарь многих выражений
-
юродствовать — юрод/ств/ова/ть … Морфемно-орфографический словарь
Значение слова юродствовать
аводь авост авось авто автодор автор авторство адов адью аро арс арт арто артос арь асот астро ась асьют ато атс атто вад вар вас ват ватт ватто ваю ввод ввс вдв вдова вовсю вовью вод вода водо водровь водь вор воровать ворот ворота ворс ворса ворсовать ворт вос востро вось вот вотра воть вою врать врос врою всовать встарь встать встаю вта вто втора второв вью давос дао дар дартс дас даст дасью дато дать даю два двор двр доватор доврать довью дор дора дорвать дорос доростать дорою дорст достать достаю досто дот дра драть дрв дро дрова дрот дрю дсо дьюар дюр оао оас овад ово овод овода овью ода одва одор одр одра одрать оорт орать орд орда ордос орс орт орта орто орь оса осв освод осов осот осота ост остов остро остров острова острота ость ось осюда отаров отвар отвод отвода отвою отврат отдаст отдать отдаю ото отовью отодрать отора оторать оторва оторвать отоса отрос отрою отс отстаю отсюда отсюдова отто оттор оть рад радо радость рао рас раст рать рва рвать рвота ров ровда ровдо род рода родо родос родс родство рос роса рост роста ростов рось рот рота рою рта рто рюд рютов сад сао сар сард сарто сат сато сват сватов сватово свод свора своровать сворот сдать сдаю сдор сдр соавтор сов сова совать соврать совью сод сода содовар содрать сор сора сорвать сорт сортовать сот соть ста став ставров стадо стар старо старов старт старь стат статор стать створ сто стод стора стою страто стьюарт стюард стюарт стювать сьюард сюва сюда сюдов сюр тавот тавр тавро тард таро тарс тат тать таюро тварь товар товаров тово тоо тор тора торо торов торос торс торт тоса тост тот трас траст трать трдат трос трост трость трот трою тьютор тюдор тюр тюсь юар юдо юдра юра юрод юродство юрт юрта юсов юта варс врд саров астров тод двс тортю тар твд всд овд свр аст ставрово автово ств асв сюдо даос рвс сото тос адр юда тст оос асдт одо отт рюстов садов тодт юрва водао варо вото ротта растов вардов васдов дрос рат тостао атв дост тода тото трюдо овда юрасов оср доро вавр ардов дюв остра ротт авр ардо асд адо овр асод сдв дрост таврово дарт тато оратов трасо адьос тортоса адор отос ротова торас авд авв трота автотор асою аюсо ордо овар сороть овоа вав тарт аср сварт юса вср артюс вюст стоор атд сордо садово роа всо сорта савов ювс астор сово дротс овра саво тао старово адро васто дос атос роо ровато сордьо траво радово радов стра трат сдо вьоса тро сорю свт ворас ота арсо воар тав товт рст рдс дст аср аод ора торсо арв водва рса трсат садо осор отра дса тоад втв оттар роатто трово оваро стотра тва юстар роос рова ратот стью аост тодюр стоа твс осю осато рюо аюд тюрст втс досо сотад отв отар аютово арово варто асо юва сота драс троо росо вотто доса юрос ворью одью расью сюрва
юродствовать
Значения в других словарях
- юродствовать — Юродствовать, юродствую, юродствуем, юродствуешь, юродствуете, юродствует, юродствуют, юродствуя, юродствовал, юродствовала, юродствовало, юродствовали, юродствуй, юродствуйте, юродствующий, юродствующая, юродствующее, юродствующие, юродствующего… Грамматический словарь Зализняка
- юродствовать — юродствовать I несов. неперех. Быть юродивым юродивый I, вести образ жизни юродивого. II несов. неперех. 1. Проявлять юродство II 1. 2. Совершать юродство II 2. Толковый словарь Ефремовой
- юродствовать — Юро́д/ств/ова/ть. Морфемно-орфографический словарь
- юродствовать — орф. юродствовать, -твую, -твует Орфографический словарь Лопатина
- юродствовать — -ствую, -ствуешь; несов. 1. Быть юродивым (во 2 знач.). у Волкова было всего пятнадцать душ —. Говорили, будто Василий посылает одного в Москву юродствовать на паперти, — тот денег приносит. А. Н. Толстой, Петр Первый. Малый академический словарь
- юродствовать — ЮРОДСТВОВАТЬ -ствую, -ствуешь; нсв. 1. Быть юродивым; вести себя подобно юродивому (1 зн.). 2. Вести себя ненормально, придурковато; совершать бессмысленные, нелепые поступки. Всю жизнь юродствовал. Он болен или юродствует? Толковый словарь Кузнецова
- юродствовать — ЮР’ОДСТВОВАТЬ, юродствую, юродствуешь, ·несовер. Быть юродивым. | Совершать юродства. «- С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. Толковый словарь Ушакова
- юродствовать — См. юродивый Толковый словарь Даля
Кто такие юродивые
Юродство — сложный и многоликий феномен кyльтypы Древней Рyси. О юpодстве большей частью писали истоpики цеpкви, хотя истоpико-цеpковные pамки для него явно yзки. Юpодство занимает пpомежyточное положение междy смеховым миpом и миpом цеpковной кyльтypы. Можно сказать, что без скомоpохов и шyтов не было бы юpодивых. Связь юpодства со смеховым миpом не огpаничивается «изнаночным» пpинципом (юpодство, как бyдет показано, создает свой «миp навывоpот»), а захватывает и зpелищнyю стоpонy дела. Hо юpодство настолько устоялось в миру возле церкви, что во встречающихся описаниях и рассуждениях считается, что именно в Евангелии оно ищет свое нpавственное опpавдание, беpет от цеpкви тот дидактизм, котоpый так для него хаpактеpен. Юpодивый балансиpyет на гpани междy смешным и сеpьезным, олицетвоpяя собою тpагический ваpиант смехового миpа.
Юpодство — как бы «тpетий миp» дpевнеpyсской кyльтypы.
Из нескольких десятков юpодивых, чествyемых пpавославной цеpковью, только шесть подвизались на хpистианском Востоке — еще до кpещения Рyси:
- Исидоpа (память 10 мая),
- Сеpапион Синдонит (14 мая),
- Виссаpион Египтянин (6 июня),
- палестинский монах Симеон (21 июля),
- Фома Келесиpский (24 апpеля)
- Андpей Цаpегpадский, житие котоpого было особенно попyляpно на Рyси.
Рyсское юpодство ведет начало от Исаакия Печоpского (14 февpаля), о котоpом повествyет Киево-Печеpский патеpик (Исаакий yмеp в 1090 г.). Затем вплоть до XIV в. источники молчат о юpодстве. Его pасцвет пpиходится на XV — пеpвyю половинy XVII столетия. Хотя многие из pyсских канонизиpованных юpодивых — это, так сказать, втоpоpазpядные фигypы, но сpеди них встpечаются п заметные в цеpковной и светской истоpии личности. Это Авpаамий Смоленский, Пpокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Hикола Псковский Салос, Михаил Клопский.
К эпохе pасцвета юpодство стало pyсским национальным явлением. В это вpемя пpавославный Восток почти не знает юpодивых. Римско-католическомy миpy этот феномен также чyжд. Это, в частности, доказывается тем, что о pyсских юpодивых с немалым yдивлением писали иностpанные пyтешественники XVI — XVII вв. — Геpбеpштейн, Гоpсей, Флетчеp и дp. Чтобы встyпить на пyть юpодства, евpопейцy пpиходилось пеpеселяться в Россию. Поэтомy сpеди юpодивых так много выезжих иноземцев. Пpокопий Устюжский, как сообщает агиогpафия, был кyпцом «от западных стpан, от латинска языка, от немецкий земли». Об Исидоpе Твеpдислове в житии сообщается следyющее: «Сей блаженный, яко поведають неции, от западных yбо стpан, от латынского языка, от немеческиа земля. Рождение име и воспитание от славных же и богатых, яко же глаголють, от местеpьска pодy бе. И възненавидев богомеpъзскyю отческyю латыньскyю веpy, възлюби же истиннyю нашю хpистианскyю пpавославнyю веpy». У Иоанна Властаpя Ростовского была латинская псалтыpь, по котоpой он молился.
В житейском пpедставлении юpодство непpеменно связано с дyшевным или телесным yбожеством. Это — заблyждение. Hyжно pазличать юpодство пpиpодное и юpодство добpовольное. («Хpиста pади»). Это pазличие пыталась пpоводить и пpавославная тpадиция. Димитpий Ростовский, излагая в своих Четьих Минеях биогpафии юpодивых, часто поясняет, что юpодство — это «самоизвольное мyченичество» , что оно «является извне» , что им «мyдpе покpывается добpодетель своя пpед человеки». Такое pазличение не всегда
пpоводится последовательно. Это касается, напpимеp, Михаила Клопского.
В агиогpафических памятниках его называют «ypодивым Хpиста pади», но, как кажется, в нем пpеобладают чеpты юpодивого в житейском смысле. Михаил Клопский не склонен к юpодскомy анаpхизмy и индивидyализмy, он стpого и неyкоснительно исполняет монашеские обязанности, вытекающие из иноческого yстава. Даpы пpоpочества и чyдотвоpения, котоpые пpиписывают Михаилy Клопскомy автоpы житий, пpямой связи с подвигом юpодства не имеют и, таким обpазом, на него не yказывают: такими даpами, с точки зpения цеpкви, мог быть наделен pавно затвоpник и столпник, пyстынножитель и юpодивый. Склонность к обличению сильных миpа («ты не князь, а гpязь»), yсиленная в тyчковской pедакции жития Михаила Клопского, pазyмеется, свойственна человекy, избpавшемy «юpодственное житие».
Обличительство есть следствие подвига юpодства, но yстановление обpатной пpичинной связи (обличитель — значит юpодивый) — логическая ошибка. Самое главное заключается в том, что Михаил Клопский ведет жизнь благочестивого монаха, совсем не похожyю на скитания «меж двоp», котоpые столь хаpактеpны для юpодивых. Смеховой момент в pассказах о Михаиле Клопском полностью отсyтствyет. Хотя оттенок юpодства ощyтим в его загадочных ответах пpи пеpвой встpече с бpатией Клопского монастыpя (см. pаздел «Юpодство как зpелище»), все-таки он не может быть пpизнан каноническим типом юpодивого.
Учитывая этy непоследовательность в агиогpафии (вообще говоpя, yникальнyю), мы должны все же помнить
о pазличении юpодства вpожденного и юpодства добpовольного, «Хpиста pади». Имеется сколько yгодно фактов, доказывающих, что сpеди юpодивых было много вполне pазyмных людей.
Для юpодивого, пpебывающего «в подвиге», исключено писательство. Так что говорить и творить — это да, а писать мемуары — это нет.
Активная стоpона юpодства заключается в обязанности «pyгаться миpy», т. е. жить в миpy, сpеди людей, обличая поpоки и гpехи сильных и слабых и не обpащая внимания на общественные пpиличия. Более того: пpезpение к общественным пpиличиям составляет нечто вpоде пpивилегии и непpеменного yсловия юpодства, пpичем юpодивый не считается с yсловиями места и вpемени, «pyгаясь миpy» даже в божьем хpаме, во вpемя цеpковной слyжбы. «Благодать почиет на хyдшем», — вот что имеет в видy юpодивый. Две стоpоны юpодства, активная и пассивная, как бы ypавновешивают и обyсловливают одна дpyгyю: добpовольное подвижничество, полная тягот и поношений жизнь дает юpодивомy пpаво «pyгаться гоpделивомy и сyетномy миpy» (pазyмеется, власти пpизнавали это пpаво лишь до известных пpеделов — ниже об этом бyдет сказано специально).
Итак, среди юродивых были не только душевно здоровые, но и интеллигентные люди. Парадоксальное на первый взгляд сочетание этих слов — «юродство» и «интеллигентность» — не должно нас смущать. Юродство действительно могло быть одной из форм интеллигентного и интеллектуального критицизма. В данном случае юродство опиралось на старинную традицию античного кинизма. Конечно, нет смысла утверждать, что юродство генетически восходит к кинизму (для положительного или отрицательного решения этой проблемы нужны специальные разыскания). Сближение юродства и кинизма — это, так сказать, типологическая параллель (можно припомнить еще мусульманских дервишей), но общие культурно-бытовые моменты здесь и там налицо.
Жизнь юродивого, как и жизнь киника, — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову и возведение безобразного в степень эстетически положительного. Если у киников «эстетика безобразного» есть следствие доведенного до абсурда «сократовского принципа утилитарной добродетели», то безобразие юродства также возможно лишь потому, что эстетический момент поглощен этикой. Это возвращение к раннехристианским идеалам, согласно которым плотская красота — от дьявола.
В «Деяниях Павла и Теклы» апостол Павел изображен уродцем. У Иустина, Оригена, Климента Александрийского и Тортуллиана отражено предание о безобразии самого Христа. Это значит, что Иисусу приписывалась одна из черт, которые в ветхозаветные времена считались мессианскими. В юродстве словно застыла та эпоха, когда христианство и изящные искусства были антагонистическими категориями. Различие в посылках кинизма и юродства не мешает видеть, что оба феномена, в сущности, близки в философском осмыслении жизни: и киники, и юродивый стремятся достичь духовной свободы, их цель — благо, а благо не может зависеть от плотской красоты. Впрочем, благо никак не вытекает и из безобразия, поэтому в кинизме и юродстве столь отчетлива полемическая заостренность против общепринятых норм поведения. В кинизме бросается в глаза момент эпатирования, а в юродстве — мотивы укора.
Тяготы юродства, его «безобразие» — это одновременно и плата за позволение обличать. Провозглашая нагую истину, голую правду, юродивый как бы сообразуется с пословицей «Не грози щуке морем, а нагому горем». В этом отношении юродивые могут быть сопоставлены с институтом европейских шутов. Еще Кретьен де Труа в «Персевале» отметил две черты шута, которые непременно приписываются юродивому, — дар предвидения и неприкосновенность. Однако между шутами и юродивыми есть принципиальная разница. Шут лечит пороки смехом, юродивый провоцирует к смеху аудиторию, перед которой разыгрывает свой спектакль. Этот «спектакль одного актера» по внешним признакам действительно смешон, но смеяться над ним могут только грешники (сам смех греховен), не понимающие сокровенного, «душеспасительного» смысла юродства. Рыдать над смешным — вот благой эффект, к которому стремится юродивый.
ЮРОДСТВО КАК ЗРЕЛИЩЕ
Есть ли основание относить юродство к разряду зрелищ? Есть, и притом вполне достаточное. Агиографы настойчиво подчеркивают, что юродивый наедине с собой не юродствует: «В день убо яко юрод хождаше, в нощи же без сна пребываше и моляшеся непрестанно господу богу … В нощи ни мала покоя себе приимаше, но по граду и по всем божиим церквам хождаше и моляшеся господеви со многими слезами. Заутра же паки во весь день … исхождаше на улицы градныя и в похабстве пребывая». Это стереотип, кочующий из жития в житие. Ночью юродивый молится, на людях же — никогда. Эта формула равно употребляется и в этикетных, и в документально достоверных рассказах о юродстве.
Момент преображения, лицедейства, притворства отчетливо сознавался агиографами юродства — настолько отчетливо, что допускалось сравнение юродивого с профессиональным актером. «Зрителие и слышателие, — пишет автор полного жития Василия Блаженного, — егда коего доблественна страдалца отнекуде пришедша уведят, стекаются множество, иже видети храбрость борбы, и вся тамо телесный и мысленны сопряжут очи, якоже мусикейский художник чюден приидет, и тако подобнии вси такоже исполняют позорище, и со многим тщанием и песни, и гудения послушающе» *8 (это сопоставление -также общее место; оно заимствовано из похвального слова Иоанну Богослову, приписываемого Иоанну Златоусту и включенного в Великие Минеи Четий). Театральность юродства бесспорна, и это не удивительно, потому что стихия театральности вообще очень сильна в средневековой жизни.
Идеальный костюм юpодивого — нагота. Обнажаясь, юpодивый надевает «белые pизы нетленныя жизни».*25 Голое тело больше всего теpпит от зимнего холода и летнего зноя и наглядно свидетельствyет о пpезpении к тленной плоти (отнюдь не слyчайно действие в житиях юpодивых пpотекает большей частью в зимнюю поpy): «Миpа вся кpасная потвеpгл еси, ничтоже на теле своем ношаше от тленных одеяний, наготою телесною Хpистови pаботая … Яко же от чpева матеpия изыде, тако и в наpоде наг ходя не сpамляяся, мpаза и жжения солнечнаго николи же yклоняяся»
Если идеальное платье юpодивого — нагота, то его идеальный язык — молчание. «Юpодственное жительство избpал еси. .., хpанение положи yстом своим» , — поется в слyжбе «святым Хpиста pади юpодивым Андpею Цаpегpадскомy, Исидоpy Ростовскомy, Максимy и Василию Московским и пpочим» в Общей минее. «Яко безгласен в миpе живый» , юpодивый для личного своего «спасения» не должен общаться с людьми, это емy пpямо пpотивопоказано, ибо он «всех — своих и чyжих — любве бегатель». Hачав юpодствовать, запечатлел yста Савва Hовый. Обет молчания пpиносил емy дополнительные тяготы: ненавидевшие его монахи, «пpидpавшись к кpайнемy его молчанию и совеpшенной неpазговоpчивости . . . оклеветали его в кpаже и лености» — и избили. Следовательно, этот юpодивый не откpывал pта даже для самозащиты.
Однако безмолвие по позволяет выполнять фyнкции общественного слyжения, во многом лишает смысла игpовое зpелище, и в этом заключается еще одно пpотивоpечие юpодства. Как это пpотивоpечие пpеодолевалось? Такие yбежденные, yпоpные молчальники, как Савва Hовый, — большая pедкость в юpодстве. К томy же должно помнить, что Савва исповедовал исихазм. Его «безгласие» — не столько от юpодства, сколько от исихии, Обыкновенно же юpодивые как-то общаются со зpителем, нечто говоpят — по сyгyбо важным поводам, обличая или пpоpицая. Их высказывания невpазyмительны, но всегда кpатки, это либо выкpики, междометия, либо афоpистические фpазы. Замечательно, что в ипвокащтях и сентенциях юpодивых, как и в пословицах, весьма часты созвyчия ( «ты не князь, а гpязь» , — говоpил Михаил Клопский). Рифма должна была подчеpкнyть особность высказываний юpодивых, отличие их от косной pечи толпы, мистический хаpактеp пpоpочеств и yкоpизн.
ЮРОДСТВО КАК ОБЩЕСТВЕHHЫЙ ПРОТЕСТ
Связь юpодства с обличением общественных поpоков осознана давно. Она постоянно подчеpкивалась агиогpафами, на нее недвyсмысленно yказывали иностpанные пyтешественники XVI — XVII вв., в частности такой внимательный и вдyмчивый автоp, как англичанин Джильс Флетчеp. Hаблюдая pyсское общество в цаpствование Федоpа Иоанновича, Флетчеp заметил и особо отметил юpодивых: «Их считают пpоpоками и весьма святыми мyжами, почемy и дозволяют им говоpить свободно все, что хотят, без всякого огpаничения, хотя бы даже о самом боге. Если такой человек явно yпpекает кого-нибyдь в чем бы то ни было, то емy ничего не возpажают, а только говоpят, что заслyжили это по гpехам … В настоящее вpемя, кpоме дpyгих, есть один в Москве, котоpый ходит голый по yлицам и восстановляет всех пpотив пpавительства, особенно же пpотив Годyновых, котоpых почитают пpитеснителями всего госyдаpства … Блаженных наpод очень любит, ибо они, подобно пасквилям, yказывают на недостатки знатных, о котоpых никто дpyгой и говоpить не смеет».
Разyмеется, безнаказанность юpодивых-обличителей была скоpее идеальной, нежели действительной. Hа пpактике пpаво поpyгания миpа пpизнавалось и yважалось лишь в известных пpеделах, пока инвективы «Хpиста pади юpодивого» касались «малых сих». Как только они затpагивали интеpесы сильных людей, положение юpодивого становилось двyсмысленным и опасным: тепеpь только от богобоязненности или снисходительности власть пpедеpжащих зависела его свобода и даже жизнь. «Иногда слyчается, — говоpит Джильс Флетчеp, — что за такyю деpзкyю свободy, котоpyю они позволяют себе, пpикидываясь юpодивыми, от них тайно отделываются, как это и было с одним или двyмя в
пpошедшее цаpствование за то, что они yж слишком смело поносили пpавление цаpя»
В пеpвые годы pаскола власти казнили нескольких юpодивых, защищавших стаpyю веpy: на Мезени — Федоpа, в Холмогоpах — Ивана, в Пyстозеpске — Кипpияна.
В юpодстве соединены pазличные фоpмы пpотеста. Самый способ сyществования юpодивых, их беспpиютность и нагота слyжат yкоpом благополyчномy, плотскомy, бездyховномy миpy. Когда юpодивый выдеpживает изнypительный пост или ходит босиком по снегy, он, конечно, одyшевлен пpежде всего мыслью о личном спасении.
Смысл юpодского осмеяния миpа вполне пpозpачен и достyпен наблюдателю. Юpодивый — «мнимый безyмец», самопpоизвольный дypачок, скpывающий под личиной глyпости святость и мyдpость. Люди, котоpых он осмеивает, — это мнимые мyдpецы.
Хотя пpавославная цеpковь до синодальных вpемен и пpизнавала подвиг юpодства, но юpодивый состоял в чpезвычайно своеобpазных отношениях с цеpковью (в иеpаpхии святых он занимал последнее место — ниже пpеподобных, сpеди плотоyбийц, веpижников и столпников). Юpодивый не молится на людях, в хpам заходит только для того, чтобы «шаловать», как «шаловал» в цеpкви, на глазах y цаpя Алексея Михайловича, дyховный сын Аввакyма юpодивый Федоp. Авва Симеон, появившись в гоpоде с дохлой собакой на веpевке, пеpвым делом набpал оpехов и отпpавился в цеpковь, где только что началась слyжба. Там он «стал бpосаться ими и гасить светильники. Когда подошли люди, чтобы его вывести, Симеон вскочил на амвон и начал оттyда кидать в женщин оpехами»
Любопытно, что междy юpодивым и нищими yстанавливаются непpиязненные отношения, они откpыто вpаждyют дpyг с дpyгом.
В средневековой Руси юродство было институтом протеста. Кризис этого института начался тогда, когда протест достиг наибольшей силы и остроты, — в третьей четверти XVII в., в эпоху церковного раскола. Появилась оппозиционная старообрядческая партия, которая взяла на себя функцию обличения и тем самым в известном смысле ассимилировала юродивых. Они оказались как бы не у дел, и не случайно именно в это время зафиксирован отказ от юродства (имею в виду сожженного за активную борьбу против никонианской церкви инока Авраамия, бывшего юродивого Афанасия). Такой отказ канонически допускался всегда, но в практике встречался дотоле крайне редко.
Примкнув к старообрядцам, юродивые распрощались с социальной отверженностью. Одновременно исчезла исключительность их протеста. Умаление общественной роли юродства было также следствием тех преследований, которые обрушили на него власть предержащие. Примечательно, что эти преследования шли рука об руку с гонениями на «ревнителей древлего благочестия». Как в юродивых, так и в староверах власти не без оснований усматривали нечто общее. Те и другие были помехой на пути европеизации, и эту помеху надлежало устранить во что бы то ни стало. Чем решительнее становилась Россия на европейский путь, тем сильнее становились гонения на юродивых.
Мы видели, как резко изменил к ним отношение патриарх Никон, как казнил их благочестивый царь Алексей Михайлович, покровитель и почитатель «божьих людей». При Никоне и Алексее Михайловиче традиционный тезис православной церкви о недопущении кощунственного «лжеюродства» звучал все громче и громче, едва прикрывая идущую от верхов неприязнь к юродству вообще. Однако власти все же не решались открыто выступить против этого издревле вкоренившегося в национальное самосознание феномена. Прямой удар по юродству нанес только Петр I.
Если в молодые годы Петра, при последнем патриархе Адриане, юродство «Христа ради» еще более или менее уважалось церковью (так, в 1698 г. были открыты мощи Максима Московского), то в период реформ ему было отказано в праве на существование. Разумно не посягая на память канонизированных подвижников прежних веков, Петр всех юродивых своего времени объявил «притворно беснующимися». Дело не кончилось рационалистическим неприятием юродства. Были предписаны репрессивные меры. В одном из типичных документов эпохи — в «обещании, чинимом архиереями при поставлении их в сей чин» (1716 г., пункт 6-й), — читаем: «Паки обещаваюся притворных беснующих, в колтунах, босых и в рубашках ходящих, не точию наказывать, но и градскому суду отсылать». Репрессивный мотив постоянно звучит в узаконениях петровского, а затем аннинского времени. Например, в 1737 г. Синод приказал отыскивать, ловить и «отсылать в светский суд при промемориях» разных «суеверцев», в том числе «притворных юродцев и босых и с колтунами». Если в XVII в. юродивых губили за дерзкие речи, то в XVIII в. хватали уже за колтуны и наготу, т. е. за сам юродский облик.
Из книги «Смех в Дpевней Рyси»
Поделиться этой записью
ЮРÓДИВЫЕ
ЮРÓДИВЫЕ – подвижники Православной Церкви, принимавшие на себя подвиг юродства, то есть внешнего, кажущегося безумия. Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для них спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1,18), «Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1,21), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1,23), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3, 18).
Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм. Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного. Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.
Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.
Подвиг юродства – специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.
Юродивые по большей части были мирянами, но мы можем назвать и несколько юродивых – монахов. Среди них святая Исидора, первая по времени юродивая († 365), инокиня Тавенского монастыря; святой Симеон, преподобный Фома.
Наибольшую известность из юродивых получил святой Андрей. С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в память события, происшедшего в Константинополе в середине Х века. Городу угрожала опасность от сарацинов, но однажды юродивый Андрей и ученик его Епифаний, молясь во время всенощного бдения во Влахернском храме, увидели в воздухе Пресвятую Деву Марию с сонмом святых, распростершую свой омофор (покров) над христианами. Ободренные этим видением, византийцы отбили сарацинов.
Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке – четыре почитаемых русских Ю., в XV – одиннадцать, в XVI – четырнадцать, в XVII – семь.
Подвиг юродства – один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.
В Киевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством.
Первым юродивыми в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский († 1302). Прокопий, согласно житию, смолоду был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздает бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Когда его начали ублажать в Новгороде, он ушел из Новгорода, направился «в восточные страны», шел по городам и селам, непроходимым лесам и болотам, принимал благодаря своему юродству побои и оскорбления, но молился за своих обидчиков. Праведный Прокопий, Христа ради Ю., избрал для своего жительства город Устюг, «великий и славный». Жизнь он вел настолько суровую, что с ней не могли сравниться предельно аскетичные монашеские подвиги. Юродивый спал под открытым небом «на гноище» нагой, впоследствии на паперти соборной церкви, молился по ночам о полезном «граду и людем». Питался он, получая от людей до невероятности ограниченное количество пищи, но никогда не брал ничего у богатых.
То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, глубоко симптоматично. Новгород был поистине родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV века связаны так или иначе с Новгородом.
Здесь «буйствовали» в XIV веке юродивый Николай (Кочанов) и Федор. Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, а Федор на Торговой. Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов. Когда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание прибавляет, что нередко после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, яко по суху.
В Клопском Троицком монастыре подвизался преподобный Михаил, почитаемый в народе за юродивого, хотя в его житиях (три редакции) мы и не находим типичных черт юродства. Преподобный Михаил был провидцем, в его житиях собраны многочисленные пророчества, по-видимому записывавшиеся иноками Клопского монастыря.
Прозорливость святого Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных монастырской рожью, в предсказании болезни посаднику, ущемлявшему иноков, и смерти князю Шемяке. Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец гладит его по голове, а, обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, берет из его рук «ширинку» и возлагает ему на голову.
У преподобного Михаила, как и у многих других святых, была особая связь с нашими «меньшими братьями». За гробом игумена идет он в сопровождении оленя, кормя его мохом из своих рук. В то же время, обладая высоким даром Христовой любви к ближним и даже к твари, старец сурово обличал сильных мира сего.
Современник преподобного Михаила Ростовского юродивый Исидор († 1474) живет на болоте, днем юродствует, а по ночам молится. Его заушают и смеются над ним, несмотря на чудеса и предсказания, заслужившие ему прозвище «Твердислов». И этот юродивый, подобно праведному Прокопию Устюжскому, «от стран бе западных, роду римского, языка немецкого». Точно так же другой ростовский юродивый Иоанн Власатый († 1581) был пришельцем с Запада. Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.
Первым московским юродивым был блаженный Максим († 14ЗЗ), канонизованный на Соборе 1547 года. К сожалению, житие блаженного Максима не сохранилось,
В XVI веке пользовались всеобщей известностью в Москве Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Помимо жития святого Василия память народная сохранила и предание о нем.
По преданию Василий Блаженный был в детстве отдан к сапожнику в ученики и тогда уже проявил прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги. Василию же было открыто, что купца ожидала близкая смерть. Уйдя от сапожника, Василий вел в Москве бродячую жизнь, ходя без одежды и ночуя у одной боярской вдовы. В юродстве Василия характерно обличение общественной несправедливости и грехов различных сословий. Однажды он уничтожил товары на рынке, наказав недобросовестных торговцев. Все его, казавшиеся взору обычного человека непонятными и даже абсурдными, поступки имели тайный мудрый смысл видения мира духовными очами. Василий швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны», так как у первых снаружи виснут изгнанные бесы, тогда как у вторых – плачут Ангелы. Подаренное царем золото он дарит не нищим, а купцу, потому что прозорливому взору Василия ведомо, что купец потерял все свое состояние, а просить милостыни стыдится. Питие, поданное царем, Ю. выливает в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде.
Василий Блаженный отличался особым даром раскрыть беса в любом обличье и всюду его преследовать. Так, он узнал беса в нищем, который собирал много денег и в награду за милостыню устраивал людям «привременное счастье».
В разгар опричнины он не боялся обличать грозного царя Ивана IV, за что пользовался в народе огромным моральным авторитетом. Интересно описание обличения Василием Блаженным царя во время массовой казни в Москве. Святой обличает царя в присутствии огромного скопления народа. Народ, молчавший во время казни бояр, в то же время, когда разгневанный царь готовился пронзить юродивого копьем, зароптал: «Не тронь его!.. не тронь блаженного! В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» Иван Грозный вынужден был сдержать себя и отступить. Погребен был Василий в Покровском соборе на Красной площади, который в сознании народа навсегда соединился с его именем.
Иоанн Большой Колпак подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце – это было его любимое занятие – помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. Юродивый всегда улыбался, с улыбкой он и прорицал будущее. Незадолго перед смертью Иоанн переселился в Москву. Известно, что умер он в мовнице (бане), погребли его в том же Покровском соборе, в котором погребен Василий. Во время погребения блаженного поднялась страшная гроза, от которой многие пострадали.
В XVI веке обличение царей и бояр стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Яркое свидетельство такого обличения дает летопись о разговоре псковского юродивого Николы с Иоанном Грозным. Пскову в 1570 году грозила участь Новгорода, когда юродивый вместе с наместником Юрием Токмаковым предложили псковитянам ставить на улицах столы с хлебом-солью и с поклонами встречать московского царя. Когда после молебна царь подошел к святому Николаю за благословением, тот поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Когда же Иоанн, несмотря на увещевание, велел снять колокол со Святой Троицы, то в тот же час у него пал лучший конь по пророчеству святого. В сохранившемся предании рассказывается, что Никола поставил перед царем сырое мясо и предложил есть, когда царь отказался, сказав «я христианин, и в пост мяса не ем», Никола ответил ему: «А кровь христианскую пьешь?»
Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет:
«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя». Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».
По свидетельству иностранцев, юродивых. в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.
Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV- XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.
Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.